Рассказ о благородном олене

Приближаются новогодние каникулы, время долгожданного отдыха. каждый сам выбирает, как им распорядиться и провести активно, на лыжах в горах,

Приближаются новогодние каникулы, время долгожданного отдыха. Каждый сам выбирает, как им распорядиться и провести — активно, на лыжах в горах, а может быть, на коньках и санках. Кто-то предпочтет полежать с книжкой на диване или посмотреть семейный фильм. Но ведь не все 10 дней сидеть дома, согласитесь.

Возможно, вы захотите выбраться в мир и окультуриться — посетить театр или музей. Тогда афиша 19rus.info вам пригодится. Мы собрали для жителей Хакасии самое главное из городских мероприятий на праздничных выходных Нового 2022 года.

Начнем, пожалуй, с театра «Сказка», чьи двери гостеприимно распахнуты для детей и взрослых. Праздничное настроение не покинет театр с наступлением праздника, ведь все новогодние каникулы с 3 по 8 января в 11.00 и 13.00 продолжатся новогоднее представление «Веселое приключение с Тиграшей» (3+) и спектакль «Не ёжик» (3+). Это теплая и добрая сказка о том, что понравиться всем нельзя и лучше быть самим собой. А друзья обязательно примут тебя таким, какой ты есть. Эта история точно придется по душе и детям, и взрослым, ведь спектакль затрагивает важную тему принятия себя.

В новогодние выходные 5 и 8 января в 14.00 в торговом центре «Европа» в Абакане Центр культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева» вновь представит арт-проект «Культурный шоКинг. Ми-ми-мишки в кругу друзей».

В этот раз вы встретитесь с персонажами из любимого мультфильма «Ми-ми-мишки» — Кешей, Тучкой и Лисичкой, которые не могут найти дорогу домой. Детей ждут игры, танцевальные флешмобы и фотосессия с мультяшными героями.

Если и заниматься шопингом, то весело.

3 и 4 января в 12.00 Хакасская республиканская филармония приглашает на Новогоднюю музыкальную сказку «Такие разные ветра» (6+). В постановке принимают участие солисты филармонии и артисты ансамбля хакасского танца «Кӱн сузы».

— Однажды в канун Нового года со Снегурочкой произошла большая неприятность: она случайно выпустила Чёрный ветер из коробки, в которую его упрятал Дед Мороз. А нужно сказать, что Черный ветер — самый злой, опасный и коварный ветер. Для того чтобы отомстить Деду Морозу, ветер позвал из соседней галактики свою сестру – колдунью Гему. Вместе они решили лишить всех землян, Снегурочку и Деда Мороза самого любимого праздника — Нового года, — приоткрыла завесу тайны режиссёр-постановщик филармонии Юлия Белогурова.

Чем закончилась эта невероятная история, а также что в сказке делают Кот Гермоген, космическая птичка Берта, Леший и Кикимора юные зрители узнают на новогоднем представлении в филармонии.

Для тех, кто заскучает по душевным песням, филармония приготовила «Вечер романсов» (6+).Популярные произведения камерной вокальной музыки русских и зарубежных композиторов исполнят солисты филармонии классического жанра.

Концерт пройдет 3 января в 16.00.

В нем примут участие: 

  • Заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Бурятии, народная артистка Хакасии Екатерина Кыштымова;
  • Заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Хакасии Зинаида Аршанова;
  • Народная артистка Хакасии Мария Янгулова;
  • Заслуженный артист  Хакасии Даниил Тарасов;
  • Солисты хора «Каданс» под управлением заслуженного работника культуры Хакасии Марины Штарк.

Полюбившаяся многим в Хакасии и за ее пределами «Симфония в джинсах» (6+) приглашает зрителей 4, 5 января в 19.00.

В третьем концерте популярного филармонического проекта «Симфония в джинсах: рок-хиты» прозвучат мировые и отечественные хиты рок-музыки в исполнении симфонического оркестра, хора «Каданс» и солистов филармонии.

Артисты исполнят лучшее из репертуара известных ансамблей и исполнителей Led Zeppelin, Kiss, Dire Straits, AC/DC, Deep Purple, Rammstein, Ноль, Мумий тролль, АукцЫон, Машина времени и др.

Солисты: Артур Марлужоков, Ольга Васильева, Олег Гриценко, Мария Сиротенко. Дирижер — заслуженный деятель искусств Хакасии Вячеслав Инкижеков. Ведущий концерта — Дмитрий Мишаков.

Если же одной только музыки в эти выходные вам покажется мало, то в театрах Хакасии найдется, чем развеселить самого взыскательного зрителя.

Например, в Хакасском драматическом театре им. А.М. Топанова 4 января дают музыкальную сказку «Щелкунчик и мышиный король» (0+), начало в 13.00.

— Спектакль «Щелкунчик» словно волнующий рождественский сон полный чудесных превращений и открытий! В нем и оживающие куклы, веселые песенки, загадочный крестный Дроссельмейер, …и зловещая Мышильда со своим сыночком, Мышиным Королем, и, конечно отважный прекрасный принц (он же, и Щелкунчик) – и вся эта фантасмагория приснилась девочке Мари, которая умеет любить и мечтать. А как тут не мечтать, ведь скоро самый волшебный праздник Рождество.

А 6 января в 17.00 в хакасском драмтеатре можно посмотреть комедию «Женитьба» (12+).

Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» представит 6 января в 12.00 сказку «Санкун – горячее сердце» (6+) о благородном говорящем олене, встретившемся в тайге с молодым охотником Айканом. Санкун приносит удачу другу-охотнику, который отправился к северной реке и попал в ледяной плен Чысхана, властелина зимы.

В постановке царит атмосфера волшебной сказки наяву: на фоне дивного фантастического леса кружатся снежинки, северная река Хан Тигiр плещется у самых ног, а лед трещит так звонко, что чувствуешь его бодрящий холод. И свет радости и счастья дружбы растапливает ледяные стены, рассеивает колдовские чары. Торжество добра и справедливости!

В Русском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова 5, 9 января в 12.00 можно посмотреть сказку-мюзикл «Снежная королева» (6+).

Представьте себе чарующую атмосферу фантастических приключений полных магических троллей, опасных разбойников и парящей в воздухе Снежной королевы, в которые отправляется отважная Герда в поисках Кая.

Любимая с детства сказка превратится в яркий, волшебный мюзикл, герои которого обязательно растопят ледяное сердце Снежной королевы.

6 января в 15.00 в Русском театре пройдет новогодняя интермедия «Мальчик по имени Новый год» (3+).

Вас ждут 10 интерактивных игр: загадки, снежные битвы, песни, хороводы, шумелки, кричалки, топотушки, чудовство

Вы встретитесь с добрым дровосеком, хитрым охотником, страшным медведем, летающим оленем, волшебными эльфами и задорными пикси. И конечно же с настоящим Дедом Морозом, который очень любит дарить подарки.

8 января в 17.00 Русская драма дает спектакль-сновидения по повести А.С. Пушкина и письмам Наполеона Бонапарта «Метель» (16+).

«Метель» — самая красивая и загадочная повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Великий поэт верил в рок и существование фатальных обстоятельств неподвластных нашей воле и желаниям. В своем произведении Пушкин размышляет о непостижимых стечениях обстоятельств, похожих на игру, которую с человеческими судьбами ведет нечто выше нашего понимания.

«Верите ли вы в судьбу?» — задают друг другу вопрос герои истории.
Верите ли вы в то, что каждому уготован свой путь и от судьбы не убежишь? Способны ли вы поверить в то, что судьба не делает ошибок, а иногда и дарит второй шанс на счастье…

Если же вы с большой натяжкой считаете себе поклонником театра, то можно сходить в музей. Тем более с 4 по 9 января Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова приглашает всех желающих на «Новогодние каникулы в музее» (0+).

Программа каникул насыщенная и разнообразная. Она рассчитана как на групповое, так и на индивидуальное посещение. В течение всей праздничной недели ежедневно будут проводится экскурсии, мастер-классы, квесты.

Каждый день с 10.00 до 18.00 будут проходить мастер-классы: «Роспись деревянной игрушки», «Роспись гипсовой игрушки», «Новогодний шар».

В 11.00 и 15.00 посетителей ждут на обзорных экскурсиях по всем постоянным экспозициям музея.

Также ежедневно в 13.00 проводится квест «Юный археолог» для групп от 2 до 10 детей. Участники смогут проявить себя настоящими исследователями: пройти несколько испытаний, используя знания по истории Хакасии, и найти археологические артефакты.

Возрастное ограничение 0+. Подробная информация, а также запись на участие в программе по тел. 8 (3902) 30-64-11.

4-6 января и 8, 9 января в Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских можно увидеть памятную выставку к 80-летию заслуженного художника России Григория Краснова «Солнечное послание» (0+).

Справки по телефону: 8 (3902)30-61-07.

8 января в 12.00 в Городском центре культуры «Победа» в Абакане пройдет семейная суббота ( 0+), посвященная самому любимому празднику – Рождеству.

В разных странах сложились свои традиции празднования Нового года и Рождества во многом похожие, но порой и весьма неожиданные. Специально для вас Городской центр культуры «Победа» подготовил увлекательную новогоднюю викторину со сказочными героями.

Помимо этого в рамках всероссийского проекта «Киноуроки » пройдет показ короткометражных фильмов. Вход свободный. Тел. для справок: 8(3902) 30-64-58.

Не забывайте, что согласно распоряжению Роспотребнадзора, посетителям культурных мероприятий необходимо иметь при себе QR-код вакцинированного от коронавирусной инфекции или о перенесенном заболевании и любой документ подтверждающий личность. Вход осуществляется только в маске.

Дорогие читатели 19rus.info! Пусть ваши новогодние каникулы в 2022 будут радостными, интересными, насыщенными, а возвращение на работу максимально безболезненным! Будьте здоровы, берегите себя!

Россия – страна заснеженных гор и пестрящих красками городов. Однако особого упоминания заслуживает не только красота страны, но и созданные здесь одни из самых лучших пород собак в современном мире.

Русские породы собак – это, как правило, крупные рабочие собаки, созданные для охраны и охоты. Русские заводчики также вывели несколько очаровательных комнатных собачек, которых в основном создавали как компаньонов для аристократии.

Продолжайте читать, чтобы узнать о самых лучших породах собак из России, некоторые из которых могут вас удивить!

Сибирский хаски

Сибирский хаски

Начнем наш список с самой известной русской породы собак – сибирского хаски. Порода имеет чукотские корни. Чукчи начали использовать их в качестве ездовых собак не менее 4000 лет назад, хотя признание они получили гораздо позже, в 1908 году, когда были импортированы на Аляску во время золотой лихорадки. Отсюда слава породы распространилась по всему миру.

Наверняка многие слышали рассказ о Балто и Того, хаски, которые спасли аляскинский город Ном от смертельной вспышки дифтерии в 1925 году, когда более 20 ездовых собак перевезли антитоксин по ледяной и заснеженной дороги длиной 1085 км всего за 6 дней. Причина, по которой эта миссия стала столь успешной, заключалась в бесстрашной храбрости и упорстве сибирских хаски, а также их умении работать в связке. Вы можете удивиться, узнав, что они все еще используются для езды на санях в сельских районах Аляски и Гренландии!

Сибирские хаски также могут стать прекрасными домашними животными, если вы сможете предложить им много физических упражнений и умственной стимуляции.

Самоед

Самоед

Эти вечно улыбающиеся собаки не были специально выведены как большие плюшевые медведи. На самом деле они были созданы для выпаса оленей, перевозки саней и охоты – и все это в самых суровых условиях сибирской местности.

Даже при температурах -50 градусов по Цельсию большая пушистая шерсть самоедов отлично согревает их и защищает от пронизывающих ветров.

Несмотря на морозостойкие гены, сейчас самоеды являются очень популярными семейными собаками, которые как никто любят обниматься со своими хозяевами. Но стоит помнить, что эта русская собака относится к рабочему типу, поэтому вы должны быть готовы предложить самоеду много упражнений.

Восточноевропейская овчарка

Восточноевропейская овчарка

Восточноевропейскую овчарку часто считают русской версией немецкой овчарки, и неудивительно, ведь сходство между ними очевидно. Выведенная в 1930 году для армии, эта русская порода собак была создана из-за потребности в универсальной собаке, которая могла бы справиться с морозным российским климатом.

Благодаря своим русским корням, восточноевропейские овчарки чрезвычайно храбры, что делает их отличными сторожевыми собаками даже сегодня. Им потребуется много физических и умственных упражнений, поскольку они обладают высоким интеллектом и большими запасами энергии. Если не давать им достаточной нагрузки, это может привести к деструктивному поведению.

Русский черный терьер

Русский черный терьер

Название этой русской породы собак немного вводит в заблуждение, поскольку это вовсе не терьер. На самом деле русские черные терьеры входят в рабочую группу собак, и они довольно крупные, достигают 76,5 см в высоту. Эти мощные собаки были разработаны в попытке создать «суперсобаку» для армии, быструю и выносливую, с достаточно густой шерстью, чтобы выдерживать самые холодные русские зимы.

Для создания русского черного терьера использовались такие породы, как ньюфаундленд, эрдельтерьер, ротвейлер и ризеншнауцер.

В современном мире русских черных терьеров с большей вероятностью можно увидеть развалившимися на диване или лениво бродящими по квартире. Но учтите, что их охранные инстинкты глубоко укоренились, поэтому важна ранняя социализация. Русские черные терьеры невероятно умны и любят работать, так что дрессировать их относительно легко! Просто не забудьте предложить им много развлечений.

Кавказская овчарка

Кавказская овчарка

Кавказская овчарка – это мастиф, родом с Кавказских гор. Эти огромные по размеру русские собаки возникли не менее 2500 лет назад и были созданы для работы на фермах, где выполняли множество задач, но их основная роль заключалась в защите скота от грозных хищников, таких как волки.

Эта русская порода собак, как правило, выбирает одного человека, с которым налаживает прочную связь, и она не потерпит слишком долгой разлуки с ним. Так что если у вас есть время и место для кавказской овчарки, вы получите нежного и доброго компаньона, который будет полностью предан вам на протяжении всей своей жизни.

Русская борзая

Русская псовая борзая

Элегантная и величественная – эти два слова чаще всего используются для определения русской борзой, и легко понять, почему. Борзая может похвастаться длинными ногами, шелковистой шерстью, обтекаемой мордочкой и почти соизмеримым с грейхаундом ростом. Это одна из самых быстрых пород собак во всем мире с максимальной скоростью 64,5 км/ч.

Еще много лет назад борзые завоевали сердца русской аристократии; их использовали для охоты на волков и лис, и они были достаточно быстрыми для ловли зайцев. Вплоть до 1936 года порода была известна как «русский волкодав», затем ее имя сменили на «борзую», что является архаичным русским прилагательным, означающим «быстрый»!

Борзые очень добродушны и нежны, они могут тесно сблизиться с одним членом семьи, что делает их не особенно подходящими для больших семей.

Одна вещь, которую следует упомянуть об этой русской собаке, – это то, что она очень любит бегать. Поскольку это порода гончих, на отзыв не всегда можно положиться, так что свободно бегать борзые могут лишь в большом огороженном саду.

Карельская медвежья собака

Карельская медвежья собака

Первоначально выведенная в качестве компаньонов и помощников русских и финских крестьян, карельская медвежья собака обладает как охотничьими, так и охранными инстинктами. Эта разновидность шпицев использовалась для охоты на крупную дичь. Исторически карельская медвежья собака встречалась с рыжими, рыже-серыми и черно-белыми окрасами, но сегодня для разведения предпочтительны только черно-белые цвета. Говорят, что все живущие сегодня карельские медвежьи собаки произошли от самых выносливых собак, сумевших выжить в ожесточенных боях и невероятно суровых условиях.

Порода до сих пор очень распространена в Финляндии и России, но не так популярна в других странах мира. У карельских медвежьих собак очень обостренные чувства и высокий интеллект, благодаря чему они очень хорошо справляются с испытаниями на послушание, а сила и выносливость помогают им побеждать в гонках на собачьих упряжках.

Русский той-терьер

Русский той-терьер

Эта очаровательная маленькая русская собачка восходит своими корнями к XVIII веку, где она считалась «аксессуаром» среди высших слоев общества. В то время считалось очень модным посещать такие мероприятия, как оперный театр или балет, с русским той-терьером, зажатым под мышкой.

Эта порода в настоящее время довольно редка из-за революции 1917 года, в результате которой разведение собак-компаньонов было остановлено.

Тем не менее, из русских той-терьеров получаются идеальные комнатные собаки, и они всегда счастливы обниматься со своими людьми. Они образуют очень прочные связи со своей семьей и обычно держатся в стороне от незнакомых людей, если только они не окажутся на их территории. Несмотря на небольшой размер, из русских той-терьеров получаются очень хорошие сторожевые собаки!

По материалам: www.purina.co.uk

Урок
внеклассного чтения в 5 классе на тему:

«Певец
наших мохнатых и пернатых друзей» по творчеству Эрнеста Сетона Томпсона

Цель:

1.      познакомить
с творчеством Э.Сетона-Томсона.

2.      2.
Воспитать любовь и бережное отношение к животным и птицам.

3.      Формировать
навыки выразительного чтения и краткого пересказа.

Ход урока:

1.      Организационный
момент.

2.       Актуализация.
Раскройте значения слов: естествоиспытатель, натуралист, художник, писатель

1)ЕСТЕСТВОИСПЫТА́ТЕЛЬ.
Тот, кто занимается исследованием явлений природы.

2)НАТУРАЛИСТ. 
Человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель.

3) ПИСАТЕЛЬ. Человек,
  который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные
произведения

5) АНИМАЛИСТ. 
Художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Скулъптор-. Фотограф-
анималист.

3.      Как вы
думаете, о каком писателе сегодня наш урок? (О писателе, который пишет о
животных, о писателе-анималисте)

4.      Слово
учителя. Действительно, сегодня речь пойдет о Сетоне-Томпсоне, который стал
одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных и оказал
мощное влияние на многих писателей-анималистов. Ведь не зря его называют
«Певцом наших мохнатых и пернатых друзей»

Э́рнест Се́тон-То́мпсон родился 14 августа 1860 года в 
британском городе Саут-Шилдс.
Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду. С этих лет он
хорошо помнил себя. В первую же зиму Эрнест пошел в школу. Учителя говорили его
родителям, что он самый способный мальчик в школе. В 6 лет он прочел первую
строчку в газете, в том же году начал вырезать из дерева птиц и зверей. Эрнест
был не только способным, но и упорным мальчиком. Увидев в магазине книгу «Птицы
Канады», он решил купить ее во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар.
Чтобы собрать  эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям,
собрал насекомых для коллекции одной англичанки и целый месяц соревновался с
братом в рубке дров, зарабатывая последние 25 центов.

 Повзрослев, он много путешествовал, охотился и написал около
сорока книг, в том числе восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».

    Томпсон вёл насыщенную, можно сказать, бродяжью жизнь, он
кочевал по прерии, никогда не мог долго жить в крупных городах – его неизбежно
тянуло к канадским и американским охотникам, фермерам, индейцам, а главное – к
животным. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста», что
дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. Сетоном – Томпсоном
написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей
награды, присуждаемой в США за научные труды, — золотой медали
«Элиот».

    Стараясь остановить бессмысленное и бесцельное
истребление диких животных, Сетон – Томпсон организовал в Канаде «Лигу
лесоведения», целью которой было изучение молодёжью родной природы и
охрана животных. Сетон – Томпсон создавал настоящие биографии животных, ставил
их рядом с людьми в своих произведениях, люди и животные были у Сетона –
Томпсона партнёрами, друзьями. Писатель был убеждён, что каждое животное –
драгоценное наследие, которое люди не вправе уничтожать и мучить. Всю жизнь им владела
неутолимая страсть разгадывать все тайны и загадки в жизни птиц и зверей,
страсть рассказывать об этих тайнах людям и передавать красоту животных в
рисунках и вырезанных из дерева фигурках.

    Умер Сетон-Томпсон в Санта-Фе (шт. Нью-Мексико) 3 сентября
1946 года

5.      Работа с эпиграфом.

«Изведав мучения жажды, я попробовал вырыть колодец, чтобы из
него черпали и другие» Э. Сетон-Томпсон

6.      И мы, читатели, действительно черпаем из книг Эрнеста
Сетона_Томпсона знания о мире животных. Его первая книга «Животные, которых я
знал» вышла в свет в 1898 году. Она открывала новый, неизведанный мир. До сих
пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где
животные разговаривают и ведут себя словно люди, переодетые в шкуру зверей. В
этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом «объяснение « быстрого
распространения его книг во всех странах мира. Увидели свет его книги: «Жизнь
гонимых», «Животные-герои». «Мустанг-иноходец, «Биография медведя»

7.      Игра «Интеллектуальный охотник» . Правило игры: стреляем
правильным ответом прямо в цель.

8.      1. С какого дня считается начало весны по астрономическому
принципу, как принято в Канаде

Ответ: согласно астрономическому принципу, начало сезонов
приходится на дни солнцестояния:

— весна (20 или 21 марта);

— лето (20 или 21 июня);

— осень (22 или 23 сентября);

— зима (21 – 22 декабря).

2. Почему весной не бьют пушных зверей? Ответ: 1)Пушные звери весной линяют, теряют
густой и теплый подшерсток, а также весной у зверей детеныши.

3. кто раньше появляется весной — насекомые или летучие
мыши? Ответ: Насекомые. Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми
они питаются.

4. Почему
медведь зимой спит? Спят ли белые медведи? Медведи спят зимой, потому что в
этот сезон им просто нечего есть.
В отличие от бурых, у белых медведей в спячку уходят только медведицы с
медвежатами. Самцы белых медведей обходятся без сна.

9.      Как вы думаете, какие качества вам помогли в интеллектуальной
охоте? Наблюдательность, чтение книг о природе. Человека, наблюдающего за
природой называют натуралист. О не только наблюдает, но и знает об окружающей
среде, относится с любовью, бережет природу.

10.  Послушаем выступления одноклассников, которые прочитали
рассказы Сетона-Томпсона и в своих оценочных листах оцените их выступление

Рассказ «Арно» это «песня» об отважном голубке, совершающем
невероятные подвиги

Рассказ «Лобо» — рассказ об умном, отважном и хитром вожаке
волков.

Рассказ «Мустанг – иноходец» — рассказ о быстроногом и
вольном коне.

 Рассказ «По следам оленя»— рассказ о красивом, стройном
олене Песчаных холмов

11.  Понравились вам рассказы? 

      Кто
же виноват в смерти героев этих рассказов? Человек. 

« Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой
драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости
и не вправе отдавать на мучение нашим детям» Так написал Эрнест Сетон-Томпсон

12.   Домашнее задание: прочитать рассказ(на выбор) Э.Сетона
–Томпсона и сделать книжку-малышку с кратким содержанием рассказа.

Тема: §16 Русский речевой этикет

Пояснительная записка

Урок родного (русского) языка предназначен для учащихся 6 классов, занимающихся по учебнику Русский родной язык.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

Урок общеметодологической направленности, носит познавательный и воспитательный характер. С целью пробуждения и поддержания интереса обучающихся к содержанию, активизации познавательной деятельности в урок включены задания в форме ролевой игры. Большое внимание уделяется расширению и обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанию ответственного подхода к выбору форм общения русского языка.

Цель: углубить и закрепить знания обучающихся в области речевого этикета.

Задачи:

Обучающие: систематизировать существующие знания о понятии речевого этикета; определить свойственные именно русскому языку речевые формулы; расширить область применения речевых этикетных формул; формулировать алгоритмы вежливого общения учащихся в соответствии с поставленными учебными ситуациями.

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, познавательного интереса, навыков аналитического чтения, внимания, творческого мышления.

Воспитательные: воспитать потребность взаимодействовать с другими участниками коммуникации в соответствии с нормами этикета, привить навыки культуры общего поведения, воспитать интерес к родному языку, способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

В класс заходит учитель и вместо стандартного приветствия произносит:

«Всем приветики», «Здорово, ».

( Класс в замешательстве, не знает, в какой форме ответить)

II Актуализация знаний.

— В чем дело, ребята? Почему вы сразу не смогли мне ответить? Что не так?

(Дети указывают и поясняют несоответствия речевой ситуации: урок – официальное мероприятие, статус учителя выше, чем у ученика)

— А как вы считаете, к чему могут привести подобные несоответствия в жизни? А если представить, что нечто подобное произошло среди взрослых: на деловой встрече; на званом ужине по отношению к уважаемым или пожилым людям? Приятна ли эта ситуация? (Ответы детей)

III Формулирование цели, постановка задач.

— Итак, совершенно ясно, что во время общения очень важно быть каким? (Вежливым)

— А как им стать? Чем нужно руководствоваться? (Правилами поведения/ этикета)

Давайте вспомним, как приветствуют друг друга японцы (поклон со сложенными руками), дотрагиваться при этом к собеседнику, равно как и смотреть в глаза, нельзя. А европейцы как приветствуют друг друга? (обнимаются и целуют друг друга) А вот жители Севера (эскимосы, лапландцы)здороваясь, легонько стучат друг друга по голове или трутся носами. Все они следуют этикету своего народа. Приемлемо ли такое у нас, в России? (Ответы учеников)

— Как считаете, что сегодня нам предстоит изучить? Сформулируйте тему урока? Учтите при этом, на каком уроке вы находитесь. Какой аспект из общего свода правил поведения заинтересует прежде всего? (Дети, анализируя версии, выбирают наиболее точную и лаконичную формулировку темы – «Русский речевой этикет»; формулируют цель, ставят задачи). Запись темы в тетрадь.

IV Изучение нового материала.

— Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Там описана встреча двух друзей детства. (на слайде/ распечатка на стол)

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. -Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

   — Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был!

— Так они приветствовали друг друга. А вот как прощался «тонкий», после того, как узнал, что его друг занимает высокий пост:

— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Как считаете, почему тонкий решил изменить форму общения? И с какой целью? (Изначально каждый из них не знал о том, кто кем стал, поэтому считал себя равным другому. И форму общения он выбрал соответствующую. Затем он меняет форму общения, чтобы выказать свое уважение)

— Итак, мы увидели, что люди используют формы вежливого обращения в разговоре с теми, кто занимает более высокий статус. А по отношению к кому еще следует вести себя уважительно, придерживаясь этикета? (старшим, лицам женского пола). Верно, запишем это в тетрадь.

— Знаете, подобные условия характерны для многих народов. Но вот если вы будете общаться с французами, будьте готовы к тому, что вас могут перебить. Это все потому, что так они проявляют интерес к собеседнику. Для вежливого общения у нас, в России, это допустимо? (нет) А как следует себя вести во время общения?

— Обсудите в группе, какое поведение лежит в основе культурного поведения русского человека. Запишите тезисы. Сравните свои выводы с теми, которые указаны во фрагменте текста из книги И.А.Стернина «Русский речевой этикет» (стр.95-96), дополните свои записи при необходимости.(немногословно, негромко, спокойным тоном выражать свои мысли, однако без излишней сухости)

— Итак, изучив положения о том, как нужно себя вести, перейдем к вопросу о том, как обращаться при встрече с человеком, к которому следует проявить уважение?

(Дети приводят свои примеры) Посмотрите, эти люди могут быть абсолютно разными, но в разговоре мы используем сходные выражения. Это происходит потому, что они универсальны, похожи на формулы в математике. В лингвистике подобные «готовые фразы» называются этикетные речевые формулы (далее ЭРФ). Подумайте, когда, помимо приветствия, мы их используем? (прощание, благодарность, поздравление и др.)

Проверим, насколько точно вы определили область применения ЭРФ. Уточните по учебнику на стр. 96, в разделе «Лингвистические заметки». Как правило, дети не называют комплимент, сочувствие как форму ЭРФ.

— Работая в группах, составьте таблицу по группам ЭРФ, опираясь на данные раздела, приведите примеры. Учтите, что ЭРФ действуют не только при официальном общении, но и среди равных (неофициальное общение). Используя материал упр.138, 139 подберите примеры, дополните своими. (Можно распределить задание по рядам, на каждый ряд своя группа речевых формул – в учебнике их указано 3)

Проверка выполнения задания: демонстрация таблиц, зачитывание примеров.

Вы хорошо справились с работой над двумя первыми группами (приветствие, прощание). Рассмотрим подробнее третью группу. Что в нее входит? Согласие/несогласие, поздравление, комплимент – так написано в этом разделе. Посмотрите задания параграфа – упр. 141, 142,143. О каких еще видах ЭРФ там идет речь? (благодарность, комплимент, сочувствие, утешение). Рассмотрите приведенные примеры ЭРФ. Оказывается для вежливого человека важно не только вовремя и правильно поздороваться или попрощаться, но и суметь тактично и искренне выразить слова поддержки или благодарности. Дополните свои таблицы этими видами ЭРФ.

V Закрепление материала

От теории перейдем к практике.

  1. Работа в группе:

  • Рассмотрите (на слайде/ распечатка на стол) стихотворение известного детского поэта Г. Остера. Укажите, какие речевые нормы нарушены? Приведите свои аргументы.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

  • Обратимся к упр. 141., подготовьте свой вариант ответа на поставленную задачу. На каждый ряд распределяется задание, соответствующее пункту упражнения (от 1-3). После небольшого обсуждения ученик от каждой группы зачитывает ответ.

  1. Работа в парах:

Смоделируйте ситуацию в соответствии со схемой (на слайде/ распечатка на стол). Тематика может быть любой: случай в школе, дома, на улице и т.д. Текст беседы с применением ЭРФ запишите (по ролям), приготовьтесь выступить со своей сценкой перед классом.

ПРОБЛЕМА 

СОЧУВСТВИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ 

Несколько пар представляют свои импровизации классу.

VI Подведение итогов

Итак, в начале урока вы поставили перед собой цель – разобраться в тонкостях русского речевого этикета. Как считаете, цель достигнута? (да) Как, помимо вежливого общения с другими людьми, ведет себя воспитанный человек? (Поддерживает других, говорит комплименты и благодарит)

Как вы считаете, прав ли Мигель де Сервантес, автора знаменитого романа о благородном человеке, рыцаре, Дон Кихоте, говоря: «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

VII Домашнее задание

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехова, приведенного в упр. 144. Перечислите и запишите, какие черты, по мнению А.П. Чехова, присущи воспитанному человеку. Со всеми ли вы согласитесь? Свое мнение оформите в виде небольшого сочинения-рассуждения.

VIII Рефлексия

Ребята, продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я научился…

За работу на уроке я поставил бы себе…

  • Рассказ о блинах для детей
  • Рассказ о билибине для 3 класса литературное чтение
  • Рассказ о библии 4 класс орксэ
  • Рассказ о бизнес проекте как можно заработать первые деньги
  • Рассказ о билибине 3 класс литературное чтение кратко