Рассказ о билибине 3 класс литературное чтение кратко

Иван яковлевич билибин русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. его видение отличается от изображений других художников. открыл он

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни. Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.

Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.

Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Подробно

Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование. Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.

В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.

Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.

Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.

Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.

Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.

Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.

С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.

В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.

3 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Рублев Андрей

    Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.

  • Краткая биография Петра 1 самое важное

    Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

  • Заболоцкий Николай Алексеевич

    Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Платонов Андрей Платонович

    Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы

Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам об Иване
Яковлевиче Билибине
.

Он известен как талантливый художник, иллюстратор сказок,
создатель театральных декораций. Творческий почерк автора отличался необычайной
самобытностью, у него было много последователей.

image001

Иван Билибин родился в посёлке Тарховка недалеко от
Петербурга. Его отец, Яков Билибин, был главным врачом в военно-морском
госпитале. Мать, Варвара Билибина, получила хорошее образование, но после
свадьбы занималась детьми: Иваном и Александром. Родители увлекались живописью.
Мать хорошо играла на фортепиано. Иногда по вечерам Билибины устраивали
небольшие семейные концерты. Будущий художник мало времени проводил на улице,
не занимался спортом, но много читал и рисовал.

image002

В 1888 году он поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию,
которую окончил с серебряной медалью. Учился он хорошо: увлекался литературой и
историей, но лучше всего оценки были по математике. Всё свободное время будущий
художник посвящал рисованию. Он в основном изображал природу. В старших классах
гимназии Билибин стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
В то время там преподавал известный живописец Ян Ционглинский.

image003

После окончания гимназии Иван Билибин хотел поступить в Академию
художеств. Но эту идею не одобрил отец. Чтобы не портить отношения с семьёй,
Иван поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Но искусство не отошло на второй план. После лекций Иван Билибин
писал сказки и сам же их иллюстрировал.

В 1898 году он уехал на лето в Мюнхен. Все три месяца, проведённых
в Германии, Билибин занимался в частной художественной студии Антона Ашбе.

После возвращения домой Иван Билибин поступил в Тенишевскую
мастерскую
Ильи Репина. Но работа там занимала всё время. Поэтому он редко
ходил на лекции в университет. Появлялся только на сессиях, чтобы сдать
экзамены.

image004

Вскоре Иван Билибин посетил выставку Виктора Васнецова. Главным
экспонатом на ней была картина «Богатыри». Под впечатлением от неё Билибин
создал акварель к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и
«Царевне-лягушке».

image005

Работой молодого художника заинтересовались. Ему заказали
иллюстрации к книге русских народных сказок. В 1900 году Иван Билибин окончил
университет. Он продолжил заниматься у Репина. Стал вольнослушателем Высшего
художественного училища при Академии художеств. В это же время художник
сотрудничал с журналом «Мир искусства». оформлял полосы, участвовал в выставках
издания.

Также Иван подготовил иллюстрации к сказкам «Марья
Маревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка».

image006

А вскоре завершил «Княгиню на теремной башне».

image007

В этой картине Билибин впервые применил приём разных точек зрения:
зритель видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню — как если бы
находился снизу.

Художник обрамлял иллюстрации в декоративную рамку. По краям листа
были полосы с геометрическим узором. Книга сказок, выпущенная Экспедицией заготовления
государственных бумаг, сделала Ивана Билибина знаменитым.

В 1902 году он женился на Марии Чемберс.

image008

Девушка была художницей и оформляла книги. Они вместе ходили на
занятия к Репину. Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал поездку на
Север.В итоге он посетил Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда
его командировал этнографический отдел Музея Александра III. После поездок
художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь
выписывались им с опорой на исторические книги. Под впечатлением от Севера он
взялся за иллюстрации к былине «Вольга» и одновременно выполнял
небольшие заказы от частных издательств.

image009

В 1904 году Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о царе
Салтане»

image010

Александра Пушкина. Художник работал медленно. Сначала он наносил
на бумагу эскиз, потом, на кальке, дорабатывал все детали и переводил на
ватман. Сложнее всего было провести тонкие контуры фигур. За чёткость линий
друзья называли его «Иван — железная рука». Книга сразу же после выхода
получила высокую оценку критиков.

Параллельно художник брался за мелкую работу: оформлял обложки
книг и журналов, рисовал открытки и афиши, рекламные плакаты.

image011

Во время Революции 1905 года художник создавал революционные карикатуры.

В 1907 году по заказу драматурга Николая Евреинова Билибин оформил
религиозную драму «Действо о Теофиле». Также он разработал дизайн
костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов». Постановка с Шаляпиным в главной
роли в Париже принесла славу не только певцу, но и Билибину: теперь его знали ещё
и как театрального художника.

image012

В следующем году Билибин нарисовал эскизы декораций к опере
Римского-Корсакова «Золотой петушок».

image013

Затем были заказы на постановки «Садко», «Руслан и Людмила». А в
1910 году Билибин нарисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь
фараона».

Также он продолжал иллюстрировать литературные произведения. В
1910 году вышло известное издание художника — «Сказка о золотом петушке». При
оформлении книги Иван Билибин использовал эскизы, сделанные им ранее для
одноименной оперы.

image014

Яркие цвета и образы, тщательно проработанные детали. Главный
акцент был на иллюстрациях, текст сказки был лишь в верхней части страниц.

Несколько раз в неделю Иван Билибин вёл занятия в школе Общества
поощрения художеств, в которой учился сам. В 1912 году художник женился второй
раз. Его супругой стала Рене О’Коннель. Билибин создал знаменитые
росписи интерьеров здания Нижегородского Государственного банка, построенного к
300-летию Дома Романовых.

image015

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения
художественной Руси наряду со многими другими художниками.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением
двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской
республики. В 1992 году похожий рисунок художника был положен в основу эмблемы
Банка России.

image016

Осенью 1917 года Иван Билибин вместе с женой перебрались на свою
дачу в Крым. Зимой 1919 года вместе с отступающей белой армией художник доехал
до Новороссийска. Он решил эмигрировать, его жена отказалась.

В феврале 1920 года Иван Билибин отплыл из России на Кипр. Однако
по пути распространился тиф, многие пассажиры заболели, и высадку запретили.
Вместо этого их отправили на карантин в египетский город Александрию, а затем —
в палаточный лагерь для русских беженцев под Каиром. Весной этого же года
Билибин переехал в Каир, открыл свою мастерскую и быстро разбогател:
обеспеченные греки заказывали ему картины и росписи.

Через несколько лет Билибин женился на художнице Александре
Васильевне Щекатихиной-Потоцкой
, приехавшей к нему в Каир.

image017

В этот период Билибин много рисует, в его работах – природа и
архитектурные памятники Ближнего Востока, портреты крестьян, бытовые сценки.

Вскоре пара переехала в Александрию, а в 1925 году поселилась в
Париже.

Здесь Билибин оформлял обложки эмигрантских изданий, рисовал
афиши, готовил декорации к постановкам русских опер. Так, художник оформил
«Сказку о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

image018

После премьер Билибин начал получать заказы от разных театров
мира. Например, он разработал декорации к постановкам «Князя Игоря» и «Царской
невесты», для балета Стравинского «Жар-птица», который ставили в Буэнос-Айресе,
а чуть позже сотрудничал с чешскими театрами. Иван Билибин выпустил
иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке и рыбке».

image019

Оформил «Русалочку» Андерсена. Взоре иллюстратор подписал
контракты на выпуск французских и немецких народных сказок. В Париже Билибин
познакомился с Владимиром Потёмкиным – советским дипломатом. Он предложил
художнику вернуться на родину. В сентябре 1936 года Билибин вместе с семьёй
приехал в Ленинград.

Иллюстратор стал профессором графической мастерской Института
живописи, скульптуры и архитектуры. Параллельно сотрудничал с театрами: рисовал
декорации. Он оформил спектакли «Сказка о царе Салтане», «Полководец Суворов».

Художник выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого
«Пётр I» и к «Песне про купца Калашникова» Михаила Лермонтова.

image020

После начала Великой Отечественной войны он отказался
эвакуироваться из блокадного Ленинграда: «Из осаждённой крепости не бегут, её
защищают» – сказал художник. Умер Билибин от истощения 7 февраля 1942 года.
Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к
былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

image021

Иван Билибин и по сей день остаётся самым известным книжным
иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его рисунки, раскрашенные
акварелью, зачастую обрамлённые нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации
детской книги. Этот особый стиль получил название «билибинский».

Слайд 1

Иван Яковлевич Билибин БИОГРАФИЯ

Слайд 2

Иван Яковлевич Билибин — известный русский художник, иллюстратор. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин , считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Слайд 3

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка , Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача.

Слайд 4

Железнодорожная станция « Тарховка »

Слайд 5

В 12 летнем возрасте Иван поступил в гимназию, окончил её с отличием и стал студентом университета, выбрав юридический факультет. Юридическая наука не мешала молодому человеку рисовать, его поддерживало Общество поощрения художеств. Затем он поехал в Мюнхен и более месяца посещал уроки словенского живописца Антона Ашбе .

Слайд 6

Обучение рисованию неразрывно связано с именем известного художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), сначала это были мастер-классы, а затем обучение в училище Академии Художеств. Воспитанники мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-1894 гг.

Слайд 7

Живописная мастерская профессора Ильи Репина. Постановка натуры. 1897-1898 гг.

Слайд 8

После объединения художников в «Мир искусства», Билибин стал его активным посетителем. Художник, создатель объединения «Мир искусства», автор сотен статей, театральный критик и постановщик, Александр Бенуа личным примером доказывал: талантливый человек талантлив во всём.

Слайд 9

Обычно Иван Билибин жил в Петербурге, но после визита в деревню Ёгны , он настолько впечатлён, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок. Затем по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи.

Слайд 10

Фотографии из коллекции И.Билибина «Русский Север» Крыло церкви. пос.Кокшенга . Деревня Малый Холуй . Вологодская губерния

Слайд 11

Вологодская губерния

Слайд 12

Из коллекции И.Билибина

Слайд 13

Иван Билибин . Открытки, посвященные Русскому Северу. (Изд. Общины Св.Евгении, 1904)

Слайд 14

Все полученные впечатления воплотились в великолепных иллюстрациях к сказам, былинам. Так же художник оформлял театральные постановки. Стиль, в котором творил художник, стали называть его именем – « билибинский ». Кемь. Кладбище. Село Подужемье .

Слайд 15

Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна «, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане «(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907) « Царевна-лягушка » « Марья -Моревна » « Василиса Прекрасная»

Слайд 16

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии. «Садко» Эскизы театральных декораций «Руслан и Людмила» Сказка о Золотом Петушке

Слайд 17

Сады Черномора . Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1913) Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909)

Слайд 18

В здании сохранились уникальные росписи по эскизам И.Я.Билибина . Нижний Новгород. 1913 г. Открывается здание Госбанка на Большой Покровской ( к 300-летию Дома Романовых).

Слайд 19

Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Александрии, затем переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 года.

Слайд 20

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924 В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я. Билибина . Художник занимался любимым делом — оформлял спектакли, сделал несколько проектов иконостасов для православных церквей в Египте.

Слайд 21

Эскизы И. Билибина в Каире были первыми иконостасными проектами художника. Позже художник создаёт э скизы фресок и иконостаса для русской церкви — Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927 )

Слайд 22

Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927)

Слайд 23

В 1925 г. переехал в Париж, где много работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане » (1928) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1931). Костюмы для оперы «Борис Годунов« Мусоргского в Париже в Большой опере.

Слайд 24

В Париже И.Билибин создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи » Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина . Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам». Ж.Рош-Мазон . Сказки ужихи . Французское издание русских нар. сказок «Сказки избы» (1930)

Слайд 25

Серия иллюстраций к арабским сказкам. «Тысяча и одна ночь».

Слайд 26

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Слайд 27

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин .

Слайд 28

Источники 1. Т.В. Юрьева. Православные храмы северной Африки. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/29_5/ 2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. Биографический словарь. СПб., 1994.С.83. 3. Беляков В.В. «К берегам священным Нила…». Русские в Египте. М., 2003. С.208.

Билибин Иван Яковлевич

ФИО: Билибин Иван Яковлевич
Дата рождения: 16.08.1876
Место рождения: Село Тарховка
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Художник, иллюстратор, театральный оформитель
Дата смерти: 07.02.1942 (65 лет)

Взросление

Иван Билибин родился в селе Тарховка вблизи Сестрорецка. Его род известен с 17-го века. Прадеды были знаменитыми купцами, их портреты в исполнении Д. Левицкого украшают залы Эрмитажа. Отец, Яков Иванович, поднялся с младшего врача на судне до главного врача госпиталя. Мать, Варвара Александровна, была прекрасной пианисткой, дочерью военного инженера.

Ваня с детства любил рисовать и каждый год с нетерпением ожидал передвижных выставок. Помимо учебы в 1-й Петербургской классической гимназии с 1895-го года по 1898-й он посещал школу поощрения художеств. Отец сомневался, что карьерой художника можно себя прокормить. По его настоянию Иван поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Интеллигентная семья симпатизировала реализму, и идеалом Иван считал живописцев Семирадского, раннего Репина и Шишкина. Но после поездки в Германию и Швейцарию летом 1898-го взгляды его стали меняться. За рубежом он посещал музеи и галереи, восторгаясь почти неизвестными на родине А. Беклиным, Францем фон Штуком, знакомился с новой журнальной иллюстрацией, с направлением «Сецессион».

Иван в молодости

Иван в молодости

Краткая биография

  1. 08.1876 – Родился.
  2. 1896 – С серебряной медалью закончил гимназию и поступил в университет.
  3. 1898 – 2 месяца пробыл за границей, а потом 2 года в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.
  4. 1899 – Превратился в активного участника сообщества «Мир искусства», выпускавшего иллюстрированный журнал для пропаганды творчества русских символистов. В деревне Егны под Тверью создал акварели к 1-й книге сказок об Иване-царевиче в романтично-национальном стиле, названном позже «билибинским». Считается, что окончательно сложилась манера писать под воздействием работ В.М. Васнецова. Узнаваемым стал ровный контур, очерчиваемый тонким колонком, динамичность, тщательно выписанные детали, яркие цвета. Полотна художника купили Русский музей и Третьяковская галерея.
  5. 1900 – Закончил университет и стал вольнослушателем при Академии художеств, в Высшем художественном училище. Имел успех на выставке «Мира искусства», где акварели к «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» и другим сказкам В.В. Стасов противопоставил упадническим работам остальных участников. Альграфические оттиски (на алюминии) приложили к авторитетному у полиграфистов журналу «Печатное искусство». Об оригинальной манере Билибина заговорили в профессиональных кругах.
  6. 1903 – Экспедиция заготовления госбумаг издала серию из 6 сказок об Аленушке и Иванушке, белой уточке и других в уже сложившемся стиле художника. То же издательство выпустило в свет сказки Пушкина, иллюстрированные Иваном, – о царе Салтане в 1905-м и Золотом петушке в 1910-м.
  7. 1902-1904 – Изучал деревянную архитектуру и собирал предметы старины в Вологодской, Архангельской, а также Олонецкой губерниях в этнографических командировках от Музея Александра III. Народные былины и сказки, сказки А. Пушкина, прекрасно проиллюстрированные Иваном Яковлевичем и недорогие, разошлись по обширной территории России и принесли художнику всенародную любовь и известность.
  8. 1905 – Создавал антимонархические карикатуры в журнале «Жупел», просуществовавшем недолго.
  9. 1907 – Выполнил эскизы костюмов к драме «Чудо св. Теофила», что положило начало сотрудничеству с театрами. Начал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Это продолжалось до 1917-го года. Оформлял заставки, инициалы и концовки к журналу «Золотое руно».
  10. 1908-11 – Нарисовал эскизы к декорациям и костюмам опер «Золотой петушок» в московском театре Зимина, «Чудо святого Теофила» и драмы «Фуэнте Овехуна».
  11. 1911 – Выпущены иллюстрированные Билибиным сказки Рославлева.
  12. 1915 – Стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси, существовавшего до Февральской революции. Оно создавалось с целью пропаганды русского творчества и его преемственного развития. Собирали данные о художественных памятниках России, разрабатывали программы для рисовальных школ.
  13. 1917 – Страх социальных потрясений и жажда увидеть заморские страны толкнули на отъезд из страны. Билибин жил в Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине, где писал портреты и пейзажи.
  14. 1925 – Переехал в Париж, где сотрудничал с театрами, например, оформил декорации к «Жар-птице» и написал картины к «1000 и 1 ночи».
  15. 1935 – Создал большое панно «Микула Селянович» для советского посольства в Париже.
  16. 1936 – Вернулся на Родину, обосновав это неудачной ассимиляцией и меньшими возможностями для творчества. В Ленинграде Билибину предоставили квартиру. Работал театральным и книжным художником, преподавал в Академии художеств,
  17. 1941 – Иллюстрировал былину «Дюк Степанович».
  18. 02.1942 – Умер от пневмонии при полном истощении и похоронен в братской могиле вместе с невыжившими в блокаду другими профессорами.

Художник Иван Билибин

Личная жизнь

Все жены Ивана Билибина были графиками, дети были только от 1-ой.

В Тенишевской мастерской он познакомился с Марией Яковлевной Чемберс, на которой женился в 1902-м году. Как и супруг, она была театральным и иллюстративным художником. В браке родились 2 сына – Александр и Иван, но, измучившись запоями мужа, Мария Яковлевна сбежала с детьми в Англию в 1911-м.

Мария Чемберс

Мария Чемберс

2-й женой Ивана Яковлевича стала в 1912 году его бывшая ученица Рисовальной школы – Рене Рудольфовна О’Коннель. Она трудилась на Императорском фарфоровом заводе художником. Билибин увековечил ее в образе Стрельчихи, проиллюстрировав сказку «Поди сюда…». После Октябрьской революции художник ходил на совещания по вопросам искусств и входил в Комиссию по охране памятников. Но большевики ему скоро надоели, и он уехал от них и жены на дачу в Батилиман (рядом с Балаклавой).

Рене О’Коннель

Рене О’Коннель

В Батилимане Билибин влюбился в соседку, Людмилу Чирикову, и бежал вслед за ней в Египет. Но девушка не ответила взаимностью и уехала к родителям в Берлин, а он снова запил.

Людмила Чирикова

Людмила Чирикова

Письмо от подруги бывшей супруги (по Рисовальной школе), Александры Васильевны Щекочихиной, которое он вдруг получил в 1922-м году, зацепило мастера, и он в телеграмме сделал ей предложение. Александра согласилась и в феврале 1923-го приехала с сыном от 1-го брака Мстиславом в Александрию. Женщина была верной женой и подругой художника до его кончины.

Творческие итоги

Иван Билибин был ярким представителем «Мира искусства», имевшим самобытный национально-русский стиль. Его талант в полной мере раскрылся в полотнах, театральных постановках, книжных иллюстрациях и открытках.

Он проиллюстрировал 27 книг, выполнил эскизы декораций и костюмов к 21 опере, балету и театральной постановке, 3 панно, эскизы иконостаса и фресок для храмов Александрии и Праги. По его наброскам выпускались открытки и расписывались залы госбанка в Нижнем Новгороде.

У билибинского «почерка» модерна много последователей, наиболее интересные из них – Б.А. Дехтерев и Б.В. Зворыкин. Для этого стиля характерно изящное плоскостное графическое представление и отточенная техника. Эскиз начинался с ровного тонкого очерчивания границ деталей будущей композиции. Четкий рисунок заполнялся акварелью. Для нарядов и обрамления использовался орнамент. Эскизы театральных костюмов выделялись исторической достоверностью и сценической выразительностью.


Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество Ивана Билибина

Интересные факты из жизни Ивана Билибина

Картины Ивана Билибина

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».

В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».

Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Двуглавый орел

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Русь ведическая

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА БИЛИБИНА

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
  • Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
  • Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988.
  • Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.
  • И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
  • Судейкина В. А. Дневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Русский путь, 2006.
  • Волшебный замок Российской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, to-name.ru, web-gallery-1.com, russian7.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Иван Билибин: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!


Иван Билибин: жизнь и творчество художника

3.9 (77.59%) 133 голос(ов)


  • Рассказ о библии для детей 4 класс
  • Рассказ о бетховене 6 класс обществознание
  • Рассказ о бигфуте на английском
  • Рассказ о библии 4 класс кратко
  • Рассказ о бизнесе на английском языке