Рассказ о библии 4 класс орксэ

А вы любите читать книги? конечно же, да, скажут многие из вас. ведь книга это волшебная дверь

А
вы любите читать книги? «Конечно же, да, — скажут многие из вас. — Ведь книга —
это волшебная дверь в удивительный и прекрасный мир». Благодаря книгам мы
можем, не выходя из дома, отправиться в путешествие не только в другую страну, но
и даже на другую планету. Благодаря книгам мы можем узнать много нового и
интересного. Именно через них человечество передаёт из поколения в поколение
свой накопленный опыт и свои знания. А знаете ли вы, что существует книга,
которая считается «книгой книг» и называется она Библией? Эта книга очень
важная и ценная, в ней наше прошлое и будущее.

Наш
великий замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил о Библии так:
«Вот единственная книга в мире: в ней есть всё». Так что же представляет собой
эта книга? Давайте узнаем об этом.

image001

Для
ответа на этот вопрос необходимо обратиться к значению самого слова «Библия».
Древние греки вели оживлённую торговлю с финикийским городом под названием
Библос. Одним из материалов, который они здесь покупали, был египетский
папирус. Из него делали книги. Со временем их производство стало так сильно
ассоциироваться у греков с этим городом, что его именем стали называть все
книги вообще. Итак, в древнегреческом языке «библос» – это книга. «Библия» –
это множественное число от «библос». Таким образом, слово «Библия» на русский
язык можно перевести как «книги».

Множественное
число неслучайно. Это – собирательное имя, так как Библия является книгой для
всех людей на все времена. Это книга, непохожая ни на одну другую и рассказывающая
нам о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил
людей.

Именование
«Христос» означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью» или, как было
принято говорить тогда, «Божьем помазаньем». В библейские времена люди ждали такого
«Божьего избранника», который должен был дать истинную веру и принести всем
спасение. Правда, одни полагали, что Христос будет великим правителем, а другие
надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Библия
– это не одна книга, как вы могли бы подумать. Библия состоит из 77 книг,
которые написаны людьми различных поколений в течение целой тысячи лет и в
разных местах: в Аравийской пустыне, в Палестине, в Вавилоне, в Греции, в Риме.

image002

Первая
и самая большая часть Библии состоит из 50 книг, которые принято называть
«Священное Писание Ветхого Завета», или коротко «Ветхий Завет». В них описаны
события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.

Слово
«завет» означает «союз» или «договор». В библейском мире «завет» был широко
распространённым типом взаимоотношений и выражался в торжественном соглашении
сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми,
часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире.

Для
христиан «завет» – это договор между Богом и человеком. Этот союз нужен людям
для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если
человеку очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и словно
чувствует самую сильную помощь.

Все
священные ветхозаветные книги можно разделить на четыре группы. В начале идут
пять книг, связанных с именем еврейского пророка Моисея. Моисей – один из самых
известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему
Господь вручил каменные Скрижали (каменные плиты) Завета, на которых были
выбиты десять заповедей.

Эти
книги так и называются – Пятикнижие Моисеево. Это книги: Бытие, Исход, Левит,
Числа и Второзаконие. Содержание этих книг составляет откровение, данное Моисею
Богом.

Откровение
– этот такие моменты, когда очень важное и ранее недоступное вдруг становится
для нас очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди
открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога.

Вторая
группа книг содержит в основном историю иудейского народа как народа
богоизбранного. К их числу относят книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Четыре
книги Царств, две книги Паралипоменон («Летописи», книги пророков Ездры и
Неемии, а также книга Есфири).

В
следующую группу принято включать книги учительные, то есть содержащие учение о
благочестии (жизни в соответствии с требованием веры): Книга Иова, Книга
Екклесиаста, или Проповедника, и Песень Песней.

Последнюю
группу составляют книги пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и ещё
двенадцати так называемых «малых» пророков.

Как
вы уже поняли, авторами книг Ветхого Завета считаются пророки – так принято
назвать людей, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Именно
пророчество открывает взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее. Как сказано
в Священном Писании: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле
человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом
Святым».

Стоит
понимать, что особенность пророка не в том, что он предсказывает будущее.
События, о которых он предупреждает, могут и не произойти, если те, кто слушает
пророка, вернутся на путь праведный. Но сам пророк может жить только по правде
Божией.

Сам
Бог в книгах Ветхого Завета предстаёт как Творец, Создатель. Он сотворил мир и
установил законы, по которым мир должен существовать. Бог таинственно отделён
от этого мира, не принадлежит ему и несопоставим с ним, но Он продолжает
осуществлять Свой замысел в отношении мира, действуя в нём.

Вторую
часть Библии принято называть «Священным Писанием Нового Завета», или коротко
«Новым Заветом». В ней рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о
судьбе его ближайших учеников, апостолов. Это 27 книг, которые тоже можно
разделить на группы.

Первая
группа книг – это книги законоположительные, сюда принято относить четыре
Евангелия. В переводе с греческого языка слово «Евангелие» означает «добрая
весть». Это Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В этих книгах
описаны жизнь, слова и дела Иисуса Христа.

Вторая группа книг – это
исторические, а именно «Деяния святых апостолов». Это единственная книга Нового
Завета, которая имеет характер исторической хроники. Среди других
новозаветных книг она выделяется также необычайно широкой географией действия
— от Иерусалима до Рима — и большим количеством
действующих лиц, многие из которых, безусловно, историчны и упоминаются в
других исторических источниках. В Деяниях названы по имени 32 местности, 54
города и 95 персонажей.

Третья
группа книг – это так называемые учительные книги, которые содержат 21 послание
апостолов. Русское слово «апостол» образовано от греческого «посланник».

image003

Апостолами
называют 12 ближайших учеников Иисуса, потому что они общались с Христом во
время Его земной жизни и были призваны Им Самим.

Это
Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков
Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, Матфий.

Апостолы
не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте
дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-либо, кроме хлеба. Если же
апостол требовал денег, его следовало считать лжепророком.

И
последняя, четвёртая группа – это книги пророческие, к которым принято относить
«Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва». В книге описываются события,
предшествующие второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно
ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными
катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как
синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.

Книги
Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на
древнегреческом. Бог, несомненно, воздействовал на авторов библейских книг, но
они писали, не ощущая себя всего лишь карандашом в Божией руке. Они
использовали свои знания, опыт, опирались на существующие книжные традиции,
применяли обороты, близкие и понятные тем, кому предназначались их Писания. Их
с полным правом можно называть авторами. Более того, в каждой книге есть
особенности авторского стиля. Но у всех у них был один и тот же Соавтор – Бог.

Как
мы с вами видим, Библию действительно по праву называют Книгой книг.

Библия
почитается христианами всего мира, её читают не только в храме, но и дома. Она
является самой продаваемой книгой всех времён со среднегодовым объёмом продаж
примерно в 100 миллионов копий и имеет колоссальное влияние на культуру,
литературу, искусство и историю всего человечества.

Библия
дошла до нас в виде рукописей. Самый древний найденный текст Ветхого Завета
относится примерно к 200 г. до н. э. Это Декалог, то есть десять заповедей
Моисеева Закона. Большинство из них идентичны современному тексту.

На
сегодняшний день старейшая рукопись Нового Завета — кусочек папируса величиной
с ладонь с фрагментом Евангелия от Иоанна. Она найдена в Египте и датируется
примерно 125 годом.

Многое
в Библии поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять Священное Писание, и
самому нужно быть хоть капельку святым. Есть даже древнегреческое правило,
которое гласит: «Подобное познаётся подобным». Кроме того, для всестороннего и
правильного понимания библейских текстов нужно знать историю древних народов, а
также их языки.

В
Библии много притч. Притча – это рассказ, сюжет, в котором неявно присутствует
ключ к разгадке некоторой тайны, или поучение. На галилейском диалекте
арамейского наречия, на котором говорил Иисус, притча называлась «матла» –
слово означало всякий яркий образ, басню, загадку.

Притчи
нужны, когда хотят донести до слушателей нечто, трудно выразимое обычными
словами. Они используются и тогда, когда рассказчик стремится сохранить свободу
воли слушателей, оставив им возможность самим определять значимость и смысл
услышанного. По своему сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в
каждой из них надо найти очень важный для человека нравственный урок. Давайте
послушаем одну из них.

image004

К царю Соломону пришли две женщины. Они
спорили между собой о том, чьим сыном является принесённый ими младенец. Каждая
из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел:
«Пусть меч рассечёт дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная
половина того, о чём они спорят…» Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не
будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!» Вторая же с болью закричала: «Отдайте
ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!» Первая женщина согласилась
с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать
ребёнка у неё и отдать той женщине, которая готова была расстаться с ребёнком,
лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый
царь Соломон поступил так.

Все
библейские книги у христиан считаются священными: в них видят послание Бога к
людям.

Бог
и человек вместе создали текст Библии. От человека – вопросы, особенности речи
и построения той или иной библейской книги. От Бога – вдохновение, мысли и
содержание Священного Писания. В библейских текстах есть даже прямое обращение
Бога к людям, то есть, как вы уже знаете, Откровение.

Бог
может открываться людям через совесть или через других людей, которые вовремя
что-то подсказали или от чего-то предостерегли. Бог может открываться людям и
через красоту мира: если так прекрасен наш мир, то значит и прекрасен его
Творец. Бог может открываться через обстоятельства жизни. Если желаемая цель
ускользает, говорят «значит, не судьба» или «нет на то воли Божией».

Но
было и такое Откровение Бога к людям, которое через одного человека было
обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано. Как вы уже
догадались, таким откровением у христиан считается Библия.

В
конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1.
Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

2.
Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

3.
Как вы понимаете слово «откровение»?


Презентация на тему: Библия — книга книг

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Библия- КНИГА КНИГ

Описание слайда:

Библия- КНИГА КНИГ

№ слайда 2
Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожни

Описание слайда:

Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожник – Все, все учились у тебя! И сколько мыслей гениальных С тобой невидимо слиты: Сквозь блеск твоих страниц кристальных Нам светят гениев мечты. В.Брюсов о Библии

№ слайда 3
Би блия (греч. - βιβλία — мн. ч. от βιβλίον — «книга, сочинение») — собрание свя

Описание слайда:

Би блия (греч. — βιβλία — мн. ч. от βιβλίον — «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан.

№ слайда 4
Библия – это книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего.

Описание слайда:

Библия – это книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего.

№ слайда 5
Христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание (обязательно с боль

Описание слайда:

Христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание (обязательно с большой буквы) или же Священное Писание.

№ слайда 6
Библия – это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли

Описание слайда:

Библия – это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли

№ слайда 7
Библия – книга-библиотека, которая создавалась более 1000 лет из многих произвед

Описание слайда:

Библия – книга-библиотека, которая создавалась более 1000 лет из многих произведений разных авторов.

№ слайда 8
Библию создавало около 40 различных авторов, которые писали на разных языках (др

Описание слайда:

Библию создавало около 40 различных авторов, которые писали на разных языках (древнееврейском, арамейском, греческом) и жили на трёх континентах (в Европе, Азии и Африке). Уже доказано, что большинство из них не знало и никогда не видело, а зачастую – и не подозревало о существовании друг друга. Более того, они жили в разное время, разделявшее их порою веками, а порою и тысячелетиями. Итак, Библия была написана примерно за период жизни 60-ти поколений.

№ слайда 9
Самый поздний текст Библии написан примерно 1900 лет назад, самому древнему – ок

Описание слайда:

Самый поздний текст Библии написан примерно 1900 лет назад, самому древнему – около 4000 лет. Не сохранилось оригиналов ни одного из древних текстов – только списки! Установлено, что мы располагаем фрагментами списков, выполненных ещё при жизни тех, кто лично знал авторов Нового Завета!

№ слайда 10
Библия – первая главная книга русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и

Описание слайда:

Библия – первая главная книга русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и мышлению, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности и основам словесного художества.

№ слайда 11
Идеи, сюжеты и обряды Библии вплелись в повседневный язык народов, в их фольклор

Описание слайда:

Идеи, сюжеты и обряды Библии вплелись в повседневный язык народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, поговорок и пословиц. Какие выражения, поговорки, пословицы из этой книги знаете вы?

№ слайда 12
Что посеешь… Не судите и не … Не от мира… Фома … Волк в овечьей … Глас

Описание слайда:

Что посеешь… Не судите и не … Не от мира… Фома … Волк в овечьей … Глас

№ слайда 13
"Да будет свет!", - сказал монтёр. "И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет.

Описание слайда:

«Да будет свет!», — сказал монтёр. «И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро» Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» Хам. Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых «населилась вся земля» после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу, и подвергся его проклятию. Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»

№ слайда 14
В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" ― сказано Бог

Описание слайда:

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая. Молочные реки, кисельные берега. Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд»- цитируется в Ветхом Завете. Козел отпущения . Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.

№ слайда 15
Библия – произошла от слова Biblos – это греческое название египетского растения

Описание слайда:

Библия – произошла от слова Biblos – это греческое название египетского растения папирус из которого в древности изготавливали хижины, лодки, множество нужных вещей, а главное – материал для письма.

№ слайда 16
Греческие слова «библос» (папирус) и «библия» (книга) происходят от названия Биб

Описание слайда:

Греческие слова «библос» (папирус) и «библия» (книга) происходят от названия Библа – древнего финикийского города в Восточном Средиземноморье

№ слайда 17
Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

Описание слайда:

Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

№ слайда 18
Ветхий Завет состоит из 39 книг, которые можно разделить на 4 группы: 1 группа –

Описание слайда:

Ветхий Завет состоит из 39 книг, которые можно разделить на 4 группы: 1 группа – законоположительные книги пророка Моисея. 2 группа — исторические. 3 группа – учительные, т.е. содержащие учение о благочестии. 4 группа — пророческие.

№ слайда 19
Ветхий Завет Х – III вв. до н.э. В книгах Ветхого завета Бог предстает как Творе

Описание слайда:

Ветхий Завет Х – III вв. до н.э. В книгах Ветхого завета Бог предстает как Творец: Саваоф – Водитель сил Элохим – Бог Яхве или Иегова – Вездесущий Ветхий завет написан до прихода в мир Христа и предрекает его пришествие.

№ слайда 20
Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг

Описание слайда:

Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных на древнегреческом языке. Эта часть Библии написана после пришествия в мир Спасителя. В нем повествуется о жизни, смерти и воскресении Христа.

№ слайда 21
Подберите однокоренные слова Завещание завещать обещание …

Описание слайда:

Подберите однокоренные слова Завещание завещать обещание …

№ слайда 22
Старый и Новый Заветы – это книги о том, как жили люди, как должно жить людям во

Описание слайда:

Старый и Новый Заветы – это книги о том, как жили люди, как должно жить людям во все времена. В каждой строке соединяется рассказ о событиях и выяснение сокровенного смысла событий. Библия учит нас, наставляет, заставляет задуматься. В Библии передается вся палитра человеческих чувств: доброта – злоба, милосердие – равнодушие, Щедрость – жадность…

№ слайда 23
«Библия – «странная книга»: ее нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, н

Описание слайда:

«Библия – «странная книга»: ее нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, что-то не понял, а перечитаешь – опять то же, и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд»

№ слайда 24
В Библии 1189 глав, и в среднем человек может прочитать её за 80-100 часов. Если

Описание слайда:

В Библии 1189 глав, и в среднем человек может прочитать её за 80-100 часов. Если читать по 4 главы в день, Библию можно прочитать за год.

№ слайда 25
По информации Германского Библейского общества (2005 год), Библия полностью или

Описание слайда:

По информации Германского Библейского общества (2005 год), Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках.

№ слайда 26
Переводы Библии В IX веке Библия была переведена на язык, понятный восточным сла

Описание слайда:

Переводы Библии В IX веке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием — «первоучителями и просветителями славянскими». Их родным языком предположительно мог быть вариант старо-болгарского языка, на котором разговаривали в их родной Солуни; воспитание же и образование они получили греческое.

№ слайда 27
Перевод Библии на славянский язык Кирилл и Мефодий осуществили с помощью составл

Описание слайда:

Перевод Библии на славянский язык Кирилл и Мефодий осуществили с помощью составленной ими славянской азбуки — глаголицы; позже была создана кириллица на основе греческого алфавита.

№ слайда 28
С появлением на Руси книгопечатания книги Священного Писания стали печатать на ц

Описание слайда:

С появлением на Руси книгопечатания книги Священного Писания стали печатать на церковно-славянском языке

№ слайда 29
Сегодня Библия - самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Биб

Описание слайда:

Сегодня Библия — самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.

№ слайда 30
Что же такое Библия? Почему Библию называют книгой Книг? Чем Ветхий Завет отлича

Описание слайда:

Что же такое Библия? Почему Библию называют книгой Книг? Чем Ветхий Завет отличается от Нового Завета? Продолжи предложение: Библия – величайшая сокровищница культуры…

ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Ход урока:

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта:
В тиши полуразрушенной гробницы
Нам истина является на миг.
Передо мной заветные страницы,
То Библия, святая книга книг.
Людьми забытый, сладостный родник,
Текущий близ покинутой станицы.
В раздумьи вкруг него, склонив свой лик,
Былых веков столпились вереницы.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

– О чем шла речь на прошлом уроке? ( О православной молитве)

– Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

– Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

– Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

– Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

– В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

– Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

4.1. Выразительное чтение 1-4 абзацы, с. 16

4.2. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

– Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

– Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

– Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

4.3. Сообщение учителя.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» — «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

4.4. Заполнение схемы.

1115381 1

Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

5. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Библия – в буквальном переводе – означает «книги». (да)

Библия была написана в течение 100 лет. (нет)

Апостолы – это слуги Иисуса Христа. (нет)

Евангелие означает «добрая весть». (да)

Ветхий Завет написали летописцы. (нет)

Ветхий Завет написали пророки. (да)

Новый завет состоит из 50 книг. (нет)

Библия – это священная книга христиан. (да)

6. Работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

– Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству – содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

– Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

7. Закрепление изученного материала.

– Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

– Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

– О чем рассказывает Библия людям?

8. Подведение итогов, домашнее задание.

Урок 5 прочитать с родителями, по желанию – пересказ библейского сюжета

9. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).

Самоанализ урока ОРКСЭ в 4 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Урок ОРКСЭ в 4 классе был проведён 03.10.2018 согласно календарно-тематическому планированию, тема урока: Библия и Евангелие, раздел «Основы православной культуры».

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Это урок общеметодологической направленности с использованием проблемно-диалогической технологии.  В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС: 

1.Ориентация на новые образовательные результаты. 

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД. 
Планируемые результаты: 

Предметные: понимание смысла основных понятий православной культуры: христианин, Библия, Евангелие.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учитель: Парыгина Татьяна Анатольевна

Тема урока: Библия – Священная книга христиан.

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цели урока:

— сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;

— с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися значения для христиан книг Ветхого и Нового завета.

— сформировать представления о Библии как священной книге христиан

— развивать представления о духовно-нравственных ценностях изложенных в Библии для христиан;

— формировать бережное отношение к духовно – культурным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре христианства как хранительнице общечеловеческих ценностей.

развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

— формировать умение выделять главное в учебной статье, развивать логическое мышление обучающихся;

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет и Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.

Словарик к уроку: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, Евангелие, время Нового Завета.

Оборудование урока

— презентация по теме « Библия – Священная книга христиан »;

— Видеофильм «о Библии»

— выставка книг и рисунков;

Структура урока открытия и усвоения новых знаний

1) организационный этап

2) постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности

Обучающихся ;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания ;

6) первичное закрепление ;

7) рефлексия (подведение итогов занятия);

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству.

Доброму гостю хозяин всегда рад!

Я уверена, что наше сотрудничество будет полезным и приятным для всех. Пожалуйста, садитесь.

2. Постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности обучающихся

— Чтобы определить тему занятия, посмотрите пожалуйста на экран.

Слайд.

-Что это за книги, Как вы считаете, что объединяет эти книги? (Ответы учащихся.)

Это Священные книги. Для каких религий эти книги являются Св.Писанием? Что это за религии? (трёх мировых религий). Теперь я прошу обратить ваше внимание на выставку, какой книге она посвящена? Итак предметом нашего изучение будет Библия.(2мин.)

“Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” — “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

— Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.(Ответы учащихся)

— Действительно мы поговорим о «Библии как Священной книги христиан».

Слайд.

3. Актуализация знаний

Ребята, а что вы знаете об этой книге?

— Книга, о которой сегодня пойдет речь, — самая удивительная книга мира. Библия — это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет.

-Иоанн Златоуст говорил: «Священное Писание — это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой».

-Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста.

— Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ.

— Какие важные моменты темы мы должны уяснить на занятии? Какие вопросы мы должны поставить к теме и решить их в ходе занятия?

(Что такое Библия? Цель ее написания? Для кого написана Библия. Кто является главным лицом книги Нового Завета? Какова главная мысль? Кто является её автором?) Именно поиском ответов на эти вопросы мы и будем заниматься.

У: Чтобы понять содержание, сначала необходимо понять форму слова и начнём мы именно с неё.

Работа в парах.

— Посмотрите пожалуйста в словаре значение слова «Библия».

Составьте однокоренные слова ( библиотека, библиистика, библиография, Библ).

4. Просмотр видеофильма

— И начнём мы с просмотра небольшого фильма, который так и называется «Библия».

5. Мозговой штурм

У: Предположите почему Библия является самой часто издаваемой книгой, нет человека который не слышал о ней, Библия переведена на 2000 языков народов мира, и, если человек знает только один, свои родной язык, он все равно может прочитать Библию.

У:Приступать к чтению Библии нужно с особым вниманием и расположением духа. Святые считают, что человеку необходимо читать ежедневно по главе из евангелия и перечитывать раз в 7 лет Ветхий Завет.

ФИЗМИНУТКА

Работа в группе.

— Рассмотрите Библию.

— Мы на наших уроках ОРКСЭ неоднократно обращались к этой удивительной книге. Найдите сюжеты, уже знакомые вам, иллюстрирующие содержание Библии.

Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Авторами Библии были особые люди, которых избрал сам Бог. Их называют пророками и апостолами. Эти люди писали книги под действием Св. Духа и их разума.

— Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (В. З., Н. З.)

Библия представляется уникальной во всех отношениях. Она повествует о происхождении мира и сотворении человека, хранит историю человеческой цивилизации, содержит наставление, что необходимо для самого главного дела христианина – спасения души. В ней дано религиозное понимание мира, связь человека с Творцом и нравственные правила жизни на Земле. Библия состоит из 39 книг Ветхого Завета(от сотворения мира до прихода Спасителя на Землю) и 27 Книг Нового Завета(Еванг., Деяния, Послания, Апокаллипсис). Ветхий Завет также называется — Священной историей дохристианской эпохи. Новый Завет называется — Священной историей раннего христианства.

– Что ещё мы узнали о Библии? Они были написаны разными авторами).

У: – А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу?

Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе и напишите по одному предложению о погоде за окном. Затем встаньте и отдайте этот листочек мне. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось)

– Получился единый рассказ? (нет).

– Какой вывод можно из этого сделать?

Для того чтобы написать рассказ или тем более книгу, нужен один автор или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая, интересная книга, нужен хороший автор. Но есть книга, которую писали более 40 авторов (показываю Библию), которые не могли договориться между собой так как жили в разное время и разных странах, но книга представляет собой единое целое, хоть и писалась на протяжении 1500 лет. Писатели Библии только передавали то, что им было сказано Богом. Люди, которым Бог диктовал свои мысли, были совершенно разные.

Это были:

Слайд.

  1. Цари – Давид и Соломон;

  2. Врач – Лука;

  3. Богослов – Павел и Ездра;

Слайд .

  1. Государственные деятели – Моисей, Даниил;

  2. Рыбак – Пётр;

  3. Музыкант – Асаф;

  4. Пророки – Иеремия, Иоиль, Авдий.

Работа в группах.

1гр. – Сообщение о содержании В. З.

— что значит «Ветхий Завет»?

Те книги, которые были записаны в израильском народе в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Попробуйте определить, что значит это название.( Ветхий — старый, завет – завещание, учение завещанное Богом людям)

Ветхий Завет говорит : “Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ”

Основные сюжеты Ветхого Завета:

  • сотворение мира

  • первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога

  • первое убийство (Каин и Авель)

  • всемирный потоп, Ной и его ковчег

  • Авраам, Исаак, Иосиф

  • 10 заповедей

(На доске вывешиваются новые слова( «Ветхий Завет», «Пророки»)

— С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом

2гр. – Сообщение о содержании Н. З.

(Новое слово вывешивается на доске «Новый Завет», «Евангелие», Апостолы.)

Другие книги Св. Писания были написаны вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Они называются НОВЫМ ЗАВЕТОМ. Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благо – это добрая, хорошая весть.

Основные сюжеты Нового Завета:

  • Рождество Христово

  • Крещение Господне

  • Нагорная проповедь

  • Притчи

  • Преображение

  • предательство Иуды

  • Распятие на кресте

  • Воскресение

  • Вознесение

  • Послания учеников христианским общинам

У:— Рассмотрите иллюстрацию на с. …. Что здесь изображено? (Евангелие).

Обратите внимание на ее дорогой оклад (камни, золото) –о чём это может говорить?

Работа с текстом.

Евангелисты – это люди записавшие Евангелие.

– Кто эти люди? (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

В Библию включены четыре евангелия, написанные разными людьми:

МАТФЕЙ (символ ангел с человеческим лицом) – сборщик налогов, еврей, писал евангелие для евреев, поэтому часто ссылался на Ветхий Завет, знакомый каждому еврею с детства.

МАРК (лев) – сын богатой жительницы Иерусалима Марии, писал евангелие для язычников, обращавшихся в христианство, поэтому текст его евангелия самый короткий.

ЛУКА (телец, жертвенное животное) – врач, писал на греческом литературном языке (как послание Феофилу), он первым изобразил Богородицу. Его евангелие наиболее поэтичное, образное, имеет много исторических подробностей.

ИОАНН (парящий орел) – любимый ученик Христа, был до конца у креста и стал “сыном” Богородицы. Иоанн писал свое евангелие, ознакомившись с тремя другими, поэтому опускал некоторые подробности, сосредотачиваясь на объяснении смысла событий, их философской, богословской глубине.

Слайд с символами евангелистов.

У: Евангелисты высоко почитаются Церковью. Их изображения в православном храме находятся над Царскими вратами, в знак того, что Евангелие является вратами в Царство Небесное.

А постолы – это первые ученики Иисуса Христа, в переводе с греческого вестник.

– Сколько было учеников у Иисуса Христа? (12).

Слайд

На стр. … учебника рассмотрите репродукцию Византийской иконы. На ней вы можете видеть всех 12 апостолов.

В последней книге Нового Завета в таинственных образах представлено будущее Церкви и всего мира.

Для удобства нахождения нужного отрывка в 8 в.н.э. текст был разделен на главы, а в 14 в.н.э. на стихи. Нужный отрывок помечается своеобразным “адресом”:

книга – глава – стихи

Например, Мк. 17: 1-4

  • Найдите в библии притчи Иисуса Христа по “адресам”:

Мф. 13:3-9

Лк. 15:4-7

Лк.15:11-24

Лк. 18:9-14

Первичное закрепление знаний.

Работа с карточками.

(Крылатые выражения)

Библия – это кладезь мудрости. Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. У вас на столах лежат карточки с некоторыми из них. Части этих выражений перепутались, помогите восстановить их, вспомните из какой части Библии они взяты и поясните их значение.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТ

  1. Ждать как манну небесную (Исх. 16;36)

  2. Вавилонское столпотворение

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА:

  1. Зарыть талант в землю

  2. Блудный сын

– Расскажите, что вы узнали о Библии?

– О чём говорится в Ветхом Завете?

– А в Новом?

– Кто такие евангелисты и апостолы?

– Объясните, что означает слово «православие»?

Работа с дополнительной информацией. Работа с притчей.

Притча – бытовая, житейская история, в которой заложен очень важный для человека нравственный урок.

«Иисус любил разговаривать с народом притчами. В притчах он излагал Своё учение, и простые люди легко понимали Его. Притча – рассказ о земных вещах с небесным значением.

Притча о милосердном царе и злом рабе

О прощении и милости к ближним, сказал Господь ученикам такую притчу. У царя был раб, который должен был ему много денег. Так как денег у раба не было, он стал просить царя подождать немного. Сперва царь приказал продать его жену и детей и все его имущество, но, видя слезы и просьбы раба, смилостивился и простил ему весь долг. Выйдя от царя, раб этот встретил своего товарища, который должен был ему немного денег, схватил его, стал душить и требовать, чтобы тот теперь же вернул ему деньги. Сколько тот ни умолял: — подожди, я вскоре отдам тебе, — жестокий раб не слушал и посадил своего товарища в тюрьму. Его друзья пошли и сказали об этом царю. Царь разгневался, призвал раба и сказал ему:

— Злой раб! Пожалев тебя, я простил тебе весь долг. Не должен ли был и ты простить, как и я помиловал Тебя?

Царь приказал взять у злого раба все и заключить его в тюрьму, пока не отдаст царю весь свой долг.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из вас не будет прощать от всего сердца брату своему согрешения его», сказал Спаситель.

Давайте порассуждаем о чём эта притча? Чему она учит?

У: Многие поэты оставили свои восхищённые очерки о Библии :Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, А. Некрасов, А.С. Пушкин, В. Брюсов и многие многие другие..

— Ребята, а какие стихотворения приготовили вы?

(Дети читают стихотворения поэтов о Библии.)


Ты вечно новой, век за веком
За годом год, за мигом миг
Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!
В.Брюсов

(посмотрите пожалуйста полотна, которые посвящены библейским сюжетам)

Слайды с картинами известных художников(Библейские сюжеты).

Слайд.

Действительно эта книга не может оставить равнодушным ни одного человека.

— Вот и наши юные художники попытались запечатлеть библейские сюжеты.

В этой книге передаётся вся палитра человеческих чувств: доброта – злоба, милосердие – равнодушие, щедрость – жадность, и др. Здесь можно найти ответы на разные жизненные вопросы. Именно поэтому великие мастера обращались к этой книге и черпали из неё сюжеты для своих произведений.

— Вы подготовили выступления о библейских сюжетах. ( Настя, Самуил)

—Итак ответьте пожалуйста на вопрос: почему Библия является самой часто издаваемой книгой……

(Вначале урока мы говорили о других Священных книгах — Ребята, а как мы должны относится (уважительно, терпимо, толерантно, с пониманием).

Итог. Закрепление изученного материала

  1. Рефлексия. Давайте составим итоговый Синквейн со словом Библия.

Библия-

Священная, богодухновенная,

Учит, объясняет, наставляет

Читайте Библию.

Самая мудрая книга!

Слайд.

Лист самооценки урока

1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________

2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________

Какой же вывод мы можем сделать о Библии?

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина.

Все библейские книги у христиан считаются священными.

Прежде всего она отвечает на каждый вопрос человеческой души.

Юность ли обращается к ней – она руководит.

Старость ли нуждается в посохе – она поддерживает.

Голодная ли душа ищет пищи – она насыщает.

Немощь ли взывает к ней – она облекает в силу.

Века уходят, поколения меняются – она остаётся неизменной.

Империи… династии восстают и падают – она пребывает.

Атеисты и глупцы ценично высмеивают её – она неуязвима

Невежество и лженаука отрекаются от неё – она незаменима.

— Домашнее задание:

—Ну и последнее нам осталось узнать понравился ли вам урок, поняли ли вы тему сегодняшнего урока.*(Смайлики на доску)

Цели и задачи:

  • познакомить с описанием основных составляющих священных книг Библии;
  • установить связь между религиозной(православной) культурой и культурой людей;
  • показать благотворное влияние чтения Библии на духовное состояние человека;
  • познакомить с понятиями Библия, Евангелие, Новый Завет, Веткий Завет, христиане.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1), 2 сосуда с чистой водой, краска, пустые сосуды, шарики красные и чёрные, карточки для индивидуальной работы и работы в парах (приложение 2), Библия.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

 Кому вы читали текст дома?

– Что их заинтересовало в твоём рассказе?

– Чем они дополнили твой рассказ?

III. Введение в тему.

 Я, в своей жизни, встречала очень много разных людей.

Одни очень доброжелательные, готовые придти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети свсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется.

– Чем может заполниться детская душа, давйте рассмотрим на примере.

Проведём опыт.

Представим душу в виде сосуда. Смотрите, сосуды наполнены водой.

– Она имеет запах? (нет)

– Имеет цвет? (нет)

– Сейчас в каждый сосуд добавим вещества которые изменят цвет и запах.

Цвет может быть красивым, запах – приятным. Попробуем.

(добавляем в один сосуд тёмную краску и нашатырный спирт, в другой розовую краску и духи)

– Посмотрите и понюхайте что у нас получилось.

Так бывает и с душой человека. С детства наполяется душа впечатлениями, как эти сосуды и может быть красивой и благоухающей, либо наоборот, тёмной и смрадной.

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой, а какие тёмной и неприглядной? Выберите правильный ответ. (на доске)

  • Доброе дело
  • Чтение хороших книг
  • Фильмы-боевики с убийствами
  • Увлечение компьторными играми, особенно с насилием
  • Прощение обид
  • Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу. А какая из всех этих книг в этом отношении имеет особенную силу?

Составьте слово из рассыпавшихся букв. (ИБЯБИЛ – БИБЛИЯ)

– А почему? Об этом мы пооворим на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Приложение 1.

1 СЛАЙД

Тема урока «Библия и Евангелие»,запишите в тетрадь.

– Кто из вас знаком с Библией, Евангелием?

– Кто читал Библию?

– Что запомнилось из прочитанного?

Каждый православный христианин должен быть знаком с Библией. Почему?

– В ходе урока мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

А еще что бы вы хотели узнать о Библии?

2 СЛАЙД

Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке.

  • Что такое библия?
  • Кто ЕЁ написал?
  • Когда появилась первая печатная Библия?
  • О чём говорится в Библии?
  • В чём её уникальность и ценность?

Что обозначают слова Евангелие, Новый Завет, Священое Писание?

–  Кто знает, когда появилась первая Библия?

Библия одна из Древнерусских книг.

Просмотр видеофрагмента «Древнерусские книги.»

3 СЛАЙД

А вы знаете как называлась первая БИБЛИЯ?

Первую славянскую Библию называли Геннадьевская Библия, т.к. работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.

– Кто знает, когда появилась первая печатная Библия?

4 СЛАЙД

Первая печатная Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства.

– Что такое христианство? Кто такой христианин?От какого слова произошло?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник.

Самостоятельная работа.

Приложение 2

Карточка 1

Прочитайте и найдите в учебнике, что обозначают эти слова. Запишите на карточке. Вклейте в тетрадь.

  • Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
  • Христианство – это учение Иисуса Христа.
  • Иисус жил более 2000 лет назад.

 Посмотрите как красиво оформлена Библия.

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей называется Библия.

5 СЛАЙД

А что же ещё такое Библия? Почему написана с большой буквы?

Слово Библия всегда пишется с большой буквы, так как означает Священную Книгу для Христиан.

  • Библия (др.греч.) книга
  • Библия – Священное Писание.
  • Библия – Книга книг.
  • Библия – откровение Бога.
  • Библия – собрание нескольких книг.

Так говорят, потому что сам БОГ обращается к людям.Он рассказывает о себе, о человеке, сотворении мира. Эта книга очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.

– Как вы думаете, кто написал Библию?

Библия – это собрание книг, которые объединены в одну книгу. Писались книги долгое время людми разных поколений в течении целой тысячи лет и вразных местах. Христиане верят, что каждый из авторов книги, писал то, что внушал Сам Господь. Через тексты Библии, написанные пророками и апостолами, Сам Бог обращается ко всем людям.

– Кто такие пророки?

Это люди, которые имели особый дар слышать, что им говорит Бог, этот дар называется пророчеством. И в наши дни есть люди, которые могут предвидеть и предсказать те или иные события.

– Кто такие апостолы?

Это первые ученики Христа. Апостолы дословно – посланники.

Библию часто, называют Священным Писанием. Почему?

Потому что Сам Бог обращается к людям, через пророков и апостолов.

– Из чего состоит Библия?

Библия состоит из 77 священных книг. Разделяется она на два отдела Ветхий Завет и Новый завет.

– Что такое Завет?

Завет – это союз Бога с людьми.

Работа с учебником. (в парах)

Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.

1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.

Приложение 2

Карточка 2

Закончи предложения:

  1. __________________Завет включает в себя ________книг.
  2. Книги_______________Завета писали _____________________.
  3. __________________Завет по другому называют_______________________,
  4. Время___________________Завета – это________________________________________.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.

Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.

– Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.

Составление схемы.

БИБЛИЯ
77 книг
50 книг
Ветхий Завет
27 книг
Новый Завет /Евангелие/
Пророки
/слышат, что говорит Бог/
Апостолы
/первые ученики Христа/

8 СЛАЙД

Как вы думаете, о чём эта книга?

В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.

9 СЛАЙД.

В чём ценность Библии?

Библия – кладезь мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не подозревавем, что произносим библейские сказания.

Работа в парах.

Приложение 2.

Карточка 3

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии. 

Фома неверующий – плохой человек, злодей. По имени царя Ирода отличившегося жестокостью, убившего 14тысяч младенцев в Вифлееме, желая уничтожить Богомладенца.
Хам – Недоверчивый человек, в память об опостоле Фоме, который сказал, что не поверит в Воскресение Христого, и когда Христос вошел, Фома упал перед Ним на колени.
Ирод – грубый, наглый человек, по имени младшего сына Ноя – Хама, грубо надсмеявшегося над своим отцом.

Эти слова к нам пришли из Библии.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт , только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

– В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего сои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

– Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

– Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлимой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникныть в смысл написанного.

10 СЛАЙД

Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!»
Ф.М. Достоевский.

Ответим на последний вопрос. Где хранится Библия?

11 СЛАЙД

Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.

Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.

Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.

Библия переведена на многие языки народов мира.

V. Итог урока.

– Запишите ассоциацию, когда слышите слово Библия. (1 слово)

Подготовка к беседе дома.

_Что можете рассказать о Библии, Священном Писании, Евангелии членам своей семьи и друзьям.

VI. Домашнее задание.

Рассказать членам семьи о Библии, читать учебник стр. 16-18 и обсудить с родителями.

VII. Рефлексия.

Давайте заполним сосуд.

Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.

  • Рассказ о билибине 3 класс литературное чтение кратко
  • Рассказ о библии для детей 4 класс
  • Рассказ о бетховене 6 класс обществознание
  • Рассказ о бигфуте на английском
  • Рассказ о библии 4 класс кратко