Рассказ о беспозвоночных животных

К школьным зимним каникулам биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и

К школьным зимним каникулам Биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и нового!

При подготовке музейных экскурсий наши научные сотрудники обычно используют не только учебники по зоологии и ботанике, но и результаты последних исследований. На занятиях они рассказывают посетителям о достоверных научных фактах. На этот раз мы покажем разные живые организмы с точки зрения не только научных трудов, но и сказок — народных и авторских, легенд и поверий.

Мы собрали небольшую коллекцию сказок о животных и растениях, которые объяснят, откуда появились наши герои и с чем связаны их удивительные способности. Сказки дополнены комментариями биолога, а также сценками теневого театра.

«БиоСказки» адресованы как юным слушателям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам: всем, кто хочет больше узнать о живой природе. Все ролики будут опубликованы на сайте и в соцсетях музея.

27 декабря, 12:00

Рассказ о трёх сойках

Это сказка известно натуралиста и писателя Юрия Коваля. В ней можно узнать, почему сойки издают такие странные звуки и что они означают, а заодно увидеть саму сойку и услышать её песни. Читает сказку и рассказывает о жизни соек старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

28 декабря, 12:00

Сказка о крабе и ягуаре

Латиноамериканская сказка о крабе, который умел отправлять свои глаза полетать, и о ягуаре, которому тоже захотелось так уметь поступать со своими глазами. Что в итоге случилось с ягуаром и его глазами и кто помог ягуару в сложной ситуации, можно будет узнать в сказке. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

29 декабря, 12:00

Беличья память

Из рассказа М. Пришвина можно узнать об интересной способности белки делать запасы орехов на зиму и о её способности находить потом эти запасы. В чём же секрет белки и как ей удаётся находить запасённые орехи, расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

30 декабря, 12:00

Сказка о кукушке

Из этой ненецкой народной сказки можно узнать о том, почему кукушка бросила своих детей и как в тундре появился мох красного цвета. Можно будет увидеть национальную одежду и жилище ненцев, а также узнать, как на самом деле выглядит кукушка и выяснить интересные факты о биологии этой птицы. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

31 декабря, 12:00

Легенда о том, откуда появились черные дятлы

Из легенды, которую расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар, можно узнать, откуда появились дятлы и почему они чёрные с красным пятном на голове. Мы покажем, как на самом деле выглядит чёрный дятел и как выглядят отверстия, которые он делает в дереве, а также расскажем об особенностях поведения этих птиц в брачный период.

2 января, 12:00

Сказка о вороне и сарыче

В этой чувашской сказке рассказывается о непростых отношениях между хищной птицей сарычем, вороной и человеком. Кого больше полюбил человек и кто на самом деле помог ему найти родник с водой, можно будет узнать из этой сказки. Рассказывая её, завотделом зоологии Маргарита Атрощенко покажет, как на самом деле выглядят ворона и сарыч и расскажет о том, насколько правдиво описание поведения этих птиц в этой сказке.

3 января, 12:00

В. Бианки «Где раки зимуют»

Из этой сказки можно будет узнать о том, как рак с обеденного стола добрался до того места, где раки зимуют и где же всё-таки находится место зимовки раков. Старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар не только расскажет сказку В. Бианки, но и покажет, как выглядит рак и почему в сказке с раком происходят такие странные изменения и превращения.  

4 января, 12:00

Сказка о змее, комаре и ласточке

Эта казахская сказка знакомит с опасным и коварным змеем, его помощником комаром и о хитроумной ласточкой, которая помогла спасти жизнь человеку. Как ей это удалось, почему комары жужжат и отчего у ласточек теперь раздвоенный хвост, будет рассказано в сказке. Также можно будет увидеть настоящую ласточку и узнать особенности её жизни в природе. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

С 2 января во время каникул в Биомузее проходят занятия по ботанике, зоологии, анатомии, палеонтологии и химии! 

Возрастное ограничение: 6+ 

С 28 октября музей работает в режиме COVID-Free. Для посетителей старше 18 лет пройти в музей можно только по QR-коду, подтверждающему вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание. Помимо QR-кода понадобится паспорт. Дети могут посещать музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код. Справки с результатами вакцинации, ПЦР-тестов и медотводами не являются основанием для посещения музея.

Изменения в режиме работы введены в соответствии с Указом Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ». 

График работы музея: вторник, среда, пятница, суббота с 10:00 до 18:00. Четверг с 12:00 до 21:00. Воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.

Проезд до ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная» или «Улица 1905 года»

Адрес: Малая Грузинская, 15

Телефон для справок: 8 (499) 252-36-81

Интересные факты о морских животных: список

Рассказ о беспозвоночных животных
Морские животные

Морские животные по видам очень разнообразны. Каких только не встретишь в морских глубинах. Каждый из них имеет свои особенности. Давайте с вами узнаем, какие есть интересные факты про животных моря.

  1. В Амазонке водятся дельфины розового цвета. Больше таких нет нигде
  2. Самым длинным обитателем моря является медуза львиная грива. Она обладает щупальцами в 37 метров
  3. У синего кита сердце имеет размеры среднего автомобиля. Оно делает девять ударов в минуту
  4. Гигантские кальмары могут достигать 18 метров в длину. У кашалотов на теле нередко китобои находят глубокие рубцы от присосок
  5. Самым шумным существом океана является креветка. Если на подводную лодку движется стая, то они могут «ослепить» ее сонар
  6. Кит не выпускает фонтаны, это он делает выдох струи углекислого газа, а вокруг нее получаются брызги
  7. Лосось и форель как таковые не существуют. Они получили собирательное название от более чем трех десятков рыб одного семейства
  8. Дельфины обладают хорошей коммуникацией. У каждого из них есть свое имя, по которому сородичи к ним обращаются
  9. Осьминог имеет всего две ноги. Остальные шесть щупалец выступают в качестве рук. Если в борьбе он теряет щупальце, то у него вырастает новое
  10. Когда рыбы плывут против течения, то им требуется меньше энергии, чем в спокойной воде
  11. У рыб может развиваться морская болезнь. Во время нее они испытывают головокружение и теряют ориентацию
  12. Пираньи нападают на людей редко, несмотря на устоявшееся мнение
  13. Морские черепахи всегда плачут. Это позволяет им избавиться от солей в организме, а слезные железы выступают в качестве почек
  14. Если золотых рыбок всегда держать в темноте, то они станут белыми
  15. Многие рыбы в течение жизни меняют пол. Некоторые глубоководные имеют мужские и женские органы

Поведение и образ жизни

Беспозвоночные животные приспособились к жизни в самых разных условиях – от подземных и океанических глубин до заснеженных высокогорий и жарких пустынь. Губки, полипы, гидры, морские лилии ведут сидячий образ жизни, проводя все время на одном месте. Кальмары, каракатицы, паукообразные и другие животные активно передвигаются по земле или в толще воды. Насекомые даже оснащены крыльями, которые позволяют им преодолевать значительные расстояния по воздуху.

Рассказ о беспозвоночных животных

Говорить об интеллектуальных способностях губок, морских звезд, иглокожих и подобных беспозвоночных не приходится. Ряд из них обладает неразвитой нервной системой и руководствуется лишь примитивными рефлекторными действиями. А вот у головоногих моллюсков и насекомых наблюдается довольно сложное поведение, основанное не только на инстинктах, но и на способности обучаться и строить логические цепи. Так, пчелы легко запоминают места, где было много корма, и даже конкретные цветки, где они его получали. Шмели способны быстро определить самый рациональный и наименее затратный путь до нужного им объекта.

Интересные факты о животных побережья Черного моря: список

Рассказ о беспозвоночных животных
Черное море

Черноморское побережье обладает разнообразным ландшафтом. Там встречаются одновременно жаркие местности и снежные вершины. Эти места очень любят туристы за красивую природу и редких животных и растения. Здесь открыто немало заповедников, где охраняются редкие животные. Символом побережья считается дикий кот, потому что далеко не каждый может покормить его с руки. Давайте узнаем интересные факты про животных этой местности.

Дельфины способны развивать достаточно большую скорость, но она не превышает 30 км/час
На побережье обитают лисы и они практически ручные. Они почти не охотятся, потому что на берегу и холмах всегда можно найти пропитание
Дельфины обитают стаями, где каждая особь — это родственник. Они помогают друг другу, например, поддерживают младших над уровнем воды, чтобы они не захлебнулись. Они способны спасать и людей.
Если вы хотите узнать, сколько лет медведю, посчитайте кольца на срезе его коренного зуба. При этом, животное способно развивать скорость до 140 км/час.
Косули могут в начале осени сбросить рога, а в феврале у них вырастают новые. Они способны прыгать в высоту до восьми метров, а потому без проблем преодолевают барьеры.
Выдры могут долгое время провести под водой, если чувствуют опасность.
Самцы дельфинов могут дарить подарки самкам во время брачных игр. Так, например, они легко со дна достают букеты водорослей.
Рыси являются очень пластичными животными и потому они могут поместиться в любом ущелье. В качестве доказательства можно привести лагуны, где проживают эти звери.
Нутрии из-за теплого климата побережья, могут жить в воде и в лесу. Самки самостоятельно находят себе пару

Для этого они наблюдают за самцами несколько месяцев и только потом начинают оказывать внимание.
Алтайская белка с черноморского побережья отличается цветом шерсти от остальных. Дело в том, что она черная

Благодаря такому окрасу она может притвориться другим животным, чтобы отбиться от внимания хищников.

Интересные факты о языке животных: список

Язык животных

Обычно мы не задумываемся над тем, какие звуки произносят животные, а уж тем более что они означают. Но на самом деле в них есть определенная смысловая нагрузка. Тем более, животные общаются на своем языке, просто у них иная форма общения нежели у людей. Давайте узнаем, какие есть интересные факты про животных, касающиеся их языка.

  1. Кошки мяукают только на людей. На друг на друга они не будут этого делать. Они используют другие способы — язык тела и шипение. А вот мяукают они только с людьми. Так они общаются.
  2. Луговые собачки могут считаться настоящими интеллектуалами животного мира. Кстати, они могут назвать вас жирными. Исследователи доказали, что эти собачки общаются на сложнейшем животном языке. Они могут описывать любых хищников, причем в подробностях. Это же касается и людей. При этом, сказать все они могут в одном крике за несколько секунд.
  3. Жуки-точильщики пользуются азбукой морзе. Чтобы координироваться в тоннелях эти жуки используют систему, напоминающую азбуку Морзе. Они стукают головой по верхней части тоннеля для создания эха и передают свои сообщения. Кстати, они часто живут в древесине домов и по ночам можно услышать соответствующий стук. Отсюда и пошло их название.
  4. Слоны имеют разные голоса. Нам кажется, что крики животных не отличаются, но это не так. Биолог Андреа Туркало доказал, что слоны имеют собственные голоса.
  5. Куры и яйца между собой общаются. Многие мамочки разговаривают с малышами в животике, но было бы странно, если бы они отвечали. А вот куриные яйца отвечают несушке. Цыпленок внутри едва слышно начинает чирикать примерно за сутки до вылупления. Наседка кудахчет ему, и делает милые, но иногда жуткие жесты, чтобы успокоить малыша.
  6. Сленг павианов. Многие педантичные люди обижаются, когда слышат сленг. Бабуины это тоже чувствуют. На них даже проводили исследования, показывая нормальные и придуманные слова, а какие-то с ошибками. Так вот те, что были выдуманы бабуины определили с точностью в 75%.
  7. Человек может не услышать разговор жаб. Лягушки из из Юго-Восточной Азии, Huia cavitympanum могут между собой общаться при помощи ультразвука, который не слышен человеческому уху. Ученые считают, что так общаться лягушки научились потому, что живут в районах, где стремительно течет вода и другие частоты проще услышать.
  8. Дельфины знают второй язык. Дельфины могут разговаривать во сне и совсем на другом языке. К примеру, они запоминают песни китов, хотя при бодрствовании никогда их не имитируют. А вот во сне звуки имеют большое сходство.
  9. Считается, что попугаи произносят звуки бездумно, но есть и факты, которые подтверждают обратное. Так, один серый попугай прославился способностью различать цвета и идентифицировать абстрактные понятия, например, размер и разница. У некоторых попугаев получается огромный для них словарный запас. Самые известные случаи зарегистрированы в Книге Рекордов Гиннеса. Так, один попугай выучил к моменту смерти 800 слов.
  10. Рыбы пользуются языком жестов. Они не хлопают плавниками, хотя это было бы интересно. Например, коралловые окуни пользуются резкими движениями, чтобы координировать действия стаи при поиске пропитания. Они ставят ловушки и, когда там оказывается добыча, резко указывают на нее носами, а потом начинают как бы танцевать, чтобы рассказать об этом всем.

Факты о жизни домашних животных: список

Домашние животные

Интересные факты о домашних животных люди стали подмечать относительно недавно. По сути, домашних питомцев стали заводить не слишком давно. Во всяком случае, дикие животные существуют гораздо дольше. Так, к примеру, кошки стали жить с людьми в 3600 г. до н.э, а собаки одомашнились только 30 тысяч лет назад. Однако, даже по прошествии стольких лет мы постоянно замечаем за нашими любимцами что-то новенькое. Итак, представляем вам топ-10 интересных фактов о домашних животных.

Когда собакам хочется получить от хозяина больше внимания, то они могут притвориться, что заболели
Кошки спят большую часть жизни. Во всяком случае около 70% точно

Если перевести это в часы, то получится до 16 часов в день
Хомяки предпочитают алкоголь, а не воду
Мозг кошки и человека идентичен на 90%
Собаки способны проявлять ревность, когда видят, что хозяева проявляют внимание к другим животным
Когда кролики счастливы, то они могут подпрыгивать и перебирать в воздухе лапами
Кошки способны вывернуть ухо на 180 градусов, чтобы лучше слышать все, что происходит вокруг
Собаки научились ездить в метро и даже понимают, когда надо выйти, чтобы добраться до питания
Крысы боятся щекотки и начинают во время нее смеяться
Собаки отлично чувствуют время, именно потому они всегда по утрам в одно время просятся на прогулку и кушать

Значение членистоногих

Благодаря численности и разносторонней роли в биоценозах членистоногие играют не последнюю роль в природе. Они выполняют многочисленные функции, без которых обойтись сложно, а в ряде случаев – невозможно. Они нужны в качестве

  • звена в питательной цепочке;
  • в процессах круговорота веществ;
  • очистителей водной среды;
  • в формировании почвы;
  • получении продуктов питания;
  • сырья для создания шелка.

В то же время, среди членистоногих распространены многочисленные вредители с/х культур, есть возбудители опасных заболеваний. Членистоногие способны переносить их, вызывая массовую гибель плантаций растений или популяций животных.

Несмотря на обилие и разнообразие животного мира беспозвоночных, они требуют бережного к себе отношения. Ни к чему, без причины, уничтожать живых существ, не способных причинить человеку вред. Бездумное отношение к животному миру приводит к сокращению численности некоторых популяций, внесение отдельных экземпляров в Красную книгу или полное их уничтожение. Наши потомки уже не увидят того многообразие живых форм, которое мы способны лицезреть в наши дни.

8. Пресмыкающиеся стали первыми в мире амниотами

Рассказ о беспозвоночных животных

Появление амниотов — позвоночных животных, которые откладывают яйца на суше или вынашивают эмбрионов в теле самки — стало важным переходным периодом в эволюции жизни на Земле. Амфибиям, предшествовавшим рептилиям, приходилось откладывать яйца в воде, и, таким образом, они не могли отважиться уйти в глубь суши и заселить континенты. В связи с этим, пресмыкающиеся занимают промежуточную ступень между рыбами с амфибиями (которые были когда-то, упомянуты натуралистами, как «низшие позвоночные»), и птицами с млекопитающими («высшими позвоночными,» с более развитой репродуктивной системой).

Животные без позвоночника

Беспозвоночными называют тех представителей животного мира, у которых позвоночник отсутствует. Их кровь холодная, а температура тела регулируется окружающей средой. К беспозвоночным относятся губки, моллюски, иглокожие и многие другие представители фауны.

Губки могут иметь абсолютно разные размеры: одни из них достигают в длину десяток миллиметров, а некоторые имеют размер 180 сантиметров.

Что касается формы этих животных, она может быть довольно разнообразной и оригинальной: губки могут напоминать веера, чашечки, конусы и другие предметы. Например, аморфная губка имеет форму конуса, а её цвет может быть красным, коричневым или лиловым.

Моллюски также являются беспозвоночными: несмотря на то, что их тело покрыто панцирем, оно мягкое. Некоторые из моллюсков находятся в недвижимом состоянии: просто крепятся к скалам. К таким относятся устрицы. Другие же передвигаются с помощью извержения водных струй. Это кальмары, гребешки. Осьминоги имеют восемь ног, которые позволяют им крепиться к скалам. В случае потери одной из них, она заменяется на новую. Наиболее частое время для охоты этих существ – ночь. Их жертвы – рыбы, черепахи, в редких случаях – акулы. Для размягчения мяса жертвы, они впрыскивают в неё яд. Самый большой осьминог в ширину простирается на семь метров, а масса его тела достигает почти двести килограмм. Самый маленький достигает в несколько раз меньших размеров – семи сантиметров.

Тело медузы состоит из воды на девяносто восемь процентов. Голова, мозг, сердце и скелет у этих животных отсутствуют. При этом многие из них опасны для человека, при касании они могут ужалить. Наиболее опасными считают полупрозрачную лунную, красную, львиную косматую и лиловую медуз.

На морском дне обитают также и анемоны – яркие животные, напоминающие цветы. Они охотятся на рыбу, которую жалят усиками. Их жизнь проходит в воде.

К беспозвоночным принадлежат улитки, морские ушки. Своё передвижение они осуществляют с помощью мускульной ноги.

Многих беспозвоночных тяжело различить с первого взгляда, ведь они не мягкие, а покрыты твёрдым и мощным панцирем. Это крабы, лобстеры, лангусты, раки, креветки. Все эти животные относятся к классу ракообразных. Их отличает крепкий панцирь и конечности, предназначенные для движения. Для приема пищи они используют клешни.

Когда ракообразные подрастают, панцирь спадает и лишь через определенный промежуток времени появляется новый.

У крабов есть десять ног, две из которых – клешни. Эти животные перемещаются боком. Как и осьминоги, они могут не бояться потерять свою конечность, ведь в скором времени она восстановится.

Место обитания лангустов – трещины морского дна. Чтобы переместиться на новое место жительства, лангусты кочуют туда тысячами.

У креветок некрупного размера панцирь полупрозрачный. Они имеют шесть усиков, десять ног и десяток плавательных ног. Криль внешне схож с мелкими креветками. Когда он объединяется со своими сородичами, они выглядят как фантастические розовые облака. Именно копеподы и крили являются основной частью рациона многих морских жителей.

Иглокожим свойственно наличие шипов, расположенных по всему телу, начиная с центра. Именно в центре у них расположены рот и прочие органы восприятия. Их тело делится на пять частей. Как и медузы, они не имеют глаз, мозга и сердца. Скорость их передвижения невелика. К таким животным относятся морские звезды. Их основной пищей являются моллюски и кораллы. Морские звезды ядовиты, одной из наиболее опасных считается терновый венец.

Морские ежи – ночные животные, весь день они отсиживаются в щелях. Животные имеют острые шипы и зубы, поэтому редко становятся чьими-то жертвами, чаще всего за ними охотится американская бельдюга.

Мир беспозвоночных, как и других обитателей океана, безгранично интересен и многогранен. Океанские глубины наводят на размышления о богатстве нашей природы.

Пакицет

Он — прапрадед всех китов! Не впечатлил? Меня тоже…

Так, давайте-ка разбавим водных существ парочкой наземных. Вот, например, пакицет. Он в принципе довольно странное существо, но по настоящему удивительным его делает его систематическое положение. Итак, готовьтесь, сюжетный поворот через 3… 2… 1… … ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДКОМ ВСЕХ КИТОВ! Хотя стоп, я же написал об этом в описании картинки..

неважно…кхм…В общем именно эти животные впоследствии эволюционируют в китов. Но это не самое интересное! Самое интересное это то, что..

они парнокопытные. Из этого выходит, что киты произошли от того же предка, что и лошади… ВЫНОС МОЗГА!!!

Беспозвоночные животные — факты: список

Факты про беспозвоночных

Мало кто знает, но 97% от всех видов животных в мире составляют именно беспозвоночные животные, у которых отсутствует скелет. Интересные факты про животных такого типа разнообразны. Мы рассмотрим с вами 10 из них.

  1. Несмотря на все разнообразие беспозвоночных, они разделены на 6 групп (членистоногие, стрекающие, иглокожие, моллюски, кольчатые черви, губки). Однако, даже внутри этих групп отличия их огромные, а потому даже ученые не могут назвать все семейства.
  2. Беспозвоночные не имеют скелета. Но только это не значит, что они мягкие. У них может быть панцирь или экзоскелет. Самое первое, что приходит на ум — это ракообразные.
  3. Беспозвоночные появились миллиард лет назад. Они состояли из мягких тканей, но потом эволюция включила образование внешнего скелета.
  4. Беспозвоночные занимают 97% от всех видов животных. Сегодня существует несколько миллионов видов беспозвоночных.
  5. Многие беспозвоночные претерпевают метаморфозы. Многие беспозвоночные выглядят как копии взрослых особей. К примеру, это те же бабочки, которые из гусениц становятся куколками и затем уже получают свой окончательный вид.
  6. Беспозвоночные могут формировать колонии. Это большие группы одного вида. Они делят между собой обязанности по пропитанию, размножению и защите. Колонии часто встречаются в море и могут формировать как бы одни большой организм.
  7. Губки — это простейшие беспозвоночные. Они наименее эволюционировавшие и технически считаются животными, потому что многоклеточные и появляются из клеток спермы, но без тканей и органов. Они обычно прикрепляются к морскому дну и живут там.
  8. Практически все паразиты беспозвоночные. Паразитам требуется маленький размер, чтобы проникать в другой организм. Именно потому они все не имеют позвонка.
  9. Беспозвоночные имеют разнообразный рацион. Пауки едят других насекомых, губки едят микроорганизмы и так далее. Еще они позволяют разрушать туши крупных позвоночных после смерти. Именно потому на трупах животных часто есть много разных насекомых.
  10. Беспозвоночные — помощники в науке. У нас бы не было бы больших успехов в генетике без изучения этого типа существ. Например, благодаря изучению плодовой мушки, были выявлены гены, производящие конкретные анатомические черты.

Факт № 8: Большинство животных имеют нервные и мышечные клетки

У всех животных, за исключением губок имеются специализированные клетки, называемые нейронами. Нейроны, они же нервные клетки, посылают электрические импульсы (сигналы) в другие клетки организма. Нейроны передают и интерпретируют широкий спектр информации, такой как благополучие, движение, окружающая среда и ориентация животного. У позвоночных нейроны являются строительными блоками продвинутой нервной системы, которая включает в себя сенсорную систему животного, мозг, спинной мозг и периферические нервы.

Нервная система беспозвоночных, состоит из меньшего количества нейронов чем у позвоночных, но это не означает ее упрощенность. Она является эффективной и весьма успешной при решении проблем выживания, с которыми сталкиваются эти животные.

Факт № 4: Все животные многоклеточные эукариоты

Рассказ о беспозвоночных животных

Все животные имеют органы, которые образуются из нескольких клеток, иными словами, они многоклеточные. В дополнение к многоклеточности, животные являются эукариотами — их тела состоят из эукариотических клеток. Эукариотические клетки представляют собой сложные клетки, внутренняя структура (ядро и различные органеллы) которых, заключены в своих мембранах. ДНК в такой клетке линейная и организована в хромосомы.

За исключением губок, клетки животных организованы в ткани, которые выполняют различные функции. Ткани животных включают: соединительную, мышечную, эпителиальную и нервную ткани.

Царство животных: общая характеристика

Наука о животном мире называется зоологией. Она рассматривает не только строение и развитие живых существ, но и особенности поведения, способы размножения и расселения. Важны происхождение и эволюционные процессы, в результате которых происходили изменения каждого вида на протяжении тысячелетий.

Животный мир — это царство гетеротрофных эукариот. Признаки животного царства многочисленны. Наиболее значимые признаки отражены на схеме.

Признаки царства животных:

  1. гетеротрофный тип питания (не способны самостоятельно производить органическое вещество);
  2. развитие опорно-двигательной системы;
  3. способность к передвижению и  жизни в определенной экологической нише;
  4. ограниченный видовыми возможностями рост.

К этому перечню стоит добавить особенности животного царства:

  • наличие наружного или внутреннего скелета (опорно-двигательный аппарат);
  • слабая способность к регенерации;
  • возможность жизни в разных средах обитания;
  • перемещения и миграции, «захват» новых территорий;
  • проявление поведенческих реакций.

Зоология делится на 2 больших раздела: зоологию позвоночных и зоологию беспозвоночных. Понятие «беспозвоночные» ввел в биологию Ж.Б.Ламарк. К ним относятся все биосферные живые организмы за исключением типа Хордовых.

Для животных характерны следующие жизненные функции:

  1. Обменные процессы включают поступление веществ в организм, распад, синтез новых клеточных структур и веществ, выведение ненужных продуктов распада.
  2. Постоянное или периодическое поступление необходимых для жизни элементов питания. Большинство организмов нуждается в белках, жирах, углеводах, витаминно-минеральных комплексах.
  3. Для окисления веществ, в процессе метаболизма, необходим кислород (редко – другие элементы). Без кислородного дыхания процессы жизнедеятельности останавливаются и организм гибнет.
  4.  Выведение продуктов распада: мочевины, солей, отработанных в ходе метаболизма соединений.
  5. Воспроизведения себе подобных. Животные размножаются бесполым и половым путем.
  6. Увеличение в течение жизни массы, объема, общих размеров тела до конкретных пределов, связанных с видовой принадлежностью.
  7. Связь роста с процессами дифференцировки в результате развития, которое происходит по прямому и непрямому пути (полное или неполное превращение).
  8. Способность реагировать на изменения внешней среды общим состоянием или раздражимость.

Животные представляют часть биосферы. Включены в общий круговорот в природе, входят в пищевую цепочку и создают экосистемы. Освоили существующие в природе экологические ниши, поэтому встречаются на суше, в воде и воздухе.

Царство животных выглядит следующим образом:

Важно: Среди животного мира оформленный внутренний скелет характерен только для хордовых. Благодаря классификации видны изменения в развитии (прогресс или регресс), который происходил в результате эволюционных процессов

Тысячелетиями животные приспосабливались к условиям окружающей среды, совершенствовались или деградировали, чтобы выжить.

Верхний ярус

На этом уровне тропического леса есть несколько гигантских деревьев, достигающих высоты около 45-55 м или даже выше. Таким образом, эти деревья, возвышаются над пологом. Они хорошо приспособлены, чтобы выдерживать сильные ветра и высокие температуры над навесом. Когда такие деревья погибают, то в навесе образуются отверстия, позволяющие солнечному свету достигать нижних слоев тропического леса.

Венценосный орёл

Рассказ о беспозвоночных животных

Венценосный орёл (Stephanoaetus coronatus) — это массивная и жестокая хищная хищница, распространенная в верхнем ярусе тропических лесов. Орёл в первую очередь питается млекопитающими, включая мелких копытных, маленьких приматов, птиц и ящериц. Это один из самых крупных орлов в Африке, но теперь он классифицируется как вид близкий к уязвимому положению, согласно МСОП, из-за крупномасштабного разрушения среды обитания.

Королевский колобус

Рассказ о беспозвоночных животных

Королевский колобус (Colobus polykomos) является одним из животных тропических лесов, которое встречается в тропических лесах Африки в таких странах, как Сенегал, Либерия, Гвинея, Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау и Кот-д’Ивуар. Королевский колобус обитает в верхнем ярусе леса, но питается, как правило, на земле. От 3 до 4 самок и от 1 до 3 самцов формируют вместе одну социальную группу.

Гигантская летучая лисица

Рассказ о беспозвоночных животных

Гигантская летучая лисица (Pteropus vampyrus) является одним из крупнейших видов летучих мышей в мире. Она обитает в тропических лесах, где питается исключительно нектаром, фруктами и цветами. Хотя эти летучие мыши не обладают способностью к эхолокации, они используют свое острое зрение для обнаружения источников пищи.

Интересные животные тундры: факты

Тундра

Интересные факты про животных тундры тоже заставляют удивляться. Тундра считается одним из удивительных мест, где обитают самые разные животные. Давайте узнаем, какие у них есть особенности.

  1. Росомаха — это самая крупная из всех существующих ласок на суше. Они привыкли жить одиночками. Они с виду не очень сильные и жесткие, но это впечатление обманчиво.
  2. Канадская рысь является североамериканским млекопитающим. Она по виду в два раза больше кошки. При этом, основное время суток этого животного — ночь. Она очень быстро бегает, но быстро устает.
  3. Арктические зайцы живут в полярной местности. Это большие белые кролики, создающие норы в снегу. Самка может приносить потомство до восьми зайчат.
  4. Рыжая лиса является самой большой из всех. Она любит жить там, где обитают люди. Бывает белой или коричневой расцветки. Она живет в норе с родителями пока не найдет себе пару. Этих лис называют еще огненными за их яркую шерсть.
  5. Белые медведи ввиду глобального потепления вынуждены постоянно менять место обитания. Кстати, у них, несмотря на белую шерсть — черная кожа.
  6. Северные олени Карибу отличаются небольшими размерами. У них острые копыта, чтобы добывать лишайник, который они очень любят. В зависимости от сезона у оленей меняются копыта. Они летом мягкие, а зимой — твердые.
  7. Снежная сова — одна из самых больших. У нее белоснежные перья, которые могут быть полосатыми с черным или серым. Сова в фильме Гарри Поттер как раз из снежных.
  8. Кречет — это самый большой из всех соколов. Перья могут быть по цвету от белого до коричневого.
  9. Арктическая лиса или песец питается мелкими животными. Она находит пару и остается с ней навсегда. У нее зимой белый мех, который к лету становится коричневым.
  10. Овцебык больше связан с овцами. Он имеет длинные изогнутые рога, а также теплую и мягкую шерсть. Они обычно имеют черный или коричневый окрас, но в редких случаях встречаются белые представители вида.

Рыбы и Млекопитающие

Косяк рыб возле кораллового рифа

Знаете ли вы, что существует большее количество видов рыб, чем амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий вместе взятых? Рыбы являются водными животными, так как вся их жизни проходит в воде. Рыбы хладнокровны, и у них есть жабры, которые получают кислород из воды для дыхания. Кроме того, рыбы относятся к позвоночным животным. Большинство видов рыб могут жить либо в пресной, либо в морской воде, но некоторые рыбы, такие как лосось, обитают в обоих средах.

Дюгонь — водное млекопитающее из отряда сирен

В то время как рыбы живут только в воде, млекопитающих можно встретить на суше и в воде. Все млекопитающие являются позвоночными; имеют легкие; они теплокровные и рожают живых детенышей, вместо откладывания яиц. Однако водные млекопитающие зависят от воды, чтобы выжить. Некоторые млекопитающие, такие как киты и дельфины, живут только в воде. Другие, такие как бобры, ведут полуводный образ жизни. У водных млекопитающих есть легкие, но нет жабр и они не способны дышать под водой. Им необходимо всплывать на поверхность через определенные промежутки времени, чтобы вдохнуть воздух. Если вы когда-либо видели, как выглядит фонтан воды, выходящий из дыхала кита, то знайте — это его выдох, после которого следует вдох, прежде чем животное погрузится обратно под воду.

Вариант 2

Беспозвоночные — это животные без позвоночника или костного скелета.

Они варьируются по размеру от микроскопических клещей и почти невидимых мух до гигантских кальмаров с глазами размером с футбольный мяч.

На сегодняшний день это самая большая группа в животном мире: 97 процентов всех животных являются беспозвоночными. На сегодняшний день описано 1,25 миллиона видов, большинство из которых являются насекомыми, и есть еще миллионы, которые можно обнаружить. Общее количество видов беспозвоночных может составлять 5, 10 или даже 30 миллионов, по сравнению с 60 000 позвоночных.

Если вы хотите идентифицировать насекомых, вы должны изучить части их анатомии. Есть три основные части, которые составляют тело насекомого, каждая из которых играет определенную роль.

В отличие от костных позвоночных, беспозвоночные являются животными без позвоночного столба или позвоночника. Беспозвоночные животные представляют собой очень разнообразные формы животных, составляющие около 98% животного мира. Обычно беспозвоночные животные — это животные с мягким телом, не имеющие жесткого и развитого внутреннего скелета, но обычно имеющие жесткий экзоскелет. Их жесткие экзоскелеты служат защитой тела от окружающей среды. Некоторыми примерами беспозвоночных являются улитки, губки, дождевые черви, кальмары, морские звезды, насекомые, бабочки, пауки и медузы.

Более 95% всех животных на земле являются беспозвоночными той или иной формы. Беспозвоночные встречаются повсюду в наземных и водных средах и включают в себя животных, начиная от губок, кораллов и  до насекомых, крабов и червей, и это лишь некоторые из них. Более 80% всех беспозвоночных группируются в единый тип членистоногих, который включает пауков, ракообразных, многоножек, многоножек и насекомых.

Некоторые насекомые, такие как серебряные рыбы, не изменяются в течение всей жизни, за исключением увеличения размеров тела. В то время как другие насекомые, такие как клопы или кузнечики, проходят постепенные стадии развития, каждая последующая стадия (или нимфа) немного более развита, чем предыдущая. Например, крылья начинают развиваться из маленьких крыловых зачатков и увеличиваться с каждой линькой.

Другие насекомые, такие как мотыльки или жуки, типичны для насекомых, которые претерпевают ряд резких изменений по мере взросления; яйцо — личинки — куколка / куколка — взрослая. У таких насекомых крылья развиваются внутри тела и видны только после того, как взрослый выходит из куколки.

Эзоскелет

Все позвоночные животные обладают хребтами, костями, суставами и хрящами, образующими внутренний скелет. Он спрятан под кожей и играет роль опоры, которая выдерживает большие нагрузки и помогает осуществлять сложные движения.

Позвоночник и внутренний костный скелет отсутствуют у беспозвоночных животных. Они появились в ходе эволюционного развития и характерны для существ с более сложным устройством, например для рыб, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих. Зато многие беспозвоночные обладают прочным внешним скелетом, который защищает их тело и органы от повреждений. Он состоит из минеральных отложений или хитина и может принимать различные формы.

Рассказ о беспозвоночных животных

Примером внешнего скелета могут служить кораллы. Они состоят из известняка и образуют «сооружения» в виде разветвленных трубочек, в отверстиях которых живут колонии полипов. Моллюски защищены твердыми раковинами из карбоната, арагонита и других веществ. Они похожи на панцирь и принимают форму створок, спиралей и т. д. Насекомых почти полностью обтягивает хитиновая кутикула, разделенная на сегменты, как и само тело.

Практически все паразиты беспозвоночные

Рассказ о беспозвоночных животных

Чтобы быть эффективным паразитом, то есть организмом, который эксплуатирует жизненные процессы другого организма, ослабляя или убивая его в процессе, необходимо иметь маленькие размеры для проникновения в тело другого животного. Это, в двух словах, объясняет, почему подавляющее большинство паразитов являются беспозвоночными: вши, аскариды и нематоды достаточно малы, чтобы обитать в определенных органах своих несчастных хозяев.

Некоторые из самых микроскопических паразитов, например, амебы, технически не относятся к беспозвоночным, но принадлежат к группе одноклеточных организмов, под называнием протисты.

Особенности строения

Внешнее и внутреннее строение беспозвоночных животных очень сильно различается. Наиболее просто устроены кишечнополостные и пластинчатые организмы, например губки, полипы, медузы, гидры и т. д. Их тело имеет радиальную симметрию, лишено конечностей и специализированных органов, а нервная система представлена нервным сплетением.

Рассказ о беспозвоночных животных

У червей с плоским или округлым вытянутым телом более высокий уровень развития. Многие из них имеют кишечник, органы дыхания и даже кровеносную систему (кольчатые черви). Все это есть и у моллюсков. Кроме того, они обладают специальными органами движения: у брюхоногих это нога, у головоногих – щупальца. Каракатицы, кальмары, осьминоги обладают одной из наиболее развитых нервных систем среди беспозвоночных животных.

По сложности строения тела и органов чувств лидерами являются членистоногие. Они оснащены подвижными конечностями, относительно развитыми внутренними органами, включая жабры, трахеи, легкие, сосуды и т. д.

9. Моллюски оказали длительное влияние на человеческую культуру

Рассказ о беспозвоночных животных

В качестве источника пищи (особенно на Дальнем Востоке и в Средиземноморье) моллюски во многих отношениях способствовали развитию человеческой цивилизации. Раковины каури (семейство мелких брюхоногих) были использованы в качестве валюты коренными американцами, а жемчужины устриц являются драгоценностью с незапамятных времен. Другой представитель брюхоногих — мурекс — культивировался древними греками из-за содержащего в нем красителя, известного как «имперский пурпур». Плащи некоторых греческих правителей были сплетены из длинных нитей пропитанных в этом красителе.

Геннадий Петрович Сотников – художник театра и кино, график и живописец. Представитель ленинградской интеллигенции. В 1982 году он вместе с режиссером Андреем Борисовым ставил спектакль «Желанный голубой берег мой…» («Хаарыан хампа күөх кытылым…»). Минималистическая задумка представления – одна лодка в центре – решение Геннадия Петровича. В память о нем и его творчестве в Национальном художественном музее прошла творческая встреча с известными театральными деятелями Якутии, передает ЯСИА.

Рассказ о беспозвоночных животных

Слева направо: Саргылана Иванова, Михаил Егоров, Карл Сергучев, Лена Гоголева и Галина Неустроева

С 19 ноября в художественном музее Якутии проходит выставка «Геннадий Сотников. Сценография. Графика. Живопись». В рамках публичной программы с почитателями творчества Геннадия Петровича встретились режиссер-постановщик Карл Сергучев, сценограф Саргылана Иванова, художник-дизайнер Лена Гоголева и художник-сценограф Михаил Егоров. Все они связаны с именем Геннадия Сотникова.

Встречу модерировала куратор выставки Галина Неустроева, главный научный сотрудник НХМ.

Рассказ о жизни человека

Рассказ о беспозвоночных животных

Источник фотографии: kino-teatr.ru

Встреча задумывалась, как воспоминание о творчестве Геннадия Сотникова, но вечер прошел в воспоминаниях о жизни человека. Геннадий Петрович для Саргыланы Ивановой, Михаила Егорова, Карла Сергучева и Лены Гоголевой фигура поистине фундаментальная. Для них он больше, чем его творчество – это задушевный друг, верный коллега, мудрый наставник.

«Геннадий Сотников – это тот первый камень, который дал основание тому, чтобы я полюбила якутский театр, театральный Якутск. Свой же родной город, который я не знала.

Для меня Геннадий Петрович никогда не был возрастным человеком. Он – блокадный ленинградский мальчик. Какое-то юношеское, детское даже, у него оставалось до последних дней… внутренняя детская незащищенность.

В последнюю нашу встречу, мы работали над спектаклем «Македонский», он ходил такой довольный, счастливый. Все время «бодрячка» бьет и подмигивает мне. Это был 2006 год. И я вдруг ловлю себя на мысли, что вижу его в последний раз. Так и случилось», – рассказывает Саргылана Иванова.

Жизнь Геннадия Сотникова трагично оборвалась в 2007 году. Друзья и соратники до сих пор оплакивают его.

«Дворянский аристократизм с налетом печали об ушедшей прекрасной эпохе. Ассоциации с обедневшими дворянами: плохо одетые, но при этом у них богатый внутренний мир. Они существуют вне времени и пространства, потому что сами создают это время и пространство. Ведут за собой толпы народа. Такая харизма существовала, которая всех за собой тянула. Уводила в удивительный мир», – отзывается о своем первом впечатлении от встречи с Сотниковым Лена Гоголева.

Харизма художника видна и в его картинах. Благодаря ретроспективной выставке, можно отследить этапы жизни Геннадия Петровича.

Рассказ о беспозвоночных животных

Доверчивый, мудрый, простой

«Геннадий Петрович был уникальный преподаватель. Общаться с ним, действительно, большое счастье. Это поток энергии. С умным, мудрым человеком общаться… это всегда запоминается на всю жизнь», – говорит Галина Неустроева.

«Как только видишь Сотникова, сразу появляется уважение. Вроде бы он человек с виду достаточно простой. Одевался очень демократично. Профессора института в нем не было видно. Но, когда начинаешь общаться, ты понимаешь, что это человек каких-то безграничных знаний. Вот как Google нажимаешь, так и у него с каждым вопросом внутри открывалась ссылка», – вспоминает Михаил Егоров, единственный студент Геннадия Петровича из Якутии, который учился в его мастерской в Санкт-Петербурге на протяжении 5 лет.

Все гости встречи с теплом вспоминают детскую непосредственность, широкий кругозор Геннадия Сотникова. Несмотря на то, что не все они были студентами художника, он каждого чему-то научил.

Рассказ о беспозвоночных животныхКрасной нитью в рассказах проходит особая культура отношения Геннадия Петровича к людям.

«Он страшно доверял людям, и он страшно любил людей. Безграничная любовь. У него было умение восторгаться людьми», – делится Карл Сергучев и зачитывает воспоминание Юрия М., вулканолога из Камчатки, с которым Геннадий Петрович ходил в геологические походы (на выставке представлены картины с этих походов):

…Он был бесконечно обаятелен, оригинален и самобытен в своем отношении к жизни, к людям, к природе и к вещам. Внешне, на первый взгляд, он был невзрачным. Застенчив, молчалив, но с железным характером, в котором были и милые слабости, странности, увлечения, любовь к почти непрерывному рисованию, к старым вещам, к зеленому змию, к путешествию, к друзьям, к лошадям, к центрально-азиатским пустыням, к представителям монголоидной расы и к отлично пошитым и славно сидящим брюкам…

Выставка «Геннадий Сотников. Сценография. Графика. Живопись» будет работать до 15 января 2022 года в основном здании Национального художественного музея (в связи с реконструкцией фасада здания вход со двора).

Полная запись встречи в скором времени будет опубликована на youtube-канале НХМ.

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яготинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

Рассмотрено   Методическим объединением руководитель МО       _____________________               Протокол № __________

от «    » _________ 2021г.

Согласовано                          Заместитель директора

по УВР _______________  О. В. Зрюева

«     »____________ 2021 г.

Утверждаю

Директор школы

_________________

Г. И. Фридель

Приказ № ____________

от «  » _________ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по биологии

7 класс

«Экология животных»

основное общее образование,

                                                                                                  Составитель: Михайлютенко Н.В

                                                                                                                                                                            учитель биологии

Яготино

2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности  составлена на основе:

  1. Федерального государственного  образовательного       стандарта основного  (общего) образования  от  17.12 2010 г № 1897
  2. Федерального базисного учебного  плана  
  3. Примерной  основной образовательной программой основного общего образования 2011г

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их — это основа организации  внеурочной  деятельности по  предмету  биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Внеурочная  деятельность  по биологии организуется для учащихся 7-х классов, которые уже знакомы по урокам  курса  биологии  5-6   классов с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия  позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой — продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии  и  экологии, так как  программа  предусматривает участие школьников  в  предметных  олимпиадах и  конкурсах.

Курс, рассчитанный на 35  часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология  животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю в 7 классе.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности».  

           Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.  В связи  с   медицинским  направлением  школы  по  профильному  образованию  поможет  осознанно  школьникам  сделать  свой  выбор,  связанный с обучением в медицинских классах.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: формирование  у  учащихся  интереса к изучению   животных, так как  много  интересной информации   о   животных остается  за страницами учебника

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса — 1 год.
  • Количество часов — 1 учебных час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс  «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Результаты освоения курса экологии

        Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии  в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных  в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных  к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
  • овладение методами экологической  науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)

В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)

В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)

проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного  организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Учебно-тематический  план

Раздел

Кол-во часов

1

Среды жизни и  их обитатели

2

2

Гиганты  моря и карлики в мире животных

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел

4

4

Ядовитые  животные

6

5

Животные -рекордсмены

2

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители

3

8

Язык животных

4

9

Животные – понятливые ученики

2

10

Герои песен,  сказок и легенд

2

11

Животные — символы

2

12

Бионика –перспективы развития

2

Итого

35

Содержание программы.

1. Среды  жизни и их обитатели (2 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

2.Гиганты моря  и карлики в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши  (слоны, жирафы,  бегемоты, носороги, медведи).

3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).

 Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы.  Защитные покровы животных.  Надежность и уязвимость  защиты.

4.Ядовитые животные (6 ч).

Яды для  защиты  и нападения.  Расположение  ядовитых желез.  Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные,  змеи.  Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

5.Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард.  Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

6.Животные -строители (2 ч).

Пауки,  пчелы, птицы,  бобры.

7.Заботливые родители(3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан,  волки.  Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего  большинства птиц и млекопитающих.

           8.Язык животных (4 ч).

Танец  пчел,  ультразвуки  летучих мышей,  дельфинов,  пение птиц, общение млекопитающих.  Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

10.Герои  песен, сказок и легенд(2 ч).

11.Животные – символы (2 часа)

12.Бионика  — перспективы  развития (2 часа).

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Наименование темы

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

1

Среды  жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к  этим средам

Беседа

конспект

2

Характеристика  почвенной среды  и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к  этим средам

Беседа

Конспект

3

Гиганты  моря.   Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.    Отряд Акулы  и Скаты.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Конспект

4

Гиганты  моря.  Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Активная лекция

Конспект

5

Гиганты  суши.  Класс Млекопитающие. Отряд  хоботные. Отряд  Хищные. Семейство медвежьи.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

6

Гиганты  суши. Класс  Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.  Жирафы  и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Презентация

Проект

7

Защитные покровы животных.  Простейшие фораминиферы.

Активная лекция

Конспект

8

Раковины моллюсков.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

9

Панцири  броненосцев и черепах.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект. Результаты

10

Покровы рыб. Надежность и уязвимость  защитных покровов животных.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.Презентация

Проект

11

Яды  для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

12

Тип  Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы.  Морская  оса.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

13

Тип Членистоногие.  Класс Насекомые. Пчелы.  Осы.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

14

Тип Членистоногие.  Класс Паукообразные.  Пауки и клещи.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации Презентация

Проект

15

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации

Проект

16

Тип  Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.

Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

17

Рекорды  беспозвоночных  животных  — кузнечика и муравья.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

18

 Сокол сапсан – рекордсмен полета.   Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард  рекордсмен по бегу. Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

19

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки.  

Рассказ с элементами беседы.

презентация

20

Строители среди позвоночных животных.  Гнездование для птиц,  хатки бобров.

Исследовательская работа  Презентация

Оформление и представление результатов работы.

21

Забота о потомстве у беспозвоночных  — осьминоги,  перепончатокрылые.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

22

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.  

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

23

Забота о потомстве у позвоночных среди  пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

24

Язык животных.  Танец пчел, муравьев,

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

25

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Лекция с элементами беседы

Конспект

26

Значение пения птиц, общение млекопитающих.  

Работа в группах

Проект

27

Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

28

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

29

Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

Работа  в группах

Проект

30

Животные – герои  песен и сказок.

Работа  в группах

Проект

31

Животные – герои  легенд.

Работа  в группах

Проект

32

Животные символы  стран  Египет  (кошка),  Индия (корова)  и др.

Работа  в группах

Проект

33

Животные символы.

Работа  в группах

Проект

34

Бионика как наука.

Работа  в группах

Проект

35

Перспективы развития бионики.

Конференция

Всего: 35 ч

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002
  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006
  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. — 234с.
  5. «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990
  7. Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.
  8. Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.
  9. Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г. .
  10. «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г

  • Рассказ о бересте для детей
  • Рассказ о благородном поступке
  • Рассказ о блинах как о русском блюде
  • Рассказ о близком человеке 2 класс икн
  • Рассказ о биографии грибоедова