Рассказ о балерине анне павловой

одной звезды я повторяю имя... балет в томске - явление крайне редкое, и всегда связано с гастролями. до 90-х годов
«Одной звезды я повторяю имя…»
Рассказ о балерине анне павловой
Балет в Томске — явление крайне редкое, и всегда связано с гастролями. До 90-х годов элитарное искусство представляли театры оперы и балета Новосибирска, Перми, Красноярска. Новейшая история культурного Томска отмечена только эпизодическими концертами, спектаклями балетной антрепризы. Она, как известно, бывает разного качества.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Антреприза с участием народных и заслуженных артистов трех театров оперы и балета Москвы и Петербурга обещала зрелище не просто качественное, но утонченное.  На это указывало название гала-концерта «Моя Анна Павлова». Соединение имени легендарной балерины и местоимения «моя» обещало не просто набор балетных номеров, но продуманный рассказ и о балерине, и о том, как ее великое искусство откликается в творчестве сегодняшних звезд.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Именно слово «моя» и стало путеводной звездой по миру балета, который представили на сцене БКЗ артисты Большого, Мариинского театров и Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Немировича-Данченко.  В программу были включены миниатюры, партии, фрагменты спектаклей из репертуара Анны Павловой.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой

И вместе с тем эти номера говорили не только об отношении исполнителей к легенде русского балета, но и об их творческом пути. Томск увидел «высшую лигу» русского балета: Мария Аллаш, Наталья Ледовская, Софья Гумерова, Игорь Колб, Михаил Пухов обладают и высокими званиями, и титулами победителей различных конкурсов, и безоговорочным признанием среди знатоков хореографического искусства.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Исходная точка путешествия — Анна Павлова. Ее называли легендой русского балета еще жизни. «Павлова в искусстве танца – это то же, что и Расин в поэзии, Пуссэн в живописи и Глюк в музыке», — так отозвался о ней французский критик, увидев русскую балерину во время знаменитых дягилевских сезонов. «Видели ли вы Павлову?»  — Эта фраза стала употребляться чуть ли не вместо приветствия.  Такого искусства Лондон еще не видывал — оно стало настоящим культом», — писали английские газеты в 1910 году. В Нью-Йорке каждое движение ее ноги и взмах руки превращались в доллары — свидетельствовал американский импресарио Павловой Сол Юрок.  После смерти Павловой в СССР и за границей выходили книги,  в 1983 году Эмиль Лотяну снял о ней фильм.  И казалось, что и сегодняшнему зрителю имя  русской балерины говорит о многом. Но, увы, опрос молодых зрителей в Большом концертом зале 23 февраля, показал, что поколение Интернета, родившееся уже в современной России, ничего не слышало о русском эталоне  «чистейшей прелести». На концерт они пришли, «чтобы узнать, кто такая Анна Павлова».
Рассказ о балерине анне павловой
Поэтому замысел заслуженного артиста России Игоря Колба, выступившего еще и в роли режиссера — использовать архивные записи с  Анной Павловой в качестве своеобразных эпиграфов к балетным номерам — выполнил не только художественную функцию, но и просветительскую. С другой стороны, кадры старого кино (какое счастье, что уже был кинематограф!) поставили перед исполнителями невероятно сложную задачу:  выдержать сравнение с великой Анной Павловой. Хореографы, которых в зале было достаточно, с пристрастием оценивали каждое движение, полетность прыжка, и вывернутость стопы, и изящество пируэтов, и даже прически (остались недовольны выбившейся своевольной прядью у Ледовской), но особенно строго отнеслись к фигурам Гумеровой, Ледовской, Аллаш.  Неискушенный зритель просто наслаждался редким зрелищем, и о каждом номере мог сказать: «Душой исполненный полет».  Но все единодушно нашли, что наибольшего сходства удалось добиться Марии Аллаш.
Рассказ о балерине анне павловой
Ее портретное и сценическое сходство с Анной Павловой вызвало восторг всей публики. Особенно в миниатюре «Русская» на музыку Чайковского.  В этом дивертисменте из «Лебединого озера», где органично соединяется лексика народного танца с классической хореографией,  прима-балерина Большого театра, народная артистка России танцевала Русскую душу, открытую и для безудержного веселья, и для глубоких размышлений о суть жизни. В короне и белом платье Мария Аллаш напоминала сказочку Царевну-Лебедь с картины Врубеля и пушкинской сказки одновременно.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Но рассказ об Анне Павловой артисты начали со своеобразного предисловия. Мария Аллаш  и Игорь Колб одноактным балетом «Видение розы» на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера «Приглашение к танцу» ввели зрителей в эпоху Серебряного века. В эпоху, когда звание балерины нужно было заслужить. Анне Павловой, выпускнице Императорской балетной школы, потребовалось шесть лет, чтобы получить его. В 1905-м она стала одной из пяти балерин России, которые имели право так называться. «Цветочный мотив», так отчетливо прозвучавший благодаря костюму Призрака розы, напомнил и о том, что в это время во всех видах искусства господствовал стиль модерн. И в пластике рук Игоря Колба эта отсылка к эпохе чувствовалась. Воздушный танец Марии Аллаш (Девушка) не столько породил ассоциации с золотым веком русского балета, сколько позволил еще раз пережить состояние волнения и радости от предчувствия, предощущения любви.
Рассказ о балерине анне павловой
Нет, Павлова никогда не танцевала партию Девушки, которая вернулась домой с первого в ее жизни бала и которая во сне увидела Призрак розы. Но благодаря «Видению розы» артисты напомнили  имена из ближайшего окружения Павловой. В 1911 году легендарный балетмейстер Михаил Фокин для Русского балета Сергея Дягилева поставил спектакль по мотивам поэмы Теофиля Готье, первыми исполнителями стали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина, над декорациями и костюмами работал Леон Бакст. С Фокиным Павлова училась вместе в Императорской балетной школе, на нее он поставил «Умирающего лебедя» Сен-Санса. «Она не танцует, а летает», — говорил о  Павловой Дягилев, и она танцевала в его Русском балете. Тамара Карсавина лучше всех сказала о природе таланта Анны Павловой: «Павлова завоевывала сердца своей неподражаемой грацией, утонченностью, каким-то неподдающимся описанию волшебством, какой-то одухотворенностью, присущей только ей одной».
Рассказ о балерине анне павловой
И в то же время «Видение розы» позволило Игорю Колбу выразить благодарность и признательность своему наставнику —  народному артисту СССР Никите Долгушину, который передал этот балет «из рук в руки» начинающему танцовщику, выпускнику Белорусского государственного хореографического училища. И с тех пор этот балет не уходит из репертуара заслуженного артиста России, премьера Мариинского театра Игоря Колба. К слову, балет «Видение розы» и «Послеполуденный отдых Фавна», где Игорь Колб вновь доставил невыразимое наслаждение зрителям, в Томске были показаны впервые.
Рассказ о балерине анне павловой
— Время, потраченное на изучение эпохи Серебряного века, оставляет самые приятные воспоминания. Все было настолько продумано и передано мне так бережно и скрупулезно, что даже на школьном показе все критики  и специалисты были удивлены, как сделан этот образ и эта партия, — рассказывал Игорь Колб залу. – Я несколько раз изменял свое отношение к этой миниатюре, но всегда под присмотром Долгушина.  «Видение розы» — сложнейшее испытание, экзамен для танцовщика, поскольку пластика не совсем традиционная для мужских партий, в которых ты  должен соблюдать четкие позиции,  здесь нет четких позиций, но есть выражение рук, состояние, ощущение запаха…
Рассказ о балерине анне павловой
«Выражение рук, состояние души» — эти же слова можно отнести и к знаменитому одноактному балету «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку К.Дебюсси, поставленный и впервые исполненный Вацлавом Нижинским. Игорь Колб в Томске представил обновленную версию этого балета, в котором некогда блистали и Рудольф Нуреев, и Николай Цискаридзе. Фавн Игоря Колба — это страдание полубога от невыразимого чувства любви, которое его захватило целиком и пробудило в нем неизвестную до селе нежность. Движения танцовщика то медленные, то внезапно стремительные предавали внутреннее стояние героя, Под божественную музыку импрессионисту Дебюсси точно с древнегреческой амфоры сходил Фавн, чтобы научиться любить.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
— Своеобразная скандальная пластика Нижинского тогда не была воспринята адекватно. Зрители покидали зал. Балетмейстера-новатора Нижинского не приняла публика. Он опередил время. Его «Фавн» сегодня крайне редкое явление на сцене вообще, — заметил танцовщик перед выходом на сцену. — Поскольку его мало где используют, то я был счастлив использовать его в своем репертуаре.

Признания артистов, звучавшие «за кадром», одновременно знакомили с их творчеством и помогали проникнуть в тайны балета. Особенно дороги были признания балерин, когда они говорили, чем дорога им Анна Павлова. 
Рассказ о балерине анне павловой
— Анна Павлова – потрясающая балерина, — говорит народная артистка России Наталья Ледовская, прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича — Данченко. Она – первопроходец. И труппу свою организовывала, никто, не знал, как это все будет. Удивляешься, как в те времена ей удавалось ездить по миру. Молодец. Великая женщина. Великая балерина. Она для меня эталон в балетном искусстве.  Она была очень красивой женщиной и очень талантливой. И рискованной, потому что если бы она танцевала только одну классику, не танцуя в современных по тем временам постановках Фокина, то такой пластикой, которой она обладала, не смогла бы проявить и показать нам. И зритель с удовольствием на это смотрел, потому что новый балет, это всегда было новое. Сейчас это танцуют тысячи трупп и тысячу лет, а  тогда это было в новинку, потому что была другая эстетика. Зрители боготворили артистов.
Рассказ о балерине анне павловой
Томичам Наталья Ледовская и ее партнер Михаил Пухов станцевали па де де из балета «Эсмеральда» Ц. Пуни. Павлова в постановке  знаменитого балетмейстера XIX века Ж. Перро (1899) танцевала партии Подруги и Флер де Лис. Наталья Ледовская исполнила главную партию.

— Ничего сложного в работе над Эсмеральдой не было. Эсмеральда – этот образ лег на меня полностью. Я не танцую Эсмеральду и не играю – я проживаю ее жизнь на сцене, настолько она мне близка по духу. Я перевоплощаюсь. Это моя любимая партия и роль, — призналась Наталья Ледовская.

За эту роль балерина получила «Золотую маску» в 2011 году.
Рассказ о балерине анне павловой
— Эти редкие записи с Анной Павловой свидетельствуют о ее редком таланте. Талант от бога – это про Анну Павлову, комментировала архивные кадры Мария Аллаш. — Наверное, все будущие балерины видели фильм «Анна Павлова». Этот фильм Эмиля Лотяну для меня стал знаковым. Из него я узнала, что такое балет, и как учатся балету, и как сама Павлова начинала свой путь в искусство. Этот фильм и в моей жизни решил многое. С него и началось. А потом появились фотографии, книги, энциклопедии. Позже познакомилась с Анной Павловой как с балериной. Она очень стильная, очень красивая, элегантная. Балерин, наверное, некрасивых не бывает.

Когда Мария Аллаш танцевала сразу после показа старых записей, казалось, что легенда русского балета сошла с экрана и ожила на сцене.  
Рассказ о балерине анне павловой
— О Павловой и других выдающихся балеринах узнала в детстве, — рассказывала Софья Гумерова. —  Но в силу юного возраста не до конца прониклась и поняла силу ее таланта. Но прошло время,  и на моем творческом пути снова встало это имя. Начав готовить миниатюры, поставленные для Анны Павловой, пересмотрев все записи, фотографии, я восхищаюсь ею. Мне хочется в своем танце до конца передать то, что я вижу, чувствую в ее танце. Анна Павлова — невероятная. Она очень легка, искренна. У всех балерин разный путь. Как правило, у людей, связанных с искусством, он достаточно сложный. Ощущение падения все время в подсознании, и ты опускаешься вниз.  И каждый день ты работаешь, чтобы снова взлететь. Сейчас еще тяжелее, потому что  ты уже не юна. Когда ты юный, только выпускаешься, у тебя больше возможностей, больше сил, меньше хлопот, связанных с семьей, больше времени отдаешь работе. Но сейчас меня спасает опыт и понимание того, что я делаю.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Это ей выпало представить миниатюры, которые прославили Павлову и весь русский балет — «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса и «Стрекозу» на музыку Ф. Крейслера. Софья Гумерова, заслуженная артистка России, балерина Мариинского театра, достойно справилась с этой задачей. Хотя по фактуре она и отличается от ее великой предшественницы.  О том, что путь балерины на вершину славы устлан не только розами (и у них есть, как известно, шипы), и была миниатюра «Путь» на музыку Масне, которую очень изящно и в то же время с драматическим надрывом станцевала Софья Гумерова.  
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Пока балерина языком классического танца рассказывала о том, что испытывает в своей жизни человек, посвятивший полностью себя балету, на память пришли слова самой Павловой. В своей автобиографии она писала: «С первых же нот оркестра я притихла и затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты… Ночью видела во сне, будто я балерина и порхаю по сцене, как бабочка, под очаровательную музыку Чайковского… Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь. На другое утро я только и говорила, что о моем великом решении, и мама моя поняла, что ее маленькая дочка серьезная и решительная особа».  Так вспоминала Анна Павлова о своем первом свидании с балетом.

На финал артисты оставили то, что более всего ждали зрители — отрывок из знаменитого «Лебединого озера». Черным па де де из балета Чайковского Мария Аллаш и Игорь Колб завершили этот гала-концерт, посвященный великой балерине.
Рассказ о балерине анне павловойРассказ о балерине анне павловой
Когда овации стали стихать,  оказалось, что и это еще не все, что приготовили артисты. С публикой они прощались под музыку аргентинского танго. На сцену вышли все, кто привез балет в Томск, в том числе и импресарио Сергей Величкин.
Рассказ о балерине анне павловой
Этот неожиданный финал, похожий на прощальный страстный поцелуй, напомнил о том, что в свое время Анна Павлова, танцуя перед зрителями Мексики, Индии, Америки, Аргентины, знакомила мир с великим искусством русского балета и с Россией. И мир узнавала о России как о стране великого искусства.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.

Мнение зрителей:

Наталья Гречихина, чемпионка Европы по подводному плаванию:

— Мне очень понравилась «Русская» в исполнении Марии Аллаш. Не люблю, когда мне навязывают русскость, но в этом варианте принимаю.  Пришла на балет с мамой. Она выросла на балетах и операх, потому что ее родной брат пел в опере. Публика очень хорошая. Принимает горячо.  Уровень столичный. Они молодцы – в концерт включили номера, которые представляют русский балет.

МБОУ «Ледовская ООШ»

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «Жизнь и легенда»

 Анне Павловой посвящается

                                                        Разработала учитель музыки

Наталья Юрьевна Атаманова

Ледово  2020

Тема :Жизнь и легенда (посвящается 135-летию со дня рождения великой Анны Павловой).

Цель:1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великой балерины.

           2. Развивать умение анализировать и размышлять о балетном искусстве.

           3. Воспитывать интерес к русскому балету, чувство патриотизма.

Видеоматериал: «Умирающий лебедь» муз. К. Сен-Санса, фрагмент худ. фильма «Анна Павлова», «Калифорнийский мак», «Романс» на муз.А.Рубинштейна.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеозаписи, портрет А.Павловой.

Литература:

1. Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. — Л.: М.: Искусство, 1964. — 220 с. — (Корифеи русской сцены). 

2.Н. АркинаАнна Павлова (к 100-летию со дня рождения). — М.: Знание, 1981. — 56 с.

3.Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда. — М.: Вита Нова, 2003. — 592 с. — ISBN 5-93898-043-7.

4.Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М.: Центрполиграф, 2006

Ход урока

Слайд 1 видео+звук

В далеке от ее Родины России и от ее дома в Лондоне, в незнакомой комнате гостиницы в Нидерландах умирает хрупкая балерина, сжимая свой костюм лебедя. Ее последние слова – «Сыграйте последнюю часть, тихо…». Анна Павлова умерла, отказавшись от операции. Она могла бы быть спасена, но никогда бы не смогла танцевать опять. Ее ответ был следующим: «Если я не могу танцевать, так лучше я умру».

Легендарная русская балерина Анна Павлова родилась в 1881 году недалеко от Петербурга в местечке Лигово. Ее мать, Любовь Федоровна, была прачкой.

В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью…Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной. Поступить в Императорскую балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге». 

Слайд 2

В императорском балетном училище, куда Анечка не без труда поступила — её не хотели брать из-за слабого здоровья. Девочка родилась маленькой, страдала малокровием, частыми простудами и излишней сутулостью. Однако знаменитый Мариус Петипа уже тогда разглядел молодое дарование и не ошибся.

Анна отдавала учебе всю себя, её не страшили ни тяжелые условия обучения, ни многочасовые тренировки, ни многочисленные запреты, ни разлука с родными — она была рождена для балета и думала только о нем. О самоотречении Павловой ходят легенды — она выходила на сцену с температурой, больная, изможденная, с растянутыми связками, а в Америке даже выступала со сломанной ногой.

Устав школы был по-монастырски суров. Павлова вспоминала потом: «Каждое утро в восемь часов торжественный звон большого колокола будил нас, и мы торопливо одевались под надзором надзирательницы, следившей за тем, чтобы мы тщательно мыли руки, чистили ногти и зубы. Одевшись, мы шли на молитву, которую вслух нараспев читала одна из воспитанниц перед иконой, возле которой красной звездочкой мерцала лампада. В девять завтракали чаем с хлебом и маслом; затем следовал урок танцев. Мы собирались в большой комнате, очень высокой и светлой. Мебели было только несколько диванчиков, рояль и огромные, до полу, зеркала… Сначала танцевали маленькие, потом старшие. В полдень по звонку мы завтракали, потом шли на прогулку, потом опять учились до четырех часов, потом обедали. После обеда нам давали немного свободного времени; потом опять начинались уроки фехтования, музыки, иной раз и репетиции танцев… Ужинать давали обыкновенно в восемь, а в девять мы были уже в постели». Впрочем, учили в школе великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только здесь и сохранялась еще классическая техника балета, и Академия танца, основанная в Париже, давно уступила свои лавры Петербургскому училищу. 

Слайд 3

Вскоре она участвовала в балете, поставленном Мариусом Петипа для молодых студентов. Годы становления Анны Павловой были трудными. Она не была как все: изгиб ступни, чересчур тонкие щиколотки, длинные ноги и руки совсем не совпадали со стандартами невысоких и коренастых балерин того времени. Ее постоянно обзывали, называя метлой и шваброй за ее длинное тонкое тело.

Слайд 4

Но талант пробил себе дорогу. Она постоянно изучала новую технику от известных учителей того времени как Павел Герд, Иоханесен, но особенно Энрико Чикетти, который стал отцом известного стиля Чикетти, изучаемого по сей день. Из года в год она оттачивала свое мастерство и вскоре стала примой балериной Мариинского театра. Она стала любимицей М. Петипа. Было много разговоров о том, что ее ступни очень слабые и что она подкладывает кусочек дерева в пуанты. Без чего современные балерины просто не танцуют. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ее часто приходилось переделывать. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

 Однажды известный итальянский мастер Николини, постоянной клиенткой которого была балерина, даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Но зрители во всем мире обожали ее за ее трогательность и хрупкость.

Слайд 5                   Слайд 6

 В апреле 1902 г. Петипа поручил ей партию Никии в «Баядерке» — жемчужине своего репертуара. За нее Павлова впервые получила «большую прессу». Но подлинная слава пришла к ней в 1903 г. после исполнения главной партии в «Жизели». (Роль Жизели потом в течение многих лет считалась одной из лучших в ее репертуаре.) Уже будучи весьма популярной в России, Павлова в 1903 г. уехала в Милан брать уроки у знаменитой Беретты. Старая итальянка помогла ей довести технику танца до высочайшей виртуозности. В Петербург Павлова вернулась первой танцовщицей — подлинной балериной. 

В 1905 г. Павловой официально было присвоено звание балерины, а через год — примы-балерины. В 1906 г. она делила с Кшесинской лавры первой российской балерины. С прежней бедностью было покончено навсегда. Павлова переселилась из убогой квартирки на Коломенской, которую снимала после выхода из училища, в недавно отстроенный дом на Английском проспекте и устроила здесь собственный танцевальный зал. 

Слайд 7

В 1905 г. Михаил Фокин создал для нее самую известную роль умирающего лебедя. В ней не было трудных технических пируэтов, это была серия брейз, которую кто-то сравнил с ниткой жемчуга и элегантных взмахов руками, заканчивающихся трогательной смертью лебедя.

Просмотр «Умирающий лебедь» муз. К. Сен-Санса в исполнении А.Павловой.

Сегодня записи балетных миниатюр в исполнении Анны Павловой можно посмотреть в записи. Евгения Образцова, прима – балерина Большого театра, сказала об этом так: «Если мы посмотрим ее знаменитую запись «Умирающего лебедя», то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому…Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это «что-то» — нечто неуловимое, что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необьяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»

Когда Сен-Санс впервые увидел танец, положенный на свою музыку, он был в полном восхищении. Встретив Павлову, он сказал: «Только увидев танец, я понял, что сочинил гениальную музыку».

Слайд 8

Париж. Сергей Дягилев и компания «Палей Рус». Многие были уверены, что именно Сергей Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет. Дягилев вначале не верил в то, что европейцам понравится русский балет. Он долго не соглашался, но после долгих уговоров рискнул и не прогадал.

Но это было короткое сотрудничество, т.к. А.Павлова не соглашалась со всеми условиями его организации. Она не хотела танцевать под авангардную музыку Стравинского, у нее было свое романтичное представление о балете.

Она переехала в Лондон в 1912 и вскоре организовала свою танцевальную труппу. Вскоре у нее уже были собственные балетмейстеры, художники, своя труппа актеров, свой кордебалет (в основном состоявший из английских девушек), свои костюмеры, осветители, техники, множество своих декораций и костюмов, словом, настоящий театр, который кочевал за ней по свету. Делами распоряжался муж Павловой Виктор Дандре, но художественное руководство находилось всецело в ее руках.. Следующие двадцать лет прошли в беспрерывных гастроляхповсемусвету. 

Никакая танцовщица, до или после, не путешествовал столько, сколько Павлова. За 22 года бесконечных турне она проехала более полумиллиона км и дала около 9 тыс спектаклей.

Слайд 9

Павлова привезла балет в части мира, которые даже не знали что такое балет.Сэр Фридрих Аштен, знаменитый хореограф и глава английского королевского балета, стал танцором после того, как увидел А.Павлову когда был ребенком в г.Лима Перу. 

Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы. О том, как ее встретили в далекой Америке. Мы можем узнать из фрагмента худ. фильма «Анна Павлова»

                 Просмотр фрагмента      

Слава Павловой и популярность росли с каждым днем. Очень скоро каждое ее появление в какой-либо стране превращалось в событие первостепенной важности. Короли, президенты, главы правительств устраивали в ее честь торжественные приемы. Однако не эта сторона ее жизни была главной. Основным для нее было искусство, которому она отдавалась до конца. Вплоть до самой смерти Павлова оставалась величайшей труженицей и нигде, даже в самых глухих уголках планеты, даже там, где публика не имела никакого представления о классическом балете, не позволяла себе никакого послабления.  
        Танцы Анны Павловой отличались пластичностью поз и движений, в прыжках она казалась невесомой, воздушной. По словам балерины Тамары Карсавиной, Павлова была олицетворением романтической красоты в танце. Обаяние её личности было так велико, что она производила на публику неизгладимое впечатление.

                 Просмотр «Калифорнийский мак»

Весной 1914 года Павлова последний раз побывала дома. Восторженный прием был адресован новой Павловой — международной «звезде», заезжей знаменитости. На родину она больше не вернулась. Но к положению в России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. В Париже Павлова решила устроить приют для русских детей – сирот. Она была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, а затем и работу.

 Под конец жизни Павлова настолько утомлялась, что после спектакля едва держалась на ногах от изнеможения. Несомненно, непосильные нагрузки стали одной из причин ее ранней кончины. До самой смерти Павлова сохраняла верность классической школе и оставалась равнодушна к балетам Прокофьева, Стравинского, Равеля даже в разгар всеобщего увлечения ими.

Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее превращалось в какой-то особый, тайный знак. Однажды в гостях, заглядевшись на огромный куст чайных роз, она сказала: «Вот, когда этот куст умрет, и я умру. Это так. Я точно знаю».

Странно, но слова Анны Павловой по поводу куста роз оказались пророческими. Когда она заболела, цветы покрылись ржавыми пятнами и погибли внесколькодней.
Через три дня, не дожив восьми дней до своего 50-летия, умерла и великая русская балерина.

За 3 недели до своего 50-летия на гастролях в Нидерландах А.Павлова умерла от воспаления легких. По старинной традиции балета, в день ее выступления спектакль не был отменен. Играла музыка, на сцене, где должна была танцевать Павлова, танцевал лучик света. Слайд 10

Михаил Фокин писал: «Для балета, для всех танцующих она была идеалом. Для художников, композиторов, для балетмейстеров она была вдохновением… Павловой нет, нет её искусства. Но влияние её осталось. Павлова будет мечтою многих поколений, мечтою о красоте, о радости движения, о прелести одухотворённого танца».

Павлову похоронили на лондонском кладбище Голдерс-Грин, вокруг — только белые цветы. В Голландии вывели сорт снежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».

После смерти жены Виктор Дандре создал клуб поклонников любимой балерины. Фотографии, редкие плёнки, костюмы из спектаклей — всё это было принесено на её алтарь. Дандре хотел, чтобы о ней помнили всегда. Увы, клуб просуществовал очень недолго. У нового поколения были свои кумиры. В конце 1950-х взошла звезда французской киноактрисы Брижит Бардо. Однако мало кто знает, что в детстве она мечтала стать балериной и повторить судьбу Анны Павловой, фотография которой стояла на её трюмо…

Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.

Валентин Пикуль краткая биография

1594683574 20130726 11 1

Краткая биография титана исторической прозы.

Этот удивительный писатель, окончивший лишь 5 классов и школу юнг, создавал яркие исторические романы. Он собирал портреты своих героев и кропотливо изучал их биографию. Не доверяя официальной советской истории, обращался к зарубежным источникам. Его личная библиотека насчитывала тысячи книг. Всего писатель создал несколько десятков романов и повестей, а также более сотни миниатюр. В его произведениях преобладают две основные линии: исторические события в России после Петра Великого, последние годы Российской Империи и военно-морская тематика.

Валентин Саввич Пикуль был ленинградцем, он родился в этом городе 13 июля 1928 года, застал блокадные годы, но вторую половину жизни прожил в Риге. Часть детства он провёл в Молотовске (Северодвинске), где посещал кружок «Юный моряк».
Летние каникулы 1941 года Валентин и его мать Мария Пикуль проводили в Ленинграде, тогда в их мирную жизнь ворвалась война. Благодаря Дороге жизни они были эвакуированы в Архангельск после самой страшной блокадной зимы. Не выдержав тягот войны, мать Валентина погибла, после этого подросток сам уехал на Соловецкие острова, чтобы учиться в школе юнг. Его взяли, закрыв глаза на юный возраст и 5 классов образования (принимали с 15 лет после 6 – 8 классов).

В 1942 году Пикуль после отличного окончания школы юнг начал служить рулевым сигнальщиком на эскадренном миноносце «Грозный». Год спустя он стал командиром поста, а закончил службу штурманским электриком. В это время он потерял и отца; Савва Михайлович погиб под Сталинградом.
После войны Валентин Пикуль учился в Ленинградском подготовительном военно-морском училище, но ему не удалось наверстать годы пропущенного образования, в 1946 году он был отчислен. После этого Пикуль сосредоточился на изучении литературы и истории. Начинающий писатель занимался в литературных кружках Веры Кетлинской и Всеволода Рождественского.

Первый роман Пикуля «Курс на солнце» был неудачным, второй роман он выбросил, лишь третий роман «Океанский патруль» (1954) стал дебютным. Теперь автор пока одной книги был принят в Союз писателей. В 1961 году «Баязет» открыл череду исторических романов Валентина Пикуля.

В 1962 году писатель переехал в Ригу. В 1960-е годы были написаны романы «Париж на три часа», «На задворках великой империи», «Из тупика».

В 1970-е годы публикация отрывков романа «Нечистая сила» под названием «У последней черты» вызвала скандал. Другие крупные произведения этого периода: «Реквием по каравану» PQ-17, «Пером и шпагой», «Моонзунд», «Слово и дело», «Битва железных канцлеров».

В 1980 году после долгой болезни умерла жена Валентина Пикуля Вероника Феликсовна Чугунова, во многом помогавшая писателю. Она собрала значительную часть его картотеки и портретных репродукций за рубежом. Вторая жена, Антонина Ильинична Пикуль, работала в библиотеке рижского Дома офицеров. Начитанная, эрудированная, она много сделала для писателя. В 1980-х годах были написаны «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Фаворит», «Честь имею».
Умер Валентин Саввич Пикуль 16 июля 1990 года.

До сих пор нет однозначной оценки творчества Валентина Пикуля. Его обвиняли в исторических неточностях, вольной трактовке событий. Писатель и не спорил с этим утверждением, не считал себя историком. Он отличался тем, что показывал не хрестоматийный идеальный образ исторических личностей, а раскрывал их характер через обычные человеческие достоинства и недостатки. И этим он пробуждал неподдельный интерес к родной истории у своих читателей.

Валентин Пикуль

Биография

Валентин Пикуль входил в число самых популярных писателей СССР. Его книги раскупались мгновенно, стоило только попасть на полки книжных магазинов. Критика не всегда была ласкова к писателю, но истинное мерило таланта – читательский спрос, а в нем у Валентина Саввича недостатка не было. Произведения Пикуля востребованы и сегодня, спустя много лет после смерти писателя.

Детство и юность

Валентин Пикуль родился в Ленинграде 13 июля 1928 года. Родители Савва Михайлович и Мария Константиновна были выходцами из крестьянских семей. Жизнь писателя начиналась непросто – ранние годы и юность пришлись на Великую Отечественную войну, которая не щадила никого.

101 creSEedВалентин Пикуль с родителями

До 4 класса мальчик жил с родителями в Ленинграде, учился на отлично и посещал кружки акробатики и рисования. За год до войны Пикули переехали в Молотовск, где получил работу отец будущего писателя. Сдав экзамены за 5 класс, Валя вместе с мамой поехал в Ленинград, в гости к бабушке. Начавшаяся война не дала семье вернуться домой к осени, а затем началась блокада.

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осажденного города удалось только по «Дороге жизни» – под обстрелами и с постоянным риском уйти на дно Ладожского озера вместе с машиной. К этому моменту у мальчика от недостатка питания и витаминов развились дистрофия и цинга.

102 S3fzw8SЮнга Валентин Пикуль

Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учебу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Отец Пикуля в это время без вести пропал под Сталинградом.

Парень прошел всю войну. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет, а в его личном деле имелась характеристика, согласно которой юнга В. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков.

103 6USFR0nВалентин Пикуль в молодости

После победы юношу отправили в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но с учебой не сложилось – в 1946 году его отчислили с формулировкой «за нехватку знаний». Официальное образование он так и ограничил 5 классами школы – больше нигде писатель не учился и получал знания самостоятельно, с помощью книг.

Литература

Профессиональное занятие литературой началось с посещения кружка Веры Кетлинской, лауреата Сталинской премии. Первые 2 романа не прошли «рецензирование» у самого автора и полетели в мусорное ведро. Опубликовано было только 3-е по счету произведение – «Океанский патруль». После выхода романа Пикуля приняли в Союз писателей СССР.

104 pIjggJiПисатель Валентин Пикуль

В это время началась его дружба с Виктором Курочкиным и Виктором Конецким, также только начинавшими литературный путь. За неразлучность друзья называли их «три мушкетера».

Интерес к истории России у Пикуля со временем становился сильнее, и в 1961 году увидел свет роман «Баязет» об осаде одноименной крепости во время Русско-турецкой войны. Эту книгу Валентин Саввич считал началом своей писательской биографии. После «Баязета» писателя регулярно издавали, а подлинный успех пришел к Пикулю после того, как в 1971 году журнал «Звезда» опубликовал роман «Пером и шпагой».

105 IyeB4bqКниги Валентина Пикуля «Пером и шпагой» и «Нечистая сила»

Следующей работой, которая оказалась у всех на слуху, стала «Нечистая сила». Первая попытка публикации состоялась в 1979 году, но уже тогда роман вызвал такую бурю эмоций и критики, что полноценное издание вышло только спустя 10 лет.

«Нечистая сила» рассказывает о событиях заката царской власти в России, периоде, когда на первый план дворцовой и политической жизни вышла фигура Григория Распутина. Критики предъявляли Пикулю претензии в недостоверности описания эпохи, исторических фигур, императорской семьи и их окружения.

106 A3cKtMBПисатель Валентин Пикуль

Как правило, прозу Валентина Саввича критиковали в либеральных кругах, обвиняя писателя в желании угодить властям. «Нечистая сила» же вызвала противоречивые эмоции и у сторонников Советов. Близкие к Пикулю люди впоследствии утверждали, что из-за романа писателя избили, а по распоряжению лично Суслова за ним установили негласную слежку.

Еще один роман о предреволюционном и революционном времени, «Честь имею», вышел в 1986 году, но эта публикация прошла спокойно.

Книги Валентина Пикуля «Честь имею» и «Фаворит»

Карьера писателя продлилась 40 лет. За это время он написал больше 30 крупных литературных произведений и множество рассказов-эссе. По воспоминаниям жены, Пикуль мог работать сутками. В периоды вдохновения он не просто писал – проговаривал, а мог даже разыгрывать сам с собой сцены из романов. У писателя было суеверие – он не начинал новое творение в понедельник.

К литературному творчеству Пикуль подходил очень ответственно. Он не ограничивал источники только официальной, одобренной партией литературой. Для каждого персонажа писатель заводил отдельную карточку, в которую записывал все важные моменты. После смерти Валентина таких карточек осталось более 1000.

108Валентин Пикуль

Последней, незавершенной работой писателя стал роман «Барбаросса» об истории Второй мировой. Книга должна была состоять из двух томов, в перерывах между которыми Пикуль собирался написать роман о 18 веке «Когда короли были молоды». Планам не суждено было сбыться – до смерти Валентин Саввич успел написать только часть первого тома. Неосуществленными остались и замыслы романов о балерине Павловой, Михаиле Врубеле, сестре Петра I Софье.

По книгам Пикуля неоднократно снимались успешные в прокате фильмы и сериалы. Наибольший рейтинг по данным сайтов о кино принадлежит экранизации романа «Моонзунд», вышедшей в 1987 году.

Личная жизнь

Валентин Пикуль был женат трижды. С первой женой Зоей Чудаковой он познакомился в 17 лет в очереди. Брак был поспешным: девушка забеременела, и Валентину пришлось жениться – в те времена нравы не позволяли вольностей. От этого союза родилась единственная дочь писателя, Ирина, которая унаследовала интерес отца к морскому делу и позже стала инженером-кораблестроителем.

109Валентин Пикуль с кошкой

Наибольшее значение в личной жизни писателя имели две последние супруги.

В 1956 году Валентин встретил Веронику Феликсовну Чугунову, ставшую его второй женой. Женщина не сразу согласилась выйти за него замуж – не воспринимала как жениха человека на 10 лет младше нее. Вероника, которую друзья Пикуля за суровый нрав прозвали Железной Феликсовной, стала ближайшим соратником и другом писателя.

110Валентин Пикуль и Вероника Чугунова

Супруга взяла на себя весь быт, все «мирские» проблемы и дала Валентину возможность посвятить себя писательскому делу. Второй жене писатель посвятил роман «Слово и дело». По совету Вероники семья перебралась из Ленинграда в Ригу – таким образом удавалось сменить комнату в коммуналке на двухкомнатную отдельную квартиру. Есть, правда, версия, что отдельная жилплощадь стала наградой за лояльность Пикуля властям.

Вероника умерла в 1980 году, и писатель остался один. К жизни он был приспособлен мало, и над ним взяла негласное шефство сотрудница библиотеки Антонина. Когда через короткое время Пикуль сделал женщине предложение, это оказалось полной неожиданностью. Оба они были уже взрослыми людьми, у Антонины Ильиничны – двое детей от первого брака, да и никакие ухаживания предложению не предшествовали.

111Валентин Пикуль и его жена Антонина

Когда Антонина, опешив, сказала, что не может принять такое решение самостоятельно и должна посоветоваться с детьми, Пикуль ответил, что отвезет ее к дому и будет ждать ровно полчаса. Если Тоня не спустится – уедет домой.

Сын и дочь дали согласие, и женщина перебралась к Валентину в тот же день: писатель велел не брать вещей, сказал, что жизнь начнут с чистого листа. Отношения супруги выстраивали уже в браке – до этого они почти не знали друг друга. Первые два года Антонина даже звала мужа по имени-отчеству.

Союз оказался крепким: с третьей женой Валентин прожил до самой смерти, и Антонина стала его главным биографом. За книги о Пикуле вдова была принята в Союз писателей России и считается главным популяризатором литературы Валентина Саввича.

Смерть

Валентин Саввич Пикуль скоропостижно скончался 16 июля 1990 года. Причиной смерти послужил сердечный приступ.

112Могила Валентина Пикуля

Писателя похоронили в Риге, на Лесном кладбище. Позже вдова нашла книгу, на ее форзаце обнаружилась надпись, в которой писатель предсказал день смерти, ошибившись всего на 3 дня.

Библиография

  • 1954 — «Океанский патруль»
  • 1961 — «Баязет»
  • 1970 — «Реквием каравану PQ-17»
  • 1972 — «Пером и шпагой»
  • 1973 — «Моонзунд»
  • 1974 — «Мальчики с бантиками»
  • 1974-1975 — «Слово и дело»
  • 1977 — «Битва железных канцлеров»
  • 1979 — «Нечистая сила»
  • 1981 — «Три возраста Окини-сан»
  • 1984 — «Фаворит»
  • 1985 — «Каждому своё»
  • 1986 — «Честь имею»
  • 1987 — «Каторга»
  • 1990 — «Ступай и не греши»

Цитаты

«Пишущий о современности не задумывается сажать своих героев за стол, поить их чаем и кормить бисквитами; он живет среди своих героев, и потому их привычки — это его привычки. Совсем иное дело в историческом романе! Сказать, что герои сели пить чай — это значит ничего не сказать о чаепитии. Ведь сразу возникает масса вопросов: был ли у них чайник? как заваривали чай? из чего пили? с сахаром или без сахара. Вот на таких исторических мелочах романист чаще всего и спотыкается».

«Давно любя русский классический портрет, я с особой нежностью отношусь к живописи миниатюрной. Она — интимна, к ней надо приглядываться, как к книжному петиту… Для меня, автора, каждая миниатюра — это тот же исторический роман, только спрессованный до самого малого количества страниц».

«Когда я умру — эта книга достанется кому-нибудь, и он подумает, зачем я интересовался подобными предметами? В том-то и дело, что, благодаря разносторонности интересов, я и стал писателем. Хотя при жизни я так никогда не называл себя, предпочитая более скромное слово — «литератор». Я имел образов[ание] всего 5 кл[ассов], а воевал с 14 лет жизни, и все, что я приобрел впоследствии, я приобрел от страстной, почти фантастической любви к познаниям. Сейчас мне 31 год, у меня сделаны два романа, задумано еще четыре. Писал это Пикуль Валентин Саввич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19…»

Валентин Пикуль — биография, информация, личная жизнь

Валентин Пикуль

Valentin Pikul01

Валентин Саввич Пикуль. Родился 13 июля 1928 года в Ленинграде — умер 16 июля 1990 года в Риге. Советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец.

В детстве Валентин также бывал в этом посёлке, где живёт много родственников его отца.

Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе, на котором работал с 1936 по 1939 год.

В 1939 году С. М. Пикуль был направлен на работу на новую судоверфь в г. Молотовск (ныне Северодвинск).

Мать писателя — Мария Константиновна (девичья фамилия — Каренина) — была из крестьян Псковской губернии.

В 1940 году Валентин с матерью переехали из Ленинграда в г. Молотовск к отцу. Там Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк».

В 1941 году Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде.

Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.

В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль С. М. ,состоявший в Политуправлении СФ ,пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 г. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

Walentin Pikul 01

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.

После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний».

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

В 1947 году Пикулю впервые удалось напечататься в периодике — это был познавательный материал о женьшене. Тогда же Пикуль задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце». До этого он прочитал книгу о миноносцах Северного флота, которая возмутила его своей скучностью, и он решил написать об этом правдивее и лучше. Однако даже после трёх вариантов повести он остался ею неудовлетворён и собственноручно уничтожил рукопись. Тем не менее фрагменты повести были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте».

В 1950 году в альманахе «Молодой Ленинград» были напечатаны его рассказы «На берегу» и «Женьшень».

Первый роман Пикуля вышел в 1954 году Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был принят в СП СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман — пример того, как не надо писать романы.

В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу («под давлением Даниила Гранина и обкома партии», как считает сослуживец писателя, а ныне сам писатель, — Виктор Ягодкин), где прожил до самой смерти. Сам Валентин Пикуль говорил (об этом можно прочитать в книге «Я мерил жизнь томами книг», составленной его третьей женой Антониной Ильиничной), что в Ригу он со своей второй женой Вероникой Чугуновой переехал для того, чтобы улучшить их жилищные условия (комнату в ленинградской коммуналке поменяли на 2-х комнатную квартиру в «генеральском доме» в Риге). Причиной выбора Риги было то, что Вероника Чугунова уже жила там раньше и хорошо знала город.

Walentin Pikul 02

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. По словам того же Ягодкина, после публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М. А. Суслова.

В 1985 году награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Валентин Саввич Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до своей смерти — «Барбаросса», посвящённый событиям Второй мировой войны.

Запланировав написать два тома, Пикуль сначала рассчитывал написать первый том («Площадь павших борцов»), затем написать книгу «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века) и лишь после этого закончить начатое произведение вторым томом. Однако его планам не суждено было осуществиться: написав лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», Пикуль скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал.

В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I, Софье, — «Царь-баба».

Valentin Pikul02

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экз.

Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года, премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы», гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.

Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

По словам вдовы писателя А. Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.

Личная жизнь Валентина Пикуля:

Валентин Саввич был трижды женат.

Вскоре после войны Пикуль женился на Зое Борисовне Чудаковой (1927 г. р.). Через несколько лет брак распался.

В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена — Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения».

Они встретились случайно, в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, он перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя беременна, и влюблённым пришлось расписаться. Родилась дочка.

В 1958 году Пикуль женился на Веронике Феликсовне Чугуновой (девичья фамилия — Гансовская, 1919 года рождения), сестре писателя С. Гансовского. Общих детей в браке не было, а у жены был уже взрослый сын от предыдущего брака. Свой исторический роман «Слово и дело» Пикуль посвятил Веронике Феликсовне.

Вскоре после смерти Чугуновой (она умерла в феврале 1980) Пикуль женился в третий и последний раз. Последнюю жену, а ныне его вдову, зовут Антонина Ильинична Пикуль.

Сейчас Антонина Ильинична ведёт большую работу по увековечению имени писателя и пропаганде его творчества. Из-под её пера вышло несколько книг о В.С. Пикуле: «Валентин Пикуль. Из первых уст», «Уважаемый Валентин Саввич!», «Валентин Пикуль. Я мерил жизнь томами книг», «Живёт страна Пикулия», а также фотоальбом «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах». За эту писательскую деятельность А. И. Пикуль была принята в Союз писателей России.

Библиография Валентина Пикуля:

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей.

Океанский патруль (1954)
Баязет (1961)
Плевелы (1962)
Париж на три часа (1962)
На задворках великой империи (1964-1966)
Из тупика (1968)
Реквием каравану PQ-17 (1970)
Моонзунд (1970)
Пером и шпагой (1972)
Звёзды над болотом (1972)
Мальчики с бантиками (автобиографический) (1974)
Слово и дело (1974-1975)
Битва железных канцлеров (1977)
Богатство (1977)
Нечистая сила (1979, полностью — 1989)
Три возраста Окини-сан (1981)
Фаворит (1984)
Каждому своё / Под шелест знамён (1983)
Крейсера (1985)
Честь имею (1986)
Каторга (1987)
Ступай и не греши (1990)
Морские миниатюры

Барбаросса (Площадь павших борцов) (1991)
Аракчеевщина
Псы господни
Янычары
Жирная, грязная и продажная.

Валентин Саввич Пикуль — биография писателя

pikul1

ФИО: Пикуль Валентин Саввич
Дата рождения: 13 июля 1928 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Писатель
Дата смерти: 16 июля 1990 г. (62 года)

Детство и юность писателя

Славный город на Неве – Ленинград прославился многими знаменательными событиями. Именно там жарким летним днем 13 июля 1928 года появился на свет будущий писатель Валентин Саввич Пикуль. Савва Михайлович, отец Валентина, начинал взрослую жизнь матросом Балтийского флота. Затем нелегкая учеба в институте и должность инженера на крупном судостроительном заводе. Погиб зимой 43-го защищая Сталинград. По другим источникам пропал без вести при защите города на Волге.

Простая Псковская крестьянка Мария Константиновна была матерью будущего писателя. Судьба предоставила ей длинную жизнь, умерла она в 1984 году.

parents11 1

Валентин Пикуль с родителями

Менее чем за год до начала самой кровопролитной войны, Савву Пикуля переводят на новую судовую верфь в городе Северодвинске. Туда же переезжает и его жена с сыном. Там Валентин заканчивает 5-й класс, и на летние каникулы 41-го года уезжает с матерью в Ленинград к бабушке. Начавшаяся война не позволила Марии Константиновне и Валентину уехать из Ленинграда, и они были вынуждены сполна испить горькую чашу первой блокадной зимы. Только в 42-м году им удается покинуть блокадный город по дороге жизни через Ладожское озеро и уехать в Архангельск, где служил в то время отец будущего писателя.

Видя огромное стремление юного моряка служить на флоте, командование отправляет Валентина летом 45-го года в подготовительное военно-морское училище в Ленинграде. Но через год Валентина отчисляют за низкую успеваемость.

young22 13

Краткая биография

  1. Неудачи в военном училище не сломили молодого человека, Валентин начинает работать в пожарной части, много и упорно занимается самообразованием. Именно в эти дни Молодой Валентин принимает окончательное решение – посвятить свою жизнь творчеству и серьезно начинает заниматься литературой. Становится слушателем литературного кружка, с большим удовольствием посещает объединение молодых писателей Ленинграда.
  2. Результаты не заставляют себя долго ждать. Первые произведения Валентина появляются в периодической печати. Познавательный рассказ о женьшене увидел свет в 47-м году. Он стал началом огромной творческой деятельности Валентина Пикуля. В этом же году еще несколько произведений молодого автора увидели свет в периодической печати.
  3. Над своим первым серьезным романом Валентин работал несколько лет. Автор назвал его «Океанский патруль». Это было повествование о сражении советских военных моряков в холодных полярных водах Баренцева моря. Роман вышел в свет только в 1954-м году и мгновенно получил огромный успех у читателей. Первый тираж разошелся за считанные дни. Валентин Саввич становится членом союза писателей СССР. Автор был крайне недоволен своим детищем, и неоднократно акцентировал внимание на том, что этот роман показывает, как не надо писать исторические литературные произведения.
  4. Увлечение историей Русского севера и войны 41-го – 45-го года вылилось в серьезный интерес к истории развития России. Особый интерес писателя пришелся на времена правления русских царей XVIII, XIX, начала XX столетий. Следующим серьезным произведением Пикуля стал роман «Баязет», где автор подробно рассказал о героической обороне Баязетской крепости во времена Русско-Турецкой войны. Произведение вышло в свет в 1961 году. Роман, как и «Океанский патруль», буквально смели с книжных полок магазинов.
  5. Знаменательным для писателя стал 1962 год. Друзья и жена уговорили Валентина переехать в Ригу и помогли получить двухкомнатную квартиру. Жена Пикуля раньше жила в Риге, прекрасно знала город и, этот факт стал, практически, определяющим для переезда.
  6. Валентин Саввич огромное внимание уделял исторической достоверности своих литературных произведений. Прежде чем приступить к написанию очередного романа он тщательно изучал тему, литературу русских, советских и зарубежных источников, общался с профессиональными историками. Каждый герой подробно описывался автором в отдельной карточке. Именно поэтому, практически, все романы, вышедшие из-под пера Пикуля, ценны исторической достоверностью, дополненной хорошим художественным оформлением.
  7. Взгляды писателя на события, которые являлись главным сюжетом романа, очень часто не совпадали с официальными источниками. Поэтому Валентин Саввич не единожды попадал в опалу. По словам друзей и родственников, Валентин Саввич подвергался угрозам и преследованиям. Вопиющий случай произошел после выхода в свет романа «Нечистая сила» писателя жестоко избили. Пикулем заинтересовался главный идеолог страны Михаил Суслов. Он поручил установить за писателем негласный надзор.
  8. Накануне 40-летия великой Победы боевая награда догнала Героя. Пикуля награждают орденом «Отечественной войны». Это своего рода благодарность Родины за вклад в победу совсем юного защитника Отечества.
  9. До последнего дня Валентин Саввич упорно работает над романом «Барбаросса». Роман задуман как подробное описание наступления немецкой армады на Советский Союз, много внимания уделено главному создателю плана «Барбаросса» фельдмаршалу Паулюсу. Произведение было задумано в двух книгах. Вторая книга – «Площадь павших борцов», должна была показать стойкость и мужество простого советского солдата, в кровопролитных боях отстоявшего славный город на Волге. Этим романом Валентин Пикуль отдал последние почести своему отцу, отдавшему жизнь за то, чтобы жизнь в великом Сталинграде продолжалась. Ему он посвятил свой роман.
  10. Жизнь внесла свои коррективы в планы писателя. Сердечный приступ неожиданно оборвал жизнь Валентина Пикуля. 16 июля 1990 года сердце великого писателя перестало биться. Лесное кладбище Риги стало окончательным пристанищем прекрасного писателя 20-го века.
  11. Смерть слишком рано вырвала Пикуля из нашей жизни. Очень многим планам не суждено воплотиться в жизнь. Автором было задумано завершить роман «Барбаросса». На суд читателей писатель планировал вынести еще ряд романов о великих людях России – Аракчееве, Врубеле, Анне Павловой. Этим романам уже не суждено увидеть свет, они так и останутся в планах.
  12. Большинство произведений Валентина Пикуля пользовались огромным спросом читателей. Общий прижизненный тираж его романов, повестей и рассказов составил более 20 миллионов экземпляров. На настоящий момент эта цифра выросла в 25 раз.
  13. Благотворительность была одной из черт писателя. Валентин Пикуль помог пострадавшим от землетрясения жителям Армении, воинам афганцам, перечислив им деньги полученные за свои труды.

pikold11

Личная жизнь

За свою не длинную, но яркую жизнь Валентин Саввич трижды женился. Первой женой была Зоя Борисовна Чудакова, на которой молодой, в то время матрос, женился в возрасте 17 лет. Брак разрешили лишь из-за того, что невеста была беременна. Зоя была старше своего жениха совсем ненамного. Вскоре она родила Валентину дочь Ирину. Их брак был не долгим и распался через несколько лет.

Второй женой Валентина Пикуля была сестра писателя Севера Гансовского Вероника. Они поженились в 1958 году. Написанный вскоре после женитьбы роман «Слово и дело» автор посвятил именно этой женщине. Общих детей в семье писателя не было. У жены был сын от первого брака. Валентина Феликсовна умерла в 1980 году, оставив писателя в одиночестве.

veronika11

Со второй женой Вероникой

Третий брак писателя стал последним. С Антониной Ильиничной Валентин Саввич прожил до последнего своего дня. Проводив мужа в последний путь, она всю себя посвятила решению вопросов увековечивания памяти о писателе, популяризации его творчества. Антонина Ильинична автор нескольких книг о Валентине Пикуле. За свои труды она стала членом Союза писателей России.

antonina1 1

С третьей женой Антониной

Заключение

Произведения великого мастера исторического романа Валентина Саввича Пикуля, стали всеобщим наследием русского народа. Книги писателя уже несколько десятилетий пользуются повышенным спросом у читателей. В романах Пикуля историческая достоверность тесно переплетается с художественным описанием событий давно минувших дней и именно этим вызывают безграничный интерес читателей. Произведения Валентина Пикуля переиздаются ежегодно многотысячными тиражами.

С честью пройдя не простые жизненные испытания, 40 лет жизни Валентин Саввич посвятил исторической литературе, создав около 30 романов и повестей. Это литературное наследие на многие годы сохранит имя великого писателя в истории России.

Валентин Саввич Пикуль

author 1330863403

Годы жизни: с 13.07.1928 по 16.07.1990

Советский писатель, автор многочисленных исторических произведений, а также книг военно-морской тематики.

Родился в Ленинграде. От отца – матроса, а затем инженера-корабельщика, унаследовал тягу к морю. В 1941 году война застала семью Пикуля в Ленинграде, отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии, а мать с сыном пережили первую блокадную зиму. В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни». Мальчик несмотря на юный возраст (Валентину едва исполнилось 14 лет) рвался на фронт, и, сбежав от матери, Валентин поступил в школу юнг на Соловках. Судьба родителей писателя сложилась трагически: мать умерла в 1942 году в эвакуации, а отец пошел добровольцем в морскую пехоту и погиб в боях под Сталинградом. Сам Валентин Савич в 1943 году окончил школу юнг по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы Валинтин Пикуль был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище для продолжения образования, после тех семестров его отчислили за неуспеваемость. authors 1330863294Будущий писатель работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Уже тогда Валентин Пикуль решил стать писателем, был вольнослушателем в литературных кружках, посещал объединения молодых писателей. В 1946 году начал первое большое произведение – роман «Курс на солнце», однако закончить его не смог. Печататься начал с 1947 года в периодике. Вскоре после войны писатель женился, у супругов родилась дочь, однако семейная жизнь не сложилась (в том числе и по материальным обстоятельствам) и через несколько лет брак распался.
В 1954 году наконец выходит первый роман В. Пикуля — «Океанский патруль». Роман имел успех и В. Пикуль был принят в Союз писателей СССР. Сам автор впоследствии неоднократно говорил, что романом недоволен и даже называл его «примером того, как не надо писать романы». В 1958 году В. Пикуль повторно женился и этот брак продлился до смерти его второй супруги в 1980 году. Первый исторический роман Пикуля под названием «Баязет» вышел в свет в 1961 году. В этом же году писатель переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Успех «Баязета» подстегнул интерес В. Пикуля к исторической тематике и в дальнейшем писатель сосредоточился в основном на 100-летнем периоде истории России от кончины Петра I (1725) до Восстания декабристов (1825). В 1979 году вышел в свет самый спорный роман В. Пикуля – «Нечистая сила». Кроме рассказа о жизни Г. Распутина, автор в чёрном цвете изобразил моральный облик и привычки последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны (ныне причисленных Русской православной церковью к лику святых страстотерпцев), представителей духовенства (в том числе высшего). В такой же манере обрисовано практически всё царское окружение и тогдашнее правительство страны. В. Пикуля обвинили в перевирании истории и откровенной клевете. Очень отрицательно отозвался о романе сын П.А. Столыпина, негативно оценивали роман многие критики и историки, а Юрий Нагибин в знак протеста после публикации романа даже вышел из редколлегии журнала «Наш современник».
Впрочем, несмотря на критику, В. Пикуль продолжал писать и его книги по-прежнему пользовались большой популярностью. После смерти жены, писатель женился третий и последний раз. Последнюю жену, а ныне его вдову, зовут Антонина Ильинична Пикуль. Сейчас Антонина Ильинична ведёт большую работу по увековечению имени писателя и пропаганде его творчества. В 1988 году В. Пикуль получил Государственную премию РСФСР им. Горького за роман «Крейсера» (1985). Скончался писатель от сердечного приступа, оставив несколько незавершенных произведений.

Интересные факты из жизни

По утверждениям родственников и знакомых, после опубликования романа «Нечистая сила» Пикуля часто преследовали угрозами, один раз он даже был жестоко избит. По словам друга писателя, Ягодкина, после публикации за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М. Суслова. Сам писатель говорил, что в случившемся в немалой степени виноват главред «Нашего современника» С.Викулов. У писателя в то время умирала жена, он был в страшной депрессии, а Викулов самовольно, без согласования с Пикулем, опубликовал в журнале урезанный вариант романа. В полном виде роман впервые вышел лишь в конце перестройки.

Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР им. Горького за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 1988 г.; премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»; гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.

По инициативе Центрального совета Соловецкой школы юнг ВМФ и других организаций именем В.Пикуля названы: Теплоход Балтийского морского пароходства, тральщик Черноморского флота, пограничный катер, планета «Пикуль» (Т4174, открыта в 1982 году), улицы в городах Балтийске и Североморске, библиотеки Балтийского и Тихоокеанского флотов.

Награды писателя

Ордена и медали
Орден Трудового Красного Знамени (дважды — 1978, 1988)
Орден дружбы народов
Орден Отечественной войны II степени
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Премии
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1988)
Литературная премия Министерства обороны СССР (1988)
Премия имени М. А. Шолохова (1993 — посмертно)

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

Моонзунд (СССР, 1987) реж. Александр Муратов
Бульварный роман (Россия, Украина, 1994) реж. Василий Панин
Баязет (сериал) (Россия, 2003)
Конвой PQ-17 (Россия, 2004) реж. Александр Котт
Фаворит (сериал) (Россия, 2005)
Пером и шпагой (сериал) (Россия, 2007)

  • Рассказ о бедном принце
  • Рассказ о бабе яге на английском
  • Рассказ о андерсен ганс христиан андерсен
  • Рассказ о бактериальной клетке
  • Рассказ о белом тигре