Рассказ о багульнике для 2 класса окружающий мир

Рассказ багульник был написан писателем юрием яковлевичем яковлевым в 1984 году. учительница узнала, что е спящий на уроках ученик-троечник тратит

Рассказ «Багульник» был написан писателем Юрием Яковлевичем Яковлевым в 1984 году. Учительница узнала, что её спящий на уроках ученик-троечник тратит всё время, помогая собакам, которых хозяева или бросили, или не могут выгуливать из-за болезни. Она изменила мнение о нём к лучшему.

Краткое содержание Багульник

Основные персонажи повести

Главный герой:

  • Коста. Мальчик молчаливый, ответственный, добрый. Очень сильно любит собак.

Другие персонажи:

  • Евгения Ивановна. Женечка. Учительница Косты. Добрая, маленькая, отзывчивая.

Главная мысль рассказа:

  • У каждого настоящего человека должно быть в жизни настоящее дело, приносящее пользу другим.

Яковлев «Багульник» очень кратко

Краткое содержание «Багульник» для читательского дневника:

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

Однажды мальчик в класс принес три веточки и поставил в воду. Дети смеялись над Костой. Кто-то из детей хотел даже подмести ими пол. И вдруг веник покрылся листочками и сиреневыми маленькими цветками.

Все удивились и разглядывали загадочное растение. Спросили у Косты: «Что за растение?» Мальчик неохотно ответил: «Багульник». С этого времени ученики и учительница стали лучше относиться к Косте.

Женечке, так звали Евгению Ивановну за глаза потому, что она была худенькая и маленькая с конским хвостиком, решила последить за мальчиком.

Коста после последнего урока быстро бежал гулять с сеттером Артюшей, у которого был хозяин инвалид и он не мог гулять с питомцем.

Дальше Коста бежал три квартала к двухэтажному дому, где на балконе жил боксер Атилла с больной лапой. Его хозяева уехали, а собаку оставили. Мальчик кормил боксера, а потом они вместе гуляли. Атилла был очень благодарен Косте.

Потом Коста спешил в соседний дом, где жил больной, прикованный к постели мальчик. У него была черная такса Лапоть. Родители хотели отдать собаку потому, что не успевали с ней гулять. Коста жалел мальчика и приходил гулять с таксой.

К вечеру Коста торопился к морю, где сидел худая большая собака, которая, не отрывая взгляда, смотрела вдаль моря. Она уже долго ждала своего погибшего хозяина.  Мальчик гладил ее, кормил и уговаривал пойти с ним домой. Но лохматая собака отказывалась и продолжала преданно ждать хозяина.

Затем Косте нужно было успеть прибежать домой и отчистить одежду до прихода родителей с работы. Еще сделать уроки.

Так Евгения Ивановна узнала тайну Косты и поняла, почему мальчик зевает и засыпает на уроках. Она прониклась уважением и гордостью за своего ученика.

На следующий день на уроке мальчик уснул, дети стали смеяться над ним. Учительница пресекла смех и рассказа, что Коста спит на уроках потому, что гуляет и кормит собак, которые попали в беду. Когда прозвенел звонок с урока Женечка тихонько разбудила Косту, и он побежал к своим подопечным.

Вывод

Рассказ учит, что мы должны помогать братьям нашим меньшим и не проходить мимо брошенных животных.

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

Это интересно: Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека».

Короткий пересказ «Багульник» Яковлева

Юрий Яковлев Багульник краткое содержание:

Произведение начинается со знакомства с главным героем рассказа — учеником по имени Коста. Свою характеристику мальчику дает учительница класса Евгения Ивановна. За внешность, которая больше напоминала образ девочки, за небольшой рост и растрепанный хвостик женщину за глаза прозвали Женечкой.

Не замечая в своем ученике ничего особенного, она с большим недовольством относила некоторые его действия к неприличным манерам поведения: постоянное зевание на уроках, молчание на вопрос, торопливое покидание класса после занятий.

Однажды в конце зимы произошел случай, который заставил Женечку относиться к нему внимательнее. Поставленный пучок веток в банку на подоконник главным героем стало предметом для насмешек одноклассников.

Однако их отношение резко изменилось к нему после того, как на растении появилось множество очаровательных цветков лилового цвета. Теперь Коста чувствовал, что к нему относятся с уважением. Дети считали это растение чудом, появившимся среди зимы.

Уделяя большее внимание действиям Косты, Евгения Ивановна решила удовлетворить свое любопытство. Она неоднократно слышала о собаках, с которыми гулял мальчик по улицам.

Осторожно следуя за ним, стараясь оставаться незамеченной, Женечка сопроводила его к собственному дому, а после к чужому подъезду, где мальчик с радостью кормил и резвился с рыжим сеттером.

Второй собакой, которую Коста спустил с балкона и накормил, подставив к нему лестницу, был боксер. Следующим пунктом посещения стала квартира мальчика, прикованного к постели. Такса с нетерпением дождалась своего кормильца.

Далее Женечка с трудом, из-за сломанного каблука, добралась к морю. Здесь перед ней предстала печальная картина. Животное, которое уговорами пытался накормить Коста, тщетно ждало возвращения с моря своего хозяина. На берегу учитель и ученик встретились. Не проявив удивления, он рассказал Евгении Ивановне историю несчастной собаки.

На следующий день на последнем уроке Коста задремал. Женечка попросила детей не тревожить мальчика, предупредив о его нелегком предстоящем дне, в котором не было места на развлечения, лишь мысли об уходе за животными.

После звонка она ласково разбудила ученика, который привычным движением взял портфель и умчался продолжать добрые дела.

Вывод

Рассказ учит уметь находить время для помощи нуждающимся, в том числе животным. Не судить людей по внешнему виду, в которых может скрываться кладезь милосердия и доброты.

Содержание «Багульник» по плану

Краткое содержание рассказа Яковлева «Багульник» по плану:

  1. В классе Коста слыл молчальником, а однажды принес веточки багульника, которые поливал, пока те не зацвели.
  2. Косту постоянно видели с разными собаками, и учительница Женечка решила узнать, что это за собаки.
  3. Она пошла за Костой и видела, как тот взял выгуливать сеттера у старика с палкой.
  4. Потом Коста выгуливал боксера, оставленного хозяевами на балконе, и таксу больного мальчика.
  5. На пляже Коста силой накормил пса, который настойчиво ждал возвращения утонувшего хозяина.
  6. И учительница попросила ребят не шуметь, когда Коста уснул на уроке, и рассказала о собаках ребятам.

Итак, мальчик Коста, кажется одноклассникам и молодой учительнице странным и молчаливым, загадочным человеком. Он часто зевает на уроках, молчит, приносит веточки, которые тщательно поливает, пока те не зацветут — это багульник.

И Косту все время видят с разными собаками. Никто не знает, какое отношение имеют к Косте эти собаки, даже его родители, ведь в доме Косты никогда не было собак.

И Женечка отправляется за Костой. С удивлением она узнает, что Коста выгуливает чужих собак — забытого на балконе боксера, собаку старика с палкой, таксу больного мальчика, собаку, ждущего своего хозяина у моря.

И учительница новыми глазами смотрит на Косту, а когда тот засыпает на уроке, просит ребят не шуметь.

Сюжет рассказа «Багульник» за 3 минуты

Краткое содержание «Багульник» Яковлев:

Косту недолюбливали в классе: он был молчуном, громко зевал на уроках и морщил нос. Зимой мальчик принес в класс несколько голых тонких прутиков, которые поставил в банку с водой.

Ребята смеялись над ветками, предлагая ими мести пол, как веником, но однажды прутики покрылись нежными цветочками фиалкового цвета с удивительным ароматом. Это расцвел багульник. И ребята решили, что Коста — волшебник. А учительница, Евгения Ивановна, решила, что к мальчику стоит приглядеться.

Она заметила, что каждый раз после уроков Коста стремглав выбегает из школы. Куда он так торопится? А вечерами его видели гуляющим с собаками разных пород, но ни одна из них не жила в его квартире. Какую тайную жизнь вел этот мальчик? И Женечка решила проследить за мальчиком.

В этот день Коста как всегда после уроков выбежал самым первым из школы. Закинув портфель в дом, он прихватил с собой сверток с едой и помчался по трем разным адресам. Везде его ждали собаки, хозяева которых по каким-либо причинам не могли с ними гулять.

После того как все животные были выгуляны, Коста отправился из города к морю. Женечка, прячась за спинами прохожих, последовала за ним.

У воды, у самой кромки, в странном оцепенении сидела большая худая собака. Мальчик принес ей остатки своего обеда, но пес даже не посмотрел на еду. Много дней подряд он ждал возвращения своего хозяина, утонувшего в море.

Собаки ведь не знают слов «никогда». И когда Коста, уговаривая, начал насильно кормить пса, он, тяжело вздохнув, стал механически пережевывать кашу и хлеб, потому что ему нужно было жить. Жить, чтобы ждать кого-то с моря.

Когда все было съедено, они пошли гулять вдоль берега. И только тогда Коста увидел учительницу, но почему-то не удивился, а только пожал плечами на ее вопрос, что же теперь делать. Он знал, что собака не уйдет с этого места и ей нужно помогать, потому что собаки всегда ждут своих хозяев, даже погибших.

Они проводили пса до перевернутой лодки, из которой Коста сделал подобие жилья, и быстрым шагом вернулись в город. Мальчик торопился: ему нужно было успеть вернуться домой до прихода родителей, которые, конечно же, ничего не знали о тайной жизни сына.

На следующий день в школе Коста, как всегда, хотел спать, а в конце последнего урока неожиданно заснул, положив голову на парту. Ребята стали над ним хихикать, но Евгения Ивановна вдруг сделала замечание шутнику.

Когда в классе стало очень тихо, Женечка шепотом рассказала, почему Коста всегда хочет спать. Он помогает собакам, гуляя с чужими и заботясь о брошенных.

Прозвенел звонок с последнего урока, но мальчик его не слышал. Его разбудила Евгения Ивановна, легонько толкнув по плечу. Коста, схватив свой портфель, выбежал из класса.

Это интересно: Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Видео краткое содержание Багульник

Рассказ Ю. Яковлева “Багульник” про мальчика Косту, который на уроках постоянно зевал и даже засыпал, был молчальником и ни с кем особо не общался в классе. Однажды он принес в класс багульник и стал за ним ухаживать.

Учительница Евгения Ивановна решила проследить за Костой и сумела выяснить, что он много времени тратит на чужих собак, которых помогает выгуливать больным и пожилым людям, а также подкармливает тех собак, которых бросили хозяева.

Учитель: Калинина Екатерина Николаевна

МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»

Урок внеклассного чтения в 6 классе

Тема урока:. «В детях стараюсь разглядеть…» (По рассказу Ю. Яковлева «Багульник»).

Вид урока: систематизация и обобщение знаний

Тип урока: Урок-размышление

Методическая цель урока: учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства
Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте? Открыть для учащихся имя писателя Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.

Задачи:

образовательные: способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;

показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный», «личность».

развивающие: развивать ораторские способности, умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формировать умение аргументировать свою позицию;

учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать тест от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.

воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к людям и животным, содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность личности.

Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах. Используется приём «чтение с остановками».

Оборудование: — текст рассказа Ю. Яковлева «Багульник» (буклеты)

— слайдовая презентация (23 слайда);

— мультимедийный проектор;

— ноутбук;

— две вазы;

— цветки багульника (заготовки из веточек).

— музыкальное сопровождение.

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

— ценностно-смысловые;

— учебно-познавательные;

— коммуникативные;

— информационные;

— личностного саморазвития

Лексическая работа:

Молчальникнелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Милосердныйпроявляющий милосердие.

Милосердиеготовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Дюна — положительная форма рельефа; песчаный холм, образовав-шийся под воздействием ветра. 

Личностьчеловек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

«…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

(Ю. Яковлев «Багульник»)

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Сегодня урок открытый у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Вот так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Начать сегодняшний урок я хочу со следующих высказываний. (читают учащиеся) (Слайд 1)

Живи добрее, будешь всем милее.

Добрые чувства — соседи любви.

Истинное добро всегда просто.

Добро не лихо — ходит тихо.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброму человеку помощь не убыток.

— Чем являются эти предложения? (Правильно, пословицы)

— О чём говорится в этих пословицах? Какого человека мы можем назвать добрым?

— Какое отношение имеют эти пословицы к произведению, которое вы прочитали к сегодняшнему уроку?

— Следовательно, о чём мы сегодня будем говорить? (О том, как важно, будучи ещё ребёнком, иметь чуткую, отзывчивую душу…)

Тема урока: «В детях стараюсь разглядеть…» (Слайд 2)

— Какова цель урока?

Цель: услышать нравственное звучание рассказа, выяснить, почему у окружающих меняется отношение к Косте? Понять, что хотел сказать Ю. Яковлев своим произведением. (Слайд 3, 4)

-Что нам нужно будет сделать на уроке? Что постараться понять?…

Задачи: обсуждение и анализ рассказа;

обобщение материала;

выявление особенностей рассказа.

— Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я — у вас понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…

Главными героями рассказа являются дети, и сам Ю. Яковлев так сказал: «В детях стараюсь разглядеть …»

Наша задача последить, как удается писателю это сделать.

1 БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.

Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москвв в 1951 году.

Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.

Основные темы произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие. Викторина по сообщению.

БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ « БАГУЛЬНИК».

Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Кто является главным героем рассказа. (Правильно, мальчик Коста)

— Какое о нем у вас сложилось впечатление: (как вел себя на уроках).

Понравилось ли вам его поведение? Докажите примерами из текста.

(Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При этом энергично тряс головой — разгонял сон- и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал).

— Кого напоминает вам описание Косты?

Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке?

— Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю?

— Кем считали Косту в классе (Молчальником)

— Объясните лексическое значение слова. Работа со словарем.

( Слайд 5)

Молчальник нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

— Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников?

(Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение).

— Почему вызывал разражение?

Раздражениенервное состояние, недовольство и злость. (Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.

Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник. Когда это произошло? (Когда принёс ветки багульника…)

— Сообщение учащегося. Багульник. (Слайд 6)

Индивидуальное задание. Выразительное чтение отрывка.

Он принес в класс пучок тонких прутиков…

-Багульник! — буркнул он и пошел прочь).

— Каким было первоначальное отношение одноклассников к этим прутикам?

Как изменилось их отношение? Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник. К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята. (Слайд 7)

Как характеризует мальчика тот факт, что он принёс веточки?

Что же говорили ребята? ( можно сценку-полилог).

1 Ученик:

у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.

Автор: утверждали одни.

2 Ученик: Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!

Автор: говорили другие. Третьи смеялись.

3 Ученик: (рассмеявшись): Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! Автор: Были и такие, которые спорили со всеми:

4 Ученик: Он держит трех собак! Правду говорю!

Автор: на самом деле у него не было ни одной собаки.

1 ученик: А сеттер.

2 ученик: А боксер.

3 ученик: А такса.

Автор: Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, Кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто н видел.

— — Сообщение учащегося. Породы собак.

Почему Коста гулял с чужими собаками? Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Могло ли это стать причиной, подтолкнувшей Косту? Объясняет ли как-то эта фраза тягу Косты к чужим собакам?

Физминутка. (Слайд 8)

— Какие слова повторяются в начале и в конце рассказа? Одинаково ли мы их воспринимаем?

А как относилась к нашему герою учительница. ( Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста -интересный человек).

— Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила.

Задание. Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. (Запись звонка). Что делает Коста. (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью.)

Чем для Косты является звонок? (Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления)

Куда он мчится? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь).

Задание. 1 группа. Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы) Анализ пересказа учащимися. (Слайд 9)

Задание 2 группа. Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с боксером.»

Задание. 3 группа. Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик».

Задание. 4 группа Зачитать отрывок. (включить шум моря) (Слайд 10)

Словарная работа: дюны (Слайд 11)

Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать…

-Что вас больше всего поразило в эпизоде встречи с четвертой собакой? (Какой показана собака? Какая походка? Какое средство выразительности употребил автор? (львиная – эпитет), лапы) (Слайд 12, 13)

— Как кормил Коста собаку? (найти в тексте) Взял кусок хлеба и поднёс ко рту

А как на самом деле нужно было написать автору, если он описывает собаку?

— А для собаки море – это что?

Подтвердите текстом. (Примерный ответ: вечное ожидание, бессменный пост)

— Какие общие черты можно найти у Косты и у моря?

(Примерный ответ: Коста похож на бескрайнее море. Его доброта не имеет границ, вечное служение нуждающимся в помощи – миссия Косты)

— Как мальчик относится к этой собаке?

— А как собаки относятся к мальчику? Они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все привязаны к человеку, они преданы ему). (Слайд 14)

— Каковы хозяева собак? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы).

— Позиция автора? Автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на своё поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия, а его сердце стало чутким и отзывчивым к чужой беде.

— Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? (Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем.)

— Можно ли считать Косту милосердным? (Слайд 15)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

— Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками? ( Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)

— Вспомним других героев рассказа. (Учительница)

Задание. Найдите в тексте слова, характеризующие учительницу, её портрет: «Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. На улице её никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго ещё не затихает стук подковок…»

— Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети её любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка).

Инсценировка окончания рассказа:

Автор: На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул .Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал.

Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать. (Слайд 16) Автор (звенит колокольчиком): Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка, он спал.

Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора. (Слайд 17)

Автор: Коста вскочил, схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

— Чьи слова повторила Евгения Ивановна? Почему?

— Как Женечка относилась к своему ученику? Через какие детали показывает это отношение автор?

1 группа

2 группа

В начале рассказа

В конце рассказа

Примерные ответы (Коста глазами учителя): отвратительно морщил нос; открывал пасть; он подвывал; не лезло ни в какие ворота; уставился на доску. (негативное отношение)

Тихо! — сказала она; склонилась над мальчиком; положила руку на плечо; легонько потрясла. (забота, ласка, понимание)

— Почему изменилось отношение к ученику, хотя те же ребята, тот же класс, тот же учитель?

(Примерный ответ: изменилась сама учительница, в Косте она разглядела то, чего не замечала: за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось доброе, отзывчивое сердце.)

В тексте есть фраза: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника»

Почему Косту сравнивают с багульником?

(Примерный ответ: серый бесцветный багульник расцвел, принося радость людям. Так и Коста. За неприметной внешностью вечного тоечника видна красота души, не бросающаяся в глаза, но дарящая любовь, заботу и милосердие.)

— С какими героями ещё вы встретились в данном рассказе? (Одноклассники)

— Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? (Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие- неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобно Костиной. Ясно одно: им нужна помощь Женечки).

Вывод: В отличие от одноклассников ,- Коста — личность.

Лексическое значение слова. Работа со словарем.

(Слайд 18) Личность — человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

Смысл названия рассказа.

Ребята, рассказ называется «Багульник»?. (Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение «Багульник» , а не « Коста ?» (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка «шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

— Как изменилась веточка багульника?

— Как изменился Коста в восприятии Ев. Ив. и в восприятии читателя?

Учитель. Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).

— Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь? ( Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)

Напишите в тетрадях, как менялся Коста? (каким мы видим мальчика вначале рассказа глазами одноклассников и учительницы, и каким он предстаёт перед нами потом)

— Как вы думаете, что отражает заглавие — тему или основную мысль рассказа? (Слайд 19) ( Основную мысль).

— Какова основная идея рассказа?

— Вывод. Добрые чувства к животным, возникшие в детстве, перерастут в добрые отношения к людям. Писатель убежден: «Собаки влияют на формирование человека в ребенке».

(Слайд 20)

Ю. Яковлев считает, что «один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому…»

Работа с темой урока.

Тема урока: «В детях стараюсь разглядеть…». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы.

Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети , и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

(Слайд 21)

Ю. Яковлев писал: “Багульник” – не только итог моей работы, но и символ моего представления о людях: сухие, невидные прутики багульника могут неожиданно расцвести нежными цветами. Мои герои – мои бесценные прутики багульника!”

Ребята, если сегодняшний урок заставил вас о чём-то задуматься, помог вам открыть для себя что-то новое, посмотреть на себя со стороны и по-иному увидеть своих одноклассников, то поставьте цветущую веточку в вазу. А если вы не открыли для себя ничего нового, то поставьте простую веточку в вазу

Учитель. А какого завтрашнего человека видите вы в себе. Коллективная творческая работа. Напишите это на цветочках багульника, что есть у вас на столе и прикрепите цветы к веточкам (звучит музыка)

Учитель. В конце урока я хочу, чтобы прозвучали строчки из стихотворения Евгения Евтушенко. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева? (Слайд 22)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Домашнее задание. (Слайд 23)

Сочинение-размышление

В рассказе есть фраза «Учительница шла по следам ученика». Слово «след» имеет несколько значений: 1. Прямое значение «след-отпечаток» 2. Переносное значение «след-память». Какой след оставил в твоей душе рассказ «Багульник»? Напишите об этом мини-сочинение. Спасибо за урок!

  • Рассказ о бабочке лимоннице
  • Рассказ о антоне павловиче чехове 4 класс
  • Рассказ о бабе яге 5 класс сокращенно
  • Рассказ о астре небольшой
  • Рассказ о аркадии кирсанове