Рассказ о бабе яге на английском

Баба-яга персонаж неоднозначный и потому очень интересный. несмотря на ее пугающий внешний вид вся в бородавках, нос крючком

Баба-яга. Рисунок Виктора ПичуеваБаба-яга — персонаж неоднозначный и потому очень интересный. Несмотря на ее пугающий внешний вид — вся в бородавках, нос крючком соединяется с задранным подбородком, белая козлиная бороденка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине, — Бабу-ягу нельзя причислить к отрицательным персонажам сказки. Ее неоднократные угрозы съесть Ивана Царевича, Машеньку, Василису и других многочисленных путников никогда не воплощаются в жизнь. Баба-яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую.

Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.

Баба-яга — сказочный «пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.

В связи с этим интересно вспомнить интерпретацию образа Бабы-яги психоаналитиком и доктором философии Клариссой Пинколой Эстес. В книге «Бегущая с волками» она пишет о том, что Баба-яга — прообраз Старой Дикой Матери, аллегория Первозданной Женщины, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга — сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она — хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь — ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы». И если герой проходит в доме Бабы-яги необходимую подготовку для погружения в иной мир и черпает силу в сражениях с демонологическими существами, то героине достаточно только посещения дома Бабы-яги и выполнения в нем необходимой женской работы, чтобы обрести душевную силу и стать мудрее.

Каждая женщина хотя бы раз в своей жизни «отправляется к Бабе-яге». Эта инициация наивной души нам более известна как «снятие розовых очков», когда выясняется, что мир, казавшийся добрым и приветливым, оказывается жестоким: тяжелая болезнь, предательство или смерть близкого человека — все, что вызывает у наивной души вопрос «За что?». Обретение силы для преодоления суровых жизненных испытаний сопровождается огромной душевной работой, которая аллегорически выражается в сказках в том, что у Бабы-яги героиня стирает белье, метет пол, готовит еду, из кучи мусора выбирает маковые семена. На наш взгляд, это очень точная аллегория, поскольку, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, необходимо навести в своей душе порядок: разложить по полочкам мысли и чувства, избавиться от ненужного груза, «отделить зерна от плевел», «накормить» душу новыми впечатлениями, ощущениями, знаниями. Женщина, сумевшая выполнить эту нелегкую работу, перерождается: перестает быть наивной, становится сильной и мудрой, готовой к любым испытаниям, которые преподносит жизнь. Ее голова становиться ясной, душевная среда незамусоренной, ей хватает творческой энергии для осуществления своих замыслов и проектов. В сказке героиня, побывавшая у Бабы-яги, в дальнейшем или успешно противостоит злой мачехе и сестрам, или становится находчивой и смелой для того, чтобы убежать от злой колдуньи.

К сожалению, не все возвращаются от Бабы-яги. Сказки дают нам позитивный сценарий: сказочная героиня, несмотря на свою наивность, всегда достаточно сильна, чтобы уйти от Первозданной Дикой Женщины, унеся с собой часть ее мудрости и энергии. В жизни мы знаем много примеров, когда женщина, не сумев выполнить «важную работу у Бабы-яги», постепенно угасает под грузом жизненных испытаний, сетуя на тяжелую долю, жестокую судьбину. В этом случае инициация не пройдена и переход на следующий, качественно новый уровень жизни невозможен.

Подобная интерпретация образа Бабы-яги подтверждается данными мифологических словарей и энциклопедий. Читаем в «Энциклопедии языческих богов»: «Баба-яга — костяная нога — богиня войны. Яга была таким же полноправным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения». В энциклопедии «Мифы народов мира» Баба-яга описывается как лесная старуха-волшебница, повелевающая зверями и птицами, хозяйка мира мертвых, не только воительница и похитительница, но и дарительница, помощница героя. Атрибуты Бабы-яги (например, лопата, с помощью которой яга пытается сажать детей в печь) позволяют говорить о ней как о жрице в обрядах посвящения (инициации) героя.

Полудница Акуля. Рисунок Виктора АнтоноваИнтересно проанализировать имя древней богини. Яга соотносится с Йендза (в польском jedza, чешское jezinka — «лесная баба»), что первоначально означало «змеиная мать». В русском языке этому имени родственны еж и уж. Вспомним уменьшительно-ласкательную форму имени Яга — Ёжка. Тот факт, что, по данным некоторых славянских мифов, Яга была женой Змея с Калинового Моста, а также варьирование первой буквы имени Я/Ё позволяет нам выстроить своеобразную смысловую цепочку: Ёжка — Яшка — Ящер — пращур. Кроме того, в тюркских языках имя «Баба-яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», то есть прародитель. Не тот ли это бабай, которым пугают детей? Возможно. Ведь персонажи, сходные с Бабой-ягой, известны практически во всех мифологиях и культурах. Например, говоры старожилов Амурской области и Хабаровского края, известные как русские говоры Приамурья, содержат три разных наименования одного и того же сказочного персонажа — полудницы. Это говорит о популярности данного мифологического образа у казаков-переселенцев. В Словаре русских говоров Приамурья читаем три разные словарные статьи:

«1. Полудница (устаревшее). Мифическое чудовище вроде Кикиморы или Бабы-яги, которым пугали детей. А детей у нас полудницей пужали. Она как Кикимора, мохнатая, как кошка. Баба-яга огородная она;

2. Болудница. Сказочное существо, которым пугали детей. Болудницей детей пугали: вон в горохе болудница сидит;

3. Полудушка (устаревшее). Страшное мифологическое существо. Не ходи в огород — там полудушка».

Полудница — общеславянский мифологический персонаж, о чем свидетельствует энциклопедия «Мифы народов мира»: «Полудница (польское и словенское poludnica, чешское polendnice) в славянской мифологии полевой дух в виде образа девушки в белом платье с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто там работает. Воплощение солнечного удара. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле. Полудницей также пугают детей, забирающихся в огороды». Имя этого мифологического персонажа восходит к двум словам: поле и полдень (появляющаяся в поле в полдень).

Интересно, что в народном сознании носителей русских говоров Приамурья образ Полудницы соотносится с образом Бабы-яги и воспринимается как нечто страшное, чудовищное, пугающее и опасное. Показательно, что этот мифологический персонаж сохранился именно в диалектной речи и благодаря народным говорам не только не был утрачен, но и продолжил свою жизнь в замечательной повести-сказке «Полудница Акуля» известного дальневосточного писателя Николая Наволочкина. Так же, как и в современных литературных сказках о Бабе-яге (М. Мокиенко «Как Бабы-яги сказку спасали», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», А. Усачев «Баба-яга — Золотая нога» и др.), где главная героиня больше похожа на добрую деревенскую старушку, которая уже не делает гадостей и совсем не ест людей, в повести Н. Наволочкина Полудница — это не страшное полевое чудовище, а, напротив, добрый дух, заботливо следящий за порядком в огороде. У нее даже имя доброе, деревенское — Акуля.

В предисловии к повести-сказке писатель акцентирует наше внимание на доброте главной героини: «Давным-давно, когда я был совсем маленьким, все мальчишки нашей деревни знали, что в огороде живет бабка полудница, ростом с валенок. Она охраняет и холит огород и следит, чтобы мы зря не баловались на грядках… Но полудница добрая, а в наше время так не хватает доброты…». Полудница Акуля знает язык зверей и птиц, общается с ними на короткой ноге, дружит с пугалом Игнатом, помогает взойти молодым росткам, выгоняет корову, случайно забредшую в огород, однако хозяевам не показывается, маскируясь под кучу огородного мусора.

Вот так страшная колдунья, огородная Баба-яга, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям, оберегающую их посевы. На наш взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам-киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.

Юлия БОБРИКОВА

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Рассказ о бабе яге на английском

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Рассказ о бабе яге на английском 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Рассказ о бабе яге на английском

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Рассказ о бабе яге на английском

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Рассказ о бабе яге на английском

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Рассказ о бабе яге на английском

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

Проект по организации деятельности мини-музея «Резиденция Бабы Яги» (в подготовительной логопедической группе)Проект по организации деятельности мини-музея «Резиденция Бабы Яги» (в подготовительной логопедической группе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №14 «Чебурашка»

Московская обл., г. Реутов, ул. Некрасова, д.8 Тел/факс: 8 (495) -528-20-57

Участники проекта: дети логопедической группы №9; воспитатель Припадчева Е.А.; родители группы.

«Разных Бабок Ёжек
Полным-полно на свете,
Но только в нашем садике
Их не боятся дети»

Мотивация

Один из детей, придя утром в детский сад, рассказал о том, что посмотрел мультфильм «Летучий корабль». В нём он увидел, что Баба Яга не одна, а их, оказывается много. Между детьми возникла дискуссия, может такое быть или нет. В доказательство своих слов на следующий день ребёнок принёс диск с записью мультфильма, и дети в группе посмотрели его все вместе.

Скачать конспект

Возникли вопросы:

  • Почему в мультфильме они все одинаковые?
  • Почему в мультфильме они все весёлые и совсем не злые?
  • Бывают ли ещё какие-нибудь Бабки Ёжки? Где они живут?

Для решения данных вопросов было решено:

  • посоветоваться с родителями,
  • прочитать сказки разных народов и авторов,
  • принести для показа в группу имеющиеся дома игрушки, изображающие Бабок Ёжек.

Когда игрушки были принесены, дети отметили, что это похоже на настоящую выставку. Они предложили показать её детям других групп. После экскурсии один из детей рассказал, что посещал с родителями выставку игрушек, и она называлась «МУЗЕЕМ».

Возник вопрос: Что такое музей?

При его обсуждении дети высказали желание создать настоящий музей Бабок Ёжек в группе, рассказать и показать всем детям, каким бывает этот сказочный герой.

ЦЕЛЬ:

Формирование у дошкольников представлений о музее

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать у детей любовь к литературному творчеству, к родной культуре.
  • Развивать творческое мышление и воображение, любознательность, связную речь детей в процессе подготовки и проведения экскурсий в мини-музее; способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Формировать у дошкольников представления о музее, создавать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам русской культуры; познакомить детей с литературным героем – Бабой Ягой, с её личностными качествами в зависимости от сюжета произведения. Обогащать представления детей о русских народных играх, традициях, фольклоре.

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

1. «Книжкин дом»

  • Книги с произведениями русских и зарубежных писателей, где одним из героев является Баба Яга
  • Книги с русскими народными сказками
  • Иллюстрации к произведениям
  • Упражнение «Салат из сказок»

2. «Юный художник

  • Раскраски с изображением Бабы Яги из разных литературных произведений
  • Упражнение «Ленивый художник» (дорисовывание)
  • Различные материалы для рисования
  • Раскраски с изображением сказочных избушек
  • Трафареты и шаблоны для изображения домов
  • Листы разного размера, формы и цвета

3. «Настольно-печатные игры»

  • Пазлы по сказкам с изображением Бабы Яги
  • «Найди отличия»
  • Лабиринты «Помоги герою спастись от Бабы Яги»
  • Игры — ходилки по сказкам «Я познаю мир»
  • Альбом «Музеи мира»
  • Энциклопедии для детей
  • Наборы фотографий «Музеи Бабы Яги»

4. «Театр и музыка»

  • Диафильмы со сказками
  • Фонотека с песнями про Бабу Ягу
  • Видеотека с мультфильмами и фильмами с участием Бабы Яги
  • Куклы би-ба-бо, изображающие Бабу Ягу
  • Декорации для игр-драматизаций по сказкам (избушка, деревья)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Посещение с детьми музеев города
  • Чтение дома литературных произведений о Бабе Яге
  • Посещение спектаклей в детских театрах
  • Посещения ярмарок с рассматриванием изделий народных мастеров
  • Привлечение родителей к созданию музея Бабы Яги (подбор и приобретение экспонатов)
  • Изготовление игрушек Бабы Яги своими руками
  • Оформление вернисажа «Современная Баба Яга»

НЕПОСРЕДСТЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Познавательная деятельность «Что такое музей?»;

«Где я был, что я видел?» (беседа о музеях с опорой на личный опыт детей;

«Хорошо-плохо» (поступки Бабы Яги с точки зрения нравственных правил)

  • Художественная деятельность «Баба Яга»
  • Чтение сказки «Гуси-лебеди», пересказ
  • Конструктивная деятельность «Избушка Бабы Яги»
  • Коллективная работа «Бабки Ёжки – веселушки»
  • Подготовка руки к письму «Лесные тропинки»
  • Подготовка к обучению грамоте «Загадки от Бабы Яги»
  • Формирование элементарных математических представлений «Задачи от Бабы Яги»
  • Музыкальная деятельность «В гостях у сказки»
  • Физическая культура «Народные игры»
  • Заучивание наизусть потешек и песенок о Бабе Яге
  • Рассказ воспитателя об истории «появления на свет» Бабы Яги в русской культуре
  • Викторина «Музей – центр культуры»
  • Создание выставки игрушек Бабок Ёжек, принесённых из дома

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

  • Беседы «Я был в музее»», «В каких сказках живёт Баба Яга», «Баба Яга в русских сказках», «Баба Яга в сказках зарубежных писателей»
  • Раскрашивание раскрасок
  • Игры — драматизации по знакомым сказкам
  • Подвижные игры: «Баба Яга – костяная нога», «Баба Яга и дети», «Гуси- лебеди», эстафета «На метле»
  • Слушание в записи песенок из мультфильмов и фильмов про Бабу Ягу
  • Просмотр диафильмов, мультфильмов, фильмов с участием Бабы Яги
  • Рассматривание коллекций различных предметов в других группах
  • Презентации детьми домашних коллекций различных предметов
  • Фантазирование на тему «Модная Баба Яга»
  • Рассматривание альбомов, открыток, энциклопедий с изображением различных музеев
  • Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок с участием Бабы Яги
  • Свободное рисование «Баба Яга – костяная нога», «Избушка для Бабы Яги»
  • Лепка «Сказка про Ягу»
  • Игровое упражнение «Что сначала, что потом»
  • Конструирование из напольного строителя «Наш музей»

Технологическая карта урока литературного
чтения в 3 классе ( УМК «Гармония»).

Тема: 
 
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Тип
урока:
 Урок первичного
изучения и закрепления новых знаний.

 Цель:
Познакомить учащихся со сказкой, формировать
умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение к поступкам героев.

-познакомятся
с особенностями русской народной сказки, научатся давать характеристику героям  сказки;


пользоваться информацией о правилах выразительного чтения русских народных
сказок в ходе работы над чтением по ролям;


учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;

Оборудование:
Интерактивная
доска, компьютер, проектор, карточки для групповой и парной работы, оценочные
листы, учебник « Литературное чтение» для 3 класса общеобразовательных
организаций. ( УМК « Гармония»), О.В. Кубасова – Смоленск: « Ассоциация ХХ1»,
2012г

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель.

Включение детей в

деятельность на

личностно-значимом

уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к
уроку и настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу.

·        
-Здравствуйте
ребята, я очень рада вас видеть. Вы уже заметили, что у нас на уроке  гости,
давайте поздороваемся с ними. А теперь потихонечку садимся на места.

·        
-Ребята,
что вы пожелаете друг другу на этом уроке, перед тем как мы его начнём и
откроем. Молодцы! Мы все друг другу желаем хорошо поработать на уроке и что
бы все цели которые вы перед собой поставите на этом уроке были достигнуты.

Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою
готовность к уроку.

Ответы детей

Регулятивные:

-нацеливание на успешную
деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение
к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование  умения слушать и
слышать.

2. Актуализация знаний.    

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для
обобщения и систематизации.

Организует повторение изученного и проверку
домашнего задания.

-Ребята,
с какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?  ( Баба- Яга). Кто главные
герои сказки? Кто помогал девочке? Почему они ее выручали? Нужно было
выполнить задание 3. От лица девочки рассказать, как она ушла от Бабы-Яги.


теперь проверим, как вы  внимательно читали сказку.

.Заполните
текст недостающими словами.

Задания
на карточках.    Слайд 1.

 Баба
Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет,
помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.

Вот
девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится,
и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река,
такая широкая-широкая!

-Какой
предстала перед нами Баба-Яга?

Выставка
рисунков Б-Яги. У каждого из вас своя Б-Я.

 Молодцы!

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Повторяют изученный ранее материал.

Рассказ 2 детей.

Работают в парах.

Выполняют проверку (чтение «по цепочке»).

Описывают героиню.

Регулятивные:

 — выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено.

Личностные:

— выражать положительное отношение
к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

— формирование  умения слушать и
слышать, строить монологические высказывания.

3. Постановка учебной задачи.  

Цель.

Формулирование темы и целей урока.

Организует работу учащихся по формулированию темы
урока, в форме подводящего диалога.

-А кто будет героем нашего урока вы узнаете,
отгадав  загадку. Слайд 2.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом ее на курьих ножках.

— Так какая же тема
нашего урока?

— А какую   цель вы поставите перед собой на этом
уроке?

-Сегодня мы вновь
поговорим о Б-Яге, побываем у нее в гостях, прочитаем новую сказку.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные:

 — постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще
не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов
учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое
мнение, выстраивать речевые конструкции.

Организует работу по чтению и анализу сказки.

1.Рассказ о Бабе- Яге.

 -Ребята, а кто же такая Б- Яга?

 До
принятия христианства люди на Руси поклонялись языческим богам. Они верили в
их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в
Христа, Аллаха.

  
Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках
изображается стоящей то в чаще леса, то на опушке, но вход в неё со стороны
леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего
из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

   
Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства
мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может.
Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная
нога.

2. Словарная работа.

-При чтении сказки нам встретятся слова- объясним
значения этих слов. Слайд 3.

Чулан
– помещение в доме, служащее кладовой.

Падчерица
– неродная дочь одного из супругов.

Решето
– посуда для просеивания чего-либо.

Лытаешь
– то же, что и летаешь.

Жар
– горячие угли без пламени.

Куриться
– выделять дымок.

Ступа
– металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь
пестом.

Пест
– короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в
ступе.

 —Поработаем
над артикуляционным аппаратом. Слайд 4.

Читай
внимательно

вошла-
взошла

увидела-увидала

мать-мыть

курица-куриться

переварила-перепарила

отрыл-открыл

Молодцы.
Приступим к чтению сказки.

3.
Чтение и первичное восприятие.

Чтение
учителем до слов «…не приходи домой».

Рассказывают  о Б-Яге 3 ученика.

Дети объясняют значения слов.

Чтение сказки, хорошо читающими детьми.

Читают Даша, Алсу, Альмир. Вадим до слов «… были
деньги».

Чтение по цепочке по 1

предложению.

Регулятивные:

 — умение действовать по плану и
планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и
результаты своей деятельности.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

— готовность к сотрудничеству,
оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого
содержания.

Коммуникативные:

— планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.

5.Физкультминутка.                                  

Цель.
Повышение работоспособности и сохранения здоровья детей.

Организует физминутку вместе с детьми. Слайд 5.

А теперь отдохнем.

В
тёмном лесу есть избушка (Шагают.)

Стоит
задом наперёд. (Поворачиваются.)

В
той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом.)

Бабушка
Яга живёт. (Рывки руками с поворотом.)

Нос
крючком, (Наклоны.)

Глаза
большие, (Показывают.)

Словно
угольки горят. («Фонарики».)

Ух,
сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом
волосы стоят. (Руки вверх.)

Выполняют действия с учителем.

Личностные:

-умение применять правила охраны своего здоровья.

6. Продолжение работы
над сказкой.

Цель.

Обобщение и закрепление пройденного материала.

4. Беседа.

Организовывает беседу после чтения текста.

-Почему
это произведение можно отнести к сказке?

(Есть
вымысел, элементы чудесного и фантастического).


какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки,
волшебство).

 -Какие
элементы фантастичности?

 (Вымышленный
персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке  воробей).

Перечисли
главных героев сказки.

 -Кто
из них положительные, кто отрицательные? Положительные – падчерица, отец.
Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.

-Какие
задания даёт Баба Яга падчерице? Сколько заданий? (Три: баню затопить, воды
наносить, детей искупать). Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он
помогает падчерице? (Воробей).

-Найди
выражение в сказке, по какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге?
(Зависть)

 -Подумайте,
что такое зависть? Слайд 6..

Зависть
чувство
досады, вызванные благополучием, успехом другого.

5. Выборочное чтение.

-Найдите, что сказала мачеха падчерице, когда отправила
ее на реку мыть нитки.? ( Смотри, если упустишь на дно нитки, то и не приходи
домой).

-Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в
избушку на курьих ножках.( Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне
передом).

6. Работа с пословицами.

-Какая пословица подходит к нашей сказке? Слайд
7.

-Какой оказалась Баба-Яга? А какие наши баба-ежки,
послушайте.

Отвечают на вопросы, комментируют, доказывают свое
мнение.

Работают с толковым словарем и объясняют значение
слова.

Дети находят в тексте предложения и читают.

Объясняют, какая пословица подходит.

Что заслужил, то и получил.

Дети исполняют частушки.

Познавательные: осуществляют смысловое
чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: контролируют учебные
действия, умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:
осознают
свои возможности в учении.

7. Работа в группах.

Цель. Формировать умение
анализировать и оценивать прочитанное.

Напоминает
детям правила работы в группах. Организовывает работу групп.

1
группа.                                         

      
                                                                                          Найти
границы диалога  Бабы-Яги и падчерицы. Приготовить чтение по ролям.

 2
группа.

Найдите в сказке отрывок, когда
падчерица попадает к Бабе Яге. Выпишите в тетрадь качества падчерицы.

3 группа.

Найдите отрывок, когда мачехина
дочка у Бабы Яги. Выпишите, какими качествами обладает мачехина дочка?

Работают в группах

Выполняют задания.

Коллективно проверяют и оценивают выполненные в
группах работы.

Коммуникативные:
обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по
коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения
необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе,

уважают
мнение других участников образовательного процесса.

8. Итог урока.

  Цель.

Подвести итоги работы на уроке.

Делает итог урока.  Слайд 8.

 –
С какой сказкой познакомились?


Чему учит эта сказка?


Назовите главных героев сказки?

— Кто из героев больше всех понравился? — Почему?

А.С.
Пушкин в «Сказке о золотом петушке» говорил: Сказка- ложь, да в ней намек,

Добрым
молодцам урок.

– Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

 — умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

— построение логической цепи
рассуждений;

Личностные:

— формирование адекватной,
позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

— владение монологической и
диалогической формами речи.

9. Домашнее задание.

Цель.

Объяснение содержания и способов выполнения
задания.                 

Показывает  задание на экране, если есть вопросы по
заданию, объясняет. Слайд 9.

Стр. 35- 38, читать выразительно сказку, выполнить
задание 4.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

— принимают и сохраняют учебную задачу.

10. Рефлексия.

 Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности,
самооценка результатов.

Дает возможность учащимся самостоятельно оценить
свое настроение и свою работу.

А как вы оценили свою работу и работу своей группы?
(Работа с оценочными листами).

Покажите, пожалуйста, ваши листочки.

— Я с вами согласна, вы все справились с работой и 
объективно себя оценили, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно
поможет вам быть успешными в жизни.

Урок окончен. Спасибо.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность
на уроке.

Регулятивные:

 — оценка – осознание качества и
уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное
взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в
деятельности.

Издатель в России: «МедиаХауз»

Минимальные системные требования

Оперативная система Windows 98/2000/XP
Процессор Pentium-III 500 Гц
Оперативная память 64 Мб
12-ти скоростной CD-ROM
Видеокарта (разрешение не менее 800х600 High Color)
Звуковая карта

Описание

Погода на улице иногда бывает такая, что идти на работу совершенно не хочется. Ну, это еще можно понять, но в конце рабочего дня, как подумаешь о том, что творится за окном — не хочется уходить с работы. Кажется, была бы возможность — осталась бы лучше здесь. Утром и вечером на улицах появляются «перебежчики» — толпы людей, перебежками спешащие к ближайшей станции метро. Но вот они «схлынули» — и на улице ни души: ни детей, ни собак. С собаками все просто — у них проблемы досуга не существует — спят по восемнадцать часов, а вот дети… С ними надо что-то делать. Есть возможность совместить несовместимое — приятное и полезное. Я имею в виду новую обучающую программу по английскому языку — «Баба Яга за тридевять земель»,

82733

…совместный продукт творческой студии «Com Media» и компании «МедиаХауз». Она предназначена для детей первого-второго года обучения.

В программе используется опережающая методика обучения, включающая три уровня изучения языка. Эта игра позволит Вашим детям пополнить словарный запас (приложен словарь на 800 слов и выражений), которыми будут пользоваться и персонажи игры, и Вы, поскольку опережающая методика подразумевает работу со словами, которые Вам не знакомы, но об их значении Вы можете догадаться из контекста предложения. В игре нет письменных упражнений, но есть задание, в котором Вами будут «руководить» при написании слов, произносимых по буквам. Вы будете активным слушателем английской речи, озвученной носителями языка, и можете повторять за диктором произнесенные им фразы. Вам придется отвечать на вопросы, вставляя в неполные предложения пропущенные слова, и самим составлять предложения, определяя порядок расположения слов в нем. Все это Вы будете делать вместе с Бабой Ягой, которой однажды лютой зимой захотелось сменить обстановку и климат. Соблазнить бабулю посетить Канары или Карибы не получилось,

82735

…а вот вовремя пришедшее приглашение от кузенов, гномов — занесло Бабу Ягу в Волшебную страну, персонажи которой говорят по-английски.

82736

Правда, с переводом Вам помогут и «бабаёжкины» кузены, и англоговорящая мышка, выращенная за русской печкой.

Всё управление в игре осуществляется мышкой (компьютерной). После установки игры Вы попадете в стартовый экран, в нем Вы можете продолжить старую игру, начать новую или же выйти в Windows. Если Вы начнете новую игру, то заработанная Вами в предыдущей валюта — пропадет. При выходе из игры ее сохранение происходит автоматически. Если Вы хотите пропустить вступление к игре (рассказ об одинокой и беспросветной жизни Бабы Яги),

82734

…или объяснение к заданиям в Волшебной стране (если Вы выполняете его уже не в первый раз и знаете, что от Вас требуется), нажмите клавишу «Пробел». Объявив «Новую игру» или «Продолжение», Вы попадете в жилище Тралли и Валли — кузенов Бабы Яги.

82737

Жилище гномов — это Главное меню игры. Здесь можно отрегулировать громкость звука, передвигая рычажок в левом верхнем углу экрана, и качество изображения, двигая рычажок в правом верхнем углу. Щелкнув на любой предмет в доме, Вы услышите его английское название и увидите, как оно пишется по-английски.

82743

Основные предметы, выполняющие функции управления различными заданиями игры — сундучок, стоящий посредине комнаты, карта Волшебной страны, висящая на стене. Грибы (большой и маленький), дверь, компас, мышиная норка вместе с ее хозяйкой и словарь, размещенные внизу экрана — тоже помогают Вам выполнять задания. Содержимое сундучка поможет получить драгоценные камни, без Карты далеко не уйдешь, а если уйдешь, то куда — неизвестно. Компас понадобится, если Вы захотите начать игру сначала, большой гриб увеличит изображение — развернет задание во весь экран, а маленький гриб свернет окно игры, если Вам необходимо обратиться к другим программам. Ну, а мышка вылезет из норки, чтобы напомнить задание, если Вы щелкните по норке курсором. Для чего нужна дверь, думаю, объяснять не надо…

Словарь пригодится Вам при выполнении всех заданий в Волшебной стране. Если при выполнении определенного задания, щелкнуть мышкой по его изображению внизу экрана, то все слова, имеющие отношения к этому заданию окажутся перед Вами.

82739

Если задание, к тому же, разбито на пункты, то слова, относящиеся к «текущему» моменту, будут выделены дополнительно цветом. Работая со словарем, Вы можете листать его, передвигая квадрат, расположенный на полях слева. Если щелкнуть на знак громкоговорителя, размещенный слева напротив каждого слова, то Вы услышите, как это слово произнесет диктор. Можете организовать свой собственный словарик на первой странице, перетаскивая туда слова и распечатать его, щелкнув на принтер, изображенный на закладке. Конечно, для этого он должен быть подключен к Вашему компьютеру. Можно «выбросить» отдельные слова в корзину, если они Вам не нужны, перетаскивая их мышкой. При заходе в новую игру словарь опять возобновляется. Чтобы получить инструкции по работе со словарем, щелкните на закладку со знаком вопроса, выглядывающую слева из него.

82742

Чтобы убрать словарь, щелкните на печать на закладке. Толстая книга на полу избушки гномов — Азбука. Знание букв и их названий поможет Вам выполнить мини-задание. Щелкните на Азбуку,

82744

…и перед Вами предстанет весь алфавит. Щелчок на любую букву — и Вы услышите, как произносится она и слова, с нее начинающиеся и сопровождающую иллюстрацию.

Основные приключения, конечно же, происходят во время путешествий. К путешествиям, как известно, принято готовиться заранее. Подготовка обычно сводится к тому, что покупают языковой разговорник и запасаются местной валютой. Валютой в Волшебной стране служат драгоценные камни, на них можно купить в лавке обновы, ими расплатиться за неверный ответ, вместо того, чтобы покинуть задание. Три волшебных камня Вам подарят гномы в начале игры. Остальные камни Вы должны заработать сами. Вот сундучок и поможет Вам в этом. В нем хранятся мини-задания, которые Вам предложат выполнить. За каждое верно выполненное задание Вам дают волшебный камень. Ваши камни будут храниться в правом нижнем углу экрана.

Мини-задания из сундучка помогут Вам подготовиться к основному приключению, выучить много новых слов, обозначающих действия, времена года, предметы быта и интерьера, одежду, животных. В одних заданиях Вы повторите правила образования чисел, в других — вспомните (или выучите) цвета. Под картинками, расположенными на экране, Вы должны будете разместить таблички с правильные подписями. Из букв, произносимым диктором, собирать слова,

82741

…перетаскивая произносимые буквы из алфавита в карточки на экран. Дополните недостающими словами стихотворение, которое Вам читает диктор.

82740

Повторите применение предлогов, вставляя карточки с ними на нужное место в предложении. Если ошибетесь, выполняя задание — начнете сначала. За правильно выполненное мини-задание, как я уже упоминала ранее, Вам дадут волшебный камень. Если собираетесь дойти до Замка, порадовать и себя и Бабу Ягу обновами, то камней Вам надо заработать немало.

Итак, сундучок — это то место, где Вы зарабатываете волшебные камни. А в Волшебной стране, где Вас ждут основные задания, Вы будете волшебные камни тратить, правильнее сказать — расплачиваться ими. На карте Волшебной страны показан путь, следуя по которому, Вы можете попасть в Замок.

82738

Путь туда пролегает через лес эльфов, мимо пещеры несчастного Дракона и отдаленной избушки Волшебника, им обоим понадобится Ваша помощь. А в чем она будет заключаться, Вы узнаете, когда посетите их. Рядом с домом гномов есть магазинчик — «Shop», в котором Вы можете потратить камни, купив Бабе Яге обновку.

82745

Она хоть и Яга, но тоже женщина и покрасоваться в новом платье или шляпке — не откажется. Накупите нарядов и идите с Ягой в примерочную кабину, к зеркалу (стрелка-указатель слева от прилавка).

82746

Можете перемерить все обновы перед тем, как идти дальше. А можете вернуться в лавку и докупить Яге что-то еще, чтобы составить комплект одежды. Если Вам позволяют накопления, то можете обновить бабушке весь гардероб. Ну, а если их нет, а очень хочется, то все — в Ваших руках. Вы знаете, где камни всегда можно заработать — сундучок. Тем более, что говорят «Повторение — мать учения». Вот и навестите родителей, и не придется звонить.

Около каждого места, в котором Вы должны побывать и выполнить какое-нибудь задание, установлен высокий шест. На нем поднимается вымпел, если Вы успешно справились с заданием.

82754

За оказанную помощь Бабе Яге дарят листок-сюрприз, который она кладет в мешок. Что это, Вы узнаете, если соберете определенное количество сюрпризов. Надо трижды выполнить задание в каждом месте: и в лесу эльфов, и в пещере Дракона, и в доме Волшебника, и в ущелье около замка, и расколдовать в Замке трех героев сказок. То есть, когда на каждом шесте взовьется по три вымпела, Вы можете щелкнуть по мешочку, куда Яга складывала сюрпризы, а там… Соберете все листочки — узнаете! Проходить эти задания можно в любой последовательности, главное — собрать все пятнадцать листков-сюрпризов, за которые Вы получите подарок в конце игры.

В лесу эльфов Вам придется поиграть с эльфами в их игры. Участвуя в этой игре, Вы будете слушать описание внешнего вида (цвет глаз, волос), одежды эльфов, которое дает Фея,

82747

…и будете «подгонять» изменившегося эльфа под его описание, щелкая мышью последовательно на глаза, волосы, одежду до тех пор, пока они не станут соответствовать описанию эльфа, за которого он себя выдает. Если Вы не поняли, что сказала Фея, можно послушать повтор описания, щелкнув на гриб внизу экрана. Чтобы Фея продолжила, щелкните на нее. Если Вы что-то неправильно поняли и «сделали» не того эльфа, то у Вас отбирают один камень. В количествах попыток при выполнении этого задания Вас никто не ограничивает, но каждая закончившаяся неудачей — лишает Вас еще одного камня. Если «изобразили» гномов в соответствии с описаниями Феи, то Вам дадут «клочок-лоскуток» и в Вашу честь взовьется вымпел на шесте.

Минуя злобных пауков, сидящих в засаде, Вы дойдете до пещеры Дракона, но его можно совершенно не опасаться: ему не до Вас. Дракон не помнит, что проглотил, и поэтому не знает, от чего лечиться.

82751

Пожалуй, придется Вам его спасать. На стене пещеры рядами выстроены камни. Если щелкнуть на камень мышкой, то он перевернется, продемонстрировав Вам изображение животного, одежды, утвари или слова, обозначающие эти понятия, написанные по-английски. Если Вам удастся найти пару — слово и соответствующее ему изображение, то эти два камня исчезнут. После того, как Вы найдете и уберете все пары, останется единственный камень, надпись на котором объясняет, что проглотил Дракон. Изображение этого предмета появится на экране в левом верхнем углу.

82752

Вы свое задание выполнили — диагноз поставили. А при промывании желудка, клизмах, приеме касторки или вазелинового масла и прочих процедурах Вам присутствовать не обязательно — идите дальше. Ошибиться, выполняя это задание, просто не получится при всем желании — камни переворачиваются только парами, как бы долго Вы их не подбирали. А за помощь получите сюрприз. Помните, что Вы еще дважды должны наведаться к Дракону…

От пещеры Дракона совсем не далеко до старого дерева, в дупле которого живет Волшебник.

82749

У него рассыпались книжки, и вы должны помочь ему собрать их. Он будет рассказывать сказку, а Вы слушайте и ищите иллюстрацию, соответствующую рассказу.

82750

Если захотите прослушать кусок сказки (который надо проиллюстрировать) вторично — щелкните на синий квадрат рядом с номером предложения. Если ошиблись, расставляя картинки, Волшебник заберет у Вас один волшебный камень. Если вставите картинки в собираемую сказку правильно, то Волшебник задаст Вам еще вопросы, проливающие свет на некоторые мелкие детали, упомянутые в прослушанной сказке.

82755

Если слушали невнимательно и отвечаете не верно, лишитесь еще одного камня. И, наконец, Вам предложит выбрать ответ, соответствующий окончанию сказки — тут Вам самим понадобится знание сказок. Если ошибетесь, то Волшебник отберет еще один камень. За оказанную помощь получите в подарок клочок сюрприза,

82753

…он добавится в мешочек Яги к тем, что там уже лежат. Вы прощаетесь с Волшебником не надолго, у него еще остались книжки, которые ждут Вас. Кстати, если Вы захотите узнать, сколько еще кусочков сюрприза Вам осталось найти, вернитесь в жилище к гномам и щелкните на этот мешочек.

82759

Чтобы пройти к Замку, Вам надо миновать узкий проход среди скал, охраняемый пауками. Пауки держат в лапках таблички со служебными частями речи, которые, будучи выставлены Вами в правильном порядке, должны образовать вопросительное или повествовательное предложение.

82748

Если Вы нарушите порядок слов, пауки возведут ряд кладки кирпичной стены, а у Вас отберут камень. Если Вы составите грамотное предложение, то пауки расползутся, а один ряд уже построенной кирпичной стены, перегораживающей дорогу, рухнет. Когда Вам удастся расчистить проход, Вы получите еще один кусочек сюрприза и, конечно, на шесте поднимут вымпел. В замок Вы попадете, если пройдете «тройной» паучий кордон.

В Замке нужно быть очень осторожным, чтобы не смотреть долго в Заколдованное Зеркало. В Замке уже немало заколдованных персонажей сказок, пренебрегших этим предостережением. Зеркало отнимает у смотрящего в него память, и он совершенно не помнит, кто он. В Ваших силах помочь несчастным восстановить их память. Для этого надо пробудить их воспоминания, выясняя у них, что они любят и не любят, что у них есть, и чего нет, что они могут делать или не могут. В Заколдованном Зеркале «амнезийный» персонаж даже не имеет отражения, до тех пор, пока не начинает рассказывать о себе. Чем больше Вы о нем узнаете, тем яснее его отражение проступает в зеркале.

82756

Все картинки с «положительными» высказываниями — «могу, люблю, имею» — помещаете слева от зеркала с отражением, все «отрицательные» — «не могу, не люблю, не имею» — справа. Если ошибетесь в расстановке карточек с пристрастиями и антипатиями, то отдадите камень. Если все сделаете безошибочно, то расколдованный персонаж покинет зеркальный плен и выйдет на свободу.

82757

Освободите трех пленников и получите недостающие три «клочка-лоскутка». А вот теперь смотрите, что у Бабы Яги в мешочке. Там разрезанная на куски какая-то картинка. Соберите ее.

82760

Она оказалась групповым портретом всех обитателей Волшебной страны вместе с Бабой Ягой и ее кузенами. Вы можете сделать это фото реальностью, распечатав его на принтере. А, нажав табличку «К зеркалу», внизу под фотографией, Вы попадете в примерочную кабинку, где размещен весь приобретенный Бабой Ягой гардероб. Перебирая его при помощи стрелок, можете переодеть бабулю и опять сфотографировать со всей честной компанией, щелкнув на табличку «фото» внизу примерочной кабинки.

82761

Можете напечатать для себя такую фотографию. И любую другую, на что хватит Вашей фантазии и камней для покупки одежды.

82762

Это — фотография с памятной надписью — подарок Бабы Яги для Вас.

82763

Но получение подарка совсем не означает, что Вы должны покинуть игру. Вы можете продолжать прогулки по Волшебной стране. У Волшебника большая библиотека, и Ваша помощь ему пригодится, эльфы все также продолжают играть в прятки, и никто не мешает Вам принимать участие в этих играх. Аппетит Дракона совершенно не пошел на убыль, впрочем, как и его разборчивость в еде, а значит, Вы ему можете вскоре понадобиться. Да и в Замке, наверняка, есть еще Заколдованные зеркала. Ну а как можно покинуть магазинчик, где столько великолепных нарядов, и все они нравятся — цитирую Бабу Ягу: «К красивому лицу всё идёт»…

  • Рассказ о бактериальной клетке
  • Рассказ о белом тигре
  • Рассказ о березе геннадий снегирев
  • Рассказ о белгороде на английском языке с переводом
  • Рассказ о белом и черном море