Рассказ о александре невском 3 класс по музыке

Доклады люди невский александр александр ярославович невский 1221-1263 великий князь руси, успешно совместивший в своей политике тонкую дипломатию и
  • Доклады
  • Люди
  • Невский Александр

Александр Ярославович Невский (1221-1263) – великий князь Руси, успешно совместивший в своей политике тонкую дипломатию и военные стратегии. Благодаря ему русская православная церковь смогла сохранить свою независимость от западного католицизма. Причислен к святым.

В возрасте 15 лет Александр Невский становится самостоятельным правителем Новгородского княжества после смерти брата. С ранних лет молодой княжич активно участвует в военных походах русских воинов. Отец, Ярослав Всеволодович, киевский князь, брал сына с собой в поход на крепость Дерпт, которую русские отбили у ливонских войск. Так, Александр Невский наблюдал за тактикой ведения боя, учась у опытных полководцев различным стратегиям.

Молодой Александр одерживает знаменательную победу над литовскими воинами в битве за Смоленск.

Сражением, прославившим Александра Невского как великолепного военного стратега, стала Невская битва. Оставшись без поддержки, располагая малым количеством дружинников, князь сумел сразить шведских воинам в устье р. Ижоры. Однако новгородские бояре вместо восхищения одарили Александра недоброжелательством и попросили оставить Новгород. Они боялись, что влияние Невского станет слишком велико.

Однако в скором времени бояре сами пожалели о таком скоропалительном решении. Немецкие захватчики успешно вели завоевательную политику на территории Руси. Они уже захватили Псковское княжество и приближались к Новгороду. Новгородское вече стало умолять князя вернуться, ведь только его военное мастерство сможет защитить город от разорения.

Александр Невский не только спас Новгород от разорения, но и освободил захваченные немцами земли. В 1242 году произошло знаменитое сражение на Чудском озере. Князь применил невероятно продуманную и хитрую военную стратегию. Он выманил рыцарей в тяжёлых доспехах на лёд замёрзшего озера. Под давлением тонкий лёд треснул, и рыцари оказались в воде. Захватчики отказались от всех своих завоеваний.

Военные успехи Александра Невского не знали границ. За время своего правления он освободил завоеванные иноземными войсками русские земли, разгромил их и вернул свободу русским княжествам.

Сообщение про Александра Невского

Александр Ярославич Невский князь новгородский, киевский, сыграл выдающееся роль в российской истории. Своё прозвище «Невский» по мнению разных историков князь получил именно во время Невской битвы.

Его воспитывали в суровых условиях, мальчик должен был стать воином, затем властителем Новгородским. Время было жестокое поэтому воспитывали мальчиков в закалённых, спартанских условиях.
Это была эпоха религиозных войн и крестовых походов. Позиции славян на севере России были слабы, поэтому Западная церковь (католики), считала что может понукать ими и навязывать своё мнение. Но, Новгород не подчинился приказаниям из Рима. Папа Римский Григорий Девятый в 1232 году желая наказать непокорных славян, объявил крестовый поход против «язычников». Князь Невский был очевидцем победы  новгородско-владимирским войсками над германскими наёмниками.

В 1238 году, противники: папа Григорий IX с датским королём  Вальдемаром II и ландмейстером тевтонского ордена фон Балком, пошли вторым крестовым походом на Прибалтику и Русь. Невский вместе с отцом и братьями укрепляет границы и крепость города Новгорода. Так же они ведут грамотную дипломатическую политику. Женится на дочери князя Брачислава (правитель Полоцкого княжества).

Уже летом 1240 года крестоносцы осадили Псков, продолжив своё наступление. Тут случилась измена, бояре (сторонники папы Римского) открыли ворота города перед неприятелем. Однако и в самом Новгороде «кадровые перестановки», Александр уже не князь, однако его отец Ярослав пользуется авторитетом в городе, когда немцы в 30 км от города к нему приходят и просят возглавить оборону. Ярослав желая оставить Александра (он младший в семье) при себе даёт на княжение другого своего сына Андрея.  Однако новгородцы настаивают на том чтобы правил именно Александр. Уже в 1242 году, войска под командованием Александра и Андрея Невских, отвоевали город Псков, у немцев обратно. Однако противник был многочисленней и разбил передовые силы князя Невского, тот с потерями отступил.

Отступил в район Чудского озера, на лёд, который станет могилой для тевтонских рыцарей. Именно здесь произошла великая битва имеющая основополагающее значение для истории России. Великая битва произошла 5 апреля 1242 года, немцы дрались отчаянно, перевес был на их стороне, но маневром и ударов во фланг конницы. Она преследовала немцев несколько вёрст. К тому же лёд на озере был не прочен и многие рыцари из-за тяжёлых доспехов проваливались под воду. После славной победы Тевтонский Орде подписал мир с князем Невским.

Александр Невский, − имя, вписанное в летопись России, олицетворение былинного героя. Безусловно каждый гражданин России должен гордится своим историческим прошлым и своими героями. Таким героем является Александр Невский.

Картинка к сообщению Невский Александр

Невский Александр

Популярные сегодня темы

  • Вольтер

    Вольтер (1694-1778 гг.), рожденный под именем Франсуа-мари Аруэ, относится к великим французским философам просветительского века, оставившим свой след и в литературном наследии.

  • Теорема Пифагора

    Теорема Пифагора представляет собой один из наиболее фундаментальных постулатов геометрии. Именно эта теорема используется довольно активно в самых разных областях.

  • Дефо Даниель

    Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) относится к плеяде английских романистов, занимающийся параллельно публицистикой. Дефо является уроженцем Лондона и появляется на свет в семье, глава которой зани

  • Творчество художника Леонардо Да Винчи

    Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в южной Италии. Он был всесторонне развит. Это гениальный художник, замечательный инженер, великий ученный и известный представитель эры

  • Открытие Антарктиды

    Вы когда-нибудь задумывались над тем, кто и как открыл Антарктиду? Это ведь не так просто, так как в Антарктиде очень суровые холода, в которые человеку сложно выжить, поэтому очень многие пу

  • Хаски — порода собак

    Хаски являются северной породой собак, выведенной в Сибири чукчами, однако до начала 20 века ей каким-то образом удавалось оставаться относительно чистой и не особо известной широком массам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

План (технологическая карта) урока

Таблица 1

дата

ФИО студента (студентов)

Амбрукова Людмила Анатольевна

Школа №

2

Класс

3 «А»

Предмет

Музыка

Учебная программа

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Четверть, тема четверти

1 четверть, «Россия – Родина моя»

Урок №

4

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Комбинированный урок

ТЕМА УРОКА

Кантата «Александр Невский»

цель урока

Познакомить учащихся с понятием кантата; с кантатой «Александр Невский» С. С. Прокофьева ( фрагмент «Вставайте, люди русские»).

планируемые личностные результаты образования

— наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

планируемые универсальные учебные действия

регулятивные

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

— овладение способностью к реализации  собственных  творческих замыслов через понимание  целей;  выбор способов решения проблем поискового характера;

—  планирование,  контроль и оценка собственных  учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.

познавательные

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

—  применение знаково-символических  и речевых средств,   для  решения  коммуникативных и познавательных   задач;

—  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

коммуникативные

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и д. р.;

—  участие в совместной деятельности на основе  сотрудничества, поиска  компромиссов,  распределение функций и ролей:

— уметь воспринимать окружающий мир во всем его  природном, культурном, социальном и художественном  многообразии.

планируемые

предметные результаты

— развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой  деятельности;

-развитое художественное восприятие,  умение оценивать  произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе  выражения  духовных переживаний  человека;

— использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания  музыки в различных видах  музыкальной и учебно-творческой  деятельности;

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

оборудование для проведения урока

мультимедийная установка с проектором, презентация, синтезатор, музыкальный центр.

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

Учебник для учащихся 3 кл. нач. шк.: / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 124 с., Методическое пособие «Музыка» 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Таблица2

содержание учебного материала

(не путать с учебными средствами)

время

содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

Храмы России – колокольный перезвон

1 мин.

Учащиеся входят в кабинет под праздничный перезвон. Садятся на свои места и слушают перезвон до конца.

2 этап. Определение темы урока и ее формулировка

2 мин.

Беседа о колокольном звоне, рассказ о том, что колокольным звоном на Руси встречали героев, в том числе и Александра Невского. Подведение к теме с помощью вопросов к ученикам.

3 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

1 мин.

Ученики с учителем формируют цель урока.

4 этап. Актуализация и коррекция опорных знаний.

3 мин.

Выяснение у детей, что они знают про Александра Невского. Разговор о Ледовом побоище.

5 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»; Картина В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»;

Фрагмент из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»;

Четвертая часть кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

15 мин.

Организация работы по поиску и обработке информации. Ученики работают с разными источниками информации. Анализ двух образов Александра Невского – на картине и на иконе. Просмотр фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». Объяснение учителем, что такое «кант» и «кантата». Прослушивание четвертой части кантаты «Александр Невский».

5.2. Первичная проверка понимания

4 мин.

Анализ прослушанной части кантаты. Учитель задает вопросы, стимулирует активное участие детей в поисковой деятельности. Ученики отвечают на поставленные вопросы.

5.3. Первичное закрепление

15 мин.

Исполнение хором четвертой части кантаты «Вставайте, люди русские». Знакомство с новой песней о России «Моя Россия».

6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

2 мин.

Повторение и закрепление учебного материала.

8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 мин.

Учитель предлагает назвать тему и цели урока, оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ученики определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Отмечают, что понравилось на уроке.

КОНСПЕКТ (ХОД) УРОКА

Учащиеся входят в кабинет под праздничный перезвон.

У. Здравствуйте, ребята, прошу садиться и дослушать произведение до конца.

У. Что вы сейчас услышали?

Д. Колокольный звон.

У. Как вы думаете, в каких случаях колокольный звон звучал на Руси?

Д. Во время праздников, также когда оповещали об опасности, призывали к защите Отечества.

У. Сейчас мы с вами прослушали звучания колоколов, которое называется перезвон. Таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско. Как вы думаете, ребята, о ком сегодня мы с вами будем говорить?

Д. Об Александре Невском.

У. Конечно же о нем и еще познакомимся с новым музыкальным произведением – кантата «Александр Невский». Какую цель мы должны выполнить на уроке?

Д. Познакомиться со словом «кантата» и прослушать кантату «Александр Невский»

У. Верно. Надеюсь, что все цели будут выполнены. Кто знает, кто это – Александр Невский? (Слайд № 1)

636802 1

Д. Великий полководец, князь, герой.

У. Почему его прозвали Невским?

Д. Его войско героически сражалось на реке Неве. За победу над врагом его прозвали Невским.

У. Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Невский. Вскоре после Невской битвы 4 апреля 1242 года на нашу землю русскую решили вновь напасть враги. Это были германцы, шведы, литовцы. Их количество намного превышало количество нашего русского войска. Но в то время нашей армией управлял великий полководец Александр Невский. Он был очень умным и находчивым полководцем и решил победить врага не силой, а умом ,то есть хитростью. Какую хитрость он придумал?

Д. Он предложил врагу сразиться на льду.

У. Да, он предложил врагу сразиться на льду. Почему?

Д. Враги и их кони были одеты в тяжёлые железные доспехи, а наши солдаты были на легке, так как был апрель месяц, то лёд уже трескался. И враги утонули со своими тяжелыми доспехами.

У. Правильно, выглянуло наше красно солнышко, которое немного растопило лёд, и враг потонул. А битву назвали «Ледовое побоище». Вот такая интересная история про храбрость наших солдат и силу нашей Родины. А теперь откроем учебники на страницу 16 и посмотрим на два образа Александра Невского – на иконе и на картине Сергея Николаевича Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». (Слайд № 2)

636802 2

Каким изображен князь на иконе?

Д. Смиренным, серьезным, сосредоточенным, голова склонилась в поклонении Богу.

У. А на картине С. Н. Присекина князь изображен в центре битвы, с мечом, на белом коне. Какой он здесь? (Слайд № 3)

636802 3

Д. Мужественный, смелый, решительный.

У. Все эти качества: смирение, поклонение Богу, мужественность, мудрость, – всё это сочетается в одной выдающейся личности – великом полководце Александре Невском. Образ Александра Невского всегда вдохновлял художников, писателей, режиссеров, композиторов на творчество. Известный всем советский режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский» в 1938 году. Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

У. Фильм советский, черно-белый, нет никаких спецэффектов, но несмотря на это он смотрится на «ура», этим фильмом восторгаются. Почему? Чем отличается этот фильм от других? Какая у него особенность?

Д. Весь фильм сопровождает музыка.

У. Правильно, без музыки фильм был бы не таким интересным. Музыку к кинофильму написал Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд № 4)

636802 4

Это удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов. На основе музыки к кинофильму Эйзенштейна возникла целая кантата.

У. Посмотрите внимательно на экран, здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. (Слайд №5)

636802 5

Давайте все хором прочитаем эти слова.

Д. Кант, Кантата.

У. Слово «кант» вам знакомо?

Д. Да, кант − это торжественная песня, в ней воспевали победу и скорбели

о погибших, кант похож на гимн. (Слайд №5)

636802 6

У. Слово кант нам знакомо, а слово кантата нет, но если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту?

Д. У этих двух слов одинаковый корень.

У. Правильно, их общая черта – одинаковый корень. Оба эти слова возникли от латинского слова kantare, что означает петь. Если у слова кант и кантата похожи по звучанию и написанию ,как вы думаете, между ними есть что-то общее?

Д. Общая музыкальная тема.

У. Внимательно прочитайте определение слова «кантата» в вашем учебнике по музыке.

Д. Кантата – это большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких музыкальных частей. (Слайд № 5)

636802 7

У. Чем отличается кантата от канта?

Д. Понятие кантата шире, чем кант. Кант − это просто песня, а кантата − это большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких музыкальных частей.

У. Верно. Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, вы видите их на экране. Давайте прочитаем их. (Слайд № 6)

636802 8

Д. I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;

III. Крестоносцы во Пскове;

IV. Вставайте, люди русские;

V. Ледовое побоище;

VI. Мёртвое поле;

VII. Въезд Александра во Псков.

У. Сейчас мы прослушаем одну из семи частей кантаты. Все названия частей перед вами. Попробуйте угадать, какая из частей звучит, а также для вас еще одна задача – определить на сколько частей условно вы сможете разделить прослушанный фрагмент.

У. Как называется эта часть кантаты?

Д. «Вставайте, люди русские».

У. Что происходит в этой части?

Д. Людей призывают к бою за русскую землю.

У. Весь фрагмент звучит активно и призывно?

Д. Нет.

У. Верно. Исходя из этого вы наверное определили, из скольких частей состоит этот фрагмент?

Д. Три. Первая и третья одинаковые.

У. Это трехчастная форма, музыкальные произведения часто пишутся в такой форме, Первый и третий части – совершенно одинаковы, либо сходны, а вторая часть – отличается от них и часто бывает контрастным.

У. Каков характер первой части?

Д. Мужественный, торжественный.

У. Попробуем спеть отрывок из первой части.

У. А каков характер второй части?

Д. Лирический характер, мелодия спокойная, тянется.

У. Да, в средней части характер меняется, но несмотря на лирический характер, она звучит величественно. Давайте споем отрывок из второй части.

У. Теперь представим, что у нас хор. И нам нужно спеть четвертую часть кантаты «Вставайте, люди русские». Мальчики поют мужскую партию, а девочки, конечно, женскую. Первую часть поем все вместе, а вторую – сначала отдельно девочки, а потом отдельно мальчики. Попробуем. (Слайд № 7)

636802 9

У. У нас получился отличный хор. Кантата «Александр Невский» — это произведение о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом и, конечно же, о великой любви к нашей Родине, о гордости за нашу Родину. И мы с вами знаем много таких же произведений, в которых поется о любви к Родине. Давайте вспомним их. Кто помнит?

Д. «С чего начинается Родина», «Выйду ночью в поле с конем».

У. А сегодня мы познакомимся еще с одной красивой песней о России. Это песня известного композитора Георгия Струве «Моя Россия». Послушайте песню.

У. Вам знакома эта песня? Определите характер песни, как она поется?

Д. Напевная, мелодичная, чувствуется легкость, красота.

У. Давайте разучим эту прекрасную песню.

636802 10

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная —

Нет земли красивей.

Для меня Россия — белые берёзы,

Для меня Россия — утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная —

Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша — это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная —

Нет земли красивей.

У. Ребята, как называется песня, которую мы сейчас с вами разучили?

Д. «Моя Россия».

У. Кто ее написал?

Д. Г. Струве.

У. С каким героем мы познакомились на уроке?

Д. Александр Невский.

У. Какой композитор посвятил этому герою свое произведение? И как это произведение называется?

Д. С.С. Прокофьев «Кантата «Александр Невский».

У. А кто скажет, что такое «кантата»

Д. Это большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей.

У. Ребята, какие цели мы ставили в начале урока?

Д. Познакомиться со словом «кантата» и прослушать кантату «Александр Невский».

У. Мы выполнили эту цель?

Д. Да.

У. Ребята, вы все молодцы, все слушали внимательно и получили много знаний. Мне очень понравился урок, а вам понравился?

Д. Да (Нет).

У. Спасибо за урок.

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием — Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Сергей Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе — разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов — характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» — под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру…

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

…Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя.  Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только,  когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма — бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» — вторая часть кантаты — это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это — основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор — мужские голоса, дополненные альтами.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).

В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.

Оркестр воспроизводит звуки битвы — бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове»  впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб — это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

Вместо ясных диатонических гармоний — устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных — режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

«Вставайте, люди русские!» — четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

С давних пор на Руси существовал обычай — возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

Появляется новая тема — певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Пятая часть — «Ледовое побоище» — грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть — «Мёртвое поле» — одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих — добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому…» — одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, — не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина — мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом — «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь — победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы… Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Кантата окончена. Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев!

Вопросы и задания:

  1. Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
  2. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
  3. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? Как они называются?
  4. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей — русского и тевтонского?
  5. Какие вы знаете произведения других русских композиторов на сюжеты из отечественной истории?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Прокофьев. Александр Невский:
        Русь под игом монгольским, mp3;
        Песня об Александре Невском, mp3;
        Крестоносцы во Пскове, mp3;
        Вставайте, люди русские, mp3;
        Ледовое побоище, mp3;
        Мёртвое поле, mp3;
        Въезд Александра во Псков, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Прокофьев Александр Невский

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Князь Игорь» А. Бородина.

Историю создания кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком. Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

14

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

9   10

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.

Интересные факты:

8

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

Содержание

12

Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей.  Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

«Русь под игом монгольским» — первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» — слушать

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» — четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» — слушать

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

«Мертвое поле» — шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

«Въезд Александра во Псков» — седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

«Въезд Александра во Псков» — слушать

13

Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:

  • Евангелие от Матфея (1964)
  • Сад наслаждений (1970)
  • Дон Джованни (1970)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Уинстенли (1975)
  • Я был хозяином замка (1989)
  • Сталин (1992)
  • Дети революции (1996)
  • Поцелуй Ж. В. (1997)
  • Анна Каренина (1997)
  • Отступник (2015)

Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972).

Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах — это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»


Презентация на тему: Александр Невский

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Александр Невский Составила Курылева Е.С.Учитель начальных классов МОУ «Умайская

Описание слайда:

Александр Невский Составила Курылева Е.С.Учитель начальных классов МОУ «Умайская ООШ»Вадского района, Нижегородской области

№ слайда 2
Как вы думаете, почему мы выбрали такую тему для нашего классного часа? В 2009 г

Описание слайда:

Как вы думаете, почему мы выбрали такую тему для нашего классного часа? В 2009 году проводился конкурс «Имя России». Каждый житель нашей страны мог проголосовать за того человека, который по его мнению, достоин стать символом России. Большинством голосов таким человеком был выбран Александр Невский.А что вы знаете об этом человеке?

№ слайда 3
Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эт

Описание слайда:

Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.

№ слайда 4
Родился будущий князь Александр в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Ф

Описание слайда:

Родился будущий князь Александр в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии 13 мая 1221 года.Маленький Александр обучался и грамоте,и военным наукам подруководством очень умных воспитателей.

№ слайда 5
В 1236 году в возрасте 15 лет он стал князем в Новгороде.В первые годы своего кн

Описание слайда:

В 1236 году в возрасте 15 лет он стал князем в Новгороде.В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголо-татары. На реке Шелони Александр построилнесколько крепостей.

№ слайда 6
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в у

Описание слайда:

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». 

№ слайда 7
Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже

Описание слайда:

Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие

№ слайда 8
Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому ко

Описание слайда:

Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». 

№ слайда 9
Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

Описание слайда:

Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

№ слайда 10
Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Утром

Описание слайда:

Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище.

№ слайда 11
В субботу пятого апреляСырой рассветною поройПередовые рассмотрелиИдущих немцев

Описание слайда:

В субботу пятого апреляСырой рассветною поройПередовые рассмотрелиИдущих немцев темный строй.На шапках- перья птиц веселых,На шлемах – конские хвосты,Над ними на древках тяжелыхКачались черные кресты…

№ слайда 12
Обычно перед боем немецкие воины строились клином. Конные рыцари находились по б

Описание слайда:

Обычно перед боем немецкие воины строились клином. Конные рыцари находились по бокам,впереди и сзади. А внутри стояли пешие воины.Такой порядок пробивал самую крепкуюоборону.

№ слайда 13
Зная повадки врага, Александр Невский построилсвои полки особым образом. Во врем

Описание слайда:

Зная повадки врага, Александр Невский построилсвои полки особым образом. Во время битвы крестоносцы оказались в западне.

№ слайда 14
Весенний лёд стал трещать и ломаться. Рыцари вжелезных доспехах камнем шли ко дн

Описание слайда:

Весенний лёд стал трещать и ломаться. Рыцари вжелезных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

№ слайда 15
Под ними лошади тонули,Под ними дыбом лед вставал,Их стремена на дно тянули,Им п

Описание слайда:

Под ними лошади тонули,Под ними дыбом лед вставал,Их стремена на дно тянули,Им панцирь выплыть не давал.Брело под взглядами косымиНемало пойманных господ,Впервые пятками босымиПрилежно шлепая об лед.И князь, едва остыв от свалки,Из-под руки уже следил,Как беглецов остаток жалкийК ливонским землям уходил.К.Симонов. «Ледовое побоище»

№ слайда 16
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность за

Описание слайда:

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.

№ слайда 17
Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана

Описание слайда:

Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней.В этом великая мудрость князя.

№ слайда 18
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский

Описание слайда:

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.

№ слайда 19
Александр Невский прожил сорок три года. В первую половину жизни он защищал росс

Описание слайда:

Александр Невский прожил сорок три года. В первую половину жизни он защищал россов на поле брани.Вторую половину защищал россов и спасал Русь мудрым смирением, величием благородной своей души.

№ слайда 20
Он совершил дваравновеликих подвига,за что и былпричислен церковьюк лику Святых

Описание слайда:

Он совершил дваравновеликих подвига,за что и былпричислен церковьюк лику Святых

№ слайда 21
В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечестве

Описание слайда:

В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией

№ слайда 22
В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высш

Описание слайда:

В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917.

№ слайда 23
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Алексан

Описание слайда:

Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей

№ слайда 24
Памятники Александру Невскому стоятво многих городах нашей огромнойстраны

Описание слайда:

Памятники Александру Невскому стоятво многих городах нашей огромнойстраны

№ слайда 25
Викторина В каком городе княжил молодой князь Александр?Кто напал на Русь с запа

Описание слайда:

Викторина В каком городе княжил молодой князь Александр?Кто напал на Русь с запада?Кто выступил против них?Как ему удалось разбить шведов?Какое прозвище было у князя Александра?Под каким названием вошла в историю битва на Чудском озере?Как строились крестоносцы? С какой целью?

№ слайда 26
Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?Почему Александр Невский не пошёл войно

Описание слайда:

Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?Почему Александр Невский не пошёл войной на Золотую Орду?За что Александр Невский причислен к лику Святых?Как потомки Александра Невского чтят его память?

  • Рассказ носова фантазеры читать с картинками
  • Рассказ новый год вагнер краткое содержание
  • Рассказ носова живая шляпа распечатать текст
  • Рассказ новый год в калиновке
  • Рассказ не гнись орешник