Рассказ о афанасии никитине кратко

Тема. путешествие афанасия никитина в индию. хождение за три моря. цель. на примере жизни и деятельности афанасия никитина показать достижения

Тема.

 Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
«Хождение за три моря».

 Цель.

 На примере жизни и деятельности Афанасия
Никитина показать достижения русской культуры
XVв.

 Задачи.

Образовательные: познакомить
учащихся с путешествием Афанасия Никитина в Индию; дать сведения о том, что
путешествие в
XV в. требовало смелости, силы воли,
настойчивости и больших знаний; подчеркнуть, что русскому путешественнику было
чуждо высокомерие и пренебрежение к обычаям и нравам народов Востока.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умение работать с учебником, исторической картой.

Воспитательные: на
примере жизни и деятельности Афанасия Никитина воспитывать у учащихся
стремление к знаниям, упорство в достижении цели, уважение ко всем народам.

 Основные знания.

Афанасий Никитин – русский путешественник.

 Основные термины и понятия.

Путешественник, раджа.

 Оборудование и материалы.

Карта «Российское государство в XVIв.», схема Кремля, изображения Московского кремля в разное время.

 Тип урока.

 Комбинированный.

Ход
урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие.
Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.

Приветствие.

Повторение
пройденного материала

-Какую тему
изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?

При каком князе
был построен кремль из красного кирпича?

Какие архитектурные
памятники (сооружения) Москвы
XVI XVII вв. вы узнали?

Демонстрация
иллюстраций. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая
палата.

Задание 1. Кто построил Собор Василия Блаженного?

Алевиз Фрязин

Барма и
Постник

Андрей Рублев

Задание 2. В честь какого события сооружен собор?

Взятие Казани

Венчание Ивана IV на царство

Освобождение от
монголо-татарского ига

Задание 3. Сколько больших куполов имеет собор?

7

8

9

Какие названия
имела Красная площадь?

Докажите, что
Московский кремль является крепостью, хорошо укрепленным городом.

Вспоминают тему и
содержание предыдущего урока.

Дают ответ.

С помощью схемы
дают ответ.

Дают полный
ответ.

Дают полный
ответ.

Дают полный
ответ.

Дают полный
ответ.

Дают  развернутый
ответ.

Актуализация
знаний, объявление новой темы

Вводное слово
учителя.

Образование
сильного государства, освобождение от иностранного гнета создали
благоприятные условия для развития русской культуры. Об этом свидетельствуют
созданный трудовым народом неприступный величественный Кремль, искусные
ремесленные изделия, прекрасное оружие. Сегодня мы узнаем о замечательном
русском путешественнике
XVв. Афанасии Никитине. Он
первым из европейцев совершил такое далекое и опасное путешествие и прибыл в
Индию. Дневник его путешествия, который он назвал «Хождение за три моря»,
сохранился до нашего времени.

Сообщение темы урока: «Путешествие Афанасия
Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

Слушают учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового
материала

Рассказ учителя
(возможна работа с текстом).

Вопросы для
беседы.

Задание 1. Вычислить, сколько лет продолжалось путешествие Афанасия Никитина.

Задание 2. Из чего можно сделать вывод, что путешествие Афанасия Никитина было
трудным и опасным делом?

Работа с картой.

Показ на карте:
г.Тверь, р.Волга, г.Астрахань, Каспийское море, г.Баку, Персия, Черное море,
Индийский океан, Индия.

Что можно сказать
об Афанасии Никитине как о человеке?

Как раньше
назывались моря, через которые прошел Афанасий Никитин?

Как относились
индийцы к путешественнику?

Задание 3. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Во дворце великого
раджи».

Опишите дворец
раджи?

Как выглядел
раджа?

Что необычно для
русского человека было во дворце?

Словарная
работа: раджа.

 Какие слова из дневника Афанасия Никитина, говорят о его любви к
родине?

Словарная
работа: путешественник.

Кратко проговорив изученный материал, делает
вывод по теме.

Слушают учителя.
Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.

Участвуют в
беседе.

Следят за показом
на карте.

Один ученик
читает указанные учителем абзацы, остальные следят.

В ходе чтения
дают ответы на вопросы.

Находят
объяснение слова в учебнике.

Находят
объяснение слова в учебнике.

Слушают вывод по
теме.

Первичное
закрепление нового материала

Фронтальная
беседа.

1.Как звали
русского путешественника, прибывшего в Индию?

2.В каком веке он
совершил свое путешествие?

3.Через какие
моря проплыл Афанасий Никитин? Показать на карте.

4.Почему дневник
Афанасия Никитина назывался «Хождение за три моря»?

Участвуют во
фронтальной беседе.

Дают полный
ответ.

Дают полный
ответ.

Дают полный
ответ, сопровождая его показом на карте.

Дают полный
ответ.

Подведение итогов

Комментарии,
объявление оценок за работу на уроке.

Слушают
комментарии учителя.

Домашнее задание

Сообщение
домашнего задания.

Прочитать текст
учебника, дать ответы на вопросы учебника.

Краткое изложение «Рассказ о семи повешенных»

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919)

(1906)

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от

страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасен, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание ее. Если бы кто наверное знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»

Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрет никогда.

Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.

Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть ли это? «Разве я ее, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»

Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере еще четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого свое умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти ее тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, ученые и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя среди приговоренных к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были ее взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.

С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осужденный за

убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трех человек, а темное прошлое — уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».

Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес — вешать, осужденные по-одиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели ее и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдет с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет свое тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно… но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится еще страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведет ее под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.

Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег, в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.

М. К. Поздняев

Источники:

  1. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Рассказ о альбрехт дюрер 7 класс кратко и понятно
  • Рассказ о английском празднике на английском языке с переводом
  • Рассказ о английском художнике на английском языке
  • Рассказ о амурском тигре из красной книги 4 класс
  • Рассказ о андерсене в школу