Рассказ носова телефон распечатать текст

Тема урока: н.н. носов телефон. цель: показать учащимся, что разговаривать нужно по делу, с какой-то целью, а не просто так

Тема урока:
«Н.Н. Носов «Телефон».

Цель: Показать
учащимся, что разговаривать нужно по делу, с какой-то целью, а не просто так
болтать (идея)

Планируемые результаты:

Предметные:

·        
Знание истории создания телефона, знания
учащихся о правилах пользования телефоном.

·        
Развитие  навыка выразительного чтения,
чтения по ролям.

·        
Развитие речи, внимание, воображения.

·        
Знакомство с произведением Н.Н. Носова
«Телефон»;

·        
формирование умения анализировать
художественный текст

·        
Знание правил  разговора по телефону;

·        
Умение участвовать в чтении по ролям, и
инсценировать.

Метапредметные:

Познавательные:

·        
Умение работать с текстом: искать
необходимую информацию. Находят нужные для доказательства нужные эпизоды в
произведении; анализируют текст(под руководством учителя), выделяют основную
мысль рассказа.

Регулятивные:

·        
Формируют учебную задачу урока;

·        
Анализируют причины успеха- неуспеха с
помощью оценочных листов.

 Коммуникативные:

·        
Участвуют в дискуссии, выражают свободно
своё мнение, прислушиваются к тому, что говорят другие.

·        
Формирование грамотной  речи (диалогической
и монологической),

·        
Умение оформлять свои мысли в устной форме
с учетом речевой ситуации;

·        
Понимать и принимать задачу работы в паре,
в группе; Развитие  умения  работать  в паре.

Личностные:

·        
потребность сотрудничества со взрослыми и
сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Ход
урока

 I. Организация начала урока.

— Ребята, начинаем урок литературного
чтения.  Настройтесь на работу! Создали тишину, в такой тишине садимся и не
мешаем друг другу узнавать новое.

II. Актуализация знаний

 1.Проверка домашнего задания. — Дети
выполняют тест, затем проверяют работу своего соседа ( взаимопровер- ка) ,
ответы записаны на слайде

Тест.

1.Почему Федя был доволен, что дома
никого нет?

 а) Никто не будет заставлять делать
уроки.

б) Никто не будет мешать делать уроки

в) Никто не мешает включить телевизор.

2.Почему Федя включил телевизор?

А) Там была интересная программа

Б) Ему хотелось отдохнуть перед
телевизором.

В) Чтобы веселей делать уроки

3.Что передавали по телевизору?

А) Концерт

Б) Фильм

В) Новости

4.Какая песня была исполнена?

А) Про короля и блоху.

Б) Про короля и кота

В) Про короля и кота.

5.Понял ли он во время исполнения
песни условие задачи?

А) да Б) нет В) не совсем.

6.Какая вторая песня была исполнена?

А) Про титульного советника и цирк.

Б) Про титульного советника и генеральскую
дочь.

 В) Про титульного советника и генерала.

7.Какое слово встречалось несколько
раз?

А) Тройка Б) Колокольчик В) золотой

 8.Что в задаче повезли на мельницу?

А) Ячмень Б) овёс В) рожь

9.Чем закончился рассказ?

А) Федя решил неправильно задачу

Б) Федя заснул, ничего не решив.

В) Федя пошёл к своему другу, чтобы тот
ему объяснил задачу

2.Речяевая разминка

Прочитайте чистоговорку в парах сначала
про себя, потом вслух Те-те-те-, Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле, Кружка стоит
на столе. Фон- фон- фон, Старый звучит патефон.

-Составьте из первых слогов чистоговорки –
слово-Телефон.

3.Сообщение темы урока.

 Определение целей урока.

-Произведения какого писателя мы читали на
прошлом уроке?

 -Предположите, что мы будем делать
сегодня.  Определите цели урока, используя опорные слова

-Мы познакомимся… — Мы узнаем… -Мы
вспомним… — Мы будем уметь… -Мы сможем поразмышлять…

(Предположения детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться
правильно и осознанно читать, ориентироваться тесте и высказывать свою точку
зрения; будем учиться читать по ролям.

 4. Подготовка к восприятию произведения.

В чистоговорке у нас вышло слово «Телефон»

-Что это? /Ответы детей./ Что такое
телефон? И для чего он нужен?

(Ответы детей)

— Посмотрите, как это слово написано.

(Телефо′н) Почему используется два цвета?

/Ответы детей./

Правильно! Это словарное слово. Запомним
его написание.

1. Информация об изобретении первого
телефона

— А кто знает историю изобретения
телефона?

ЭОР видеоролик https://yandex.ru/video/search?filmId=9469270375249777394&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

Воспользовавшись книгой «Истории
обыкновенных вещей» я прочитала очень много интересных фактов. Впервые телефон
был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. Так получилось, что
в один и тот же день14 февраля было подано две заявки на изобретения телефона.
Это физик Э. Грей и преподаватель школы глухонемых А. Белл. Белл принес свою
заявку на два часа раньше. Первые городские телефонные станции были установлены
в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

 Люди давно искали способы быстрого
общения. Так при раскопках одного из дворца в Перу археологи обнаружили два
тыквенных сосуда, соединенных бечевкой. Ученые пришли к выводу, что это один из
предков телефона ( идея жива и сейчас – кто из вас не устраивал «телефон из
спичечного коробка, соединенного ниткой?)

 — С какого слова начинается чуть ли не
каждый телефонный разговор?

(Алло)

-А вы знаете, когда возникло слово «алло»?

-Оказывается, это сроднившееся с телефоном
слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан «
Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказа- но: «Изречение морское,
употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому
с кем хотели говорить .

Физкультминутка Прежде чем читать рассказ
Носова «Телефон» отдохнем и поиграем в игру «Глухой телефон».

 Дети встают, делятся на 3 команды. По
одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают
и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает
«телеграмму» вслух.

· 1 команда: На рынке Кирилл крынку
купил.

· 2 команда: Наш Полкан попал в
капкан.

· 3 команда: Баран Буян залез в
бурьян.

3..Работа над текстом Н.Н. Носова
“Телефон”

А) Первичное восприятие текста . Слушание чтения
учителя

-Понравился вам рассказ? Почему было
интересно слушать этот рассказ?

— Какие эпизоды показались самыми
смешными?

(Ответы детей)

Б) Работа над формированием навыка чтения.

5.Работа над содержанием текста.

Чтение по ролям.

Сейчас откройте учебники на стр. 169

Мы будем читать по ролям. Постарайтесь
читать выразительно, чтоб вас было интересно слушать.

· Какое настроение было у мальчиков,
когда они купили телефон?

· Какие слова это доказывают?
Прочитайте.

-Зачем ребята купили телефоны?

-Прочитайте диалог, где друзья общаются
первый раз по телефону.

-Такое общение принесло пользу? О чем они
общались?

 ·
А как вы общаетесь с друзьями?

Повторение правил пользования телефоном.

— А какие правила пользования телефоном вы
знаете?  Сейчас на каждой парте лежат карточки со  словами, вам необходимо
восстановить из слов  правило, работая в паре.

Чтение правил пользования телефоном по
карточкам. Работа в парах по карточкам.

1 Разговаривая по телефону, следует
контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2 Внимательно слушайте собеседника,
никогда не перебивайте его.

3 Куда бы вы не звонили, никогда не
следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» «Кто говорит?»

4 Как только вас соединили с абонентом,
следует представиться-назвать свое имя.

 5 Помните, что вы звоните в удобное для
вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят перезвонить.

6 Никогда не говорите по телефону с
набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7 Если во время разговора Вы чихнули или закашляли,
постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если Вам
покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините». 8 Заканчивая
телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета —
первым кладет трубку тот, кто звонил.

9 Нельзя подолгу разговаривать по
телефону.

А как вы думаете, почему авторы учебника
выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам
хотели сказать?

 6. Домашнее задание:

 Читать по ролям рассказ Н.Н.Носова «Телефон»,
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

7.Итог урока.

Рефлексия Составим модель обложки
произведения. Кто автор произведения? Название произведения? Жанр ? О чем или о
ком этот рассказ?

Конспект урока по литературному чтению
для 3 класса на тему:
Н. Н.
Носова

Цель: создание условий для ознакомления
учащихся с рассказами и сказками Н.Н. Носова.

Задачи:

 

1. Образовательные:

 

активизировать познавательный процесс,
развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;

способствовать более вдумчивому
восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства
языка;

совершенствование устной речи;

уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

 

развитие памяти, воображения, мышления,
творческих способностей;

развитие мимики, пантомимики;

развитие четкой дикции;

развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие
внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к
учителям.

Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте
предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Вводное слово о писателе. Платонов
Андрей Платонович (1899-1951), писатель. Родился 1 сентября в Воронеже, в семье
слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил
свою фамилию на фамилию Платонов).

Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г. В 1926
г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала
писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и
«Сокровенный человек». Пробовал он себя и в драматургии. Публикация
произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда
он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и
очерки на военную тему. Произведения А. Платонова отличает трагически
напряженное восприятие «прекрасного и яростного мира», стремление проникнуть в
«сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов. Его проза
поражает музыкальностью.

Чтение рассказа.

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— Понравился или не понравился рассказ? Чем?

— Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

— На сколько частей можно разделить рассказ? (На 4.)

— Назовите их: «Разговор с матерью», «Дорога в школу», «В
школе», «Желание учиться».

5.Физкультминутка. (Цель: снять утомление, напряжение)

Учитель раздает ученикам бумажки со словами (снег, сосулька,
гнездо). Задание: найти свою пару без слов.

6.Первичная проверка понимания.

1.Почему рассказ назван «Еще мама»?

2.Опишите, каким внешне представляются эти герои: их манеру
говорить, двигаться.

3.Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими? С
помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев?

4.Как вы понимаете выражение «учительница будет вместо мамы»?

5.Какой прием использует учительница, чтобы убедить мальчика
учиться? Зачитайте этот отрывок.

6.Как вы можете прокомментировать поведение Артема на уроке и
после урока?

7.Как, по-вашему, характеризует Артема его речь в конце
рассказа?

8.Какое домашнее задание вы себе можете задать?

Работа с иллюстрацией. — Рассмотрите
иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник?

7.Работа в группе: Нарисуйте общую
картину – открытку для наших мам.

Презентация.

8.Творческая работа. Сочиняем стихи о маме, о весне.

солнышко

серых

мамочки

белых

Улыбнулось солнышко

Из-за тучек серых.

Я несу для мамочки

Пять гвоздичек белых.

люблю

дарю

свою

спою

Маму свою я очень люблю.

Ей я открытку сегодня дарю.

Мама улыбку подарит свою.

А я ей тихонечко песенку спою.

солнышко

привет

мамочки

нет.

Выглянуло солнышко,

Всем нам шлет привет.

Лучше нашей мамочки

В целом мире нет.

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как
вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

Как вы понимаете слово кувырк?

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем
    шёпотом
  • Немного
    громче
  • А
    теперь читаем громко и внятно
  • Читаем
    каноном
  • Читаем
    скоро и быстро /3-4 человека/
  • Представьте,
    что Сене встретился невежа, он над ним надсмехается. Как можно прочитать
    скороговорку от лица этого человека /1-2 человека/
  • А
    теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.
    Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку? /1-2 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня
для выразительного чтения произведений.

III. Постановка цели:

  • Отправляемся
    дальше в мир чтения.
  • Кто
    мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

  • А как
    вы понимаете это предложение? /ответы детей/
  • Сегодня
    мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы
    познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. /Вывешивается
    “Корзина с яблоками”/
  • Сегодня
    у нас в гостях детский писатель Николай Николаевич Носов.
  • Какие
    произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/
  • Молодцы!
    Эти знания пригодятся вам для дальнейшего задания.
  • Ребята,
    сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой.
  • Кто
    это вы скажете, если решите кроссворд./Вывешивается кроссворд “Мы любим и
    читаем Н.Н.Носова/

IV. Работа над кроссвордом.

https://urok.1sept.ru/articles/525459/img1.jpg

  • Прочитаем
    хором название кроссворда: “Мы любим и читаем Носова”
  • Сейчас
    попробуем разгадать кроссворд./Дети по очереди выходят к доске и читают вопросы
    кроссворда. /
  • Если
    вы правильно ответите на все вопросы, то в красной рамочке сможете
    прочитать имя сказочного героя.

1. Ворчливый коротышка.

2.Астроном из города коротышек.

3. Рассказ Н.Н.Носова в небылицах.

4. Коротышка, который любил пончики.

5. В каком рассказе Н.Н. Носова говорится о замечательных
Бобкиных штанах?

6. Коротышка, который всё знает, так как много читает.

7. Коротышка-художник.

8. У кого в гостях был Бобик?

А как вы думаете, почему у нас в гостях Незнайка?

Незнайка принёс в портфеле пятёрки и задания. Пятёрки получат те
ребята, которые будут активными на уроке.

V. Проверка домашнего задания.

  1. Творчество
    Н.Н. Носова.

А что вы знаете про Н.Н. Носова?/Дети рассказывают
подготовленные дома отрывки из биографии Н.Н.Носова, учитель дополняет/

Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе
Киеве в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в
кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал
учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой
Николаевич Носов начал в 1938 году. За свои заслуги в писательском деле
неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на
разные языки. В 1976 году Н.Н. Носова не стало, но память о нём жива в его
весёлых рассказах.

2. Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как
подходят к нашему тексту./Вывешивается таблица с пословицами. Сначала читает
один учащийся, затем хором/

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

3Анализ произведения Н.Н.Носова
“Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и
прочитайте.

  • Есть
    ли у нас в классе такие Феди?
  • Как
    правильно нужно выполнять домашнее задание?
  • Чему
    учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Знакомство с произведением Н.Н. Носова
«Телефон».

1. Словарная работа.

Задание Незнайки — загадка.

Если вы ее угадаете, то узнаете, с каким еще произведением
Н.Н.Носова мы познакомимся.

/Дети читают хором загадку на доске./

Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг.

Что это? /Ответы детей./

Что такое телефон? /Ответы детей./

Посмотрите, как это слово написано. (Телефон)

Почему используется два цвета? /Ответы детей./

Правильно! Это словарное слово.

Откройте словарики и запишите новое словарное слово.

Придумайте предложение с этим словом.

2. Информация об изобретении первого телефона.

Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в
1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов
телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были
установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей
России.

Физкультминутка /2 игры/.

А) Прежде чем читать рассказ
Носова «Телефон» отдохнем и поиграем в игру «Глухой
телефон»
. /Дети встают, делятся на 3 команды. По одному человеку
выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают и как запомнили,
передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает
«телеграмму» вслух.

1 команда: На рынке Кирилл крынку
купил.

2 команда: Наш Полкан попал в
капкан.

3 команда: Баран Буян залез в
бурьян.

Б) Игра “Пойми меня”.

От каждой команды выходят по одному человеку, берут у учителя
карточки с четверостишиями и по очереди читают по одной строке. Ребята каждого
ряда должны воспроизвести своё стишок.

Нет,
напрасно мы решили

Прокатить
кота в машине.

Кот
кататься не привык,

Опрокинул
грузовик.

А
малютки бегемотики,

Ухватились
за животики

И
смеются, заливаются –

Так, что
дубы сотрясаются.

Рано
утром на рассвете

Умываются
котята,

И
мышата, и утята,

И жучки,
и паучки

3..Работа над текстом Н.Н. Носова “Телефон”

А) Первичное знакомство с текстом и выявление первых
впечатлений.

Чтение рассказа по ролям подготовленными детьми.

  • Какое
    настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? /ответы детей/
  • Какие
    слова это доказывают? Прочитайте.

Б) Работа над формированием навыка чтения.

Выборочное чтение:

  • Найдите
    и прочитайте вопросительные предложения;
  • Найдите
    и прочитайте восклицательные предложения.

Игра “Догонялки” /учитель начинает читать текст с любого
предложения, все учащиеся должны найти и присоединиться к чтению/.

Игра “Повторялки” / читаем 2 абзаца – 1 учащийся читает
предложение, все хором повторяют/.

Игра “Эхо” /читаем следующие 2 абзаца – 1 учащийся читает
предложение, все хором повторяют только последнее слово в предложении/.

VII. Домашнее задание.

  • Ребята,
    вам понравилось, как читали сегодня наши артисты?
  • Дома
    вы тоже попробуете читать текст по ролям. А на следующем уроке мы проведём
    конкурс на лучшее чтение по ролям.

VIII. Итог урока.

Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня на уроке научили
Незнайку?

А что нового узнали вы?

Как вы думаете, кто заслужил сегодня пятёрки? /выставление
оценок с комментирование/

IX. Игра “Пятый лишний”.

Класс делится на 3 команды. Учитель раздаёт каждой команде
карточки. На них написано 5 слов. Задача учащихся – догадаться, по какому
признаку слова соединены в группу, и найти лишнее слово. Та команда, которая
быстрее и без ошибки выделит пятое лишнее слово – побеждает.

Котёнок

Луна

Шляпа

Мальчики

Кочерга

Телевизор

Концерт

Конфета

Задача

Федя

Земля

Друзья

Звонок

Соседи

Телефон

Спасибо за работу. Урок окончен.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

Доброе утро!

Россия отправила на МКС первых за 12 лет туристов – двух граждан Японии. На Земле так:

  • Представители «ОВД-Инфо» передали в Госдуму петицию против закона об «иностранных агентах» с более чем 250 тысячами подписей.
  • В России заблокировали браузер Tor.
  • По данным NYT, белорусский авиадиспетчер сбежал в Польшу и там рассказал следователям подробности захвата рейса Ryanair.
  • Канцлером Германии стал социал-демократ Олаф Шольц.

Госдума и Верховный суд

  • Правозащитный проект «ОВД-Инфо» передал в Госдуму петицию против закона об «иностранных агентах», под которой подписались 259 103 человека и 242 организации. Кроме того, правозащитники передали в Госдуму, Совет Федерации и офис омбудсмена собственный законопроект об отмене законодательства об «иностранных агентах». Они ожидают, что все эти органы как-то отреагируют.
  • Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки к федеральному закону, расширяющие полномочия полицейских: им дано право на вскрытие машин, оцепление жилых домов, ограждение мест проведения массовых мероприятий и личный досмотр граждан. В некоторых ситуациях им разрешили не представляться.
  • Окончательно принят законопроект, обязывающий школы и средне-специальные учебные заведения использовать при обучении только верифицированные онлайн-платформы, учебники и электронные образовательные ресурсы.
  • Верховный суд признал законными положения президентского указа, позволяющие засекретить имена сотрудников НКВД, причастных к массовым репрессиям. Отмены положений этого документа требовал историк Сергей Прудовский. Он занимается харбинской операцией НКВД – репрессиями против бывших служащих Китайско-Восточной железной дороги. Тогда были расстреляны более 21 тысячи человек. Вот интервью с ним и адвокатом «Мемориала», которая представляет его интересы.
  • Президиум Верховного суда направил на пересмотр в апелляционную инстанцию дело националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис, приговоренных к пожизненному заключению и 18 годам соответственно за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Отменить вынесенный им приговор постановил Европейский суд по правам человека – он признал, что в их отношении было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, потому что присяжные не были беспристрастны.

Российская уголовщина

  • Члены московской ОНК встретились в СИЗО с 45-летним Сергеем Глазовым, устроившим 7 декабря стрельбу в МФЦ на юго-востоке Москвы, жертвами которой стали два человека. По их словам, он признал вину. Глазов подтвердил, что служил в Службе внешней разведки и уволился оттуда в 2009 году в звании подполковника. Конфликт, по его словам, начался с требования охранника надеть маску. Его это взбесило, потому что он не верит в санитарные правила.
  • Суд в Москве приговорил к двум годам и восьми месяцам колонии тиктокера Константина Лакеева за повреждение машины ФСБ во время акции в поддержку Навального 23 января. Лакеев признал вину и раскаялся в содеянном. Адвокат считает приговор слишком суровым и будет обжаловать.
  • В Петербурге задержаны совладельцы компаний «Рив Гош» и «Юлмарт» Август Мейер и его жена Инна Мейер. Их подозревают в хищении у Сбербанка 2,3 млрд рублей. Мейер родился в США, но с 1990-х годов живет в России, где получил гражданство.
  • Жена Владимира Домнина, осужденного по обвинению в причастности к «Правому сектору», рассказала, что ее мужа регулярно пытают в тверском СИЗО №1. Сегодня Путин будет встречаться с членами своего правозащитного совета, и пытки – один из вопросов, стоящих в повестке. Здесь о подготовке соответствующего доклада рассказывает член СПЧ Андрей Бабушкин. Украинские журналисты выяснили, что бывший начальник знаменитой своими пытками Нижегородской ИК-14 Василий Волошин, объявленный в России в розыск (правда, по уголовному делу, не связанному с пытками), спокойно живет в Украине и даже получил там гражданство по праву рождения – вот эта удивительная история.

Прочее российское

  • Роскомнадзор заблокировал сайт проекта Tor, откуда можно скачать браузер. Здесь подробно объясняется, что такое Tor и ради чего его блокировать.
  • По данным The Insider, семья бывшего премьер-министра и экс-главы СВР Михаила Фрадкова владеет имуществом на 2 млрд рублей, а сыновья Фрадкова и их жены, трудоустроенные в госструктурах, проводят много времени за границей. Сам Фрадков не может себе этого позволить: против него действуют европейские и американские санкции.
  • Совет депутатов Ейского района Краснодарского края лишил мандата независимого депутата и одного из лидеров регионального отделения «Яблока» Александра Коровайного. Основанием для лишения стал счет в Сбербанке, заведенный родителями на его имя в девяностые годы. О лишении Коровайного мандата ходатайствовал сам губернатор.
  • По данным сербского издания Danas, глава МВД Сербии Александр Вулин во время визита в Москву в мае 2021 года передал секретарю Совета безопасности России Николаю Патрушеву записи разговоров участников семинара российских муниципальных депутатов в Белграде. Семинар организовали политики Андрей Пивоваров и Владимир Кара-Мурза. Вскоре после возвращения из Сербии Пивоварова задержали по делу о «нежелательной организации». По данным сербских журналистов, в Сербии создана специальная рабочая группа по борьбе с «цветными революциями».
  • C фотографии мэра Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко пропали часы за 2,5 млн рублей. В мэрии это объяснили его нежеланием «выставлять напоказ» дорогие аксессуары.

«Бук» под Воронежем

Пока политологи продолжают оценивать (довольно остроумно) результаты двухчасовых переговоров Путина и Байдена об Украине и перспективу отвода российских войск от границы, расследовательская группа CIT сообщает, что в военно-полевом лагере у села Масловка под Воронежем был замечен зенитный ракетный комплекс «Бук».

Путин в ответ на прямой вопрос журналиста, собирается ли Россия вторгаться в Украину, сказал, что Россия проводит «миролюбивую политику», но перспектива принятия Украины в НАТО ее «не может не беспокоить», потому что тогда там разместят «угрожающее нам оружие». Ту же нехитрую мысль замгоссекретаря США Виктория Нуланд выразила такими словами: «Он стремится воссоздать СССР».

Джо Байден, отвечая на вопросы журналистов об итогах переговоров с Путиным, исключил отправку американских военных для защиты Украины, но подчеркнул готовность США оказывать Киеву военную помощь. По словам Байдена, США начали подготовку к переговорам стран НАТО с Россией.

В Беларуси и вокруг нее

  • The New York Times пишет со ссылкой на источники в европейских спецслужбах, что бывший авиадиспетчер минского аэропорта Олег Галегов, передавший пилоту Ryanair указание совершить экстренную посадку в Минске, летом перешел белорусско-польскую границу вместе с мигрантами из ближневосточных стран и теперь рассказывает польским следователям подробности захвата самолета. По его словам, в диспетчерской находился офицер КГБ Беларуси, который полностью контролировал процесс, постоянно созваниваясь с кем-то по телефону. В Польше готовят судебный иск, потому что посаженный самолет был зарегистрирован в этой стране и эксплуатировался польским филиалом Ryanair.
  • После посадки самолета спецслужбы Беларуси задержали журналиста Романа Протасевича и его девушку, россиянку Софью Сапегу. Сейчас ей предъявлены окончательные обвинения по четырем статьям, в том числе за разжигание социальной вражды и розни, преступление против информационной безопасности, угрозы в адрес сотрудников правоохранительных органов. По версии следствия, она администрировала протестные телеграм-каналы, в которых выкладывались личные данные белорусских силовиков.
  • Задержанную в Петербурге уроженку Витебска Яну Пинчук СК Беларуси тоже обвиняет по статьям о разжигании розни и призывах к действиям против нацбезопасности. В СК утверждают, что она тоже администрировала протестные телеграм-каналы.
  • Заблокирован белорусский сайт «Ежедневник», редактора издания Сергея Сацука задержали после допроса и обыска.

Вокруг света

  • Канцлером Германии избран социал-демократ Олаф Шольц. Он возглавил коалиционное правительство, в которое, кроме социал-демократов, входят представители зеленых и свободных демократов (такая коалиция называется «светофор»). Путин отправил Ангеле Меркель благодарственную телеграмму в связи с ее уходом с поста бундесканцлера после 16 лет работы.
  • Во Франции отпустили задержанного по делу об убийстве журналиста Джамаля Хашогги. Он оказался однофамильцем подозреваемого.
  • При крушении вертолета Ми-17 в Индии погиб начальник штаба обороны страны Бипин Рават и еще 12 человек.
  • Сауле Омарова отказалась от выдвижения на пост главного контролера банков США. Республиканцы подвергли ее обструкции на слушаниях в Сенате: они очень боялись, что она введет в США коммунизм, потому что она родилась в СССР и окончила МГУ.
  • Австралия, Великобритания и Канада присоединились к дипломатическому бойкоту зимней Олимпиады в Пекине в 2022 году. Важность этого шага и вообще важность американо-китайских отношений здесь объясняет директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 30 752. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 895 тысяч; официальное число жертв достигло к утру среды 284 823 человек (+1179 за сутки). Эти данные не отражают действительности, что косвенно подтверждают и рассказы сотрудников похоронных служб.

По данным сразу нескольких свежих исследований, штамм «омикрон» действительно лучше уходит от иммунитета, чем его предшественники. В связи с этим специалисты рекомендуют ускорить процесс получения третьей прививки-бустера, которая, по идее, должна гарантировать должную защиту. В Великобритании на этом фоне ввели дополнительные ограничения: ужесточен масочный режим, людям рекомендовано работать из дома.

Шесть ссылок

  • Духовное. Рассказ историка-медиевиста Михаила Майзульса о вотивах – дарах, которые христиане вручали своим небесным патронам (это могли быть восковые руки и ноги, серебряные глаза, модели кораблей, расписные таблички). Или отрывок из книги Кирилла Кожурина «Соловецкое сидение 1668–1676 гг.» (изд-во «Евразия») – о восьмилетней осаде, которую выдержали соловецкие иноки, сопротивлявшиеся церковным реформам.
  • Французская философия. Рассказ о жизни и творчестве Жиля Делеза (1925–1995). Или считавшееся утраченным интервью Мишеля Фуко 1978 года о первом томе «Истории сексуальности» и его восприятии французской публикой.
  • Попытки понять настоящее. Рассуждения политолога Александра Кустарева о делиберативной согласительной демократии, которая должна прийти на смену партийно-конкурентной. Или конспект лекции историка Юрия Слезкина о том, как отказ от литературных канонов привел к закату западной цивилизации.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Доброе утро!

    Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

    • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
    • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
    • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
    • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

    Беларусь впереди планеты всей

    В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

    Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

    Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

    Прочие приговоры и задержания:

    • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
    • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
    • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
    • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

    Организация публичной власти в России

    Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

    Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

    Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

    Агенты

    Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

    Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

    Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

    Арестанты и отверженные

    • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
    • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
    • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
    • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
    • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

    Запоздалая справедливость

    Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

    Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

    Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

    Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

    Братские народы

    Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

    Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

    Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

    По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

    Шесть ссылок

    • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
    • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
    • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

  • Рассказ носова приключения толи клюквина читать
  • Рассказ носова про репку для читательского дневника
  • Рассказ носова огурцы читать с картинками
  • Рассказ носова огурцы распечатать текст
  • Рассказ носова о мальчике бобке как называется