Доброе утро!
В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:
- Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
- Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
- В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
- В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.
ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.
В России
- В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
- Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
- Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
- Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
- С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
- Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.
Катастрофы
После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.
На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.
Вокруг света
В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.
Шесть ссылок
- Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
- Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
- Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Организация: МБОУ «Прогимназия № 90 г. Челябинска»
Населенный пункт: г. Челябинск
Карта урока литературного чтения.
Тема: Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Цель: ознакомить учащихся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа».
• познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, иллюстрациям.
• предметные: умение выразительно читать, интонационно соблюдая знаки препинания; находить в тексте литературные приёмы.
• регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
• коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения; высказывать своё мнение, опираясь на личный жизненный опыт.
• личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
• познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
• коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;
• личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок чтения – дистанционный, а это значит, что мы с вами будем общаться на расстоянии. Немножко непривычно, но мы справимся.
Для урока вам понадобится: компьютер, хорошее настроение, учебник литературного чтения 2 часть.
2. Актуализация знаний.
1) Какой раздел изучаем?
С какими авторами уже познакомились?
Какое произведение тебе понравилось больше? Почему?
2) Прочти скороговорку сначала медленно, четко проговаривая все слова:
Дайте плюшку в плошку кошке
Будет кушать понемножку,
А совсем не понарошку
С дружкой мышкой Нюшка кошка
А теперь, прочти вопросительно. Прочти с грустью, радостно. Постарайся прочесть как можно быстрее, четко проговаривая все слова.
Молодец!
Скажите, о чем говорится в чистоговорке?
Что ты знаешь о котах?
Писатели – детям.
Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Николай Носов.
3. Самоопределение к деятельности
Чтобы понять, о чем пойдет речь, прочти стихотворение:
На каток нужна ушанка,
На морях нужна панамка,
В лесу — в платочке веселей,
Но в шляпке я всего милей
Что в своем стихотворении перечисляет автор?
Как, одним словом, можем назвать все перечисленные предметы?
Совершенно верно!
Скажи, а что такое шляпа?
Веришь ли ты в то, что бывают живые шляпы?
Сегодня, ты найдёшь ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. Как ты думаешь, о чем будет рассказ?
Ушанку, панамку, платочек, шляпу.
Головные уборы.
Шля́па — головной убор, состоящий из двух частей: тулья́ — часть, покрывающая голову; поля — выступающая за края для защиты лица, плеч, шеи от солнца, ветра и атмосферных осадков.
4. Работа по теме урока.
Ты познакомишься с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и мы. Из произведения Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Перейди по указанной ссылке и прослушай рассказ: https://yandex.ru/efir?stream_id=vClfKXLXvftE
Как ты думаешь, этот рассказ смешной или страшный?
Кто у тебя вызвал смех, а кого было жалко?
Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
5. Словарная работа.
В тексте встречаются неизвестные слова, давай уточним их значение:
Что такое КОЧЕРГА?
Что такое КОМОД?
Каким, словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
А слово ПЛЮХНУТЬ?
Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Треснуть — ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
6. Работа с учебником.
Открой учебник на стр. 54-58 самостоятельно прочитай рассказ.
7. Физ.минутка.
Предлагаю отдохнуть. Включи видео, встань и повторяй движения: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
8. Анализ содержания.
1) Ответь на вопросы устно:
Как звали кота?
Где сидел Васька?
Кого увидел Васька на шляпе?
Что Васька делал в начале рассказа?
Как звали мальчиков, героев рассказа?
Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
Что происходило со шляпой?
Что предложил сделать Вадик?
Что предложил Вовка?
Кто попал картошкой в шляпу?
Кого увидели мальчики?
Каким стало настроение ребят?
Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?
Скажи, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?
Отлично!
Васька.
Васька сидел на полу возле комода.
Васька увидел на шляпе муху.
В начале рассказа Васька ловил мух.
Володя и Вадик.
Кочергу и лыжную палку.
Шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Вадик хотел спугнуть, стучать по полу кочергой.
Вовка предложил кидать картошкой в шляпу.
В шляпу попал Вадик.
Мальчики увидели котенка.
Мальчики обрадовались.
Предположения.
9. Закрепление изученного.
2) Приготовь карандаш.
Расставь события в порядке их следования:
На комоде, на самом краю лежала шляпа.
Они взяли кочергу и лыжную палку…
Они раскрашивали картинки …
— Васька! – обрадовались ребята.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
… хотел поднять шляпу и вдруг как закричит…
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
3) Соотнеси картинку, с заголовком:
Володя и Вадик сидели дома.
Вовка и Вадик пошли в атаку.
Мальчики трясутся от страха.
Шляпа живая?
Это же наш котенок Васька!
4) К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем?
Совершенно верно!
Что такое рассказ?
Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Подумай, если этот рассказ юмористический, мы его весь будем читать радостно?
Почему?
Верно! Умница!
Тогда, тебе с легкостью удастся выполнить следующее задание.
5) Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какие чувства испытывали герои.
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
Чувства мальчиков Авторские слова
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.
-Я у-у-хо-хожу! — говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Это рассказ.
Рассказ – это произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.
Нет.
Потому что герои рассказа совершали разные действия и при этом испытывали разные эмоции.
9. Итог урока.
Давай повторим!
Как называется рассказ, который мы читали?
Кто его автор?
1) Открой ссылку и выполни тест: https://nickdegolden.ru/test-po-rasskazu-zhivaja-shljapa/
Молодец!
2) Прочти пословицы.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- У страха глаза велики.
Обведи ту, которая подходит к содержанию рассказа.
«Живая шляпа»
Николай Николаевич Носов.
10. Рефлексия.
Рассмотри картины.
Чем они отличаются друг от друга?
Какое настроение у тебя осталось после прочтения?
Раскрась кружочек с картинкой, соответствующей твоему настроению.
Спасибо!
Первая в холодных тонах – передает грустное настроение.
Вторая яркая – передает веселое настроение.
11. Домашнее задание.
Подготовь пересказ.
Спасибо за урок!
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1, Ч.2. – М.: «Просвещение», 2010. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Анащенкова С.В. и др. – М.: «Просвещение», 2011
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. – М.: «Просвещение», 2016
3. Светловская, Н. Н. Встречи с писателями [Текст] : пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 248.
4. Стефанеко Н.А.. Литературное чтение: Методические рекомендации. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2012
5. Кржижановский С. Читатель // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925.
6. Лавлинский СП. Технология литературного образования. Коммуникатив-но-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов.— М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.
7. Методы и приёмы работы с ключевыми словами текста на уроках русского
языка и литературы : сборник методических рекомендаций. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017 – 48 с.