Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ

эхо войны в рассказе бориса екимова ночь исцеления чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его лев толстой цели

«Эхо
войны» в рассказе Бориса Екимова  «Ночь исцеления»

                                                                                                     
Чтобы поверить в добро,       

                                                                             
                        люди должны начать

                                                                               
                      делать его    

                                                                                                                             
Лев Толстой  

Цели
урока:
помочь понять, что мирные люди в
ситуациях вооружённого конфликта могут страдать от его последствий на
протяжении многих лет после окончания войны и

только
гуманное отношение к ним может избавить их от страданий или облегчить их;

 закрепить
понятия «мотив в литературном произведении», «мотивная линия».

Словарь:
эхо –  отражение звука от удалённых предметов,
воспринимаемое ухом, инструментом, прибором как повторение первичного звука..

Карточка
–  бланк с отрезанными талонами, дающий право на получение продуктов и
промышленных товаров по норме.

Комикс
–  небольшая иллюстрированная книжка или серия рисунков.

Конвенция
– документ, соглашение о взаимных правах и обязательствах государств.

Нравственность
— правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые
человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение

Долг
— то же, что обязанность.

Честь 
— достойные уважения и гордости моральные качества  и этические принципы
личности

Совесть
— чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми,
обществом.

Достоинство
— сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.

Принцип
— убеждение, взгляд на вещи.

Символ
— то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого.

Отвлечённый
—  представляемый в обобщении, в отстранении от конкретных связей, вещей,
содержащий общие признаки.

Энтузиазм
— воодушевление, душевный подъём в достижении какой-либо цели.

Гуманитарная
деятельность — деятельность, в центре которой — человек (например, наука,
образование, просвещение, медицина, культура)

Нейтралитет-
неучастие в войне, в мирное время – неучастие в военных союзах государств.

Нобелевские
премии — международные премии, названные в честь их учредителя шведского
инженера-химика А.Б. Нобеля. Присуждаются ежегодно (с 1901 г.) за выдающиеся
работы в области физики, химии, медицины и физиологии, экономики (с 1969 г.),
за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира.

Исцеление
— излечение.

Теория
литературы: мотив —  главная мысль, которая повторяется в произведении и
помогает понять его идейный смысл. 

Оборудование
урока.

1.
Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

2.
Запись песни (музыки).

Литература.

1.
Выборнова В.Ю., Гуголев Ю.Ф., Кубышина Н.Н., Пискунова Т.Н. Вокруг тебя – Мир…
Книга для ученика. 7 класс. //  Екимов Б. «Ночь исцеления»  –  М., 2000.

2.
Выборнова В.Ю., Гуголев Ю.Ф., Кубышина Н.Н., Пискунова Т.Н. Вокруг тебя – Мир… 
Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс. //  Екимов Б. «Ночь
исцеления» — М., 2000.

3.
Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Анри Дюнан – основатель Красного Креста.  Вокруг
тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс. — М., 1996, с. 6-13. 

    
Накануне ребята получили задания в группах.

1-я
группа.
1.Подготовить рассказ по снам  бабы Дуни
«События о далёкой военной жизни бабушки».

2.
Комикс «События о далёкой военной жизни бабы Дуни».

3.Выразительное
чтение эпизодов «Сны бабы Дуни». «О сборе желудей» (от слов «Зима
находит…Желудков запастись…» до «Снится…  Снится и было… Не приведи, Господи…»
с. 24-2) «Баба Дуня потеряла каточки – во сне» (от слов «Но среди ночи Гриша
проснулся от крика…» до « Бабаня! Бабаня!.. Проснись…» с. 24.

4.
Словарь: комикс, эхо, карточка, нравственность, честь, достоинство, принцип.

5.
Рассказ  о писателе. (Индивидуальное домашнее задание).

2-я
группа.
Словарь: конвенция, мотив, символ,
энтузиазм, гуманитарная деятельность, нейтралитет, Нобелевские премии.

1.
Какую роль играет мотив сна в рассказе?

2.
Рассказать об Анри Дюнане по комиксу о нём («Вокруг тебя – Мир…» — 5 класс)
с. 6-13.

3-я
группа.
1. Выразительное чтение стихотворения
Нины Стручковой «Матери».

2.
Какую роль играет мотив сердца в рассказе?


Как к  Грише пришло решение помочь бабушке избавиться от страданий?

4.
Выразительное чтение эпизода «Гриша помогает бабушке» (от слов «И пришла ночь.
Потушили свет». до слов «Баба Дуня смолкла.») с. 26-27.

4-я
группа.
1. Почему рассказ назван «Ночь
исцеления?»

2.
В чём вы видите проблему нравственного взросления личности в рассказе?

3.
В чём видит внук свой долг перед бабушкой?

4.
Словарь: исцеление, долг, совесть.

Ход
урока
.

1.
Определение темы урока. Постановка целей и задач.


Вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцелении» Как вы думаете, почему мы
обратились сегодня к нему?


О чем говорит нам эпиграф урока?


О чём будет идти речь на уроке?


Что мы знаем об авторе рассказа?

2.
Рассказ  о писателе.
(Индивидуальное домашнее
задание).

Слайд
«Борис Екимов»

3.
Подготовка к восприятию текста.

Словарная
работа:
нравственность, честь, достоинство,
принцип – задание 1-й группы.


Ребята, мы с вами прочитали рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления».


Понравился ли он вам?


Что понравилось больше всего?


Послушаем, какие мысли он вызвал у вас.

  Герман:
«Рассказ понравился своей актуальностью. Ключевые его слова «делай и молчи»
могут быть девизом для сегодняшних людей. Слишком любим мы говорить о добре,
благотворительности. Чуть-чуть сделаем, а разговоров много».

Зоя:
«Рассказ учит доброте, любви, состраданию. Этого всегда многим не хватает,
поэтому к Борису Екимову будут тянуться, будут его читать».

4.
Работа над проблематикой рассказа.
(Индивидуальная
работа учащихся в тетрадях).


Какие проблемы вы увидели в рассказе?

                                                          
Проблематика рассказа.

1.
Проблема нравственного взросления личности.

2.
Проблема нравственного выбора.

3.
Проблема долга.

4.
Проблема гуманного отношения к людям.

5.
Проблема последствий войны для мирных жителей (эхо войны)

6.
Проблема чести и достоинства.

7.
Проблема одиночества.

8.
Проблема отцов и детей.

Слайд
«
Проблематика рассказа».

5.
Аналитическая беседа по тексту.

Словарная
работа:
эхо, эхо войны.


Рассказ «Ночь исцеления» помещён в разделе, который называется «Эхо войны».
Скажите, пожалуйста, почему этот раздел книги так называется?


Вспомним, что такое эхо? Каково основное значение слова «эхо»?

    
Раздел книги называется «Эхо войны», так как в нём помещены произведения, в
которых рассказывается, правда не напрямую, о давно прошедшей войне. А в любом
вооружённом конфликте больше всего страдают мирные люди: женщины, дети,
старики. Несмотря на то, что война давно закончилась, мирные люди всё ещё
испытывают её последствия и страдают при этом, как героиня рассказа, бабушка
Гриши.


Назовите одну из центральных проблем рассказа. ( Последствия войны для мирных
жителей).


Об этой проблеме мы и будем говорить сегодня.

6.
Реализация домашнего задания 1-й группы.

 Словарная
работа:
комикс.


Героиня рассказа Бориса Екимова баба Дуня жестоко страдает спустя многие годы
после военных событий. Что же пришлось пережить бабушке во время войны?
Расскажите.

    
Чтобы ответить на этот вопрос, вы попытались восстановить события о той далёкой
жизни Гришиной бабушки по её снам. Подготовили комикс, его автор Каунайте
Алина, для нас он будет планом рассказа, поможет лучше представить прошлую
жизнь бабы Дуни.

1)
Рассказ
с использованием  комикса «События о
далёкой военной жизни бабы Дуни».

    
Во время Великой Отечественной войны было тяжело везде и  всем: на фронте и в
тылу, воинам и мирным жителям. В тылу вся трудная работа легла на плечи женщин,
подростков и стариков. Баба Дуня – одна из таких женщин. Именно мирные люди
самые уязвимые и беззащитны в военный период.

    
Во время войны у бабы Дуни было трое детей: Петяня, Шурик, Таечка. Жили трудно:
голодали, болели. Для того, чтобы выжить, приходилось собирать жёлуди. Эти
события очень важны в её жизни, поэтому снятся бабушке и спустя долгие годы
после войны.

Вопрос
перед чтением
«Почему бабушке снится сбор желудей?»

2)
Выразительное чтение эпизода
«О сборе желудей» (от
слов «Зима находит…Желудков запастись…» до «Снится…  Снится и было… Не приведи,
Господи…» с. 24-25)

    
Время было голодное, продуктов не хватало, приходилось питаться и желудями.

    
Многие продукты, а самое главное – хлеб – давали по карточкам.

Словарная
работа:
карточка.

Слайд
«Карточки»

Вопрос
перед чтением
«Почему потеря карточек была равносильна
смерти?»

3)
Выразительное чтение эпизода
«Баба Дуня потеряла
карточки — во сне» с. 24.

   
В случае утери карточек их не восстанавливали, поэтому потеря карточек для
людей была равносильна смерти. Однажды баба Дуня потеряла карточки. Это так
потрясло её, что преследовало всю жизнь, в страшных снах, даже многие годы
после войны.

   
Однажды баба Дуня узнала, что её муж ранен и находится в госпитале, и она едет 
в чужой город, где нет ни родных, ни знакомых, просится к незнакомым людям
переночевать: «Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать».

    
Нельзя без боли читать эти страницы рассказа.


Вы слушали своих одноклассников,  звучала музыка. Вы её узнали. Как? (По
мотиву).


В литературе, как вы уже знаете, тоже есть мотив.

7.
Реализация домашнего задания 2-й группы.

 Словарная
работа:
мотив.

1)
Аналитическая беседа по тексту
.


Может быть, вы назовёте мотив в рассказе? Как он называется? (Мотив сна).


Этот приём авторы часто используют в своих произведениях. Встречались ли вы с
ним? Назовите произведения.

Словарная
работа:
символ, отвлечённый.


Вы только что услышали о страшных снах бабушки Дуни. Что же символизирует мотив
сна в рассказе?

    
Мотив сна символизирует воспоминание, проживание давно прошедших событий
заново.


Для чего автор вводит мотив сна?

Что
помогают понять нам страшные сны бабушки Дуни?

    
Сны помогают нам понять ужасные последствия войны для мирных жителей, говорят о
том, что вооружённые конфликты причиняют не только физический и материальный
ущерб, но и калечат души людей, то есть являются причиной психических
страданий.

Вывод
(запись на доске):

    
Мирные люди в ситуации вооружённого конфликта могут страдать от его последствий
на протяжении многих лет после окончания войны.


Важно ли сегодня говорить об этой проблеме?

    
Об этом важно помнить и говорить, ведь в этом году мы отмечаем 65-ю годовщину
Победы в Великой Отечественной войне. Слишком большую цену заплатил наш народ
за то, чтобы сохранить саму жизнь, чтобы не было больше войн. Но история
повторяется. Идут войны. Гибнут люди. Страдают матери и жёны. Жертв войн не
становится меньше. 


А кто одним из первых в мире выдвинул идею защиты жертв войны? (Анри Дюнан –
основатель международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца).

Обратимся
к комиксу о нём.

Словарная
работа:
конвенция, энтузиазм, гуманитарная
деятельность, Нобелевские премии.

2)
Рассказ
об Анри Дюнане по комиксу.

Слайд
«Анри Дюнан – основатель Красного Креста».

3)
Беседа по рассказу.


Что стало смыслом жизни Анри Дюнана? (Создание добровольной международной
организации по защите жертв войн, а позже и других чрезвычайных ситуаций, а
также принятие норм международного гуманитарного права).


Какой документ был принят при его жизни? (1-я Женевская конвенция об облегчении
участи раненых на войне. Дополнительный протокол (1977 к 2, 3, 4 конвенциям).


Необходимость того, чему посвятил свою жизнь Анри Дюнан, понимаете и вы. Ира
Ражева пишет: «Многих людей не покидают воспоминания о войне, нам надо всем им
помогать. Об этом и мысли автора рассказа «Ночь исцеления» Бориса Екимова».

8.
Реализация домашнего задания 3-й группы.


Те испытания, через которые прошла баба Дуня, это судьба одной женщины или
жизненный путь многих? (Через трудные военные и послевоенные испытания прошли
многие женщины).


Подтверждение этой мысли вы найдёте в стихотворения Нины Стручковой «Матери».

Вопрос
перед чтением
«Какие чувства вызывает стихотворение?»

1)
Выразительное чтение стихотворения.

                                  
Ну в чём твоя тяжёлая вина,

                                  
За что так жёстко жизнь тебя карала? –

                 
                 Суровая нещадная война

                                  
Украла твою молодость, украла!

                                                        
А после – разве было до красот? –

                                                        
Стирай, вари и дом держи в порядке,

                                                        
Дрова руби, выпалывай осот,

                                                        
Окучивай картофельные грядки.

                                   
Молись, чтоб детям Бог удачи дал,

                                   
Чтобы мечтали, радовались, пели.

                                   
А слёзы… их никто и не видал, —

                                   
Они в твоих глазах перекипели.

                             
                           Года бегут, как волны по реке,

                                                        
А сердце, как платок по ветру, бьётся.

                                                        
Любой непосвящённый по руке

                
                                        Судьбу твою прочесть не ошибётся.

                                   
Осенний цвет зима сожгла дотла,

                                   
Лишь в печке угли меркнущие тлеют…

                                   
Я знаю, как душа твоя светла.

                                   
Но волосы – зачем они светлеют?!  

2)
Аналитическая беседа по тексту.  


Вам понравилось стихотворение?


А какие чувства родились у вас, когда вы его слушали? (Чувство сожаления,
потому что  женщина прожила тяжёлую жизнь, ведь она достойна лучшего; чувства
сострадания,  жалости, светлой печали, что всё страшное позади).


А где родились эти чувства? (В сердце, в душе).

    
Какое же у вас сердце доброе и душа красивая. Я думаю, вы поняли чувства Гриши,
когда он решил помочь своей бабушке.


А сразу ли он принял правильное решение, как её помочь? (на фоне рассказа
звучит музыка)

    
Гриша не сразу пришёл к верному решению. Поначалу то, чему он стал свидетелем
ночью, не слишком занимает его мысли. Автор пишет: «Стало думаться об утре, о
рыбалке…» утром мальчик ушёл на рыбалку и, как обещал, наловил рыбы на уху и
«жарёху».

    
Ночью Гриша не слыхал криков бабушки, хотя понял, что она спала неспокойно.

    
Борис Екимов дальше пишет: «Прошёл ещё день и ещё». Наконец мальчик сходил на
почту позвонить домой. Мать ему посоветовала, если бабушка не будет спать, ему
надо крикнуть: «Молчать! И она уснёт». Так с ней уже обращались. После этого
Гриша уже серьёзно задумался о бабушке.

Вопрос
перед чтением
. Отметить карандашом те предложения,
которые помогают ответить на вопрос «Какие чувства испытывал Гриша, помогая
бабушке?»

3)
Выразительное чтение эпизода
«Гриша помогает
бабушке».

4) 
Аналитическая беседа по тексту.


Какие чувства испытывал Гриша, помогая бабушке?


Где родились его чувства? (В сердце)


А музыка нам подсказывает, что в рассказе есть… (Ещё один мотив).


Как он называется? (Мотив сердца).


Что он символизирует? (Он символизирует душевную боль, страдания).


Как связаны мотивы сна и сердца? (Они слиты воедино).


Докажите это.

     
Проживая заново свою прошлую жизнь в снах, бабушка страдает. Это рождает
милосердие и сострадание у её внука, и он мучительно ищет способ избавления её
от душевных мук и находит его.


Какие качества помогли мальчику принять единственно верное решение? (Доброта,
милосердие, сострадание). А это и есть гуманное отношение к людям.


Назовите вторую центральную проблему рассказа. (Проблема гуманного отношения к
людям)

Вывод
(запись на доске).

    
Гуманное отношение к страдающим людям может избавить их от страданий или
облегчить их.

    
Для меня важно, ребята, что вы чувствуете то же, что и Гриша, и сопереживаете с
ним. Цитирую Ражеву Ирину: «Когда я читала рассказ, моё сердце наполнялось
чувствами светлыми и добрыми. Мне жаль было бабу Дуню, так хотелось помочь ей
добрым словом, словом, наполненным любовью. Я хотела бы быть в ту ночь с нею,
чтобы услышать её мольбы о помощи и перевернуть своими словами её жизнь, сделав
её безмятежной и спокойной».

9.
Реализация домашнего задания 4-й группы.

Словарная
работа:
исцеление, долг, совесть.

1)
Аналитическая беседа по тексту.


Рассказ назван «Ночь исцеления». – Что значит исцелить? (Вылечить).


О чьём исцелении идёт речь? ( Речь об исцелении бабы Дуни).


Как вы думаете, кого ещё имел в виду автор, называя рассказ «Ночь исцеления»?

    
Конечно же, автор имел в виду и самого мальчика: его исцеление от невнимательности
к бабушке, от детского эгоизма, от равнодушия к истории своей семьи, своего
рода. Перед ним стоял выбор, и он принял верное решение, результат которого –
избавление бабушки от страданий. Он сделал то, что не могли взрослые.


Важно ли для самого Гриши его решение?

Вывод.

    
То, что происходит с героем — это важный этап в его жизни. Гуманное отношение к
страдающей бабушке меняет и  его самого: мальчик нравственно взрослеет.

     
На мой взгляд, проблема нравственного взросления связана с проблемой долга.


Как вы думаете, в чём видит внук свой долг перед бабушкой?

                                                  
ДОЛГ ГРИШИ ПЕРЕД БАБУШКОЙ:

в
избавлении
бабушки      в исправлении ошибок
взрослых
          в пересмотре своего

 от
страданий
              (невнимательного, равнодушного,               отношения
к бабушке                                           

                   
                               грубого отношения) 

      
Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его. Так считает Л.Н.Толстой.
Так считает и Гриша. Соответственно и поступает.

10.
Рефлексия.

    
Макаричева Юля: «Есть хорошее выражение «отдавать долги». Речь не о
материальных, а о духовных долгах. По-моему, Гриша уже начал их отдавать бабушке
и в дальнейшем будет это делать. Чем раньше человек начинает думать об этом,
тем лучше для него».

    
Алексеенко Вера: «Когда человек действует, он работает над своей судьбой. Гриша
тоже много сделал для своего нравственного взросления, поэтому я уверена, что
мальчик постарается обеспечить бабушке достойную старость, будет ещё
внимательнее и добрее».

    
Евсикова Юля: «Я считаю, что в рассказе речь идёт прежде всего об исцелении
Гриши. Именно он главный герой произведения, и его образ дан в развитии».

11.
Продолжение беседы


Заставил ли рассказ задуматься о вашем отношении к родным и близким ?


От кого зависит «погода в доме»? ( От каждого члена семьи).


О чьём ещё исцелении речь в рассказе Бориса Екимова? (О нашем с вами исцелении.
Именно на это рассчитывал автор,  этому учит).

    
Часто дом сравнивают с крепостью, чтобы она не разрушалась, зависит от каждого,
кто живёт в ней.

12.
Песня «Дом»
— исполняет весь класс.

13.
Домашнее задание.
Написать отзыв о рассказе.

На чтение 12 мин. Просмотров 7 Опубликовано

В донское село к бабе Дуне приехал внук Гриша. Он сразу убежал кататься на лыжах, но бабка уже не чувствовала себя одинокой — повсюду валялись вещи внука, и в доме «веяло живым духом».

Сын и дочь бабы Дуни давно уже жили в городе. Раньше она часто по нескольку дней гостила у детей, но с недавних пор начала кричать и разговаривать во сне. Чтобы не будить по ночам всю квартиру, баба Дуня стала приезжать редко и только на день. А теперь вот внук Гриша подрос и навещал бабулю не только на каникулах, но и по праздникам. Она с трудом узнавала внука в этом длинноногом, большеруком подростке.

Продолжение после рекламы:

Весь вечер Гриша собирался на рыбалку — снасти разбирал, а ночью его разбудил крик бабы Дуни. Ей снилось, что идёт война, а она потеряла продуктовые карточки, и теперь дети будут голодать.

Гриша разбудил бабулю, уговорил повернуться на правый бок, но вскоре баба Дуня снова закричала. На этот раз ей приснилось, что она ходила за Дон, набрать желудей, из которых можно намолоть муки и испечь лепёшки. На пароме лесники отняли мешки с желудями, и теперь дети будут голодать. Гриша снова встал и успокоил бабу Дуню.

Через несколько дней мальчик пошёл на почту позвонить матери. Она посоветовала прикрикнуть на бабулю, когда та станет кричать во сне. По дороге домой Гриша думал, как помочь бабе Дуне, для которой по ночам оживало её горькое и тяжёлое прошлое.

Ночью Гриша не спал. Когда бабе Дуне снова приснилась потеря карточек, Гриша хотел прикрикнуть на неё, но не смог. Он ласково обнял бабулю и сказал, что нашёл карточки, которые она обронила. И баба Дуня успокоилась.

Потом Гриша долго сидел у печки и плакал.

Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.

Баба Дуня снова заговорила. Теперь ей снилось, что она пробирается к мужу в госпиталь, надо где-то переночевать, а её не пускают. Гриша убедил бабулю, что её пустят переночевать и уложат на кровати, а не на полу. Больше баба Дуня в ту ночь не кричала.

Гриша долго не спал, представляя, как утром расскажет обо всём бабе Дуне, но потом вдруг понял, что рассказывать об этом нельзя, иначе не подействует его «лечение». Все оставшиеся время он будет молчать и помогать бабуле, пока не придёт ночь исцеления.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Рассказ «Ночь исцеления» Екимова был написан в 1986 году. В своем произведении автор поднимает проблемы, с которыми сталкивались люди, пережившие военное лихолетье. Это рассказ о милосердии, искренней любви к ближним.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ночь исцеления» на нашем сайте.

Главные герои

Баба Дунястарушка, пережившая страшный голод во время войны, добрая, заботливая женщина.

Гришавнук бабы Дуни, отзывчивый мальчик с большим любящим сердцем.

Краткое содержание

На зимние каникулы к бабушке приехал внук, который тут же убежал «с ребятами на лыжах кататься». С его приездом баба Дуня вмиг ожила – принялась готовить разные вкусности, которые так любил Гриша. Мальчик пришел к обеду, плотно поел и тут же убежал с друзьями кататься на коньках. Его хоть и не было рядом, но баба Дуня уже не чувствовала одиночества – повсюду лежали вещи любимого внука, да и «живым духом веяло в доме».

У бабы Дуни были сын и дочь, которые устроились в городе. Они редко навещали мать, да и она приезжала к ним не чаще. С одной стороны, женщина боялась надолго оставить хозяйство без присмотра, а с другой – не хотела, чтобы кто-то из близких узнал о ее проблеме. С недавних пор баба Дуня стала тревожно спать, «разговаривала, а то и кричала во сне». В своей хате еще ничего – никто не услышит, а вот в гостях она по ночам никому не давала спать своими криками. Родные понимали, «что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела», но проблема от этого не решалась.

Бабу Дуню водили по врачам, она принимала лекарства, но ничего ей не помогало. Так баба Дуня стала «ездить к детям все реже и реже», а потом и вовсе – приедет на несколько часов, пообщается и тут же назад, к себе возвращается. Дети приезжали к ней и того реже, только летом, и лишь внук Гриша, как подрос, приезжал к бабушке на праздники. Он очень весело проводил время в деревне: ловил рыбу с местной ребятней, собирал грибы, зимой катался на лыжах и коньках. Баба Дуня, глядя на резвого внука, очень радовалась, забывая о своих болезнях.

К вечеру Гриша вернулся с прогулки, принялся готовить рыбацкие снасти к завтрашней рыбалке. Баба Дуня предупредила его, что ночью может «шуметь» и попросила разбудить. Гриша проснулся от крика бабушки, которая в отчаянии пыталась найти синий платок, в который был завязаны хлебные карточки – без них трое ее детей могли умереть от голода.

Плача, бабушка рассказала Грише, каких лишений довелось ей и детям натерпеться в войну. Даже по прошествии стольких лет бедная женщина никак не могла забыть тот ужас. Гриша вдруг ясно понял, какой «слабой и одинокой» была баба Дуня. Мальчик стал думать, как ей помочь. Дождавшись ночью бабушкиных криков, Гриша принялся ее успокаивать, уверяя, что платок нашелся, карточки целы и дети будут накормлены. Бабушка во сне поверила ему, успокоилась.

Гриша просидел возле бабушки всю ночь. Поначалу он хотел утром рассказать ей обо всем, но после понял, что ни в коем случае нельзя этого делать – «Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

Заключение

Произведение Екимова учит быть милосердным, внимательным, чутким по отношению к ближним. Оказывая помощь, не нужно демонстрировать ее.

После ознакомления с кратким пересказом «Ночи исцеления» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ночь исцеления»?</h3>

    • <label>Борис Екимов</label>
    • <label>Евгений Носов</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>

(новая вкладка)

Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

Главная мысль

Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Оцените произведение: Голосов: 152

Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Ночь исцеления

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Станционный смотритель Пушкин

    В начале повести автор рассказывает о непростой работе станционных смотрителей в России. Все проезжающие требуют смену лошадей, которых часто не оказывается. На смотрителя орут, грозят, пишут жалобы

  • Краткое содержание Лондон На берегах Сакраменто

    На высоком берегу, на двести футов поднимающимся над рекой Сакраменто, в небольшом домике живут отец и сын: старый Джерри и малыш Джерри. Старый Джерри – моряк в прошлом, оставил море и нанялся на работу

  • Краткое содержание Бунин Грамматика любви

    Помещик Ивлев, будучи ни чем не занятым, решает прокатиться по самым дальним краям своего уезда. В качестве пункта назначения он выбирает дом графа. Приехав в его усадьбу, обнаруживает, что самого хозяина нет, а есть только графиня

  • Краткое содержание Скандал в Богемии Дойла

    юбимый всеми Шерлок Холмс снова участвует в запутанном и необычном деле. К нему за помощью приходит король Богемии. Накануне своей свадьбы, он очень обеспокоен тем, что имея некогда роман и известной оперной дивой Ирэн Адлер

  • Маршак

    Самуил Яковлевич Маршак известный детский писатель, живший во времена советского союза. Вряд ли на сегодняшний день существует человек, который не знаком с творчеством этого великого поэта и драматурга.

Жанр: рассказГлавные герои рассказа «Ночь исцеления» и их характеристика

  1. Гриша. Внук. Бойкий, жизнерадостный, добрый, сострадательный.
  2. Баба Дуня. Старая, одинокая, живущая грустными воспоминаниями.

План пересказа рассказа «Ночь исцеления»

  1. Приезд внука
  2. Внук вырос
  3. Крики по ночам
  4. Предупреждение
  5. Карточки
  6. Желуди
  7. Рыбалка
  8. Совет матери
  9. Дежурство
  10. Карточки нашлись
  11. Правильный документ
  12. Молчание

Кратчайшее содержание рассказа «Ночь исцеления» для читательского дневника в 6 предложений

  1. К бабе Дуне приехал повзрослевший внук, и она была очень рада.
  2. Она предупредила, что кричит по ночам.
  3. Ночью баба Дуня кричала, искала карточки и умоляла не забирать желуди.
  4. Мать посоветовала Грише приказать бабушке молчать.
  5. Гриша дежурил у кровати и говорил, что карточки нашлись, а документы правильные.
  6. Он решил каждую ночь помогать бабушке, чтобы та исцелилась.

Главная мысль рассказа «Ночь исцеления» Душевные раны исцеляются любовью и сочувствием.Чему учит рассказ «Ночь исцеления» Рассказ учит сочувствию, состраданию и милосердию. Учит человеколюбию, человечности. Учит любить своих близких и стараться всеми силами помочь им. Учит уважать и любить старость.Отзыв на рассказ «Ночь исцеления» Мне понравился этот рассказ и больше всего понравился поступок Гриши, который показал себя настоящим человеком. Он любил свою бабашку и старался помочь ей преодолеть тяжелые воспоминания, избавиться от них. Гриша был очень добрым и отзывчивым.Пословицы к рассказу «Ночь исцеления» Доброе слово лечит, а злое калечит. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Добрые слова дороже богатства. Против милосердия и меч бессилен. Что не сделаешь силком, того добьешься добром.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ночь исцеления» Внук приехал и сразу убежал кататься на лыжах. А баба Дуня готовила ему обед. Гриша вернулся и быстро поел. Потом снова убежал с коньками. Баба Дуня осталась одна, но это было уже не то одиночество. Сын и дочь жили в городе и приезжали редко. Баба Дуня тоже к ним выбиралась не часто. И дом не хотела бросать надолго, и с некоторых пор она громка стала кричать по ночам. Она прожила нелегкую жизнь — война, голод. Все это понимали, но легче от этого не было. Вот и старалась баба Дуня реже выезжать к детям. А вот внук Гриша стал приезжать все чаще, на праздники и каникулы. Гриша прибежал вечером и стал собираться на рыбалку, достал снасти, обещал обязательно наловить рыбы. Потом стали укладываться спать, и баба Дуня предупредила, что спит плохо, и если что, пусть внук ее будит. Но внук легкомысленно отмахнулся — он спит мертвым сном. Но среди ночи Гриша проснулся от крика. Бабушка кричала, что потеряла карточки и дети будут голодать. Она молила о помощи. Внук разбудил бабушку и сказал, что ей нужно лечь на другой бок. Бабе Дуне было неловко, она легла на другой бок. Вскоре Гриша услышал, как бабушка во сне просит не отбирать желудей, и оставить хотя бы мешки. Гриша вновь разбудил бабушку, и та сказала, что ей снилось, как она ходила на другой берег Дона за желудями, а паромщики отбирали их. Утром Гриша ушел на рыбалку, потом кататься на лыжах. Он много думал о бабушке, для которой прошлое не ушло и не знал, как ей помочь. Мама посоветовала ему крикнуть бабушке «Молчать!», и тогда она засыпала, но Гриша не мог так поступить. Ночью он не спал, а когда бабушка начала кричать, подошел к ней и стал говорить, что карточки нашлись, вот они, в синем платочке. И бабушка успокоилась. Когда она заснула, Гриша сел у печки и заплакал. Он словно наяву видел всю боль и горе бабушки. И когда она стала проситься в госпиталь к мужу, начал успокаивать бабушку, говоря, что документ у нее правильный, с фотографией, и она может пройти. Бабушка вновь успокоилась и уснула. Гриша тоже лег, думая о том, как расскажет завтра бабушке о том, что было. Но потом понял, что этого говорить нельзя. А надо делать то же самое на следующую ночь, и следующую. И тогда придет исцеление.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ночь исцеления»1.jpg

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/ekimov/noch_istceleniia/
  • https://obrazovaka.ru/books/ekimov/noch-isceleniya
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/ekimov-boris-petrovich/noch-isceleniya
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/09/blog-post18.html

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается. 

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он. 

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу. 

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

  1. Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
  2. Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
  3. Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
  4. Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
  5. Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

  1. Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии. 
  2. Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
  3. Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
  4. Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе. 

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе. 

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…». 

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.). 

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чему учит рассказ Муму Тургенева

Рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Был написан в 1952 году.

Герасим был привезен из деревни для работы у барыни. Он большого сложения, высокого роста, но несчастью глухонемой с рождения. Однажды жители дома начинают замечать, что Герасим засматривается на одну из работниц Татьяну. Она с вою очередь его побаивается. Вскоре все подходит к женитьбе, и Герасим вот-вот собирается просить разрешения о Барыни. Та в свою очередь выдаёт Татьяну замуж за башмачника, чтобы исправить его. Чтобы Герасим не натворил бед, жители придумывают хитроумный план, который безотказно срабатывает.

Через некоторое время Татьяна и её супруг уезжают, проводив их, Герасим по пути, домой находит и спасает тонущего щенка из воды. Он дает ей имя Муму, потому что только это он мог выговорить. Вскоре собачка подрастает становиться красивой и ласковой. Но доверяет она только хозяину. О существовании собачки Барыня узнаёт в последний момент и не может найти с не «общего языка», обозлившись на это, она приказывает Герасиму убрать собаку. Первая попытка не увенчалась успехом, и тогда Герасим взял собаку и отправился с ней к Крымскому Броду, сев в лодку и отплыв, он утопил собаку. После этого он вернулся в деревню и жил всю жизнь один.

Чему учит рассказ Муму?

После прочтения рассказа можно понять, что крепостное право в те времена лишало человека всего. Собственных мыслей, желаний, свободы. И со временем человек может превратиться в несчастное и бездушное существо. Рассказ учит человека хорошим качествам пот описанию персонажа. Например, Герасим трудолюбивый, заботливый, дружелюбный, добрый и скромный. После прочтения рассказа понимаешь, что нужно быть упорным и идти наперекор плохим людям. Хранить преданность друзья, особенно к нашим меньшим братьям. Потому что они не заслуживают жесткости со стороны человека и очень редко могут дать отпор. Поступок Герасима может показаться очень жестоким, как мог он утопить собственного друга, который ему доверял.

В ситуации с Татьяной, Герасиму нужно было быть более внимательным. Ведь он мог обратить внимание на то, что за все время он не видел её хмельной. Но таков сюжет рассказа и мысль автора.

Так же рассказ учит, какими качествами обладать не нужно, на примере барыни. Она наглая, злая, жестокая, грубая. Нельзя вершить чужие судьбы, чтобы решить свои проблемы. Нужно понимать, что собака не виновата в том, что человек не может подружиться с ней. Барыня же в этом случае держит зло на собаку и решает отомстить и хозяину и животному. Плохо быть злым и мстительным человеком. В первом и во втором случае рассказ учит любви к животным.

Если обратить внимание на роль Татьяны в рассказе, то можно понять что в этом случае рассказ учит быть самостоятельным человеком, что нужно стремиться к свободе. Надо учиться, самому принимать решения и думать собственной головой, а не потакать чужим желаниям. Ведь выйдя замуж за пьющего башмачника, Татьяна может, загубила себе всю жизнь. А выйдя за Герасима, могла жить в заботе и спокойствии. Но нам остается лишь гадать, как бы мог развернуться сюжет рассказа, если бы герои поступали по-другому.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.10.2018

Тургенев И. «Муму»

Тургенев И., рассказ «Муму»

Главные герои рассказа «Муму» и их характеристика

Чему учит рассказ «Муму»
Рассказ учит любви к животным. Учит ответственности за свои поступки. Учит не смиряться с рабством и угнетением, учит любить свободу и стремиться к ней. Рассказ призывает остановить угнетение человека человеком, призывает к равенству и справедливости.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Муму»
На отдаленной улице в Москве жила барыня. Ее дочери вышли замуж, сыновья служили в Петербурге и она жила уединенно.
Среди ее челяди выделялся дворник Герасим. Это был могучий мужчина, глухонемой от рождения. Барыня выписала его из деревни за его внешность и силу, но Герасиму сперва очень не нравилось его новое жилье. Он никак не мог понять, чем ему заниматься в городе, а обязанности дворника казались ему очень простыми и легкими.
Но постепенно Герасим привык к новой жизни. Он усердно выполнял свои обязанности, стал грозой воров и мошенников. Остальная челядь его побаивалась и крепко уважала. Жил Герасим в каморке под кухней, дверь в которую запирал и ключ всегда носил с собой.
Прошел год и судьба Герасима изменилась.
Барыня по обычаю держала многочисленную челядь и был среди ее слуг горький пьяница башмачник Капитон Климов. Его судьбу и решила устроить барыня, о чем заговорила со своим дворецким Гаврилой.
Барыня считала, что Капитона следует женить, и тогда он может быть перестанет пить. В качестве супруги барыня предлагала прачку Татьяну и велела Гавриле устроить этот брак.
Гаврила удалился с великом раздумье.
Татьяна была худенькой белокурой женщиной лет двадцати восьми, робкого и смирного нрава, которую с детства держали в черном теле. Когда из деревни привезли Герасима, Татьяна вся обмерла от страха при виде грозного великана. А вот Герасим напротив, стал оказывать Татьяне явные признаки благорасположения. То пряник подарит, то ленту, и скоро вся дворня была в курсе увлечения Герасима. Но шутить над ним никто не осмеливался, зная его грозный нрав. А сам Герасим только и ждал нового кафтана, чтобы просить у барыни руки Татьяны.
Неудивительно, что услышав приказ барыни Гаврила растерялся. Он позвал Капитона и стал его срамить за внешний вид, а потом, словно между делом, сообщил, что его решили женить. Капитон довольно улыбнулся, считая женитьбу выгодным делом. Но тут Гаврила сказал, что в жену ему выбрали Татьяну, и Капитон от ужаса заблеял. Он боялся, что Герасим его убьет, но если бы того не было, был согласен жениться на Татьяне.
Тогда Гаврила пригласил Татьяну и объявил ей о скорой свадьбе. При этом он приказал Татьяне притворится пьяницей, чтобы отвадить Герасима. Ведь тот сам не пил и пьяных ненавидел.
Хитрость удалась, увидев Татьяну шатающейся, Герасим обомлел, а потом сам втолкнул ее к Капитону. До самой свадьбы Герасим был сам не свой, а в день свадьбы даже разбил бочку с водой, за которой ездил на речку.
Прошел еще год. Капитон окончательно спился и его с Татьяной было решено отправить в деревню. Герасим на прощанье подошел к Татьяне и подарил ей платок, купленный еще год назад. Татьяна прослезилась и трижды по христиански поцеловалась с Герасимом.
Был вечер. Герасим шел вдоль реки, как вдруг увидел, что возле берега что-то барахтается. Он вытащил из воды маленького щенка, положил его за пазуху и отнес в каморку. Там он дал щенку пить и глядя на собаку впервые радостно засмеялся.
Герасим очень привязался к собачке, которой дал кличку Муму. За восемь месяцев та выросла в красивую собаку испанской породы и все в доме ее очень любили. Сам Герасим любил ее без памяти и ему было неприятно, если его собаку гладил кто-то другой. Да и сама Муму платила Герасиму самой нежной и чистой любовью. Муму стала отличной сторожевой собакой и когда Герасим куда-то уходил, нетерпеливо ожидала его у дверей каморки.
Прошел еще год. Однажды барыня увидела в саду Муму и пришла в восторг. Она велела привести к ней эту милую собачку и хотела ее приласкать. Только Муму оскалилась и чуть не укусила руку барыни. Барыня рассердилась и ее слуга Степан вышвырнул Муму к ногам Герасима.
Весь день барыня ходила мрачнее тучи, а утром позвала к себе Гаврилу. Она спросила, что за собака мешала ей всю ночь спать. И велела, чтобы Муму больше не было в доме.
Гаврила растолкал спящего Степана и отдал ему какое-то приказание. Степан кивнул и стал караулить Герасима. Когда тот с охапкой дров вошел в свою каморку, Степан схватил Муму и бросился прочь. Он бежал до самого Охотного ряда, где продал Муму какому-то перекупщику, с условием, чтобы тот продержал собаку неделю на веревке.
Потом он осторожно вернулся, боясь гнева Герасима. Но Герасима не было во дворе.
А Герасим между тем обнаружил исчезновение Муму и сразу бросился ее искать. Он обегал наверное пол-Москвы и вернулся глубокой ночью. Ночью он стонал в своей каморке.
В последующие дни Герасим продолжал искать свою собаку и вдруг однажды, что-то ткнулось ему в ноги. Герасим оглянулся и увидел Муму, с обрывком веревки на шее. Герасим понял, что собака пропала не просто так и решил принять меры.
Он тайком провел Муму в каморку и решил выводить ее гулять только ночью. Но глухой не мог понять, что Муму выдаст себя своим визгом. И действительно скоро весь двор знал, что собака вернулась.
Вскоре Муму ночью залаяла на пьяного, и как на грех этот лай услыхала барыня. Она разволновалась, стала звать доктора. Прибежал доктор и дал ей успокоительных капель. Но весь дом был на ушах и Герасим схватил Муму, и заперся в каморке.
Скоро пять человек ломились в его дверь, но та не поддавалась. Наконец прибежал Гаврила и велел караулить возле двери до утра. Потом он пошел к барыне, думая обещать, что собаки завтра в живых не будет, но барыня уже уснула под действием капель.
Утром барыня слабым голосом позвала к себе старшую приживалку, и велела ей сходить к Гавриле Андреевичу и спросить того, неужели какая-то собака дороже ему спокойствия барыни.
Приживалка сходила к Гавриле и о чем-то долго с ним говорила. Потом целая толпа мужиков стала приближаться к каморке Герасима. Они столпились у дверей, и Гаврила, забыв, что Герасим немой, стал стучать и кричать. Потом догадались сунуть в дырку палку и там ею повертеть.
Вдруг дверь отворилась и толпа мужиков кубарем скатилась с лестницы. Перед ними стоял Герасим. Он молча обернул пальцем вокруг своей шеи и показал на Муму.
Гаврила кивнул, что непременно. Тогда Герасим повторил знак удушения, ткнул себя кулаком в грудь и запер дверь.
Гаврила считал, что Герасим обманет, но Степан урезонил его, сказав, что Герасим если сказал, сделает. На всякий случай Гаврила велел Ерошке следить за Герасимом.
Через час Герасим, наряженный в парадный кафтан, вышел из каморки, ведя на веревочке Муму. Он вошел в трактир и заказал щей. Накрошив в тарелку хлеба он поставил ее перед Муму и долго смотрел, как та ела. Несколько слез скатились по его щекам.
Потом Герасим вышел и направился к Крымскому броду. По дороге он прихватил два кирпича.
На берегу Герасим сел в лодку и оттолкнулся от берега. Хромой старик сторож закричал на него, но Герасим только кивнул ему.
Герасим греб долго и сильно. Скоро Москва оказалась позади и запахло деревней. Тогда Герасим остановился, связал кирпичи и накинул веревку на шею Муму. Собачка доверчиво смотрела на Герасима и махала хвостиком. Герасим отвернулся и отпустил собаку. Он не слышал ни ее взвизга, ни плеска воды.
Ерошка вернулся домой и доложил об увиденном. Все решили, что Герасим точно утопит Муму. К вечеру Герасима все не было, но Степан сказал, что видел его. Герасим выходил со двора и сильно толкнул Степана.
А в это время Герасим уже шагал прочь от Москвы по знакомой дороге. Через два дня он уже был в родной деревне.
Обнаружив исчезновение Герасима, в доме барыни поднялся шум. Барыня кричала, что не велела убивать Муму, и дала большого нагоняя Гавриле. Потом узнали, что Герасим в деревне и барыня хотела сперва выписать его обратно. Но потом решила, что такой неблагодарный человек ей не нужен.
Впрочем, вскорости она умерла.
А Герасим так и остался жить в деревне, и молва о его силе разносилась по всей округе. Только вот с женщинами он не водился и больше ни одной собаки не держал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Муму»

Источник

  • Рассказ о абель тасман
  • Рассказ о 2 мировой войне 2 класс
  • Рассказ ночевала тучка золотая читать
  • Рассказ носова ступеньки распечатать текст
  • Рассказ носова хитрюга распечатать