Рассказ никулина про немца

18 декабря 2021 года исполнилось ровно 100 лет с момента появления на свет знаменитого советского артиста цирка и киноактера юрия

18 декабря 2021 года исполнилось ровно 100 лет с момента появления на свет знаменитого советского артиста цирка и киноактера Юрия Никулина. Он считал, что юмор помогает перенести тяготы жизни, а потому коллекционировал анекдоты и даже выпустил несколько сборников. Правда, не все они были его собственного сочинения, артист просто собирал понравившиеся.

Стоит отметить, что собирать анекдоты начал еще отец Юрия Владимировича, а затем передал заветную тетрадь своему сыну. Никулин признавался, что он даже не считал, сколько их в его коллекции, но полагал, что явно больше 6 тысяч.

В материале редакции 24 СМИ – уморительные анекдоты от Юрия Никулина.

1

Юрий Никулин отмечал, что каждый анекдот имеет свое время. И кто-то ему рассказал, что если собирать их в разные годы, то можно даже написать историю целой страны, потому что они все точно отражают. Однажды таксист рассказал ему политический и в то же время патриотический анекдот, который запал в душу артисту. Юрий Владимирович признавался, что никогда не считал эти темы остроумными, но уже много кому рассказывал данный анекдот, и всем он казался смешным.

Высоко в небе навстречу летят две ракеты – русская и американская. На середине пути они встретились, и русская ракета спрашивает американскую:

– А ты куда летишь?

Американская отвечает:

– К вам. А ты куда?

Русская говорит:

– Если ты к нам, тогда я – к вам.

Американская ракета удивилась и отметила, что ранее никогда не видела русских «коллег». На что русская и отвечает:

– А раз мы так встретились, давай выпьем по стаканчику?

Американская согласилась, а затем и говорит:

– Знаешь, у меня какой заряд? Я там у вас как шарахну!

– Да у меня тоже дай бог, – отвечает русская.

– Ох, вот так трагедия, – замечает американская. А русская ей предлагает выпить еще по стаканчику, чтобы стало веселее.

Вдруг американская ракета помрачнела и говорит:

– Что же это получается? Когда я упаду, я ведь погибну? И ты погибнешь?

– Да, – отвечает русская.

– Так что же это за кошмар такой? – испугалась американская ракета.

А русская ей и говорит:

– Ну давай тогда выпьем еще по стаканчику, за упокой наших душ.

Выпили, и американская ракета вдруг побледнела, отметив, что плохо себя чувствует. А русская не растерялась и говорит:

– Ну, не переживай. Пойдем, я тебя домой провожу.

2

Есть еще один короткий анекдот от Юрия Никулина на военно-политическую тематику:

В Америке на закрытом полигоне ведутся секретные испытания новой баллистической ракеты. Все тайно, готовятся к запуску, а на заборе сидят две вороны.

Вдруг одна ворона говорит другой:

– А ракета-то не взлетит!

Вторая ей отвечает:

– Почему это? Взлетит!

– Не взлетит!

– Взлетит!

– Ну давай посмотрим!

Военные запускают ракету, она немного поднимается в воздух и падает. Вторая ворона говорит первой:

– Ну что, накаркала?

А та ей отвечает:

– Служу Советскому Союзу!

3

В 90-е годы знаменитый клоун Юрий Никулин побывал на программе «Поле чудес», где рассказал Леониду Якубовичу «страшный анекдот» про жабу.

Сын приходит к отцу и просит его рассказать сказку, но только не про жаб, так как он их очень боится. Папа соглашается и начинает рассказ:

– В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был принц, который решил жениться. И пошел он искать свою возлюбленную, нарядившись в одежду простолюдина. Долго шел он, пока не забрел в дремучий лес…

– А там жаба?

– Нет, в лесу деревья, кусты всякие. Идет он, идет и натыкается на тоненькую тропинку…

– А на той тропинке сидит жаба?

– Нет же, на тропинке шишки, иголки сосновые. Пошел принц по ней и вышел на небольшую полянку…

– Значит, жаба на полянке? – не унимается сын.

Отец уже начинает раздражаться:

– Да нет там никакой жабы! Стоит небольшая избушка. Он заходит в нее и видит…

– Жабу?

– Нет! Просторную и светлую комнату!

– А в комнате – жаба?

– Да нет же! В центре комнаты стоит стол, на котором…

– Жаба?

Отец обреченно вздыхает и соглашается.

– А-а-а-а-а-а-а-а-а! – закричал сын.

4

Несколько анекдотов Юрий Никулин причислил к числу своих любимых. Один из них – про поезда.

Из города А в город Б вела единственная одноколейная железная дорога, по которой ходили поезда. Сначала диспетчер выпускал один поезд из города А в город Б, и когда тот достигал пункта назначения, отправлял со станции Б на станцию А другой. Так продолжалось каждый день, и все было хорошо.

Но однажды диспетчер выпил и в состоянии алкогольного опьянения выпустил из двух городов сразу два поезда. Должна была произойти трагедия, но ее так и не случилось.

– Почему? – спросите вы.

– Значит, не судьба…

5

Любил артист рассказывать анекдоты и про рыбалку.

Отправился мужик на зимнюю рыбалку, взял с собой удочку, прикормку для рыбы, снасти и захватил собаку за компанию. Сидят они на льду, мужик закинул удочку в лунку и ждет, рядом собака, тоже ожидает добычи. Внезапно из воды показывается голова коровы, которая обращается к мужику:

– Мужик, дай закурить!

Тот растерялся, начал ощупывать карманы в поисках сигарет, нашел, дает корове. Та говорит спасибо и скрывается под водой. Ошалевший мужчина поворачивается к собаке, а та ему и говорит:

– Что ты на меня смотришь? Я сама в шоке!

6

В список любимых анекдотов Юрия Никулина можно добавить и историю про слона и охотника.

По саванне идет охотник и натыкается на раненого слона. Он вытаскивает шип из ноги, промывает рану своей последней водой, перематывает собственной рубахой, и радостный слон бежит по саванне.

Спустя много лет охотник приходит со своими детьми в цирк, где один из номеров – пирамида из слонов. Животные выходят на арену, начинают выстраивать пирамиду, но тут один слон встречается глазами с охотником. Он радостно разваливает пирамиду, бежит к мужчине, хватает его хоботом, поднимает над головой и… со всей силы бросает на арену, насмерть.

Это был не тот слон…

7

Однажды Юрий Владимирович пришел на передачу «Поле чудес», когда ведущим еще был Влад Листьев, и рассказал там анекдот про внутренний голос.

Один мужчина сильно проигрался в казино, у него уже ничего не осталось. И вот бредет он по городу домой расстроенный, и вдруг внутренний голос ему говорит:

– Еще не все потеряно! У тебя еще осталось кольцо, которое тебе завещала мама.

Обрадовавшись, мужчина вновь бежит в казино, забегает в первый зал, и внутренний голос говорит:

– Нет, иди в другой.

Мужчина идет в другой зал, подходит к первому столу, и тут его опять отвлекает внутренний голос:

– Нет, выбери стол, где играют по-крупному.

Мужчина послушался, поставил дорогостоящее кольцо на черное, но выпало красное. И тут внутренний голос говорит:

– Боже, как же я ошибся!

8

Еще один веселый анекдот от Юрия Никулина – про кладбище.

Идет мужик по кладбищу и вдруг слышит голос. Тот его спрашивает:

– Мужик, ты горбатый?

– Да.

– Нет, мужик, ты не горбатый.

Он приходит домой и видит, что горб пропал. На радостях он звонит хромому другу и рассказывает, что с ним произошло. Посоветовал тоже посетить кладбище, чтобы избавиться от хромоты. Тот послушался, идет и слышит тот же голос:

– Мужик, ты горбатый?

– Нет, я хромой.

– Нет, мужик, ты горбатый!

9

В своей книге Юрий Владимирович собрал и много анекдотов про Одессу и ее жителей. Вот один из них, про случай на рынке:

Покупательница обращается к продавцу:

– Скажите, пожалуйста, по какой цене ваши синенькие?

Возмущенный продавец ей отвечает:

– Дура! Это цыплята!

10

Любил пошутить Юрий Никулин и про различных знаменитостей.

Однажды американский актер Адольф Менжу решил заказать брюки у лучшего нью-йоркского портного. Спустя месяц и несколько примерок звезда наконец-то получила свой заказ. Забирая брюки, Менжу с раздражением заметил:

– Богу понадобилось 7 дней, чтобы сотворить целый мир, а вы только месяц шили брюки!

На что портной ему и отвечает:

– Так вы посмотрите на этот мир и на эти брюки!

11

Завершим подборку анекдотов от Юрия Никулина смешной историей об отношениях супругов.

В полицию приходит мужчина и говорит:

– Я пришел сдаться властям.

– А что же вы такого совершили?

– Я ударил жену.

– Вы что, ее убили?

– Нет, ну что вы! На ней нет ни царапинки.

– Ну тогда можете идти домой.

– Ну уж нет. Дело в том, что она стоит за этой дверью.

https://24smi-org.turbopages.org/24smi.org/s/article/290047-11-umoritelnykh-anekdotov-ot-iuriia-nikulina.html?publisher_logo_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-turbo%2F3535358%2F2a0000017509bbe7a42919b5f368617ecf56%2Fsvg&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Попробуйте вспомнить, когда и с какой роли началось ваше знакомство с Юрием Никулиным? Кажется, не осталось уже в нашей стране людей, кто может четко и ясно ответить на этот вопрос. Его Семен Семеныч, Балбес, майор Лопатин или самый веселый и чудаковатый клоун со старых черно-белых цирковых записей вплетались в нашу жизнь с самых ранних лет, а образы подкупали простотой и очаровательностью, заставляя хохотать до слез.

Вот уже больше 20 лет прошло с того момента, как легенды советского кино не стало, но народная любовь и память даже не думают ослабевать, а сегодня, когда со дня рождения Юрия Владимировича исполняется целый век, на его малой родине с размахом отмечают этот праздник.

Морозное утро начала декабря. Неохотно ворча, заводится двигатель большого туристического автобуса, принимая в свои стылые недра журналистов. Два десятка представителей смоленских и федеральных СМИ отправляются в Демидов, в дом, где первые годы своей жизни провел Никулин.

Здесь, на центральной площади 10 лет назад открыли памятник любимому актеру и клоуну, здесь мы и встречаемся с его сыном — Максимом Юрьевичем.

«Последний раз на открытии и был, и вот сейчас приезжаю. Сто лет, как никак, на события вроде этого надо вырываться. Очень приятно видеть здесь всех вас, понимать, что отца помнят и чтят. Я всегда говорю — человек жив, пока жива о нем память. Эта надпись на монументе — «великий актер и клоун», я считаю, не очень правильная. Не люблю преувеличений. «Великий» невольно обижает людей, которые были рядом с ним, не ниже него на самом деле. Ведь с ним работали Леонов, Папанов, Гафт, Юрский, они тоже все были великими. Не хватает одного слова — Человек. Почему к нему была всенародная любовь? В нем все было через меру, всего, чего нам в жизни не хватает — любви, добра, милосердия, желания помочь любому, кто обращался. Это все читалось, люди это чувствуют».

Максим Юрьевич, продолжая дело отца, занимает пост гендиректора и художественного руководителя цирка на Цветном бульваре, носящего фамилию Никулина. А еще он наш коллега, работает в сфере журналистики, телеведущий.

В Смоленск семейный праздник Никулиных пришел чуть раньше, ведь вековой юбилей «папы Юры» приходится на 18 декабря. А для нашего зрителя поздравительная программа прошла 4 числа — после нашей поездки в Демидов, тем же вечером состоялся памятный вечер в Смоленском драматическом театре им. Грибоедова.

«Именно же в День рождения мы просто закрываем цирк, чисто для своих — семья, друзья. Для тех, кто лично знал и был знаком с ним. Это немало людей, сейчас и семья расширилась — у Никулина уже пятеро правнуков, есть кому дело продолжить. Конечно, когда планировали выездные мероприятия, Смоленск стоял на первом месте. Хотели цирк привезти, манеж, во дворце спорта сделать выступление. Но нам предложили театр и я не смог отказать, потому что дед мой и бабушка там работали. Ну и сюда не приехать не мог».

Встречали почетного гостя хлебом-солью у памятника отца, там же подарили сувениры и обязательный символ Демидова — местные огурчики, которыми вся область кормится.

После — бегом греться, в краеведческий музей, где Юрию Никулину посвящена целая часть одного из залов. Очки мигом запотевают с холода, и пока носящие их мои коллеги раздраженно лезут за носовыми платками, которые все равно не помогают из-за масок — дыхание продолжает оставлять мутные разводы на стекле, Максим Юрьевич лишь усмехается:

«Нам всем не хватает его оптимизма. Он бы и про ковид обязательно шутил бы, и много шутил. Потому что люди устали, устали от непонимания, что происходит, что будет дальше. И нужно шутить, как делал всегда отец. Как говорила бабушка одного моего приятеля, колоритная такая женщина, «пережили гетто, переживем и это». В трудные времена нужно уметь посмеяться. Мы живы, мы работаем, а значит надо жить и продолжать не сдаваться, улыбаться и смотреть в будущее. Моя любимая шутка, связанная с пандемией: больной сдал анализы, доктор к нему подходит и говорит: у нас для вас две новости. Хорошая — поздравляю, этот штамм мы назовем вашим именем».

В беседе с работниками музея Максим Никулин вспомнил про документалку об отце, которую они сделали вскоре после его кончины. Называется «Юрий Никулин от первого лица», а сделана из аудионарезок из интервью, пресс-конференций, каких-то личных архивных записей. Авторы выставили их в хронологическом порядке, наложили видеоряд и получился такой рассказ о себе человека, которого уже нет.

Как вспоминают в семье, любимый актер не страдал от повышенного внимания, всегда готов был дать автограф, поговорить, но все же предпочитал по делам пешком не ходить — на улицах просто не давали проходу, спасал лишь автомобиль, который Юрий Владимирович обожал водить.

«Но самыми настойчивыми из поклонников были люди пьющие, — признается сын артиста. — С которых персонаж Балбеса и писался. Узнавали «своего», а обычными было два обращения, или денег просили, «на бутылку дай, ну что ты?» или «пойдем, на троих сообразим?». Но у отца всегда были отмазки, которые работали безотказно. На первое — жена все забирает, без копейки в кармане. Те сразу оживали: «как, и у тебя тоже? Ну змея, сволочь, все они такие, Юр, ну извини, все понятно!». И на вторую просьбу — «ребят, я с удовольствием, но третий день в завязке». И те сразу понимали. На их языке разговаривал, понятном. К каждому подход свой был, это и подкупало, за это и любили».

И эта черта характера Юрия Никулина, искренность, настоящесть, выдавала в нем величайшего мастера — актера. Не перевоплощающегося, но живущего своими образами в кино и на сцене.

«Когда меня спрашивают, а в какой роли был настоящий отец, я говорю — во всех. Актер лицедей задает образ другого человека, но высший пилотаж — проживать жизнь этого самого другого. И Балбес и Лопатин — это все он сам, это его поступки, его мотивы, его действия, настоящие и искренние. Великолепный дар у отца был, которому невозможно научить. У него не было второго плана, какой-то изнанки. Он со всеми был настоящим и говорил на одном языке. Одинаково говорил со мной, с шофером, с президентом, с кем угодно. Квазиискренность, за которую его и любили, когда видели, что он ни перед кем не прогибается и ни до кого не нисходит».

После краеведческого музея мы перемещаемся в дом-усадьбу Никулина.

К сожалению, тот самый дом, где маленький Юра провел первые годы жизни, не сохранился до наших дней — совсем обветшал и сгнил старый деревянный сруб, пришлось разобрать. Зато выстроенный любящими актера новыми хозяевами гостиничный комплекс в каждом помещении хранит частичку Никулина — где портрет на полочке стоит, где игрушечный клоун на салфеточке расселся, где книги или диски с фильмами.

«Сюда на родину отец на моей памяти не ездил, хотя, говорят, в Смоленске много раз бывал, выступал. Не знаю, почему так, вообще сторона жизни его здесь для меня неизвестна. Историю маминой семьи знаю хорошо — ведем родословную с середины XIX века, один из моих прапрадедов был членом первой российской Государственной думы, а с отцом непонятно ничего. Не знаю его истории «бегства» в Москву, выяснить пытался, связи подключал, но везде натыкался на один ответ — архивы сгорели, данных нет».

Сложно расти в семье артистов и при этом сохранить теплые воспоминания о родителях из раннего детства — ведь когда те постоянно в разъездах, маленькому человечку не объяснишь, что так надо. Но Максим Юрьевич все понимал.

«Они постоянно были на гастролях, но я привык быстро, не обижался, хотя виделись с отцом и мамой от силы по месяцу за год. Я не ощущал себя обездоленным, потому что ощущал огромную любовь к себе со стороны каждого. Да и жил в окружении родственников, большая семья в коммуналке. А разлуку всегда легче переносить вместе. Нехватки родительской любви не было, хотя знаю, что отцу я стал интересен по-настоящему когда стал уже что-то соображать. Когда был совсем маленький, в основном мать со мной занималась. Так же и с моими детьми — дед им и песни пел, и играл, и истории рассказывал, но когда те уже немного подросли. Очень трудно передать словами наши отношения. Я его чувствовал, он был в моей жизни и это факт».

Поездка в Демидов завершилась уютным застольем под воспоминания и обсуждения любимых фильмов с участием Юрия Владимировича Никулина, но сам юбилейный праздник продолжился уже вечером того же дня, в Смоленске, на сцене драматического театра, о чем будет наш следующий репортаж.

Гендиректор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин и руководитель пресс-центра цирка Юрий Никулин — младший рассказали, как изменился юмор в России со времён Юрия Никулина, о несмешном, по их мнению, КВН, устаревших Евгении Петросяне, Гарике Харламове и Павле Воле, «животном смехе» Comedy Club, шутках про власть, отношении к акциям зоозащитников, протестующих против животных на арене, и вызове в прокуратуру из-за жалобы зрительницы, которую не пустили в зал без предъявления QR-кода. Большое интервью сына и внука народного артиста СССР Юрия Никулина доступно на YouTube-канале NEWS.ru.


«Попробуй пошути про нашу власть — через три минуты к тебе приедут»

— Как изменился юмор в России со времён Юрия Никулина?

Максим Никулин: Сейчас вообще мало смеются на самом деле. Не до смеха, что называется. Юмор поменялся, стал более упрощённым. Что грустно на самом деле. Раньше, если взять любой старый классический анекдот, это всегда была история. Причём не просто история, а с философским подтекстом. Отец всегда сравнивал старые анекдоты с морской галькой, которая шлифуется волнами и становится совершенной формы. Лишнее отпадает, и остаётся только суть, фабула. И естественно, очень многое зависит от рассказчика.

То, что я сегодня смотрю, читаю, слушаю, примитивнее. Гораздо больше стало юмора ниже пояса. Может, такая примета времени?

Если взять наши юмористические передачи по телевизору, которые я специально не смотрю, но иногда попадаю… Ну как-то всё это не так. Может, мне так кажется, может, я уже брюзжу. Но даже в Интернете 90% анекдотов — муть полная. В советские времена шутили над режимом, были анекдоты про вождей, партийных руководителей. Потом пошла серия анекдотов про Чапаева, про чукчей анекдоты рассказывали. Перестроечные анекдоты ходили про Михаила Сергеевича Горбачёва. Про новых русских было много анекдотов. А сейчас то ли какое-то безвременье, то ли нет точки отсчёта. Вот не над чем смеяться. Да, посмеиваются над ковидом — редко, но и не очень смешно. Штука несмешная на самом деле.

Юмор изменился в сторону упрощения и отсутствия темы. Он стал более плоским в массе своей. Бывают и смешные вещи. Даже я смеюсь иногда, а я к столькому привык. Ну это такие прорывы. А в основном, в целом, несмешно.

Юрий Никулин — младший: К сожалению, юмор уже не тот. Он отсутствующий. Я недавно смотрел популярную передачу из трёх букв: у них был очередной юбилей и трёхчасовой концерт, приглашали стариков, и молодняк (60-летие КВН. — NEWS.ru). За три часа концерта шутки три, над которыми я посмеялся. Всевозможные «Камеди» и стендапы — другое, здесь ты смеёшься над теми ситуациями, которые часто бывают юмористическими. Там же шутки как таковой нет.

Но у нас почему-то в стране к юмору относятся своеобразно. Попробуй пошути про нашу власть — через три минуты к тебе приедут, потом объясняй, что это шутка. Это как-то очень странно, на мой взгляд. В Интернете пост боишься написать — как на это будут реагировать. Не дай бог, чьи-то чувства затронешь — верующих, меньшинств, ещё кого-нибудь. Не со зла, но они же все странные.

— Под влиянием чего изменился юмор за последние десятилетия?

Максим Никулин: Вообще это сложная история. Давным-давно читал фантастический рассказ, как двое учёных решили выяснить, откуда берутся анекдоты. Ведь никто не скажет вам, что «я придумал анекдот» — я таких людей, например, не встречал. Рассказчики блестящие есть — это да. Отец в том числе. Он некоторые анекдоты адаптировал под свою манеру рассказа. Но это другое. А откуда всё это берётся? Учёные договорились до того, что анекдоты нам забрасывают представители внеземных цивилизаций, чтобы проверить психологическую стойкость населения Земли. Когда они всё поняли, то не смогли вспомнить ни одного анекдота.

Какова природа юмора? Ну, откуда же я знаю? Всё меняется, жизнь меняется. Я не могу сказать, что в худшую сторону. Но сегодня ушло больше, чем пришло. Кино, я считаю, изменилось в сторону худшего, к сожалению. Но, может быть, придут другие времена. И всё это вернётся. Или не вернётся, но возобновится в каком-то другом направлении.

— Кто из членов семьи Юрия Никулина унаследовал его чувство юмора?

Юрий Никулин — младший: В том объёме, который был у деда, — никто, конечно. Это невозможно. Это один на миллион. А так мы все хорошо относимся к юмору. Но анекдоты не рассказываем, потому что их сейчас нет. Я давно не слышал новых анекдотов, а чтобы смешные — вообще не помню, когда такое было в последний раз. Если говорить про моих детей, дочку брата, они начинают «дурковать». Конечно, это смешно, но по-детски.

— Вы встречали людей без чувства юмора?

Максим Никулин: Конечно, встречал. Грустно на них смотреть. У замечательного польского афориста Ежи Леца была такая фраза, что если у человека нет чувства юмора, то у него должно быть хотя бы чувство, что у него нет чувства юмора.

Есть люди несмешные. Таким был Леонид Гайдай (режиссёр комедий «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». — NEWS.ru). Он был мрачный человек, но чувство юмора у него было великолепное. Когда при нём рассказывали (скажем, мой отец рассказывал) какой-то анекдот, все вокруг смеялись, а Гайдай говорил: «Да, смешно». Так оценивал. Но какие фильмы снимал! Без чувства юмора такие снять нельзя. И без глубокого понимания юмора как такового.

Юрий НикулинЮрий НикулинAnton Kavashkin/Russian Look

«Отец никогда не жалел, что вступил в партию»

— Юрию Никулину разрешалось рассказывать политические анекдоты?

Максим Никулин: Что значит, разрешалось или не разрешалось? Тогда все вели себя достаточно осторожно. Отец никогда не противопоставлял себя режиму, он не был диссидентом. Хотя прекрасно понимал, что происходит, как человек разумный и даже мудрый. Они объездили с моей мамой полмира, он имел возможность сравнивать. Естественно, всё было понятно.

Но он себе никогда не позволял, даже в очень узком кругу, резкой критики режима, партии, постановлений. Он всегда был благодарен стране за то, что она для него сделала. Отец вступил в партию в 1941 году и не жалел об этом даже в перестроечные времена, потому что другие совершенно принципы были, другие посылы. И он вступил не потому, что все вступали. Я был членом партии, потому что это было необходимо, поскольку я работал в идеологической структуре и без этого было нельзя. Если я хотел дальше двигаться — не по карьере, а в творческом плане. Для отца же членство в партии было достаточно органично.

Политические анекдоты все рассказывали — на кухнях, за столом. Даже какие-то намёки позволялись некоторым со сцены, с экрана. Но отец… Да его на эти сцены-то и не звали.

Он ни разу не был приглашён, допустим, в Кремль. Его не звали на концерты, как других артистов. Потому что в нём была какая-то ненадёжность, с их точки зрения. Какая-то опаска была: чёрт его знает, ну клоун же. Что от него ждать, непонятно.

И меня туда (в Кремль. — NEWS.ru), кстати, тоже не приглашали. Даже когда я работал журналистом в программе «Время» и надо было срочно ехать на съёмки в Кремль, как у нас называлось, «на паркет». Спрашивали: «Кто дежурный?» — «Никулин». — «Не надо его, давайте этого пошлём, он чётко сделает по ТАССу». Хотя я был дисциплинированный и лишнего не позволял. Но подтекстик есть. Отца любили и уважали, он был для всех народный герой, народный артист. Но вот…

— Юрий Никулин был знаком с Брежневым, Ельциным?

Максим Никулин: С Брежневым нет. С тем правительством, по-моему, не был знаком. С Горбачёвым встречался, с Чубайсом, с Ельциным был знаком. А так он не сильно тяготел.

— С Горбачёвым ваш отец познакомился, когда власти перестали выделять финансирование цирку на питание животным и он пригрозил Горбачёву выпустить тигров на правительство?

Максим Никулин: Это, кстати, достаточно нетипичная история для отца. Он не очень любил эту свою силу, которая у него была за плечами, — силу славы, известности, популярности и влияния. Он никогда её старался не использовать, будучи человеком и скромным, и тактичным. А в какие-то моменты прорывалось, и это было неожиданно для очень многих. Но тут другое. Я недавно переслушал то его выступление в Моссовете. Обычно он ничего не репетировал — импровизировал. А тут он явно готовился. Это видно мне как человеку, который его хорошо знает. Он очень грамотно, чётко выстроил выступление. Юмора там было немного, ситуация была сложная.

И я использовал, кстати, этот приём не так давно. Когда нам выкатили сумасшедшие цены за аренду цирка, мы собрались и решили, что впору цирк закрывать — мы не потянем такие деньги. То есть мы их заработаем, но не останется ничего после оплаты такой аренды — ни на программу, ни на номера, ни на гастроли. И что мы будем делать, что будем показывать? В тот момент позвонили коллеги из РИА Новости, спросили про планы. И я абсолютно сознательно говорю: «Планы какие? Цирк закрывать к хренам собачьим». Ситуацию рассказал. Спрашивают, что буду делать.

«А я во Францию уеду — и во Франции будет московский цирк Никулина. Если это кого-то так устраивает», — ответил я. Через два часа из мэрии позвонили: «Мы вас ждём к шести часам. Приезжайте, пожалуйста, мы погорячились».

Вопрос решился за 10 минут. Иногда надо пугануть. Я понимаю, что люди на определённом посту эти вопросы не решают. Им докладывают — они подписывают. Наверное, с чьей-то точки зрения неправильно, что цирк занимает 18 тысяч квадратных метров в центре Москвы, а платит «копейки». Но у нас не супермаркет, не торговый центр, а совсем другая история, в которую нужно вникнуть. И индивидуально к этому подходить.

Юрий Никулин - младшийЮрий Никулин — младшийСергей Булкин/NEWS.ru

«Гроб Господень две тысячи лет стоит, а Никулин завтра уедет!»

— В последние годы ваш отец сохранял бойцовские качества или подустал?

Максим Никулин: Если усталость даже и была, он её не демонстрировал. Он мог прийти после спектакля вечером, сказать: «Публика была тяжёлая сегодня, зал тяжёлый, я просто без ног». Или со съёмочной площадки приезжал совершенно «перевёрнутый» от Тарковского. От жизни усталости не было.

А если говорить о ситуации, которая происходила за окном, то ему было совсем не интересно, что там происходит. За страну он сильно не болел. У него своя была страна, вот здесь — был цирк. Вот за него он болел. Была семья, за которую он переживал. Это был им созданный мир. Не то, чтобы он в нём замкнулся… Естественно, он общался, встречался, понимал, что происходит. Но это сильно его не задевало. Пусть мир идёт своим путём, а мы пойдем своим. Такая философская история.

— Почему сегодня в России нет артиста уровня Юрия Никулина, которого любили бы абсолютно все?

Юрий Никулин — младший: Юрий Никулин в своё время был популярнее, чем Ельцин. И если бы вдруг деду пришло в голову баллотироваться, он с легкостью в первом туре бы победил безоговорочно. Поэтому здесь — это магия человека. Да, таких сейчас, такого уровня, такого масштаба людей сейчас нет. Не знаю, будут ли когда-нибудь. Появление Никулина, Миронова, Вицина, Моргунова, этот ряд можно ещё долго перечислять… Так встали звёзды. Это были реальные глыбы в плане актёрского мастерства. Это люди, которые на экране не играли — они жили ролями.

Максим Никулин: Вы правы, такого уровня артистов сегодня нет. Почему? Я не знаю. Может, не рождаются просто. Скорее всего, не рождаются. Потому что надо родиться таким — с талантом, с даром, и потом ещё развить это всё. Почему люди идут в артисты? Первое — это осознанное: слава, автографы, деньги. А второе — неосознанное: когда человеку есть что сказать, есть чем поделиться с другими людьми, и это желание самовыражения он идёт и выполняет — на сцене, на манеже в цирке, в живописи, в музыке… Когда это всё просится наружу.

У каждого времени свои герои. Нет, есть прекрасные артисты, талантливые, интересные. Но калибр не тот: труба пониже, пар пожиже.

Кого вспоминает моё поколение? Жарова, Кторова, Прудкина, Баталова, Тихонова, Ефремова, Евстигнеева, Миронова, Папанова, Никулина. А дети мои кого смогут вспомнить в моём возрасте? Лёню Ярмольника? Я против Лёни ничего не имею, он хороший артист. Но знаковых фигур нет. Как говорил Семён Семёныч в «Бриллиантовой руке»: «Будем искать». Будем ждать.

— Что могло бы рассмешить Юрия Никулина сегодня?

Максим Никулин: Отец мог найти смешное в непонятных вещах и отреагировать, как он умел это делать. Как-то заболел, температура 37,5, сидел дома, а он не любил этого страшно. Я приехал его навестить. Делать было нечего, он смотрел телевизор (многие помнят, что показывали по телевизору в 1970-е годы — бред полный). Досмотрел какой-то кубинский фильм про революцию, выключил телевизор и сидит. Я говорю: «Ну как?» Он отвечает: «Мальчик, ну что тебе сказать? Бывает фильм — г… А это — г… в кубе». Вот такая непроизвольная реакция.

Разные ситуации бывали. Однажды мы приехали в Израиль с телепередачей «Белый попугай», которую вёл отец. И я присоседился. Там программа: Иерусалим, Стена Плача, Гроб Господень — очередь, как в мавзолей в советские времена. Надо стоять. Кто-то из сердобольных принёс стульчик: «Юрий Владимирович, посидите. А ваша очередь подойдёт, мы вас позовём». Женщина подошла: «Юрий Владимирович, можно с вами сфотографироваться?» — «Да, конечно». — «Сёма, Сёма, тут Никулин!» Второй подходит, третий… Один из сотрудников сделал замечание туристам: «Господа, Гроб Господень! Некрасиво». — «Что Гроб Господень! Тот две тысячи лет стоит, а этот завтра уедет!»

В жизни, какой бы она ни была, всегда есть весёлые моменты, которым можно радоваться.

Максим НикулинМаксим НикулинСергей Булкин/NEWS.ru

«Не знаю, над чем смеётся зал КВН»

— Как Юрий Никулин относился к Евгению Петросяну, программе «Аншлаг»?

Максим Никулин: Не очень. Честно могу сказать, чтобы никого не обидеть, но не очень. Когда была ещё первая редакция «Вокруг смеха» (Александр Иванов вёл, Лёня Ярмольник там впервые «засветился»), это реально было смешно, свежо, потому что люди работали на энтузиазме. Любой долгосрочный проект в какой-то момент «садится», люди просто иссякают. Надо переключаться на что-то новое, нельзя всё время эксплуатировать одно и то же. Я восхищаюсь Славой Полуниным — человек придумал 30 лет назад «сНежное шоу», и больше уже можно ничего не придумывать. Это замечательно!

— Юмор Петросяна себя изжил?

Юрий Никулин — младший: Давно. Сейчас, на мой взгляд, Павел Воля и Гарик Харламов тоже уже устарели. Они на этой сцене уже сколько? Лет пятнадцать, наверное? И шутки-то у них тоже кардинально не поменялись. Меняются персоналии, над которыми они шутят-издеваются. А смысл-то остался прежний.

Максим Никулин: Он себя изжил давно. Понимаете, тот же Михаил Жванецкий, если проанализировать его творчество и сравнить поздние произведения с более ранними, менялся. Если первые сочинения совсем другие — гораздо глубже, менее ёрнические. Они мягче, с одной стороны. А с другой, острее. Потому что он рос со своим творчеством, какие-то вещи переоценивал и понимал по-другому. А в начале-то, в общем, была сатира. Потому что там очень многое писалось для Аркадия Райкина. Под его опыт, манеру, образ. А когда Жванецкий стал писать для себя, то, конечно, поменялся.

Если брать Петросяна, он не меняется совершенно, это всё то же самое. А это уже никому не интересно.

Прогресс интересен. Даже в литературном произведении интересно развитие, к чему и как герои придут. А здесь, когда всё на одном уровне идёт, это скучно. Ну, раз, два, три — ну и что?

— Юрию Владимировичу нравился КВН того времени? И что вы думаете о нынешнем КВН?

Максим Никулин: До запрета КВН был очень смешной. Смешные ребята, хороший юмор. Я помню последний выпуск КВН — тогда же все эфиры шли в прямом эфире. Играли команды из Москвы и Одессы. Их стали глушить уже на середине трансляции, потому что юмор пошёл на грани. После этого закрыли на довольно долгий период, а после возобновления КВН стал уже не тот.

Сейчас я вообще не смеюсь. Я не знаю, над чем зал смеётся. Или их заставляют, что ли, там?

Я честно говорю: не понимаю. Иногда попадаю — ну не смешно. Какие-то проблески там бывают, но крайне редко. И неожиданно. Скорее, вопреки, чем благодаря.

— Как бы Юрий Никулин сегодня оценил Comedy Club, стендап-шоу?

Максим Никулин: Это не его юмор совершенно, ниже пояса. Если сравнивать с миром цирка, то это балаган. Вот есть цирк — искусство. А есть балаган — на потребу. Для публики, которая хочет смеяться смехом животных. Не думая. Потому что там юмор чисто ассоциативный, глубины-то никакой нет, всё плоское. Нет, там есть замечательные ребята, тот же Светлаков, у которого очень хорошее чувство юмора, он смешной. Ваня Ургант мне нравится — ну дано человеку. Я у него пару раз был на передаче, одно удовольствие с ним разговаривать. Но всё-таки и образование, и воспитание, среда немножко другая.

— Вы «залипаете» на видео из TikTok?

Юрий Никулин — младший: Да, я могу именно «залипнуть». Но меня жена ругает периодически: мол, что «сидишь отупляешься». У меня это в этот момент идёт процесс обнуления. Когда ты приходишь домой после работы и тебе ничего не хочется делать, смотришь TikTok.

Сюр в цирке: «дура ковидная» и «нападение хищника» с «признаками ослюнявливания»

— Вы видите что-то смешное в современной жизни?

Максим Никулин: С какой точки зрения смотреть. С одной стороны, кошмар и ужас. С другой — обхохочешься. Нельзя же смотреть на всё через чёрные очки. Через розовые тоже не надо — надо что-то среднее. Я стараюсь более-менее позитивно относиться к жизни. Есть трагедии — болезни и смерти людей, катастрофы, в них ничего смешного нет. А вот такого рода случаи, когда идёт на грани сюра… Одна женщина как-то написала на цирк заявление в прокуратуру. Она пожаловалась, что на неё якобы набросился дикий хищник. А была просто экскурсия за кулисами, и мимо группы проводили пантеру — та зацепилась когтем за кофточку, вырвала нитку. Это посетительница и назвала в заявлении «нападением хищника». Проводили даже какую-то экспертизу кофточки и нашли «признаки ослюнявливания». Сюр, с одной стороны. С другой — заявление в прокуратуру, Следственный комитет этим занимался.

В общем, неприятностей море. Но смешно по большому счёту. Ну бред же!

— Недавняя жалоба в прокуратуру на цирк зрительницы, которую не пустили в зал из-за отсутствия у неё QR-кода, — тоже сюр?

Максим Никулин: Дура ковидная, которая написала заявление, она принципиальная: якобы нарушаются её права, поэтому она не прививается.

Она против прививок, но хочет в цирк. А в цирк без QR-кода нельзя. И начинается: «Вы твари ковидные, не пускаете нормального человека». И идёт в прокуратуру писать.

Прокуратура обязана принять заявление. Псих она, не псих — нет такого правила. И нужно ответить на заявление, такая процедура бюрократическая. Поэтому нужно прийти, написать бумагу-объяснение: почему, отчего, как и что.

Нам сказали (исполнять приказ мэра Москвы Сергея Собянина о введении обязательного использования QR-кодов и масок на массовых мероприятиях с одновременным присутствием более 500 человек. — NEWS.ru) — мы делаем. Вся Европа так делает, весь мир так делает. Но есть такие люди странные. В этом тоже присутствует юмористическое, сюрреалистическое. Поэтому можно улыбнуться, наплевать и забыть.

Максим НикулинМаксим НикулинСергей Булкин/NEWS.ru

«На зоопротестах люди зарабатывают деньги и делают политическую карьеру»

— Вы считаете достаточным то внимание государства к цирку, что есть сейчас?

Максим Никулин: По моему убеждению, отношение власти к цирку сегодня невнятное. Цирк солнцеподобным вниманием обделён совершенно. И слово «цирк», как и «клоун», превратилось в несущее негативный характер: «Что здесь цирк устроили? Чего клоуна из себя строишь?»

Если мне придётся говорить слова в присутствии нашего гаранта — Владимира Владимировича, я скажу следующее: «Всегда в нашей жизни — и в советские времена, и сегодня — значимость того или иного события регулируется в основном наличием или отсутствием внимания со стороны властей. Чем больше внимания к чему-то, тем оно значимее для страны. И я понимаю, что если брать сегодняшнюю культуру, то самая главная вещь у нас сегодня в культуре — КВН».

Вот когда (если я доживу, а я очень постараюсь дожить до того времени) цирк будет во внимании властей, у нас всё будет хорошо. Постараюсь сделать для этого, что от меня зависит.

Но я же не могу, я не Юрий Владимирович, позвонить президенту. Он мог. И его бы соединили, кстати говоря. А я не могу даже премьер-министру позвонить, чтобы решить какой-то вопрос. Куча всяких проблем с гастролями внутри России, мы отказались от передвижек — потому что это нерентабельно, тяжело. Люди в некоторых городах только так и могут прийти в цирк, а мы сегодня не можем этого дать. Без поддержки государства такие вещи не решить.

Что Ленин сказал: «… важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». Про цирк забыли, правда, со временем. Но была такая фраза исторически, которую он не сказал, а написал Луначарскому. А пока это барахтанье. Да, что-то получается. У нас получается чуть лучше других — потому что у нас есть имя, марка, бренд, традиции… А кто-то, кто этого не имеет, а хотел бы, тому вообще ничего не будет.

— Как вы относитесь к требованиям зоозащитников отказаться от использования животных в цирке?

Максим Никулин: Во-первых, есть абсолютный статистический момент — в зоопарке животное живёт дольше, чем на воле, а в цирке — дольше, чем в зоопарке. Потому что, кроме кормления, ветеринарки, есть физнагрузка. Животное нагружается, оно работает, работают мышцы. Этого никто в расчёт не берёт. Второе: в семье не без урода. Даже в цирке (хотя это редчайший случай, сегодня я об этом вообще не слышал) были люди, которые жёстко относились к дрессуре. Но это неумные люди, неумные дрессировщики, неумелые. Потому что животные для дрессировщика — партнёры.

Если животное лупцевать, оно в конце концов откажется работать. Животное можно заставить один, два, три раза, но дальше его можно будет списывать. А это большие деньги, и они, как правило, свои. Чистый расчёт.

Но на основании одного примера всех одним миром мазать — это неправильно. И всё равно продолжают это делать, потому что преследуют свои цели. Одни деньги зарабатывают на этом. Мы как-то пару раз мягко приглашали за кулисы побеседовать людей, пришедших к цирку с плакатами. Нет, никакого рукоприкладства — просто действительно поговорить. Оказалось, это были студенты, им дали по 500 рублей, чтоб они стояли там с плакатиком. Другие строят на зоопротестах политическую карьеру. «Зелёные» в бундестаг на этом въехали в своё время. Сколько их там сейчас? Чуть ли не большинство.

Есть Цирк дю Солей, который «проплачивает», потому что они цирк без животных, им конкуренции не нужно.

Очень много составляющих. Есть люди, которые искренне думают, что здесь пытают, мучают, уничтожают животных. Мы их пытаемся разубедить, показываем, и некоторые уходят задумчивые. А некоторые упёртые… Мне в людях очень нравится одержимость — у меня в цирке все одержимые (профессией. — NEWS.ru). И очень пугает фанатизм. Потому что есть люди, до которых никакими аргументами не достучишься. У них пелена перед глазами, безумные глаза: «Вы убийцы животных!» Всё, до свидания. Даже говорить не буду, убеждать бессмысленно.

Так, друзья — сегодня будет интересный пост о том, как в СССР воровали идеи фильмов. Я уже писал большие и инетресные посты о том, как в СССР воровали дизайн и технологии, о том как в СССР крали сказки также пост о плагиате в советской музыке — а сегодня будет продолжение темы — о том, как в СССР заимствовали, а иногда и крали сюжеты фильмов — тема очень интересная и требующая глубокого исследования)

Откуда вообще взялся плагиат в советском искусстве и почему он процветал? Все годы своего существования СССР был закрытой страной, 95% населения которой были отрезаны от достижений мировой современной культуры и искусства — про западные страны людям рассказывали лишь то, что там живут страдающие рабочие и крестьяне, мечтающие о коммунизме. При этом советские режиссеры и композиторы вполне себе ездили в заграничные турне, где имели доступ к западной музыке и фильмам, откуда черпали новые идеи для творчества.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ про заимствования и плагиат в советских фильмах, пишет Максим Мирович в Facebook.

01. «Кавказская пленница«, 1966 год и «Песня мошенника«, 1930 год.

В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — фильм получился смешной и веселый, тут я говорю без иронии, действительно нравится. И всё бы ничего, да вот колоритная троица, сыгранная Вицыным, Никулиным и Моргуновым, уж очень сильно напоминает героев из американского фильма «Песня мошенника», снятого в 1930 году.

Похожим оказался и сам сюжет фильма — в «Песне мошенника» действие происходит в российском Кавказе в 1910 году, где русский бандит Егор влюбился в принцессу Веру и решает её похитить, а его сообщниками становятся напарники Али-Бек и Мурза-Бек — вместе троица участвует во всяких смешных сценах, а также в фильме есть музыкальные номера.

Впрочем, именно этот случай я отнес бы не к плагиату, а к «мягкому заимствованию», что часто случается в искусстве — Гайдай явно смотрел «Песню мошенника» и заимствовал оттуда некоторые удачные ходы и образы, создав в итоге что-то своё. Гайдая я, кстати, очень люблю и считаю, что его фильмы через много лет будут изучать как «мягкий троллинг» совка, который пропускала цензура тех лет:)

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

02. «Бриллиантовая рука«, 1968 год и «Бей первым, Фредди«, 1965 год.

Ещё один пример заимствования от Леонида Гайдая — датский фильм был снят на три года раньше, чем «Бриллиантовая рука» и рассказывает о весёлых приключениях мужчины, сошедшего с корабля и схваченного шпионской группировкой, что приняли его за тайного агента. На самом деле главный герой — просто продавец развлекательных игрушек, с помощью которых он дурачит шпионов.

Некоторые сюжетные линии фильма «Бей первым, Фредди» сильно перекликаются с гайдаевскими — корабль, бандиты, простак, певичка, бандит по имени Колик (у Гайдая — Лёлик), фразы вроде «Шеф будет недоволен», забавные игрушки вроде чертика из табакерки (у Никулина), драка в гараже в конце и т.д. Тут, скорее, тоже не совсем плагиат — но заимствований у Гайдая весьма много, даже некоторые сцены похожи.

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

Кстати, композитор Зацепин тоже явно смотрел это кино, потому что фоновые музыкальные темы из «Бриллиантовой руки» по атмосфере и настроению сильно напоминают темы из «Бей первым, Фредди», послушайте:

03. «Собачье сердце«, 1975 и «Собачье сердце«, 1987.

Второй фильм в заголовке — конечно же всем известный фильм Бортко, ставший киноклассикой и растащенный на гифки и мемы с профессором Преображенским и Шариковым. Мало кто знает, что местами экранизация сильно напоминает более раннее кино — совместную итальяно-немецкую экранизацию «Собачьего сердца», снятую в 1975 году (премьера прошла в 1976-м).

Некоторые мизансцены в своём фильме Бортко позаимствовал у «Собачьего сердца» 1975 года, похоже и цветовое решение кино — ботковская черно-белая «сепия» сильно напоминает коричневатую гамму итальяно-немецкого фильма.

Впрочем, в старой итальяно-немецкой экранизации полно ляпов, которые делают фильм несколько нелепым — макияж в стиле 1970-х у коммунистки двадцатых годов, модельные стрижки у комиссаров, русская кухарка в немецком народном костюме — смотреть на это без смеха невозможно)

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

04. «Ирония судьбы«, 1975 и «Квартира«, 1960.

Вы будете смеяться — но даже фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром» имеет своего клона-прототипа на Западе — о чём я узнал совершенно недавно. «Ирония судьбы» был снят Рязановым в 1975 году по пьесе, написанной в 1969-м, а вот почти десятью годами ранее (в 1960-м) в США вышел фильм под названием «Квартира», сюжет в котором один-в-один похож на «Иронию».

Судите сами — скромный и незаметный труженник Бад (прототип хирурга Лукашина) живёт в небольшой холостяцкой квартире, которую иногда сдаёт на суточную аренду. Бад пытается ухаживать за лифтёршей по имени Фрэн, которая не спешит заводить с ним отношения, имея тайный роман с Джеффом Шелдрейком, директором фирмы.

Однажды,в канун рождества, Бад возвращается домой и обнаруживает Фрэн у себя в квартире на кровати в бесчувственном состоянии — оказалось, что Фрэн проводила время с Джеффом именно в квартире Бада. Вокруг квартиры вращается и весь дальнейший сюжет фильма — Бад развлекает Фрэн разговорами и игрой в карты, в конце фильма Фрэн, вспомнившая было о «хорошем и положительном» Ипполите Джеффе, в конце-концов уходит к скромному труженнику Жене Баду.

В общем, сюжет фильма очень похож на рязановскую «Иронию судьбы» — только адаптирован под советские реалии.

Фильмы, которые СССР украл у Запада. "Ирония судьбы" в их числе

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, ну и может какие-то еще примерчики подкинете)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ николая носова чудесные брюки
  • Рассказ нищего чавчавадзе читать
  • Рассказ нина на дзен полностью
  • Рассказ никакой горчицы я не ел читать
  • Рассказ николая носова аудио