Рассказ николая сладкова январь

Доброе утро! в петербургском соборе-музее спас на крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений шостаковича. и в этом даже можно

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Сладков Николай Иванович

    Обзор жизни и творчества

    (1920-1996)

                Родился 5 января 1920 года в
    Москве в семье, далёкой от всепоглощающего интереса к природе, так и от науки:
    отец – токать-металлист, мать  занималась хозяйством. Был он мальчикм сугубо
    городским – родился в Москве, с 6-ти лет жил в Ленинграде. Его встреча с
    природой, хотя и не дикой, состоялась в запущенных старинных парках Детского
    Села. Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила 5 лет, и здесь мальчик мог
    почувствовать себя следопытом, участником таинственных приключений в духе
    любимых Фенимора Купера и Жюля Верна. Тут был его «счастливый лес, где всё было
    хорошо».

                  Двенадцатилетний следопыт,
    поняв, что «загадки в лесу — на каждом шагу», решил вести дневник наблюдений.
    «У береговой ласточки в гнезде яйца», «увиделтрёх дроздов» — только голые факты
    и никаких эмоций. И вдруг: «Первый соловей поёт так, что бросает то в жар, то в
    холод». Может быть, тогда и родился поэт в его сердце. «Птичьи» увлечения
    продолжились и в Ленинграде, а место таинственных парков заняла невзрачная
    городская окраина. Конечно и здесь были так называемые «уголки природы». Он
    запомнил подавленное ощущение от поездки в зоопарк, где гордые орлы выглядели
    жалкими пленниками человеческого любопытства, и потрясающий Зоологический
    музей, где наконец-то можно удовлетворить ненасытную жажду узнавания нового. Но
    всё-таки влекла та природа, которая была сама  по себе.

                    В 15 лет он записал в своём
    дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки,
    бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». Ни
    колай становился настоящим исследователем:   вслушивался, всматривался, ставил
    силки и убивал птиц на чучела. Прошли годы, прежде чем в его книгах прозвучало:
    «Не бери в лес ружьё».

                   Счастливая встреча у лесного
    костра привела его в кружок юных натуралистов при Зоологическом институте
    Академии наук. И здесь случилась ещё одна счастливая встреча – с писателем
    Виталием Бианки. Именно Николая Сладкова назвал Бианки своим наследником в
    литературе и одним из переводчиков с бессловесного на «язык  всего человечества
    – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной».

                Начало рассказов Сладкова лежало в
    его дневниках наблюдений. Конечно, получалось по-разному. Однажды он отправил
    Виталию Бианки рассказ о дятле, сильно напоминавший отчёт о наблюдениях в сорок
    одну страницу. И Бианки объяснил ему, как «оживить» рассказ.Именно на страницах
    «Лесной газеты» стали появляться заметки лескора Николая Сладкова.

                 Отечественная война заставила
    получить профессию, о которой поначалу и не думалось – военного топографа. Ему
    очень пригодились его знания природы. Однажды молодому лейтенанту пришлось
    вспомнить его юннатское детство и продемонстирировать своим солдатам полную
    безопастность двухметровых ужей, взяв их в руки.

                 Первая книга Николая Ивановича
    «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Экземпляр книги прислал ему Виталий
    Бианки с надписью: «Автору восхищённый читатель». Среди тех, кто услышал голос
    начинающего читателя был и Михаил Пришвин, которому особо понравился рассказ о
    больших птицах сипах.

                 В 1957 году Сладковы вернулись в
    Ленинград. Здесь не было своего жилья, но зато был писательский стол, и те, кто
    верил в его писательское будущее. Постоянно бывая у Виталия Бианки, Сладков
    принимал участие в подготовке знаменитой радиопередачи «Вести из леса». И снова
    отправлялся в путешествие за новыми рассказами. Писатель находил их в серо
    пустыне, в экзотической Африке, Индии и в любимой Ерзовке, среди диковинных
    новгородских лесов. Везде ждали поразительные открытия. Достаточно было просто
    «войти в лес густой, зелёный», полный «шорохов, писков песен», где «из всех
    лесных тайничков» следили «быстрые глаза», а влажные носы ловили бегущие от
    человека струйки ветра.

                Из своих поездок он возвращался не
    только переполненный впечатлениями, но и нагруженный толстенными блокнотами с
    записями, километрами магнитофонной и фотоплёнки.

                   Понимая, что» дикие земляки»
    всё более нуждаются в защите, призывал земляков цивилизованных: «Откройте глаза
    – и красота земли хлынет в вас водопадами красок… Всё живое пропитано поэзией и
    красотой».

     Вопросы к беседе по рассказам Н.Сладкова

    «Разноцветная земля»:

    1.         Где находится белая земля?

    2.         Когда в Арктику приходит день?

    3.         Какие звери живут в Арктике?

    4.         Какой цвет приобретает степь, когда
    цветёт ковыль?

    5.         Какие птицы обитают в ковыльной
    степи?

    6.         Назовите обитателй красных холмов.

    7.         Где земля бывает зелёной?

    8.         Какого цвета поющий бархан?

    Литература:

    Писатели нашего детства. 100 имён:
    Биографический словарь в 3 частях. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – с.379-383.

    Сладков Н.И. Собрание сочинений в 3-х томах.
    Т.3. /Николай Сладков. – Л.: Детская литература, 1988. – с.315-333.

    Доброе утро!

    На верфи в Петербурге почти сгорел корвет «Проворный», строившийся для Минобороны с 2013 года; в процессе пострадали три человека. Пожары на петербургских верфях происходят регулярно – впечатляющий список смотрите в конце этого материала. В новостях тоже все регулярно:

    • Как обычно по пятницам, список «иностранных агентов» пополнился двумя НКО.
    • МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми.
    • Роскомнадзор пригрозил блокировкой YouTube в России, если немецкоязычный канал RT не будет разблокирован.
    • Польский пограничник сбежал в Беларусь, где рассказал госканалу, как на его родине расстреливают волонтеров.

    Российская «политика»

    • Минюст внес в реестр «иностранных агентов» владивостокский центр помощи ЛГБТ и жертвам домашнего насилия «Маяк» и автономную некоммерческую организацию по реализации социально-правовых программ «Лилит». Обеими организациями руководит психолог Регина Дзугкоева. В отсутствие отечественного закона о домашнем насилии помощь его жертвам считается враждебной политической деятельностью (из интервью с Маргаритой Грачевой, которой муж из ревности отрубил кисти обеих рук, хорошо видно, к чему это приводит).
    • Роскомнадзор потребовал от Google разблокировать новый YouTube-канал российской государственной телекомпании RT на немецком языке, а в случае отказа пригрозил блокировкой видеосервиса в России. Но у RT в Германии и без YouTube проблем хватает: немецкий медиарегулятор начал расследование в связи с тем, что RT запустил программу на немецком языке без лицензии на вещание в ФРГ.
    • В Госдуму снова внесен законопроект, запрещающий иностранцам и не состоящим в браке парам пользоваться услугами суррогатных матерей. Впервые этот законопроект, тогда отклоненный на уровне комитета, возник в январе 2020 года на фоне уголовного дела против врачей, работавших с суррогатными матерями: во время пандемии родители-иностранцы лишились возможности забрать своих младенцев, но следствие считает, что дети были рождены от неизвестных родителей с целью продажи за границу. У одного прорвавшегося через ковидные кордоны отца ребенка просто отобрали.
    • В Челябинске со службы в полиции уволили участкового уполномоченного Яну Кириллову – лидера группы сотрудников МВД, протестовавших против выселения из служебного жилья. В неформальной беседе ей объяснили: это связано с тем, что она дала интервью «Дождю». По данным «Дождя», по всей России из полиции увольняют сотрудников, подписанных на какие-либо медиаресурсы Навального и его команды.

    Российское правоохранительное

    • Суд в Москве арестовал на 14 и 15 суток муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину по статье о пропаганде нацистской символики. Соответствующую символику правоохранителям удалось отыскать в постах 2018-го и 2015 годов. Отбывать наказание их увезли в ИВС в Сахарово. В августе Штейн и Алехину приговорили к году ограничения свободы по «санитарному делу»: им запрещено выходить из дома ночью, участвовать в массовых мероприятиях и выезжать из Москвы.
    • О том, как сажают за посты в соцсетях в Ростовской области, здесь рассказывает бывший координатор “ОВД-Инфо” в Ростове-на-Дону Ростислав Павлищев.
    • В Петербурге начался суд над бывшим депутатом городского парламента Максимом Резником – его обвиняют в покупке марихуаны без цели сбыта. Обнаружение травы произошло при крайне странных обстоятельствах. Сам Резник считает это дело способом не допустить его переизбрания в ЗакС, и в этом смысле оно уже увенчалось успехом, потому что ему не дали зарегистрироваться, когда он сидел под домашним арестом (уже после выборов суд признал незаконным недопуск к нему адвоката, с помощью которого можно было бы зарегистрироваться дистанционно).
    • К ректору «Шанинки» Сергею Зуеву не пускают в СИЗО врачей-специалистов. Здесь о критической ситуации с его здоровьем рассказывает адвокат (только видео).
    • В Ростове-на-Дону назначили служебную проверку в связи с публикацией приговора по делу о коррупции, в котором упоминается наличие российских военных на Донбассе. Здесь журналист “Новой газеты” Павел Каныгин рассказывает, как случаются подобные оговорки и утечки, а тут юристы объясняют, что с правовой точки зрения текст этого приговора не является подтверждением наличия российских войск на Донбассе.

    «Гарантии безопасности»

    МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Требований там много, одно из них – исключить вступление Украины в НАТО, отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми, но теряются в догадках относительно того, зачем российский МИД эти бумаги опубликовал (это противоречит нормальной дипломатической практике и может свидетельствовать о том, что требования уже были отвергнуты “западными партнерами”). Что Россия собирается делать с этим дальше, никто пока не понимает. Пресс-секретарь Белого дома не комментировала требования по сути, но сказала, что обсуждать их с Россией без участия европейских стран никто не будет.

    Чтобы лучше понять баланс военных сил между Россией и НАТО, стоит прочитать подробные разъяснения Павла Подвига – старшего научного сотрудника Института ООН по исследованию проблем разоружения в Женеве.

    Заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что вхождение Украины в НАТО будет решаться самим НАТО и Украиной, но уж никак не Россией, по мнению украинского политолога Николай Капитоненко, следует воспринимать как чисто риторическое: Украина не станет членом НАТО не только в ближайшем будущем, но и в среднесрочной перспективе, потому что никто из членов военного союза не захочет обременять себя обязанностью включаться в конфликт с Россией, в котором Украина фактически находится.

    Вот лишь один эпизод этого конфликта: учительница из Киева поехала в Горловку навестить свою престарелую мать, но была задержана как «украинская шпионка» и находится в заключении в так называемой ДНР почти полтора года.

    Вокруг света

    • Польская армия сообщила о пропавшем пограничнике. Довольно быстро он объявился в Беларуси, где стал рассказывать государственному телевидению о том, что польские пограничники убивают волонтеров, стремящихся помочь застрявшим на нейтральной территории мигрантам (слушая это, мы, вероятно, должны предположить, что у «убитых» волонтеров никогда не бывает друзей и родственников, которые могли бы заявить об их исчезновении в польскую полицию и рассказать об этом польской прессе).
    • Минский городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к 13 годам колонии усиленного режима (четыре обвинения, в том числе «угроза национальной безопасности»). Это уже второй срок Пальчиса: его стали активно преследовать еще в 2015 году.
    • Российский МИД ввел санкции в отношении семи граждан Великобритании в ответ на объявленные ранее Лондоном санкции против отравителей Навального. Фамилии подпавших под санкции не называются.
    • В США по обвинению в шпионаже в пользу России арестован инженер, выполнявший в том числе и заказы Пентагона.
    • КНДР отмечает 10-летие смерти Ким Чен Ира: жителям запретили смеяться на улицах, праздновать дни рождения и пить алкоголь.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 27 743. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 159 тысяч; официальное число жертв достигло к утру четверга 295 104 человек (+1080 за сутки). Глава Минздрава России Михаил Мурашко назвал фейком подсчеты «Холода» и «Медиазоны», согласно которым на самом деле избыточная смертность за весь период эпидемии превысила миллион человек. Здесь объясняется, как эти подсчеты делались.

    Суд в Иркутской области оштрафовал на 10 тысяч рублей жительницу Братска Юлию Бубнову за запись обращения к Путину с просьбой смягчить антиковидные ограничения (статья «Организация массового пребывания граждан в общественном месте», хотя обращение Бубнова записывала вдвоем с подругой).

    Международная группа авторов опубликовала первое исследование о том, насколько успешно борются со штаммом «омикрон» антитела людей, привитых пятью самыми распространенными в мире вакцинами. По их данным, российский «Спутник V», возможно, вообще не способен бороться с «омикроном» (но, может быть, это ошибка).

    Минздрав ЮАР, где появился «омикрон», сообщил, что распространение этого штамма не приводит к резкому росту госпитализаций: в больницу попадает лишь один из 60 заболевших.

    Ссылки для чтения

    • Литература. Текст доклада издателя и исследователя современной русской поэзии Владимира Орлова (он умер 6 декабря) о взаимоотношениях Бродского и Сергея Чудакова, с подробным комментарием стихотворения «На смерть друга» (Имяреку, тебе, – потому что не станет за труд…). Или двухчастное интервью с поэтом Мариной Кудимовой о позднесоветском литпроцессе и Переделкине: часть первая, часть вторая.
    • Источниковедение. Рассказ о жизни Юрия Абызова (1921–2006) – рижского библиографа, описавшего всю печатную продукцию, выпущенную на русском языке в Латвии между двумя мировыми войнами. Или интервью с Дарьей Московской, создателем цифрового архива литорганизаций 1920–1930-х годов: заседания, протоколы, стенограммы.
    • Кривая наука. Филолог Светлана Гурьянова рассказывает, как распознать лингвофрика по десяти признакам лженаучных теорий о языке. Или отрывок из книги Натальи Конрадовой «Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны» (изд-во Corpus) – о том, как в СССР почти изобрели интернет, но только почти.
    • Кино. Беседа Николая Хомерики с Александром Сокуровым (не о Путине, о кино). Или отрывок из книги Паскаля Мерижо «Жан Ренуар» (изд-во «Роузбад») о том, как Луи-Фердинанд Селин громил фильмы Жана Ренуара, называя их «продуктом еврейской пропаганды».
    • Художественные тряпочки. Интервью с петербургской художницей Глюклей Першиной-Якиманской, которая долго работала с одеждой, а теперь пишет акварели, в которых пытается ухватить зазор и несовпадение между телом и одеждой. Или беседа с Эдит Паулс-Вигнере – латвийской художницей по текстилю (и сестрой Раймонда Паулса): с 1960-х годов она делает гобелены.
    • Архитектура. Рассказ о бурном, но коротком романе Ле Корбюзье с СССР и единственном проекте, который ему удалось там реализовать. Или беседа с Ильей Осколковым-Ценципером, компания которого запустила странный проект: уже полгода люди разных специальностей изучают во всех деталях обычную московскую многоэтажку.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

      Занятие № 2.

      Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»

      Задачи: 

      • познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;
      • учить  связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
      • систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
      • формировать выразительную  литературную речь; 
      • закреплять умение детей отвечать на вопросы;
      • активизировать словарь детей; воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

      Предварительная работа:  беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

      Словарная работа: 

      Эхо  — явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости.  

      Перво-наперво — прежде всего, первым делом, сначала, сперва.

      Оседлые —  птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте. 

      Сдирать сдирать, что то  с чего либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев., Прищёлкнет   запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).

      Науськает — подстрекать к нападению, каким либо враждебным действиям, преследованию. 

      Телогрейка  (тело – грея) — женская теплая кофта, обычно без рукавов.

      Ход ООД:

      Организационный момент.

      Беседа.

       Ребята, вот и закончилось лето с длинными, жаркими днями, и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

      — Ребята, а у вас сегодня  какое настроение? (Ответы детей).

      — Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

      — Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?

      — Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. Слушайте внимательно!

      Стало вдруг светлее вдвое,

      Двор как в солнечных лучах, —

      Это платье золотое У березы на плечах.

      Утром мы во двор идем, —

       Листья сыплются дождем,

      Под ногами шелестят

      И летят… летят… летят…

      Пролетают паутинки

      С паучками в серединке,

      И высоко от земли

      Пролетели журавли.

      Все летит!

      Должно быть, это

      Улетает наше лето.

      Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

      А вот послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

      Осень наступила,

      Высохли цветы,

      И глядят уныло

      Голые кусты.

      Вянет и желтеет ‘

      Травка на лугах,

      Только зеленеет

      Озимь на полях.

      Тучи небо кроют,

      Солнце не блестит,

      Ветер в поле воет,

      Дождик моросит.

      Воды зашумели

       Быстрого ручья,

      Птички улетели

      В теплые края.

      — Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

      — Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно, верно, ребята, нам грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами.

      Ведение в тему.

      — А сейчас время пришло узнать нам ребята, как же встречают осень лесные жители животные и птицы. Я познакомлю вас с рассказом Николая Сладкова  «Осень на пороге».

      Вывешивается портрет писателя.

      Основная часть.

      — Слушайте внимательно потому, что мы будем этот рассказ пересказывать.

      Чтение рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

      — Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

      Как эхо, донеслись голоса из леса:

      — Готовы, готовы, готовы…

      — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

      Откликнулись звери:

      — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

      — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

      — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

      Откликнулись птицы:

      — Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

      — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

      — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

      — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

      — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

      — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

      Откликнулись птицы:

      — А мы, дрозды, на рябину навалимся!

      — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

      — А мы, щеглы, за сорняки примемся!

      Откликнулись звери:

      — А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

      — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

      — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

      Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

      Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

      Беседа по содержанию рассказа:

      — О каком времени года говорилось в рассказе?

      — Кто оповестил лесных жителей о приходе осени?   (Мудрый ворон)

      — О каком явлении в природе с приходом осени сообщил Ворон в начале рассказа? (Осень холоду в лес напустит).

      — Напустит холоду это что значит?

      — Кто первым откликнулся?  (Первыми откликнулись звери).

      — Какие звери перечислите мне? (Белки, зайцы, лисицы, барсуки,  еноты, ежи, летучие мыши).

      Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?  (В зимние шубы переодеваются).

      — Кто может мне объяснить, что это значить, как, звери в зимние шубы переодеваются? (Осенью у животных происходит линька  — старая шерсть выпадает, а появляется новая  густая и теплая).

      — Что ответили мудрому Ворону барсуки и еноты? (Они сказали, что в тёплые норы спрячутся).

      — Что ответили еж, летучие мыши? (Они сказали, что уснём беспробудным сном).  

      — Как долго будут спать еж и летучие мыши?  (Они будут спать до весны). 

      — Кто еще  спит зимой?  (Медведь)

      — Как это явление называется? (Спячка)

      — Кто откликнулся вторым?  (Вторыми откликнулись птицы).

      — Боятся ли холода птицы?  (Нет)

      Почему же от нас осенью улетают птицы?  (Насекомые прячутся и им нечем питаться, они боятся голода).

      — Оседлые птицы это, какие птицы, кто ни будь из вас, знает? (Зимующие)

      — А что за пуховые телогрейки оденут зимующие птицы, где они их возьмут?  (У птиц также как и у животных происходит линька, перышки становятся гуще и пушистее).

      — О чем еще предупредил лесных жителей мудрый Ворон, какое второе дело сделает осень? (Осень листья с деревьев сдирать начнёт).

      — Как это явление в природе называется? (Листопад).

      — Что ответили звери?  (Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!).

      — Что ответили птицы?  (Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!).

      Какое третье дело сделает осень? (Осень последних насекомых морозцем прищёлкнет).

      Это что значит прищёлкнет?  (Осенью насекомые, которые не успели спрятаться, могут погибнуть).

      — Как откликнулись птицы, чем же будут питаться дрозды, щеглы и дятлы? (Ягодами рябины, шишками и семенами сорняков).

      — В рассказе говорится, что птицы на рябину  навалятся, это как, что они сделают, объясните мне?

      — Что ответили звери? (А нам без мух-комаров спать будет спокойней).

      — Какими еще явлениями природы осени пугал зверей и птиц Ворон?  (Осень скукою донимает, тучи мрачные гонит,  дожди идут, ветры дуют. День коротким становится).

      — В рассказе говорится, что осень солнце за пазуху спрячет, что это значит?  (Осенью часто пасмурно, небо затянуто облаками и поэтому солнца невидно).

      — Что ответили птицы и звери? (Пусть себе донимает!  Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!)

      Молодцы на все мои вопросы ответили! А сейчас давайте  отдохнем.

      Физкультминутка.  (Выполнение движений по тексту стихотворения)

      Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой)
      Ветер в поле воет (изображают рупор)
      Дождик моросит (взмахи руками перед собой)
      Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте)
      Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек)

      Повторное чтение рассказа.

      Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте.

       Николай Сладков  «Осень на пороге».

      — Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

      Как эхо, донеслись голоса из леса:

      — Готовы, готовы, готовы…

      — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

      Откликнулись звери:

      — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

      — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

      — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

      Откликнулись птицы:

      — Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

      — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

      — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

      — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

      — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

      — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

      Откликнулись птицы:

      — А мы, дрозды, на рябину навалимся!

      — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

      — А мы, щеглы, за сорняки примемся!

      Откликнулись звери:

      — А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

      — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

      — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

      Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

      Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

      Пересказ рассказа детьми.

      Посмотрите на эту схему. Она вам поможет  вспомнить весь рассказ, давайте рассмотрим ее внимательно  по порядку.

      — С чего всё началось?

      — Что было дальше?

      Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхеме.

      Рефлексия.

      — Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или нет».

      Осенью идут дожди?

      Осенью растут грибы?

      Тучки солнце закрывают?
      Звери норки утепляют?
      Урожай все собирают?
      Птичьи стаи улетают?

      Солнце светит очень жарко?
      Можно детям загорать?
      Ну а что же надо делать:
      Куртки, шапки надевать?

      Итог.

      ВОПРОСЫ — УПРАЖНЕНИЕ:

      — Посмотрите на картинки и выберите тех, кто улетит в тёплые края?

      — Как называются птицы, улетающие зимой на юг?

      Кто из птиц останется зимовать?

      — Как в сказке автор называет теплый пух и перья? (Телогрейка)

      — Кто из зверушек поменяет шубку?

      —  Какую шубку наденет заяц, лиса, белка?

      — Кто из зверей будет прятаться зимой и спать?

      — Какое жилье ищут звери на зиму? (Нора, берлога, дупло)

      — Как называется долгий зимний сон зверей? (Спячка)

      — Вы ребята молодцы все сегодня были внимательными, поэтому справились со всеми заданиями.

      Дата:  21.04.21                                                                                                                              ФИО учителя: Егорова Т.А.

      Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

      Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

      Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.

      уметь:  работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.

       различать художественный и научный тексты .

      -Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

      Тип урока: «открытие» нового знания.

      Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

      № п/п

      ЭТАПЫ УРОКА

      Методы и приемы

      Хронометраж

      СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

      ФОРМИРУЕМЫЕ

      УУД


      ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

      ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

      1.

      Этап самоопределения к деятельности

      Словесный

      1 мин

      Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь.

      — Садитесь, ребята.

      Настраиваться на работу.

       К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

      2.

      Актуализация знаний и мотивация

      Словесный: беседа

      Наглядный: демонстрация слайдов

       7 мин

      — Послушайте стихотворение.

      Здравствуй, весенняя первая травка!

      Как распустилась? Ты рада теплу?

      Знаю, у вас там веселье и давка,

      Дружно работают в каждом углу.

      Высунуть листик иль синий цветочек

      Каждый спешит молодой корешок

      Раньше, чем ива из ласковых почек

      Первый покажет зеленый листок.

      — Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

      — О чем поведал нам автор стихотворения?

      — Прочитайте строчки, которые больше всего понравились.

      — Прочитайте медленно.

      — Прочитайте жужжащим образом.

      — Теперь прочитайте выразительно.

      Внимательно слушать учителя.

      — Мы задумались о природе, насколько она прекрасна.

      — Насколько разнообразен мир растений.

      Прочитывать понравившиеся строчки.

      Действовать по указанию учителя.

      П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.

      Р: саморегуляция.

      П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

      3.

      Постановка учебной задачи

      Словесный:

      фронтальный опрос, беседа

      Наглядный: демонстрация слайдов

      Практический: упражнение

      5 мин

      — Какой раздел мы изучаем?

      — Произведения каких писателей мы читали?

      — Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе.

      Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже?

      — Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали?

      — Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

      — Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова».

      — Какие цели поставим?

      — Молодцы.

      — «Люблю всё живое».

      — С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.

      — Николай Сладков.

      — Мало что знаем об этом писателе.

      — «Рассказы Николая Сладкова».

      — Познакомиться с биографией автора, и его произведениями.

      П: выбор оснований для классификаций объектов.

      Р: коррекция.

      Р: целеполагание.

      П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

      П: синтез.

      4.

      Открытие детьми нового знания

      Словесный: индивидуальный опрос

      Практический: упражнение

      Практический: упражнение

      Словесный: беседа

      Практический: упражнение

      12 мин

      Знакомство с биографией автора.

      — Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

      В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

      Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

      Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

      Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

      — Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа.

      — Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

      — Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст.

      (Выбрать одного человека для прочтения рассказа)

      «Сосулькина вода»

      На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Жив курилка!»

      — Скажите, кто герой этого рассказа?

      — А как вы поняли фразу «сосулькина вода»?

      — Как вы объясните выражение «Жив курилка»?

      — Кто хочет прочитать выразительно этот текст?

      (Попросить прочитать одного человека)

      Внимательно слушать биографию автора.

      — «Сосулькина вода».

      — Возможно о растаявшей сосульке.

      — Птенец Чив.

      — Сосулька, что тает днём на солнце.

      — Все еще существует,

      цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения.

      П: смысловое чтение.

      П: извлечение необходимой информации.

      П: анализ.

      Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

      Р: саморегуляция.

      П: смысловое чтение.

      5.

      Первичное закрепление

      Словесный: фронтальный опрос

      Наглядный: демонстрация слайдов

      6 мин

      — Теперь давайте встанем. Разомнёмся.

      Динамическая пауза.

      Весна пришла! Встаём, друзья!

      Нас ждёт-торопит улица.

      Шагаем дружно: ты и я

      И не будем хмуриться.

      Вот птицы с юга к нам летят.

      Букашки пробудились.

      Деревья листьями шумят.

      Все звери оживились.

      Танцует лес, танцует луг

      И мы с тобою кружимся.

      Как хорошо весной вокруг!

      С природой мы подружимся.

      — Прочитайте название второго рассказа.

      — Можно ли догадаться, о чем этот текст?

      — Давайте прочитаем рассказ.

      (Попросить прочитать одного человека)

      «Весенний звон»

      Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!

      — О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?

      — Прочитайте о том, как автор говорит о ветках.

      — Что он написал о воробье?

      — О синице?

      — Хорошо, вы молодцы.

      Повторять упражнения за учителем.

      — «Весенний звон».

      — О времени года – весна.

      — О замерзших ветках. Ворона наделала звону.

      — «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик».

      — «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки».

      — «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой».

      Р: коррекция.

      П: синтез.

      П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

      6.

      Самостоятельная работа с самопроверкой

      Практический: упражнение

      6 мин

      — Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании.

      — Хорошо, давайте прочитаем и узнаем.

      «Лисица и Ёж»

      — Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

      — А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

      — Да не то чтоб некрасивый…

      — Может, я с колючками неуклюжий?

      — Да не то чтоб неуклюжий!

      — Ну так какой же я такой с колючками-то?!

      — Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

      — Оправдались ли ваши предположения?

      — Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются?

      — Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему?

      — Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась.

      — Нет, мы предполагали другое.

      — Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях.

      — Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон».

      Высказывать своё мнение.

      П: смысловое чтение.

      П: построение логической цепочки рассуждений.

      П: установление причинно-следственных связей.

      Р: коррекция.

      7.

      Включение в систему знаний, повторение

      Практический:

      упражнение

      5 мин

      — Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно.

      Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями.

      П: установление причинно-следственных связей.

      П: смысловое чтение.

      8.

      Рефлексия деятельности  

      Словесный: беседа

      Наглядный: демонстрация слайдов

      2 мин

      — Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили?

      — Вспомните все названия этих рассказов.

      — Посмотрите на слайд и закончите предложение.

      Сегодня на уроке я познакомился …

      Мне показалось интересным………

      Меня удивило………

      Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.

      — Николая Сладкова.

      — «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж».

      Оценивать свою деятельность на уроке.

      Р: оценка.

      П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    • Рассказ николая носова бенгальские огни
    • Рассказ николая носова веселая семейка читать
    • Рассказ неразменный рубль лесков
    • Рассказ никита и микитка
    • Рассказ неизвестного автора о неудачном походе новгород северского князя против половцев