Доброе утро!
В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:
- В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
- Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
- В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
- YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.
Российское правоохранительное
- Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
- Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
- В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
- В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
- Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
- Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
- К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
- В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
- В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
- В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
- Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
- Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.
Российская «политика»
- Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
- Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
- В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
- По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
- В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).
В Беларуси
- Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей – брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
- Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
- Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
- КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
- МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.
Вокруг света
- Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
- На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
- Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
- Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
- YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
- Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».
По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.
Шесть ссылок
- Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
- Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
- Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Сладков Николай Иванович
Обзор жизни и творчества
(1920-1996)
Родился 5 января 1920 года в
Москве в семье, далёкой от всепоглощающего интереса к природе, так и от науки:
отец – токать-металлист, мать занималась хозяйством. Был он мальчикм сугубо
городским – родился в Москве, с 6-ти лет жил в Ленинграде. Его встреча с
природой, хотя и не дикой, состоялась в запущенных старинных парках Детского
Села. Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила 5 лет, и здесь мальчик мог
почувствовать себя следопытом, участником таинственных приключений в духе
любимых Фенимора Купера и Жюля Верна. Тут был его «счастливый лес, где всё было
хорошо».
Двенадцатилетний следопыт,
поняв, что «загадки в лесу — на каждом шагу», решил вести дневник наблюдений.
«У береговой ласточки в гнезде яйца», «увиделтрёх дроздов» — только голые факты
и никаких эмоций. И вдруг: «Первый соловей поёт так, что бросает то в жар, то в
холод». Может быть, тогда и родился поэт в его сердце. «Птичьи» увлечения
продолжились и в Ленинграде, а место таинственных парков заняла невзрачная
городская окраина. Конечно и здесь были так называемые «уголки природы». Он
запомнил подавленное ощущение от поездки в зоопарк, где гордые орлы выглядели
жалкими пленниками человеческого любопытства, и потрясающий Зоологический
музей, где наконец-то можно удовлетворить ненасытную жажду узнавания нового. Но
всё-таки влекла та природа, которая была сама по себе.
В 15 лет он записал в своём
дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки,
бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». Ни
колай становился настоящим исследователем: вслушивался, всматривался, ставил
силки и убивал птиц на чучела. Прошли годы, прежде чем в его книгах прозвучало:
«Не бери в лес ружьё».
Счастливая встреча у лесного
костра привела его в кружок юных натуралистов при Зоологическом институте
Академии наук. И здесь случилась ещё одна счастливая встреча – с писателем
Виталием Бианки. Именно Николая Сладкова назвал Бианки своим наследником в
литературе и одним из переводчиков с бессловесного на «язык всего человечества
– язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной».
Начало рассказов Сладкова лежало в
его дневниках наблюдений. Конечно, получалось по-разному. Однажды он отправил
Виталию Бианки рассказ о дятле, сильно напоминавший отчёт о наблюдениях в сорок
одну страницу. И Бианки объяснил ему, как «оживить» рассказ.Именно на страницах
«Лесной газеты» стали появляться заметки лескора Николая Сладкова.
Отечественная война заставила
получить профессию, о которой поначалу и не думалось – военного топографа. Ему
очень пригодились его знания природы. Однажды молодому лейтенанту пришлось
вспомнить его юннатское детство и продемонстирировать своим солдатам полную
безопастность двухметровых ужей, взяв их в руки.
Первая книга Николая Ивановича
«Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Экземпляр книги прислал ему Виталий
Бианки с надписью: «Автору восхищённый читатель». Среди тех, кто услышал голос
начинающего читателя был и Михаил Пришвин, которому особо понравился рассказ о
больших птицах сипах.
В 1957 году Сладковы вернулись в
Ленинград. Здесь не было своего жилья, но зато был писательский стол, и те, кто
верил в его писательское будущее. Постоянно бывая у Виталия Бианки, Сладков
принимал участие в подготовке знаменитой радиопередачи «Вести из леса». И снова
отправлялся в путешествие за новыми рассказами. Писатель находил их в серо
пустыне, в экзотической Африке, Индии и в любимой Ерзовке, среди диковинных
новгородских лесов. Везде ждали поразительные открытия. Достаточно было просто
«войти в лес густой, зелёный», полный «шорохов, писков песен», где «из всех
лесных тайничков» следили «быстрые глаза», а влажные носы ловили бегущие от
человека струйки ветра.
Из своих поездок он возвращался не
только переполненный впечатлениями, но и нагруженный толстенными блокнотами с
записями, километрами магнитофонной и фотоплёнки.
Понимая, что» дикие земляки»
всё более нуждаются в защите, призывал земляков цивилизованных: «Откройте глаза
– и красота земли хлынет в вас водопадами красок… Всё живое пропитано поэзией и
красотой».
Вопросы к беседе по рассказам Н.Сладкова
«Разноцветная земля»:
1. Где находится белая земля?
2. Когда в Арктику приходит день?
3. Какие звери живут в Арктике?
4. Какой цвет приобретает степь, когда
цветёт ковыль?
5. Какие птицы обитают в ковыльной
степи?
6. Назовите обитателй красных холмов.
7. Где земля бывает зелёной?
8. Какого цвета поющий бархан?
Литература:
Писатели нашего детства. 100 имён:
Биографический словарь в 3 частях. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – с.379-383.
Сладков Н.И. Собрание сочинений в 3-х томах.
Т.3. /Николай Сладков. – Л.: Детская литература, 1988. – с.315-333.
Доброе утро!
На верфи в Петербурге почти сгорел корвет «Проворный», строившийся для Минобороны с 2013 года; в процессе пострадали три человека. Пожары на петербургских верфях происходят регулярно – впечатляющий список смотрите в конце этого материала. В новостях тоже все регулярно:
- Как обычно по пятницам, список «иностранных агентов» пополнился двумя НКО.
- МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми.
- Роскомнадзор пригрозил блокировкой YouTube в России, если немецкоязычный канал RT не будет разблокирован.
- Польский пограничник сбежал в Беларусь, где рассказал госканалу, как на его родине расстреливают волонтеров.
Российская «политика»
- Минюст внес в реестр «иностранных агентов» владивостокский центр помощи ЛГБТ и жертвам домашнего насилия «Маяк» и автономную некоммерческую организацию по реализации социально-правовых программ «Лилит». Обеими организациями руководит психолог Регина Дзугкоева. В отсутствие отечественного закона о домашнем насилии помощь его жертвам считается враждебной политической деятельностью (из интервью с Маргаритой Грачевой, которой муж из ревности отрубил кисти обеих рук, хорошо видно, к чему это приводит).
- Роскомнадзор потребовал от Google разблокировать новый YouTube-канал российской государственной телекомпании RT на немецком языке, а в случае отказа пригрозил блокировкой видеосервиса в России. Но у RT в Германии и без YouTube проблем хватает: немецкий медиарегулятор начал расследование в связи с тем, что RT запустил программу на немецком языке без лицензии на вещание в ФРГ.
- В Госдуму снова внесен законопроект, запрещающий иностранцам и не состоящим в браке парам пользоваться услугами суррогатных матерей. Впервые этот законопроект, тогда отклоненный на уровне комитета, возник в январе 2020 года на фоне уголовного дела против врачей, работавших с суррогатными матерями: во время пандемии родители-иностранцы лишились возможности забрать своих младенцев, но следствие считает, что дети были рождены от неизвестных родителей с целью продажи за границу. У одного прорвавшегося через ковидные кордоны отца ребенка просто отобрали.
- В Челябинске со службы в полиции уволили участкового уполномоченного Яну Кириллову – лидера группы сотрудников МВД, протестовавших против выселения из служебного жилья. В неформальной беседе ей объяснили: это связано с тем, что она дала интервью «Дождю». По данным «Дождя», по всей России из полиции увольняют сотрудников, подписанных на какие-либо медиаресурсы Навального и его команды.
Российское правоохранительное
- Суд в Москве арестовал на 14 и 15 суток муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину по статье о пропаганде нацистской символики. Соответствующую символику правоохранителям удалось отыскать в постах 2018-го и 2015 годов. Отбывать наказание их увезли в ИВС в Сахарово. В августе Штейн и Алехину приговорили к году ограничения свободы по «санитарному делу»: им запрещено выходить из дома ночью, участвовать в массовых мероприятиях и выезжать из Москвы.
- О том, как сажают за посты в соцсетях в Ростовской области, здесь рассказывает бывший координатор “ОВД-Инфо” в Ростове-на-Дону Ростислав Павлищев.
- В Петербурге начался суд над бывшим депутатом городского парламента Максимом Резником – его обвиняют в покупке марихуаны без цели сбыта. Обнаружение травы произошло при крайне странных обстоятельствах. Сам Резник считает это дело способом не допустить его переизбрания в ЗакС, и в этом смысле оно уже увенчалось успехом, потому что ему не дали зарегистрироваться, когда он сидел под домашним арестом (уже после выборов суд признал незаконным недопуск к нему адвоката, с помощью которого можно было бы зарегистрироваться дистанционно).
- К ректору «Шанинки» Сергею Зуеву не пускают в СИЗО врачей-специалистов. Здесь о критической ситуации с его здоровьем рассказывает адвокат (только видео).
- В Ростове-на-Дону назначили служебную проверку в связи с публикацией приговора по делу о коррупции, в котором упоминается наличие российских военных на Донбассе. Здесь журналист “Новой газеты” Павел Каныгин рассказывает, как случаются подобные оговорки и утечки, а тут юристы объясняют, что с правовой точки зрения текст этого приговора не является подтверждением наличия российских войск на Донбассе.
«Гарантии безопасности»
МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Требований там много, одно из них – исключить вступление Украины в НАТО, отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми, но теряются в догадках относительно того, зачем российский МИД эти бумаги опубликовал (это противоречит нормальной дипломатической практике и может свидетельствовать о том, что требования уже были отвергнуты “западными партнерами”). Что Россия собирается делать с этим дальше, никто пока не понимает. Пресс-секретарь Белого дома не комментировала требования по сути, но сказала, что обсуждать их с Россией без участия европейских стран никто не будет.
Чтобы лучше понять баланс военных сил между Россией и НАТО, стоит прочитать подробные разъяснения Павла Подвига – старшего научного сотрудника Института ООН по исследованию проблем разоружения в Женеве.
Заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что вхождение Украины в НАТО будет решаться самим НАТО и Украиной, но уж никак не Россией, по мнению украинского политолога Николай Капитоненко, следует воспринимать как чисто риторическое: Украина не станет членом НАТО не только в ближайшем будущем, но и в среднесрочной перспективе, потому что никто из членов военного союза не захочет обременять себя обязанностью включаться в конфликт с Россией, в котором Украина фактически находится.
Вот лишь один эпизод этого конфликта: учительница из Киева поехала в Горловку навестить свою престарелую мать, но была задержана как «украинская шпионка» и находится в заключении в так называемой ДНР почти полтора года.
Вокруг света
- Польская армия сообщила о пропавшем пограничнике. Довольно быстро он объявился в Беларуси, где стал рассказывать государственному телевидению о том, что польские пограничники убивают волонтеров, стремящихся помочь застрявшим на нейтральной территории мигрантам (слушая это, мы, вероятно, должны предположить, что у «убитых» волонтеров никогда не бывает друзей и родственников, которые могли бы заявить об их исчезновении в польскую полицию и рассказать об этом польской прессе).
- Минский городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к 13 годам колонии усиленного режима (четыре обвинения, в том числе «угроза национальной безопасности»). Это уже второй срок Пальчиса: его стали активно преследовать еще в 2015 году.
- Российский МИД ввел санкции в отношении семи граждан Великобритании в ответ на объявленные ранее Лондоном санкции против отравителей Навального. Фамилии подпавших под санкции не называются.
- В США по обвинению в шпионаже в пользу России арестован инженер, выполнявший в том числе и заказы Пентагона.
- КНДР отмечает 10-летие смерти Ким Чен Ира: жителям запретили смеяться на улицах, праздновать дни рождения и пить алкоголь.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 27 743. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 159 тысяч; официальное число жертв достигло к утру четверга 295 104 человек (+1080 за сутки). Глава Минздрава России Михаил Мурашко назвал фейком подсчеты «Холода» и «Медиазоны», согласно которым на самом деле избыточная смертность за весь период эпидемии превысила миллион человек. Здесь объясняется, как эти подсчеты делались.
Суд в Иркутской области оштрафовал на 10 тысяч рублей жительницу Братска Юлию Бубнову за запись обращения к Путину с просьбой смягчить антиковидные ограничения (статья «Организация массового пребывания граждан в общественном месте», хотя обращение Бубнова записывала вдвоем с подругой).
Международная группа авторов опубликовала первое исследование о том, насколько успешно борются со штаммом «омикрон» антитела людей, привитых пятью самыми распространенными в мире вакцинами. По их данным, российский «Спутник V», возможно, вообще не способен бороться с «омикроном» (но, может быть, это ошибка).
Минздрав ЮАР, где появился «омикрон», сообщил, что распространение этого штамма не приводит к резкому росту госпитализаций: в больницу попадает лишь один из 60 заболевших.
Ссылки для чтения
- Литература. Текст доклада издателя и исследователя современной русской поэзии Владимира Орлова (он умер 6 декабря) о взаимоотношениях Бродского и Сергея Чудакова, с подробным комментарием стихотворения «На смерть друга» (Имяреку, тебе, – потому что не станет за труд…). Или двухчастное интервью с поэтом Мариной Кудимовой о позднесоветском литпроцессе и Переделкине: часть первая, часть вторая.
- Источниковедение. Рассказ о жизни Юрия Абызова (1921–2006) – рижского библиографа, описавшего всю печатную продукцию, выпущенную на русском языке в Латвии между двумя мировыми войнами. Или интервью с Дарьей Московской, создателем цифрового архива литорганизаций 1920–1930-х годов: заседания, протоколы, стенограммы.
- Кривая наука. Филолог Светлана Гурьянова рассказывает, как распознать лингвофрика по десяти признакам лженаучных теорий о языке. Или отрывок из книги Натальи Конрадовой «Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны» (изд-во Corpus) – о том, как в СССР почти изобрели интернет, но только почти.
- Кино. Беседа Николая Хомерики с Александром Сокуровым (не о Путине, о кино). Или отрывок из книги Паскаля Мерижо «Жан Ренуар» (изд-во «Роузбад») о том, как Луи-Фердинанд Селин громил фильмы Жана Ренуара, называя их «продуктом еврейской пропаганды».
- Художественные тряпочки. Интервью с петербургской художницей Глюклей Першиной-Якиманской, которая долго работала с одеждой, а теперь пишет акварели, в которых пытается ухватить зазор и несовпадение между телом и одеждой. Или беседа с Эдит Паулс-Вигнере – латвийской художницей по текстилю (и сестрой Раймонда Паулса): с 1960-х годов она делает гобелены.
- Архитектура. Рассказ о бурном, но коротком романе Ле Корбюзье с СССР и единственном проекте, который ему удалось там реализовать. Или беседа с Ильей Осколковым-Ценципером, компания которого запустила странный проект: уже полгода люди разных специальностей изучают во всех деталях обычную московскую многоэтажку.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Занятие № 2.
Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»
Задачи:
- познакомить детей с произведениями детской литературы о природе;
- учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
- формировать выразительную литературную речь;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы;
- активизировать словарь детей; воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Предварительная работа: беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.
Словарная работа:
Эхо — явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости.
Перво-наперво — прежде всего, первым делом, сначала, сперва.
Оседлые — птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте.
Сдирать — сдирать, что то с чего либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев., Прищёлкнет – запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).
Науськает — подстрекать к нападению, каким либо враждебным действиям, преследованию.
Телогрейка (тело – грея) — женская теплая кофта, обычно без рукавов.
Ход ООД:
Организационный момент.
Беседа.
— Ребята, вот и закончилось лето с длинными, жаркими днями, и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
— Ребята, а у вас сегодня какое настроение? (Ответы детей).
— Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
— Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?
— Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. Слушайте внимательно!
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, —
Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)
А вот послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет ‘
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
— Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)
— Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно, верно, ребята, нам грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами.
Ведение в тему.
— А сейчас время пришло узнать нам ребята, как же встречают осень лесные жители животные и птицы. Я познакомлю вас с рассказом Николая Сладкова «Осень на пороге».
Вывешивается портрет писателя.
Основная часть.
— Слушайте внимательно потому, что мы будем этот рассказ пересказывать.
Чтение рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Беседа по содержанию рассказа:
— О каком времени года говорилось в рассказе?
— Кто оповестил лесных жителей о приходе осени? (Мудрый ворон)
— О каком явлении в природе с приходом осени сообщил Ворон в начале рассказа? (Осень холоду в лес напустит).
— Напустит холоду это что значит?
— Кто первым откликнулся? (Первыми откликнулись звери).
— Какие звери перечислите мне? (Белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши).
— Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? (В зимние шубы переодеваются).
— Кто может мне объяснить, что это значить, как, звери в зимние шубы переодеваются? (Осенью у животных происходит линька — старая шерсть выпадает, а появляется новая густая и теплая).
— Что ответили мудрому Ворону барсуки и еноты? (Они сказали, что в тёплые норы спрячутся).
— Что ответили еж, летучие мыши? (Они сказали, что уснём беспробудным сном).
— Как долго будут спать еж и летучие мыши? (Они будут спать до весны).
— Кто еще спит зимой? (Медведь)
— Как это явление называется? (Спячка)
— Кто откликнулся вторым? (Вторыми откликнулись птицы).
— Боятся ли холода птицы? (Нет)
— Почему же от нас осенью улетают птицы? (Насекомые прячутся и им нечем питаться, они боятся голода).
— Оседлые птицы это, какие птицы, кто ни будь из вас, знает? (Зимующие)
— А что за пуховые телогрейки оденут зимующие птицы, где они их возьмут? (У птиц также как и у животных происходит линька, перышки становятся гуще и пушистее).
— О чем еще предупредил лесных жителей мудрый Ворон, какое второе дело сделает осень? (Осень листья с деревьев сдирать начнёт).
— Как это явление в природе называется? (Листопад).
— Что ответили звери? (Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!).
— Что ответили птицы? (Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!).
— Какое третье дело сделает осень? (Осень последних насекомых морозцем прищёлкнет).
Это что значит прищёлкнет? (Осенью насекомые, которые не успели спрятаться, могут погибнуть).
— Как откликнулись птицы, чем же будут питаться дрозды, щеглы и дятлы? (Ягодами рябины, шишками и семенами сорняков).
— В рассказе говорится, что птицы на рябину навалятся, это как, что они сделают, объясните мне?
— Что ответили звери? (А нам без мух-комаров спать будет спокойней).
— Какими еще явлениями природы осени пугал зверей и птиц Ворон? (Осень скукою донимает, тучи мрачные гонит, дожди идут, ветры дуют. День коротким становится).
— В рассказе говорится, что осень солнце за пазуху спрячет, что это значит? (Осенью часто пасмурно, небо затянуто облаками и поэтому солнца невидно).
— Что ответили птицы и звери? (Пусть себе донимает! Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!)
Молодцы на все мои вопросы ответили! А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка. (Выполнение движений по тексту стихотворения)
Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет (изображают рупор)
Дождик моросит (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек)
Повторное чтение рассказа.
— Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте.
Николай Сладков «Осень на пороге».
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Пересказ рассказа детьми.
— Посмотрите на эту схему. Она вам поможет вспомнить весь рассказ, давайте рассмотрим ее внимательно по порядку.
— С чего всё началось?
— Что было дальше?
Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхеме.
Рефлексия.
— Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или нет».
Осенью идут дожди?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
Итог.
ВОПРОСЫ — УПРАЖНЕНИЕ:
— Посмотрите на картинки и выберите тех, кто улетит в тёплые края?
— Как называются птицы, улетающие зимой на юг?
Кто из птиц останется зимовать?
— Как в сказке автор называет теплый пух и перья? (Телогрейка)
— Кто из зверушек поменяет шубку?
— Какую шубку наденет заяц, лиса, белка?
— Кто из зверей будет прятаться зимой и спать?
— Какое жилье ищут звери на зиму? (Нора, берлога, дупло)
— Как называется долгий зимний сон зверей? (Спячка)
— Вы ребята молодцы все сегодня были внимательными, поэтому справились со всеми заданиями.
Дата: 21.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.
Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.
Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.
уметь: работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.
различать художественный и научный тексты .
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.
№ п/п
ЭТАПЫ УРОКА
Методы и приемы
Хронометраж
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.
Этап самоопределения к деятельности
Словесный
1 мин
— Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь.
— Садитесь, ребята.
Настраиваться на работу.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
7 мин
— Послушайте стихотворение.
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— О чем поведал нам автор стихотворения?
— Прочитайте строчки, которые больше всего понравились.
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте жужжащим образом.
— Теперь прочитайте выразительно.
Внимательно слушать учителя.
— Мы задумались о природе, насколько она прекрасна.
— Насколько разнообразен мир растений.
Прочитывать понравившиеся строчки.
Действовать по указанию учителя.
П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Р: саморегуляция.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
3.
Постановка учебной задачи
Словесный:
фронтальный опрос, беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
Практический: упражнение
5 мин
— Какой раздел мы изучаем?
— Произведения каких писателей мы читали?
— Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе.
Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже?
— Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали?
— Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
— Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова».
— Какие цели поставим?
— Молодцы.
— «Люблю всё живое».
— С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.
— Николай Сладков.
— Мало что знаем об этом писателе.
— «Рассказы Николая Сладкова».
— Познакомиться с биографией автора, и его произведениями.
П: выбор оснований для классификаций объектов.
Р: коррекция.
Р: целеполагание.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
П: синтез.
4.
Открытие детьми нового знания
Словесный: индивидуальный опрос
Практический: упражнение
Практический: упражнение
Словесный: беседа
Практический: упражнение
12 мин
Знакомство с биографией автора.
— Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…
— Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа.
— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
— Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст.
(Выбрать одного человека для прочтения рассказа)
«Сосулькина вода»
На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Жив курилка!»
— Скажите, кто герой этого рассказа?
— А как вы поняли фразу «сосулькина вода»?
— Как вы объясните выражение «Жив курилка»?
— Кто хочет прочитать выразительно этот текст?
(Попросить прочитать одного человека)
Внимательно слушать биографию автора.
— «Сосулькина вода».
— Возможно о растаявшей сосульке.
— Птенец Чив.
— Сосулька, что тает днём на солнце.
— Все еще существует,
цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения.
П: смысловое чтение.
П: извлечение необходимой информации.
П: анализ.
Р: контроль в форме сличения действий и его результата.
Р: саморегуляция.
П: смысловое чтение.
5.
Первичное закрепление
Словесный: фронтальный опрос
Наглядный: демонстрация слайдов
6 мин
— Теперь давайте встанем. Разомнёмся.
Динамическая пауза.
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
— Прочитайте название второго рассказа.
— Можно ли догадаться, о чем этот текст?
— Давайте прочитаем рассказ.
(Попросить прочитать одного человека)
«Весенний звон»
Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!
— О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?
— Прочитайте о том, как автор говорит о ветках.
— Что он написал о воробье?
— О синице?
— Хорошо, вы молодцы.
Повторять упражнения за учителем.
— «Весенний звон».
— О времени года – весна.
— О замерзших ветках. Ворона наделала звону.
— «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик».
— «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки».
— «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой».
Р: коррекция.
П: синтез.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: упражнение
6 мин
— Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании.
— Хорошо, давайте прочитаем и узнаем.
«Лисица и Ёж»
— Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то чтоб некрасивый…
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то чтоб неуклюжий!
— Ну так какой же я такой с колючками-то?!
— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
— Оправдались ли ваши предположения?
— Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются?
— Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему?
— Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась.
— Нет, мы предполагали другое.
— Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях.
— Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон».
Высказывать своё мнение.
П: смысловое чтение.
П: построение логической цепочки рассуждений.
П: установление причинно-следственных связей.
Р: коррекция.
7.
Включение в систему знаний, повторение
Практический:
упражнение
5 мин
— Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно.
Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями.
П: установление причинно-следственных связей.
П: смысловое чтение.
8.
Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
2 мин
— Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили?
— Вспомните все названия этих рассказов.
— Посмотрите на слайд и закончите предложение.
Сегодня на уроке я познакомился …
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
— Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.
— Николая Сладкова.
— «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж».
Оценивать свою деятельность на уроке.
Р: оценка.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.