Рассказ николая носова огурцы читать

Воспитатель, мадоу детский сад 364, г. пермьвоспитатель, мадоу детский сад 364, г. пермь рыжакова с.в., гоголева л.в. веселые

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь

Рыжакова С.В., Гоголева Л.В. Веселые истории Н. Носова // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 08.01.2022).

Заказ № 856211


Тема проекта: «Веселые истории Н. Носова».

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: краткосрочный (две недели).

Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей. Мальчики Носова несут в себе черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени. Произведения Носова не просто смешат, радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Проблема: Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?

Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н.Н. Носова

Задачи:

  • Познакомить дошкольников с биографией писателя Н. Носова;
  • Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Носова;
  • Воспитывать честность, смелость, чувства товарищества на примерах героев произведений Н.Носова;
  • Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;
  • Учить детей аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;
  • Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;
  • Приобщать родителей к семейному чтению литературы.

I этап – подготовительный

  • Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей;
  • Подбор материала из интернета;
  • Подбор художественной литературы детям для ознакомления;
  • Пополнение аудиотеки записями с рассказами Носова;
  • Оформление консультационного материала по темам: «Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова»;
  • Подбор игрового и дидактического материала к играм-драматизациям и сюжетно-ролевым играм по произведениям Н.Н. Носова;
  • Разработка дидактических игр «Разрезные картинки», «Мемори», «Собери рассказ Н. Носова»;
  • Создание выставки книг Н.Н. Носова с иллюстрационным материалом. Составление плана работы над проектом.

II этап – основной

1) Физическое развитие:

Проведение игр, викторин по рассказам Н. Носова. Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные автомобили», «Собери огурцы».

Разучивание физкультминутки «Незнайка». Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом («Заплатка»).

2) Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры

«Цветочный город», «Автомобиль», «Готовим кашу».

3) Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

Знакомство с биографией Н.Н. Носова.

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.

ФЭМП «В Цветочном городе»

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

4) Речевое развитие:

Составление коротких стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Пересказ произведения Н. Носова «На горке».

Дидактические словесные игры: «Что лишнее», «Бюро находок», «Из какого рассказа отрывок», загадки о персонажах Носова.

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

5) Чтение художественной литературы:

Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Телефон», «Замазка», «Огородники».

Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

6) Художественно-эстетическое развитие:

Театрализованная деятельность по произведениям Н.Н. Носова «Фантазеры».

Создание совместной книги «Веселые истории Н. Носова»

Аппликация «Автомобиль», «Шляпа»

Конструирование «Летательные аппараты Винтика и Шпунтика», «Домик для друзей»

Рисование «Незнайка», рисование по произведению «Живая шляпа» «Друзья», по замыслу «Мой любимый герой Н. Носова»

Ручной труд «Котенок» (оригами), «Пришьем пуговицу»

Лепка «Живая шляпа», по замыслу

7) Работа с родителями:

  1. Знакомство с проектом в форме презентации.
  2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
  3. Совместное творчество «Веселые рассказы Н. Носова»
  4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.
  5. Совместная творческая выставка детей и родителей на тему «Любимые герои Н. Носова»

III этап – заключительный

  • Слушание «Песни про книги», хоровод «Веселый огород» на муз. Ю. Чичкова;
  • Семейное посещение библиотеки;
  • Итоговое развлечение «Играем в рассказы Н. Носова»;
  • Просмотр презентации «Наш проект».

Результаты проекта:

  • Сформированность знаний о Н. Носове, как о детском писателе, знание произведений Н. Носова;
  • Составление детьми рассказов о героях произведений Н. Носова, высказывание своего мнения о них;
  • Поддержание интереса к произведениям Н. Носова с помощью домашнего чтения, просмотра мультфильмов;
  • Активное участие родителей в реализации проекта;
  • Популяризация семейного чтения;
  • Пополнение развивающей среды в рамках темы проекта.

Литература:

  1. Н. Носов Фантазёры. М.: Детская литература, 1969.
  2. Н. Носов Затейники. М.: Оникс, 1999
  3. Н. Носов Мишкина каша. М.: Самовар, 2010.
  4. Н. Носов Заплатка. М.: Детская литература, 1981.
  5. Мой любимый писатель – Николай Носов // Педсовет. 1998. №3.

Рассказ николая носова огурцы читать

Рассказ николая носова огурцы читать

Рассказ николая носова огурцы читать

Рассказ николая носова огурцы читать

p17 knopka1 knopka4

1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса – ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», – писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов – удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова – это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто – живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство – основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится – только успели убежать и порадоваться, что он не догнал – а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже – на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя – мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

– Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

– Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.

– Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают – утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

– А вода где? – спрашиваю.

– Вода. там, в колодце.

– Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

– И ведро, – говорит, – в колодце.

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! – говорит Мишка. – У нас же пескари есть!

– Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

– Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро – раз, и готово.

– Ну давай, – говорю, – если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

– В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение – кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

– Сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Герои произведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»).

Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.

3.Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.

                              Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.

Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.  

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.

Словарная работа: Активизация словаря:  кабинет, шляпа.
Обогащение словаря:  комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.

Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,

«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес к новому произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное,  на улицу спешит!

А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?

Худ. слово.

Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.

Дети называют.

Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовка к восприятию рассказа.

А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого

замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.

Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?

Вопросный

Аннотация.

Конечно, хотели бы.

Приготовиться к слушанию.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Познакомить с содержанием рассказа.

Итак, Н. Носов «Живая шляпа».

Чтение педагога.

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто вас так насмешил?

А им было смешно?

А чего они испугались?

А шляпа может быть живой?

Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?

Давайте поиграем, ребята.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

Мы её везде искали,

Мы её повсюду звали:

« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!

В дом тебя мы унесем,

И напоим молоком.

Словесный

Вопросно-ответный

Игровой

Да. Он смешной.

Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.

Нет, им было страшно.

Живой шляпы.

 Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.

Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.

Приседают.

Ходьба.

Повороты головы.

Наклоны туловища.

Гладят воображаемую кошку на плече.

Слушание рассказа, понимание авторского замысла.

Чередование вида деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепление материала.

Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?

Итак, первая иллюстрация.

Что делали мальчики?
— А как их звали? 
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!

Какое бы название вы дали первой части рассказа?

Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?

Итак, вторая иллюстрация.

 
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

Замечательное название.

А теперь последняя иллюстрация.

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как можно назвать эту часть рассказа?

Давайте так и озаглавим.


Ребята, а  как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.

Словесный,

Наглядный.

Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.

Рисовали.

Володя и Владик.

Она поползла.

Пересказывают.

Показывают.

Шляпа оживилась, Шляпа поползла.

Да-да. Можем.

Дети перечисляют.

Вовке.

Швыряли картошкой и шляпа подскочила  к верху.

« Сражение»

«Милый котенок».

Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.

3.

Заключительный этап.

Подведение итога

Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)

Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.

Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?

Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.

Обобщение.

Похвала.

Н. Носова «Живая шляпа».

Делятся впечатлениями, относят книгу  в уголок, рассматривают иллюстрации.

Огурцы — иллюстрацияОгурцы — автор Н. Носов, поучительный, трогательный рассказ про то, как Павлик и Котька нарвали огурцов в колхозном огороде, и мама Котьки заставила отнести их обратно. Текст рассказа «Огурцы» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Огурцы» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о том, как ребята своровали огурцы, а потом возвращали обратно.
Краткое содержание рассказа «Огурцы»: Павлик и Котька возвращались с рыбалки, забрались в колхозный огород и набрали там огурцов. Их заметил сторож, и они стали от него убегать. Павлик все огурцы отдал Котьке, и он радостный пошел домой. — Мама, я тебе огурцов принес! Но мама вовсе не обрадовалась, а строго спросила: где он их взял? Котька все рассказал, и мама велела отнести их обратно. Котька боялся сторожа, и всю дорогу плакал. Сторож был удивлен, что мальчик сам пришел и вернул огурцы, поэтому простил Котьку. Котька возвращался домой, и на душе у него было радостно.
Главная мысль рассказа «Огурцы»: Нельзя брать то, что тебе не принадлежит — это считается воровством.
Чему учит рассказ «Огурцы»: Не брать чужого, не повторять за другими, а думать своей головой, уметь вовремя признать свою вину, покаяться и все исправить.

Огурцы читать

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала.

Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.

Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать.

По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

— Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

— Где ты их взял? — говорит мама.

— На огороде.

— На каком огороде?

— Там, у реки, на колхозном.

— Кто ж тебе позволил?

— Никто, я сам нарвал.

— Значит, украл?

— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

— Почему?

— Сейчас же неси их обратно!

— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

— Ну, я их выброшу.

— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

— А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

— Ты чего плачешь? — спрашивает.

— Дедушка, я принес огурцы обратно.

— Какие огурцы?

— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

— Ну, все, что ли? — спросил старик.

— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

— Почему не хватает, где же он?

— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

— Дедушка, дедушка!

— Ну что еще?

— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?

— Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

— А как же?

— Ну, считай, что я тебе подарил его.

— Спасибо, дедушка! Я пойду.

— Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Рассказы / Носов

Просмотров:  6 939

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №56
города Курган Курганской области

Конспект внеклассного мероприятия

Литературно- игровая программа

«По страницам любимых

произведений Н.Носова»

Автор: Старикова Светлана Васильевна

Место работы: МБОУ СОШ №56

Должность: учитель начальных классов

Телефон: 8-965-506-69-90

Электронный адрес: Starikovas04@mail.ru

Пояснительная записка

         
Открывая книгу – мы открываем мир.

Чтение
— это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский
правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у
них складывалась структура малодеятельного мозга». Только живое, эмоциональное,
разнообразное по своим приёмам ведение занятий привлекает и удерживает внимание
детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в
последующих классах.

Произведения
Николая Носова никогда не устареют. Творчество
замечательного писателя востребовано и сейчас. Его книги все так же популярны и
любимы и маленькими детьми, и их родителями, как и много лет назад.

Предлагаем
вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия  для 3 класса через
внеурочную деятельность  курса «В мире книг».  

Цель занятия:

создать устойчивую положительную мотивацию
к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.

Задачи:

1.    
Формирование интереса к книге как источнику
знаний в целом.

2.     Закрепление
знаний биографии и произведений Н.Носова.

3.     Развитие познавательного интереса, умения размышлять.

4.     Развитие
навыков выразительного чтения, выразительной речи, актёрского мастерства,
творческих навыков.

5.     Воспитание
на примере героев произведений Н.Носова чувства ответственности, дружелюбия, трудолюбия,
 сострадания, честности.

6.     Формирование отрицательного отношения к плохим поступкам и
умения их осознавать.

Формирование УУД:

Личностные: формирование положительного отношения к
процессу чтения, книгам; обогащение духовного мира детей через интерес к
внутреннему миру людей на примерах литературных героев.

Метапредметные:

Познавательные: умение выделять существенную информацию, представленную в
разных формах; осуществлять для решения учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения.

Регулятивные: умение высказывать своё
предположение на основе работы с предложенным материалом (иллюстрация, план,
текст)
; умение планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение осуществлять личностную рефлексию; адекватно воспринимать оценку своей работы.

Коммуникативные:
умение
работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в
коллективном обсуждении, слушать и понимать других.

Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного, догадываться о чем идет речь, правильно строить ответы на
вопросы.

Предварительная работа

1.     Чтение произведений Н.Носова на уроках внеклассного
чтения.

2.     Формирование команд, выбор капитана команды.

3.     Разучивание стихотворения о книге одним из
учащихся.

4.     Оформление
презентации к занятию.

5.     Подготовка мини –
сценок по произведениям.

Оформление: Портрет Н.Н.Носова,
выставка книг писателя: «Мишкина каша», «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «На
горке» и др.

Оборудование: мультимедиа,
портрет писателя, книги, жетоны с изображением героев из произведений,
видео с песней «Гимн Незнайки»,  предметы из
произведений (шляпа, машинка,  собачка и т.д.), костюмы для мини-сценок,
подготовленные детьми.

Ход занятия:

I.                 
Организационный
момент

Команды рассадить за 2 отдельных стола.

1.Вводная
беседа

Слайд 1,2

Ученик
1:
Стихотворение о книге.

 Я книга! Я товарищ твой!

Будь,
школьник, бережен со мной.

Мой
чистый вид всегда приятен:

Оберегай
меня от пятен!

Мне
корешок не поломай!

Привычку
скверную оставь:

Листая
пальцы не слюнявь!

Не
забывай меня в саду,

Вдруг
дождь нагрянет на беду.

Меня
в бумагу оберни!

Где
взял меня- туда верни!

Не
загибай мои листы!

А
про закладку помнишь ты?

Запомни,
я твой лучший друг,

Но
только не для грязных рук.

Учитель: О чём это
стихотворение?

У: О книге.

Учитель: Вы любите читать книги?

У:Да.

Учитель: Книга
говорит: «Я товарищ твой. Я твой лучший друг». Почему?

У: В книге
можно найти ответ на любой вопрос. Прочитать обо всём на свете.

Учитель: Посмотрите на
нашу книжную выставку. Сегодня на ней стоят книги замечательного детского
писателя — Николая Носова (демонстрируем портрет). Вам достаточно хорошо
знакомо это имя. Попробуйте назвать книги этого автора, которые вы уже успели
прочесть (дети называют). 

Почему Николая Носова называют самым
весёлым детским писателем?

У: Его называют так потому, что
грустных книг у этого писателя нет.

Учитель: Читая его повести
и рассказы, дети смеются и веселятся от всей души. Но писателем Николай Носов
стал не сразу. Давайте обратимся к интересным эпизодам из жизни Николая Носова.

2.
Биография писателя

Учитель:

Слайд 3.  Николай Носов – русский советский прозаик,
драматург. Николай Носов — придумал Незнайку и поселил вместе с другими
коротышками в Цветочном городе.

Слайд 4.  Родился Николай Носов в Киеве в посёлке Ирпень. Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

Слайд 5. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался
музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией,
электротехникой, радиолюбительством.

Слайд 6. Был газетным торговцем, землекопом, косарем, в
1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в
Московский институт кинематографии.

Слайд 7. В 1932–1951 – режиссер-постановщик мультипликационных,
научно-популярных и учебных (в т.ч. для Красной Армии, заслужив этим в 1943
орден Красной Звезды) фильмов.

Слайд 8. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для
детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому
сынишке и его друзьям.

Слайд 9. Носов ввел в детскую литературу нового героя –
наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого
жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические
ситуации.

Слайд 10. На слайде представлены известные книги Н.Носова.

Слайд 11.Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка
«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка
на Луне».

II.              
Основной
этап

Учитель:

Сегодня во время игры вы вспомните о
многих его героях и произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы ещё больше
узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.

Наше внеклассное мероприятие мы проведём в
виде литературно – игровой программы в соревновании двух команд. Вы должны были
придумать название команды и определить капитана. (Названия связанные с
произведениями Н.Носова).

У: Представляют свои команды.

Учитель:

За каждый правильный ответ команда
получает жетон. Чья команда наберёт большее количество жетонов, та является
победителем. Оценивать ваши результаты и подводить итоги будет жюри.
Представление жюри.

1.    
Разминка.

Слайд 12 – 17

Учитель:

Мы прочитали достаточно много произведений Н.Носова. Давайте проверим,
насколько хорошо они вам запомнились.

Назвать произведение по его фрагменту на слайде.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

2.     Угадай «героя» и по герою назови произведение.

По отгадке вы узнаете героя  или предмет и
назовёте произведение.

 Слайд 18.

(учащиеся вытягивают карточку с загадками по очереди, зачитывают,
обсуждают, отвечают)

1) На грядке – длинный и зелёный,

В банке – жёлтый и солёный (огурец,
рассказ «Огурцы»
).

2) Без крыльев, а летит.

Без языка, а говорит (письмо,
рассказ «Автомобиль»
).

3) День-деньской у нас трезвон,

Ох, болтун наш…(телефон, рассказ
«Телефон»
).

4)Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом (ледяная
горка, рассказ «На горке»
).

3.Конкурс «Актёрское мастерство».

Учитель:

Из какого
рассказа эти диалоги?

Учащиеся
представляют заранее подготовленные мини-сценки из произведений Н.Носова.

1
команда «
Огурцы»

Мама и
Котька у стола.

— Постой,
постой! Не выгружай!


Почему?


Сейчас же неси их обратно!

— Куда
же я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они уже теперь расти
не будут.


Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

— Ну,
я их выброшу.

— Нет,
не выбросишь. Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька
стал плакать:

— Там
сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

— Вот
видишь, что делаете! А если бы он вас поймал?

— Он
не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

— Ну,
как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы
пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Котька
плакал и кричал:

— Не
пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня!

2       
команда
«
Фантазёры»

Мишка и Стасик на лавочке.

-Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

-Девяносто пять. А тебе?

-А мне сто сорок. Знаешь, — говорит
Мишутка, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался
маленький.

-А я, — говорит Стасик, — сначала был
маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленьким, а теперь опять
скоро буду большой.

-А я, когда был большой, всю реку мог
переплыть,- говорит Мишутка.

-У! А я мог море переплыть!

-Подумаешь- море! Я океан переплывал!

-А я раньше летать умел!

-А ну, полети!

-А я один раз купался в море,- говорит
Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она цап за голову- и
откусила.

-Врешь!

-Нет, правда!

-Почему же ты не умер?

-А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и
пошёл домой.

-Без головы?

-Конечно, без головы! Зачем мне голова?

-Как же ты шёл без головы?

-Так и шёл. Будто без головы ходить
нельзя!

-Почему же ты теперь с головой?

-Другая выросла.

4.Конкурс кроссвордистов по прозведению Н.Носова
«Приключение Незнайки и его друзей»

Учитель: Кроссворд составлен по  произведению Н.Н.Носова «Приключения
Незнайки и его друзей».

Это произведение можно назвать рассказом, сказкой или
как-то по-другому. Как?

У: роман-сказка.

Учитель: Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”?

У:  большой объем, много героев, большой промежуток во времени,
много событий.

Кроссворд
даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают.

4

               5

3

2

1

1)   
Главный герой
романа-сказки про коротышек.

2)   
Этот герой жил на
улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Он поэт. А как звучит его псевдоним
(вымышленное имя).

3)   
 Помощник механика.

4)   
Малыш-разиня, который
всё терял.

5)   
Малышка, подружка
Незнайки

image001 

5.Конкурс
«Угадайка»

Учитель: Из какого произведения эти строки. Выразительно прочитать и назвать
произведение.

У:
выразительно читают отрывки из произведений и называют произведения.

 Слайд 19.

У: Мама 
ушла.  Миша  сначала вел себя хорошо:  не шалил и ничего не трогал.  Потом он
только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и
смотрит в буфет, а сам думает: «Я  ведь  ничего  не  трогаю,  только  смотрю».
А  в  буфете  стояла сахарница.  Он  взял  её  и  поставил  на  стол. («Леденец»)

Слайд 20.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился

    дом.  Мы  залезли  в  него,  а  там  темно-темно!

    Валя  говорит:

                    
  Вот и хорошо, что у нас
свой дом!  Мы  всегда  будем  здесь  жить  и 

   никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним. («Затейники»)

Слайд 21.

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.  Там – ящик с песком.

    Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя,

    а  сам  лезет  все  выше  и  выше.  Взобрался  на  самый  верх.

                    
    Вот теперь, – говорит,
–  скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова – бух

    носом!   Коньки-то  по  песку  не  едут! («На горке»)

Слайд 22.

Под   утро   мороз  ударил.   Градусов   сорок.  Руки-ноги  у   меня
закоченели. Я не  удержался на ветке. Бух вниз!  Вся волчья стая как набросится
на  меня!

 Что-то как затрещит! «Ну, – думаю, –  это кости мои трещат».

 А оказывается, это снег подо мной провалился.  Я как полечу вниз – и
очутился в берлоге. («Три охотника»)

6.Конкурс «Чёрный ящик». (конкурс для капитанов)

Учитель: В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их
угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Капитаны команд поочерёдно
достают предмет и угадывают его. Если всё угадано безошибочно – команда
получает жетон.

·        
Детский
телефон («Телефон»)

·        
Машинка (рассказ
«Автомобиль»).

·        
Собачка
(«Дружок»)

·        
Шляпа
(“Живая шляпа”)

·        
Нитка
и иголка («Заплатка»)

·        
Кастрюля
(«Мишкина каша»)

7.Составить рассказ – небылицу

Слайд 23:

Учитель: Как и многие знаменитые писатели,
Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего
маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнёс
в журнал
 «
Мурзилка »
. Рассказ
напечатали. Это было в
 1938
году
. За этим
рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры»,
«Заплатка»…Они печатались в детских журналах
«Мурзилка », «Костёр», «Затейник» и газете «Пионерская правда». В1954 году вышел первый сборник рассказов «Тук-тук-тук».

Сегодня,
ребята, вы попробуете себя в роли писателей. Для каждой команды предлагается
определенный одинаковый набор фраз. С опорой на него нужно придумать небольшой
юмористический рассказ-небылицу.

Слайд 24:

Жили – были Егорка и Андрейка,

и пошли они как- то раз на спор, кто кого
переврет.

…- говорит Егорка.

 «Да ты выдумываешь»- отвечает Андрейка.

 «А вот я, как-то раз…».

— «Ловко придумал»- позавидовал Егорка.

 Ему хотелось соврать получше Андрейки…

Зачитываются придуманные небылицы,
выбирается наиболее удачная.

Учитель: — Молодцы, ребята! Трудно ли быть
писателями? (Ответы детей)

7.Конкурс «Четвёртый лишний»

Каждой команде задаётся вопрос. За каждый правильный ответ – 1 жетон.

Слайд 25:

1.В произведении «Мишкина каша»  — чем ребята воду из колодца не
поднимали – чайник, ведро, самовар, кружка.

Слайд 26:

2.В произведении «Прятки» — где не прятался Витя – шкаф, стол,
кровать, вешалка.

Слайд 27:

3. В произведении «Живая шляпа» — каким предметом не пугали ребята
шляпу- лыжная палка, клюшка, кочерга, картошка.

Слайд 28:

4. В произведении «Шурик у дедушки» — какой рыбки не было в банке после
рыбалки – пескарь, ёрш, карась, окунь.

III.          
Подведение итогов

Учитель: На этом наша литературно – игровая программа подошла к концу.

Жюри подводит итоги, учащиеся исполняют песню
– караоке из произведения «Незнайка».

Жюри объявляет результаты, награждение.

1.     Рефлексия

Учитель:

С каким настроением уходим с занятия?

 Чему вы научились, работая в команде?

 Какое задание понравилось вам больше
всего?

Могли бы мы провести игровую программу,
не читая книг Н.Носова?

Прочитав книги Н.Носова, вы
многому научились, познакомились с весёлыми героями, попробовали побывать в их
роли и от души посмеялись. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и
веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в
повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как
честность, долг, дружба, совесть. Книги Носова читают, они не залёживаются на
полках.

Слайд 29:

Если
вам когда — нибудь станет скучно, а на душе одиноко, возьмите в руки книгу,
любую из этих и немедленно читайте. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы
почувствуете, что улыбаетесь. И на душе возникнет такое приятное чувство
одушевлённой встречи с хорошими весёлыми людьми.

Слайд 30:

Спасибо за внимание!

  • Рассказ начинаю новую жизнь
  • Рассказ на японском языке
  • Рассказ наблюдение за небом
  • Рассказ настенька кто автор
  • Рассказ надежды васильевой полынья