Рассказ николая носова федина задача

Рассказ николая носова федина задача заинтересует, прежде всего, школьников. по достаточно забавному произведению дети научатся различать главное и второстепенное, выбирать

Рассказ Николая Носова «Федина задача» заинтересует, прежде всего, школьников. По достаточно забавному произведению дети научатся различать главное и второстепенное, выбирать приоритеты и концентрировать всё внимание на самом важном. Также рассказ позабавит любителей школьного юмора. Главному герою Феде нужно было решить задачу, которую задали на дом. Но он сел делать уроки, включив телевизор. В результате Федя постоянно отвлекался на то, что видел и слышал по телевизору и никак не мог понять условия заданной задачи. Ну а как её решишь, если в голове возникла настоящая каша из задачи и телепередачи?

Федина задача

Читать рассказ на весь экран

Федя решает задачуРаз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.
— Вот и хорошо! — сказал Федя. — По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. На экране телевизора появился диктор.
— Передаем концерт по заявкам, — объявил он.
— Концерт — это хорошо, — сказал Федя. — Веселей будет делать уроки.
Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.
— Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»
Вместо диктора на экране появился певец в чёрном костюме и запел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то,
При нём блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.

— Вот какой противный король! — сказал Федя. — Блоха ему, видите ли, милей родного брата!
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала:
— «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки…»

Блоха! Ха-ха! –

засмеялся певец и продолжал петь:

Позвал король портного:
— Послушай, ты, чурбан!
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан.

— Ишь что ещё выдумал! — воскликнул Федя. — Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.
— Плохая песня, — решил Федя и опять принялся читать задачу: — «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна…»

Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь, –

запел певец снова.
— Интересно, кто такой титулярный советник? — сказал Федя. — Гм!
Он потёр обеими руками уши, словно они у него замёрзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше:
— Так. «…Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:
Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда,
И любят песню деревни и сёла,
И любят песню большие города!

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.
— Хорошая песня! — одобрил он, когда пение кончилось. — Так… О чём тут у нас говорится? «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»

Однозвучно гремит колокольчик, –

послышался высокий мужской голос из телевизора.
— Ну, гремит и пусть гремит, — сказал Федя. — Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чём тут мы остановились? Так… «Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Позвольте! Откуда тут ещё одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, чёрт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…

— Опять про колокольчик! — воскликнул Федя. — На колокольчиках помешались! Так… Утомительно гремит… в каждом мешке… рожь смололи, причём из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна… То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!

Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно-голубые?

— Тьфу! — плюнул Федя. — Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки…

Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом.

— Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу — и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошёл к своему другу Сорокину.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 57 Н.Н. Носов. «Федина задача»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Юмористические рассказы.

2. Анализ произведения Н.Н. Носова «Федина задача».

Тезаурус по теме:

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.  По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Юмор – способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде. Юмор – характерная черта произведений народного творчества, в которых высмеиваются жадность, глупость и т.д.

Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе.

Идея текста — главная мысль произведения.

Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Состоит из целого предложения, содержащего нравоучение, примету или предостережение.

Ключевые слова

Рассказ, юмор, сатира, идея текста, пословица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Аудиокнига Н. Носова «Федина задача» [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа: https://deti-online.com/audioskazki/rasskazy-nosova-mp3/fedina-zadacha/ — свободный.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
  4. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. – 3-е издание/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2007, — 224 с.

Фоновая мелодия (закадровый голос озвучивает цели и результаты)

На уроке мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Федина задача».

Научимся анализировать прозаический текст, выделять главную мысль и идею, обобщать, доказывать, делать выводы.

Сможем составить алгоритм «Как правильно делать домашнее задание» на основе изученного произведения.

Цели урока:

  • познакомить с новым произведением Н.Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст, делать выводы;
  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности обучающихся, восприятие текста на слух; чувство юмора;
  • воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.

Основное содержание урока

1.Знакомство с рассказом Н. Носова происходит в ходе разговора с вымышленным персонажем Алисой и Юрой Сорокиным (другом главного героя).

А.: Юра, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Литературии. Помнишь, здесь живет замечательный писатель — Николай Николаевич Носов. Он написал много произведений, которые любят читать и взрослые и дети.

Николай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев — 26 июля 1976, Москва) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Из выступления автора: «Почему я стал юмористом? Когда я, совсем ещё младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный…».

Он родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве на Украине, в семье эстрадного артиста и певца, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником… Мать – Варвара Петровна – была рукодельница, певунья. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил».

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники» — он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка. Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».

После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», Незнайка в Солнечном городе». Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

(Изучение интернет-галереи изданий Н.Н. Носова)

А.: Мы вспомнили и увидели в нашей галереи много произведений Носова. Давай назовем самые известные. Вот подсказка: отгадай по первым буквам произведения Н. Носова и допиши названия. И мы увидим самые известные произведения автора.

(Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н. Носова)

А.: Молодец, Юра! Ты знаешь, Николай Николаевич Носов – очень интересная личность.

А.: Я очень люблю рассказы – это небольшие художественные произведения, в которых изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни. Юра, угадай, какой рассказ Носова Н. я хотела бы прочитать сегодня. Я подскажу: чтобы узнать, как называется произведение, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание и расшифровать его: «Ачадаз анидеф».

Задание «Расшифровать название рассказа («Федина задача»)»

Ю.: Конечно, я знаю. Это рассказ про моего друга Федю Рыбкина. Называется «Федина задача». Алиса, попробуй предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? Как ты думаешь?

А.: Я думаю, что это рассказ о том, как Федя решал задачу.

Ю.: Что же, давай проверим, верно ли ты предположила. Но, прежде чем слушать этот рассказ, нужно повторить, что значат трудные слова и непонятные выражения, которые встретятся нам в тексте.

Словарная работа: задачник – учебник; отрегулировал – настроил; репродуктор – радиоприемник; рокочущий бас — громкий грубый голос; чурбан — глупый человек; кафтан — удлиненный пиджак; титулярный советник – чиновник; растолковал – объяснил, сообщил кому-либо суть, подробности смысла чего-либо.

А.: Хорошо, я запомнила. Теперь можно слушать рассказ.

Прослушивание аудиокниги (текст читает заслуженный артист РФ Л.Дуров)

Ю.: Алиса, получается, что Федя так и не смог самостоятельно решить задачу. Интересно, почему? Что стало главной причиной?

А.: Давай попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

А.: Думаю, для этого сначала нужно восстановить последовательность событий рассказа. Давай посмотри на основные смысловые части текста и поставим их в правильной последовательности.

Задание. Установите верную последовательность «Цитатный план).

А.: Хорошо. Юра, теперь давай внимательно прочитаем еще раз первую часть рассказа и ответим на возникающие вопросы.

Читаем отрывок до слов «и сел за стол».

А.: Сестра Феди Рыбкина сначала сделала уроки, а потом пошла отдыхать и гулять. А как поступил Федя?

Ю.: Федя сначала сходил на каток, а потом пошел домой делать уроки. Но он пришел и сел самостоятельно решать задачу по математике. Он понимал, что надо сделать уроки.

А.: Обрати внимание, что сделал Федя, в первую очередь. Он включил радио, решил делать уроки под музыку, чтобы было веселее. Федя правильно сделал? Ты тоже так выполняешь задания?

Ю.: Нет. Я думаю, что это плохая привычка. Я сначала внимательно выполняю задание, а потом слушаю музыку по радио, смотрю телевизор, иду гулять или играю.

Ю.: Мне кажется, что я уже начинаю понимать, что помешало Феде решить задачу. Давай читать дальше.

Читаем второй отрывок до слов «по три тонны муки?…» и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

А.: Итак, Федя должен был решить задачу по математике, но не мог сосредоточиться, потому что включил радио. Все песни прослушал, а задачу так и не понял…Он читал текст задачи и слушал текст песен, поэтому постоянно сбивался и не сумел понять условия и решить задачу.

Ю.: Федя делает сразу несколько дел. Однако нельзя делать два дела одновременно, это мешает сосредоточиться. Я бы ему посоветовал выключить радио и прочитать условия задачи в тишине. Я уверен, что он бы сразу ее понял и сумел решить самостоятельно.

А.: Я с тобой согласна. Но не все так просто.

Читаем третью часть до слов «не счесть алмазов» и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

Ю.: Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши. Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио…

А.: А почему же он просто его не выключил? Давай дочитаем рассказ до конца.

Читаем третью часть до конца и слушаем фрагменты музыкальных произволений и видео-презентаций.

А.: Я считаю, что Федя — лентяй, который не хочет думать над решением задачи, он усыпляет свою совесть и хочет переложить бремя раздумий над задачей на школьного товарища. Ведь заканчивается рассказ тем, что Федя идет к своему другу.

Ю.: Да. Федя пришел ко мне. Мы – хорошие друзья… Мы вместе сели в тишине, чтобы нам никто не мешал, и решили эту задачу. Хотя я считаю, что он мог бы сам ее решить, если бы не отвлекался и не ленился.

А.: Задачу Феде понять не удалось. А сможем ли мы вспомнить, какие слушали музыкальные произведения и в какой последовательности?

Ю.: Давай попробуем

Задание. Определите название музыкального произведения по фрагменту и установите верную последовательность прослушивания мелодий.

А.: Итак…Теперь мне все стало ясно. А тебе, Юра?

А.: Очень часто главную идею произведения можно выразить при помощи пословиц. Пословица – форма народного творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание, предложение, содержащее нравоучение, примету или предостережение. Я сейчас подумала, что к этой ситуации очень подходит пословица «Делу время, потехе час», которая означает, что не нужно лениться, сначала надо выполнить задание по математике, и только после этого включать радио, отдыхать и веселиться. А как ты думаешь? Какая пословица подходит к рассказу? Посмотри, сначала я тебе предлагаю найти пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует.

Задание. Найдите пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует. Напиши объяснение, почему? («Ум хорошо, а два лучше», «Делу время — потехе час», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Терпение и труд все перетрут», «Победа любит старание и внимание»).

Ю.: Больше всего, по-моему мнению, подходит пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Если хочешь что-то хорошо сделать, то не нужно отвлекаться. Необходимо сначала закончить одно дело, потом приступить к другому, а не пытаться сделать два дела одновременно.

А.: Да, несколькими пословицами можно выразить идею рассказа, то есть главную мысль произведения, каждая из предложенных пословиц, кроме первой, помогает нам уточнить идею более подробно. Рассказ Н. Носова нас многому учит. Федя, конечно, нерадивый ученик, но я вижу, что автор относится к нему с лёгкой иронией, с юмором. Ведь юмор – это способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде. Мы видим, что герой в рассказе представлен с юмором.

Ю.: Согласен с тобой. Я думаю, что в рассказе автор использует и элементы сатиры. Помнишь, что сатира — это острое проявление комического в литературе, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Носов не критикует героя в рассказе, не поучает его, не высказывает своего мнения, а комично описывает, как Федя пытается выполнить домашнее задание по математике. В строчках рассказа проглядывается усмешка писателя над горе-учеником. Федя с хитринкой, которая усыпляет его совесть и позволяет переложить бремя раздумий над задачей на школьного товарища. В рассказе нет нравоучений и понуканий, автор описывает смешную, но поучительную историю, чтобы ребята могли задуматься, посмеяться над своими недостатками и понять ошибки, которые совершили.

А.: Мы поняли, чему хотел нас научить автор. Чтобы помочь Феде и всем ученикам, которые на него похожи, нам нужно написать «подсказку» «Секреты успеха: как правильно нужно выполнять домашнее задание».

Подготовка презентации с опорным алгоритмом на сайте (Как делать домашнее задание: составьте план, работа над домашним заданием, найдите дополнительное время, помощь с домашней работой).

Тренировочные задания:

1. Установи верную последовательность (цитатный план рассказа).

2. Определи название музыкального произведения по фрагменту и установите верную последовательность прослушивания мелодий.

3. Найди пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует. Напиши объяснение, почему?

4. Найди соответствие между иллюстрацией и фрагментом текста.

5. Впиши необходимые пропущенные глаголы. Найди ассоциативное соответствие между эмоциональным состоянием героя и иллюстрацией.

6. Вычеркни предложения, содержащие описания событий, которых не было в рассказе.

7. Найди в тексте и выпиши характеристики голосов (эпитеты) исполнителей музыкальных произведений в рассказе. Подбери синонимы (не менее двух).

8. Разгадай кроссворд.

Контрольные задания:

1 вариант:

1.Филворд 1.

2. «Математический диктант» (онлайн-вопросник).

3. Размести качества личности в двух колонках по признаку (дифференциация по признаку)

2. вариант:

1.Филворд 2.

2. «Понятийный диктант» (онлайн-вопросник).

3. Размести характеристики поведения человека в двух колонках по признаку (дифференциация по признаку)

Мотивирующие задания:

1. Узнай названия произведений Н.Н. Носова.

2. Расшифруй название рассказа Н.Н. Носова.

Интерактивные задания:

1. Интерактивный проект: интернет-банк презентаций «Секрет успеха: Как правильно нужно выполнять домашнее задание».

2. Интеллект-карта центральных понятий.

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»

Цель: закрепить знания о творчестве Николая Носова, познакомить детей с произведением «Леденец»

Задачи:

Образовательные задачи:

— продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его произведениями (рассказ «Леденец»);

— формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту рассказа «Леденец».

Воспитательные задачи:

— воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Развивающие задачи:

— развивать чувство юмора, творческое воображение.

Предварительная работа: знакомство с биографией Н.Н.Носова, чтение рассказов Н. Носова  «Огурцы», «Живая шляпа», «Про репку», «Карасик», «На горке».

Оборудование: игрушка Незнайка, сборники  рассказов Н. Носова, портрет Н.Носова, картинки – огурец, шляпа, аквариум, репка, снежная горка, лёд, леденцы разной формы и цвета, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.

Ход занятия

I.Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Педагог: А теперь давайте поздороваемся друг с другом:

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй солнце золотое (чертим руками круг)

Здравствуй легкий ветерок (легкие движения руками)

Здравствуй маленький цветок (показываем двумя руками небольшой размер цветка)

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

II.Основная часть:

Педагог: Ребята, к нам сегодня  в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… Незнайка (вывешивается картинка с изображением Незнайки)

Педагог: Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Дети: Николай Носов

(На доску вывешивается портрет Н.Н.Носова)

Педагог: Ребята, а кто из вас может рассказать о Николае Носове?

Педагог: В каком городе родился Николай Носов? (Николай Носов родился в городе Киев).

Как в детстве мама и папа ласково называли писателя? (В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока).

Почему Николай Носов решил стать писателем детских рассказов? (Когда у Николая Носова родился сын, он стал рассказывать ему на ночь разные истории, сочиняя их на ходу, а потом решил, что это самое интересное занятие)

Педагог: Николая  Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.

Носов – детских книг творец

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел.

Педагог: Ребята, Незнайка сделал выставку книг Н. Носова. Это книги с  веселыми, смешными, поучительными, забавными, интересными рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя.

(рассматриваем выставку книг Н.Носова)

Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Дети: Поможем

Игровое упражнение «Узнай рассказ Николая Носова по картинке» (на доску вывешиваются картинки – огурец, шляпа, аквариум, репка, снежная горка)

Как вы думаете, к какому рассказу подходит эта картинка?

Огурец – «Огурцы»,

Шляпа – «Живая шляпа»,

Аквариум — «Карасик»

Репка — «Про репку»

Снежная горка – «На горке»

Педагог: Молодцы, ребята, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши ребята тоже знают много рассказов Носова и любят их.

Физкультминутка: сейчас мы отдохнём и проведём Незнайкину зарядку.

Вот Незнайкина зарядка

Выполняйте по порядку

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.

Словарная работа

Педагог: Незнайка читал ли ты рассказ «Леденец»?

Незнайка: нет, но очень хочу послушать.

Педагог: ну тогда послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Леденец», но прежде чем начать читать вам рассказ, скажите, что такое леденец?

Дети: это конфета на палочке.

Педагог: леденец — это конфета из сахарного сиропа с разными добавками. Сахар сперва растапливали, готовили сироп, а потом остужали, слово леденец образовалось от слова лёд. Как вы думаете почему?

Дети: потому что он твёрдый как лёд.

Педагог: правильно, а ещё потому что леденец как и лёд застывает, я принесла вам лёд, потрогайте какой он твёрдый. (Педагог показывает лёд) 

Незнайка, а ты видел когда – нибудь лёд?

Незнайка: нет, ух ты, какой он твёрдый и холодный.

Педагог: леденцы бывают разной формы и цвета, посмотрите какие леденцы привёз нам Незнайка. (Педагог показывает леденцы разной формы и цвета)

Ну а теперь, послушайте рассказ Николая Николаевича Носова «Леденец»

Чтение рассказа Н. Носова «Леденец» (на доску вывешиваются картинки по рассказу)

Мама уходила из дому и сказала Мише:

— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это я подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:

«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.

Открыл крышку, а там что-то красное сверху.

— Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.

Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.

— Ого, — говорит, — большущий! И сладкий, должно быть.

Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно».

И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много.

Наконец леденец стал совсем тоненький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.

Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: «Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю».

Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница, разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

Наконец мама приходит:

— Ну, как ты себя вёл?

— Хорошо.

— Вот умница! Получай леденец.

Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах!.. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.

— Что же это такое? Кто сахарницу разбил?

— Это не я. Это она сама…

— Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?

— Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот…

Беседа по произведению

Педагог:

— Ребята, о чём попросила мама сына, уходя из дома?

— Как Миша нашёл леденец?

— Почему разбилась сахарнице?

— Что сделал Миша?

— Можно ли простить Мише этот поступок?

— Чтобы вы посоветовали главному герою?

— Простила ли мама Мишу? Почему?

— Какова главная мысль произведения? (Мальчик должен не только извиниться перед мамой за свои поступки, но и сделать вывод, вынести урок из этой истории).

Педагог: Ребята, Незнайка приготовил для вас интересное задание, я буду говорить вам фрагменты рассказа, если я сказала правильно вы поднимете красную карточку, а если неправильно зеленую.

Игра «ДА» — «НЕТ». ( Детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета)

— Мальчика звали Миша? +

— Мама попросила подмести пол, пока ее не будет? –

— Мама обещала подарить большой жёлтый леденец? –

— Сын поставил табурет к буфету? – Стул

— В буфете стояла сахарница? +

— Мальчик поставил сахарницу на подоконник? _ стол

— В сахарнице был только сахар? – и леденец

— Мальчик съел сахар? — леденец

— Сахарница разбилась на две части? +

III.Итог:

Педагог: Ну что, Незнайка, понравилось тебе у нас в гостях?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята? Вы так хорошо справились с моим заданием, что я решил подарить вам на память от меня подарок. Я дарю вам леденцы, которые привёз с собой из солнечного города.

Педагог:  спасибо тебе Незнайка, ребята, а давайте мы с вами подарим Незнайке лёд, пусть он покажет его своим друзьям.

Незнайка: спасибо ребята.

Педагог: ребята, а что вам понравилось и запомнилось сегодня на занятии больше всего?

Незнайка: А мне, ребята, очень понравился рассказ, вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и обязательно расскажу его им! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Педагог: Наше занятие подошло к концу, вы все большие молоды, досвидания!

Конспект

по чтению художественной литературы

в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

«Чтение рассказа Н. Носова «На горке «»

 Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

        Задачи:

        1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

        2.Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

        3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Предварительная работа:

Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему«Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».

Материалы и оборудование:

Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски

Ход занятия.

        1.Организационный момент.

        Воспитатель: —Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!».

        Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

        Дети хором произносят текст:

        Привет, сосед!
        Улыбнись мне в ответ.
        Я хочу, чтобы ты не грустил,
        Всем улыбки сегодня дарил.

        Воспитатель: — Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

        Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

        Воспитатель: — А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10.

        Ок-ок-ок – падает снежок.
        Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
        Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

        Проговорите чистоговорку шепотом и медленно. А теперь проговорите ее громко и быстро.

        2. Основная часть. 

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».

Дети называют свое имя ласково.

Воспитатель: — Какое сейчас время года?

Дети: — Зима.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — «Зимушке — Зиме». А как называются зимние месяцы?

Дети: — Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: — А какие изменения происходят в природе зимой?

Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)

Дети: — Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: — Вы любите кататься с горки?

Дети: — да.

Воспитатель: — А из чего строим горку?

Дети: — из снега.

Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: — Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: — Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

Динамическая пауза

Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

И под горкой снег, снег, (Приседают)

И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей — о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.

Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.

— что изображено на картине?

— какая горка?

— что в руках у детей?

Ответы детей.

Беседа о зимних забавах детей

Воспитатель: — Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?

Дети рассказывают о своих зимних забавах.

Мотивация. Чтение рассказа ННосова «На горке»

— Ребята, детский писатель — Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?

Проведение физминутки

Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)

Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)

Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу,последние слова А Жучка все лает«Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)

Беседа по содержанию

— Понравился вам рассказ?

— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.

— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?

— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

— Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая — это помещение, где дворник хранит лопаты.

— Честно ли поступил Котька?

— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком(Расстроенное, грустное, унылое).

— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: — Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Мотивация к действию

Воспитатель: — Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Рассказ не хуже вас цирковых
  • Рассказ непутевая часть 3
  • Рассказ на этическую тему это
  • Рассказ на школьную тему без наук как без рук
  • Рассказ на тему рассказ о красоте животных родного края
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии