Рассказ никита и микитка

Мининская средняя общеобразовательная школа филиал маоу исетской сош 1 исетского района тюменской области согласовано утверждено педагог организатор зав. филиалом

Мининская средняя общеобразовательная школа филиал МАОУ Исетской СОШ №1
Исетского района Тюменской области

Согласовано                                                                
Утверждено  

Педагог
– организатор                                                  Зав. филиалом

______М.В.Рыбакова                                                   
_______ Н.А.Андреева

«   »   _______
20__г.                                                    «  »   
________ 20__г.

ПРОГРАММА

по
внеурочной деятельности (ФГОС)

«Выразительное
чтение»

(общеинтеллектуальное направление)

5 класс

Программу
составила: Иргалинова Баян Казбековна

2018-2019 уч.год

Пояснительная записка

            Программа
«Выразительное чтение» представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.

           
Педагогическая целесообразность  данной программы внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка.

           
Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений,
творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой
творческий потенциал.

Программа
составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго
поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь
от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не
научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике,
овладеть материалом  на должном уровне или без посторонней помощи.

Научить ребенка  пользоваться книгой как источником знаний и
информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию
самостоятельности читательской деятельности — главная задача педагога. Дать
понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.
А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического
процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Для них характерны новые отношения со
взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в
новый вид деятельности. В этом  возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает
формироваться общественная направленность личности Творческое воображение как
создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений
прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также
развивается. Восприятие на этом уровне психического развития связано с
практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит
что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия,
взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная
эмоциональность восприятия.

Большие возможности предоставляет  школьный возраст для воспитания
коллективистских отношений. За несколько лет  школьник накапливает при
правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной
деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию
коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно
здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Приобщение ребенка к книгам дает широкие возможности на формирование и
закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с
ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности.

Цели и задачи программы

Цель: формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека
готового к творческой деятельности

Основными задачами
курса являются:

·          
развитие эстетических способностей;

·          
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

·          
активизация мыслительного процесса и
познавательного интереса;

·          
овладение навыками общения и коллективного
творчества;

·          
создание на практике условий для развития
читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;

·          
расширение литературно-образовательного
пространства воспитанников;

·          
формирование личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных учебных умений.

Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно
читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они
хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил
добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и
политической информации — залог успешности в любой деятельности. Разработанная
программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа «Выразительное чтение» составлена на основе авторской
программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности:
под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2016)

Программа  соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы
нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения
позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта  школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных
ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным 
рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Организационно-педагогические основы обучения

Выполнение Программы рассчитано на 1 год. Возраст воспитанников в
группах соответствует возрасту учащихся средней школы. Организация работы
проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований

Занятия поводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40
минут.

Формы организации занятий

Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, викторины и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на
уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях
предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими
периодическими изданиями. Особый акцент предполагается сделать не только на
разнообразную работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность,
связанную с инсценированием прочитанного и изученного.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения  программы формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования:

осознавать
значимость чтения для личного развития;

формировать
потребность в систематическом чтении;

использовать
разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь
самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

развивать
чувство ритма и координацию движения;

развивать
речевое дыхание и артикуляцию;

развивать
дикцию на материале скороговорок и стихов;

пополнять
словарный запас;

Регулятивные умения:

     уметь работать
с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

     уметь
самостоятельно работать с новым произведением;

     уметь работать
в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

     уметь
определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные
 умения:

участвовать
в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения;

оценивать
поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать
своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать
в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать
правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

оценивать
действия других детей и сравнивать со своими собственными;

развивать
коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;       

Диагностика достижений

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к
самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного
учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим
закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения — сложная взаимная зависимость
между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

Возможно выделить критерии, по которым можно судить об уровне
сформированности читательского интереса  школьников:

умение
работать с книгой;

начитанность
(знание содержания прочитанных произведений определенных программой);

знание
библиографических сведений.

Показатели,
характеризующие умение учащихся работать с книгой:

соблюдение
правил пользования книгой, гигиены чтения;

умение
листать книгу, быстро находить нужную страницу;

умение
показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок,
титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;

умение
описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;

умение
находить в книге сведения об авторе;

различение
шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;

умение
ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным
признакам, самостоятельно прочитать ее.

Начитанность  характеризуется,  следующими показателями:

знанием
названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на
протяжении года;

знанием
содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;

умением
отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,

осмысливать
с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание
библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

умением
отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка,
рассказ);

умением
ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели:
иллюстрация, называние, фамилия автора;

умение
самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной
книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;

умением
работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;

знанием
библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение
пользоваться ими при выборе книг.

На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней
сформированности:

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

1. Умение работать с книгой

Знание элементов книги и умение ориентироваться
в них;

быстрое умение находить в книге сведения об
авторе;

различение шрифтов;

ориентация в группе книг от 2 до 4.

Знание элементов
книг;

умение описывать
незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям;

ориентация в 2-3
книгах.

Нужная страница находится не сразу;

учащийся нуждается в помощи взрослого при
работе с книгой.

Ученик не ориентируется
в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно;

в группе книг он не
ориентируется.

2. Начитанность

самостоятельная подготовка к выразительному
чтению;

широкий читательский кругозор;

полное усвоение программы;

знание авторов и названий полюбившихся
произведений;

умение отличать сюжет знакомых книг по
иллюстрациям.

читательский кругозор
ограничен знанием определенных жанров;

программа усвоена
частично;

выделение отдельных
авторов и полюбившихся произведений.

читательский кругозор недостаточно широк;

программа усвоена частично;

частичное запоминание авторов и произведений
программы.

ограниченный читательский
кругозор;

программа усвоена
частично;

слабое знание авторов
и произведений.

Содержание
программы внеурочной деятельности

По
страницам любимых книг (4 ч.)

Вводное
занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что
интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой:
различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие,
подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом.
Подготовка к рассказу о книге.

Писатели детям. Обзор книг детских писателей (4 ч.)

Жизненный и творческий путь С.
Михалкова. Мероприятие по писателя в библиотеке. Басни С. Михалкова.

Жизненный
и творческий путь В. Яна. Обсуждение рассказа «Никита и Микитка»

Жизненный
и творческий путь К.Паустовского. Обсуждение рассказа «Заячьи лапы» Викторина.

Народный
фольклор. (10 ч.)

Знакомство с русским народным фольклором. Проведение
игры «Десять внучат». Загадывание загадок о животных.

Детский фольклор, частушки.

Сказки волшебные, бытовые, о животных. Иллюстрирование
русских народных сказок. Викторина по сказкам «Угадай героя». Святая Русь
в волшебных сказках. Гуси – лебеди в русских литературных сказках. Сказы П.П.
Бажова.

Сказки народов мира. Сказки зарубежных писателей.

Зима
в поэзии и прозе. (2 ч.)

Стихи
о зиме. «Поет зима — аукает».

Знакомство
с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс
чтецов. Творческий конкурс «Рождественская история».

С
чего начинается Родина ( 8 ч.)

Стихи
о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов.

Беседа «Что
такое Родина». Стихи русских поэтов о России. Конкурс чтецов.

Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для
обсуждения. Творчество А.Барто. Опрос «Законы дружбы». Устный
рассказ «Хочу рассказать о своем друге…».Творчество М.Зощенко. Творчество
Астафьева. Стихи А. Фета, С. Есенина.

Друзья наши меньшие (6 ч.)

Белов В. «Скворцы»

Биография Белова В. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.

Чехов А.П. «Каштанка»

Биография Чехова А.П. Чтение рассказа по ролям.
Викторина.

Куприн А.И. «Белый пудель»

Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям.
Викторина.

Паустовский К. Кот-ворюга

Жизненный и творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка
рассказа по ролям, обсуждение характера главного героя.

Современные детские журналы.

История журнала «Мурзилка». Презентация «Современные
детские журналы».

Обобщающее занятие.

Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу.
Викторина «Угадай кто это».

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, игры, решение
кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их
презентации и последующей рефлексии.

Способами
определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в
конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения;
выставки работ или презентации проекта.

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема раздела

Универсальные
учебные действия

Кол-во

часов

Дата

план

Факт

По страницам любимых книг (4 ч.)

 1.

Ознакомление с курсом. Здравствуй, книга.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-поиск и
выделение информации;

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под
понятие, выведение следствий;

-построение
логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с
учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли
, владение монологической и диалогической
речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

1

 2.

Книги, прочитанные летом.

1

 3.

Книги о Родине.

1

 4.

Книги о родной природе

1

Писатели детям (4 ч.)

 5.

Писатели детям. Обзор книг предлагаемых
писателей.

 Личностные
УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-поиск и
выделение информации;

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под
понятие, выведение следствий;

-построение
логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с
учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
, владение
монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

1

 6.

С. Михалков – детям. Демонстрация презентации.

1

 7.

В. Ян «Никита и Микитка». Обсуждение прочитанной
книги.

1

8.

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Домашнее
чтение книги с последующим обсуждением.

1

Народный фольклор. ( 10ч. )

 9.

Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление
с устным народным творчеством.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения). Смыслообразование (уметь находить
ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). Нравственно-этическая
ориентация
, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из
социальных и личностных ценностей).

 Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-самостоятельное
выделение познавательной цели;

-поиск и
выделение информации;

-знаково-символические
действия (моделирование);

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований
и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под
понятие, выведение следствий;

-установление
причинно-следственных связей;

-построение
логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение
гипотез и их обоснование.

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

-самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с
учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
, владение монологической
и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно). Планирование (определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий). Контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к 
волевому усилию и к преодолению препятствий.

1

 10.

Знания пословиц, поговорок.

1

 11.

Сказки народов мира. Общее представление о
своеобразии сказок.

1

 12.

Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы,
Африки.

1

 13.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии,
народов Океании.

1

 14.

Книги русских писателей-сказочников. Обзор
их произведений

1

15.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем
актёрское чтение.

1

16.

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Слушаем
актёрское чтение.

1

17.

Сказки зарубежных писателей. Знакомство с
биографиями. Презентации.

1

18.

Х.К. Андерсен «Ромашка», «Русалочка»

1

Зима в поэзии и прозе. (2 ч.)

19.

Стихи о зиме.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).

Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-самостоятельное
выделение познавательной цели;

-поиск и
выделение информации;

-знаково-символические
действия (моделирование);

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований
и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под
понятие, выведение следствий;

-установление
причинно-следственных связей;

-построение
логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение
гипотез и их обоснование.

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

-самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов
взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка
вопросов
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий). Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение
и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к 
волевому усилию и к преодолению препятствий.

1

20.

Зима в творчестве
русских поэтов.

1

С чего начинается Родина (8 ч.)

21.

Стихи о Родине

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-самостоятельное
выделение познавательной цели;

-поиск и
выделение информации;

-знаково-символические
действия (моделирование);

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований
и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под
понятие, выведение следствий;

-установление
причинно-следственных связей;

-построение
логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение
гипотез и их обоснование.

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

-самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов
взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка
вопросов
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий). Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение
и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к
мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению
препятствий.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий). Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Саморегуляция  как
способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению
препятствий.

1

22.

Конкурс стихов

1

23.

Стихи о дружбе А.Барто

1

24.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Чтение
рассказа с последующим обсуждением.

1

25.

М. Зощенко «Бабушкин подарок». Размышляем о
прочитанном.

1

26.

По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его
произведений.

1

27.

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Чтение рассказа
с последующим обсуждением.

1

28.

А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов…
Учимся читать выразительно.

1

«Друзья наши меньшие» (6 ч.)

29.

Белов В. «Скворцы»

Чтение рассказа с последующим обсуждением.

1

30.

Чехов А.П. «Каштанка»

Чтение рассказа по
ролям. Викторина

1

31.

Куприн А.И. «Белый пудель» 

Чтение рассказа по ролям. Викторина.

1

32.

Паустовский К. Кот-ворюга

Чтение отрывка рассказа по ролям, обсуждение характера
главного героя.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные
УУД

Общеучебные
универсальные действия
:

-поиск и
выделение информации;

-смысловое
чтение.

Логические
универсальные действия
:

-анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-построение
логической цепи рассуждений;

Действия
постановки и решения проблем
:

-формулирование
проблемы;

Коммуникативные
УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с
учителем и сверстниками). Умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли
, владение монологической и диалогической
речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные
УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

1

33.

История
журнала «Мурзилка».

1

34.

Обобщающее занятие.

1

Всего

34

Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной
деятельности по литературе «Выразительное чтение»:

·        
сформированы когнитивные и коммуникативные
компетенции через организацию познавательной деятельности в группах  и
индивидуально, а также через творческую деятельность;

·        
понимать культурное многообразие мира, проявлять
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

·        
Владеть умениями работать с учебной и внешкольной
информацией;

·        
сформирована способность решать творческие задачи,
представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

·        
сформирована готовность к сотрудничеству с
соучениками, коллективной работе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        
понимать
на слух речь учителя, одноклассников;

·        
понимать смысл адаптированного
текста;

·        
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл
прочитанного текста;

·        
расспрашивать
собеседника, задавая простые вопросы (кто,
что, где, когда), и отвечать на
вопросы собеседника,
 участвовать в
элементарном этикетном диалоге;

·        
инсценировать отрывки из литературных
произведений;   

·        
передавать информацию в виде художественных
образов;

·        
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

·       
приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов
поведения в различных ситуациях;

·               
получение
школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, язык, родина, природа, мир, знания, труд, культура);

·               
получение
школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить
зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности,
которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

·        
патриотизм;

·        
любовь и уважение к родному языку

·        
познавательная, творческая, общественная
активность;

·        
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

·        
умение работать в сотрудничестве с другими,
отвечать за свои решения;

·        
коммуникабельность;

·        
уважение к себе и другим;

·        
личная и взаимная ответственность;

·        
готовность действия в нестандартных ситуациях;

·        
творчество.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
внеурочной деятельности

Технические средства обучения

·        
Персональный компьютер учителя

·        
Мультимедийный проектор

·        
Интерактивная доска

Печатные средства обучения

·        
Портреты писателей и поэтов

·        
Демонстрационные карты

·        
Стандарт основного общего образования

Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные
пособия

·        
Учебные CD-ROM по литературе

·        
Фильмы на DVD/CD

·        
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по
литературе

Список литературы:

1.                             
Хрестоматия по детской
литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. –    М.:
Изд.центр «Академия», 2000. – 544 с.

2.                             
Родничок. Книга для внеклассного
чтения. 5 класс
. – СПб.: Астрель, 2002. – 336 с.

3.                             
Полная хрестоматия для
начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. – М.: Эксмо, 2007. –
448 с.

4.                             
Романовская З.Т. Живое слово. –
М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.

5.                             
Сухомлинский В.А. Хрестоматия
по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.

6.                             
Стихи и рассказы о войне /Сост.
П.К.Федоренко. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 203 с.

7.                             
Воскобойников В. Жизнь
замечательных детей. – М.: Харвест, 2010. – 184 с

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Книгосайт / Книги / Василий Ян «Никита и Микитка» — скачать

  • Авторы: Ян Василий Григорьевич
  • Жанр: Прочая детская литература

Скачать электронную версию Купить бумажную книгу

Читать книгу онлайн

…Через заиндевевшее окно, сложенное из кусочков слюды, пробивался тусклый утренний свет. В жарко натопленной спаленке, на изразцовой лежанке, покрытой ковром, разметался во сне краснощёкий мальчик в белой косоворотке. Над ним склонился тощий, с козьей бородкой «дядька» Филатыч и осторожно похлопывал его по плечу:

— Князинька, Никита Петрович, пора подыматься! Лошадей уже запрягают. Дорога дальняя, а в Москву надо приехать засветло. К вечеру поставят поперёк улиц брёвна и решётки, тогда никого не пропустят.

— Не поеду! Пошёл прочь, старый дуралей!

— Зачем же ты сказал непристойное слово? Как можно не поехать! Это царский приказ! Дяденька Борис Фёдорович осерчает, коли ты не приедешь!

— А я сказал — не поеду! По-моему и будет!

Бесшумно, в шерстяных чулках, подплыла пухлая нянюшка в красном сарафане и заячьей телогрейке-безрукавке.

— Что же ты, князинька Никита Петрович, упрямишься? — нараспев начала она. — Полно брыкаться ножками! Ведь это твой старый верный дядька Филатыч. Он тебя повезёт в Москву. Дай-ка я тебе тёплые чулочки и валенцы надену, чтобы ты, сохрани господь, не простыл на морозе.

Нянюшка подняла и усадила сонного мальчика, а Филатыч стоял рядом и приговаривал:

— Запряжём мы в саночки-умчалочки коньков-бегунцов с бубенчиками… Усядемся поплотнее и запахнёмся полостью медвежьей, чтобы не выпасть на поворотах, и покатим с заливным колокольчиком по снежку, по первопутку, в сторонку не ближнюю, не дальнюю, в Москву златоверхую, что раскинулась на холме высоком, между рекой Яузой и Москвой-рекой…

— А я в Москву не поеду! — повторял мальчик. — Я с Микиткой сегодня в лес пойду, будем сеткой ловить снегирей… Микитка научит меня играть на пастушьей дудке-жалейке. Он и горку ледяную полил водой. Теперь мы с ним будем кататься с горки на салазках…

— Как же можно ослушаться, когда сам батюшка царь Иван Васильевич повелел боярским сынкам грамоте учиться! Теперь к тебе приставят дьячка с указкой, а рядом с тобой будут сидеть не какие-нибудь простые людишки, а тоже такие, как ты, сынки боярские.

— Пускай учатся дьячки! А я на коне поеду на войну и буду воеводой!

— Красавчик ты наш, черноглазенький! — поддакивала нянюшка, а сама в то же время продолжала одевать мальчика. — Вестимо! К чему воеводе грамота? Да что же поделать, когда сам великий государь приказал! Он невесть что повыдумывает.

Нянюшка умыла и причесала мальчика, затем, поставив его на колени рядом с собой, помолилась перед старой, тёмной иконой в серебряной ризе. Вместе с дядькой Филатычем она повела Никиту по лесенке наверх, в опочивальню княгини, чтобы показать его перед отправкой в Москву. А мальчик всё твердил:

— Если Микитка поедет со мной в Москву и захватит дудку и сетку для снегирей, то и я поеду. А без него я ни за какие пряники не поеду! С дороги сбегу.

Боярская усадьба «Весёлые пеньки», в которой жил Никита, раскинулась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен-стояков. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Большие злые собаки на цепи охраняли усадьбу и от зверя — волка и медведя, — часто бродившего в лесу, и от недобрых людей с большой дороги.

Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбою крыльцом, с гребнем и весёлыми петушками поверх тесовой крыши. Усадьба была видна издалека, и новые бревенчатые хоромы поблёскивали на солнце слюдяными окошками с замысловатым свинцовым переплётом.

По сторонам боярского дома выстроились людские избы для жилья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями и для сена и для дров, а в стороне, отделённый забором поменьше, был особый двор, где находились гумно, овин для хранения хлеба и высокие скирды ещё не обмолоченных снопов.…

К сожалению, текст книги удалён по просьбе правообладателя.

Развернуть «Никита и Микитка»: отзывы

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.

Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешала. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.

На небе Никита увидел «доброе солнце», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.

Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.

У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.

На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!». Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица».

От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.

Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали — «всем стало боязно отца-солдата». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.

1 kultura3 1527143770

По широкой Руси – нашей Матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

24 мая весь славянский мир торжественно отмечает поистине великий праздник – День Славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Поэтому День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения, культуры, родного слова. В библиотеках Тербунского муниципального района прошли тематические мероприятия, приуроченные к этой знаменательной дате.

Ко Дню славянской письменности и культуры Большеполянская сельская библиотека провела акцию «Напиши свое имя кириллицей». Каждый желающий мог по образцу славянской азбуки написать свое имя и сравнить начертания букв славянской азбуки и современного алфавита.

К мероприятию в библиотеке экспонируется выставка-экскурс «Мудрые книжники – Кирилл и Мефодий». Выставка предлагает пользователям окунуться вглубь истории и узнать о возникновении славянского алфавита и начале книгопечатания на Руси.

Рассказ никита и микитка

Рассказ никита и микитка

В Новосильской сельской библиотеке прошёл фольклорно-познавательный час «Аз, буки, веди». Совершив путешествие в старину, присутствующие узнали о братьях-просветителях Кирилле и Мефодии. Познакомились с азбукой-кириллицей, названной в память ее создателях. В ходе мероприятия участники отгадывали загадки, вспоминали поговорки и пословицы о книге. Очень заинтересовали их фотографии древних рукописей, папируса, первых книг.  

В заключение гости нарисовали понравившиеся буквы из Кириллицы.

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

«Лишь слову жизнь дана» – под таким названием в Солдатской сельской библиотеке прошел познавательный урок. Заведующая библиотекой Алексеева Е.С. рассказала об истории происхождения и развития письменности, о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия. Дети приняли участие в конкурсах: «Найди слово», «Секретный шифр», «Дополни пословицу».

Закончилось мероприятие обзором книжной выставки «Загадки русских слов».Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

В Марьино-Николаевской сельской библиотеке прошел час познания «Первоучители добра, вероучители народа» для читателей-детей. Заведующая библиотекой Чепурина В.С. рассказала ребятам об основоположниках славянской письменности – Кирилле и Мефодии – ученых и просветителях, получивших сан Святых. Дети подготовили небольшие рассказы и стихотворения про буквы. Была представлена презентация «История славянской письменности» и оформлена книжная выставка «Книга открывает мир знаний» Литература, представленная на выставке, пользовалась большим спросом у читателей.

В завершение мероприятия Вера Степановна предложила участникам для домашнего чтения исторический рассказ «Никита и Микитка» В.Г .Яна, в котором речь идёт о том, как крепостной мальчик Микитка отправляется в Москву учиться грамоте и как он стал учеником замечательного русского первопечатника Ивана Фёдорова.

Рассказ никита и микитка

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

Читатели Кургано-Головинской сельской библиотеки совершили путешествие «По страницам славянской письменности», в ходе которого познакомились с жизнедеятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые создали азбуку, грамматику, положили начало славянскому литературному языку, заложили основы великой русской культуры. Но самое главное – перевели с греческого языка Библию и Евангелие, подарив нашим предкам высочайшие нравственные идеалы.

Присутствующие вспоминали пословицы и поговорки о грамоте и учении, а в качестве закрепления полученной информации отвечали на вопросы викторины.

Рассказ никита и микитка

Рассказ никита и микитка

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия Урицкая сельская библиотека провела час познания «Величие слова славянского».

В начале мероприятия ребятам была представлена познавательная информация о биографии святых братьев, о создании письменности на Руси, о том, что благодаря их трудам мы читаем книги.

Для детей была подготовлена слайд-викторина «О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

В заключение был сделан вывод: без азбуки нет письменности, а без неё нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперёд. Буквы стали нашими спутниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

Ко Дню славянской письменности и культуры Берёзовская сельская библиотека провела с детьми библиоглобус «Азбука, которая создала Россию». Заведующая библиотекой Ларина Н.И. познакомила ребят со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, славянскими просветителями, создателями азбуки, проповедниками христианства, первыми переводчиками богослужебных книг с греческого на славянский. В ходе мероприятия дети узнали о том, как и когда придумали буквы и алфавит, как появилась славянская азбука, узнали о зарождении письменности, отгадывали загадки, вспоминали поговорки и пословицы о книгах и чтении. В завершении был проведён обзор литературы у книжной выставки « Откуда есть пошла русская азбука».

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

Яковлевская сельская библиотека провела православный час «Первоучители добра, вероучители народа». Заведующая библиотекой К.Н. Логвинова рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, Ребята с большим интересом прослушали предоставленную им информацию и активно отвечали на вопросы видео-викторины.

В исполнении Моргачевой Валерии прозвучало стихотворение В. Сидорова «Кириллица», а в исполнении Дувановой Ксении отрывок из стихотворения С. Крыжановского «Старославянский язык».

Для читателей был проведён обзор у книжной выставки «Первоучители добра, вероучители народа».   

В ходе мероприятия каждый участник черпал для себя новую и интересную информацию и гордился тем, что является носителем самого богатого языка на планете.

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

Рассказ никита и микитка

В день Славянской письменности и культуры Тульская сельская библиотека  совместно с домом культуры провели час познания «К истокам русской письменности» для учащихся начальных классов.

Ведущие рассказали ребятам о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, о славянских просветителях Кирилле и Мефодии.

В ходе мероприятия дети интересовались литературой, представленной на книжной выставке «Дела Мефодия, Кирилла в славянстве будут жить века».

В завершении часа ведущие призвали молодое поколение к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры наших предков.

Рассказ никита и микитка

Накануне Дня Славянской письменности и культуры во Второй Тербунской сельской библиотеке прошел познавательный час «По страницам славянской письменности» для учащихся 4 класса.

Работники библиотеки рассказали ребятам о том, как более тысячи лет назад просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Рассказ сопровождался демонстрацией фильма «Возникновение письменности на Руси». Затем подростки разгадывали кроссворд, дополняли пословицы, отгадывали загадки. Все желающие могли попробовать свои силы в написании слов на кириллице или чтении старославянского письма. Так же вниманию учеников была представлена книжная выставка «День Славянской письменности и культуры».

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

В Вислополянской сельской библиотеке прошёл историко-познавательный урок «И пусть будет знаменит наш славянский алфавит», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Заведующая библиотекой Полунина Т.И. рассказала учащимся о святых Кирилле и Мефодий, о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, что каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей. Дети узнали о том, что такое книга, как её раньше оформляли. Ребята с интересом слушали рассказ о том, как учились их сверстники раньше; узнали, чем отличалось обучение грамоте в старину от обучения современного. Ребята открыли для себя много нового и неизведанного, научились различать глаголицу и кириллицу. К мероприятию была подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Первоучители добра, вероучители народа». Выставка пользовалась большим интересом у детей и у взрослых. В завершении мероприятия все участники получили сладкие призы.

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка​​​​​

В память о создателях славянской азбуки святых равноапостальных братьях Кирилле и Мефодии, в День славянской письменности и культуры в Борковской сельской библиотеке провели цикл мероприятий. Своих читателей библиотека в этот день порадовала книжной экспозицией «Кирилл и Мефодий. Истоки славянской письменности», у которой был проведен литературный слайд-обзор. Приглашенные на мероприятие школьники 11 класса приняли участие в историческом вояже «Кирилл и Мефодий. Не меркнут образы святые». С интересом они посмотрели видео-презентацию «Первоучители добра. Вероучители народа».

Для учащихся 3 класса в этот день была проведена литературная викторина «Культура русской устной речи». А также заведующая библиотекой рассказала подросткам, что Кирилл и Мефодий твёрдо верили, что трудятся во имя всех славян, объединённых одним, понятным всем литературным языком. Созданная ими азбука прошла через века. За свою подвижническую деятельность братья были причислены к лику святых. А мы должны быть вечно благодарны создателям азбуки, из букв которой мы сегодня складываем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения.

Рассказ никита и микитка

Рассказ никита и микитка

В Тербунской межпоселенческой библиотеке состоялся праздник славянской культуры «Духовной книгой озарен». Он был направлен на возрождение исторических национальных традиций, приобщение к фольклорной культуре, вовлечение в активное коммуникативное чтение различных слоев населения, поднятие престижа книги. Гостями мероприятия стали студенты аграрно-технологического техникума. Для них был продемонстрирован видеоурок «День славянской письменности и культуры». Студенты приняли активное участие в интерактивной викторине «Слово – драгоценный дар», посвященной истории возникновения славянской письменности, распространению письменности и книгопечатания. Они с интересом отвечали на вопросы, проверяя свои знания. Для гостей состоялся обзор выставки-путешествия «Славянского слова узорная вязь». Книги с выставки поведали молодым людям об истоках создания славянской письменности и её создателях, о её влиянии на русскую культуру, а также о том, как и чем, писали на бересте, как создавались рукописные книги на Руси до появления первой печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол» и как по приказу царя Ивана Грозного создавалась уникальная царь-книга. В заключение праздника прозвучала запись Гимна Святым  Кириллу и Мефодию – просветителям  славян.

Рассказ никита и микитка

Рассказ никита и микитка

Ко Дню славянской письменности и культуры заведующая Хутор-Березовской сельской библиотекой Болгова Н.А. для юных пользователей подготовила путешествие в историю: «Аз да буки – путь к науке», где рассказала малышам историю возникновения праздника. В ходе мероприятия дети отвечали на вопросы викторины: о книгах, буквах, грамматике.

В библиотеке оформлена выставка-рассказ «Хранители русского слова».

Рассказ никита и микитка

В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры работники детского отдела Тербунской межпоселенческой библиотеки оформили выставку-инсталляцию «И нравы, и язык, и старина святая», у которой провели литературный обзор «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности».

В ходе обзора ребята знакомились с историей возникновения праздника, с создателями славянской азбуки – святыми братьями Кириллом и Мефодием, с первопечатником Иваном Федоровым, которые принесли Благую весть на Русскую землю.

Особое внимание было уделено книгам, рассказываемым о создании славянской грамоты, появлении нашей письменности, об истории алфавита и реформах языка.

Колорит выставке создали народные куклы, олицетворяющие обучение азам чтения своих малышей.

Вниманию читателей была представлена слайд-презентация «Создатели славянской письменности» и проведен мастер-класс по написанию славянских букв. Ребятам было предложено попробовать написать текст пером с чернилами, что стало для них большим открытием. Каждый забрал свою работу домой, чтобы показать родителям.

Юные читатели узнали для себя новую и интересную информацию и гордятся, что являются носителем самого богатого языка на планете.

Рассказ никита и микиткаРассказ никита и микитка

Представленная галерея мероприятий библиотек Тербунского муниципального района  еще раз доказала важность и значимость книги, стремление читателей разных возрастов к чтению и знаниям.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

  • Рассказ неизвестного автора о неудачном походе новгород северского князя против половцев
  • Рассказ неинтересный как пишется
  • Рассказ неизвестного человека антон павлович чехов книга
  • Рассказ неизвестного человека чехов краткое содержание
  • Рассказ ненавижу тебя любить