Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание

В конце 1857 года журнал современник опубликовал новую повесть тургенева ася, смысл которой был не до конца понят многими литераторами.

В конце 1857 года журнал «Современник» опубликовал новую повесть Тургенева «Ася», смысл которой был не до конца понят многими литераторами. Некоторые именитые писатели посчитали произведение не совсем удачным. Возможно, это произошло от того, что в повести Ася смысл повествования раскрывается не сразу. Глубокий анализ поможет составить собственное мнение о произведении Тургенева и понять смысл «Аси».

Краткое содержание повести Тургенева «Ася»

Структура повести простая, повествование ведется последовательно от лица довольно зрелого мужчины, ударившегося в юношеские воспоминания.

Анализ смысла произведения Тургенева «Ася» был бы неполным без характеристики персонажей повести.

Действующие лица

Главные герои:

  • Н.Н. – молодой мужчина, предпочитающий спокойный образ жизни, но не лишенный мечтательности. Финансовое состояние юноши позволяет много путешествовать.
  • Анна Гагина (Ася) – юная, наивная девушка. Обладает веселым, жизнерадостным характером. Внебрачная дочь помещика и служанки. После смерти родителей воспитанием девушки занимался сводный брат по отцу, давший сестре прекрасное образование.
  • Гагин – брат Аси – умный, добрый, отзывчивый юноша, увлекается живописью. Любит сестру, готов ради нее жертвовать своими интересами.

Первые главы рассказывают о знакомстве Н.Н. с Гагиным и его сестрой Асей. Произошло это в немецком городе З. Маленький, тихий городок как нельзя лучше подходил для Н.Н., разочаровавшегося в первой любви и искавшего уединения.

Честный, правдивый Гагин сразу понравился рассказчику, а юная Ася произвела на юношу неизгладимое впечатление. Однажды Н.Н. случайно услышал часть разговора Гагина с Асей, где девушка признавалась в любви. Герой сильно расстроился, решив, что молодые люди обманывали его. Но на следующий день Гагин развеял его сомнения, рассказав историю своей семьи.

Интересно! Об истинном прототипе Аси сведения не сохранились. Существует предположение, что прообразом героини стала сестра писателя Варвара либо его незаконнорожденная дочь Полина.

Любовь нечаянно нагрянет

Н.Н. начинает осознавать, что Ася нравится ему. Рядом с девушкой он чувствует себя легко, непринужденно, а после встреч с ней возвращается домой окрыленным. Герой задумывается о том, не любовь ли это. И тут получает записку от Аси с просьбой встретиться у каменной часовни.

Не успел юноша прочитать записку, как пришел Гагин с сообщением о том, что сестра влюбилась в Н.Н. Девушка поведала обо всем брату, прося увезти ее из города. Гагин решил переговорить с Н.Н., будучи уверенным в том, что происхождение сестры станет препятствием для женитьбы. Герой просит дать время для обдумывания.

Девушка внезапно меняет место свидания. Она ждет Н.Н. в доме, сидя у окна. Войдя в комнату, герой обвиняет героиню в том, что она все рассказала брату. Девушка в слезах убегает.

Через время герой узнает об исчезновении Аси. Вместе с братом они ищут девушку. Наконец брат сообщает герою, что нашел сестру, с ней все в порядке.

Успокоенный юноша решает сделать Асе предложение, но откладывает беседу на утро. Но утром он узнает, что Гагины уехали, а девушка оставила прощальную записку.

Юноша предпринимает несколько попыток найти возлюбленную, но все они оканчиваются неудачей.

Завершает рассказ Н.Н. признанием, что больше никогда и ни к кому не испытывал таких чувств, как к Асе.

Объяснение сюжета

В повести Ася смысл произведения заключается в изображении внутреннего мира человека. Для показа тайников души персонажей Тургенев использует разные способы.

Движения души Аси писатель изображает с помощью детального описания портрета и поведения девушки. Переживания героини автор передает через словесное описание мимики, жестов, интонаций голоса.

Внутренний мир Н.Н. раскрывается через воспоминания и освещение мыслей, владеющих героем. С помощью рассказчика Тургенев размышляет на тему, ставшую ключевой в повести – тему любви.

Благодаря любви раскрывается истинная суть героев. Для открытой, искренней Аси, считающей любовь смыслом жизни, первый опыт принес разочарование. Но это помогло ей лучше понять себя и свои желания. Наивный ребенок превратился в умную, уверенную в себе женщину, не потерявшую достоинство. Это и было главной целью Тургенева – показать, как благодаря сильному чувству может измениться женская натура.

Именно поэтому автор назвал свое творение детским именем героини. Смысл названия повести заключается в показе раскрытия личности девушки, прошедший непростой путь от Аси-ребенка до Анны-женщины.

С темой любви неразрывно связаны и другие важные проблемы, затронутые писателем:

  • нравственный выбор;
  • чувство долга и ответственности;
  • внебрачные связи;
  • прочность семейных уз.

Не менее важной является тема лишнего человека, поднятая в произведении. Н.Н. – образованный, обеспеченный дворянин никак не может найти применение своим способностям.

Несостоятельность героя проявляется и в любовной сфере. Боязнь признаться в чувствах не только героине, но и себе, становится причиной чудовищной ошибки, трагизм которой герой осознал слишком поздно.

В чем суть концовки

Повесть заканчивается размышлениями главного героя о прошлом. Он пытается оценить свои поступки и действия других участников события с точки зрения человека, имеющего немалый жизненный опыт.

Н.Н. понадобилось время, чтобы осознать, какую ошибку он совершил. Несмотря на то, что в его жизни было немало женщин, ни к одной из них он не испытывал тех чувств, что к Асе. Пойми Н.Н. это вовремя, он смог бы создать счастливую семью, а не остаться в одиночестве.

Смысл финала повести «Ася» – показать, что бесцельное, праздное существование не приносит счастья. Нужно не бояться своих чувств и ответственности. Тогда не придется сожалеть об упущенных возможностях.

В повести Тургенева Ася смысл повествования является весьма поучительным. Он заставляет задуматься о том, какое место в жизни каждого человека занимает любовь. И стоит ли отказываться от нее, лишая себя права на редкостное по красоте и силе чувство.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основная тема — изображение маленького человечка, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений классической русской литературы настоящей изюминкой являются «Рассказы Петербурга».

Краткое содержание петербургских рассказов

Краткое содержание этих творений освежит в памяти известные изречения и высокий слог Гоголя. Статья будет полезна студентам и кандидатам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских рассказов» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на суть автора.

Краткие сведения о произведении

«Рассказы Петербурга» Николая Васильевича Гоголя — общее название многих рассказов писателя, а также название сборника, составленного из этих рассказов. Действие в них — Петербург 30-40-х годов XIX века. Все рассказы объединяет тема унижения «человечка». В сборник вошли следующие рассказы:

  • «Невский проспект»;
  • «Нос»;
  • «Портрет»;
  • «Пальто»;
  • «Дневник сумасшедшего».

Некоторые из этих историй описывают поистине фантастические происшествия, произошедшие в Санкт-Петербурге, где, судя по всему, жизнь продолжается вечно в установленном порядке.

Портрет

Краткая оригинальная деталь

Талантливый молодой художник Чартков купил в дешевом магазине портрет старика с ужасными глазами, словно живыми. На портрете обнаружен тайник для золотых монет. Вместо того, чтобы использовать найденное богатство для улучшения своих навыков, Чартков стал модным портретистом.

В течение многих лет он рисовал стереотипные портреты людей из высшего общества Санкт-Петербурга, пока в конце концов не обнаружил, что потерял свой талант и навыки. Чартков начал завидовать талантливым художникам, покупать и уничтожать их картины, на которые потратил все накопленные богатства. Зависть свела с ума Чарткова, который умер от приступов ярости и мимолетного чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет богатого ростовщика, деньги которого вызывали у людей зависть, жадность, зависть. Когда ростовщик умер, его душа переместилась в портрет, что негативно повлияло на всех владельцев, сводя их с ума.

Образ маленького человечка

Проанализировав рассказ Гоголя «Шинель», читатель сразу же сравнит образ Акакия Акакиевича с пушкинским смотрителем. Маленький человечек — основной герой русской литературы, который впоследствии появляется во многих произведениях прозаиков.

Маленький человек — довольно сложный человек. Это как если бы человек был превращен в вещь этим великим городом, что несопоставимо с потребностями конкретного персонажа. Либо он нуждается в сочувствии, либо он справедливый человек, угнетенный внешней реальностью, которая ему чужда и холодна.

эта метафора — ключ к истории. А может, это просто примитивный человек, которому нужно простое потакание. Действительно, это простой человек, которому, как и всем существам, наполняющим мир, нужен кусочек тепла и внимания. И, не найдя его, к сожалению, умирает.

Сбежавший «Нос»

Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе, испеченном женой, человеческий нос своего клиента, советника колледжа Ковалева, и бросает странную находку в Неву.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание

Проснувшись, комиссар видит отсутствие носа и поворачивается к начальнику полиции, желая сообщить о потере. Вдруг из ниоткуда появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же с мечом. Ковалев пускается в погоню, но его нос не хочет с ним разговаривать, выражая неуважение к младшему чиновнику.

Даже попытка разместить рекламу в газете ни к чему не приводит. Редакция отвергает безносого чиновника, опасаясь потерять репутацию. Итак, Ковалев обращается к частному приставу, но коротко отвечает, что порядочному человеку не вытащат нос.

После множества приключений Нос таинственным образом возвращается на свое место своим законным владельцем.

«Нос»

В рассказе использована техника сатиры, с помощью которой автор высмеивает жадность, скупость, коррупцию. Один из шедевров петербургских рассказов — «Нос».

Резюме таково: однажды коллежский советник Ковалев просыпается в своей квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него оставалось только одно «гладкое пятно». В панике Ковалев бросается к разным представителям власти, чтобы разрешить эту ситуацию, но все его игнорируют, потому что дело им кажется крайне странным и несерьезным. Поэтому Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит свой нос и просит его вернуться на свое место. Нос отклоняет предложение и заявляет, что это он сам, один человек. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Записки сумасшедшего

Кратко подробный рассказ

Маленький чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в определенном отделе и пошел к директору чинить перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблен в красивую дочь шефа Софи и считал, что девушка ему тоже небезразлична. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генеральского звания.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красивого комнатного наркомана. Из-за несбывшихся мечтаний и амбиций психическое здоровье Поприщего стало ухудшаться. Сначала ему показалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил короля Испании.

В конце концов Поприщев оказался в приюте, где ему побрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный сумасшедший не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Невский проспект

Кратко подробный рассказ

Петербург. Два друга, артист и лейтенант, приехали на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.

Артисту Пискареву понравилась очень красивая брюнетка. Он последовал за ней и вскоре понял, что она проститутка. Разочарованный Пискарев вернулся домой, заснул и мечтал, что брюнетка не проститутка, а дворянка с некой тайной.

Впоследствии Пискарев пытался больше поспать, чтобы увидеть во сне брюнетку, в результате у него развился нервный срыв и бессонница. Тогда Пискарёв стал принимать опиум, чтобы видеть чудесные сны с участием брюнетки.

После одного из снов, в котором брюнетка предстала в образе жены Пискарева, артист подошел к ней и предложил замужество и честную трудовую жизнь. Девушка отказалась, сказав, что работать не будет, и Пискарев в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Лейтенант Пирогов выбрал красивую блондинку, которая оказалась немкой и женой немецкого жестянщика. Пирогов заказал шпоры у жестянщика, стал посещать мастерскую и гоняться за блондинкой.

Немецкая женщина оказалась очень глупой и не понимала, чего от нее хочет лейтенант. Тогда Пирогов попытался сам поймать блондина и стал отпускать его руки. За это его поймали жестянщик с друзьями и жестоко избили. В синяках Пирогов хотел пожаловаться генералу, но потом передумал и с легким сердцем пошел на вечеринку.

Сюжетные и идейные линии

невский перспективный анализ повести Гоголя

Какие идеологические линии содержатся в «Рассказах Петербурга» Гоголя? Анализ рассказов говорит о том, что в них очень четко указана причина соблазнения. Например, на «Невском проспекте» один из его героев, художник Пескарёв, следуя красоте, вдруг понимает, что его внешнее обаяние вовсе не означает добродетели. Милая мишура не означает внутренней сущности.

В человеке разобщены поверхностные и глубокие свойства. И это очень хорошо видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где ежечасно ходят разные люди: то смотрители, то высшие чиновники, то бедняки. И в этом парадоксальная суть этого центра российской столицы.

Основная мысль

В этом произведении талант Н. В. Гоголя как сатирик. Осуждает нездоровое общество, в котором положение и положение человека выше, чем сам человек, важнее его потребностей и желаний: у того, у кого более серьезный титул, у кого больше денег, голос выше.

Краткое содержание петербургских рассказов

Комическая позиция Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла случиться с героями оперы «Петербургские сказки».

«Портрет» (краткое содержание мы представим ниже) — история неординарная. Некий малоизвестный художник Чартков на свои последние деньги купил в художественном магазине странный портрет. Он не мог объяснить, почему это творение так его привлекло, но его влияние на человека оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать, потому что ему снились глаза старика, изображенного на портрете повсюду. Когда пришло время платить за комнату, Чартков обнаружил на портрете много денег: он случайно увидел слова «тысяча сердец». Этих средств, по расчетам, при скромном сроке жизни должно было хватить на три года.

краткое содержание портретных рассказов Петербурга

Виртуозный голос художника побудил его замкнуться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал еще один слух с мрачного начала: жить стильно, позволить себе все, на что есть деньги. Чартков купил дорогую одежду, обедал и обедал в ресторанах, начал рисовать на заказ. Ему диктовали сроки и сроки, ему платили большие деньги и он должен был выполнить эти требования. Люди, знавшие его раньше, были удивлены: куда пропал его талант? Он начал работать по образцу, живость постепенно исчезла с полотен.

Однажды Чартков был на выставке неизвестного художника и был поражен талантом молодого дарования. Придя домой, она попыталась так же изысканно и оригинально начать писать, но рука не слушалась: душа была пуста, больше ничего не беспокоило. Чартков понял, что по-настоящему счастлив он был тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты о будущем. Ни деньги, ни слава не принесли того, чего они хотели. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, вызвала в нем зависть. Он покупал работы талантливых художников и уничтожал их. Через некоторое время Чартков тяжело заболел и умер. Это произведение входит в цикл «Рассказы Петербурга». Мы представили резюме выше.

Другие персонажи

  • Брюнетка — молодая проститутка, очень красивая, эгоистичная, высокомерная.
  • Блондинка — немка, жена немецкого жестянщика, довольно глупая молодая женщина.
  • Шиллер — немец, жестянщик, пунктуальный, консервативный, дотошный.
  • Иван Яковлевич — цирюльник, пьяница неряшливый.
  • Ростовщик — темнокожий старик с пронзительным взглядом, изображенный на портрете, принес своим хозяевам только горе.
  • Заведующий отделом важный, немногословный и амбициозный человек.
  • Софи — дочь директора ведомства, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблен Поприщин.

Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Главные герои Невский проспект

  • Пискарев — плохой художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, я последовал за ней. Влюбившись в девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от распутства. Однако действительность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил жизнь самоубийством.
  • Пирогов — лейтенант, взирающий на жизнь поверхностно и веселым цинизмом. Связанный с блондинкой лейтенант оказался в деревне немецких мастеров. Пирогов решил устроить еще одну связь и стал ухаживать за блондинкой. Это закончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом жестоко наказал наглого мужчину. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную проделку немцев, но в конце концов передумал.

Второстепенные персонажи

  • Шиллер — немецкий жестянщик, муж блондинки. Его настоящий предшественник — поляк Ф. В. Булгарин (он же Фиглярин, Фаддей Выжигин).
  • Хоффманн — друг Шиллера, немецкий сапожник. Настоящий предшественник — немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (эту газету также пренебрежительно называли «плохой пчелой).
  • Блондинка — жена Шиллера, глупая немка (а, как говорится, все блондинки глупы).
  • Брюнетка — проститутка, сознательно выбравшая путь праздности и разврата.

Шинель

Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и униженный государственный служащий лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхое пальто изношено по плечам и совсем не согревает. Отремонтировать пальто оказалось невозможно — ткань стала настолько редкой, что пятна на ней не удерживались.

Башмачкин стал копить на новое пальто. Возможность осуществить мечту сделала его характер более живым и сильным. Через полгода была накоплена необходимая сумма и сшито пальто, но Башмачкин не носил его целый день. Вернувшись домой поздно вечером, он столкнулся с ворами, которые сняли с него пальто.

Словом, существует благодаря рекламе:

Полиция этим делом не занималась. Башмачкин обратился к значительному человеку, но тот тоже не послушал, накричал на несчастного и выгнал его.

По дороге домой Башмачкин попал в метель, простудился и умер. В образе вернувшегося к жизни мертвого человека он стал появляться на месте, где его ограбили, и снимать с людей шубы. В конце концов, он снял пальто со значительного лица, остался доволен и больше никогда не появлялся на улицах Петербурга.

Помимо этих рассказов, в цикл иногда входят два «непетербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»

Один источник

  • Резюме
  • Гоголь
  • Истории Петербурга

Это сборник из 7 историй, ниже вы найдете краткий обзор включенных в него историй:

  • Невский проспект
  • Нос
  • Портрет
  • Пальто
  • Бродяга
  • Дневник безумца
  • Рим

Главная тема повести «Портрет»

В этом произведении Гоголь показывает конфликт между подлинным талантом и демоническими принципами. В ужасных глазах изображенного на портрете старика художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, поэтому портрет, однажды купленный за бесценок в художественной лавке, стал ему так ненавистен. Когда Бог наделяет человека талантом, он в то же время возлагает на него огромную ответственность за то, чтобы он смог правильно применить этот талант в жизни. Чем исключительнее человек, тем больше соблазнов он встречает на своем пути.

«Шинель»

Эта история была известна всем еще со школы. Он включен в цикл «Рассказы Петербурга».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) — очень известное произведение. В ведомстве служил титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что иногда откровенно его не замечали, дразнили, не могли поприветствовать и пройти. Его не уважали чиновники, его оскорбляли, могли снизить зарплату или как-то иначе обидеться.

Акакий Акакиевич ни с кем не сплетничал, но предпочитал мириться с таким отношением к себе. Однажды он пошел к портному поправлять пальто, но мастер ответил, что одежда изношена, поэтому лучше ее сменить. Поэтому титулярный советник решил накопить на это достаточно денег. Это было непросто: полученной зарплаты едва хватало на то, чтобы прокормить себя. У него не было ни семьи, ни детей, ни друзей.

краткое содержание пальто рассказов Петербурга

Более года Башмачкин буквально отказывал себе во всем, чтобы собрать необходимую сумму: часто недоедал, ходил только в тряпках. Когда запрашиваемая сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе пальто. Коллеги поздравили его с новинкой и предложили отметить это событие. Он возвращался домой поздно, когда к нему подошли двое незнакомцев и сняли новое пальто. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенной боли титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней скончался. Иногда, как говорят очевидцы, в этом месте появляется призрак человека, который срывает с обидчиков шубы, не давая им возможности оправдаться. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволяет понять, что автор хотел донести до читателя.

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в подобный сборник; Название цикла появилось позже, после смерти автора. Рассказы были написаны в разное время и опубликованы отдельно. Затем «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголя созданы в 1833–1834 годах. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», изданный в 1835 году. В него также вошли «Записки сумасшедшего», изданные в то время под названием «Отрывки из записок сумасшедшего».

Истории Петербурга

История носа была создана в 1832-33 годах, но первая публикация состоялась только в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал Moscow Observer, куда приехал Николай Васильевич, отказался публиковать рассказ, назвав его «плохим, пошлым и банальным».

Н. Гоголь посвятил созданию Шинели несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор называл ее «Повесть об офицере, ворующем пальто».

К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные рассказы, изменил названия некоторых и включил в обновленном виде в третий том своего первого полного собрания сочинений. К ним он добавил рассказы «Карроцца» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Сказкой».

Истории Петербурга

Впервые название «Петербургские рассказы» появилось в имени известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович разработал «Материалы к биографии Гоголя», и одна из частей этого произведения называлась «Петербургские сказки Гоголя». Эта фраза сразу прижилась и стала активно использоваться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений по великому классику были изданы отдельным сборником под привычным сегодня названием «Рассказы Петербурга».

Сюжетная линия произведения «Нос»

шинельный анализ повести Гоголя

Анализируя рассказ Гоголя «Нос», читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь мы говорим об абсолютно невозможных событиях. Нос, разлучившись со своим хозяином, чиновником, называющим себя майором, начинает бродить по улицам. Этот текст очень трудно читать.

Например, понять фразу типа «Нос спрятал подбородок в воротник». Это удивительное свойство гоголевской реальности, приводящее к самым разным размышлениям.

Какой бы необычной ни казалась читателю жизнь, изображенная в «Петербургских сказках» Гоголя, анализ произведений говорит о том, что почти в каждом рассказе этого цикла есть притча. В «Носе», например, это достигается через гротеск. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комичное, плохое начало, которое заложено в самой реальности, но не проявляется в явном обличье.

Анализ повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься, где та мера, которая заставляет человека чувствовать себя несовершенным. Что вам нужно потерять, чтобы перестать чувствовать себя собой: репутацию, родственников, карьеру? В произведении «Нос» персонаж, потерявший эту часть тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно этот недостаток автор передал через гротеск.

разбор записок гоголя о сумасшедшем

Петербургские повести (кратко)

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание

Цикл рассказов Н. В. Гоголя включает несколько рассказов небольшого содержания, связанных определенными мыслями и идеями. Это произведение изучается на протяжении всей школьной программы, поэтому так важно вкратце знать содержание произведения «Петербургские сказки.

Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».

Содержание произведения связано с похвальным адресом на Невском проспекте. Гоголь в прямом смысле этого слова подробно раскрывает образы картин, которые появляются на этой парадной и праздничной петербургской улице. Глубокий читатель может узнать из такого наброска много интересного. Главные герои картины — лейтенант Пирогов, очень веселый, но несколько поверхностный мальчик и очень восприимчивый живописец Пискарев, с тонким восприятием бытия. Герои преследовали объекты собственного неудержимого почтения и страсти. Первый посочувствовал густой блондинке, второй бросился за брюнеткой, одетой в яркий плащ. Пискарев обращается к молодой женщине, однако, как безмерно ее сожаление, после того, как он обнаруживает, что его возлюбленная — падший человек. После долгих и невыносимых сомнений он хочет защитить ее от такой жизни и делает ей предложение стать его женой, в ответ на что испытывает презрительный отказ. Не в силах вынести настоящие страдания, он совершает самоубийство. С Пироговым произошло совершенно обратное приключение. Лейтенант обогнал девушку, а возлюбленный, как выяснилось, жена немецкого мастера. На следующий день Пирогов отдает немцу несколько приказов подряд и никак не прерывает откровенное преследование жены специалиста. В результате немец и его товарищи избили лейтенанта и вытолкнули его из собственного дома. Вышеперечисленные инциденты объединяет то, что оба героя не получили того, чего ожидали, к чему они прилагали с неподдельным упорством. Рассказ заканчивается рассуждением писателя о тщетности человеческих усилий. Несмотря на контраст между идеализмом Пискарева и непристойностью Пирогова, они становятся смутным примером символа единства.

Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».

Удивительная история с оттенком сатиры, рассказывающая о разобщенной сущности человека, шутовстве, двойной чертовщине, существовании, полном абсолютной расточительности. Персонаж — коллежский советник, который обнаруживает, что его нос исчез. Гладкое белое пространство — это все, что Ковалев наблюдает вместо своего носа. Главный герой идет к начальнику полиции с докладом о пропаже и встречает его носом в форме, с мечом и шляпой. Нос, не жалея сил, отправляется молиться в Казанский собор. Несмотря на волнение Ковалева, нос вернется к хозяину только через определенный срок. В этом произведении Н. В. Гоголь показал человека, настоящего манекена, стремящегося только к внешней красоте. Для героя повести положение в обществе является высшей ценностью его собственной личности, имеющей достойный статус.

Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».

История показывает перевоплощение человека, уходящего в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был рядовым титулярным советником, задачей которого было просто переписывать документы. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сделав человеком без малейшего чувства собственного достоинства. Герой переполнен смирением и кротостью, он полностью лишен тщеславия. Благодаря перенапряжению и общей экономии этот персонаж, не жалуясь, покупает себе новенькое пальто. Окружающие его знакомые без исключения торжественно встречают его. Однако счастливая жизнь была мимолетной и вскоре была разрушена неприятным затруднением. Однажды вечером Башмачкин выходит на улицу, а там его грабят и забирают пальто. Главный герой бросается к руководству за поддержкой, однако, получив полный выговор, уходит. Старое пальто никак не помогает Акакию Акакиевичу от лютого мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает. После его смерти некий призрак преследует прохожих, снимает пальто. Казалось, ничто не могло успокоить обезумевшее привидение. Так продолжается до тех пор, пока умерший не встречает человека, сыгравшего решающую роль в жизни Акакия Акакиевича. Только после этого призрак умиротворяется.

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».

Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков от случая к случаю покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром 1000
червонцев. Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Исчезает дар искусного артистизма, Чертков, не понимая, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами. Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.

Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».

Изложение рассказа представлено в виде заметок в дневнике героя Поприщина Аксентий Ивановича. По мнению многих рецензентов, имя Аксентий Ивановича было явным доказательством того, что любой сумасшедший ищет свое «поле». При описании основных событий читатели наблюдают, как со временем героя поглощает безумие, повседневная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских рассказов» указывает на обычаи и образ жизни людей разных слоев общества, разоблачает моральную несправедливость и предрассудки.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича присутствует образ маленького человечка, униженного и оскорбленного беспощадной судьбой. Гоголевский герой пожертвовал собой: он не занимается личным развитием, не выполняет своих желаний, а занимается только переписыванием документов. Все его мысли сосредоточены на служении. Жертвуя собой, он ничего не получил. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человечка, который не умеет брать на себя ответственность за благополучие своей жизни: любой может его обидеть, но он даже не пытается защищаться.

Очень короткие рассказы Петербурга

Главные герои

Петербург

Так что В.И. Шенрок дал такое название сборнику не по прихоти, а потому, что действие всех этих рассказов Николая Васильевича происходит в Санкт-Петербурге. Более того, город не только является фоном для описываемых событий, но и, кажется, становится одним из главных героев. И это не случайно.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание
Колокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, а столица Российской Империи — Санкт-Петербург — такой далекой и соблазнительной, он всегда видел красивое, яркое, изящное. Однако, когда Гоголь приехал в Петербург в 1828 году, город открылся ему не только своей праздничной стороной, но и повседневным, непривлекательным лицом. Наряду с сияющим Невским проспектом были маленькие улочки, грязные тупики и темные зловонные колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедные. Кроме того, не только открыто нищие и нищие, но и мелкие бюрократы, служащие, рабочие, ремесленники: все они жили во много, во много раз беднее дворян, помещиков и крупных купцов и составляли основную часть населения города.

Маленький человек

И именно эти «человечки» стали главными героями «Петербургских сказок». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то степени он относил себя к этой категории, а также видел таких персонажей в изобилии, работая чиновником на государственной службе. Кто такой «человечек»? Он застенчивый, неуверенный в себе, неспособный избежать череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно страдает от унижений со стороны начальства, самых успешных коллег и вообще всех, кто стоит выше его по социальной лестнице. Их шутки, издевательства, халатность ранили этих героев, заставляя их еще больше замкнуться в себе, потерять надежду, потерять веру в себя, в справедливость и в жизнь в целом.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание

В результате герои Гоголя сходят с ума, кончают жизнь самоубийством или умирают — тихо и незаметно, как и жили. Никто даже не замечает, что их нет. А интеллигентный и светлый Петербург продолжает жить парадной жизнью…

Нет сомнения, что весь этот цикл — протест Гоголя против трагического беспорядка жизни и против тех, кто так поступил: жестокого, несправедливого, бесчеловечного.

«Невский проспект»

Рассказ о бедном художнике Пискарёве. Однажды артист с другом гуляли по Невскому проспекту и увидели привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая встретиться с ней, но вскоре понял, что она в борделе, а молодая женщина, которая ему нравилась, была жрицей любви, хотя ей было всего 17 лет. Осознав это, художник быстро вышел на пенсию. Разочарованный, он вернулся домой и в ту же ночь увидел во сне любимую. Там все было совсем по-другому: вместе они прибыли на бал, где девушка объяснила, что все, что она видела, неправда и что она должна раскрыть тайну Пискарёву…

Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

Утром мужчина понял, что это всего лишь сон, но настолько красивый, что начал принимать опиум, чтобы как можно чаще возвращаться к этим видениям. В конце концов измученный художник действительно решил предложить девушке свою руку и сердце, убедить ее отказаться от позорной профессии, выйти за него замуж и честно жить жизнью работы и любви. Однако очаровательная брюнетка даже не послушала его, объяснив, что не хочет быть ни прачкой, ни швеей, ни служанкой. В отчаянии Пискарев покончил жизнь самоубийством.

Его друг Пирогов, который в тот же день решил ударить блондинку, получил наручники от мужа той же блондинки, но решил не сердиться на это и в тот же вечер весело потанцевал.

«Портрет»

Молодой и бедный чартковский художник получит необычный мужской портрет. Изображение привлекло его тем, что глаза мужчины выглядят живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чарткову снится сон, в котором старик трясет перед собой деньги с портрета, а художник крадет сверток, а утром он обнаруживает этот же сверток в рамке картины и с с помощью этих денег он оплачивает долги за квартиру.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание
Облик старика в Чарткове в иллюстрациях Алексея Кравченко

С тех пор начинается совсем другая жизнь: с деньгами у Чарткова нет проблем, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидующий «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако на этом история не заканчивается. Читателю открывается история появления того самого портрета, который разрушил жизнь Чарткова. И здесь не обошлось без нечисти…

«Нос»

Сюжет этой истории весьма нетривиален: однажды коллежский советник Ковалев теряет нос, а его парикмахер находит этот нос. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой безуспешно ищет свой нос, а второй столь же неудачно от него избавляется.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание
«Нос». Иллюстрация Геннадия Спирина

На первый взгляд это произведение может показаться забавным фэнтези. Но если между строк прочитать сообщение автора, становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам, как внешний образ, под которым нет особого содержания, предшествует самому человеку. А сам герой, внезапно потеряв имидж, не может даже пойти на службу, так как без внешней оболочки он никто. Гоголь издевается над обществом, в котором ранги ценятся выше людей.

«Шинель»

Герой этой истории, наверное, самый яркий и типичный пример «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин — действительный советник Санкт-Петербурга. Он очень прилежный, честный человек, но поскольку его единственная обязанность — переписывать карты, на службе его не особо уважают и постоянно высмеивают, поэтому он может только воскликнуть: «Оставьте меня, почему вы меня обижаете?» .. Однажды Башмачкин замечает, что его пальто полностью изношено, и начинает копить на новое.

Иллюстрации Кукрыниксов к истории
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Шинель»

Поскольку зарплата у него низкая, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы накопить нужную сумму. Когда ему это удается и, наконец, он сшивает новое пальто, его крадут в первую ночь. Судебный пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному человеку», но тот даже не послушал несовершеннолетнего офицера, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. И с тех пор на улицах столицы появилось привидение, снявшее шубы с богатых и высокопоставленных людей.

Нос

Советник Ковалев проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки разместить в газетах объявления о пропаже ни к чему не привели, даже судебный пристав не обратил внимания на его заявление. Печально блуждая по улице, Ковалев видит, что его нос идет в дорогом пальто. Напуганный нелепой ситуацией, мужчина уговаривает свой нос вернуться на законное место, но делает вид, что не понимает, что это такое. Еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалева вернуть себе нос. В одно доброе утро мужчина просыпается и понимает, что его нос снова оказывается на его лице. (Кроме того)

Картинка или рисунок Петербургские повести

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет»

Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков иногда покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром в кадре портрета появляется 1000 дукатов.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Пропадает дар искусного артистизма, Чертков, не зная, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.

Гоголь. Все произведения

  • Накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе у Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Свадьба
  • Заколдованное место
  • Дневник безумца
  • Иван Федорович Шпонька с тётей
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тараса Бульбы
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Бродяга
  • Король удивлен
  • Майская ночь или утонувшая женщина
  • Мертвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Канун Рождества
  • Истории Петербурга
  • Сказка о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшее письмо
  • Аудитор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Землевладельцы Старого Света
  • Ужасная месть
  • Тарас Бульба
  • Пальто

Источники

  • https://zaryad-nn.ru/pereskazy/gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://briefly.ru/gogol/peterburgskie_povesti/
  • https://blmb.ru/peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie/
  • https://MyBagazh.ru/pereskazy/gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://LifeFor2day.ru/soderzhanie/peterburgskie-povesti-kratkoe.html
  • https://MakingBook.ru/kratko/nevskij-prospekt-gogol.html
  • https://school1208.ru/raznoe/peterburgskie-povesti.html
  • https://chinese-language.ru/kratkij-pereskaz/peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://5elementum.ru/human/peterburgskie-povesti/
  • https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/peterburgskie-povesti
  • https://cliventa.ru/kratkij-pereskaz/kratkij-peterburgskie-povesti.html

Гоголь. Все произведения

  • Накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе у Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Свадьба
  • Заколдованное место
  • Дневник безумца
  • Иван Федорович Шпонька с тётей
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тараса Бульбы
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Бродяга
  • Король удивлен
  • Майская ночь или утонувшая женщина
  • Мертвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Канун Рождества
  • Истории Петербурга
  • Сказка о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшее письмо
  • Аудитор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Землевладельцы Старого Света
  • Ужасная месть
  • Тарас Бульба
  • Пальто

Краткие сведения о произведении

Николай Васильевич Гоголь написал рассказ «Записки сумасшедшего» в 1834 году, впервые он был опубликован в 1835 году в сборнике «Арабески» и имел другое название: «Отрывки из записок сумасшедшего». Позже рассказ вошел в сборник «Рассказы Петербурга». Сцена в этой опере Гоголя — Петербург середины XIX века. Повесть «Записки сумасшедшего» — дневник главного героя, мелкого чиновника из Санкт-Петербурга.

Гоголь написал этот рассказ в виде дневника главного героя, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир, погрузить читателя в мысли и чувства писателя.

Январь того же года, случившийся после февраля.

Главный герой был побрит, на голову капала холодная вода. Происходящее похоже на лечение в приюте, но чиновник продолжает размышлять о испанской жизни.

Сжатый пересказ

Первая глава начинается с описания того, как Поприщин готовится к работе. В тот день он спал, и больше всего ему хотелось остаться дома. Начальник часто ругал Аксенти за то, что он отвлекается и «дергает» в голове. Но офицеру нужны были деньги, и он надеялся выпросить у казначея заранее хотя бы небольшую сумму, так как срок еще не пришел.

Говорящие собаки

Утро было дождливым, и Аксентий Иванович взял зонтик. Он прошел и огляделся, а затем увидел чиновника, спешащего по своим делам. Аксентий стал мысленно ругать этого мужчину за то, что тот посмотрел на женские ножки. Затем он увидел, что экипаж менеджера остановился у ближайшего магазина. Аксентий подумал, что это дочь директора, потому что в такой день начальнику вряд ли нужно будет ездить по городу.

Рассказ невский проспект гоголь краткое содержание

На самом деле Софи была в карете. Когда карета остановилась, девушка вышла, и за ней побежала собачка по имени Меджи. Дверь магазина закрылась слишком быстро, и любимец девушки не успел бежать. Вдруг Аксентий услышал, как Меджи обращается к другому псу и называет его по кличке: Фиделька. Он ответил, перемежая человеческие слова лаем собаки.

Чиновник был удивлен, когда понял, что собаки говорят о переписке. Он знал, что образованные люди умеют писать, но не мог поверить, что животные тоже. Немного подумав, Поприщин пришел к выводу, что это возможно, потому что в газетах часто писали о всяких чудесах. Например, однажды была записка, в которой говорилось, что в море поймали говорящую рыбу, и коровы каким-то образом пришли в магазин и попросили фунт чая.

Поразмыслив, титулярный советник уехал в Фиделку. Так он смог узнать, в каком доме живет собака. Дом принадлежал Зверкову и в нем проживало разнородное население. Чиновник вспомнил об этом месте и решил через некоторое время остановиться: его друг, игравший на трубе, снял в этом доме комнату.

Влюблённость Поприщина

Советник не мог скрыть своих чувств к Софи от окружающих, и вскоре вождь обнаружил его любовь. Он начал ругать мужчину, указывая, что его позиция на работе «нулевая». Но Аксентий вспомнил, что он дворянского происхождения, поэтому ему показалось, что так из зависти так говорит начальник ведомства. Чиновник был уверен, что все победы в его жизни еще впереди.

Однажды после разговора с начальником Поприщин пошел в театр. Поставили комедию про сумасшедшего русского по имени Филатка, а потом был водевиль с забавными строчками. Куплеты высмеивали представителей разных сословий и профессий:

  • торговцы;
  • купеческие сыновья;
  • журналисты.

Аксентий был удивлен, что такие стихи избежали цензуры, потому что человеческие пороки вызывались не внушениями, а прямо. Тогда рассказчик вспомнил о любимой, но не дал волю своим мыслям.

Утром Поприщин пошел на работу и старался не показывать взгляд, похожий на разговор, состоявшийся между ним и режиссером. Он ушел со службы в 16:00. Вернувшись домой, советник долго сидел на диване.

Через несколько дней чиновник вспомнил разговор двух собак. Перед этим он думал о том, как хорошо было бы оказаться в комнате Софи, которую она даже мысленно не осмелилась назвать по имени. В абсенте казалось, что спальня девушки была настоящим раем.

В его воображении возникли предметы и вещи, которые встречаются в будуаре возлюбленной:

  • платье;
  • баночки;
  • надувные шарики;
  • цветы;
  • скамья.

Наслаждаясь сладкими снами, починяя перья, написанные Софи и ее отцом, чиновник решил, что нужно украсть корреспонденцию собак. Он думал, что из писем можно больше узнать о его возлюбленной и его отце.

Известие о свадьбе

Чиновнику удалось разобраться с собачьей перепиской. Прочитав ее, он узнал, что отец его возлюбленной очень амбициозен. А еще ему удалось узнать, кого любит Софи. Это был курсант по имени Теплов, рядом с которым девочка неудержимо смеялась — так он ей нравился. Поприщина описывалась собакой как «идеальная черепаха в мешке», что сильно его беспокоило.

Аксентиус узнал, что Софи и комнатный наркоман собираются пожениться. Это возмутило его. Титульный советник никак не мог понять, чем он отличается от фотографа-юнкера: у него такой же нос, на лбу нет третьего глаза, все остальные части лица и тела нормальные, как у других. Аксентий думает о том, насколько несправедлива судьба. Он не понимает, почему один граф, а другой советник. Несчастный чиновник обсуждает, что было бы, если бы он был в генеральском костюме с подплечниками и голубой лентой на плече.

Следующие несколько дней герой ничего особенного не делает. Он продолжает говорить о политической ситуации в Испании, уверен, что государство не должно оставаться без короля. Постепенно Поприщин начинает думать, что он правитель испанского государства.

Эта мысль приводит консультанта в возбужденное состояние. Он перестает ходить на работу. Записка, в которой он делится с самим собой этой мыслью, была написана «43 апреля 2000 года». Очевидно, что герой постепенно начинает терять рассудок.

Герой сообщил радостную весть Чухонке Мавре. Невежественная женщина испугалась и подняла руки. Чиновник подумал, что это потому, что он никогда не видел королей. Брюнетка, вероятно, думала, что все они во Франции и Испании.

Аксентий стал успокаивать чухонку, уверяя ее в своей благосклонности. Он даже не злится, потому что иногда плохо чистил сапоги. Оказывается, Мавра считала, что все правители непременно должны быть похожи на Филиппа II, но советник заверил ее, что это мнение ошибочно. На радостях он перестал ходить на работу, потому что высокопоставленному человеку не пришлось бы копаться в картах.

Между днём и ночью

Пробыв дома 3 недели, Поприщин пошел работать, потому что за ним приехал «исполнитель». Это произошло «86 марта между днем ​​и ночью». Придя в отдел, он не извинился, хотя начальник этого и ожидал. Он снисходительно посмотрел на сотрудников и подумал, что было бы, если бы они узнали, кто среди них. Когда пришли бумаги, Абсент подписал за них Фердинанда VIII. После этого в комнате воцарилась тишина: все благоговейно смотрели на Поприщину. Чиновник сказал, что ему не нужны «знаки лояльности», и ушел.

Аксентий пошел в квартиру, где жил режиссер: он хотел поговорить с Софи. Официант не хотел впускать его, но Поприщин сказал что-то, от чего мужчина растерялся. Советник вошел в комнату Софи и объявил, что он король. С ним девушку ожидает такое счастье, что она даже не решается мечтать. Чиновник больше объяснять не захотел и ушел.

Некоторое время Аксентий Иванович рассказывал о том, кто действительно любит этих коварных созданий — женщин. Он пришел к выводу, что дьявол, который стоит за спиной человека или прячется во фраке, — самый дорогой из всех.

Новая жизнь

Аксентий пошел гулять по Невскому проспекту, скрывая, что он царь. Советнику показалось, что незачем открываться, пока не появится царское одеяние. Придя домой, он разрезал форму, чтобы сшить мантию. Как-то ему удалось сшить плащ. Надев его, он предстал перед Маврой. Женщина удивилась, и Поприщин стал ждать депутатов из Испании.

Вскоре прибыла делегация, советника посадили в карету и довольно быстро увезли. Он был удивлен, что добраться до Испании не пришлось долго, но странность объяснил наличием хороших дорог. Странным оказался порядок «при дворе»: «канцлер» бил «короля» палкой, обливал голову несчастного холодной водой, и это повторялось несколько раз.

Советника ругали, когда он пытался спрятаться под стулом. Аксентий объяснил все политическими играми и напряженной ситуацией в государстве. В то же время он понял, что Испания и Китай — это одно и то же, потому что, если вы напишете оба названия на бумаге, получится одно и то же.

Вскоре мучения, которым подвергся Аксентий Поприщин, стали невыносимыми. Обессиленный советник предался забвению и увидел себя в колеснице, запряженной тремя лошадьми. Кучер гнал лошадей, звонил колокол, пробегал густой лес, а вдали блестела звездочка. Последние слова пострадавшего обращены к матери. Он просит ее спасти «бедного сына», обнять «сироту» на груди. Тогда Аксентий вдруг задается вопросом, знают ли люди, «что у алжирца под носом шишка».

На этом завершается рассказ Гоголя «Дневник сумасшедшего». Анализ позволяет понять, что автор поднимает тему безумия, актуальную во все времена. Для создания этого произведения писатель черпал вдохновение в беседах с одним из своих петербургских знакомых. Этот человек приехал к Гоголю и подробно рассказал о психологии безумцев. По мнению многих критиков, эту историю нельзя понимать буквально: Гоголь прикрыл истинное намерение безумием героя. Он хотел показать убогость среды, в которой живут и общаются чиновники.

Последствия сумасшествия

Прогуливаясь по улицам Петербурга, герой подумал, что он одет неправильно, так как на нем нет царского костюма. Поприщев стал срывать шинель, превратив ее в своего рода царский плащ. Затем, после долгого отсутствия на работе, он поразил своих коллег высокомерным поведением и на важном документе подписал Фердинанда VII.

Однако сумасшедший на этом не остановился. Клерк ворвался в кабинет управляющего и сказал Софи, что непременно женится на ней, несмотря на все происки нечестивых. Затем его мысли обратились к тирадам против всех представительниц прекрасного пола. Она утверждала, что девушка влюблена в дьявола, который стоит за ней.

Поприщин в кабинете управляющего

Столь странные выходки одного человека привели к логическому выводу. За Аксентием пришли дежурные. Однако он принял их за послов и позволил увезти себя в Испанию. Там он беседовал с бритоголовой знатью на различные философские темы. Герой считал пришедшего на обследование врача инквизитором и не хотел с ним разговаривать.

Согласно тогдашним психиатрическим наукам, больного обливали ледяной водой на бритую голову и, если он шуметь, били палками. Из-за такой жизни мужчина опечалился и решил написать письмо матери, чтобы поскорее забрать его из Испании.

Записки сумасшедшего

Аксентий Иванович Поприщин — петербургский чиновник, т. Е. Представитель очень многочисленного и характерного социального слоя, к которому принадлежали пушкинские герои Евгения и Достоевского. Его звание (титулярный советник IX класса, соответствует штабс-капитану) довольно скромное, но он занимает должность клерка, которая обычно соответствовала более высокой степени — советник суда (класс VII степени). Другими словами, он возглавляет небольшую команду из 10-12 сотрудников. Продвижение из титульных советников в коллегиальные советники (VIII класс) было трудным, поскольку эта степень давала потомственное дворянство. Хотя Поприщин упоминает о своем «дворянском происхождении», не исключено, что на самом деле он сын личного дворянина

Дворянский титул без права наследования
дворец
Однодворцу принадлежал небольшой земельный участок, двор. Этот класс фактически занимал промежуточное положение между помещиками и крестьянами. В данном случае он сам является лишь личным дворянином (этот титул был дан первым
хорошая оценка
Квалификация офицера на определенную должность. Всего в рейтинговой таблице было 14 классов: последнее место занял коллежский канцлер, а первое — канцлер). Для сравнения: Башмачкин — тоже титульный советник, а Ковалев из Носа — коллежский советник.

Поприщин служит в ведомстве, то есть в одном из отделов министерства, и завидует самой прибыльной (то есть коррумпированной) службе «в провинции» или в судебных палатах. Он также действует как офисный помощник («мастер по ремонту перьев») директора департамента — «Его Превосходительство» — и, таким образом, может войти в его дом.

Я прочитал «Пчелку». Какие тупые люди французы! Ну что они хотят? Я бы взял их всех, ей-богу, и поразил бы их тоже прутьями!

Николай Гоголь

Поприщин никогда не упоминает о своей собственности — наверное, у него ее нет; нет даже слуг. Из прислуги у него только один наемный повар — «чухонка» (то есть финка, что типично для Петербурга). Он, наверное, живет только на зарплату около 25-30 рублей в месяц серебром (около 100 рублей в банкнотах

Распределение, бумажный рубль шло наравне с серебряным рублем с середины 18 до середины 19 веков. Серебряный рубль стоил около четырех купюр. В отличие от серебряного рубля, обменный курс банкнот постоянно менялся в зависимости от времени, места платежа, а также от типа торгуемой валюты (медь или серебро). Четверть этих денег он отдает за квартиру, остального более-менее хватает, чтобы жить одному в столице.

Культурный фон Поприщины очень ограничен. Читает самую популярную газету под руководством Фаддеуса Булгарина «Северная пчела

Фаддей Венедиктович Булгарин (1789–1859) — критик, писатель и редактор, наиболее неоднозначный персонаж литературного процесса первой половины 19 века. В юности Булгарин воевал в наполеоновском отряде, а также участвовал в походе на Россию; с середины 1820-х гг был сторонником русской реакционной политики и агентом Третьей секции. Роман «Иван Выжигин», написанный Булгариным, имел большой успех и считается одним из первых романов-мошенников в русской литературе. Булгарин издавал журнал «Северный архив», первую частную газету с политическим разделом «Северная пчела» и первую театральную антологию «Русская Талия и
Николай Греч
Николай Иванович Греч (1787-1867) — писатель, редактор, переводчик. Они были близки к декабристам, они основали журнал «Сын Отечества», после разгона восстания декабристов Фаддей Булгарин стал соредактором журнала. Вместе с Булгариным Греч издавал газету «Северная пчела». Был редактором «Журнала МВД», соредактором журнала «Библиотека для чтения», вместе с Николаем Полевым и Нестором Кукольником издавал журнал «Русский вестник». Автор нескольких учебников по грамматике русского языка, романов, воспоминаний «Заметки о моей жизни». ⁠, ориентированная на «буржуазных людей», ходит в театр на простые спектакли:

Я был в театре. Сыграли русского дурака Филатку. Я много смеялся. Еще был своего рода водевиль с забавными стишками об адвокатах, особенно о коллегиальном канцлере, написанных довольно свободно, поэтому меня поразило, как не было цензуры, и они прямо говорят о купцах, которые обманывают людей, и о том, что их дети шумные и шумные входят дворяне. Еще есть очень забавный стих про журналистов: что они любят все ругать и что автор просит защиты у публики. Сегодня авторы песен пишут очень забавные комедии.

Образцом поэзии для него является популярное стихотворение Николая Николаева

Николай Петрович Николев (1758-1815) — поэт и драматург. Он был учеником княгини Екатерины Дашковой. Автор эпиграмм, классических од, любовных стихов. Получил известность как драматург — написал пьесы «Гордость», «Феникс», комедию «Гордый поэт», комическую оперу «Розана и любовь». Во время службы в армии он простудился, ослеп и с 1801 года жил в Москве. Николева называли русским Мильтоном (великий английский поэт тоже страдал слепотой). ⁠, который в 1830 году уже кажется очень наивным и архаичным: «Я не видел своего сокровища целый час, подумал я, я не видел его целый год; Возненавидев свою жизнь, я сказал: «Если бы мне пришлось жить». Но Поприщин услышал имя Пушкина, которое для него символизирует «поэта вообще», «главного поэта» (как и для Хлестакова), а потому приписывает стихотворение Николаева Пушкину.

Поприщину 42 года (возраст на тот момент более чем солидный), и хотя он убежден, что в этом возрасте «действительно служба только началась», очевидно, что особых жизненных перспектив у него действительно нет. Таким образом, фамилия героя, образованная от слова «кампо», оказывается жалким издевательством.

Другими словами, Поприщин — типичный «человечек». Обида на мир создает в нем комплекс неполноценности. Его мания величия — безнадежная и жалкая форма восстания.

Октября 3

В дождливый октябрьский день Поприщин ушел на нелюбимую работу в надежде попросить у казначея «хотя бы часть его зарплаты авансом». Проходя по магазину, он замечает карету, в которой сидит очаровательная дочь директора. У девочки на руках маленькая собачка по имени Меджи. Неожиданно для себя Аксентий Иванович становится свидетелем «разговора» Меджи с собакой Фиделкой «вслед за дамами». Забыв о работе, он идет за Фиделкой и вспоминает дом, в котором живет.

Октября 4

Поприщин благоговейно относится к своему директору и считает, что «особенно любит его». Расставляя перья в кабинете начальника, он случайно встречает свою дочь, которой все больше увлекается. Еще он «чуть не засунул нос» в паркет, чтобы поскорее доставить девушке упавший платок.

Ноября 6

Влюбленность в Поприщину становится очевидной для окружающих. Начальник отдела пытается заставить человека задуматься и напоминает ему о его месте: «В основном ты ноль, больше ничего». Однако Поприщин трактует поведение начальника по-своему, считая, что тот просто завидует ему. Он помнит свое благородное происхождение и не сомневается, что еще достигнет больших высот.

Ноября 8

Поприщин посещает театр, где восхищается смелой водевильной постановкой и чудесным голосом актрисы.

Ноября 9

На следующий день при виде начальника отдела Аксентий Иванович делает вид, что между ними ничего не было. Вечером намеренно проходит мимо квартиры директора, но никого не замечает.

Ноября 11

Укрепляя перья режиссеру, Поприщин предается сладким снам. Представьте себе богатое убранство квартиры, в которой живет объект ее тайной любви. Чтобы узнать больше о своем превосходительстве, Аксентий Иванович решает перехватить переписку между Меджи и Фиделкой.

Ноября 12

Поприщин идет в дом, где живут любители собак Фидель. Он входит в квартиру и начинает рыться в деревянном ящике, где вскоре находит «небольшую связку бумажек» — секретную переписку между двумя друзьями-собаками. На эти письма Аксентий Иванович возлагает большие надежды, из которых надеется получить много важной и полезной информации о директоре и его дочери.

Ноября 13

Из переписки собаки Поприщин узнает, что объект его мечты зовется Софи. Он также обнаруживает, что его отец — чрезвычайно амбициозный человек, который на днях получил еще один заказ. Софи часто навещает Теплова, «молодого камергера с черными усами». В описании некоего чиновника Поприщин с ужасом узнает себя — «идеальную черепаху в мешке», вид которой вызывает у Софи безудержное веселье. В конце переписки Аксентий Иванович узнает о предстоящей свадьбе Теплова и Софи, так как его отец «непременно хочет видеть Софи либо для генерала, либо для камерного наркомана, либо для военного полковника».

Декабря 3

Известие о женитьбе становится для Поприщины серьезным ударом. Он жалуется на несправедливость жизни и все чаще спрашивает себя, почему он «всего лишь титулярный советник», а не «какой-то граф или генерал».

Декабря 5

Чиновник узнает из газет, что в Испании «трон упразднен». По этой причине в стране происходят всевозможные беспорядки. Поприщин искренне возмущается, потому что «государство не может существовать без царя».

Декабря 8

Аксентий Иванович ничего толкового не делает, продолжая рассказывать о делах Испании.

Год 2000 апреля 43 числа

Герой приходит к радостному выводу, что он король Испании. Чухонка Мавра первая узнала эту радостную новость. Вообразив себя монархом, Поприщин перестает ходить на службу.

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью.

После трехнедельного отсутствия в отделении появляется Поприщин. Он ведет себя высокомерно и расписывается на одном из документов: «Фердинанд VIII». Затем он идет «прямо в квартиру директора», где пытается объяснить Софи.

Никоторого числа. День был без числа

Поприщин идет «инкогнито по Невскому проспекту», не изображая из себя короля Испании. Обеспокоенный отсутствием королевской одежды, он начинает рвать свою новую униформу, чтобы сшить мантию.

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое.

Мучительно раздвинув плащ пополам, Поприщин готов к встрече с депутатами от Испании.

Числа 1-го

Ожидание испанской делегации становится все более напряженным.

Мадрид. Февруарий тридцатый

Поприщин обязательно будет в Испании, в королевском дворце, где общается со своими подданными на разные философские темы.

Январь того же года, случившийся после февраля.

Чиновника побрили и увезли в «Испанию», что не внушает доверия. Предположительно находится в руках инквизиции.

Число 25

Поприщин встречает Великого инквизитора, но не желает вступать с ним в контакт.

Чи 34 сло МЦ гдао, Февраль 349

Аксентий Иванович жалуется, что «ему на голову льют холодную воду», на него не обращают внимания. Ему очень плохо, он пишет матери слезное письмо с просьбой о помощи, но его отвлекает шишка под носом у алжирского «дей»…

Анализ и план пересказа

Главный герой рассказа — старшина Аксентий Поприщин. Это 42-летний мужчина, который ведет бедный образ жизни. По сюжету он пытается найти свою судьбу.

С композиционной точки зрения произведение состоит из нескольких частей. Сначала автор рассказывает о никчемной жизни персонажа, его тайных желаниях, а затем начинает интересный сюжет, такой как навязчивый сон мужчины о дочери своего вождя Софи, который вступает в главные события и начала безумного состояния Поприщины.

Кульминация повествования — момент, когда Аксентиус перестает посещать произведение и его вымышленный образ наследника правителя Испании. Окончание работы кажется довольно трагичным, ведь мужчина госпитализирован в психиатрическую лечебницу.

Чтобы в полной мере раскрыть образ Поприщины, автор вводит в свой рассказ второстепенных персонажей:

  • дочь заведующей отделением Софи, которая смеется над чувствами и внешностью героя;
  • Теплова, муж красивой девушки;
  • начальник, который постоянно ставит на место заносчивого сотрудника;
  • собаки, переписку которых украл и прочитал Аксентий.

Основная идея истории заключается в безвыходном положении мелких чиновников и существовавшем в государстве неравенстве. В монологе Поприщины писатель высмеивает общепринятый порядок и дурное поведение всех слоев общества. Гоголь говорит, что уважать можно только тех, у кого большие достижения в жизни, а маленький человек останется невидимым.

Если внимательно прочитать рассказ «Записки дурака», можно придумать следующий план пересказа сюжета книги:

  • служебный путь главного героя и первые признаки безумия;
  • воспоминания о встрече с начальником и его дочерью;
  • кража собачьей корреспонденции и ее чтение;
  • появился на работе после прогула и неуместных действий Поприщины;
  • правитель Испании и убежище.

Этот рассказ Николая Гоголя рассказывает о бедах маленького человека. Писатель описывает свои боли и радости, желания и страхи. Жизнь персонажа была настолько убогой, что только в состоянии безумия он чувствовал себя полноценным человеком.

11 ноября

Аксентий Иванович продолжает восхищаться режиссером. Герой пытается служить любимому отцу и поправляет его перья. При этом мечтает лучше общаться с режиссером и навещать его. Поприщину привлекает необычно богатая атмосфера в доме начальника, а особенно комната, в которой живет Софи.

Главный герой хочет больше узнать о своей возлюбленной. И для этого он решает перехватить переписку Меджи и Фиделя. Раньше она уже пыталась поговорить с одной из собак, но упрямо вернулась домой. По словам Поприщины, животные умнее людей и «замечают все человеческие шаги». И, следовательно, они знают много важной для него информации.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Аксентий Иванович Поприщин — унтер-офицер, дворянин, титулярный советник, мужчина 42 лет.

Другие персонажи:

  • Директор отдела — человек немногословный, интеллигентный, амбициозный.
  • Софи — прекрасная дочь режиссера, в которую влюблен Поприщин.
  • Теплов — блестящий кадет-оператор, парень Софи.
  • Меджи и Фиделька — собачки, у которых «переписка» украла Поприщина.
  • Чухонка Мавра — служанка Поприщины, темнокожая женщина.

«Записки сумасшедшего» очень краткое содержание

Краткое содержание «Дневника безумца» для читательского журнала:

Девятиклассник Аксентий Иванович Поприщин мучительно пытается понять: почему он титулярный советник, а не, скажем, граф? Почему другие относятся к нему с презрением и пренебрежением, говоря, что в его положении нечего думать о дочери генерала, в которую он влюблен? Почему сама Софи не обращает на него внимания, хотя видится с ним почти каждый день?

Если он вдруг станет генералом, никто не заметит, что его личные качества остались прежними: они будут приседать и сильно кланяться. Постоянно напряженные размышления об этом сводят беднягу с ума, и в один прекрасный день Поприщин решает стать королем Испании, чтобы вскоре предстать перед судом.

Традиционный для русской литературы XIX века повесть показывает трагедию маленького человека, униженного своим положением и презрительным отношением окружающих.

Главный герой повести и его характеристика

  • Аксентий Иванович Поприщин — дворянин 42 лет, мелкий чиновник (титулярный советник), очень гордый, болезненно осознающий свое ничтожное положение. Он беден, ни с кем не общается, так как презирает тех, кто ниже по положению, и завидует тем, кто выше. Поприщин записывает свои мысли в дневник. В этом «человечке» на почве оскорбленной гордости развилась болезненная гордость, которая довела его до безумия.

Проблемы

Рассказ затрагивает ряд весьма важных проблем. И проблема уничижительной бедности — одна из основных. Сам герой содержит протест против несправедливых социальных устоев, где уже не существует таких понятий, как «разум» и «справедливость». Действительно, именно в такой среде многие люди начинают чувствовать себя подавленными и слабыми. Наступает момент соперничества и конфронтации с другими, что приводит к полной незащищенности. Осуждение и отказ от лиц, занимающих менее престижные должности, в конечном итоге может привести к более серьезным потрясениям, чем авария в петербургском отделении.

Еще одна большая проблема — одиночество. Поприщев воплощает эту концепцию. Его бросают все, никто не хочет этого понимать. И Гоголь старается обратить внимание читателя на то, что любой человек, независимо от его социального положения и материального положения, достоин участия. В каждом можно попытаться различить характеристики света, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако люди, проигравшие в лотерее рождения, часто никому не нужны. И в тот момент, когда одиночество окружает со всех сторон, вы действительно можете сойти с ума.

Короткий пересказ «Записки сумасшедшего» Гоголя

Краткое содержание Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего:

Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, 42 года, ведет дневники более четырех месяцев.

В дождливый день, во вторник, 3 октября 1833 года, Поприщин в старомодном пальто с опозданием уходит на нелюбимую службу в одно из отделений петербургского ведомства, надеясь лишь получить деньги вперед от казначея от его зарплаты. По пути он замечает, что к магазину приближается карета, из которой выбегает милая дочь директора департамента, где он обслуживает.

Герой случайно подслушивает разговор собаки своей дочери Меджи с собакой Фиделкой, принадлежащей двум проходящим женщинам. Удивленный этим фактом, Поприщин вместо службы идет за дамами и обнаруживает, что они живут на пятом этаже дома Зверковых, который находится недалеко от Кокушкинского моста.

На следующий день Поприщин, точив перья в кабинете директора, случайно встречает свою дочь, которой он все больше увлекается. Он даже дает ей платок, который упал на землю. В течение месяца его нескромное поведение и мечты об этой молодой женщине становятся очевидными для окружающих.

Начальник ведомства его даже ругает. Однако Поприщин пробирается в дом своего превосходительства и, желая узнать что-нибудь о девушке, вступает в разговор с собакой Меджи. Последний уклоняется от разговора. Потом Поприщин идет к Зверкову, поднимается на шестой этаж (ошибка Гоголя!), Где живет пес Фиделька с любовницами, и крадет из своего угла кучу бумажек.

Получается, как предполагал Поприщин, переписка двух собачьих друзей, от которой он узнает много важного для себя: о поручении заведующему отделом очередного приказа, об уходе за дочерью, которая, видимо, зовут Софи, некоего комнатного курсанта Теплова, да и от себя самого, полный маньяк, как «черепаха в мешке», при виде которого Софи невольно смеется.

Эти щенячьи записки, как и вся проза Гоголя, полны отсылок к очень многим случайным персонажам, таким как некий Бобов, который похож на аиста в оборке, или Лидина, которая уверена, что у нее глаза голубые, а у нее они зеленый, или собака Трезора из ближайшего двора, дорогого сердцу Меджи, который пишет эти письма. В конце концов Поприщин узнает от них, что дела Софи с камерным кадетом Тепловым явно идут на свадьбу.

Несчастная любовь вкупе с тревожными газетными сообщениями в конечном итоге разрушает сознание Поприщины. Его беспокоит попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. Ну как он, Поприщин, есть ли тайный наследник, то есть благородный человек, из тех, кого любят и уважают окружающие? Чухонка Мавра, служащая Поприщину, первая узнала об этой невероятной новости.

После более чем трехнедельного прогула «испанский король» Поприщин приходит в свой кабинет, не встает перед режиссером, ставит подпись «Фердинанд VIII» на бумаге, затем пробирается в квартиру директора, пытается объяснить. Софи, обнаружив, что женщины чертовски влюбляются. Напряженное ожидание Поприщина в отношении испанских депутатов окончательно разрешилось их приездом. Но «Испания», в которую он попал, — очень странная страна.

Есть много крупных с бритоголовыми, их бьют палками, на макушку капают холодную воду. Очевидно, что здесь царит Великая инквизиция, которая мешает Поприщину делать великие открытия, достойные его поручения. Он пишет матери слезное письмо с просьбой о помощи, но шишка под носом алжирского бека снова отвлекает его скудное внимание.

Это интересно: повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в цикл «Миргород». События книги «Тарас Бульба» происходят примерно в 17 веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» ниже приводится краткое содержание глав. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчеркивая фантастичность рассказа.

Поприщина увозят в психиатрическую клинику

гоголь записки сумасшедшего

Гоголь заключает свой «Дневник сумасшедшего» следующим образом. Напряженное ожидание приезда испанских депутатов главный герой допускает их появление. Однако земля, куда его взяли, очень странная. В нем обитает много разных крупных, чьи головы обриты, на макушку капают холодную воду и бьют палками. Здесь, конечно, царит Великая инквизиция, решает Поприщин, и именно она мешает ему сделать великие открытия, достойные его поручения. Главный герой пишет слезливое письмо матери с просьбой о помощи, но его невнимательность отвлекает бей, расположенный у алжирского бея прямо под его носом.

сумасшедшие заметки

Так Гоголь завершает свой «Дневник сумасшедшего». По мнению психиатров и психологов, автор не собирался описывать безумие как таковое. Гоголь («Дневник сумасшедшего») анализирует состояние общества. Он показал лишь убожество духовности и обычаев светской и бюрократической среды. Настоящие безумные заметки, конечно, выглядели бы иначе, хотя писатель ярко и правдоподобно описывает заблуждение главного героя.

Природа безумия чиновника, как утверждают специалисты, связана с манией величия, которая возникает при так называемой параноидной форме шизофрении, паранойи и сифилитическом параличе. При прогрессирующем параличе и шизофрении идея мании величия значительно хуже интеллектуально, чем паранойя. Следовательно, заблуждение героя весьма параноидально.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титульного советника Санкт-Петербурга Аксентия Ивановича Поприщина.

Однажды, идя на работу, герой знакомится с дочерью директора департамента и сразу влюбляется в нее.

На следующий месяц дневник описывает сны Поприщина о красивой девушке, его чувства к своей жизни, мысли об окружающих, описание повседневной жизни.

В какой-то момент читатель понимает, что у Аксенти явно не в порядке ум. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается поговорить с ее собакой, вскоре находит совпадение между собакой девушки и собакой ее друга, что содержит много непредвзятых высказываний о нем.

Ближе к концу повести Поприщин окончательно теряет голову, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно привезенный в Россию, начинает строить планы своего великого королевства. Последние записи героя уже сделаны в психбольнице, которую он уносит в темницы Святой инквизиции.

Знакомство с Софи и Фиделькой

Работа начинается с того, что маленький чиновник Аксентий Поприщин, закутанный в шинель, идет в дождливый день на свою работу, которую очень ненавидел. Он думал, что начальник отдела, ругавший его за плохое отношение к своим обязанностям, просто завидовал ему. Поприщин также отрицательно относился к казначею, потому что не хотел платить заранее зарплату. Герой мечтал работать в губернском правительстве, где все рабочие постоянно получают взятки.

Знакомьтесь, Софи

По этим причинам Поприщин чувствовал себя обделенным судьбы. Днем, думая о своих коллегах, она увидела Софи, которая вышла из вагона и вошла в магазин. За ней шла маленькая собачка, которая случайно встретила старую знакомую Фиделку, любимца двух дам, делавших покупки в магазине. Неожиданно мужчина услышал разговор между животными.

Герой подумал, что Фиделька знает толк в красивой девушке от другой собаки, поэтому решил пойти за любовницами. Так он узнал, что они живут на верхнем этаже небольшого дома. Тогда писатель намекает читателю, что Поприщин явно плохо смотрится на голове. Его не удивило, что собаки разговаривают, но он был очень удивлен, что они могли обмениваться записками.

На следующее утро, пока Аксентий точил гусиные перья в кабинете директора, к нему приехала дочь. Он считал своего начальника довольно мудрым человеком, так как у него на полках было много книг на иностранных языках. Поприщину показалось, что этот человек относится к нему благосклонно, как и к Софи. Когда молодая женщина уронила платок, герой чуть не поранился, пытаясь побыстрее поднять его и вернуть хозяину.

Источники

  • https://MakingBook.ru/literatura/zapiski-sumasshedshego.html
  • https://blmb.ru/zapiski-sumasshedshego-kratkoe-soderzhanie/
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/4013-zapiski-sumasshedshego.html
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/zapiski-sumasshedshego-gogol-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/zapiski-sumasshedshego.html
  • https://lingvya.ru/kratkoe-soderzhanie/zapiski-sumasshedshego-kratkoe.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/264994-kratkoe-soderzhanie-povesti-zapiski-sumasshedshego-n-v-gogolya.html
  • https://school-perspektiva.ru/soderzhanie/zapiski-sumasshedshego-geroi.html

  • Рассказ наши добрые дела
  • Рассказ не любо не слушай
  • Рассказ не верю екатерина аверина
  • Рассказ не испытывай мое терпение
  • Рассказ не прочитан учениками