Рассказ невеста для зверя

Доброе утро! в москве умер режиссер сергей соловьев он снял культовый фильм асса, затмивший своей славой все другие его

Доброе утро!

В Москве умер режиссер Сергей Соловьев – он снял культовый фильм «Асса», затмивший своей славой все другие его творения. Соловьеву было 77 лет. У живых так:

  • В православной школе в Серпухове выпускник взорвал бомбу – семеро пострадавших в больницах, нападавший тоже.
  • ФСБ сообщила о задержании 106 сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной под руководством украинских спецслужб.
  • В Беларуси впервые за 25 лет сменился глава ЦИК.
  • Борис Джонсон сообщил о первом умершем от штамма «омикрон».

Бомба в монастыре и другие странности

  • Утром в понедельник у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате семь пострадавших попали в больницы с различными травмами, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.
  • Присяжные в Москве признали виновными Андрея Ковальчука и трех других подсудимых по делу о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ни одного дипломата среди обвиняемых нет. Жизнь Ковальчука по-прежнему покрыта тайной.
  • Показания троих свидетелей по делу блогера Хованского имеют наполовину идентичный текст, причем двое из них ранее могли работать в полиции. Хованского обвиняют в призывах к террористической деятельности через интернет за песню о захвате террористами театрального центра на Дубровке. Свидетели утверждают, что он исполнил ее в ходе некоего стрима в 2018 году, тогда как сам Хованский настаивает, что пел ее только один раз – на квартирнике в 2012 году, и сроки давности уже истекли. Он сидит в СИЗО уже почти полгода. В связи с чем его начали преследовать на самом деле, так до конца и не ясно.
  • ФСИН сообщила о «бытовой драке» в колонии, в которой ранее систематически пытали: «несколько» заключенных попали в больницу с «различными травмами». На этом фоне Конституционный суд отклонил жалобу членов общественных наблюдательных комиссий на запрет говорить с заключенными СИЗО о чем-либо, кроме условий содержания в СИЗО (в том числе и о пытках).
  • Невеста журналиста Ивана Сафронова, который уже почти полтора года сидит в «Лефортове» по обвинению в госизмене, заметила, что кто-то пользуется его аккаунтом в инстаграме. Она опасается, что неизвестные могут добавить туда какую-либо информацию.
  • По делу об убийстве лося суд запретил депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину выходить из дома по ночам, пользоваться средствами связи и интернетом и охотиться.
  • Адвокаты ректора «Шанинки» Сергея Зуева попросили главу Мосгорсуда ускорить рассмотрение апелляции на арест из-за его состояния здоровья. Они напомнили, что Путин сказал на встрече с членами СПЧ, что не видит оснований держать Зуева за решеткой.

Российская политика

  • Исполнилось пять лет уголовному преследованию Юрия Дмитриева – карельского краеведа и историка сталинских репрессий. 13 декабря 2016 года его задержали дома и обвинили в создании детской порнографии. С тех пор суд несколько раз выносил оправдательные приговоры, но Верховный суд Карелии всякий раз возвращал дело в суд первой инстанции. Вот интервью с Дмитриевым, взятое через сервис «ФСИН-Письмо». До ареста Дмитриев возглавлял карельское отделение «Мемориала». Сегодня Верховный суд России вернется к рассмотрению дела о ликвидации организации.
  • В Томске майора полиции Юлию Суворову заставили уволиться из-за того, что она была подписана в соцсетях на ФБК Навального и «Умное голосование». Она проработала в полиции 15 лет.
  • Екатерина Мизулина (дочь Елены), возглавляющая «Лигу безопасного интернета», рассказала в интервью на дружественном ютуб-канале, что рэпер Моргенштерн получает из-за рубежа деньги и «темники» для своих песен. Никакого подтверждения она в эфире не привела, но потом дала в своем телеграме ссылку на статью на сайте NewsFront, в отношении которого в США введены санкции из-за предполагаемой связи этого издания с «поваром Путина» Евгением Пригожиным. От излишнего внимания властей страдают не только рэперы, но и стендаперы – вот интервью с Русланом Белым, концерты которого то и дело отменяют.
  • Главой «ВКонтакте» официально назначен сын Сергея Кириенко Владимир. Вот рассказ о его трудовой биографии.
  • Истории молодых офицеров, которые – столкнувшись с реальностью российской армии – пытаются оттуда уволиться, читайте здесь. На это у людей уходят годы, потому что доказать нарушения условий контракта со стороны воинской части почти невозможно.

Братские народы

Путин поговорил по телефону с премьером Великобритании Борисом Джонсоном, речь снова шла об Украине. Путин опять рассказывал про «деструктивную линию» Киева и требовал нерасширения НАТО, а Джонсон повторял, что в случае вторжения в Украину Россию ждут тяжелые последствия. Накануне глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что газопровод «Северный поток – 2» на данный момент не может быть сертифицирован из-за несоответствия требованиям европейского энергетического законодательства (что тоже можно рассматривать как часть давления на Россию в связи с концентрацией войск на украинской границе). Здесь эти слова объясняет бывший глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

В Киеве на этом фоне проводят инспекцию бомбоубежищ, а российская ФБС сообщает о задержании 106 «сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной по наущению украинских спецслужб. ФСБ утверждает, что задержанные анонсировали «теракты и массовые убийства» в России 14 декабря. Служба безопасности Украины назвала эти заявления «частью информационной операции, которую следует рассматривать только через призму гибридной войны». Здесь рассказано все, что известно об «М.К.У.»: эта организация действительно существует, в отношении ее основателя в Украине расследуется уголовное дело об убийстве, но ни в каких связях со спецслужбами она не замечена.

О реальной работе украинских спецслужб читайте здесь: бывший начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Василий Бурба рассказывает, почему сорвалась операция по задержанию группы наемников «ЧВК Вагнера» в июле 2020 года. (Евросоюз вслед за США ввел санкции против этой ЧВК в связи с преступлениями, совершенными ее наемниками в Украине, Сирии, Ливии и ЦАР.)

Белорусские будни

  • Сегодня, как ожидается, суд в Гомеле вынесет приговоры Сергею Тихановскому, Игорю Лосику и Николаю Статкевичу, задержанным еще до президентских выборов (они, как утверждают в Следственном комитете, «на протяжении длительного периода активно занимались подготовкой и организацией массовых беспорядков на территории страны в поствыборный период»).
  • В отношении члена президиума Координационного совета демократической оппозиции Павла Латушко, который находится в Польше, возбуждено шестое уголовное дело – на этот раз за превышение служебных полномочий в бытность его министром культуры: финансировал «заведомо невостребованные кинопроекты».
  • Лукашенко впервые за 25 лет поменял главу ЦИК: на место вечной Лидии Ермошиной пришел бывший министр образования, лидер белорусских коммунистов Игорь Карпенко.
  • В городе Слониме болельщика оштрафовали на 114 долларов за то, что он не сразу встал при исполнении гимна перед футбольным матчем («незаконные действия по отношению к государственным символам»).
  • О жизни белорусских айтишников за границей рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором изменения климата названы угрозой международной безопасности. Проект предложили Ирландия и Нигер, его поддержали 12 из 15 членов Совбеза. Против проголосовали Россия, имеющая право вето, и Индия. Китай воздержался.
  • Швейцария разрешила экстрадировать в США россиянина Владислава Клюшина – владельца системы мониторинга блогов и СМИ «Катюша», которой пользуются администрация президента и Минобороны России. В США Клюшина обвиняют в «инсайдерской торговле» на десятки миллионов долларов и хакерстве против IBM, Tesla и других корпораций. По данным издания «Проект», Клюшин тесно связан с замглавы администрации президента Андреем Громовым, который курирует медиа.
  • На выборах президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики победу одержал ее действующий глава Вадим Красносельский, который держит курс на интеграцию с Россией. Группу поддержки Красносельского, состоявшую из десяти околокремлевских официальных лиц, в аэропорту Кишинева не пропустили через границу и отправили обратно в Москву.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 29 558. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 46 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 290 604 человек (+1121 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их внутренняя динамика показывает общий настрой властей. Сейчас он явно оптимистический.

На фоне отказа Госдумы от рассмотрения законопроекта о QR-кодах на транспорте (здесь анализируются причины этого отказа) вице-премьер Голикова объявила, что QR-коды будут выдавать по анализам на антитела – чтобы привитые иностранными вакцинами и неофициально переболевшие не страдали от невозможности сходить в театр или на выставку.

Премьер Великобритании сообщил о первом умершем от штамма «омикрон». Считается, что этот штамм более заразен, но менее зловреден.

Шесть ссылок

  • Советское. Рассказ о генпрокуроре СССР Романе Руденко – участнике сталинских репрессий в Донецкой области, главном обвинителе от СССР на Нюрнбергском процессе и яром преследователе диссидентов: не было бы повода о нем вспоминать, если бы в Новосибирске не собрались ставить ему памятник. Или история из начала 1960-х: судьба киевлянина Яна Шейнкина, который нелегально торговал фруктами, а нажитый таким образом немалый капитал хранил в золотых монетах, которые прятал под надгробием своей жены, – его, как и более известного московского валютчика Яна Рокотова, расстреляли.
  • Литература. К 255-летию Карамзина: историк Артем Ефимов объясняет, почему «История государства Российского» – это первый русский роман. Или очерк истории лесбийской литературы в дореволюционной и раннесоветской России.
  • Кино. Путеводитель по кинематографу Ларисы Шепитько. Или отрывок из большой биографии Жана Ренуара, написанной Паскалем Мерижо (изд-во «Роузбад Интерэктив»).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Автор:
    Самый Зелёный
    ·

    Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!

    История создания

    Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год. 

    При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость. 

    Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.

    Жанр, направление

    Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию. 

    Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.

    Композиция и конфликт

    Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей: 

    1. Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
    2. Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
    3. Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
    4. Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь. 
    5. Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини. 
    6. Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.

    Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича. 

    Смысл названия

    Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:

    1. Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
    2. Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
    3. Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
    4. Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.

    Суть: о чём? 

    Надя Шумина — молодая девушка  двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной. 

    Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.

    Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург. 

    Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал. 

    Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки). 

    Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.

    Вот более подробное краткое содержание по главам.

    Главные герои и их характеристика

    Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:

    Надя Шумина красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. 
    Александр Тимофеевич  «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади.
    Андрей Андреич  сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. 
    Нина Ивановна мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения.
    Марфа Михайловна бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. 
    Отец Андрей соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. 

    Темы

    Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна: 

    1. Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
    2. Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
    3. Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
    4. Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться. 

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна: 

    1. Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
    2. Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
    3. Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
    4. Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.

    Смысл 

    Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни. 

    Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».

    Чему учит? 

    Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор. 

    Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного. 

    Критика

    Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение. 

    Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»: 

    «Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности». 

    Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску: 

    «Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».

    Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся». 

    Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад». 

    Автор: Диана Танцур

    Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста

    Читайте также:

    Посмотрите список вопросов и ответов на Большой этнографический диктант 2021 года.

    Вопрос №1

    Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?

    • а. Это музеи-заповедники народной архитектуры
    • б. Там находились столицы удмуртских княжеств
    • в. Их воспел один из основателей удмуртской литературы
    • г. Это места народных молений

    Правильный ответ: г

    Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. — М: Наука, 2000.

    Вопрос №2

    У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?

    • а. Мед и масло
    • б. Соль и сахар
    • в. Молоко и кашу
    • г. Блины и перемячи

    Правильный ответ: а

    Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры).

    Вопрос №3

    На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

    • а. Семейские
    • б. Липоване
    • в. Казаки
    • г. Поморы

    Правильный ответ: г

    Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.

    Вопрос №4

    «С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

    • а. Сварить для гостя кофе
    • б. Убрать этот кофе подальше
    • в. Погадать на кофейных зернах
    • г. Угостить гостя чаем

    Правильный ответ: а

    Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010

    Вопрос №5

    Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?

    • а. Калуга
    • б. Мамонт
    • в. Белуга
    • г. Морж

    Правильный ответ: б

    Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.

    Вопрос №6

    Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:

    • а. Небылица
    • б. Небывальщина
    • в. Быличка
    • г. Видальщина

    Правильный ответ: в

    Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект.

    Вопрос №7

    В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

    • а. Хомут, в который запрягают лошадь
    • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
    • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
    • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

    Правильный ответ: г

    Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

    Вопрос №8

    Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

    • а. Шашка
    • б. Черкеска
    • в. Папаха
    • г. Пояс

    Правильный ответ: а

    Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично

    Вопрос №9

    У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:

    • а. После получения паспорта
    • б. После развода
    • в. После рождения первого внука
    • г. После свадьбы

    Правильный ответ: г

    При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.

    Вопрос №10

    Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?

    • а. Сахалин
    • б. Медный
    • в. Шикотан
    • г. Земля Санникова

    Правильный ответ: а

    В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.

    Вопрос №11

    Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?

    • а. Нганасаны
    • б. Шапсуги
    • в.  Абазины
    • г. Ижорцы

    Правильный ответ: а

    Вопрос №12

    Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.

    Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?

    • а. Пянсе
    • б. Юкола
    • в. Тала
    • г. Чак-чак

    Правильный ответ: а

    Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.

    Вопрос №13

    В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

    • а. Племянника по отцу
    • б. Брата мужа
    • в. Брата жены
    • г. Дядю по матери

    Правильный ответ: в

    Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.

    Вопрос №14

    У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?

    • а. Ходить в гости
    • б. Отгонять весной скот в горы
    • в. Избегать младших
    • г. Вставать при приветствии

    Правильный ответ: г

    Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал — «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».

    Вопрос №15

    Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?

    • а. Направление в современном искусстве
    • б. Религиозное течение
    • в. Экологическое движение
    • г. Государственная национальная политика

    Правильный ответ: а

    Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.

    Вопрос №16

    Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:

    • а. По национальности отца
    • б. По национальности матери
    • в. По родному языку
    • г. По своему усмотрению

    Правильный ответ: г

    Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.

    Вопрос №17

    Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?

    • а. Вольную борьбу
    • б. Эпические песни
    • в. Народные танцы
    • г. Карельскую письменность

    Правильный ответ: б

    Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» — карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»)

    Вопрос №18

    В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?

    • а. 22
    • б. 3
    • в. 9
    • г. 4

    Правильный ответ: в

    В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей

    Вопрос №19

    Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?

    • а. Ваша религиозная принадлежность
    • б. Ваше гражданство
    • в. Ваш родной язык
    • г. Ваша национальная принадлежность

    Правильный ответ: а

    В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.

    Вопрос №20

    Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

    • а. Гусь
    • б. Кухлянка
    • в. Кисы
    • г. Бурка

    Правильный ответ: г

    Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.

    Вопрос №21

    Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.

    • а. Балчуг.
    • б. Теплый Стан.
    • в. Ордынка.
    • г. Маросейка.

    Правильный ответ: а

    В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой. [https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713](https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713)

    Вопрос №22

    В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?

    • а. .Синдбад-Мореход.
    • б. Ходжа Насреддин.
    • в. Алладин.
    • г. Али-баба.

    Правильный ответ: б

    1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/monument/pamjatnikkhodzhenasreddinunajarcevskojulicevmoskve/43-1-0-1874

    Вопрос №23

    Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?

    • а. Якиманка.
    • б. Китай-город.
    • в. Замоскворечье.
    • г. Марьина Роща.

    Правильный ответ: б

    Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке.   Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/doma/armjanskijpereulok2lazarevskijinstitutiposolstvoarmenii/39-1-0-1070

    Вопрос №24

    «Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?

    • а. Буряты.
    • б. Уйгуры.
    • в. Калмыки.
    • г. Якуты.

    Правильный ответ: г

    «Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах // Туристический портал Якутии. URL: https://travel-ykt.ru/kultura-i-istoriya/obyichai-i-traditsii/ysyah-glavnyj-yakutskij-prazdnik.html В Москве прошел традиционный Ысыах в Коломенском // Сайт Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. URL: https://postpredstvo.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3037246

    Вопрос №25

    Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?

    • а. Германия.
    • б. Франция.
    • в. Швейцария.
    • г. Царство Польское.

    Правильный ответ: б

    Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар. URL: https://www.casual-info.ru/wiki/Брокар%20Генрих/ Анри Брокар — история парфюмерной империи. URL: https://lady.webnice.ru/blogs/?v=4392

    Вопрос №26

    В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.

    • а. Фёдор Петрович Гааз.
    • б. Фёдор Андреевич Гильтебрандт.
    • в. Иоганн Герман Лесток.
    • г. Карл Федорович Фукс.

    Правильный ответ: а

    Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования. URL: https://medobr.com/news/svyatoy-doktor-fyedor-petrovich-gaaz/

    Вопрос №27

    Это русское лакомство, известное с XIV века, готовится из подсушенного фруктово-ягодного пюре и сахара. В подмосковной Коломне открыли целый музей, посвященный истории этого блюда. О чем идет речь?

    • а. Рахат-лукум.
    • б. Зефир.
    • в. Смоква.
    • г. Пастила.

    Правильный ответ: г

    Название «пастила» (ранее – «постила»), происходит, предположительно, от слова «постилать», которое выдает технологию изготовления этого лакомства. Для приготовления пастилы свежие яблоки чистили, вырезали специальным инструментом серединку, запекали, потом разминали в пюре, смешивали с медом и наносили получившуюся массу на особые тканевые «противни» в деревянных рамках. Эти «противни» ставились в специальные отверстия в печи, где масса сохла от нескольких часов до нескольких дней. С XV века в продукт стали добавлять яйцо, а с XIX – сахар. Коломна считается родиной пастилы, здесь в 2009 г. открыт музей «Коломенская пастила», посвященный истории этого лакомства. Не только белёвская и не только яблочная: всё про русскую пастилу от Средних веков до наших дней // Tea.ru. 17.02.2021. URL: https://tea.ru/blog/article/ne-tolko-belyevskaya-i-ne-tolko-yablochnaya-vsye-pro-russkuyu-pastilu-ot-srednikh-vekov-do-nashikh-dney/ Коломенская пастила. Музей истории со вкусом. URL: https://kolomnapastila.ru

    Вопрос №28

    В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом – культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя.

    • а. Габдулла Апанаев.
    • б. Шамси Асадуллаев.
    • в. Ахмад Хусаинов.
    • г. Асгат Галимзянов.

    Правильный ответ: б

    Татарский нефтепромышленник и магнат с 10-миллионным состоянием, поднявшийся из простых крестьян Шамси Асадуллаев переехал в Москву из Баку в 1903 г. Он мечтал построить специальное образовательное учреждение для детей-мусульман. Строительство здания под школу было начало в 1913 г. в Малом Татарском архитектором Краузе. В том же году меценат скончался, и строительство заканчивалось уже без него (1914), доверенными лицами его компании. Согласно замыслу Асадуллаева, в здании была открыта мусульманская школа, которая сначала была частной, а после 1917 года стала государственной татарской школой-семилеткой. В Доме Асадуллаева в разное время размещались интернат-приют, детский сад, библиотека, татарский театр и культурный центр, редакция татароязычной газеты. В 1941 году татарская община утратила здание. Лишь в 2003 г. Дом Асадуллаева был возвращен татарской общине и передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы в безвозмездное пользование на 49 лет. Дом Асадуллаева: и спустя сто лет — Центр Татарской Культуры в Москве // Большой город. 21.072014. URL: http://bg.ru/blogs/posts/13940/

    Вопрос №29

    Этот идеолог революционной борьбы, памятник которому стоит у метро «Кропоткинская», увлекался этнологией, и из-под его пера вышло сразу несколько работ, посвященных происхождению семьи и частной собственности.

    • а. Анатолий Луначарский.
    • б. Петр Кропоткин.
    • в. Фридрих Энгельс.
    • г. Владимир Ленин.

    Правильный ответ: в

    У метро «Кропоткинская» в Москве стоит памятник Фридриху Энгельсу, который прославился не только экономическими, но и антропологическими изысканиями. Наиболее известны его работы, посвященные происхождению человека и исследованиям первобытного общества, его социальной структуры, развитию языка и его связи с мышлением в ранних человеческих сообществах: «О проблемах языка и мышления», «Роль труда в происхождении человека», «Происхождение семьи, собственности и государства». Памятник Энгельсу. Призрак коммуниста // Прогулки по Москве. URL: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/engels

    Вопрос №30

    В Москве есть место, где за 15 минут прогулки можно увидеть сразу три памятника музыкантам – представителям разных народов, внесших выдающийся вклад в советскую, российскую и мировую культуру. Выберите названия переулков, где расположены эти памятники:

    • а. Малый Гнездниковский и Леонтьевский переулки.
    • б. Брюсов и Елисеевский переулки.
    • в. Брюсов и Леонтьевский переулки.
    • г. Елисеевский и Газетный переулки.

    Правильный ответ: б

    Это Брюсов и Елисеевский переулки, расположенные во дворах за ул. Тверская, недалеко от Центрального телеграфа. В этом районе в советскую эпоху селилась творческая интеллигенция. Неудивительно, что здесь, на небольшом участке, установлены сразу три памятника известным музыкантам. Напротив Посольства Азербайджана, на пересечении Елисеевского переулка с Вознесенским в 2011 году установлен памятник великому эстрадному и оперному исполнителю, уроженцу города Баку Муслиму Магомаеву (работы А. Рукавишникова). На углу Брюсова и Елисеевского переулков расположен памятник великому виолончелисту, композитору и дирижеру польско-литовского происхождения Мстиславу Ростроповичу, работы того же скульптора, чье открытие 29 марта 2012 года, было приурочено к 85-летию музыканта. Его квартира находилась неподалеку, в Брюсовом переулке. Третий «музыкальный» памятник, по дате создания самый ранний – композитору Араму Хачатуряну, находится поблизости, также в Брюсовом переулке, во дворе Дома Композиторов. Памятник, созданный скульптором Г. Франгуляном в 2006 году, стал подарком администрации г. Еревана Москве. Памятники Брюсова переулка // Турбина.ру. URL: https://turbina.ru/guide/Moskva-Rossiya-112312/Zametki/Pamyatniki-Bryusova-pereulka-56363/  . Улицы моего детства. Музыкальный уголок Москвы // Живой журнал. URL: https://galik-123.livejournal.com/56483.html

    Поделиться:

    На главную страницу

  • Рассказ невеста для олигарха
  • Рассказ не пиф не паф
  • Рассказ не растения и не животные в книге зеленые страницы читать
  • Рассказ не утонувшего в открытом море
  • Рассказ не оставляйте меня одну рассказ