Тепло родного дома
Классный час
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль?
Дети. Это стихотворение о любви к Родине.
У. Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дома?
Д. Дом строят, когда надо где-то жить.
– Дом строят, когда создается семья.
У. Постройте ассоциативный ряд к слову дом.
Д. Дом – изба – квартира – жилище.
У. А изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало “баня, теплое помещение”. Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме?
Д. Семья.
У. Что такое семья?
Д. Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.
У. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?
Д. Доброта, понимание, уют, забота, уважение.
Учитель размещает на доске “бревна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово тепло.
У. Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашиваь меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
– А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.
Учитель записывает понятие на доске.
– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Учитель открывает запись на доске.
Порядок написания синквейна
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
На доске:
Права.
Правильные, необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.
Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.
Учитель разбирает с детьми образцы синквейна построчно.
– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.
Дети пишут стихи.
– Прочитайте, что у вас получилось.
Д. Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.
– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.
У. Так что же такое дом?
Д. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания…
У. И само слово “Родина” начинается здесь, в доме… Всё от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей (и только тогда и своей) стране…
По материалам учителя начальных классов школы № 4 г. Белогорска Амурской области Виктории ШЕВЧИК.
Реклама
Еще статьи из раздела “Уроки по “Я и Украина”” Тепло родного очага 3-й класспосмотреть все статьи раздела
Автор документа: В.А. Литвин
В
В.А. ЛИТВИН,
учитель школы № 84
г. Москва
Тепло родного очага
3-й класс
Что может быть дороже семьи?
Дороже мамы и папы? Это всегда самые близкие, самые любимые люди в нашей жизни.
Часто мы понимаем это, уже став взрослыми. В.А. Литвин, учитель школы № 84
г. Москвы, помогает детям задуматься о том бесценном, что они имеют, – тепле родного
дома
Тема. “Тепло родного очага”.
Цели. Интегрировать знания детей о себе и своей родословной,
полученные в 1-м и 2-м классах; сформировать у учащихся чувство любви к близким
людям, стремление помогать им во всем; пробудить чувство родного гнезда,
чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.
Оборудование. Стенд “Мама дорогая, мамочка родная…”,
выставка книг по предмету “Этика и культура общения”, сочинения
учащихся о семье, маме, плакаты с пословицами о семье, о роли матери,
оформление к сценке “Сюрприз”, рисунок “Семейное древо”,
плакат-ребус “Вся семья вместе – так и душа на месте”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Тема урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях,
семье. А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение?
Дети. Это своя улица, свой город.
– Место, где человек родился и вырос.
– Это семья.
– В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда
уходим во взрослую жизнь.
– Дом – это очаг.
У. Действительно, ребята, дом – это очаг. Это – начало всех
начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в
памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие
известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью
вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили
жить и любить все, что их окружает. Вот как описывает родной дом великий
русский поэт Сергей Есенин:
Низкий дом с голубыми ставнями.
Мне тебя не забыть никогда…
А замечательный певец русской природы Михаил Пришвин так вспоминает детство
в родном доме.
Учитель читает отрывок из произведения М.М. Пришвина “Моя
Родина”.
– Где же зародилось такое отношение к природе, Родине у Пришвина?
Д. В родном доме.
– Около мамы.
– В лесах.
У. Любить Родину, все, что нас окружает, учат прежде всего
родные люди. Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда
идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас
стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо
чувствует себя герой этого стихотворения? Читаем стихотворение Золтана Зелка
“Какой хороший вечер”.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Почему так хорошо герою этого стихотворения?
Д. Вся семья дома.
– В доме тепло, уютно, спокойно.
У. Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.
Попробуем разгадать ребус, и мы прочитаем с вами пословицу.
Дети разгадывают ребус.
– “Вся семья вместе – так и душа на месте”. Объясните смысл
пословицы.
Дети дают свои ответы. Учитель обобщает их и делает вывод.
– В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас
мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит
для вас ваша семья, дом?
Д. Здесь мы учимся жить, здесь мы находим дружбу,
взаимопонимание.
У. Вы рассказывали о своей семье, когда писали сочинение
“Моя семья”, делали рисунки, посвященные этой теме. Зачитайте
несколько фрагментов из сочинений.
Дети зачитывают фрагменты из своих сочинений.
* * *
У меня от мамы нет никаких тайн. Я всегда ими с ней делюсь. Я стараюсь
помочь маме в домашних делах. Мы не распределяем обязанности по дому, а делаем
все вместе. Еще мы очень любим играть в шашки и разгадывать головоломки. Мы
знаем, что нам с мамой в нашей семье, маленькой, но дружной, нельзя никогда
ссориться. Мы это понимаем, поддерживаем хорошие отношения.
Я чувствую в своей семье радость, тепло, поддержку и дружбу.
* * *
После работы моя мама занимается домашним хозяйством. В свободное время я
ей помогаю. Когда надо что-нибудь починить, то папа и Дима делают это сами.
Мы все любим друг друга. Когда кто-то уезжает, то мы скучаем. Но обычно мы все
вместе ходим гулять, в театр, в гости. Нам хорошо вместе!
* * *
В нашей семье все заняты своими делами. Папа работает, мама –
домохозяйка, я и мой старший брат учимся в школе. У каждого свои обязанности. Я
помогаю маме мыть посуду, подметаю. Брат Женя ходит в магазин и гуляет с
собакой. Мы любим и уважаем друг друга. Я очень люблю играть с папой. Он у нас
веселый, играет на гитаре, хорошо рисует. Мы часто поем с ним песни.
Вечером мы играем в шахматы и морской бой. Часто всей семьей мы уезжаем на
выходные дни к бабушке в деревню. И даже на рыбалку мы любим ездить всей семьей.
Папа, мама, брат и я – дружная семья.
– Какую роль играют в вашей жизни родители?
Д. Растят нас, заботятся о нас, переживают за нас, помогают нам,
учат добру.
У. Закройте глаза и представьте себе сказочный домик. Вас
пригласили в этот домик на выходной день или на каникулы вместе с родными. Кого
из своих родных людей вы бы взяли с собой и почему?
Дети отвечают на вопрос, учитель обобщает ответы.
– Какие пословицы и поговорки о до-ме, семье, маме вы знаете?
Д. Береги землю любимую, как мать родимую.
– В своем доме и стены помогают.
– Одна у человека мать, одна и Родина.
– Сердце матери лучше солнца греет.
– При солнышке тепло, при матери добро.
– Нет лучше дружка, чем родная матушка.
– Птица рада весне, а младенец – матери.
У. Чем крепка семья?
Д. Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.
У. Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта?
Д. Мама дорогая, мамочка родная.
У. Мама ближе всех. Маму помнят и почитают всю жизнь.
Дети читают отрывок из книги З.Воскресенской “Сердце матери”.
– К празднику 8 Марта вы писали сочинения о своих мамах. В них вы
высказали самые теплые слова в адрес ваших мам. Сейчас я зачитаю некоторые из
них: “Я не могу обойтись без мамы”, “Моя мама самая добрая,
самая хорошая”, “Она умеет прекрасно готовить”, “Она самая
красивая и умная”, “Без мамы дом – сирота”.
III. Итог урока
У. Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь,
живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Как же сберечь тепло в родном
доме, как сделать его по-настоящему теплым, уютным, привлекательным? Что от вас
лично зависит, как сберечь тепло родного очага?
Д. Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по
хозяйству, делать приятные сюрпризы.
Разыгрывается сценка “Сюрприз”.
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима,
дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки играют в
куклы.
Оля (подруге). Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть
бы ужин приготовила.
Аня. А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля. Не знаю. Мы так никогда не делаем.
Аня. А давай попробуем.
Оля. Давай!
Девочки идут на кухню.
Аня. Где у вас картошка?
Оля. Вот. А еще у нас огурец есть.
Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят
папа и сын.
Отец. Что это у вас тут за шум?
Оля. Готовим маме сюрприз.
Сын. Какой?
Оля. Ужин!
Сын. Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не
умею чистить.
Аня. Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.
Отец. Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.
Все работают. Раздается звонок. Входит мама, удивленно глядит вокруг
себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.
Сын. Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше
хорошо: мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?
Отец. А к сюрпризам-то надо готовиться постепенно.
Сын. Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!
Оля. Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты
привыкнешь, мамочка.
Все. Ведь мы тебя очень любим!
Мама. Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне.
У. Давайте попробуем сделать вашим родным приятные сюрпризы.
Представьте себе, что к нам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая
рыбка. Попросите ее сделать что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы,
дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке. Учитель подводит итог, отмечает
при этом, что сердца ребят полны добра и великодушия по отношению к своим
близким, своей семье.
– Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы
гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на
фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет
вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно
тянуть в родной дом.
Дети поют песню “Родительский дом”.
Ответы. 1б; 2а; 3в; 4б; 5в; 6а; 7в; 8в; 9а; 10а.
Мой родной дом для меня играет важную роль! Дом для меня – это не просто мое жилище, это моя родина, Россия, мой поселок, моя улица, где я вырос. Где бы я ни был – в гостях, в школе, за границей – рано или поздно меня тянет домой, в мой поселок, к моим друзьям.
Я живу в небольшом поселке, который называется «Мирный». Он расположен в 54 км от Москвы. Существует он с давних пор, и поэтому дома здесь деревянные, невысокие, с маленькими окошками. Так приятно видеть их, возвращаться сюда после посещения больших городов, в том числе и Москвы. В моем поселке есть большая детская площадка. Я с ребятами люблю играть там в футбол, кататься на качелях. А еще у нас есть три замечательных пруда. Возле них всегда очень весело и шумно: летом взрослые и дети купаются, зимой играют в хоккей. Неподалеку лес, поэтому воздух здесь легкий и свежий. Окружен поселок тремя садовыми товариществами.
Мне нравится мой родной дом. Его строил еще мой прадедушка. Он вложил все силы и умения. В доме может проживать не одно поколение родственников, потому что он большой: три спальни, большая гостиная, кухня, ванная и прихожая. Здесь живет моя семья: папа, мама, сестра, бабушка. Они всегда помогут в трудную минуту. В доме тепло и уютно, шумно и весело.
В гостиной находятся телевизор, кресло, диван, стол, много игрушек. Вечером мы с семьей сидим в этой просторной комнате и смотрим телевизор, обсуждаем телепередачи, новости, фильмы. Моя маленькая сестра никому не дает скучать: она танцует, поет, прыгает, бегает, рисует на обоях. Несмотря на то, что она ведет часто себя плохо и шумно, мы все ее очень любим.
Мне нравится быть дома, приглашать друзей или просто сидеть в комнате, потому что в этих стенах всегда можно найти понимание и любовь родных.
Дом всегда нужен человеку! Ведь он не сможет прожить без него. Когда на улице непогода, дождь, снег или мы устаем от походов по магазинам, мы часто произносим «поскорее бы прийти домой».
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по обучению грамоте и чтению на тему «Буквы М,м Согласные звуки [м], [м’]. » (1 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок 2
Согласные звуки [м], [м’].
Буквы Мм. -
2 слайд
Описание слайда:
Нет лучше дружка,
чем родная матушка.
Москва – всем городам мать.
Родная сторона, как мать:
и накормит, и приласкает.
Охранять природу – значит охранять Родину. -
3 слайд
Описание слайда:
Речь
устная
(говорим, слушаем)письменная
(читаем, пишем) -
4 слайд
Описание слайда:
Какие схемы подходят к предложениям?
-
5 слайд
Описание слайда:
ЗВУКИ
гласные
согласные -
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
м
м
м
м
м
а
о
у
и
е
м
ы -
9 слайд
Описание слайда:
лама
мама
Мила
мир
мера
умна
рама
Рома
Римма Петровна
Мирон Минин
Марина Нилина -
10 слайд
Описание слайда:
мама мост мороз
мак Марс матрас
мыло Мурка март
масло муха молоко
мука марки малина
море мышка моряк
мир миска морс -
11 слайд
Описание слайда:
У Максима марки.
У Марины маки.
Мама мыла раму.
На мосту машина.
У Макара и Миши маски. -
12 слайд
Описание слайда:
Чтение
сплошного
текста -
13 слайд
Описание слайда:
Унасурок.Вот,Рома,мел.Романаписалмеломслова:мама,Москва,мир.Мывсенаписали:мама,Москва,мир.
-
14 слайд
Описание слайда:
Снамимама.Онаспеланампесенкупрокотика.Всемвесело!
-
15 слайд
Описание слайда:
Чтение текста
через «решётку» -
16 слайд
Описание слайда:
Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и …
-
17 слайд
Описание слайда:
В сарае у Максима клетка. В клетке серые кролики. Максим кормил кроликов. Около клетки корм: капуста, морковка, клевер. Потом Ира, сестра Максима, открыла кран и напоила кроликов.
-
18 слайд
Описание слайда:
Составьте весёлый рассказ про кота, используя слова.
молоко
масло
кот
сумка
сосиски
мама -
19 слайд
-
20 слайд
-
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
стр. 88 – 89 читать, выполнить задания на карточке, карточку вклеить в тетрадь
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 300 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Согласные звуки [м], [м’]. Буквы Мм.Нет лучше дружка, чем родная матушка.Москва – всем городам мать.Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Азбука (в 2 частях)», Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Тема:
Звуки [м], [м’]. Буква М м
Похожие материалы
-
Презентация по обучению грамоте и чтению на тему «БУКВА Л » (1 класс)
-
Виды предложений по цели высказывания
-
Тест по русскому языку «Повторение за 1 класс» (1 класс)
-
Презентация по обучению грамоте и чтению на тему » Чтение слогов с Звуками и буквы К, к» (1 класс)
-
Презентация по обучению грамоте и чтению на тему » Буква Е» (1 класс)
-
Презентация по обучению грамоте и чтению на тему » БУКВА В .» (1 класс)
-
Презентация по обучению грамоте и чтению на тему » Письмо с секретом .» (1 класс)
-
Презентация по русскому языку на тему «Игра-повторение» (6 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457335 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Официально 8 июля В России отмечают День Петра и Февронии. В этот день на площадях проходят массовые мероприятия с развлекательной программой. Мы решили разнообразить событие и подарить вам интересный сценарий концерта на День семьи любви и верности 2021 для всего населения, в доме культуры, с песнями и красивыми стихами, с играми для сельского клуба. Наши сценарии можно демонстрировать, как для взрослых, так и для детей. Мы сердечно всех поздравляем с Днем Семьи Любви и Верности, пусть ваши дома будут наполнены радостью!
Сценарий праздника на День семьи любви и верности
(Под лирическую музыку выходят ведущие – Рома и Маша в русских народных костюмах, на голове венки из ромашек.)
Рома:
— Приветствуем вас на нашем празднике, дорогие гости! Да празднике не простом, который приходится на начало июля!
Маша:
— Наша встреча посвящена Дню семьи, любви и верности! Его каждый год, начиная с 2008 года, стали отмечать в России.
Рома:
— На Руси покровителями всех влюбленных, брачных союзов и семейного очага считались Петр и Феврония, которых причислили к лику святых. А кто слышал об этих святых, расскажите?
(После услышанных ответов выходит чтец и начинает сказ об истории происхождения праздника, о Петре и Февронии).
По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Маша:
— Символом праздника дня семьи, любви и верности считают цветок – ромашку.
Рома:
– Не зря мы – ведущие данного мероприятия с именами – Маша…
Маша:
— …и Рома…
Рома:
— …будем вести праздничную программу. Так не будем терять ни одной минуты, забавные игры и конкурсы ждут наших участников! (Входят под веселую музыку семьи)
Маша:
— Встречайте под громкие аплодисменты сборные команды семей! Семья … (перечисляют фамилии участвующих семей).
Семейный конкурс — дети не в тягость ….
Когда семья вместе, и сердце на месте.
В родной семье и каша гуще.
Согласную семью и горе не берет.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Дети не в тягость, а в радость.
Командам по очереди предлагается закончить пословицы:
При солнце тепло…..(а матери добро).
Нет лучше дружка…..(чем родная матушка).
Не нужен клад……….(если в семье лад).
В гостях хорошо…….(а дома лучше).
Не красна изба углами…(а красна пирогами).
Каково на дому……..(таково и самому).
Дом вести….(не бородой трясти).
У детины заболеет пальчик….(а у матери сердце).
Птица радуется весне….(а младенец матери).
Музыкальный номер
Рома:
— Подскажите-ка, друзья,
Что для вас любимая семья?
Ну конечно, это дом,
Сад любимый под окном.
Мама, папа, брат, сестра,
Дедушка и бабушка.
И гора блинов, ватрушек,
Вкусные оладушки!
Маша:
— В эту жизнь мы идем из семьи,
Долгий путь из нее начинается,
Наши корни — родительский дом,
От него все продолжается!
Рома:
— Итак, приглашаем к нам самых маленьких участников команд – детей. Каждому из вас предстоит нарисовать свой семейный портрет.
(Пока идет конкурс, звучит ритмичная музыка, болельщики поддерживают аплодисментами.)
«Лепестки ромашки» — конкурс для мужчин
Маша:
— Любит… не любит…любит…не любит… (гадает на ромашке).
Рома:
— Маша! Что ты делаешь?!
Маша:
— Рома! Разве ты не знаешь, что ромашка считается цветком русских полей и лугов. Издавна на ромашке гадали, желая узнать, любит тебя тот или иной человек. Не зря же этот цветок стал символом нашего праздника. Вот, смотри!
Ромашку желтоглазкой часто называют,
Его влюбленные срывают и на любовь себе гадают!
Рома:
— Сегодня наши участники не будут гадать на любовь, они и так все знают! Лучше давай, Маша, позовем самых сильных и мужественных членов семей – папы, выходите!
Маша:
— Вам нужно собрать из имеющихся уже элементов (бумажные лепестки, кружок — глазок цветка) ромашку. Да не просто приклеить, а еще и подписать на каждом лепестке комплимент своей жене.
Готовы? Тогда начали! (проводится конкурс)
Музыкальный номер
Рома:
— Пусть в жизни у вас получается
Шагать лишь вместе долгий путь.
И путь этот пусть не кончается —
С него не должны вы свернуть.
Чтобы в далёком будущем,
Гордились много лет подряд,
Своей семьёю дружной, любящей,
И множеством счастливых дат!
Маша: О семье и браке можно говорить много. Недаром мы с удовольствием отмечаем свадебные годовщины и юбилеи: ситцевые, железные, рубиновые, золотые, серебряные.
Рома: Друзья! Есть ли среди присутствующих на этой площади пары, которые прожили в браке 5 лет? Тех, кто отпраздновал деревянную свадьбу, просим к нам на сцену!
Маша: А есть ли те, кто в этом году отметил оловянную свадьбу, и состоит в браке уже 10 лет? Пожалуйста, поднимите руки. Замечательно, поднимайтесь к нам.
Рома: Просим откликнуться семьи, прожившие в браке 20 лет – тех, кто готовится отпраздновать или уже отпраздновал фарфоровую свадьбу.
Маша: Мы приглашаем на сцену пары, прожившие в браке 25 лет! Это дата означает, что вы дожили до серебряной свадьбы!!!
Рома: И, наконец, очень солидный срок для семейной жизни – 30 лет! Друзья, есть ли у нас семьи-долгожители, которых мы с удовольствием поздравим с жемчужной свадьбой! Просим, поднимайтесь на сцену!
Маша: В честь праздника – Дня Семьи, Любви и Верности примите эти памятные сувениры с эмблемой праздника и храните семейный очаг. Семьям, поднявшимся на сцену, вручают памятные сувениры.
Рома: В народе говорят, что все семьи счастливы одинаково, а проблемы у каждой свои. Может секрет счастливого супружества в соблюдении вековых традиций мужем и женой?
Маша: Ох, уж эти традиции! Я двумя руками за них. Вот, например, мне нравится традиция, когда муж дарит жене цветы.
Рома: А жена встречает мужа с работы приветливой улыбкой, пирогами, заботой…
Маша: Муж помогает жене вести домашнее хозяйство, помнит все семейные даты…
Рома: А жена поддерживает мужа во всём и бережно хранит семейный очаг.
Маша: Ну, а мы, не меняя традиций концерта, продолжаем наслаждаться замечательной музыкой. Музыкальный номер.
Рома: А знаете ли вы, сколько длился самый долгий в мире брак? Без малого почти 90 лет. Абсолютный мировой рекорд принадлежит индийской паре, которая прожила в браке с 1853 по 1940 годы!!! Секрет долгой семейной жизни прост – желание и стремление заботиться друг о друге, а не о себе!
Маша: Наука счастья не сложна – люби и принимай любимого таким, какой он есть, не стараясь его изменить! Это и подтверждает наш следующий музыкальный подарок.
2 музыкальных номера.
Рома: Послушай, Маша, я не говорил сегодня, как тебе идет этот цвет платья. Он так подходит к твоим красивым глазам…
Маша: Ну, надо же, подействовало! Не зря психологами доказано, что определенные оттенки цветов завораживающе действуют на мужчину. Вот, к примеру: красный цвет – выражение жизненной силы и стремление добиться успеха, зеленый цвет ассоциируется с рождением, юностью, надеждой. Желтый – соответствует радужному теплу солнца, веселью, счастью…
Рома: А что означает золотистый?
Маша: Обручальное кольцо… Кстати, ты никогда не задумывался, почему его носят именно на безымянном пальце?
Рома: Нет, но с удовольствием послушаю.
Маша: По утверждению древних греков, через безымянный палец проходит вена «amoris», что в переводе означает «вена любви», которая идет прямо к сердцу!
Рома: А сейчас я попрошу всех присутствующих поднять правую руку с кольцом на безымянном пальце. Поприветствуем друг друга. Мы с вами едины в понимании семейного счастья, любви и верности!
Маша: Говорите друг другу слова нежности, не стесняйтесь выражать свои добрые чувства, а вдохновит вас на это следующая песня.
Музыкальный номер
Рома: Я хочу спросить у тебя, где ты берёшь эти удивительные истории?
Маша: Ну, я все-таки готовилась к сегодняшнему празднику…
Рома: Тогда тебе и от меня — интересный факт: мужчины, которые целуют своих жен по утрам – живут на 5 лет дольше.
Маша: А мужчины, которые поют серенады под окном любимой, имеют шанс прожить с ней долгую и счастливую жизнь!
Рома: Что ж, попробую этим воспользоваться! Друзья, а знаете ли вы, что самая старая песня о любви была написана четыре тысячи лет тому назад?
Маша: Да, наши древние предки не хуже нас знали толк в настоящем чувстве. Ну, а песня, которая прозвучит сейчас, конечно, не столь древняя, но она о вечном – о любви!
Музыкальный номер
Рома: Что такое семья? Это союз двух верных сердец, скрепленный узами любви и прочной духовной связью.
Маша: Это то, что дается человеку от рожденья, это начало всех начал, самое дорогое, что у нас есть!
Рома: Если в ней царят взаимопонимание, доверие и поддержка – это настоящее счастье!
Маша: И пусть в этот день все близкие и родные соберутся вместе и просто порадуются, что они есть друг у друга.
Рома: Берегите свой семейный очаг, защищайте его от жизненных испытаний и в вашей семье воцарится взаимопонимание, любовь и доверие.
Дорогие друзья, смело смотрите в будущее, шагайте по жизни рядом и тогда жизнь станет для Вас бесценным подарком.
Маша:
— С праздником! С днем семьи, любви и верности! Пусть ваш союз оберегают святые Петр и Феврония!
Рома:
— На память о сегодняшней встрече примите сувениры и воздушные шары! (Звучит музыкальный подарок).
Короткая постановка сценка ко Дню любви и верности
Декорации: (стог сена, подворье, изба)
Действующие лица: отрок Найден, Февронья, Князь Петр, дворовые 2
Отрок подходит избе, негромко постучал в двери:
Феврония: — Входи добрый человек — ответил ясный женский голос.
Отрок вошел. На лавке возле окна сидела девушка с веретеном в руках.
Найден: -Здравствуй, а если кто дома? — спросил Найден
Незнакомка спокойно улыбнулась в ответ
Феврония: -Плохо когда двор без голоса, а двор без языка, — сказала она. – Тогда и я, все равно, что без глаз.
Отрок в недоумении смотрел на нее.
Найден: -Что-то ты мудрена говоришь, — промолвил он наконец.- О чем это?
Она чуть пожала плечами остановила ровное вращение веретена
Феврония: — Если бы во дворе была собака, она бы залаяла, и я бы узнала, что кто-то пришел, если бы в доме были дети, они бы увидели тебя в окно и сказали мне. А так я заметила тебя, только тогда, когда ты постучал в дверь.
Найден: -Это тебя зовут Февронья? — спросил он.
Она слегка кивнула
Феврония: — Меня, а тебе кто нужен? Мои батюшка с матушкой пошли в долг плакать, не скоро вернутся.
Найден: —Как это- плакать в долг?
Феврония: -У соседей покойник в доме, — пояснила Февронья. — Вот ни пошли его оплакивать. А когда сами умрут, то и над ними кто-нибудь поплачет. Так ведь повелось.
Найден: -Ты очень разумно говоришь. Такие речи не от каждой боярыне услышишь. Может, ты мне дашь добрый совет. Скажи, нет ли в ваших краях хорошего лекаря. Наш князь Петр люто заболел.
Феврония: -Я слыхала про то, как занедужил твой князь. Думаю, что я могла бы его вылечить. Только пусть сам приезжает.
Найден: -Никогда Петр на такое не согласится.
Феврония: —Я, и не принуждаю, захочет — пусть приезжает, а не захочет — он волен искать себе другого помощника.
Автор: Найден не сумел убедить Петра и всех прочих в том, что исцеление возможно, руками никому неизвестной девушки и лесного Рязанского селения. Дни шли за днями, князю становилось хуже…(пауза). Никто и не ожидал, что он вдруг вспомнит про рассказ Найдена о деве лекарке, да еще и вздумает самолично отправиться к ней.
Сцена во дворе.
Петр: -Ну, где эта хваленая девица, которая говорила, будто – меня вылечит? -ворчливо спросил Петр.
Февронья появилась в дверях
Феврония: -Здравствуй княже и вы добрые люди здравствуйте!
Петр: -И ты здравствуй- без особой радости отозвался Петр.
Петр: -Отрок мой сказал, что ты похвалялась меня вылечить. Если это правда- проси чего хочешь. А если зря хвасталась, по гордыне примешь и наказание.
Феврония: -Уж больно ты сердит княже. Едва приехал в гости, а уже грозишь хозяевам, хвалиться мне нечем, я ведь еще не принялась тебя лечить и награды не прошу, буду врачевать если возьмешь меня замуж – твердо сказала Февронья.
Все вокруг ахнули и даже подались назад от ужаса. Переглянулись.
Петр: -Слыхали? — Петр посмотрел на своих людей- Нейден как скажешь, так и сделаю, вот тебе святой крест.
Найден: Найден закрыл глаза и выдохнул: — Женись княже.
Петр: Петр изумленно посмотрел на отрока: — Ты что сделал, безумный? Я ж крестом поклялся!
Найден: -Женись — повторил Найден- теперь уже поздно отступаться.
Петр: -Ладно, — медленно сказал Перт- женюсь я на тебе… если ты меня вылечишь.
Автор: Прошли годы. Еще при жизни Петр и Февронья умолили Бога даровать единовременную кончину. Много пришлось пройти испытаний, но «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслет зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»
Мини сценка на День семьи «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
Постепенно выходят герои сценки, располагаясь на мизансцене:
Мальчик Ваня решает задачу, Мама вяжет, Папа чинит часы, Дедушка читает газету.
ВАНЯ: (отодвигает в сторону свою тетрадь по математике, возмущается)
Вот проклятая задача, бился, бился- неудача!
Аж в глазах пошли круги…
(обращается к папе) Сядь-ка папа, помоги!
ПАПА: (откладывает свою работу с часами
Выше голову, сынок, с папой ты не одинок! (присаживается к сыну, решает задачу)
ВАНЯ: (выходит из-за стола, берёт учебник по русскому языку, подходит к маме)
Части речи в упражнении нам велели подчеркнуть.
Мама, сделай одолжение, повнимательнее будь!
МАМА: (откладывает вязание)
Части речи подчеркнуть?… Разберёмся как-нибудь!
(берёт у сына учебник, склоняется над книгой, задумывается)
ВАНЯ: (берёт со стола краски и альбом, подходит к деду)
А тебе, дедуля, краски. Слышь, дедуленька, не спи!
Нарисуй картинку к сказке: «Кот шагает по цепи» (даёт Деду альбом и краски)
ДЕДУШКА: (откладывает в сторону газету)
Нет, я стар, уж глаз не тот… (почесал затылок) Ну, да ладно, будет Кот!
ВАНЯ: (хитро улыбается, шепчет)
На минутку выйду я … (оглядывается по сторонам, подходит к вешалке)
Где же курточка моя? … (снимает с вешалки куртку, убегает гулять)
ФОНОГРАММА: фрагмент весёлой музыки
АВТОР: Утром Ваня шёл весёлый с синей курткой за спиной
ФОНОГРАММА: музыка сменяется на грустную
АВТОР: Но не весело из школы возвращался он домой.
Семья встречает Ваню из школы
МАМА: Что принёс
ВАНЯ: Смотрите сами.
ПАПА: Нет, докладывай сперва!
ВАНЯ: Папа – «пять», «4» — мама, а тебе, дедуля …- «два»!
Герои сценки уходят хмурые, с опущенными головами
ВЕДУЩИЙ: Да, не повезло Ване.
ВЕДУЩИЙ: Просто каждый должен в семье заниматься своим делом.
ВЕДУЩИЙ: И может быть это и есть один из рецептов семейного счастья.
«Мой дом мая семья»
конспект беседы по познавательному развитию в подготовительной группе.
Воспитатель:
I квалификационной категории
Панина С.С.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
• Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
• Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
• Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Материал: дидактическая папка «Моя семья»
Ход беседы.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами будем говорить об очень важном, очень нужном и самом дорогом, что у нас есть. О чем? Я загадаю загадку и ответив на неё, вы мне скажете, о чем же мы будем беседовать.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Воспитатель: Верно! Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья? (Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.)
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?(Ответы детей)
Игра «Как мы помогаем родным?».
Играют 2 – 6 человек.
Раздаю по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге)
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Игра «Назови пропущенное слово»
Воспитатель: я буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь вспомнить окончание пословиц .
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка) ».
«Золото и серебро не стареют, (отец и мать) цены не имеют».
Воспитатель: а сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево»
Я буду садовник, который ухаживает за семенем, вода это родители, без которой не сможет вырасти семечко, а вы будете семенами растения.
-Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное (дети сжимаются в комочек, закрывают голову руками). Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель: а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас угощение.
Игра «Угадайте что»
Из фруктов сварят – (фруктовый компот)
Из овощей сделают – (овощной салат)
Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, на свои рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети составляют рассказы о своих родных, по своим работам. По ходу воспитатель может задавать вопросы о членах семьи: как зовут маму, папу? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть у тебя брат или сестра? Кто за тобой больше ухаживает? Как ты заботишься о своих родных? Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Читает стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем — волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д.
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 65-73.
1. Вспомни произведения о животных и природе, которые ты прочитал. Составь список произведений, которые ты посоветовал бы прочитать своим друзьям.
Список произведений о животных и природе
- Бианки В. «Аришка-трусишка»
- Житков Б. «Беспризорная кошка»
- Коваль Ю. «Капитан Клюквин»
- Паустовский К. «Кот-ворюга»
- Пришвин М. «Изобретатель»
- Скребицкий Г. «Джек»
- Сладков Н. «Медвежья горка»
- Снегирёв Г. «Про пингвинов»
- Чарушин Е. «Тюпа, Томка и сорока»
- Лондон Д. «Бурый волк»
2. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу.
Пример рассказа на тему «Как я летом был в лесу» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
3. Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.
Выбранные из рабочей тетради слова: боязливым, беспокойным, легкомысленным, любопытным, беззаботным.
Дополнительные слова: добрым, отзывчивым, любящим маму, маленьким, наивным.
4. Представь себя в роли зайчика-листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.
План пересказа рассказа «Листопадничек»
- Скоро зима.
- Смелое решение.
- Побег.
- Встреча с бобрами.
- В хатке.
- Суровые будни.
- Страшные звери.
- Потоп.
- Спасение.
- Снова дома.
Пример пересказа по этому плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.
Если посмотреть на рисунки, можно понять, что с зайчиком могло случится всякое.
Вот план рассказа о приключениях Листопадничка в космосе:
План рассказа о путешествии Листопадничка в космос
- Ракета на поляне.
- Неожиданный старт.
- В космосе.
- Космические зайцы.
- Возвращение.
А сам рассказ, как и варианты рассказов по остальным рисункам, можно прочитать, перейдя по ссылке.
Также можно прочитать рассказ о новых приключениях Листопадничка в родном лесу по другой ссылке.
6. Что ты думаешь о главных героях рассказа «Малька провинилась»? На чьей стороне твои симпатии?
Я думаю, что Лидия была излишне жестокой с собакой. Она чёрствый человек.
Мне симпатична Малька, которая всё делала для своих щенков, и не понимала, за что её ругают.
Мои симпатии на стороне Мальки.
7. Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку?
Мне Малька кажется маленькой, весёлой собачкой. Она быстрая, суетливая, подвижная. У неё кривые лапки, но это её не портит.
Свою кличку она получила за небольшие размеры.
8. Выпиши названия глав из сказки Бианки и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.
План пересказа рассказа «Мышонок Пик» по главам
- Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
- Кораблекрушение.
- Страшная ночь.
- Хвост-цеплялка и шёрстка невидимка.
- Соловей-разбойник.
9. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко о чём рассказ «Про обезьянку», или кратко передать его содержание, то как бы ты построил ответ?
Выберем подходящие выражения:
- Определил основную мысль произведения.
- Назвал героев рассказа.
- Выделил смысловые части.
- Перечислил события.
10. Определи основную мысль рассказа «Капалуха». Какая пословица больше всего соответствует ей?
Главная мысль рассказа «Капалуха»: Мать отдаст всё ради своего ребёнка.
Ей соответствует пословица: Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
11. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Составьте с другом диалог.
Мальчики не тронули гнездо и яйца, и весело побежали прочь. Они осознали, что капалуха тоже мать, тоже любит своих детей. Они наверняка изменят своё отношение к природе и никогда не будут разорять птичья гнёзда, обижать других животных.
Диалог по рассказу «Капалуха» для 3 класса
— Ты понял, что сделали мальчики в конце рассказа?
— Да, они не тронули яйца.
— Правильно они поступили?
— Конечно, правильно! Нельзя разорять птичьи гнёзда!
— А герои рассказа поняли это?
— Я думаю, да. Они не станут ради баловства трогать птичьи гнёзда.
— А мне кажется, что ребята вообще будут бережно относиться к любым животным, ко всей природе.
— Я согласен с тобой.
12. Придумай рассказ о своём любимце, дополни его сведениями из энциклопедии и интернета.
Пример рассказа о домашнем любимце можно посмотреть, перейдя по ссылке.
13. Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие — к рассказам?
Эти произведения объединяет то, что в них говориться об отношениях человека и природы. О том, что природу нужно беречь, любить, не причинять вреда живым существам.
К сказкам можно отнести произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик». В них рассказывается о вымышленных событиях.
Остальные произведения раздела — рассказы. В них описываются реальные события.
14. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»?
Я бы дополнила этот раздел любым произведением из списка, который привела в первом пункте (смотри начало статьи). Все они говорят о любви к природе и об отношениях между животными и человеком.
15. Что у тебя хорошо получается? Выбери ответ.
Выбираем:
- Определять жанр.
- Определять основную мысль.
- Составлять план.
- Рассказывать о герое, подбирая слова определения.
- Пересказывать по плану.
16. Чему бы ты хотел ещё научиться, что считаешь для себя важным?
Я хотела бы лучше научиться понимать нравственный смысл рассказов, ведь это важно для осознания смысла того, чем хотел поделиться автор.
Я хотела бы научиться сравнивать свои наблюдения за животными с тем, что прочитала.
Я вспоминаю свое детство, и перед моими глазами оживает комната, которую мы всегда называли детской. Это была моя комната, мой уголок уединения, моя крепость. Над кроватью на коврике шевелил усами и двигал ушами серый зайка, косолапый мишка протягивал ему лапу, а покрытые пушистым снегом елочки смотрели на них, как бы одобряя дружбу лесных зверей. И таким покоем веяло от этой картины-ковра, что при воспоминании о ней уходят куда-то неприятности, настроение становится лучше, а я сам — добрее и радостнее. Ведь это мой родной дом.
Родные стены — это счастливые улыбки родителей, окружающих меня любовью и покоем, это ласковые бабушкины руки, гладившие меня по волосам или предлагавшие удивительно вкусный горячий пирожок.
Покой родного дома и каждого его уголка — это та тихая заводь, в которой я могу укрыться и подумать о времени и о себе, проанализировать свое поведение в критической для меня ситуации. И почему-то покой родных стен приводит к уверенности, отсеиваются эмоции, я смотрю на себя как бы со стороны и думаю: “Ведь я был не прав. Стоило сосчитать до десяти, и молчание помогло бы мне сдержать себя и не обидеть моего хорошего друга”.
Родные стены — это ласковая мамина рука у меня на лбу, а лоб жаркий, голова кружится, температура поднимается, и лишь где-то далеко теплится мысль: “Мама рядом, вот ее рука, значит, все будет хорошо”.
А утром солнечный зайчик ласкает мои щеки, зайчик на ковре, на стенке, шевелит ушами, добрый мишка протягивает ему мохнатую лапу, а снежные ветви ели улыбаются: “Вот видишь, все хорошо, ты почти здоров”.