Рассказ неразменный рубль лесков

Тема: уроки нравственности по рассказу н.с. лескова неразменный рубль разработала: артюх о.в., учитель русского языка и литературы мбоу лицей 2.формы

Тема:
«
Уроки
нравственности» (по рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль»)  

Разработала: Артюх
О.В., учитель русского  языка и литературы МБОУ «Лицей №2».

Формы
работы
:
индивидуальная, парная, групповая.

Материалы
к занятию, ЦОР
: карта урока для учителя, картинки для оформления
класса (Приложение 1), запись рождественской музыки.

Применение
педагогических технологий
: технология РКМ.

Методы
обучения и воспитания
: метод коллективного и группового взаимодействия.

Формы
и виды контроля
: взаимоконтроль, самоконтроль.

Цель
занятия
:
через анализ текста определить, какие уроки нравственности получает герой
рассказа, как они способствуют становлении личности ребенка;
развивать
навыки анализа текста и умение обобщать и делать выводы,
прививать
интерес к изучению литературы, расширять литературный кругозор учащихся
.


ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и формулировать учебные
задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;


определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;


самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.


отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);


выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения.


находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);


осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;


устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Этап
урока

Форма/
приемы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Ресурс

I.

Подготовительный
этап. Мотивация.

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

Осуществляет
подготовку учащихся к работе. Задает вопросы.

Проверяют
свою готовность к уроку. Вступают в диалог с учителем.

Картинки
на стендах (Приложение 1)/

или
презентация Запись рождественской музыки.

II.

Стадия
вызова.

Вызов
уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация
для дальнейшей работы.

1.

Актуализация
и мотивация. Тема урока.

Работа в
паре. Взаимопроверка.

1. Задает
вопросы учащимся. Вызывает интерес к теме урока, активизирует деятельность
учащихся. Предлагает соотнести составленные кластеры с темой урока.

Высказывают
мнения и предположения. Составляют кластеры.

2.

Определение
целей урока. Сформировать представление о тексте еще до его прочтения.

Прогнозирование
по заголовку, поиск ключевых слов.

2. Предлагает
учащимся прочитать название текста и с помощью ключевых слов определить его
содержание.

Анализируют
название текста. Находят ключевые слова. Анализируют их, сопоставляя с
полученной ранее информацией. Формулируют цели урока.

Название
текста записано на доске.

III.

Стадия
осмысления. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой
информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

1.

 Чтение
текста (информационная функция)

Индивидуальная
работа. Чтение с заметками на полях.

1.
Читает текст сам или несколько хорошо читающих учеников.

Знакомятся
с содержанием рассказа, делают пометки на полях.

Распечатки
с рассказом у каждого ученика.

Коллективная
работа.

2.
Предлагает ученикам озвучить вопросы, первое впечатление, ассоциации, которые
возникли у них после прочтения рассказа.

Вступают
в диалог с учителем, одноклассниками.

2.

Аналитическая
работа с текстом

(систем.
функция)

Групповая
работа. Заполнение таблиц, кластеров, карт.

3.
Организует работу в группах. Направляет учащихся, затрудняющихся в выполнении
задания.

Поиск
ответов на

поставленные
вопросы.

Определяют
цели и функции участников группы, способы взаимодействия и представления
результата. Анализируют текст в групповой работе.   

3.

Представление
результатов. Оценка действий.

Представление
результатов групповой работы.

4.
Организует контролирующую работу. Дополняет ответы учащихся своими
комментариями.

Каждая
группа представляет свою работу. Одноклассники дополняют, обсуждают. (Работы
групп дополняются комментариями в ходе обсуждения с одноклассниками и
учителем).

Листы с
результатом групповой работы.

IV.

Стадия
рефлексии. Вернуть учащихся к первоначальным записям/предположениям, внести
дополнения на основе изученной информации.

Оценка
результатов.

Коллективная
и индивидуальная работа.

Предлагает
учащимся вернуться к своим пометкам в тексте, ответить на дополнительные
вопросы, оценить свою работу, группы и класса.

Оценивают
результативность своей работы и работы всего класса.

Лист
оценивания.

V.

Домашнее
задание.

Индивидуальная
работа

Предлагает
задания на выбор.

Выполняют
домашнее задание.

Этап
урока

Форма/
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I.

Подготовительный
этап. Мотивация.

Приветствие. Проверка
готовности к уроку.

Задает вопросы учащимся:

·        
Что
необычного увидели в кабинете?

·        
Что
объединяет эти картинки?

·        
Какую
музыку услышали?

Ответы
учащихся:

На
картинках изображен один из самых любимых праздников православных — Рождество
Христово. Накануне праздника проводятся рождественские ярмарки, родные,
друзья дарят друг другу подарки.

Узнают
иллюстрации из произведений Достоевского, Андерсена, Куприна и др. писателей
(действие рассказов происходит накануне праздника).

Приложение 1.

Музыкальное
сопровождение.

II.

Стадия вызова.

1.

Актуализация и мотивация.

Определение темы урока.

Коллективная работа.

 Задает вопросы учащимся
по известному им материалу.

·        
Почему
Рождество — один из самых любимых праздников? В чём его особенность?

·        
Как
должен измениться человек после Рождества Христова?

·        
Какие
рождественские рассказы вы читали?

Высказывают
мнения.

Рождество —
время чудес. Это самый счастливый христианский праздник. Человек проходит
обряд очищения, душа его возрождается. Верующие старались очистить себя от
грехов и получить надежду на жизнь вечную. Поздравляли друг друга. Бедным и
неимущим, нуждающимся вручались заранее приготовленные дары и пожертвования.

Называют
такие рассказы, как «Тапёр» и «Чудесный доктор» Куприна,
«Девочка со спичками» Андерсена, «Серебряная метель»
Никофорова-Волгина, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского.

Иллюстрации к
произведениям.

Индивидуальная работа.

image001Работа
со словом «Рождество». Обращение к жизненному опыту.

·        
А что
для вас значит это праздник? Запишите ваши ассоциации с этим словом.

Жанр
рождественского рассказа был очень популярен.

Традиционно рождественские
рассказы печатали на страницах массовых периодических изданий,
 для читателей они становились долгожданным подарком к празднику.
Они усиливали праздничную атмосферу в доме, напоминали о милосердии, любви к
ближнему.

Основные идеи праздника —
любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в
современном прагматичном мире. Поэтому огромное воспитательное значение
святочного рассказа трудно переоценить.

Пример кластера:

Работа в парах.

Определение
жанрового своеобразия рождественского рассказа.

·        
Прочитайте
высказывание писателя.

·        
Вспомните,
в чем особенность рождественских рассказов?

Святочный
или рождественский рассказ занимает в творчестве Лескова особое место. Его произведения
проникнуты общими идеями милосердия и манят нас увлекательным сюжетом,
сверхъестественными событиями.
Насчитывается около 25 таких рассказов.
В святочном рассказе воплотились творческие искания Лескова как новеллиста,
мастера сказа, создателя галереи ярких героев. Лесков постоянно размышлял о
задачах такого жанра.

Итак,
сегодня вы познакомитесь с одним из рождественских рассказов писателя.

Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.

Анализируют цитату.
Формулируют жанровые особенности рождественского рассказа.

« От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был
приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещения, чтобы он
был сколько – нибудь  фантастичен, имел какую – нибудь мораль, хоть
вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался
непременно весело».

1. Сюжет
приурочен к празднику Рождества Христова.

2. Герой
проходит через трудности.

3.
Фантастика в рассказе переплетается с реальностью.

4. В
рассказе должна быть мораль.

Формулируют
тему.

Если
рассказ Лескова связан с Рождеством, с рождественским чудом, то, возможно,
тема нашего урока будет связана с нравственными изменениями человека, с
очищением, с возрождением его души.

Цитата демонстрируется на
слайде.

2

Определение целей урока.

Прогнозирование по
заголовку, анализ ключевых слов.

Рассказ Лескова
впервые был опубликован в журнале «Задушевное слово» в 1883 году (№ 8) с
подзаголовком «Рождественская история». Он получил признание в Европе, был
напечатан на страницах берлинского журнала «
Echo«.

Прочитайте
название этого рассказа и попробуйте соотнесите его с темой нашего урока, с
вашими кластерами.

Сформулируйте
цели урока. Возможно, этот рассказ поможет вам ответить на ваши вопросы, найти
правильное решение.

Примерные ответы
учащихся:

·        
Рубль
— это деньги.

·        
Неразменный
— такой, который невозможно разменять.

·        
Возможно,
в рассказе мы узнаем, как получить такой рубль.

·        
Автор
хочет привлечь наше внимание заголовком. Наверное, это какой-то символ.

·        
Обычно
деньги отрицательно влияют на человека, если их тратить бездумно.

·        
В
рождественских рассказах должен быть какой-то урок. Может, Лесков написал о
том, какую роль сыграл рубль в чьей-то жизни, чему-то научил.

·        
Если
вспомнить жанровые особенности рождественских рассказов, то, возможно, герой
должен пройти испытания деньгами, рублём.

Формулируют цели урока.

Название текста записано
на доске.

III.

Стадия осмысления

1.

Чтение текста
(информационная функция)

Индивидуальная работа.
Чтение с заметками на полях.

Читает
текст сам или несколько хорошо читающих учеников.

·        
Докажите,
что рассказ Лескова относится к рождественским.

Знакомятся
с содержанием рассказа, делают пометки на полях (отмечают жанровые признаки
рождественского рассказа, примеры уроков нравственности).

После
прочтения возвращаются к жанровым особенностям рассказа и находят их в
произведении Лескова.

·        
Няня
укладывает Миколашу спать в рождественскую ночь.

·        
Рождество
время чудес.

·        
В
рассказе есть легенда о неразменном рубле.

·        
Мальчик
вместе с бабушкой идут на рождественскую ярмарку.

·        
Миколаша
проходит испытания.

·        
«Вещий»
сон помогает мальчику научиться отличать хорошее от плохого,
нужное от ненужного.

Распечатки с рассказом у
каждого ученика

Коллективная работа.

·        
Какие
ваши впечатления от прочитанного рассказа?

·        
Как
построен рассказ?

·        
Каким
вы представляете Миколашу?

·        
Как
вы поняли, что такое неразменный рубль? Найдите определение в тексте.

·        
Что
нужно сделать, чтобы получить этот рубль?

·        
Как
вы думаете, почему героем рассказа становится ребенок?

Примерные
ответы:

·        
Я
переживал за героя, ведь как же сложно решить, на что потратить неразменный
рубль.

·        
Мне
понравилась легенда о неразменном рубле, хотя герою он достался даром.

·        
Рассказ
Лескова построен как детские воспоминания, автор описывает личные впечатления
ребенка.

·        
Достаточно
сложные испытания вынужден пройти Миколаша, ведь ему всего 8 лет.

·        
Миколаша
добрый мальчик, он совершает ошибки, но готов признаться в этом, готов
исправить их.

·        
У
бабушки и Миколаши доверительные отношения.

·        
Миколаша
стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен
бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах.  

·        
Не
все взрослые могут отличить пустое от нужного, а в рассказе Лескова этому
учится восьмилетний мальчик.

·        
«Неразменный
рубль — такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять
появляется в кармане». Не дается просто так. Кто справится с испытаниям,
тот его и получит.

·        
Неразменный рубль – это такой рубль, на который можно
купить всё, что угодно, и он всё равно вернётся к своему хозяину. Только при
одном условии: «бесконечно» тратить его можно только на полезные вещи.

·        
Чтобы
получить неразменный рубль, нужно пройти испытания, «претерпеть большие
страхи», встретиться с нечистой силой.

·        
Герой
настолько увлечен этим поверьем, что готов к встрече с нечистью, но Миколаше
рубль достается даром.

·        
Взрослые
не верят в это поверье, считают его «пустым и незначительным». А
для ребенка это целое приключение.

·        
Писателю
важно было показать, как ребенок взрослеет, как меняется его мировоззрение.

2.

Аналитическая работа с
текстом

(системат-ая. функция)

Групповая работа.
Заполнение таблиц, кластеров, карт.

Желанный
«беспереводный рубль», как вы сказали,  он получает «даром», в качестве
подарка от бабушки. Здесь-то и начинается подлинное испытание души ребёнка.

А как понять, что человеку полезно? Ведь хочется и конфет, и пряников,
и свистулек.

 Чтобы ответить на эти
вопросы, разделитесь на группы.

Группа 1.
«Отличить нужное от пустого». Анализ глав 2-3.

Группа 2.
«Мне стало беспокойно и скучно». Анализ глав 4-5.

Группа 3. «Стать
выше человека со стекляшками». Анализ глав 6-7.

Дополняют ответы:

Мальчику Миколаше бабушка пообещала подарить неразменный рубль
на Рождество.
Сказочное
чудо и желание приблизиться к нему, преодолеть свой страх влекут мальчика. Но
писатель «испытывает» героя не через встречу «с дьяволом на далёком
распутье», а совсем иначе.

Делятся на
группы.

3

Представление
результатов.

Групповая работа,
коллективная.

4. Итак, в ходе групповой
работы вы пытались ответить на вопросы, анализировали текст, выписывая
ключевые слова, которые  помогли вам заглянуть во внутренний мир героя
рассказа, проанализировать его поступки.

Представляют результаты
работы.

Дополняют записи,
комментируют, обсуждают ответы одноклассников.

Листы с результатами
групповой работы. Приложение 2.

IV. Стадия рефлексии.

1

Обсуждение. Оценка
результатов.

Коллективная и
индивидуальная работа.

Мы увидели 
результаты работы всех групп, выяснили, какие уроки нравственности получил
Миколаша. Предлагаю вернуться к вашим заметкам на полях, которые вы
оставляли, знакомясь с текстом.

-Какую роль в
нравственном преображении героя сыграла бабушка Миколаши?

-Можно ли
сказать, что в рассказе Лескова происходит чудо?

 В
рассказе Лескова показано испытание души ребенка. Герой проходит разные
испытания, Лесков описывает нелегкий выбор в мире соблазнов. Миколаша не
прошел испытание во сне, но этот сон стал ему уроком на всю жизнь. Он
совершил ошибку, используя рубль в корыстных целях. Но рубль не просто
монета, а это символ, символ внутреннего преображения мальчика. И это чудо. В
реальной жизни Миколаша получает простой серебряный рубль, но теперь он уже
знает, что с ним делать.

Святочный
рассказ Лескова служит не только для развлечения, но и для поучения.
«Неразменный
рубль» помог нам задуматься над сложными вопросами, связанными с внутренней,
духовной жизнью человека.

Анализ
главы 8.

Учащиеся
соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии
осмысления. Отвечают на вопросы, отмечают цитаты в тексте.

·        
Бабушка
= жизненный опыт, мудрость.
Она помогает внуку понять, что
добрый поступок приносит человеку радость и понимание того, что истинный дар
всегда бескорыстен.

·        
Этот
образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука,
предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает
советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании
заложена истинная мудрость.

·        
Реакция
бабушки была нравственным ориентиром в выборе «полезных вещей».
Ведь в детстве всякая мишура, стекляшки кажутся ценным. Потеряв ориентир,
Миколаша ошибается, хотя человек в жилете прямо говорит о его неопытности и
предостерегает от ненужной покупки.

·        
Каждый
человек может оказаться перед выбором. Ребенку сложнее, необходимо, чтобы с
ним был взрослый человек, который бы научил отличать нужное от ненужного,
хорошее от плохого.

·        
Наставления
бабушки — нравственные уроки в становлении личности: «Неразменный рубль
– по-моему, это талант, который Провидение дает человеку при его
рождении».

·        
«Неразменный
рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу
людям».

·        
Только
человек с чистым, бескорыстным сердцем способен осчастливить других. Одаривая
других, человек становится духовно богаче.
Миколаша приобрёл
жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он
отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности,
которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Учащиеся
замечают, что рассказ Лескова интересен еще тем, что автор дает мальчику шанс
исправить в реальном мире те ошибки, которые он совершил во сне. Это отличает
произведение Лескова от рождественских рассказов Достоевского или Андерсена,
в которых маленькие герои погибают и обретают счастье в ином мире. А Миколаше
повезло: бабушка и её уроки нравственности, забота об окружающих, милосердие
помогают обрести счастье в мире живых.

Оцените свою работу,
работу группы и класса.

Оценивают
работу своей группы и класса в целом.

image002

V.

Домашнее задание.

Индивидуальная
работа

Предлагает задания на выбор:

1.Что я бы купил, имея
неразменный рубль?

2. Какие нравственные
уроки получил мальчик в рассказе Лескова?

Выполняют творческое
домашнее задание.

Группа 1.
«Отличить нужное от пустого». Анализ глав 2-3.

Миколаша в рождественскую ночь
засыпает с ожиданием чуда, с мечтой о сладостях и разных вещах, которые он мог
бы приобрести на неразменный рубль Чтобы не потерять неразменный рубль, герой
рассказа должен быть осторожным, ведь
после полезной покупки рубль возвращается в карман
хозяина, а после бесполезной — исчезает навсегда.

 Мальчик считает себя
достаточно взрослым, ведь он уже столько всего повидал. В восемь лет уже
понимает, что есть товары дешевые, а есть те, которые смогут купить только
богатые. Миколаше кажется, что ему вполне по силам справиться с этим
испытанием. Но бабушка ненавязчиво предостерегает его от возможных ошибок: она
рассказывает ему о свойстве монеты, позволив ему самостоятельно принимать
решения.

Группа 2.
«Мне стало беспокойно и скучно». Анализ глав 4-5.

Миколаша вместе с бабушкой идет на
рождественскую ярмарку. Ему предстоит сделать нелёгкий выбор в мире соблазнов.
Бабушка не стремится оградить внука от трудностей выбора, она хочет воспитать в
нем чувство ответственности за поступки. Герой учится самостоятельно принимать
решения.

Покупки Миколаши (для кого? с какой целью?)

Реакция бабушки

Какой урок усвоил?

Не уверен в правильности своей
первой покупки, робеет.

1. Купил всем бедным детям по свистульке. Проявляет заботу о других.

«Доброе лицо старушки выражало даже
удовольствие».

Урок: «Бедным детям надо играть и резвиться». Несмотря на малый
возраст, он видит примеры социального неравенства. Он понимает, что
свистульки не составляют необходимость в покупке, но ему хочется сделать
бедных ребятишек хоть немного счастливее.

Стремление сделать бедных ребятишек счастливыми
доставляет радость  самому герою. Миколаша добрый, щедрый мальчик. Одобрение
бабушки придают мальчику уверенность, приносит внутреннее удовлетворение.

Понял, в чём дело и стал
действовать смелее.

2. Покупает:

 -девушкам
платья;

— старушкам
выбирает разноцветные платки;


сердоликовые запонки для дочери ключницы (подарок на свадьбу);


«Псалтырь» для скотницы, не хочет, чтобы она лишала себя
удовольствия читать и петь псалмы, в которых находила удовольствие;

-купил себе
много сластей и орехов.

«Бабушка
по-прежнему смотрела хорошо»

Урок: « От радости всякий человек бодрее
выступает на новый путь жизни, а от первого шага многое зависит».

Бабушка одобряет его заботу о других. Рубль не исчезает и после того,
как Миколаша купил себе сладости, все дети их любят.

«Накупил вещи слишком рискованные»

3.  Купил
наборный поясной ремень кучеру; гармонию
башмачнику Егорке.

«..на
лицо бабушки я уж не смотрел и не допрашивал ее выразительных взоров».

Урок: испытание гордыней.

Лесков описывает, как в человеке зарождается гордыня. «Я сам был
центр всего, – на меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили» .Миколаша
понимает, что не все его покупки могут получить одобрение бабушки. Но
удостоверившись в очередной раз, что рубль в кармане, герой теряет
бдительность.

Незнакомое чувство зарождается
в Миколаше. Ему хочется, чтобы о нём все говорили, чтобы восхищались его
умом, богатством и добротой.

«Мне стало беспокойно и скучно»

Группа 3.
«Стать выше человека со стекляшками». Анализ глав 6-7.

Урок:
испытание славой.

На ярмарке
Миколаша встречается  человеком, который, «всех толще и всех
опытнее». Он показывает мальчику, что все его благодеяния уже никто и не
помнит («вас уж теперь все позабыли»). Это вызывает в душе героя
чувство обиды, ведь он так старался всем угодить. Пузан указал ему на человека
в сверкающем жилете, который вызвал всеобщее внимание. Миколаше стало обидно:
только что он был в центре внимания, ему льстило всеобщее благоговение, а
теперь он остался один, и даже бабушка исчезла. В отчаянии мальчик решает
потратить деньги на никчемный жилет, который даже не греет, а стеклянные
пуговицы излучают холодный, тусклый блеск. Желание купить жилет привело к
исчезновению неразменного рубля. Герой не проходит испытание во сне. Он
просыпается в слезах. Слезы как символ очищения, раскаяния.

http://jpuzz.ru/public/15459/1203222323.jpghttp://wwomen.ru/uploads/posts/2021-01/1609924912_01.jpghttp://www.orthodox-books.ru/upload/resize_cache/iblock/a3c/240_290_1/a3c7f1b50d65592442f2f9a7328d6b41.jpgПриложение 1.

Независимый, гневный, надпартийный, прямой

Потому-то любое разукрасят жилище

Эти книги премудрости вечной самой.

И.Северянин

«Эти книги премудрости вечной самой…» Какой необыкновенно глубокий смысл в этой строке! Насколько Северянин тонко прочувствовал творчество Н.С.Лескова! Действительно, вечная Премудрость открывает высокие тайны чистым душам. Я считаю, что все творчество великого писателя смело можно назвать посланием к Человеку будущего.

А понимаем ли мы смысл посланий, которые оставил нам Н.С.Лесков? Как стать таким внимательным читателем, чтобы открыть для души своей мудрое Слово Н.С.Лескова? Открыть как русское чудо, посланное Всевышним.

Произведения этого удивительнейшего писателя и человека надо принимать так, чтобы душа проснулась и стала той благодатной почвой, в которую бы упали зерна добра и правды, дав свои прекрасные всходы. Как донести до каждого мысль: он вечен, потому что дает надежду на будущее обновление страны, веру в неиссякаемые силы русского народа!? Это все вопросы — утверждения, волнующие душу мою…

Чем нравится мне творчество этого необычного писателя Николая Семеновича Лескова? У каждого, конечно, свое мнение, свой ответ. Чем он привлекает меня? Однозначно ответить трудно, но все же скажу определенно: своей неповторимостью творческой манеры, странным языком, сюжетами, основанными на живых событиях, героями.

А главное, необычным понимаем истины — раскрытое сердце и свет духа. Эта истина выстрадана жизнью! Кто его герои? Чудаки, бунтари, странники, изгои… Все те, кто сохранил в душе неповторимые черты русского самобытного характера. О самом писателе можно сказать его же словами: «Скрытая теплота не поддаётся измерению». В своих произведениях он раскрыл до глубины сердце свое, откровенно высказал, что его волнует: «излил в нас всю свою душу».

На мой взгляд, чем больше будут читать произведения Н.С. Лескова, тем чище, лучше будет наше общество. Философ, мудрец, писатель, он открывает нам глаза на духовные ценности, о которых мы, возможно, не всегда серьезно задумываемся. С уверенностью могу сказать, что произведения Н.С.Лескова — духовное послание Человеку будущего: нам с вами. Он для нас современен, потому что и сам был человеком будущего!

Перечитывая биографию писателя, я всякий раз удивляюсь его очарованию жизнью. Как он любил ее во всей полноте!

Свой литературный труд он связывал не с письменным столом, а с путешествиями, новыми местами, с движением: широкие горизонты, ветры больших дорог… Он был очарован любовью, несмотря на то что испытал в жизни и ложь, и бесчестье, и жестокость, и несправедливость! Будучи православным человеком, Н.С.Лесков был убежден, что изначально люди более склонны к добру, чем к злу; а бесчеловечными они становятся, если утрачивают «дух взаимопомощи и сострадания». Главное образование, которое Н.С.Лесков получил в отчем доме, — «это образование души». Отец писателя наставлял сына так: «Я хотел бы излить в тебя всю мою душу..» [6] И сын никогда не изменил православной вере своего отца!

Мечтатель, он искренно считал: общество изменится под влиянием нравственных и религиозных идей, которые необходимо нести народу. Он думал, что постепенно народятся новые люди праведной жизни, «и — сначала одни, потом все — пойдут по пути любви и добродетели». И Н.С.Лесков всю жизнь страстно, патриотически верил в эту идею, поэтому искал на Руси «хотя бы небольшое число тех праведников…». [5] Он был очарован мыслью «изведать», найти тех, кто живет по Правде, несет в жизнь Любовь, Красоту Души… Он следовал жизненному принципу праведника из притчи: «Взращивайте в себе зерно любви Божьей, дарите любовь другим, и велика будет ваша награда». [2]

Россия раскрылась в его произведениях не только в несчастьях и горестях, но, главное, в духовной красоте ее праведников. Для него всегда важен сам человек, а не его социальное положение. Он чувствовал душу народа. Философ, он уверовал в жизни, что «… нет ничего более прекрасного на Земле, чем драгоценный алмаз — сердце человеческое, очищенное слезами покаяния и согретое пламенем истинной любви». [2]

Каждый из нас ищет те опоры света, на которых можно человеку построить свою жизнь. Насколько эта проблема вечна, современна! А где должна складываться эта мораль? Конечно, в Доме, в Семье.

Читали вы рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль»? Эта рождественская история, конечно же, поучительна для всех нас. К сожалению, сегодня в обществе теряются нравственные ориентиры: забывают народные традиции, не отличают добро от зла, не различают прекрасное и безобразное. А этот рассказ учит нас познанию самих себя, пониманию нравственных идеалов на основе христианских ценностей. Так в чем же смысл человеческой жизни, в чем назначение человека, каково его призвание? На эти вопросы дает ответ мудрый писатель. Лишь вдумчивое чтение раскроет глубокий авторский замысел. Вглядимся же внимательно в содержание!

Рассказ написан от первого лица, как воспоминание о детстве. Взрослый человек, умудренный жизненным опытом, обращается памятью к прошлому, когда он был ребенком, свободным от грехов, проблем. Это сон, в котором мальчик столкнулся с искушением.

Миколаша, ему 8 лет, он воспитан по христианским традициям, поэтому он чуткий, наблюдательный — чистая душа. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Бабушка дает рубль и совет: «Не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как думаешь». Свойство рубля: «не переведется в кармане, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе и другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет».[1] Миколаша приносит людям радость и испытывает удовольствие. А затем в нем появляется гордыня, тщеславие. Исчезает неразменный рубль. Мальчик поддался искушению (эпизод — о человеке в жилете со стекляшками). Душа страдает, нет радости. Но…происходит очищение души слезами так же, как при Крещении вода смывает все прегрешения. Бабушка толкует сон внуку: нельзя разменять добрую душу, веру, талант, данный человеку свыше.

Неразменный рубль — это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности. Согласитесь, насколько современно звучат эти мысли!

В рассказе «Неразменный рубль» возникает образ мудрой, доброй бабушки, которая, разговаривая с Миколашей, незаметно вкладывала в его душу основы любви, добра и правды, на которые он будет опираться потом всю свою жизнь. Вслушаемся! В Доме, в Семье, напоминает писатель, закладываются духовные заповеди, формируется Душа человека!

Прообразом литературной бабушки была настоящая бабушка писателя, которую все звали Александрой Васильевной. Лучшее ее свойство было — душевная красота и светлый разум, в котором всегда сохранялся «простой народный склад».

Душу народа первой раскрыла бабушка, правильно дала это по­чувствовать Лескову. С ней (бабушкой) путешествовал Лесков по русским монастырям. Писатель пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные ценности. Н.С.Лесков в этой истории показывает рождественское чудо как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей. Русский характер, размышляет писатель, таит в себе силы неисчерпаемые, значит, человек может совершенствовать себя. Мечтатель, он верил в это.

Его память хранила всю жизнь воспоминания о Доме, о дорогих сердцу лицах. Именно из детства вынес Лесков убеждение в том, что русская земля полна людей, которых можно назватьправедниками, людей, которые хранят в своем сердце «закон любви», живут «по правде».

Верили ли в праведников люди, окружавшие Лескова? Писатель пишет так: «Куда я ни обращался, кого не спрашивал, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные…». Эту же мысль высказал «большой русский писатель» А.Ф.Писемский: «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни».

Лесков задался целью опровергнуть это мнение, найти на Руси праведников. Каков же результат? Конечно же, результатом стала знаменитая галерея праведников. Эти произведения можно назвать исповедью души самого писателя, посланием людям будущего.

«Однодум» — это первый рассказ про то, как в крохотном городке, затерявшемся в костромских лесах, жил и чудил удивительный человек,

В чем же праведничество героя? Отмечу следующее: Рыжов, не делил людей на богатых и бедных, не принимал даров, вел себя одинаково по отношению ко всем людям. Он говорил: «За усердие благодарю, а даров не приемлю». Для него важно: а какой человек внутри?

В 14 лет он становится разносчиком почты, а по сути — странником, который бесконечно в путешествии. Исполняя службу, он читает Библию и на ходу, и на отдыхе. Лесков здесь высказывает мысль о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности, не устраивать показного отношения к богу. Сильные мира сего воспринимают его как чудака, юродивого.

Но чем дальше читаешь очерк, тем глубже убеждаешься в том, что Рыжов никакой не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. В образе Однодума Лесков выражает идею: каждый должен жить праведными заветами и учиться творить добро.

На мой взгляд, лучшие страницы произведения — это стычка Рыжова с костромским губернатором. Проиллюстрирую примером текста, чтобы зрительно увидеть образную картину. «Губернатор не наложил на себя креста и никому не поклонился — ни алтарю, ни народу, и шел как шест ….

Рыжов … вдруг неожиданно схватил его за руку и громко произнес:

— Раб божий Сергий! Входи в храм господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, — вот как!

С этим он положил руку губернатору на спину и, степенно нагнув его в полный поклон, снова отпустил и стал навытяжку». [7]

Однодум дает в церкви публичный урок вельможе, заставляя его в пояс поклониться алтарю и народу. Губернатор Ланский называет его «удивительным» человеком, он потрясен честностью, усердием, откровенностью Однодума.

А меня, конечно, искренно удивила невероятная история награды Однодума — владимирский крест, пожалованный квартальному! Удивительно! От угрозы — к справедливой награде!

Все «чудачества», «странности» Однодума от его истинной праведности. «Дух веры» (это главное) помогает Рыжову остаться собой в любых обстоятельствах!

Вера в высокое признание Человека, умеющего любить, творить добро, — эти нравственные вопросы, не временные, не сиюминутные, а вечные; они имеют огромное значение для всех последующих поколений. Таких почитателей святости и чести можно встретить и в петербургском кадетском корпусе («Кадетский монастырь»). Проблема — назначение человека, поднятая автором, актуальна и в наши дни. Известно, что во время работы над повестью «Кадетский монастырь» Лесков опирался на подлинные данные — воспоминания бывшего кадета Г.Т.Похитонова.

Я думаю, что в школах с кадетским уклоном, обязательно надо ввести в программу эту повесть. В 7 классе произведение «Кадетский монастырь» мы взяли для внеклассного чтения!

Как воспитывали кадет? Какие нравственные качества наставники — праведники старались прививать своим воспитанникам?

В каждого из воспитанников закладывались нравственные нормы: правда, честь, взаимопомощь, помощь ближнему и всякому нуждающемуся, даже врагу. Автор указывает на высоко духовную атмосферу, царящую в кадетском корпусе, близкую к праведной жизни монахов. Им прививали не только азы военного искусства, но старались в каждом ученике воспитать Личность, патриотов Родины. Именно поэтому из стен кадетских корпусов вышли талантливые военачальники, впоследствии прославившие Россию. На мой взгляд, огромное воспитательное значение для нынешних кадет имеют эпизоды «Помощь бунтовщикам» и «Бойкот Демидову».

«Невидимки с большими сердцами», такими являются праведники кадетского монастыря, поступки и дела которых остались в памяти каждого кадета. Именно такие люди незаметно делали историю нашей страны, вершили судьбу России. Это директор М.П.Перский, эконом А.П.Бобров, врач М.С.Зеленский, «отец архимандрит». Какие они? Почему память каждого из кадет сохранила образы этих людей? И все — таки хотя бы кратко хочу представить этих героев, живших по правде, по вере. Обратимся к примерам текста.

Перский считал воспитанников высшей ценностью, воспитывал детей на своем примере. «Михайло Степанович Перский сам был воспитанник нашего кадетского корпуса».

А эконом Бобров? О нем Лесков пишет: похоронили на казенный счет, так как весь свой заработок Бобров отдавал «в приданое» выпускникам, не имевшим средств. Он постоянно ходил по корпусу, хлопотал, «чтобы мошенники были сыты, теплы и чисты».

«Третий инок нашего монастыря» доктор Зеленский.» Доктор даже жил в лазарете, чтобы все больные кадеты находились под его бдительным вниманием. Зеленский был убежден в том, что в первую очередь при воспитании нужно воздействовать на чувства: добрые чувства — залог доброго поведения.

Отец архимандрит. «… Каждое слово его ловили. Право, мне это напоминает что-то древнее апостольское. Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести…». [3]

Писатель утверждает, что именно единение кадетского корпуса и заповедей монастыря создает мир гармоничной духовной красоты. Сегодня все мы, семья, учителя, наставники, должны стремиться быть похожими на этих четырех праведников, чтобы воспитать нравственного Человека, Личность.

Во всех произведениях писателя звучит вера в духовное спасение человека. Эта вера воплотилась и в любимом его произведении «Очарованный странник». Иван Флягин — истинный праведник. Он сохранил «дух веры». Казалось бы, Ивана Флягина нельзя отнести к праведникам. Но вся его жизнь — это тяжелый путь к праведничеству. Ценой страданий и потерь оплачена обретенная истина. Этот богатырь очарован, околдован жизнью, красотой, любовью: сочетанием обыкновенного и греховного в ней.

Он стремится к истине, идет через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и сам дарит свою любовь людям. Какие только искушения не выпадали на долю очарованного странника! Но выстоял Флягин, сохранил свою душу и пришел в монастырь. Обретя прощение и просветление, он желает обрести душевное совершенство: «…и стал ожидать себе иного в душе совершения». В конце жизненного странствия пришло к Флягину прозрение…

Согласитесь, духовное обретение этого героя, который «…излил всю свою душу» в жизнь, напоминает самого писателя Н.С.Лескова!?

Писатель был творцом своей собственной личности, которую выстраивал с верой во Всевышнего. В конце жизни Лесков, как и любимый герой, тоже выстрадал своё понимание истины — в «раскрытии сердца», в «просветлении духа». «Чей я? — размышлял он незадолго до смерти. … Я блуждал и воротился, и стал сам собою — тем, что я есмь» [8] Писатель постиг, что значат слова: «Ты во мне, и я в Тебе, и Он в нас. Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста — когда сознание просветлялось и дух рос». [4]

Всем своим творчеством писатель доказывал истинность любимой поговорки: «Не стоит город без святого, селение без праведника».[5] Произведения Н.С.Лескова — это мудрое Слово праведника Человеку будущего.

Мы благодарны ему за то, что он «излил в нас свою душу»!

Мы благодарны, что он научил нас видеть в русской душе то, что помогло и поможет выстоять и «граду», и «целой земле»! Благодарны ему, мудрому писателю, за горячую веру христианина, которой так нам не хватает! Мы благодарны ему за веру в Человека, в мир Добра — за Исповедь его мятежной души. Мы, живущие в 21 веке, обязаны верить, что и сегодня усилия отдельных людей, объединенные вместе, способны изменить мир к лучшему. И доброе, мудрое слово посланника будущего: «… книги премудрости вечной самой…» — найдет отклик в человеческом сердце и будет жить в других поколениях.

Литература

  1. Идейно-художественное своеобразие рассказа: [Режим доступа]// urok.1sept.ru/articles/640904
  2. Как взрастить в себе Любовь | НоВаЯ ЖиЗнЬ: [Режим доступа]// novzhizn.ru› Как взрастить в себе Любовь
  3. Николай Лесков, Книга Кадетский монастырь — скачать… [Режим доступа]// litres.ru›nikolay-leskov/kadetskiy-monastyr/
  4. Н.С.Лесков. Письма. 214. М. А. Протопопову. 23…:[Режим доступа]// rvb.ru›Лесков›…vol_11/04letters/478.htm
  5. Не стоит город без святого, селение без праведника.:[Режим доступа]// dic.academic.ru›dic.nsf/michelson_new/6303/не
  6. Отцовский завет Николая Лескова | Яндекс Дзен: [Режим доступа]// zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›…-zavet-nikolaia-leskova…
  7. Однодум (Николай Лесков) / Классика.ру — библиотека… [Режим доступа]// klassika.ru›read.html?proza/leskov/l5.txt
  8. Читать «Жизнь Николая Лескова» — Лесков… — ЛитМир: [Режим доступа]// litmir.me›br/?b=101968&p=172

Рассказ «Неразменный рубль», анализ которого приводится в данной пуликации, открывал сборник Николая Семёновича Лескова «Святочные рассказы» 1886 года. В нем писатель искусно сочетает занимательность и поучение, не забывая при этом придерживаться основных законов святочного жанра. Ратуя за обновление русского святочного рассказа, автор стремился доказать его жизнеспособность, заложенные внутри старого жанра силы к саморазвитию.

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) посвятил «христианским детям» свой рассказ «Неразменный рубль», который был впервые опубликован в детском журнале «Задушевное слово» (1883. № 8) с подзаголовком «Рождественская история».

Писатель искусно сочетает занимательность и поучение, не забывая при этом придерживаться основных законов святочного жанра. Опираясь на любовь детей к вымыслу, фантазии, Лесков с первых же строк старается увлечь маленького читателя занимательным поверьем – сказочным и в то же время представляющим своеобразный «практический интерес» для ребёнка, который начал получать первые карманные деньги: «Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, т.е. такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он всё-таки опять является целым в кармане»[i] .

Автор сразу же предупреждает, что добыть такое сокровище очень непросто, «нужно претерпеть большие страхи» (7, 17). Описанием этих «страхов» создаётся, с одной стороны, святочный колорит традиционного «страшного» повествования, а с другой – учитывается одна из интересных особенностей детской психологии – «тяга» к страшному, которая помогает ребёнку преодолевать настоящий страх. Отсюда – так называемые «страшилки» в устном детском творчестве.

Лесков как будто рассказывает такую «страшилку» со всеми её признаками: полночь, перекрёсток четырёх дорог, кладбище, чёрная кошка, неизвестный пришелец и т.д. Для взрослого человека очевидна усмешка писателя, который собрал здесь, почти спародировал весь обычный арсенал фольклорной истории о нечистой силе. Но маленького читателя, который и впрямь может перепугаться или принять всё как руководство к действию, мудрый автор спешит успокоить: «Конечно, это поверье пустое и нестаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил» (7, 18).

Так, очень тонко и осторожно вплетается в повествовательную ткань мотив чудесного, неотъемлемый от характера главного героя – ребёнка. Так пересекаются мир фольклорный и мир детский. Ведь, по Лескову, «в младенческой наивности» есть «оригинальность и проницательность народного ума и чуткость чувства» (7, 60).

Писатель успешно выполняет одно из главных требований детской литературы – основное действие разворачивается динамично, нет никаких длиннот и затянутости. По признанию самого Лескова, сделанному, правда, относительно другого его произведения, главное в творческом процессе – «вытравить длинноты и манерность и добиться трудно дающейся простоты» [ii].

Маленький герой рассказа становится обладателем заветного «неразменного рубля» – рождественского подарка бабушки. Но чтобы не лишиться чудесного предмета, необходимо, как в волшебной сказке, соблюсти условие, зарок.

Это очень непросто именно потому, что требует от неискушённого ребенка правильного выбора в ситуации, где всё полно соблазнами и легко может сбить с толку: «неразменный рубль не переведётся в твоём кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе и другим нужные или полезные, но раз что ты изведёшь хоть один грош на полную бесполезность – твой рубль в то же мгновение исчезнет» (7, 19).

Так исподволь даётся установка на активную работу мысли и чувства, «ведь отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко» (7, 19). К тому же «тот, кто владеет беспереводным рублём, не может ни от кого ожидать советов, а должен руководиться своим умом» (7, 20).

Картинки с ярмарки, куда направляется мальчик вместе с бабушкой, нарисованы яркими красками – наглядно, пестро, выпукло. В то же время в этой выразительной конкретике есть неуловимый налёт призрачности. Ведь основное действие рассказа – сон ребёнка, хотя даже опытный читатель не может догадаться об этом до самого финала. Известный в детской литературе художественный приём (ср.: «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского) Лесков отрабатывает до совершенства: граница между сном и явью, между чудом и реальностью так зыбка, что одно может перетекать в другое.

Здесь нет бесфантазийной прямолинейности «массового» святочного рассказа, когда автор сразу заявляет, что герой задремал и ему пригрезилось некое чудо, как, например, в рассказе К.С. Баранцевича «Что сделал северный ветер?». У Лескова отсутствие чёткой границы между фантазией и реальностью заставляет активно включаться читательское воображение, домысливание. Так, можно, например, представить, что после каждой правильно сделанной мальчиком покупки бабушка незаметно опускала в карман внуку другой рубль, и мальчик мог убедиться, что «неразменный рубль целёхонек» (7, 20).

Взаимопроницаемость сна и реальности особенно наглядна в финале рассказа, когда рождественское приключение, уже осознанное героем как сон, переходит в реальное действие: «я хотел всемои маленькие деньги извести в этот день не для себя» (7, 25). Так в практике реального действия происходит становление сознания и нравственного чувства ребёнка. Мальчик сам выводит альтруистическую аксиому: «В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие» (7, 25).

Есть в этой ситуации и своеобразный драматизм, также необходимый в произведениях для детей. Неопытный герой не знал одного важного правила – абсолютного бескорыстия дара. И когда он сталкивается с неблагодарностью, это вызывает обиду. Те, ради кого он совершал добрые поступки: и кучер, и башмачник, и бедные ребятишки, и «даже старая скотница с её новою книжкою» (7, 23), – быстро забыли о маленьком благодетеле и погнались за мишурой, пошли за странным человеком, у которого поверх полушубка надет полосатый жилет со стекловидными пуговицами. Мальчик завидует этому мимолетному суетному успеху и совершает ошибку, намереваясь купить пуговицы, «которые не светят и не греют, но могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится» (7, 23).

В прозрачной аллегории заложена понятная рождественская антитеза: истинный свет бескорыстной любви противостоит «слабому, тусклому блистанию» (7, 22) пустого тщеславия, суетности. Ясно, что выбор в пользу последней немедленно наказывается: «карман мой был пуст… Мой неразменный рубль уже не возвратился… он пропал… он исчез… его не было, и на меня все смотрели и смеялись. Я горько заплакал и… проснулся» (7, 24).

Так оригинальный поворот получает освещение рождественского мотива «смеха и плача». В то же время реализуется известная педагогическая мысль о ребёнке «проснувшемся» и «непроснувшемся»: перед нами пробудившийся – в прямом и переносном смысле – ребёнок, разбужены его сердце и разум.

Необходимые в святочном рассказе «мораль» и «урок» суммируются в словах бабушки. Несмотря на то, что дидактическая установка здесь очевидна, в рассказе нет скучной назидательности, поучение даётся в форме популярного приёма толкования сна. В финале как бы подводится итог урока, повторение пройденного – закрепляются знания, добытые ребёнком самостоятельно. Таким образом, мораль становится не отвлечённой, а живой, конкретной.

Лесков делает доступным детскому восприятию высокий уровень художественного обобщения и философского осмысления: «Неразменный рубль – по-моему, это талант, который Провидение даёт человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям <…> Человек в жилетке сверх тёплого полушубка – есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум» (7, 24).

«Неразменный рубль» с его динамичным сюжетом, в котором гармонично соединились реальный и фантастический планы, где нет готовых педагогических рецептов, и «моральный хвостик» (выражение Н.А. Добролюбова) не превращен в «позвоночный столб» – один из лучших святочных рассказов, написанных для детей.

Примечателен во многом автобиографический («барчук Миколаша»), привлекательный образ главного героя – ребёнка – впечатлительного мальчика с развитым воображением, думающего, активного, самостоятельного (в отличие от благонравных и безликих «малюток» большинства святочных сочинений для детей). Этот живой образ встречается и в других святочных рассказах Лескова, адресованных детям, – «Зверь», «Пугало».

Лесков выступил как профессиональный детский писатель и с полным основанием мог гордиться своим рождественским рассказом, который выделялся не только на фоне «массовой» святочной беллетристики России, но и получил признание в Европе с её развитой рождественской литературной традицией. «Слышал ли ты или нет, – спрашивал Лесков брата своего Алексея Семёновича в письме от 12 декабря 1890 года, — что немцы, у которых мы до сих пор щепились рождественскою литературою, – понуждались и в нас. Знаменитое берлинское «Echo» вышло рождественским № с моим рождественским рассказом «Wunderrubel» «Неразменный рубль». Так не тайные советники и «нарезыватели дичи», а мы, «явные нищие», заставляем помаленьку Европу узнавать умственную Россию и считаться с её творческими силами. Не всё нам читать под детскими елками их Гаклендера, – пусть они наших послушают <…> Сколько это было надо уступки со стороны немца, чтобы при их отношении к рождественскому № издания, – вместо своего Гаклендера, или Ландау, или Шпильгагена, – дать иностранца, да ещё русского!.. Право, это даже торжество нации!» [iii]

Именно «Неразменный рубль» открывал лесковский сборник «Святочные рассказы» 1886 года. Ратуя за обновление русского святочного рассказа, писатель стремился доказать его жизнеспособность, заложенные внутри старого жанра силы к саморазвитию. При всей кажущейся открытости струк­тура повествования у Лескова сложна, многослойна, прихотлива: точки зрения героя, рассказчика, автора-повествователя не совпадают – нравственная оценка отдаётся на читательский суд. Повествование строится на совмещении самых различных пластов, позиций – так создаётся ощущение стереоскопичности изображения, полноводного потока жизни.



ПРИМЕЧАНИЯ

[i] Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. – М.: Правда, 1989. – Т.7. – С. 17. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами.

[ii] Цит. по: Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 435.

На чтение 16 мин. Опубликовано

Лесков Н., сказка «Неразменный рубль» Жанр: сказочная повесть Читайте краткое содержание других сказок Николая Лескова: «Маланья — голова баранья» «Час воли божией» Главные герои сказки «Неразменный рубль» и их характеристика

  1. Мальчик Миколаша, Николай. Барчук.
  2. Бабушка. Добрая, мудрая, внимательная.

План пересказа сказки «Неразменный рубль»

  1. Поверье о рубле
  2. Няня и мальчик
  3. Серебряный рубль
  4. Условие возвращения
  5. Купленные свистульки
  6. Мальчик на ярмарке
  7. Толстый торговец
  8. Жилет с блестящими пуговицами
  9. Исчезновение неразменного рубля
  10. Толкование бабушки
  11. Талант и суета
  12. Настоящее счастье.

Кратчайшее содержание сказки «Неразменный рубль» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Николай знал про неразменный рубль, а тут няня сказала, что бабушка подарит ему этот рубль.
  2. Бабушка подарила мальчику рубль и рассказала о его свойствах.
  3. Мальчик покупал подарки для других и рубль не исчезал.
  4. Толстый торговец указал мальчику на жилет с блестящими пуговицами
  5. Мальчик хотел купить жилет, но рубль исчез, и он проснулся.
  6. Бабушка растолковала ему сон и мальчик потратил рубль на подарки другим.

Главная мысль сказки «Неразменный рубль» Стать счастливым можно лишь творя добро другим людям. Чему учит сказка «Неразменный рубль» Сказка учит быть добрым, щедрым, отзывчивым, не эгоистичным. Учит жить для других людей и использовать свой талант для того, чтобы сделать мир лучше. Учит не суетится, не завидовать, не стремиться к славе. Отзыв на сказку «Неразменный рубль» Мне понравилась эта сказка и даже захотелось самой получить такой приятный подарок. Но на самом деле эта сказка не о серебряном рубле, а о выборе человеком своего жизненного пути. Мальчик-герой понял, в чем реальный смысл жизни, и сделал правильный выбор. Он большой молодец. Пословицы к сказке «Неразменный рубль» Жизнь дана на добрые дела. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Жизнь без цели — пустая жизнь. Жить в добре и красне хорошо и во сне. Доброе дело питает и душу и тело. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Неразменный рубль» по главам: Глава 1. Существует поверье про неразменный рубль. Этот рубль можно было получить например так: в полночь встать на перекрестке четырех дорог и продавать черную кошку. Сколько бы денег за нее не давали, просить только серебряный рубль. Получив рубль, уходить не оглядываясь и сжимая рубль в кармане. Этот рубль и становился неразменным. Сколько бы им не расплачивались, он все равно оказывался в кармане. Глава 2. Няня укладывает мальчика в ночь перед рождеством и говорит, что у его бабушки есть неразменный рубль, и она решила подарить этот рубль мальчику. Мальчик уже был на нескольких ярмарках и понимает ценность такого рубля. Он представляет сколько на него можно купить сладостей. Глава 3. Ночь пролетела быстро и вот уже бабушка дарит мальчику серебренный рубль, называя его неразменным, беспереводным. Она говорит, что когда она пойдет пить чай с отцом Василием, мальчик сможет походить по ярмарке и купить все, что захочет. Но предупреждает, что есть у рубля неприятное свойство. Если покупаешь что-то нужное, то он остается в кармане, если покупаешь бесполезное — рубль пропадает. Мальчик попросил бабушку пойти на рынок с ним, чтобы подсказать ему, что нужное, а что бесполезное. Бабушка согласилась, но сказала, что словами подсказать не сможет. Это запрещено. Глава 4. Погода была хорошей, морозной. Ребятишки побогаче уже накупили свистулек и веселились. Бедные дети стояли и завистливо облизывались. Мальчик решил всем купить свистульки и посмотрел на бабушку. Та улыбалась. Тогда мальчик купил на рубль свистулек и раздал их всем детям. Все были счастливы и оглушительно свистели. А рубль снова лежал в кармане. Бабушка сказала, что мальчик сделал доброе дело, подарил детям радость, и потому рубль вернулся. Глава 5. Мальчик пошел по ярмарке и стал покупать самые разные вещи. Он купил платья девушкам, Псалтырь скотнице, сладости, ремень кучеру, гармонь башмачнику. На бабушку он даже не смотрел, мальчик и так чувствовал себя в центре внимания. Он слышал, как люди шли за ним и говорили, что молодой барчук Микола может купить весь рынок, ведь у него есть неразменный рубль. И мальчику стало беспокойно и скучно. Глава 6. Тут к мальчику подошел пузатый торговец и стал говорить ему, что не все можно купить на неразменный рубль. Мальчик сказал, что нельзя купить ненужное, но он и не хочет такого покупать. Но торговец сказал, что мальчик покупал много чего людям, а люди уже забыли про это. Мальчик обернулся и увидел, что вокруг него никого. Даже бабушка куда-то исчезла. А вся ярмарка столпилась возле высокого человека в жилете с блестящими пуговицами. И все любуются этими пуговицами. Даже мальчишки со свистульками были рядом с тем человеком, и скотница, и невеста, и кучер. Мальчик подбежал к этому человеку и попросил продать жилет. Глава 7. Человек со стекляшками на жилете сказал, что легко отдаст жилет даром, ведь он ничего не стоит, но мальчик должен заплатить ему по рублю за каждую пуговицу. Потому что пуговицы блестят и всем нравятся. Мальчик легко согласился, достал рубль, потом снова полез в карман, но тот оказался пуст. Рубль исчез и все вокруг смеялись над мальчиком. Мальчик заплакал и проснулся. Глава 8. У его кровати стояла бабушка с обычным подарком — серебряным рублем. Мальчик понял, что все происходило во сне и рассказал сон бабушке. Бабушка сказала, что неразменный рубль из сна — это талант, который дается человеку от рождения. Этот талант крепнет, когда человек использует его для помощи другим людям, и расходуется попусту, если человек эгоистичен и жаден. Мальчик в тот день потратил серебряный рубль на подарки ближним, и даже не стал покупать себе лакомства. И когда он это сделал, то почувствовал необыкновенное счастье. Рисунки и иллюстрации к сказке «Неразменный рубль»

Литературное направление и жанр

Произведение относится к жанровой разновидности святочного рассказа, написанного по канонам реалистического произведения. Легенда о неразменном рубле легла в основу истории. На рассказ оказала влияние структура волшебной сказки, в которой герой получает дар с определённым условием или проходит испытания. Бабушка в таком случае выступает и как дарительница (функция Бабы Яги), и как волшебный помощник.

В рассказе, как в притче, истолковывается сон мальчика. Лесков избегает прямого морализаторства. Писатель не делает окончательных выводов, предоставляя это право читателю.

Обязательный элемент святочный рассказов – страшная мистическая история, которая в рассказе сначала возникает как легенда, а потом переживается героем во сне, не вредя реалистичности.

Тема и проблематика

Тема рассказа традиционна для святочных рассказов: нравственное перерождение героя. Поскольку герой и в начале рассказа хороший мальчик, то ему приходится пройти определённые испытания и проявить себя с разных сторон – и с хорошей, и с плохой. Осознав свои ошибки, мальчик становится взрослее. Во сне он переживает своеобразную инициацию. Недаром же у рассказа много общего с волшебной сказкой.

Лесков ставит перед собой в рассказе воспитательные задачи: маленькие читатели должны были либо узнать себя в Миколаше, либо осознать проблему раньше, чем к ним придёт испытание славой. Проблематика связана с воспитательными целями рассказа.

Лесков поднимает проблему жизненного предназначения человека, реализации его призвания и способностей, чему не должна помешать человеческая слава. Важна в рассказе проблема выбора, проблема самостоятельности, жертвенности.

Сюжет и композиция

Повествование рассказа динамично, интересно для ребёнка. Рассказ состоит из 8 глав. В первой главе приводится легенда о неразменном рубле. Автор пугает читателя, объясняя, что добыть неразменный рубль очень трудно, нужно претерпеть страх. Покупщик, с которым встречается желающий получить неразменный рубль – сказочная нечистая сила. Рассказчик объясняет свою веру в обряд получения неразменного рубля юным возрастом и неопытностью.

Вторая и все последующие главы написаны уже с точки зрения восьмилетнего героя. Дело не в том, что рассказ – воспоминание взрослого рассказчика о своем детстве. Читатель видит мир глазами мальчика, вспоминает давно забытые ценности детства: сладости, блестящие стекляшки, всеобщее внимание.

Няня исподволь готовит мальчика к рождественскому подарку от бабушки. Она нарочно рассказывает о ценности будущего подарка, чтобы мальчик бережно относился к рублю и продумал свои праздничные покупки.

В третьей главе рождественским утром мальчик наконец получает неразменный рубль, и бабушка рассказывает, как им пользоваться. Неразменный рубль исчезает, если купить вещь бесполезную или ненужную себе или другим. Мальчик уговаривает бабушку помочь ему разобраться. Бабушка предупреждает, что тот, кто владеет неразменным рублём, должен жить своим умом.

В четвёртой главе Миколаша покупает бедным детям свистульки и радуется чужому счастью.

В пятой главе мальчик покупает подарки всем домашним, дворне: платья девушкам, платки старушкам, псалтырь скотнице, чью книгу сжевал телёнок, сердоликовые запонки для выходящей замуж дочери ключницы, ремень кучеру Константину, гармонь башмачнику Егорке. Себе мальчик купил только сладости. Ему начинает нравиться всеобщее внимание.

В шестой главе обнаруживается, что неблагодарные дети и дворня уже и думать забыли о Миколашиных подарках. Они пошли за человеком в полосатом жилете со стекляшками. Герой обижен и раздосадован. Пузатый купец поддразнивает Николашу.

В седьмой главе мальчик пытается купить жилет со стекловидными пуговицами, заплатив по рублю за пуговицу. Но неразменный рубль исчезает, и над героем все смеются.

В восьмой главе оказывается, что всё происходящее было лишь сном. Бабушка истолковывает внуку сон, подарив ему обычный серебряный рубль на Рождество. Мудрая старушка собирается купить беднякам все те подарки, которые покупал во сне Миколаша.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

После приобретения подарков для дворни Миколаша перестаёт нуждаться в бабушкином совете. Лесков описывает, как в человеческом сердце зарождается гордыня, а за ней и другие пороки. Этому состоянию мальчика способствует внимание к его личности окружающих. За ним ходит целая толпа, он становится центром всего: «На меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили… Как я умён, богат и добр». Первое в своей жизни испытание славой Миколаша не проходит. В нём борются наслаждение вниманием и понимание того, что это плохо. Совесть мальчика не даёт ему упиваться славой, именно поэтому он чувствует себя беспокойно и скучно.

Мальчик, ослеплённый славой, делает неправильный вывод: он должен стать «выше человека со стекляшками». Он начинает испытывать обиду и досаду, ведь слава отошла от него, она мимолётна.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Неразменный рубль – что это такое

Неразменный рубль – это монета, которая благодаря магической силе всегда возвращается к своему обладателю. Этот образ часто присутствовал в сказках и былиной, где по сюжету его обменивали у темных сил. Но сегодня этот символ используют как амулет, которой притягивает деньги в дом, и никакими плохими силами не обладает, а наоборот несет хорошую энергию финансов.

Как только человек заговорил рубль, дела могут не сразу пойти вверх. По этому поводу не стоит отчаиваться. Неудача может просто послужить ступенькою к приближающемуся успеху.

Существует множество способ заговорить монету. Самое главное, что требуется от человека, это верить в положительный исход дела. Так Вы будете еще больше способствовать тому, что процесс подарит финансовый подъем. Не забывайте, что амулеты, сделанные своими руками, приносят больше всего пользы.

Способы заговорить рубль очень просты.

Значение талисмана

Деньги любят деньги! С таким утверждением знакомы абсолютно все. Однако у богатых людей крутятся в руках большие суммы, бедные довольствуются малым. Специалисты объясняют этот факт формированием правильного отношения к деньгам.

Несостоятельные люди не верят в получение большой суммы, заранее ставят барьер, препятствуют притягиванию денег. Богатые люди нацелены на приумножение достатка, мысленно открывают свободный путь для поступления финансов. Психология богачей – сколько денег не давай, все равно мало. Бедных людей учат довольствоваться малым.

Исходя из этого, по-разному работают и сами талисманы из монеток, которые каждый подбирает сам для себя.

Носить для удачи монету, как талисман, могут все. Но чтобы амулет действовал максимально – необходимо соблюдение некоторых условий:

  • Выбрать особенную монетку, которая связанная с успешной сделкой, первой зарплатой либо имеет историю – находилась в царской казне, в руках богатого человека, выпускалась в период экономического подъема в стране.
  • Мысленно быть готовым на увеличение финансового дохода, отбросить барьеры, четко представить, сколько должно поступать денег в течение месяца. Увидеть образно этот процесс.
  • Талисман, как неразменная монетка, должна находиться отдельно от других денег, не соприкасаться с ними. Часто используется неразменный рубль в качестве талисмана.
  • Считается, что с дыркой амулет действует быстрее, поскольку монетка активизирует денежный поток. Также подходит деформированный талисман – неразменная монетка с повреждениями, искаженной формой.

У денежной единицы каждой страны есть своя предыстория, связанная с конкретным народом. Поэтому для приумножения богатства следует использовать в качестве талисмана денежную монету своей страны. В данном случае – российская неразменная монета.

Неразменный рубль – первый способ притянуть деньги

Первый ритуал связан с техникой фэн-шуй и его нужно проводить не более трех дней. Сначала нужно окурить помещение, в котором Вы будете проводить процедуру, палочками с запахом сандала или пачули.

На листке бумаги нарисуйте квадрат, в нем треугольник. В вершины треугольника нужно расположить три свечки любого размера. Подберите цвет для свечи, который подходит Вашей стихии по фэн-шуй. Дереву подходит зеленый цвет, Земли – коричневый, Воде – голубой, Металлу – белый или серебряный, Огню – красный.

Для того, чтобы определить, какая стихия Ваша, воспользуйтесь таблицей ниже.

Стихия Воды:

15 03 1942 — 24 06 1944

27 01 1952 — 2 02 1954

5 02 1962 — 12 02 1964

17 02 1969 — 26 01 1971

28 03 1979 — 4 07 1981

6 09 1989 — 26 10 1990

Стихия Земли:

31 11 1938 — 7 03 1940

10 05 1948 — 16 07 1950

18 06 1958 — 27 03 1960

21 11 1966 — 8 12 1967

11 05 1975 — 17 11 1977

20 03 1985 — 28 09 1987

Стихия Металл:

8 10 1940 — 14 06 1942

17 12 1950 — 26 04 1952

28 04 1960 — 4 12 1962

9 09 1967 — 16 04 1969

18 07 1977 — 27 03 1979

29 01 1987 — 5 02 1989

Стихия Огонь:

11 02 1937 — 30 01 1938

2 02 1946 — 9 02 1948

12 02 1956 — 17 02 1958

3 02 1973 — 10 02 1975

13 02 1983 — 19 02 1985

Стихия Дерево:

25 01 1944 — 05 02 1946

3 02 1954 — 11 02 1956

13 02 1964 — 20 01 1966

27 01 1971 — 2 02 1973

5 02 1981 — 12 02 1983

Как только завершите ритуал, на протяжении трех-четырех суток не давайте никому ничего в долг. Ни денег, ни одежды, ни еды, ни даже продуктов. Это запрещается, поскольку ритуал может потерять свои силы.

После того, как Вы зажгли свечи поставьте зеркало в центр треугольника, а на зеркало положите 1000 рублей. Включите расслабляющую музыку или помедитируйте. Пожелайте внутри себя счастья и блага пять раз. Помечтайте о самом лучшем, что может принести это ритуал. Пускай в душе у вас будет покой и гармония.

Затем 1000 купюр спрячьте в специальный отдел в кошельке и никогда не используйте. Они будут просто нести энергию денег. На протяжении трех четырех суток не давайте в долг ничего никому.

Предупреждаем, что с этим ритуалом нужно соблюдать большую осторожность. Если Ваши мысли будут не чисты, то ритуал наоборот может навредить финансам. Поэтому хорошо убедитесь, готовы ли Вы к нему или же стоит подобрать другие методики привлечения денег, более простые, но не менее эффективные. Мы расскажем Вам о них!

Неразменный рубль – нужен человек, который знает иностранный язык

Второй способ

Второй способ более веселый, очень простой и уже не напоминает магию. В нем должен принять участие человек, который хорошо знает иностранные языки.

Позовите знакомого, родственника или друга, который неплохо разбирается в других языках, а еще будет лучше, если он знает хотя бы больше одного на высоком уровне. Посадите его напротив себя и возьмите в руки монетку. Монета может быть любого номинала. Главное тут присутствие человека и его хорошие способности в изучении языков.

Дело в том, что в древние времена людьми, которые хорошо знали иностранные языки, были купцы и торговцы, и именно эти профессии в то время преуспевали. От этого и пошла связь иностранных языков с деньгами.

Вторая часть – разговор. Поговорите с человеком. Спросите у собеседника, как лучше Вам заработать.

Он должен сказать свое субъективное видение ситуации, при чем сам совет роли никакой в ритуале не играет. Студенту знаток может посоветовать хорошо учится, дабы получать стипендию, безработному дать объявление на поисковые сайты, человеку, который хочет повышения, подскажет лучше работать и так далее. Суть того, что скажет Ваш собеседник не несет никакого смысла в ритуале. Вы послушайте его речь и поблагодарите в слух.

Во время того, как человек будет давать Вам совет, а процедура эта может занимать от силы минут пять, Вы должны теребить в руках монетку. Она то и будет впитывать энергию совета от этого человека.

Затем положите монетку в кошелек или в другое укромное место и сохраните ее. Удивительно, но деньги сами начнут к Вам приходить. Вам могут повысить зарплату, одолжить финансы или даже неожиданно их подарить.Вас могут повысить или предложить хорошую подработку. Со временем финансовое положение улучшится.

Очень сильный заговор на продажу

Положите любой ключ в кипящую воду и кипятите его, читая при этом следующий заговор:

«Как люди не могут жить без железного замка, без железного ключа, так и не смогут они быть без

(название товара). Как вы, люди, не можете быть без еды и без воды, и без сна, так вы и не можете без (название товара). Аминь». Остудите воду и налейте ее в банку, а потом, накануне дня, когда потребуется что-нибудь продать или заключить сделку, вымойте ею руки. Запомните: данный обряд применим только к неодушевленным предметам – любому штучному и оптовому товару, недвижимости, земельным участкам и т. д.

Неразменный рубль – ищем новую работу!

В последнем ритуале нужна не монетка, а стакан с водой. Обратитесь за советом к человеку, который выше Вас по карьерной лестнице. Спросите его о том, как Вам добиться успеха в карьере. Пока он будет отвечать Вам, пейте воду из стакана. Через некоторое время Ваше дела на работе улучшатся. Также этот способ помогает безработным найти рабочее место.

Вот такие необычные способы притянуть деньги! Они выгладят довольно странно, но многие из них действительно эффективные. Желаем Вам удачи в задуманном!

Напоминаем, что совсем недавно мы писали о самых сильных магических травах, которые привлекают в дом деньги.

Теги: Неразменный рубль, заговариваем монету, деньги, монета

  • Рассказ никита и микитка
  • Рассказ неизвестного автора о неудачном походе новгород северского князя против половцев
  • Рассказ неинтересный как пишется
  • Рассказ неизвестного человека антон павлович чехов книга
  • Рассказ неизвестного человека чехов краткое содержание