АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
(Сказка-быль)
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
— Отчего ты такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
— А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.
— А как тебя зовут? — спросила Даша.
— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
________
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс
Сказки для детей 7 лет
Список сказок и рассказов:
-
196
Антон Чехов — Каштанка
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
325
Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
-
274
Владимир Одоевский — Городок в табакерке
-
94
Владимир Одоевский — Серебряный рубль
-
194
Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница
-
103
Максим Горький — Случай с Евсейкой
-
65
Константин Паустовский — Растрепанный воробей
-
304
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
241
Константин Паустовский — Стальное колечко
-
166
Константин Паустовский — Дремучий медведь
-
151
Константин Паустовский — Барсучий нос
-
78
Михаил Зощенко — Золотые слова
-
33
Аркадий Гайдар — Горячий камень
-
23
Виктор Драгунский — Девочка на шаре
-
77
Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб
-
149
Константин Паустовский — Кот-ворюга
-
76
Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил
-
17
Виталий Бианки — Мышонок Пик
-
62
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
11
Никита Кожемяка
-
150
Лев Толстой — Лев и собачка
-
264
Павел Бажов — Малахитовая шкатулка
-
274
Павел Бажов — Серебряное копытце
-
44
Ганс Христиан Андерсен — Огниво
-
8
Летучий корабль
-
5
Баба-яга
-
4
Сивка-Бурка
-
4
Алёша Попович и Тугарин Змей
-
10
Сказка о Василисе Прекрасной
-
133
Лев Толстой — Акула
-
15
Добрыня и Змей (Былина)
-
25
Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)
-
173
Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками
-
29
Михаил Пришвин — Моя родина
-
71
Иван Тургенев — Воробей
-
58
Валентина Осеева — Печенье
-
3
Антон Чехов — Ванька
-
18
Александр Куприн — Слон
-
Потерянный кошелек
-
3
Сергей Козлов — Весенняя сказка
-
2
Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон
-
Эдуард Успенский — Укус гадюки
-
Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе
-
2
Эдуард Успенский — Целебный бык
-
6
Михаил Зощенко — Умная Тамара
-
10
Борис Житков — Кружечка под елочкой
-
34
Виктор Драгунский — Бы
-
5
Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора
-
4
Виктор Драгунский — Рыцари
-
4
Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского
-
27
Владимир Даль — Старик годовик
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
25
Михаил Пришвин — Лягушонок
-
14
Михаил Пришвин — Птицы под снегом
-
27
Михаил Пришвин — Ребята и утята
-
Хитрая наука
-
37
Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна
-
15
Евгений Пермяк — Бумажный змей
-
6
Евгений Пермяк — Надежный человек
-
29
Евгений Пермяк — Некрасивая Елка
-
22
Евгений Пермяк — Самое страшное
-
3
Константин Ушинский — Гадюка
-
16
Константин Ушинский — История одной яблоньки
-
3
Лев Толстой — Шат и Дон
-
8
Лев Толстой — Лебеди
-
4
Лев Толстой — Царь и рубашка
-
25
Лев Толстой — Липунюшка
-
4
Лев Толстой — Девочка и разбойники
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
9
Шарль Перро — Рике с хохолком
-
15
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку
-
3
Златовласка (Чешская сказка)
-
2
Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
20
Виктор Голявкин — Вот что интересно
-
35
Ганс Христиан Андерсен — Ромашка
-
Илья Муромец и Идолище поганое
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
1
Илья Муромец и Калин-царь (Былина)
-
8
Олимп (Миф)
-
4
Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке
-
6
Андрей Платонов — Неизвестный цветок
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — На что нужны мыши
-
Лев Толстой — Орел
-
1
Лев Толстой — Птичка
-
Лев Толстой — Девочка и грибы
-
Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом
-
Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
-
Михаил Пришвин — Жаркий час
-
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода
-
Владимир Дуров — Наша Жучка
-
13
Андрей Платонов — Разноцветная бабочка
-
1
Царевна Несмеяна
-
Михаил Зощенко — Любимое занятие
-
Нина Артюхова — Большая берёза
-
Владимир Одоевский — Игоша
-
Лев Толстой — Комар и лев (Басня)
-
Лев Толстой — Царское новое платье
-
Лев Толстой — За ягодами
-
Лев Толстой — Рассказ аэронавта
-
Лев Толстой — Куда девается вода из моря
-
Лев Толстой — Какая бывает роса на траве
-
Лев Толстой — Как гуси Рим спасли
-
Лев Толстой — Булька и кабан
-
1
Евгений Носов — Тридцать зёрен
-
Лев Толстой — Мальчик с пальчик
-
13
Георгий Скребицкий — Белая шубка
-
Георгий Скребицкий — Маленький лесовод
-
1
Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка
-
4
Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка
-
2
Евгений Пермяк — Мама и мы
-
26
Константин Паустовский — Какие бывают дожди
-
Константин Паустовский — Кишата
-
9
Лидия Чарская — Царевна Льдинка
-
Лидия Чарская — Случай
-
1
Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка
-
2
Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки
-
1
Михаил Зощенко — Очень умная лошадь
-
4
Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок
-
Михаил Зощенко — Умная кура
-
Михаил Зощенко — Умная птичка
-
1
Михаил Зощенко — Умная собака
-
1
Михаил Зощенко — Умный гусь
-
37
Михаил Пришвин — Курица на столбах
-
9
Михаил Пришвин — Синий лапоть
-
30
Михаил Пришвин — Хромка
-
38
Николай Сладков — Бюро лесных услуг
-
3
Николай Сладков — Медведь и солнце
-
9
Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня
-
7
Ирина Пивоварова — Сочинение
-
3
Ирина Пивоварова — Весенний дождь
-
1
Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга
-
Георгий Граубин — Почему осенью листопад
Отзывы: 7
-
Тима
Круто
Ответить
-
Дима
Топ
Ответить
-
?
Не че не поняла :_)
Ответить
-
Арина
Ужасно!!!?
Ответить
-
Анита ??
Мне понравилось
Ответить
-
Топ
Прекрасно очень люблю читать ??
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
I. ИСТОРИЯ ПУБЛИКАЦИИ ТЕКСТА, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ
Рассказ Андрея Платонова под названием «Возвращение» не был
опубликован при жизни писателя. В журнале «Новый мир» в предпо-
следнем (сдвоенном) номере за 1946 год (N 10 – 11) появился только
первый его вариант «Семья Иванова», сразу подвергнутый жестокой
критике со стороны тогдашних авторитетов советской литературы – А.
Фадеева и В. Ермилова 1 . После чего автор существенно доработал жур-
нальный вариант, в частности дав ему иное название, но опубликовать
так и не смог. В первый раз рассказ напечатан в 1962-м, спустя 11 лет
после смерти писателя 2 . Как пишет в комментарии Н. Корниенко, «только по чистой случайности имя Платонова не по-
пало на страницы знаменитого партийного постановления 1946 г. о
журналах «Звезда» и «Ленинград». Рассказ «Семья Иванова» хотел пе-
чатать журнал «Звезда», но Платонов весной 1946 г. забирает рассказ
- из «Звезды» и передает в «Новый мир»»3 .
- вания и даже глумления – в традиции площадного театра и лубка 4 .
Причины этой передачи неизвестны, как неизвестно и то, почему
вообще рассказ был опубликован. В своей критике Фадеев – вполне ру-
ководствуясь духом Постановления – назвал рассказ «лживым и гряз-
новатым», «перерастающим в злопыхательство», даже «выползшей на
страницы печати обывательской сплетней», Ермилов же, выступивший
до него, – наполненным «мраком, цинизмом, душевной опустошенно-
стью», «гнуснейшей клеветой на советских людей». По словам послед-
него, Платонов всегда любил «душевную неопрятность», обладал «па-
костным воображением», у него тяга ко всему «страшненькому и гряз-
ненькому», в духе дурной «достоевщины», он превратил даже 11-лет-
него героя «в проповедника цинизма» (это по поводу истории, переска-
занной Петрушкой, про «дядю Харитона» и терпимость того к измене
собственной жены). Платоновский Иванов для Ермилова – «толстоко-
жий» и «грубошерстный»: для того чтобы «прошибить» этого чело-
века, вернуть ему совесть, понадобилась такая страшная сцена, как
«жалкие, спотыкающиеся детские фигурки, бегущие вдогонку за «гу-
лящим» отцом». (Но, значит, все-таки, самого критика эта сцена в рас-
сказе, что называется, проняла или даже «прошибла»! – Отчасти это
подтверждается тем, что спустя почти 20 лет Ермилов вынужден был
признать свой поступок с рецензированием статьи «ошибочным».)
Особенно же возмутительным для него показалось то, что герой пока-
зан как «просто самый обыкновенный, «массовый» человек; недаром
ему присвоена такая обиходная, многомиллионная фамилия. Эта фамилия имеет в рассказе демонстративное значение:
дескать, именно таковы многие и многие «Ивановы и их семьи»».
Изменив название, Платонов только в этом как бы пошел навстречу
пожеланию критика. В целом же, напротив, он в чем-то усилил именно
те стороны, за которые его ругали. Вот еще два патетических пуанта
статьи Ермилова: «Нет на свете более чистой и здоровой семьи, чем
советская семья» (невольно вспоминаются слова Понтия Пилата из вто-
рой главы «Мастера и Маргариты») и еще – «Советский народ дышит
чистым воздухом героического ударного труда и созидания во имя ве-
ликой идеи – коммунизма». Все дело в том, что воспевания этого в рас-
сказе не было. Описание у Платонова, резюмирует Ермилов, «всегда
только по внешней видимости реалистично, – по сути же оно является
имитацией конкретности» (но чем же, в конце концов, должно быть ху-
дожественное описание, если не имитацией конкретности?).
Характерно, пожалуй, изменение формы имени сына Иванова, про-
изошедшее в окончательной редакции, да и само различие того, как
называют его в рассказе повествователь, мать и отец: первый раз он
назван уменьшительно Петькой – еще заглазно, в отдаленном воспо-
минании отца, не видевшего детей четыре долгие года и помнившего
сына лишь маленьким. Потом, наоборот, отец называет его по-взрос-
лому – Петром (повествователь как бы примеривается, как называть
11-летнего мальчика), при первой встрече с ним, в глаза, отец назовет
сына даже по отчеству – Петром Алексеевичем, отчасти в шутку, чтобы
показать, что того трудно узнать, потом еще дважды – Петей (тут он
вынужден как бы оправдываться перед сыном, о чем будет разговор
дальше), но затем сразу же и до конца только – Петрушкой. Кстати, так
звали героя и таково было второе название (обычно Платонов писал его
в скобках, вслед за основным) рассказа, не опубликованного при
жизни, 1943 года, с основным названием – «Страх солдата».
Мать же в прямой речи везде в «Возвращении» обращается к сыну
ласкательно – Петруша. Надо сказать, что в рассказе «Семья Иванова»
формы имени Петрушка вообще не было, вместо нее везде – и в обра-
щении отца и матери, и в речи повествователя – только Петруша.
Позже, в переработанном варианте, такая ласкательно+уважительная
форма делается более значимой, оставаясь только в устах матери: ср.
также называние сына Петрушей у патриархальных родителей пуш-
кинского Петра Гринева в «Капитанской дочке». Обыденно-нейтраль-
ным в рассказе Платонов делает имя Петрушка, с которым для русской культуры исходно связаны коннотации высмеи-
(Всего в этой форме имя употреблено в рассказе 72 раза.)
II.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИЕМЫ
Достаточно хорошо известны, уже описаны исследователями такие
характерные приемы платоновского письма, как использование грам-
матической, стилистической неправильности, неоднозначность, введе-
ние разного рода шероховатостей в свой язык, имитация детской речи,
так называемые «сращения смысла», «спрямления», когда в едином
синтаксическом выражении, отступающем от правил языковой сочета-
емости, сконденсированы сразу несколько смыслов, заимствованных
из разных фразеологических оборотов. Это – поэтика анаколуфа, ка-
ламбура, подстановки (А. Цветков), характеризующая зрелого писа-
теля (по крайней мере, с «Чевенгура», «Котлована», «Ювенильного
моря» и до «Счастливой Москвы»). Она видна и в позднем творчестве,
но в «Возвращении» к ней добавляются новые черты, которых раньше
не было или которые проявлялись, но были видны в меньшей степени.
Кроме неоднозначности, сдваивания значений, постоянного включе-
ния чужого слова в свою речь, Платонов все чаще использует в своем
тексте недоговоренность, намек, а также насыщает произведение пере-
кликающимися друг с другом повторами. Эти темы и будут рассмот-
рены в статье. Но сначала остановимся на иллюстрации уже известных
приемов – примерами из этого рассказа.
В первой фразе встречаем выражение, стилистически отмеченное
как армейское, канцелярский оборот, но в непривычной грамматиче-
ской форме, с нарушением глагольного вида: Алексей Алексеевич Ива-
- нов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации 5 . Фраза про-
- ния, его сюжетный нерв и проблематику» 6 .
- кличек в мотивах отрабатывается им до совершенства7 .
- фразы рассказа 8 , но тут он незаметен, сглажен повторением пред-
- тоновский парадокс-оксюморон 9 .
ницательно прокомментирована И. Спиридоновой: «Форма официального документа, военного приказа, предполагает ис-
пользование глагола совершенного вида «убыть», который означает:
«выбыть из состава чего-л. (вследствие увольнения, отпуска, смерти и
т. п.)». (Словарь русского языка в 4 тт. Т. 4. М., 1988. С. 447.) Платонов
меняет вид глагола на несовершенный и получает эффект длящегося,
незавершенного действия-процесса («убывал», «убывающий»), напол-
ненного не только внешним (социальным), но и внутренним (психоло-
гическим) содержанием и чреватого разными драматическими возмож-
ностями. Таким образом, первое предложение аккумулирует в себе не
только содержание начальных эпизодов рассказа (проводы Иванова в
воинской части и его отъезд домой), но содержание всего произведе-
В окончательной версии рассказа в том же абзаце появляется еще
дополнительно закрепляющее этот неологизм, настаивающее на его
уместности и «законности» причастие: На другой день сослуживцы
Иванова снова его провожали; они опять пели песни и обнимались с
убывающим в знак вечной дружбы с ним…. – Как будто напрашивается
такой привходящий смысл: . – Именно такое
построение текста, с парными «перекличками» но наиболее важным,
содержательно насыщенным словам или мотивам становится явным в
этом позднем шедевре Платонова: череда повторов, лексических пере-
Вот обычное у Платонова наложение, или силлепсис, из второй
лога:…..Иванова проводили, как и быть должно, с сожалением, с лю-
бовью, уважением, с музыкой и вином. – Последние два слагаемые до-
бавлены в сочинительную конструкцию как бы противозаконно (про-
вожать с сожалением – это одно, а с музыкой – другое), так же как незаконно само упоминание за-
претных в соцреализме сюжетов – во-первых, выпивки, но особенно –
супружеских измен, а здесь на них, как мы увидим, строится фабула
рассказа.
Как обычно, платоновские неловкости речи, или избыточности, не-
договоренности порождают новые смыслы – от взаимодействия слов
вне непосредственно своего синтаксического подчинения: Маша была
миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками
и здоровым, молодым телом. – Что такое «добра руками и телом» – не
очень понятно, ведь герой в данной ситуации только смотрит на нее (а
не обнимает). Может быть, у девушки были большие, как говорится,
«добрые» руки, и здесь несобственно-прямая речь героя дополняет рас-
суждения повествователя. На заднем фоне тут как будто сквозят, не-
ясно просвечивая, и следующие смыслы, заимствованные из «левого»
и «правого» контекстного окружения: она была , , или, может
быть, даже …
А вот о маленькой дочери Иванова Насте сказано, что у нее было
живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по
правде и всерьез…. – Как понять это парадоксально «сосредоточенное
лицо ребенка», ведь обычно у детей лица скорее характерны безмятеж-
ностью и, как раз наоборот, рассредоточенностью, а если лицо живое,
то далее как бы просятся такие характеристики как: «подвижное, из-
менчивое, постоянно меняющее выражение»… – Но Платонов ценит
несочетаемое: стало быть, лицо было или , то есть – характерный пла-
Автор пользуется и таким приемом, который можно назвать «не-
оправданно-широким увеличением перспективы»: так, в рассказе гово-
рится, что в окружающей героев осенней природе было уныло и грустно
в этот час. Поезд, который должен отсюда увезти домой Машу и Ива-
нова, находился неизвестно где в сером пространстве – последнее об-
стоятельство добавлено в поздней редакции, это как бы повтор. Но этот
смысл неопределенного, безразмерного пространства усилен и подчеркнут
еще раз – введением третьего по счету компонента (также в последую-
щей редакции рассказа), такого определения героини, попутчицы Ива-
нова, как дочери пространщика. Ср.: «Пространщик, м. Работник
бани, обслуживающий посетителей в раздевальном зале, отделении (от
устар. «пространок» – одна из частей такого зала) / ж. «простран-
- щица»» 10 . Речь повествователя у Платонова представляет собой смеше-
- Анюте: дура-баба. Но вот и гораздо более тонкое отражение чужой
- часы, а затем, когда эти часы истекли, опоздал еще дополнительно. В
- опаздывает на (столько-то) часов. Кроме того, дополнительно рифму-
ние высокого и низкого, выражений официальной пропаганды, армей-
ского жаргона и вместе с тем домашних, даже мещанских оборотов
речи. Характерны речевые сдвоения в устах героя: одет-обут (о Пет-
рушке), живы-здоровы (о всей семье) или слова из речи самого Пет-
рушки, передающего речь «дяди Харитона», обращенную к его жене
речи – внутри авторской (как будто в форме услышанного Ивановым
из репродуктора объявления по вокзалу): Поезд…. опоздал на долгие
словах «опоздал дополнительно» выражен не прямой смысл, потому
что, безусловно, проще было сказать: (поезд так и не пришел) – или:
герой в тот день (так и не смог его дождаться). Ожидание как бы удваивается с целью заставить читателя почувствовать, как
долго герою пришлось ждать поезда: словно цитируется объявление,
доносящееся до него из репродуктора: Поезд (такой-то) дополнительно
ется со словом окончательно – друзья только что простились с Ивано-
вым, как сказано и как они думали, окончательно, что наводит на
мысль: –
здесь просвечивает авторская ирония.
Или чужая взрослая речь – в укоре, который Петрушка адресует
сестре: она, по мнению брата, может испортить себе зрение, надев очки
«дяди Семена» (та делает вид, что читает книжку): будешь иждивенкой
всю жизнь проживать и на пенсии 11 .
Почти в конце рассказа, тоже в его окончательной версии, Платонов
заменяет стилистически нейтральное слово – маркировано-неправиль-
ным, передающим скорее речь самого героя, Иванова, чем автора-по-
вествователя: Он вошел в тамбур вагона и остался в нем, чтобы, когда
поезд пойдет, посмотреть в последний раз на небольшой город, где он
жил до войны, где у него рожались дети…. (вместо прежнего, в жур-
нальном варианте:…у него родились дети) 12 . Просторечное и не вполне
уместное, как бы взятое из детского языка слово «рожались» аккуму-
лирует в себе следующие смыслы: слово, которое мог слышать и сохра-
нить в памяти сам Иванов , , а может быть, услышанное и подхваченное ребенком, переде-
ланное в возвратный залог: как бы .
Платоновский капитан Иванов – сам, по сути дела, ребенок. Так же
точно мог бы сказать его сын: Петрушка, например, подхватывает отцовское слово «настроение» и, обращаясь к пла-
чущим матери и сестре, говорит: Чего вы все?.. Настроеньем забо-
лели…. – Это происходит вскоре после произнесенного отцом (к ма-
тери): Так, значит, в общем ничего, говоришь, настроение здесь было
у вас? – Это слово отцовской речи тоже, очевидно, не его собственное,
а заимствованное – из прежней, армейской жизни, как бы из стандарт-
ного обращения командира к своим солдатам, на фронте, для ободре-
ния: «Ну, как настроение, бойцы?» (или, может быть, из официальной
газетной риторики, где в контексте осуждения часто упоминались в то
время чьи-то «упаднические настроения»).
Далеко не всегда в окончательной версии рассказа мы видим семан-
тически более сложную единицу, по сравнению с ранней, первоначаль-
ной, и более нагруженный текст. Вот, кстати, наоборот, произведенное
автором упрощение, не с добавлением, а с сокращением своего слова в
окончательном тексте (в пользу слова героя): Иванов откладывал ра-
достный и тревожный час свидания с семьей. В прежней редакции
было:…задерживался в пути, откладывая радостный и тревожный
час… «Задерживался в пути» прозвучит излишне отстранение, а «от-
кладывал» передает внутреннюю речь героя более непосредственно.
Но общее направление движения, тенденция очевидны – к возрастанию
сложности.
НЕДОСКАЗАННОСТИ И
НЕДОГОВОРЕННОСТИ РАЗНОГО РОДА
Урок литературы А.Платонов «Возвращение»
- Урок внеклассного чтения по рассказу
- Андрея Платоновича Платонова
- Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П.
Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.
- Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)
- Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)
- Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)
- Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)
- Кто герой рассказа?
- Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).
- Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.
- Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.
- Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит несколько причин, «оправдывающих» героев.
- Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал – может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).
- Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не
спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение – Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)
• На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.
Чтение первого разговора сына с отцом
- Как это разговор характеризует Петрушу ?
- Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной ? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).
- Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне ? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).
- Как дети заботились о матери ?
- Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить ? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).
Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.
- Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей ?
- Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степеньширочайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.
Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.
Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.
Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.
Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.
- Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).
1500. Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова Русский язык
Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова «Возвращение».
Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова.
Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько «в себя», к тому, каким ты был ранее.
Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали.
Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей.
Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.
После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе.
Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение.
Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.
Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить.
Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться.
В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.
В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.
Анализ рассказа Платонова Возвращение
Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.
Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.
Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу.
Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день.
Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью.
Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети.
Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.
- Литературное направление: реализм.
- Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.
- Основная мысль: писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.
Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст.
Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь.
Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону.
Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья.
Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу.
Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи.
Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя.
Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить.
Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.
Вариант 4
В произведении раскрывается такая тема, как жизнь простых людей в непростое послевоенное время. Хотя люди и ждали, что после данного ужасного времени все останется позади, и страна будет процветать, все же последствия войны сказались почти на каждом человеке и каждой области его жизни.
И считалось, что люди, которые прошли сражения, будут жить спокойной и размеренной жизнью, ведь все их беды останутся в прошлом, и переживать из-за того, что человек сможет попасть под пули, больше не приходится.
Однако, это совершенно не так, ведь эти люди не могут найти своего применения в другой реальности, которая очень сильно разнится с военной обстановкой.
Также случается и с главным героем, который теряет себя на повседневном пространстве, так как не видит своего светлого будущего, и надеется на то, что в скором времени он придумает что-либо.
И, запутавшись окончательно, главный герой решает уехать вместе с Машей туда, где все его беды и невзгоды останутся в прошлом, а место для проживания он хочет выбрать необычное и неизвестное, чтобы о былой жизни ему ничего не напоминало.
Однако, ничего из этой попытки не вышло, ведь Маша не посчитала, что такая жизнь будет ей подходить. Несмотря на то, что она испытывала сильные чувства к Алексею, нельзя сказать, что она была безумно в него влюблена.
Ей нужно и важно было поддерживать отношения и с другими своими знакомыми и близкими людьми, так как она многогранный и разносторонний человек, с большим количеством интересов и увлечений. Она отпускает Алексея в свободную жизнь, тем самым отмечая, что она не может более быть с ним вместе.
И тогда Алексей предпринимает попытку начать все сначала со своей предыдущей супругой, от которой у него есть двое замечательных детей. Когда он приходит к ним в дом, он понимает, что это именно то место, где его ждали и где ему рады.
Он видит сына, которому пришлось невероятно рано стать взрослым, мысля очень глубоко, и совершая поступки настоящего мужчины. Тогда, Алексей начинает проявлять всю ласку и заботу к близким людям, давая понять, что они невероятно дороги и ценны для него.
Тогда, его супруга решает, что им вновь необходимо быть вместе, так как она всегда ждала и любила его. Благодаря тому, что оба взрослых людей оказались мудрыми в нужный момент времени, эта семья сохранилась, и в ней воцарились понимание и забота друг о друге.
Произведение является очень интересным, живым и реалистичным, в нем рассматриваются основные семейные ценности, которые автор возносит.
Все сочинения
«Возвращение» (А. Платонов). Анализ произведения и краткое содержание
Рассказ «Возвращение» Андрей Платонович Платонов написал в 1946 году. Это произведение впервые было напечатано в том же году в журнале «Новый мир». Тогда его название было «Семья Иванова». Потом оно было переработано писателем и под названием «Возвращение» опубликовано в 1962 году.
Публикацию «Семьи Ивановых» литературные критики не одобрили, в «Литературной газете» этот рассказ был назван гнусной клеветой на советских людей, а в газете «Правда» — обывательской сплетней. После таких отзывов произведения Платонова перестали печатать. После смерти писателя обвинения были сняты.
Краткое содержание рассказа «Возвращение» (А.П. Платонов)
Гвардейский капитан Алексей Алексеевич Иванов – участник Великой Отечественной войны. Он прошёл её всю, вдали от родного дома и семьи. Теперь он закончил службу и отправляется обратно. Он долго сидит на станции, ожидая свой поезд, и за это время знакомится с некой Машей.
Эта девушка – дочь пространщика (работника бани); во время войны она прислуживала в их подразделении в столовой. Наконец поезд приходит. Пару дней Иванов и Маша едут вместе, а ещё два дня герой находится в родном городке Маши – тоже вместе с ней.
Затем он уезжает, на прощание поцеловав девушку.
Когда герой приезжает в родной город, на станции его дожидается Петрушка – его сын.
Мальчику едва только исполнилось одиннадцать лет, но он мало похож на обычного подростка: ведёт себя «по-взрослому», суровый, деловой и хозяйственный.
Это и понятно: жизнь в годы войны была очень тяжёлой, и Петрушке пришлось взять на себя обязанности главного мужчины в доме; ему было не до игр и прочих дел, характерных для его возраста.
Дома их дожидается супруга героя – Любовь Васильевна. Иванов встречает её, обнимает. Ещё в доме находится Настя, малолетняя дочка. Отца она, разумеется, не помнит, поэтому плачет.
Петруша сурово одёргивает её и напоминает ей, что это их отец. Семья занимается приготовлением праздничного ужина, и Иванов ещё раз удивляется тому, какой хозяйственный у него вырос сын.
Настя – маленькая и кроткая, ему она нравится даже больше, чем Петруша.
Сочинение Троекуров и Дубровский (сравнение героев) 6 класс
Сам Иванов тем временем пытается поговорить с женой, расспросить, как они справлялись тут без него.
При этом жена проявляет стеснение по отношению к мужу, как будто это малознакомый человек. Из-за этого герой чувствует неловкость, он не может радоваться возвращению от всей души. Иванов ощущает, что разучился понимать самых близких людей.
Наконец вся семья усаживается ужинать. Странности продолжаются.
Сын и дочка едят мало, Петя оправдывает это тем, что хочет, чтобы матери и отцу досталось больше еды. Кроме того, Настя прячет свой кусок и объясняет, что хочет отдать его какому-то «дяде Семёну». Иванов сильно удивился и стал расспрашивать, кто это такой.
Оказалось, что у этого человека немцы убили всю семью, поэтому он стал ходить к ним и играть с детьми, чтобы не умереть от горя и одиночества. Иванов быстро понимает, какие отношения связывали «дядю Семёна» и его жену.
Тем временем Петрушка командует в доме и даже отдаёт распоряжения отцу, из-за чего тот побаивается сына.
Вечером, когда дети легли спать, Иванов стал допытываться у жены, какую жизнь она вела с этим «дядей Семёном». Петрушка на самом деле не спал и подслушивал, и ему было жалко маму. Любовь Васильевна, впрочем, честно призналась мужу, что с Семёном у неё ничего не было, но один раз она была близка с другим человеком – начальником из райкома. Иванов из-за этого приходит в смятение.
Утром Петрушка начинает стыдить отца и выговаривает ему всё, что думает о его споре с женой. Иванов говорит, что тот, дескать, ещё маленький, не понимает ничего в «этих делах».
Но Петрушка даёт понять, что всё он понимает, и рассказывает ему про дядю Харитона, которому также изменяла жена; они поссорились, а затем Харитон рассказал жене, что тоже ей неоднократно изменял, после чего оба посмеялись и помирились.
Иванов приходит к выводу, что и тут сын пристыдил его, неразумного. Петрушка говорит, что дома дел много, нужно жить, а родители ссорятся, «как глупые какие».
Тем не менее Иванов уезжает на поезде к Маше. Мать тем временем с утра уходит на работу, так что Петрушка, проснувшись, застаёт себя и сестрёнку дома одних. Он одевает Настю и ведёт её куда-то за собой. Поезд, в котором находится Иванов, проезжает возле его дома. И в окно он видит своих детей, которые куда-то бегут. Он сходит с поезда и движется по их следам.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Когда закончилась Великая Отечественная война гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов, демобилизовавшись, собрался ехать домой. Ожидая поезд, он познакомился с девушкой, которая служила в столовой для военных и сейчас тоже собралась ехать домой.
Они сели в поезд вместе. Через пару дней поезд подъехал к родному городу Маши. Иванов решил сойти вместе с ней. Через два дня он поехал домой. Жену, сына и дочку он не видел четыре года. Дома Иванов почувствовал между собой и семьёй какую-то преграду.
Одиннадцатилетний сын стал таким хозяйственным, что родители робели перед ним. Узнав, что во время войны его семье помогал мужчина, у которого немцы убили детей и жену, Иванов стал подозревать свою жену в измене.
Объяснение с ней перешло в ссору. Сын заступился за мать и высказал отцу, что он неправ. Иванов был потрясён и на следующий день сел в поезд, чтобы ехать к Маше.
Около переезда Иванов увидел своих сынишку и дочку, бегущих за поездом, и вышел к ним из вагона, чтобы остаться.
Краткое содержание рассказа
Очень краткое содержание произведения «Возвращение» может не объяснять мотивации главных героев. Постараемся внести больше подробностей. Алексей чувствует в случайной попутчице Маше духовное родство – ведь она тоже была на фронте. Девушка делится с мужчиной своими переживаниями о будущем и о том, какова жизнь без войны.
«Оба они ощущали себя без армии осиротевшими»
На станции поселка отца встречает сын Петруша. Иванов помнит его совсем маленьким, и чувствует себя неловко от деловитости подростка. В родных стенах Алексея встречает жена. Обняв ее, и прижавшись к родному телу, он приходит в радостное возбуждение.
Но супруги чувствуют и отчуждение. Жена стесняется мужа «как невеста». Да и главный герой ожидаемой полноты радости от того, что он попал домой, не ощутил. Сын успокаивает сестру, не узнающую отца: «Это папа наш, он – родня!»
Обедая, мужчина обратил внимание, что Петруша очень мало кушал, хотя старательно собрал даже крошки и все их съел. Он сказал, что желает оставить другим членам семьи больше еды. А добрая Настя даже решила накормить «дядю Семена». Так муж узнал о роли соседа в их семейной жизни, «по-недоброму ухмыльнулся и закурил».
Конфликт
Поздно вечером между супругами произошел напряженный разговор. Алексей выпытывал у жены, что за Семен Евсеевич захаживает к ним домой. Любовь уверяла, что это хороший человек. Его семья погибла, а он просто заботится о детях, когда она целый день, до позднего вечера пропадает на заводе. Алексей говорит, что «без расчета добра не бывает».
Наконец, измученная расспросами женщина признается, что однажды, «когда душа совсем обмерла», она позволила себе близость с другим высокопоставленным мужчиной, но потом очень об этом жалела.
Он был партийным инструктором района. «Я живой человек, не игрушка!» — вспылил вчерашний солдат. Подслушивавший этот разговор Петя жалеет плачущую мать.
Он появляется перед родителями и говорит очень мудрые для своего возраста слова:
«У нас важное дело имеется – жить дальше. А вы ругаетесь, как глупцы!»
Сочинение 9.3: Что такое призвание (По тексту Г.И. Андреева)
Мальчик рассказывает про дядю Харитона, которому стало известно, что в его отсутствие жена ему изменяла.
Тогда он сказал, что у него на фронте тоже были разные женщины. И хотя Харитон соврал, это дало возможность супругам простить друг друга и зажить счастливо.
Петя рассказывает, как тяжело им приходилось с матерью, сколько она перетерпела, чтобы поднять на ноги его и Настю.
Но Алексей остался тверд в своем намерении. Дождавшись ухода жены на работу, он собрал вещи и подался на вокзал. Стоя в тамбуре вагона, мужчина видит, как в последний раз перед его глазами проплывает родной поселок. Он замечает две маленькие фигурки, которые бегут, падают и вновь бегут вслед за поездом. Мужчина спрыгивает с подножки вагона и идет навстречу детям – своим детям.
Возвращение
Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.
Двое суток они едут вместе, и еще на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».
Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошел двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребенка в серьезном подростке. Жена Любовь Васильевна ждет их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.
Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одергивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын.
Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.
Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.
Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.
Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.
Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.
Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у нее ничего не было.
Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой.
«Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей… Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!» — говорит Любовь Васильевна. Петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «В сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не игрушка…» Утром Иванов собирается.
Петрушка выговаривает ему все про их тяжелую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет. Отец сердится на него: «Да ты еще не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь.
У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.
Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведет её за собой.
Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.
Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».
Встреча с семьей
Пока Алексей ехал домой, его супруга очень сильно переживала, ждала мужа и ежедневно приходила на железнодорожный вокзал. На пятый день, не дождавшись мужчину, Любовь Васильевна отправила на станцию детей, потому что была очень занята и собиралась прийти туда только к вечеру.
Семья дождалась мужчину только через шесть дней, и его встретил на вокзале сын. Отец не сразу его узнал, потому что мальчишка выглядел старше своего возраста и был очень серьезным.
Своим внешним видом он больше напоминал небогатого мужика. На вопрос Петра, почему Алексей так долго добирался, тот ответил, что опоздал на поезд. Они немного поболтали и отправились домой.
Возле жилища их встретила Любовь, которая из-за приезда мужа отпросилась с работы.
В их доме частым гостем был Семен Евсеевич, который обожал играть с детьми и постоянно приносил различные сладости.
За это время мужчина стал другом семьи, никогда не совершал плохих поступков, поэтому заслужил доверие женщины. Однако она не хотела, чтобы супруг, вернувшись с фронта, застал его в жилище.
Алексей сильно обнял собственную жену и почувствовал теплоту родного человека. Но дочка не узнала отца и стала отталкивать его от мамы.
Зайдя в дом, Иванов долго обсматривал обстановку, потому что она была для него довольно непривычной. Он заметил, что сын занимает главное место в доме, так как он много работал, чтобы помочь матери и сестре.
За долгое время отсутствия в семье у всех появились свои важные обязанности.
Со стороны казалось, что Петя чересчур командует окружающими, но на самом деле это была чистосердечная помощь, не вызывавшая обид у родных.
Затем Любовь рассказала супругу о Семене. Женщина попыталась объяснить, что у него погибла вся семья, и он остался в полном одиночестве. Чтобы облегчить душевные страдания мужчина, стал ходить к детям.
Он никогда не совершал дурных поступков, а девочка его сильно любила. Этот разговор очень задел главного героя, и он начал ревновать жену.
Затем сын начинает приказывать отцу, поэтому Алексей почувствовал неловкость при общении с ним.
Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое прощение»
Очень краткий пересказ рассказа «Возвращение»
После окончания войны капитан Алексей Иванов держит путь домой. На одном из вокзалов он сводит тесное знакомство с молоденькой девушкой Машей, и они решают отправиться в город, где та проживает.
Через два дня пара расстается, и Алексей, наконец, добирается до своего дома, где его ждут жена Люба и двое детишек. Увидев, как одиннадцатилетний сын по-взрослому управляется с хозяйством, фронтовик даже немного теряется перед ним. Между родными людьми возникает недопонимание.
К тому же Алексей узнает, что в его отсутствие домочадцам помогал некий Семен Евсеевич – человек, у которого война отняла близких. Иванов подозревает жену в измене. Однако Любовь Васильевна уверяет, что была верна воевавшему на фронте мужу. За мать вступается Петя и высказывается отцу, все, что он о нем думает.
Оскорбленный мужчина решает покинуть родных и уехать к Маше, но сев на поезд и увидав, как за составом бегут его дети, спрыгивает на ходу.
Платонов. Краткие содержания произведений
- Безручка
- В прекрасном и яростном мире
- Возвращение
- Волшебное кольцо
- Еще мама
- Июльская гроза
- Корова
- Котлован
- Любовь к родине или Путешествие воробья
- Маленький солдат
- На заре туманной юности
- Неизвестный цветок
- Никита
- Песчаная учительница
- Разноцветная бабочка
- Сокровенный человек
- Сухой хлеб
- Третий сын
- Уля
- Умная внучка
- Усомнившийся Макар
- Фро
- Цветок на земле
- Чевенгур
- Юшка
Слушать аудиокниги автора «Платонов Андрей» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги автора «Платонов Андрей» на телефон и андроид.
«Однажды сельчане нашли брошенную маленькую девочку. Все сразу заметили, какие у нее волшебные глаза, а одинокая пара взяла ее к себе как родную. Шло время и выяснилось, что в глазах ребенка отражается истинная сущность любой вещи или человека. От добрых вещей глаза Ули светились и прояснялись, от вещей худых темнели и в самой глубине их любой чело…
«Мария выросла под песни астраханских песков, провожающих караваны в Персию, и книжки отца по географии. Пустыня — ее родной дом. Но как же больно было видеть, как умирает деревня Хошутово, а вместе с ней и вверенная ей школа. Вдвойне было больно наблюдать, как первые робкие ее попытки укротить пески вокруг деревни были уничтожены кочевниками, прих…
Маленький Егор познает мир вокруг дома и деревни. Он каждый листочек, каждого жука и червяка спрашивает «Ты кто?», но не получает ответа. И тогда Егор понимает, что не знает даже кто он сам такой. Спрашивая и свою маму перед сном кто она такая, он слышит от нее историю про страшную железную старуху в овраге, что ищет смерти всего живого. И тогда Ег…
Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын путевого железнодорожного сторожа, и гладил ее по шерсти около головы. Он и сейчас пришел. Корова нервничает и ждет теленка, которого отец увел к ветеринару….
Если вы считаете, что сказки могут быть интересны только детям, то вы глубоко заблуждаетесь. Послушайте вместе со своим ребенком сборник сказок Андрея Платонова «Финист-ясный сокол» и убедитесь в этом сами. Непреложные истины о том, что только доброму сердцу и светлым помыслам по плечу любые, казалось бы, даже самые непосильные задач…
Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет….
Рассказы, представленные в этом сборнике несмотря на кажущуюся несхожесть сюжета и описываемых проблем, на самом деле объединены очень важными общими идеями: чувством ответственности, способностью к самопожертвованию, любовью к ближнему, сочувствию и состраданию к окружающим – всем тем, чего так не хватает в нашей повседневной жизни. …
Предлагаем вашему вниманию русские и башкирские народные сказки в литературной обработке замечательного писателя Андрея Платонова. Это волшебные истории, в которых добро всегда побеждает зло, любовь и верность помогают преодолеть все трудности и испытания, а милосердие, сострадание и бескорыстие торжествуют над завистью, подлостью и предательством!…
В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Андрей Платонов занялся литературной обработкой русских и башкирских сказок. Искусно сохраняя фольклорный дух, писатель сумел обогатить народные сюжеты и вложить в них свои самые сокровенные мысли. В аудиокнигу также вошли две авторские притчи Платонова, стиль которых…
В этом году все мы будем отмечать одновременно радостную и трагическую дату – 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Радостную – потому что именно в этот день, закончился многолетний кошмар, коснувшийся каждой семьи в нашей стране, трагической – потому что слишком высока оказалась для нас цена этой победы. Мы скоро…
В нашем мире сложно быть не таким как все. Мы встречаем «по одежке» не задумываясь о том, что скрывается внутри. Так и главный герой рассказа Андрея Платонова «Юшка» вызывал необоснованную агрессию и злобу своих односельчан лишь тем, что не тратил денег на новую одежду и вкусную еду, не обращал внимания на обиды и оскорбл…
Друзья и знакомые Фроси Евстафьевой звали ее «Фро. Муж девушки — Фёдор, большой мечтатель и романтик решил с помощью машин преобразовать мир для блага человечества. В один из дней он уехал на Дальний Восток, настраивать там таинственные электрические приборы. Проводив его на железнодорожном вокзале, Фро почувствовала, что жизнь потеряла для неё смы…
Ежедневно множество любителей книг ищут и хотят скачать аудиокниги автора Платонов Андрей.
Мы предоставляем Вам возможность слушать онлайн на любом устройстве лучшие аудиокниги, только вышедшие новинки и бестселлеры Платонов Андрей.
Исходя из многочисленных отзывов наших пользователей и просто читателей, среди множества его книг, предлагаем ознакомиться с такими:
- Платонов Андрей — Уля
- Платонов Андрей — Песчаная учительница
- Платонов Андрей — Железная старуха
Благодаря сайту audio-kniga.com.ua Вы можете слушать любимые книги Платонов Андрей, не отрываясь от своих дел, например, домашней работы, прогулок, занятий спортом и т.д.
У нас собрано невероятное количество аудиокниг! Вы можете слушать их абсолютно бесплатно и не нужна даже регистрация. Вам просто нужно найти желаемую книгу и начать прослушивание, а приятный простой дизайн и удобная навигация сделает Ваш поиск намного проще.
Желаем Вам приятного прослушивания и хорошего времяпровождения вместе с нами!
Творчество А. Платонова довольно разнообразно. Перу писателя принадлежат детские сказки, повести, романы («Котлован«), а также небольшие произведения («В прекрасном и яростном мире«). Среди них и рассказ «Юшка», смысл которого в раскрывании души и сердца автора. Рассказ изучают в 7 классе, но понять и прочувствовать, в чем главный смысл «Юшки» не просто. Для этого нужно подробно проанализировать детище Платонова.
Краткое содержание рассказа Юшка
Небольшой по объему рассказ охватывает довольно значительный промежуток времени. События в произведении развиваются последовательно и условно делятся на несколько частей:
- описание главного героя;
- его жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми;
- смерть и появление приемной дочери.
Интересно! Платонов долгое время был в опале. Его творчество не нравилось Сталину, считавшему произведения писателя «кулацкой хроникой». Поэтому «Юшка» увидел свет лишь через 30 лет после написания.
С каждой частью рассказа Юшка смысл сюжета раскрывается все больше, позволяя углубиться в главные проблемы.
Когда-то давно в одном российском городке жил немолодой мужчина по имени Ефим Дмитриевич, называемый местными жителями Юшкой. Худой, с поседевшими волосами и слезящимися глазами Ефим казался глубоким стариком. На самом деле мужчине не было и 40 лет, а старила героя тяжелая болезнь – чахотка.
Юшка помогал местному кузнецу, живя у него на кухне. За работу с ним расплачивались хлебом, кашей, щами, а на чай, сахар, одежду кузнец давал деньгами. Но никто не видел, чтобы Юшка пил чай и ел сахар, да и носил он много лет одну и ту же одежду.
Был Ефим трудолюбивым, добродушным, никого не обижал, любил всякое живое существо, будь то дерево, цветок, животное либо человек. Но люди не любили бедняка. Дети бросали в идущего по улице Юшку камни, песок, ветки. Мужчина лишь улыбался и молчал.
Его молчание еще больше злило детей. Им хотелось, чтобы юродивый рассердился, закричал. Но Ефим радовался и смеялся с детьми, говоря, что они любят его, поэтому задевают.
Взрослые также не отставали от детей. На бедного Юшку каждый старался вылить свое горе либо злость. Отмалчивавшегося мужчину избивали, оставив лежать избитого на дороге. Только дочка кузнеца иногда помогала Ефиму подняться и дойти до дома.
Смерть Юшки
С приходом лета Юшка куда-то на месяц исчезал. Люди думали, что помощник кузнеца живет это время в селе у родственников. Вернувшись из путешествия, Юшка вновь работал в кузнице, а люди по-прежнему измывались над ним.
Болезнь давала о себе знать, мужчина слабел с каждым днем. Очередным летом Ефим не смог уйти как обычно, оставшись в городе.
Возвращаясь после работы домой, Юшка встретил прохожего, начавшего осыпать бедняка насмешками. Но в этот раз герой не стал отмалчиваться, заявив, что рожден, как все, матерью и ничем от других не отличается.
Разозлившись на посмевшего перечить юродивого, прохожий ударил героя, тот упал на землю. Прохожий спокойно отправился домой.
Бездыханное тело Ефима обнаружил столяр. Похоронами Юшки занималась семья кузнеца. Попрощаться с бедняком пришли все его мучители.
Прошло время. Юродивого постепенно стали забывать. Но из-за отсутствия «мальчика для битья» злоба не находила выхода, скапливаясь в душе и портя людям жизнь.
Однажды на пороге кузницы появилась девушка, интересующаяся Ефимом Дмитриевичем. Не сразу до хозяина кузницы дошло, что речь идет о Юшке. Как оказалось, девушка была сиротой, которую взял под опеку Ефим. К этой девочке ежегодно ездил герой, отдавая накопленные сбережения. Помощь названого отца помогла девушке выучиться на врача.
Девушка осталась в городе и бесплатно лечила больных. Местные жители прозвали ее Юшкиной дочерью, хотя уже о нем самом никто не помнил.
Анализ рассказа Юшка Платонова
В непритязательном на первый взгляд рассказе «Юшка» смысл сюжета отличается необычной глубиной.
Платонов затрагивает такие важные темы, как:
- милосердие;
- добро и зло;
- любовь;
- жестокость;
- равнодушие;
- сострадание;
- равенство людей.
Для их раскрытия автор использует персонажей произведения, главным из которых является помощник кузнеца – Ефим Дмитриевич. Через образ главного героя, которого никто не называет по имени и отчеству, прозвав пренебрежительно Юшкой, автор передает основной смысл рассказа.
Ефим противопоставлен остальным жителям города. Несмотря на то, что мужчину всю жизнь обижают, герой ни на кого не держит зла, любя всех вокруг и всей своей жизнью доказывая, что только добром можно победить зло.
Чтобы сконцентрировать внимание на образе Юшки, Платонов озаглавливает его именем рассказ, вложив в название двойной смысл. Слово Юшка, являющееся уменьшительным от Ефим (Юхим), с одной стороны означает жидкую похлебку, с другой – кровь. Автор этим хотел показать, что мягкому, кроткому герою придется пройти тяжелый, окрашенный кровью путь.
Интересно! Некоторые исследователи творчества Платонова считали, что образу Юшки писатель придал черты Христа.
Безобидный юродивый стал символом духовности, чистоты, подтверждением того, что добро, сделанное человеком, остается и после его смерти, передаваясь другим людям.
В чем суть концовки
К концу произведения Юшка погибает от руки одного из местных жителей. И сначала кажется, что зло, жестокость побеждают добро и любовь. Но после появления в городе девушки-сироты, оказавшейся приемной дочерью главного героя, в рассказе Юшка смысл финала становится более понятен.
Оказывается, таинственные исчезновения Юшки были связаны с этой девушкой, которой герой помогал выучиться. И теперь девушка приехала к названному отцу, чтобы вылечить его.
Несмотря на то, что Ефима уже нет в живых, девушка остается в городе лечить людей, желая таким образом вернуть свой долг. Дочь героя продолжает дело своего благодетеля, стараясь исцелять не только тела, но и души. Возможно, подопечная Юшки сможет сделать то, в чем герой видел смысл своей жизни – излечить людские сердца от злобы, жестокости, вселив в них любовь, доброту.
Интересно! Произведение Платонова «Юшка» экранизировали дважды – в 2012 и 2018 годах. Режиссером второго фильма под названием «Прости нас, Юшка!» стала Юлия Горбачевская.
Благодаря такому финалу «Юшки», произведение Платонова по смыслу больше напоминает притчу. Ефим, всю жизнь заботящийся о населении городка, продолжает делать это и после смерти, подарив людям ту, которая лечит и опекает их.
Устами Юшки Платонов призывает быть терпимее, милосерднее к людям, непохожим на других. Нужно оценивать людей не по внешности, а по поступкам, чтобы суметь разглядеть под невзрачной внешностью красивую, благородную душу.
Альбина
Топ ?
Ответить