Рассказ недоросль краткое содержание для читательского дневника

Здесь даны основные сведения о повести в. о. богомолова иван, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который

Здесь даны основные сведения о повести В. О. Богомолова «Иван», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

«Иван» — это первая повесть Владимира Осиповича Богомолова. Она написана в 1957 году. После опубликования в 1958 году этого произведения в журнале «Знамя» к писателю пришло признание и успех. По мотивам повести режиссёром А. Тарковским снят фильм «Иваново детство».

Главный герой повести

  • Иван Буслов (Бондарев) — мальчик лет одиннадцати. Упрям, настойчив, решителен. Мужественный разведчик. Ненавидит фашистов, которые убили его родных.

Другие персонажи

  • Гальцев — старший лейтенант. Смел, решителен, деликатен. Рассказ ведётся от его имени.
  • Холин — капитан разведывательного отдела штаба армии. Бесцеремонный, даже иногда циничный человек. Очень ценит Ивана, сочувствует ему. Смелый и умный командир.
  • Катасонов — старшина разведчиков, друг Ивана. Вежливый, тихий человек и умелый разведчик.
  • Грязнов — подполковник, начальник разведотдела армии. Суров и справедлив.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старшему лейтенанту Гальцеву ночью сообщили, что возле берега Днепра задержан мальчик. Оказавшись в блиндаже, мальчик требует, чтобы о нём сообщили в штаб армии. Это оказался юный разведчик, вернувшийся с задания. Гальцев был поражён его силой воли, героизмом. В конце войны старший лейтенант узнал, что Иван был расстрелян фашистами.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Ночью старшего лейтенанта Гальцева разбудил ефрейтор из взвода, находящегося в боевом охранении. Он сообщил, что задержан человек, который ползал возле берега в воде. У дверей Гальцев увидел дрожавшего от холода мальчишку лет одиннадцати. На нём была мокрая одежда, босые ноги были в грязи.

Гальцев сказал ему стать к печке и назвать себя. Мальчишка сказал, что он Бондарев и чтобы прямо сейчас сообщили в штаб армии пятьдесят первому, что он находится здесь. Гальцев спросил, штаб какой армии ему нужен. Мальчик назвал номер полевой почты штаба их армии.

Гальцев сказал, чтобы он разделся и растёрся. Мальчик снял мокрую одежду и бросил в угол. Лейтенант спросил: «А сушить кто будет?» Мальчик ответил, что ему всё привезут.

Он встал сушиться к печке, и Гальцев увидел у него под лопаткой шрам от пулевого ранения. На вопрос, откуда он и зачем попал к реке, мальчик не ответил, но поняв, что Гальцев иначе не сообщит в штаб, сквозь зубы выдавил: «С того берега». Лейтенант спросил, чем он докажет, на что мальчик сказал, что больше ничего не скажет. Гальцев дал ему ватник вместо мокрой одежды. Он не сообщил о мальчике в штаб армии, а доложил по телефону начальнику штаба полка. Тот, узнав, что мальчик говорит, будто он с того берега, из немецкого тыла, не поверил этому и приказал лейтенанту самому разобраться с ним.

В ходе разговора с мальчиком Гальцев понял, что ему известны начальник разведотдела армии Грязнов и офицер разведотдела Холин. Тогда он снова позвонил в штаб полка и попросил разрешения сообщить в штаб армии о мальчике.

Полковник Грязнов по телефону сказал, чтобы Гальцев выгнал всех из землянки для того, чтобы мальчика не видели и не расспрашивали. Велел дать мальчику бумагу и чернила и распорядился, чтобы то, что он напишет, в пакете сразу отправили в штаб полка с надёжным человеком. Также велел создать пареньку все условия, чтобы помылся, поел и поспал.

Мальчик есть не стал, а сразу начал что-то писать, пересчитывая зёрнышки, семечки и хвою, которые достал из кармана штанов. Писал он около часа, затем положил листы в конверт, который тщательно заклеил. Гальцев отдал пакет связному и велел немедленно доставить его в штаб полка. Затем дал мальчику тёплую воду, и тот стал мыться, потом поел и лёг спать.

Глава 2



Вскоре приехал Холин и, бросившись к мальчику, воскликнул: «Иван!» Они обнялись. Холин сказал мальчику, что Катасонов ждёт его с лодкой на берегу Днепра у Диковки. Мальчик сообщил, что там немцев много на берегу, пришлось добираться вплавь. Холин был изумлён, ведь это чудо, что ночью, в холодной октябрьской воде мальчик всё же выплыл.

Холин сказал Гальцеву, чтобы подогнал машину поближе и приказал часовому никого не пускать сюда. Когда лейтенант вернулся, то увидел, что Иван был одет в военную форму по его росту, а на груди был орден и медаль.

Когда стали есть, мальчик ел немного, сказал, что отвык есть помногу. Холин сказал, что хочет, чтобы Ваня поехал в суворовское училище, но мальчик хотел учиться только после войны, а сейчас — ходить в разведку.

«Ну, Ванюша, прощай!» — сказал Гальцев. «Не прощай, а до свидания!» — поправил мальчик.

Глава 3

В расположение Гальцева пришёл командир взвода из разведроты дивизии Катасонов. Он на наблюдательном пункте смотрел в стереотрубу немецкие позиции на другом берегу Днепра.

Гальцев спросил его о Бондареве. Катасонов ответил: «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!» Оказалось, что вышел приказ командующего, чтобы его послать в суворовскую школу, а он твердит, что будет учиться после войны, а теперь хочет воевать, быть разведчиком. Ему жжёт душу ненависть. Не пошлют в разведку — сам уйдёт, уже один раз уходил.

На третье утро приехал Холин и пошёл с Гальцевым осматривать передовую. Когда вернулись в землянку, подъехала машина с Катасоновым и Иваном.

Глава 4

Мальчик выглядел поздоровевшим, настроение у него было бодрое. С Гальцевым он вёл себя дружелюбно, а не насторожённо, как в прошлый раз.

Из разговора Катасонова с Холиным Гальцев понял, что они должны переправить Ивана через Днепр во вражеский тыл. Собираясь за лодкой, Гальцев пристегнул к ремню финку. Мальчику нож очень понравился, и он попросил его у Гальцева. Тот сказал, что не может отдать, так как это подарок. Нож был для Гальцева памятью о его погибшем лучшем друге. Но лейтенант пообещал мальчику подарить другой нож, точно такой.

Когда Холин, Катасонов и Гальцев пошли за лодкой, Холин рассказал Гальцеву, что Иван был и в партизанах, и в лагере смерти. Его отец и сестрёнка погибли, и у мальчика одно на уме — мстить.

Ещё сказал, что два дня уговаривали Ивана поехать в суворовское училище. Командующий разрешил сходить в разведку последний раз. Если не посылать — сам уйдёт. Когда Иван впервые пришёл к разведчикам, они не стали его посылать в разведку, но он сам ушёл. При возвращении наши обстреляли его, ранили в плечо — «ночь была тёмная, а никто ничего не знал!..»

Иван в разведку ходил под видом бездомного побирушки и добывал такие сведения, какие не могли добыть взрослые разведчики.

Холин сказал, что Катасонова срочно вызвал комдив, и он уехал в дивизию. Вместо него Холин взял Гальцева провожать Ивана в разведку.

Глава 5



Холин несколько раз инструктировал мальчика, как пробираться в тыл немцев от берега реки. Затем Иван облачился в гражданскую одежду и стал выглядеть как бездомный мальчишка-беженец. В карманы он спрятал складной ножик и немного затёртых немецких оккупационных марок. Холин положил ему в котомку немного продуктов не армейского, а домашнего приготовления.

По дороге к лодке Гальцев зашёл на пост охранения, чтобы отвлечь находящегося там ефрейтора. Холин с мальчиком незаметно проскользнули к лодке. В траншее Гальцев увидел убитого Катасонова. Ефрейтор сказал, что он был убит наповал, а Холин приказал никому не говорить. Гальцев понял, что мальчика, уходящего на задание, нельзя расстраивать — он не должен знать о гибели своего друга.

Гальцев сел в лодку к Холину и Ивану, и они поплыли на другой берег.

Глава 6

Когда плыли в лодке, лейтенант тихо разговаривал с мальчиком, и тот сказал, что у него осталась одна мать, но где она — неизвестно, а фамилия его настоящая — Буслов.

Спрятав в кустах лодку, они осторожно продвигались к оврагу, по которому мальчик должен пробраться в тыл врага. Холин хотел проводить его по оврагу, но Иван сказал, что Холин — большой, и с ним его заметят. Мальчик неслышно исчез в темноте.

Глава 7

Через насколько минут с той стороны, куда ушёл Иван, послышались шаги — это шёл немецкий боевой дозор. Затем минут через двадцать Холин облегчённо вздохнул: «Ну, кажется, прошёл».

Он с Гальцевым сел в лодку, но они ещё долго не отплывали, чтобы, если будет нужно, высадиться на берег и прийти на помощь мальчику. Когда они вернулись в землянку, Холин упрекнул, что Гальцев пожалел нож для Ивана.

Глава 8



Гальцев не мог отдать этот нож, единственную уцелевшую личную вещь погибшего друга. Но по его просьбе в дивизионной артмастерской слесарь-умелец выточил такую же рукоятку, как у понравившегося Ивану ножика. Эту рукоятку слесарь поставил на новенькую десантную финку. Её Гальцев хотел передать мальчику через Холина или подполковника Грязнова.

Наконец лейтенант встретил Грязнова и попросил передать ножик Ивану. Оказалось, что мальчик ушёл, скорее всего, к партизанам, ушёл сам. Утром должны были отправить в суворовское училище, а ночью он ушёл. Грязнов сказал, что нет Ивану покоя, так как в нём не перекипела ненависть к фашистам.

Глава 9

Гальцев был ранен, и его перевели служить переводчиком разведотдела корпуса.

В Берлине он был в составе группы, созданной для захвата немецких документов и архивов. В одной из папок лейтенант увидел на бланке фотографию Ивана. Из документа узнал, что его задержали около железной дороги, где он наблюдал за движением эшелонов. Показаний Иван никаких не дал, на допросах не скрывал ненависти к фашистам. Мальчика расстреляли, а полицаю, выследившему его, дали денежное вознаграждение (сто марок).

Заключение к краткому пересказу

В повести В. О. Богомолова «Иван» освещена тема участия детей-героев в Великой Отечественной войне.

Идея этого произведения состоит в том, что война является тяжёлым испытанием для детей, от которого они быстрее взрослеют.

Краткое содержание повести «Иван» может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

На чтение 18 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Приёмыш» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1891 году. Писатель поведал историю дружбы между человеком, лебедем и собакой. Писатель рисует трогательные отношения одинокого старика с лебедёнком, который остался сиротой.

Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Краткое содержание для читательского дневника

Часть I

Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.

Часть II

Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.

Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.

Часть III

Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.

Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.

Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»

Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.

Заключение

Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.

Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.

Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.

Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищев…«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаМамин-Сибиряк Д., рассказ «Приемыш» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Приемыш» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
  2. Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
  3. Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
  4. Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.

План пересказа рассказа «Приемыш»

  1. Путь к избушке Тараса
  2. Соболько
  3. Пустая избушка
  4. Появление Тараса
  5. История Приемыша
  6. Совет автора
  7. Поздняя осень
  8. Одинокий Тарас
  9. Стая лебедей
  10. Прощание с Приемышем.

Кратчайшее содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
  2. Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
  3. Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
  4. Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
  5. На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
  6. Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.

Главная мысль рассказа «Приемыш» Каждому свое, человеку — его дом, птице — небо.Чему учит рассказ «Приемыш» Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом — вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.Отзыв на рассказ «Приемыш» Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.Пословицы к рассказу «Приемыш» Насильно мил не будешь. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Воля птичке дороже золотой клетки. Не мил белый свет, когда друга нет. Золотая клетка соловью не потеха.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Приемыш» В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился — этого человека пес давно и хорошо знал. Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался. Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке. Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал. Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу. Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал. Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем. На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять. Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем — Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам. Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек. Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал. Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам. Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел. А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Приемыш»

«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.

priemysh-chitatelskiy-dnevnik-64376.jpg

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника

ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название: Приемыш

Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1891 год

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.

Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.

Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.

Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

План пересказа

  1. Избушка сторожа Тараса.
  2. Встреча со стариком.
  3. История Приемыша.
  4. Встреча осенью.
  5. Одинокий Тарас.
  6. Прощание с Приемышем.

Главная мысль

Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

Отзыв

Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

chitatelskiy-dnevnik-64376-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-priemysh.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Золотая клетка соловью не потеха.

Что понравилось

Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Приемыш»?</h3>

    • <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
    • <label>Виталий Бианки</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Александр Куприн</label>

(новая вкладка)

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.

К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Оцените произведение: Голосов: 509

Читать краткое содержание Приемыш. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Приемыш

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.

  • Краткое содержание Трифонов Старик

    Как-то раз пенсионеру Летунову Павлу Евграфовичу, живущему в дачном поселке, приходит письмо от его подруги молодости Аси Игумновой, в нем она приглашает Павла Евграфовича в гости

  • Краткое содержание Тургенев Смерть

    Тема смерти звучит в большинстве прозаических произведений замечательного русского писателя Ивана Тургенева, в том числе и в рассказе «Смерть». В нем писатель выступает в роли наблюдателя и повествователя

Содержание:

Создание произведения и главные герои

Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.

Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:

  1. Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
  2. Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
  3. Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.

Краткое содержание

Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.

Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.

Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?

Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.

Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.

Пересказ и план для читательского дневника

Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:

  1. Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
  2. Верный Соболько.
  3. Пустая избушка.
  4. Встреча со старым сторожем.
  5. История лебедя Приемыша.
  6. Совет автора.
  7. Приход поздней осени.
  8. Одиночество Тараса.
  9. Стая лебедей.
  10. Прощание с дорогим питомцем.

Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.

Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.

Главная мысль

Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.

Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.

Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

  1. Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
  2. Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
  3. Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
  4. Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
  5. Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.

Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.

Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.

После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/priyomysh/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post12.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priemysh.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/priemysh
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/priemysh.html

На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Иван Алексеевич Бунин

Год написания: 1937

Жанр: рассказ

Главные герои:женщина, ее муж и любовник

Краткое содержание рассказа «Кавказ» для читательского дневника поведает историю трагической любви одной женщины и двух ее мужчин.

Сюжет

Женщина мечтала провести со своим возлюбленным время на море. Они строили планы, как уедут в Сочи и проведут там несколько недель без постоянной опаски быть узнанными, без торопливости и оглядки.

До последнего не верилось, что этим планам удастся осуществиться. Но вот они сели в поезд и уехали, по дороге женщина отправляла мужу телеграммы из разных городов.

Но вскоре муж отправился на поиски жены, он искал ее в тех городах, откуда были получены телеграммы, но нигде не нашел.

Тогда по приезду в Сочи, он помылся, побрился, надел чистую одежду и застрелился, чтобы защитить свою честь мужчины и офицера.

Вывод (мое мнение)

Одну женщину любили два мужчины, она не могла признаться мужу в своей новой любви и обманывала его. Наверное, он понимал, что она его не любит и обманывает, поэтому и убил себя, чтобы больше не мучиться понапрасну и не мучить любимую женщину.

Добавить в избранное

Очень кратко:Женщина уезжает от мужа с любовником. Не найдя её ни на одном курорте, муж кончает с собой.

Чтобы встретиться с ней, он приехал в Москву и остановился «в незаметных номерах на Арбате». Она прибегала к нему тайком, была прекрасна, бледна и очень страдала: её муж что-то подозревал, следил за каждым её шагом, и твердил, что сумеет защитить «свою честь мужа и офицера».

У них был дерзкий план: «уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели». Он почти не верил в осуществление этого плана, но она сказала мужу, что умрёт, если не увидит моря, и её отпустили.

На вокзал он приехал раньше, и видел, как её провожал муж. Она послала мужу по открытке из Геленджика и Гагр, а затем они спустились вдоль берега к югу и нашли «первобытное место, заросшее чинаровыми лесами». Она смотрела на море, закатные облака и плакала при мысли, что придётся возвращаться в Москву.

Муж искал её и в Гаграх, и в Геленджике. Приехав в Сочи, он искупался, побрился и надел чистое бельё. Затем позавтракал, выпил бутылку шампанского, кофе с шартрезом, выкурил сигару. Вернувшись в номер, муж «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

О произведении

Рассказ «Кавказ» Бунина был написан в 1937 году и вошел в знаменитый цикл «Темные аллеи». В это время писатель уже давно жил за границей и очень тосковал по родине, которую был вынужден оставить после революции.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказ», которое пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Герой-любовниквзволнованный, глубоко чувствующий человек, понимающий всю неправильность своего поступка.

Женщинабезымянная героиня, готовая пожертвовать своей репутацией ради сильного чувства.

Другие персонажи

Супруг героиниофицер, человек чести.

Краткое содержание

История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу, останавливается «в незаметных номерах в переулке возле Арбата» и ведет жизнь настоящего затворника.

Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями: ей кажется, что муж «что-то подозревает». Возможно, ему случайно попалось на глаза их переписка или же он намеренно подобрал ключ к ее письменному столу. Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере». Он следит буквально за каждым ее шагом и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера».

План любовников весьма дерзок: они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.

Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже». До последней минуты они не верят в реальность происходящего: уж «слишком великим счастьем» кажется им эта совместная поездка.

Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.

Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее «в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». На второй день по прибытии в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского и «кофе с шартрезом», неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов».

Конец.

Заключение

Основной темой рассказа является любовь, которая может как наполнить жизнь яркими красками, так и стать причиной глубокого отчаяния.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Кавказа» и прочитать произведение Бунина в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Кавказ»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Иван Бунин</label>

(новая вкладка)

В дождливой, сумрачной Москве в одной из арбатских гостиниц тайно встречаются двое: он и она. Женщина замужем. У мужа, человека военного, с крутым характером, жена на подозрении. Он готов с оружием в руках защищать «свою честь, честь мужа и офицера!»

Влюбленные живут в постоянном страхе. Герой зовет ее сбежать от всех и от всего к морю. Недели три-четыре на Кавказе, только вдвоем, в каком-нибудь глухом местечке.

План дерзкий, но он осуществился. Она убедила мужа, что умрет без солнца, юга. Он посадил ее в вагон. После отправления поезда она перешла в купе героя. Женщина уверена, что муж будет следить, нагрянет через несколько дней. Поэтому у нее для отвода глаз два адреса – в Геленджике и Гаграх. На самом деле они планируют остановиться в окрестностях Сочи.

Влюбленные поселились в «первобытном месте», среди чинар и кипарисов, под знойным солнцем. Оба любовались цветущей, таинственной природой. Она иногда плакала: ведь это счастье ненадолго.

Муж действительно приехал, искал ее в разных городах. А в Сочи, искупавшись, обильно позавтракал. Потом надел чистейший китель, «выкурил сигару». Прилег в своем номере на диван. А после «выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Читательский дневник по рассказу «Кавказ» Бунина

Сюжет. У героя тайный роман с замужней женщиной. Ее муж-офицер догадывается обо всем, но отпускает ее одну на юг, к морю. Чтобы броситься вдогонку с двумя револьверами. Влюбленные наслаждаются покоем и красотой природы, муж мечется по всем курортам. В Сочи он сводит счеты с жизнью, стреляя «себе в виски».

Отзыв. Рассказ универсален (оттого и у героев нет имен). В царской России церковный развод был делом редким, судебным, скандальным. Муж оскорблен бесчестьем. Жене плохо с нелюбимым, нелюбящим человеком. С героем ее связывает страстная, романтическая любовь. Это чувство – причина и счастья, и трагедии. Тема эгоизма, необдуманности, нравственного выбора, ревности. Природа как действующее лицо драмы.

Содержание:

История написания

Рассказ под названием “Кавказ” был впервые опубликован в 1937 году. Писатель на тот момент уже давно жил в эмиграции. В основу сюжета взята реальная история, которая произошла с ним и одной дамой. В его случае муж о связи не знал, но Бунин предполагает, что если бы знал, итог был бы таким же, как в его рассказе. Рис. 1. Интерьер. Женщина у окна. Художник Гюстав Курбе</figcaption>

Главные герои

Персонажами этой новеллы являются трое. Бунин не называет их имен или фамилий, говоря только “он” или “она”:

  • Герой-любовник — это главный персонаж, который влюблен в замужнюю даму. Он знает, что поступает неправильно, но все же идет на поводу у своих чувств. При этом он не стремится отвоевать ее у мужа, разъяснив с ним отношения. Вероятно, ему просто льстит любовь красивой женщины. Он является прототипом самого писателя.
  • Женщина — героиня, которая замужем за нелюбимым. Она ни в чем не нуждается, но ищет любви и новых эмоций. Она заводит любовника, но не спешит развестись.
  • Обманутый муж — офицер, честный и порядочный человек. Жена называет его вспыльчивым и властным, но обличив супругу в измене, он не наказывает ее или любовника, а совершает самоубийство.

Краткое содержание произведения “Кавказ”

Время от времени она приходит к нему. Она говорит, что муж подозревает о ее романе, и боится, что будет, если он узнает. Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Кавказ И. А. Бунина</figcaption>Чтобы остаться наедине, они придумывают план и собираются отправиться на несколько недель на курорт на Кавказе. Герои собираются ехать в одном поезде. Любовник садится в купе раньше и видит, как его даму провожает муж и убеждается в том, что с ней все хорошо. Она переживает, что муж найдет ее и на курорте, и оставляет ему два адреса, чтобы усложнить ему задачу. Оказавшись на месте, она отправляет супругу телеграммы, в которых упоминает несколько мест, но не говорит, где точно остановилась.Любовники добрались до своего места и наслаждаются отдыхом вместе. Они прекрасно проводят время, лишь иногда задумываясь о том, что скоро придется возвращаться в Москву. Муж в это время искал свою жену во всех указанных городах. Не найдя ее, он убедился в том, что она ему изменяет, и застрелился. Иван Бунин сумел на нескольких страницах необыкновенно поэтично и проникновенно изобразить историю, полную любви, предательства и отчаяния. Рассказ проникает в душу и показывает, как плохо может закончиться необдуманное поведение и влюбленность двоих людей, которые не думают ни о ком, кроме себя.Прослушайте также аудио-версию с цитатами из произведения Бунина “Кавказ” в предложенном ниже видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1Рассказ “Кавказ” вошел в сборник И. Бунина:

    • <label>“Темные аллеи”</label>
    • <label>“Темные тропинки”</label>
    • <label>“Кавказ”</label>

    Вопрос 1 из 6

  2. 2В рассказе “Кавказ” повествование идет от лица:

    • <label>Героя-любовника</label>
    • <label>Женщины</label>
    • <label>Мужа</label>

    Вопрос 2 из 6

  3. 3Действие в рассказе начинается:

    • <label>В Москве</label>
    • <label>На Кавказе</label>
    • <label>В Санкт-Петербурге</label>

    Вопрос 3 из 6

  4. 4История из “Кавказа” написана Буниным:

    • <label>По реальным событиям, которые произошли с ним</label>
    • <label>По истории, которую ему рассказал друг</label>
    • <label>Полностью выдумана</label>

    Вопрос 4 из 6

  5. 5Убедившись в измене жены, ее муж:

    • <label>Убивает ее</label>
    • <label>Бросает ее</label>
    • <label>Застреливается</label>

    Вопрос 5 из 6

  6. 6Муж героини был:

    • <label>Чиновником</label>
    • <label>Доктором</label>
    • <label>Офицером</label>

    Вопрос 6 из 6

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1723-kavkaz.html
  • https://briefly.ru/bunin/kavkaz/
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/kavkaz
  • https://kratko.rustih.ru/ivan-bunin-kavkaz/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/bunin-kavkaz.html

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.

Краткий пересказ

Действие 1

Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно. 

В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню. 

Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи. 

Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого. 

Действие 2

В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына. 

В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой. 

Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана. 

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал. 

Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала. 

К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки. 

Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.

В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана. 

На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них. 

Действие 4

Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними. 

В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов. 

Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.

Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку. 

Действие 5

Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки. 

Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника. 

В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает. 

Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»

Отзыв

(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.

Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины. 

Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.

Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.

В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Автор: Полина Борискина

  • Рассказ недоросль в кратце
  • Рассказ невеста для зверя
  • Рассказ невеста для олигарха
  • Рассказ не пиф не паф
  • Рассказ не растения и не животные в книге зеленые страницы читать