Рассказ не забудь борис екимов

Автор на чтение 27 мин. просмотров 131 опубликовано 17.03.2021 содержание: краткое содержание баба дуня пожилая женщина, пережившая войну. она

На чтение 27 мин. Просмотров 131 Опубликовано

Содержание:

Краткое содержание

Баба Дуня — пожилая женщина, пережившая войну. Она одиноко живёт в деревне. Недавно к ней приехал погостить внук Гриша. За последние 2 года он вытянулся, повзрослел. Бабушка была очень рада его приезду: суетилась по дому, готовила щи да пирожки, доставала варенья и компоты. Подросток почти не бывал дома, бегал с ребятами то на лыжах кататься, то на коньках, то на зимнюю рыбалку, но для старушки это было не одиночество, повсюду валялись его вещи, книжки, она не чувствовала себя покинутой.

Её сын и дочь переехали в город и приезжали к ней раз в год или того реже. Она к ним тоже ездила редко: во-первых, боялась оставлять свою хату, а во-вторых, она тревожно спала, причиной тому были война и голод. Во сне она кричала, что потеряла карточки в синем платочке, а дома троих детей кормить нечем, винила себя, спрашивала, не видел ли их кто. Это событие, произошедшее с ней во время войны, она снова и снова переживала в кошмарах.

Сын и дочь водили её по врачам, те прописывали лекарства, но ничего не помогало, поэтому, чтобы не пугать детей, она почти перестала к ним ездить.

Перед сном она предупредила внука, что будет шуметь во сне, но он её уверил, что спит мёртвым сном. Однако, когда она начала кричать: «Помогите, люди добрые! Карточки потеряла!», он всё-таки проснулся. Разбудил её, успокоил, но бабушка чувствовала себя очень виноватой. В следующий раз она кричала: «Не отнимайте мешки!» Когда Гриша разбудил её, она рассказала, что в войну собирала за Доном жёлуди, чтобы растолочь, перемешать немного с мукой и испечь чуреки, чтобы прокормиться, а лесники на пароме отнимали мешки с желудями, так как не положено.

Гриша очень жалел её и думал над тем, как помочь ей. Мать советовала ему крикнуть: «Молчать!», и тогда старушка прекращала, но он понимал, что это не выход. Он придумал свой способ.

Когда очередной ночью бабушка снова начала причитать про карточки и плакать во сне, Гриша принялся успокаивающе говорить ей: «Вот ваши карточки, в синем платочке, я нашёл, возьмите», и она успокоилась. Во второй раз он тоже успокоил её беседой во сне. Он понимал, что наяву нельзя говорить ей об этом способе излечения: она должна поверить, что карточки действительно нашлись во сне. Он собирался успокаивать её так ещё несколько ночей — и тогда придёт итоговое исцеление.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Темы, основная мысль и проблематика

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм. Проводя анализ «Ночи исцеления» Екимова, можно выделить несколько важных тем, которые затрагивает автор. Все они переплетаются между собой в единую картину. Среди них:

  • отголоски военных лет в сердцах людей;
  • важность сочувствия, сострадания и милосердия;
  • помощь пожилым людям.

Очень жутко читать рассказы бабы Дуни о голоде, что ей приходилось толочь жёлуди и добавлять в них немного муки, чтобы испечь чуреки. Нынешнему поколению непросто поверить в то, что такое было на самом деле, вот и Гриша, слушая об этом, удивляется: снится ли это бабушке или это было взаправду. А потеря карточек в военное время и вовсе была равносильна смерти, их не восстанавливали в случае утери.

Ещё одна важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Героями произведений Бориса Екимова очень часто становятся школьники, подростки. Неслучайно центральной темой в его творчестве являются проблемы самовоспитания и самоопределения в жизни. По мнению самого автора, важно с самого детства учить ребёнка проявлять сочувствие, быть опорой для близких, с теплотой и пониманием относиться к беспомощной старости, помогать любому живому существу.

Приехав погостить к бабушке, Гриша уже делает её жизнь лучше одним своим присутствием: он помогает ей справиться с одиночеством, она слушает его разговоры о рыбалке, заботится о нём, готовит для него щи, пирожки, варенье. Подросток проявляет себя очень хорошим и любящим внуком. Излечивая старушку, он действует гипнотически, словно переносясь в её сон, в её тревожный внутренний мир, действительно проникаясь её страданием и желая исцелить от тягостного душевного состояния.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Отзывы читателей

Согласно словарю Ожегова, доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Она проявляется в наших поступках. Главный герой рассказа «Ночь исцеления», подросток Гриша, является отличным примером доброго человека. Неслучайно автор несколько раз употребляет слово «сердце» по отношению к нему. Это является аргументом, что он сердечный и отзывчивый человек.

У Гриши болит душа, когда он вспоминает бабушкины слёзы. Сам он тоже плачет, жалея «бабу Дуню и кого-то ещё» — он оплакивает судьбу не только родной бабушки, но и многих других людей, по жизням которых пронеслась война.

Гриша отличается от своих родителей, которые обращаются с проблемой бабушки к врачам и пытаются излечить её лекарствами. Мальчик понимает, что душевное участие — это лучшее лекарство. Его поступок вызывает уважение, с него хочется брать пример. В наше время не так уж много подростков, которые могут по-настоящему прочувствовать всю боль войны.

Этот рассказ тронул меня до глубины души. Работая над сочинением по «Ночи исцеления», мне хочется о многом задуматься и углубиться в рассуждения — прежде всего о войне. О женщинах следует поговорить отдельно. Без них и их неоценимого вклада не было бы Победы. Они взваливали на себя всю тяжесть мужской работы, голодали, воспитывали маленьких детей и внуков. У многих не вернулись с фронта мужья. И даже в послевоенное время память возвращает их к испытаниям, через которые они прошли.

Баба Дуня — именно такая женщина. Она с трудом преодолела голод, не дала погибнуть своим детям, именно благодаря ей они выросли, продолжился род, появился и сам Гриша. В войну она совершила настоящий подвиг. Конечно, в пожилом возрасте она заслуживает уважения и внимания к себе.

Мне очень понравился этот рассказ с необычной и оригинальной идеей, живыми героями, которым хочется сопереживать и сочувствовать, красивым слогом. Немаловажную роль здесь играет пейзаж: в начале произведения — зима, холодное и мёртвое время года, ночь — тёмное время суток, когда всё страшное выбирается на поверхность. Всё это ассоциируется с войной и её ужасами.

Но в конце, когда Гриша находит верный путь исцеления, луна светит в окно, а снег посверкивает живыми искрами — даже природа радуется выздоровлению бабушки. Я рада, что финал этого произведения светлый и даёт надежду, что у героев всё будет хорошо.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» ЕГЭ» Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления

В данном тексте русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны.

Автор рассказывает нам о мальчике, бабушка которого пережила Великую Отечественную войну. Во сне она мысленно возвращалась в те времена, поэтому не могла спать спокойно. Бабушка Дуня каждое утро просыпалась в слезах. Борис Петрович замечает: «Она казалась такой слабой и одинокой, а тут еще эти ночи…, словно наказание». Пережитые события оказали огромное влияние на эмоциональное состояние героини. Даже спустя десятилетия она отлично помнит страх и голод, которые испытывала во время войны. «Все люди прожили горькое и забыли, а у нее оно снова и снова, » — говорит Б.П. Екимов. Сны бабы Дуни показывают, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут быть причиной психологических страданий человека.

Борис Петрович Екимов считает, что война сильно изменяет психику человека. Трудно с ним не согласиться, ведь люди, увидевшие ужас сражений, пережившие страх и голод, меняются навсегда.

Данная проблема затрагивается во многих произведениях художественной литературы. Как не вспомнить повесть Леонида Андреева «Красный смех», в которой рассказывается, как война влияет на эмоциональное состояние людей. Рассказчик — молодой литератор, призванный в действующую армию. Его охватывает безумие и ужас, он сходит с ума от ужасных событий, происходящих на войне. Главный герой лишился ног во время боевых действий и, вернувшись домой, хотел снова заниматься писательской деятельностью. Однако война перевернула его сознание и помутила рассудок, поэтому он уже не мог заниматься литературой.

Хочется обратиться к рассказу М.А. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был советским солдатом. Ему пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы и терзания. Вся его семья погибла, а дом был разрушен. Главный герой после увиденного ужаса войны, смерти близких людей изменился и прежним ему уже никогда не стать.

Действительно, последствия войны ужасны, ведь она не только причиняет физическую боль, но и меняет человека, оставляя в душе глубокие раны.

Полезный материал по теме: Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь ИсцеленияЕГЭСтр. 1 Скачать Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления

<legend>Tags</legend>Сочинение-рассуждениеБорисПетровичЕкимовподнимаетпроблемупамятивойныврассказеНочьИсцеления

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Категория: Сочинения ОГЭ (ГИА)

Сочинение ОГЭ по тексту

Перед нами фрагмент  текста советского публициста Б. П. Екимова. Автор рассказывает о желании главного героя,   Гриши, помочь своей бабушке забыть о страшных месяцах  блокады Ленинграда. В финале текста Б. П. Екимов описывает состояние мальчика таким образом: «Он не спал, но находился в странном забытье…»

Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я считаю, что Б.Екимов хотел передать читателю   внутренние переживания героя, не дающие ему возможности забыть увиденное ночью. Действительно, узнав о тяжёлой жизни в оккупированном Ленинграде, о потерянных хлебных карточках, о голодающих детях,    Гриша был подавлен, как написано в предложении № …, сердце его «облилось жалостью и болью» — именно поэтому он не мог заснуть. Из текста мы узнаём, что герой не только жалостлив и добр — он   хочет помочь бабушке забыть те страхи и кошмары. И ему это удаётся: после мягких, ласковых, успокаивающих  слов баба Дуня смолкла, «ви­ди­мо, там, во сне, она всё слы­ша­ла и по­ни­ма­ла».

В заключение хочу сказать, что у каждого человека в жизни бывают тяжёлые времена и очень хорошо, когда рядом есть тот, кто способен понять тебя и постараться помочь.

Текст Б. Екимова:

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей? (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. (11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии. – (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!.. (24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: – (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка! (30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. (31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка. – (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите. (43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!» (51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет. – (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите. (59)Баба Дуня смолкла. (60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.  

(По Б. Екимову)*

<legend>Похожие материалы</legend>

В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» речь идет о взаимосвязи человеческой судьбы с войной, оставившей в душе неизгладимый след. Главное действующее лицо – деревенская женщина, которую все зовут «баба Дуня». Когда к ней в гости приезжает внук Гриша, бабушка суетится, радуется, она постоянно готовит и что-то затевает.

Дуня круглый год ждет приезда любимого внука, но сама редко навещает детей, так как не хочет быть им в тягость. У бабушки серьезная проблема: ночью ее преследуют кошмары. Дети знают об этом, но помочь не в силах. Родная дочь (мать того самого Гриши) не принимает активного участия в жизни пожилой женщины.

Когда бабушка засыпает, она видит во сне сюжеты войны. Ночью Дуня будто заново переживает тяжелые времена. Самый страшный сон – тот, в котором бабушка теряет карточки на продукты. Пожилую женщину преследует страх оставить детей голодными.

Все, кто читает произведение «Ночь исцеления», могут представить, через какие испытания люди прошли в период войны. Страх остается с теми, кто застал тяжелые времена. Дуня видит сны. Читатель понимает, что карточки на получение еды были настоящим спасением, потому что помогали выжить. Чувствуется душевная боль главной героини, ее страдания будто бесконечны.

Гриша – мальчик, ради которого бабушка отдаст все. Он поминает, что его счастливое существование – заслуга любимой родственницы. Юноша знает: близкий человек страдает и никто не в силах ему помочь. Родители Гриши не могут ничего предпринять, не могут найти панацею от «болезни». Мать мальчика холодно, грубо относится к бабушке. Внук Дуню действительно любит. Мальчик не следует советам своей родительницы, считает, что она бесчеловечна по отношению к бабушке.

Гришу читатель воспринимает как чуткого, доброго, заботливого, находчивого юношу. Он очень хочет помочь бабушке. Гриша решил действовать как психолог. Мальчик попытался заглянуть в душу бабушки. Внук будто переместился во времени, пережил боль своей родственницы. Юноша всего лишь сказал, что карточки нашлись и бабушке не о чем тревожиться. Она успокоилась. Впредь Дуню не преследовали кошмары, спала она спокойно.

Внук взял на себя роль ангела-хранителя, сделав любимую бабушку счастливой. Мальчик исцелил близкую родственницу. Сам заплакал, потому что мысленно погрузился в трагические события былых времен. Сердце Гриши облилось слезами. Автор произведения подчеркивает: именно из таких людей как этот юноша вырастают герои.

У Гриши появляется непреодолимое желание поговорить с бабушкой утром. Он будто бы хочет похвастаться исцелением, рассказать Дуне, какие страхи она испытывала. Но мальчик понимает, что дорогой ему человек будто живет в двух мирах. В глубине души Гриша не считает себя настоящим спасителем, однако делает все для того чтобы полностью избавить бабушку от видений.

Автор будто сравнивает мальчика с его матерью и подчеркивает, что у Гриши развиты истинные человеческие качества. Юноша изъявляет желание каждую ночь спасать бабушку от страшных снов.

Каждый по-своему воспринимает понятие «Старость». Екимов доносит мысль, что далеко не все относятся к стрикам с должным почетом. Кто-то не уважает пожилых, даже пытается их унизить, показать некое превосходство. А главный герой Гриша – заботливый, умный, чуткий, сострадательный. Он обливается слезами, когда видит, что родной бабушке плохо.

Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» об одной из тысячи человеческих судеб, в которой оставила свой неизгладимый след война и для которой эти страшные годы не прошли бесследно.

Главными героями рассказа являются пожилая женщина. Живущая в деревне, и её внук Гриша. С приездом внука в жизни бабы Дуни всё оживало, она «суетилась», « варила», «доставала», «затевала» (глаголы действия). Как замечает автор, «живым духом веяло в доме». Можно предположить, что это оживление вызвано радостью: старушка теперь не одна. Семантический ряд синонимов, использованных в рассказе: «одна» -«одинокая» -«одиночество»,- передаёт трагедию бабы Дуни. Есть родня, а она одна и живёт лишь ожиданием приезда внука.

С каждый годом баба Дуня всё реже ездила в город к детям, потому что не хотела быть для них обузой, не хотела им мешать. Она стыдилась своей болезни(ночных кошмаров), от которой её дети не могли найти лекарства. Глаголы и деепричастия передают душевное состояние героини, привыкшей думать о других: « горевала», «совестясь», «чувствовала себя такой виноватой».

Ночь была для бабы Дуни мучением. Именно в своих снах она возвращалась в то далёкое военное время, о котором её внук знает лишь по рассказам и фильмам. Ей снилось то, что много лет назад было страшной реальностью, а теперь стало кошмаром, мешающим забыть тот ужас: она потеряла продуктовые карточки и теперь беспокоилась, чем ей накормить детей. И мы можем представить, насколько тяжёлые испытания уготовила война обычным людям, насколько это запало им в души, если, спустя годы, тот страх, та боязнь не покидает человека.

Из снов бабы Дуни можно понять, что продуктовые карточки были на вес золота. В них спасение от голода, надежда на выживание. Ужас от потери самого дорогого, карточек, старушка испытывает по ночам, возвращаясь в ту жизнь. И вновь боль- и «рыдания», «крик», ошеломление.

Автор не случайно даёт описание бабушки и внука рядом. Он – «красив», у него «милое лицо, смуглое, с румянцем». У неё « согбенное, оплывающее тело», «седая голова», «в глазах <> что –то нездешнее». Видя рядом бабушку и внука, мы понимаем, что молодость и счастье Гриши куплены страданиями старости. Гриша чувствует это и вспоминает лицо бабушки в слезах после ночных кошмаров. Это воспоминание «резануло по сердцу».

Гришу не покидает мысль о страданиях родного человека. Но самое страшное, что он не знает, как помочь бабушке. Он бы мог воспользоваться советом матери: «Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни : «Молчать!» Она перестаёт». Так делала его мать, когда баба Дуня гостила в городе. Но мальчик не принимает такого бесчеловечного совета. Он нежнее и совестливее своих родителей. Видя бабушкины страдания, он хочет облегчить их, но не ценой собственного спокойствия. Здесь нужно действовать по –другому: криком можно было только навредить.

Сердце Гриши «обливалось жалостью и болью», которые и подсказали ему верный выход. «В душе что –то теплело и таяло, что –то жгло и жгло». Перед нами чуткий, благородный мальчик. Он нашёл другой выход: он «стал убеждать мягко, ласково». Как истинный психолог, мальчик проник в сон бабушки и, переживая вместе с ней её трагедию, утешил её, решил её проблему по –человечески, как можно было решить в те военные годы: он сказал, что карточки нашлись. Успокоенная старушка больше не вскрикивала ночью, «не выговаривала со слезами, в тяжкой муке», а «облегчённо вздохнула», «смолкла» и заснула. Гриша стал её ангелом –хранителем. Ночь исцеления нелегко далась Грише. Он плачет, но не только из –за жалости к бабушке, а ещё и потому, что он сам прочувствовал состояние людей в те далёкие военные годы, стал на одно мгновение одним из тех, кто всё это пережил. Поэтому его «бьёт озноб», « холод пронизывает до костей», «слёзы катились и катились», «сердце болело и ныло», «он плакал». Автор понимает, что из таких детей вырастут настоящие люди, и радуется за Гришу.

Первое желание Гриши – утром рассказать бабушке о её страхе и своей «помощи». Рассказать со смехом. Но чуткая совесть подсказывает, что этого делать нельзя, что всё можно разрушить, потому что его бабушка живёт во сне другой жизнью и по другим законам. Эта мысль «обожгла» его. Он понял, что спаситель из снов его бабушки не должен превратиться в Гришу, это должен быть человек из её тяжёлого военного времени. Чтобы спасти бабушку от ночных кошмаров, нужна помощь из того времени. Гриша это понял. Гриша хочет исцелить бабушку не столько от физических мучений, сколько от психологических, душевных терзаний. Он хочет избавить её от горьких воспоминаний и от чувства вины перед детьми.

Ночь исцеления не только для бабы Дуни, которая избавилась от своих тревожных снов, это ночь исцеления и для Гриши. Она помогла открыть в нём человека большой души, избавить от эгоизма. Гриша готов на маленькие еженочные подвиги ради исцеления бабушки. Он порядочнее своей матери.

Проблему, поднятую в рассказе «Ночь исцеления», Б. Екимов продолжает в другом рассказе, «Родня». От его названия веет чем –то тёплым, уютным.

Родня –это люди, связанные родственными узами, кровными отношениями. Но, несмотря на такое важное и простое значение этого слова, в рассказе оно звучит как –то иронически, парадоксально.

Семья старинного друга Лунякина – обыкновенная городская семья, плохо знающая деревенскую жизнь. Встреча друзей детства тоже была самой обыкновенной: « хозяин пошёл вниз», « хозяйка готовила скорый ужин», «дочка хрустела гостинцем». Беседа началась с «рядовых», стандартных вопросов( о жизни, о работе) и протекала легко, непринуждённо. Но при чтении создаётся неприятное ощущение от иронических, а иногда и невежливых реплик хозяйки: «передразнила», «добавила насмешливо». Но один, вроде бы простой вопрос, который Лунякин задал хозяевам неожиданно, нарушил спокойное течение беседы. Вопрос о «дедуле», который вырастил обоих друзей, а теперь живёт в городе у одного из них. Этот вопрос заставил хозяев смешаться, растеряться, замереть и замолчать в растерянности. Чем же вызвано смущение? Дедуля уже не живёт в доме своего сына –он в доме престарелых. Очень спокойно, как о чём –то само собой разумеющемся, об этом говорит дочь. Пытаясь как –то сгладить неловкость, хозяйка поправляет: « В доме ветеранов войны». Это звучит солидно, но сути не меняет: деда отправили подальше, сбыли с рук, потому что очень с ним хлопотно.

На все вопросы Лунякина хозяин отвечает нехотя, понимая, что говорит глупые вещи в своё оправдание. Он рассказывает о новом жилье деда: « кафель югославский», «пластик», «красочка импортная», но не хочет понимать, что для пожилого человека самое главное не паркет, не ковры, а любовь и забота близких, домашнее тепло. А Лунякин видит совсем другую картину: «невзрачная комнатёнка» «больничная коечка», «серое казённое одеяло», — лишённую тепла и уюта.

Хозяин в своё оправдание ссылается на решение самого деда переехать в дом престарелых: «Ему там понравилось. Вокруг такие же старики. Есть с кем поговорить, не скучно». И делает вывод: «Ему там лучше!»,не понимая, что домашнего общения не заменит ни один старичок.

На вопрос Лунякина, для кого лучше, продолжает твердить своё: про врачей, про уход. А Лунякин понимает истинную причину: от старичка избавились, он был в тягость. Значит, когда в голодные годы растил и своего, и чужого ребёнка, это не считалось тяжестью, а теперь, когда пришло время платить долги, забеспокоились о собственном благополучии.

Пытаясь достучаться до совести своих друзей, Лунякин приводит примеры из деревенской жизни: «Люди и не таких стариков держат», на что получает один ответ: «Ему там лучше. Там уход, врачи». Так постепенно рушатся связи между родными. Родной становится чужим. Дед в доме своего сына – чужой, и виноват в этом только сам хозяин дома.

Случай с дедом разбередит совесть Лунякина. Он невольно проводит параллель: «Недавно ещё босиком бегал теперь уж сам отец глядишь, и дед». Да и сам себя Лунякин упрекает в том, что порой не было времени навестить родителей: « жизнь, суета, спешка, дурная работа», но время прошло, и теперь «вспоминать горько», « сердце щемило». Подвоя итог своим размышлениям, Лунякин понимает, что связь с домом друга теперь порвётся, потому что его друг так и не понял простой истины: надо проявлять милосердин к старости, мы все будем старыми.

Лунякин решает навестить деда(чужого человека) просто потому, что они «столько лет знались», просто из чувства человеческой жалости, от стыда за поступок друга, и берёт с собой дочь друга. Комната, в которой находился дед, была светлая и чистая. Но в одном Лунякин не ошибся: душевное состояние деда никак не соответствовало тому радостному чувству, о котором говорил друг. «Дед лежал, устремив глаза в потолок», но когда увидел гостя, «старика словно подбросило». Видимо, редко навещали здесь деда родные, и поэтому Лунякин был дороги и нежданным гостем. И не повернулся дед сразу только потому, что не рассчитывал никого увидеть.

Самая кульминационная и эмоциональная сцена –встреча с дедом. Он начинает принюхиваться к запаху, вспоминая прежнюю жизнь. Ностальгически звучат его слова: «Хутором пахнет», «печной дым», «скотье тепло» «родины дух». Автор даёт столь полное и подробное описание запахов, чтобы сильнее передать тоску деда по родной стороне, по дому, его одиночество. А от слов деда о том, что он лежи, «привыкает к могилам», мурашки бегут по спине. Жизнь в доме престарелых для деда –репетиция смерти, ожидание его медленного прихода. У этого старого человека отняли надежду на жизнь, на радость. И никакие яркие шторы не смогут продлить жизнь человека, которого оттолкнули родные. Никакие заморские фрукты не радуют старика, потому что нет в них души. А простая деревенская репка вышибла у него слезу.

Единственно правильное решение принимает Луняким: забрать деда. Дедуля напоминает ребёнка, обидеть которого- великий грех. Лунякин утирает стариковские слёзы, как утирал их ему когда –то теперь уже одинокий старик. Лунякие несёт старичка к машине. Как несут самое дорогое, а рядом идёт девочка. За всё время свидания она не произнесла ни слова, но получила хороший урок милосердия, гуманного отношения к старости. Она, как и Гриша из первого рассказа Б. Екимова явилась свидетелем совершенно разного отношения к старости, и хочется верить, что сможет сделать правильные выводы.

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ

Безразличие и гуманное отношение к старости, равнодушие и милосердие – такую проблему рассматривает Б. Екимов в своих рассказах. Анализ «вслед за автором», проведённый ученицей, помогает раскрыть эту проблему и показать отношение молодого поколения к данному вопросу. Ученица смогла проследить столкновение двух жизненных позиций и показать, как решается проблема выбора героями.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-noch-istseleniya.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/boris-petrovich-ekimov-podnimaet-problemu-pamyati-vojny-v-rasskaze-noch-isceleniya
  • https://vopvet.ru/news/sochinenie_po_tekstu_b_ekimova_noch_iscelenija/2016-09-14-5830
  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/problematika-rasskaza-borisa-ekimova-noch-isceleniya/
  • http://www.microanswers.ru/article/nravstvennie-problemi-rasskazov.html

Слайд 1

Екимов Борис Петрович , русский публицист и прозаик

Слайд 2

Родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка , который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках, в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

Слайд 3

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Самые известные его рассказы «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Слайд 4

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына . По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации».

Слайд 5

Творческое кредо писателя «Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму!»

Слайд 6

Любимые герои Екимова – старики и дети . Как вы думаете, почему? Они обладатели «живой души»

Слайд 7

Рассказ «Ночь исцеления»

Слайд 8

1 этап. За каждый правильный ответ – 2 балла команде

Слайд 9

0. В каком году был написан рассказ «Ночь исцеления»? Ответ: 1986

Слайд 10

1. Какие развлечения были у Гриши у бабушки в деревне? Ответ: катался на лыжах, коньках, собирал грибы, дружил с деревенскими ребятишками

Слайд 11

2. Когда приезжал внук к бабушке? Ответ: на зимние каникулы, на Октябрьские и Майские праздники

Слайд 12

3. На какой речке рыбачил Гриша? Ответ: на Дону.

Слайд 13

4. По каким двум причинам бабушка перестала ездить ночевать к своим детям? Ответ: 1) боялась оставить дом, хозяйство; 2) не давала спать остальным в доме из-за разговоров и криков во сне.

Слайд 14

5. Баба Дуня просыпалась первой ночью два раза. О чем она просила во сне? Ответ: 1) найти потерянные карточки на хлеб; 2) вернуть мешки с желудями.

Слайд 15

6. Что посоветовала мама Гриши для исцеления бабушки от кошмаров? Ответ: крикнуть «Молчать!» бабушке.

Слайд 16

2 этап. За каждый правильный ответ – 5 баллов команде

Слайд 17

1. Прочитайте отрывок «Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем». Дайте определение слову «мормышки».

Слайд 18

Мормышка — искусственная приманка для ловли рыбы, разновидность блесны

Слайд 19

2. Прочитайте отрывок «– Бабаня , я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха . Фирма веников не вяжет. Учти. – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре». Что значит фразеологизм «фирма веников не вяжет»?

Слайд 20

Фирма веников не вяжет в «Толковом словаре русского сленга» В. С. Елистратова дается в значении » мы плохих вещей не делаем «

Слайд 21

3. Прочитайте отрывок «За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость. – Бабаня , в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…». Что значит слово «булгачила»?

Слайд 22

Булгачить просторечное выражение, значит « волновать, тревожить, лишать покоя »

Слайд 23

4. Прочитайте отрывок Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры , поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона». Что значит слово «краснотал»?

Слайд 24

Краснотал кустарник или дерево, род ивы

Слайд 25

3 этап. За каждый правильный ответ – 10 баллов команде

Слайд 26

Объясните, почему герой так поступил – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка. – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково….

Слайд 27

Объясните финал рассказа Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Слайд 28

Как вы думаете, почему мальчик решил помочь бабушке именно таким способом? Почему именно сочувствие помогло мальчику успокоить бабушку? Только сочувствие и милосердие могут помочь больной душе обрести покой, только доброе отношение и искреннее желание помочь могут сотворить чудо. Мальчик смог дать бабушке то, в чем она так нуждалась – поддержку близких. Именно эта поддержка и участие были важны, не случайно автор часто употребляет слово «одиночество», характеризуя свою героиню. Нередко доброе слово и участие оказывают исцеляющее действие.

Слайд 29

Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.

Слайд 30

Подведение итогов

Краткое содержание Ночь исцеления Екимов

К бабушке Дуне в село приехал внук Гриша, покататься на лыжах и сходить на рыбалку. Он вырос и почти на все праздники приезжал в гости к своей бабушке. Дети Дуни давно повзрослели и ухали жить в город. Поэтому старушке было только в радость приготовить вкусный обед и ужин, испечь любимые внуком пироги и тихонько ждать Гришу, глядя в окно. В старости бабушка Дуня стала разговаривать и кричать во сне, поэтому приезжая в гости к сыну и дочери старалась не оставаться на ночь, чтобы не пугать родных и не доставлять им беспокойство.

После ужина старушка сказала внуку Грише, чтобы не пугался, когда она будет во сне кричать и разговаривать, что это старость. Ночью Гриша услышал бабушкины крики во сне о том, что она потеряла карточки на хлеб и у нее отбирают желуди, которые она собрала, чтобы прокормить своих детей. Сначала Гриша очень испугался, потом пошел в комнату к бабе Дуне и разбудил ее.

Утром Гриша с друзьями поехал на лыжах к Дону рыбу ловить. Пообещал бабушке привезти много рыбы, чтобы она сварила уху. К вечеру он так устал, что ночью уже не слышал Дуниных криков. Через день Гриша пошел на почту звонить маме. Он ей рассказал про бабушкины крики по ночам. Мама посоветовала в этот момент громко крикнуть бабушке слово «молчать» и она должна уснуть. Возвращаясь назад, Гриша стал думать, как помочь бабушке. Он не хотел жестоко, по его мнению, кричать бабушке «молчать».

Наступившей ночью он не лег спать, а стал ждать, когда бабушка начнет кричать во сне. Старушка начала опять бормотать, что потеряла продуктовые карточки. Гриша встал на колени около кровати и стал говорить, что все хорошо, карточки нашлись. Он долго повторял: «Возьмите бабушка ваши карточки, которые вы потеряли в синем платочке. Я их нашел». «Берите карточки и спите спокойно, спите», — говорил Гриша, успокаивая бабушку. Она уснула.

Через некоторое время баба Дуня опять стала кричать во сне и проситься переночевать. Бабушка кричала, что у нее есть документ, а она едет повидать в госпитале мужа. Гриша на этот раз тоже успокоил бабушка, и она спокойно заснула до утра.

Когда Гриша лег в кровать, он подумал, что завтра расскажет бабе Дуне, как он успокаивал ее ночью. Потом вдруг ясно понял, что нельзя говорить. Нужно каждую ночь так делать, но молчать, тогда старушка исцелится.

Рассказ учит быть добрее, сердечнее к своим родным и близким и тогда они будут жить долго и счастливо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Екимов. Все произведения

Ночь исцеления. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Нелли жила со своим дедом. У нее был брат, Фред Трент, склонный к авантюрам и жульничеству. Ночью девочка была дома одна, — старик играл в карты. Днем на нее ложились все домашние обязанности

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

Произведение начинается с того, как хор злых сущностей призывает Демона на землю, дабы он уничтожил всю красоту, созданную, когда то богом. Демон соглашается, под предлогом того

Повесть начинается с того момента, где отец Алисы Селезневой сидел и думал, какой подарок преподнести дочери на именины. Но тут позвонил археолог Громозека, прибывший с планеты Колеида, где проводил исследования, и попросил профессора принять его

Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

Борис Екимов — Ночь исцеления:
Краткое содержание

Поселок на Дону. Подросток Гриша, высокий, румяный, смуглый, гостит у бабушки Дуни. Хоть внук днями с ребятами то на реке, то в лесу, а бабе Дуне уже не одиноко. «Живым духом веяло в доме». А вот сын и дочь приезжали раз в год. Чаще ездила она к ним в город. Да вот беда: стал беспокойным сон. Видятся ей пережитые война и голод – она и кричит. Дети ее к врачам водили. Пила она и таблетки. Без толку. Помогал только окрик: «Молчать!» Жалея детей, она больше не оставалась у них ночевать. Вот и перед внуком совестно. Но Гриша уверяет, что спит «мертвым сном». А ночью просыпается от крика: «Люди добрые! Карточки потеряла!» А на руках у нее Петяня (отец Гриши), Шура, Таечка. Как без хлеба выжить? И плачет бабушка навзрыд. Разбудил ее Гриша. Но затихла она ненадолго. «Не отымайте, Христа ради…» Это у нее лесники желуди отнимают. Не положено собирать. А из них муку можно сделать.

Для отца Гриши война в прошлом, а для бабушки и сейчас рядом. «Как помочь?» Хотел внук рявкнуть «молчать!», но вместо этого ласково «подал» ей утерянные карточки в синеньком платочке, успокоил. А потом сел у печки и заплакал от жалости. И к ней, и к людям той поры. А баба Дуня во сне уже пробирается к мужу в госпиталь. Просится переночевать. Гриша успевает «вовремя», пока она еще не заплакала. «Пускает» на ночлег: «На бочок и спите». В ту ночь бабаня больше не кричала. Утром Гриша хотел рассказать, какое лекарство нашел для ее психики. И вдруг осознал: «нельзя говорить». Просто «делать и молчать», пока не придет полное «исцеление».

Читательский дневник по рассказу «Ночь исцеления» Екимова

Сюжет

Подросток Гриша в гостях у бабушки Дуни в донском селе. С недавних пор она начала кричать во сне. Снится война. Ее дети знают: после окрика «молчать!» она затихает. Но внук не кричит, а успокаивает плачущую бабушку. «Возвращает» ей во сне потерянные карточки на хлеб, «пускает» переночевать, когда она идет в госпиталь к мужу-фронтовику, «разрешает» набрать в лесу желудей для муки. Такое отношение лечит бабушку. И Гриша утешает, помогает ей во сне, ожидая ночи, когда придет полное исцеление.

Отзыв

В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни. Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

План рассказа «Ночь исцеления»

  1. Радость бабы Дуни от приезда внука.
  2. Слезы бабушки в снах про войну.
  3. Бабушка мешает всем спать.
  4. Окрик – не лекарство.
  5. Помощь внука в снах бабушки.
  6. В ожидании ночи исцеления от боли.

Вопросы к рассказу «Ночь исцеления»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (зимой).
  2. Что снится бабе Дуне? (война и голод).
  3. Как дети пытались ее вылечить? (визиты к врачам, таблетки, окрики).
  4. Что испытывает Гриша к плачущей бабушке? (сострадание, жалость).
  5. Какие карточки во сне обронила бабушка? (хлебные).
  6. Сколько детей бабушка растила в войну? (троих).
  7. Что делали из желудей люди в войну? (муку для чуреков, лепешек).
  8. Кого во сне Дуня навещала в госпитале? (мужа).
  9. Что делает Гриша, «приходя» в сны бабушки? (успокаивает, помогает).
  10. Чего хочет добиться Гриша своим лечением? (исцеления, выздоровления).

Анализ рассказа «Ночь исцеления»

В названии рассказа – ожидание ночи исцеления опаленной войной души родного человека. Главный герой – Гриша. Его характер дан в развитии. Подросток учится сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Он ищет и находит лекарство для душевных ран бабушки. Это не окрик, а внимание, сострадание, любовь. Случай с бабушкой помог ему повзрослеть душой, излечиться от равнодушия, понять важные вещи про жизнь, народ, войну, память.

Внук приезжает для себя – отдохнуть. Постепенно его отношение меняется. Перед ним – мама его отца. И война не в учебнике истории, а рядом. Он решил молчать о своем рецепте лечения, чтобы не разрушить веру бабушки в его слова ночью.

Поиск себя в этом мире, выбор, каким быть, как относиться к людям – одна из проблем рассказа. Гриша из нового поколения, не знавшего войны. Но не разрывает связь поколений, а разделяет боль тех, кто войну пережил. Детям бабы Дуни не хватило терпения, сочувствия, времени. Их лекарство было резким окриком. Милосердие, забота, понимание – лекарства от одиночества, душевной боли и равнодушия.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

Главная мысль

Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Ночь исцеления

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Владимир Леонидович Дуров был талантливейшим писателем, но это не основной его род деятельности. В молодости Дуров учился в военной гимназии, но увлекся цирком и полностью посвятил

Первые строчки романа повествуют нам о радости, которая переполняет Колю Плужникова. Наконец-то он закончил военное училище и думал теперь о том, как он поскорее прибудет домой.

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

Ершов Петр Павлович написал интересную сказку для детей, где главный герой Иванушка-дурачок дружит с ослом, а тот ему помогает в различных ситуациях. Хоть история простая и содержит много волшебства, в ней есть моменты

В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

Вступительное слово

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современного волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова. Он родился в 1938 году в Красноярском крае. Работал токарем, слесарем, электромонтером, учителем труда в школе. Публиковаться как прозаик начал в 1965 году и с тех пор написал более 200 произведений. Постоянный автор литературных журналов «Новый мир», «Знамя», «Наш современник».

В первых же произведениях определяется ведущая тема творчества Б.П. Екимова – жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями. Для писателя связь с родной землёй, любовь к ней, желание работать, трудиться на родных просторах является главной идеей творчества Б.П. Екимова и очень выразительно проявляется в характерах его героев.

Современники отмечали, что Б.П. Екимов выступает как продолжатель русских литературных традиций, восходящих к житийному и летописному жанрам, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова.

Основным жанром произведений Екимова становится рассказ. Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность (то есть откровенность, открытость чувств и переживаний) становится одним из наиболее характерных признаков произведений Б.П. Екимова.

Рассказ не забудь борис екимов

На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу «Белая дорога».

«Жизнь прожить – не поле перейти»

Вопросы для анализа

Обратимся к произведению, в котором попытаемся найти эту «белую дорогу». Сразу ли мы узнаем о главном герое рассказа? Какой композиционный прием при этом использует автор?

Нет, сначала мы читаем о возвращении рассказчика в город из-за наступления осени. Здесь используется прием рамочной композиции или «рассказ в рассказе»: герой вспоминает о Степе, которому и посвящен рассказ, перед отъездом любуясь песчаными пустошами.

Как рассказчик описывает Пески? Что его больше всего поражает?

Пески в описании рассказчика становятся волшебной неведомой страной, в которой царят покой и тишина: «Песчаная страна, считай, пустыня; желтые бугры — кучугуры, редкая зелень: солянка, молочай, желтый бессмертник, ползучий чабер. Вечный ветер. Свистит и свистит. Безлюдье на десятки верст. Машины сюда не забираются. И делать нечего, и застрянешь в песках. Редкий жаворонок вспорхнет из-под ног; редкий коршун проплывет в вышине; ящерка прошуршит — и все. Тишина. И просторное небо».

Рассказчика поражает появление белых дорог, «неведомо кем проложенных» среди этих бесконечных безлюдных пустошей. Он задается вопросом: «Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..». С размышлений о сложности и загадочности человеческой жизни и начинается произведение.

В рассказе указано время действия: «Годы были тяжкие — двадцать первый да двадцать второй». Какие события в истории России происходили в то время?

1920 – 1921 годы – это время массового голода в Поволжье в период Гражданской войны. Тогда засуха, уничтожившая посевы, жесткая политика продразверстки со стороны советского руководства и последствия Гражданской войны привели к катастрофическим последствиям: бедности среди крестьянского населения, большому количеству смертей, в том числе – детских.

Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.

Степа – немой сапожник, ходивший по хуторам и чинивший обувь. В то тяжелое время, когда у людей не было даже еды, новая обувь была роскошью, особенно для бедных семей, поэтому Степина помощь оказывалась неоценимой. Он работал не ради достатка, а из-за порыва души, желания помочь, поэтому можно назвать этого героя добрым, трудолюбивым, бескорыстным человеком.

Герой жил свободной, кочевой жизнью: «Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами — все имущество. Жил и кормился Степа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит».

В рассказе не дан портрет героя, но детально описана его одежда: «поношенная, но всегда чистая, аккуратно заштопанная, петли обметаны, пуговицы крепко сидят. А заплаты подобраны и посажены — как влитые». Все это – забота хозяек, у которых останавливался герой, что говорит об их взаимной симпатии и готовности помочь.

Герой при всем своем великодушии был нелюдим и серьезен, никогда не улыбался, молчал, о его судьбе практически ничего не знали. Рассказчик предполагает причину такого поведения героя: «Говорили, что Степина семья, дети погибли ли, померли от войны, голода ли, болезней».

Почему героя называли «малахольный, умом тронутый»? Как к нему относились люди?

Степа жил бедно, без своего угла, не стремился к заработку и брался даже за самую безнадежную работу, не беря за нее денег – такого жизненного уклада многие люди не понимали. Рассказчик называет его глупым и неразумным и рассуждает: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком…  Но Степа хозяев не выбирал, сытно живут или впроголодь; он шел, куда звали».

Нельзя не заметить и своеобразного потребительского отношения людей к герою, воспринимающих его труд, как должное: по ходу рассказа его неоднократно называют «Степа-глухой», а односельчане ругаются, когда он задерживался в чьем-то доме («на Степу-глухого была очередь»).

Несмотря на все это, странное поведение героя и его кочевую жизнь, люди заботились о Степе, потому что он помогал им в трудные минуты, ничего не прося взамен, отдавая всего себя на благо других, его «уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба». «Степа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим».

Когда «светлел лицом» герой рассказа? Как вы думаете, с чем это связано?

Степу любили дети, «для них начинался праздник, когда он приходил в дом»: он никогда не прогонял их от своего рабочего места, мастерил им игрушки, разрешал брать инструменты. При общении с детьми герой «светлел лицом и шумно вздыхал», возможно, вспоминая о погибшей семье. Но и сами по себе дети, как чистые и светлые создания, созвучны духовному мироощущению Степы.

Как закончилась история Степы?

Смерть Степы стала внезапной и загадочной: он неожиданно умер в Песках, решив отправиться в следующую деревню напрямую через песчаные пустоши. Мы снова возвращаемся к рассказчику, который снова обращает внимание на загадочные белые дороги («…такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег ли он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи»).

Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ  дороги, пути? Приведите примеры.

Этот образ символизирует жизненный путь человека, отражает всю сложность человеческой жизни. Традиция его изображения восходит еще к античности (например, гомеровской «Одиссее»), фольклору, в русской классике находим ее в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, лирических произведениях А.С. Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы»…), «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и т.д.

С чем у вас ассоциируется белый цвет? Как с учетом всего сказанного можно интерпретировать выражение «белая дорога»?

Белый цвет – это чистота, гармония, добро. Белая дорога – праведный жизненный путь, путь «добра и света», жизнь, наполненная хорошими, добрыми поступками.

Найдите цитату из произведения, позволяющие нам трактовать образ «белой дороги» как жизненного пути  человека. Объясните свой выбор.

«Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер». (ученики представляют свои варианты)

Таким образом, что значит следовать «белой дороге»? В чем идеал жизненного пути по Б.П. Екимову?

По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни  – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.

А в чем ваш идеал жизненного пути? Есть ли нам чему поучиться у героя рассказа «Белая дорога»?

Выслушать ответы учеников.

С какими героями-праведниками мы с вами уже знакомились на уроках литературы? Что их сближает со Степой, а что объединяет?

Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова, так же, как и Степа, лишен потребительства, жажды наживы, живет аскетично и бескорыстно помогает людям. Он трудится на благо своей приемной дочери (герой Екимова этого лишен), и, к сожалению, терпит издевательства со стороны людей, которые не принимают его жертвенного образа жизни.

Матрена из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», так же, как и Степа, стремится бескорыстно помогать людям, живет в труде, не стремясь к достатку. Люди же относятся к этому, как к должному, потребительски (например, жена председателя вызывает помочь колхозу, а после ее смерти родственники не скорбят, а стремятся ухватить лучшую часть имущества). Также Матрена окружена любящими людьми (ее воспитанница Кира, Игнатич), которые уважают ее жизненный выбор и преклоняются перед ним. Матрена, как и Степа, умирает, оставаясь словно незримым образом того праведника, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Литература

  1. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы: дис. д. фил. наук 07.00.02: утв. 15.07.02. М., 2002. 215 с. // [Электронный ресурс] URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714050&archive=1205324254 (дата обращения: 12.04.2020).
  2. Екимов Б. Возвращение. Рассказы о живой жизни. М.: Издательский дом «Никея», 2015. 304 с.
  3. Православный журнал «Фома» // [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/belaya-doroga.html (дата обращения: 05. 01. 2021).
  4. Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

Вступительное слово

Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Отслужил в армии. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».

Критик В. Сердюченко по «общему пафосу» дарования ставит Бориса Екимова в один ряд с Л.Толстым, И. Гончаровым, И.Тургеневым. И далее отмечает: «Его рассказ «Фетисыч» является одними из вершинных завоеваний малой прозы ХХ века. После «Судьбы человека», рассказов В. Шукшина, «Одного дня Ивана Денисовича» в ней не появлялось чего-либо подобного» [Сердюченко, 2000, с. 94].

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Чужой» :

  1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Рассказ очень впечатлил описанием зимних пейзажей хутора. Кроме того, нельзя не отметить удивительную манеру автора достоверно передать быт деревенских жителей.

  1. Почему для отдыха рассказчик выбирает именно хутор?

Потому что в этом хуторе жил приятель рассказчика, который звал его погостить, обещая тишину и покой, чего так не хватало главному герою в городе.

  1. Что больше всего впечатляет главного героя в хуторе?

Рассказчик остается под впечатлением от живописных картин зимней степи и леса хутора: «Есть в степных прогулках своя неизъяснимая прелесть. Иные предпочтут леса и будут правы. Прекрасен зимний лес, особенно в день солнечный: розовеющие березняки, черные таинственные ельники, сосновый смолистый дух и сами они богатыри в сияющих солнцем латах.Но степь я люблю более. Хотя кажется, что в ней: унылая равнина, не тронет глаз. Лишь далекий увал да малая теклина — и все. Но как хорошо глядеть, озирая полмира. Просторная земля покойно дышит степным ветром, а над нею небесная благодать раскинула крыла, охраняя. Просторная родная земля и ты, живая душа,— и все» [1].

  1. Справедливо ли относилось начальство к парторгу Виктору?

Не всегда, чаще всего Виктора несправедливо  ругали за его неумение сидеть  на одном месте: «Новая работа была для него не в привычку, тягостной, высидеть целый день в конторе он не мог, тянуло к гаражу, к мастерским. А там — к делу. За это его ругали. И директор, и районное начальство. Последний раз, уже при мне, досталось ему за печку. Пришел он на ферму, а в бытовке печь дымит, и скотники ругают начальство. Он разозлился, развалил печь, начал перекладывать. А тут — директор. Снова ему влетело» [1].

  1. Почему настроения главного героя начинает меняться?

Потому что к нему начинают ежедневно приходить разные люди и расспрашивать кто он и с какой целью пожаловал к ним в хутор. Когда главный герой говорит, что цель у него одна — отдохнуть, ему не верят. Жители хутора были убеждены, что рассказчик-журналист и собирает о них информацию.

«— Пишете? — спросила она, оглядывая бумаги и книги на моем столе.

— Пишу, — отозвался я.

— А про что вы пишете? Про нас?

— Про кого про вас? — не понял я.

— Ну, про наш совхоз.

— Нет, — ответил я. — Про совхоз не пишу.

— Знаем, знаем… — говорила она. — Вы вчера целый день ходили, расспрашивали, теперь пишете про нас.

— Нет, — честно ответил я. — Не пишу я про вас и не собираюсь.

Женщина мне не поверила. Она прибирала в комнате, но все косилась на стол мой. С тем и ушла» [1].

  1. Как вы думаете, почему жители деревни не верят молодому писателю? Можно ли сказать, что они не хотят, чтобы тот написал о них и почему?

Скорее всего, для деревенского жителя писатель и журналист  понятия единые. Они не хотели попасть на страницы газеты или журнала, потому что неизвестно, что напишут о них. Именно поэтому они приходят к герою, расспрашивают его, что именно он собирается написать.

  1. В какой момент рассказчик принимает окончательное решение уехать домой, а не оставаться в хуторе до конца своего отпуска?

После того, как Виктор вернулся домой поздно. Рассказчик узнает, что молодого человека вызывало начальство, которое, очевидно, было против «чужого», незнакомого гостя и, чтобы не доставлять каких-либо забот и неудобств, главный герой решает уехать.

«Виктора мы ждали-ждали и дождаться не могли. Не могли дождаться и ужинали без него. Виктор приехал поздно.

Он был не злой, а какой-то словно растерянный. Он горячился, а на меня не глядел. И я все понял.

— Уезжаю завтра,— объявил я.

На простецком лице Виктора все можно было прочесть: какой-то испуг и радость.

— Тебя же из-за меня вызывали,— сказал я прямо.— Из-за меня?

— Неважно,— ответил Виктор. — Но я… — загорячился он. — Живи!

— Да нет, мне пора» [1].

  1. Как вы думаете, правильно ли сделал рассказчик, что покинул хутор?

Думаю, что да. Безусловно, главному герою было грустно уезжать, но он не хотел, чтобы из-за него кто-то пострадал, лишившись новой и достаточно высокой должности. Также рассказчику было неприятно, что ему не поверили и приняли за «чужого», отдых уже не казался ему таким радостным, как в начале, поэтому, на мой взгляд, он все сделал правильно.

  1. Как вы считаете, в чем смысл названия рассказа? Кто является «чужим»?

Рассказ так называется, потому что приехавший молодой писатель вызывает всеобщий интерес и подозрение: деревенские жители не хотят, чтобы о них писали. Главный герой ─ городской житель, он чужой для людей, живущих в хуторе. Чужими являются и жители хутора для рассказчика. Его мало интересует быт и уклады этих людей. Героя больше привлекают картины природы, нежели общение с народом.

  1. Как вы думаете,возможно ли взаимопонимание между представителями сельского населения и городского? 

С одной стороны,да,возможно,если бы герой рассказал о себе больше и показал свои рукописи,то жители хутора стали бы доверять ему больше.Однако, с другой стороны,для жителей хутора главный герой городской житель,человек из другого круга,а,значит,чужой.

Список литературы

  1. Борис Екимов — Рассказы [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/15475-6-boris-ekimov-rasskazy.html#book (дата обращения: 12.01.2021).
  2. Борис Екимов: творчество русского писателя [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya (дата обращения: 12.01.2021).
  3. Интернет-портал «Волгоград-Арт» // volgograd-art [Электронный ресурс]. URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml (дата обращения 12.01.2021)
  4. Сердюченко В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы литературы. ─ 2000. ─ №4 ─ С. 90-102.

  • Рассказ начинающийся на одну и ту же букву
  • Рассказ наталья боярская дочь слушать
  • Рассказ наумова у перевоза краткое содержание
  • Рассказ научи меня прощать глава 110
  • Рассказ наташа элен и все часть 209