Рассказ не прочитан учениками

цифры бунина и.а. 1 особенности жанра. произведение и.а. бунина цифры принадлежит к жанру рассказа.2 особенности повествования в рассказе. повествование в

«Цифры» Бунина И.А.

1) Особенности жанра.

Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения.

Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения

Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе.

Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа.

Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Обретение доброты и гармонии».

Цель:

показать взаимоотношения детей и взрослых в рассказе И. Бунина, опираясь на знания психологии.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть причины конфликта дяди и племянника;

найти способы выхода из конфликтной ситуации на примере героев рассказа;

дать характеристику героям.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения;

развивать умение анализировать прозаический текст;

развивать навык связной речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство гуманизма и сострадания;

воспитывать интерес к творчеству писателя;

воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Ход урока

1. Беседа с учащимися

Что означает слово «конфликт»?

Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

Что нужно для конфликта?

Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

2. Слово учителя

Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

3. Чтение первых строк рассказа

от слов «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды»… до слов «но это была слишком крупная ссора».

В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?

Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

4. Чтение по ролям сцены из второй главы.

Учитель:

Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься.

Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»?
(грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

5. Запись на доске

Схема нарастания конфликта.

1

.
Несогласие.

2. Недовольство.

3. Противодействие.

4. Унижение.

5. Депрессия.

6. Разрыв.

6. Проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником

.

1) Итак,
несогласие

. В чем оно проявилось?

Мальчик: «Покажи цифры». Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».

Почему дядя не пошел навстречу мальчику?
(он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).

2) Вторая ступень конфликта –
недовольство

. В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.

Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики) — Дядя не обращает внимания на шум.

3) Следующий этап нарастания конфликта –
противодействие

. Найдите строки, отражающие этот этап.

Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать». Дядя: «Перестань!»

4) За противодействием идет этап конфликта –
унижение

.

Дядя «схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.»

А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.

Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».

Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов?
(дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).

Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.

5) Глава, в которой проявляется
агрессия,

четвёртая – следующий этап конфликта между дядей и племянником
(Дядя впадает в истерику. Мальчик внешне старается сохранить спокойствие).

Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его?
(соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).

6) Глава пятая начинается с вопроса: «И мы тотчас помирились?» — спрашиваешь ты».

О чем нам говорит эта фраза?
(мальчик уже забыл, что произошло вечером).

Почему забыл?
(его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).

Чем занимался мальчик?
(передвигал пустые коробочки из-под спичек).

Почему же ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули дядю? А сердце сжалось при виде пустых коробочек?
(коробочки — символ беспомощности, незащищенности ребенка).

7) Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры?
(любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).

Зачитайте из части шестой слова, подтверждающие эту мысль.

7. Слово учителя

Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.

Слово психологу, который сообщает пути выхода из конфликта. Обсуждение.

    Нежность

    Юмор

    Компромисс

    Третейский суд

    Анализ своих действий

    Умение слушать

    Понимание

    Согласие

Какой выход выбрал мальчик? («ты смирился»). Мальчик стал деликатным. А теперь поработаем над словом «деликатный». Что оно означает?

8. Работа со словарем.

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Соответствует ли поведение мальчика этому определению?

Это качество положительное, возьмете ли вы его себе?

Научил ли дядя мальчика писать цифры?

А сам он получил от мальчика какой-либо урок?

Какую азбуку открыл мальчик своему «очень-очень умному дяде»?
(уважать надо не только взрослых, но и детей).

9. Подведение итогов урока.

В чем, по-вашему, был виноват мальчик?

В чем виноват дядя?

На чьей стороне в этом конфликте автор?

А вы?

10. Домашнее задание:

ответить письменно на вопрос «Чему научил меня рассказ И.А. Бунина «Цифры?»

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным… Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова-нием и единственно для этого повествования необхо-димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге-роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым
отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю-бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало-вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от-кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя…» Глав-ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе-стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства-ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало-вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе-мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче-му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог-ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про-сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша-ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю-щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю-щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на-ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока-тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла-ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра-воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У ба-бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож-кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст-ной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи-гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он со-жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го-рячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве-чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му-чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от-ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья…

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко-робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере-двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим-вол беспомощности, незащищенности, неприспособ-ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат-ным, осторожным в каждом своем движении старал-ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел-ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой — теряет самого себя. А это слишком дорогая

Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень-ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко-торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.

Размышляем о прочитанном рассказе «Цифры».

На вопрос: «Кто виноват в ссоре мальчика и дяди?» — нельзя ответить однозначно. На первый взгляд кажется, что причиной ссоры является поведение мальчика, который топает ногами в пол. Но если мы вчитаемся в рассказ внимательнее, то увидим, что дядя раздражается именно от того, что осознаёт свою изначальную ложь и душевную лень, которая помешала ему сразу купить ребёнку карандашей, бумаги и показать цифры. Он понимает свою вину, но человеку трудно осознавать себя виноватым; он чувствует от этого раздражение и ищет повод, чтобы излить своё раздражение. Таким поводом становится шалость ребёнка. Причиной шалости мальчика дядя называет избыток жизненной энергии, которая ищет выхода в физической активности, в движении. Собственный поступок дядя осуждает: «Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».

Бабушка и мама поддерживают дядю: мама считает, что необходимо быть беспристрастной, чтобы ребёнок не вырос избалованным, а бабушка в угоду дяде и маме «едва сидела на месте». Повествование ведётся от лица дяди, поэтому вычленить в произведении позицию автора очень сложно. На наш взгляд, задача автора в этом рассказе не в том, чтобы поддержать дядю или мальчика, а в том, чтобы показать внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков.

И. А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Цели урока

:

раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;

вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.

Запись на доске

: деликатный — вежливый , мягкий в обращении;

алкать (лат.) — сильно желать чего-нибудь.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным русским писателем – Иваном Алексеевичем Буниным.

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое, и в глаза — удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит. Читая его раннюю прозу, Л. Н. Толстой признавал: «…идет дождик,- и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Именно эта великолепная, живописная проза принесла Бунину всемирную славу! Он стал первым из русских писателей нобелевским лауреатом.

Попробуем сегодня заглянуть в мастерскую Бунина и узнать, что и как писал он.

2. «В мастерской писателя».
(Выступление 1 группы учащихся)

Да, критика оценила творчество его высоко. Зато сам Бунин был чрезвычайно придирчив к своей работе. Создавая свои самые знаменитые вещи, он нередко жалуется на «каторжный труд» писателя. «Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство!»

Характерно то, что Бунин вовсе не хотел, чтобы кто-нибудь видел следы этих тяжких творческих мук, т. е. черновики. «Их непременно нужно уничтожить», — говорил он. А сохранившиеся бунинские черновики – вещь поучительная. Он не терпел многословия, освобождался от лишних эпитетов, выверял каждое слово, каждую фразу, создавал свою прозу плотной, сжатой.

Бунин говорил, что иногда он пишет, казалось бы, самую простую фразу и вдруг спохватывается: да ведь она уже была сказана кем-то до него: не то Лермонтовым, не то Тургеневым. И начинает переделывать написанное, и опять остается недоволен.

Как удивительно точно сказал А. М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы , и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». А каков был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

3. Краткое сообщение о жизни И. А. Бунина


.
(Выступление 2 группы учащихся)

4. Слово учителя.

Да, И. А. Бунин — писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Литературное произведение, как айсберг : малая часть лежит на поверхности, а большая — скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

Будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».

5. Анализ рассказа

Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.

В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (^
Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.)

Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

Почему же произошел конфликт? (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.)

Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы
) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается: знакомство с цифрами было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне?

Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? («Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.)

Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.)

Итак, глава 3.
Она прозвучит в исполнении учащихся 5 группы

Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (^
Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир
.)

Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка.

(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

(Для взрослого автор находит такие слова и выражения
: «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.»

А о ребенке говорится иначе:
« переполненная жизнью душу, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы…»)

ВЫВОД: рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны…

Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? (Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.)

Прочитайте начало 6 главы
. Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».)

Ребята, как вы думаете, что самое горькое в этой главе? (Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.)

Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

Итак, заключительная глава.
Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось? (Доброе, чувство удовлетворения, горечи…)

Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта?

Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.)

Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры».

5. Домашнее задание

Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана.

Когда это было и с кем?
Как складывались ваши отношения раньше?
Что в характере этого человека вы особенно ценили?
Что явилось причиной ваших разногласий?
Что думали и как переживали вы сами ссору?
Сумели ли вы помириться и радовались ли вы этому?
Как бы вы назвали рассказ, почему?

Какая мука наше писательское ремесло!..

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,

которой определяется всё последующее.

И. А. Бунин

1. Слово учителя.
“Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется всё последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…”

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я)
и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста… Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель
помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1.
Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2.
Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Вывод 3.
Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

3. Подведение итогов урока.
Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.

4. Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И. А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока

Тип урока:
урок — размышление

Технология:
критического мышления

^
Методические приёмы

Оборудование
: тексты с рассказом И. А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А.Бунине, запись музыки Свиридова Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

^
Ход урока

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы

II Слово учителя
.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.(рассказ ученика о писателе)

^
Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»

III Вызов
. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

О войне.

О смерти.

— Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

Смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры

.

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

IV Осмысление содержания.

Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)

^
1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

Словарная работа.

— Вам встретилось слово «фуксин».Кто знает, что оно обозначает?

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

Вьюжной зимой.

— Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

Пятый день несло непроглядной вьюгой.

— Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

Эпитет – «непроглядная вьюга»

— Что просит больной ребёнок?

Больной ребёнок просит красные лапти.

— Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

У крестьянских детей.

— Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

Нефёд был слугой.

— Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…

— Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

— Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

Ответы детей.

— Об этом узнаем из следующего отрывка.(читает Галина Ольга до слов …степном море)

2 остановка
.

— Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

— Что взял с собой Нефёд? Для чего?

Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

— Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Догадывался.

— Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

— Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

Ответы детей.

— Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)

— Переживали ли домашние о Нефёде?

Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.

Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

— Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

Он предвещает что — то плохое.

3- я остановка

Так как привезли мертвое тело Нефёда.

— Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

— Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

Думаю. Что он выздоровеет

— Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

— Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

Да. Ради жизни мальчика.

— Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Вывод:
Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

^
V Физкультминутка
.

^
VI Рефлексия
.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова — подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда.(схема синквейна на экране)

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их в слух

VII Итог урока
.

VIII Д/з по выбору:
1)подготовить рассказ о творчестве И. А.Бунина;пересказ рассказа «Лапти»

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране)

Тема урока
: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цель урока:
познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока
: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока:
урок — размышление

Технология:
критического мышления

Методические приёмы
: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование
: тексты с рассказом И. А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

II. Слово учителя
.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

III. Вызов
.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

IV. Осмысление содержания.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— Как добывать?

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

Рассмотрите портреты И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

Похож Нефёд на них? Чем?

Почему – больше на старца Перова?

Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

Об этом узнаем из следующего отрывка.

…Еще подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

2 остановка

.

Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)

Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

…Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

…Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)

Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

Вывод:
Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

V. Физкультминутка
.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

VI. Рефлексия
.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)

· Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

· четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

VII. Итог урока
.

Что понравилось сегодня на уроке?

VIII. Д/з по выбору:
1) подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ

рассказа «Лапти»;

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть

место подвигам» (д/з на экране)

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило

Слитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • недогово­рив­ший о чём-то;
  • недооце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не  докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Правило

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Дополнительный мате­ри­ал

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборот пере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия  име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а» уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стия миф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не  потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не- нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
 У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых слов нета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до- недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

ava author

По просьбе Esquire Лиза Биргер выбрала из всего многообразия мировой литературы 10 книг, которые раскрывают понятие «любовь» во всем его многообразии.

Складывать из книг слово «любовь» можно бесконечно, и, по сути, вся история мировой литературы — это романс протяженностью в тысячелетия. Разве не о последствиях любви написана «Илиада»? Разве не о ней рассуждают на пиру Сократ с учениками? Даже Иисус разве не вел свои речи именно о любви? И разве «Послание к Коринфянам» апостола Павла не звучит и 2000 лет спустя как манифест чистой любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» и так далее? Можно обнаружить, например, все виды любви только в рассказах русских писателей Серебряного века или в европейских новеллах рубежа веков. А если еще приправлять романтические сюжеты из книг страстями их авторов или путать литературу с жизнью, как это было принято до того, как автор окончательно умер, то несложно вконец заблудиться в романтических штампах и образах и потерять все границы между реальной жизнью и романом Генри Миллера.

Поэтому мы не будем и пытаться составить некий топ лучших книг о любви, но вместо этого вспомним книги, которые остаются точны в ее описании даже в нашем веке, когда меняется все, и наши представления о любви тоже, и наши ожидания от нее. И все равно любовь остается не только источником радости, но и страданий, не только милосердствует, но и тревожит, мы хотели бы научиться ею управлять и даже готовы привлекать для этого механику, вооружаться тиндером и книгами о теории отношений, но при этом так и не можем понять, как она работает, и потому неизбежно теряем управление. Мы выбрали книги, которые если и не складываются в исчерпывающую историю любви и отношений, то достаточно исчерпывающе описывают разнообразие любовных багов и ошибок, которые нельзя не совершать, любя.

Пьер Абеляр, «История моих бедствий», XII век

Перевод с латинского В. А. Соколова и Н. А. Сидоровой

Рассказ не прочитан учениками

Пьер Абеляр мог бы войти в историю как один из самых примечательных философов, но вошел тем, что в своей исповеди «История моих бедствий» практически изобрел teacher-student relationship. Влюбившись в юную Элоизу Фульбер, известную во всем Париже своей красотой и ученостью, Пьер Абеляр, богослов и учитель, получил от дядюшки прекрасной Элоизы позволение воспитывать ее в науках и даже позволение использовать в учебе все средства, вплоть до розог. Розги пригодились Абеляру и Элоизе, совсем в других целях: «я наносил Элоизе удары, но не в гневе, а с любовью, не в раздражении, а с нежностью, и эти удары были приятней любого бальзама». За год бурного романа влюбленные «не упустили ни одной из любовных ласк с добавлением и всего того необычного, что могла придумать любовь», и даже несколько жаль, что приличия не позволяли Абеляру в его исповеди уточнить весь список. И в XII веке соблазнение ученицы было не вполне моральным поступком, и в итоге драматических событий оба закончили в монастыре, откуда продолжали обмениваться страстной перепиской, подлинность которой не доказана: возможно, ее сочинил сам Абеляр. В письмах Элоизы, умных и страстных, гораздо больше чувства, чем в его сухой исповеди: «Я думала, что чем более я унижусь ради тебя, тем больше будет твоя любовь ко мне». И именно они читаются сегодня как истинный урок любви и ее печальных последствий: теряя голову от любви, умная, образованная и достаточно независимая женщина заканчивает жизнь в монастыре, пока он строит карьеру и поучает ее в письмах вести себя прилично.

Дэвид Герберт Лоуренс, «Любовник леди Чаттерли», 1928

Перевод с английского Марины Литвиновой, Игоря Багрова

Рассказ не прочитан учениками

Даже в ревущие двадцатые откровенный роман Дэвида Герберта Лоуренса стал одной из самых запрещаемых книг в мире, но вcя его скандальная слава не отменит главного завоевания этой книги — Лоуренс впервые не просто описал женскую сексуальность, но и показал, что секс может быть началом любви. Констанция, она же Конни, Чаттерли, молодая жена искалеченного на войне мужа, получает от него разрешение на адюльтер и после пары фальстартов заводит бурный роман с егерем. Сексуальные приключения довольно быстро оказываются проявлением настоящего родства душ. Если до этого, даже в «Мадам Бовари», женская сексуальность могла символизировать только моральное падение, то Конни и Оливер прежде всего по‑настоящему близки друг другу, несмотря на социальные и прочие границы между ними. Сам автор предпочитал этих границ не замечать и не считать их достаточно серьезными. Лоуренсу казалось, что люди должны быть личностями, а не социальными конструктами и природа всегда побеждает условности света: чем более любит самого себя партнер, тем менее он готов позаботиться о партнерше в постели. Эту книгу и сейчас можно читать как пособие по согласию: тут описаны два вида секса, и тот, где партнеры заботятся о чувствах друг друга, гораздо симпатичнее.

Курбан Саид, «Али и Нино», 1939

Перевод с азербайджанского Мирзы Гусейнзаде

Рассказ не прочитан учениками

Ромео и Джульетта ХХ века: мусульманин и христианка в Баку времен Первой мировой войны пытаются найти личное счастье, несмотря на разницу их верований, историй и семей. Но приходит революция и сметает все. В том числе и настоящее имя автора этой книги — наверняка известно только, что рукопись была найдена в Вене в 1930-х и опубликована в 1937-м, затем — забыта, пока ее не обнаружили в конце 1960-х и это открытие не стало началом небольшого культа. Впрочем, сегодня имя автора установлено почти наверняка — английский журналист Том Риис окончательно опознал его в бакинском еврее Льве Нусинбауме и написал об этом увлекательный роман-исследование «Ориенталист». «Али и Нино» — это история про Запад и Восток, которые ищут точку соприкосновения, пытаются сойтись в мире, который становится чужим для одного из них, стоит сделать шаг в сторону: она не выживет в Иране, где он — хан из рода Ширванширов — хотел бы остаться; он не сможет дышать в Париже, где она — грузинская княжна — чувствует себя как дома. Им надо найти место посередине, и это может быть только Баку, а срок того Баку, где переплелись Европа и Азия, выходит. Любовь не может победить все и заранее проигрывает схватку с историей, но для человека ХХ века важно хотя бы попробовать любить вопреки историческим обстоятельствам. Об этом еще будут написаны сотни романов, от «Доктора Живаго» до «Английского пациента», но здесь, пожалуй, самая простая и убедительная метафора: мусульманин, грузинка, Баку, война.

Джеймс Болдуин, «Комната Джованни», 1956

Перевод с английского Геннадия Шмакова

Рассказ не прочитан учениками

Небольшой роман 1956 года совершил небольшую революцию в Америке и пока не слишком прочитан у нас, а зря. Болдуин написал роман об идентичности и принятии за полвека до того, как эти слова стали главными в повестке дня. Его герои, не вписывающиеся в нормы, наказывают себя за инаковость и разрушают и свои жизни, и жизни тех, кто их любит. Давид, молодой американец, приезжает в Париж и встречает молодого итальянца Джованни, красавца-бармена. Чувство между ними моментально и несомненно, но Давид никак не может решиться на любовь и, прожив несколько счастливых месяцев в комнате Джованни, бросает возлюбленного. Короткий роман буквально трещит по швам от нереализованной любви («скольким она принесла гибель, сколько гибнут каждый час в самых непотребных местах оттого, что ее нет»), от невозможности принять свое чувство как чистое и невозможности в принципе принять свои чувства: «В ваших же силах сделать их чистыми, дать друг другу то, от чего вы оба станете лучше, прекраснее, чего вы никогда не утратите, если, конечно, ты не будешь стыдиться ваших отношений и видеть в них что-нибудь дурное». И этот роман (и, кстати, сама жизнь Болдуина, чернокожего гея в послевоенной Америке, который сбежал в Европу, сохранив себя) до сих пор остается напоминанием: только в наших силах сохранить любовь чистой — главное, просто решиться на нее.

Эдуард Лимонов, «Это я — Эдичка», 1979

Рассказ не прочитан учениками

В 1974 году Эдуард Лимонов эмигрировал из СССР с молодой любимой женой Еленой Щаповой. А еще три года спустя она вышла замуж за графа Джанфранко де Карли и переехала в Рим, а он остался в Нью-Йорке тосковать, мыть посуду, перебиваться случайными заработками и конвертировать свою убитую любовь в дебютный роман. В «Эдичке» с первых страниц его первой книги поражал именно громадный масштаб тоскующего по любви сердца автора-героя: «пуст сделался мир без любви, это только короткая формулировка, но за ней — слезы, униженное честолюбие, убогий отель, неудовлетворенный до головокружения секс, обида на Елену и весь мир, который только сейчас, честно и глумливо похохатывая, показал мне, до какой степени я ему не нужен». Даже позже, когда сюжетом истории для Лимонова станут уже не женщины, а солдаты, не любовь, а политическая и освободительная борьба, самое честное, пронзительное и лимоновское будет прорываться именно в любовных строках, он и в семьдесят лет продолжит писать стихи к прекрасным юным дамам. Лимоновская любовь, как мечта о преодолении одиночества, как что-то важнее политики, денег, самой суеты жизни, — настоящая русская романтика и, наверное, даже пример для вдохновения и подражания.

Арундати Рой, «Бог мелочей», 1996

Перевод с английского Леонида Мотылева

Рассказ не прочитан учениками

Роман Арундати Рой «Бог мелочей» кажется гораздо больше себя (300 страниц идут за тысячу) из-за обилия точных и ярких деталей, она умеет точно описать глубину человеческого существования в нескольких словах. Так, жизнь большой индийской семьи на протяжении нескольких десятилетий ХХ века в индийском штате Керала меняется всего за несколько десятков часов и определяется этими часами. Эти «несколько десятков часов, как останки сгоревшего жилья — оплавленные ходики, опаленная фотография, обугленная мебель, — должны быть извлечены из руин и исследованы», и Рой выступает таким литературным исследователем, любопытство у нее принимает форму тропа. Формально это история близнецов Рахели и Эсты, на которых те самые несколько десятков часов оставили такой неизгладимый след, что один — не говорит, другая продолжает смотреть куда-то вдаль, словно опустевшая внутри. Но этот взгляд, эта пустота в ее глазах «не было отчаянием, это был некий оптимизм через силу». Так и писательница здесь пытается найти свет в череде темных событий. Эти события связаны любовью — иногда она становится той движущей силой, что толкает их к худшему, но именно благодаря любви все это можно вынести. Любовь и как причина несчастий, и как причина их пережить, как сила разрушающая и строящая — такой образ она принимает во время бедствий, которые одной романтикой не оправдать и не отменить.

Абрахам Вергезе, «Рассечение Стоуна», 2009

Перевод с английского Сергея Соколова

Рассказ не прочитан учениками

Автор этого романа Абрахам Вергезе счастливо соединил в себе хирурга с писателем и в итоге одинаково известен и как врач, и как романист. Его «Рассечение Стоуна», вышедшее в 2010 году, два года продержалось в списке бестселлеров New York Times, а в 2015-м Вергезе получил за свои гуманитарные достижения медаль от президента Обамы. Для нас даже важнее, пожалуй, что именно «Рассечение Стоуна» стало для многих русских читателей романным выходом в большой и разный мир: тут и любовь, и путешествия, и чудеса, и хирургия, которая как-то скрепляет всех этих героев и географию их странствий. Но еще больше их скрепляет любовь, вот она точно присутствует у Вергезе во всех возможных видах. Собственно этот рассказ о судьбах двух близнецов, рассеченных при рождении физически, но не духовно, никто не назовет любовным романом — медицины здесь гораздо больше, чем чувств. Но тут ясно показано, как именно чувства становятся движущейся силой мира, связующей его во всей невыразимой сложности.

Джонатан Франзен, «Свобода», 2010

Перевод с английского Дарьи Горяниновой, Валентины Сергеевой

Рассказ не прочитан учениками

Нулевые на кончике франзеновского языка превратились в гигантского размаха роман о кризисе брака — и снова о любви. Уолтер и Патти Берглунд — типичные представители среднего класса, либералы, которые уедут из нулевых со стикером «Обама» на бампере, их дети выросли, и теперь, кажется, самое время отправиться в тур по несбыточным мечтам юности: найти себе молодую, все понимающую любовницу, наконец-то начать роман с давним другом семьи, знаменитым рок-музыкантом. Франзен умеет видеть такой беспримесный комизм жизни, что в пересказе все события из жизни его героев выглядят как дурной сериал. Но он же умеет увидеть поэзию за комедией. Любовь по Франзену — это осознанное чувство двух взрослых людей, которые учатся понимать, что у них больше и нет никого, кроме друг друга.

Михаил Шишкин, «Письмовник», 2010

Рассказ не прочитан учениками

В своем четвертом, и на сегодняшний день последнем, романе Михаил Шишкин превращает переписку двух влюбленных в вещь в себе, побеждающую пространство и время. Он пишет ей из забытой китайской войны, из рубежа веков. Она отвечает ему из второй половины ХХ века, из жизни, которую он так и не проживет. Завтра была война, вчера будет любовь, и только если убрать из слов влюбленных наше знание о событиях века, очищенная, восстанет из пены слов чистая любовь, сама по себе, чистое содержание жизни. Проза Шишкина умеет одновременно раздражать и восхищать, он слишком хороший стилист и не слишком увлекательный мыслитель. Но именно в этом успокаивающее свойство его прозы: даже рисуя трагедию и смерть, автор создает в ней некий кармашек, куда можно спрятаться, а любовное чувство становится тем самым формалином, в котором мы сохраняемся, как живые, даже когда от нас остались одни слова.

Джулиан Барнс, «Одна история», 2018

Перевод с английского Елены Петровой

Рассказ не прочитан учениками

«У большинства из нас есть наготове только одна история, — пишет Джулиан Барнс в начале своей книги, — в конечном счете только ее и стоит рассказывать». Но мастер постмодернизма, конечно, как и всегда, лукавит, потому что все истории на самом деле одинаковые, «влюбленным свойственно считать, будто их история не укладывается ни в какие рамки и рубрики», а на самом деле мы все проживаем примерно одно и то же. Но наша собственная единственная история — это та, которой мы в глазах романиста становимся заложниками. Так главный герой книги, Пол, в девятнадцать лет встречает миссис Сьюзен Маклауд, несчастливую домохозяйку сорока восьми лет, и начинается роман, который определит его жизнь. Можно ли выйти из своей истории и начать жить другую? Барнс считает, что нельзя, и юношеская влюбленность способна определить взрослую жизнь. Даже выйдя из истории, герои продолжают проживать ее. И этот сюжет, обобщающий, как всегда у Барнса, разом много сюжетов, становится поводом для разговора о любви вообще: как она с нами случается и как она на нас влияет (спойлер — гораздо больше, чем мы привыкли считать).

  • Рассказ наш огород 2 класс
  • Рассказ не забудь борис екимов
  • Рассказ наши с вовкой разговоры читать
  • Рассказ начинающийся на одну и ту же букву
  • Рассказ наталья боярская дочь слушать