Рассказ не гнись орешник

Инфоурок окружающий мир презентациипрезентация по окружающему миру какие бывают растения.. 2 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Окружающий мир
ПрезентацииПрезентация по окружающему миру «Какие бывают растения..» (2 класс)

Какие бывают растения?Окружающий мир2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Какие бывают растения?Окружающий мир2 класс

    Описание слайда:

    Какие бывают растения?
    Окружающий мир
    2 класс

  • 2 слайд

    2 Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке

    Описание слайда:

    2

    Проверь-ка, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Все ль в порядке:
    Учебник, ручка и тетрадка?
    -Все готовы. Можно начинать урок

    .Организационный момент

  • 3 слайд

    3

  • 4 слайд

    4

  • 5 слайд

    5

  • 6 слайд

    6

  • 7 слайд

    7Актуализация знанийкакое значение имеет вода для животных, растений, человек

    Описание слайда:

    7
    Актуализация знаний
    какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
    -почему загрязняется вода?
    -что каждый из вас сможет сделать, чтобы помочь охране воды?
    — кто приготовил фото рассказ на тему «Красота воды?»

  • 8 слайд

    8.Самоопределение к деятельности пр дЗапиши числа в порядке увеличения и проч

    Описание слайда:

    8
    .Самоопределение к деятельности пр д
    Запиши числа в порядке увеличения и прочти слово
    У каждого числа своя буква

    1692122464330
    т сернаяи

    -как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

  • 9 слайд

    Отправляемся в путешествие.Здесь ручей, журча, течёт, Солнце спину не печёт,

    Описание слайда:

    Отправляемся в путешествие.
    Здесь ручей, журча, течёт,
    Солнце спину не печёт,
    Тень прохладу обещает,
    И меня к себе влечёт.
    Между ёлочек иду,
    Может, здесь грибы найду.
    Только спрятались маслята,
    Мухоморы на виду.
    Вижу белку на суку,
    Слышу близкое «ку-ку».
    Еж калачиком свернулся,
    Отдыхает на боку.
    Показался и исчез —
    Я подумал: леший, бес…
    Он всегда загадок полный —
    Заповедный, что же?..
    11.11.2021
    9
    ЛЕС

  • 10 слайд

    Какие растения растут в лесу?

    Описание слайда:

    Какие растения растут в лесу?

  • 11 слайд

    1. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (

    Описание слайда:

    1. Русская красавица
    Стоит на поляне
    В зеленой кофточке,
    В белом сарафане. ()
    2. Ах, не трогайте меня!
    Обожгу и без огня. ()
    3. Очень густо он растёт,
    Незаметно он цветёт,
    А когда приходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (.)
    4. Колкую, зеленую
    Срубили топором.
    Колкая, зеленая
    К нам приходит в дом. .)
    5.Есть один такой цветок,
    Не вплетешь его в венок
    На него подуй слегка:
    Был цветок – и нет цветка. ()
    6.Кто те ягоды не знает,
    От простуды помогают.
    На кустах они висят, И, как маков цвет, горят.
    Только это не малина. Что за ягода? () Каким одним словом можно все это назвать ?
    Давайте попытаемся разделить растения на группы
    — Почему именно так вы объединили растения?

    11

  • 12 слайд

    1. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (

    Описание слайда:

    1. Русская красавица
    Стоит на поляне
    В зеленой кофточке,
    В белом сарафане. (Берёза.)
    2. Ах, не трогайте меня!
    Обожгу и без огня. (Крапива.)
    3. Очень густо он растёт,
    Незаметно он цветёт,
    А когда приходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (Орешник.)
    4. Колкую, зеленую
    Срубили топором.
    Колкая, зеленая
    К нам приходит в дом. (Ель.)
    5.Есть один такой цветок,
    Не вплетешь его в венок
    На него подуй слегка:
    Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
    6.Кто те ягоды не знает,
    От простуды помогают.
    На кустах они висят, И, как маков цвет, горят.
    Только это не малина. Что за ягода? (Калина)
    — каким одним словом можно все это назвать ?
    Мир растений разнообразный. Давайте попытаемся разделить растения на группы
    Может уже кто-нибудь догадался, какие группы растений мы выделим? ( разложить картинки растений по группам): деревья, кустарники, травы
    — Почему именно так вы объединили растения?

    12

  • 13 слайд

    На какие группы можно разделитьэти растения?

    Описание слайда:

    На какие группы можно разделить
    эти растения?

  • 14 слайд

    ДеревьяКустарникиТравы

    Описание слайда:

    Деревья
    Кустарники
    Травы

  • 15 слайд

    1 гр Чем деревья отличаются от остальных растений?У деревьев есть один больш

    Описание слайда:

    1 гр Чем деревья отличаются
    от остальных растений?
    У деревьев есть один большой ствол,
    покрытый корой,
    от которого отходят
    ветви.

  • 16 слайд

    2 гр Чем ель отличается от остальных деревьев?У ели листья в виде иголок (хво

    Описание слайда:

    2 гр Чем ель отличается от остальных деревьев?
    У ели листья в виде
    иголок (хвоинок).

  • 17 слайд

    3 гр Чем кустарники отличаются от деревьев?У кустарников несколько довольно

    Описание слайда:

    3 гр Чем кустарники отличаются от деревьев?
    У кустарников
    несколько довольно
    тонких одревесневших
    стеблей – стволиков.

  • 18 слайд

    4 гр Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?У трав, или травянистых р

    Описание слайда:

    4 гр Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?
    У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные.

  • 19 слайд

    - Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единств

    Описание слайда:

    — Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.
    19

  • 20 слайд

    ДеревьяЛиственныеХвойныелистья в виде пластиноклистья в виде хвоинокберёза ос

    Описание слайда:

    Деревья
    Лиственные
    Хвойные
    листья в виде
    пластинок
    листья в виде
    хвоинок
    берёза
    осина
    рябина
    ель
    сосна
    кедр
    лиственница

  • 21 слайд

    Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется

    Описание слайда:

    Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок. Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу. У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.
    21

  • 22 слайд

    КустарникиЛиственныеХвойныелистья в виде пластиноклистья в виде хвоинокмалина

    Описание слайда:

    Кустарники
    Лиственные
    Хвойные
    листья в виде
    пластинок
    листья в виде
    хвоинок
    малина
    шиповник
    смородина
    орешник
    можжевельник
    кипарис

  • 23 слайд

    Физкультминутка Наши нежные цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимаем рук

    Описание слайда:

    Физкультминутка
    Наши нежные цветки
    Распускают лепестки.
    (Плавно поднимаем руки вверх.)
    Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет.
    (Качание руками влево-вправо.)
    Наши алые цветки
    Закрывают лепестки,
    Весной бабочка проснулась
    Улыбнулась, потянулась
    Раз-росой она умылась
    Два-изящно покружилась
    Три-качнулась и присела
    И к цветочкам полетела

    23

  • 24 слайд

    Работа по учебникуПрочитай 1 и 2 абзацы на стр. 56-57 учебника и выполни

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    Прочитай 1 и 2 абзацы
    на стр. 56-57 учебника
    и выполни задания.
    Проверь своего
    соседа по парте.

  • 25 слайд

    Устно. Раб в пар Определить к какой группе растений относятся ниже перечислен

    Описание слайда:

    Устно. Раб в пар
    Определить к какой группе растений относятся ниже перечисленные. Показать карточку с буквами : Д К Т
    Рябина, земляника, ромашка, осина, орешник, дуб, клевер, калина, репейник, мать-и-мачеха

    25

  • 26 слайд

    26

  • 27 слайд

    27

  • 28 слайд

    Назови растение. К какой группе оно относится?СоснаКалинаОрешникКлёнОдуванчи

    Описание слайда:

    Назови растение.
    К какой группе оно относится?
    Сосна
    Калина
    Орешник
    Клён
    Одуванчик
    Репейник
    Вероника
    дубравная

  • 29 слайд

    Работа в парах. РастенияКустарникиДеревьяТравыхвойныелиственныелиственныехвой

    Описание слайда:

    Работа в парах.
    Растения
    Кустарники
    Деревья
    Травы
    хвойные
    лиственные
    лиственные
    хвойные
    Заполните схему. Приведите примеры.

  • 30 слайд

    Самостоятельная работа. Выполнение задания №1-№2 в рабочей тетради. (звучит

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа. Выполнение задания №1-№2 в рабочей тетради. (звучит нежная спокойная музыка)
    30

  • 31 слайд

    31

  • 32 слайд

    Ярусы леса.

    Описание слайда:

    Ярусы леса.

  • 33 слайд

    Рассказ не гнись орешник

  • 34 слайд

    Правила друзей природыЯ сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он

    Описание слайда:

    Правила друзей природы
    Я сорвал цветок –
    и он увял.
    Я поймал мотылька –
    и он умер у меня на ладони.
    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
    можно только сердцем.

    П. Гвездослав
    1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Будем состав-
    лять букеты только из тех растений, которые выраще-
    ны человеком.
    2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
    4. Находясь в природе, нельзя ломать ветви деревьев и кустарников и
    вырезать на них надписи.
    3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, что-
    бы растения не погибали от вытаптывания.

  • 35 слайд

    53142Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревес- невших стебл

    Описание слайда:

    5
    3
    1
    4
    2
    Эти растения имеют
    несколько довольно
    тонких, но одревес-
    невших стеблей-
    стволиков.
    Ответ
    к
    н
    р
    а
    т
    с
    у
    и
    к
    и
    Эти растения имеют мягкие сочные
    стебли.
    р
    а
    в
    ы
    Растения, у которых
    листья в виде
    иголок, называют …
    х
    е
    в
    о
    й
    н
    ы
    У этих растений
    от корня отходит
    один толстый
    стебель – ствол.
    д
    е
    р
    е
    в
    ь
    я
    Растения, у которых
    листья в виде плас-
    тинок, называют …
    л
    и
    с
    т
    е
    н
    ы

  • 36 слайд

    36

  • 37 слайд

    Куда бы вы ни посмотрели. Повсюду увидите растения. Растения живут в лесах, в

    Описание слайда:

    Куда бы вы ни посмотрели. Повсюду увидите растения. Растения живут в лесах, в степях, высоко в горах, в безводных пустынях и даже в топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Антарктиде и Арктике они есть.
    Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветёт тропическое водное растение виктория-круциана. Листья её так велики, что на них , как на плот. Садится трёхлетний ребёнок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зелёные чешуйки, а у некоторых –в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.

    37

  • 38 слайд

    . Рефлексия Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу уро

    Описание слайда:

    . Рефлексия
    Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока

    38

  • 39 слайд

    . Подведение итогов урока- -Над какой темой мы сегодня работали? Что нового в

    Описание слайда:

    . Подведение итогов урока-
    -Над какой темой мы сегодня работали?
    Что нового вы узнали на уроке?
    Что показалось самым интересным?
    Хотелось бы вам ещё многое узнать о растениях?
    Нужно ли беречь растения?

    39

  • 40 слайд

    Домашнее задание с 56-59 р т с 39-41 1.Рабочая тетрадь –доделать задания 2.По

    Описание слайда:

    Домашнее задание с 56-59 р т с 39-41
    1.Рабочая тетрадь –доделать задания
    2.Подготовить рассказ о растении из книги «Зелёные страницы»

    40

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ не гнись орешник

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ не гнись орешник

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 45 человек из 26 регионов

Рассказ не гнись орешник

  • Сейчас обучается 64 человека из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Организационный момент Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? (Проверим готовность к уроку) -Все готовы. Можно начинать урок 2.Актуализация знаний Давайте вспомним тему прошлого урока и ответим на вопросы: -какое значение имеет вода для животных, растений, человека? -почему загрязняется вода? -что каждый из вас сможет сделать, чтобы помочь охране воды? — кто приготовил фото рассказ на тему «Красота воды?» (просмотреть презентацию если приготовили) 3.Самоопределение к деятельности (на доске шифр слова-темы урока) Запиши числа в порядке увеличения и прочти слово У каждого числа своя буква как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о растениях) Звучит музыкалеса Куда мы с вами попали? (в лес) -Какие растения мы можем встретить в лесу? Какие бывают растения ? Отгадайте загадки 1. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Берёза.) 2. Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива.) 3. Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда приходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки! (Орешник.) 4. Колкую, зеленую Срубили топором. Колкая, зеленая К нам приходит в дом. (Ель.) 5.Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка: Был цветок – и нет цветка. (одуванчик) 6.Кто те ягоды не знает, От простуды помогают. На кустах они висят, И, как маков цвет, горят. Только это не малина. Что за ягода? (Калина) — каким одним словом можно все это назвать ? Мир растений разнообразный. Давайте попытаемся разделить растения на группы Может уже кто-нибудь догадался, какие группы растений мы выделим? ( разложить картинки растений по группам): деревья, кустарники, травы — Почему именно так вы объединили растения?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

Тема:
Какие бывают растения 

Похожие материалы

  • План урока на тему: «Что растет на клумбе?»

  • «Путешествие по городам и странам Золотое кольцо России»

  • «Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России, А. А. Плешаков

  • Презентация «Лимон — волшебник»

  • Фонд оценочных средств по предмету «Окружающий мир » (1-4 классы)

  • Конспект урока по окружающему миру «Что это за листья?» (1 класс)

  • Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа России

  • «Разнообразие животных» Окружающий мир 3 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Конспект
окружающий мир 4 класс

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
«ПОЧЕМУ ЛЕСА НАЗЫВАЮТ «ЛЕГКИМИ ПЛАНЕТЫ»?»

Цель:
учить учащихся находить и систематизировать информацию о значении лесов для
Земли, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений за
окружающей средой; выяснить значение леса; развивать наблюдательность,
любознательность; воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход
урока

I.
Организационный МОМЕНТ

II.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.
Работа в группах


Пройдите лабиринт. Прочитайте шифрограмму.

м
м о к у п а ш к е т

и
есть с а есть о М е а н ы

с
а р к д о м н а Р

а
х н б ы ю ж ь ц л и

д
ы а м с н и т и п а


Итак, с какой планеты эта шифрограмма, кто нуждается в помощи? (Жители планеты
РИА)


А вы знаете об этой планете?


Я предлагаю послушать аудиозапись о планете Риа.

Планета
РИА-молодая планета Галактики. На ее территории преобладают песчаные почвы.
Климат теплый, влажный. Достаточное количество солнечного света и тепла. Много
пресноводных озер и рек. Население многочисленное. Планета страдает от
недостатка кислорода, нуждается в помощи.

2.
Упражнение»Микрофон»


Вы услышали справку о климатических условиях планеты РИА. Как можно помочь
инопланетянам? (Отправить баллоны с кислородом; посадить много деревьев, цветов
и других растений.)


Чье предложение кажется вам более полезным? Почему? (Учитель подводит учеников
к мысли, что леса — это «легкие» планеты. Поэтому озеленение планеты-самая
рациональная идея.)

III.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА


Сегодня на уроке вы узнаете, почему леса называют «легкими планеты».

IV.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.
Работа в группах

Игра
» дополни предложение»


Если из космоса посмотреть на нашу планету, можно увидеть два основных цвета,
которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства — океан воды и
океан растительности.

Странный
мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн.
Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Вспомните,
что вы знаете о лесе, дополните и продолжите предложение.

Леса
бывают трех видов:…, … и … Леса, в которых растут исключительно деревья
дуб, бук, каштан, ясень, береза, ольха, тополь, клен, липа, называют


Северную часть Украины, где преимущественно и расположена зона лесов, еще
называют … … В хвойных лесах распространены такие породы деревьев, как …,
…, …, … (сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, тис).

2.
Работа в парах


Составьте схему с условиями, нужными для развития и жизни растения. (Условиями
жизни растений является наличие почвы, влаги, света и тепла.)


Вспомните, все ли эти компоненты есть на планете РИА? (Да, они все существуют.)


Тогда мы сможем с вами выращивать разные растения на ней? (Так)


С какой целью мы предлагаем сажать леса на планете Риа? (Чтобы у них был чистый
воздух, обогащенный кислородом.)


Кто из вас может объяснить инопланетянам, как происходит процесс образования
кислорода? Кто из вас расскажет, как, когда и чем дышат растения? (Органами
дыхания растения есть листья, через которые они поглощают углекислый газ и
кислород, а выделяют в воздух кислород, необходимый живым существам. Чем больше
растений, тем чище будет воздух.)

3.
Рассказ учителя


Лес. Как много вобрали в себя эти три буквы! Лес — это «кислородный цех»,
«легкие планеты», «зеленое золото».

Одно
дерево средней величины за 25 часов дает столько кислорода, сколько необходимо
для дыхания трех человек.

Без
кислорода нет жизни. Без еды человек может обходиться несколько недель, без
воды — несколько дней, а без воздуха погибает через несколько минут. Весь запас
кислорода на Земле давно бы иссяк, если бы его запасы не пополнялись благодаря
зеленым листьям.

Растения
дают кислород, а значит, и жизнь. Леса-настоящая фабрика кислорода. Поэтому так
легко и глубоко дышится в лесу, где миллиарды крошечных зеленых «фабрик»
насыщают воздух кислородом.

Лесные
растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много
углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа,
сколько его образуется при дыхании двухсот человек!

Листья
многих деревьев выделяют в воздух особые вещества-фитонциды. От них погибают
болезнетворные бактерии.

Леса
в значительной мере способствуют очищению воздуха от пыли и копоти и
препятствуют дальнейшему их распространению. Деревья способны притягивать из
воздуха мельчайшие твердые частицы. Гектар елового леса привлекает 30 тонн пыли
в год, Сосновый бор — 37 тонн. Леса выполняют санитарно-гигиеническую роль,
выделяя фитонциды, обладающие антимикробным стерилизующим действием на
окружающую среду.

4.
Работа по учебнику (стр. 138)

Ученики
работают по заданиям учебника.

5.
Физкультминутка

V.
обобщение и систематизация полученных знаний

1.
Знаете ли вы?

Гектар
леса выделяет 3-4 тонны кислорода и поглощает 4-5 тонн углекислого газа,
способен отфильтровать 50-70 тонн пыли.

Лес-легкие
планеты, а также ценный ресурс, приносящий деньги. Именно поэтому каждый день в
мире исчезает до 20 гектаров леса.

2.
Работа в парах


Дополните и продолжите предложение.

Леса
называют … планеты. Потому что именно они очищают воздух от … газа и
выделяют …

3.
Работа над загадками


Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью — желтый. (Лес)


Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)


Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)


Никто ее не пугает, а она всегда дрожит. (Осина)


Зимой-как летом, Летом-как зимой. (Ель и сосна)


На дереве качается,

Жупан
колючий имеет,

На
лето одевается,

А
осенью сбрасывает. (Каштан)


Стремительно выбежали на гору

Две
подружки белокорые.

Дождик
им полощет косички.

Зовут
этих подружек… (березки).


Среди лета — метелица:

Пух
летит и стелется. (Тополь)


Весной растет, летом цветет,

Осенью
осыпается,

Зимой
отсыпается;

Лечит
от гриппа,

Кашлю
и хрипу. (Липа)


Летом и зимой наряд один,

И
зовут детки всегда меня,

Чтобы
я на праздник к ним пришла,

Цацек
много им принесла. (Елка)


И летом, и зимой

Один
наряд у нас,

А
можно нас увидит,

Как
год начался у вас. (Ель и сосна)

4.
Литературная минутка

1)
Чтение стихотворения В. Бровченко «Два мальчика».

Два
мальчика в зеленое время года

К
лесу вышли-вековых дубрав.

Один
из них прискалил мигом глаз

И
прикинул деловито: «сколько дров!»,

А
вокруг и щебетало, и цвело,

Как
сто веков назад, так и теперь…

Не
сдержался второй мальчик: «сколько света!»,

Проговорил
и, взволнованный, замер.

Два
мальчика… И лес так пристально в глаза

Смотрел
соседям дымок.

Он
еще не знал, кто будет здесь лесничим:

Или
садовник жизни, или дровосек…

2)
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Сергей и Матвей».

СЕРГЕЙ
И МАТВЕЙ

К
цветущему лугу пришли два юноши: Сергей и Матвей.


Какая красота! — шептал Сергей.— Смотри, на зеленом ковре словно выткал кто
розовые, красные, белые, голубые цветы.


В самом деле— дородная трава,— сказал Матвей, — сюда корову пустить-к вечеру
будет двое ведер молока.


А пчелы звенят, будто арфа,— шептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.


А ульи бы сюда вывезти… Меда, меда сколько бы пчелы наносили,— взволнованно
говорил Матвей.


И есть же такие люди, что не видят этой красоты,— шептал Сергей.

 И
с годами такое непонимание красоты может обернуться большим бедствием для
природы. Надеюсь, что уроки естествознания будут способствовать тому, чтобы
среди вас встречалось как можно меньше таких вот «Матвеев».

5.
Экологическая беседа


Это-легкие планеты. Под натиском человека леса отступают на всех континентах,
практически во всех странах. Они вырубаются быстрее, чем вырастают. Но именно
лес активно очищает атмосферу Земли от загрязнения. Зеленые растения впитывают
углекислый газ, используя его в качестве строительного материала для своих
клеток. Каждый кубометр древесины — это почти полтонны забранной из воздуха
углекислоты. Ныне безотказные «легкие» городов во многих регионах
планеты требуют не просто заботы, но взывают о помощи и спасении. Следует
отметить, что в последнее время лес из-за перегрузки отдыхающими, их дикарское
отношение к природе, истребление редких лекарственных растений, ягод, грибов, вырубка
деревьев, вызванные людьми пожары теряет свои оздоровительные свойства. Он не
выдерживает наплывов людей в густонаселенных регионах, страдает и погибает от
промышленных загрязнений, а также вследствие деятельности нефтяников,
строителей, горняков. Подсчитано, что при современных темпах лесозаготовок,
даже в богатых лесом странах его хватит на 50-60 лет (на восстановление нужно
100-200 лет).


Дети, мы и дошли до завершающего вопроса нашего урока — «охрана и сохранение
лесов». По моему мнению, это-самый главный вопрос. Ибо природа-величайшее
богатство любой страны. А как вы считаете, почему? (Ибо она дает нам свои дары,
без которых мы не можем жить.)


какой же платы просит матушка-природа от нас за это? (Никакой, только, чтобы
были к ней добрыми, берегли и охраняли ее.)


А всегда ли мы как разумные существа, как патриоты, граждане своей страны,
жители самой красивой планеты бережем и чтим природу, выполняем свои
обязанности? (Нет, не всегда.)


Поэтому я предлагаю предостеречь наших друзей с планеты Риа, чтобы они не
повторили наших ошибок. Ведь мы, земляне, не смогли сохранить все, что подарила
нам природа. С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков
природы.

VI.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ


Сможете ли вы кому-то доказать, что леса — настоящие легкие нашей планеты,
помогающие дышать всему живому?


А вот будет ли счастливым и экологически чистым будущее нашей планеты, зависит
в большей степени от вас. Подумайте над этим, чтобы не пришлось и нам присылать
шифрограммы с просьбой о помощи.

Под
лирическую мелодию ученик декламирует стихотворение.

Мы
сажали лес в поле

И
дубочки, и тополя,

И
осину, и орешник,

И
красную рябину.

Вырастай,
наш лес могучий,

Поднимайся
под самые тучи,

Чтоб
облачка тебя качали,

Дождь
на землю проливали.

Чтоб
облачка тебя качали,

Авторские игровые сказки

Автор: Дмитревская Надежда Евгеньевна

Организация: МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар–Ола

Хочу поделиться своей находкой — нестандартными приёмами обучения детей от 2 лет слушанию сказок, в которых развиваются не только психические процессы, но и моторика, происходит знакомство с окружающим миром. И всё это — в игре! В тексте использована потешка «Солнышко-вёдрышко», не являющаяся интеллектуальной собственностью автора.

Авторские игровые сказки

Цель: Развитие психических процессов детей.

Задачи: 1.Развивать речь, моторику, координацию движений, внимание, мышление, артикуляцию.

2.Обучать детей умению владеть своим телом, находиться в воображаемой ситуации, ознакомление с окружающим.

3. Прививать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения, способствовать появлению интереса к художественному слову.

Актуальность: Дети раннего возраста любят сказки, но всегда и не сразу бывают готовы выслушать их до конца. В игровых сказках дети являются не пассивными слушателями, но активными участниками сказок, их «сорасказчиками», даже в случае, если они не умеют пока говорить.

Игровые сказки не требуют множества атрибутов, они удобны как педагогам, так и родителям в случае, когда нужно заинтересовать, занять ребёнка.

Солнышко и дождик

Оборудование: игрушка – котик, туча, солнце, металлофон.

Вышел котик погулять, а на улице солнышка не видно, туча небо закрыла (над головами детей появляется изображение тучи), и дождик закапал: кап да кап, кап да кап (имитируем дождик постукиванием пальца по ладони, либо на металлофоне по очереди). Не любит котик, когда дождик идёт, и зонтика у него нет. Надо котика от дождика спрятать, сделаем зонтики?! (из ладоней делаем «зонтики», собирая пальцы в щёпоть). Постоял котик у Саши, обсох у Маши, спрятался у Наташи…(поочерёдно котик прячется у всех детей). А дождик льёт, не перестаёт. «Мяу-мяу, где же солнышко?» — грустит котик. Надо тучку прогнать и солнышко позвать. Подуем на тучку, дружно! А теперь нам солнышко позвать нужно!

«Солнышко — вёдрышко!

вращают кистями поднятых рук.

Выгляни в окошко!

приставляют ладошку к глазам.

Солнышко, нарядись!

протягивают обе руки вперёд.

Красное, покажись!»

ставят руки на пояс и качают головой вправо и влево.

Вышло солнышко опять, можно котику гулять!

Цветок

Дождик шёл (пальцем постукиваем по ладошке),

Дул ветерок (дуем),

Солнышко сияло (соединяем 2 ладони, растопырив пальцы).

И раскрылся вдруг цветок (раскрываем ладони, собранные в виде бутона),

Всем приятно стало. («Нюхаем» воображаемый цветок).

Прилетела тут пчела: «з-з-з» (пальцем имитириуем хоботок),

Попила нектара (постукиваем по раскрытой ладони).

Деткам мёду принесла (руки сжимаем в кулаки)

Сладкого в подарок (раскрываем ладонь, «угощаем» друг друга).

Мышка и кошка

Бежала по дорожке маленькая мышка («шагаем» пальцами). Поймала её кошка: «цап-царап!» (накрываем «мышку» ладонью другой руки). Мышка говорит: «Отпусти меня!» (покачиваем обе кисти). Кошка отвечает: «Тогда покорми меня!» Отпустила мышку. Стала мышка котлетки жарить (хлопаем ладошкой о ладошку, переворачивая, имитируем), да кошку угощать (протягиваем раскрытые ладони). Налила молочка в блюдце (соединяем ладони «мисочкой», протягиваем их вперёд). Наелась кошка (гладим живот) и говорит: «А теперь давай играть!» (Хлопаем в ладоши) Мышка согласилась, только сказала: «Чур, ловить буду я!» (Выставляем указательный палец вверх).

Проводятся догонялки с детьми – мышка ловит.

Орешник (сказка без конца)

Рос куст орешника (стоим, руки вверху). Подул на него ветер (произносим: «ш-ш-ш!», закачался орешник, посыпались с него спелые орехи: тук-тук-тук-тук (садимся на корточки, стучим поочерёдно кулаками по полу, приговаривая «тук-тук»). Один орешек увидала белка, схватила его – и убежала (делаем хватательное движение рукой и прячем за спину воображаемый орех). Другой мышка забрала (то же другой рукой). Ещё два укатились (крутим кулаками). А один из орехов корешки дал (выставляем указательный палец на пол) и стал расти. Рос, рос (тянемся), и вырос большим орешником.

При желании сказку можно повторить со слов «подул на него ветер»

Улитка

Дети сидят на полу с вытянутыми ногами.

Проснулась улитка, высунула свои глазки (из кулачка, лежащего на ноге, выставляем 2 пальца). Дунул ветер (дуем) – спряталась улитка (прячем пальцы). Перестал дуть – снова высунула глазки улитка (вытягиваем 2 пальца). Пошёл сильный дождь (постукиваем по кулаку, имитируя дождь), испугалась улитка – и опять в свой домик спряталась. Дождь закончился. Улитка выглянула из домика и поползла вниз по травинке (достаём 2 пальца из кулака, скатываем медленно кулак – улитку по ноге в сторону пальцев). Показалась ей травинка дли-и-нной дорогой. Внизу сидела гусеница, которая увидев улитку, обрадовалась и сказала: «привет!» (качаем стопой).

Маша и утёнок

Маша шла гулять в сапожках,

У неё замёрзли ножки. (Ходьба)

Чтобы ножки отогрелись,

Нужно побежать скорее. (Бег)

Маша весело бежала,

Свои ножки согревала.

Всё бежала, да бежала,

И утёнка повстречала.

(Останавливаемся, складываем щёпотью пальцы руки)

— Как же в холод ты такой

Без сапог идёшь босой?

Отвечал утёнок Маше:

(раскрываем щёпоть пальцев, имитируя открывание клюва)

— Хороши сапожки ваши,

Но утятам не нужны ни сапожки, ни штаны.

Наши лапки в холода

Не замёрзнут никогда.

(Водим пальцем из стороны в сторону)

А детишкам пригодится

Одеваться научиться!

Дмитревская Н.Е.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,0 КБ

Опубликовано: 27.11.2021

Куславкка хулин

 3-мěш вăтам шкулĕнче

чăваш чĕлхипе литература вĕрентекен

Александрова Альбина Владимировнӑн

чăваш чĕлхипе литература вĕрентекенсен 

«Чăваш чĕлхипе литература. Уçă урок –2021»

тӑваттӑмӗш район фестивальне тăратнă

конкурс материалĕсем

Тупмалли

   1. Урокăн технологи картти………………………………………………………………………………………………………………….
…………….3

   2. Усă курнă литература.
………………………………………..…………………………………………………………..7

 
 3.
Хушса панисем…….. ……………………………………………………………………………………………………8

1№-лӗ
хушса пани. В
ӗренекен
ӗç
хуч
ӗ
(Рабочий лист ученика)

2№-лӗ
хушса пани. Хайлав т
ӑрӑх
ӗçлемелли
ыйтусем(Задания по произведению) 

3№-лӗ
хушса пани. «Венн унки»

Урокăн технологи картти

1. Предмет: чӑваш
литератури

2. Класс: 11

3. Шкул: Куславкка хули
3- мӗш вӑтам шкул

4. Урок теми: Новое о
Великой Отечественной войне в чувашской литературе

5. Урок тĕсĕ: вуланă хайлавсене
тишкерсе ăнланмалли урок

6.
Технологисем:
блоклă-модульлĕ, „критикăллă шухăшлав
технологийĕ”, сывлăха упрас.

7.
Мелсемпе меслетсем: ыйту-хурав; учитель сăмахĕ; ачасем умне проблема кăларса
тăратни, ăна татса пани, тишкерÿ, тема тăрăх калаçу ирттерни, пĕтĕмлетÿ, мăшăрпа
ĕçлени, ăнланса вулани; хаклани, тишкерӳ, шырав.

8. Харкамăн пĕлӳ
илмелли тĕллевсем:

тĕп сăнарсем урлă Тăван çĕр шывăн Аслă вăрçă вăхăтĕнчи йывăр пурнăç
пулнине туйса илни;

  Тăван çĕр шывăн Аслă вăрçă  паттӑрӗсене тата тылра вӑй хунӑ çынсене
асра тытасси;

—  
пурнăçри йывăрлăхсене çĕнтерме вĕрентесси;

9. Предметăн пĕрлĕхлĕ
результачĕсен тĕллевĕсем:


ĕçĕн тĕллевне лартма пултарни;


ĕçе тунă май вăхăтпа пĕлсе усă курма пултарни;


тунă ĕçе пĕтĕмлетме пултарни.


хутшăнура пĕр-пĕрне итлесе илтме хăнăхни;


харпăр хăй шухăшне калани, хăй шухăшне текстри сӑмахсемпе çирӗплетме  тăрăшни;               


ыйтусене кирлĕ сăмахсемпе усă курса хуравлама пултарни;

– çынсен
шухăшне хисеплеме пултарни;


харпăр хăйĕн тата юлташ ĕçне хаклама вĕренсе пыни.

– кĕнекере
кирлĕ текста, страницине палăртнă абзацсене хăвăрт тупма вĕренни;

– урокра
туяннă пĕлÿпе, пурнăç опычĕпе усă курса панă ыйтусене хуравлама вĕренни.

10. Предметăн
ятарлă пĕлӳ илмелли тĕллевĕсем:

– автор
калас шухăша текстра шырама вĕренни;


вулав культурине хăнăхса пыни;

11. Литература
теорийĕ: повеçӗн тĕп шухăшĕпе теми

 12. Курăмлăх
хатĕрĕсем: комьютер, мультимедиапроектор,

13. Кăтарту
хатĕрĕсем:
компьютер, презентаци, мультимедиапроектор, слайдсем.

14. Урок эпиграфĕ: «Мы
подрастали и хотели счастья,

                                  
А время принесло нам тяжко горе…»

Урок юхӑмӗ:

Урок
тапхӑрӗ

(Этапы
урока)

Ӗçлевлӗхӗн
тӗп енӗсем

(вид
деятельности)

Вӗрентекен
ӗçӗ

(деятельность
учителя)

Вӗренекенсен
результачӗсем

(ӗçӗ
хӗлӗ)

(деятельность
ученика)

Меслетсемпе
мелсем

(приемы
и стратегии)

I.

Кӑсӑклантарса
яни

(10-15
мин)

1.
Класа йӗркелени, шутласа хусканусем туни

Ачасемпе
хусканусем туни, урока хатӗррине тӗрӗслени

Вӗрентекенпе
пӗрле хусканусем туни, хӑйсем урока хатӗррине тӗрӗслени

Учитель
сӑмахӗ

2.
Сывлӑх сунни

Ачасене
сывлӑх сунни

Вӗренекене
сывлӑх сунни, вырнаçса ларни

Учитель
сӑмахӗ

3.
Дежурнӑйпа калаçни

Ыйтусем
пани

Дежурнӑй
класра кам çуккине палӑртас хӑварни

Калаçу,
ыйту-хура, диалог

5.Урок
темипе паллаштарни, тӗллевсене лартни

«Сӑрпа Хусанти
оборона рубежӗсене тӑвакансен ӗçри паттӑрлӑхне» кӑтартакан видиороликпа
паллаштарни.

-Мӗншен эпир
паян çак роликпа паллашрӑмӑр-ши? Çак ролик пире мӗнле вӑхӑта аса илтерет?

-Тӗрӗс. Паян
эпир сирӗнпе вӑрçӑ теми патне таврӑнатпӑр. Сирӗн паян çак темӑпа çыхӑннӑ хайлавсене
аса илме тивет. Вӗсене пӗр-пӗринпе мӗн çыхӳнтарать-ши? Вӗсене писательсем мӗн
тӗллевпе çырнӑ-ши?

Паян эпир
çӗнӗ  хайлавпа паллашӑпӑр. Ю. Скворцовӑн «Уках хурӑнӗ» повӗçпе. Мӗн тӗллевпе–ши?

Доска çинчи
эпиграфпа паллашарни

«Мы подрастали
и хотели счастья,

А время
принесло нам тяжко горе…»

Ачасем, çак
йӗркесем мӗнле туйӑм çуратаççӗ? Пирӗн урок темипе мӗнле çыхӑннӑ-ши?

Ачасем
хӑйсен тӗллӗн урок темине тата тӗллевне палӑртни. Ыйтусем çине хуравлани

Шырав
– тӗпчев, тишкерӳ

II.

Ӑнланса
илни

(20-25
минут)

1.Çӗнӗ
информаципе паллашни

Ачасене
Ю.Скворцовӑн «Уках хурӑнӗ» повӗçне тишкерме сӗнни.

Тӗп
сӑнарсене сӳтсе явма ыйтни.

Вӑрçа
хирӗнче кӑна мар иккен çамрӑк ачасен пӳрнӑçе татӑлни çинчен каласа пама
сӗнни.

Мĕн
ҫинчен «калать-ши» хайлав? Вăрҫă вăхăтĕнчи йывăрлăх ҫинчен, тен? Чăнах та,
халăх самай нуша тӳсни, ҫынсем йывăр ĕçпе хуҫăлса, хĕне кайса вилни, арҫынсем
вăрҫă шарне тӳссе, ялти лару-тăру — кăткăс та тертлĕ пулнине çирӗплетсе пама
сӗнни.

Хайлавра
окоп чавма янӑ саманта тупса вулавса пама ыйтни.

Ачасем
хайлава усӑ курса ыйтусем çине хуравлани. Тӗп сӑнарсене тишкерсе пани.

Тӗслӗх.

«Часах
ялти виçĕ хĕре: Укахвие тата Хĕветлипе Ольгăна окоп чавма яраççĕ. Шартлама
сивĕре кунĕпе ĕçлесси, паллах, çамрăк хĕрсемшĕн чăтма çук йывăр пулнă ĕнтĕ.
«Пуринчен ытла çамрăк шăм-шаксене сивĕ хуçрĕ. Çил тумтир витĕр
сулăнтарса ярать. Пите кăшт çиле хирĕç тытсанах тăм илсе ярать, çул çинче те
хăяккăн çеç, минутсерен çил енне çурăмпа çаврăна-çаврăна утатăн».

ыйту-хурав,
шырав, пӗтӗмлетӳ

2.Тӗп
сӑнарсем тӑрӑх «Венн унки» туни

Ачасене
хут листи валессе пани

(3№
хушма ӗç)

Ачасем
шыраççӗ, шутлаççӗ, çыраççӗ.

шырав,
пӗтӗмлетӳ

3.Вӗреннӗ
тата вулама сӗнне хайлавсене тишкерни.

Ушкӑнсем
çине пайланма сӗнни

Ачасен
умӗнче ӗç хучӗсем, вӗсем тӑрӑх ӗçлеме хушни.(1-2 приложенисем ) и

Ушкӑнсем
çине пайланани.

(1
ушкӑн- П.Хузангайӑн  «Таня» поэми;

2-мӗш
ушкӑн–      Л. Агаковӑн «Кукук» калавӗ;

3-мӗш
ушкӑн А. Артемьев «Ан авӑн шӗшкӗ», вӗрентекен  сӗннӗ план тӑрӑх

Картӑчкӑсем
тӑрӑх хатӗрленсе хуравлама хатӗрленни

 ыйту-хурав,
слайдсемпе ӗçлени, шырав, пӗтӗетӳ

4.Физкультура
саманчӗ

Ачасем
хусканусем туни

Вӗрентекенпе
пӗрле хусканусем туни

Хусканусем

5.
Ыйтусем çине хуравлани.

Ачасен
ӗçне, хуравне йӗркелени

Ачасем
ыйтусем çине хуравлани. Хайлавсенчи йӗкесемпе усӑ курса вуласа, çирӗплетсе пани.

Ыйту,хурав,
пӗтӗмлетӳ

6.Вӗреннӗ
материла çирӗплетни. Пӗтӗмлетни.

Ачасем
пӗтӗмлӗтӳ туни:

-«Уках
хурăнĕ» повеçре Укахви сăнарӗпе халăхăн вăрçă вăхăтӗнчи терт-нушине, асаплă
пурнăçне, трагедилле шăпине кăтартса панă. Юрий Скворцов чăннипех пысăк
çыравçă та чăн-чăн этем. Вăл — талантлă прозаик, пултаруллă поэт, журналист,
ăста куçаруçă. Унăн хайлавӗсем çамрăксене йывăрлăха парăнмасăр, шанчăка
çухатмасăр, ăспа-тăнпа, таса чунпа, çутă ӗмӗтпе пурăнма вӗрентеççӗ;…..

Шырав,
тӗпчев, уйӑру

III.

Рефлекси

(10
минут)

1.Кӑмӑл
карточкипе ӗçлесси.

2.Урокра
ӗçленӗшӗн хӑйсене паллӑ лартни.

3.Ачасен
ӗçне хаклани.

Урокра
мӗнле ӑнланнине оценка пама ыйтни:


Мӗне вӗрентӗр?


Мӗн çӗнелӗхсем пӗлтӗр?


Мӗн çинчен татах пӗлес килет?

Ачасе
хуравӗсене пӗтӗмлетни.

Хайсен
ӗçне хаклани.

Кӑмӑл
– туйӑмне тӗрлӗ смйликсемпе палӑртни…

Мана
урокра _______________килĕшрĕ.

Урокра_____________интереслĕ
пулчĕ.

Эпĕ
_________________ ас туса юлтǎм.

Ман
шутпа, чи кирли_____________ шутланать.

Эпĕ
малашне______________________.

Ачасем
хӑйсен ӗçне учитель кашни ача умне хунӑ смайликпа хаклани.

Суйлав,
пӗтӗмлетӳ

IV.

Киле
ӗç

(5
мин)

Вуланӑ,
тишкернӗ хайлав тӑрӑх  отзыв çырса килме хушни.

Дневниксем
çине çырни

2. Усă курнă литература

1.Чувашская литература: Хрестоматиядля 11 класса школ с многонациональным
составом учащихся и русских школ/ Автор составитель В.Н.Пушкин.- Чебоксары:
Чуваш.кн.изд-во, 2007.

2.Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учереждениях с
русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и
средних профессиональных учебных заведений.- Чебоксары, 2009
1-мӗш приложени

Хушса панисем

1№-лӗ хушса пани

Рабочий лист
ученика____________________________________________________

по теме „Новое  о ВО войне в
чувашской литературе“

Автор произведения

Название произведения

Проблематика

Дополнительная информация

2№-лӗ хушса пани

Задания по произведению  А. Артемьева
„Не гнись, орешник“

1.     Смысл названия произведения
(с частичным кратким пересказом).

2.     Назовите проблемы, поднятые
автором в рассказе.

3.     Можно ли, по вашему мннию, на
войне остаться человеком?

Задания по произведению Л. Агакова
„Кукушка“

1.     Смысл названия произведения
(с частичным кратким пересказом).

2.     Проблематика произведения.

3.     Женцина на войне.

Задания по произведению П. Хузангая  „Зоя“

1.      Смысл названия произведения (с частичным
кратким пересказом).

2.      Проблематика произведения.

3.       „У войны не женское лицо“ . Обьяснить
выражение, используя героиню поэмы.

3 №-лӗ хушса пани

Сравните героев
произведения Ю. Скворцова «Береза Угахви». Угахви и её подруги методом «Венн
унки»

image001

Уйрăмлăхсем:

-Укахви –вăрçă пуçланнă çул 15–ре пулнă.
Кольăна юратать.Ĕçчен, хăйне пĕрре те шеллемест.Торф кăларнă çĕртен чирлесе
таврăнать. Пит тĕселлех мар – пĕрре пăхса асăрхамăр та. Амăшĕпе йăмăкĕпе
пурăнать. Чирлесе вилет.

Ольгăпа Хĕветли – Укахвирен пĕр çул аслă
хĕрсем. Ĕçчен те чăтăмлă. Сывă.

Пĕрпеклĕх:
Юлташсем. Пур йывăрлăха та пĕрле тÿссе, чăтса ирттереççĕ.

  • Рассказ найда виктор савин афанасьевич
  • Рассказ научи меня прощать глава 111
  • Рассказ на тему сердечное слово до сердца доходит
  • Рассказ на тему сентябрь
  • Рассказ на тему романтизм