Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь

К уроку по рассказу б.екимова ночь исцеления 8 класс цели: общие продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса проблемы

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления» 8 класс

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

8 класс


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь


Цели: Общие – продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия; Частные – познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении; углубить представление о характере героя, данном в развитии.

Цели:

Общие – продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения

к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для

тех, кто не принимал в нем участия;

Частные – познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении;

углубить представление о характере героя, данном в развитии.


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь


 Выявление восприятия и постановка задачи Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему? До аналитической работы по тексту определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.) Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.) Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

Выявление восприятия и постановка задачи

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
  • До аналитической работы по тексту определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем?
  • (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)
  • Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
  • Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь

Аналитическая работа по тексту

  • 1. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» – «одинокая» – «одиночество».)
  • 2. Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее «болезни»? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».
  • Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!». Именно так советовала поступить Гришина мать.)
  • Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя такой виноватой… горевала».)

Аналитическая работа

3 . Письменно выполните следующее задание. Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо  обратить внимание на:       а) детали, которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.       Дополнительные вопросы:       – Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали  карточки? Почему так страшно было их лишиться?       (Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)       – Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?       – Для чего бабе Дуне нужны были желуди? Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?       б) сны бабы Дуни, содержание которых возвращает читателя к событиям войны. Это позволяет коснуться   последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких.       Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта  могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной  психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)


К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Аналитическая работа

   4.   Самостоятельная работа учащихся.       Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.   (Возможна как индивидуальная, так и групповая работа учащихся. Могут быть предложены задания  разного уровня сложности.)   1) Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на  увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он  стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем  Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял  себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила  бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки  чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,  что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было».   Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей  несколько отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)

Аналитическая работа

  • 2) Перечитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой:
  • а) «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…»;
  • б) «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»;
  • в) «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».
  • (Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов – мотивным линиям «сна – сердца», которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна – это воспоминание, проживание заново давно прошедших событий. Гриша удивлен, что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным, увиденным во сне: «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…» . Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью». В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».)
  • 5. «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как вы думаете, кого имел в виду автор?
  • 6. Как вы думаете, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог?


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь

Итоговые задания

  • 1. Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
  • 2. Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
  • 3. Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
  • 4. Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока.
  • Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)
  • 5. Раздел, в котором помещен рассказ Б. Екимова, называется «Эхо войны».
  • Объясните взаимосвязь между названием раздела и проблематикой рассказа. (В рассказе Б. Екимова затрагивается проблема последствий войны («эха войны»), которые испытывает героиня спустя многие годы после ее окончания. Основное значение слова «эхо» – отражение звука от удаленных предметов, воспринимаемое ухом, инструментом, прибором как повторение первичного звука.)


Выводы по обсуждаемой проблеме Вспомните вывод, который вы делали по предыдущему разделу. На его основе сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемым на уроке проблемам. Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны. Домашнее задание. 1. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).

Выводы по обсуждаемой проблеме

  • Вспомните вывод, который вы делали по предыдущему разделу. На его основе сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.
  • Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
  • Домашнее задание.
  • 1. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь


Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь

«Ночь исцеления» — глубокое произведение, написанное в 1986 году. Оно учит с пониманием относиться к окружающим, проявлять сострадание, не быть безучастным. Проблемы, затрагивающие людей в послевоенное время, также рассмотрены в рассказе «Ночь исцеления» Бориса Екимова. Анализ произведения школьники делают в 11 классе, а затем пишут по его сюжету сочинение на ЕГЭ.

Сочинение по произведению Ночь исцеления

Рассказ Екимова «Ночь исцеления» является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам — на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Описание сюжета

Основным персонажем повести является мальчик по имени Гриша. У него есть бабушка Дуня, которой довелось пережить ужасы войны. После этого женщину стали мучить ночные кошмары. Ей не могли помочь ни родственники, ни врачи. Однажды Гриша приехал к бабушке в гости с ночевкой. Когда она уснула и стала кричать во сне, внук ее разбудил. Он решил выяснить, что же ее мучает.

Как оказалось, бабушка видела один и тот же сон каждую ночь. Ей снилось, что она потеряла талоны, по которым во время войны давали хлеб. Из-за этого ее дети могли умереть от голода. Мальчик решил помочь бабушке. Когда следующей ночью она снова стала кричать во сне, он тихо, чтобы не разбудить, начал говорить ей, что нашел талоны, с ними все в порядке. После этого баба Дуня успокоилась и перестала кричать.

Отзывы читателей

Согласно словарю Ожегова, доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Она проявляется в наших поступках. Главный герой рассказа «Ночь исцеления», подросток Гриша, является отличным примером доброго человека. Неслучайно автор несколько раз употребляет слово «сердце» по отношению к нему. Это является аргументом, что он сердечный и отзывчивый человек.

У Гриши болит душа, когда он вспоминает бабушкины слёзы. Сам он тоже плачет, жалея «бабу Дуню и кого-то ещё» — он оплакивает судьбу не только родной бабушки, но и многих других людей, по жизням которых пронеслась война.

Гриша отличается от своих родителей, которые обращаются с проблемой бабушки к врачам и пытаются излечить её лекарствами. Мальчик понимает, что душевное участие — это лучшее лекарство. Его поступок вызывает уважение, с него хочется брать пример. В наше время не так уж много подростков, которые могут по-настоящему прочувствовать всю боль войны.

Этот рассказ тронул меня до глубины души. Работая над сочинением по «Ночи исцеления», мне хочется о многом задуматься и углубиться в рассуждения — прежде всего о войне. О женщинах следует поговорить отдельно. Без них и их неоценимого вклада не было бы Победы. Они взваливали на себя всю тяжесть мужской работы, голодали, воспитывали маленьких детей и внуков. У многих не вернулись с фронта мужья. И даже в послевоенное время память возвращает их к испытаниям, через которые они прошли.

  • «Тихий Дон» М. А. Шолохов Кратко

Баба Дуня — именно такая женщина. Она с трудом преодолела голод, не дала погибнуть своим детям, именно благодаря ей они выросли, продолжился род, появился и сам Гриша. В войну она совершила настоящий подвиг. Конечно, в пожилом возрасте она заслуживает уважения и внимания к себе.

Мне очень понравился этот рассказ с необычной и оригинальной идеей, живыми героями, которым хочется сопереживать и сочувствовать, красивым слогом. Немаловажную роль здесь играет пейзаж: в начале произведения — зима, холодное и мёртвое время года, ночь — тёмное время суток, когда всё страшное выбирается на поверхность. Всё это ассоциируется с войной и её ужасами.

Но в конце, когда Гриша находит верный путь исцеления, луна светит в окно, а снег посверкивает живыми искрами — даже природа радуется выздоровлению бабушки. Я рада, что финал этого произведения светлый и даёт надежду, что у героев всё будет хорошо.

О героях

В кратком содержании «Ночи исцеления» расскажем о его героях.


Баба Дуня — это пожилая женщина, которая мучается беспокойными сновидениями. Она кричит во сне, зовет на помощь, причитает, что потеряла хлебные карточки. От ее криков просыпаются окружающие. Они успокаивают ее, поят валерьянкой, но вскоре, когда баба Дуня засыпает, все повторяется вновь.

В городе у нее живут дочка и сын, оба со своими семьями, но баба Дуня не хочет даже гостить у них. Понимает, какое беспокойство доставляет домочадцам эти ее «шумные» сны. Они, конечно, тоже понимают, что все это сложилось из тревог и страхов военной и послевоенной жизни — голода, неустроенности, неустанных трудов на износ. Но с тех пор прошло много времени. Баба Дуня постарела, а во сне словно возвращается в прошлое.

Водили бабу Дуню по врачам, те прописывали ей лекарства, но они мало помогали. И ночь не становилась тише. Поэтому старушка, не желая никого обременять, живет одна. А если и приезжает проведать детей, то на короткое время — «обыденкою».

Ее внук Гриша — высокий, нескладный подросток, еще совсем недавно, как кажется его бабушке, бывший «косолапым» ребенком. Веселый и активный. На праздники и каникулы навещает бабушку Дуню.

Переходим к краткому содержанию «Ночи исцеления» Екимова.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ночь исцеления»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Гулюзабону Полвонова

    9/10

  • Наталья Котельникова

    10/10

  • Алибеков Умахан

    8/10

Объяснение названия рассказа

Бабушка долгое время жила одна. После приезда Гриши она преобразилась, даже стала лучше себя чувствовать. Она радовала внука щами, консервацией, пирожками. Мальчик сразу побежал кататься на лыжах, однако баба Дуня не чувствовала себя одинокой, ведь рядом валялись его вещи. Ожидание прихода внука было для нее радостью. Она могла, улыбаясь, долго смотреть в окно, поскольку знала, что Гриша придет к ней, они за обедом будут разговаривать обо всем на свете.

Бабушка ездила к внукам редко и без ночевки: она боялась, что ее ночные кошмары помешают детям. Внук был очень опечален проблемой бабушки.

Не зная психологических методов исцеления, он помог ей избавиться от ночных кошмаров за одну ночь, просто подобрав правильные слова. Гриша исцелил бабушкину душу, которая не знала покоя много лет.

Вот почему рассказ Екимова «Ночь исцеления», анализ которого проводится в школе, носит такое заглавие. Название полностью раскрывает смысл текста.

Смысл рассказа

Б. П. Екимов показывает, насколько сильные увечья наносит война и постоянные лишения. Раны затягиваются тонкой кожицей и кажутся зажившими, но внутри продолжают кровоточить и гноиться. Проходят десятилетия, и в самый неожиданный момент кожица рвётся, страдания вырываются наружу. Пережитое давным-давно мешает жить в настоящий момент.

Страшнее всего, что для окружающих вскрытая рана выглядит глупостью и досадной помехой – они пытаются уменьшить последствия, но не задумываются о лечении. Для них ужасные видения из прошлого – нечто эфемерное, случившееся так много лет назад, что это почти перестало быть правдой. Страшилка. И почему-то самые близкие люди забывают, что помощь не ограничивается жалостливой физиономией, а выражается в поступках.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Рассказ нагибина сирень краткое содержание
  • Рассказ набранный на компьютере содержит 8 страниц на каждой 40 строк 48 символов определите
  • Рассказ нагибина сирень читать
  • Рассказ на школьную тему по пословице 6 класс
  • Рассказ набокова облако озеро башня читать