Рассказ наука о прошлом

Всеволод швайба. внутренние дворы iii. 2020 редакция huxle продолжает международный конкурс фантастического рассказа, и сегодня мы публикуем очередное произведение из
Всеволод Швайба. Внутренние дворы III. 2020

Редакция Huxleў продолжает международный конкурс фантастического рассказа, и сегодня мы публикуем очередное произведение из отобранных для участия в конкурсе «Кибериада-2021»

УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

  • Принимаются рассказы на русском языке объемом до 22000 знаков с пробелами
  • К участию в конкурсе допускаются ранее не публиковавшиеся рассказы
  • Рассказы не рецензируются
  • От одного автора принимается один рассказ
  • Страна проживания автора значения не имеет
  • Рассказы проходят предварительный отбор редакцией на соответствие правилам
  • Выбор победителей осуществляет открытое жюри
  • Кроме рассказа, победившего в конкурсе, к печати могут быть отобраны произведения других авторов
  • Прием рассказов продолжается до 01.11.2021
  • Результаты будут объявлены 15.01.2022

Рассказы отправляйте на почту editor@huxley.media


« …Ни один фантаст не мог заглянуть в будущее и предугадать, что могло нас ждать сейчас, на пороге полного разрушения и хаоса…» Журнал «Информатор», 2095 г.

— Это ужасно! — крикнул Артур и положил рукопись на тумбочку возле кровати. «Неужели так было все ужасно?» — подумал мальчик и задумчиво погрузился в размышления. Он напряг все свои извилины, каждый участок мозга, подключив все свое воображение; но никак не мог представить. Ведь когда он родился, ничего подобного не видел и не слышал, а родился он намного позже тех промахов и ошибок, необдуманных действий человечества.

Тут вдруг дверь приоткрылась и в помещение госпиталя заглянул старик с неотесанным лицом, худой и тощий, как смерть; но в тоже время с сухим и сильным телом.

— Здравствуй, дедушка! — прокричал мальчик с большой радостью в голосе. Он давно не виделся со своим дедом. Ведь тот живет за городом, за единственным городом Primum на Земле. За городом была не тронута вся флора и фауна, с тех пор как люди прошли точку перелома и больших изменений, как в социальном устройстве, так и мировоззрении.

Изменения произошли и в природе, в первую очередь после развала инфраструктуры старого правления, когда были остановлены и разрушены последние вредные производства, влача за этим положительный спад углекислого газа в воздухе и вернувшись к первобытным концентрациям. Температура воздуха на земном шаре опустилась на 12 градусов ниже обычных для прошлых поколений. На засушливых континентах стала прорастать трава, пески можно было встретить лишь на побережьях или островах.

— Здравствуй, Артур! Давно не виделись, как ты тут, поправляешься?

— Да, по цифровым тестам и анализам сказали, что небольшое отравление. Не стоило мне есть эти дивные фрукты.

— Это у тебя с непривычки, слишком уж здесь все стерильно, но ничего, скоро привыкнешь к моим фруктам и овощам с грядки.

— Дедушка, можно у тебя кое о чем спросить?

— Конечно!

— Любой вопрос? — удивился Артур.

— Как появляются дети? — с улыбкой сказал старик. — Хотя вы уже должны были пройти половые различия в 3-м классе, да и сам вопрос в целом.

— Нет-нет, я тут прочитал… старую газету, где…

— Что еще за газета? — перебил его старик.

— Не знаю, я ее нашел у родителей в шкафчике.

— А ну дай-ка ее сюда!

Мальчик передал газету.

— Даа… вспоминаю ее, не могу понять, как она у вас осталась.

— Она твоя? — с интересом спросил Артур.

— Нет, моего отца. Ему передал мой дед, ох, и утекло с того времени…

— То есть ты от своего отца, а он от своего, слышал рассказы о прошлом? И какое оно было? Я прочитал, что… что… оно было ужасным?

— Мне не хочется вспоминать об этом, Артур.

— Ну, пожалуйста, пожалуйста! Мне очень интересно! Не смотри, что я очень юный, я все пойму!

— Я понимаю, твой ум жаждет ответов, но эти воспоминания терзают иногда по ночам…

После долгого молчания дедушка продолжил:

— Да, сейчас все поменялось, мне сейчас идет тринадцатый десяток, а эти происшествия случились не так давно, по моей памяти, лет двести назад. Мой дед был обычным рабочим, он работал изо дня в день, из года в год, и так всю жизнь. Раньше были такие бумажки, как… (немного подумав, посмотрев на небольшую стопку книг на окошке) как небольшой книжный листок, мы ими платили. На них печатали всякую чепуху, вроде правителей и писателей, гербов, символов удачи и прочего.

— Деньги? И зачем платить ими? Ведь сейчас можно взять любую вещь напрокат или даром.

— Тебя от прошлого отделяет огромная пропасть. Раньше этих бумажек было больше, чем кислорода в легких людей! Для них это было смыслом жизни, чем их больше становилось на счету в банке, тем больше это приносило счастья.

— Я не уверен, дедушка, но почему-то именно люди ваших лет выглядят несчастными.

— Да, это так. Мы многое помним. Вас сейчас пытаются увести от прошлого, чтобы не дать ни малейшего шанса на его повторение. Знания тех лет опасны. Они хоть и вне запрета, но очень упрятаны от жадных глаз. Возможно, из-за этого нас и держат за городом, но мне в целом нравится.

— В конце статьи было написано, что человечество было на пороге гибели и разрушения, что произошло тогда?

— Это был момент упадка и возрождения. Эта статья несет в себе характер борьбы людей и отчаянья правящего класса. Так называемая «точка перелома» произошла тогда, когда переживание людей за будущее стало выше комфорта, они пожертвовали им и самым ценным — своими жизнями, но это сражение было за будущее их детей. Мой дед тоже сражался, ему тогда было всего 33 года, и его платой за свержение циничных и эгоистичных людей стала потеря моей бабушки. Они вломились в дом, забрали ее… и больше мы ее не видели…

Артур с упоением смотрел на деда своими влажными от горя глазами и не мог поверить, что раньше люди были настолько жестокими, как звери, которые из-за инстинкта убивают себе подобных, преследуют свою обессиленную жертву, загнанную до изнеможения, без каких-либо эмоций.

— Да, это реальность, но реальность прошлого. Мои родители, как и все остальные старики, строили этот новый мир, который тебя окружает. Никто не юлил, никто не ленился, все, как муравьи, строили свой огромный железный муравейник. Я, когда был 15-летним мальцом, того же возраста, что и ты сейчас, тоже помогал возводить этот огромный монолит. Этот титанический труд никто не воспевал, и не нужно было это делать, ведь всем важно помнить, что человек становится человеком лишь тогда, когда он помогает ближнему от чистого сердца.

Вот что я еще скажу. Сейчас система образования находится на пике развития, мы знаем все о нашей планете, о всех ее процессах, о природе и явлениях. Самое главное — достигнута социализация детей, которая была улучшена недавно, и все уже забыли, что такое одиночество. Абсолютно у всех общие интересы, все подкованы интеллектуально. В медицине произошли всплески инноваций, последнее изобретение даст жить людям до 150 лет, но стареть не будут, все станут выглядеть не больше чем на сорок лет. Единственное, не известно, сможем ли мы преодолеть «точку невозврата»? Этот вопрос мучает меня.

— Разве не сможем? Мы ведь не такие, как раньше.

— Есть один нюанс. Мы не можем побороть природу мутаций, которые происходят в нашем организме. Мы не можем это остановить, надеюсь, пока не можем. Как ни крути, но прошлое оставляет отпечаток, опечаток наших прошлых деяний! То количество произведенного газа, загрязнение окружающей среды, океанов; те химические реакции, которые были произведены мусором, начали влиять на наш организм. Из-за этого есть люди, рожденные с нестабильной психикой, которых трудно определить при рождении, и от которых можно ожидать худших последствий. Возможно, когда ты вырастешь, сможешь найти средство от мутаций?

— Да, я это сделаю! Слышишь, дедушка, я это сделаю! Я посвящу себя науке!

— Вот и славно! Вижу, ты уже здоров, — с улыбкой сказал старик.

— Да, постельный режим дает силы, а разговор с любимыми людьми еще больше.

— Я рад! Что же, мне пора идти, время приема вышло. Прощай!

— Прощай, дедушка, еще увидимся!

— Конечно… — задумчиво ответил старик.

Он хотел еще повстречаться с внуком, но закон не давал людям, которые живут за городом, видеться с близкими. Закон не был суров, он обеспечивал хороший уход за стариками. Но никто не хотел, чтобы то прошлое, которое сидело в головах этих людей, всплыло наружу.

Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Этот рассказ — моя последняя публикация на «Снобе». Ровно год назад меня пригласил в проект его шеф-редактор Сергей Цехмистренко (в далеком прошлом ученик моей мамы. которому она преподавала историю и обществоведение и под влиянием уроков которой он закончил истфак МГУ и стал кандидатом исторических наук). Будучи уже тогда (и оставаясь сейчас) убежденным противником социальных сетей, я тем не менее решил еще раз («как истинный ученый») поставить эксперимент на себе и проверить собой два великих постулата:

1. То. что не убивает нас, делает нас сильнее

2. Чтобы победить болезнь, надо ею переболеть

И я действительно за этот год переболел самой страшной из всех болезней социальных сетей — болезнью «социального эксгибиционизма». Эта болезнь, не убив меня, сделала значительно сильнее. И спасибо «Снобу», что я переболел ею в гораздо более легкой форме (чем зараженные ею в Инстаграмме и и Фейсбуке) и даже приобрел иммунитет.

А мои «Диалоги о художественном переводе» уже приобрели и еще приобретут своего Читателя (с большой буквы и в единственном числе), для чего существует много возможностей за пределами социальных сетей.

                                                        ***

                                                                                              А.
Г.   
               

Когда
все кончилось и больше уже ничего не могло случиться, она стала вспоминать
свое будущее. Это было все, что у нее тогда осталось.  Воспоминания не ранили и не душили ее – они
были просто как старое вино, которое испортилось, так и не став выдержанным, и
которое все равно хочется выпить, чтобы представить себе, каким оно могло бы
быть. Эти воспоминания и были ощущениями несостоявшегося будущего, только в
прошлом времени.

Воспоминание
первое – сон. Теперь он глубокий, полный, спокойный, с тихонько посапывающим у
мужской подмышки умиротворенным чувством долга. Правда, постепенно сон населяется
людьми и звуками, с ним пришедшими и с ним же канувшими в небытие. Эти звуки –
как те влажные оттенки, которыми она наполняла пространство своего призрачного
неба.

Очень-очень
давно, целую вечность назад, она хотела учить детей рисованию, но ее
хозяйка-мать не отпустила ее в дальний азиатский университет.  А в Москве с таким носом и черными кудряшками
брали только на бухучет.  И скоро, чтобы
выжить, она стала мысленно представлять себе, какой краской пахнет дебиторская
задолженность, и какими неспешными штрихами прорезано положительное сальдо. Еще
один раз она смогла коснуться гуаши и маленьких мелков не украдкой, во сне, а в
домашней мастерской их начальника отдела, но когда маленький верткий тип из
органов попросил ее выступить на собрании и осудить начальника, она со страхом
и отвращением согласилась – семья не смогла бы пережить ее увольнение. Начальник
отвечал за организацию выставки детских рисунков, и на одном из них трехлетняя
девочка по неумению нарисовала на Спасской башне Кремля шестиконечную звезду. Через
много лет, когда уже стало можно, она посетила персональную выставку своего
бывшего начальника в Мадриде, где тот давно уже жил. Голубые гребешки прибоя
источали полузабытый аромат черемухи, грубоватый вблизи хаос мазков складывался
в отдалении в мгновенную прозрачность воды и неба, и где-то совсем далеко
угадывалась дымка невозможного в этой безграничности прибоя. Тогда она впервые
поняла, что означает будущее в прошлом времени – тоскливая невозможность
слабого человека менять усилием воли направление своей жизни, как меняют
направление перемотки магнитной ленты в магнитофоне.    

Людей
и звуки, быстро населявшие ее сон, привел с собой он. И еще он привел с собой
слова. Он тоже, как и она, не мог быть самим собой и для выживания паял
какие-то железки в научно-исследовательском институте. А ночами играл в слова,
пытаясь хоть чуть-чуть проникнуть в их хрупкую вязь, как это удалось его кумиру
Набокову. Окунувшись вместе с ним в эту призрачную игру, она, наконец,
примирила в своем сознании серое настоящее и свое в нем существование.  Потому что с ним можно было все то, что еще
недавно казалось немыслимым – песчаные дюны далекого озера, бессонные ночи
перед тем, как к горстке людей попадет новая горстка слов, оглушение от успеха
и злость от неудач.  А главное, —
возможность освобождения и такой близкий запах красок и звуков. Ну, просто
протяни руку – и он твой. Она была готова идти за этим человеком куда угодно,
потому что поверила в то, что свобода существует. И она дала слово быть с ним, если
эта свобода придет. Это было только одно слово, которое зависело от нее, но оно
стоило всех остальных.

Воспоминание
второе и последнее – пустота. Здесь все было не так, как во сне, а наоборот.
Сначала с этой пустотой еще как-то можно было жить. Именно в этой, неполной
пустоте она стала, наконец, женщиной, которую хотят просто потому, что она
женщина.  Тем из ее подруг, кто прошел
это за тридцать или сорок лет до нее, такое состояние было странным. В их
возрасте важнее было собственное здоровье и благополучие детей и внуков, но она
купалась в неге желания, и краски, наполнявшие до этого всю ее скрытую от
других жизнь, стали тускнеть. Со временем, правда, нега стала дежурной, а
пустота плотной, ее можно было резать словами, только сил на это уже не
оставалось. Да и слов, которые она познала вместе с ним, не было тоже.

А
он не мог ждать. Он шел вперед и уже видел впереди невидимую для других вязь
слов. Еще чуть-чуть и она становилась его. Их. В тот день он сказал ей, что, наконец,
может играть в слова уже не только по ночам, а ей будут принадлежать все
краски, какие она пожелает. Она испугалась. Дети, далекий университет, бывший
начальник и вообще все, что так и не произошло – это было по-настоящему в
прошлом. То, о чем она часто вспоминала, – было непостижимым будущим. Между
прошлым и будущим оставалась непреодолимая бездна. И эту бездну он дарил ей? Как
же он мог? За что? За ее верность? А как же ее будущее, которое можно было просто
и безнадежно ждать? Только теперь (в своем неслучившемся будущем) она понимает,
что больше всего тогда она поверила не в саму свободу, а в ее сладкую
недостижимость. И вообще, слабый человек не приближает будущее – он только
вспоминает о нем.

В
панике она бросилась к тому, кто по утрам давал ей свою подмышку, а ночами
снова и снова превращал ее в женщину. Но тот говорил на другом языке, у него
было двое детей и куча долгов. И еще он искренне не понимал, что же ей еще
нужно…

Когда
все кончилось и ничего уже не могло случиться, пустота стала полной.  В ней не осталось красок и свободы. Даже их
невозможности в ее будущем прошлом времени.

                                                                      Москва, 19 июля 2008 г.

Инфоурокбиблиотека материалов

 Тема 1.

 История – наука о прошлом.

 Цель.

 Дать представление об истории как о науке.

 Задачи.

 Образовательные: разъяснить
происхождение и смысл понятия «история»; формировать понимание учащимися, что
изучает история, почему необходимо изучать ее.

 Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию; познакомить
учащихся с учебником.

 Воспитательные: пробудить
у учащихся интерес к предмету истории.

 Основные знания.

 История – рассказ
о прошедшем. С.М.Соловьев – известный русский историк.

 Основные термины и понятия.

 История, предки.

 Оборудование и материалы.

 Портрет С.М.Соловьева

 Тип урока.

 Сообщение новых знаний.

Ход
урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие.
Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок. Сообщение
требований к ведению тетрадей.

Приветствие.
Подписывают тетрадь.

Актуализация
знаний, объявление новой темы.

 Вводное слово
учителя.

 С малых лет
человек хочет узнать как жили люди в древние времена и в недавнем прошлом,
кем были и чем занимались наши предки, о чем мечтали, к чему стремились.
Сегодня вы начнете изучать науку, которая отвечает на эти вопросы. Она
называется «История».

 -Что такое
история?

 Сообщение темы
урока: История – наука о прошлом.

 Записывают в
тетрадь тему урока.

Изучение нового
материала

 Учитель начинает
свою беседу с объяснения понятия «история».

 -Что такое
история?

 История – это
греческое слово, в переводе означает рассказ о прошедшем.

 Работа с текстом
учебника.

 -Что изучает
история?

 В случае
затруднений учитель отправляет учащихся к тексту учебника, к иллюстрациям.

 -Кто занимается
изучением истории?

 -Как ученые
изучают прошлое человечества?

 Демонстрация
иллюстраций.

-Назовите
известного русского историка.

 -Почему следует
изучать и знать свою историю?

Учитель
дополняет, конкретизирует ответы учащихся. 

 Записывают в
тетрадь: история – наука о прошлом.

 Один ученик
читает указанные учителем  абзацы, остальные следят.

 Учащиеся находят
и зачитывают ответ из текста. Читают указанный абзац, дают ответ.

Рассматривают
иллюстрации.

Дают развернутый
ответ, записывают в тетрадь.

 Учащиеся находят
в тексте нужный абзац.

 Один ученик
читает указанные абзацы, остальные следят.

Дают ответ или
зачитывают ответ из текста.

Слушают учителя.

Первичное
закрепление материала.

 Краткая беседа
по вопросам.

— Что такое
история?

— Кто занимается
изучением истории?

-О каком
известном русском историке говориться в учебнике?

— Почему следует
изучать и знать свою историю?

 Участвуют в
беседе.

Дают полные и
развернутые ответы. В случае затруднений обращаются к тексту учебника или к
записи в тетради.

Подведение итогов

Комментарии
учителя о работе учащихся на уроке.

Слушают
комментарии учителя.

Домашнее задание

 Сообщение
домашнего задания.

 Почитать текст
учебника, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальное

задание

Сообщение
индивидуального задания.

 Прочитать
указанные учителем абзацы, дать ответы на вопросы.

 Дополнительные
материалы.

·        
Прошлое человечества насчитывает миллионы лет. За
это время люд многому научились: обрабатывать землю и строить города, выпекать
хлеб и ковать оружие, писать картины и стихи. Человек познал природу и обращал
природные силы себе на службу. К сожалению, мирный труд часто прерывался
войнами,  и тогда разрушались города и села, гибли люди, сиротели дети. Бывало,
что погибали целые народы и государства. Но время не остановилось. Из века в
век людей становилось все больше, а их жизнь становилась богаче и
разнообразнее.

·        
Все, что происходило на земле с тех пор, как на ней
появились люди, и изучает история.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по Истории России на тему «Верования восточных славян»

  • Адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс

  • Обобщение опытаИнтеграция как средство повышения качества образования в коррекционной школе

  • Статья на тему «Приемы и материалы для коррекции : слухового, зрительного, тактильного восприятия»

  • Презентация по обществознанию на тему «Исполнительная власть»

  • Эссе — рассказ на тему «Мелкая моторики рук»

  • Доклад на тему «Технология нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ»

  • Специальные упражнения для глаз от усталости

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

Если вы ищете информацию о происхождении слова, лучше обратиться не к одному этимологическому словарю, а к нескольким. «Идеальных» словарей пока не существует. Даже в лучших из них встречаются ошибки, неточности или устаревшая информация.

Например, в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера в целом правильно описана этимология слова история. Но утверждается, что данное слово в русском языке появилось в эпоху Петра I. Авторы словарей, изданных позже, эту неточность исправили: существительное история было известно еще языку Древней Руси с XI–XII вв. Оно пришло из греческих текстов, которые переводили древнерусские книжники.

В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:

  • ‘действительность в процессе развития’ (например: ход истории);
  • ‘последовательное развитие, изменение чего-либо’ (история Франции, история биосферы);
  • ‘прошлое, события прошлого’ (история и современность);
  • ‘наука, изучающая прошлое человеческого общества’;
  • ‘наука, изучающая развитие какой-либо области природы, культуры, знания’ (история философии, музыки, литературы);
  • ‘повествование, рассказ’ (увлекательная история);
  • ‘происшествие, событие, случай, преимущественно неприятный‘ (разговорное, например: вчера была забавная история; влипнуть в историю).

Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.

Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.

В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.

На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…

Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.

Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…

М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.

В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.

Если заглянуть глубже

Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому [w]. Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде [w] или звука наподобие русского [в]. Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:

  • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
  • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
  • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].

Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.

Из Торы?

В последние годы в интернете и не только можно встретить идею о происхождении слова история из сочетания слов «из Торы я». Сторонники этой версии таким образом хотят сказать, что история разных стран (и России, конечно) сфальсифицирована в интересах «мирового еврейства». Доказательств в пользу такой этимологии никто не приводит. Видимо, полагают, что здесь все очевидно… Но очевидность бывает обманчивой, так что доказательства необходимы. Одного лишь созвучия, как уже неоднократно отмечалось, слишком мало: оно может быть результатом случайного совпадения. При этом версия с Торой игнорирует словообразовательные законы древнерусского языка. Для него было невозможным образование слова из предложения, это и в современном русском редчайшее (и искусственное) явление, вроде недавнего ихтамнет. Кроме того, греческое ἱστορία не может быть заимствованием русского «из Торы», поскольку является бесспорным образованием от ἵστωρ, прекрасно вписывающимся в законы греческого языка. Оно там исконное и к Торе отношения не имеет. Зато у него есть дальнее родство с русскими словами видеть, вид, ведать, и это подтверждается сопоставлениями слов разных языков и диалектов (см. выше). Родство доказывается строгими, устойчиво повторяющимися звуковыми, словообразовательными и семантическими соответствиями, а не случайными созвучиями. И тем, кто всерьез (а не ради шутки) занимается созданием и распространением необоснованных, псевдонаучных этимологий, хорошо бы спросить себя: «А не искажаю ли историю… я?»

.

Литература:

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.

Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.

Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.

.

На фото: кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе.

Выступление американского историка Тимоти Снайдера, профессора Йельского университета, автора нескольких исторических бестселлеров, на декабрьском Киевском форуме безопасности.

Как вам хорошо известно, в этом году президент России опубликовал статью, в которой изложил свое видение истории Украины, Беларуси и России. С исторической точки зрения эта статья не имеет никакой ценности. Когда я читаю её как историк, у меня возникает впечатление сродни тому, какое возникает на вечеринке, где кто-то начинает рассуждать о событиях прошлого, не понимая, о чём говорит, но имея при этом горячие убеждения. Обычно историки в таких ситуациях кивают, усмехаются и находят отговорку, чтобы уйти. Но господин Путин не просто кто-нибудь, а глава важного государства, поэтому к его соображениям нужно подойти серьёзно. Но не как к истории – ведь в этом смысле его рассуждения уморительны, а как к политике.

Первое, на что стоит обратить внимание в этой статье, – это то, что она вообще не об Украине. На самом деле она о России. Когда внимательно читаешь эту статью, можно заметить, что на самом деле она об отсутствии – об отсутствии истории России. Нет истории России, которую может рассказать Путин. Он может рассказать историю об определенных взаимоотношениях с Украиной, которые по «мистическим» причинам испортились.

Второе, что мы замечаем в этой статье, – что она не о будущем. Это рассказ о прошлом. Видно, что является характерным для режима Путина: в рассказе президента о России будущего нет, есть только прошлое, «мифическое прошлое». Это существенная проблема режима. При олигархате, клептократии, плутократии, где все ресурсы сконцентрированы в руках приближённой к центру власти элиты, очень трудно говорить о будущем, будущее даже вообще очень трудно себе представлять. В этой ситуации клептократический режим продуцирует мифы о прошлом. Политическое пространство, в котором нет будущего, заполняется прошлым. При этом проблема в том, что в такой истории нет места россиянам, нет места людям.

Эта история показывает, на каком действительно раннем этапе находится Россия в смысле создания своей национальной истории. В изложении Путина Украина и Беларусь в этой истории играют роль своеобразных костылей. Россия не может рассказать историю о самой себе, так что эта история основывается на других народах. Статья Путина демонстрирует нам, что глава Российской Федерации не может рассказать историю, которая, собственно, о России, а сама Россия еще не достигла такой стадии развития, когда это было бы возможно.

Когда читаешь эту статью в контексте российского вторжения в Украину и оккупации её территорий, можно сделать вывод, что Россия напала на Украину, потому что россияне до сих пор ещё не знают, кто они такие. Россия во главе с Путиным вторглась в Украину, чтобы рассказать что-то вроде истории о том, кто такие россияне. И эта история, что ужасно для России, тотально отрицательная. История такова: «Мы – люди, которых не понимает остальной мир. Мы – люди, которых не понимают, когда мы говорим, что мы и украинцы один народ. Мы – люди, которых не понимают украинцы, когда мы говорим им, что мы один народ».

Путин формирует для России мифологическую идентификацию, сосредоточенную на прошлом, целиком негативную, которая полностью зависит от других, от тех, кто отвергает то, что Россия говорит о себе и об остальном мире. И вот здесь, по моему убеждению, проблема достигает самой своей глубины: отрицательной идентификацией Россия подменяет реальную внешнюю политику.

Нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем Владимир Путин

Если бы Путин проводил внешнюю политику, которая имела бы целью защиту долгосрочных интересов Российской Федерации и её народов, то такая политика была бы сконцентрирована прежде всего на Китае, на защите российского суверенитета в отношениях с Китаем. Россия испытывает в отношениях с Китаем экзистенциальные проблемы, таких же экзистенциальных проблем с Западом у неё нет. Но вторжение в Украину и нарратив, связанный с этим вторжением, создают проблемы в контактах с Западом, которых могло и не быть. Иными словами, Путин отрезал Россию от Запада и привёл свою страну к положению подчиненности Китаю. Если посмотреть трезво, то это действительно провал кремлёвской внешней политики. Сегодня Россия имеет влияние в мире потому, что она расположена между Западом и Китаем. Напав на Украину, отрезав себя от Запада, Россия серьезно ослабила свои позиции по отношению к Китаю. Это следствие внешней политики Путина.

Скажу то, о чем не говорят в Москве, по крайней мере в политических кругах: Россия отрезала себя от Украины. В статье Путин утверждает, что Россия и Украина должны быть вместе, но разделились из-за какого-то «мистического» сговора Запада.

Впрочем, правда гораздо проще, она прямо перед нашими глазами. Причина, по которой Украина и Россия не близки, – в том, что Россия напала на Украину. Другими словами, если целью Путина на самом деле были хорошие отношения России и Украины, то именно он и никто другой сделал их невозможными. Не только на то время, пока существует установленный им режим, но и на годы и десятилетия в будущем. Тезисы Путина исторически бессмысленны, но он в эти построения верит. Но нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем сам Владимир Путин.

Он сам из-за своей внешней политики, из-за своих действий, своего решения напасть на Украину сделал близкие отношения России и Украины невозможными. Но это то, что он не может признать, поэтому Путин прибегает к долгим историческим фантазиям: «Это не я, это Запад. Мое вторжение в Украину не связано с современностью, это связано с давними историческими фабулами».

Это позволяет нам ответить на вопрос, зачем нужна была эта статья, почему она появилась через семь лет после нападения на Украину. Ответ связан не с прошлым, а с настоящим, не с Украиной, а с Россией, в частности, с поздним периодом путинского режима. Путин – стареющий лидер деспотического режима, который обанкротился из-за собственных устремлений. Он не смог сделать Россию независимым игроком международной политики, вместо этого Россия стала зависимой от Китая. Он не смог сблизить Россию и Украину, наоборот, напав на Украину, Россия на долгое время стала врагом Украины. И Путину остается только скрывать эти провалы, прибегая ко лжи.

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

  • Рассказ нахаленок читать краткое содержание
  • Рассказ настя сорокин отзывы
  • Рассказ натали бунин краткое содержание
  • Рассказ наступила золотая осень
  • Рассказ наташа дочь бывшей жены сына