весь текст
19 634 зн., 0,49 а.л.
- Аннотация
- Статистика
Участвуя в ролевой игре, постарайся не забыть о том, что это игра.
Примечания автора:
Художник разыскивается
Добавили в библиотеку
167
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Название не помнил, начал читать — понял что знакомо. С удовольствием доперечитал.
Если б не комменты — не задумался бы — фант. допущения нет. Но — есть стойкое ощущение вот-вот его появления, даже не фэнтези — сказки!
Зря, кстати, пишут про предчувствие / ожидание продолжения — полностью законченное произведение с отлично раскрытой темой!
раскрыть ветвь
0
Твой герой помнит, что это игра, а мой из «Великого Пана» — не помнит и семивратные Фивы берёт штурмом в самый первый день.
раскрыть ветвь
2
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Я отлично помню этот рассказ, но всё равно перечитал с огромным удовольствием. Всё красиво и ничего лишнего. Отдельно поржал над «жидовской звездой»)))
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Рисунок — из ККИ elder scrolls legends. Конкретного автора искать муторно
раскрыть ветвь
2
раскрыть ветвь
1
Слабо верится, что общение с ролевиками — один «Зиланд». Хотя все может быть…
раскрыть ветвь
5
автор
У меня практически да. В поле выезжать лениво. Зато какие у них байки, какие байки!.. Век бы слушал.
раскрыть ветвь
4
раскрыть ветвь
0
Ну вот, нормально
Хорошая история))
У мужика только один смысл жизни — игры его, и как раз в этом так его товарищи порадовали)) не это ли более чудесно, когда столько людей тебя поддерживают, чем исекаи всякие?) а работу и жену новых найдёт)
раскрыть ветвь
1
автор
Мужик не всегда ролевик, да и жена не всегда ролевичка.
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
2
автор
Да! Это он! Горд, что меня с ним познакомили.
раскрыть ветвь
1
Обман, обман… кругом обман!
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Первая мысль: невыносимо мало! Такой сюжет закрутился. Бы. Подмыслие: а в чём соль ситуации?
Походил с этими двумя, потерзался… Прошибло. Мысль отбросил: чего только поперву в голову не стукнет… А засол великолепен!
раскрыть ветвь
5
раскрыть ветвь
4
Это потрясающе.
Великолепная передача мистики и плавно поданное «разоблачение», не вызывающее разочарования
Моё восхищение, мэтр
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Буквально позавчера вспоминали про Саблеухого Кролика )))
раскрыть ветвь
3
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Прочитала с огромным удовольствием! Спасибо! В такой краткой форме уместилась целая история!
раскрыть ветвь
0
Мне тоже понравилась. Но в самом конце я тоже не очень поняла, кто перед Царевичем (вроде как связанные верёвкой всё же) А тема с ролевиками прекрасно передана. И читать — удовольствие.
раскрыть ветвь
2
Для этого нарочно ранее упомянут мамонт…
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Понравилось В конце я даже и не разобрался где явь, а где вымысел, и есть ли он(ну, кроме попадания)
раскрыть ветвь
1
автор
Да нет там никакого вымысла. Нормальная ролевая история.
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
218K
110
1 277
Для детального восстановления павильона «Металлургия» на ВДНХ, который до 1960-х назывался «Казахская ССР», специалистам пришлось и копаться в земле, и отсматривать историческую кинохронику.
В столице в 11-й раз вручили премии конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация». За 11 лет его лауреатами стали 416 человек и организаций, работавших над 196 объектами культурного наследия. Один из лауреатов конкурса, Григорий Мудров, научный руководитель проекта реставрации павильона «Металлургия» (бывший Казахской ССР), почетный реставратор города Москвы, рассказал mos.ru, с какими трудностями сталкиваются специалисты, почему реставрация памятников — своего рода подвижничество и чем его работа напоминает работу следователя.
Павильон № 11 на ВДНХ — небольшой, но очень красивый и аутентичный. Разноцветная майолика, южный орнамент, тонкий резной декор и стеклянный купол сразу привлекают внимание, хочется рассматривать каждую деталь этого архитектурного шедевра с восточным колоритом. Но так было не всегда — большую часть времени здание провело под глухой черной обшивкой и стеклом. Дело в том, что построили павильон «Казахская ССР» в 1954 году, а уже в 1960-х его перепрофилировали, дали новое название — «Металлургия» — и нещадно реконструировали. Григорию Мудрову и его команде предстояло вернуть памятнику первоначальный облик.
Павильон «Металлургия» признан также лучшим отреставрированным объектом в 2021 году по версии участников проекта «Активный гражданин».
Следствие ведут реставраторы
— Григорий Валерьевич, когда началась реставрация павильона и в каком он был состоянии?
— Производственные работы начались в ноябре 2017-го и продолжались до августа нынешнего года. Для реставрации это немного. Памятник был с колоссальными утратами. В 1960-е его обшили со всех сторон черными панелями, навесили фасад, надстроили метра полтора в высоту, а внутри в погоне за большей площадью нагородили два-три уровня перекрытий. Купола, корона, которая окружает купол, керамическая облицовка, лепная отделка вестибюля — все было полностью уничтожено. Чудом уцелели подлинные фасадные горельефы работы Хасбулата Аскар-Сарыджи, и то не в полном объеме.
А еще к заднему фасаду приделали монолитную пристройку, в которой расположилась административная часть. В общем, это был такой черный прямоугольник, из которого нам предстояло восстановить павильон 1954 года — павильон Казахской ССР.
— И все же что-то сохранилось?
— Сохранилось немного: колоннада центрального зала, отделка колонн, но с большими утратами, потому что их покрасили в несколько слоев масляной краской; более или менее сохранились полы, совершенно замечательные — двухцветные мраморные. Также осталось немножко лепнины в основании плафонов, а сами плафоны были полностью срублены и переделаны.
Фасады уцелели фрагментами. Как я сказал, чудом под обшивкой сохранилась большая часть горельефов, мы такого подарка не ждали. Там интересные горельефы: коровы, лошади, овцы, — в общем, сценки на сельскохозяйственную тематику. Они идут по боковым выступающим частям главного фасада и заходят на две трети боковых фасадов.
По счастью, сохранились вещи, которые давали толчок к дальнейшим реставрационным действиям. Например, от куполов остался квадратный ригель (несущий элемент, балка. — Прим. mos.ru), на который они опирались. От перекрытий с лепной отделкой по периметру тоже сохранились плита и основание. Знаете, ведь работа реставратора на начальном этапе похожа на работу следователя: надо по оставшимся следам выяснить, что здесь было изначально. Как следователь по длине шага определяет рост человека, наличие хромоты и прочее, так и мы по уцелевшим деталям воссоздаем полную картину.
— Расскажите про самые интересные находки, которые помогли вам эту картину восстановить.
— К примеру, керамический декор фасадов — великолепная разноцветная майолика —был уничтожен начисто. Даже чертежей на него не было, хотя чертеж считается самым последним основанием для принятия реставрационного решения. Но, по счастью, у нас не всегда тщательно убирают строительный мусор, и когда мы стали раскапывать вокруг павильона землю под отмостку — водонепроницаемое покрытие, мы нашли около 40 фрагментов обломков этого декора. Это большая удача, потому что мы смогли определить характер рельефа, выяснили, что он не плоский, там есть прорезной и выпуклый декор. И конечно, очень важно, что мы увидели оригинальный цвет майолики и при реставрации на него ориентировались.
Еще одна находка связана с воссозданием скульптур. Центральная часть главного фасада украшена четырьмя скульптурами: колхозницы, сталевара, казахского поэта Джамбула Джабаева и передовика сельского хозяйства Чиганака Берсиева. Скульптуру Джамбула Джабаева мы делали по фотографии, хорошо, что снимки были детальные и позволяли определить все параметры. А когда мы начали делать модель для Чиганака Берсиева, один из историков ВДНХ нашел информацию о том, что вторая отливка этой скульптуры до сих пор стоит в Казахстане, на родине Берсиева. Это несказанная удача!
Не восстанавливать ошибки
— Один из главных элементов павильона — стеклянный купол, точнее два купола: наружный и внутренний. Вы упомянули, что от них осталось только основание. Как удалось их воссоздать?
— Да, все, что у нас было, — балка основания и чертеж со схемой и сечениями. По этому чертежу мы поняли, почему купол так мало прожил. На рубеже 1940–1950-х не было большого опыта проектирования светопрозрачных конструкций. Купол был собран из готовых профильных элементов, стекло прижималось снаружи через какие-то резиновые прокладки обычным уголком, который на винтах или болтах монтировался. То есть металл находился на границе тепла и холода: снаружи холод, изнутри тепло, хуже не придумаешь. Такая ситуация ведет к коррозии металла и очень сокращает сроки эксплуатации. Один из принципов реставрации — не восстанавливать те конструктивные и технологические ошибки, которые в свое время стали причиной разрушения памятника. Поэтому мы восстановили купола, создали им внешне тот же облик, который был, но на совершенно новой, современной конструктивной основе.
Это было сложно, но, как выяснилось, предстояло и кое-что посложнее. Если с внешним куполом было все более или менее понятно, он прозрачный, то внутренний — цветной, был с изображением горшков, ветвей, яблок, мангровым узором. Никаких уцелевших деталей нет, какие оттенки у всей этой красоты — непонятно. Мы по черно-белым фотографиям попробовали сымитировать цвет, исходя из тона. Есть программы, которые позволяют это сделать. И тут нам снова сказочно повезло: выяснилось, что в момент открытия павильона сняли цветной фильм о ВСХВ, и несколько кадров нам любезно предоставило Мосгорнаследие из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов.
С цветом разобрались, но предстояла еще одна адская задачка: подобрать степень матовости стекла. Мы вставляли в конструкцию купола сотни образцов, чтобы понять, какая степень светорассеивания должна быть, чтобы мы и при солнечном свете, и при вечернем освещении не видели каркас. То есть не просто в мастерской надо было отсмотреть эти сотни образцов, а поставить на место и наблюдать, что происходит при разном освещении и в разную погоду.
Много было сложных задач, очень много. Какие-то воссозданные элементы, например резные пилястры колонн, пришлось состаривать искусственно, чтобы они не сияли на фоне реставрированных. Витражи пришлось делать современные, потом обрезать те планки, которые декорируют стыки, и в эти обрезанные места ставить индивидуально изготовленные элементы декора. И это лишь малая часть тех задач, которые приходилось решать.
Двух одинаковых памятников, как и задач, зависящих от их состояния и степени сохранности, не бывает. Поэтому, в отличие от нового строительства, реставрация — каждый раз изобретение велосипеда. Каждый раз с чистого листа, с нуля.
— Почему же тогда вы продолжаете заниматься этим непосильным трудом?
— Это судьба, веление души. Занимаются этим только те люди, которые чувствуют, что сохранение наследия — смысл их жизни. Наше дело во многом подвижническое. Я недавно для себя это сформулировал так: если ты приумножил наследие или сохранил какую-то часть его, то не зря прожил жизнь.
Планы на прошлое
— Вы далеко не в первый раз становитесь лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация». Что для вас значит такое признание?
— Это профессиональная премия, она очень важна, за ней стоят не деньги и материальные выгоды, а реальная оценка того, что ты сделал и что ты собой представляешь.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Меня совершенно неожиданно пригласили уже на стадии реставрационных работ на замечательный объект. Это Тверской бульвар, дом 17, строение 4 — главный дом городской усадьбы, в основе которого обнаружили ядро рубежа XVII–XVIII веков.
Это фантастической красоты полупровинциальный барочный дом, очень интересный, с необычными деталировкой и пропорциональным строем. И под ним еще слой начала XVIII века, который сохранился несколько хуже, но все равно какие-то основные элементы остались. Что-то похожее на Стрелецкие палаты в Лаврушинском переулке: два строительных этапа с небольшим разрывом, меньше 50 лет, и оба безумно ценные, потому что крайне редкие для Москвы.
Я рассчитываю, что года через два это будет одно из самых примечательных явлений Москвы середины XVIII века.
Наталия Широкова
Зачем читать нон-фикшн, если художественные книги намного интереснее? Еще три года назад у меня не было ответа на этот вопрос. Я читала довольно много, но почти всегда это были романы или детективы. Нон-фикшн казался мне слишком сухим, неэмоциональным жанром. Я и так каждый день вижу реальный мир, зачем о нем еще и читать?
Все изменилось, когда я пришла работать в МИФ. Мир нон-фикшн открылся мне во всем великолепии. Я начала читать книги «по работе» — и до сих пор не могу остановиться. Сейчас читаю около 100 книг в год, и примерно 70% — это нон-фикшн.
В статье поделюсь причинами, по которым я полюбила нон-фикшн, — вдруг вы еще сомневаетесь, стоит ли его читать.
Найти решение любой проблемы
Одно из удивительных открытий, которые принес мне нон-фикшн, было таким: все проблемы уже решены. Если вам кажется, что вы остались наедине с трудностями — это не так. Наверняка кто-то уже переживал подобное — и открыл способы справиться. И написал об этом книгу. Осталось ее найти.
Нырнув в море нон-фикшна, я узнала, что тысячи людей во всем мире сталкиваются с тем, что ничего не успевают, сомневаются в своих силах и не знают точно, чего хотят. А я-то думала, со мной что-то не так. Книги открыли мне глаза: не обязательно страдать в одиночку. Для каждой проблемы есть решения, осталось выбрать и адаптировать их для себя. Огромное облегчение.
Услышать истории, которых нарочно не придумаешь
Художественная литература дарит потрясающий эмоциональный опыт: мы переживаем за героев, удивляемся их приключениям, рыдаем и смеемся. Может ли с этим сравниться «сухой» нон-фикшн?
Выбор
Я обнаружила: в нехудожественных книгах порой встречаются истории, которые романистам и не снились. Например, в книге «Выбор» Эдит Ева Эгер рассказывает о том, как прошла через концлагерь. В книге «Скрипка, деньги и „Титаник“» Джессика Чиккетто Хайндман описывает, как колесила по всему миру с оркестром, который давал концерты… под фонограмму. Да еще и композиции были подозрительно похожи на саундтрек к «Титанику». Встретила бы такое в романе или кино — ни за что бы не поверила.
«Волна» — одна из самых эмоциональных книг, которые мне приходилось встречать
Автор книги «Волна» Сонали Дераньягала потеряла всю семью в цунами — и делится опытом переживания этой трагедии. А автор книги «Никогда-нибудь» Елена Резанова рассказывает потрясающую историю своего переезда во Францию.
Никогда-нибудь
Такие истории порой цепляют даже сильнее художественных из-за осознания: все это происходило в обычной жизни, с такими же людьми, как я сама. Их нельзя списать на авторское воображение, успокоить себя тем, что «все не по-настоящему». И эти эмоции ничуть не слабее, чем при чтении хорошего романа.
Пройти курс на дому
Многие нон-фикшн-книги содержат комплексную программу обучения чему-то и вполне могут заменить прохождение курса, хотя обходятся намного дешевле. К тому же, книга позволяет учиться в своем темпе и возвращаться к сложным местам бесконечное количество раз.
«Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить» — готовый курс по изучению любого языка
Конечно, самые важные и сложные навыки лучше осваивать под присмотром педагога. Но то, что вам хотелось бы изучить с минимальными затратами, вполне можно тренировать по книге. Например, я училась быстрее читать по книге «Скорочтение». На основе книги «Как перестать учить иностранный язык» вполне можно составить собственную программу обучения любому языку. А легендарный бестселлер «Магия утра» стал курсом по изменению жизни для миллионов людей по всему миру.
Узнать о научных достижениях
Как часто вы читаете отчеты о свежих научных исследованиях, особенно тех, что не связаны напрямую с вашей деятельностью? Думаю, что не очень часто: их сложно найти и еще сложнее «переварить». Часть выводов — если это нечто сенсационное — просачивается в СМИ, но в сильно сокращенном и искаженном виде.
Нон-фикшн-книги стали для меня способом узнавать о научных исследованиях в самых разных сферах. Авторы качественных книг часто опираются на широкую научную базу, проводят собственные исследования или тщательно изучают чужие. При этом они излагают выводы понятным языком, объясняют, что всё это значит, и дают ссылки на первоисточник, чтобы можно было проверить достоверность.
«Следующая пандемия» сочетает в себе глубокую научность и увлекательнейшие истории из практики автора — эпидемиолога с большим стажем.
Скорочтение
Например, автор книги «Нейрофитнес» Рахул Джандиал рассказывает о последних исследованиях в сфере нейронауки, развенчивает мифы о мозге, рассказывает, где правда, а где ложь о стволовых клетках. Книга «Вы и ваши гормоны» содержит уйму научной информации о том, как работает женский организм (даже представить сложно, сколько времени мне пришлось бы потратить, реши я найти эти исследования самостоятельно). А книга «Следующая пандемия» помогла мне разобраться в том, как возникают и затухают вспышки опасных болезней — в свете коронавируса это было особенно актуально.
Расширить горизонты
Нон-фикшн книги в целом помогают взглянуть на мир шире: узнать, что происходит в других странах, культурах, профессиях. Это раздвигает границы моей реальности. Некоторые области знания становятся настоящим открытием. Например, недавно у нас вышла книга «Древняя магия», которая рассказывает о том, в какие мистические ритуалы верили наши предки — жутко интересно.
Нейрофитнес
В каждой нон-финшн книге находится хотя бы пара идей, которые удивляют, восхищают и заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи.
Обрести вечный двигатель
Возможно, вы, как и я, замечали, как легко попасть в колею работа-дом-работа. Рутина затягивает: вроде бы хочется развиваться, но ежедневные дела вяжут по рукам и ногам.
Книги — это постоянное напоминание о том, что в мире полно увлекательных вещей.
Моя экспрессивная каллиграфия
Древняя магия
Книги часто вдохновляют на то, чтобы попробовать новые занятия или углубиться в тему, которая даже не приходила в голову. Например, увидев прописи «Экспрессивная каллиграфия» я несколько недель упоенно выводила буквы, а книга «Вижу цель — иду к ней» стала для меня первым шагом к новому хобби — перекраске мебели.
Незаметно для себя изменить жизнь
Пожалуй, самый восхитительный и неожиданный эффект от чтения большого количества нон-фикшн книг для меня заключается вот в чем: даже если я не намерена решительно что-то менять, информация из книг записывается на подкорку и помогает мягко, ненавязчиво двигать жизнь в нужном направлении.
Я заметила этот эффект сразу в нескольких областях. Например, чтение большого количества книг про питание привело к тому, что мой рацион стал более здоровым и разнообразным. Я не ставила себе конкретной цели в связи с этим, не сидела на диетах и не старалась изменить содержимое холодильника. Просто, впитывая научные данные о том, как разные продукты влияют на организм, и сравнивая это со своим опытом, я незаметно для себя скорректировала рацион: уменьшила количество хлеба, от которого была зависима всю сознательную жизнь, и стала практически равнодушна к сладостям.
«Книга ленивого гуру» — одна из моих любимых в теме осознанности
Вижу цель — иду к ней
Похожее произошло в сфере отношений. Прочитав все книги об отношениях, которые у нас выходили, я стала лучше понимать, что происходит в моей семье, более чутко реагировать на запросы мужа, эффективнее решать конфликты.
Еще одна сфера, где я прокачалась исключительно с помощью книг — осознанность. Я не ставила себе цели стать гуру, просто понемногу делала упражнения, которые встречала в разных книгах. И сегодня точно могу сказать, что стала спокойнее, внимательнее к себе, терпимее к людям, научилась лучше разбираться в эмоциях.
Конечно, осознанный подход к изменениям — более эффективный путь. Но не во всех сферах жизни получается действовать целенаправленно. И если книги могут влиять на меня незаметно, как вода подтачивает скалу, почему бы не воспользоваться этим потрясающим побочным эффектом?
Татьяна, женщина особо выдающаяся в тех местах, куда обычно в первую очередь стремится взгляд мужчин, ютилась в маленькой двухкомнатной квартирке с двумя дочерьми-подростками и мужем Николаем.
Каждое утро, втискиваясь в готовое вот-вот лопнуть платье, шла к зеркалу. Поправив прическу, щедро политую лаком и, поворачиваясь то одним боком, то другим, грустно улыбалась: как такая красота могла достаться этому пропойце. Муж, в которого она когда-то влюбилась сразу и казалось навсегда, превратился в худущего, вечно пьяного, ничего не видевшего кроме бутылки, алкаша. Бросил техникум, устроился трактористом и неделями пропадал где-то в пыльных степях. Черный как головешка, только что вынутая из костра, дурно пахнущий дымом и смесью солярки с сивухой, за те редкие выходные, что бывал дома, успевал несколько раз поругаться с женой, и столько же раз быть ею битым. И хотя зарабатывал неплохо, семье доставались совсем крохи.
Татьяна работала уборщицей в тубдиспансере. Её мизерной зарплаты едва хватало на скромную жизнь, благо сердобольные поварихи делились оставшейся после ужина едой. Так что, сэкономив на питании, могла позволить купить дочерям какую-никакую одежду.
И тут в привычное течение жизни бурным потоком ворвался ставропольский комбайнер, судя по всему купивший диплом строителя в одном из переходов. Несколько кирпичей, выдернутых из общего здания страны обрушили стены и сорвали крышу. Или наоборот, сначала ему сорвало крышу, а затем рухнули стены. У Коли забрали трактор, работу и лишили единственной радости жизни – выпить. Он ходил мрачный и старался не попадаться на глаза супруги.
Со временем возле диспансера появился вагончик с корявой вывеской «Вулканизация». А его хозяин, мужчина южный и горячий как только что вынутый из печи пирожок с яйцами, с удовольствием обнаружил в формах Татьяны так любимые им горы и долины. И после нескольких туристических походов по достопримечательностям, Ахмет сделал ей предложение перейти к нему на работу, от которого она, в силу свой слабости, не смогла отказаться. Младший брат Ахмета Исса, работающий вместе с ним, попытался найти свою тропу к Татьяне, но был отправлен по всем известному направлению, где благополучно и заблудился.
На вопрос Николая, кем Татьяна трудится на новой работе, был получен ответ, что диспетчером. К ответу жена приложила небольшую сумму, и довольный муж тут же потрусил рысцой в магазин.
Татьяна подметала близлежащую территорию, убиралась в вагончике, остальное же время вместе с Ахметом, за занавеской, разделяющей вагончик пополам, совершала прогулки по знакомым маршрутам.
В один из дней лоджия Таниной квартиры была утеплена и застеклена, где затем было устроено двухспальное рабочее место. Николай, не приносящий в родной очаг добычи, окончательно был отлучен от тела, спал в зале на диванчике, а на лоджии поселились Ахмет и его диспетчер.
Через девять месяцев на свет появился наследник шиномонтажной империи, насчитывающей к тому времени четыре разбросанных по городу вагончика. А еще через год родился второй. Присматривать за принцами было поручено старшим дочерям. Николай любил Татьяну и, несмотря на насмешки соседей, остался, и получил уважаемую должность мажордома, но без допуска к хозяйскому капиталу. Татьяна похорошела, стала проводить время в парикмахерских и магазинах. По возвращении, шла с гордо поднятой головой, и с пренебрежением смотрела на шарахающихся от неё соседей. Все помнили, как один из них назвал «олигаршу» шлюхой, и потом долго ходил с оставленным ею на память синяком под глазом.
Ахмет, глядя на скучающего младшего брата, попросил Татьяну посодействовать бедняге. Выбор пал на разведенную соседку сверху, мастера спорта по плаванию, Наташу. Иссе вариант понравился, и они с братом стали соседями. Правда идиллия этажом выше продолжалась недолго, так как Исса однажды вместо того, чтобы качать шины, решил качать права. За что был взят в смертельный захват чемпионкой области в брассе, пару раз больно прислонен головой к стене и с криком «Поехали» спущен по лестнице в одиночное плавание.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей Ахмет почувствовал себя плохо, а скорая приехала с большим опозданием. И Ахмета не стало. Бизнес перешел к Иссе, который племянников не признал, а пришедшую просить денег Татьяну не пустил на порог. Через несколько дней явился к ней с двумя дружками, перевернул весь дом, распотрошил матрасы. Досталось и старенькому дивану Николая. Искал деньги Ахмета, но ничего не нашел. Напоследок избили пьяного, ничего не соображавшего Коляна и, громко ругаясь, убрались.
Погоревав, Татьяна вернулась на работу в диспансер. Старшие дочери повзрослели и разъехались. Николай стал меньше пить, устроился на работу сторожем в ночную смену, а днем возился дома с малышами. Правда никто не знал, где он трудиться. Но в день получки, возвращаясь ранним утром с работы, пробирался тайком на чердак здания. А спустившись оттуда, звонил в дверь и с порога вручал Татьяне всю до последней копейки зарплату. И лишь однажды перебрав, проговорился другу, что после того как забрали трактор, он ни одного дня больше не работал. А на вопрос, где он проводит ночи, сказал, что ночует у любовницы, муж которой на самом деле ночной сторож. А откуда у него деньги – глядя на чердак, загадочно улыбался.