«Если Бога нет, всё позволено» («Если Бога нет, всё дозволено») — крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому, которое обычно связывают с романом Достоевского «Братья Карамазовы». Представляет собой краткое изложение взглядов Ивана Карамазова. Точной цитатой не является и как единая фраза в указанном романе отсутствует.
Крылатое выражение[править | править код]
- «Если Бога нет, всё позволено»;
- «Если Бога нет, то всё позволено»;
- «Если Бога нет, значит, всё позволено»;
- «Если Бога нет, всё дозволено»;
- «Если Бога нет, то всё дозволено»;
- и т. д.[1]
Фразу «Если Бога нет, всё позволено» (и различные её варианты) относят к числу цитат из Достоевского[2]. Её даже признают (например, философ И. Б. Чубайс) самой известной[3][4] из них или же (например, культуролог и историк К. В. Душенко) второй по известности[5]. Мы находим её на страницах энциклопедии по искусству кино[6] и словарей по философии[7][8], она используется философами[3][4][7][8], писателями[9], священниками[10][11][12], звучит по радио[3][4], присутствует в мемуарах Керенского[13]. Жан-Поль Сартр в своей лекции «Экзистенциализм — это гуманизм»[14] берёт её за исходный пункт философии экзистенциализма.
Обычно (хотя и не всегда) её связывают с романом Достоевского «Братья Карамазовы», и неспроста: «Мысль эта проведена через весь огромный роман с высокой степенью художественной убедительности»[5]. Однако выражение «Если Бога нет, всё позволено» как единая фраза в указанном романе отсутствует. Нет её и в других произведениях Достоевского[2][5].
Различные формулировки[править | править код]
Тезис Достоевского приводится в нескольких вариантах (см. врезку). Ни один из них не является точной цитатой из Достоевского. Курсивом выделен тот вариант, который связан с именем Сартра (см. ниже.)
Тезис Достоевского как предмет и инструмент интерпретации[править | править код]
Тезис Достоевского можно как принимать, так и не принимать (см. ниже). В случае принятия тезиса он допускает как религиозную, так и атеистическую интерпретацию. Анализируя тезис Достоевского, писатель Виктор Ерофеев, по сути, приводит одно из доказательств бытия Божия[15]:
В рассуждении: если Бога нет — всё позволено, однако не всё позволено, значит, Бог есть, — казалось бы, есть своя логика, и многие — если не сказать все — религиозные мыслители, исследовавшие мысль Достоевского, признавали правильность этого рассуждения.
В самом деле, если мы согласны с тем тезисом, что если Бога нет, всё позволено, а также убеждены или приходим к убеждению, что не всё позволено[16], то мы должны бы согласиться с тем, что Бог есть.
Однако сам Ерофеев не согласен с описанным рассуждением:
Гораздо более логично признать ошибочность первого тезиса и предложить иной:
«если Бога нет — не всё позволено», что в сочетании с
«если Бог есть — не всё позволено»
даёт нам право сделать вывод, что человеку дозволяется не всякое действие, независимо от существования Бога.
В отличие от Ерофеева философ Жан-Поль Сартр не оспаривает тезис, а берет за исходную точку экзистенциализма[14]:
Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то всё дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма.
— Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм
Будучи представителем атеистического экзистенциализма, он приходит к тому, что, как отмечает философ Фредерик Коплстон[17],
Человек является единственным источником ценностей, и индивиду остается творить или выбирать собственную шкалу ценностей, его собственный идеал. Однако это «остаётся» не несёт с собой счастья.
Сам Сартр выражается жёстче Коплстона[14]:
…человек осуждён быть свободным.
— Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм
Происхождение фразы[править | править код]
Тезис Достоевского можно рассматривать как «сводную» цитату, как бы полученную при помощи «ножниц и клея» из нескольких разных[2][5]. Но даже одной цитаты достаточно, чтобы тем же способом получить фразу «Без Бога <…> всё позволено»[18].
Другое возможное объяснение происхождения фразы лежит на поверхности: она в готовом виде содержится у Сартра (см. выше).
Связь с текстом романа[править | править код]
— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? — спросил вдруг старец Ивана Фёдоровича.
— Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
— Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
— Почему несчастен? — улыбнулся Иван Фёдорович.
— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.
Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»[19]
В любом случае тезис «Если Бога нет, всё позволено» представляет собой краткую, но достаточно точную формулировку взглядов Ивана Карамазова. Эти взгляды он первоначально высказывает во время какого-то спора, который в романе не описан. Затем свидетель спора (Пётр Александрович Миусов) в келье старца Зосимы так пересказывает эти взгляды[19]:
…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…
Выслушав рассказчика, Иван Карамазов не только не опровергает его, но и, отвечая на вопрос старца Зосимы, вполне подтверждает сказанное Миусовым: если нет бессмертия, позволено всё. Такого рода убеждение становится для Ивана источником крайнего несчастья (см. врезку).
Прототипы тезиса[править | править код]
Трактат Лактанция «Божественные установления», в котором содержатся эти слова, вышел в русском переводе в 1848 г. Насколько этот перевод был известен, остаётся вопросом. Но изданные в 1670 г. «Мысли» Блеза Паскаля были известны очень хорошо, а там утверждалось: «Человеческая нравственность целиком зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет».
Константин Душенко[5]
Константин Душенко указывает[5], что мысль Достоевского «стара почти так же, как христианство», и приводит следующую цитату латинского богослова III—IV веков Лактанция[источник не указан 558 дней]:
Как скоро люди уверятся, что Бог мало о них печётся и что по смерти они обратятся в ничто, то они предаются совершенно необузданности своих страстей, <…> думая, что им всё позволено.
Если Бога нет…[править | править код]
- «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё». (Приписывается Паскалю[20], см. также статью Пари Паскаля.)
- «Если Бога нет, то его следовало бы выдумать». (Вольтер)
- «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» (Достоевский, «Бесы», часть 2, глава 1, не названный по имени персонаж[21].)
- Неточное цитирование: «Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?» (якобы штабс-капитан Лебядкин).
- «Если нет Бога, то я бог[22].» (Достоевский, «Бесы», часть 3, глава 6, слова безбожника Кириллова, правильный вариант написания этой фразы[23] уточнить пока не удалось.)
- «Но если Бога нет, почему же мне стесняться?» (философ К. Н. Леонтьев, из воспоминаний Л. А. Тихомирова[24])
Контртезисы[править | править код]
Высказывание Лакана[править | править код]
На тезис Достоевского психоаналитик Жак Лакан ответил следующим тезисом: «Если бог есть, то всё позволено». Философ Славой Жижек использует эту фразу в качестве названия своей статьи[25].
Высказывание Версилова[править | править код]
Я представляю себе, мой милый, что бой уже кончился и борьба улеглась. <…> И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство. <…> Осиротевшие люди тотчас же стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку.
Ф. М. Достоевский, «Подросток»
У самого Достоевского в романе «Подросток» устами Версилова высказывается идея, противоположная по смыслу (см. врезку), которую философ Николай Бердяев именует «гениальной по силе прозрения» фантастической утопией, картиной бeзбожной любви «не от Смыслa бытия, а от бессмыслицы бытия», — любви, по сути своей противоположной христианской[26]:
…люди прилепляютcя дрyг к дрyгy и любят друг дрyгa, потому что иcчезла великая идея Бога и бессмертия. <…> Tакoй любви никогда не будет в безбожном человечестве; в безбожном человечестве будет то, что нарисовано в «Бесах».
См. также[править | править код]
- Пари Паскаля
- Теодицея
Примечания[править | править код]
- ↑ Например, в статье под заголовком «Колаковский, Лешек», опубликованной в энциклопедии «Кругосвет», можно встретить вариант «Если нет Бога, всё допустимо».
- ↑ 1 2 3 Душенко К. Цитаты из русской литературы: Справочник.
- ↑ 1 2 3 Если Бога нет, всё дозволено? // Радио «Комсомольская правда».
- ↑ 1 2 3 КАКАЯ ИДЕЯ НУЖНА РОССИИ? // Радио «Эхо Москвы».
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Всё позволено // Душенко К. Афоризмы на любую тему: Цитаты с точным указанием источника.
- ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/18837 Тихие страницы] // Энциклопедия кино, 2010 г.
- ↑ 1 2 Воля к власти // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — 1998.
- ↑ 1 2 Бог // Дидье Жюлиа. Философский словарь / Пер. с франц. — М.: Международные отношения, 2000. — 544 с.
- ↑ Православие и современная культура // Николаева О., Современная культура и православие: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. — 1999.
- ↑ В. Григорян. Фёдор Михайлович Достоевский (по лекциям преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии священника Георгия Митрофанова, прочитанных им в Коми государственном пединституте)
- ↑ Протоиерей Александр Ильяшенко, Как строить семейные отношения? // на сайте «Православие и мир».
- ↑ Протоиерей Димитрий Предеин, Профессор А. И. Осипов как видный русский апологет и катехизатор второй половины 20-го — начала 21-го века. Архивировано 29 апреля 2013 года. // на сайте Московской православной духовной академии.
- ↑ Керенский А. Ф., Россия на историческом повороте: Мемуары.
- ↑ 1 2 3 Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм.
- ↑ Ерофеев В. В. Вера и гуманизм Достоевского.
- ↑ «В процессе эксперимента живая жизнь с её случайностями и закономерностями, одинаково неподвластными логическому мышлению, приходит в нестерпимое противоречие с головным, „диалектическим“ тезисом. Выясняется, что позволено не всё», — замечает В. Ерофеев, описывая жизненный опыт тех атеистически настроенных героев Достоевского, которые разделяют тезис.
- ↑ Глава 11. Атеистический экзистенциализм // Коплстон Ф. История философии. XX век.
- ↑ Andrei I. Volkov, Dostoevsky Did Say It: A Response to David E. Cortesi (2011).
- ↑ 1 2 Фёдор Михайлович Достоевский, Братья Карамазовы, — Книга II, Глава VI.
- ↑ См. Викицитатник, информация нуждается в уточнении.
- ↑ В романе говорится, что слова эти произнес «седой бурбон капитан».
- ↑ Викитека содержит текст романа в советской орфографии, согласно которой слово „бог“ всегда пишется с малой буквы. Не следует, однако, впадать в противоположную крайность:
Сейчас, впадая в обычное преувеличение, мы готовы любое значение слова „бог“ отмечать с заглавной буквы. Между тем с большой буквы писали это слово только для означения высшего существа, давшего начало и смысл миру. Языческое многобожие и еретическое мудрствование означались с малой буквы.
- ↑ Выбор варианта написания существенно меняет мысль. Вариант «Если нет Бога, то я бог» означает, что Кириллов готов признать себя за одного из многих богов, кем-то вроде Марса или Меркурия. Вариант «Если нет Бога, то я Бог» означает гораздо бо́льшую претензию.
- ↑ Л. А. Тихомиров, Тени прошлого. К. Н. Леонтьев.
- ↑ Славой Жижек. Если бог есть, то всё позволено.
- ↑ Глава V (Любoвь) // Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo, Praha, 1923, изд-вo YMCA-PRESS.
Ссылки[править | править код]
- Jean-Paul Sartre, Existentialism Is a Humanism (недоступная ссылка)
| Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
18.10.2021 22:45:02
ÐвÑоÑ: ÐÐ³Ð¾Ñ Ð¨Ð½ÐµÑÑ
ÐÑеÑÑÑпление â ÑÑо пÑоÑивозаконное, обÑеÑÑвенно опаÑное дейÑÑвие, наÑÑÑаÑÑее обÑеÑÑвеннÑй пÑавопоÑÑдок. ÐÑеÑÑÑпление неÑазÑÑвно ÑвÑзано Ñ Ð´ÑÑгим понÑÑием â Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼. ÐÑо Ð½ÐµÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ñа, воздаÑние за ÑодеÑнное. Ðо вÑегда ли за пÑеÑÑÑплением ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ? Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÑо ÑÑвеÑждение пÑавдиво. Человек, ÑовеÑÑивÑий пÑеÑÑÑпление, Ñано или поздно ÑÑолкнеÑÑÑ Ñо Ñвоим наказанием, неважно, в какой ÑоÑме оно пеÑед ним пÑедÑÑанеÑ.
РпÑавилÑноÑÑи Ñвоей ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð°ÑÑавлÑÐµÑ ÑбедиÑÑÑÑ Ñ ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ, Ñ Ñ Ð¾Ñел Ð±Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑ Ðº ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ âÐнопка, кнопкаâ РиÑаÑда ÐÑÑиÑона. ÐлавнÑе геÑои полÑÑили âзаманÑивоеâ пÑедложение Ð¾Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÐµÐ³Ð¾ миÑÑеÑа СÑÑаÑÑа. Ðго ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑ: еÑли они нажмÑÑ Ð½Ð° кнопкÑ, Ñо где-Ñо в миÑе ÑмÑÐµÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ñй им Ñеловек, и они полÑÑÐ°Ñ ÐºÑÑпнÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ½ÐµÐ³. ÐÐ¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð¿Ð°Ñа из ÐÑÑ-ÐоÑка меÑÑÐ°ÐµÑ ÑÑездиÑÑ Ð² ÐвÑопÑ, кÑпиÑÑ ÐºÐ¾ÑÑедж, завеÑÑи деÑей. ÐенÑги Ð±Ñ Ð¿ÑигодилиÑÑ. Так, можеÑ, нажаÑÑ? Ðдин нÑÐ°Ð½Ñ â Ñеной Ð¸Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° ÑÑаÑÑ ÑмеÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ им Ñеловека. ÐÑего ÑÑÑки ÐоÑма ÑаздÑмÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим пÑедложением, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ñвоего ÑÑпÑÑга, коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñе ÑÑо дейÑÑвие кажеÑÑÑ Ð°Ð¼Ð¾ÑалÑнÑм. ÐÐ¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñина, не имеÑÑÐ°Ñ ÑвеÑдÑÑ Ð¿ÑинÑипов, Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñо, ÑÑо ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð½ÑжнÑм. Финал ÑаÑÑказа ÑÑагиÑен, он показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼, ÑÑо алÑноÑÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº добÑÑ. Ð ÑÑо Ñак легко одним движением ÑовеÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление â и ÑазÑÑÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. ÐÐµÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ñим «незнакомÑм» Ñеловеком оказÑваеÑÑÑ ÐµÑ Ð¼Ñж, Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого и заÑÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð° на огÑомнÑÑ ÑÑммÑ. «Ðнопка, кнопка» â ÑаÑÑказа о Ñом, как важно ÑеÑко понимаÑÑ Ñвои жизненнÑе пÑиоÑиÑеÑÑ Ð¸ пÑинÑипÑ, не оÑÑÑÑпаÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑмоÑÑÑ Ð½Ð¸ на ÑÑо. ÐÑо ÑаÑÑказ об иÑкÑÑении, о пÑеÑÑÑплении как ÑледÑÑвии оÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ñали и ÑÑвÑÑва оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñвои поÑÑÑпки. Ро неизбежном наказании.
ÐÑе одно пÑоизведение, коÑоÑое пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñм, когда ÑеÑÑ Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾ пÑеÑÑÑплении и наказании, â ÑÑо ÑаÑÑказ Ð ÑÑ ÐÑедбеÑи âÐаказание без пÑеÑÑÑплениÑâ. ÐлавнÑй геÑой, ÐжоÑдж Хилл, на поÑве ÑевноÑÑи возÑмел желание ÑбиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ. Ðлаго, в ÑÑом миÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ÑпоÑоб ÑовеÑÑиÑÑ âпÑеÑÑÑпление без пÑеÑÑÑплениÑâ. ÐжоÑдж заказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²ÑÑокоÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑнÑÑ ÐºÑÐºÐ»Ñ Ñвоей женÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑовеÑÑи âоÑиÑаÑÑееâ, по его мнениÑ, пÑеÑÑÑпление. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкиваеÑ, как геÑой пÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ Ð¿ÑедÑÑоÑÑее Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð² голове. УбийÑÑво не далоÑÑ ÐжоÑÐ¶Ð´Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾, Ð²ÐµÐ´Ñ ÐºÑкла бÑла ÑлиÑком Ñ Ð¾ÑоÑо вÑполнена. Тем не менее, он довел дело до конÑа. Ð£Ð±Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ Ñвоей женÑ, Хилл пÑÑаеÑÑÑ ÑбедиÑÑ ÑебÑ, ÑÑо оÑвободилÑÑ Ð¾Ñ Ð¼Ñк ÑевноÑÑи, âоÑиÑÑилÑÑ Ð¾Ñ Ð³Ð½ÐµÐ²Ð° и Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ ÑбийÑÑваâ. ÐÑкоÑе поÑле ÑбийÑÑва его аÑеÑÑовÑваÑÑ. ÐÑоÑидев в ÑÑÑÑме неÑколÑко дней, ÐжоÑдж ÑаÑкаÑлÑÑ, пÑизналÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе, ÑÑо он ÑовеÑÑил пÑеÑÑÑпление, ÑÑо он â пÑеÑÑÑпник. Ðднако ÑаÑкаÑние ÑÑо длилоÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð»Ð³Ð¾: Ñвидев ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¹, геÑой впал в иÑÑеÑикÑ, наÑал ÑÑебоваÑÑ Ð¾ÑвобождениÑ, кÑиÑа о Ñом, ÑÑо он не Ñбил ее. Ðо Ñже ÑлиÑком поздно, ÑÑд вÑÐ½ÐµÑ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ñвой пÑиговоÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¶Ðµ Ð Ñй ÐÑедбеÑи Ñак жеÑÑок к ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð³ÐµÑоÑ? Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа, Хилл заÑлÑжил Ñвое наказание, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо пÑеÑÑÑпна Ñама мÑÑÐ»Ñ Ð¾ лиÑении Ñеловека жизни. ÐÑим ÑаÑÑказом авÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑаеÑÑÑ ÑказаÑÑ Ð½Ð°Ð¼, ÑÑо даже мÑÑли могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑ, а ÑледоваÑелÑно, даже мÑÑли могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·ÑемÑ.
Таким обÑазом, пÑеÑÑÑпление и наказание неÑазÑÑвно ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. Ðак за лÑбÑм наÑим ÑеÑением и поÑÑÑпком ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвие, Ñак за лÑбÑм пÑеÑÑÑплением ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐгоÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ ÑоздаÑÑ ÑабоÑÑ, оÑвеÑаÑÑÑÑ ÑÑебованиÑм ÐС. ÐÑ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐµÑе знанием композиÑии ÑоÑинениÑ, веÑно подбиÑаеÑе пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑов. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑеÑÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Тема ÑаÑкÑÑÑа. Ðо вÑÑÑплении оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð´Ð°Ð½.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑгÑменÑÑ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð² аналиÑиÑеÑком клÑÑе, иллÑÑÑÑиÑÑÑÑ ÐºÐ»ÑÑевой ÑÐµÐ·Ð¸Ñ ÑоÑинениÑ. ÐÑедпÑинÑÑа попÑÑка оÑмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñоизведений в аÑпекÑе заÑвленной ÑемÑ.
Ðнализа пÑоизведений ÑазвеÑнÑÑÑй, ÑбедиÑелÑнÑй.
ÐÑего ÑÑÑки ÐоÑма ÑаздÑмÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим пÑедложением
Ðо ÑÑого ÐÑ Ð½Ð¸Ð³Ð´Ðµ не назÑвали геÑÐ¾Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ имени. ÐÑжно или даÑÑ ÑанÑÑе имÑ, или поÑÑниÑÑ, кÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÐоÑма.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
СÑÑÑкÑÑÑа Ñиллогизма ТÐÐÐС-ÐÐÐÐÐ-ÐЫÐÐРвÑдеÑжана.
ÐбоÑнование
Ðо вÑегда ли за пÑеÑÑÑплением ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ? Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÑо ÑÑвеÑждение пÑавдиво.
ÐÑ ÑÑавиÑе вопÑоÑ, а пиÑеÑе УТÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐ. УказаÑелÑное меÑÑоимение оÑÑÑÐ»Ð°ÐµÑ Ð½Ð° пÑедÑдÑÑее пÑедложение (вопÑоÑиÑелÑное).
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐбоÑнование
ÐÑеÑÑÑпление â ÑÑо пÑоÑивозаконное, обÑеÑÑвенно опаÑное дейÑÑвие, наÑÑÑаÑÑее обÑеÑÑвеннÑй пÑавопоÑÑдок. ÐÑеÑÑÑпление неÑазÑÑвно ÑвÑзано Ñ Ð´ÑÑгим понÑÑием â Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼.
повÑоÑ
ÐлавнÑе геÑои полÑÑили âзаманÑивоеâ пÑедложение Ð¾Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÐµÐ³Ð¾ миÑÑеÑа СÑÑаÑÑа. Ðго ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑ
ÐÐÐ- пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ миÑÑеÑа? ÐевеÑное иÑполÑзование лиÑного меÑÑоимениÑ.
ÐÑе одно пÑоизведение, коÑоÑое пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñм, когда ÑеÑÑ Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾ пÑеÑÑÑплении и наказании, â ÑÑо ÑаÑÑказ Ð ÑÑ ÐÑедбеÑи âÐаказание без пÑеÑÑÑплениÑâ.
повÑоÑÑ
ÐÑоÑидев в ÑÑÑÑме неÑколÑко дней, ÐжоÑдж ÑаÑкаÑлÑÑ, пÑизналÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе, ÑÑо он ÑовеÑÑил пÑеÑÑÑпление, ÑÑо он â пÑеÑÑÑпник. Ðднако ÑаÑкаÑние ÑÑо длилоÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð»Ð³Ð¾: Ñвидев ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¹, геÑой впал в иÑÑеÑикÑ, наÑал ÑÑебоваÑÑ Ð¾ÑвобождениÑ, кÑиÑа о Ñом, ÑÑо он не Ñбил ее.
ÑавÑологиÑ
пÑеÑÑÑпна Ñама мÑÑÐ»Ñ Ð¾ лиÑении Ñеловека жизни. ÐÑим ÑаÑÑказом авÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑаеÑÑÑ ÑказаÑÑ Ð½Ð°Ð¼, ÑÑо даже мÑÑли могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑ, а ÑледоваÑелÑно, даже мÑÑли могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·ÑемÑ.
ÐиÑнее Ñлово: Ð ÐРСÐÐÐ?
ÐÐÐ- комÑ? «ÐовиÑÑее» Ñлово можеÑе ÑбÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾.
повÑоÑÑ
Ðак за лÑбÑм наÑим ÑеÑением и поÑÑÑпком ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвие
ÐÐ¾Ð³Ð¾Ñ ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе в видÑ?
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: ÑказаÑÑ
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Ðдин нÑÐ°Ð½Ñ â Ñеной Ð¸Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° ÑÑаÑÑ ÑмеÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ им Ñеловека.
ÐвоеÑоÑие= поÑÑнение
Ð ÑÑо Ñак легко одним движением ÑовеÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление â и ÑазÑÑÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
Ð ÑÑом ÑлÑÑае ÑиÑе- авÑоÑÑкий знак. Ðа, полÑÑилоÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑмоÑионалÑно. РвÑÑ-Ñаки на Ñкзамене аккÑÑаÑнее Ñ Ð°Ð²ÑоÑÑким знаками: не вÑе пÑовеÑÑÑÑие могÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð±ÑиÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑановкÑ, поÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑнкÑÑаÑионной оÑибкой.
ÐжоÑдж ÑаÑкаÑлÑÑ, пÑизналÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе, ÑÑо он ÑовеÑÑил пÑеÑÑÑпление, ÑÑо он â пÑеÑÑÑпник.
То же Ñамое: авÑоÑÑкий знак.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ñ
оÑоÑо, ÑÑо ÐÑ ÑÑвÑÑвÑеÑе вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð² пÑепинаниÑ, но бÑдÑÑе аккÑÑаÑнее Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸, не пеÑебоÑÑиÑе.
ÐÑаммаÑика
ÑеÑоÑ
оваÑоÑÑÑ
ÐÑеÑÑÑпление неÑазÑÑвно ÑвÑзано Ñ Ð´ÑÑгим понÑÑием â Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼.
вÑоÑой пÑедлог С лÑÑÑе ÑбÑаÑÑ
Финал ÑаÑÑказа ÑÑагиÑен, он показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼, ÑÑо алÑноÑÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº добÑÑ. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐЯ Ð ÑÑо Ñак легко одним движением ÑовеÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление â и ÑазÑÑÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
ÐеопÑÐ°Ð²Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÑеллÑÑиÑ- наÑÑÑение гÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедложениÑ.
ÐÑо ÑаÑÑказ об иÑкÑÑении, о пÑеÑÑÑплении как ÑледÑÑвии оÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ñали и ÑÑвÑÑва оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñвои поÑÑÑпки. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐЯ Ро неизбежном наказании.
ÐеопÑÐ°Ð²Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÑеллÑÑиÑ- наÑÑÑение гÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедложениÑ.
ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкиваеÑ, как геÑой пÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑавдаÑÑ Ð¿ÑедÑÑоÑÑее Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð² голове.
подÑÑÑкиваеÑ, ÑÑо…
обÑаÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, как…
ÐжоÑдж ÑаÑкаÑлÑÑ, пÑизналÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе, ÑÑо он ÑовеÑÑил пÑеÑÑÑпление, ÑÑо он â пÑеÑÑÑпник.
повÑоÑ
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐгоÑ, молодеÑ! У ÐÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилаÑÑ ÑилÑÐ½Ð°Ñ ÑабоÑа. ÐаÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ». ÐÑоанализиÑÑйÑе мои замеÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑеÑензии, и Ñогда на Ñкзамене ÑÑмееÑе ÑоздаÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»ÑнÑÑ ÑабоÑÑ.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Характеристика героев рассказа Куст сирени
Куприн Александр Иванович – писатель, которому не чужда тема отношений. Он любил писать об отношениях, о любви и счастливых жизнях людей. Услышав от знакомого историю его семьи, в которой все выручали друг друга, вставали надёжной стеной и защищали от напастей, Куприн решил написать произведение, которое назвал «Куст сирени». В рассказе главный герой сталкивается с неприятностью и приходит опечаленный домой – из-за кляксы он может потерять работу, но его жена мгновенно собирается и предлагает ехать исправлять ситуацию. Любовь и смекалка – лучшие помощники, которые помогают в любых бедах.
Главный герой – офицер Алмазов, который уже года два пытался поступить в академию. После долгих трудов и сдачи всех экзаменов он не смог защитить проект, накануне поставив в одном месте кляксу и превратив её в кусты. Таким способом он пытался выкрутиться и стоя перед профессором, но тот как назло очень хорошо знал те места и сказал, что назавтра поедет и посмотрит, есть ли там кусты. Алмазов знал, что их там нет и очень расстроился. На помощь ему пришла жена, которая поехала с ним сажать кусты. Алмазова наконец приняли в академию, и всё это благодаря жене. Сам он был очень трудолюбивым и умным, очень долго пытался попасть в академию, но без находчивости Веры ничего бы не получилось.
Вера – образ истинно любящей женщины (жена Алмазова). Она не растерялась, когда увидела поникшего головой мужа, а собралась и отправилась помогать ему не «завалить» проект. Она не только жена, но и лучший друг, который помогает Алмазову делать чертежи, тратит средства на то, чтобы её муж осуществил свою мечту. Она готова на всё ради него, это очень самоотверженная и мудрая женщина. Именно она подала гениальную идею – посадить кусты там, где на чертеже была клякса, и тем самым доказать профессору, что кусты там действительно росли, хоть это и была неправда. Вера решается даже на то, чтобы сдать свои украшения в ломбард, а на полученные деньги договориться с садовником. Это действительно очень любящий человек. Многим женщинам стоит поучиться у Веры, потому что любовь и готовность на всё – это самые важные вещи в семейных отношениях.
Профессор – человек, который выступает за справедливость и честность. Он не готов закрыть глаза даже на маленькую ошибку, за что Алмазов и называет его педантом. Но несмотря на это, утром увидев куст, он принимает свою ошибку и извиняется, пусть и недоумевая, как раньше мог не видеть его в том месте. Благодаря профессору семейные отношения Алмазовых стали ещё более крепкими и проверенными, а куст сирени навсегда стал любимым растением Веры.
Оценщик – человек, не играющий особой роли. Он очень дорого оценил украшения Веры, что помогло Алмазовым осуществить свою задумку.
Садовник – ещё один персонаж рассказа. Он долго не соглашался помогать супругам, и только узнав всю историю, он начинает восхищаться верой Веры и сразу бросается помогать.
«Куст сирени» — рассказ о настоящей любви, о вере в своего любимого человека. Куприн хочет донести мысль о том, что нужно всегда быть на стороне своих родных и помогать им даже в самых сложных ситуациях. Особенно в самых сложных ситуациях.
История создания
Рассказ был создан писателем в 1884 году и опубликован в журнале «Жизнь и искусство». В то время Куприн был русским офицером, что нашло отражение в сюжете произведения. Именно «Куст сирени» стал рассказом, который и подарил русской литературе нового писателя. После публикации своего творения и его успеха, Куприн оставил военную службу и твёрдо встал на путь писателя. История написания рассказа «Куст сирени» закончилась его триумфом.
О рассказе «Куст сирени» известны интересные факты. Прототипом Николая является сам писатель: как известно, он учился в межевом институте, но не смог его окончить. Автор любил покутить и повеселиться, поэтому учеба не слишком занимала его. О нем даже шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».
Название рассказа
Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень для семьи Алмазовых характеризуется новым этапом в жизни. Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба . Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
Куприну очень близка тема человеческих отношений, счастья, любви. История отдельной семьи, где привыкли решать проблемы вместе подтолкнула автора к идее произведения. В рассказе Куприна “Куст сирени” герои сталкиваются с серьёзной проблемой, которая решается благодаря мудрости и любви Верочки – супруги главного героя. Описание главной героини, её быстрых взвешенных решений, желания добиться идеального результата, самоотдачи – самые важные сцены в рассказе, они раскрывают секрет счастливых отношений. Автор не даёт прямой характеристики Верочке, её поступки очень ярко раскрывают внутренний мир и душевные качества женщины.
Жанр и направление
Рассказ «Куст сирени» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Куприн стремится к достоверному изображению живой действительности. Персонажи, их слова и действия прописаны максимально органично. Сюжет максимально приближен к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти.
Жанр «Куста сирени» можно определить, как рассказ. Сюжет охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное количество действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что ещё больше подчёркивает типичность описываемых событий.
Суть: о чём рассказ?
Рассказ повествует нам о жизни небогатого офицера Николая Алмазова и его жены. Всю жизнь Алмазова преследовали неудачи и провалы, и только благодаря его жене Вере семья держалась на плаву. Чтобы добиться повышения по службе, Алмазов начал посещать занятия в Академии генерального штаба.
Во время сдачи экзамена по инструментальной съёмке местности из-за своей неловкости Алмазов испортил карту, но попытался схитрить, выдав пятно за сиреневые кусты. Профессор, однако же, выразил сомнения в достоверности карты и предложил на следующий день проверить кусты, изображённые Алмазовым.
Николай в отчаянии возвращается домой, считая, что дело проиграно, однако Вера берёт инициативу в свои руки. Заложив драгоценности, она покупает кусты сирени и лично руководит их посадкой на нужном месте.
На следующий день Вера с огромной радостью узнаёт об успешно сданном экзамене.
Успех предприятия
На следующий день профессор и Алмазов отправляются изучать местность. К удивлению преподавателя, он видит, что там растут кусты сирени. Профессор приносит свои извинения Николаю и говорит, что видимо память стала его подводить. Молодой офицер слушает о том, как преподаватель рассуждает о своей старости. Алмазову становится стыдно за свое поведение.
Профессор засчитывает экзамен Николаю. Вера с нетерпением ждала возвращения мужа, и не выдержав, вышла встречать его на улицу. Еще вдалеке она увидела его и по той бодрой походке, какою он шел к дому, Вера поняла, что все закончилось благополучно. Николай долго рассказывал своей жене о встрече с профессором, его размышлениях и о том, что сам чувствовал молодой человек во время этого разговора. С тех пор сирень стала любимым цветком Веры.
Главные герои и их характеристика
- Николай Алмазов
– муж и глава семьи. Офицер. Хороший, но непутёвый человек. Неуклюж и невнимателен. Слаб духом. Склонен к паникёрству, пасует перед трудностями и не пытается бороться с судьбой. Он — не очень способный ученик и пробирается по карьерной лестнице тяжело и медленно. - Вера Алмазова
– симпатичная девушка, до безумия влюблённая в Николая. На первый взгляд, кажется непримечательной пугливой домохозяйкой, но в трудной ситуации демонстрирует инициативность и силу духа, беря на себя руководство семьёй. Ради того, кого любит, готова пожертвовать всем, что у неё есть. Испытывает радость, помогая другим людям. Семья для нее важнее материальных ценностей.
Второстепенные персонажи
Оценщик | Принимает ценности семейной пары в ломбард, выдаёт хорошую сумму денег для их авантюры. Браслет Веры и её кольцо играют решающую роль в проблеме с деньгами. Она ничуть не жалеет драгоценностей, важнее мужа и его карьеры для супруги нет ничего. |
Садовник | Не соглашается помогать людям, которые собираются ночью садить деревья. Только узнав настоящий мотив их поступка, находит рабочих и отправляет кусты на посадку. Слушая историю молодой семьи, садовник несколько раз улыбается, его восхищает идея жены офицера, её вера в успех мужа. |
Темы
Тематика рассказа «Куст сирени» проста для понимания и незатейлива:
- Любовь
– основная тема рассказа «Куст сирени». Любовь, для Куприна – это прежде всего умение жертвовать своими интересами ради любимого человека. Это не каждому под силу, однако, научившись находить радость в самопожертвовании, человек становится по-настоящему счастливым. - Семья
– по мнению писателя, построить настоящую семью невозможно без любви, то есть, без самопожертвования. Только когда члены семьи готовы пойти на что угодно ради друг друга, семья становится по-настоящему нерушимой. - Взаимовыручка
– чувство локтя, готовность в любую минуту прийти на помощь — главное условие для счастливой жизни. Если двое любят друг друга, они должны выступать единым фронтом перед испытаниями и трудностями. - Подвиг
– по мнению Куприна, Вера Алмазова совершает настоящий подвиг, раз за разом жертвуя своими интересами, ради непутёвого, но дорогого мужа, и только это делает её по-настоящему счастливой. - Жизненные ценности
– самая благородная цель, к которой может стремиться человек, по мнению Куприна – это счастье близких ему людей. Любовь и семья — это святыни, ради которых стоит жить. Автор противопоставляет им материальные ценности, которые в сравнении с добродетелями и искренними чувствами ничего не стоят. - Преданность
– способность оставаться с близкими людьми, несмотря на все трудности и разочарования – вот, что определяет по-настоящему преданного и любящего человека.
Главные герои
Алмазов Николай Евграфович | Два года подряд молодой офицер пытается поступить в академию. На третий год сдав все экзамены, он провалил последний проект. Профессор оказался хорошим знатоком ландшафта, и ухищрения Николая не помогли исправить ошибку. Благодаря жене он на следующий после провала день доказывает профессору наличие кустов. Тот извиняется, и Алмазова принимают в академию. Трудолюбивый, упорный, старательный молодой человек побеждает благодаря вере жены в него и её мудрости и находчивости. |
Его жена, Вера | Супруга Верочка настоящий друг и помощник Николая. Она верит в него, помогает в подготовке к экзаменам, делает чертежи, тратит семейные средства, исходя из нужд супруга. Умная, добрая, самоотверженная женщина. Её мудрость выручает мужа, когда его последний проект терпит крах. Она предлагает посадить кусты там, где он указал их на чертеже (из-за пятна зелёных чернил Николай изобразил кусты, однако профессор поспорил с ним, что в той местности растительности нет). Мудрая жена сдаёт в ломбард последние дорогие вещи, супруги закупают у садовника кусты сирени и той же ночью высаживают их. |
Профессор | Немец, отличный специалист, прекрасный преподаватель, принципиальный, честный человек. Алмазов называет его чудовищным педантом. Профессор извиняется перед молодым офицером, ссылаясь на возраст. Пробует на вкус лист сирени, недоумевая, как он не замечал кустов раньше. Сирень становится – символом молодой семьи, любимым цветком супруги Николая. |
Проблемы
Проблематика рассказа «Куст сирени» столь же проста для понимания:
- Ложь во благо
– фактически, героиня идёт на обман ради мужа, однако писатель ни в коем случае её не осуждает, ибо сделано это было ради любимого человека. По мнению писателя, в этом несправедливом мире порой приходится идти на обман, но только ради действительно благородной цели. - Сила духа
– если Николай склонен пасовать перед испытаниями и рано отчаиваться, Вера всегда сохраняет бодрость духа, трезвость мышления и борется до конца. Эта черта характера, по мнению Куприна, одна из самых важных в человеке. - Роль женщины в семье
– женщина у Куприна – это главная и единственная опора для мужчины, которая может и готова нести на себе любые трудности, которые выпадают на долю семьи.
Хитрый план Веры
Сложную офицерскую жизнь не понаслышке знал Куприн. «Куст сирени» (краткое содержание) продолжается следующими событиями. Итак, отчисление Николая Евграфовича могло означать точку на всей его военной карьере. Вернувшись домой, он совсем поник, чувствовал себя никчемным и пропащим человеком. Но Вера решила во что бы то ни стало помочь мужу и пошла на хитрость, которая стоила ей немалых денег. Она закладывает в ломбард свои скромные драгоценности и за эти деньги, которые составили 23 рубля, покупает куст сирени и нанимает садовника, который сразу проникся сочувствием к милой даме.
За ночь на указанном месте появился роскошный куст сирени. Жена Алмазова лично за этим следила и не успокоилась, пока сирень не была посажена, причем так, чтобы не было видно, что ее посадили недавно.
Основная идея
Куприн демонстрирует читателю силу и жертвенность простой женщины, которая в этой тяжёлой жизни находит свою отраду в самопожертвовании ради мужа и спасении семьи. По мнению автора, далеко не всегда мужчина играет роль лидера, есть и женщины, способные проявить такую же силу духа. Если физически они и слабее мужчин, то морально могут превзойти многих из них. Просто сфера карьерного роста женщины — в семье, и ее усилий и достижений мы не видим. В этом маленьком открытии и заключается смысл рассказа «Куст сирени».
Женский вопрос в конце девятнадцатого века стал актуален, как никогда, и Куприн сделал много для того, чтобы женщину в русском обществе начали воспринимать как личность, достойную человеческого обращения. Главная мысль рассказа «Куст сирени» — это призыв ценить и оберегать таких жен и матерей, создавая в семье атмосферу любви и взаимопонимания.
Чему учит?
Рассказ «Куст сирени» учит нас никогда не сдаваться, не опускать руки и бороться с судьбой до самого конца. Даже нежные и слабые женщины не должны прикрываться полом. Их внутренняя сила способна свернуть горы, даже если в этом деле бессилен муж. Таков вывод из произведения.
Писатель превозносит самопожертвование и искреннюю любовь. По его мнению, эти черты помогают человеку обрести истинное счастье. Настоящая семья должна строиться на взаимовыручке и поддержке, заботе и ласке. Мораль рассказа «Куст сирени» заключается в том, что нет не решаемых проблем на пути у любящих людей: сердце подскажет дорогу, даже если ум видит лишь тупик.
Автор: Михаил Щепин
Читать краткое содержание рассказа Куст сирени Куприна
Николай Евграфович Алмазов один из главных героев рассказа, приходит домой, к своей жене, и едва дождавшись, пока та откроет двери, быстро проходит к себе в кабинет. Жена сразу понимала по лицу мужа, когда у него что-то случается, и в этот раз увидев его суровое и нахмуренное лицо, поняла что произошло что-то неладное.
Она пошла за Николаем в его кабинет. Алмазов в свою очередь был обычным небогатым молодым офицером. Сейчас он проходил обучение в Академии генерального штаба, и в этот злополучный день как раз вернулся с экзамена. Сегодня Алмазов сдавал свою последнюю выполненную работу профессору, а эта работа была очень важна и содержала съемку местности. До этого были еще другие экзамены, которые очень сложно давались Николаю, и только жена его знала, как тот мучился и старался, чтобы всё сдать.
Да если взять лишь само поступление, то лишь на третий год попыток у Алмазова получилось поступить. Всё это время жена была рядом с ним и поддерживала его, возможно если бы не её поддержка, Николай бы давно сдался и опустил руки. Вера постоянно старалась всячески помочь мужу, подбодрить. Она даже приучила себя не расстраиваться из-за неудач и всегда улыбаться. Верочка готова была отказаться от всего, что хотелось ей, лиж бы создать комфортные условия для любимого мужа, ведь она прекрасно понимала, что тот с головой в работе. Она даже всячески помогала ему по работе и учебе, будучи его репетитором, книгой, переписчицей и чертежницей.
Минут пять супруги сидели в тишине, пока Вера первая не начала говорить. Она спросила, что случилось с работой, приняли ли её, хотела чтобы муж рассказал ей всё. Николай резко отреагировал, и нервным голосом сказал жене, что работу не приняли. Алмазов был очень зол, так как работу его не приняли из-за пятна.
Вера сначала не поняла, что произошло, после чего муж рассказал ей, как вечером допоздна сидел над работой, и сильно устал. План получился очень хорошим и аккуратным, но в самом конце у Николая затряслись руки и он посадил пятно на бумагу. Пытался его очистить, но размазал его еще больше. Решил Николай на том месте деревья нарисовать, и в итоге получилось все очень даже неплохо. На проверке профессор заметил наличие кустов и начал спрашивать откуда они на чертеже. Так завязался спор, в результате профессор готов был ехать на ту местность, чтобы убедиться, что там нет кустов. Верочка была наверно даже больше расстроена, чем муж. Она думала над тем, как ему помочь.
В итоге жена идет в ломбард и сдает туда все драгоценности, которые нашла у себя. Она хотела на полученные деньги купить растительность и посадить её на том месте. Придя к садовнику у них завязывается разговор и садовник рекомендует купить куст сирени. Супруги выслушав мужчину покупают куст сирени и едут на ту местность, дабы посадить там растительность. На следующий день муж должен был идти снова сдавать работу, Вера очень переживала и ждала мужа. В итоге получилось так, профессор прибывший на место где и на самом деле был куст, очень удивился и принес свои извинения. После этого дал добро на этот план местности. Этот случай сблизил и осчастливил супругов, ведь получилось так, как они и хотели. Теперь сирень по истине станет их любимым деревом.
Юный и небогатый офицер по фамилии «Алмазов» пришел домой с выступления в Академии ген. штаба и не снимая одежды уселся в своем кабинете. Жена сразу же поняла, что случилось несчастье. В этот день Николай защищал свою инструментальную съемку местности профессору. Николай Алмазов обиженно молчал, но из-за требований жены рассказал свою ситуацию.
Вчера вечером, когда Николай уже заканчивал работать над проектом, он посадил огромное пятно чернилами. Он хотел его подчистить, но получилось только хуже. Он не придумал ничего лучше, чем начертить на месте пятна кучу деревьев. Ученый, которому Алмазов сдавал работу, конечно, заметил это. Алмазов хотел было поспорить, но профессор даже не хотел слушать, что там есть какие-то деревья. Жена придумала гениальный план. Они забрали из дома все украшения, а затем поехали к скупщику драгоценностей. Там они сдали кольцо с брильянтом и погнутый браслет, получив за это 23 рубля.
На удивление, кольцо с брильянтом вышло всего лишь в 3 рубля, а старый браслет оценили намного дороже. Затем они поехали к садовнику, было уже поздно, садовник даже не соглашался ничего продавать, но когда жена Алмазова рассказала эту историю, то он продал им кусты сирени, а затем они посадили их на нужном участке. На следующий день, когда Николай отправился к профессору доказывать свою правоту, жена просто не могла ждать мужа дома. Она вышла встречать его с работы на улицу. Издалека по его походке было видно, что все прошло отлично. Они обнялись, взялись за руки и в радости пошли домой.
Так сирень стала любимым цветком жены Николая Алмазова. Это произведение учит нас тому, что близкие люди часто помогут нам в тяжелой ситуации, что таких людей нужно очень ценить, ведь без них мы не справимся с этой тяжелой жизнью. Главное в этой жизни поддержка близкого человека, они самое главное, что у нас есть.
Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг.
- Белов
Русский писатель Василий Белов родился в небольшой деревушке на севере нашей страны. Отец мальчика не вернулся с войны, и Василий остался старшим в семье. Кроме него у матери было еще четверо детей. - История создания поэмы Мцыри Лермонтова
Начало истории создания знаменитой поэмы «Мцыри», одной из самых романтических поэм Лермонтова Михаила, при грамотной обработке могла бы сама по себе очень легко лечь в основу сюжета для целой повести, а не одной лишь поэмы
Рассказ «Куст сирени» известного русского классика Александра Куприна был впервые опубликован в печатном издании «Жизнь и искусство» под номером 305 от 17 октября 1894 года. Любовь и счастье стали художественной идеей этого произведения. Для одних счастье заключено в материальной составляющей или в свободе, для других − в научных достижениях на профессиональном поприще, в науке или творчестве. Третьими счастье познается в любви, благополучии и взаимопонимании с родными и близкими людьми.
Именно эту важную тему сделал главной в своем произведении «Куст сирени» Куприн. Краткое содержание рассказывает, что у главной героини Веры и ее мужа Николая ощущение счастья тоже было свое. Автор с необыкновенной теплотой и нежностью описывает своих героев. Создается такое впечатление, что он любуется их взаимоотношениями.