Рассказ нагибина сирень читать

Краткое содержаниесьюзи и джонси молодые художницы, которые вместе снимали небольшую квартирку-студию в одном из нью-йоркских кварталов, который давно облюбовали

Краткое содержание

Сьюзи и Джонси – молодые художницы, которые вместе снимали небольшую квартирку-студию в одном из нью-йоркских кварталов, который давно облюбовали люди искусства.

В ноябре многие жители квартала были поражены пневмонией. В их числе оказалась и хрупкая, миниатюрная Джонси. Она была очень слаба, целыми днями лежала неподвижно на кровати, рассматривая «глухую стену соседнего кирпичного дома».

Однажды косматый доктор признался Сью, что у ее подруги «один шанс… ну, скажем, против десяти». Но это только в том случае, «если она сама захочет жить»: ни одно, даже самое сильное, лекарство не поможет, «когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».

Вот только Джонси окончательно потеряла интерес к жизни. Лежа на кровати, она рассматривала старый плющ, обвивавший стену напротив, и считала, сколько листьев на нем осталось. Девушка была уверена, что, как только упадет последний листок, она умрет. Она устала ждать, думать и хотела только одного – «лететь, лететь все ниже и ниже, как один из этих бедных, усталых листьев».

Сьюзи рассказала о мрачных мыслях своей подруги старому художнику Берману, который жил этажом ниже. Он был неудачником в искусстве: «все собирался написать шедевр, но даже и не начал его». Старик зарабатывал на жизнь тем, что писал вывески, рекламы и прочую мазню. Кроме того, это был «злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью». Берман очень расстроился, узнав о фантазиях Джонси.

Проснувшись утром, больная девушка первым делом попросила убрать штору с окна. С удивлением она обнаружила, что после проливного дождя и сильного ветра, бушевавшего всю ночь, «на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща – последний». Джонси не сомневалась, что на следующий день она не увидит и этот листик. Однако она ошиблась: «одинокий лист плюща» уверенно держался на тонком стебельке, мужественно сражаясь с непогодой.

Джонси была потрясена. Она не сомневалась в том, что этот последний лист специально остался на ветке для того, чтобы указать ей на ее малодушие. Осознав, насколько «грешно желать себе смерти», Джонси впервые за долгое время с аппетитом съела бульон.

После осмотра доктор заявил, что у Джонси появились реальные шансы на выздоровление. Также он сообщил, что старик Берман заболел тяжелой формой пневмонии и скончался в больнице. Он простудился «в ту ночь, когда слетел последний лист». Старый художник написал свой самый главный шедевр – крошечный листик, и под проливным дождем прикрепил его к ветке плюща.

Маленький подвиг во имя жизни

На улице всю ночь бушевал сильный ветер с дождем и снегом. Но когда утром Джонси попросила подругу раздвинуть шторы, девушки увидели, что на одеревеневшем стебле плюща всё еще держится желто-зеленый листок. И на второй, и на третий день картина не изменилась – упрямый листочек не хотел улетать.

Приободрилась и Джонси, поверив, что умирать ей еще рано. Доктор, посетивший свою пациентку, сказал, что болезнь отступила и здоровье девушки пошло на поправку. Здесь должны зазвучать фанфары – чудо свершилось! Природа встала на сторону человека, не пожелав отнять у слабой девушки надежду на спасение.

Чуть позже читателю предстоит понять, что чудеса происходят по воле тех, кто способен их совершать. В этом нетрудно убедиться, прочитав рассказ полностью или хотя бы его краткое содержание. «Последний лист» О. Генри – история со счастливым финалом, но с легким налетом грусти и светлой печали.


Через несколько дней девушки узнают, что их сосед Берман скончался в больнице от пневмонии. Он сильно простудился в ту самую ночь, когда с плюща должен был упасть последний листок. Желто-зеленое пятнышко со стебельком и словно живыми прожилками художник нарисовал красками на кирпичной стене.

Вселив надежду в сердце умирающей Джонси, Берман пожертвовал своей жизнью. Так заканчивается рассказ О. Генри «Последний лист». Анализ произведения мог бы занять не одну страницу, но мы попытаемся выразить основную его идею всего одной строчкой: «И в обыденной жизни всегда есть место подвигу».

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Последний лист»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Карина Григорьева

    10/10

  • Антонина Сорванова

    9/10

Подробный пересказ

Две юные девушки-художницы, приехали из глубокой провинции в Нью-Йорк. Девушки близкие подруги детства. Звали их Сью и Джонси. Решили снять себе жилью, так как друзей и родственников в таком большем городе у них нет. Квартиру выбрали в квартале Гринвич-Виллидж, на самом последнем этаже. Все знают, что в этом квартале проживают люди связанные с творчеством.

В конце октября начало ноября было очень холодно, у девушек не было теплой одежды, и Джонси заболела. Диагноз медика опечалил девушек. Болезнь воспаление легких. Доктор сказал, что у нее один шанс на миллион выбраться. Но у девушки пропала искра в жизни. Девушки просто лежит на кровати, смотрит в окно, потом на небо, на деревья и ждет время своей кончины. Она видит дерево, с которого осыпаются листья. Для себя решает, что как только оборвется последний лист – она уйдет в мир иной.

Сью ищет способы поднять на ноги подругу. Она встречает старца Бермана, он художник, которой проживает этажом ниже. Мастер все собирается создать произведение искусства, но у него ни как не выходит. Узнав про девушку, старик расстроился.К вечеру началась сильная буря с дождем и грозой, Джонси знала, что с утра листа на дереве не станет, как и ее самой. Но какового было ее удивления, что после такой стихии лист удержался на дереве. Джноси это сильно удивило. Она краснеет, ей становится стыдно и вдруг ей захотелось жить и бороться.

Пришел доктор, он заметил поправление организма. Шансы уровнялись 50% на 50%. В дом опять пришел доктор, организм начал выкарабкиваться. Доктор сказал что по дому ходит эпидемия, и старик с нижнего этажа тоже приболел недугом и может На следующий день визит доктора был более радостным, так как он сказал замечательную новость. Джонси будет жить и опасность миновала.

Вечером Сью узнает что художник снизу скончался от недуга, организм перестал сражаться с болезнью. Берман заболел в ту самую страшную ночь, когда природа бушевала. Он изобразил тот самый лист плюща и под сильным дождем и холодным ветром залез на дерево, что бы прикрепить его. Так как на плюще ни осталось тогда ни единого листочка. Творец все-таки создал свой превосходный шедевр. Таким образом он спас жизнь девушки и отдал в жертву свою.

Оцените произведение:

  • 2.9

Голосов: 42
Читать краткое содержание Последний лист. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Популярные сегодня пересказы

  • Собрание чудес — краткое содержание рассказа Паустовского
    У каждого человека есть заветная мечта. У автора она тоже была – хотел он хотя бы раз побывать на Боровом озере. Ничем, по мнению местных жителей, оно от других озёр не отличалось, но почему-то автора тянуло там побывать
  • Пир во время чумы — краткое содержание трагедии Пушкин
    Действия в произведении «Пир во время чумы» А.С. Пушкина происходят во время, когда была эпидемия чумы. Некоторые люди, потеряв родственников, не могут прийти в себя, и смирится с этой новостью. Народ уже устал
  • Сирень — краткое содержание рассказа Нагибина
    Лето в этом году было не совсем обычное: в конце мая зацвела сирень. На даче Сатиных прекрасным утром распустились одновременно все сорта сиреневых кустов.
  • Неточка Незванова — краткое содержание романа Достоевского
    С первых страниц произведения перед нами предстает Неточка, которой недавно исполнилось 8 лет. Девочка живет в довольно таки стесненных условиях. Ее мать старается обеспечить семью

«Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри

Квартал Гринич-Виллидж стал приютом для людей искусства, которых привлекли в нём старинные кровли, голландские мансарды и дешёвая квартирная плата.

Студия Сью и Джонси (Джоанны) находилась наверху трёхэтажного кирпичного дома. Встретившиеся в мае, в ресторанчике на Восьмой улице девушки обнаружили, что у них много общего и решили работать вместе. В ноябре в квартал пришёл чужак по имени Пневмония. Он свалил с ног крохотную, малокровную Джоанну.

Однажды утром лечащий врач девушки вызвал Сью в коридор и сказал, что больная слишком ослабла. По мнению доктора, если Джонси в ближайшее время не найдёт, ради чего стоит жить, то её шансы на выздоровление не будут равняться даже один к десяти. Поплакав в одиночестве, Сью вошла в комнату, где лежала Джоанна, и начала рисовать. Внезапно она услышала тихий шёпот: подруга в обратном порядке считала листья, отлетающие с цепляющегося за кирпичную стену соседнего дома плюща. Три дня назад их было почти сто; сейчас осталось пять. Джонси считает, что когда упадёт последний лист, она умрёт. Сью просит её съесть бульона и дать ей закончить рисунок, чтобы купить вина и свиных котлет. Джонси не хочет вина. Она мечтает увидеть, как упадёт последний лист.

Сью просит подругу закрыть глаза, чтобы дать ей возможность закончить работу, и отправляется за Берманом (старым художником, живущим этажом ниже), с которого хочет писать золотоискателя-отшельника. Она делится с пьяным неудачником глупыми фантазиями Джонси. Берман выходит из себя.

На следующее утро Джонси просит поднять штору. Сью с удивлением смотрит на последний лист, оставшийся на плюще после дождливой, ветреной ночи. Весь день больная ждёт, когда он упадёт. Ночью снова идёт дождь и дует северный ветер. На рассвете девушки обнаруживают лист плюща всё на том же месте. Джонси раскаивается в том, что желала смерти. Она просит Сью дать ей бульон и молоко с портвейном. Пришедший днём доктор говорит, что шансы на выздоровление стали равными. При хорошем уходе Джонси должна поправиться. Он же сообщает Сью о воспалении лёгких у Бермана. Для него надежды нет никакой. Старого художника отправляют в больницу. На следующий день Джонси оказывается вне опасности. Берман умирает. Сью рассказывает подруге о том, что последний лист был нарисован старым художником.

  • «Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
  • О. Генри, краткая биография
  • «Зелёная дверь», анализ новеллы О. Генри
  • «Фараон и хорал», анализ рассказа О. Генри
  • «Дороги, которые мы выбираем», анализ рассказа О. Генри
  • «Девушка», анализ новеллы О. Генри
  • «Через двадцать лет», анализ новеллы О. Генри
  • «Пока ждет автомобиль», анализ рассказа О. Генри
  • «Пурпурное платье», анализ новеллы О. Генри
  • «Кактус», анализ рассказа О. Генри
  • «Комната на чердаке», анализ новеллы О. Генри
  • «Золото и любовь», анализ новеллы О. Генри
  • «Третий ингредиент», анализ новеллы О. Генри

По произведению: «Последний лист»

По писателю: О. Генри

Сюжетная линия рассказа

Краткое содержание произведения О. Генри «Последний лист» можно описать следующим образом: в комнате проживают две молодые девушки, одна из которых заболела воспалением легких. Болезнь начала прогрессировать, лечащий врач пациентки неоднократно указывал на подавленное настроение последней, молодая девушка вбила себе в голову, что умрет, когда последний лист упадет с дерева. За окном комнаты рос плющ, который боролся с осенней непогодой, каждый листочек растения отрывался и улетал под натиском беспощадного ветра. Старый неудачник-художник, к тому же отличающийся скверным и ворчливым характером, мечтающий прославиться, написав свой художественный шедевр, знал историю девушки, проживающей этажом выше.

В нашем кратком содержании «Последнего листа» О. Генри хотелось бы отметить, что автор, описывая сложный и неуживчивый характер соседа-художника, не выделяет его, не симпатизирует, но и не критикует, вся полнота картины раскрывается в последних нескольких словах молодой девушки, которая описывает недавние события из жизни выздоравливающей соседки. Молодой организм взял верх над болезнью, а причиной выздоровления стал именно последний лист, который остался на плюще. Изо дня в день он боролся за жизнь, он не желал сдаваться. Ни ветер, ни приближение зимы не смогли испугать его, и этот крохотный кусочек жизни вдохновил девушку, и она захотела выздороветь, захотела снова жить.

Выше в кратком содержании «Последнего листа» О. Генри шла речь о старом художнике, который в конце рассказа умирает. Умирает он быстро, также заболев воспалением легких, его находят без сознания на полу в его комнате в мокрой одежде, и никто не узнает причину его поступка. И только через несколько дней, исходя из слов самих девушек, читатель поймёт, что свою жизнь поставил на кон этот на первый взгляд несносный старик, сердце которого было по-настоящему чистым, именно он спасет умирающую девушку, создав свой шедевр. Старик нарисовал последний лист дерева и прикрепил его к ветке. А сам простудился в эту ночь.

Поживший и умудренный жизнью старик даст великолепный урок, который дороже всех слов, который никогда не забудет эта девушка, и благодаря ему она по-новому посмотрит на жизнь. Старик спас человека и исполнил свою золотую мечту. Таков поистине вдохновляющий и вместе с тем трогательный рассказ О. Генри «Последний лист», краткое содержание которого изложено в этом материале. Сам рассказ не оставляет равнодушным и затрагивает до глубины души.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе.

Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.

Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.

Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.

Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

  • «Олеся», анализ повести Куприна

  • Александр Иванович Куприн, биография

  • «Поединок», анализ повести Куприна

  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна

  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна

  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна

  • «Слон», анализ рассказа Куприна

  • «Суламифь», анализ повести Куприна

  • «Allez!», анализ рассказа Куприна

  • «Яма», анализ повести Куприна

  • «Молох», анализ повести Куприна

  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна

  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Урок литературы в 8 классе «Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»»

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

 развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;

Заповедное царство сирениМайской ночи глаза отвестиИ сквозь утро нежнее свирели,Ни о чём не печалясь, войтиВ заповедное царство сирени.

С. Мекшен

Оборудование:

репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;

-запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении  Н.Баскова «Белая сирень».

-презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).

-для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель. 

Ход урока

  1. Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  2. После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.

Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

  • – На сколько частей можно разделить произведение?
  • На слайде последовательно появляется запись
  • 1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
  • 2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
  • 3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
  • -Кто главные герои произведения?
  • Работа в тетрадях по ходу  анализа произведения.
  • В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
  • Таблица «Персонажи»

Три ученика получают индивидуальное задание.    

1. задание:

Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь  внутреннее состояние героя?

2 задание.

Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?

  1. 3 задание
  2. Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?
  3. Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать  ответ.

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

-Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

  • – И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
  • (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
  • – Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

  1. – Какой выход находит Верочка?
  2. – Алмазовы едут в ломбард.
  3. Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
  4. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

 – Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  •  – Останавливается ли Верочка на достигнутом?
  • (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
  •  – Чем же заканчивается эта история?
  •  – Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

– Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование? 

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

– Скажите, чем вам близка героиня? 

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

 – Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

– В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

– И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание – Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

(На слайде появляется примерная характеристика героев)

Николай Верочка
  1. Упорный,
  2. Трудолюбивый
  3. Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его
  • Добрая,
  •  любящая,
  •  выносливая,
  • криативная,
  • самоотверженная,
  • оптимистка,
  • из любой ситуации может найди выход

– Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.) 

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

– «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Слайды с изображением сирени)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

  1. (Слайды с изображением сирени)
  2. Итог, обобщение:
  3. – Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
  4. (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
  5. -Чему учит рассказ?
  6. – Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
  7. -Из трудного положения всегда можно найти выход

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими    руками.

– Как же не хочется расставаться с героями.

 Дома вы готовили творческое  задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна Куст сирени

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

  • развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;
  • Заповедное царство сирени Майской ночи глаза отвести И сквозь утро нежнее свирели, Ни о чём не печалясь, войти В заповедное царство сирени.
  • С. Мекшен
  • Ход урока
  • Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  • После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.
  • Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

  1. – На сколько частей можно разделить произведение?
  2. На слайде последовательно появляется запись
  3. 1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
  4. 2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
  5. 3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
  6. -Кто главные герои произведения?
  7. Работа в тетрадях по ходу анализа произведения.
  8. В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
  9. Таблица «Персонажи»

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

  • – И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
  • (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
  • – Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

  1. – Какой выход находит Верочка?
  2. – Алмазовы едут в ломбард.
  3. Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
  4. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  • – Останавливается ли Верочка на достигнутом?
  • (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
  • – Чем же заканчивается эта история?
  • – Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

– Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

– Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

– В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

– И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание – Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

(На слайде появляется примерная характеристика героев)

Николай Верочка
  1. Упорный,
  2. Трудолюбивый
  3. Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его
  • Добрая,
  • любящая,
  • выносливая,
  • криативная,
  • самоотверженная,
  • оптимистка,
  • из любой ситуации может найди выход

Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Слайды с изображением сирени)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

  1. (Слайды с изображением сирени)
  2. Итог, обобщение:
  3. – Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
  4. (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
  5. -Чему учит рассказ?
  6. – Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
  7. -Из трудного положения всегда можно найти выход

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.

– Как же не хочется расставаться с героями.

Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340168-nravstvennye-problemy-v-rasskaze-ai-kuprina-k

  • Рассказ на школьную тему по пословице 6 класс
  • Рассказ набокова облако озеро башня читать
  • Рассказ набранный на компьютере содержит 8 страниц 40 строк 48 символов определите информационный
  • Рассказ на что я трачу деньги на английском
  • Рассказ на этическую тему примеры