Рассказ на заставе богатырской

Издательство манн, иванов и фербер представляет книгу александры барковой славянские мифы. от велеса и мокоши до птицы сирин и ивана

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Рассказ на заставе богатырской

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Рассказ на заставе богатырской 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Рассказ на заставе богатырской

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Рассказ на заставе богатырской

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Рассказ на заставе богатырской

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Рассказ на заставе богатырской

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Проект «Богатыри земли русской»

подготовительная группа

Рассказ на заставе богатырскойВыполнила:

Козлова Любовь Владимировна

2020 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников — групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – познавательный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники реализации проекта

Педагог: Козлова Любовь Владимировна

Воспитанники: дети подготовительной группы

Родители: подготовительной группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя), с 12.10.2020 по 16.10.2020г.

Актуальность и социальная значимость:

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм «включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в Х — ХIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских. которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Данный проект позволяет в легкой игровой форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях.                                 Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда».

Цель проекта: Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта:

— расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.

— закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.

— развивать диалогическую и монологическую речи детей, обогащать словарный запаса детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, держава, дружина и т. д.);

— развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей;

— воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

— способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.

Обеспечение проекта:

  1. Подбор иллюстративного материала по теме «Былины в картинках»;
  2. Оформление мини — библиотеки «Богатыри земли русской»;
  3. Изготовление атрибутов для дидактических игр, сюжетных игр (шлемы из бумаги);
  4. Создание сундучка загадок, пословиц о силе, мужестве и доблести; создание альбома «Богатырь на коне»;
  5. Создание презентации «Богатыри земли русской;
  6. Выставка рисунков;
  7. Прикладное творчество;

Ожидаемые результаты по проекту:

 для детей:

  1. Повысить заинтересованность детей к возрождению народной культуры своего народа.
  2. Сформировать у детей представления о былинах, былинных героях, богатырях– защитниках Отечества.
  3. Активизировать  речевую деятельность детей;
  4. Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;

для  воспитателя: 

  1. Изучить литературу по теме , обсуждение вариантов поиска информации.
  2. Создать презентацию по теме: «Богатыри земли русской».
  3. Овладение педагогами практическими навыками в организации работы по формированию представлений о традициях народа.

для родителей: заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта; 

  1. Консультации для родителей «патриотическое воспитание в семье»
  2. Статьи в родительском уголке «Что такое былины»
  3. Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине.
  4. Помощь родителей в изготовлении картотеки игр по теме: «Богатыри«
  5. Помощь родителей в изо деятельности ( рисунки богатырь, лошадь, змей Горыныч).
  6. Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту «Дидактические и настольные игры своими руками»
  7. Помощь родителей в изготовлении элементов детского богатырского оружия (щит и меч) Пополнение книжного уголка.

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

Обозначение   актуальности и темы проекта.

Постановка цели и задач.

Подбор литературы, иллюстраций, картин по теме.

Создание проблемной ситуации для детей: что мы знаем о богатырях? Они сражались с врагами. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? С кем сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырём?

Определение целей и задач по организации проекта

подбор художественной, методической литературы; игрового, дидактического и иллюстрированного материала для детей

обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;

 составление плана мероприятий.

Знакомство с

темой проекта.

Деятельностный

Подбор дидактических, подвижных, речевых игр.

Подбор стихов, загадок, былин, пословиц о богатырях.

Планирование  деятельности с детьми.

пальчиковые игры, речевые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка и аппликация, слушание сказок, сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка и аппликация, сюжетно-ролевые игры, проведение.

Знакомство с консультациями Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.

Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для чтения детям».

Консультаций для родителей, оформление выставки.

Завершающий

Рассматривание выставки, альбома.

Изготовление презентации.

Проведение открытого занятия

Подведение итогов проектной деятельности на педагогическом совете.

Презентация « Богатыри земли Русской». 

Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ «Богатыри земли русской»

Выставка детских работ. Воспитатели группы 

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Сроки

Ответственный

Понедельник 12.10.2020г

Чтение художественной литературы

пополнить книжный уголок книгами :

Организованно -образовательная деятельностьРазвитие речи. Чтение русской народной сказки: «Никита Кожемяка» ; чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

Хрестоматия

12.10. 2020

Козлова Л.В

Беседа, рассказ

Рассказ о первом богатыре Святогоре;

«Богатыри» В. М. Васнецова и «На заставе богатырской«

Формировать культурно-гигиенические навыки; расширить знания о профессии военных.

рассматривание картин,иллюстраций.

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Рассказы, Загадки, пословицы и поговорки.

«Оружия защитников русской земли«,

Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;

Козлова Л.В.

Речевая игра

«Расскажи, что ты видишь на картине»

Развитие логики, мышления, речи.

Картина «Мойдодыр»

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

пазлы «собери богатыря в путь дорогу«,

Закреплять знание о герое сказки «Айболит».

Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«поймай за хвост змея Горыныча», «Илья Муромец и Соловей разбойник

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке

предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Костюмы,атрибуты (шлем, меч, щит)

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Консультация для родителей

«Чтение сказок детям»

Повышение родительской компетентности в вопросах о чтении сказок детям.

Папка-передвижка

12.10.20г

Козлова Л.В.

Вторник 13.10.2020г

Утренняя гимнастика

«Мы сильные, ловкие, смелые»

Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

Канат, мешки.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Чтение сказок Рассматривание иллюстраций с изображением богатырейбогатырских доспехов и оружия;

«Богатыри земли русской«.

Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль.

Хрестоматия, иллюстрации.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Просмотр мультфильма

«Алёша Попович и Тугарин змей»,просмотр презентаций: «Богатырская Русь«, «Русский богатырь«,слушание песни: «Богатырская сила«. А. Пахмутова. «Богатырские оружия«»как стать богатырем«, «откуда мы родом».

Расширить представление о характере и поступках Богатыря.

Иллюстрации.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«что нужно в бою богатырю«, «найди богатыря«, «кого не стало»; Пазлы «собери богатыря в путь дорогу«.

Формировать представление о сказках К. И. Чуковского.

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

13.10.20г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«попади в цель»,

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Костюм пожарного, атрибуты к игре.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Среда 14 .10.2020г

Чтение художественной литературы Загадки

«Сказка о царе Салтане»

Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль. Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях

14.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«Собери героя сказки»

Пазлы «собери богатыря в путь дорогу«.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Собери  героя сказки»

14.10.20г

Козлова Л.В.

Лепка

«Богатырь»

Развивать художественные способности в процессе лепки.

Пластилин, доски, салфетки.

14.10.20г

Козлова Л.В.

Рисование

«Тридцать три богатыря«;

Развитие творческой способности.

Раскраска

14.10.20г

Козлова Л.В.

Речевое упражнение

Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».

Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».

Придумывание сказок о богатырях;

Развитие речи, мышления.

Иллюстрации.

14.10.20г

Козлова Л.В.

Выставка работ

«Богатырь на коне«.

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка

««Богатырь на коне»

14.10.20г

Козлова Л.В.

Четверг 15.02.2018г

Беседа

Сильна богатырями земля русская!», «кто они — богатыри земли русской?»,

Развитие мышления, речи.

Иллюстрации

15.10.20г

Козлова Л.В.

Рассказ, Разучивание чистоговорок: Словесные игры 

Рассказ воспитателя об одежде русских богатырей.

Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;

«Ба — бе — ба у Ильи — Муромца новая изба», Бы — бы — бы у Ильи Муромца нет избы.

 «Вспомни слово из былины», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию»;

15.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«Подбери слово» «найди богатыря«,    «кого не стало»;

«четвертый лишний», «кого не стало».

Развивать логическое мышление детей

Иллюстрации сказок.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Игра-шнуровка

«Собери богатыря в путь дорогу«; «Что нужно в бою богатырю«;

Развитие мелкой моторики рук.

«Собери богатыря в путь дорогу«; шнуровка.

15.10.2018г

Козлова Л.В.

Чтение художественной литературы.

А. С. Пушкин, «Никита Кожемяка»

Приобщение к художественной литературе.

Хрестоматия, иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

 НОД

Аппликация

««Богатырский щит»

т»

Развивать художественные способности в процессе аппликации.

Иллюстрации, силуэт щита,, клей, картон, цветная бумага.

15.10.2018г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«зимний снайпер», «богатырская застава«, «стрелок «;

Развитие ловкости, ориентации в пространстве.

Маска, мячи, канат, кегли.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Выставка работ по аппликации

«Богатырский щит»

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка

«Богатырский щит»

15.10.20г

Козлова Л.В.

Пятница 15.10.2020г

Дидактическая игра

«Отгадай сказку по иллюстрации»

Выявить у детей умение узнавать и называть произведения.

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации»

15.10.20г

Козлова Л.В.

Беседа

«как наши предки защищали Русь от врагов», «крепости и богатыри«,

Проанализировать характер у Алёши Поповича и Тугарин змея».

Иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Беседа

«Россия — родина моя», «кто они — былинные богатыри«, «чем отличается сказка от былины»,

Рассказать детям о былинах и сказках, чем они отличаются.

Иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Чтение художественной литературы

«Василиса Микулишна»

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительнос-ти, смекалки, развивать познавательный интерес.

Хрестоматия, иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Оформление альбома

« Богатыри земли Русской».»

Развитие творчества.

Рисунки детей совместно с родителями     « Богатыри земли Русской».».

15.10.20г

Козлова Л.В.

Викторина

«Путешествие по сказкам богатыри охраняют землю русскую»

Закрепление сказок …….

Иллюстрации к сказкам.

15.10.20г

Козлова Л.В.

социально-коммуникативная

познавательная

речевая

Социально –коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра:

— «Три Богатыря»«Богатыри охраняют землю русскую»«Богатырская застава».

Дидактические игры:

— «Что нужно богатырю в бою,

«Угадай о ком я говорю»,

— «Помоги богатырю собраться в путь».

— «4 лишний».

Строительная игра:

«Старинный город»,

«Стоим крепость» (на улице из снега, в группе из строительного материала).

   Беседы: Кто такие богатыри?

— Каких русских богатырей вы знаете?

— Какие подвиги совершали русские богатыри?

— С кем они сражались?

— Кого защищали?

— Что надевали на себя богатыри перед битвой?

— Какое оружие было у богатырей?

— Как стать богатырём?

— В чём кроется секрет силушки богатырской?

— Как называются произведения, прославляющие подвиги богатырей?

— Что дала матушка в дорогу Добрыне Никитичу?

— С кем бился Алёша Попович в Киеве – граде?

— Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья – разбойника?

— Назовите художника, который написал картину «Богатыри»?

— Какой персонаж в мультфильмах о русских богатырях тебе больше всего понравился? Почему? — «Былинные богатыри – славные защитники родной земли»,

— «Преданья старины глубокой»,

— «На героя и слава бежит», во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести.

— Беседы — рассуждения«Кто такой русский богатырь«Как звали русских богатырей и с кем они сражались?»«Кого защищали богатыри и какое у них оружие?»«Подвиги русских богатырей».

«Как жили наши предки» (с презентацией);

  Чтение художественной литературы:

— Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».

— составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».

— составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».

— Придумывание сказок о богатырях;

— Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;

Чтение художественной литературы: И. Карнаухова «Русские богатыри», И. Никитин «Русь», былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

— Загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости;

— Заучивание: Н. Морозов «Силён как вольный ветер».

— Энциклопедия «Отчего и почему».

Художественно –эстетическое развитие:

художественно-эстетическая

физическая

формы взаимодействия с родителями

— «Богатырь»;

— «Богатырский конь»;

— «Змей Горыныч».

Лепка:

— «Богатырский конь».

Аппликация:

— «Украсим рубашку для богатыря»

Раскраски по теме«Щит богатыря»«Богатырь и богатырский конь».

Рассматривание картин: В. Васнецов «Богатыри»«Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».

Физическое развитие:

— п/и «Поймай хвост Змея Горыныча»«Хвост и голова»;

— эстафеты«Кто быстрее проскачет на коне»«Перетягивание каната»«Меткий богатырь»— физ.минутки«Богарыри»«Силачи»;

— беседа по ЗОЖ«Могучий богатырь – здоровый богатырь».

Взаимодействие с родителями:

— чтение детям энциклопедий и книг по данной теме.

— консультация для родителей «Былины»

— рекомендации по посещению музеев;

— поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

-совместный с детьми просмотр мультфильмов о богатырях земли русской.

— подбор пословиц и поговорок о Родине и её защитниках.

Заключение

Анализ проведенной работы.

Совместная деятельность педагога, детей и родителей обеспечила интерес детей к богатырям земли русской. Дети узнали, что богатыри не только смелые, умные, сильные воины, но и то, что они бесконечно любили свой народ и свою Родину. Знакомство с фольклором обогатило кругозор детей.

Любовь к Родине, сильное чувство и мне хотелось, чтобы ребенок в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.

Используемая литература:

1. Ветохина А. Я. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.

2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20

Интернет — источники:

1. http://nahideti.ucoz.ru/index/proekt_quot_russkie_bogatyri_quot/0-359

2. http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-po-teme-zaschitniki-otechestva-v-podgotovitelnoi-grupe.html

3. https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-bogatiri-zemli-russkoy-1859044-page2.html

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/bogatyri

Приложение № 1.

Дидактическая игра «Богатыри земли русской»

Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

( На карте портреты богатырей под цифрами.  У детей цифры на столах. Отгадайте, о ком идет речь и поднимите ту цифр)

Вопросы:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)

(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатрю передал Святогор свой меч – кладенец? (7) (Илья Муромец).

 Эту игру использовала на познавательной игре «Кто хочет стать богатырем?» Соревновались две команды.

Может кому пригодится по теме «Былины»

Дидактическая игра: «С кем бились богатыри»

Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Эту игру тоже, как и предыдущую «Богатыри земли русской» использовала на познавательной игре «Кто хочет стать богатырем». Участвовало 2 команды: у каждой была такая карта  (вложена в файл А3) и даны маркеры. За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования.

Рада поделиться опытом, может кому пригодится по теме: «Былины»

Приложение № 2.

Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ. Богатыри земли русской

Аннотация:
Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали проект
«Богатыри земли русской «, где охватывается темы истории, традиции и культуры России:
«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие по теме месяца «Былинные богатыри — защитники земли русской».
Возраст детей: 6-7 лет.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне .
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.
Предварительная работа.
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
6. Книжная выставка:
• «Сказки о русских богатырях». Москва ООО «Дом Славянской книги», 2007
• О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
• Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
• Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
• Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
• Хрестоматия по литературе. Изд. «Детская книга», Саратов, 1994г.
7. Дидактические игры
• Альбом «Былинные богатыри»
• Альбомы на печатной основе «Великий ратный обычай», «Русские богатыри»
• Д/И «Снаряди богатыря», «Герои русских былин»
• Презентация — викторина «Богатыри земли русской»
8. Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
10. Оформление «Мини-Музея»:
• Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
• родовое дерево дуб (нарисованное);
• панно «Русские богатыри»;
• рисунки детей, аппликации.
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_4aef4cdd6dcdd44271b5fd325e953e8f.jpg.jpg


Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_ea24c3966a5baff53665944bd80989a9.png.jpg


Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_afda5edd0bbba03dee48ff9f6b48e51f.jpg.jpg


Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.


Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Беседа о Богатыре – Стихии.
Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?
Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.
Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?
Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Отвечают дети, с заранее выученным текстом
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.
Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?
Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.
Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?
Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.
Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?
Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.
Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
А сейчас представим, что мы богатыри
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Беседа о Богатыре – Человеке.
Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»
Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель:
-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_89b05cc7f5f04ab95506723641b0ca2d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_74848505b33ad0e5609d8cf21fb19a52.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_0faa136e3722b96330022db35f129adb.jpg.jpg


Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
— А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_14be3a0dd49ba817d31bbfe2f7d770fa.jpg.jpg


Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
• Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
• К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
• И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?
Дети:
— Головою думай, а силой борись.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Сам погибай – а товарища выручай
— Жить — Родине служить.
— Своя земля и в горсти мила.
— Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли — сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.
а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_2e8fc57954b6bd440b1c2aa53041aa59.jpg.jpg


В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Спасибо за внимание.
Вторым занятием проводится:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность «Богатырский щит»:
материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.
Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.
Дети встают полукругом со своими поделками.

Автор: Дубоносова Наталья Анатольевна

Организация: МБДОУ №14

Населенный пункт: Сахалинская область, пгт Шахтёрск

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь….

Евгения Трушина

Информационная карта проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок и экспозиций при активном участии педагогов и родителей.

Продолжительность проекта: 2 месяца

По количеству детей: групповой.

Участники проекта: дети 6-7 лет, их родители, педагоги группы.

Формы работы с детьми:

— Непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры духовно-патриотического содержания.

— Продуктивная деятельность детей.

— Проведение совместного праздника.

— Использование художественной литературы.

— Просмотр презентаций.

— Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Формы работы с родителями

— консультация для родителей «Как знакомить детей с историей Руси»; «Былины»

— проведение совместных мероприятий (выставки, создание мини – музея, праздник);

— сбор наглядной информации (открытки, фото) о памятниках и памятных местах, связанных с событиями княжества Александра Невского;

— наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Пояснительная записка

Россия славится своими героями. Александр Невский занимает среди них особое место.

В 2021 году будет отмечаться 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Выдающийся русский историк Сергей Соловьев называл Александра Невского «самым видным историческим лицом в нашей древней истории» — фигура князя имеет огромное значение для историчности России, а грядущий юбилей призван стать событием, способным пробудить особый духовный подъем в нашем обществе.

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

Благоверный князь Александр Невский не должен оставаться в нашем сознании лишь героем прошлого, некогда победившим шведских и немецких рыцарей…

Его образ актуален для России и сегодня, спустя восемь веков… Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Эти ценности носят вневременный характер для любой нации.

Между задачами, решавшимися Александром Невским, и проблемами, стоящими перед современной Россией, обнаруживаются прямые параллели. Как и 800 лет назад, Российское государство вынуждено отвечать на вызовы навязываемых извне ценностных установок, укреплять моральный дух, патриотизм, военно-политическое влияние, государственность.

Сегодня, в эпоху развития сетевых медиа и навязывания странами Запада ценностных установок общества потребления и либертарианского социального эгоизма, как никогда актуальны обращение к этическому наследию исконных духовных ценностей российского общества, сохранение исторического и культурного наследия предков, ценностей самоотверженного патриотического служения общему благу и родной стране.

Актуальность: В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Духовно-патриотическая тема земли – остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя родной земли эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же.

А участие в мероприятиях патриотической тематики, помогает ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такие мероприятия одновременно и учат, и воспитывают детей.

Успех духовно-патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, где поддерживаются семейные традиции, имеется мотивация к взаимодействию у детей и взрослых.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Я, задумалась всерьез о создании условий для знакомства детей подготовительной к школе группе с историей и героями нашей Родины.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности.

В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию. Вся проектная деятельность была направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.

Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:

— создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;

— познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;

— развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет на основе ярких впечатлений и исторических фактов;

— воспитать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;

— ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями княжества Александра Невского;

— ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к истории, культуре, наследию России.

2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины. Формирование основ гражданской позиции.

3. Накопление практического материала по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.

4. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с МБДОУ.

Новизна проекта направлена на присоединение детей к базовым духовно-патриотическим и духовно-нравственным социокультурным ценностям России на примере подвигов Великого благоверного князя Александра Невского.

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

— Создание мини-библиотеки.

— Создание мини – музея.

— Оформление выставки детских рисунков «Защитник земли русской А. Невский».

— Организация фото – выставки о событиях княжества Александра Невского.

— Изготовление книжек – малышек «На страже земли русской»

— Оформление тематического альбома «Снаряжение русских воинов»

— Детские рассказы о былинных героях.

— Стенгазета «Слава защитникам — богатырям».

— Совместные творческие работы.

— Выставки детских работ на темы: «Кони богатырские», «Шлемы и щиты богатыря», «Дружина Александра Невского».

Итоговый продукт: Праздник «Как богатыри Кощея Бессмертного победили».

Этапы работы:

— Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

— Составление плана-схемы проекта.

— Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

— Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

— Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

— Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

— Презентация проекта.

Для того, чтобы правильно спланировать работу с детьми, мы использовали «модель трёх вопросов».

Вопросы для беседы с детьми:

Что, вы знаете, о защитниках земли русской? (Были богатыри. Они воевали с врагами).

Что бы вы хотели узнать?

Подвиги русских богатырей?

В какое время они жили?

С кем они сражались?

Кого защищали?

Какое оружие у них было?

Как стать богатырем?

Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?

Чем отличаются богатыри от военнослужащих?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете)

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

На подготовительном этапе предстояло решить следующие задачи:

— изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

— скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды;

— разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Планирование мероприятий.

— Подбор литературных произведений об Александре Невском.

— Подбор иллюстраций, открыток, фотографий о событиях княжества Александра Невского.

— Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест, посвященных подвигам А. Невского.

— Разработка конспектов познавательно-творческих мероприятий.

— Сбор информации, материалов к занятиям и подготовка методической литературы по теме проекта.

2 этап: Основной этап.

Основной этап заключается в организации системы занятий с детьми и семьями воспитанников. Данный этап самый длительный по времени, на котором решаются все поставленные цели и задачи проекта.

Цель основного этапа – духовно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о жизни и подвигах Александра Невского.

Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством), план основного этапа включал в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

Социально – коммуникативное развитие

  1. Проведение образовательных ситуаций:

«Путешествие по Древней Руси»

— «Былины – кладезь народной мудрости»

— «Древние города России»

— «Волшебный сундучок»

и т. д.).

  1. НОД по речевому развитию «Русский военный костюм»

Программное содержание: Дать детям представление о костюмах жителей Древней Руси. Учить воспринимать картинки, сравнивать, обобщать; отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы по картинкам. Формировать патриотические чувства.

  1. Беседы:

— Рассказ воспитателя «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»

— Беседа-рассказ «Памятные места». Знакомство с памятниками, посвященными А. Невскому.

— «Детство Александра Невского»

— «Почему князя Александра, называют Невским?»

— «Ледовое побоище»

— «Святой князь Александр Невский».

  1. Составление творческих рассказов на тему:

— «Если бы я был богатырем»

— Придумывание сказок о богатырях

5. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках.

6. Просмотр презентаций:

— «Личность князя Александра Невского в истории как национального героя, государственного деятеля, святого»

— «Великий князь – Александр Невский»

— «Одежда и вооружение русских воинов» и «Русское оружие»

— Просмотр видеоролика «Александр. Невская битва»,

7. Ознакомление с художественной литературой:

С. Баруздина «С чего начинается Родина»,

К. Ушинского «Отечество»,

А. Ишимовой «История России в рассказах для детей», «Православные праздники»,

М. Семеновой «Мы – славяне!»,

былинами «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «На заставе богатырской», «Добрыня Никитич» и др.

— Чтение стихотворения «Богатырь» И. Гуриной, «Русь» И. C .Никитин.

— Чтение рассказа о битве на реке Неве. (из книги «Герои русской истории»)

— Заучивание наизусть: стихотворения «Силён как вольный ветер» Никита Морозов, считалки о богатырях.

— Заучивание пословиц о смелости и храбрости солдат.

— Чтение и заучивание стихов о России.

8. Дидактические игры

«Собери богатыря в путь дорогу»,

«На богатырской заставе»,

«Доспехи и оружие богатыря»

«Подбери словечко» (Богатырь, какой? Прилагательные).

«Узнай богатыря по отрывку из былины».

«Четвёртый лишний» (классификация оружия)

«Угадай, о ком говорю»

«Узнай по описанию»

«Было, не было»

9. Сюжетно – ролевые игры:

«Три богатыря»

«Богатыри охраняют русскую землю»

10. Просмотр мультфильма для детей — «История А. Невского для малышей» (источник – образовательный портал «KINDERBOOK»

11. Проведение экскурсий в групповом мини-музее для других групп и родителей.

12. Труд: Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм: щит, меч, шлем, изготовление кольчуг из бросового материала.

Познавательное развитие

Непосредственно — образовательная деятельность:

  1. «Кто такие славяне»

Программное содержание: формировать историческую память, представление о доброте и красоте. Пробуждать интерес детей к древним корням. Развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты, умение участвовать в обсуждении. Воспитывать чувство патриотизма, культуру чувств, преданности своей Родине.

  1. «Святой благоверный князь Александр Невский»

Программное содержание: познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси.

  1. «Александр Невский – великий полководец»

Программное содержание: Познакомить детей с великим полководцем – Александром Невским; рассказать о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

  1. «За правое дело сражайся смело»

Программное содержание: Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.).

  1. Викторина «Знатоки истории»

Цель: уточнить имеющиеся представления детей о защитнике земли русской Александре Невском, стимулировать мыслительную деятельность воспитанников; воспитывать чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам.

Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

— Лепка. Пластилинография. «Богатырский конь».

— Аппликация (декоративная) «Щит богатыря». «Сторожевая башня» «Крепость»

— Аппликация (коллективная композиция) «Дружина Александра Невского»

НОД по художественному творчеству. Рисование «Храм святого А. Невского»

Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке архитектурную композицию, пропорцию лица человека и его фигуры. Развивать образное мышление детей, творческое воображение.

— НОД по художественному творчеству. Рисование. «Богатыри земли Русской – Александр Невский»

Программное содержание: закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава); продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет); развивать умение передавать пропорции человека, черты характера, настроение. Развивать логическое мышление, творческое воображение, эстетические чувства; учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; воспитывать чувство гордости за богатырей, героев земли русской.

— Рассматривание репродукций картины Васнецова «Три богатыря», портреты Дмитрия Донского, Александра Невского.

— Раскраски: богатырь, богатырь на коне, бой богатыря.

— Рассматривание иллюстрации с изображением орденов и медалей

Музыка

— Слушание музыкальных отрывков из оперы Римского — Корсакова «Садко»; симфонической музыки М. Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата»; песни «Богатырская сила» М. А. Пахмутовой, С. Н. Добронравого;

— слушание музыкального отрывка из кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские») — песня из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссёра С. Эйзенштейна, гимна России, прослушивание и исполнение патриотических песен.

— Разучивание отрывка из песни «Богатырская сила». М. А. Пахмутовой, С. Н. Добронравого;

НОД «Великий русский князь Александр Невский»

Программное содержание. Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева; познакомить с новым музыкальным жанром – кантатой; продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства.

Физическая культура

Физкультминутки: «Богатырь»; «Богатыри».

Эстафеты:

Перетягивание каната.

Меткий богатырь.

Кто сильнее? (армрестлинг).

Пройди над пропастью.

Переберись через огненную реку.

Чей конь самый быстрый?

Подвижные игры:

«Хвост и голова»; «Кузнец»; «Петушиные бои»; «Поймай хвост» (ловишки с ленточками); «Змейка» (с веревкой)

Спортивное развлечение «Как богатыри Кощея Бессмертного победили».

Работа с родителями

— Консультация для родителей «Былины», «Как знакомить детей с историей Руси»

— Рекомендации для совместного чтения былин с детьми.

— Рекомендации родителям для домашнего просмотра мультфильмов: «Сказки про богатырей», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Два богатыря» и др., чтение детям энциклопедий и книг по данной теме.

— Совместное изготовление атрибутов к празднику и играм

— Проведение совместных мероприятий (выставки, создание мини – музея, праздник);

— Поиск наглядной информации (открытки, фото) о памятниках и памятных местах, связанных с событиями княжества Александра Невского;

3 этап. Заключительный. (подведение итогов).

Проведение экскурсий в групповом мини-музее для других групп и родителей.

— Проведение культурно-познавательного досуга «Как богатыри Кощея Бессмертного победили».

— Оформление книжной выставки и альбома «Снаряжение русских воинов»

— Выставки детских работ на темы: «Кони богатырские», «Шлемы и щиты богатыря», «Дружина Александра Невского»

— Выпуск стенгазеты «Слава защитникам — богатырям».

Выводы:

На основе знакомства с жизнью и подвигами святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, у детей сформировался собирательный образ заступника земли. Дети выяснили значение деятельности князя Александра для истории Святой Руси.

Разнообразная деятельность помогла детям «прикоснуться» к разнообразным вещам далеко минувших лет (кокошник, богатырское снаряжение и т. д.). Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого; интерес к познанию истории России.

Используемая литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004
  2. «Александр Невский». М. Пашуто. 2000 – Екатеринбург.
  3. « Александр Невский. Великие историки о великом полководце». С. Русичев. 2010. Издательство: «Диля». Подробнее на livelib.ru:
  4. «Александр Невский». С. Романов. 2010. Детская литература.
  5. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017;
  6. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
  8. Для работы с детьми 5-7 лет «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,7 КБ

Опубликовано: 30.11.2021

  • Рассказ на английском про хобби кратко
  • Рассказ на белорусской мове для 2 класса
  • Рассказ на английском мой первый день в школе
  • Рассказ на английском языке 5 класс о моем любимом персонаже
  • Рассказ на английском в паст симпл