Рассказ на тему в рыцарском замке

Технологическая карта урока по истории 6 класс. глава iv. феодалы и крестьянеструктура и ход урокаэтапы урока/ времядействия учителядействия учениковформирование ууд,

Технологическая карта урока по истории  6 класс. Глава IV. Феодалы и крестьяне

Структура  и  ход  урока

Этапы урока/ время

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

1. Организационный момент (1 мин.)

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. (5 мин)

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём необычный урок, поэтому вы должны быть внимательными, активными, организованными. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, разгадывая по первым буквам, что должно находиться на парте для урока:

Т- тетрадь

Р – ручка

У- учебник

Д- дневник

 Организация проверочной игры.  Сегодня нас ждет очень интересная тема, а догадаться о чем пойдет речь позволит нам кроссворд.

  1. Это государство называли еще Ромейской империей.
  2. Объединение крестьян одной деревни.
  3. Земельное владение, принадлежавшее только королю.
  4. Владелец наследственного земельного владения-феода.
  5. Один из видов повинностей зависимых крестьян- плата феодалу продуктами или деньгами.

Какое ключевое слово получилось? (замок)

Да, действительно. Сегодня на уроке мы поведем разговор о замках.

Но о какой категории феодалов сегодня пойдет речь?

А) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

Обратите внимание на доску (слайд № 8): Кто здесь изображен? (Рыцарь, так как рыцарь — конный воин).

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

(Слайд № 9)

— Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. (Здания под номерами)

— Почему был сделан такой выбор?

Давайте  проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 10 изображение замка).

Попробуйте предположить, какая  тема нашего урока.

 «В рыцарском замке».

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Решают кроссворд

Учащиеся отвечают, что это-рыцарь.

Учащиеся отвечают, что рыцари жили в замках.

Учащиеся предлагают тему урока «Рыцарский замок» и записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

II. Версии. (2 мин)

— Какую проблему нам предстоит решить на уроке?

— Как мы будем решать данную проблему?  

Учащиеся предлагают свои версии.

Учащиеся предполагают, для чего рыцари строили такие грозные сооружения.

III. Актуализация знаний. (3 мин)

Вопрос: Что бы вы хотели узнать на уроке? (на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд 11)

Ребята, обсудите с соседом по парте, и ответьте, как строили феодалы свои замки? При этом вы должны учесть, что в Средневековье феодалы часто воевали друг с другом, государства враждовали, крестьяне могли взбунтоваться.

 Послушайте, как описывал  средневековые замки французский прозаик и поэт, путешественник Теофиль Готье:

Древний замок рвом окружен,

Крепкие стены из гладких камней,

Башня с дозорной вышкой над ней,

Щели бойниц, парапеты, зубцы,

И всюду готовые к битве бойцы.

— Выдвигаем гипотезу.

— Прошу вас описать дом рыцаря, изображенный на слайде № 11 (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

Б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)

Учащиеся формулируют цели своей работы.

В течение 2  мин. ребята в парах обсуждают, думают, высказывают свои мнения: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.

IV. Планирование деятельности.

(1 мин)

— Чтобы проверить гипотезы и решить проблему мы будем работать  по следующему плану. (Слайд 12)

.

.

Учащиеся знакомятся с планом урока.

V. Открытие нового знания. (22 мин)

-Снаряжение рыцарей (5 м.)

-Воспитание рыцарей (5 м.)

-Физминутка (2 м.)

— Рыцари на досуге

(5 м.)

-Кодекс рыцарской чести (5 м.)

Итак, мы пришли к выводу, что замок-это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, как был устроен замок. На слайде (№13) вы видите план замка.

Как считаете, почему я озаглавила этот слайд «Мой дом-моя крепость»?

Мы знаем, что главное занятие рыцарей- военные походы. Познакомимся со снаряжением рыцаря.

Задание –прочитать п.2. на стр.96 и выполнить задание:

1. Опишите вооружение рыцаря.

2. Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?

(Слайд14-15)

А как же  воспитывали рыцаря?

Феодалы готовились к военной службе еще с детства.  Детям приглашали учителей, которые обучали их пению, поведению в обществе, танцам, но не всегда письму и чтению. Ребенок покидал отцовский замок и служил пажом. В 15 лет он становился оруженосцем и только после длительной службы и подвигов его посвящали в рыцари. (Слайд № 16).

На слайде –зарядка

Мы уже знаем, что феодалы редко занимались хозяйственными делами. Давайте узнаем, как рыцари проводили свое время, когда не ходили в военные походы.

Задание классу: прочитать п.4 стр.97

и выполните задания.

1. Выпишите в тетрадь определения понятий:

— турнир;

— герольд.

2. Назовите любимые развлечения рыцарей.

3. Какое значение имели для феодалов турниры и охота? (Смотрим Слайд № 18)

Снова обращаемся к тексту учебника, п.5, стр.98-100

Прочитайте пункт 5 “Позор и срам мне страшны – не кончина”, и выполните задания.

1. Выпишите в тетрадь определения понятий:

— герб;

— девиз.

2. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

3. Какому занятию феодалов соответствовал кодекс рыцарской чести?

Рассказ учителя: У каждого рыцаря есть свой герб — знак воинской доблести его рода. Обычно он имел форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба. Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Учащиеся знакомятся с устройством замка.

Отвечают на вопрос

Работают с текстом учебника, обсуждают в парах и отвечают.

Слушают учителя.

Учащиеся выполняют упражнения.

Работают с текстом учебника, выполняют задания и озвучивают.

Работают с текстом учебника, выполняют задания и отвечают на вопросы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

VI. Выражение решения проблемы. (3 мин)

Сегодня на уроке вы узнали, как жили рыцари Средневековья. Скажите, что понравилось, что не понравилось в их образе жизни?

Учащиеся аргументируют каждую позицию.

VII. Применение нового знания.

(4 мин)

.

— Давайте обратим внимание на гипотезы, выдвинутые в начале урока, и повторим вопросы:

 -Почему средневековые строители делали замки неприступными?

-Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов?

-Каково было понимание рыцарской чести?

— Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

— Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?

Отвечают на вопросы

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Рефлексия (3 мин)

Оценки

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы:

  • На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
  • Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
  • Урок мне показался… (коротким / длинным).
  • За урок я (не устал(а) /устал(а)).
  • Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
  • Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Учащиеся проводят рефлексию.

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

— Параграф № 12. Выучить новые слова, придумать свой герб.

Учащиеся записывают.

  • Скачать презентацию (6.87 Мб)


  • 1932 загрузки

  • 3.9 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Дополнительные материалы

Аннотация к презентации

Презентация «В рыцарском замке» рассказывает об эпохе рыцарства в Средневековой Европе: о том, кто такие рыцари и почему ими могли стать только состоятельные люди, где жили рыцари, как были устроены их замки, из чего состояло снаряжение рыцаря и как они развлекались в свободное от воин время.

Краткое содержание

  • Замок феодала;
  • Снаряжение рыцарей;
  • Рыцари на досуге;
  • Рыцарская честь.
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    28

  • Автор

    Антоненкова А.В.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Присутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: В рыцарском замке

    Слайд 1

    В рыцарском замке

  • Slide2

    Слайд 2

    Сегодня на уроке

    • Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари;
    • Выясните, как же воспитывали рыцарей с детства;
    • Выясните, каких взглядов придерживались рыцари;
    • Познакомитесь новыми терминами.
  • Slide3

    Слайд 3

    План

    1. Замок феодала.
    2. Снаряжение рыцарей.
    3. Рыцари на досуге.
    4. Рыцарская честь.
  • Slide4

    Слайд 4

    Задание на урок

    Подумайте: почему рыцарем мог быть только очень богатый человек ?

  • Slide5

    Слайд 5

    Феодальная лестница

    • Король
    • Герцоги и графы
    • Бароны
    • Рыцари
  • Slide6

    Слайд 6

    Замок феодала

    Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки — большие или скромные.

  • Slide7

    Слайд 7

    Запишем определение:

    Замок – это жилище феодала и его крепость.

  • Slide8

    Слайд 8

    Замок феодала

    Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.

  • Slide9

    Слайд 9

    Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.

  • Slide10

    Слайд 10

    Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.

  • Slide11

    Слайд 11

  • Slide12

    Слайд 12

    Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.

  • Slide13

    Слайд 13

    Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.

  • Slide14

  • Slide15

    Слайд 15

    Замок феодала

    Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.

  • Slide16

    Слайд 16

    Снаряжение рыцаря

    Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.

  • Slide17

    Слайд 17

    Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.

  • Slide18

    Слайд 18

    Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.

  • Slide19

    Слайд 19

    Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.

  • Slide20

    Слайд 20

    Развлечения рыцарей

    Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.

  • Slide21

    Слайд 21

    После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.

  • Slide22

    Слайд 22

    Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.

  • Slide23

    Слайд 23

  • Slide24

    Слайд 24

    Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

  • Slide25

  • Slide26

    Слайд 26

    Подведём итог урока

    • Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?
    • Ответим на вопросы на стр. 97
  • Slide27

    Слайд 27

    Домашнее задание

    Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.

  • Slide28

    Слайд 28

    Источники

    http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «В рыцарском замке»
Цели:
познакомить учащихся с жизнью и бытом рыцарей;
выяснить, почему только земледелец мог стать рыцарем;
развивать умение анализировать, сравнивать , делать выводы.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
1) сочинения
2) устный ответ
3. Сообщение темы и целей урока.
(сл. 2)
1.Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари;
2.Выясните, как же воспитывали рыцарей с детства;
3.Выясните, каких взглядов придерживались рыцари;
4.Познакомитесь новыми терминами.
(сл. 3) План урока.
1.Замок феодала.
2.Снаряжение рыцарей.
3.Рыцари на досуге.
4.Рыцарская честь.
(сл. 4) Задание на урок.
Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек ?
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
(сл. 5) – феодальная лестница
— К середине XI века в Европе установился строй, который историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам – феодалам, светским и церковным. Во главе государства стоял монарх ( король), ему подчинялись герцоги и графы.
— Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определёнными обычаями, писанными законами и установлениями.
Замок феодала.
(сл. 6) Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки — большие или скромные.
(сл. 7) Запишем определение:
Замок – это жилище феодала и его крепость.
(сл. 8) Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.
(сл. 9) Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.
(сл. 10) Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и башнях.
(сл. 11) – замки
(сл. 12) Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, подойти к стенам, взобраться на них по приставным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные ворота и взять штурмом крепость. На головы штурмующим защитники замка сбрасывали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали стрелами.
(сл. 13) Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.
Запишем определение: Донжон – главная башня замка.
(сл. 14) Внутри башни один за другим были расположены залы. В подвальном помещении делался колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром помещении томились узники. Из подвала обычно рыли подземный ход, который выводил к реке или лесу.
(сл. 15) Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница, по которой хозяин замка вместе с семьёй могла спуститься в подземный ход.
Снаряжение рыцаря.
(сл. 16) Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.
(сл. 17) Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.
(сл. 18) Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.
(сл. 19) Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.
Запишем определения:
1. Палица – тяжёлая дубинка с металлическим утолщённым концом.
2. Кольчуга – рубаха, сплетённая из железных колец.
3. Латы – доспехи, сделанные из стальных пластин.
4. Забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз.
5. Оруженосец – слуга рыцаря, который заботится о его оружии.
2) работа по учебнику:
Давайте прочитаем, как же проходило воспитание рыцаря.
3) рассказ учителя:
Развлечения рыцарей.
(сл. 20) Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.
(сл. 21) После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.
(сл. 22) Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.
Специальные глашатаи – герольды – объявляли имена девизы рыцарей, вступающих в бой.
(сл. 23 – 24) — рассказ о прохождении рыцарского турнира
4) работа по учебнику:
(сл. 25) – гербы
« Позор и срам мне страшны- не кончина»
5. Подведение итога урока.
(сл. 26)
6. Домашнее задание:
Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя

Скачать конспект

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность – признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли, в искусстве или спорте. Более того, мы можем увидеть среди европейских народов своеобразный культ поражения. Ведь проиграть с честью заведомо более сильному врагу совсем не оскорбительно. Можно даже сказать, что в поражении проявляется куда больше достоинств человека, нежели в победе.

Победа всегда одинакова. Слава достается победителям, которых превозносят. Но не только победитель вправе гордиться собой. Потерпевший поражение порой показывает гораздо большую силу духа, способность противостоять ударам судьбы и готовность, поднявшись после почти смертельного удара, вновь вступить в бой. Да и сама готовность принести жертвы, а, возможно, и погибнуть, при этом прекрасно понимая, что победы не добиться – это пример демонстрации доблестей, достойных героев античности. Поражение же каждый раз показывает своих героев с иной стороны, демонстрирует разные сильные стороны тех, кто проиграл, но сохранил твердость духа.

Пожалуй, впервые эта идея была отражена в рыцарской поэме IX века «Песнь о Роланде». Мы найдем немало примеров того, как средневековые менестрели воспевали победы героев, но в истории Роланда предметом восхищения стало самое тяжелое поражение, которое постигло армию императора Карла Великого, правителя франков, отправившегося воевать в Испанию. Когда войско после долгих походов и тяжелых боев возвращалось на родину, командовать арьергардом был назначен бретонский маркграф Роланд – пример рыцарства и чести для всей Франкской империи.

В Ронсевальском ущелье небольшой отряд Роланда попал в засаду, устроенную маврами, басками и арагонцами. Роланд, получивший от своих воинов прозвище Неистовый, сражался как лев. Он сразил множество врагов и отказывался, несмотря на просьбы своего друга графа Оливье, протрубить в волшебный рог Олифант, который обладал способностью призвать в бой армию императора Карла. Ведь он не мог отвлечь уходящие войска франков и был обязан задержать врагов. Поэтому, когда подмога всё же пришла, на поле боя император нашел лишь мертвого Роланда, который с тех пор стал воплощением готовности рыцаря умереть за своего сеньора и свою честь.

«Песнь о Роланде» несла своим слушателям и читателям очень важную идею – бывают ситуации, когда поражение ценится ничуть не меньше, чем победа. Роланд ценой своей жизни и жизней своих воинов спас куда больше людей, которые могли попасть в засаду, устроенную в горах.

Фото: Битва при Фонтенуа, Пьер Ланфан

Зовет к себе Роланд Готье де л’Она:
«Возьмете вы французов десять сотен,
Займете все ущелья и высоты,
Чтоб император не понес урона».

Так оруженосцы и молодые рыцари, слушавшие «Песнь о Роланде» в сумрачных покоях фамильных замков, готовились к тому, чтобы в любой момент, если король прикажет, повторить подвиг маркграфа бретонского. И это не было пустыми словами. Французское рыцарство не раз демонстрировало готовность умереть, но не лишиться чести. В битве при Пуатье погибло почти всё французское рыцарство, включая высшую знать королевства. Об отношении людей Средневековья к смерти в бою много говорит поступок короля Богемии Иоанна Люксембургского в бою при Креси. Вот что рассказывает об этом хронист: «Когда Иоанн услышал команду к бою, он сказал: «Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой». Рыцари согласились, и поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан. Утром король был найден мертвым на земле».

Великий французский философ конца XVI века Мишель де Монтень писал в своей книге «Опыты» об уже куда более гуманных временах: «Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве (игре или спортивным состязаниям – прим. авт.) значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре! Гнев, досада, ненависть, нетерпение и пламенное честолюбивое стремление к победе в состязании, в котором гораздо извинительнее было бы гордиться поражением». Вот пример того, как взгляды европейцев ничуть не переменились за прошедшие с момента создания «Песни о Роланде» шесть столетий.

Не стоит думать, что всё это было чуждо русским. Вспомним наш собственный эпос – былины. И увидим, что там герои-богатыри, подобно Роланду, порой терпят самые тяжелые поражения и гибнут от рук врагов. Михайло Поток был убит собственной женой, могущественной колдуньей, Дунай Иванович был побежден Добрыней и на долгие годы брошен им в киевскую темницу. Добрыня же не раз побеждал Алёшу Поповича и даже грозил убить его. Кстати, Алёша, согласно тексту одной из былин, погиб, убитый братьями Збродовичами. Сказители Древней Руси не видели ничего обидного для самых выдающихся витязей оказаться побежденными. На войне или в рыцарском поединке случается всякое, невозможно побеждать всех и всегда. До этого не дошел даже Илья Муромец, который не раз был схвачен врагами. Подобное отношение к поражению характерно для военной знати Европы, а русское боярство и княжеская дружина в этом отношении ничуть не отличались от франкских маркграфов, герцогов или епископов.

В Новое время ситуация ничуть не изменилась. Но теперь уже на битвы выходили не отдельные рыцари, а целые армии.

Конфликты XVIII века даже получили прозвище «войны в кружевах», потому что на сражения было принято украшаться так, будто идешь на бал или на прием к королю. Кружева, золотое шитье, роскошные плюмажи, блеск галунов и полированного серебра и золота сопровождали воинов этого времени, превращая кровопролитие в торжественный ритуал подтверждения делом своей верности присяге. Война приобрела настолько эстетские формы, что это нашло отражение на множестве батальных картин. Никогда еще ни раньше, ни после этой эпохи, смерть в бою не была настолько прекрасна.

В сражении при Фонтенуа между англичанами и французами в 1745 году в атаку пошли все резервы англичан – лучшие части их армии. Под развернутыми знаменами с музыкой маршировали три полка гвардии, за ними следовали армейские полки. Британцы медленно приближались к строю спокойно ожидающих их французов. Шеренги 1-го гвардейского пехотного полка подошли вплотную к линии французской гвардии. Ни один из противников не открывал огонь, не желая показать себя трусами, которые начали стрелять сразу, как увидели врага. По обычаю того времени, офицеры шли впереди строя, демонстрируя подчиненным, как надлежит умирать за своего короля.

Французы и англичане сняли шляпы и церемонно раскланялись, приветствуя друг друга, но приказа стрелять так и не прозвучало. Тогда капитан 1-го пехотного полка гвардии лорд Хей обратился к стоящему напротив него лейтенанту французской гвардии графу д’Отрошу: «Господа французские гвардейцы, стреляйте!». На это д’Отрош ответил еще большей любезностью, заявив: «Господа, мы никогда не стреляем первыми, стреляйте сами». Это соревнование в куртуазности бесконечно продолжаться не могло. Раздался приказ, англичане сделали залп. Граф д’Отрош упал на траву Фонтенуа, обливаясь кровью. Так честь офицеров и аристократов была в очередной раз поставлена выше, чем жизнь. Ведь возможность выжить – ничто в сравнении с тем, что ты обязан не опозорить поколения предков, которые создали твой род, сделали его знатным и могущественным.

Когда в те же времена полководцев награждали за проигранные сражения высокими орденами, это вовсе не означало поощрения неудачливых и некомпетентных. Это были награды за стойкость и храбрость, с которой вверенная генералу армия сражалась и с честью проиграла бой. Точно так же на Триумфальной арке, сооруженной в Париже в честь Наполеона I, значатся не только громкие победы при Аустерлице или Йене, но и поражения при Гейльсберге, Красном или Полоцке. Стоит отметить, что войнам того времени было совершенно не свойственно создание «образа врага». Противник представал в них не чудовищем, а воином, сражающимся, потому что ему так приказал суверен. Поэтому никто не сомневался в том, что враг тоже обладает честью. Плененного вражеского офицера могли просто отпустить на свободу под честное слово, что он больше не поднимет оружие (и обычно такие обещания соблюдались самым строжайшим образом), его не бросали в темницу, а принимали в своем имении, на обеде или балу.

Еще один выдающий пример поражения, как предмета для гордости, дала Крымская война. Тогда под Балаклавой британский барон Реглан приказал бригаде графа Кардигана атаковать русские позиции прямо по фронту. Что это было – ошибка или некомпетентность, историки спорят до сих пор. Но британские всадники выполнили приказ и поскакали прямо на пушки и плотный ружейный огонь русских. Из шестисот человек вернулась всего одна треть. Поэт Теннисон написал об этой атаке проникновенную поэму «Атака легкой бригады», мгновенно ставшей классикой английской литературы.

Долина в две мили  редут недалече…
Услышав: «По коням, вперед!»,
Долиною смерти, под шквалом картечи,
Отважные скачут шестьсот.

Рассказ о том, как офицеры и солдаты не могли ослушаться приказа и пошли на верную смерть, стал тем поражением, что вдохновлял англичан в тяжелейших сражениях Первой и Второй мировых войн. Эта история стала лучшим примером того, как, по словам В. Овчинникова (автора книги «Корни дуба», очень долго изучавшего английское общество), «…назначение джентльмена возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний». Эта готовность культивируется в британском обществе и поныне, придавая ему моральную силу. Крымская война стала для русских примером такого поражения, которым можно гордиться не меньше, чем победой. Российская империя в одиночку сражалась против Великобритании, Франции, Османской империи и, несмотря ни на что, выстояла, не сдалась, сумела довести дело до заключения мира, который всеми сторонами был признан, как почетный. А в 1812 году император Александр I демонстрировал готовность терпеть любые поражения, отступать хоть до Камчатки, но продолжать сражаться с Наполеоном I.

Столетием раньше долгая и тяжелая война за австрийское наследие 1740-1748 годов была выиграна Австрией не на полях сражений, а с помощью невообразимого упрямства и силы воли императрицы Марии-Терезии. В этой войне австрийцы продемонстрировали не столько способность побеждать, сколько готовность подниматься после самых тяжелых ударов и вновь идти в бой. Именно это умение не раз спасало Австрийскую империю от полной катастрофы. На протяжении XVII – XVIII – XIX веков не раз получалось так, что армия австрийского императора разбита, противники готовятся праздновать победу. И вдруг откуда ни возьмись появляются новые полки, которые упрямо идут в бой, защищая, казалось бы, безнадежное дело.

Увы, готовность принимать поражение, свойственная рыцарскому духу, совершенно исчезла в России при коммунистах. Основывая свою легитимность на выигранной ими Гражданской войне, большевики создали настоящий культ победы, в котором не было места сомнениям. Пропаганда объявляла проигранные сражения выигранными, потому что Красная армия под руководством коммунистов не может проиграть. В одной красноармейской песне звучали такие слова:

На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.

Это был рассказ о сражении при Замостье, где Первая конная армия Будённого потерпела тяжелейшее поражение от польских войск. Но в стихах поражение объявили славной победой, о которой должны помнить «польские паны». Эта же уверенность в победе над любым врагом, внушаемая обществу в конце 1930-х годов, стала причиной того, насколько тяжело переживали граждане СССР поражения, не раз случавшиеся в ходе большого наступления немцев в 1941-1942 годах. А Таллинская эвакуация флота, которая стала поражением, намного превосходящим Цусиму, либо замалчивалась, либо героизировалась и легендировалась, как тяжело доставшийся успех.

Советская идеология не могла признать поражения. Ведь, во-первых, во главе страны и армии стоит партия, направляемая «единственно верным учением Ленина» – она не может проигрывать или ошибаться. А во-вторых, если коммунисты терпят поражения, то как отвечать на возникающий вопрос: зачем была устроена революция, красный террор и Гражданская война? Именно это сохранившееся преклонение перед победой и страх перед поражением во многом до сих пор служит причиной терзающего современное русское общество посттравматического расстройства, связанного с утратой былого «величия» при СССР. Ведь если мы не смогли спасти великое государство, то значит мы сами плохи, думает типичный носитель такого образа мыслей.

Так что нам еще только предстоит научиться гордиться своими поражениями. И видеть в них знамение будущих побед. Стимул собраться с силами и победить.

  • Рассказ на тему битва народов решающее сражение наполеоновских войн кратко
  • Рассказ на тему влияние смены времен года на жизнь человека география с иллюстрациями 5 класс
  • Рассказ на одну остановку забытые
  • Рассказ на тему education in russia
  • Рассказ на польском языке читать