Рассказ на тему сердечное слово до сердца доходит

Цель: обобщить и повторить знания учащихся по изученному разделу. планируемые образовательные результаты: учащиеся должны характеризовать суть общения; сравнивать социальные объекты,

Цель: обобщить и повторить знания учащихся по изученному разделу.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся должны характеризовать суть общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия: владеть принципами работы с дополнительными текстами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи.

Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;

Личностные: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формирование ответственности за своё поведение среди людей, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Формы деятельности:индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы обучения:самостоятельная работа, диалог с учащимися, взаимоконтроль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум.

Технология обучения: личностно-ориентированная.

Основные понятия: общение, межличностные отношения, симпатия, антипатия, знакомство, приятельство, товарищество, дружба.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты, пословицы.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке сегодня. Как ваше настроение? Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам.

Дети настраиваются на работу.

II. Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу. (Приложение 1)

Вопросы к классу

— Как люди могли распознать Инопланетянина? (Не было у него добрых чувств, человечности.)

— Что такое человечность? (Все самое лучшее, доброе и красивое в человеке.)

— Если человек поступает плохо и некрасиво, то можно ли сказать, что он человечный? (Он бесчеловечный.)

— Как вы поняли смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к теме наших уроков?

Тема уроков: «Человек среди людей».

— Предположите, чем мы будем заниматься на уроке-практикуме?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

1. Культура общения.

2. Межличностные отношения.

Проблемный вопрос уроков

— Почему важно научиться жить среди людей?

Слушают притчу.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Ставят цели.

Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания

III. Работа по теме урока

1. Культура общения

1. Вспомните, что такое общение.

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных — дома, хорошо знакомых или малознакомых — в школе, в гостях, различного рода кружках, клубах, совсем незнакомых — на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже. Еще Марк Аврелий (римский император) говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя со всеми окружающими нас, такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение результатами этого общения?

Работая сегодня на уроке, мы с вами выработаем правила успешного общения. После каждого вида работы вы будете формулировать пункты этих правил. Итак, мы начинаем.

Дают определение — «общение» Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;
Метапредметные:
1) коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;
2) регулятивные:
оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
3) познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности формирование ответственности за своё поведение среди людей.

2. Познакомьтесь с рассказом

Е.Пермяка «Самое страшное» (Приложение 2)

— Почему Вова остался один на свете?

— Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?

— Можно ли Вову назвать смелым мальчиком? Почему?

— Вспомните ситуацию из жизни, когда вы обращались к кому-нибудь с просьбой, а в ответ слышали отказ в грубой форме.

— Как чувствовали вы себя в данную минуту?

Давайте дадим советы Вове, чтобы он никогда больше не оставался в одиночестве.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают случай из своей жизни и передают свои чувства.

Пишут советы и прикрепляют на доску

Будь добрым

Будь вежливым

Помогай старшим

Уважай других

Записывают в Памятку «Правила успешного общения»

1.Будьте доброжелательны и вежливы.

3. Каждый из нас находится среди людей. Мы вступаем в различные отношения, являемся участником групп, общаемся.

С помощью чего люди общаются между собой?

Значение речи в жизни человека невозможно переоценить. От наших слов многое зависит, ведь «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Соедините разрезанные пословицы и объясните, как вы их понимаете.

Много говорить — голова заболит.

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Хорошее слово — половина счастья. Соединяют пословицы и объясняют смысл.

2.Сначала думайте, потом говорите.

4. Просмотр фрагмента «Ералаш»

Обсуждение и вывод.

В зависимости от способа передачи информации есть не только речевой вид общения, но и …

А какой — это неречевой? (мимика, жесты)

Смотрят фрагмент «Ералаша».

Делают вывод.

3.Подбирайте слова понятные собеседнику.

5. Игровой момент:

С помощью мимики, жестов изобразить ситуации:

Для человека важно полноценное общение.

важная черта культуры общения — уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Задание. Культура общения.

Приложение 4. (По наличию времени)

Промежуточный вывод

Игровой момент. С помощью жестов и мимики изображают разные ситуации.

Делают вывод.

4.Вовремя общения помните, что мимика и жесты тоже несут информацию.

IV. Межличностные отношения

1. Мы должны стараться быть людьми воспитанными, гуманными, быть настоящим другом, помогать всем, слушать старших, быть приятным собеседником и, самое главное, научиться прощать.

Как называются отношения человека с окружающими людьми?

На чем строятся межличностные отношения? Дают определения «межличностные отношения»

Отвечают на вопросы.

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;

Метапредметные:

1) коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;

2) регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
3) познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности формирование ответственности за своё поведение среди людей.

2. Задание. Вместе из геометрических фигур за одну минуту построить дом.

Вопросы после выполнения.

Было ли между вами взаимопонимание, действовали ли вы согласовано, были ли разногласия, не возникло ли спора?

(чтобы добиться результата даже в простом деле нужно уметь работать вместе и слышать друг друга)

Выполняют задание.

Формулируют вывод.

6.Успех общения зависит от взаимопонимания и взаимодействия. 3. Упражнение (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа — то, что помогает)

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные — антипатию.

Распределяют качества.

Симпатия

антипатия

Мы продолжаем формулировать правила успешного общения.

1) Предлагаю отгадать загадку «Тебе дано, а люди пользуются». (Имя)

2) встать парами друг к другу спиной. Спросить чем будет заниматься каждый из вас.

Обсуждение: Удобно ли вам было общаться друг с другом спиной. Что вам мешало? Давайте исправим ошибки. Повернитесь друг к другу и задайте вопросы друг другу прямо в глаза. Вот вы и разгадали вторую тайну.

Отгадывают загадку.

7. При разговоре надо обращаться к человеку по имени.

Проигрывают ситуацию.

8.При общении надо установить зрительный контакт (смотреть в глаза)

3) У каждого человека есть не только

достоинства, но и недостатки. И признавать их тоже очень важно, важно научиться самокритично относиться к себе.

Давайте проведём такую игру «Зато ты…» Один ученик называет свой недостаток, а другой говорит ему комплемент. Играют «Зато ты…»

9.При общении говорить комплементы.

Фрагмент «Ералаша» «Давайте говорить друг другу комплементы» (По наличию времени)

Назовите виды мо (дружба, знакомство, приятельство, товарищество)

Приложение 5.

Дружба — самый высокий уровень МО.

Составьте синквейн «дружбы»

(Синквейн — это пятистрочный нерифмованный стих созданный по определённым правилам с использованием ограничений)

Давайте напомним Золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Выполняют задание на карточках. Обсуждают.

Составляют синквейн

Обмениваются.

V. Рефлексия

Чему научил вас урок? Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Как же мы ответим на вопрос, поставленный вначале урока «Почему важно уметь общаться среди людей?»

Вам понравился урок? Формулируют вывод.

Выразите своё настроение на смайликах и прикрепите их на доску.

Прикрепляют смайлики на доску.

VI. Подведение итогов урока

Строить межличностные отношения не просто, давайте прислушаемся к заповедям древних:

«Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе, и с ним надо общаться бережно и вежливо»

Я хочу чтобы слова врача Газа Ф.П., жившего в 19 веке в России «Торопитесь делать добро» стали девизом для вас.

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам, ребята, за урок!

VII. Домашнее задание

На «5» — создать буклет «Как обрести друга».

На «4» — презентация «Мой лучший друг».

На «3» — пословицы и поговорки о дружбе.

14 декабря 2021 г. 15:49

11 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время вопросов и ответов программы «Церковь и мир». Каждую неделю мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, я Вас приветствую!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На этой неделе по видеосвязи общались Владимир Путин и американский президент Джо Байден. Какое впечатление на Вас произвели эти переговоры?

Митрополит Иларион: Очень хорошо, что два президента пообщались, у них была длинная двухчасовая беседа и были затронуты те вопросы, которые сейчас разделяют два государства и мешают налаживанию отношений между двумя ядерными державами. Такие конструктивные отношения, которые должны были бы быть, но которых сейчас нет, совершенно необходимы. Прежде всего они необходимы для безопасности всего мира, потому что ядерные державы обладают потенциалом, который способен, с одной стороны, сдерживать гонку вооружений, но с другой стороны, если противоречия станут слишком очевидными, то этот арсенал вооружений может начать использоваться. Необходимо с обеих сторон сделать все, чтобы этого не допустить. Поэтому важно, чтобы президенты переговаривались, и решения, которые принимаются по обеим сторонам, учитывали всю международную обстановку.

Если говорить о внутренней ситуации в обеих странах, то опять же, нормальные отношения между двумя странами самым прямым образом сказываются на ситуации внутри каждой из них и на благосостоянии людей.

Важно также, что была затронута тема дипломатических миссий, и президент России предложил обнулить все прежние ограничения, касающиеся деятельности дипломатов. К чему на практике привели эти ограничения? К тому, например, что американское посольство в Москве, консульский отдел перестал выдавать гражданам американские визы. Российское консульство в Нью-Йорке пока еще выдает российские визы американским гражданам, но персонал консульства сокращен, людей там мало. Более того, многим сотрудникам консульства и российского посольства в США просто не продлевают визы, то есть это означает, что наши сотрудники месяцами безвыездно должны сидеть в США: они не могут приехать в Россию, навестить своих родственников, потому что если они приедут в Россию, то не смогут потом вернуться на свое место работы.

В общем, очень много сложностей возникло в отношениях между двумя странами. Если эти проблемы будут решаться, то это можно только всячески приветствовать.

Е. Грачева: Ранее Джо Байден утверждал, что он готовит масштабный проект инициатив, который «сделает для Путина очень сложным выполнение того, что он хочет сделать». Понятно, что ведется такая закулисная война нервов. На Ваш взгляд, может ли эта закулисная война нервов обернуться войной реальной? Я имею в виду нашу границу с Украиной.

Митрополит Иларион: К нашему глубокому сожалению, Украина стала яблоком раздора между Россией и Соединенными Штатами Америки. Украина является ближайшим соседом России. Украинский и российский народы являются братскими народами, которые когда-то принадлежали вообще к единому народу, у которых была общая письменность, общая культура. Антироссийская пропаганда, которая сейчас ведется на Украине, которая в значительной степени ведется из-за рубежа, в том числе из-за океана, не может нас не беспокоить.

Особое беспокойство Русской Православной Церкви вызывает ситуация, в которой оказывались миллионы украинских православных верующих в результате пропагандистской войны против России, действий США на Украине. Тот раскол, который существовал и который получил сейчас поддержку Константинопольского Патриарха, наносит глубокую рану всему украинскому народу и в особенности, конечно, православному населению Украины. Этот раскол, с церковной точки зрения, совершенно неоправданный. Действия, которые были предприняты по его легитимизации, с нашей точки зрения, абсолютно незаконны. Поэтому мы молимся о преодолении этого разделения, о том, чтобы украинские православные верующие воссоединились в лоне единой канонической Церкви, которая существует на Украине, которая никуда не делась и которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий.

Относительно военной угрозы: нужно сделать все возможное с обеих сторон, чтобы не допустить дальнейшей эскалации напряженности, чтобы все противоречия — и между странами, и существующие внутри Украины — решались мирным путем.

Е. Грачева: Теперь к церковной дипломатической повестке. В начале декабря Папа Римский Франциск встречался с Предстоятелем Элладской Православной Церкви, на которой он фактически попросил прощения перед православными за ошибки католиков: «Многие годы яды отравляли нас. Семена подозрительности нас разделяли, и я со стыдом признаю, что решения Католической Церкви не имели ничего общего с Иисусом и Евангелием». На фоне таких заявлений могли бы сегодня Православная и Католическая Церкви объединиться, и что им мешает в этом?

Митрополит Иларион: Речь об объединении двух Церквей никто не ведет, потому что разделения существуют очень долго, противоречий накопилось много, и по сути две Церкви живут самостоятельной жизнью уже почти десять веков. Есть различия в понимании основополагающих христианских догматов, в почитании святых. Есть святые, которые почитаются в Православной Церкви, но не признаются таковыми в Католической, и есть множество католических святых, которые не признаются Православной Церковью. Поэтому никакой речи об объединении не идет, но речь может идти о том, чтобы мы прекратили, наконец, ту ситуацию соперничества, конкуренции, вражды, которая существовала на протяжении многих веков.

Заявления, которые делает Папа Франциск в последнее время, — не первые такого рода заявления. И его предшественники делали подобные заявления, они прямо говорили о многочисленных ошибках, допущенных католиками в отношении православных, — это и насилие, которое возникало временами; и уния, которая до сих пор служит разделяющим фактором. По сути католики пытались разными способами, всеми правдами и неправдами обратить православных в католичество, одним из способов для этого была уния. Что такое уния? Это когда православным позволяют сохранить свой литургический обряд, но при этом они должны примкнуть к Католической Церкви и полностью принять католическое вероучение, включая учение о вселенской юрисдикции Папы Римского. С нашей точки зрения, это обман, поскольку многие православные верующие, становясь униатами, даже не подозревали, что меняют свою веру. Внешне оставалось то же самое: та же Литургия, облачения и церковное пение. Люди таким образом вводились в заблуждение.

Когда Патриарх Кирилл встречался с Папой Франциском в Гаване, они сделали совместное заявление, в котором было прямо сказано о том, что уния не является методом достижения единства. Это очень важное заявление, которое прозвучало из уст римского понтифика. То, что говорит Папа Франциск сейчас, это тоже, конечно, важный вклад в нормализацию отношений между православными и католиками. Но, повторю, никакой речи об объединении Церквей не идет ни на официальном уровне, ни на неофициальном уровне.

Е. Грачева: Владыка, в Москве задержали тик-токера — молодого человека из Читы, Виталия Мирошникова. В Москву он сбежал после того, как суд в Чите приговорил его к обязательным работам за то, что он в храме от свечи прикурил сигарету. Теперь ему грозит ужесточение наказания за этот побег. «Казнить нельзя помиловать», образно говоря. Где бы Вы, будучи на месте судьи, поставили запятую в этом предложении?

Митрополит Иларион: Я бы в данной ситуации, наверное, поставил запятую после нельзя, потому что, насколько я помню, после того как этот молодой человек совершил свой поступок и получил множество негативных комментариев в социальных сетях, он принес извинения. Он сказал одну очень важную фразу, которая, на мой взгляд, является ключом ко всей этой нелепой и печальной ситуации: «Я не получил никакого религиозного образования. Для меня вся эта сфера является закрытой». До тех пор пока у нас будет расти поколение молодых людей, которые не получают в школе никаких сведений о религиозных традициях, кроме одного курса, который в четвертом классе ведут в течение одного часа в неделю, у нас будут сохраняться и такие проблемы, и более серьезные проблемы.

Потому что до сих пор, несмотря на многие усилия, предпринятые Русской Православной Церковью, ни Церковь, ни другие религиозные традиции в России не допускаются в школы. У нас это объясняется тем, что школа отделена от Церкви, не должно быть клерикализации общества, школьники должны быть свободны в своем религиозном выборе, но в результате мы оказываемся в ситуации, когда наше молодое поколение лишено возможности узнать правду о тех религиозных традициях, которые являются доминирующими в нашей стране, о наших традиционных религиях. Я думаю, что до тех пор, пока не будет исправлена эта ситуация, будут возникать ситуации подобные тем, которую мы сейчас с Вами обсуждаем.

Е. Грачева: ВЦИОМ провел любопытный опрос: подавляющее большинство россиян (80 процентов) убеждены, что шутки над Церковью недопустимы ни при каких обстоятельствах. Противоположного мнения придерживаются только 17 процентов сограждан. У меня, честно говоря, возникает такой вопрос: такая нетолерантность — это вообще не опасный признак общества?

Митрополит Иларион: Что значит — нетолерантность? Я думаю, что речь как раз идет о том, что мы должны воспитывать толерантность путем уважения по отношению к традиционным религиям. Ведь это касается не только шуток над Православной Церковью, а вообще шуток, насмешек и издевательств над религиозными традициями. У нас этого было слишком много в нашей истории. Мы в течение 70 лет жили в ситуации, когда атеизм официально пропагандировался, а над религией смеялись, издевались, верующих преследовали. Зачем же нам повторять эти ошибки? От советского периода осталось множество карикатур на Церковь, на священнослужителей. В 1920-30-е годы действовал Союз воинствующих безбожников, его возглавлял Емельян Ярославский. Они публиковали множество памфлетов против Церкви, всякую антирелигиозную литературу, карикатуры. Все это у нас было. Потом постепенно это как-то затухло, это общество прикрыли.

Началась война, людям стало не до карикатур на Церковь. Политика государства в отношении Церкви изменилась. Но все-таки практически до последних лет существования Советского Союза официальной государственной идеологией был атеизм, который пропагандировался, а религию пытались вытеснить из умов и сердец людей. И только после распада Советского Союза эта ситуация изменилась коренным образом.

Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: В Евангелии от Марка приведены слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Мой вопрос: с учетом того, что Евангелие было написано после Воскресения Христа, как Он мог призывать его проповедовать? Я не до конца понимаю этот момент.

Митрополит Иларион: Слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Это слово употребляется в двух значениях. С одной стороны, оно обозначает ту благую весть, которую принес на землю Иисус Христос. Сам Иисус Христос это слово употреблял именно в этом смысле.

С другой стороны, тот же самый термин относится к литературному жанру, то есть к тем четырем Евангелиям, которые действительно были написаны после смерти и воскресения Иисуса Христа и обозначаются этим термином. Поэтому когда Христос говорил: идите, проповедуйте Евангелие всей твари, то Он имел в виду именно Его благую весть, то есть Он Своим ученикам говорил о том, что они будут продолжателями Его дела на земле и будут проповедовать ту благую весть, которую проповедовал Он.

Вопрос: Владыка, я потеряла близкого человека. Постоянно молилась Богу, но болезнь победила. Получается, что Бог не помог, проигнорировал мои молитвы, а в таком случае получилось, что сама молитва — это просто формальность. Человек может годами ходить в храм, участвовать в таинствах, стараться жить по заповедям Божиим, а когда кто-то из самых дорогих людей заболевает тяжелой болезнью, Бог отворачивается и не отвечает на молитвы, не желает помогать. Почему?

Митрополит Иларион: Я хотел бы выразить Вам сочувствие в связи с тем, что Вы потеряли близкого человека. Но я хотел бы Вам также напомнить, что каждый человек раньше или позже умирает. Это касается и всех наших близких, и нас самих.

Когда мы молимся Богу и что-то у Него просим, то Он нас слышит. Никогда не бывает так, чтобы молитва оставалась неуслышанной, за исключением тех случаев, когда мы не вкладываем в молитву ум и сердце, а просто произносим какие-то слова. Тогда эта молитва не доходит ни до нас, ни до Бога. Но если мы чего-то просим, то Бог нас слышит. В очень многих случаях мы получаем просимое или сразу, или не сразу. В некоторых случаях Бог считает, что Он должен поступить по-другому. Он смотрит на жизнь человека из Своей перспективы, в том числе на нашу жизнь и на жизнь наших близких. Иногда мы чего-то желаем себе или другим, а Бог судит иначе. С этим надо смиряться, и завершением всякой молитвы и всякого прошения, обращенного к Богу, должны быть слова: да будет воля Твоя, потому что Бог лучше знает, что нам нужно, чем зачастую знаем мы сами.

Вопрос: В чем заключается свобода человека, если Церковь утверждает, что кто не будет исполнять заповеди Божии, тот попадет в ад, то есть это четкие правила и закон, которые ограничивают мою свободу, мои желания? Может быть, ад и рай я понимаю по-своему, не таким, каким он является по сути? У меня и не особо получается, как мне кажется, исполнять заповеди Божии, но в ад я не хочу попасть и не хочу такой участи моим близким и любимым людям.

Митрополит Иларион: Ад и рай — это объективная реальность, а не то, что Вы можете создать сами для себя. Может быть, Вам хочется жить в большом и красивом доме, а Ваши материальные возможности позволяют Вам снимать только скромную квартиру. То же самое касается и посмертной участи человека: она во многом зависит от самого человека, но не от его желаний, а от того, как он жил. Она зависит именно от того, исполнял он или не исполнял заповеди Божии.

Если вы живете так, как заповедует Церковь, как заповедал Христос, если вы стараетесь делать добро, то, конечно, Вы за это получите вознаграждение в будущей жизни. А если Вы не хотите исполнять заповеди Божии, то Ваша посмертная участь будет такой, как указал Иисус Христос, Который сказал: те, которые помогают своим ближним, накормят голодного, напоят жаждущего, оденут раздетого, посетят ближних, находящихся в больнице или в темнице, — те окажутся по правую сторону, то есть в раю, а те, которые этого не сделают, окажутся в аду. Почему? Потому что, как сказал Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Вопрос: Почему нам, православным, надо платить за крещение ребенка? Разве Церковь не получает финансирование от государства? Нам предложили за совершение таинства сделать пожертвование. А если у нас нет необходимой суммы, то что получается — возьми кредит и приходи?.. Обидно.

Митрополит Иларион: Вы сами в своем вопросе говорите о том, что Вам предложили сделать пожертвование, то есть Вас никто не обязывал вносить эти средства. Если у Вас нет денег, Вы можете покрестить ребенка бесплатно.

Что касается «получения финансирования от государства», то Церковь не получает никакого финансирования от государства, а живет на пожертвования верующих. Именно поэтому Церковь приглашает, но не принуждает верующих делать пожертвования.

Я хотел бы закончить эту передачу словами из Евангелия от Матфея: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ на тему сентябрь
  • Рассказ на тему романтизм
  • Рассказ на тему с чего начинается родина
  • Рассказ на тему гнев мой враг мой
  • Рассказ на ночь для детей 7 лет читать