Рассказ на тему семья и семейные отношения

Библиографическое описание: курмакаева, г. з. составление рассказа по сюжетной картине наша семья в старшей группе / г. з. курмакаева, т.

Библиографическое описание:

Курмакаева, Г. З. Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3918/ (дата обращения: 05.01.2022).



Семья! Что может быть теплее, ближе, роднее, дороже для маленького человека? «Дерево держится корнями, а человек семьей».

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  1. Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
  2. Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.
  3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Наша семья», индивидуальные карточки.

Ход занятия:

  1. Организационный этап, создание положительного настроя на организованную образовательную деятельность

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Как вас ласково называют дома?

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека, о близких людях, родном доме.

Это наш уютный дом,

Всей семьей мы в нем живем!

В нем тепло, любовь и ласка,

Жизнь похожа в нем на сказку…

Игра «Подбери признаки идействия»

Мама (какая?) — умная, добра, красивая, нарядная, трудолюбивая, заботливая…

— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает, работает, стирает…

Папа (какой?) — сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный, надежный…

Папа (что делает?) — работает, заботится, помогает, водит, плавает…

  1. Введение втему

Воспитатель: Укаждого человека должна быть семья, где все заботятся друг о друге и помогают друг другу. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой –

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сестры…

Чтоб жизнь была веселой

И от улыбок пестрой.

У каждого на свете,

Детишек, птиц, зверья,

Должны быт те, кто дорог –

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья большое счастье –

Подарок самый-самый!

— Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и составим рассказ о ней.

  1. Беседа по сюжетной картине

Кто изображен на этой картине?

— Как можно назвать их одним словом?

— Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?

— Назовите всех членов семьи.

— Чем они занимались до того, как собрались вместе?

— Чем заняты члены семьи сейчас?

— Какое настроение у взрослых и детей?

— Какая это семья? (большая, дружная, веселая…)

— Какое название можно дать этой картине?

  1. Игра «Дополни предложение»

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Дополни предложение». И дополнять будем словом «семья».

− У меня дружная … (семья)

− Я не смогу жить без своей дружной … (семьи)

− Я благодарна своей дружной … (семье)

− Я люблю свою дружную … (семью)

− Я горжусь своей дружной … (семьей)

− Я расскажу вам о своей дружной … (семье)

  1. Составление рассказа

Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине. Еще раз внимательно рассмотрите картину. И подумайте, с чего вы начнете рассказ.

Ответы детей сравниваются, из них отбирается наиболее подходящий. Воспитатель предлагает начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают. Потом дети придумывают название рассказа («Семья», «Дружная семья», «Все дома» …)

Заслушивается один рассказ.

  1. Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальчиком пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальчики на руке)

  1. Самостоятельное рассказывание

Сначала дети рассказывают по цепочке, потом 2 ребенка рассказывают самостоятельно.

Примерный текст:

Семья

Папа и мама вернулись с работы. По дороге они забрали Ксюшу из детского сада. Максим пришел из школы. Дома их радостно встретили бабушка и дедушка. Они пригласили всех к столу. После вкусного ужина каждый занялся своим любимым делом. Бабушка села в кресло и принялась вязать внучке шарфик. Ксюша села рядом на стульчик и стала читать. Дедушка решил покормить рыбок. Максим с папой стали играть в шахматы. Мама хотела почитать книгу, но заинтересовалась их игрой. Как замечательно жить в такой семье!

  1. Работа по индивидуальным карточкам

Воспитатель хвалит детей за рассказы, убирает картину. Дети переворачивают индивидуальные карточки. Воспитатель читает загадку:

Две матери, две дочери

Да бабушка с внучкой,

А всего их трое.

Задание:

Покажите на рисунке:

— Где две матери?

— Где две дочери?

— Где бабушка и внучка?

  1. Итог занятия, рефлексия

Воспитатель:

Что мы сегодня делали на занятии?

— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ?

— Кто самый старший в семье?

— А кто самый младший?

— Какая это семья?

Литература:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5до 6 лет)
  2. Шорыгина Т. А. Моя семья (Детям о самом важном). Методическое пособие.
  3. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.
  4. Стихотворение Натали Симоний «Семья — большое счастье» (из интернет пространства)

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, воспитатель, картина, рассказ, член семьи, друг, игра, мама, сюжетная картина.

Похожие статьи

Проект «Моя семья». 2-я младшая группа (3–4 года)

Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья».

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, член семьи, ребенок, семья, игра, друг друга, генеалогическое древо, мой проект, перспективный план, бабушка.

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому…

В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа над проектом имеет большое

Родителям провести беседы с детьми об истории своей семьи; «Семейный герб», эмблему

Родителям вместе с детьми подготовить рассказ «Наши семейные увлечения»; Родителям…

Совместная работа родителей и детей в рисовании

В семье закладываются семена добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки любви к ближним, уважения.

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению…

Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

ООД по развитию речи «Маша готовится к школе»…

Оборудование: презентация, сюжетная картинка по теме «Труд людей весной», аудиозапись с песней Маши, карточки с животными и их детенышами, схемы для составления предложений, карточки- анаграммы, карточки-смайлики, интерактивное задание «Собери портфель». Ход ООД

Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром» в средней…

Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.Учить правильно, называть всех членов семьи.

Дети:Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель помогает детям составлять рассказ осемье, задавая наводящие вопросы.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через…

Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир…

Интегрированное занятие в средней группе по теме: «Семья»

Расширить представление детей о семье, уточнить понятие «семья», «родственники». Учить счёту, пространственной ориентировке.

Учить детей составлять рассказ на тему «Моя семья» с помощью схемы. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте…

Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей.

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике…

Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития… Учет гендерных особенностей дошкольников…

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ на тему семья и семейные отношения

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ на тему семья и семейные отношения

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ на тему семья и семейные отношения

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ на тему семья и семейные отношения

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ на тему семья и семейные отношения

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Конспект урока по
социально-бытовой ориентировке

для учащихся 5 класса

Тема урока: «Семья. Семейные
обязанности»

Цель урока:

1.    Расширить знания об обязанностях каждого члена семьи, о роли семьи в
жизни человека

Цель:
дать представление об обязанностях каждого члена семьи.

Задачи:

1-
определить круг обязанностей
в семье
;

2.   
— помочь
сформировать правильное отношение к членам семьи

Задачи урока:

1.   
Образовательная
– способствовать формированию у учащегося представления о семье.

2.   
Воспитательная
— способствовать формированию у ребенка чувства любви и уважения к близким
людям, правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям и
ответственно относиться к своим обязанностям.

3.   
Развивающая —
создать комфортную атмосферу в семье способствующую творческому самовыражению
учащегося , проявления их активности.

Оборудование: тематические картинки, раздаточный материал,
магнитная доска.


Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание,
упражнение, беседа, анализ работы, схемы, практическая работа);
проблемно-сообщающие (объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин
различия в фактах).

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

I Организация начала урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении.

Психологический настрой учащихся Приглашаю вас в круг, давайте возьмёмся
за руки, чувствуйте тепло ладошки. Мы с вами как единая семья

 Вот как здорово получилось. А теперь поднимите руки выше,
не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не
случайно.

Где можно почувствовать тепло, радость? (дома)

А сейчас я вас попрошу присесть на свои места.

ІІ Введение в тему урока

(На доске написаны слова)

 Ребята, посмотрите на доску. Перед вами красивый, большой,
кирпичный дом. На каждом кирпичике написано слово. Сейчас вы будете по очереди
читать слова. (Слова на кирпичиках:

Зарабатывать
деньги для семьи

Покупать
продукты и бытовые “мелочи”

Готовить
еду

Накрывать
на стол, убирать со стола

Мыть
посуду

Расстилать
и застилать постель

Выносить
мусор

Покупать
одежду и обувь

Стирать
вещи, в т.ч. раскладывать чистые по местам

Гладить
вещи

Сдавать
вещи в химчистку… и забирать, естественно :)

Убирать
в квартире (объединим в одну обязанность, хотя там столько всего…)

Заниматься
ремонтами: дизайн, покупки, общение с рабочими

Поддерживать
интерьер в исправном состоянии, включая вызов мастеров

Оплачивать счета

 мыть посуду, мыть
полы, вытирать пыль, поливать цветы, гладить одежду, стирать, готовить завтрак,
готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними
животными, пылесосить в доме, выносить мусор, заниматься с младшими детьми,
сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду и т. д.

любовь, дети, очаг, брак, мама, папа, бабушка, дедушка,
брат, сестра, родственники, дом, поддержка, забота, обеспечение, уважение)

Итак, как мы можем обобщить все сказанное? К какому
определению подходят эти слова?

—  (Семья)

Что же такое обязанности? Как вы это понимаете

Слайд Определение обязанности

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого либо и обязательных для
выполнения

Кроссворд

Семья – это группа людей, члены которой связаны
кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена).

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но
счастливо жить одному невозможно!

Существует три основных ориентира при распределении
семейных обязанностей
:

1 – индивидуальные предпочтения (кто, что сам хочет).

2 – умения и способности (кто, что лучше умеет делать,
тот тем и занимается)
.

3 – польза (ребенку мы поручим в семье то, что для
него будет полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).

Основная часть:

В крепкой, дружной семье каждый
берет на себя какие-то обязанности – зарабатывать деньги, ходить в
магазин за покупками, готовить, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если
есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый
стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого
возникли проблемы. Такой семье нестрашны не какие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена
семьи
. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого
– радовать других своими успехами и добрыми делами, не огорчать плохими
поступками.

Суть обязанностей членов семьи состоит в том, чтобы
удовлетворить не только свои потребности, но и потребности другого — мужа/жены,
детей, престарелых родителе (бабушки/дедушки). Жена – хранительница домашнего
очага, муж – добытчик, кормилиц и защитник.

Брак — Добровольный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи.

Практическая работа«Распределение обязанностей».

Работаем в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди
членов семьи
.

Ролевая игра: «Семья»

Сейчас мы разделимся на две группы.

Задание: Вам нужно распределить обязанности между членами семьи. Ситуации

1 группа «Юбилей мамы»

2 группа «Организовать семейный отдых на природе»

И всё это нужно представить и чтобы всё получилось, каждому надо
ответственно отнестись к своим обязанностям

Народная мудрость гласит: «Где любовь да совет, там
горя нет».

ІV Физкультминутка

В) Я хочу узнать о вас, ребята, побольше, поэтому давайте поиграем
в игру, которая называется «Встаньте те, …….»

—у кого есть старший брат;

—у кого есть младшая сестра;

—у кого бабушка и дедушка живут в одном селе с вами;

—у кого бабушка и дедушка живут далеко;

—у кого есть дяди и тёти.

Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих
близких и дальних родственников.

VI Домашнее задание

1.Подобрать пословицы о семье.

2.Написать небольшой рассказ о своей семье.

VII Рефлексия Углы

И в заключении давайте, послушаем стихотворение. Называется оно «СЕМЬЯ!!!»

6.Итог урока.

—Что такое семья?

—Какие родственники бывают?

—Что нового вы узнали?

—Оценки за урок.

Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говориться, не
надобен и клад, коли в семье лад. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был лад.

Подведение итога: сегодня на уроке мы
постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы
создадите свои семьи
и я хочу
вам посоветовать
: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга
вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены
пониманием и любовью.

           «Мой дом  мая семья»

конспект беседы по  познавательному развитию в подготовительной группе.

Воспитатель:

I квалификационной категории

Панина С.С.

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
• Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
• Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
• Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Материал: дидактическая папка «Моя семья»

Ход беседы.

Воспитатель:  Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами будем говорить об очень важном, очень нужном и самом дорогом, что у нас есть. О чем? Я загадаю загадку и ответив на неё, вы мне скажете, о чем же мы будем беседовать.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

Воспитатель: Верно! Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?  (Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.)
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?(Ответы детей)

Игра «Как мы помогаем родным?».

 Играют 2 – 6 человек.

 Раздаю по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге)
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?

Игра «Назови пропущенное слово»
Воспитатель: я буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь вспомнить окончание пословиц .
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка) ».
«Золото и серебро не стареют, (отец и мать) цены не имеют». 

Воспитатель: а сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево»
Я буду садовник, который ухаживает за семенем, вода это родители, без которой не сможет вырасти семечко, а вы будете семенами растения.
-Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное (дети сжимаются в комочек, закрывают голову руками). Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель: а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас угощение.
Игра «Угадайте что»

Из фруктов сварят – (фруктовый компот)
Из овощей сделают – (овощной салат)
Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, на свои рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети составляют рассказы о своих родных, по своим работам. По ходу воспитатель может задавать вопросы о членах семьи: как зовут маму, папу? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть у тебя брат или сестра? Кто за тобой больше ухаживает? Как ты заботишься о своих родных? Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Читает стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем — волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

Методическая разработка по предмету

 «Музыка и движение»

 для детей 5-6 лет.

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.

Составила

Педагог дополнительного образования

Егорова Ю.П.

г. Краснодар

2021 г.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают детские образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Цель: создание условий для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, воспитание уважения к старшим, вовлечение детей в мероприятия, приуроченные празднованию 8 марта.
Основные задачи.

Образовательные задачи:

 — познакомить детей с образом мамы, семьи;

— познакомить ребят с ежедневными родительскими буднями, их обязаннностями;

— прививать эстетический вкус и любовь детской песне, сказке;

— анализировать средства музыкальной выразительности;

Развивающие задачи:

— развивать физические качества в ходе музыкально — ритмической  и игровой деятельности;

— развивать у учащихся  музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности  – воображение, фантазию;

— развивать ассоциативно — образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.

Воспитательные задачи:

формировать представление заботы, любви родителей к детям  средствами художественного произведения, музыкального искусства, творчества;

— воспитывать  у учащихся  уважение к взрослым,   правила поведения дома и на улице, при встрече с незнакомыми людьми, в музыке и художественной литературе;

— воспитывать  уважительное отношение друг к другу при работе в  группах, уважения к педагогу,  к старшему поколению.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: игровой, музыкальный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый и творческий, рассказ.

Технологии

Здоровьесберегающие: подвижные игры.

Технологии проектной деятельности: по количеству участников (групповой), по продолжительности (краткосрочный), по приоритетным методам (игровой, информационный), по тематике (включает семью ребенка).

Развивающие: беседы, участие в эксперименте, трудовые поручения, развивающие ситуации.

Информационно – коммуникативные: изложение материала на занятии сопровождается презентацией (видео —  и аудио материалы).

Личностно – ориентированные: при таком подходе личность ребенка ставится во главу образовательного процесса.

Игровые: сюжетно – ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану.

Реализация проекта:

Первый этап. Организационно – подготовительный.

На первом этапе проводилась диагностико — аналитическая деятельность по данному вопросу. Изучена соответствующая психолого – педагогическая и научно – популярная литература. Проанализированы возможности предметно – развивающей среды образовательного учреждения. Полученные результаты позволили обозначить тему, определить цели и задачи,  и содержание проекта. Были подобраны художественные произведения, музыкальные произведения, наглядные пособия. Были разработаны конспекты занятий непосредственной образовательной деятельности детей, сценарии бесед и мультимедийные презентации к ним. Подготовлены конкурсы, игры по теме проекта и составлен план его реализации.

Второй этап. Реализация.

Тематические беседы:

«Мама – первое слово!»

«Один за всех! И все за одного!»

«А мама не велела открывать!»

«Маленькие  помощники»

Сюжетно – ролевые игры:

«Кто живет в лесу?»

«Ласточкина семья»

«Мишки топтыжки»

Музыкальный репертуар:

Песни из музыкального фильма сказки «Мама»: «Хороша деревня наша», «Качели», «Волки – бяки», «Песня ласточек», «Песня медведей»,  «Ярмарка», «Мама – первое слово».

Подвижные игры:

«Веселая карусель»

«На перегонки»

«Тачки»

Художественное творчество

«Моя семья»

Выставки детского творчества

«Мама – ты мое солнышко!»

Информационные стены.

Третий. Заключительный этап. Выводы и результаты.

Механизмы реализации (порядок действий, осуществление контроля):

Скоординированная направленная работа всех участников образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги), в условиях специально организованной развивающей среде.

Взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач.

Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учетом индивидуальных характеристик.

Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).

Последовательность в духовно – нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя семья – моя, улица – мой город – моя страна).

Предполагаемые конечные результаты

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.

2. У детей повысятся  знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

5. Повысится рейтинг  образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Сценарий.

Действующие лица:

Мама Коза, Волк, дети козлята, медвежата, ласточки.

Звучит песня «Хороша деревня наша». Танец козлят.

Дети выстраиваются в полукруг и присаживаются на ковер.

Выход мамы Козы.

Коза – Здравствуйте, милые козлятки!

Дети – Здравствуйте!

Коза – Как вели себя козлятки?

Как вели себя ребятки?

Дети —  Хорошо!

Коза — Вы капусту всю поели?

Дети – Да!

Коза — Покатались на качелях?

Дети – Да!

Коза — И с соседями играли?

Дети – Да!

Коза — Песни пели? Не кричали?

Дети – Да!

Коза — Дяде Миши помогали?

Дети —  Да!

Коза —  Вы зайчишек не пугали?

Дети – Нет!

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

А теперь во двор  пошли!

В гости к нам пришли зайчатки,

Поиграем сними в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи, тебе искать!

 ( Игра «Прятки»)

Коза- Поиграли, пошумели

Покатались на качелях.

А теперь вам, ребятня,

Всем на пасеку пора.

Дядя Миша , наш сосед

Важный даст для вас совет!

Как здоровье укреплять,

Не болеть и не чихать.

(песня Медведя «Ото всяких от болезней». Танцуют мальчики).

Игра  пчелы и мед.

На двух  столах стоят пластиковые стаканчики.

Дети выстраиваются в две команды.

По  сигналу, каждый ребенок должен на  полянке найти цветок – конфету, сорвать,  принести в улей, и положить в соты – стакан так, чтобы стакан не упал.

Коза – Ласточки  в гости к нам прилетели

Кажется, что-то сказать нам хотели.

В танце кружатся красиво они.

Милые ласточки, как прелестны  они.

(танец Ласточек).

Коза – Слышу шорох, вот беда!

Волк спешит к нам детвора!

Со двора не выходить!

Не шуметь и не шалить!

Будет если волк стучать,

Дверь ему не открывать!

Волку нас не напугать!

Он – один, а нас… – раз, два, три, четыре…

Двадцать пять!

(выход Волка. Фокусы)

(игра «Пугало»).

Коза – Обмануть хотел нас волк,

Но не вышел видно толк.

Убежал аж без оглядки,

Видно как сверкают пятки.

Так и надо, поделом,

Не придет сюда потом…

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

Танцевать теперь пошли!

(финальный танец )

(песня «Мама – первое слово)

Список использованных источников:

  1. https://infourok.ru/prekt-moya-semya-metodicheskaya-razrabotka-2430803.html
  2. http://gorenka.org/index.php/detskaya/1480-pesni-i-muzyka-iz-filma-mama-1976
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/konspekt-zanyatiya-moya-semya
  4. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/17486-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-vsekh-vazhnej-na-svete-mama.html
  5. https://urok.1sept.ru/articles/642252

  • Рассказ на тему русский язык душа народа 4 класс
  • Рассказ на тему сильная личность 6 класс
  • Рассказ на тему совесть 5 класс
  • Рассказ на тему сделал дело гуляй смело 2 класс
  • Рассказ на тему рыбалка 3 класс