Рассказ на тему первый учитель

План-конспект урока по теме химические формулы. относительная атомная и молекулярная массы в 8 классе1. цель урока - познакомиться с написанием

План-конспект урока по теме «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» в 8 классе

1. Цель урока — познакомиться с написанием химических формул и определением относительной атомной и молекулярной массы.

2. Задачи:

а) предметные (образовательные) — продолжить формированием понятия «химическая формула», рассмотреть понятие «индекс», «коэффициент», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», научиться рассчитывать их, изучить закон постоянства состава.

б) развивающие —  продолжить развитие у учащихся мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление; продолжить развитие «химического» мышления.

в) личностно – ориентированные (воспитательные) — продолжить развитие научного мировоззрения.

3. Формы организации урока: беседа, рассказ, фронтальный опрос, индивидуальный вопрос, химический диктант, самостоятельная работа.

4. Тип урока: комбинированный (контрольно-учетный, изучение нового материала).

5. Методы, методические приемы: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

6. Оборудование: учебник О.С. Габриелян Химия 8 класс. М.: Просвещение, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, калькулятор, мел, доска.

7. Ход урока:

а) организационный момент —  приветствие, настрой на урок. Отметим, кто отсутствует на уроке.

б) проверка домашнего задания — химический диктант:

1 вариант         

2 вариант

1. Алюминий

1. Кальций

2. Калий

2. Магний

3. Водород

3. Кислород

4. Железо

4. Кремний

5. Марганец

5. Натрий

6. Медь

6. Серебро

7. Углерод

7. Азот

8. Азот

8. Сера

9. Фосфор

9. Цинк

Второе задание —

1 вариант. Записать номер элемента, номер периода, его вид — малый или большой, номер группы и ее тип — главная или побочная, для Са (20). 2 вариант для фосфора (15).

в) актуализация знаний, определение темы урока —

Учитель: запишите тему урока в тетрадь «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса».

г) изучение нового материала —

Учитель: на прошлом уроке мы с вами сказали, что символы химических элементов («буквы») складываются в химические формулы («слова»). Мы знаем, что в молекуле воды 2 атома водорода и 1 атом кислорода. Химическая формула воды — Н2О (читаем «аш-два-о»). Химическая формула— условная запись количественного и качественного состава вещества

Число атомов химического элемента в формуле записывается с помощью индексов, индекс 1 не пишут. Формулы простых веществ водорода и кислорода, молекулы которых состоят из 2 одинаковых атомов, записывают Н2 и О2.(читают аш-два, о-два).

Чтобы отразить число молекул, используют коэффициенты — 2СО2. (читают два-цэ-о-два). Означает две молекулы углекислого газа, каждая из которых состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода. Аналогично записывают коэффициенты, когда указывают число свободных атомов химического элемента. Например, 5 Fe (5 атомов железа) и 7O (7 атомов кислорода).

Как мы знаем, вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов. Размеры молекул малы, а атомов еще меньше. Поэтому их невозможно рассмотреть даже в самые лучшие микроскопы с увеличением в 40 000 раз. Поэтому раз размеры молекул и атомов малы, то и ничтожны малы их массы. ученые рассчитали, что масса атома водорода равна 1, 674*10-24 г, масса атома кислорода равна 2, 66*10-23 г, масса атома углерода равна 1,993 *10-23 г, масса молекула воды равна 3, 002*10-23 г.

Давайте рассчитаем во сколько раз масса атома углерода больше массы атома водорода:

1,993*10-23/0,1674*10-23=12. Величина показывает во сколько раз масса атома данного химического элемента (углерода) больше массы атома водорода, то есть являются относительными. Принято, что относительная атомная масса элемента — это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. Обозначение Аr. Значение в ПС. Примеры. Исключение хлор=35,5.

К основным законам химии относится закон постоянства состава:

Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав.

Атомно-молекулярное учение позволяет объяснить закон постоянства состава. Поскольку атомы имеют постоянную массу, то и массовый состав вещества в целом постоянен.

Закон постоянства состава впервые сформулировал французский ученый-химик Ж.Пруст в 1808 г.

Поскольку численные значения атомных масс Fe, S и их относительных атомных масс Ar(Fe), Ar(S) совпадают, можно записать:Ar(Fe):Ar(S) = 56:32 = 7:4.

Также мы можем найти молекулярную массу вещества. Обозначение Мr.

Нужно сложить относительные атомные массы элементов, образующих вещество, с учетом числа атомов, например:

Мr (Н2О)=2 Ar(Н)+ Ar(О)=2*1+16=18.

Мr (СО2)= Ar(С)+2 Ar(О)=12+2*16=44.

Здесь также можем применить закон постоянства состава: соотношение масс элементов в СО2— m(C):m(O)=12:32=1:2,6.

Итак, химическая формула содержит важную информацию о веществе (например СО2):

1) конкретное вещество — углекислый газ,

2) качественный состав — состоит из двух элементов — углерода и кислорода,

3) тип вещества — сложное вещество,

4) количественный состав вещества — в молекуле содержится 1 атом углерода и 2 атома кислорода,

5) относительную молекулярную массу,

6) соотношение масс элементов в этом веществе.

д) применение знаний и умений в новой ситуации —  вычислите относительные молекулярные массы веществ.

Mr (Cu2O)=

Mr (Na3PO4)=

Mr (AlCl3)=

8. Домашнее задание: §6-7, рассчитать Mr (KNO3), Mr (HCl), Mr(ZnS).

29.11.2021

Цховребова Аида Алексеевна

Тема «Круговорот воды в природе»
Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.
«Познавательное развитие»
 развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Речевое развитие»
 Активизировать словарный запас детей;
 развивать умение рассуждать и сопоставлять, делать выводы;
« Социально-коммуникативное развитие»
 умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.
 развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие»
 формировать умение отображать в рисунке полученные знания.
«Физическое развитие»
 уточнение правил безопасности при проведении опытов.
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей через подвижные игры.
Материалы для занятия
Электрический чайник. Холодное стекло для демонстрации круговорота воды в природе.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему» В ОДА».
Глобус или карта мира.
ХОД
1.В-ль предлагает посмотреть на иллюстрации и вспомнить и вспомнить то, что узнали на прошлых занятиях, а затем поиграть в игру «Разрезные картинки»
Описание игры: на столе разложены картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки « рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками « кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки и подойти к столу. Помеченному таким же цветом что и « рубашка «на картинке .Сложить картинки, рассмотреть их и сказать , что общего во всех изображениях- источники воды.
Затем с помощью вопросов обобщить знания. Полученные ранее.
-На Земле вода содержится во многих водоемах
-В морях и океанах вода соленая. она непригодна для питья
-В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки пригодна для питья
2.А теперь поговорим о том как вода попадает к нам в квартиры ( вода поступает со станции очистки, туда – из рек. озер и подземных водохранилищ)
Наш город большой и воды требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Скажите, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?( ответы детей).
Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы.
Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
В-ль: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся? Я туда наливала только воду.
С помощью детей в – ль формирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
Затем к струе пара в — ль подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, вы

Оценить



113

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №98

Конспект НОД

Тема: «Круговорот воды в природе»

(Познавательное развитие)

2-ая подготовительная группа

воспитатель Цховребова Аида Алексеевна

Тема «Круговорот воды в природе»

Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.

«Познавательное развитие»

  • развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

«Речевое развитие»

  • Активизировать словарный запас детей;

  • развивать умение рассуждать и сопоставлять, делать выводы;

« Социально-коммуникативное развитие»

  • умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.

  • развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • формировать умение отображать в рисунке полученные знания.

«Физическое развитие»

  • уточнение правил безопасности при проведении опытов.

  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей через подвижные игры.

Материалы для занятия

Электрический чайник. Холодное стекло для демонстрации круговорота воды в природе.

Схема круговорота воды в природе.

Иллюстрации на тему» В ОДА».

Глобус или карта мира.

ХОД

1.В-ль предлагает посмотреть на иллюстрации и вспомнить и вспомнить то, что узнали на прошлых занятиях, а затем поиграть в игру «Разрезные картинки»

Описание игры: на столе разложены картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки « рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками « кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки и подойти к столу. Помеченному таким же цветом что и « рубашка «на картинке .Сложить картинки, рассмотреть их и сказать , что общего во всех изображениях- источники воды.

Затем с помощью вопросов обобщить знания. Полученные ранее.

-На Земле вода содержится во многих водоемах

-В морях и океанах вода соленая. она непригодна для питья

-В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки пригодна для питья

2.А теперь поговорим о том как вода попадает к нам в квартиры ( вода поступает со станции очистки, туда – из рек. озер и подземных водохранилищ)

Наш город большой и воды требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Скажите, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?( ответы детей).

Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы.

Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.

В-ль: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся? Я туда наливала только воду.

С помощью детей в – ль формирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.

Затем к струе пара в — ль подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирают в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда?

Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым и сухим. Дети делают вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

В-ль: так происходит и в природе каждый день. Солнце нагревает воду в морях и океанах ,реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде

Пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

(Свой рассказ в-ль иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды).

3.Игра «Умные капельки».

В-ль предлагает встать в круг, взяться за руки. Наш круг ,как и вода может менять свою форму(вытягиваются в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается , вам становится жарко .Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас двигаться(дети бегают по группе) и каждый из вас движется сам по себе- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно .надо встать поближе друг к другу. Обнять друг друга. Посмотрите. теперь нашу группу нельзя растянуть. Она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите, как связаны частички друг с другом.

Дети делают выводы.

-Когда вода находится в виде пара, связей между частичками практически нет. Каждая частичка движется как будто сама по себе

-В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные. Но они очень гибкие и эластичные. по этому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.

-А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии –это лед, имеющий свою форму.

4.Ребята,кто-то к нам стучится.( входит»капелька», плачет) Что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Рассказ капельки: на земле много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. Каждый водоем- это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают растения и животные. И сама вода в водоеме меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных. Которые в нем живут.

Изменения воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить обитатели водоема. Иногда возле водоемов моют машины, выбрасывают отходы пищи .бумагу. осколки стекла .консервные банки. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязно, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.

Поэтому, загрязняя водоемы люди вредят сами себе: они получат меньше чистой воды и рыбы. И какой мы делаем вывод? (ответы детей).

Правильно :надо ценить чистую воду .Помогите мне создать книгу добрых идей и дел.

5.Создание книги : «Книга добрых идей и дел».

В-ль записывает предложения детей с идеями. Можно нарисовать плакаты – что нельзя делать. Подарить ее Капельке. Она благодарит детей и уходит.

Итог. Рефлексия:

-О чем мы сегодня говорили?

-Что нового узнали?

Молодцы, ребята. Я вами горжусь

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472127-konspekt-nod-tema-krugovorot-vody-v-prirode

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сарья заметена снегом. В этой крошечной деревне на границе с Латвией официально значатся полтысячи человек, но многие давно уехали. И все же в любом туристическом гайде по Беларуси вы обязательно найдете сарьянский старинный костел из красного кирпича — спасибо шляхтичу Игнатию Лопатинскому и прусскому архитектору Густаву Шахту. Денис Козлов, 27-летний учитель истории, почти каждый день заводит свой старенький дребезжащий Ford и проезжает 21 километр из Верхнедвинска в Сарью. Зачем он это делает? Неужели отправился сюда, на «край света» ради тридцати мальчишек и девчонок?.. В темное декабрьское время мы приехали в деревню в поисках хорошей истории, но нашли, кажется, нечто куда более ценное — тишину и покой.

«Никогда не стеснялся того, что я из „вёскі“»

Денис родился в поселке Лиозно («Пожалуйста, напишите Лёзно, у нас только так говорят»), на родине Марка Шагала, и называет себя сельским парнем. «От одной границы переехал к другой», — шутит он. В учительской квартире в Верхнедвинске топится камин, каменную часть которого Денис собрал своими руками, и мы говорим, говорим, говорим…

— Мой отец был бульдозеристом. И я хотел стать бульдозеристом, причем уже в четвертом поколении. Отец ездил в Москву, работал на импортной технике, строил дороги и зарабатывал больше тысячи евро — по тем временам безбедное существование. Но классу к седьмому папа сказал мне: «Денис, мне кажется, у тебя есть бóльшие способности». Историю я знал, ездил на всякие конкурсы, «Что? Где? Когда?». Но чтобы стать учителем — таких мыслей не было. Отец решил действовать от обратного — показать мне изнанку. Брал с собой на работу. Представьте, зимой нужно натаскать 80 литров горячей воды, прогреть паяльной лампой все трубки, а в конце дня почистить ходовую. Летом не легче: жара 30 градусов, кондера нет, двигатель нагревается до 120, из кустов, которые ты корчуешь, в кабину залетают здоровенные оводни… Тогда я окончательно понял: если мне дано больше, почему бы этим не воспользоваться?

Моя первая учительница истории была очень строгой, всегда требовала, чтобы даты и понятия мы знали досконально. Потому у меня было негативное отношение к предмету. Но на экзамене в девятом классе, когда я скромно протянул руку к стопке билетов на 6—7 баллов, она подняла бровь: «Денис, мне кажется, вы можете больше», — и недвусмысленно указала на стопку с билетами на 8—10 баллов.

Старшие классы Денис провел, зазубривая наизусть тома энциклопедий. Новая учительница, Алла Евгеньевна, смотрела на мир иначе: «История, вообще-то, простая. Она движется по спирали. Все повторяется, лишь сменяются декорации. Но не меняются люди». Почти интуитивно, лишь раз побывав там на экскурсии, Денис выбрал Полоцк — государственный университет, историко-филологический факультет.

— Когда я поступал, было только пять бюджетных мест, и мне не хватило ровно одного балла, чтобы пройти на бесплатное. Обидно. Но в итоге те, кто эти баллы «забрал» и поступил на бюджет, работают официанткой в пиццерии и продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Я стал «Учителем для Беларуси», а мой друг, который тоже учился на платном, сейчас директор школы в Полоцке. Такие дела.

Полоцкий университет очень сильный. У нас было много экспедиций, археологических раскопок. Что такое этнографическая экспедиция? Приезжаешь в деревню, условно, Бочейково Бешенковичского района и месяц ходишь пешком, по двадцать километров за день, раз за разом увеличивая кольцо опрошенных бабуль и дедуль. «Тук-тук-тук, есть ли здесь старые жители? Расскажите, как жили в старину, как свадьбы гуляли…» — «Да, зайдите к Митрофановне». И ты слушаешь — час, два, пять. Песни, сказки, рассказы…

Я никогда не стеснялся того, что я из «вёскі». Все курсовые и диплом писал про Лиозненщину. У меня был высокий средний балл, и поэтому универ сделал мне скидку на обучение— 60%. На последнем курсе подрабатывал экскурсоводом в туристической фирме, получал неплохие деньги и много где побывал. После университета я поступил в магистратуру и вернулся домой. Мне предлагали частную школу в Минске и зарплату в тысячу рублей. Но что делать в Минске без жилья? Я отказался. Еще были варианты в Москве и Латвии… В тот момент я познакомился с Женей. Видел ее всего четыре раза, прежде чем понять, что это мой человек, и спросить: «А что, если нам пожениться?» Представляете, она согласилась! (Смеется. — Прим. Onlíner.) 14 августа 2016-го была наша свадьба. Через год с лишним родилась Амелия, еще через два — Аверьян. Помню, дедушка всегда говорил: «Жена — это подруга жизни». И я тоже так хочу. Хочу рассказывать детям о нас с Женей.

«Какой еще дурак поедет историком в Сарью?»

— Незадолго до свадьбы мне позвонил знакомый и предложил пожить в пустующей квартире в Верхнедвинске. А я вообще такой человек — люблю экспериментировать со своей жизнью. Говорю: «Почему бы и нет?» Так мы с Женей оказались в Верхнедвинске. Квартира была в разбомбленном состоянии, мы целый год приводили ее в порядок.

Прихожу в райисполком, открываю дверь в отдел образования: «Есть ли у вас работа?» Мне говорят: «Конечно! Замечательная школа в Сарье — новая, чистая, светлая. Всего пару километров от Верхнедвинска. Автобусов куча идет, попуток». Приезжаю первый раз в Сарью — 21 километр в одну сторону… Зато какой вид — храм прямо под окнами школы!

Мы едем из Верхнедвинска в Сарью, наблюдая, как Дрисса впадает в Западную Двину. Уже через двадцать километров она станет латышской Даугавой… Этот путь — туда и обратно — Денис Козлов проделывает уже пять с лишним лет.

Нетронутость хвой, пухлый белый снег. Отличное место, чтобы подумать: для чего я вообще живу?

В XIX веке помещик Лопатинский отвечал на этот вопрос своеобразным способом: на том месте, где в 1971 году будет стоять сарьянская школа, он построил оранжереи. Еще одно его творение — величественный костел из красного кирпича (пламенная неоготика, жест любви к умершей жене) после революции пережил судьбу большинства святынь: здесь был склад. В 1990 году храм вернули верующим. Теперь это Свято-Успенская церковь.

— В Сарье мне сразу досталось 36 часов — это максимальная ставка. Веду всемирную историю, историю Беларуси, обществоведение, искусство, географию, кружок по краеведению. Плюс я педагог-организатор. Зарплата у меня 1100—1200 рублей. Работаю с 08:00 до 15:00. Для учителя это много: дети забирают тонны энергии. Но я не жалуюсь.

Дети искренние и не такие глупые, как думают взрослые. Почему я все-таки стал учителем? Да это просто эгоистическая задумка — остаться в памяти детей как можно дольше. (Улыбается. — Прим. Onlíner.)

Так Денис стал Денисом Ивановичем — не просто историком в деревенской школе, а человеком, который основал клуб «Вандроўкі аматараў гісторыі», что-то такое затронул в душах своих учеников, что те стали ходить с ним в походы — и в дождь, и в снег, и за двадцать, и за сорок километров…

— Я считаю, отметки — это вообще не главное. Как и ЦТ. Олимпиады ненавижу. «Назовите номер вагона, в котором Ленин приехал из ссылки» — бесполезно, бессмысленно. Я считаю, главная задача учителя сегодня — научить детей находить достоверную информацию в лавине соцсетей и мессенджеров. Я не надел на себя корону, которая говорит: «Нынешние дети тупые, потому что сидят в TikTok, мы были умнее!» Конечно, те, кто вырос под Кобзона и Магомаева, считают, что «Кар-мэн» — это отстой. Как мой дед считал, что The Beatles — это отстой. И как отец входил ко мне в комнату и морщился, услышав «Сплин»: «Что это за песни вообще?» Но правда заключается в том, что каждое поколение глубокое и думающее по-своему.

Я учу примерно 27 учеников, из них 15 всегда со мной в походах. Вот вы уедете, а мы через пару дней пойдем в экспедицию в деревню — на лыжах, 15 километров в одну сторону. Дети вряд ли будут вспоминать самый лучший, методически правильный урок, но точно на всю жизнь запомнят поход с палатками в конце четверти… Я не герой. Я живу для себя и работаю в удовольствие, кайфую от походов, дети это чувствуют — и тоже со мной кайфуют. Ну скажите, какой еще дурак поедет историком в Сарью? (Смеется. — Прим. Onlíner.)

«Никто не хочет оставаться здесь»

— Скажу как есть: деревня умирает. В 2015 году в нашей школе было 100 учеников, сейчас — 52. Интеллигенции становится все меньше. Из тридцати сотрудников школы только четыре молодых учителя. Все уезжают в город — в Питер, Витебск, Минск. «Если ты остался в Сарье или Верхнедвинске, тебе не повезло», — так здесь рассуждают. А вот я не согласен. Нашел в архивах письма сарьянцев восьмидесятых годов: «Когда я вырасту, мечтаю стать свинаркой-передовиком, как моя бабушка. Или трактористом, как мой дед. Космонавтом». А нынешнее поколение пишет: «Минск, заграница, Россия, Москва». Никто не хочет оставаться здесь!

Ютубер Антон Птушкин снимает замечательные видео. Вот я смотрел недавний выпуск про Норвегию. Да, все уехали из деревень в Осло и другие крупные города, но домик прабабушки у леса сохраняют и вылизывают, проводят там каждые выходные. А что мы?.. Здесь, на Сарьянщине, был геноцид. Все как в фильме «Иди и смотри». Каратели СС охотились на партизан, согнали и сожгли сотни человек в Росице, других угнали в лагерь в Саласпилс. Цинично назвали это операцией «Зимнее волшебство». Я сумел найти бабушку, которой повезло сбежать в лес, и дедушку, который пережил Саласпилс. Выложил интервью с ними на YouTube. Дедушку (тогда еще мальчишку) забрали к себе латышские фермеры, приняли как своего. Есть фото, где он стоит рядом с велосипедом — это все равно как Maybach по тем временам. Но он вернулся обратно в Беларусь, в Сарью, на спаленную землю! Это очень трепетная история.

Мы с детьми путешествуем, и в наших походах я рассказываю им такие истории. Вот эту рубашку, в которой сейчас даю вам интервью, я нашел в шкафу заброшенного дома с ценником «1986 год». Там во-о-от такие кипы фотографий! Если их смотреть, слезы наворачиваются. Живая история! Но никому это не нужно. По программе благоустройства села заброшенные дома просто сжигают.

Похоже, в одном Денис все-таки не прав. История Сарьи нужна — как минимум ему самому.

— Я не говорю, что всем нужно вернуться в деревню и там жить. Хотя что мешает провести оптоволокно и отлично устроиться, удаленно зарабатывая в IT?.. Но сохранить память о родном доме в любом случае нужно. Хотя бы забрать старые фотографии. Иначе как ответить себе на вопросы «Откуда я?», «Кто я есть?». В Сарье, увы, не рассуждают такими категориями. Мужики днями и ночами работают на комбайне, чтобы в посевную заработать свою тысячу или тысячи и купить… огромную плазму. Красивая картинка на экране — это способ сбежать от реальности. Многие уходят в алкоголь. Деревня живет небогато. Вот мы идем в поход с ребятами на 20—40 километров, а родители дают им обувь на два размера меньше, потому что другой нет. Натирают ноги до кровавых мозолей.

Я хочу сказать, что не все так плохо. Но проблем хватает.

Главное, нет развития. «Я хочу переехать в город!» — «Почему?» — «Смогу ходить на танцы. Ведь в деревне ни одного кружка, который мне подходит». Как-то приехали на экскурсию в Витебск, дети увидели прилизанный город, KFC, ролики и велосипеды на набережной — идут и озираются. В итоге у них остается ощущение, что город — это вечный праздник. Они же не понимают, что будут работать с восьми до восьми в «Евроопте», приходить домой и вытягивать уставшие ноги у телевизора, забыв о своих мечтах… Поехали однажды с учеником в Минск на конференцию. Едем в метро, а он такой: «Сегодня какой-то праздник? Чего они все так чисто и красиво одеты?» Заняли призовое место на конкурсе, я его на радостях решил сводить в кино — первый раз в его жизни, в 3D. Сидим в кинотеатре в специальных очках, смотрим «Мстителей», на экране в зрителей летит молот Тора — и я вижу, как у моего ученика течет слеза… Уверен, в письме в будущее он напишет, что хочет жить в Минске, «в вечном празднике».

«Физрук подсел на Armani»

Душевность деревни и метафизические вопросы прошлого, будущего и самоидентификации не отменяют реальности, в которой Денис Козлов хочет зарабатывать приличные деньги. Конфликт между внутренним историком и предпринимателем он решил по-своему.

— Когда родилась моя старшая дочь, Амелия, я понял, что учительской зарплаты не хватает. Тогда я взял деньги, которые государство дает за рождение первого ребенка, и вложил в парфюмерный магазин — продавал на разлив реплики известных брендов, сделанные в Болгарии. Оформил ИП, открыл точку, посадил продавца, узнал, как работает белорусская экономика, налогообложение, бюрократизм… До пандемии приезжало много латышей. Они выигрывали на разнице курсов валют. Дома могли купить в дьюти-фри одну баночку духов за €50, а у меня за эти деньги — чуть ли не пять ароматов. До трех я работал в школе, а потом мчался в магазин. Научился неплохо разбираться в запахах. Мой любимый аромат был Invictus от Paco Rabanne. Физрук подсел на Acqua di Gio от Armani. Учительницы всегда почему-то выбирали «Императрицу» Dolche & Gabbana. Я уже мог определять характер человека по тому, какой аромат ему нравится. (Улыбается. — Прим. Onlíner.) Это был поток денег, которые постоянно нужно куда-то вкладывать, как в «Монополии». Уже начали и маникюры делать, и педикюры при магазине… Я все изучил. В голове вместе с историческими датами вертелись виды лаков, базы, топы, стразы…

Но случилась пандемия, граница закрылась, латыши приезжать перестали. Я потерял клиентов. Этот эксперимент провалился, хотя и послужил важным опытом. Пришлось закрыть магазин. Кроме того, я делил свою жизнь надвое — и не мог стать настоящим профессионалом ни там, ни там. Передо мной встал выбор: бросить школу и быть предпринимателем, который откроет несколько точек в округе, или остаться учителем? Непростой момент.

Именно тогда, выступая на очень крутой площадке EdCamp, я узнал о проекте «Учитель для Беларуси». Решил: если пройду, останусь в школе, а нет — стану водителем фуры. Пусть это будет знаком. Да, мои дети могут есть сыр и мясо, но строить дом или обновить машину — об этом невозможно думать с учительской зарплатой… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что прошел отбор!

В итоге мне доплачивают 250 рублей в месяц плюс 150 рублей компенсации за жилье. Мало того, для моего проекта о походах нашли трех спонсоров, которые дали 5150 рублей на снаряжение и мебель для музея, где мы храним все ценное, что находим в экспедициях. А ведь мы начинали со старых истрепанных палаток!

Проект дал мне колоссальную поддержку. Даже морально — чувствуешь, что за тобой есть некая учительская сила. Ребята подглядывают, как работают в западных школах и хороших российских частных школах, щедро делятся опытом. Прямо сейчас у них стартует четвертый набор — пусть придут хорошие люди. Для участия не обязательно быть педагогом по образованию, достаточно желания стать учителем в школе, вести тот предмет, который знаете и любите.

Мы стоим на веревочном мосту, переброшенном через Сарьянку. Здесь проходят боевое крещение байдарочники перед тем, как решиться на опасный сплав в Карелии. Мост, как и положено, шатается. Но Денис уверенно ведет нас на тот берег: единственная в Беларуси канадская сосна веймутова стоит того, чтобы быть увиденной.

Наверное, он знает, куда идет.

— Каждый раз, когда я собирался бросить учительство, что-то останавливало меня. Происходили чудеса. Сломался двигатель в машине, не могу добраться до школы — нашелся человек, который бесплатно его заменил. Понадобился музей для находок из экспедиций — пожалуйста, вот спонсоры. Пока мои ученики здесь, я остаюсь здесь. И кто знает, возможно, они вырастут и поедут в Минск, будут делать бизнес или учить ваших детей. Мне важно оставить что-то светлое.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ на тему повар
  • Рассказ на тему почему важно соблюдать законы
  • Рассказ на тему повествование
  • Рассказ на тему остаться у разбитого корыта о дружбе по простому для родителей
  • Рассказ на тему поход