План-конспект урока по теме «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» в 8 классе
1. Цель урока — познакомиться с написанием химических формул и определением относительной атомной и молекулярной массы.
2. Задачи:
а) предметные (образовательные) — продолжить формированием понятия «химическая формула», рассмотреть понятие «индекс», «коэффициент», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», научиться рассчитывать их, изучить закон постоянства состава.
б) развивающие — продолжить развитие у учащихся мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление; продолжить развитие «химического» мышления.
в) личностно – ориентированные (воспитательные) — продолжить развитие научного мировоззрения.
3. Формы организации урока: беседа, рассказ, фронтальный опрос, индивидуальный вопрос, химический диктант, самостоятельная работа.
4. Тип урока: комбинированный (контрольно-учетный, изучение нового материала).
5. Методы, методические приемы: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
6. Оборудование: учебник О.С. Габриелян Химия 8 класс. М.: Просвещение, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, калькулятор, мел, доска.
7. Ход урока:
а) организационный момент — приветствие, настрой на урок. Отметим, кто отсутствует на уроке.
б) проверка домашнего задания — химический диктант:
1 вариант | 2 вариант |
1. Алюминий | 1. Кальций |
2. Калий | 2. Магний |
3. Водород | 3. Кислород |
4. Железо | 4. Кремний |
5. Марганец | 5. Натрий |
6. Медь | 6. Серебро |
7. Углерод | 7. Азот |
8. Азот | 8. Сера |
9. Фосфор | 9. Цинк |
Второе задание —
1 вариант. Записать номер элемента, номер периода, его вид — малый или большой, номер группы и ее тип — главная или побочная, для Са (20). 2 вариант для фосфора (15).
в) актуализация знаний, определение темы урока —
Учитель: запишите тему урока в тетрадь «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса».
г) изучение нового материала —
Учитель: на прошлом уроке мы с вами сказали, что символы химических элементов («буквы») складываются в химические формулы («слова»). Мы знаем, что в молекуле воды 2 атома водорода и 1 атом кислорода. Химическая формула воды — Н2О (читаем «аш-два-о»). Химическая формула— условная запись количественного и качественного состава вещества
Число атомов химического элемента в формуле записывается с помощью индексов, индекс 1 не пишут. Формулы простых веществ водорода и кислорода, молекулы которых состоят из 2 одинаковых атомов, записывают Н2 и О2.(читают аш-два, о-два).
Чтобы отразить число молекул, используют коэффициенты — 2СО2. (читают два-цэ-о-два). Означает две молекулы углекислого газа, каждая из которых состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода. Аналогично записывают коэффициенты, когда указывают число свободных атомов химического элемента. Например, 5 Fe (5 атомов железа) и 7O (7 атомов кислорода).
Как мы знаем, вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов. Размеры молекул малы, а атомов еще меньше. Поэтому их невозможно рассмотреть даже в самые лучшие микроскопы с увеличением в 40 000 раз. Поэтому раз размеры молекул и атомов малы, то и ничтожны малы их массы. ученые рассчитали, что масса атома водорода равна 1, 674*10-24 г, масса атома кислорода равна 2, 66*10-23 г, масса атома углерода равна 1,993 *10-23 г, масса молекула воды равна 3, 002*10-23 г.
Давайте рассчитаем во сколько раз масса атома углерода больше массы атома водорода:
1,993*10-23/0,1674*10-23=12. Величина показывает во сколько раз масса атома данного химического элемента (углерода) больше массы атома водорода, то есть являются относительными. Принято, что относительная атомная масса элемента — это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. Обозначение Аr. Значение в ПС. Примеры. Исключение хлор=35,5.
К основным законам химии относится закон постоянства состава:
Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав.
Атомно-молекулярное учение позволяет объяснить закон постоянства состава. Поскольку атомы имеют постоянную массу, то и массовый состав вещества в целом постоянен.
Закон постоянства состава впервые сформулировал французский ученый-химик Ж.Пруст в 1808 г.
Поскольку численные значения атомных масс Fe, S и их относительных атомных масс Ar(Fe), Ar(S) совпадают, можно записать:Ar(Fe):Ar(S) = 56:32 = 7:4.
Также мы можем найти молекулярную массу вещества. Обозначение Мr.
Нужно сложить относительные атомные массы элементов, образующих вещество, с учетом числа атомов, например:
Мr (Н2О)=2 Ar(Н)+ Ar(О)=2*1+16=18.
Мr (СО2)= Ar(С)+2 Ar(О)=12+2*16=44.
Здесь также можем применить закон постоянства состава: соотношение масс элементов в СО2— m(C):m(O)=12:32=1:2,6.
Итак, химическая формула содержит важную информацию о веществе (например СО2):
1) конкретное вещество — углекислый газ,
2) качественный состав — состоит из двух элементов — углерода и кислорода,
3) тип вещества — сложное вещество,
4) количественный состав вещества — в молекуле содержится 1 атом углерода и 2 атома кислорода,
5) относительную молекулярную массу,
6) соотношение масс элементов в этом веществе.
д) применение знаний и умений в новой ситуации — вычислите относительные молекулярные массы веществ.
Mr (Cu2O)=
Mr (Na3PO4)=
Mr (AlCl3)=
8. Домашнее задание: §6-7, рассчитать Mr (KNO3), Mr (HCl), Mr(ZnS).
29.11.2021
Тема «Круговорот воды в природе»
Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.
«Познавательное развитие»
развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Речевое развитие»
Активизировать словарный запас детей;
развивать умение рассуждать и сопоставлять, делать выводы;
« Социально-коммуникативное развитие»
умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.
развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие»
формировать умение отображать в рисунке полученные знания.
«Физическое развитие»
уточнение правил безопасности при проведении опытов.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей через подвижные игры.
Материалы для занятия
Электрический чайник. Холодное стекло для демонстрации круговорота воды в природе.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему» В ОДА».
Глобус или карта мира.
ХОД
1.В-ль предлагает посмотреть на иллюстрации и вспомнить и вспомнить то, что узнали на прошлых занятиях, а затем поиграть в игру «Разрезные картинки»
Описание игры: на столе разложены картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки « рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками « кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки и подойти к столу. Помеченному таким же цветом что и « рубашка «на картинке .Сложить картинки, рассмотреть их и сказать , что общего во всех изображениях- источники воды.
Затем с помощью вопросов обобщить знания. Полученные ранее.
-На Земле вода содержится во многих водоемах
-В морях и океанах вода соленая. она непригодна для питья
-В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки пригодна для питья
2.А теперь поговорим о том как вода попадает к нам в квартиры ( вода поступает со станции очистки, туда – из рек. озер и подземных водохранилищ)
Наш город большой и воды требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Скажите, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?( ответы детей).
Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы.
Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
В-ль: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся? Я туда наливала только воду.
С помощью детей в – ль формирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
Затем к струе пара в — ль подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, вы
Оценить
113
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №98
Конспект НОД
Тема: «Круговорот воды в природе»
(Познавательное развитие)
2-ая подготовительная группа
воспитатель Цховребова Аида Алексеевна
Тема «Круговорот воды в природе»
Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.
«Познавательное развитие»
-
развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Речевое развитие»
-
Активизировать словарный запас детей;
-
развивать умение рассуждать и сопоставлять, делать выводы;
« Социально-коммуникативное развитие»
-
умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.
-
развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие»
-
формировать умение отображать в рисунке полученные знания.
«Физическое развитие»
-
уточнение правил безопасности при проведении опытов.
-
Накопление и обогащение двигательного опыта детей через подвижные игры.
Материалы для занятия
Электрический чайник. Холодное стекло для демонстрации круговорота воды в природе.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему» В ОДА».
Глобус или карта мира.
ХОД
1.В-ль предлагает посмотреть на иллюстрации и вспомнить и вспомнить то, что узнали на прошлых занятиях, а затем поиграть в игру «Разрезные картинки»
Описание игры: на столе разложены картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки « рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками « кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки и подойти к столу. Помеченному таким же цветом что и « рубашка «на картинке .Сложить картинки, рассмотреть их и сказать , что общего во всех изображениях- источники воды.
Затем с помощью вопросов обобщить знания. Полученные ранее.
-На Земле вода содержится во многих водоемах
-В морях и океанах вода соленая. она непригодна для питья
-В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки пригодна для питья
2.А теперь поговорим о том как вода попадает к нам в квартиры ( вода поступает со станции очистки, туда – из рек. озер и подземных водохранилищ)
Наш город большой и воды требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Скажите, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?( ответы детей).
Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы.
Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
В-ль: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся? Я туда наливала только воду.
С помощью детей в – ль формирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
Затем к струе пара в — ль подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирают в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда?
Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым и сухим. Дети делают вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
В-ль: так происходит и в природе каждый день. Солнце нагревает воду в морях и океанах ,реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде
Пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
(Свой рассказ в-ль иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды).
3.Игра «Умные капельки».
В-ль предлагает встать в круг, взяться за руки. Наш круг ,как и вода может менять свою форму(вытягиваются в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается , вам становится жарко .Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас двигаться(дети бегают по группе) и каждый из вас движется сам по себе- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно .надо встать поближе друг к другу. Обнять друг друга. Посмотрите. теперь нашу группу нельзя растянуть. Она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите, как связаны частички друг с другом.
Дети делают выводы.
-Когда вода находится в виде пара, связей между частичками практически нет. Каждая частичка движется как будто сама по себе
-В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные. Но они очень гибкие и эластичные. по этому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
-А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии –это лед, имеющий свою форму.
4.Ребята,кто-то к нам стучится.( входит»капелька», плачет) Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Рассказ капельки: на земле много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. Каждый водоем- это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают растения и животные. И сама вода в водоеме меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных. Которые в нем живут.
Изменения воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить обитатели водоема. Иногда возле водоемов моют машины, выбрасывают отходы пищи .бумагу. осколки стекла .консервные банки. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязно, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.
Поэтому, загрязняя водоемы люди вредят сами себе: они получат меньше чистой воды и рыбы. И какой мы делаем вывод? (ответы детей).
Правильно :надо ценить чистую воду .Помогите мне создать книгу добрых идей и дел.
5.Создание книги : «Книга добрых идей и дел».
В-ль записывает предложения детей с идеями. Можно нарисовать плакаты – что нельзя делать. Подарить ее Капельке. Она благодарит детей и уходит.
Итог. Рефлексия:
-О чем мы сегодня говорили?
-Что нового узнали?
Молодцы, ребята. Я вами горжусь
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472127-konspekt-nod-tema-krugovorot-vody-v-prirode
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Сарья заметена снегом. В этой крошечной деревне на границе с Латвией официально значатся полтысячи человек, но многие давно уехали. И все же в любом туристическом гайде по Беларуси вы обязательно найдете сарьянский старинный костел из красного кирпича — спасибо шляхтичу Игнатию Лопатинскому и прусскому архитектору Густаву Шахту. Денис Козлов, 27-летний учитель истории, почти каждый день заводит свой старенький дребезжащий Ford и проезжает 21 километр из Верхнедвинска в Сарью. Зачем он это делает? Неужели отправился сюда, на «край света» ради тридцати мальчишек и девчонок?.. В темное декабрьское время мы приехали в деревню в поисках хорошей истории, но нашли, кажется, нечто куда более ценное — тишину и покой.
«Никогда не стеснялся того, что я из „вёскі“»
Денис родился в поселке Лиозно («Пожалуйста, напишите Лёзно, у нас только так говорят»), на родине Марка Шагала, и называет себя сельским парнем. «От одной границы переехал к другой», — шутит он. В учительской квартире в Верхнедвинске топится камин, каменную часть которого Денис собрал своими руками, и мы говорим, говорим, говорим…
— Мой отец был бульдозеристом. И я хотел стать бульдозеристом, причем уже в четвертом поколении. Отец ездил в Москву, работал на импортной технике, строил дороги и зарабатывал больше тысячи евро — по тем временам безбедное существование. Но классу к седьмому папа сказал мне: «Денис, мне кажется, у тебя есть бóльшие способности». Историю я знал, ездил на всякие конкурсы, «Что? Где? Когда?». Но чтобы стать учителем — таких мыслей не было. Отец решил действовать от обратного — показать мне изнанку. Брал с собой на работу. Представьте, зимой нужно натаскать 80 литров горячей воды, прогреть паяльной лампой все трубки, а в конце дня почистить ходовую. Летом не легче: жара 30 градусов, кондера нет, двигатель нагревается до 120, из кустов, которые ты корчуешь, в кабину залетают здоровенные оводни… Тогда я окончательно понял: если мне дано больше, почему бы этим не воспользоваться?
Моя первая учительница истории была очень строгой, всегда требовала, чтобы даты и понятия мы знали досконально. Потому у меня было негативное отношение к предмету. Но на экзамене в девятом классе, когда я скромно протянул руку к стопке билетов на 6—7 баллов, она подняла бровь: «Денис, мне кажется, вы можете больше», — и недвусмысленно указала на стопку с билетами на 8—10 баллов.
Старшие классы Денис провел, зазубривая наизусть тома энциклопедий. Новая учительница, Алла Евгеньевна, смотрела на мир иначе: «История, вообще-то, простая. Она движется по спирали. Все повторяется, лишь сменяются декорации. Но не меняются люди». Почти интуитивно, лишь раз побывав там на экскурсии, Денис выбрал Полоцк — государственный университет, историко-филологический факультет.
— Когда я поступал, было только пять бюджетных мест, и мне не хватило ровно одного балла, чтобы пройти на бесплатное. Обидно. Но в итоге те, кто эти баллы «забрал» и поступил на бюджет, работают официанткой в пиццерии и продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Я стал «Учителем для Беларуси», а мой друг, который тоже учился на платном, сейчас директор школы в Полоцке. Такие дела.
Полоцкий университет очень сильный. У нас было много экспедиций, археологических раскопок. Что такое этнографическая экспедиция? Приезжаешь в деревню, условно, Бочейково Бешенковичского района и месяц ходишь пешком, по двадцать километров за день, раз за разом увеличивая кольцо опрошенных бабуль и дедуль. «Тук-тук-тук, есть ли здесь старые жители? Расскажите, как жили в старину, как свадьбы гуляли…» — «Да, зайдите к Митрофановне». И ты слушаешь — час, два, пять. Песни, сказки, рассказы…
Я никогда не стеснялся того, что я из «вёскі». Все курсовые и диплом писал про Лиозненщину. У меня был высокий средний балл, и поэтому универ сделал мне скидку на обучение— 60%. На последнем курсе подрабатывал экскурсоводом в туристической фирме, получал неплохие деньги и много где побывал. После университета я поступил в магистратуру и вернулся домой. Мне предлагали частную школу в Минске и зарплату в тысячу рублей. Но что делать в Минске без жилья? Я отказался. Еще были варианты в Москве и Латвии… В тот момент я познакомился с Женей. Видел ее всего четыре раза, прежде чем понять, что это мой человек, и спросить: «А что, если нам пожениться?» Представляете, она согласилась! (Смеется. — Прим. Onlíner.) 14 августа 2016-го была наша свадьба. Через год с лишним родилась Амелия, еще через два — Аверьян. Помню, дедушка всегда говорил: «Жена — это подруга жизни». И я тоже так хочу. Хочу рассказывать детям о нас с Женей.
«Какой еще дурак поедет историком в Сарью?»
— Незадолго до свадьбы мне позвонил знакомый и предложил пожить в пустующей квартире в Верхнедвинске. А я вообще такой человек — люблю экспериментировать со своей жизнью. Говорю: «Почему бы и нет?» Так мы с Женей оказались в Верхнедвинске. Квартира была в разбомбленном состоянии, мы целый год приводили ее в порядок.
Прихожу в райисполком, открываю дверь в отдел образования: «Есть ли у вас работа?» Мне говорят: «Конечно! Замечательная школа в Сарье — новая, чистая, светлая. Всего пару километров от Верхнедвинска. Автобусов куча идет, попуток». Приезжаю первый раз в Сарью — 21 километр в одну сторону… Зато какой вид — храм прямо под окнами школы!
Мы едем из Верхнедвинска в Сарью, наблюдая, как Дрисса впадает в Западную Двину. Уже через двадцать километров она станет латышской Даугавой… Этот путь — туда и обратно — Денис Козлов проделывает уже пять с лишним лет.
Нетронутость хвой, пухлый белый снег. Отличное место, чтобы подумать: для чего я вообще живу?
В XIX веке помещик Лопатинский отвечал на этот вопрос своеобразным способом: на том месте, где в 1971 году будет стоять сарьянская школа, он построил оранжереи. Еще одно его творение — величественный костел из красного кирпича (пламенная неоготика, жест любви к умершей жене) после революции пережил судьбу большинства святынь: здесь был склад. В 1990 году храм вернули верующим. Теперь это Свято-Успенская церковь.
— В Сарье мне сразу досталось 36 часов — это максимальная ставка. Веду всемирную историю, историю Беларуси, обществоведение, искусство, географию, кружок по краеведению. Плюс я педагог-организатор. Зарплата у меня 1100—1200 рублей. Работаю с 08:00 до 15:00. Для учителя это много: дети забирают тонны энергии. Но я не жалуюсь.
Дети искренние и не такие глупые, как думают взрослые. Почему я все-таки стал учителем? Да это просто эгоистическая задумка — остаться в памяти детей как можно дольше. (Улыбается. — Прим. Onlíner.)
Так Денис стал Денисом Ивановичем — не просто историком в деревенской школе, а человеком, который основал клуб «Вандроўкі аматараў гісторыі», что-то такое затронул в душах своих учеников, что те стали ходить с ним в походы — и в дождь, и в снег, и за двадцать, и за сорок километров…
— Я считаю, отметки — это вообще не главное. Как и ЦТ. Олимпиады ненавижу. «Назовите номер вагона, в котором Ленин приехал из ссылки» — бесполезно, бессмысленно. Я считаю, главная задача учителя сегодня — научить детей находить достоверную информацию в лавине соцсетей и мессенджеров. Я не надел на себя корону, которая говорит: «Нынешние дети тупые, потому что сидят в TikTok, мы были умнее!» Конечно, те, кто вырос под Кобзона и Магомаева, считают, что «Кар-мэн» — это отстой. Как мой дед считал, что The Beatles — это отстой. И как отец входил ко мне в комнату и морщился, услышав «Сплин»: «Что это за песни вообще?» Но правда заключается в том, что каждое поколение глубокое и думающее по-своему.
Я учу примерно 27 учеников, из них 15 всегда со мной в походах. Вот вы уедете, а мы через пару дней пойдем в экспедицию в деревню — на лыжах, 15 километров в одну сторону. Дети вряд ли будут вспоминать самый лучший, методически правильный урок, но точно на всю жизнь запомнят поход с палатками в конце четверти… Я не герой. Я живу для себя и работаю в удовольствие, кайфую от походов, дети это чувствуют — и тоже со мной кайфуют. Ну скажите, какой еще дурак поедет историком в Сарью? (Смеется. — Прим. Onlíner.)
«Никто не хочет оставаться здесь»
— Скажу как есть: деревня умирает. В 2015 году в нашей школе было 100 учеников, сейчас — 52. Интеллигенции становится все меньше. Из тридцати сотрудников школы только четыре молодых учителя. Все уезжают в город — в Питер, Витебск, Минск. «Если ты остался в Сарье или Верхнедвинске, тебе не повезло», — так здесь рассуждают. А вот я не согласен. Нашел в архивах письма сарьянцев восьмидесятых годов: «Когда я вырасту, мечтаю стать свинаркой-передовиком, как моя бабушка. Или трактористом, как мой дед. Космонавтом». А нынешнее поколение пишет: «Минск, заграница, Россия, Москва». Никто не хочет оставаться здесь!
Ютубер Антон Птушкин снимает замечательные видео. Вот я смотрел недавний выпуск про Норвегию. Да, все уехали из деревень в Осло и другие крупные города, но домик прабабушки у леса сохраняют и вылизывают, проводят там каждые выходные. А что мы?.. Здесь, на Сарьянщине, был геноцид. Все как в фильме «Иди и смотри». Каратели СС охотились на партизан, согнали и сожгли сотни человек в Росице, других угнали в лагерь в Саласпилс. Цинично назвали это операцией «Зимнее волшебство». Я сумел найти бабушку, которой повезло сбежать в лес, и дедушку, который пережил Саласпилс. Выложил интервью с ними на YouTube. Дедушку (тогда еще мальчишку) забрали к себе латышские фермеры, приняли как своего. Есть фото, где он стоит рядом с велосипедом — это все равно как Maybach по тем временам. Но он вернулся обратно в Беларусь, в Сарью, на спаленную землю! Это очень трепетная история.
Мы с детьми путешествуем, и в наших походах я рассказываю им такие истории. Вот эту рубашку, в которой сейчас даю вам интервью, я нашел в шкафу заброшенного дома с ценником «1986 год». Там во-о-от такие кипы фотографий! Если их смотреть, слезы наворачиваются. Живая история! Но никому это не нужно. По программе благоустройства села заброшенные дома просто сжигают.
Похоже, в одном Денис все-таки не прав. История Сарьи нужна — как минимум ему самому.
— Я не говорю, что всем нужно вернуться в деревню и там жить. Хотя что мешает провести оптоволокно и отлично устроиться, удаленно зарабатывая в IT?.. Но сохранить память о родном доме в любом случае нужно. Хотя бы забрать старые фотографии. Иначе как ответить себе на вопросы «Откуда я?», «Кто я есть?». В Сарье, увы, не рассуждают такими категориями. Мужики днями и ночами работают на комбайне, чтобы в посевную заработать свою тысячу или тысячи и купить… огромную плазму. Красивая картинка на экране — это способ сбежать от реальности. Многие уходят в алкоголь. Деревня живет небогато. Вот мы идем в поход с ребятами на 20—40 километров, а родители дают им обувь на два размера меньше, потому что другой нет. Натирают ноги до кровавых мозолей.
Я хочу сказать, что не все так плохо. Но проблем хватает.
Главное, нет развития. «Я хочу переехать в город!» — «Почему?» — «Смогу ходить на танцы. Ведь в деревне ни одного кружка, который мне подходит». Как-то приехали на экскурсию в Витебск, дети увидели прилизанный город, KFC, ролики и велосипеды на набережной — идут и озираются. В итоге у них остается ощущение, что город — это вечный праздник. Они же не понимают, что будут работать с восьми до восьми в «Евроопте», приходить домой и вытягивать уставшие ноги у телевизора, забыв о своих мечтах… Поехали однажды с учеником в Минск на конференцию. Едем в метро, а он такой: «Сегодня какой-то праздник? Чего они все так чисто и красиво одеты?» Заняли призовое место на конкурсе, я его на радостях решил сводить в кино — первый раз в его жизни, в 3D. Сидим в кинотеатре в специальных очках, смотрим «Мстителей», на экране в зрителей летит молот Тора — и я вижу, как у моего ученика течет слеза… Уверен, в письме в будущее он напишет, что хочет жить в Минске, «в вечном празднике».
«Физрук подсел на Armani»
Душевность деревни и метафизические вопросы прошлого, будущего и самоидентификации не отменяют реальности, в которой Денис Козлов хочет зарабатывать приличные деньги. Конфликт между внутренним историком и предпринимателем он решил по-своему.
— Когда родилась моя старшая дочь, Амелия, я понял, что учительской зарплаты не хватает. Тогда я взял деньги, которые государство дает за рождение первого ребенка, и вложил в парфюмерный магазин — продавал на разлив реплики известных брендов, сделанные в Болгарии. Оформил ИП, открыл точку, посадил продавца, узнал, как работает белорусская экономика, налогообложение, бюрократизм… До пандемии приезжало много латышей. Они выигрывали на разнице курсов валют. Дома могли купить в дьюти-фри одну баночку духов за €50, а у меня за эти деньги — чуть ли не пять ароматов. До трех я работал в школе, а потом мчался в магазин. Научился неплохо разбираться в запахах. Мой любимый аромат был Invictus от Paco Rabanne. Физрук подсел на Acqua di Gio от Armani. Учительницы всегда почему-то выбирали «Императрицу» Dolche & Gabbana. Я уже мог определять характер человека по тому, какой аромат ему нравится. (Улыбается. — Прим. Onlíner.) Это был поток денег, которые постоянно нужно куда-то вкладывать, как в «Монополии». Уже начали и маникюры делать, и педикюры при магазине… Я все изучил. В голове вместе с историческими датами вертелись виды лаков, базы, топы, стразы…
Но случилась пандемия, граница закрылась, латыши приезжать перестали. Я потерял клиентов. Этот эксперимент провалился, хотя и послужил важным опытом. Пришлось закрыть магазин. Кроме того, я делил свою жизнь надвое — и не мог стать настоящим профессионалом ни там, ни там. Передо мной встал выбор: бросить школу и быть предпринимателем, который откроет несколько точек в округе, или остаться учителем? Непростой момент.
Именно тогда, выступая на очень крутой площадке EdCamp, я узнал о проекте «Учитель для Беларуси». Решил: если пройду, останусь в школе, а нет — стану водителем фуры. Пусть это будет знаком. Да, мои дети могут есть сыр и мясо, но строить дом или обновить машину — об этом невозможно думать с учительской зарплатой… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что прошел отбор!
В итоге мне доплачивают 250 рублей в месяц плюс 150 рублей компенсации за жилье. Мало того, для моего проекта о походах нашли трех спонсоров, которые дали 5150 рублей на снаряжение и мебель для музея, где мы храним все ценное, что находим в экспедициях. А ведь мы начинали со старых истрепанных палаток!
Проект дал мне колоссальную поддержку. Даже морально — чувствуешь, что за тобой есть некая учительская сила. Ребята подглядывают, как работают в западных школах и хороших российских частных школах, щедро делятся опытом. Прямо сейчас у них стартует четвертый набор — пусть придут хорошие люди. Для участия не обязательно быть педагогом по образованию, достаточно желания стать учителем в школе, вести тот предмет, который знаете и любите.
Мы стоим на веревочном мосту, переброшенном через Сарьянку. Здесь проходят боевое крещение байдарочники перед тем, как решиться на опасный сплав в Карелии. Мост, как и положено, шатается. Но Денис уверенно ведет нас на тот берег: единственная в Беларуси канадская сосна веймутова стоит того, чтобы быть увиденной.
Наверное, он знает, куда идет.
— Каждый раз, когда я собирался бросить учительство, что-то останавливало меня. Происходили чудеса. Сломался двигатель в машине, не могу добраться до школы — нашелся человек, который бесплатно его заменил. Понадобился музей для находок из экспедиций — пожалуйста, вот спонсоры. Пока мои ученики здесь, я остаюсь здесь. И кто знает, возможно, они вырастут и поедут в Минск, будут делать бизнес или учить ваших детей. Мне важно оставить что-то светлое.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by