Цель сообщения: повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень (французский писатель)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уро
И в силу этого, формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образовани
Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.
Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребе
Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:
— логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностя
— мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналоги
— сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение
— любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.)
— находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач
— вариативного мышления, воображения, творческих способностей
— мелкой моторики
Ознакомление:
— с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления
— с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
Формирование опыта:
— аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключени
— работы по правилу и образцу;
— фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
— выбора способов преодоления затруднения;
— постановки учебной (познавательной) задачи, планирования сво
действии
— проверки результатов своих действий, исправления ошибо
Воспитание:
— нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
— положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение несколь
Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.
Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.
Согласно современным требованиям преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, поэтому в основу образовательного процесса легла проблемно-игровая технология. Логико-математическое развитие осуществляется через использование различного игрового занимательного материала:
- Логические задачи и упражнения,
- Игры-головоломки,
- Дидактические игры и упражнения,
- Логико-математические игры,
- Задачи-шутки,
- Конструирование (большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана).
- Экспериментированию — решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
На начальном этапе можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, деревянные пазлы, кубики, пирамидки, недостающей в ряду фигуры, игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Огромное значение для развития логического мышления имеют Игры-головоломки.
Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, спичками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Это такие игры как «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и «Чудесный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Тетрис» и др.
Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.
Для этого используются «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», «Геоконт Воскобовича», а также шашки, шахматы.
Из всего многообразия игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Главное предназначение, которых состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.
Дидактические игры. Направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях, мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.
- Дидактическая игра «Паровозик». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить умение различать соседей числа.
- Дидактическая игра «Соберем урожай». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить состав чисел.
- Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры.
- Дидактическая игра «Рыбалка». Возраст 5-6 лет. Цель: познакомить и закрепить состав чисел
- Дидактическая игра «Большая стирка». Возраст 5-6 лет. Цель: познакомить и закрепить состав чисел.
- Дидактическая игра «Почини сапоги». Возраст 4-5 лет. Цель: уметь соотносить геометрические фигуры.
- Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне». Возраст 4-5 лет. Цели: закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.
- Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша). Возраст 5-6 лет. Цели: закрепить знания о геометрических фигурах; упражнять в умении «читать» схемы-указания; развивать образное мышление, воображение.
Для воспитателей: «Загадки – перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок).
- Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта).
- У полицейского ботинки мокнут (На воре шапка горит).
- Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь).
- Занялся ерундой – трусливо сиди дома (Сделал дело – гуляй смело).
- Лежу перед окном у светлицы сухой… (Сижу за решеткой в темнице сырой…).
- Леди в карете – скакунам тяжелее (Баба с воза – кобыле легче).
- Счастье перемещается компанией (Беда не приходит одна).
- От смелости затылок мал (У страха глаза велики).
- Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса).
- Одно счастье – много вопросов (Семь бед – один ответ).
- Цифра как орел – прилетит и в руки (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
- Овец любить – на полянке бегать (Волков бояться – в лес не ходить).
- Одна обувка, и та на кнопках (100 одежек, и все без застежек).
Подводя итоги, можно сказать, что при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, повышается эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В заключении хочу сказать словами Блез Паскаль (французский математик): «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
Используемая литература:
- Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / [З. А. Михайлова и др.]. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 376с.
- Габова, Марина Анатольевна.
Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] : учебное пособие / М. А. Габова. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — 533 с.
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Сын, достойный своей матери в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему. Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. «Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы». «Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания».
Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Автор работы:
Нагибина Дарья Александровна
Учреждение:
ГБОУ школа 525 с углубленным изучением английского языка имени Г.М.Гречко
Детская исследовательская работа по краеведению «Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты» посвящена изучению истории мостов в Питере. Автор дает историческую характеристику самых известных мостов города в формате виртуальной экскурсии.
Подробнее о работе:
В исследовательском проекте по краеведению «Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты» автором представлено специально разработанное пособие для учащихся средней школы, увлечённых изучением истории города. В проекте доступно описано появление и история речных переправ и мостов в Петербурге.
В предложенном проекте по краеведению «Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты» автором были изучены различные источники по исследуемой теме, рассмотрена справочная литература о мостах Питера. В результате сбора информации учащаяся подготовила ряд вопросов и заданий по теме исследования и создала викторину для учеников средней школы. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к истории города, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.
Оглавление
Введение
1. Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты.
2. Викторина.
Заключение
Литература
Введение
При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является
актуальность.
При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории города, является неотъемлемой частью жизни горожан, в том числе и юных петербуржцев. Тема, предложенная для ознакомления, носит социальный характер, так как водные артерии города, речные переправы и мосты являются элементами городской инфраструктуры.
Речными переправами пользуются все жители города, значит, знания о них должны дополнить знания и о других объектах. Мосты как исторические объекты и историческое наследие города составляют историческое прошлое. Данная тема отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.
Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Исторически корни города является частью жизни людей, отражают их нравственные позиции, гражданскую позицию, является национальным достоянием. Изучение истории города начинается с изучения этого предмета в рамках школьного образования. Постичь основы исторического прошлого задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы.
Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по истории города в виде брошюры и ряда вопросов, относящихся к истории города, мостов, речных переправ.
Задачи:
- Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
- Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
- Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
- Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
- Оформить брошюру
- Подготовить презентацию проекта
Этапы работы
Подготовительный
- Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
- Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры
Основной
- Разработка концепции брошюры
- Создание ряда вопросов и ответов к ним
- Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
- Поиск иллюстраций для оформления брошюры
- Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
- Изготовление брошюры
- Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта
Практический
- Пробные варианты брошюры
- Корректировка, исправление текста, вопросов
- Оценка читающих и отвечающих на вопросы
Заключительный
Художественное оформление игры (Приложения)
Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты
Иоанновский мост – считается, самым старым мостом в городе. Сооружен мост в 1738 году. Мост через Кронверкский пролив, соединяет Заячий и Петроградский острова. Это старейший мост в городе, ровесник Санкт-Петербурга. Его история связанна с историей Петропавловской крепости. Изначально мост назывался Петровским. Но уже в 1887 году был переименован в Иоанновский. За все время существования мост неоднократно перестраивался.
Благовещенский (Николаевский) мост— считается первым постоянным мостом через Неву, а в момент сооружения еще и самым протяженным в Европе. Был открыт в 1850 году. Мост раскинут между двумя берегами Большой Невы. По мосту разрешено движение и транспорта, и пешеходов. Строительство началось в 1842 году, уже в 1843 году постройку заложили. Планировалось, что через 4 года работа будет окончена, но срок растянулся на 8 лет. Первый переход через мост сделал Николай 1 в сопровождении своей семьи.
Цветные мосты –все они были построены по проекту В.Гесте. Всего 4 моста (зеленый, синий, красный, желтый). Все мосты стоят на реке Мойка. Но они различаются не только по цвету, у каждого из них своя история.
Зеленый мост— первый чугунный мост в Санкт-Петербурге. В 1868 году название этого моста стало “ Полицейский мост” так как рядом с ним было управление полицией. Но в 1998 году название вернули.
Красный мост – переправа, имеющая статус памятника истории и культуры. Построен был в 1717 году, расположен на Гороховой улице. У Красного есть еще одна особенность – он единственный из четырех мостов менял свою окраску. И до 1778 года назывался “ Белым “.
Синий мост— самый широкий мост. Его ширина составляет 97,3 метров. В городе стоит практически в первозданном виде. В1971 году на спуске моста был установлен гранитный столб с трезубцем Нептуна. На нем были метки олицетворяющие память о крупнейших наводнениях в Санкт-Петербурге.
Желтый (Певческий) мост— самый молодой из разноцветных мостов города. Построенный в 1834 году, был спроектирован архитектором Монферраном. Мост прилегает к Дворцовой площади, и построили его специально для движения войск, которые принимали участие в параде в честь открытия Александрийской колонны.
Эрмитажный мост— самый первый гранитный мост нашего города. Мост перекинут через Зимнюю канавку в 1766 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена. Мост полностью сохранил свой облик до нашего времени. Его длина составляет 12,2 метра, ширина – 28,1 метров. Мост пользуется популярностью у фотографов и художников. В Санкт-Петербурге он является одним из самых романтических символов.
Мост Александра Невского – самый длинный мост, проходящий через Неву в Санкт-Петербурге. Его длина составляет 909 метров. Строительство началось в 1960 году. В 1965 году мост окрестили, когда закончилось строительство. В ноябре 1965 по мосту прошла колонна армейских танков. Они и были испытателями моста, вскоре мост был открыт для автомобилистов Санкт-Петербурга. Отличительная черта данного моста: его 25-метровые крылья разводятся за 2 минуты.
Большеохтинский мост – самый большой пролет имеет именно этот мост. Его длина составляет 334,8 метров. Мост является местным памятником культуры Санкт-Петербурга. В 1909 году 26 июля состоялась торжественная закладка моста. Мост был назван в честь Великого Петра Первого. Все строительство закончилось в 1913 году, но открытие моста состоялось в 1911 году 28 октября. Всего мост имеет 3 пролета, каждый из боковых имеет длину 136 метров. В городе считается, что этот мост самый красивый.
Литейный мост – самое длинное в мире крыло имеет именно этот мост и вес разводного пролета – рекордный в мировой практике — 3225 тонн. Длина одного крыла составляет 67 метров. Строительство началось в 1875 году 30 августа. Руководителем был Аманд Струве. Открытие моста произошло 30 сентября 1879 года. Данный мост во многом отличается от другим в нашем городе, но это его уникальность. Конструкция состоит из 6 пролетов. За 2 минуты мост поднимается под углом 67 градусов.
Викторина
Проведя экскурсию по Петербургу и познакомившись с его мостами, проведем викторину
Задание 1
Вопросы к викторине
Письменно ответь на вопросы
1. Назовите известные вам виды мостов ______________________________
2. Для какой цели служат пешеходные мосты _____________________
3. Можно ли считать некоторые мосты Петербурга произведением искусств ______________________________
4. Можно ли утверждать, что мосты — это гармоничное сочетание науки и искусства? ________________________
5. Были ли в Петербурге мосты до Петра? _____________________________
6. К чему стремился Петер, в нежелании строить мосты? _____________________________
7. Из чего исходил Петр в своем упрямстве при строительстве мостов? __________________________________
8. Каким образом переправлялись петербуржцы через водные преграды? _______________________________
9. Где и когда появился первый наплавной мост, переброшенный через Неву в 1727 году __________________________
10. Во 2-ой половине 18 века появились каменные мосты, пришедшие на смену деревянным. Одновременно с чем они возводились? _____________
11. Что связывает Благовещенский, Литейный, Троицкий мосты _____________________________
12. С середины какого моста (единственного в Петербурге), видны шесть других разводных мостов- __________________________
13. Сколько приблизительно мостов в Петербурге и Ленинградской области мостов? ____________________________
14. Назовите самый длинный и один из самых красивых в России мост, находящийся здесь, в Петербурге ___________________________
15. Назовите самый широкий мост (97 метров), воспринимаемый как часть площади ___________________________
16. Назовите самый длинный разводной мост Петербурга _______________
17. Назовите единственный город в мире, который использует открыточные виды мостов в качестве символов ________________________
18. Чем стали разводки мостов в Петербурге в период навигации и белых ночей _________________________
Сверь свои ответы
1. разводные, пешеходные, автомобильные
2. для переправы через реки и каналы
3. Да
4. Да
5. Нет
6. К приобщению горожан к морскому делу
7. Мосты, по его мнению, могли мешать судоходству
8. Зимой – по льду, летом – с помощью лодок
9. Напротив Исаакиевской площади
10. Возводились вместе с набережными
11. Они были построены к 200-летию Петербурга в 1903 году
12. Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков, Литейный, Сампсониевский
13. Около 800
14. Большой Обуховский мост, длиной 2884 метра
15. Мост через Мойку –Синий. Его еще называют «Невидимка. Он соединяет Казанский,2-ой Адмиралтейский острова, Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом). Еще одно его название «Мост – площадь».
16. Мост Александра –Невского, длиной 905 метров
17. Петербург
18. Шоу мостов Северной столицы
Задание 2
Перед тобой 1-е игровое поле
1. Иоанновский мост | 2. Красный мост |
3. Зеленый мост | 4. Литейный мост |
5. Эрмитажный мост | 6. Александра Невского |
7. Желтый мост | 8. Большеохтинский |
9. Благовещенский (Николаевский) | 10. Синий |
По описанию узнай, о каком из мостов Петербурга идет речь. Сопоставь цифры ответов с цифрами игрового поля
1.Это самый длинный мост Петербурга. Армейские танки стали испытателями его прочности. 2-е минуты требуется для разведения его крыльев
2. Это –самый широкий мост города. Метки на нем рассказывают о крупных наводнениях в Петербурге
3. Это –самый первый гранитный мост. Он является одним из романтических символов Петербурга
4. Это – один из самых красивых мостов города. Он уникален – имеет 3 пролета
5. Это –самый первый мост города. Он – ровесник Петербурга, его история связана с историей строительства Петропавловской крепости. Он соединяет Заячий и Петроградский острова
6. Уникальность этого моста в длине его крыла. Он имеет самое длинное в мире крыло
7. Этот мост единственный из 4-х цветных мостов менял свою окраску
8. Этот мост был специально построен для перехода по нему войск для участия в параде в честь открытия Александровской колонны
9. Этот цветной мост дважды менял свое имя
10. Первый проход по нему сделал со своей семьей император Николай I. Это первый постоянный мост Петербурга
Сверь свои знания
1-6Мост Александро-Невского
2-10 Мост Синий
3-5 Мост Эрмитажный
4-8 Мост Большеохтинский
5-1 Мост Иоанновский
6-4 Мост Литейный
7-2 Мост Красный
8-7 Мост Желтый (он же Певческий)
9-3 Мост Зеленый
10-9 Мост Николаевский (Он же Благовещенский)
Задание 3
Глядя на картинку назови этот мост
Решим математическую задачу
Впиши в пустые места нужные числа.
1. В Неву впадают ________ рек и речек. (Это число на 4 меньше 30). Наиболее крупные из них:
Черная речка – её длина 30000 тысяч метров, ___км.
Мойка – она на 25 км короче Черной речки — ___км.
Мга – её длину можно записать двузначным числом при помощи цифры 9- ___км.
Ижора – её длину можно записать двузначным числом, где в разряде десятков – чётное, делящееся на 3, а в разряде единиц – число, которое кратно 5 и не равно нулю — ___км.
Охта –её длина записывается двузначным числом, где число десятков в три раза больше, чем единиц, и десятков – на 6 больше, чем единиц — ___км.
2. Чем каналы отличаются от рек?
Самый длинный канал в Петербурге – Обводный – его длина около 8 км, один из самых коротких – Зимняя канавка – 508 м. Вырази в одинаковых мерах и сравни длины:
Зимняя канавка ___ дм = ___м Обводный канал ___ км = ___ м
3. Вниз по течению Невы от Смольного собора к Стрелке Васильевского острова отплыли одновременно плот и ялик (вёсельная лодка с гребцами). Что быстрее достигнет общей цели:
Плот или ялик? Почему?
4. Через Обводный канал переброшено 18 мостов, через канал Грибоедова – на 2 больше, через Зимнюю канавку в 6 раз меньше, чем мостов через Обводный. Сколько мостов переброшено через канал Грибоедова? Через Зимнюю канавку? Как ты думаешь, от чего зависит количество мостов, переброшенных через эти каналы?
5. Необычные мосты, у которых ширина превышает длину, — это:
- Казанский мост у Дома книги на Невском проспекте через канал Грибоедова;
- Певческий мост у Капеллы (рядом с Дворцовой площадью) через Мойку;
- Синий мост у Мариинского дворца (позади Исаакиевского собора) через Мойку.
К изображению моста дорисуй (синей полосой) протекающую реку. (ширина моста превышает длину)
6. Длина реки Мойки примерно 5000 м, а канал Грибоедова – 5 км. Что можно сказать об их протяжённости?
7. В нашем городе из 539 мостов – 21 мост разводной. Сколько мостов неразводных?
8. Нева – единственная в мире река, через которую на протяжении 13 км перекинуто 8 мостов. Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт – Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, в центральной части 315, а остальные – в новых районах. Сколько мостов построено в новых районах?
Сверь свои ответы:
1. 26; 30; 5; 99; 65; 93
2. 5080, 508; 8, 8000
3. Вниз по течению лодка с гребцами проплывёт быстрее: и река несёт и весла подталкивают вперед
4. 18+2 = 20 (м.) — через канал Грибоедова;
18:6 = 3 (м.) – чрез Зимнюю канавку.
Количество мостов зависит от протяжённости (длины) канала (чем длиннее канал, тем больше мостов через него); От количества улиц, выходящих на его набережные (чем больше улиц, тем чаще встречаются мосты)
6. Приблизительно одинаковы
7. 518
8. 224
Наше путешествие по городу в рамках проекта по краеведению «Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты» завершено. Мы познакомились с некоторыми его особенностями, историческими памятниками. Одними из них стали петербургские мосты. Они – наше прошлое. Наше наследие, наше богатство, наша радость, наша история. Пусть их будущее будет нашим будущим, пусть они радуют нас летом, осенью, зимой и весной. Пусть разводятся и сходятся, сверкают красотой огней, помогают переправляться через красавицу Неву и множество петербургских рек и каналов.
Литература
- Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу: [Электронный ресурс].
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест»: официальный сайт. — Мосты Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс].
- «КП»-Санкт-Петербург»: Фото: Артем КИЛЬКИН [Электронный ресурс].
- Портал «Всё о Петербурге»: «Мосты Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс].
- The Real Travellers: [Электронный ресурс].
- Александр Чернега/ Энциклопедия достопримечательностей Санкт-Петербурга /»Прогулки по Петербургу»: Мосты [Электронный ресурс].
- Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002
- Коллекции фотографий: [Электронный ресурс].
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
I. Организационный момент.
У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:
“Чтение – вот лучшее…” (учение)
У. — Закончите фразу.
— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?
Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.
II. Разминка « Читалочка».
(На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1. Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2.Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Постановка цели урока.
У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
Д. – Сказка.
У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. – А кто автор этой сказки?
Д. – Александр Сергеевич Пушкин.
У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
Д. Происходит волшебство.
У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»
Д. – Это волшебная сказка.
У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
Д. Старик, Старуха, рыбка.
IV. Работа по теме урока.
У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).
Характер старика | сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый | Характер старухи |
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1.В Где живёт герой?
2.В Чем занимается?
3.В Какие поступки совершает?
4.В Какой характер у героя?
5.В Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Первому характеристику мы дадим старику.
У. – Где живёт старик?
Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
У. Чем занимается старик?
Д. – Старик ловил рыбу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старик ловил неводом рыбу.
У. Какие поступки совершает старик?
Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
Д. Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
« Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
У. — Какой характер у старика?
Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
У. – Докажите, что характер у старика был добрый?
Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
У. – Где живёт старуха?
Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
У. Чем занимается старуха?
Д. – Старуха прядёт свою пряжу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старуха пряла свою пряжу.
У. Какие поступки совершает старуха?
Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
В
Вольная царица.
Владычица морская.
Новое корыто.
В
Столбовая дворянка.
В
Новая изба.
У. — Какой характер у старухи?
Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
Физкультминутка.
— Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились в раз.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Самостоятельная работа.
У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.
( Выслушиваются ответы детей).
У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?
Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».
У. – Почему так изменялось настроение моря?
Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
У. – Вспомните, как называется сказка?
У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
В
Как плохо быть сварливым и жадным.
В
Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)
У. — Спасибо за урок
Как я и обещал в своей рассылке, выпускаю авторский перевод спорной, но весьма познавательной статьи. Итак, поехали!
У вас есть ощущение, что очень сложно найти примеры того, как пермакультурные проекты могут быть и финансово, и экологически успешными?
Вы бы могли начать откладывать деньги, чтобы создать пермакультурную ферму, но если вы не уверены, что она может быть прибыльной и самоокупаемой, то какой смысл? Вы боитесь просто потерять ваши сбережения и остаться «у разбитого корыта» с чувством разочарования.
Я регулярно встречаю людей, которые жалуются на отсутствие проверенных моделей в пермакультуре, и, честно говоря, эти модели трудно найти.
Но они есть, и позвольте мне вас заверить, что они являются прибыльными и жизнеспособными.
Что вы узнаете из этой статьи:
Какими разными бывают масштабы успешных пермакультурных ферм;По одному примеру фермы каждого масштаба и коротко о людях, стоящих за этими проектами;Как работают фермы и состав их доходов — я получил подтверждения этих данных от всех перечисленных людей, кроме Марка Шепарда.Различные прибыльные направления деятельности.И многое другое…
Городской/пригородный масштабParadise Lot/Food Forest Farm: Эрик Тоенсмейер (Eric Toensmeier) и Джонатан Бэйтс (Jonathan Bates) — пригородный участок в 4 сотки — действует 10 лет
Джонатан, Эрик и их семьи управляют придомовым участков в 4 сотки в городе Холиок, штат Массачусетс. Они вместе написали книгу «Paradise Lot» и на данный момент они совместно управляют участком и каждый своим бизнесом на нём. Эрик Тоенсмейер занимается пермакультурой с 1990 года и является автором книги «Многолетние овощи (Perennial Vegetables)» и совместно с Дэйвом Джеки является соавтором книги «Съедобные лесосады (Edible Forest Gardens)».
О его писательском, консультационном и учебном бизнесе можно узнать на сайте Perennial Solutions. Джонатан, в свою очередь, вдохновленный работой с Эриком над Paradise Lot, основал Food Forest Farm Permaculture Nursery — питомник, специализирующийся на образовательных услугах и продаже полезных/съедобных растений.
В течение последних 10 лет, Эрик и Джонатан превратили свой крошечный двор в сад из многолетних съедобных, экзотических растений, функционирующий в холодном климате. Они культивируют более 200 съедобных растений. Наличие 40 видов фруктовых растений и 70 многолетних растений со съедобными листьями существенно удлиняет сезон урожая.
На их участке есть как малоиспользуемые местные растения, так и полезные виды со всего мира. Отличительные особенности фермы включают в себя лесосад, сад тропических культур, съедобные водные растения, домашнюю птицу, вегетарий с аквапоникой в стадии разработки. Их книга «Paradise Lot» рассказывает историю развития сада от голого участка до продуктивного демонстрационного объекта.
Лесосад — это многолетняя система. От него нет немедленной прибыли: это краткосрочные инвестиции для долгосрочной выгоды. Тем не менее, они нашли способ пополнять свои доходы за счет своего проекта и теперь пожинают плоды. К третьему-четвёртому году многолетние системы начали хорошо воспроизводить себя, и хозяева начали раздавать излишки растений.
Люди были заинтересованы, и, потому что растения были редкими и экзотическими, владельцы начали взимать плату 10$ за растение. Сегодня, это жизнеспособный бизнес для Джонатана. Половину дохода его семьи даёт этот бизнес, и дело идёт к увеличению этой доли. Это в дополнение ко всему тому, что они делают вместе — выступления, презентации, экскурсии, консультации.
Вот полный анализ дохода фермы:Питомник — 50%Образование (выступления, презентации, семинары)- 20%Консультации — 20%Экскурсии — 5%Свежие фрукты, овощи и зелень — 5%— также они получают 80% фруктов, овощей и зелени для питания семьи в течение сезона, что также может быть классифицировано как доход.
Резюме и комментарии Джонатана:Эрик и Джонатан создали основательное образцовое хозяйство — чтобы создать эту систему многолетних растений, потребовалось 10 лет работы.Проектирование съедобного лесосада и позиционирование себя в качестве авторитетных экспертов с помощью своих книг — дало возможность консультировать и вести образовательную деятельность на участке.Джонатан начал с малого, продавая излишки растений и создавая свою клиентскую базу — в итоге питомник стал бизнесом.
Хотя они по-прежнему ограничены пространством, есть еще достаточно места для выгодных небольших питомников и прочих побочных проектов, таких как вегетарий с аквапоникой.Не все доходы Джонатана поступают от фермы/сада — его жена Меган тоже делает вклад в семейный бюджет от своего собственного бизнеса.Наряду с образом жизни, характеризующимся снижением потребления, у них есть «запасы на чёрный день», созданные на предыдущих местах работы.
Масштаб усадьбы/поместьяWhole Systems Design: Бэн Фолк (Ben Falk) — Ферма 4 гектара — действует 10 лет
Бен Фолк — владелец Whole Systems Design, LLC и автор книги The Resilient Farm and Homestead. Он работает как дизайнер, строитель, эколог. У него на счету более 200 консультаций по обустройству участков в Новой Англии. Кроме того, он принимал участие в создании десятков курсов по пермакультурному дизайну, выбору земельных участков, дизайну микроклимата и дизайну для изменения климата. Его участок в долине Мэд Ривер, штат Вермонт функционирует как полигон для разработок по восстановлению земли в рамках его проекта Whole Systems Design.
На сегодняшний день его 4 гектара полей и лесов преображаются в «съедобный» ландшафт, состоящий из прудов, фруктовых и ореховых деревьев, леса и пастбища, каменных и деревянных построек. Ферма расположена на склоне, с серией прудов на террасах, которые подают питательные вещества вниз (попутно создавая богатую почву) к ряду естественных котловин, в которых растёт рис. Бену досталась, заброшенная, истощенная излишним выпасом скота земля, засаженная соснами после сплошной вырубки. Тем не менее, за последние 10 лет Бен сумел превратить её в яркий пример того, что можно сделать, используя принципы пермакультуры.
Бен вложил себя в обустройство своего участка, и, в конце концов, сделал его образцом. Его затраты низкие потому, что он живет в хорошо спроектированном, энергоэффективном доме. 80% потребляемых калорий он получает со своего участка. Также он получает топливо, строительные материалы и другие ресурсы. При этом, он получает доход от дизайнерской работы, консультаций, обучения пермакультурному дизайну и выступлений.
Основным источником его дохода является профессиональная деятельность в области ландшафтной архитектуры — от выбора участка до его обустройства, общее планирование и дизайн участка, управление строительством и проектированием. Он и консультирует, и выполняет полный перечень услуг по осуществлению проекта. Помимо этого у него есть ещё один бизнес — питомник, который хорошо известен за его работу по популяризации облепихи.
Доход фермы:Услуги (консультирование, проектирование, строительство) — 50%Образование (семинары, курсы, книга) — 30%Сниженные расходы, которые можно классифицировать как доход (80% калорий поступает с фермы, сниженные расходы на проживание) — 10%Небольшой питомник — 8%Экскурсии — 2%
Резюме и комментарии Бена:Бен считает, что идеальный размер земли для большинства людей является 2-4 гектара — этой земли достаточно для того, чтобы полностью обеспечить себя, хотя вы можете использовать больше земли, если хотите заниматься коммерческим животноводством или лесным хозяйством.Очень важно создавать образцовые участки, потому что это помогает показывать людям то, что работает — это так же помогает получить работу в качестве консультанта и способствует тому, что люди идут обучаться на курсах и семинарах, а так же приезжают на экскурсии.
Основной источник его дохода — это ферма, но он не производит продукты на продажу, только для своих нужд — тем самым Бен снижает свои расходы.Питомник является важной частью дохода фермы.Основной акцент на устойчивости, умении адаптироваться к изменениям и внешним факторам (как природным, так и экономическим) — высокая степень самодостаточности и самостоятельности, малый бизнес.Конкретные показатели дохода фермы меняются от года к году.
Небольшая ферма и коммерческая деятельностьMiracle Farms: Стефан Собковиак (Stefan Sobkowiak) — 2 гектара коммерческий пермакультурный сад — действует 22 года
Стефан Собковиак является преподавателем, биологом и мастером ландшафтной архитектуры. Он преподавал садоводство, ландшафтный дизайн, а также естественную историю позвоночных в Университете Макгилла в Монреале. В качестве владельца и руководителя бюро ландшафтного дизайна за 20 лет он работал более, чем с сотней клиентов.
Совсем недавно он сосредоточился на пермакультурном дизайне, посвящая своё время обучению и своей ферме Miracle Farms — крупнейшему коммерческому пермакультурному фруктовому саду в восточной части Северной Америки. Недавно с кинорежиссёром Olivier Asselin, он выпустил фильм на DVD «The Permaculture Orchard: Beyond Organic» — полнометражный учебный фильм, который учит, как создать свой собственный фруктовый, пермакультурный сад любого масштаба.
Miracle Farms — это участок площадью почти 5 гектаров в Квебеке, Канада. Первоначально ферма была разработана как коммерческий монокультурный яблоневый сад, переход к органическому земледелию был сделан при покупке в 1993 году. Ферма была сертифицирована как органическая в 1996 году. В конце концов Стефан понял ограничения модели органического земледелия, исходящие от монокультуры.
С 2007 года 1,5 гектара были преобразованы в пермакультурный сад. Этот фруктовый сад в настоящее время предлагает более 80 сортов яблок, в дополнение к нескольким сортам сливы, груши, вишни, и бесчисленное множество других фруктов и овощей. Уникальность этого сада заключается в том, что Стефан посадил его в соответствии с NAP паттерном (NAP означает Nitrogen fixer, Apple, and Plum/pear (азотфиксатор, яблоко, слива/груша)). Совместные посадки азотфиксирующих и плодовых деревьев увеличивают продуктивность и устраняют необходимость использования дополнительных удобрений, в результате получается экосистема, которая фактически заботится о себе сама.
Всё организовано в соответствии с концепцией, которую Стефан называет «продуктовые ряды» — когда все культуры в одном ряду будут созревшими и готовыми к сбору урожая в пределах «окна» в 10 дней. Несмотря на огромное разнообразие видов, это позволяет эффективно убирать урожай, клиенты могут идти по ряду и легко собрать большинство фруктов и овощей, которые им нужны, за один проход. Поросшие травой проходы используются для выпаса (как это делает Марк Шеппард). На этих проходах, он содержит кур, индеек, цесарок, уток и гусей.
Он использует бизнес-модель как у крупнейшей в мире сети складов самообслуживания клубного типа — Costco, при которой покупать продукцию могут только члены клуба, которые сами собирают урожай. На протяжении многих лет, Стефан создал клиентскую базу желающих прийти и собрать продукцию самостоятельно, тем самым он сократил затраты на рабочую силу. При этом покупатели получают выгоду — свежие продукты питания, качеством лучше, чем «органические», и почти в два раза дешевле.
Ферма используется в качестве лаборатории постоянного образования для студентов курсов пермакультурного дизайна, проводятся мастер-классы (прививки, обрезка деревьев, питомниководство, разведение птицы, переработка птицы). Проводятся групповые экскурсии.
Доход фермы:Продажа собственной продукции (травы, цветы, фрукты, ягоды, овощи, мясо птицы, яблочный сок, сухофрукты) — 70%Образование (курсы, семинары, DVD) — 20%Экскурсии на ферму — 8%Консультационные услуги — 2%
Резюме и комментарии Стефана:Концепция продуктового магазина — существуют «окна» уборки урожая, сорта одного срока созревания в одном ряду, в то время как растения подлеска (под основными фруктовыми деревьями) растут круглый год.Модель самообслуживания клубного типа — Вы не несёте тех 40% расходов на сбор урожая и его упаковку, характерных для плодоводства, когда клиенты сами собирают урожай.Месторасположение очень важно — если люди тратят время на поездку именно к вам, то вы должны предложить им что-то большее.
Вам необходимо обеспечить вашему производству устойчивость — чтобы это сделать, расширяйте ассортимент продукции — когда покупатели приходят, необходимо иметь возможность предложить им что-то ещё, кроме основных культур.Точные показатели дохода фермы меняются из года в год — например, прошлый год был неурожайным для плодовых деревьев, но это был лучший год для ягодных культур. Поэтому в прошлом году образование и экскурсии составляли 70% доходов, а производство и продажа продукции — 20%Это здорово иметь разнообразие в источниках урожая и доходов, это помогает сбалансировать доходы от года к году.
Ферма среднего масштабаFood Forest (Хиллер, Южная Австралия): Анна-Мари и Грэхам Брукман (Annemarie and Graham Brookman) — Пермакультурная ферма и образовательный центр — 15 гектаров — действует 25 лет
Разработанная Анной-Мари и Грехамом Брукман и их детьми Томом и Никки, Food Forest — это пермакультурная ферма и образовательный центр расположенный в Южной Австралии. Они приобрели участок в 15 гектар 25 лет назад, когда это был кусок голой земли со скудными осадками. Со временем и с помощью хорошего дизайна они превратили его в пермакультурную ферму, которая кормит как их семью, так и целое сообщество.
Сегодня они производят более 160 видов сертифицированной «органик»-продукции: фрукты и орехи, пшеницу и овощи, куриные яйца, мёд, местные Австралийские продукты, древесину и саженцы деревьев. Они признаны как одно из лучших и устойчивых малых сельхозпредприятий Австралии, производящих органическую продукцию. Ферма неуклонно росла на протяжении 20 лет и имеет отличные экономические показатели. На участке дождевая вода собирается и используется в хозяйстве, вода нагревается от солнца, и солнечные панели обеспечивают дом электроэнергией.
Доходы поступают от множества направлений деятельности. Они выращивают большое количество дорогостоящих многолетних растений, в основном орехи — фисташки, грецкий орех и т.д. Они известны как самый большой, сертифицированный производитель органических фисташек и плодов рожкового дерева (из которых производят порошок — кэроб — заменитель какао-порошка) в Австралии.
Два раза в месяц они продают на фермерском рынке овощи, фрукты и рассаду. В дополнение к выращиванию винограда они делают вино, выращивая оливки они делают оливковое масло и широкий спектр других продуктов.
Они являются прекрасным примером успешного и устойчивого пермакультурного предприятия. Образование также является большой частью их дохода. Раз в год они проводят сертификационный курс пермакультурного дизайна с Дэвидом Холмгреном в качестве инструктора. К тому же они выпустили DVD Design for Life: the Food Forest Story об их пути к созданию фермы.
На ферме требуется большое количество ручного труда, поэтому Грэхам и Анна-Мари привлекают дополнительных помощников в дни перед выездом на Фермерский рынок, а также на ферме живут волонтёры WWOOF. В настоящее время они нанимают пять работников из местного населения (на неполный рабочий день) в помощь себе (полный рабочий день).
Доход фермы:Продажа собственной продукции (сертифицированные «органик»-продукты: фрукты, орехи, пшеница, овощи, куриные яйца, мёд, стручки рожкового дерева, саженцы, строевой лес, вино, оливковое масло, сидр) — 50%Образование (курсы, семинары, DVD) — 47%Консультационные услуги — 1-2%Питомник — 1-2%
Резюме и комментарии владельцев:Этот масштаб фермы предоставляет возможность выращивать большое многообразие культур и зарабатывать деньги по схеме органической сертификации.Переработка продукции и прямые продажи на фермерских рынках имеют относительно высокие затраты,в отличие от образования, продаж DVD и экскурсий, которые требуют большего времени, но меньше расходов.Дополнительная переработка продукции — важная часть диверсификации доходов и даёт более высокую прибыль.
Вклад волонтёров WWOOF в экономическую модель фермы остаётся почти невидимым. Они выполняют много работы, но также нуждаются в обучении, руководстве, обеспечении питанием и жильём.Ещё один пример показательного участка, привлекающий внимание и интерес людей, которые затем участвуют в семинарах и курсах, принося ферме прибыль.
Ферма большого масштабаNew Forest Farm (Юго-запад штата Висконсин, США): Марк Шепард (Mark Shepard) — 40 гектар — действует 15 лет
Марк — основатель и президент Restoration Agriculture Institute и генеральный директор Forest Agriculture Enterprises. Он преподаёт агролесоводство и пермакультуру во всём мире и также написал книгу Restoration Agriculture. Управляемая им New Forest Farm, по мнению многих, является одним из самых амбициозных проектов в области устойчивого сельского хозяйства в Соединенных Штатах.
Марк и его жена Джен основали New Forest Farm в 1994 году. Сейчас это одна из самых развитых и продуктивных многолетних ферм в Северной Америке — деревья, кустарники, лозы, тростник, многолетние культуры и грибы выращиваются для производства пищи (для людей и животных), топлива, лекарственных и косметических средств. New Forest Farm — это спланированный переход от типичной традиционной фермы к коммерческой многолетней сельскохозяйственной экосистеме, использующей «дубовую саванну» (луговая экосистема с редкими посадками дуба), экосистему с низкими кустарниками и восточные леса Северной Америки в качестве экологических моделей. Ферма полностью обеспечивается энергией от солнца и ветра, а в машинах и оборудовании используется биодизель местного производства.
За последние 15 лет, Марк посадил приблизительно 250 000 деревьев на 40 гектарах своей фермы. Он использует систему агролесоводства, аллейные посадки и выпас животных на подлеске. Его основными культурами являются каштаны и фундук. Он также выращивает грецкий орех, гикори, кедровые орехи, яблоки и груши, вместе с вишнями, спаржей и кабачками. Также он содержит на своей ферме крупный рогатый скот, свиней, овец, индюков и кур, свободно пасущихся на восстановленных луговых экосистемах в New Forest Farm. А ещё он предлагает продукцию своей винодельни, проводит экскурсии и пермакультурные курсы.
Другое его предприятие, Forest AG, предлагает консультации и услуги по дизайну, широкий выбор многолетних саженцев, а также высадку деревьев и услуги по переработки ореха. Марк и его сотрудники-дизайнеры специализируются на системном подходе, планировании экологичного использования земли с акцентом на приёмы и практику агролесоводства и пермакультурный дизайн — основанные на модели фермы New Forest Farm. Питомник предлагает саженцы плодовых и лиственных деревьев для проектов по восстановлению земель, агролесоводства большого масштаба. За плату можно использовать деревообрабатывающее оборудование фермы.
Доход фермы:Доходы Марка трудно посчитать. У него много предприятий и видов деятельности. Ферма продаёт мясо и орехи, предлагает экскурсии и обучение. Бизнес по производству сидра — отдельное предприятие. А питомник, услуги и консультации — часть Forestag enterprise. Здесь я привожу собственную оценку его доходов.
Собственная продукция (мясо, орехи, яблоки, сидр и пр.) — 50%Питомник многолетних культур — 20%Услуги (консульатции, высаживание деревьев, переработка орехов) — 10%Образование и продажа книги — 10%Сниженные расходы на пищу, которые можно классифицировать как доход — 5%Экскурсии и другие доходы — 5%
Резюме:Использование системы агролесоводства даёт возможность объединить в одной системе большое количество как многолетних культур, так и однолетних растений и животных.Каждая форма производства — отдельное предприятие, например — яблоки собирает одно предприятие и продаёт их другому предприятию для переработки.Специализация только на выращивании культур слишком узкая экономическая специализация.Для понимания действительной ценности фермы нужно видеть всю картину в целом, а не только рентабельность.
ЗаключениеВот вам направления для размышлений:
Создание финансово состоятельной системы занимает много времени — во всех перечисленных случаях минимум десять лет, так что вы должны думать в долгосрочной перспективе, но не забывать о краткосрочном планировании.Обустройство собственного показательного участка даёт возможности для консультационной работы, проведения курсов и экскурсий на нем, и делает вас экспертом в вашей климатической зоне.Основной источник дохода зависит от масштаба, но образовательные услуги, консультации и питомник могут быть включены в бизнес при любом размере вашего предприятия.
Чем больше участок, тем больше возможностей и больше дохода с фермы.Старайтесь разнообразить направления деятельности и способы получения дохода для компенсации возможных колебаний в экономике и колебаний природных циклов и климатических условий год от года.Фермерство слишком узкоспециализированное и нам нужно искать другие возможности для бизнеса на ферме и вне сельского бизнеса.Так что, не забывайте смотреть на картину в целом. Как говорил Марк Шепард:
«Пермакультурная ферма в идеале — это поликультура растений, животных и деятельности на ферме. В поликультурной системе всегда есть то, что можно вырастить, сделать или обменять, чтобы заработать денег и оплатить счета. После того, как вы начинаете смотреть на пермакультуру как на выгодное предприятие, вы начинаете видеть все возможности.»
И так, что вы думаете? Может я что-то пропустил? Может у вас есть лучшие примеры, которые можно было бы описать?
Источник: http://permacultureapprentice.com/successful-perma…
Перевод: Владимир Писаренко
Жду ваших комментариев в ВКонтакте и Фэйсбуке.
Если вам понравилась эта статья, и вы хотите получать ссылки на подобные статьи и полезную информацию по пермакультуре, то возможно вам будет интересна моя еженедельная рассылка.
vladimir-pisarenko.ru/chto-vse-dolzhny-znat-o-pribylnyh-permakulturnyh-fermah/