Рассказ на тему один день из жизни феодала

Район парашютки считается самым спокойным на правобережье красноярске говорят, из-за исправительных колоний, которых там сразу несколько. я решила это

Район Парашютки считается самым спокойным на правобережье Красноярске — говорят, из-за исправительных колоний, которых там сразу несколько. Я решила это проверить и отправилась в ночной патруль вместе с полицейскими — колесить по темным улицам, решать пьяные конфликты и гасить семейные ссоры.

259542

ППС

Патрульно-постовая служба МВД России. Ее задачами является предупреждение и пресечение беспорядков. Патрульные первыми оказываются там, где людям нужна помощь.

Каждый день в 8 часов вечера и 8 часов утра жители домов, расположенных рядом с отделом полиции на улице 60 лет Октября, наблюдают одну и ту же картину — разъезд дежурных патрулей патрульно-постовой службы. В день нашего дежурства на службу заступали сразу три экипажа, каждый по три человека. Двум из них достались старенькие «козлики», а нас посадили в новенький «Патриот».

Перед отъездом в блокноте у каждого появились записи о происшествиях последних суток. Среди них угон и кража из дачного домика, откуда, помимо инструмента, неизвестные воришки унесли 5 комплектов постельного белья.

Пока едем на заправку, я спрашиваю, действительно ли район Парашютки такой спокойный? В ответ слышим: «Да уж, лучше не придумаешь! Хотя в каждом районе свои клумбы с цветами…».

Патрулирование, объясняет старший экипажа Александр, это медленное движение по району со скоростью 30-50 км в час. Только так можно заметить подозрительную активность на улице, требующую вмешательства ППС. Темные дворы вечером становятся ещё уже от заполонивших их машин, но «уазик» движется уверенно: водитель знает район настолько хорошо, что ему не нужен никакой навигатор. А ведь в участок этих парней входит длиннющая улица им. 60 лет Октября, ул. Свердловская, Тихие зори, Базайская и даже дачные поселки на горе.

Не прошло и 15 минут, как оживает рация: нужно проехать на домашний конфликт в район ДОСААФ. «Квартира проверена, оружия не зарегистрировано», — докладывает дежурный. Значит, в подъезд можно идти без бронежилетов и другой защиты.

Пятиэтажная общага с лебедями из покрышек во дворе и скрипучими деревянными полами в коридорах встречает нас густым запахом табака. На площадке верхнего этажа, разделенной на две части дверями и шкафами, курят два небритых мужика. Первый, с загипсованной ногой, показывает жестом — нас ждут дальше. Чуть дальше уже собралась кучка парней. Один из них объясняет, что заявлял о ссоре он, потому что боялся за ребенка и жену дебошира.

Причина конфликта банальна — ребенок напутал что-то с пультом и сбил настройки телевизора. Его пьяный отец устроил скандал, а соседи вызвали полицию. Мужик ругает сожительницу за то, что та постоянно пилит из-за маленькой квартиры, а она его в ответ за то, что он пытается ее выгнать. При этом женщина признает, что руки муж не распускает. Писать заявление не о чем, поэтому все заканчивается профилактической беседой и объяснительной от женщины. Напоследок мужик обещает, что экипажу скоро придется ехать обратно, потому что он собирается выставить свою подругу на лестничную площадку, а ребенка оставить себе.

«Заявление вообще пишут не часто, только в крайних случаях. Потому что потом нужно ещё много чего сделать — побои снимать, в суд идти. Они вызвали нас — и на этом все. А потом, если что-то произойдёт, они же скажут, что это мы ничего не сделали», — ворчит Александр.

Второй вызов — снова на бытовой конфликт — поступает почти сразу же. Верхний этаж 9-этажки, дверь открывает опрятная пожилая женщина и говорит, что в комнате находится неадекватный мужчина. На вопрос, кем он ей приходится, отвечает: «Да, собственно, никем». Оказывается, пожалела, пустила к себе инвалида. Жили какое-то время спокойно, а потом он напился и начал буянить.

Мужик сначала кричит и пытается спровоцировать полицейских: «Накидывайся на меня, я ненормальный!». И тут же убеждает: «Я не кусаюсь, я всего лишь хотел спокойно жить, а она…». Пока женщина что-то пытается объяснить, инвалид падает в коридоре и одному из патрульных приходится тащить его в комнату волоком. Сопровождается все это криками: «Снимайте, меня полицейский убил! Он пинал меня, вы же видели!».

Успокаиваем его и уходим. Заявление и на этот раз никто писать не собирается. Около лифта полицейские отряхивают форму и обрабатывают руки антисептиком, после чего выключают регистраторы. Эти маленькие видеокамеры, закрепленные на кармане униформы, помогают решить многие конфликтные ситуации.

Подобных семейных разборок, по словам Александра, намного больше в пятницу и выходные. «Соскучились за рабочую неделю, вот и выясняют отношения», — шутят полицейские.

Вторая задача патрульных — проверка поднадзорных. Это люди, которые освободились из колонии, но продолжают оставаться под наблюдением МВД. После наступления темноты они должны быть дома. В списке на сегодня 13 адресов, которые надо посетить.

Они разбросаны по всему району — кто-то живет в специальном учреждении с другими такими же неблагополучными, а кто-то сторожит чью-то дачу. По поводу посещения каждого из них патрульные составляют акт. Если человека нет, ему придется объяснять свое отсутствие. В случае условно-досрочного освобождения такие «прогулы» могут дорого стоить.

Мы попрощались с ребятами и поехали домой после третьего вызова на семейный конфликт — в Тихих Зорях (которые по ночам совсем не тихие) парень избил мать своего ребенка и ее подругу. Было уже около полуночи, но работа патруля только начиналась.

Работа сотрудников патрульно-постовой службы, наверное, одна из самых сложных в полиции. Именно этим людям приходится задерживать злоумышленников — где силой, а где уговорами, и решать конфликты. Каждый из них за свою смену пропускает через себя столько негатива, сколько сложно представить обычному обывателю. И порой при этом они вместо благодарности слышат претензии в свой адрес за то, что снова не смогли сделать невозможное.

Знакомилась с работой патрульной службы Анна Кравченко,
фото Алины Ковригиной специально для интернет-газеты Newslab

Доброе утро!

Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

  • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
  • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
  • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
  • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

Беларусь впереди планеты всей

В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

Прочие приговоры и задержания:

  • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
  • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
  • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
  • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

Организация публичной власти в России

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

Агенты

Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

Арестанты и отверженные

  • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
  • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
  • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
  • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
  • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

Запоздалая справедливость

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

Братские народы

Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

Шесть ссылок

  • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
  • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
  • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

14 декабря 2021 г. 13:04

По его инициативе были созданы Рождественские чтения, он систематизировал работу с осужденными в тюрьмах, стал автором церковно-публицистических статей и книг, актуальных и в наши дни. Ревностный пастырь, активный участник создания системы религиозного образования, неутомимый катехизатор, хранитель живой памяти о новомучениках — таким был отец Глеб Каледа. Статья размещена в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (2021, № 12, PDF-версия).

Тайный священник

В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из выдающихся пастырей нашего времени протоиерея Глеба Каледы. Читая его автобиографические книги и воспоминания о нем, не перестаешь удивляться, сколько веры, энергии и любви было в этом человеке. Господь призвал его на служение к Себе с юных лет, когда по благословению духовного отца, будущего священномученика Владимира Амбарцумова[1], Каледы всей семьей помогали тем, кто был лишен средств к существованию. Не только духовенству, но и мирянам. Ведь их ближайшие родственники тоже были сосланы или посажены в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности, а по сути за религиозные убеждения. Пятнадцатилетнему Глебу поручалось разыскивать тех, кто бедствует, и приносить им продукты. Призванный в армию после окончания школы в августе 1941 года, он прошел всю войну от начала до победного конца и за мужество и героизм не раз награждался медалями и орденами. Волховский фронт, Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии, Кенигсберг — такими зарубками остались 1941-1945 годы в памяти начальника радиостанции дивизиона гвардейских минометов («Катюш») Глеба Каледы.

В автобиографичной книге «Записки рядового» спокойно, непредвзято, на конкретных примерах автор раскрывает перед читателем ту чудовищную правду войны, свидетелем которой он стал. Причем так, что его рассказ, несмотря на страшные факты, не накрывает тоской и унынием, а, наоборот, вселяет оптимизм. Уникальность этой книги еще и в том, что это — взгляд изнутри. Война глазами православного человека. И конечно, только искренней верой в Бога можно объяснить в минуты смертельной опасности полное спокойствие и бесстрашие рядового Каледы, вызывавшее удивление и уважение у командиров и однополчан.

После войны Глеб Александрович поступил в Московский геологоразведочный институт. Получив диплом с отличием, защитил кандидатскую диссертацию, занимался научной и преподавательской деятельностью, а потом сосредоточился на исследовательской работе в области нефтяной геологии. Он написал 170 научных работ, в том числе несколько монографий. В 1980 году защитил докторскую диссертацию. Коллеги отзывались о нем как о крупном ученом-естествоиспытателе с широким кругозором и обширным спектром научных интересов. В частности, В.Н. Холодов, академик Российской академии естественных наук, отмечал, что Глеб Каледа «был неутомимым искателем истины, человеком, по-настоящему увлеченным наукой».

Однако мало кто из коллег в советское время знал, что Глеб Александрович и его семья —прихожане московского храма Илии Пророка в Обыденском переулке, в который отец семейства начал ходить, вернувшись с фронта. И что в экспедициях он в праздничные дни совершает тайные богослужения мирянским чином по тетрадочкам, написанным его супругой Лидией, дочерью священномученика Владимира Амбарцумова, специально для него.

В роду Калед два человека принадлежали к духовному сословию — священник Черниговского полка Федор Полторацкий и Николай Иванович Сульменев, принявший монашеский постриг после службы на флоте в звании капитана 1-го ранга. Но один жил в XVIII веке, а другой скончался в XIX столетии. Глеб Александрович воспринял веру от своей матери, Александры Романовны (в девичестве — Сульменевой), происходившей из старого дворянского рода, и с детства находился под духовным руководством опытных пастырей.

«Первым наставником отца был священномученик Владимир Амбарцумов, — рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. — До войны у него было еще четыре духовника, но известны имена только двух — священников Василия Надеждина и Сергия Успенского, оба прославлены в лике святых. А после войны папа был духовным чадом архимандрита Гурия (Егорова), будущего митрополита (одного из ближайших соратников сщмч. Вениамина Петроградского), который передал его для духовного руководства своему ученику, иеромонаху Иоанну (Вендланду), в будущем митрополиту Ярославскому и Ростовскому[2]. Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы владыка Иоанн проходил служение за границей, контактов с ним в это время не было, и папа окормлялся у отца Александра Егорова из храма Илии Пророка Обыде́нного».

В 1972 году в жизни Глеба Александровича произошло судьбоносное событие: митрополит Иоанн рукоположил его в тайные священники. Тайные — потому что, с одной стороны, Совет по делам религий никогда не позволил бы такому известному ученому быть священником, а с другой — Церкви нужны были пастыри на случай, если власть начнет новые гонения. Тайное священство требовало от человека известного бесстрашия, предания себя в руки Божии, так как при первом же доносе его могли уволить с работы, и семья как минимум лишалась средств к существованию.

Со службы в Лазареву субботу начался пастырский путь отца Глеба, прослужившего тайным священником 18 лет.

«Его тайное рукоположение не было для нас, детей, каким-то открытием или неожиданностью, — вспоминает отец Кирилл. — Мы знали о нем от друзей родителей. Но папа никогда не противопоставлял себя открыто служащему духовенству. Если кто-то называл его «катакомбным священником», имея в виду пастырей с радикальными убеждениями, он всегда говорил, что он священник Московского Патриархата».

Теперь почти каждое воскресенье кабинет отца Глеба в их квартире на «Речном вокзале» на некоторое время становился храмом, где с соответствующими мерами предосторожности (окно в комнате тщательно занавешивалось, на кухне и в соседней комнате включалось радио) совершалась Божественная литургия.

«Для того, чтобы у папы всегда были причастники, — вспоминает отец Кирилл, — владыка Иоанн дал нам, детям, исключительное благословение причащаться без исповеди, если за минувшую неделю ничего особенного у нас не произошло. И это был определенный опыт трезвения для каждого из нас».

Вся утварь и облачение были самодельными, потиром служил большой бокал. А на всенощную службу семья ездила в Обыденский переулок.

«Папа служил всенощную дома крайне редко, например под праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в честь которых был освящен наш домовый храм, — продолжает отец Кирилл. — Возможно, кто-то из соседей догадывался, что мы верующие. Но что папа священник — этого никто не знал. И бородку он отпустил только в конце 1980-х годов».

Мягкий духовник — яд для пасомых

Постепенно у отца Глеба появились духовные чада, которые тоже приходили на Литургию в домовый храм. Конечно, первыми были друзья семьи из числа верующих, в основном интеллигенция.

«Их было примерно пара-тройка десятков человек, — говорит отец Кирилл. — Он не всем открывался, помня завет дедушки Владимира: не надо давать людям лишнюю информацию, так как человеку в ответ гораздо проще сказать «я не знаю», чем что-то скрывать».

Потом некоторые близкие друзья даже обижались за эту скрытность на отца Глеба. А он просто понимал, что как священник не нужен этому человеку. Были случаи, когда духовные дети после его одобрения приводили людей, чающих помощи священника, ручаясь, что те никого не выдадут. Кого-то отец Глеб крестил в домовом храме и венчал. После выхода на открытое служение число его духовных чад выросло в несколько раз.

В период тайного служения духовные дети приезжали на исповедь за день-два до Литургии, иногда и накануне, утром он уже не исповедовал. Нередко исповедь затягивалась допоздна, человек оставался ночевать.

«Он так строил исповедь, как немногие умеют, глубоко вникая в проблемы и располагая к себе людей», — продолжает отец Кирилл.

Любовь, искренность и молодость духа привлекали к отцу Глебу многих, включая новоначальных. Духовное чадо отца Глеба рассказывает:

«Во время своего воцерковления я осторожно относился к исповеди, не мог сразу открыться священнику. Нужен был момент доверия. Но на его отеческую любовь мое сердце откликнулось сразу. Отцу Глебу хотелось верить. В нем сочетались искренность, ученость и простота. Когда я его увидел, у меня даже мысли не было, что это профессор, доктор наук. При всей своей благожелательности и простоте он обладал колоссальной силой и необыкновенной харизмой».

Вместе с тем отец Глеб как пастырь требовал от пасомого ответственного, осмысленного отношения к своей духовной жизни и поведению. Обличая чей-то грех, он был строг, но не суров: «Почему ты так поступил? Это же повредит твоей душе», — читалось в его глазах. Но при этом в голосе было столько любви и участия, что человеку становилось стыдно, и это заставляло его серьезнее отнестись к совершённому проступку, постараться исправиться.

Еще одной важной чертой отца Глеба была его осторожная ответственность за будущее духовных чад.

«Я не думал о священстве. Но мне хотелось разобраться в православном богословии, понять основы православного вероучения, — рассказывает клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове священник Артемий Цех. — Для поступления в Православный Свято-Тихоновский богословский институт требовалась рекомендация духовника. Отец Глеб написал мне ее не сразу, подходя к этому с осторожностью, осознавая свою пастырскую ответственность за меня перед Богом. Я чувствовал, что он сомневается. Он долго перед этим молился. И наконец благословил. А по окончании института я принял сан».

Отец Глеб не раз говорил, что мягкий духовник — яд для пасомых.

«Однако строгость он применял только там, где это было нужно, больше в качестве дисциплинарной меры, — продолжает отец Артемий. — Например, исповедь в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря, где батюшка служил в последние свои годы, начиналась после всенощного бдения (и длилась допоздна) и еще была утром, за час до начала Литургии. Если вы приходили позже, он уже не исповедовал. Посыл был такой: не пришли вовремя — значит, вам причащаться сегодня не очень-то было и нужно. Подумайте об этом».

Литургия как смысл жизни

Литургия всегда была центром жизни для отца Глеба. Независимо от того, было ли это тайное богослужение в домовом храме или уже в период открытого служения. Когда в советское время церковный праздник приходился на будний день, отец Глеб в семь утра служил дома Литургию, а потом ехал на работу.

«Насущная потребность общения с Богом через Литургию, через молитву — это то, что он воспринял от своих духовных отцов, владык Гурия и Иоанна. И этот пример очень важен для меня, — говорит отец Кирилл. — К сожалению, бывают случаи, когда священник может спросить: почему я должен служить, сегодня не моя очередь? Для папы это было немыслимо».

Описывая атмосферу на Литургии, духовные чада вспоминают о глубоком внимании и внутренней сосредоточенности отца Глеба.

«Он постоянно упоминал о благоговении, с которым не только священник должен совершать Литургию, но и миряне пребывать на службе. Говорил, с каким трепетом они должны причащаться, чтобы это не превратилось в рутину. И сам являл пример такого отношения к святыне», — вспоминает отец Артемий.

Протоиерей Глеб Каледа требовал от духовенства, чтецов, хора четкости, внятности чтения и пения во время богослужения, чтобы молящимся было понятно каждое произносимое или спетое слово.

«Это позволяло всем максимально сознательно участвовать в общей молитве, ни на что не отвлекаясь. Он мог прервать службу, если кто-то разговаривал, и сделать замечание, — говорит директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Для лучшего понимания совершающегося священнодействия он иногда комментировал фрагменты службы. И на всенощной, и на Литургии. Например, после чтения Евангелия, перед причастием и после него. То есть параллельно шла более глубокая катехизация всех нас».

Открытое служение

После выхода на открытое служение (это произошло 2 октября 1990 года и продлилось неполные четыре года) отец Глеб некоторое время совмещал священство с должностью профессора-консультанта во Всероссийском научно-исследовательском геологическом нефтяном институте, но в январе 1992 года завершил научную карьеру. Теперь он мог безраздельно отдать себя Церкви. И практическое выражение этого еще с 1991 года шло по двум не связанным между собой направлениям: возрождение православного образования и тюремное служение. Став ректором катехизаторских курсов, преобразованных в дальнейшем в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, священник разработал и читал курс по православной естественнонаучной апологетике.

«Отец Глеб взялся за организацию учебы мирян с такой энергией, как никто бы из нас не смог. И уже очень скоро курсы были зарегистрированы и начали свою деятельность, — вспоминает протоиерей Владимир Воробьев. — А потом возглавил в Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации сектор религиозного образования».

Одна из сотрудниц отдела, Наталья, вспоминает, что, говоря о цели православного просвещения, отец Глеб призывал педагогов наполнять сердце человека, его сознание, все его существо окрыляющей душу верой, благоговейной, светящей миру любовью к Богу и истиной.

«Мы чувствовали в нем опору и, вдохновленные, начинали создавать православные гимназии, хотя поначалу вообще не представляли, с чего начать и где найти для этого людские ресурсы и средства. И эти школы успешно работают по сей день», — говорит Наталья.

Без сомнения, помог отцу Глебу в этой работе и его опыт домашнего кружка по основам Православия, который он организовал еще в советское время для своих детей и детей из семейств знакомых.

Но катехизаторские курсы не стали его единственным начинанием. Отец Глеб был одним из инициаторов Международных Рождественских чтений, которые выросли из обычного семинара преподавателей общеобразовательных и воскресных школ.

Окормление узников

Еще одна черта характера пастыря, о которой упоминают все его духовые чада, — это жертвенность отца Глеба. Он совсем не думал о себе, даже в весьма почтенном возрасте, когда ему было под семьдесят. Отслужив Литургию, сразу шел причащать людей в больницу. Или после службы мог приехать к духовному чаду домой и принять у него исповедь. А перемещался он всегда на общественном транспорте. И это помимо богослужений и пастырских трудов, которые включали в себя множество послушаний: он работал в образовательном отделе, проводил катехизаторские беседы для прихожан, читал публичные лекции, участвовал в конференциях и круглых столах.

«Наверное, батюшка чувствовал, что времени у него мало, а успеть надо многое, — рассуждает священник Артемий Цех. — И его энергии и ответственности нам, молодым его чадам, уже тогда можно было позавидовать».

А еще его ждали заключенные в Бутырской тюрьме.

Нельзя сказать, что он сам выбрал это служение. Скорее, сюда направил его Господь. «Просто его попросили один раз посетить осужденных в Бутырке, он не отказался. И понял, что он там нужен», — подтверждает отец Кирилл Каледа. Позже отец Глеб признавался близким, что это был первый случай, когда он не знал, о чем будет говорить там с людьми. В этой миссии его сопровождал Александр Дворкин (ныне профессор ПСТГУ). Описывая, какое тяжелое впечатление произвела на него тюрьма и ее обитатели, Александр Леонидович отмечает, что это вовсе не оттолкнуло отца Глеба от дела душепопечения узников. И хотя поначалу заключенные, собранные в зале, воспринимали священника с ухмылками и враждебностью, через несколько минут их отношение к человеку в рясе кардинально поменялось.

«Не было ряда одинаковых бритых голов. Были человеческие лица, лица несчастных людей, запутавшихся, грешных чад Божиих, оказавшихся в нечеловеческих условиях существования, отчаявшихся обрести в жизни добро и свет», — вспоминает А. Дворкин.

«Но как отцу Глебу удалось тронуть эти омертвевшие души?» — спрашиваю Александра Леонидовича.

«Своей искренностью и любовью, которую чувствовал каждый человек, с кем общался отец Глеб. Он же был невысокого роста, худенький, никакими особенными внешними данными не отличался. Но та любовь, что в нем жила, преображала все вокруг. И люди действительно тянулись к нему всей душой. О себе он говорил вскользь и просто, без всякого самовыпячивания, а к другим относился с большим уважением и искренним вниманием. Каждый, с кем он общался, был ему дорог и интересен».

Отец Глеб не первый из духовенства посещал тюрьму, но его заслуга в том, что он превратил это в системную работу. Он познакомился с начальником Бутырки, договорился о регулярных богослужениях, поставил перед священноначалием задачу постоянного окормления осужденных, начал диалог с представителями Федеральной службы исполнения наказаний, чтобы Церкви разрешили заниматься просветительской работой в их учреждениях на регулярной основе. Есть что-то глубоко символичное в том, что он восстановил храм в той тюрьме, где вместе с другими новомучениками в годы репрессий сидел и его первый духовник священномученик Владимир Амбарцумов.

Особой заботой отца Глеба стали осужденные на смертную казнь, содержащиеся под стражей в 6-м коридоре Бутырской тюрьмы. Священник проводил в камерах смертников многие часы, оставаясь с ними один на один. Некоторые из них искренне раскаялись, он их крестил. Батюшка приносил им подарки, фрукты, организовывал угощение на Пасху. «Он приходил оттуда совершенно изможденный. И вместе с тем говорил, что нигде так не каются, как в тюрьмах», — вспоминает отец Кирилл. Общение со смертниками убедило отца Глеба в необходимости отмены высшей меры наказания. Он был уверен, что к смерти приговаривают одного человека, а казнят уже совсем другого.

Опыт служения в Бутырке отец Глеб изложил в одной из самых известных своих книг — «Остановитесь на путях ваших», которую можно назвать хрестоматией тюремного священника. Она востребована и в наши дни. Вот что говорит тюремный священник Ханты-Мансийской епархии протоиерей Георгий Кошелев:

«Когда я только начал тюремное служение, то в этой книге нашел подтверждение своим мыслям о том, что отношение священника к осужденным должно быть не таким, как у администрации. Для священнослужителя заключенные — не преступники, а люди, нуждающиеся в духовной поддержке, их надо привести ко Христу, чтобы через Него преобразилась их душа, чтобы они раскаялись и переосмыслили свою жизнь. Отец Глеб стал для меня примером, его книга поддержала меня в минуты сомнений, когда я уже намеревался оставить тюремное служение».

Публицистическое творчество

Совершенно бесценно то литературно-публицистическое наследие — статьи, книги и проповеди, — которое оставил нам священник Глеб Каледа. По словам его духовных чад, он не прекращал эту работу до последних своих дней. Даже в больнице после тяжелой операции делал наброски для новой рукописи.

В числе его фундаментальных работ можно назвать труды «Библия и наука о сотворении мира», «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа», «Домашняя церковь», «Очерки жизни православного народа в годы гонений: воспоминания и размышления» и другие.

«Отец Глеб очень тщательно работал над своими сочинениями. Не являясь специалистом в богословии, он, как настоящий ученый, знал пределы своей компетентности, — говорит Александр Дворкин. — Писал только то, что знает, что пережил сам. Поэтому каждое его слово весомо, выстраданно и прочувствованно».

Одна из его книг, которая с каждым днем становится все актуальнее, это «Домашняя церковь».

«Она посвящена семейной аскетике, то есть духовной жизни в браке в русской православной и, видимо, вообще в восточно-христианской традиции, — говорит историк Алексей Беглов. — Автор подробно останавливается на всех аспектах семейной жизни христиан. В частности, излагает свой опыт воспитания детей: у отца Глеба их было шестеро, двое сыновей стали священниками, а обе дочери — монахинями».

Ученый и пастырь, он словно предвидел главную опасность для нашей Церкви, и как предостережение звучат его слова в предисловии к этой книге: «Перед христианством всегда стоят две задачи: первая вечная, внутренняя — стяжание Духа Святого, вторая — историческая, внешняя. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет»[3].

Отец Глеб был яркой, многогранной личностью, в которой органично соединилась самоотверженность православного пастыря и традиция Русской Церкви ХХ века, воспринятая им от новомучеников, глубоко пережитая и осмысленная в его сердце, — так, что он мог нести ее свет новым поколениям молодых христиан, свидетельствуя и строго вопрошая: «Мы веру сохранили во время гонений, а сохраните ли ее вы, когда будут благоприятные времена?»

Святейший Патриарх Кирилл о нем сказал так: «Своей жизнью он явил послушание и образ человека, для которого Православие было радостной жизнью во Христе, поэтому его пример сегодня значим для наших современников, особенно для молодежи».

Отец Глеб отошел ко Господу 1 ноября 1994 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, недалеко от места упокоения русского ученого Тимирязева. На могиле — гранитная плита с именами усопших, скромный холмик и мощный крест, доминанта этой маленькой пяди земли. Православный крест как путеводный луч и символ всей жизни отца Глеба, надежда и радость спасения во Христе.

***

[1] Священномученик Владимир Амбарцумов (1892-1937), арестован по обвинению в организации контрреволюционной деятельности в 1937 году. Расстрелян в Бутове. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

[2] Митрополиты Гурий и Иоанн прошли путь тайного монашества и священства, а в 1944 году вышли на открытое служение. Отец Глеб также состоял в переписке со старцем Павлом (Троицким) и поддерживал духовное общение с епископом Можайским Стефаном (Никитиным), долгое время служившим тайным священником.

[3] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2013. С. 12.

Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  • Один день из жизни феодала.
    Раннее утро. Феодал уже встал и завтракает кабаньим окороком и вином. Он в дурном настроении, так как вчера был обычный ужин с большим количеством еды и вина. Сегодня феодал решает заняться воинскими упражнениями с утра, чтобы прийти в форму.
    Феодал проходит во двор, слуги уже принесли ему доспехи и меч, и теперь помогают облачиться в латы. Феодал берет меч и начинает рубить изгородь, специально для него поставленную накануне. С каждым ударом тяжелого меча отлетает значительный кусок изгороди. Порубив изгородь, феодал снимает шлем и отдает меч оруженосцу. Вытерев лицо он направляется в свои покои. После тренировки неплохо бы перекусить и выпить. Обедает феодал в одиночестве и только к концу обеда появляется его ловчий, который докладывает, что загонщики наконец загнали оленя и можно поохотиться.
    Феодал светлеет лицом и велит седлать коня. Вскоре он уже несется через лес с луком и стрелами, а по бокам следуют верные загонщики. Олень оказался хитер и попытался скрыться в лесу соседа, но феодал успевает его завалить прямо перед границей своих владений. Дозорные соседа разочаровано плюют и показывают непристойные жесты. Феодал разражается громким хохотом. С соседом он еще поквитается, а сейчас пора пообедать и выпить вина.
    Второй обед проходит в шумной компании, к столу приглашены даже загонщики, которых феодал хвалит и жалует каждому по кубку вина и куску окорока.
    После обеда феодал несколько часов разбирает жалобы вассалов и откровенно скучает. Он даже думает, что матушка права и ему пора жениться.
    Но вот наступает вечер и начинают просыпаться гости. Они спускаются в обеденную залу из своих покоев и вскоре в зале становится еще более шумно и весело. Начинается обычный ужин, после которого феодал снова будет страдать по утру.

  • Уильям проснулся ранним утром с первым криком петуха. Зевнув и потянувшись, он встал на ноги и подошел к окну-бойнице. Распахнул деревянные створки и его глазам открылся привычный вид, окружающий замок. От глубокого земляного рва, наполненного водой и окружающего замок, в безграничную даль простирались дикие леса. Кое-где просматривались посевные поля. Во дворе уже бегали многочисленные слуги. Воины чистили одежды и точили оружие. Из конюшен выводили красавцев коней. Все жители замка готовились к походу во дворец короля.
    Уильям был знатным воином и считался слугой короля. Служил он у Карла Великого. Участвовал практически во всех военных походах, но и не забывал о собственном хозяйстве. Его многочисленные владения были не совсем его собственностью: ведь он получил их от короля за верную службу. Так как владения Уильяма назывались феодом, то его самого можно считать самым настоящим феодалом.
    Однажды, получив первую землю в дар от короля, Уильям принес ему присягу – клятву верности. О-о-о! Это происходило в торжественной обстановке во дворце короля. Уильям встал на одно колено перед государем и, держа его за руку, произнес священную клятву. В ней он с гордостью перечислил свои обязанности. Затем король поцеловал Уильяма и в знак их нерушимой дружбы подарил очень дорогой подарок. Уильям посмотрел на средний палец правой руки. На нем красовался очень большой перстень с драгоценным камнем.
    Вот в этот торжественный день Уильям стал хозяином пожалованных ему земель. За это он всегда хранил верность своему королю. И сегодня он встал очень рано, чтобы вовремя прибыть в замок Карла Великого. Король объявил новый поход на земли саксов.
    Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т. д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела. Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.

  • Сочинение на тему (один день из жизни феодала)

    1. Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т. д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела. Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.
    2. Уильям проснулся ранним утром с первым криком петуха. Зевнув и потянувшись, он встал на ноги и подошел к окну-бойнице. Распахнул деревянные створки и его глазам открылся привычный вид, окружающий замок. От глубокого земляного рва, наполненного водой и окружающего замок, в безграничную даль простирались дикие леса. Кое-где просматривались посевные поля. Во дворе уже бегали многочисленные слуги. Воины чистили одежды и точили оружие. Из конюшен выводили красавцев коней. Все жители замка готовились к походу во дворец короля.
    Уильям был знатным воином и считался слугой короля. Служил он у Карла Великого. Участвовал практически во всех военных походах, но и не забывал о собственном хозяйстве. Его многочисленные владения были не совсем его собственностью: ведь он получил их от короля за верную службу. Так как владения Уильяма назывались феодом, то его самого можно считать самым настоящим феодалом.
    Однажды, получив первую землю в дар от короля, Уильям принес ему присягу – клятву верности. О-о-о! Это происходило в торжественной обстановке во дворце короля. Уильям встал на одно колено перед государем и, держа его за руку, произнес священную клятву. В ней он с гордостью перечислил свои обязанности. Затем король поцеловал Уильяма и в знак их нерушимой дружбы подарил очень дорогой подарок. Уильям посмотрел на средний палец правой руки. На нем красовался очень большой перстень с драгоценным камнем.
    Вот в этот торжественный день Уильям стал хозяином пожалованных ему земель. За это он всегда хранил верность своему королю. И сегодня он встал очень рано, чтобы вовремя прибыть в замок Карла Великого. Король объявил новый поход на земли саксов.

  • Рассказ день феодала следует начать с их места проживания. Богатые феодалы строили свои замки на вершине скалы. Издали он казался гнездом крупного хищника. Для охраны вокруг замка вырывали огромный ров, а вокруг строили несколько рядов каменных стен. На вершине были четырехугольные или круглые башни. В замок был единственный вход – подъемный мост на чугунных цепях. Гостей встречали массивные дубовые ворота с железными оковами, а потом кованая решетка.За первой стеной был хозяйственный двор с множеством мастерских, кузней и мельницей. Второй ряд стен оберегал главную башню, оружейные склады и конюшни.Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т.д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела.Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.

  • Женька
    1. Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т. д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела. Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.
    2. Уильям проснулся ранним утром с первым криком петуха. Зевнув и потянувшись, он встал на ноги и подошел к окну-бойнице. Распахнул деревянные створки и его глазам открылся привычный вид, окружающий замок. От глубокого земляного рва, наполненного водой и окружающего замок, в безграничную даль простирались дикие леса. Кое-где просматривались посевные поля. Во дворе уже бегали многочисленные слуги. Воины чистили одежды и точили оружие. Из конюшен выводили красавцев коней. Все жители замка готовились к походу во дворец короля.
    Уильям был знатным воином и считался слугой короля. Служил он у Карла Великого. Участвовал практически во всех военных походах, но и не забывал о собственном хозяйстве. Его многочисленные владения были не совсем его собственностью: ведь он получил их от короля за верную службу. Так как владения Уильяма назывались феодом, то его самого можно считать самым настоящим феодалом.
    Однажды, получив первую землю в дар от короля, Уильям принес ему присягу – клятву верности. О-о-о! Это происходило в торжественной обстановке во дворце короля. Уильям встал на одно колено перед государем и, держа его за руку, произнес священную клятву. В ней он с гордостью перечислил свои обязанности. Затем король поцеловал Уильяма и в знак их нерушимой дружбы подарил очень дорогой подарок. Уильям посмотрел на средний палец правой руки. На нем красовался очень большой перстень с драгоценным камнем.
    Вот в этот торжественный день Уильям стал хозяином пожалованных ему земель. За это он всегда хранил верность своему королю. И сегодня он встал очень рано, чтобы вовремя прибыть в замок Карла Великого. Король объявил новый поход на земли саксов.

  • Феодализм пришел в Россию с Западной Европы в XVI веке. Он представлял собой классовое разделение, в основе которого лежала условная частная собственность на землю и поземельная зависимость крестьян от господствующего класса.
    Каждый феодал подчинялся своему сеньору, за которого он нес военную службу, выступал в суде, управлял советами, выделял средства на его содержание, а так же вносил выкуп в сенат при необходимости.
    Рассказ день феодала следует начать с их места проживания. Богатые феодалы строили свои замки на вершине скалы. Издали он казался гнездом крупного хищника. Для охраны вокруг замка вырывали огромный ров, а вокруг строили несколько рядов каменных стен. На вершине были четырехугольные или круглые башни. В замок был единственный вход – подъемный мост на чугунных цепях. Гостей встречали массивные дубовые ворота с железными оковами, а потом кованая решетка.
    За первой стеной был хозяйственный двор с множеством мастерских, кузней и мельницей. Второй ряд стен оберегал главную башню, оружейные склады и конюшни.
    Жилые комнаты были расположены в главной замковой башне. Первый этаж содержал огромный зал с длинным дубовым столом. Во время пиров на нем стояли целые туши запеченных домашних и диких животных.
    На верхние этажи можно было попасть по винтовой лестницы в толще стен. Каждый этаж изолировали от других, а в моменты нападения с верхних этажей лили кипящую смолу на головы противников. Люки закрывали тяжелыми плитами. Что бы попасть на другой этаж, следовало пройти все залы перед единственной лестницей.
    Самый верхний этаж содержал хранилище для воды и еды.
    В холодную погоду топили печки. Рядом с огнем было жарко, а дальше – очень холодно.
    Замки были надежной защитой от воинственных соседей-феодалов и разъяренных крестьян.

  • В замке меня встретил феодал по имени Карл. Он, как и девочка, называл меня Анной. Карл приказал слугам отвести мне отдельную комнату, принести мне новое платье, и сделать так, чтобы мне было удобно. В красивом средневековом платье и хоть с какими-то знаниями об Анне, за которую меня здесь принимали, я вышла из комнаты. В замке было холодно, окон было мало, его длинные коридоры освещали только горящие факелы, прикреплённые к стенам. Сквозь щели между камнями в жилище феодала ворвался сквозняк. Мои шаги гулко раздавались в этой, как мне казалось, пустующей части замка.
    Вокруг замка был вырыт глубокий ров с водой, через который был перекинут подъёмный мост. Около замка туда-сюда сновали крестьяне. Мне сообщили, что на три часа назначен рыцарский турнир.
    Рыцарей было несколько. Все они были одеты в стальные латы, вооружены копьями, щитами и восседали на крепких красивых конях. В стальных костюмах рыцари выглядели неуклюже, и я думала, что им легко выбить друг друга из седла, но я ошибалась – турнир продолжался довольно долго и, к счастью, обошлось без жертв.
    Вечером феодал устроил пир. На столах было много зверей, зажаренных целиком, каждую минуту съезжались всё новые и новые гости. Все радовались и смеялись, глядя на шутов, приглашённых для пира. Вечером, после пира, все сели играть в шахматы.

  • Я сижу в кухне и разговариваю с главным поваром. Люблю это теплое место. Тут готовится мясо и 3 разных сорта хлеба к сегодняшнему обеду. Да-да, не удивляйтесь 3 сорта: ситный, который едим мы в большом зале, грубый – его едят слуги, и мякинный – для собак и лошадей. Да, забыл сказать, сегодня на обед приедет мой друг. Мне не дадут с ним поговорить, я буду учиться с нашим замковым капелланом. Эти нудные уроки я должен учить каждый день, иногда капеллан уезжает к епископу, и тогда я сижу в сторожевой башне, впускаю гостей и трублю в рог. Наша башня очень высокая, поэтому мы всегда издалека видим приближающихся гостей. С врагами может справиться мой папа. Он рыцарь. У моего папы есть свой герб. Он изображается на щите, чтобы на турнире все сразу видели: вот он, рыцарь Ланселот. Я мало знаю про моего папу, только все слуги рассказывают, что он хорошо сражается. Я знаю маму. Мне 6 лет, а папу я могу узнать, только когда мне будет восемь. Снаружи раздаются крики Эсгильды. Да, знаю, они сейчас позовут меня к матушке и будут спрашивать, хороша ли она. У взрослых праздник с охотой и последующим турниром, так что у меня будет 3 дня на то, чтобы научиться расчесывать гриву лошадей и натренировать собак. На охоту меня возьмут гораздо позже, а на турнир тем более. Но я все равно хочу научиться скакать на лошади и обращаться с собаками, так как мой папа говорит, что честь превыше всего, а вкусу моего папы я доверяю. Только одного я не понимаю: почему мне нельзя общаться с кузнецом, гончаром и поваром. Они такие милые и добрые люди. Он разрешают мне учиться ремеслу, а мамочка говорит, что это грубое дело. Наверное, это ей папочка сказал, она тоже ему доверяет. «До свидания, милый главный повар! Я в конюшню! ” В конюшне тепло и пахнет лошадьми. Я когда нибудь возьму себе Зорьку. Он очень послушная и добрая лошадь. Я буду гонять зайцев под веселый заливистый лай моих гончих. Я не буду их убивать: поймаю и выпущу. А еще после обеда, когда гости и взрослые уедут, я пойду на стрельбище (все равно там никого нет) и научусь стрелять из взрослого лука. Я уже умею стрелять из детского: иногда убиваю птичек, но если стреляю в цель, то только половина стрел попадает в нее. А меткость мне нужна для турнира. Я стану рыцарем, как папа и буду сражаться с врагами и побеждать, а также участвовать в турнирах. Турнир проходит в день Святого Георгия. И вот в один из таких дней я выеду на ристалище в новом облачении, с гербом, на Зорьке. Меня объявят победителем турнира, я уверен. Извините, меня зовут в замок, примерять костюм для пира.

  • Феодал – крупный землевладелец, который живет в замке и является владельцем окружающих этот замок земель и людей живущих на них. Как бы мог провести свой день сын такого местного царька? Прежде всего он должен проснуться. Молодой феодал потянулся в постели и нехотя выбрался на холодные каменные плиты пола, где-то внизу уже слышался громкий смех и шум передвигаемой посуды, а ноздри щекотал аппетитный запах жареного мяса. Молодой феодал быстро спустился на кухню и не утруждая себя умыванием, зачем смывать спасительную в это морозное утро грязь, вцепился крепкими зубами в огромный окорок, только что крутившийся на вертеле. Немного перекусив, молодой феодал надевает доспехи и идет на внутренний двор, чтобы получить очередную порцию ударов палкой от мастера боя. После нескольких часов усиленных тренировок, молодой феодал опять идет обедать и, залив очередной окорок бутылкой местного вина, отправляется в покои учителя светских манер. Потом идет обучение письму и чтению, потом уроки музыки и танцев. День молодого феодала оказывается расписанным с раннего утра до позднего вечера и только после ужина он, как и положено молодому феодалу находит утешение от своих трудов в объятиях любящей матушки, которая понимает, что молодого феодала баловать нельзя, но не может сдержать проявления обычных материнских чувств. Усталый молодой феодал с трудом заползает в постель и с ужасом думает о завтрашнем дне, когда ему представят молодую феодалку, его невесту из соседнего замка. И хочется молодому феодалу убежать в тень густого леса, где крестьянская молодежь в это время водит хороводы вокруг костров и поет веселые народные песни.

  • Я сижу в кухне и разговариваю с главным поваром. Люблю это теплое место. Тут готовится мясо и 3 разных сорта хлеба к сегодняшнему обеду. Да-да, не удивляйтесь 3 сорта: ситный, который едим мы в большом зале, грубый – его едят слуги, и мякинный – для собак и лошадей. Да, забыл сказать, сегодня на обед приедет мой друг. Мне не дадут с ним поговорить, я буду учиться с нашим замковым капелланом. Эти нудные уроки я должен учить каждый день, иногда капеллан уезжает к епископу, и тогда я сижу в сторожевой башне, впускаю гостей и трублю в рог. Наша башня очень высокая, поэтому мы всегда издалека видим приближающихся гостей. С врагами может справиться мой папа. Он рыцарь.
    У моего папы есть свой герб. Он изображается на щите, чтобы на турнире все сразу видели: вот он, рыцарь Ланселот. Я мало знаю про моего папу, только все слуги рассказывают, что он хорошо сражается. Я знаю маму. Мне 6 лет, а папу я могу узнать, только когда мне будет восемь. Снаружи раздаются крики Эсгильды. Да, знаю, они сейчас позовут меня к матушке и будут спрашивать, хороша ли она. У взрослых праздник с охотой и последующим турниром, так что у меня будет 3 дня на то, чтобы научиться расчесывать гриву лошадей и натренировать собак. На охоту меня возьмут гораздо позже, а на турнир тем более. Но я все равно хочу научиться скакать на лошади и обращаться с собаками, так как мой папа говорит, что честь превыше всего, а вкусу моего папы я доверяю.
    Только одного я не понимаю: почему мне нельзя общаться с кузнецом, гончаром и поваром. Они такие милые и добрые люди. Он разрешают мне учиться ремеслу, а мамочка говорит, что это грубое дело. Наверное, это ей папочка сказал, она тоже ему доверяет. “До свидания, милый главный повар! Я в конюшню!”
    В конюшне тепло и пахнет лошадьми. Я когда нибудь возьму себе Зорьку. Он очень послушная и добрая лошадь. Я буду гонять зайцев под веселый заливистый лай моих гончих. Я не буду их убивать: поймаю и выпущу. А еще после обеда, когда гости и взрослые уедут, я пойду на стрельбище(все равно там никого нет) и научусь стрелять из взрослого лука. Я уже умею стрелять из детского: иногда убиваю птичек, но если стреляю в цель, то только половина стрел попадает в нее. А меткость мне нужна для турнира. Я стану рыцарем, как папа и буду сражаться с врагами и побеждать, а также участвовать в турнирах. Турнир проходит в день Святого Георгия. И вот в один из таких дней я выеду на ристалище в новом облачении, с гербом, на Зорьке. Меня объявят победителем турнира, я уверен.
    Извините, меня зовут в замок, примерять костюм для пира.
    Добавил: SheIsAlla

  • является ли обстановка, стоящая в городе Калинове, основной причиной  трагической гибели Катерины?
    Чему равна масса тела, движущегося с ускорением 3,5 м/с2, если на него действует сила равная F=7kH?
    В ряде зарубежных стран – Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государствах Латинской Америки – выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции – лишение свободы.

    разбор слова как часть речи
    1.Появились опёнки,отщебетали пичужки-лето кончилось.2.Сухое и жаркое летопредвещает морозную и малоснежную зиму.3.Если осень стоит ненастная,будет дождливая весна.4.Если сентябрь стоит холодный,в марте сойдет снег.5.Осенью гус…
    Вставьте знаки действий,чтобы получилось верное равенство: 40+15 ? 17=72; 40 ? 15 ? 17=42;
    Определите тип поведения маленьких детей, поссорившихся из-за куклы:   1) отобрать куклу силой
    2) поломать куклу, разделив ее на части
    3) выбросить куклу
    4) отдать куклу сопернику
    5) обсудить, как играть вместе
    Дай совет,…
    что такое побудительные предложения
    Какую тему из раздела “Фонетика” можно проиллюстрировать с помощью этих примеров?  Гость хорошо.коли редко вхож. В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки. Не отрубить дубка,не усадив пупка. Когда сыт,так знай стыд. без …
    санки скатились с горы за 60 секунд. С каким ускорением двигались санки,если длина горы 36 метров?

  • Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.
    Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
    Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
    Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
    День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
    Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи, способные напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.
    Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.
    В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняют на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети – на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья помогали отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.
    Следует хорошо отдохнуть – завтра следует переделать много дел и выплатить налоги феодалу.
    Сочинение «Один день из жизни крестьянина» (Отработка барщины)
    Сочинение «Один день из жизни крестьянина» (Время жатвы)

    Для начала следует взять какую-нибудь информацию.Например,мы точно,даже без чтения книг,можем сказать,что жизнь крестьян в средние века была суровой,полной лишений и испытаний. Тяжёлые налоги,разорительные войны и неурожаи зачастую лишали крестьянина самого необходимого,то есть приходилось думать только о выживании.Лет 400 назад в одной из самых богатых стран,Франции,как нам известно,люди,крестьяне,жили зачастую в норах,то есть не редко у них как такового и жилья не было.Следовательно,свое жилье,хоть какое-нибудь,уже говорило о том,что человек,в некотором роде,достаточно обеспечен,ведь у него есть материал,необходимый для строительства дома.Это по поводу того,что касается “не доходит”.Все выводы только на основании общих знаний и логики.
    И так, феодалы требовали с крестьян налога, который для крестьянина был неподъемным. И вот, что еще немаловажно: крестьяне подразделялись на три большие группы – свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. Свободных крестьян было сравнительно немного – они не признавали над собой власти никакого сеньора, считая себя свободными подданными короля и платили подати только королю, и хотели быть судимы только королевским судом. Свободные крестьяне часто сидели на ничейных землях, то есть это могли быть расчищенные лесные поляны, осушенные болота или же отвоеванные земли. Это дает хороший старт, чтобы написать, где именно жил ваш герой. Но более всего было поземельно зависимый крестьянин, которые по закону тоже считался свободным, но сидел на земле, принадлежащей феодалу и, следовательно, платили налог, феодалу.
    Крепостные крестьяне, а таких, как я уже говорил, было большинство, были обязаны выполнять на сеньора барщину – работать на его полях. Это было тяжело и, если говорить современным языком, просто напросто унижало человеческое достоинство.
    Главными врагами крестьян в средние века были всё же не феодалы, а голод, войны и болезни.Голод был постоянным спутником деревенских жителей.Раз в 2-3 года на полях обязательно случался недород, а раз в 7-8 лет деревню посещал настоящий голод, когда люди ели траву и кору деревьев, разбредались кто куда, занимаясь нищенством. Часть населения деревень в такие годы вымирала; особенно тяжко приходилось детям и старикам. Но и в урожайные годы стол крестьянина не ломился от еды – пищу его в основном составляли овощи и хлеб.Это о столе.
    И,конечно же,продолжительность их жизни,жизни тех людей,не только крестьян,была очень ограниченна.В 30 лет люди были уже дедушками и бабушками,имели внуков.Семьи создавались лет в 13,достаточно рано для наших сегодняшних мерок,но и люди развивались,так сказать,быстрее.И главным было оставить после себя след – детей,внуков.Одним словом – выжить.Все сходит только к одному – выживание.Опять же,напомню еще одну причину для ранних браков,малой долготы жизни – голод,войны,болезни.К примеру,допустим,рождается ребенок – где,в каких условиях,ведь это важно не только для жизнедеятельности малыша,но и его матери.И люди умирали.Умирали от старости,умирали от голода и болезни,погибали в сражениях,из-за феодального устоя.Торговли,как сейчас,как токовой не было,преобладало натуральное хозяйство – что сам имеешь,так сказать.
    Жизнь крестьянина не зависит от ситуации в мире.Но напрямую зависит от природы,времени года,урожая.Человек более религиозен и для этого есть гораздо больше причин,чем сейчас.Религия играет ведущую роль.Во все времена человек спрашивает почему,нуждается в помощи,и тогда уже появляется Бог.И,конечно же,крестьяне не были такими гремучими,как их под час пытаются обрисовать,ведь появление религии уже объясняется тем,что философия в жизни даже самого простого человека присутствовала – он рассуждал,о мироздании.
    Думаю,ничего нового из мной описанного вы так и не узнали.Я не пишу рассказ от первого лица,это вы и сами в состоянии сделать – руки,голова есть.Но,по сути,тут ничего нового придумывать не придется: подставьте в приведенном тексте “я”,приведите немного рассуждений и “бла-бла-бла” получится. Удачи.

    Розв’язати рівняння 9,2(0,01x+0,412)=4,6
    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА МНЕ синтаксический разбор предложения разбудили меня непонятные звуки,похожие на скрип,словно что-то жесткое тёрлось о камень
    ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!
    Задача Из двух городов между которыми 180 км, одновременно в одном направление выехали два автомобиля. Скорость автомобиля, едущего впереди 60 км/час, а скорость автомобиля, едущего позади 80 км/час. Через сколько часов после второй автомобиль догонит первый? помогите плиз!!!!! срочно нужно
    Где рыбачил Ломоносов с отцом
    Напишите пожалуйста рассказ о тюлене по английскому
    Женя живет на девятом этаже, и подъем на лифте занимает к него 40 секунд. А Олег поднимается на третий этаж пешком, причем его скорость в 5 раз медленнее скорости лифта. Кто быстрее попадет с первого этажа к себе домой и на сколько?
    В каком предложении не хватает двоеточия?
    1)Я старалась не плакать но у меня ничего не вышло.
    2)Влажный снег вдруг сменился дождем холодным и противным от реки дуло и капли били по лицу.
    3)Он думал о дымящемся кофе бокале вина или о потрескивающем пламени камина на сон грядущий.
    4)Даже преступники ведут свои дела с неимоверной энергией которая нужна им для ухода от представителей закона.
    5)[В этих предложениях двоеточия не требуется.]
    Помогите пожалуйста с этим нелегким для меня вопросом суть понимаю а написать ответ не могу!! Спасибо
    Say to what types these books belong;
    1.Oliver Twist 2.Kashtanka 3.Life of Leo Tolstoy 4.Frankenstein 5.Gulliver’s travels 6.Little Mermaid 7.Three Musketeers 8.The Time Machine 9.Ivanhoe 10. little red riding hood 11. around the world in eighty days 12.hound of the bskervilles 13.robin hood and the sheriff 14.three men in a boat
    Блиц турнир в аквариуме у васи м сомиков,что в два раза меньше чем гуппи,скол ко ры??ок в аквариуме у Васи

  • Рассказ на тему моя мама
  • Рассказ на тему один день из жизни египетского воина
  • Рассказ на тему непогода
  • Рассказ на одну букву как называется
  • Рассказ на одну букву п полина поликарповна