Рассказ на тему место подвига в наше время

Урок мужества место подвигу в наше время,посвященный дню героя россиицели:приобщать учащихся к историческому прошлому нашей страны,познакомить с историей праздника;воспитать чувство

Урок мужества «Место подвигу в наше время»,

посвященный Дню Героя России


Цели:

  • приобщать учащихся к историческому прошлому нашей страны,
  • познакомить с историей праздника;
  • воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям,
  • совершивших героический поступок.

“Надо жить во имя жизни,
за живущих жизнь отдать”.
Ш.Руставели

(На экране 1 слайд с темой классного часа и эпиграфом)

Презентация.

I. В календаре России есть праздник — памятный день – День Героя Отечества.

— А откуда эта дата – 9 декабря, как вообще назначается праздничная дата?

Определить помогла наиболее ранняя дата российской истории (слайд №2 – календарь событий в истории)

9 декабря по новому календарю, а по старому- 26 ноября — с этой датой связано очень много в истории событий. В этот день Святой Георгий Победоносец, всегда почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, победил того самого змия. Именно 26 ноября в 1036 г. Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел по всей Руси в этот день “творити праздник” в честь святого Георгия.

В 1769 г. 26 ноября Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, который стал высшей военной наградой в Российской империи. С этого времени и до 1914 г. 26 ноября праздновался как День георгиевских кавалеров, а с начала Первой мировой войны и опять до революции – уже как День Героев.

Вот поэтому 26 ноября по старому стилю, а 9 декабря по современному стилю дата оказалась наиболее подходящей.

Когда праздник становится народным, он имеет свои традиции, свои ритуалы. А каким станет День Героев Отечества?

— Если вновь обратиться к историческим традициям, в XIX веке, например, день 26 ноября отмечался торжественным выходом императора в Зимнем дворце, который принимал парад георгиевских кавалеров. Потом следовал обед, устраиваемый для них во дворце, — как символ единения главы государства с Героями Отечества, как знак признательности России за совершенные ими ради нее подвиги. В церквях проходили торжественные молебны. В газетах рассказывались истории о подвигах тех, кого страна чествует в этот день. У XXI века, конечно, могут быть другие ритуалы. Главное, чтобы вся атмосфера праздника вызвала у взрослых чувство национальной гордости, а у наших мальчишек – мечту стать героем своей страны.

II. Но кто такой герой?

Давайте попытаемся поразмышлять о том:

1. Кто такой герой?

2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

3. Какой человек может совершить подвиг?

— Давайте попробуем дать определение слову герой?

(слушаем высказывания учеников, и на экране появляется слайд № 3 с понятиями)

— Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов — герой, подвиг)

— А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг — это самоотверженно героический поступок.

— Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

— Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

— Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

— Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем. А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

— Давай те послушаем о героических поступках, которые совершили люди, обладающие такими чертами.

(рассказ о Юрии Малышеве – бывшем ученике шк. № 863 Юго-Западного округа, район “Коньково”, совершившем подвиг в наше время)

— Женщины ВОВ.

— Герои Чечни

— Крикалев Сергей Константинович – космонавт, рекордсмен по времени пребывания в космосе 803 дня.

— Эти люди совершили поступки, подвиги, стали героями.

— Вот и пришло время к рассуждению о том, кого можно назвать героем?

— Как вы считаете?

— А Юлиус Фучик считает, что “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

— Я думаю и вы согласны с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе. В подтверждении мною сказанного являются подвиги героев Чечни (рассказ про учителя “Секретный герой”, слайд + рассказ ученика)

— И таких людей, совершающих героический самоотверженный поступок, т.е. подвиги немало в наше время ( показ слайда и рассказ детей о спортсмене, доярке, комбайнере — героях России). Учитель подводит ребят к рассуждению, что “Истинный герой отличается простотою нравов и нежностью чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству”. Ф.Н.Глинка

Примером к сказанному является подвиг Кулимова Николая – летчик- испытатель, пилот — герой за услуги в испытаниях 35 типов самолетов, каждое испытание – аварийная ситуация, но когда стал героем, даже не знал, это не было его целью, он делал это ради других.

Почти каждый день страна рождает героев. Все они совершенно разных профессий, это простые рабочие и творческие специалисты. Жизнь показала, что истинными героями подчас становятся представители мирных профессий.

— Все, о ком вспомнили сегодня мы, и другие люди совершили подвиги в разное время и в наше время. Все они не задумывались над тем, как будут переносить трудности. Все они хотели жить и хотят жить светло и радостно. И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова: “Надо жить во имя жизни, за живущих жизнь отдать”

(Рассказы сопровождаются показом слайдов)

— И вот после всего сказанного я хотела бы услышать мнение о месте подвига в наше время (мнения ребят)

— Да, есть в наше время, в XXI веке, в жизни человека, молодежи, место подвигу, героическим самоотверженным поступкам

“…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”. М.Горький

— И в заключение урока, подводя итог сказанному, необходимо понять, раз есть место подвигу в жизни человека, значит были, есть и будут герои, а значит не случайно отмечается – День Героя Отечества. В России учреждено почетное звание — Герой Российской Федерации — высшее почетное звание в Российской Федерации, знак особого отличия; присваивается за услуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

(показ слайда)

Звание было учреждено Законом Российской Федерации “Об установлении звания Герой Российской федерации и учреждении знака особого отличия – Медали “Золотая Звезда” от 20 марта 1992 года и введено в действие в тот же день согласно постановлению Верховного Совета РФ. Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации.

Среди удостоенных звания – летчики-космонавты Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Валерий Поляков, генералы Владимир Шаманов, Геннадий Трошев, Виктор Казанцев, спортсмены Любовь Егорова, Александр Карелин, Лариса Лазутина, политики Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров.

Помните, дети, об этом дне, о памятной дате – Дне Героя Отечества и об этих людях.

(показ последнего слайда, звучит музыка).

В Дивееве состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»

15 декабря 2021 г. 11:08

14 декабря 2021 года в Центре славянской культуры села Дивеева Нижегородской области по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига».

Организационным комитетом по подготовке и проведению мероприятия руководил председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Встреча прошла при участии Синодального отдела по монастырям и монашеству. 

Работу круглого стола возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В президиуме встречи находились митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова).

В заседаниях приняли участие 117 монашествующих из 42 епархий Русской Православной Церкви, расположенных на территории Приволжского федерального округа, в том числе: три митрополита, 14 епископов, пять архимандритов, 25 игуменов и игумений. Для участников, не сумевших прибыть на круглый стол, была организована прямая трансляция заседания на канале телекомпании «Образ» в YouTube с возможностью онлайн-общения. Дистанционно в мероприятии участвовали 27 делегатов.

На двух заседаниях было заслушано четыре доклада, посвященных различным аспектам воспитания монашеских добродетелей у насельников монастырей. Доклады были сделаны митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием; настоятельницей Иверского женского монастыря города Орска игуменией Ксенией (Пашковой); наместником Санаксарского Богородице-Рождественского мужского монастыря архимандритом Иннокентием (Руденко); настоятельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игуменией Сергией (Конковой). За каждым докладом следовала свободная дискуссия и взаимный обмен опытом в духе братской любви.

Нижегородский архипастырь в своем докладе «Труд и молитва как условия стяжания монашеских добродетелей» раскрыл связь добродетелей с подвигом. Он напомнил учение о добродетелях, сформированное в аскетической традиции Церкви и при этом заметил, что именно труд и молитва являются необходимым условием для стяжания монашеских добродетелей, а в качестве доказательства привел изречения о спасительном значении труда в его связи с молитвой из сочинений и жизни святых отцов. «Труд тесно связан с послушанием, как отсечением своей воли, в пространстве монастыря они фактически представляют собой одно целое. Неслучайно, что та или иная трудовая деятельность в обители именуется «послушанием». Такой труд, воспринимаемый как исполнение воли игумена, оказывается спасительным средством, благодаря которому в душе монаха начинают прорастать добродетели. Кроме того, монастырские труды — это форма служения ближним, это бескорыстная жертва ради своих братьев или сестер, это то средство, которое объединяет ищущих спасения в единую семью — братство или сестричество», — сказал митрополит Георгий.

Управляющий Нижегородской епархией подчеркнул, что право выбора между трудом и молитвой не идет на пользу монашествующему. Если монах избегает определенных послушаний или выполняет их с раздражением, труд не только не будет способствовать молитве и другим добродетелям, но приведет к своеволию, нетерпению, унынию. Средством от всего этого может быть только разумность в распределении послушаний и их чередование с молитвой и отдыхом, что зависит от правильной организации трудовой и молитвенной жизни монастыря, от исполнения монастырского устава. «Только мудрое чередование труда и молитвы может стать тем духовным основанием, на котором созидается прочное здание монашеских добродетелей», — подчеркнул митрополит Георгий.

По результатам обсуждения докладов были отмечены следующие положения:

  1. Необходимыми условиями стяжания монашеских добродетелей являются труд и молитва, которые должны гармонично сочетаться в рамках монастырского устава. При этом в уставе должно быть отведено определенное время отдыху, а физический труд не должен быть непосильным и изнуряющим.
  2. Не менее важным условием воспитания монашеских добродетелей является самоотречение. Через самоотречение монахи избирают путь бескровного мученичества. Сораспятие со Христом не может быть без страданий, но эти страдания восполняются спасительной благодатью Божией, дающей возможность монашествующему возрастать в добродетелях.
  3. В монастырской практике самоотречение достигается через послушание, то есть отсечение своей воли. Нахождение монашествующих под духовным руководством  позволяет избежать самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста, непосильного молитвенного правила, и многих других опасностей и препятствий к духовному возрастанию. Таким образом, послушание оказывается добродетелью, лежащей в основе монашеского подвига.

В качестве актуальных для большинства обителей вопросов были выделены следующие: воспитание в братии духа отречения от мира, от мирских привязанностей к родственникам, от стремления к частной собственности, к частым выходам или даже периодическими выездам с длительным пребыванием в миру; организация в монастыре порядка пользования современными техническими средствами (мобильными телефонами, интернетом); для женских монастырей имеет важность вопрос разграничения ответственности игумении и духовника: в обителях должно быть единоначалие игумении, и духовник не может усваивать себе полномочия игумении по руководству монастырем.

Участники круглого стола отметили духовную пользу от обмена опытом, большую практическую значимость мероприятия и своевременность его проведения. Было высказано пожелание проводить подобные встречи на регулярной основе не реже одного раза в год.

Подводя итоги встречи, митрополит Георгий отметил, что монастыри в нашей стране еще находятся в стадии возрождения, духовного становления и взросления. «Когда мы говорим о проблемах в наших монастырях, то по-братски дискутируем, обсуждаем общие проблемы, чтобы через взаимные добрые советы духовно возрастать, трезво смотреть на свою духовную жизнь, объективно ее оценивать. Когда мы сознаем свою немощь и слабость, то двигаемся в направлении духовного взросления», — сказал нижегородский архипастырь.

Участники круглого стола выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига».

Утром участники круглого стола молились за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение состоялось в Троицком соборе, где постоянно пребывает рака с мощами этого святого. 13 декабря там же было совершено всенощное бдение.

Нижегородская митрополия/Патриархия.ru

07:37 27 ноября 2021 г.

Рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера.

Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъемках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…» Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он Зою. «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий черно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АиФ»), ну и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, все равно испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день, 29 ноября, в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково, была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюкова. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжелораненую комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, ее зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…» И запела «Интернационал»…

По легенде именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерова по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания?

Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашел на их сайт, увидел какую-то искаженную коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…» Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых ­достойных. 

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в Институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Еще в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя.

Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидове и делилась боевым опытом. Однако если гибель Зои благодаря журналистам получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие Битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России.

21 декабря 2021 г. 13:43

20 декабря 2021 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига». Мероприятие было организовано Синодальным отделом по монастырям и монашеству по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках подготовки собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.

Участниками круглого стола стали наместники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей и обителей Московской митрополии. Встреча проходила дистанционно на платформе Zoom. Круглый стол возглавил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. В президиуме вместе с владыкой Дионисием на конференции присутствовали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност и член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова).

Митрополит Дионисий передал участникам круглого стола благословение и пожелание Божией помощи в работе от Святейшего Патриарха Кирилла. Управляющий делами Московской Патриархии также отметил, что обстоятельства, препятствующие личному общению, иногда открывают новые возможности, позволяют лучше увидеть, насколько глубока вера и крепко упование.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

По мнению митрополита Павла, понятия «монах» и «добродетель» являются синонимами, поскольку монашеский путь — это путь совершенства, которое происходит через доброделание. И первое дело, которое начинает творить монах, — это воплощение намерения следовать за Христом, оставив все, что ранее окружало его. Устремляясь к совершенству, образцом для подражания монах выбирает Христа и Его святость.

Секулярный мир традиционно обвиняет монаха в бездействии, не подозревая о том, что жизнь монаха имеет сакраментальную сторону: труд инока по очищению сердца сложен и кропотлив. Сокрытый от мира, этот труд вменяется монашеству в сугубую обязанность. Осознание несовершенства своего естества рождает покаянное чувство и желание обращаться за помощью. Покаянный опыт, опыт богообщения неизвестен миру, и потому монашество осуждается им. Следовать за Христом в любую эпоху было непросто, но в каждом поколении есть праведники, ради которых и стоит мир. И мир этот меняется, но человек с его пороками и добродетелями остается прежним. Среди особенностей нынешнего столетия, осложняющих существование монашества, митрополит Павел выделил технический прогресс и необходимость современных иноков подвизаться в условиях городских монастырей. Однако внешние условия ни в какое время не могут быть оправданием для личной расслабленности человека, отметил владыка Павел. Приобретение добродетелей, стяжание мирного духа — это всегда подвиг.

Среди внешних проявлений духовного благополучия монастырей Патриарший наместник Московской митрополии отметил гостеприимство обителей. В настоящее время в городских монастырях нет возможности предаваться безмолвию, однако есть возможность возродить традицию гостеприимства, утраченную в трудный период возрождения духовной жизни на постсоветском пространстве. Посещая обители, паломники надеются увидеть в монастырях если не ангелов, то по крайней мере святых людей, однако отсутствие элементарных бытовых условий, хмурые лица насельников могут оставить о монашествующих противоположное впечатление. Завершая свое выступление, владыка Павел выразил надежду, что круглый стол поможет игуменам и игумениям исправить то, что необходимо исправить в монастырских обителях, улучшить состояние монастырей, помочь им стать духовными школами воинов, упражняющихся в добродетелях.

По окончании слова владыки Павла митрополит Каширский Феогност отметил, что добродетель является истинным корнем подвига. Каждое время дает свои особые переживания того, что по сути вечно и неизменно. Владыка Феогност призвал участников монашеской встречи честно и бескомпромиссно делиться своими переживаниями и возникающими вопросами.

Митрополит Воскресенский Дионисий особо выделил в слове владыки Павла мысль о том, что стяжание мирного духа — всегда подвиг. Людям кажется, что современные обстоятельства исключают саму возможность сохранения мирного духа, однако владыка Дионисий напомнил, что обстоятельства времени преподобного Сергия были много тяжелей, однако он оставил братии именно завет о хранении мира в сердце, которому представители монашества должны следовать и в настоящее время.

В докладе «О сути монашеского подвига» наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря епископ Видновский Тихон отметил, что монашество как сакральное явление в Церкви Христовой зародилось не по общественным или политическим причинам, а для достижения духовных целей и неотмирных задач, и является «спасительным и духоносным для бытия русского народа от древности и до сего дня». Суть же монашеского подвига — это усвоение монахом навыков приобретения добродетелей, ибо мы… созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10). Перечислив названные апостолом Павлом добродетели (см. Гал. 5:22-25), епископ Тихон заострил внимание на том, что их стяжание невозможно без терпения и труда. В терпении — сила монашества, оно помогает каждому иноку не унывать в восхождении к благодати Божией, а труд испепеляет многие греховные помыслы. Венцом же добродетелей является любовь: возглас «возлюбим друг друга» — начальное действие Литургии верных.

Однако исполнение заповеди о любви было бы невозможно, если бы любовь не была еще и даром, который люди — паче всех монашествующие — обязаны приумножить. Христианство — религия любви, и обожение человека есть не что иное, как жертвенное служение Богу, предмету своей любви.

Владыка Тихон также предложил вниманию монашествующих духовные размышления и некоторые практические советы, касающиеся приобретения навыков добродетелей, — радости (радуйтесь и паки реку радуйтесь (Флп. 4:4)), мира душевного, благости, кротости, воздержания, а также рассказал о значении духовного руководства на этом пути. «Долг игумена помочь новоначальному быть благостным. Милосердие доступно всем, это самое простое из того, в чем мы можем быть подобными Богу. Этот добрый навык должен развивать каждый приходящий в монастырь. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение — сопереживание, сострадание, сердечное желание помочь нуждающемуся. При подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. Не это ли пример истинного монашеского братства и сестричества?» — подытожил епископ Тихон, заметив, что связующим звеном в приобретении всех добродетелей является кротость, которая тоже появляется не сразу. О последней добродетели, упомянутой апостолом Павлом, — воздержании — владыка Тихон сказал, что без нее вообще нет монашества. Духом воздержания должна быть пропитана вся жизнь монаха, благо что сам уклад монастыря благоприятствует этому, а игумен должен первым подавать пример братии в ее стяжании.

В завершение своего выступления докладчик поблагодарил за внимание участников круглого стола и напомнил, что на наместниках, игуменах и игумениях лежит особая ответственность за научение монашествующих добродетельной жизни. Помогая человеку с самого начала в духовном делании, не оставляя его наедине со страстями, проявляя к нему отеческую любовь и заботу, руководители монастырей сами приобретают добродетель игуменского служения.

С развернутым комментарием к докладу владыки Тихона выступил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Развивая мысль о доступности добродетели милосердия для всех архимандрит Мелхиседек привел примеры оказания милости монашествующими разных обителей, а в качестве утешения предложил участникам круглого стола вспомнить изречения Оптинских старцев о монашестве, в том числе преподобного Анатолия (Зерцалова): «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая… неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих…»

Митрополит Дионисий добавил, что «с такой сутью монашеской жизни не страшны ни война, ни революция. У монаха ничего невозможно отнять, потому что у нас все есть». В качестве личного примера, как благотворно действуют на человека гостеприимство со стороны монахов и радостная готовность помочь, владыка Дионисий вспомнил свое посещение Оптиной пустыни в молодости и подчеркнул, что проявление гостеприимства и радостного духа как магнит привлекает людей в обители.

В продолжение темы стяжания добродетелей как главной цели монашеского подвига епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, поделился с участниками круглого стола размышлением о роли игуменов и игумений в достижении этой цели насельниками управляемых ими обителей. Сообщение владыки Алексия носило название «Забота игумена о возрастании братии в добродетелях». Отправной точкой доклада Его Преосвященства была мысль, что идеалом наставника является Сам Христос — Пастырь добрый, полагающий душу за овец (см. Ин. 10:11). Особое попечение Спасителя о духовном воспитании апостолов — одна из основополагающих тем Евангелия. Епископ Алексий подчеркнул, что это попечение жертвенно, и ведет оно не к почитанию и славе, а на крест.

Обязанность игумена — научить братию любви во Христе, привлекая вверенных ему людей к Богу, помогая им почувствовать любовь Божию и достигая этим правильного устроения монашеского общежития. Владыка Алексий подчеркнул, что «без помощи наставника человеку трудно, почти невозможно научиться самому главному — трезвению, познанию самого себя, обретению должных духовных понятий и правильного взгляда на себя и окружающий мир».

В качестве примеров епископ Алексий привел чуткое, бережное отношение преподобного Варсонофия Оптинского к духовному становлению будущего преподобноисповедника Никона (Беляева) и столь же внимательное духовное руководство игумении Ювеналии (Ловенецкой), а затем владыки Арсения (Жадановского), воспитавших схиигумению Фамарь (Марджанову), прославленную в лике преподобноисповедниц и в свою очередь ставшую замечательной подвижницей и духовной матерью многих монашествующих и мирян.

От игумена и его заботы о братии зависит, живет ли обитель Богом, Евангелием, стремятся ли ее насельники к Царствию Божию. «Многое зависит от готовности к послушанию и восприимчивости самого брата, — также заметил владыка Алексий. — Монашество — это делание, которое познается не в теории, а собственным опытом». Этот опыт зачастую может оказаться болезненным, ожесточенная брань со страстями подчас затмевает внутреннее зрение, и монах, особенно новоначальный, начинает всё видеть в черном цвете. В такой ситуации ему особенно важно иметь доверие к игумену и послушание, благодаря которым он сможет узнать высшие законы, по которым строится иноческая жизнь, принять эти законы и тем обрести радость и счастье в Боге.

Игумен призван любовью, и по необходимости строгостью, по-отечески наставить брата и в бескорыстии (поскольку монашество несовместимо с «карьерным ростом»), и в необходимости неустанного труда физического и духовного, и также вовремя заметить пагубные для души ростки самонадеянности или эгоизма.

«Монастырь устроен так, что каждый может найти в нем свое место, обрести внутренний мир», — сказал в конце своего выступления епископ Алексий. Игумен призван направить эти поиски в нужное русло и в конечном счете привести братию в объятия Отча, воспитывая и сберегая вверенные ему души, каждая из которых для Бога дороже всего мира.

По завершении доклада владыки Алексия игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, поделилась воспоминанием о том, с какими заботой и терпением строил духовную жизнь сестер создатель и духовник их общины архимандрит Петр (Афанасьев), а также высказала мысль о необходимости вести беседы с молодыми насельницами, касающиеся разных тем, в том числе изучения Священного Писания, актуальность которого, как выясняется, далеко не всегда осознается нынешней монашеской молодежью.

О работе с молодыми, не только монашествующими, но и мирянами (такое послушание нередко нынче входит в круг обязанностей руководителей монастырей) говорила игумения Серафимо-Знаменского скита Иннокентия (Попова), обеспокоенная тем, что для разговора с юными часто не хватает системных знаний.

Учительству нужно учиться, особенно если речь идет детях, поддержал матушку Иннокентию митрополит Дионисий. Полагаться здесь только на свое искреннее желание безрассудно, нужен хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и навыков. Владыка Дионисий сделал особый акцент на том, что нужно находить возможности удовлетворить потребности игуменов и игумений в расширении знаний в прикладных областях.

Тему обучения монашествующих в ином ключе поднял епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря. Владыка сказал о том, что для нового поколения священнослужителей, рукополагаемых в монастырях, необходим специальный курс. Особенно в этом нуждаются отдаленные обители. На протяжении последних лет технологии дистанционного обучения были отработаны, и личное общение даже через удаленную связь оказывается гораздо более эффективным, чем заочный формат.

Председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) в ответ на это заметил, что вопрос следует поставить перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви, поскольку базовые программы по образованию монашествующих, работающие ныне уже на 150 площадках, предполагают получение начальных богословских знаний перед принятием пострига, но недостаточны для рукоположения. Имеющийся опыт дистанционного образования, а также разрабатываемые в настоящее время видеокурсы для удаленных монастырей будут существенным подспорьем при создании программ обучения будущих монастырских клириков.

О роли монастырей в умножении исторических знаний рассказал настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин). Обитель активно занимается историческими изысканиями о жизни и деяниях преподобного Кукши Печерского, священномученика, просветителя вятичей. Митрополит Дионисий посоветовал при этом обратить сугубое внимание на богослужебное почитание святого, напомнив, что вопрос этот ставился еще в предреволюционные годы и необходимо снова его поднять.

Последний доклад круглого стола «Плоды монашеского послушания: мир и радость о Духе Святом» представила игумения Серпуховского Введенского Владычнего монастыря Алексия (Петрова). Сосредоточившись на теме послушания, докладчица привела немало высказываний святых подвижников и учителей иночества в прошлом и в современности, подтверждающих, что эта тема является ключевой для монашества. Как пишет преподобный Паисий Святогорец, «послушание — это ключ от дверей рая… никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем». При этом пришедший в монастырь для послушания Христу должен понимать, что, по выражению старца Ефрема Аризонского, Христос «оставляет Своего представителя в монастыре — игумена… чтобы то послушание, которое он желает показать Христу, показать игумену».

Учиться послушанию, руководствуясь только Священным Писанием, — путь опасный, это отмечал еще святитель Игнатий (Брянчанинов). Нужен наставник, нужен совет добродетельных и разумных братьев, нужно и спасительное недоверие своей воле и всему тому, что может льстить самолюбию инока, особенно новоначального, и оправдывать его страстность. Послушание выражается в полном доверии руководителю, только в этом случае оно может привести к подлинной свободе и достижению мирного духа. Преподобный Никон Оптинский говорил: «У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе».

Матушка Алексия обратила также внимание на то, что послушание, как в общем смысле этого слова, так и в применении к монашеской жизни, изначально воспитывается в семье. Сейчас в монастыри поступают люди, которых растили по принципам современной системы воспитания и образования — искажающим или буквально искореняющим понятие о послушании. Эти проблемы залегают глубоко и либо проявляются в условиях обители открыто, либо могут быть прикрыты подобием добродетели — например, рассуждением при выполнении послушания. Только общая атмосфера благоговейного послушания, отсутствие со стороны старших сестер потакания непослушанию может воспитать современную молодежь, приходящую в монастырь, — заключила игумения Алексия.

Пример удивительных плодов послушания привел в своих комментариях к докладу матушки Алексии наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) — рассказав об этапах открытия и восстановления Сретенской обители по благословениям, полученным нынешним главой Псковской митрополии митрополитом Тихоном от архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Митрополит Воскресенский Дионисий подвел в заключительном слове итоги круглого стола, отметив, что плодотворность работы, как правило, выражается в краткости и ясности выводов, которые можно сделать по ее окончании, и назвал три главных положения, отражающих содержание прошедшей встречи: сутью монашеского подвига является приобретение добродетелей; игумены, игумении монастырей призваны создавать благоприятные условия для приобретения насельниками добродетелей; послушание — это главный инструмент для приобретения добродетелей.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Доброе утро!

Прошло десять лет с начала российских протестов 2011-2012 года: вот фотохроника этих событий, а вот рассказ об их самых заметных участниках. В настоящем так:

  • Видеопереговоры Путина и Байдена намечены на 7 декабря. Байден заявил, что не приемлет «ничьих красных линий».
  • Глава СК поручил проверить творчество Noize MC и Oxxxymiron после обращения «группы патриотов». Это опубликованное в ЖЖ «обращение» – сатирический скетч.
  • Россиянке Софье Сапеге предъявили обвинение в Беларуси. Ей грозит 6 лет тюрьмы.
  • Эксперты ВОЗ приедут в Россию для оценки «Спутника V» в начале 2022 года.

Вокруг Украины

  • Видеосаммит Путина и Байден предварительно намечен на 7 декабря. Байден объявил, что надеется на долгий разговор по поводу украинского вопроса, и добавил, что не приемлет заявлений Путина о «красных линиях», которые не должно переходить НАТО, размещая свою инфраструктуру в Европе.
  • Агентство Bloomberg пишет, что на дипломатическом ужине в Стокгольме между Лавровым и Блинкеном случилась перепалка по поводу украинского Евромайдана 2014 года: Лавров заявил, что власть в Киеве сменилась в результате госпереворота, а Блинкен напомнил, что подконтрольные Януковичу внутренние войска убили на Майдане больше ста человек.
  • Немецкий таблоид Bild опубликовал схему предполагаемого нападения России на Украину, основанную на оценках источников из НАТО и украинской разведки. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала публикацию «пропагандой, замешанной на идеологии». Особенно ей не понравилось, что Львов на этой схеме назван по-немецки – Лемберг.
  • В Москве прошел съезд «Единой России», единогласно переизбравший председателем партии Дмитрия Медведева. На съезде присутствовал глава так называемой «ДНР» Денис Пушилин, накануне тоже вступивший в ЕР. Пушилин отчитался, что гражданство России получили более 350 тысяч жителей «ДНР», и добавил, что в конце концов их «получат все».
  • Вот интервью с Виктором Цилыком – отцом 23-летнего Александра Цилыка, задержанного в России якобы за подготовку теракта. По словам Виктора, сын пропал 15 октября – после того, как перешел российско-украинскую границу в Ростовской области. «Признаниям» сына, которые опубликовала ФСБ, Виктор не верит.

Анонимная группа патриотов

  • Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку деятельности рэперов Оксимирона и Нойза МС. Необходимость такой проверки он обосновал обращением «инициативной группы патриотов». Довольно быстро выяснилось, что речь идет о тексте, опубликованном 2 декабря в ЖЖ Дмитрия Якушева. Блогер написал стилизованную сатирическую анонимку, «сатиру на наше время», как он говорит. Вот его монолог.
  • При этом на открытое письмо члены участковых и территориальных избирательных комиссий Тувы, в котором они рассказывают, что результаты сентябрьских думских выборов были сфальсифицированы, Бастрыкин внимания не обратил.
  • Издание TJournal рассказывает, что под новость о смене владельца и руководителя VK пришли заказные боты, которые начали хвалить нового руководителя соцсети Владимира Кириенко – сына первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
  • В Москве на Красной площади задержали очередного пикетчика (суд – 13 декабря); в Новокузнецке пикетчика, протестовавшего против карательной психиатрии, отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
  • В Москве на 76-м году жизни умер основатель фестиваля «Кинотавр» продюсер Марк Рудинштейн. Вот некролог.

Вокруг света

  • Следственный комитет Беларуси предъявил россиянке Софье Сапеге обвинение по статье о разжигании вражды (до шести лет заключения). По версии следствия, Софья Сапега администрировала телеграм-канал «Черная книга Беларуси», где публиковались личные данные белорусских силовиков. Сам канал объявлен в Беларуси экстремистским. После приговора Сапегу, вероятно, экстрадируют в Россию, где она сможет претендовать на помилование.
  • У берегов Польши едва не сел на мель российский сухогруз с пьяным экипажем.
  • Азербайджан освободил десять армянских военнопленных в обмен на карты минных полей.
  • Папа римский посетил лагерь беженцев на греческом остров Лесбос, где посетовал на то, что наступила «эпоха стен и заграждений из колючей проволоки».

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 602. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 802 тысячи; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 281 278 человек (+1206 за сутки). По данным Росстата, опубликованным в пятницу вечером, избыточная смертность в октябре составила 100 509, а с начала пандемии – почти миллион человек. Эксперты ВОЗ приедут в Россию для повторной инспекции производства «Спутника V» в начале следующего года.

Надежных данных о коронавирусной ситуации в Беларуси нет, но врачи оценивают ее как катастрофическую. Вакцинироваться белорусы не хотят в том числе из-за недоверия к российской и китайской вакцинам.

Проблема недостаточной вакцинированности стоит и в других странах: канцлер Германии Ангела Меркель в своем последнем еженедельном обращении к гражданам призвала всех сделать прививку; в Тбилиси прошел многотысячный митинг противников ковид-паспортов. В Львове городские власти придумали, как привить бездомных и дать им QR-код – даже тем, у кого нет документов.

Шесть ссылок

  • Палачи и жертвы. История репрессированного в 1942 году красноармейца Федора Шаталова, судьбу которого – с помощью «Мемориала» – удалось восстановить его внучке Татьяне Литвиновой. Или обзор книг о «неудобном прошлом» на ярмарке Non/fiction.
  • Архитектура. Отрывок из книги Анны Броновицкой и Николая Малинина «Ленинград: архитектура советского модернизма» (изд-во «Гаража») – о том, как архитекторы годами спорили с чиновниками о фасаде Морского вокзала на Васильевском острове. Или рассказ о Доме культуры ГЭС-2 – новом культурном пространстве на Болотной набережной в Москве.
  • Гиды. Путеводитель Дмитрия Волчека по лучшим фильмам крупнейшего европейского фестиваля документальных фильмов – IDFA в Амстердаме. Или отрывок из книги Бориса Гребенщикова «Священные места Индии» (изд-во АСТ) – о Канчипураме.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ на тему интересный случай
  • Рассказ на тему автономное существование
  • Рассказ на немецком языке про свою комнату
  • Рассказ на конкурс сурский рубеж
  • Рассказ на дзен взрослая в 15 лет