Рассказ на тему как курица лапой

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 2 класс, бойкина, виноградская, страницы 42-50.укм школа россиираздел о братьях наших меньших1. дополни выставку книгами,

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Как бороться со стигматизацией?

«Приклеивание ярлыков», или стигматизация — одна из самых
древних манипуляций в истории человечества. Она состоит в необоснованном приписывании жертве каких-либо свойств, как вы
понимаете, негативного характера. Эти предвзятые, преувеличенные, бездоказательные, нелестные, ярко окрашенные «ярлыки»
накрепко приклеиваются к жертве подобно клейму: вор, враг,
стукач, алкоголик, предатель, трус, взяточник, проститутка и так далее.

Навешивание ярлыков — обычное социальное свойство человека, связанное с защитными механизмами нашей психики.
С детства мы, сами того не подозревая, приклеиваем ярлыки
людям: даем обидные клички товарищам во дворе, разделяем
одноклассников на ботанов, хулиганов и просто белых ворон.

У ярлыков на самом деле есть своя функция — они помогают
нам экономить время, позволяя быстрее формировать суждения и выводы о людях, и даже в некотором роде снимают с нас
ответственность за формирование отношения. Недаром Уильям
Сомерсет Моэм сказал: «Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать».

Сознательная манипуляция

Но я сейчас хочу поговорить не о психосоциальном свойстве, а о сознательной манипуляции. Ведь агрессор прекрасно понимает, что
ярлык привязывается и может сопровождать человека всю дальнейшую жизнь, влияя на его дальнейшую социальную функцию.
Ведь начинает работать элемент внушения. Навешенный ярлык заранее программирует других
людей на предвзятое и предубежденное отношение к жертве манипуляции. При этом ярлыки могут быть приклеены не только
к человеку, но и к любому действию, процессу, явлению:

  • — Только дураки будут голосовать за этого кандидата! Он же ворюга!
  • — Ваши тщетные надежды не оправдаются… 
  • — Все жду, когда вы прекратите строить пустые иллюзии…
  • — Чего вы хотите добиться своим нытьем?
  • — Я с предателями не общаюсь! 
  • — То, что сделали вы, даже враг из самых дурных побуждений сделать не может!
  • — Ваш откровенно слабый проект не стоит таких денег!

Это интересно! И страшно…

В 1939 г. в Айовском университете в США был проведен эксперимент по исследованию влияния
ярлыков и оценочных суждений
на детей, в частности в области
речевого развития. Позже этот
эксперимент стал носить имя «чудовищный» (Monster Study).

Ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор выбрали 22 абсолютно здоровых детей-сирот
из приюта в Дэвенпорте. Они разделили их на две группы: контрольную и экспериментальную. Одну
группу экспериментаторы всячески
поощряли за правильность и чистоту
речи. В другой группе речь детей
всячески язвительно высмеивалась,
жестко критиковались любые ошибки, недостатки и оговорки. «Вы
жалкие заики!»
— говорила детям
Мэри Тюдор.

В результате эксперимента у многих
детей, которые оказались во второй группе и никогда не испытывали
проблем с речью, началось развиваться заикание, которое сохранилось на протяжении всей жизни.
Их речь стала неуверенной, они
стали застенчивыми, менее охотно
говорили и вступали в контакт. После эксперимента Мэри Тюдор несколько раз возвращалась в приют
с попытками восстановить речь детей, но все было тщетно.

Эксперимент долго скрывали от общественности, чтобы не испортить
репутацию Уэнделла Джонсона.
Подобные эксперименты проводились и в нацистской Германии
над заключенными концлагерей.
И только в 2001 г. Айовский университет принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе
эксперимента, а в 2007 г. по требованию генерального прокурора
штата шесть жертв эксперимента
получили компенсацию в размере
$925 000.

Людям свойственно быть последовательными, и очень часто они,
сами того не понимая, начинают
оправдывать навешанные ярлыки
и негативные ожидания. Если человека постоянно называть свиньей,
он и станет «свиньей»…

Как нейтрализовать ярлык?

Для нейтрализации ярлыков я предлагаю два метода: рациональный и эмоциональный.

Вариант 1. Иногда для вскрытия данной манипуляции достаточно произнести любую фразу, смысл которой: «Не надо навешивать ярлыки».

  • — И это нам говорит человек, который предал интересы компании?
  • — Давайте не будем кидаться такими громкими и безапелляционными словами. Ярлыки навешивать не нужно. Если у вас есть претензия, будьте добры, конструктивно и аргументированно объясните свою позицию.

Заметьте, в данном примере жертва не оправдывается, ведь
именно этого и ждет манипулятор. Это будет активная реакция, в то время как агрессор ждет пассивной позиции: безропотного
принятия ярлыка. Вместо этого нужно вскрыть манипуляцию
и перевести беседу в конструктивное русло, перенеся бремя доказательства на оппонента.

Вариант 2. В рамках противодействия можно идти и эмоциональным путем. Чтобы обесценить ярлык, нивелировать весь
негатив клейма, можно довести его до абсурда:

  • — Я даже не знаю, как трактовать ваши поступки. Вы ведете
    себя просто как враг компании!
  • — Боже, вы меня раскусили! Более того, вы сейчас удивитесь, я еще
    и враг родины! И вообще я тайный агент. Меня спонсирует тайное
    правительство. А поклоняюсь я Сатане! Я бы на вашем месте был
    аккуратнее с этим…

А в завершение хочу рассказать о любимой загадке Авраама Линкольна. Он любил спрашивать: «Сколько лап у собаки,
если хвост мы назовем лапой?»
Обычно слушатели ему отвечали, что пять. Логично же. Тогда Линкольн отвечал: «Нет! Их
по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа».

Как точно и метко.

Фото на обложке автора Luis Quintero с сайта Pexels.com

Опубликовано: 02.01.2022

Фразеологизм
Автор: Дмитрий Сироткин

Наверное, фразеологизм «как курица лапой» можно отнести к числу интуитивно понятных.

И все же он не так прост , как может показаться.

Давайте рассмотрим значение и происхождение, синонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Как курица лапой – небрежно, неразборчиво, кое-как (писать , рисовать)

Фразеологизмы-синонимы: как сорока набродила, спустя рукава (частично), филькина грамота (частично)

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • like chicken scratch (английский язык)
  • (écrire) comme un chat (французский язык)
  • er hat eine schreckliche Pfote (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

В целом понятно, что в этом фразеологизме осуществляется перенос ущербных качеств курицы в области письма и рисования на аналогичные качества человека, которому фразеологизм адресуется. Причем — в утрированной и даже парадоксальной форме, поскольку, как известно, курица своей лапой ни писать ни рисовать неспособна.

Можно предположить, что как раз парадоксальность или даже абсурдность такого переноса качеств обеспечили убедительность и популярность этому выражению.

Тем не менее, существует как минимум два варианта объяснения происхождения фразеологизма:

  • Первый базируется на общем в нашей культуре образе курицы как глупой, бестолковой и бесхарактерной птицы (вспомним хотя бы выражения «куриные мозги» и «мокрая курица»). А далее, как уточнение этого образа, куриная лапа справедливо признается не приспособленной для выполнения таких сложных действий как письмо и рисование, для которых безусловно лучше подходит развитая человеческая рука. В связи с этим мне вспомнился авторский фразеологизм И.А. Крылова «орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться» из басни «Орел и Куры».
  • Второй вариант старается обосновать уже как раз приспособленность куриной ноги для выведения каракуль. Правда, заход на тему может несколько отличаться. Вот, например, какой пассаж можно встретить в работе «Россия — родина слонов!» (автор — Юрий Бурчак-Находка): «Помните, учителя в школе очень часто использовали такое странное выражение, «как курица лапой». Понятно, что курица писать не может, но если привязать к её навозной лапе карандаш, то чего-нибудь нацарапает». А кто-то утверждает, что сами следы курицы на земле образуют своего рода каракули. Кстати, в пользу этой версии говорит фразеологизм-синоним «как сорока набродила».

Примеры из произведений писателей

Уже к вечеру было, солнышко садится, а огонь такой, что страшно сказать — мина к мине ложится, дым, пыль стоит, вся земля вокруг нас минами разрыта. Они, мины, землю глубоко не роют, а вроде разгребают, как курица лапами. (В.С. Гроссман, «Оборона Сталинграда»)

Саша у себя в кабинетике просматривает заказы и распределяет машинное время. Перед его столом очередь человек в пять — все знакомые лица, только тупые и какие-то окаменевшие, у каждого на груди надпись: «Выбегалло 11», «Хунта 1244», «Киврин 67», «Корнеев 421″… В хвосте стоит обыкновенный живой человек с толстым портфелем, бледный и напуганный. Саша кончает просматривать листок с заданием и возвращает его «Выбегалле 11».
— Я тысячу раз просил на машинке печатать, — строго говорит он. — Почерк же, как курица лапой. Перепечатать! (А.Н. и Б.Н. Стругацкие, «Чародеи»)

«Нацепил пенсне. Проворчал, вскрывая заклеенный конверт:
— С утра только и делаем, что письма некоей особы читаем. Ишь накарябала — как курица лапой. Видно, торопилась очень. » (Б. Акунин, «Пелагия и Чёрный монах»)

В заключение отмечу, что в данном случае мне не удалось найти подходящий пример фразеологизма-антонима, тогда как пара фразеологизмов-синонимов нашлась быстро. Не первый раз замечаю, что фразеологизмов с негативным значением обычно оказывается больше, чем фразеологизмов с позитивным значением. Не знаю, характерно ли это именно для русских фразеологизмов, или также и для фразеологизмов (идиом) других языков.

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Как курица лапой

Как курица лапой - i_001.jpg

HOW TO WRITE REALLY BADLY

HOW TO WRITE REALLY BADLY © Anne Fine, 1992

© Дина Крупская, преревод 2018

© Марта Журавская, иллюстрации 2018

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом “Самокат”», 2017

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с согласия издательства.

Я не полный дурак. Моя глупость не достигает космических масштабов. И я не распускаю нюни, когда со мной случаются неприятности. Но должен признать, что, оглядев унылое болото, которому предстояло стать моим новым классом, я затосковал и приготовился к самому худшему.

– У меня для вас прекрасная новость!

Мисс Тейт похлопала в ладоши и обернулась к рядам направленных на меня тусклых лампочек-глаз над партами.

– В этой четверти у нас новенький, – сказала она. – Чудесно, правда? – Она одарила класс сияющей улыбкой. – Познакомьтесь. Он только что прилетел из Америки, и зовут его Говард Честер.

– Честер Говард[1], – поправил я.

Но она не слушала – бегала по комнате в поисках свободной парты, а повторять было как-то глупо. Я подумал, что, может, со временем до нее дойдет, и потащился с портфелем за свободную парту в последнем ряду, на которую она указывала.

– Это будет твой сосед Джо Гарднер, – ворковала мисс Тейт.

– Привет, Гарднер[2] Джо, – буркнул я, усаживаясь.

Это была шутка. Но в голове у него явно такая же переваренная гороховая каша, как и у мисс Тейт.

– Не Гарднер Джо, а Джо Гарднер, – шепнул он.

Для разъяснений у меня не хватило запала.

– Ладно, – говорю. И последняя надежда с грохотом обрушилась к моим ногам. Личный рекорд по скорости (а может, и мировой, кстати). Никогда еще так быстро я не переполнялся отвращением к новой школе.

Я переезжал чаще, чем показывают «Улицу Сезам». Я ходил в школы с литературным уклоном, в спортивные, в школы, где учителя садятся на корточки, чтобы их глаза оказались на одном уровне с твоими, и спрашивают, что ты чувствуешь. Я даже умудрился четыре месяца проучиться в школе, где никто не разговаривал по-английски. Но я ни разу так быстро не ополчался против школы, как это случилось со «Школой поместья Уолботл (смешанная)».

Ага, то еще поместье! Похоже, его дизайнер прежде строил морги и скотобойни. Стены покрашены блестящей коричневой и блестящей зеленой краской. (Этот блеск усугублял впечатление, надо вам сказать.) Окна не мылись с 1643 года. А все эти картинки по стенам намалеваны как будто поросячьей слюной.

Ладно, чего там. Идеальных мест не бывает.

Я ткнул Гарднера Джо локтем.

– Что ты можешь о ней сказать?

Я кивнул на училку.

– Про нее, разумеется. С горшком на голове.

Он выкатил на меня глаза.

– Про мисс Тейт? Она очень хорошая.

Теперь была моя очередь выкатить глаза. Мой новый сосед маленько умом тронулся, что ли? Зануда чуть не вечность воодушевленно обсуждает, чья очередь вытирать доску или еще что-то не менее волнующее, а Гарднер Джо за нее заступается! Тут я понял, что эта школа – из разряда заведений, где все выстраиваются в очередь, чтобы открыть дверь перед учительницей, а уж если предложить им отчаянное развлечение вроде колченогого стула, они радостно проиграют в него всю перемену.

Я глянул на часы.

– Шесть часов, – тускло пробормотал я. – Еще целых шесть часов!

Джо Гарднер обернулся.

– До чего шесть часов?

– До того как я пожалуюсь маме.

От удивления у него брови полезли на лоб.

– А чего жаловаться-то?

Он, конечно, прав. Чего жаловаться? Бесполезно.

«Женишься на женщине – женишься на ее работе», – говорит папа.

«Это не я на ней женился, а ты, – напоминаю. – Почему же страдать приходится мне?»

«Но ведь хуже будет, если ее уволят, верно? – говорит он. – Тогда мы застрянем здесь навсегда.»

Обычно меня это быстро выводит из хандры.

– Тебе здесь понравится, – говорил мне сосед Джо. – Мы много рисуем.

Я оглядел картинки, нарисованные поросячьей слюной.

– И на переменках веселимся.

– Смо́трите, как высыхают лужи?

Джо удивился, но кивнул. И решительно добил меня:

– И еще мы поем по пятницам.

– Нет, серьезно? Не уверен, что смогу так долго ждать.

Но этот Джо Гарднер, похоже, являл собой зону, свободную от сарказма.

– Я и сам прямо еле-еле дожидаюсь, – сказал он. – Но не отчаивайся. Пятница наступит очень быстро.

Глаза его загорелись, будто речь шла о дне рождения или Рождестве.

– Пение по пятницам, – говорю. – Угу. Эта мысль будет согревать меня в трудную минуту.

Я глянул, как там обстоит дело с волнующим событием дня – выбором дежурного по доске.

– Значит, на том и сойдемся? – говорила мисс Тейт. – Флора – на этой неделе, Бен – на следующей.

Видать, когда решается нечто настолько жизненно важное, всегда лучше лишний раз удостовериться, что до всех дошло.

– Все согласны, возражений нет?

Я мог бы зуб дать, что ни один пустоголовый мира не испытал бы и толики интереса к дежурству по классной доске. Однако – вот это да! Я ошибался. Крепко ошибался.

Рука моего соседа взлетела в воздух.

– Мне кажется, было бы хорошо, чтобы Говард…

– Честер, – поправил я, не удержавшись.

Но он не услышал. Слишком занят был – устраивал мою жизнь.

– …Чтобы Говард подежурил. Потому что он новенький. И, по-моему, он не уверен, что ему здесь понравится. Потому что он считает, сколько часов осталось до конца уроков и…

Видите, как у меня глаза вылезают из орбит? Но знаете, что меня больше всего поразило? Что этот болван пытался сделать доброе дело!

– …До того как он попадет домой.

Я включил на максимум истребительные лучи, но его было не остановить. Он действовал из лучших побуждений.

– Вот я и подумал: было бы правильно дать ему подежурить.

Джо сел на место, полностью довольный собой.

Мисс Тейт простерла руки, словно в молитвенном экстазе.

– Флора! Бен! Вы не станете возражать?

Сюрприз, сюрприз. Бен не разрыдался, а Флора не заскрипела зубами от ярости, что доска удалилась от нее еще на неделю.

Значит, вот оно как. Не прошло и десяти минут, а я уже Ведущий чистильщик. Какая Великая удача!

– Ну? – бодро проговорила мисс Тейт. – Моя доска, кажется, жаждет встречи со славной пушистой тряпкой, чтобы начать день с хорошего настроения.

Я вздохнул. Я встал. А что мне оставалось? Взял из протянутой руки Флоры деревянную колодку с меховой обивкой и мило улыбнулся в ответ на ее улыбку. Вытер доску и аккуратно положил меховушку на бортик.

– Очень хорошо, – сказала мисс Тейт. – Великолепно. Прекрасная работа.

Можно подумать, что я привел к балансу бюджет, не меньше. Я скромно вытер меловую пыль с пальцев.

– А теперь давайте дружно поаплодируем Говарду, пока он возвращается к парте.

Я прекратил дальнейшую борьбу. Честер, Говард – какая разница? Я был точно сломленный тростник, был готов сунуть голову в петлю, пройти по доске в бушующее море, как приговоренный к казни матрос, – сделать все, что мне велят. Не поймите меня превратно. Я не тряпка. Мне и голову разбивали. Юный Честер Говард побывал в школах, где летящая тарелка с пудингом может угодить тебе в лоб, в школах, где стоит недоглядеть – и тебя укусят за ляжку гнилыми зубами, в школах, где персоналу приходится носить на поясе электрошокер.

Здесь нужно пояснить, что в английском языке имя обязательно идет на первом месте, а фамилия – на втором, чтобы не было путаницы, поскольку фамилия может быть очень похожа на имя, как в этом случае.

Гарднер по-английски – «садовник». Когда переставляешь местами имя и фамилию, получается садовник Джо.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 80 стр. 56 иллюстраций
  • Жанр:д етская проза, з арубежные детские книги, к ниги для подростков
  • Теги:д етская дружба, и ллюстрированное издание, к ниги о детстве, п оиск себя, ш кольная жизньРедактировать

HOW TO WRITE REALLY BADLY

HOW TO WRITE REALLY BADLY © Anne Fine, 1992

© Дина Крупская, преревод 2018

© Марта Журавская, иллюстрации 2018

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом “Самокат”», 2017

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с согласия издательства.

Плохая новость

Я не полный дурак. Моя глупость не достигает космических масштабов. И я не распускаю нюни, когда со мной случаются неприятности. Но должен признать, что, оглядев унылое болото, которому предстояло стать моим новым классом, я затосковал и приготовился к самому худшему.

– У меня для вас прекрасная новость!

Мисс Тейт похлопала в ладоши и обернулась к рядам направленных на меня тусклых лампочек-глаз над партами.

– В этой четверти у нас новенький, – сказала она. – Чудесно, правда? – Она одарила класс сияющей улыбкой. – Познакомьтесь. Он только что прилетел из Америки, и зовут его Говард Честер.

– Честер Говард [1] , – поправил я.

Но она не слушала – бегала по комнате в поисках свободной парты, а повторять было как-то глупо. Я подумал, что, может, со временем до нее дойдет, и потащился с портфелем за свободную парту в последнем ряду, на которую она указывала.

– Это будет твой сосед Джо Гарднер, – ворковала мисс Тейт.

– Привет, Гарднер [2] Джо, – буркнул я, усаживаясь.

Это была шутка. Но в голове у него явно такая же переваренная гороховая каша, как и у мисс Тейт.

– Не Гарднер Джо, а Джо Гарднер, – шепнул он.

Для разъяснений у меня не хватило запала.

– Ладно, – говорю. И последняя надежда с грохотом обрушилась к моим ногам. Личный рекорд по скорости (а может, и мировой, кстати). Никогда еще так быстро я не переполнялся отвращением к новой школе.

Я переезжал чаще, чем показывают «Улицу Сезам». Я ходил в школы с литературным уклоном, в спортивные, в школы, где учителя садятся на корточки, чтобы их глаза оказались на одном уровне с твоими, и спрашивают, что ты чувствуешь. Я даже умудрился четыре месяца проучиться в школе, где никто не разговаривал по-английски. Но я ни разу так быстро не ополчался против школы, как это случилось со «Школой поместья Уолботл (смешанная)».

Ага, то еще поместье! Похоже, его дизайнер прежде строил морги и скотобойни. Стены покрашены блестящей коричневой и блестящей зеленой краской. (Этот блеск усугублял впечатление, надо вам сказать.) Окна не мылись с 1643 года. А все эти картинки по стенам намалеваны как будто поросячьей слюной.

Ладно, чего там. Идеальных мест не бывает.

Я ткнул Гарднера Джо локтем.

– Что ты можешь о ней сказать?

Я кивнул на училку.

– Про нее, разумеется. С горшком на голове.

Он выкатил на меня глаза.

– Про мисс Тейт? Она очень хорошая.

Теперь была моя очередь выкатить глаза. Мой новый сосед маленько умом тронулся, что ли? Зануда чуть не вечность воодушевленно обсуждает, чья очередь вытирать доску или еще что-то не менее волнующее, а Гарднер Джо за нее заступается! Тут я понял, что эта школа – из разряда заведений, где все выстраиваются в очередь, чтобы открыть дверь перед учительницей, а уж если предложить им отчаянное развлечение вроде колченогого стула, они радостно проиграют в него всю перемену.

Я глянул на часы.

– Шесть часов, – тускло пробормотал я. – Еще целых шесть часов!

Джо Гарднер обернулся.

– До чего шесть часов?

– До того как я пожалуюсь маме.

От удивления у него брови полезли на лоб.

– А чего жаловаться-то?

Он, конечно, прав. Чего жаловаться? Бесполезно.

«Женишься на женщине – женишься на ее работе», – говорит папа.

«Это не я на ней женился, а ты, – напоминаю. – Почему же страдать приходится мне?»

«Но ведь хуже будет, если ее уволят, верно? – говорит он. – Тогда мы застрянем здесь навсегда.»

Обычно меня это быстро выводит из хандры.

– Тебе здесь понравится, – говорил мне сосед Джо. – Мы много рисуем.

Я оглядел картинки, нарисованные поросячьей слюной.

– И на переменках веселимся.

– Смо́трите, как высыхают лужи?

Джо удивился, но кивнул. И решительно добил меня:

– И еще мы поем по пятницам.

– Нет, серьезно? Не уверен, что смогу так долго ждать.

Но этот Джо Гарднер, похоже, являл собой зону, свободную от сарказма.

– Я и сам прямо еле-еле дожидаюсь, – сказал он. – Но не отчаивайся. Пятница наступит очень быстро.

Глаза его загорелись, будто речь шла о дне рождения или Рождестве.

– Пение по пятницам, – говорю. – Угу. Эта мысль будет согревать меня в трудную минуту.

Я глянул, как там обстоит дело с волнующим событием дня – выбором дежурного по доске.

– Значит, на том и сойдемся? – говорила мисс Тейт. – Флора – на этой неделе, Бен – на следующей.

Видать, когда решается нечто настолько жизненно важное, всегда лучше лишний раз удостовериться, что до всех дошло.

– Все согласны, возражений нет?

Я мог бы зуб дать, что ни один пустоголовый мира не испытал бы и толики интереса к дежурству по классной доске. Однако – вот это да! Я ошибался. Крепко ошибался.

Рука моего соседа взлетела в воздух.

– Мне кажется, было бы хорошо, чтобы Говард…

– Честер, – поправил я, не удержавшись.

Но он не услышал. Слишком занят был – устраивал мою жизнь.

– …Чтобы Говард подежурил. Потому что он новенький. И, по-моему, он не уверен, что ему здесь понравится. Потому что он считает, сколько часов осталось до конца уроков и…

Видите, как у меня глаза вылезают из орбит? Но знаете, что меня больше всего поразило? Что этот болван пытался сделать доброе дело!

– …До того как он попадет домой.

Я включил на максимум истребительные лучи, но его было не остановить. Он действовал из лучших побуждений.

– Вот я и подумал: было бы правильно дать ему подежурить.

Джо сел на место, полностью довольный собой.

Мисс Тейт простерла руки, словно в молитвенном экстазе.

– Флора! Бен! Вы не станете возражать?

Сюрприз, сюрприз. Бен не разрыдался, а Флора не заскрипела зубами от ярости, что доска удалилась от нее еще на неделю.

Значит, вот оно как. Не прошло и десяти минут, а я уже Ведущий чистильщик. Какая Великая удача!

– Ну? – бодро проговорила мисс Тейт. – Моя доска, кажется, жаждет встречи со славной пушистой тряпкой, чтобы начать день с хорошего настроения.

Я вздохнул. Я встал. А что мне оставалось? Взял из протянутой руки Флоры деревянную колодку с меховой обивкой и мило улыбнулся в ответ на ее улыбку. Вытер доску и аккуратно положил меховушку на бортик.

– Очень хорошо, – сказала мисс Тейт. – Великолепно. Прекрасная работа.

Можно подумать, что я привел к балансу бюджет, не меньше. Я скромно вытер меловую пыль с пальцев.

– А теперь давайте дружно поаплодируем Говарду, пока он возвращается к парте.

Я прекратил дальнейшую борьбу. Честер, Говард – какая разница? Я был точно сломленный тростник, был готов сунуть голову в петлю, пройти по доске в бушующее море, как приговоренный к казни матрос, – сделать все, что мне велят. Не поймите меня превратно. Я не тряпка. Мне и голову разбивали. Юный Честер Говард побывал в школах, где летящая тарелка с пудингом может угодить тебе в лоб, в школах, где стоит недоглядеть – и тебя укусят за ляжку гнилыми зубами, в школах, где персоналу приходится носить на поясе электрошокер.

Но «Школа поместья Уолботл (смешанная)»! Ее полнейшая, беспросветнейшая хорошесть положила меня на лопатки, и я выкинул белый флаг.

Говард. Так тому и быть.

Все такие лапушки-паиньки

Вы не поверите, что у них творится на большой перемене. Половина этих сонных куриц прогуливались по двору, предлагая свою последнюю печенюшку каждому, у кого вид был невеселый, а другая половина прыгали через скакалку.

Да не шучу я. Прыгали. Две розовощеких девицы с хвостиками крутили длинную веревку, остальные ждали своей очереди и аж подскакивали на месте от нетерпения.

Когда новый человек начинал прыгать, все запевали песню.

Я стоял на лестнице и слушал. Сначала я услышал такое:

Мисс Тейт нагнулась до земли,
Чтобы поднять цветок.
Вдруг – щелк! – и лопнули на ней
Подвязки от чулок.

Потом услышал такое:

Хорошая девочка Менди была,
Просила у Господа Бога,
Чтоб он на уроках за ней приглядел
И чтоб целоваться помог он.

Я спросил у Джо:

– Сегодня что, какой-то особенный день?

– В каком смысле? – не понял он.

Я не знал, как это выразить словами.

– Ну как в каком… Вы, может, притворяетесь, что вы маленькие бедные сиротки или еще чего? Может, у вас сегодня Исторический день?

Я до него явно не достучался.

– Ну ты понимаешь. Все девочки наряжаются в переднички и сидят, аккуратно сложив руки на парте, а учителя делают вид, что все это происходит сто лет назад.

Наконец у него на чердаке забрезжил свет понимания.

– А-а-а! Это как в Школьный день викторианской эпохи?

Я пожал плечами.

– Ну типа, наверно. Когда все такие лапушки, такие старомодные паиньки.

Он оглядел двор. В углу двое мальчишек постарше обнимали всхлипывающего малолетку, который потерял любимый шарик или еще чего. У входа мальчики и девочки учились играть на волынке. (Я серьезно!) Возле ворот стайка болельщиц практиковала сложную схему хлопков и прыжков. Остальные неторопливо прогуливались, улыбались друг другу и приветливо махали руками или терпеливо ждали друг дружку возле уборных.

– Я хочу сказать, мы где вообще? На планете Зог?

У Джо загорелись глаза.

– Ой, да! Это было бы здорово! Давай полетим на планету Зог, и ты…

Я одарил его самым убийственным из своих взглядов. Кем он меня считает, этот плоскоголовый? Каким-то писуном в памперсах, что жаждет сыграть с ним в «мама-кашку-варила»?

– Слушай, – говорю, – думаю, пора тебе кое-что прояснить.

Но он вдруг хлопнул себя по лбу.

– Ой, Говард, давай подождем до конца перемены. Я только что вспомнил, что обещал мисс Тейт помочь с обложками для наших сочинений на тему «Как это делается».

И в этот миг вышеозначенная леди собственной персоной появилась из дверей.

– Джо-о-о! – издала она сладкоголосую трель. – Джо-о-о Гарднер!

– Иду, мисс Тейт! – радостно взвизгнул он, едва не виляя хвостом.

Я сполз по стене и сел на корточки, уронив голову на руки. Вот удача так удача. Я пробил себе дорогу в школах, где школьная форма такая колючая, что весь исчешешься, и в школах, где приходилось по пять раз на дню вставать и молиться, и в школах, где тебя заставляют переписывать домашку, пока не избавишься от всех ошибок. Но в подобные места меня еще не заносило.

Тут слышу шорох шагов. Поднимаю голову: вокруг меня – озабоченные лица.

– С тобой все в порядке?

– В первый день всем тяжко.

– Ты скоро привыкнешь, честно.

– Хочешь пойти попрыгать?

Я открыл рот. Сейчас скажу. Первое слово было готово сорваться с моих губ, и тут прозвенел звонок.

Книгу Как курица лапой — Энн Файн читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

541 0 Как курица лапой - Энн Файн

  • 20
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Книга Как курица лапой — Энн Файн читать онлайн бесплатно без регистрации

Плохая новость Как курица лапой

Я не полный дурак. Моя глупость не достигает космических масштабов. И я не распускаю нюни, когда со мной случаются неприятности. Но должен признать, что, оглядев унылое болото, которому предстояло стать моим новым классом, я затосковал и приготовился к самому худшему.

— У меня для вас прекрасная новость!

Мисс Тейт похлопала в ладоши и обернулась к рядам направленных на меня тусклых лампочек-глаз над партами.

— В этой четверти у нас новенький, — сказала она. — Чудесно, правда? — Она одарила класс сияющей улыбкой. — Познакомьтесь. Он только что прилетел из Америки, и зовут его Говард Честер.

Но она не слушала — бегала по комнате в поисках свободной парты, а повторять было как-то глупо. Я подумал, что, может, со временем до нее дойдет, и потащился с портфелем за свободную парту в последнем ряду, на которую она указывала.

— Это будет твой сосед Джо Гарднер, — ворковала мисс Тейт.

Это была шутка. Но в голове у него явно такая же переваренная гороховая каша, как и у мисс Тейт.

Как курица лапой

— Не Гарднер Джо, а Джо Гарднер, — шепнул он.

Для разъяснений у меня не хватило запала.

— Ладно, — говорю. И последняя надежда с грохотом обрушилась к моим ногам. Личный рекорд по скорости (а может, и мировой, кстати). Никогда еще так быстро я не переполнялся отвращением к новой школе.

Я переезжал чаще, чем показывают «Улицу Сезам». Я ходил в школы с литературным уклоном, в спортивные, в школы, где учителя садятся на корточки, чтобы их глаза оказались на одном уровне с твоими, и спрашивают, что ты чувствуешь. Я даже умудрился четыре месяца проучиться в школе, где никто не разговаривал по-английски. Но я ни разу так быстро не ополчался против школы, как это случилось со «Школой поместья Уолботл (смешанная)».

Ага, то еще поместье! Похоже, его дизайнер прежде строил морги и скотобойни. Стены покрашены блестящей коричневой и блестящей зеленой краской. (Этот блеск усугублял впечатление, надо вам сказать.) Окна не мылись с 1643 года. А все эти картинки по стенам намалеваны как будто поросячьей слюной.

Ладно, чего там. Идеальных мест не бывает.

Я ткнул Гарднера Джо локтем.

— Что ты можешь о ней сказать?

Я кивнул на училку.

— Про нее, разумеется. С горшком на голове.

Он выкатил на меня глаза.

— Про мисс Тейт? Она очень хорошая.

Теперь была моя очередь выкатить глаза. Мой новый сосед маленько умом тронулся, что ли? Зануда чуть не вечность воодушевленно обсуждает, чья очередь вытирать доску или еще что-то не менее волнующее, а Гарднер Джо за нее заступается! Тут я понял, что эта школа — из разряда заведений, где все выстраиваются в очередь, чтобы открыть дверь перед учительницей, а уж если предложить им отчаянное развлечение вроде колченогого стула, они радостно проиграют в него всю перемену.

Я глянул на часы.

— Шесть часов, — тускло пробормотал я. — Еще целых шесть часов!

Джо Гарднер обернулся.

— До чего шесть часов?

— До того как я пожалуюсь маме.

От удивления у него брови полезли на лоб.

— А чего жаловаться-то?

Он, конечно, прав. Чего жаловаться? Бесполезно.

«Женишься на женщине — женишься на ее работе», — говорит папа.

«Это не я на ней женился, а ты, — напоминаю. — Почему же страдать приходится мне?»

«Но ведь хуже будет, если ее уволят, верно? — говорит он. — Тогда мы застрянем здесь навсегда.»

Обычно меня это быстро выводит из хандры.

— Тебе здесь понравится, — говорил мне сосед Джо. — Мы много рисуем.

Я оглядел картинки, нарисованные поросячьей слюной.

— И на переменках веселимся.

— Смотрите, как высыхают лужи?

Джо удивился, но кивнул. И решительно добил меня:

— И еще мы поем по пятницам.

— Нет, серьезно? Не уверен, что смогу так долго ждать.

Но этот Джо Гарднер, похоже, являл собой зону, свободную от сарказма.

— Я и сам прямо еле-еле дожидаюсь, — сказал он. — Но не отчаивайся. Пятница наступит очень быстро.

Глаза его загорелись, будто речь шла о дне рождения или Рождестве.

— Пение по пятницам, — говорю. — Угу. Эта мысль будет согревать меня в трудную минуту.

Как курица лапой

Я глянул, как там обстоит дело с волнующим событием дня — выбором дежурного по доске.

— Значит, на том и сойдемся? — говорила мисс Тейт. — Флора — на этой неделе, Бен — на следующей.

Видать, когда решается нечто настолько жизненно важное, всегда лучше лишний раз удостовериться, что до всех дошло.

— Все согласны, возражений нет?

Я мог бы зуб дать, что ни один пустоголовый мира не испытал бы и толики интереса к дежурству по классной доске. Однако — вот это да! Я ошибался. Крепко ошибался.

Рука моего соседа взлетела в воздух.

— Мне кажется, было бы хорошо, чтобы Говард…

— Честер, — поправил я, не удержавшись.

Но он не услышал. Слишком занят был — устраивал мою жизнь.

— …Чтобы Говард подежурил. Потому что он новенький. И, по-моему, он не уверен, что ему здесь понравится. Потому что он считает, сколько часов осталось до конца уроков и…

Видите, как у меня глаза вылезают из орбит? Но знаете, что меня больше всего поразило? Что этот болван пытался сделать доброе дело!

Многие устойчивые выражения передают образ того или иного предмета или действия настолько выразительно и ярко, что трудно подобрать другие слова для их описания. В данной статье рассматривается именно такой фразеологизм, который лучше всего способен изобразить неразборчивый почерк.

Значение фразеологизма «как курица лапой»

У многих неразборчивый почерк ассоциируется с какой-нибудь записью врача, в которой трудно понять, что написано. На ум сразу же приходит выражение «как курица лапой». Значение фразеологизма отлично передает образ неаккуратной рукописи. И его часто используют не только пациенты, но и учителя, которые делают замечания школьникам, не отличающимся красивым почерком.

Сам фразеологизм выступает в предложениях в качестве наречия и означает «криво», «неряшливо», «неаккуратно», «небрежно», «кое-как».

как курица лапой значение

Данное выражение употребляют для описания не только некрасивого письма, но и непрофессионального рисования. Поэтому его используют в адрес начинающих или попросту неталантливых художников.

Этимология

Представьте себе курицу. В отличие от человека у нее нет рук, вместо них у нее крылья, вместо ног – лапы. Ну как она может тогда писать? Значение фразеологизма «как курица лапой» не подразумевает рукописные навыки у этой птицы. Оно лишь говорит о неряшливости.

значение фразеологизма как курица лапой выражение

Если вы когда-нибудь видели курицу, то наверняка вспомните, как она любит копаться в земле, на которой после нее остаются следы. Их вряд ли можно разобрать. Поэтому у людей плохая рукописная работа ассоциировалась с проделками лап курицы. Из-за наблюдения действий этой неуклюжей и глуповатой птицы и высказывания вслух выражения оно прочно закрепилось в нашем языке, стало устойчивым и используется нами по сегодняшний день.

Синонимы фразеологизма на русском языке

Это устойчивое выражение, как мы отметили выше, можно заменить наречием «неаккуратно». К нему можно подобрать разные синонимы: кое-как, некрасиво, неряшливо, неразборчиво, небрежно, непонятно, скверно, плохо. При этом используются наречия. Есть еще и другие синонимичные слова: коряво, неотчетливо, неясно, расплывчато, нечетко и тому подобные.

значение фразеологизма как курица лапой

Данный фразеологизм можно заменить и схожими по смыслу устойчивыми выражениями. Например: как сорока набродила. Оно имеет точно такое же толкование, что и выражение «как курица лапой»: значение фразеологизма – «неразборчиво», «коряво».

Синонимы на других языках

Наверное, все языки мира богаты идиомами. При этом у многих устойчивых выражений существуют синонимичные по смыслу фразеологизмы на других языках. Если говорить о рассматриваемой нами идиоме, то похожих по значению с ней фраз у иностранцев немало. Например, в английском языке есть выражение chicken scratch, которое переводится как «царапанье цыпленка». Оно означает неразборчивое письмо. Английская идиома имеет синонимичное значение фразеологизма «как курица лапой». Выражение со схожим смыслом есть и у французов. Оно звучит так: Ecrire comme un chat. Буквально это переводится «писать, как кошка».

как курица лапой значение фразеологизма

М. И. Дубровин, автор множества учебников по английскому языку, переводит рассматриваемый нами фразеологизм следующим образом: To write like a chicken with its claw. И если вы захотите поделиться с иностранцем данным выражением, то смело используйте этот перевод.

Антонимы фразеологизма на русском языке

Любому человеку приятно смотреть на аккуратный, разборчивый почерк. Особенно педагогам при проверке работ учащихся. И они точно не скажут про такой почерк «как курица лапой». Значение фразеологизма не позволяет его использовать для таких моментов. Тут нужны слова с противоположным смыслом, антонимы. К ним можно отнести следующие: понятно, разборчиво, аккуратно. А красивый, искусный почерк называют, как правило, каллиграфическим.

фразеологизмы со словом курица

Если говорить о фразеологизмах-антонимах, то с некоторой натяжкой можно привести в качестве примера следующие: «золотые руки» и «засучив рукава».

Использование выражения в литературе

«С утра только и делаем, что письма некоей особы читаем… Ишь накарябала – как курица лапой. Видно, торопилась очень». Данный отрывок взят из романа «Пелагия и Чёрный монах» Бориса Акунина. Он передает читателям образ неряшливого почерка при помощи устойчивого оборота «как курица лапой». Значение фразеологизма использовано автором искусно. С помощью него он описывает не только почерк, но и передает настроение героев романа.

Писатели и поэты любят использовать крылатые фразы, имеющие народные истоки. Так как они способны сделать произведение ярким и выразительным. Они близки, понятны читателям и легко ими воспринимаются.

В своей повести «Саша Чекалин» В. И. Смирнов тоже использует рассматриваемый оборот: «Пишешь словно курица лапой. не разберёшь».

Как мы видим, в литературе, как правило, данный фразеологизм используется для того, чтобы описать неразборчивый почерк. В разговорной же речи он употребляется в различных ситуациях: при оценке почерка, художественных навыков и определенных действий.

Использование выражения в разговорной речи

Сами того не замечая, мы часто используем крылатые фразы. Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что порой без них трудно обойтись. Например, то же самое выражение «как курица лапой писать». Фразеологизмы подобного рода часто встречаются в речи учителей, пациентов, родителей. Всех тех, кто сталкивается с чужим некрасивым почерком.

как курица лапой писать фразеологизмы

Выражение может быть использовано и в качестве самокритики. Например, когда кто-то учится рисовать, старается, но у него ничего не получается и его картины похожи на малявы. В такой ситуации хочется красочно выразиться, а не просто говорить «не получается», «некрасиво». Такие слова неспособны передать всю силу разочарования, самокритики и иронии. Нужна идиома, которая передает необходимое значение. Слова «как курица лапой писать» при таких моментах подходят идеально. Они описывают и труд, и способности горе-художника.

Другие фразеологизмы со словом «курица»

Русский язык богат крылатыми выражениями, где героями являются различные животные. Курицу не обошли стороной. И не удивительно! Ведь никто из других животных не способен так хорошо, как она, изобразить глупое создание.

Когда говорят о безвольном, подавленном человеке, используют словосочетание «мокрая курица». И это не случайно. Происхождение данного выражения связано с тем, что именно это животное мокнет под дождем и имеет печальный вид тогда, когда другие, например, гуси и утки, не теряют свой вид из-за воды.

Хлопоты и возню из-за нестоящего характеризует фраза «носиться как курица с яйцом». Она подразумевает длительные и бесполезные хлопоты.

Когда говорят о плохо видящем человеке, то используют словосочетание «слепая курица». Также это выражение употребляют в значении «недальновидный, не думающий о завтрашнем дне».

Если кто-то совершенно неожиданно угодил в неприятную ситуацию, то говорят, что он попал, «как кур в ощип». Но если происхождение выражения связано с летальным исходом домашней птицы, то для людей данный оборот означает просто неудачные обстоятельства.

О тех, кто не отличается умом, говорят, что у них «куриные мозги». Оценка низких интеллектуальных способностей людей не ограничивается только одним выражением. Есть и другие фразы, например, «куриная память» (т. е. короткая).

Существует выражение «раскудахтался словно курица». Его применяют к человеку, который слишком экспрессивно отстаивает свою точку зрения, возмущается или оправдывается.

Хаотичное передвижение характеризует выражение «бродить как курица». Оно произошло из-за поведения этой домашней птицы, ее нелогичных маршрутов.

значение слова как курица лапой писать

Когда говорят о глупом и нелепом поступке и происшествии, используют выражение «курам на смех». Это связано с тем, что эта птица сама по себе комична. Она не летает, да еще и пугливая и глупая.

Как мы видим, «куриных» фразеологизмов достаточно много, и скорее всего, мы не все и вспомнили. Эти крылатые выражения часто используются и в разговорной речи, и в литературе.

Заключение

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее живой, образной. Особенно такие выражения, в которых упоминаются различные животные. С помощью них дается сравнительная характеристика поведения людей. При использовании «звериных» фразеологизмов образы становятся ярче, острее, комичнее и ироничнее. Поэтому знание подобных выражений полезно для обогащения лексикона.

В данной статье мы рассмотрели популярный фразеологизм «как курица лапой», значение которого — «неаккуратно» и «коряво». Мы узнали, какими синонимами можно заменить данную идиому, как она используется иностранцами, каким образом ее применяют в литературе и в разговорной речи. Также мы рассмотрели и другие фразеологизмы со словом «курица». Их оказалось немало. И все они пришли к нам из народа и прочно вошли в нашу речь.

Читайте также:

      

  • Куда девать кур на зиму
  •   

  • Как приучить кур к насесту и гнезду
  •   

  • Как снять кожицу с курицы целиком
  •   

  • Как сделать пальчики из мяса курицы
  •   

  • Что делать если моя подруга курица

— Коньяку?

— Наливай.

— А может, водки?

— Можно и водки. И пивка потом шар-рахнуть.

Такой разговор происходил около девяти утра в рабочий понедельник в конференц-зале строительной компании, в которой я трудилась последние полгода.

— Тысяча чертей! Не «Кур-рвуазье», — с сожалением констатировал голос.

— Привет, Миша! — сказала я.

— Ку-ка-ре-ку-у! Костей принес, щен-нок?

— Принесла. — Я достала из пакета куриные кости и по одной начала их протягивать в клетку болтливому попугаю — серохвостому жако. Каждую кость он аккуратно брал лапой и клевал страшным кривым клювом.

— «Зенит» — чемпион! — заговорщицки сказал он и добавил чуть бодрее: — Ур-р-ра!

— Любишь, футбол, Мишенька?

— Кто болеет за «Зенит» — тот богат и знаменит! Кто болеет за «Зенит» — у того всегда стоит! — эмоционально прокричала птица.

Попугай Миша Боярский жил здесь уже восемь лет. В конференц-зале, утопающем в зелени, у него был огромного размера вольер с различными развлечениями — ствол дуба с ветками и дуплом, качели, несколько насестов и кольца. Ответственная сотрудница следила за его рационом. К слову, он был исключительным. Орешки, многообразие семян и зелени. Но самой большой слабостью Боярского были куриные кости. Каждый день кто-то из сотрудников приносил ему их, а к вечеру на полу вольера образовывалась кучка из недоеденных костей, которая напоминала о жилищах людоедов.

— Тысяча чертей! — внезапно сказал Миша, хватая клювом последнюю кость. — Не «Кур-рвуазье».

— И в самом деле, — согласилась я.

Наша компания строила целые кварталы домов — и муравейники, и малоэтажные районы. Я попала сюда по блату, меня привел один из начальников одного из отдела продаж на непыльную работу пиарщицы.

Надо сказать, что у нас, как в любой приличной российской компании, отделы продаж с их начальниками множились чрезвычайно. Один только Мерфи смог бы разобраться, по какой такой невиданной причине это происходило. Подозреваю, в какой-то момент руководство уставало бодаться с наиболее настойчивыми торгашами и всучивало кому-нибудь из упорных должность начальника в придачу с отделом. Впрочем, как они множились, так и вымирали.

Владелец — сорокапятилетний Семен Алексеевич — был человеком спокойным, но четким. Он правил тихо, но жесткой рукой. Однажды, например, Семен Алексеевич продемонстрировал самый действенный из виданных мной способов борьбы с опозданиями, закрыв в девять утра дверь здания изнутри. К половине десятого у входа собралась толпа жаждущих занять свои места сотрудников. Все они были впущены, но депремированы. Больше никто не опаздывал.

В кабинете у Семена Алексеевича не было компьютера — только чертежные принадлежности и макеты объектов. Он изобретал инженерные решения, внедрял их и патентовал. Компания была его ребенком, и для этого ребенка он готов был сделать все что угодно. Даже наказывать отеческим ремнем.

Семен Алексеевич завел попугая после первого сданного объекта. Сложно сказать, почему именно птица и именно эта поселилась здесь, но Миша был не просто символом и старожилом компании, он еще и хранил многочисленные секреты. Вы же знаете, что почти каждый офисный сотрудник около одиннадцати утра и четырех часов пополудни вскакивает с рабочего места, хватает телефон и идет с ним в одному ему известное место, чтобы поговорить с кем-то важным. И если кто-то его вдруг застукивает за этим делом, сотрудник делает важный вид и принимается расхаживать из угла в угол с трубкой у уха.

Чаще всего таким местом у нас становился конференц-зал, где хозяйничал Миша. Его попугаичий мозг удивительным образом запоминал целые фразы и интонации, а затем выдавал их к месту или не к месту.

Таланты болтуна Миши тоже были чрезвычайными. Он прекрасно рассуждал о продажах на уровне лучших менеджеров, преимуществах малоэтажного строительства, а также смеялся, пел и красиво матерился. Особо ему удавалась речь одного из начальников одного из отделов продаж — Анастасии Максимовны.

— Аха-ха-ха-ха-ха! — заливался он ее высоким голосом. — Рыба копченая? — И рассеянно добавлял: — Тысяча чертей!

Гасконскому лексикону попугая обучил бывший владелец еще в те времена, когда Миша был птенцом. Он часто сам говорил с людьми подобным образом. Должно быть, очень любил Д’Артаньяна.

Но фанатом «Зенита» и алкоголиком Миша стал уже у нас. Впрочем, что еще делать в вечно рыдающем Петербурге, на который лишь одна футбольная команда, а депрессия настолько проникает в сердца, что остается только отчаянно бухать. Вся наша компания болела за «Зенит» и пила по-черному. Кричалкам Мишу обучили дизайнеры, а на алкоголь подсадило руководство, которое вечерами обсуждало светлое будущее страны в конференц-зале. Мише за компанию наливали то коньяк, то водку, то виски. Но коньяк больше всего пришелся ему по вкусу. Помимо прочего, руководство весьма изысканно материлось, а Мише нравились звучные выражения, и он их с удовольствием брал в оборот.

Шел двенадцатый день нового года, когда Семен Алексеевич решил собрать руководство для обсуждения самого главного вопроса истории человечества — «Где деньги?» Этот экзистенциальный вопрос волновал его весь прошлый год, а сейчас встал особенно остро, так как заказов не было, а отделов продаж было уже три. И хотя в другое время все присутствующие по отдельности точно знали, что и как надо продавать, в чем проблемы предприятия и в какую сторону нужно развиваться, на сегодняшнее совещание все, включая начальников всех отделов продаж, пришли какие-то грустные, без огня в глазах и без ответа на главный вопрос.

Атмосфера в конференц-зале была гнетущей, и казалось, что выражения хмурых ртов отрывались от лиц, плавали и искажались в густом тумане сигаретного дыма.

Собравшиеся сидели за большим столом, уставленным чашками кофе и пепельницами, Семен Алексеевич встал в полный рост, а Миша тем временем принялся важно расхаживать по ветке.

— Всех приветствую, — начал Семен Алексеевич. — Сегодня я собрал вас, чтобы обсудить финансовые итоги…

— Давайте выпьем! — вдруг громко перебил его Миша.

Все обернулись в сторону вольера, и кое-кто даже осмелился улыбнуться.

— …финансовые итоги уходящего года, — стараясь не обращать внимания, сказал Семен Алексеевич. — Вы знаете, что в прошлом году мы сдали два жилых…

— Да ты *** (нецензурная брань)! — внезапно возразил попугай. — Водки можно! Тысяча чертей! И пивка потом шар-рахнуть.

Все уже, не стесняясь, смотрели на вольер, но владелец упорно продолжал:

— Так вот, мы ввели два квартала, ведем строительство еще…

— Наливай коньяку! — предложил Миша. — Ку-ка-ре-ку-у!

— Миша, хватит! — не выдержал Семен Алексеевич, собравшиеся ржали в голос.

— Да ты *** (нецензурная брань), щен-нок! — возмутился попугай. — Не «Кур-рвуазье».

— Это ты мне? — обиделся владелец.

— Тысяча чертей! «Зенит» — чемпион! — привел неопровержимый довод Миша.

— Так вот. Мы ведем строительство многоэтажного квартала и проектно-изыскательские работы еще по четырем пятнам в разных районах Ленобласти. — Семен Алексеевич был горд, что договорил фразу до конца. Он выдохнул, глотнул кофе, раскрыл рот.

— О-о-о-о, единогла-а-а-зое такси, — пропел попугай по слогам и добавил: — Аха-ха-ха-ха-ха! Рыба копченая?

— Сам ты рыба копченая! — Семен Алексеевич не выдержал и рассмеялся сам.

— Давайте выпьем! — снова предложил попугай. — Коньяку! И водки можно.

— Тысяча чертей! — сказал владелец. — Хватит. Несите коньяк! И рыбу копченую. Бог с ней.

— А пивка потом шар-рахнуть! — со знанием дела заключил Миша.

P. S.: Компания, в которой живет попугай Миша Боярский, работает до сих пор.

Этот рассказ из сборника «Дневники офисного планктона». Подписаться на другие рассказы из сборника можно по ссылке

Библиотечный урок «Весь мир в алфавитном порядке»

(5-6 классы)

Составила: Капитонова Г.В., педагог –библиотекарь МБОУ «Акатовсая основная школа» Гагаринского района Смоленской области

Тип урока: урок повторение знаний.

Предмет : библиотечный урок.

Цели :

Образовательные

— расширить знания школьников о разных видах справочной литературы:

энциклопедиях, словарях, справочниках.

Развивающие

— осознание личной потребности в информации для решения той или иной проблемы

— развить умения вести информационный поиск с помощью словарей: применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; самостоятельное решение проблем поискового характера.

Воспитательные

— привить любовь и интерес к книге и библиотеке

— умение самостоятельного поиска информации.

Задачи:

— познакомить с понятием «справочная литература»

— выработать умение пользоваться лингвистическими словарями

— развивать навыки самостоятельной работы с книгой

— расширить кругозор учащихся

Оборудование урока: карточки с заданиями, выставки словарей.

Книжная выставка « Наши помощники – лингвистические словари».

 Ожидаемые результаты:

1.Обучающиеся умеют работать с различного вида лингвистическими словарями, находить их, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

2.Применяют знания, полученные из словарей на уроках и при подготовке к уроку.

Ход урока.

I. Вступление.

Педагог- библиотекарь: Владимир Мономах утверждал: «Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных словарей и энциклопедий. Зачем же нужны нам все эти словари и энциклопедии? Человек не может знать обо всём на свете и хранить в памяти множество различных сведений, дат, фактов, цифр, названий, имён. Если вам нужно что-то узнать или проверить, то вы обращаетесь к словарям и энциклопедиям

Приведу такой пример.

Один крупный учёный искал себе ассистента и каждому кандидату задавал один и тот же вопрос: «Сколько километров от Парижа до Нью Джерси»? Все соискатели смущённо улыбались и, услышав отказ, прощались, причисляя вопрос к чудачеству учёного. Лишь один, попросив учёного подождать, бросился в институтскую библиотеку, взял там соответствующий справочник и назвал расстояние. «Вы мне подходите»,- услышал он решение профессора.

-Как вы думаете, почему учёный так сделал?

Конечно, эрудированный человек богат не столько памятью, сколько знанием путей оперативного нахождения нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые сотрудники: словари, справочники, энциклопедии.

II. 1 часть. Теоретическая.

Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее свод знаний по всем или отдельным отраслям.

Справочники — издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке.

Все словари делятся на:

-Лингвистические

-Энциклопедические

-Терминологические

Сегодня мы с вами поговорим о лингвистических словарях .

На уроках (особенно на уроках русского языка) вам приходиться пользоваться лингвистическими словарями. Какие из них вы знаете?(Толковый, орфографический фразеологический словарь иностранных слов и др.)

Действительно, лингвистических словарей достаточно много: толковый, орфографический, орфоэпический, словообразовательный, фразеологический, словарь иностранных слов, словари синонимов, антонимов, омонимов, этимологический и др.

Давайте поговорим о некоторых из них.

Для чего нужен толковый словарь?

Толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово.

В.И.Даль – крупнейший знаток русского языка.. В 1832 г. он выпустил книгу «Русские сказки». Два крупнейших труда Даля – «Пословицы русского народа» (1861-1862 гг.) и «Толковый словарь живого великорусского языка»(1863-1866 гг.) Над этим замечательным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. За эту работу В.И.Даль был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Книга стала одним из основных пособий по русскому языку, не утратившим своего значения до настоящего времени.(обращение к выставке)

Толковый словарь С.И.Ожегова самый популярный из толковых словарей. Вышло в свет 25 изданий этого словаря.

У нас в школе есть словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, М.С. Лапатухина

Очень часто школьники пользуются орфографическим словарём.Почему?

Орфографический словарь От греческого слова «Орфо» — правильно, «Графо» — пишу. В словаре показано, как правильно писать слово, куда падает ударение.(Выставка: Школьный орфографический словарь М.Т. Баранова, Орфографический словарь для школьников Н.Г. Ткаченко. Орфографический словарь Д.Н. Ушакова и др.)

При изучении на уроках русского языка темы «Лексикология» мы знакомимся с различного вида лингвистическими словарями. Можете их назвать? Вы знаете назначение этих словарей?

(представляем словари с выставки: «Толковый словарь иностранных слов» Т.В. Новик, «Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников», «Школьный фразеологический словарь» В.П. Жукова, «Словарь Смоленских говоров» Ивановой А.И. и др.)

Как пользоваться словарями? Как быстро найти нужное слово. Нужную информацию?

Материал в словарях расположен по алфавитному принципу. Чтобы быстро найти нужную информацию нужно хорошо знать алфавит. В любом словаре алфавитные буквы расположены вверху на странице. Если словарь достаточно объёмный, многотомный, то алфавитные буквы располагаются на корешке тома П-У.(Рассматривает 4-томник Даля) При нахождении слова обращаем внимание не только на первую букву но и на вторую, третью и т.д.

Так мы быстрее сможем найти слово в объёмном словаре.

III. 2 часть. Практическая.

— Сейчас вы поделитесь на команды, выберите название команды и девиз, мы отправимся путешествовать по станциям. На каждой станции нас ждут задания.

1 станция «Алфавитная»

Чтобы правильно и быстро ориентироваться в словаре, надо хорошо знать алфавит. Сейчас мы проверим, как вы его знаете. Расположите слова в алфавитном порядке. Кто быстрее.

2 станция. « Толкование слов»

Задание: По Толковому словарю записать значение слов

АЛЛЕЯ

ДИСКУССИЯ

НЕВЕЖДА

ПЛАКАТ

3 станция « Орфографическая»

Перед вами листы с изображениями. Запишите словами предметы, которые изображены на рисунках.

(овощи, фрукты и др.) Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде). Картофель, морковь, горох, помидор, огурец, баклажан; свёкла, чеснок, перец, капуста, кабачок, редис.

4 станция «Орфоэпическая»

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОРЯР

5 станция «Фразеология»

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- болтать

Выводить на чистую воду.- разоблачать

Всыпать по первое число.- наказать

Зарубить себе на носу.- запомнить

Реветь белугой — плакать

Как курица лапой – неразборчиво писать

Довести до белого каления – разозлить до предела

IV. Итог. Рефлексия.

Спасибо за активную работу.

Давайте подведем итог нашему уроку.

Какие особенности лингвистических словарей вы можете перечислить?

— для быстрого поиска уметь пользоваться содержанием, указателями.

Надеюсь, что словари станут для вас добрыми друзьями и надежными помощниками по жизни.

Приложение 1.

Маршрутный лист команды

Название _______________________________

Девиз ____________________________________

1 станция «Алфавитная» (5 баллов)

Задание. Расположите слова в алфавитном порядке.

(Конверт с карточками)______________баллов

2 станция. « Толкование слов» (5 баллов)

Задание: по Толковому словарю записать значение слов

(Конверт с карточками)______________баллов

3 станция « Орфографическая» (5 баллов)

Задание. Перед вами листы с изображениями. Запишите словами предметы, изображеные на рисунках.

Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

(Лист с заданием)______________баллов

4 станция «Орфоэпическая» (5 баллов)

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

(Конверт с карточками)______________баллов

5 станция «Фразеология» (5 баллов)

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

(Конверт с карточками)______________баллов

Итого ___________________

Приложение 2.

Карточки. Образцы.

1 задание.

Задание. Расположите слова в алфавитном порядке

1. Велосипед 2.Мотоцикл 3. Трамвай 4. Автобус. 5. Поезд 6. Троллейбус

7. Самолет 8. Катер 9. Лайнер 10. Вертолёт

Запишите цифры ______________________________________

З адание. Расположите слова в алфавитном порядке

1. Тарелка 2.Кружка 3. Ложка 4. Нож 5. Стакан 6. Вилка

7. Чашка 8. Сахарница 9. Бокал 10. Миска

Запишите цифры ______________________________________

2 задание.

Задание: по Толковому словарю записать значение слов

АЛЛЕЯ ______________________________________

ДИСКУССИЯ_________________________________

НЕВЕЖДА ___________________________________

ПЛАКАТ _____________________________________

3 задание.

4 Задание

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОЛЯР

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОЛЯР

5 задание

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- _____________

Выводить на чистую воду.- ___________________________

Всыпать по первое число.- ___________________________

Зарубить себе на носу.- ____________________________

Реветь белугой — ___________________________

Как курица лапой – ___________________________

Довести до белого каления – ____________________________

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- _____________

Выводить на чистую воду.- ___________________________

Всыпать по первое число.- ___________________________

Зарубить себе на носу.- ____________________________

Реветь белугой — ___________________________

Как курица лапой – ___________________________

Довести до белого каления – ____________________________

  • Рассказ на тему как жили земледельцы и ремесленники в египте 5 класс
  • Рассказ на тему значение нервной системы для организма 4 класс
  • Рассказ на тему история одного шедевра
  • Рассказ на тему как однажды я помогал маме 6 класс от 1 лица
  • Рассказ на тему дятел полезная птица