Рассказ на тему гробница тутанхамона

80 лет назад, 9 декабря 1941 года умер д.с. мережковский. как я любил и как я верил, не могу сказать,

80 лет назад, 9
декабря 1941 года умер Д.С. Мережковский.

Как я любил и
как я верил, не могу сказать, а в этом вся
жизнь моя.
Мережковский

*

Не пол в
теле, но тело в поле.
В.Розанов

*

«О, Египет, Египет, Египет! Горе,
горе тебе! От одной горной цепи до другой горной цепи разносишь ты плач и стоны
детей и жён твоих! Как смрадный змей, пресмыкаешься ты между двух пустынь! Горе
тебе, народ грешный, народ, отягченный беззаконием, племя злодеев, дитя
погибели! Вот, пески пустыни засыпят вас! Куда вас ещё бить, когда вся голова
ваша в язвах и сердце исчахло! От подошвы до темени нет в вас здорового места!
Земля ваша пуста, поля ваши на глазах ваших поедают чужие!»
Блок. «Рамзес»

*

«Дед мой, царевич Тутмоз, охотясь
однажды в пустыне Пирамид, устал, лёг и уснул у подножья великого Сфинкса,
засыпанного песками в те дни.

Сфинкс явился ему во сне и сказал:

— Я — отец твой, Атон; я дам тебе
царство, если отроешь меня из песков.

Так он и сделал; так и я делаю:
отрываю Бога живого из мёртвых песков — мёртвых сердец».

Представленный выше отрывок из «Мессии» Д. Мережковского чрезвычайно напоминает блоковское искательство «другого», наисовершеннейшего бога-Христа в мёртвой тьме цивилизационных перевоплощений: «Остановись, премудрый, как Эдип, пред Сфинксом с древнею загадкой!». Подобно Блоку, тонущему в поисках спасения в глуби времён и тишины, закрыв от страха глаза, в середине 20-х годов — одномоментно с созданием парижской «Зелёной лампы»: — Мережковский плотно, в полный рост берётся за Египет.

«Мессия» (1926—1927) — художественно-исторический роман. Второй из египетской дилогии после «Рождения Богов» (1924). Без экивоков: целая энциклопедия египетской жизни во всех её проявлениях. Начиная с далёкого от реальных нужд фараона Ахенатона (Эхнатона) периода Нового царства (вторая фиванская эпоха): облачение; знаки царской власти, почитания; имена, дворцовый этикет; темплеты окружения, выезда, благодеяний навроде подаянного кидания золота нищим, раздачи им еды. Вплоть до красочно-тщательного раскрытия жизни жрецов, их погребальных обрядов; далее — бытования простых горожан и воинов в окружении флоры, фауны, обычаев Нила:

«Бумеранг — это несколько выгнутая короткая палка, с одной стороны выпуклая, а с другой плоская, без украшений или с украшениями, смотря по вкусу. Берут её за один конец и бросают в воздух, и если она попадает в шею птицы, то та полумёртвая падает на землю»

…Далее — простонародье. Сапожник, столяр, кузнец, цирюльник, пастухи, школяры. Грабители. Да-да, уже тогда были расхитители гробниц! Бунтовщики. Вообще же, — темы египетских бунтов, — вызванных бесхозяйственной политикой фараона, напитаны мыслями о революционной России.

Учитывая политическую обстановку в СССР и разнополярность авторских взглядов на происходящее там, к теме египтологии обращались многие русские писатели, «очарованные» ли революцией, «прозревшие», полевевшие, попутнические, не суть.

Это и Бальмонт, вторя лесковским египетским преданиям. Брюсов, Розанов. Вяч. Иванов, Мандельштам, упомянутый Блок. Тем более был уже заложен идеологический, художественнический фундамент в виде отечественных и переведённых в конце XIX— начале XXв. стержневых и непредвзятых трудов Б. Тураева, Вейгалла, Мосперо, его адепта А. Морэ, Брэстеда etc. Чем не преминул воспользоваться Дмитрий Сергеевич.

Отчего заинтересовала данная тема?

Во-первых, прошёл столетний цикл со времён зарождения
«египтомании» в 1820-х годах.

Во-вторых — появились значительные научные работы по
египтологии — вслед за свежими и довольно-таки интенсивными раскопками в
Эль-Армане: в развалинах Ахетатона. Наподобие найденных и расшифрованных на
исходе девятнадцатого столетия дипломатических переписок Нового царства. Также
мировая сенсация 1924 года: снятие крышки саркофага с гробницы Тутанхамона! И
то и другое способствовало очередному всплеску внимания публики, учёных, сочинителей.

В-третьих — непосредственно рефлексия произошедших в России
революционных изменений в свете политического устройства Египта, божественных и
несменяемых династий, потомков бога Ра. И наконец, в свете метафорической двойственности
административного устройства, — с её социальной иерархией, сложным понятием
свободы-несвободы, — пронизывающими властные древнеегипетские структуры.

«Единство царя не только не доставило единство страны, а напротив, сам
дуализм её произвёл настоящее раздвоение царя, всех предметов, ему
принадлежащих, всей государственной администрации», — пишет Гастон Масперо,
труды которого использовал Мережковский, как нельзя лучше отвечая ключевому
принципу религиозно-философской системы последнего: двоению добра и зла в их
единство, в бога-беса — «Бога-Диавола».

«Тайна трёх. Египет и Вавилон» (1923) — первый, незавершённый (вернулся к
нему в 1930-х, — авт.), в некотором роде «пробный» историософско-культурологический
трактат. Изобразивший космогонии и теогонии Египта. Исследование мифа об
умирающем-воскрешающем боге в языческих религиях древности: египетской и
ассиро-вавилонской. Где М. максимально сближается в суждениях о тождестве
«верха» и «низа» с имморализмом Ф. Ницше. Что, впрочем, позже посчитает
ошибочным. Хотя поначалу (1880—1890-е) был одним из популяризаторов
ницшеанства, «вечного романтизма-демонизма», как уничижительно говорил в
дальнейшем. (После революции 1905 отошёл от Ницше. Продолжая, меж тем,
размышлять над проблематикой ницшеанства. От случая к случаю прибегая к ней в
собственных концепциях.)

Теолог, философ, ориентированный, конечно же, на православие, историк-эллинист,
Мережковский соотносит этот миф с христианством, с его идеей непогрешимости
«вечного возвращения»: «Всё, что было в веках, повторяется в вечности с
совершенным тождеством». — Подробно рассказывает о культуре Египта, его
религиозных доктринах, обрядах и традициях, вероучениях, госустройстве,
искусстве: архитектура, скульптура, литература.

В отображения погребальных культов, учений о загробной жизни, царства и
суда Озириса, Мережковский вносит гностические толкования. Поэтически оформляя
и расцвечивая без того плотный, насыщенный искусствоведческий материал. Если пользоваться
сравнением с египетской техникой: «как бы раскрашивает вырезанное на камне
изображение» (Е. Осьминина). Вычитывая, высчитывая из внешне статичных памятников
архитектуры, искусства динамическую энергию эпох. В духе Лессинга дешифруя
знаковый язык «мёртвых» артефактов, находя в их тектонике самобытные формы
сосуществования и символические оттиски, печать невероятных драм человеческой
мысли.

Основополагающая тема египтологии, в художественной интерпретации
естественно (от Плутарха до современника Мережковского — Дж. Фрейзера): взаимовлияние,
взаимопроникновение язычества и христианства, их отношение друг с другом,
рождение одного из другого; точнее, смерть одного, тем самым предтеча рождения следующего:
«…христианство — только откровение, апокалипсис язычества»; или «Религиозное
язычество есть не что иное, как непросветлённое, неосознанное христианство, не
пройденный путь ко Христу». — В отличие от научных постулатов, утверждавших абсолютно
полярное: культ Египта — культ смерти, забравший с собой в забвение и саму
религию, и обслуживающее эту религию искусство.

Так же как диаметральны взгляды египтологии и М. на вопрос кровосмешения.

Мережковский приветствовал и описывал обычаи кровосмесительных браков. Существующих,
дабы сберечь божественную кровь, «солнечную родословную» — ради извечной
реинкарнации «солнечного» круга. Сохранённого в формуле: фараоны = богочеловеки
= сыновья и потомки бога Ра, преставившись, становились человекобогами сугубо по
наследству. Наука же придерживается обратного. Объясняя распространённый инцест
всего лишь престолонаследием по женской линии.

Дмитрий Сергеевич, — в принципе, зная это, — целенаправленно приукрашивал,
«расцвечивал», оживлял и придумывал свой собственный фантастически-прекрасный
Египет, мир египетских богов, полубогов и их теней. Создавая сценически-центричное
пространство в обрамлении горных вершин и архитектурных ансамблей:

«…Сладкое дыхание северного ветра веяло и в самые жаркие дни под кущами
вечнозелёных пальм и кедров, благоухавших, как фимиамные кадильницы. Каждое
дерево посажено было в особую ямку, вырытую в песке, наполненную нильским
чернозёмом и обведённую кирпичным валиком, чтобы не стекла вода при поливке.
Всюду были цветники, пруды, островки. Мостики, беседки, часовни, терема, лёгкие,
сквозные, решётчатые, узорчатые, великолепно расписанные и раззолоченные», — повествует
он о райских садах дворца Мару-Атон.

Вот типичный пейзаж из «Мессии»:

«…отовсюду ограждённая зубчатыми, тоже как бы крепостными, стенами гор,
великая равнина, разделённая Нилом надвое: заливные луга до аметистово розовых,
в вечернем свете таявших, Ливийских гор — на западе, а на востоке — полукруг
каменисто-песчаной пустыни, отлого подымавшейся к выжженным скалам Аравийских
гор. Здесь, между рекой и пустыней, тянулась длинной, узкой полоской зелень
пальмовых рощ и садов. В ней, как игральные кости, рассыпались белые домики, и
над ними возвышался, тоже весь белый, исполинский храм». — Всё это напоминало
декоративные кулисы пышного оперного зрелища, по мнению И. Ильина, одного из
строжайших критиков философии Мережковского.

С другого краю, — отмечал М.: — то, что недоступно науке, оказывается корнем
религиозного миропонимания. И именно через такое миропонимание открывается
апокалиптическая, горняя перспектива непознанной вселенной и нас в ней —
«перспектива окончательного разрешения задач истории» (В. Петрушенко).

Фундаментальная мифологема Мережковского, красной линией проходящая через
его произведения, основана на изображении героев в двуединой, упомянутой выше ипостаси:
богочеловек = человекобог. Где первый — это ипостась фараона. Второй — воскресший
бог Озирис, заключённый в каждом умершем.

Ныне мне смерть, как мирра
сладчайшая,

Ныне мне смерть, как выздоровление,

Ныне мне смерть, как дождь
освежающий,

Ныне мне смерть, как отчизна
изгнаннику!..

Объединены же все эти ипостаси в некоем внесущностном концепте конца
истории — «Царстве Божьем», Третьем Царстве Духа — согласно историософской доктрине
писателя. Что до известной степени ввергает Мережковского в антиисторичную разноречивость:
«…он остаётся в вечном двоении, и это двоение — наиболее характерное, наиболее
оригинальное в нём», — обозначал Бердяев отличительные мотивы
противоположностей Мережковского: «противоположно-подобие» =
«воскресение-всесмерть».

В поисках залога бессмертия, — преодолевая природное, мирское, — историческое
христианство должно уйти от активного участия в земных делах: таков вывод. Простив
грешников, постигнув прозрение через любовь, соединив Отца и Сына в ипостась
св. Духа — святую плоть, святую землю, святую общественность: организовав,
очертив траекторию теократии в «церковь как царство, не только небесное, но и
земное». Исполнив апокалипсические чаяния близкого катарсиса, «связанные с
чаянием евангельским».

Необходимость сотворения Третьего Завета вытекает из метафизической попытки
«несоединимого» соединения христианства с античностью. Как попытки совместить неоправданную
односторонность аскетизма с жизненным гедонизмом последнего. Плотскость
язычества — с освящением духа и аскетизмом христианства. Бессмертие — с
воскрешением. Отсюда «несоединимо»-выстраданный им термин — «божественный
гермафродитизм»: логический синтез реальных земных достижений с трансцендентной
истиной бытия. И «сверхсексуальностью» как сверхзадачей.

Египтологический цикл — лишь малая толика гигантского литературного
наследия, патристики Мережковских, Дмитрия Сергеевича и Зинаиды Гиппиус. Утверждавшей,
кстати, что её мужа невозможно представить вне культурно-исторического
процесса. И что он посетил почти все места действия своих романов.

Остановился же именно на египетских гранях сущего, — колыбели первоначальных
мифов, — потому что, по моему мнению, зарождение религии, поиски потерянного
когда-то рая, в своевольно мистериальных интерпретациях, — конститутивная часть
гнозиса, эстетики Мережковских. Эстетики добра, любви, крови и плоти, от
Платона до Иохима Флорского: «Религия до сих пор делала народы, давала им силу
или отнимала её… Таково вечное свойство человеческой души, человеческого
существа. В душе есть место для Бога, как в теле — место для пищи», — объясняет
М. роль религии в общественной истории и в самом бытии человека как личности. Опередив
в осуждениях утилитаризма толпы и духа корысти идеи О. Шпенглера. Проводя
аналогию от фараоновых подачек в виде никчемного по сути осыпания золотом нищих
— к нынешней «умеренной и полезной» добродетели с благотворительной раздачей
хлеба голодным… для «успокоения буржуазной совести».

Тем самым пуская пошлость «грядущего Хама» из низших — в высшие области
сознания: в нравственность, философию, поэзию: «Верно ли мы угадали тайну
Запада: «Атлантида—Европа»; верно ли прочли на грозно-чёрном, и всё чернеющем,
грознеющем небе огненными буквами начертанное слово: конец? С каждым днём, увы,
всё меньше можно сомневаться, что верно; всё легче, с каждым днём,
математически уточнить ужасающую формулу конца» («Иисус Неизвестный», 1931).

В определённом значении творчество Мережковского есть грандиозный по
замыслу цикл. В центре которого — базис целого мира, судьба человечества. Напоенные
временем жития Христа. Озарённые неугасимым светом всуе непостижимой тайны
христианства: «Я дал компас, и, положим, сказал, что «на западе есть страны». А
он открыл Америку», — обрисовывал В. Розанов своё влияние на верификацию понимания
Ветхого и Нового Заветов в антиномиях Мережковского. — «Кто-то стоял и звал нас
из прошлого, но и будущее донесло к нам его голос; всё тот же Мережковский в
образах прошлого сумел воскресить лик небывалого будущего, и вся история
превратилась в искание единого лица», — подытоживал искание Мережковским
розановской «Америки» Андрей Белый.

Символика Христа и Антихриста (одноимённая эсхатологическая трилогия изучает
метания человеческого духа в переломные эпохи христианской Европы и
европеизирующейся России) — суть объединяющее начало всего художественного
мироздания. Мировоззрения Мережковских. В котором чрезвычайно сложный спектр компетенций
и достоинств христианства: «обновлённого», «социального», «аскетического»,
«земного» — работает, в общем и целом, на освещение темы облагораживания и возвеличивания
человеческой природы — телесной и духовной.

При всём при том, в обрамлении крайнего драматизма основных тонов
творчества М., главное — это тон пафоса надежды на преодоление трагизма истории,
прогрессирующего в ней духа вражды и гнева. И главнейшее — поиск Мережковскими
возможностей коалиции, конгломерата разных ветвей человечества, примирения
народов через питающую их культуру религий. Через осознание всемерно-гуманистического
смысла этих религий.

«Как лица своего, так и жизни своей
никто не знает. Говорить о внешнем — скучно, а внутреннего передать невозможно:
тут всегда наталкиваешься на две тайны, которые нельзя раскрыть — самое
значительное в каждой человеческой жизни — пол и религия. Но неодолимый стыд
мешает человеку говорить от первого лица о своём поле и о своей религии, — да и
зачем говорить, когда вся его жизнь только раскрытие этих двух тайн».
Д. С.
Мережковский

Более тысячелетия египетские фараоны строили пирамиды и их хоронили под массивными памятниками или внутри них. 

Египетские фараоны строили пирамиды между временем царя Джосера (годы правления 2630-2611 гг. до н.э.), построившего ступенчатую пирамиду в Саккаре, до времен царя Яхмоса I (годы правления 1550-1525 гг. до н.э.), построившего последнюю известную королевскую пирамиду в Египте.. 

Читай также: Более половины мужчин Европы — потомки Тутанхамона

Эти культовые пирамиды отображали силу, богатство фараонов и способствовали их религиозным убеждениям. Так почему же древние египтяне прекратили строительство пирамид вскоре после начала Нового царства?

В Древнем Египте строительство пирамид, казалось, пошло на убыль после правления Яхмоса, и вместо этого фараоны были похоронены в Долине царей недалеко от древнеегипетской столицы Фив, которая сейчас является современным Луксором. Theban Mapping Project отмечает на своем веб-сайте, что самая ранняя подтвержденная королевская гробница в долине была построена Тутмосом I (годы правления с 1504 по 1492 год до нашей эры). Его предшественник Аменхотеп I (годы правления 1525–1504 гг. до н.э.) мог также построить свою гробницу в Долине царей, хотя это является предметом споров среди египтологов. 

Не совсем понятно, почему фараоны перестали строить королевские пирамиды, но соображения безопасности могли сыграть свою роль.

“Существует множество теорий, но, поскольку пирамиды были неизбежно разграблены, царские захоронения укрывались в далекой долине, высечены в скале и, предположительно, с множеством охранников некрополя, несомненно, сыграли свою роль“, — сказал Питер Дер Мануэлиан, профессор египтологии в Гарвардском университете.

Читай также: Стало известно, как возникли египетские пирамиды

“Еще до того, как они отказались от пирамид для королей, они перестали размещать погребальную камеру под пирамидой. У последней царской пирамиды — пирамиды Яхмоса I в Абидосе — была погребальная камера на расстоянии более 0,5 км за ней“, — сказал Эйдан Додсон, профессор египтологии Бристольского университета.

Одна историческая запись, которая может содержать важные подсказки, была написана человеком по имени Инени, который отвечал за строительство гробницы Тутмоса I в Долине царей. Инени писал, что “я руководил раскопками гробницы его величества один — никто не видел, никто не слышал“. Эта запись “очевидно предполагает, что секретность была главным соображением“, — сообщила Энн Мэйси Рот, клинический профессор истории искусства, иврита и иудаики Нью-Йоркского университета.

Естественный рельеф Долины царей может объяснить, почему она стала излюбленным местом для королевских гробниц. У него есть вершина, теперь известная как Эль-Курн (иногда пишется как Гурн), которая немного похожа на пирамиду. Пик “очень похож на пирамиду, [поэтому] в некотором смысле все королевские гробницы, построенные в долине, были помещены под пирамидой“, — сказал Мирослав Барта, египтолог, проректор Карлова университета в Чешской Республике. Э

Для египетских фараонов пирамида была важна, поскольку она была местом “вознесения и трансформации“ в загробную жизнь, писал Марк Ленер, директор и президент компании Ancient Egypt Research Associates, в своей книге “Полные пирамиды: разгадывая древние тайны“. 

Читай также: Утерянный артефакт из египетской пирамиды нашли в коробке из-под сигар

Топография Луксора, который стал столицей Египта во время Нового царства (1550–1070 до н.э.), также мог сыграть роль в упадке строительства пирамид. По словам Додсона, этот район “слишком ограничен в пространстве, также здесь много холмов“. Другими словами, древняя столица могла быть слишком маленькой и сложной с архитектурной точки зрения, чтобы служить домом для новых пирамид.

Религиозные изменения, которые делали упор на строительство гробниц под землей, — еще одна возможная причина, по которой египтяне бросили грандиозные пирамиды. “Во времена Нового Царства очень популярной стала концепция ночного путешествия короля через Нижний мир, и для этого потребовались сложные планы гробниц, высеченных в скале под землей“, — сказал Барта. Подземные гробницы, высеченные в Долине царей, хорошо вписываются в эту концепцию. 

В то время как фараоны перестали строить пирамиды, богатые частные лица продолжали эту практику. Например, гробница в Абидосе возрастом 3300 лет, построенная для писца по имени Хоремхеб, имела у входа пирамиду высотой 7 метров.

В течение первого тысячелетия до нашей эры строительство пирамид также стало популярным в Нубии, области, которая включает в себя нынешний Судан и некоторые части южного Египта. Нубийцы строили пирамиды как для королевской семьи, так и для частных лиц. Неясно, сколько они построили, Ленер в своей книге отметил, что существует около 180 королевских пирамид, в то время как недавние археологические исследования показывают, что было гораздо больше пирамид, построенных для частных лиц. Правители Нубии продолжали строить пирамиды примерно 1700 лет назад. 

Напомним, ранее сообщалось, что разгадана еще одна тайна строительства пирамид в Египте.

Хотите знать важные и актуальные новости раньше всех? Подписывайтесь на Bigmir)net в Facebook и Telegram.



Смертельная находка гробницы Тутанхамона: открывший ее ученый умер от комариного укуса

В ноябре 1922 года после шести лет поисков египтолог Говард Картер обнаружил вход в гробницу фараона Тутанхамона, погребенного в Долине Царей. Эта находка стала одной из самых важных в исследовании древнего мира — был доказан не только факт существования фараона Тутанхамона (ему то присваивали другие имена, то намеренно или случайно «хоронили») в разные даты. Вскрытие усыпальницы Картер решил отложить до приезда своего покровителя — состоятельного охотника за сокровищами лорда Джорджа Карнарвона.

Вскрытие гробницы Тутанхамона. Как это было (мы нашли цветные фото)

Сразу после посещения гробницы не произошло ничего странного. Однако через несколько месяцев лорда Карнарвона в щёку укусит москит. Обычное дело по меркам Египта, однако Карнарвон, обладавший хорошим здоровьем, практически сразу почувствовал себя плохо. Ситуацию усугубила любовь лорда к гладко выбритому лицу — во время ванных процедур он порезал место укуса и в рану попал стрептококк.

Инфекция в крови спровоцировала тяжёлое рожистое воспаление, а еще через два дня у лорда развилась пневмония. На 12-й день болезни у Карнарвона начали отказывать внутренние органы — сначала из-за нагноения «отсох» язык, затем один за другим стали отказывать сердце, печень и лёгкие. После двух недель в тяжелом инфекционном бреду Карнарвон скончался. Ему было всего 56 лет.

Еще через месяц умер миллионер и железнодорожный магнат Джордж Гулд — большой друг Карнарвона и фанат древней культуры. По старой дружбе он попросил своего друга лорда провести экскурсию в могиле фараона, но по приезде в Египет практически сразу свалился с неизвестной болезнью. У него, как и у Карнарвона, развилась тяжёлая лихорадка, быстро перешедшая в пневмонию с отказом внутренних органов. Единственным советом врачей стало направление на побережье Средиземного моря, где лучше климат и качественнее вода и еда. Но давнего друга Карнарвона это не спасло — Гулд умер через три недели в возрасте 59 лет.

Лорд Карнарвон (слева) и Говард Картер (справа). Фото: Wikimedia / Гарри Бертон / Chicago Daily News

Нагнетать слухи о проклятии египетских гробниц уже 22 декабря 1922 года начала американская газета The New York Times. Газета напечатала сообщение египтолога Джеймса Брэстеда, который отметил, что Карнарвон входил в усыпальницу фараона Тутанхамона «весёлым и жизнерадостным».

Комментарий Брэстеду давал не менее известный египтолог Артур Вейгал. Он заявил, что «Если лорд войдет в гробницу без уважения и с хохотом, то он не проживёт и шести недель». В целом известный специалист по Египту не ошибся.

Однако кроме того, что Вейгал был профессионалом в уникальном направлении, параллельно он работал спецкором британской газеты Daily Mail, а его репортажи относительно «мистических событий» позволяли распродавать тираж газет за полдня.

Мистики истории добавляли два любопытных факта. На лице фараона Тутанхамона при вскрытии обнаружили прижизненный шрам, и место укуса москита, через которое лорд Карнарвон занёс инфекцию, практически на сто процентов совпадало с раной фараона.

Кроме того, Вейгал и Брэстед растиражировали версию, что за несколько дней до вскрытия усыпальницы в номер к лорду Карнарвону пробралась королевская кобра, и съела канарейку, купленную лордом на местном рынке как талисман, суливший удачу.

Говард Картер у саркофага фараона Тутанхамона. Фото: thecolletctor.com / Harry Burton / The Griffith Institute

Зачистка учёных: почти 10 смертей за 10 лет

Артур Вейгал основательно «потоптался» на смерти лорда Карнарвона, поскольку все эксклюзивные права на сопровождение раскопок достались британской газете Times. Узнав о том, что лорд Карнарвон серьезно болен, свой «прогноз с предсказанием» опубликовала романистка Мария Корелли. Она «отвела» лорду всего две недели жизни и позднее утверждала, что обладает некими сведениями о древнем проклятии.

Однако через год начали происходить странные события. Помимо скончавшегося 6 мая 1923 года Джорджа Гулда, 10 июля 1923 года член египетской королевской семьи принц Али Камель Фахми Бей, также побывавший на вскрытии гробницы, был застрелен своей женой.

26 сентября того же года после простейшей стоматологической операции от заражения крови умер сводный брат лорда Карнарвона, известный путешественник и дипломат полковник Обри Герберт. Годом позже умерли рентгенолог сэр Арчибальд Дуглас-Рейд, изучавший гробницу на специальном оборудовании, и генерал-губернатор Судана сэр Ли Стэк, его застрелил террорист. После этого смерти учёных прервались на долгие годы, пока в 1929 году при таинственных обстоятельствах не умер археолог Артур Мейс, вскрывавший вместе с Говардом Картером гробницу Тутанхамона.
Еще через год смерти учёных вновь стали центральной темой для обсуждения — от пневмонии скончался брат лорда Карнарвона Марвин Герберт, а также секретарь Говарда Картера и его ближайший соратник капитан Ричард Бартель. В том же году умер и сам Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице. Он умер в возрасте 64 лет от лимфомы Ходжкина.

Убийства, проклятие или просто так сложилось?

Одним из первых версию об отравленных «закладках» в гробнице фараона Тутанхамона озвучил известный писатель, сэр Артур Конан Дойл. Он предположил, что в гробнице могли находиться споры с отравленными материалами, которые «должны были охранять покой фараона» согласно представлениям древних египтян о загробной жизни. Однако доказать свою гипотезу Конан Дойл не смог.

В 2020 году в журнале Science опубликовали исследование, согласно которому 220 млн человек на Земле находятся под угрозой отравления мышьяком — самым популярным ядом, которым травили не только фараонов, но и конкурентов по древнему бизнесу.

В некоторых регионах мира, например на Ближнем Востоке, содержание этого яда в грунтовых водах может приводить к накопительному эффекту и может «выстрелить» в самый неожиданный момент.

Другая популярная версия смертей охотников за сокровищами — грибок и ботулотоксин. Оба вещества (особенно грибок) могут никак не проявляться по много лет, накапливаясь, как и мышьяк, в тканях организма микроскопическими дозами. Токсиколог и научный сотрудник Британского Королевского Института химии Андрей Потапчук пояснил — в древнем мире, несмотря на расхожие заблуждения, умели работать с ядами и токсинами.

«Была ли у древних возможность заниматься тем, что сейчас считается боевыми ядами? Да, конечно. Например самоубийство Клеопатры, которое, как считали ранее, произошло от укуса кобры, подвергают сомнениям. Высказывался ряд мнений, что это мог быть и ботулотоксин и другие яды, введенные в слизистую с пищей или водой.

Что касается защитных систем гробницы Фараона, то здесь стоит помнить вот о чём — в 2016 году в гробнице фараона Хуфу в Гизе нашли бетонную ловушку. Но это инженерная часть. Вполне вероятно, что саркофаги и мумии обрабатывались токсинами, чтобы никто не мог побеспокоить правителя в загробной жизни», — говорит Потапчук.

Одна из ловушек в гробницах фараонов, которая закрывала грабителям вход после проникновения. Фото: Wikimedia / GDK

Последняя, но одна из самых популярных версий касается искусственного «разогрева» истории вокруг вскрытия гробницы Тутанхамона. Ради высоких рейтингов и продажи газет в историю с исследованиями царских захоронений могли быть втянуты обычные бандиты, которых попросили «устроить всё как несчастный случай».

В пользу этой версии говорят несколько фактов. Из почти 60 человек, непосредственно работавших в гробнице или с мумией после вскрытия, за первые 10 лет «действия проклятия» умерли только 8 человек. При этом почти все они, включая Карнарвона (который, несмотря на крепкое здоровье, страдал от астмы) ещё до приезда в Египет лечились от серьёзных заболеваний.

Собрали для вас список самых страшных мумий, когда-либо найденных в мире. Фото: listverse.com; scribol.com

Это тоже интересно:

  • Рассказ на тему друг познается в беде
  • Рассказ на тему дом моей мечты
  • Рассказ на тему волшебство
  • Рассказ на тему времена года
  • Рассказ на тему герои космоса