Рассказ на тему герои партизаны великой отечественной войны

125 лет назад родился выдающийся советский военачальник, дважды герой советского союза константин рокоссовский. историки считают его одним из величайших полководцев

125 лет назад родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский. Историки считают его одним из величайших полководцев СССР. Как отмечают эксперты, Рокоссовский, участвовавший в большинстве решающих битв Великой Отечественной войны, внёс весомый вклад в разгром нацизма.

Согласно официальной биографии, Константин Рокоссовский родился 21 декабря 1896 года в городе Великие Луки Псковской губернии. Однако часть историков оспаривают как дату, так и место рождения будущего полководца. Альтернативным годом рождения Рокоссовского иногда называют 1894-й, а местом — Варшаву или посёлок Телеханы (в наши дни — территория Белоруссии). Происходил Рокоссовский из старинного шляхетского рода, утратившего в XIX веке дворянский статус.

Отец Рокоссовского работал на железной дороге, по одной версии — ревизором, по другой — машинистом паровоза. Мать была работницей чулочной фабрики. Константин рано потерял родителей и уже подростком был вынужден зарабатывать себе на хлеб фабричным работником и помощником камнетёса. В связи с этим, как пишут биографы Рокоссовского, молодой человек рано заинтересовался левыми идеями. 

Военная карьера

В августе 1914 года Константин Рокоссовский поступил добровольцем в 5-й драгунский Каргопольский полк. По словам историков, во время Первой мировой войны он не раз проявлял себя как хороший фронтовой разведчик. А за участие в захвате окопа немецкого полкового караула был удостоен Георгиевской медали 4-й степени. Как отмечают эксперты, специфика службы в драгунском полку позволила Рокоссовскому получить разносторонние военные навыки. Он прекрасно владел пикой, шашкой и огнестрельным оружием, сражался как в пешем, так и в конном строю.

После Октябрьской революции 1917 года Константин Рокоссовский поддержал большевиков и вступил в Красную гвардию. Он участвовал в борьбе с бандитизмом и анархистскими выступлениями в Вологде и других городах России. В дальнейшем был направлен на Урал, где воевал с белогвардейцами и с частями Чехословацкого корпуса. Вскоре он был назначен командиром эскадрона.

Также по теме

Атака российских войск на австро-венгерских солдат в Северной Буковине. 27 декабря 1915 года
«Разбалансировка системы отношений»: почему началась и как завершилась Первая мировая война

105 лет назад началась Первая мировая война. Она возникла из-за масштабных противоречий между великими державами, связанных с…

В годы Гражданской войны Рокоссовский быстро прошёл путь до командира кавполка. Он успешно участвовал в борьбе с колчаковцами и частями барона фон Унгерна, был тяжело ранен и награждён орденом Красного Знамени. Известно как минимум о двух случаях, когда Рокоссовский на поле боя лично вступал в противоборство с командирами соединений противника. Одного он зарубил, получив при этом пулевое ранение.

«Рокоссовский проявил себя в Гражданскую войну как убеждённый большевик и смелый солдат, он заслужил себе репутацию человека, на которого можно положиться», — рассказал в беседе с RT военный историк Сергей Перелыгин.

В 1920-е — 1930-е годы Рокоссовский служил на командных должностях в различных кавалерийских частях, готовил монгольских военных, отличился во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, а также учился на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава и в Военной академии имени М.В. Фрунзе. 

61b5b1b902e8bd1c3e0ed852

  • Младший унтер-офицер К. Рокоссовский, 1917 год
  • © Wikimedia Commons / Public Domain / В. Кардашов

По словам специалиста-историка Музея Победы Александра Михайлова, некоторое время Рокоссовский командовал 7-й Самарской кавалерийской дивизией. Одним из его подчинённых в это время был Георгий Жуков.

«Рокоссовский был очень хорошим начальником. Блестяще знал военное дело, чётко ставил задачи, умно и тактично проверял исполнение своих приказов. К подчинённым проявлял постоянное внимание и, пожалуй, как никто другой умел оценить и развить инициативу подчинённых ему командиров», — вспоминал Жуков в своих мемуарах.

61b5b623ae5ac91c4637636a

  • Конфликт на КВЖД
  • © Wikimedia Commons

В 1935 году Рокоссовскому было присвоено звание комдива, а год спустя он стал командиром 5-го кавалерийского корпуса в Пскове. С 1937 по 1940 год Рокоссовский находился под следствием в органах НКВД (по некоторым данным — из-за обвинений в работе на польскую и японскую разведки), однако был полностью оправдан.

После освобождения из-под следствия Рокоссовский был направлен в распоряжение своего бывшего подчинённого — командующего Киевским особым военным округом Георгия Жукова. Он участвовал в Прутском походе Красной армии, а затем был назначен командиром 9-го механизированного корпуса. Как отмечают историки, хотя Рокоссовский десятилетиями служил в кавалерии, он осознавал возрастающее значение военной техники и воспринял новое назначение с воодушевлением.

На фронтах Великой Отечественной

«С первых дней Великой Отечественной войны Рокоссовский оказался в гуще противостояния с нацистами. Его корпус изматывал врага, сдерживая наступление вермахта в северо-западных областях Украины и отступая только по приказу командования», — отметил Александр Михайлов.

В июле 1941 года Рокоссовский был переведён на Западный фронт. Официально он был назначен командующим 4-й армией, но на практике возглавил группу, на которую замыкались остатки частей нескольких армией, и удерживал оборону в районе города Ярцево Смоленской области. Позже Рокоссовский возглавил 16-ю армию, сформированную на базе группы войск ярцевского направления. В сентябре ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Также по теме

Белорусская наступательная операция «Багратион»
«Шедевр военного искусства»: почему операция советских войск «Багратион» считается одной из самых успешных во время ВОВ

23 июня 1944 года войска Красной армии начали Белорусскую наступательную операцию «Багратион» — одну из крупнейших за всю историю….

В дальнейшем Рокоссовскому было поручено прикрывать Волоколамское направление в ходе Битвы за Москву. В его распоряжении оказались подразделения, ставшие впоследствии легендарными, в частности 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. По словам историков, ожесточённое сопротивление, которое оказывали врагу подчинённые Рокоссовскому части, способствовало провалу гитлеровского наступления на Москву.

В марте 1942 года Рокоссовского тяжело ранило осколком снаряда. После операции и лечения в госпитале он снова принял командование 16-й армией, однако уже в июле был назначен командующим Брянским, а в сентябре — Донским фронтом.

Как отмечают историки, Рокоссовский разрабатывал план окружения и разгрома нацистской группировки, наступавшей на Сталинград, и лично принимал участие в его реализации. Именно военнослужащие Донского фронта взяли в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса.

61b5c715ae5ac92f3943a577

  • Пленного генерал-фельдмаршала Паулюса и его адъютанта конвоируют в штаб 64-й армии. 31 января 1943 года
  • © Wikimedia Commons

В 1943 году Рокоссовский был назначен командующим Центральным фронтом. По словам историков, он настоял, чтобы советские войска перед Курской битвой перешли к устойчивой обороне, буквально зарывшись в землю. Кроме того, он точно предугадал направление главного удара нацистов и подготовился к нему. Как новаторское решение Рокоссовского эксперты отмечают артиллерийскую контрподготовку, проведённую перед гитлеровским наступлением. Таким образом, по словам Александра Михайлова, войска под командованием Рокоссовского внесли серьёзный вклад в разгром нацистов на Курской дуге.

«В полководческой карьере Рокоссовского особо следует выделить операцию «Багратион», в ходе которой советские войска освободили от гитлеровцев Белоруссию в 1944 году», — заявил в комментарии RT военный историк Григорий Попов.

61b5c9da02e8bd577b26490f

  • Константин Рокоссовский во время Курской битвы
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Начать наступление Рокоссовский предложил, нанося не один, а сразу два одновременных удара, которые позволяли лишить врага возможности манёвра. Такое решение шло вразрез с установившейся практикой, и Иосиф Сталин при обсуждении плана несколько раз уточнял у Рокоссовского, не приведёт ли это к распылению сил. Однако Рокоссовский настоял на своём. По словам историков, успех операции превзошёл все ожидания командования. Советские войска почти полностью освободили Белоруссию, Прибалтику и восточные районы Польши. Это стало одним из крупнейших поражений вермахта за время войны.

В 1944 году Рокоссовский был произведён в маршалы Советского Союза и удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.

61b5c68402e8bd4162352043

  • Подготовка операции «Багратион». Слева направо: генерал-лейтенант И.С. Варенников, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-полковник В.И. Казаков, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, апрель 1944-го
  • © Минобороны России

Рокоссовский участвовал в разгроме нацистских группировок в Восточной Пруссии и Померании. А во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под его командованием сковали силы 3-й немецкой танковой армии, лишив их возможности участвовать в боях в столице рейха.

24 июня 1945 года Рокоссовский командовал Парадом Победы в Москве. После завершения войны он руководил советскими войсками, находившимися на территории Польши. Впоследствии по просьбе официальной Варшавы он был поставлен во главе польского Министерства национальной обороны и произведён в маршалы Польши.

61b5d363ae5ac92f1544dd9d

  • Константин Рокоссовский на посту министра национальной обороны Польши
  • © Wikimedia Commons

По возвращении в 1956 году в Советский Союз Рокоссовский был назначен заместителем министра обороны СССР и оставался на этом посту более пяти лет (с небольшим перерывом на руководство Закавказским военным округом на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке). Увольнение с поста замминистра, согласно некоторым свидетельствам, было связано с тем, что Рокоссовский в ответ на предложение Хрущёва написать обличительную статью о «культе личности» ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!»

С апреля 1962 года Рокоссовский был переведён в группу генеральных инспекторов Минобороны СССР. Умер маршал 3 августа 1968 года в Москве.

61b5d42a02e8bd380666cdb2

  • Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу К.К. Рокоссовскому скульпторов Владимира и Данилы Суровцевых, установленный в Волгограде
  • РИА Новости
  • © Кирилл Брага

«Рокоссовский — это знаковая фигура в истории отечественных вооружённых сил, яркий представитель плеяды полководцев Великой Отечественной войны, которых принято называть маршалами Победы. Его личный вклад в победу над грозным врагом, угрожавшим самому существованию нашей Родины, весьма значителен», — подытожил Александр Михайлов.

2018

Конспект внеурочного занятия

Направление развития личности (направление ВД): духовно- нравственное

Класс: 3

Форма организации внеурочного занятия: тематическое занятие

Тема:  Дети войны

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью детей во время великой отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

— расширить знания детей о Великой отечественной войне.

Развивающие:

— формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

Воспитательные:

 воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

Оборудование и наглядные материалы: конспект занятия, м/м презентация

Методы и приемы обучения, используемые на данном внеурочном занятии: словесный, наглядный, практический, прием гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

Виды внеурочной деятельности, организуемые на данном занятии: познавательная.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  1.  Приветствие (фронтально)

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг –

Тревожный голос Левитана:

— Внимание, товарищи, война!

Война!…Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы

Все встали на борьбу и стар, и мал.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И пионер солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат…

  1. Сообщение темы и целей занятия

1) Формулирование темы и целей (Фронтально)

Тебе сейчас 9 лет  или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны  от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в поселке, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны когда тебя будят,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

И вдруг…   (Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информ Бюро»)  

Это был день  начала войны: 22 июня 1941года. (слайд №3, 4).
  Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

—  Война оставила неизгладимый след в судьбах миллионов людей. Война уничтожила надежды, лишила жизней. Не пощадила и детей Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей.

— Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

— Что помнят они? Что могут рассказать?

— Кому будет посвящено наше занятие?

— Правильно, наше занятие будет посвящено детям Великой Отечественной войны.

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны.

  1. Основной этап

1)Рассказ учителя о детях войны с элементами беседы (Фронтально)

— Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.   Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

— В 1941 фабрики и заводы страны остались без рабочих.

-Почему на фабриках и заводах стало мало рабочих?

— В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры-герои — они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями.  Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды — званий Героев СССР. Все – посмертно

2) Рассказ о подвигах детей на войне (Фронтально)

— Сегодня мы вспомним некоторых юных героев войны.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

— Об этом мальчике есть  рассказ Юрия Королькова «Лёня Голиков».

— Каким вы себе представили Лёню?

— Что запомнилось вам больше всего?

— Вы бы смогли повторить подвиг Лёни?

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

…Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

— Дети войны прошли все испытания и боль наравне со взрослыми. Дети были в эвакуации, попадали под обстрелы. Умирали в застенках концлагерей. Дети умирали от голода в блокадном Ленинграде.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.

Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название «дороги жизни». 

Проверяя ленинградцев на прочность, фашисты лишили их всего, еды, электричества, водоснабжения, город постоянно подвергался обстрелам. Люди ходили за водой к Ладожскому озеру, грелись в своих квартирах около печек буржуек. Особенно тяжело было детям. 

— Нельзя не забыть о детях блокады.

— Послушайте внимательно стихотворение о детях блокады, а потом ответьте на вопрос какого же им было.

Дети блокады

Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Автор: Лев Зазерский

-Ребята, подвиг этих детей мы должны сохранить в нашей памяти, как вы думаете, что бы вы могли сделать во имя памяти этих ребят? (ценить мир, дружбу, бережно относится к тому, что имеем, уважительно относится к ветеранам)

-Можно ли разбрасываться хлебом, зная, что 76 лет назад, такой кусочек хлеба мог бы продлить жизнь какому-нибудь ребёнку

IV. Подведение итогов. Рефлексия.(Фронтально)

— Ребята, о ком мы сегодня говорили?

— Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?

— В какой день они были по — настоящему счастливы?

— Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?

— Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Дети военной поры! Самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Откуда они брали такие силы. Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И пока еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Дети Войны – дети, не знавшие детства живут рядом с нами. Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого классного часа. Чем сейчас мы можем помочь им, как вернуть наш долг?

Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

Как всходило Солнце в гари,

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Были чёрными берёзы

Долгие года,

Были выплаканы слёзы

Вдовьи – навсегда.

Эта память – верьте, люди,

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сокольская средняя школа

Проект на тему:

Дети Великой и страшной войны…

Может герои, но, в сущности – дети.

                          (По произведениям отечественной литературы)

Выполнила: Клочкова Кристина

ученица 4 «А» класса        

Руководитель: Муравьева Татьяна Юрьевна

п. Сокольское

2018-2019 учебный год

Содержание

  1. Введение
  1. Актуальность выбранной темы
  2. Гипотеза
  3. Проблема
  4. Цель проекта
  5. Задачи
  6. Объект исследования
  7. Методы исследования
  8. Новизна проекта
  9. Практическая значимость
  10. Продукт проекта
  1. Основная часть

                     Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов

  1. А.Твардовский «Рассказ танкиста»
  2. М.Зощенко «Храбрые дети»
  3. Л.Кассиль «У классной доски »
  4. Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»
  1. Вывод

Актуальность выбранной темы

 В современном мире проблема чтения является  общенациональной и государственной.  Падение  интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда  было занятием исключительно значимым. С целью сохранения и повышения читательского интереса обучающихся  наш класс совместно с родителями  работает по проекту «Семейное чтение»,  одним из разделов которого являются произведения отечественной литературы о войне.

 Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 74 годовщина  со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. Мы помним о подвиге народа, который встал на защиту страны в той войне и  не должны забывать, что частью этого подвига был подвиг наших с вами сверстников: девчонок и мальчишек. Они были такими же, как мы с вами. И в трудное для страны время стали настоящими героями. Они лишились своего детства — ради нашего счастливого будущего.

В преддверии этой даты в нашей школе и в классе запланировано и проводится много мероприятий: проведение открытого урока  по литературному чтению на тему «Родина — мать, умей за нее постоять!», участие в школьном конкурсе военно-патриотической песни, подготовка к  проекту «След войны в моей семье», подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто!», конкурсы чтецов стихотворений и  прочтение книг о войне. 

Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.  По проекту я  прочитала  много интересных  книг  писателей и поэтов о Великой Отечественной войне, в которых они прославляют   мужество и героизм тех, кто отстоял нашу землю в грозные годы. Но, на мой взгляд, важно знать и о подвигах детей на войне, которые  заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Мне стало интересно узнать о судьбах  маленьких героев, моих ровесников, многие из которых отдали свою жизнь за наше  мирное, счастливое детство.

  Прочитывая снова и снова героические страницы литературы, я глубоко заинтересовалась  подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в районной детской исследовательской конференции   «Юный исследователь».  

Гипотеза

Слово поэтов и писателей на войне и о войне трудно переоценить. В их произведениях изображена правда о героической судьбе детей  в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведения о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Проблема

Для современных детей Великая Отечественная война – это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет нам осознать важность сохранения памяти у нынешних поколений об истории нашей Родины и  на примере героических поступков «детей войны» воспитать  чувство патриотизма и любви к Отчизне.

Цели проекта

  1. Расширить свои знания о героическом прошлом юных героев  Великой Отечественной войны,  путем прочтения произведений русской литературы
  2. Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах «детей войны»          

Задачи:

  1. Изучить художественную литературу по данной теме
  2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой
  3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины
  4. Выявить авторское отношение к изображаемому
  5. Дать свою оценку произведениям
  6. Узнать, что известно младшим  школьникам о юных героях Великой Отечественной войны
  7. Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне

Объект исследования

Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:

1.        А.Твардовский «Рассказ танкиста»

2.        М.Зощенко «Храбрые дети»

3.        Л.Кассиль «У классной доски »

4.        Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»

Методы проведения исследования:

  1. Анализ художественной литературы
  2. Сравнительный метод
  3. Описательный метод
  4. Анкетирование

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что,  принимая участие в подготовке к 74 годовщине  со дня Великой Победы,  читая книги о героических подвигах «детей войны», мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение  к чтению произведений о войне.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать в начальной школе  как дополнительный материал по внеклассному  чтению на уроках литературы по теме «Прошла по земле война»; и как дополнительный материал к  урокам окружающего мира  по теме  «Тыл в годы войны. Победа над фашизмом»;

Основная часть

Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента детьми быть переставали. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или сбегали воевать.

Дети и война – понятия несовместимые. И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников.  Из прочитанных произведений я узнала, что детям в  годы войны   пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги.  Из них выросли герои этих книг — очень разные, с удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.

Особенно ярко тема войны прозвучала в советской литературе. В годы войны и в послевоенное время одним из самых популярных жанров была лирика. Она поднимала боевой дух у каждого. В это время появляются стихотворения, посвященные детям.  О них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие.

 Многие из них  во время Великой Отечественной  войны работали корреспондентами во фронтовой газете. Не раз  приходилось им бывать на самых разных участках фронта и быть очевидцами геройских поступков не только взрослых, но и детей.

                             А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А.Твардовского на пыльной улочке небольшого прифронтового городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. Мальчик наш ровесник. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём.

«Лет десяти-двенадцати. Бедовый

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас ка дорогих гостей…»

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, проехав незамеченным путем, зайти в тыл к противнику.

«Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.»

Именно так описывает поэт героя своего произведения. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий,

«эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем».

Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение  А.Т.Твардовского.  Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.

Значительна в литературе военных и послевоенных лет роль прозаических произведений.

М.Зощенко «Храбрые дети»

  «Русские люди очень храбрые. Это всем известно. И взрослые храбрые, и многие дети почти ничего не боятся. Это очень приятно знать, что у нас такие храбрые дети.

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Храбрые дети» школьники. В начале войны ребята убирали в поле картошку. В это время неподалеку от них произошел воздушный бой, в котором был подбит немецкий самолет.

Летчик этого самолета успел спрыгнуть с парашютом. Он приземлился на краю того самого поля, где работали ребята. Сначала он схватился за оружие, но, увидев, что рядом только дети, успокоился и стал изучать карту.

Самый старший из ребят, Петя Соловьев, предложил захватить летчика в плен. Ребята засмеялись и сказали, что они маленькие и не смогут этого сделать. Но Петя сказал, что их больше сорока человек и если все продумать, то они смогут захватить врага в плен.

Ребята постарались подойти поближе к летчику, изображая при этом обычное детское любопытство. Летчик не увидел в них никакой угрозы. Но по команде Пети все дети разом бросились на летчика и схватили его так, что он не мог двигаться. И хотя летчик отчаянно сопротивлялся, ребятам удалось его связать.

Некоторые школьники в схватке сильно пострадали и нуждались в помощи врача. Пленного летчика школьники привели в деревню. В это время там находилась машина с военными, которыми командовал полковник. Он поблагодарил ребят и отправил пленного в штаб. А еще он отвез в госпиталь всех пострадавших ребят. Они вскоре вылечились и вернулись в школу. А через месяц ребята получили письмо с благодарностью от командования за пленение вражеского летчика.

Главная мысль рассказа Зощенко «Храбрые дети» заключается в том, что храбрость и смекалка присущи не только взрослым, но и детям. Школьники, решившие пленить врага, сумели спланировать свои действия и выполнить задуманное.

В рассказе мне понравились главные герои, школьники, которые не побоялись вступить в схватку с вооруженным врагом. 

Л.Кассиль «У классной доски»

Во время Великой Отечественной войны Л.Кассиль отправился на фронт военным корреспондентом. События этих времен побудили его написать о героизме людей, смелости и отваге которых не стоит забывать.

Лев  Кассиль  написал много рассказов о Великой Отечественной войне. Рассказ «У классной доски» был написан  в первые годы войны и часто передавался по радио. Впервые был опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году. Речь в нем идет о событии войны, происшедшем в классе, в котором учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей.

«Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые…»,- пишет автор.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе.»

Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны.

«Ксения Андреевна сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала:

– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?»

Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел.

Тогда один из школьников – Костя Рожков, – чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны.

Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила фашиста по лицу, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в открытое окно, находящееся за классной доской.

Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм. 

Главным моментом этого рассказа  является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные  в ситуацию нравственного выбора. Фашисты рассчитывали запугать детей с помощью оружия и насилия, чтобы выведать нужную им информацию о партизанах, и никак не ожидали, что Костя Рожков окажется таким сообразительным и храбрым. Мальчик, рискуя своей жизнью,  спас любимую учительницу и ребят. Это был геройский поступок. И таких во время Великой Отечественной войны было  много.

Один немецкий солдат сказал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования.

 Я решила узнать, что  знают  мои  одноклассники о  своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что  вообще  знают о войне, о детях, которые были непосредственными  участниками  или  свидетелями  тех страшных дней.  Решила выяснить,  читают  ли  мои ровесники литературу  о войне. Интересует ли  их эта тема. С  этой  целью  в классе я   провела  анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:

1.  Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.

2.  Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?

3.  Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.

  Проведя анкетирование, я  выяснила, что  мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать  ребятам прочитать книги о маленьких подвигах юных героев. На часе общения провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.

Вывод

Проанализировав  образы главных героев художественных произведений, я отметила, что маленькие дети во время войны рядом со взрослыми сражаясь с врагом, совершали героические поступки приближая  победу. У них разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. А ведь в сущности это были дети. Я хочу, чтобы люди всегда  помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.

  • Рассказ на тему битва народов решающее сражение наполеоновских войн кратко
  • Рассказ на тему влияние смены времен года на жизнь человека география с иллюстрациями 5 класс
  • Рассказ на одну остановку забытые
  • Рассказ на тему education in russia
  • Рассказ на польском языке читать