Рассказ на тему добро и зло 4 класс орксэ

Мини-сочинения по русскому языку и литературедобро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. если бы не было

Мини-сочинения по русскому языку и литературе

Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.

«Спешите делать добрые дела», — призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний.

Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям.

Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.

Вечный спор добра и зла

Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека. Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели
— Соне Мармеладовой. Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни. Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек — верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса. Лично для меня грех и добродетель — очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.

Образец 4

Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе. Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия. Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка. В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.

Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства. Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.

Одним словом, тема добра и зла, очень стара, но в то же время актуальна в любое время, и будет оставаться такой до скончания веков. Действительно, мы буквально сталкиваемся с этой проблемой каждый день. И любой человек должен делать выбор, во многих своих поступках, на чьей он находиться стороне. Многие утверждают, что наша жизнь зависит от добрых поступков, и доброты в сердце и душе. Чем мы добрее, тем больше, света и тепла в нашей жизни. Но есть такая поговорка « Не делай добра, не получишь и зла », и я бы сказал, что она действительно работает. Многие наши поступки, не дают той отдачи, которая следует, после добрых дел. И поэтому встает вопрос, что же тогда на самом деле является злом и добром. Но все равно, добро очень приятно в большинстве случаев, как бы то ни было. А зло всегда приносит боль, и страдания.

В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

Другие сочинения: ← Слово Мир↑ На свободную темуМое любимое занятие чтение книг →

Вариант 2

Добро и зло – это философские категории. Философы всю жизнь спорят и пытаются объяснить их смысл. Добро и зло – эти два вечных антипода, два вечных противника и спутника. Они присутствуют в любой сказке для того, чтобы сделать её динамичнее и интересней. Они всегда борются друг с другом.

Вся наша жизнь – есть борьба добра и зла. Зло преследует нас с детства, искушает нас. Как же хочется взять в руки этот запретный коробок со спичками и чиркнуть одной из них. И сделать зло. В данном случае – пожар.

В школе тоже по пятам идёт зло. Не выполнил домашнее задание, получил двойку, маму вызвали в школу к директору. Разбил окно футбольным мячом, не специально, случайно. Родителям пришлось за свой счёт стеклить окно. А деньги были отложены тебе же на подарок. Сам себе сделал зло.

Самое величайшее зло – это война. Люди не могут договориться между собой, разрешить свои споры. И одна сторона приносит зло другой стороне. Воевать, не убивая людей, не возможно. Но в этой жизни всё возвращается бумерангом – и добро, и зло. Каждое зло должно быть наказано. Ведь добро всегда сильнее, оно победит.

Был такой интересный мультфильм про добро. Там один из героев говорил, что добро надо делать и бросать его в реку. И тогда оно к тебе обязательно вернётся. Нет чёткой границы между добром и злом. Вот, например, наши войны -освободители, они тоже стреляли и убивали фашистов. Но они делали добро – освободили Европу и весь мир от нацизма.

Люди раскрасили добро и зло в белый и чёрный цвета. Люди вешают ярлыки на других людей, кто добрый, а кто злой. Добрый человек был с детства окружён любовью, вырос в нормальной семье, где отец и мать делали добро друг другу, не били, не унижали друг друга.

Люди не рождаются добрыми или злыми. Они такими становятся под влиянием других людей или обстоятельств. Злые люди – это недолюбленные с детства мальчики и девочки. Если попытаться полюбить такого человека, подарить ему внимание, ласку, показать, что людям можно доверять. То, может быть, он станет добрым.

Есть у Эдуарда Асадова стихотворение « Трус и воробьиная душа». Трус –мальчишка, предводитель дворовой ватаги – это зло, нападает на девочек, пугает их, дёргает за косички. Но вот девочка, совсем не зная про него, попросила у него помощи. Попросила проводить её, ведь она так боится мальчишек. И зло растворилось и улетучилось. Этот задира, сам не понимая, почему, проводил эту девочку под недоумённые взгляды мальчишек. И сделал добро? Сделал.

Это доказывает, что всё в жизни относительно.

klassreferat.ru

Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека. Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели — Соне Мармеладовой. Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни. Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек — верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса. Лично для меня грех и добродетель — очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.

Рекомендуем посмотреть:

  • Сочинение на тему: МОЯ БЕРЕЗКА 3 класс
  • Сочинение на тему: РАССВЕТ 3 класс
  • МОЯ ЛЮБИМАЯ ПОРА ГОДА сочинение о природе 3 класс
  • Конспект урока по развитию речи
  • Конспект урока русского языка 3 класс обучение написанию сочинения-миниатюры
  • Конспект и презентация к уроку русского языка по развитию речи «Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»
  • Конспект урока развития речи в 3 классе
  • План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок развития речи 3 класс «Составление текста описания»
  • Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему «Приход весны».
  • Конспект урока развития речи. Сочинение-описание. Лисичка.

Сочинение 2

С момента сотворения мира, рассуждения на тему добра и зла интересовали людей. До сих пор мыслители и философы рассуждают на данную тему. Сейчас же, существуя в мире компьютеров и невероятных технологий, человек все реже задумывается над этими понятиями.

В детстве всем читали книги о двух противоположных силах, которые соперничают между собой. И всегда, какое бы зло не было коварное, всегда побеждает добро. Понятия «добра и зла» в первую очередь, нравственного характера. Добро — это что-то светлое, хорошее, прекрасное. Добро — это любовь, сострадание, уважение, честность, порядочность, нежность, правда, справедливость. Читая книги, каждый хочет обладать этими качествами. Зло — это ложь, жестокость, безразличие, боль, война, голод, болезнь. Перечислять можно долго, все, что причиняет боль и дискомфорт человеку, можно назвать злом.

В настоящее время вокруг очень много зла и агрессии, зависти и ненависти. Люди перестали улыбаться, делать поступки, удивлять, радовать, быть добрыми. Иногда так хочется улыбнуться не знакомому человеку, просто так, ничего не прося взамен, а сталкиваешься с безразличием, в лучшем случае, а иногда с откровенной злобой и ненавистью. Но в большинстве случаев, люди добром отвечают на добро.

Очень приятно делать что-то хорошее, понимая, что этим ты помогаешь людям. Например, сейчас очень часто помогают больным детям, собирая огромные деньги на операцию, деньги, которые бы семья ребенка не смогла бы найти никогда. А потом, как приятно видеть, победившего болезнь ребенка, вспоминая, что ты принял участие в сборе денег, хоть и сто рублей, но ты был вместе со всеми. Ты помог. Добро всегда возвратится к тому, кто его достоин. Кто не требует ничего взамен, кто знает, что ему никогда не скажут «спасибо».

Совершая добрые поступки человек может изменить мир к лучшему. Улыбнувшись прохожему, подав руку беременной, уступив место пенсионеру, донеся тяжелые сумки соседской бабушке, сняв котенка с дерева или защитив «первоклашку» наполнит человека особым чувством и положительными эмоциями, зарядив на целый день.

И всегда нужно помнить о том, что после черной полосы будет светлая. Во всем нужно видеть положительное, относится к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам. А пересмотрев свое отношение к жизни, мир станет намного лучше и добрее.

Другие темы: ← Уважай мысли и чувства братьев своих↑ 11 классЛюбовь к Родине →

`

Вариант №2

Среди огромного количества понятий, имеющих отношение к морали, есть такие, на которых крепко держатся отношения между людьми. Это категории «добро» и «зло». Между собой они однозначно имеют противоположное значение. При этом термины каждый по-своему сеют то или иное понимание к жизни.

Знакомство человека с этими понятиями происходит с раннего детства, когда детям объясняют на примере или словах, что это такое. С каждым годом ребенок осознанно начинает действовать на благо или во вред окружающим людям, осознавая содержание каждого слова. Родители спешат корректировать их поведение и поступки, чтобы направить их в нужном направлении. Стоя твердо на жизненном пути, человек делает осознанный шаг – склоняться к подлости или нести свет людям.

Зло – это разрушающее начало, которое и в жизни, и в любом виде искусства несет отрицательные эмоции. Оно проявляется скрытно или напрямую, но всегда является основой несправедливости, причинения вреда, приводит к страданиям.

Добро связано с такими качествами, как великодушие, щедрость, смирение. Стремление к доброте исходит из глубины сердца человека. Люди, которые совершают добрые поступки, приветствуются везде с распростертыми объятиями. Они хорошие помощники в доме, отличные ученики, ответственные работники. Но при этом они относятся к окружающим также, как к себе самому: с пониманием, состраданием, уважением.

Несмотря на то, что на земле испокон веков ведется борьба со злом, оно является нужной силой. Оно позволяет людям узнать о том, что в жизни существует выбор и можно всегда подумать об этом и сделать верный шаг. При этом каждый человек имеет право на ошибку, но результат зависит только от самого себя. Иногда случается и так, что за содеянным злым поступком следует раскаяние. Ярким примером является эпизод из произведения Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание», в котором вслед за убийством старушки в душе главного героя Раскольникова следует раскаяние в грехе и полное осознания поступка, в основе которого заложено зло.

Не лишен противостояний добра и зла и вымышленный мир сказок, где победа остается за теми, кто живет ради счастья других людей и справедливости. Г. Х. Андерсен в произведении «Снежная королева» наделяет героев – Кая и Герду нежность друг к другу, любовью к природе и пониманием. Они были искренне счастливы и добры до того, пока могущественная сила королевы холода не вмешалась в их отношения. Зло смогло на время поселить в душе мальчика сомнения, предательство. Однако истина о том, что «добро побеждает зло» в очередной раз заняла достойное место. Являясь воплощением зла, снежная королева представила образ неприступной, одинокой, лишенной земных наслаждений женщин. Маленькая девочка же спасла брата, она внесла дыхание жизни благодаря своему доброму сердцу. Любовь победила бесчувственность только потому, что добро оказалось сильнее зла.

Думаю, что борьба этих понятий не закончится никогда. Но каждый из нас вправе выбирать себе правильный путь самостоятельно, задумываясь о последствиях. В мире много разных проявлений зла: это война, предательство, крупные ссоры, деньги. Но действия добрых людей имеют огромный перевес и это главное, так как на добрых людях держится наша планета. Представляя союз жалостливых людей, умеющих прощать, помогать, понимать, люди могут быть уверены, что их добрые дела никогда не останутся без ответа.

Сочинение на тему Добро и зло 11 класс

План

1. Многолетняя борьба со злом

2. Жестокость людей к друг – другу

3. Вечное противостояние в произведении «Фауст»

4. Тепло семейных отношений

5. Избежать хамства ради добра

Добро и зло — это два понятия, которые во все времена всегда идут рядом. Нет, они не союзники, между ними вечная борьба. К сожалению, в нашей жизни, не все так просто как в сказках. Не всегда доброта побеждает темные силы.

За окном ХХI век. Стремительно развиваются высокие технологии, которые значительно облегчают жизнь человека. Вокруг столько прекрасного, нам бы жить и радоваться! Но люди охвачены злобой, ненавистью. Во многих уголках планеты идут войны. И не понятно, для чего причинять боль и заставлять плакать таких, как ты сам.

Нажива, богатство захватили человеческий разум. Ради этого люди готовы обидеть, предать и даже лишить жизни. Не обижайте других, ведь даже незначительная обида может породить великое зло.

В литературных сочинениях, когда автор описывает зло как победителя, это не призыв делать так, как отрицательный герой, это совет задуматься. К примеру, в трагедии Гете «Фауст» показано самую настоящую борьбу. Герой, продавая душу дьяволу, понимает, что последствия могут быть необратимы, но делает этот шаг, ради удовлетворения своих амбиций, ради наживы и распутства. Он обманывает ту, которая безгранично была ему верна и любила всем сердцем. А стоят ли человеческих жертв его поступки?!

Каждый читатель должен задуматься о том, что нельзя достигать своих целей топча чувства и принципы окружающих. Борьба любви и ненависти, уважения и неприязни может проявляться и в семейных отношениях. По-моему, нет ничего страшнее, когда родные и близкие люди причиняют друг другу боль. Ведь семья это счастье, тепло любящих сердец. А когда эти сердца черствеют, это огромная проблема. От нее нельзя убегать без решения. В повести Гоголя «Утопленница», как раз описано такая беда. В событиях произведения замешена нечистая сила, и это может показаться сказкой. Но автору удается донести до читателя мысль, что следуя своим эгоистичным желаниям, мы можем погубить самых родных людей. Отец, не поверивший своей дочери, которую оклеветала мачеха-ведьма, выгоняет ее из дому. Свою родную кровь он толкает на самоубийство из-за того, что молодая жена и плотские утехи у него на первом месте.

Оглянитесь! Возможно рядом с вами тот, кто нуждается в хорошем слове, добром поступке. Начните менять свое восприятие некоторых вещей в жизни. Мне кажется, что раздражительность и хамство, которое я часто вижу среди людей на улице, в транспорте, в магазинах, они озлобляют. Не идите на поводу у зачинщика ссоры. Помните, чем меньше негатива выплеснет каждый из нас, тем добрее будет мир.

С детства нам читали добрые сказки. В них добро побеждало зло, зло было высмеяно и наказано. Сейчас, став старше, мы понимаем, что волк не злой, он так питается, а Баба-Яга просто выжила из ума за долгие годы одиночества в дремучем лесу.

Начинаем мы задумываться, и почему битва добра и зла тянется со времен появления человека, падения его из Рая, если хотите. Ведь история за историей описываю победы добра. Почему же зло не иссякает? Да потому, что добро и зло это человеческие категории. Мерила добродетели. В любой сказке в черные одежды зла, под маской аллегории, наряжается человеческий грех или порок. Мы не святы – мы состоим из добра и зла. Каждый человек в этом мире волен сам решать, что он будет нести в мир. Добро можно представить энергией, которую вы отдаете, а зло – то, что вы можете отнять.

Все просто. Но готов ли человек отдавать бесконечно? Абсолютно бескорыстных людей не бывает. Бывают люди совестливые. Совесть, как регулятор, позволяет человеку отдавать больше, чем брать. На ее весах добродетель, перевешивая, высвечивает категорию «добрый человек». Но обезопасил ли себя «добрый» от зла. Добро и зло для каждого человека не абсолютны. Вспомните притчу, где наказали отца, бившего сына. Лишившись «злого» отца – мальчик стал вором. Это «благие намерения, ведущие в ад». А «злой» врач, сделавший вам больно укол и уберегший от тяжкого недуга – кто он, злодей или спаситель?

Битва добра и зла – это битва человека со своими грехами и недостатками. Только человеку дано почувствовать, что ценнее в данный момент, что творить – добро или зло. Покуда жив человек, покуда вокруг него существует мир, им самим же созданный, состоящий из проблем и искусов, будет идти вечный бой. Бой за душу человека.

Цель урока: познакомить с такими общечеловеческими понятиями как «добро» и «зло»

Задачи:

обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других;

развивающая: развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас;

воспитательная: воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Ключевые слова: добро, зло;

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор,

презентация, толковый словарь Ожегова;

Педагогические технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающие;

Формы и виды работы: беседа, устное высказывание на тему, работа с

иллюстрированным материалом, работа в группе.

Ход урока.

Орг. момент.

Учитель: Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Введение в тему.

Чтение и обсуждение притчи.

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

– Зачем столько птиц? Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: — Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

— как называется наша притча? О чём она? (высказывания детей)

— назовите главные слова (Предположительный ответ: добро и зло)

Учитель: — Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь. (Слайд 1-2)

Ш. Новая тема.

1. Работа со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2. Беседа.

Что же такое добро и что входит в это понятие?

— Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Добро — это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый) Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (Слайд 4)

Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

— Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.(Слайд 5)

IV. Закрепление.

1. Работа со сказками.

— Ребята, вы любите сказки. Почему? Сейчас посмотрим, как вы знаете сказки?

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»), В. Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.

— Это сказка о добре или зле? Аргументируйте свой ответ.

— А вот еще сказка.

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»).

-А эта сказка о ком? Почему вы так решили? Докажите.

2. Работа в тетради.

Составьте пословицы и высказывания. Соедини линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя

От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,

добро нашло тебя

Зла не верши,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому

(Слайд 6)

— А чтобы зло не проникло , предлагаю вам собрать пословицу и выстроить из слов дорогу добра.

Ответ: (Слайд 7) Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

V.Физминутка. (Слайды 8-15)

VI. 1 Обсуждение проблемного вопроса «Как можно управлять и побеждать зло» (Слайды 16)

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее. «В гневе человек теряет свой человеческий облик».

— Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик? (1-осознать ошибку; 2- попросить прощение.)

VII. Мини-проект. ( Слайд 17)

Учитель:

— Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!» (Слайд 18-19)

2. Работа с текстом В. Осеевой «Сыновья»

Прочитай рассказ и ответь на вопросы.

Сыновья

Дphpg9jZmm Dobro i zlo html 795fa1273e29e115 ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Как ты понимаешь слова старика? Что значит быть сыном, дочерью?

VII. Итог урока. О чём мы сегодня с вами разговаривали? Что больше вам по нраву добро или зло? Почему?

VIII. Рефлексия (Слайд 20)

— Спасибо вам, ребята.

— Но мне хочется узнать, понравился вам урок или нет. На столах лежат цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению.

Красный – прекрасное, мы подружились;

Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь;

Зеленый – плохое, со мной не согласны.

— Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение осталось у вас после урока.

— Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.

— В конце урока хочу предложить вам стихотворение.

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

IХ. Творческое домашнее задание. (Слайд 21-22)

(По выбору) — сочинить сказку о добре совместно с родителями;

— описать, нарисовать свой добрый поступок.

Список использованной литературы:

1. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Жиренко О.Е., Яровая Л.Н.- Москва: ВАКО, 2008

2.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Москва: Лика, 2006

3. http : //festival.1september.ru/articles/600207/

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Добро и зло

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла. Данная тема сыграла немалую роль в развитии мышления человечества, становлении его на ноги. Ведь сложно представить себе современное общество, где нет вежливости, где отношения построены на чистой выгоде и желании обмануть друг друга.

Если бы эта тема не была грамотно преподнесена каждому из нас в детстве, возможно, сообщество не было бы таким прекрасным. Людьми бы овладела корысть, они бы стали жалкие, завистливые, что никому не принесло бы пользы. Именно поэтому данная тема столь популярна в обсуждениях и в культуре в целом.

С чего же все началось? Сперва нужно было привнести некие идеи в общество, которые смогли бы выстроить отношения с другими людьми. Сделать это удалось, когда появился брак. Именно он привнес зародыш представления добра в человечество. Люди стали думать не только о себе, планировать помощь другим, общие события.

Конечно же существует и другая сторона медали, такая как, например, войны, что, несомненно, является плодом зла. От куда берется оно, в то время, как человечество развивается, стремится к лучшему. Оказывается есть люди которые так не считают.

Некоторые говорят, что борьба между этими людьми, между добром и злом извечна. Она никогда не прекратиться, никакая из сторон не победит. Другие же утверждают, что победит лишь добро, во что хотелось бы верить каждому.

К сожалению, общество не идеально и существуют случаи проявления недоброжелательности человека, но маленькими победами, например, отвечая вежливостью на грубость, можно попытаться искоренить данную проблему, а если сделать это не получится, по крайней мере, количество зла значительно уменьшиться. Произойдет это непременно, ведь сложно наносить вред, когда тебе делают лишь добро.

В заключении следует сказать, что быть на той или иной стороне борьбы добра и зла, конечно же, решать каждому и от этого выбора будет зависеть некоторая част выбора вашего окружения. Что касательно темы добра и зла, она будет актуальна всегда, ведь человеку необходимы прообразы поведения — то, к чему следует стремиться и то, чего следует избегать в своем поведении. Несмотря на то, что каждого в детстве учат правильно себя вести, поступать так, как человек хотел чтобы поступали с ним, человеку свойственно делать ошибки, но свернуть на верный путь никогда не поздно.

Вариант 2

Добро и зло – это философские категории. Философы всю жизнь спорят и пытаются объяснить их смысл. Добро и зло – эти два вечных антипода, два вечных противника и спутника. Они присутствуют в любой сказке для того, чтобы сделать её динамичнее и интересней. Они всегда борются друг с другом.

Вся наша жизнь – есть борьба добра и зла. Зло преследует нас с детства, искушает нас. Как же хочется взять в руки этот запретный коробок со спичками и чиркнуть одной из них. И сделать зло. В данном случае – пожар.

В школе тоже по пятам идёт зло. Не выполнил домашнее задание, получил двойку, маму вызвали в школу к директору. Разбил окно футбольным мячом, не специально, случайно. Родителям пришлось за свой счёт стеклить окно. А деньги были отложены тебе же на подарок. Сам себе сделал зло.

Самое величайшее зло – это война. Люди не могут договориться между собой, разрешить свои споры. И одна сторона приносит зло другой стороне. Воевать, не убивая людей, не возможно. Но в этой жизни всё возвращается бумерангом – и добро, и зло. Каждое зло должно быть наказано. Ведь добро всегда сильнее, оно победит.

Был такой интересный мультфильм про добро. Там один из героев говорил, что добро надо делать и бросать его в реку. И тогда оно к тебе обязательно вернётся. Нет чёткой границы между добром и злом. Вот, например, наши войны -освободители, они тоже стреляли и убивали фашистов. Но они делали добро – освободили  Европу и весь мир от нацизма.

Люди раскрасили добро и зло в белый и чёрный цвета. Люди вешают ярлыки на других людей, кто добрый, а кто злой. Добрый человек был с детства окружён любовью, вырос в нормальной семье, где отец и мать делали добро друг другу, не били, не унижали друг друга.

Люди не рождаются добрыми или злыми. Они такими становятся под влиянием других людей или обстоятельств. Злые люди – это недолюбленные с детства мальчики и девочки. Если попытаться полюбить такого человека, подарить ему внимание, ласку, показать, что людям можно доверять. То, может быть, он станет добрым.

Есть у Эдуарда Асадова стихотворение « Трус и воробьиная душа». Трус –мальчишка, предводитель дворовой ватаги – это зло, нападает на девочек, пугает их, дёргает за косички. Но вот девочка, совсем не зная про него, попросила у него помощи. Попросила проводить её, ведь она так боится мальчишек. И зло растворилось и улетучилось. Этот задира, сам не понимая, почему, проводил эту девочку под недоумённые взгляды мальчишек. И сделал добро? Сделал.

Это доказывает, что всё в жизни относительно.

Сочинение рассуждение на тему Добро и зло

Проблематика добра и зла издревле интересовала человечество. Двойственность этого мира рассматривалась, как возможность отыскать основные ориентиры, которые позволят выбрать собственный жизненный путь.

Раньше для людей многое являлось однозначным, так как отсутствовало смешение культур. Если человек рождался в каком-то обществе, то, как правило, проводил весь свой земной путь в идентичных условиях и не менял собственных моральных ориентиров. Для такого человека существовали вполне понятные добро и зло, они были всегда.

Для современного человека, который знает о том, как интерпретируется понятие добра и зла разными культурами и разными людьми, трудно отыскать для себя подлинный ориентир. Даже, если человек весьма ограниченный и стремится следовать, так сказать, своему племени и своему стаду, то даже в таком варианте, его понимание может пошатнуться.

Сейчас люди активно получают новые сведения и не являются такими зашоренными. Поэтому каждое убеждение и каждая концепция регулярно подвергается сомнению. Люди начинают осознавать относительность понимания добра и зла.

Конечно, речь идет зачастую о каких-то простых и бытовых деталях. К примеру, добрым может казаться педагог, который не заставляет много делать на уроке, но может быть на самом деле добр такой педагог, который изнуряет своих учеников на занятиях и они могут достойно выдержать экзамен?

Тут не существует однозначного ответа, он всегда является относительным в разных ситуациях.

Поэтому человеку нужно озаботиться поиском чего-то абсолютного. Есть ли объективная истина, которая полностью универсальна для всех ситуаций – задаю я себе вопрос, подобно мыслителям древности и современности.

Так хочется верить в наличие какого-то абсолютного и непреклонного добра в этом мире, но ведь, если так, то также в этом мире существует и абсолютное зло. Как быть с этим фактом? Мне до сих пор не известно.

Сочинение 4

Каждый из нас с детства знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители давно говорили : Не делай плохо! Добро и зло что это? Кто дал определение этим словам? Кто решил, что делать так- это хорошо, а делать по-другому — это плохо.

Унижать и обидеть людей — это зло. Быть добрым и ласковым — это добро. Пятерки в школе — это добро. Двойки — это уже зло. Болеть — это плохо, а быть здоровым и заниматься спортом — это добро. Баловаться спичками — это плохо. Помогать маме и папе — это добро. Переводить старушек через дорогу — это добро, а вот кататься на велосипеде по проезжей части — это зло.

Что касается меня, то я думаю, что все эти понятия относительны. Любые критерии всегда сравниваются с чем-то. Так и с этими определениями.

За основу этих определений взяли стандартное повеление человека, «ровно» и безэмоционально проживающего свою жизнь. Далее относительно этого поведения за длительное время выстроилось понятие добра и зла. Отход от стандарта в одну сторону — это добро, в другую сторону — зло.

Баловаться спичками — это плохо, так как относительно стандартного поведения, этот поступок может привезти к пожару. Пожар в свою очередь может привезти к потере имущества или даже к смерти. А это уже точно плохой исход.

Учиться в школе на оценки выше среднего — это нормально. Когда оценки у тебя в дневнике — это пятерки, значит что знания по этому предмету у тебя максимально высокие — это хорошо. А вот оценки 2 и 3 свидетельствуют о том , что понятия о данном предмете у тебя почти нулевые — это плохо, это зло.

Болеть — это плохо! Во время болезни организм максимально ослаблен, вы уязвимы и чувствуете себя плохо — разве это может быть хорошо? Болеть — это зло!

Обижать животных — это зло. Собаки и кошки, такие же живые существа, как и мы с вами, разница в том, что они не могут дать сдачи. Обижать того, кто не может дать сдачи и постоять за себя — это плохо. А вот помочь брату меньшему — это хорошо.

Поступок добрый если после него на душе так тепло, что хочется петь. Злой поступок не вызовет таких чувств. Зло вызывает грусть и раздумье на душе. После злого понятия, чувствуется, что совершил, что-то неправильно.

Вообще понятия зло и добро довольно обширные и относительные. Что для одного хорошо, не обязательно для другого будет добром. Что для одного зло, не обязательно  для другого будет плохим. В жизни необходимо поступать всегда по совести! Тогда у вас не будет сомнений, что поступили вы плохо.

Также читают:

Картинка к сочинению Добро и зло

Добро и зло

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Чучело Железникова

    Жанровая направленность произведения представляет собой бытовую прозу, основной темой которой является бесчувственность и проявление жестокости со стороны современных подростков.

  • Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 7, 8, 9 класс

    На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил

  • Чичиков у Собакевича (Отношение Чичикова к Собакевичу) в поэме Мертвые души

    После приезда в город N Павел Иванович Чичиков нанес визиты всем высокопоставленным лицам города. После таких знакомств Чичикова стали приглашать на званые обеды и ужины. На одном из таких вечеров у губернатора Чичиков

  • Детство Чичикова в поэме Мертвые Души сочинение 11 глава

    Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

  • Сочинение по рассказу Детство Горького

    Главным героем является мальчик, который живет в неблагополучной семье. И детство у этого мальчика не удалось и было не таким, как у других ребят. Сюжет в произведении не является вымышленным. Все строки были взяты из жизни самого писателя.

Цель: формирование у обучающихся мотива
совершать добрые поступки.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания детей о
    добре и зле;
  • воспитывать внимательное, доброе отношение к
    окружающим людям, стремление совершать добрые
    поступки, желание избегать зла и бороться с ним;
  • развивать умение анализировать поступки других
    людей на примере героев литературных
    произведений и соотносить их с
    общечеловеческими ценностями.

Ход урока

1. Орг момент.

Слайд 1

Приветствие:

— Здравствуйте, ребята!

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным:

— С добрым утром!

— Добрый вечер!

— Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! — Солнцу и птицам.
Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В.Кривошеев)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)

— А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!

2. Актуализация имеющихся знаний:

— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Слайд 2

— Что такое добро и зло? (Основные понятия
морали)

Слайд 3

— Что такое добро? (Ответы детей)

Добро

— это помощь друг другу, поддержка в трудную
минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;

— это забота о здоровье, желание помочь своим
близким и себе;

— это материнская любовь, любовь детей, любовь к
ближним.

Слайд 4

— Что такое зло? (Ответы детей)

Зло

– это войны и предательство, зависть и
жадность, это нетерпимость по отношению к людям
другой национальности, другого цвета кожи;

– это наркомания, курение, алкоголизм;

– это когда сильный обижает слабого, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не
заботятся о детях.

На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом
вниз” листочки со словами, обозначающими
качества людей.

Задание: Каждое качество человека
определить в один из столбиков: “Добро” или
“Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут
один из листочков и прикрепляют в
соответствующий столбик на доске, объясняя свой
выбор)

Добро Зло
сочувствие безразличие
сопереживание агрессивность
справедливость ненависть
бескорыстие зависть
милосердие предательство
сострадание равнодушие
любовь хамство
забота эгоизм
готовность помочь обман
благодарность неуважение

Слайд 5

— Какого человека можно назвать добрым? (Ответы
детей)

Закрепление по слайду:

Добрый человек

— делает добро другим,

— сочувствует в трудную минуту,

— откликается на просьбы,

— несёт радость окружающим,

— защищает слабых,

— помогает немощным,

— отдаёт своё сердце людям… (Работа над смыслом
выражения)

3. Новый материал

Слайд 6

— Какое значение ещё имеет слово “добро”?

(Добро – это нажитое богатство)

— Чем же богат добрый человек? Какое основное
качество его характеризует?

Слайд 7

Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Что же это такое? —
Сердец….. доброта
(Л.Николаенко)

Слайд 8

Доброта – это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой. (Марк Твен)

Доброта – отзывчивость, сочувствие,
дружеское расположение к людям; всё
положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)

— Сегодня на уроке мы будет открывать секреты
доброты.

— Давайте вспомним, с чего мы начали наш
сегодняшний урок?

Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?

Слайд 9

(Доброта начинается с приветливости,
дружелюбия, улыбки…)

Слайд 10

Секреты доброты

Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.

Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!

Слайд 11

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал
им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую
черную точку.

Он спросил их: “Что вы видите?”

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы
не видите этот белый лист бумаги — он так
огромен, больше, чем эта черная точка!”

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым
делом что-то плохое, хотя хорошего намного
больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист
бумаги”

— Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет
доброты!

В окружающих людях прежде всего надо замечать
положительные качества.

Слайд 12

— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы
детей)

Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст
притчи с заданием на отдельных листочках — по
одному на каждую парту)

Задание:

1) Прочитайте притчу.

2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во
благо окружающих?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь в этой притче?

Добрый император

Жил когда-то император, который очень любил
птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из
рогаток, и объявил:

— Кто принесет во дворец живую птицу, тот
получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять
голубей. Они наставили в лесу множество силков и
вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из
соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей
и спросил: “Зачем столько птиц?”

Император ответил:

— У меня доброе сердце, и я спасаю их от
мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят
их мне живыми.

— Кто же кормит птенцов?- поинтересовался
мудрец.

— Каких птенцов?- спросил император.

— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца,
остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит
их?

— Об этом я не подумал, — признался император.

Тогда мудрец сказал:

— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им
не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда
сейчас в наших лесах наполнены мертвыми
птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз
больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул
огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо,
но и добро без ума — не лучше!

Слайд 13

— Какую мудрость содержит эта притча?

(Добро надо делать с умом. Ум без добра –
плохо, но и добро без ума – не лучше)

— А чему ещё учит эта история?

Слайд 14

(Общение с животными делает человека добрее).

— Назовите жанр литературы, в котором
герои-животные могут мыслить и чувствовать, как
человек, а ещё этот жанр характеризуется
постоянной борьбой между силами Добра и Зла?
(Сказка)

Физкультминутка

Слайды 15 и 16

Задание: при появлении доброго героя сказки
– хлопайте в ладоши? При появлении злого героя –
топайте ногами.

“Притча о двух волках” (Читает учитель)

Слайды 17, 18, 19

— Какова мораль этой притчи?

Слайд 20

(В себе необходимо развивать добрые чувства и
стараться избавиться от недостатков и дурных
привычек.

Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься –
от того наберёшься!”)

4. Осознание и осмысление учебного
материала
(Самостоятельная работа в парах.
Примечание: задания даются по рядам) (На каждой
парте – раздаточный материал)

1 ряд:

1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три
товарища”

2) Объясните, чему учит это произведение?

3) Сформулируйте секрет доброты, который
открывает нам автор.

В.Осеева Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все
ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок
белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку
класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с
маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

2 ряд:

1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.

2) Подумайте, что их объединяет?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь?

В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год
рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда
в центре внимания, всегда — душа компании. Она и
споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она
читает стихи и поэмы! Она для нас образец
душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем
тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор
поимённо помнит своих учеников, мальчишек,
которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как
сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной
войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется,
что секрет её долголетия – это добро, любовь к
людям, терпимость и, конечно, любовь близких. [1]

Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь,
но, к сожалению, не каждому это под силу. В
районном центре есть человек, который в октябре
этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это
Минахмет Зигангиров.

Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен
событиями и делами.

В больнице он не частый посетитель. В силу
уколов и таблеток верит мало.

Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет
долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: «Никакого
секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением
относиться ко всем, помогать по силам больным и
немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте
весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите,
как окружающие ответят тем же». [2]

3 ряд: Используя противоположные по значению
слова и выражения, составь добрые советы:

  • Не перебивать, а …
  • Не обижать, а …
  • Не отбирать, а …
  • Не ссориться, а …
  • Не упрямиться, а …
  • Не рвать, а …
  • Не завидовать, а …

Проверка работы в парах (Учащиеся каждого
ряда читают предложенный текст и дают ответы на
полученные вопросы и задания. Учитель дополняет
либо исправляет сказанное детьми)

Слайды 21, 22, 23

Выводы:

По работе 1 ряда:

  • Быть добрым не на словах, а на деле…
  • Добро — не наука, оно действие

По работе 2 ряда:

  • Добрые люди дольше живут.
  • Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

По работе 3 ряда:

  • Не перебивать, а … выслушивать
  • Не обижать, а … защищать
  • Не отбирать, а … делиться
  • Не ссориться, а … сотрудничать
  • Не упрямиться, а … уступать
  • Не рвать, а … склеивать
  • Не завидовать, а … радоваться успехам других

5. Закрепление нового материала

Слайды 24 и 25

— Поделись своей добротой!

— Посади дерево доброты!

Задание: На маленьких листах бумаги в виде
листочка дерева напишите своё доброе пожелание
всем окружающим и прикрепите на наше
символическое “Дерево доброты”, изображённое
на доске.

(После выполнения задания, каждый ученик
озвучивает написанное пожелание на листочке и
прикрепляет его к доске)

6. Итог урока

Слайды 26, 27, 28

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся
совершить то, чего невозможно добиться никакими
другими средствами. (Б.С. Форбс)

Нежными словами и добротой можно на волоске
вести слона. (персидский поэт Саади)

8. Рефлексия

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

— О чём вас заставил задуматься наш
сегодняшний урок?

— Есть ли те знания, которые бы вы хотели
использовать в своей дальнейшей жизни?

Используемые материалы.

1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия –
доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник
ЗОЖ” № 2 – 2005г.)

2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к
людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская
правда” от 30.06.2012).

3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни
человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)

4. “Основы религиозных культур и светской
этики. Модуль “Основы светской этики”.
Методическое пособие”, авторы-составители
Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н,
Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ
дополнительного профессионального образования
“Центр повышения квалификации работников
образования”, Киров 2012)

5. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для
общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.

6. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для
общеобразовательных учреждений под редакцией
В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение,
2011

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Проект на тему: «Добро и зло»

Выполнила Шлыкова Ульяна,

ученица 4 а класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: формирование нравственных ценностей, представлений о добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

План.

1. Понятия: добро и зло.

2. Высказывания великих людей.

3. Добро и зло в русских народных сказках.

4. Добро в поступках.

5. Правила доброты.

6. Пословицы и поговорки.

7. Творите добрые дела.

Достается недешево 
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?  

Этой мерой измерятся  
Все земные труды…
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? 
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету    
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей        
Жизнь спасаешь кому?         
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.    
                               (Л. Татьяничева)

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло — это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я – аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что — злом».

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому».  В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью».  Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».  В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям все положительное, хорошее, полезное».  Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.  
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин

419419 1

С понятиями добра и зла мы чаще всего сталкиваемся в сказках.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

419419 2419419 3

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Добро — это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку и радость. Добро может быть маленьким и большим. Даже самое маленькое, но хорошее дело принесет кому-нибудь радость. Я думаю, что этим хорошим качеством должен обладать каждый человек. Для кого-то добро — это помочь другу с уроками, для кого то — спасти кого-нибудь. Для меня добро — это всем помогать, кормить птиц, ухаживать за животными. Даже если вы помогли старушке перейти дорогу — это тоже большое добро. Если ты сделаешь кому-нибудь добро, то оно, рано или поздно, обратно к тебе возвратится. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.

419419 4

Правила доброты.

Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

Прощать ошибки других.

Не жадничать.

Не завидовать.

Жалеть других.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

419419 5

Пословицы и поговорки.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.    

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.  

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит    

От добра – добра не ищут.      

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.  

Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло.

Нужно стараться никому не делать плохого, не причинять зла, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло!

419419 6

  • Рассказ на тему день рождения
  • Рассказ на тему для чего нужно изучать фонетику и орфоэпию
  • Рассказ на тему домашняя библиотека 4 класс
  • Рассказ на тему волшебная земля
  • Рассказ на тему вода источник жизни 3 класс