Рассказ на тему человек и общество

человек и общество 1. предмет обществознание и его функции. о б щ е с т в о з н
                                               Человек и общество
 
1. Предмет обществознание и его функции.
 
О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие
человеческого общества и место в нём человека.
Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия,
социология, право, политология, этика, история, экономика.
Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек,
познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика,
право.
Общественное развитие зависит от сознательной и активной деятельности людей,
значит и от вашей деятельности. Знания полученные в результате изучения
обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности
реализации своих способностей.
Функции обществознания:
1)     Познавательная – это познания и понимание общественной деятельности,
формирование представления о развитии общества.
2)     Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения
общественных явлений.
3)     Образовательная – это формирование необходимых современному человеку
знаний, о человеке и общества.
4)     Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей
в обществе.
Многообразные формы взаимодействия людей и социальный круг называют о б щ е с
т в е н н ы м    о т н о ш е н и е м.
Все общественные отношения могут быть разделены на материальные и духовные.
Материальные отношения подразделяются на производственные, экологический, и
отношение по делу производства.
Духовное отношения – это моральные, политические, правовые, философские,
религиозные, художественные.
Межличностные отношения – это особый вид общественных отношений.
Межличностные отношения – это отношения, между определёнными людьми.
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе всегда.
     
Деятельность, как способ существования общества.
Р а з в и т и е   о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.
Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная на
преобразование окружающей среды.
Человеческая деятельность основана на обобщении опыта предшествующих поколений.
В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.
С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).
О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).
В человеческой деятельности выделяют цель, средства, её достижения и результаты.
П о в е д е н и е   ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.
В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемое
со стороны нравственности и право.
П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижение
какой-либо цели.
М о т и в ы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением
потребности.
М о т и в – это то, что движет человеком.
П о т р е б н о с т ь – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что
нужно для поддержания его организма и развития личности.
Потребности человека можно разделить на три группы:
1)     Биологические (нужда в питании, в воде, в тепле, сохранение рода,
самосохранение).
2)     Социальные потребность, порожденные обществом (общение,
самоутверждение, общественное признание).
3)     Идеальные потребности (хобби, музыка, наука, искусство, спорт).
Биологические, социальные, идеальные потребности у человека взаимосвязано.
     
2. Культура и цивилизация.
Ц и в и л и з а ц и я – это социо-культурное образование.
Под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной
культуры следующей за дикостью.
Цивилизация характеризуется, как специфика, той или иной группы стран,
народов на определённом этапе развития. Различные цивилизации, коренным
образом отличаются друг от друга, так как основаны на разных системах,
социальных и духовных ценностей.
В современной теории цивилизации, есть два направления:
1) Линейно-стадиальные концепции. В них цивилизация понимается, как
определённая ступень мирового развития.
2) Концепции локальной цивилизации. С точки зрения локальной цивилизации,
история рассматривается, как замкнутые независимые друг от друга локальные
общества.
А) Китайская цивилизация.
Б) Индийская цивилизация.
В) Русская цивилизация.
Г) Западная цивилизация.
С течением времени цивилизации меняются, но их ядро сохраняется.
Локальные цивилизации делят на две группы:
1)     Восточные.
2)     Западные.
Для Восточных цивилизаций, характерна зависимость людей от природы, тесная
связь человека с его социальной группы, господство традиций и обычаев.
Для Западных цивилизаций, характерна подчинение природы к человеку, ценность
прав и свобод личности и формирование правового государства.
Культура представляет собой деятельность человека, отражающую взаимодействие
человека с природой, обществом, и самим собой.
К у л ь т у р н ы й   п р о ц е с с – это создание орудия труда, предметов,
нужных человеку и освоение умений, и знаний, необходимых для труда и
общениях.
Культура делится:
1)     Материальную.
2)     Духовную.
Культура создаётся для благо людей, а процесс передачи культуры раскрывает
преемственность культурных традиций.
Современная концепция общего дома рассматривает жизнь современного человека в
общемировых масштабах, а множество культур с позиции единой мировой
цивилизации.
     Проблемы общественного прогресса и его критерии.
Общество всегда находится в состоянии непрерывного развития и изменения.
П р о г р е с с – это поступательное движение общества от низких и простых
форм более к сложным.
Р е г р е с с – это обратное движение общества, от высшего к низшему
(деградация).
В современной науке, прогресс связывают с процессом модернизаций, т.е. с
переходом от аграрного общества, к индустриальному, а затем к
постиндустриальному.
Критерии, оценки общественного прогресса:
1)     Повышение экономической эффективности общества.
2)     Степень свободы граждан.
3)     Согласованность различных сфер общественной жизни.
Прогрессивное развитие общества не исключает цивилизационных тупиков и срывов.
Прогресс в одной сфере общественных отношений, может быть причиной регрессов
в другой.
Разные учёные выдвинули свои критерии прогресса:
1)     По состоянию общественной нравственности (Сен-Симон).
2)     По степени сознания свободы (Геккель).
3)     По уровню развития производительных сил (К. Маркс).
Степень прогрессивности общественного строя нужно оценивать по созданным в
нём условиям, удовлетворениям потребности личности и свободного развития
человека.
Различают две формы социального прогресса:
1)     Революция.
2)     Реформа.
Р е в о л ю ц и я – это изменение всех или большинства сторон общественной
жизни затрагивающие основы строя.
Р е в о л ю ц и я – это активное действие народных масс, с целью перехода
руководства общества, в руки нового класса.
Причиной революции является конфликт, между растущими производительными
силами и сложившейся системой социальных отношений.
Р е ф о р м а – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни,
оставляющая власть в руках правящего класса.
Реформа, как правило проводятся сверху для решения общественных проблем.
Реформа и революция, лечат уже запущенную болезнь общества, в то время как
необходимо своевременное, планомерное преобразование общества. В современном
обществознании, обществу предлагается проводить инновации.
И н н о в а ц и я – это однократное улучшение, которое адаптирует общество в
данных условиях.
                                                Мировоззрение.
Каждый человек имеет собственные, не совпадающими с другими представлениями о
мире и жизненные программы. Факторы которые влияют на формирование
мировоззрения человека:
1)     Индивидуальные особенности.
2)     Место жительства.
3)     Эпоха в которую живёт человек.
4)     Национальные.
5)     Возраст.
6)     Образование.
7)     Воспитание.
8)     Семья.
9)     Профессия.
10)      Средства массовой информации.
11)      Материальное положение.
Виды мировоззрения:
1)     Мифологическая.
2)     Религиозная.
3)     Жизненно-практическая.
4)     Философская.
     Познания мира.
Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности.
П р о ц е с с   п о з н а н и я – это наблюдения, приобретения полезных
сведений узнавание свойств предметов и явлений окружающего мира.
Цель познания:
Описать объекты такими, какие они есть на самом деле, независимо от человека.
Познание предполагает наличие двух сторон: познающий человек (субъект) и
познаваемый предмет (объект познания).
Получение необходимой информации о внешнем мире, дают зрения, осязание, слух,
вкус, обоняние. Через органы чувств, информация поступает в мозг, где через
мышления формируется умозаключение теории, взгляды.
И с т и н а – это соответствие наших знаний о мире, самому миру.
А б с о л ю т н а я   и с т и н а – это полные объективные знания о предметах
и явлениях.
О т н о с и т е л ь н а я   и с т и н а – это не полные знания.
     
 3 ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социальное и биологическое начало объединены в человеке.
Прямая похожа строению мозга, форма руки – это результат изменений
происходившее миллионы лет, под воздействием коллективного труда.
Определяющим условием превращение животного предка в человека, был ТРУД.
Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.
Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процессе
деятельности.
Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.
С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающие
ей, успешно заниматься определённой деятельности.
Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная с
открытием раннее неизвестных путей творчества.
Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется под
воздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характер
появляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер это
окончательно сформировавшиеся воля.
В о л я – это напряжение сил при встрече с препятствием.
С о ц и а л ь н ы й   с т а с у с   л и ч н о с т и – это положения человека
в обществе в соответствии с возрастом, происхождением профессии, семейным
положением.
П р е с т и ж – это оценка обществом или социальной группы общественной
значимости, позиции занимаемых людьми.
А в т о р и т е т   л и ч н о с т и – отражает степень влияние личности, в
социальной группе или обществе.
С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и
культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает
индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.
     Социализация имеет 3-ри периода:
1)     Первичная социализация (социализация ребёнка).
2)     Промежуточная социализация (социализация подростка).
3)     Устойчивая социализация (социализация взрослого человека).
     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.  СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ОТКЛОНЕНИЯ.
     Виды деятельности:
1)     Практическая – это преобразование природы и общества.
2)     Духовное – связано с изменением сознания людей (наука, искусство,
религия, мифология).
3)     Созидательная – несёт в себе положительный результат, что нужно и
полезно человеку.
4)     Разрушительная – это отрицательный результат (войны, революции,
терроризм).
5)     Творческая – поражающая нечто новое, никогда не существовавшие.
6)     Игровая – это моделирование какой-либо деятельности, через игру.
7)     Трудовая – направлена на достижение результата для удовлетворения
потребности.
     ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.
     МНОГООБРАЗИЯ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ СОЗНАНИЯ             ЧЕЛОВЕКА.
Общение и деятельность, самостоятельные равноправные явления.
Общение происходит, при взаимодействии, человека с человеком и предполагает
обмен информации.
К о м м у н и к а ц и я – это передача информации.
Формы общения: диалог, монолог, реплика, обряды, игры, дискуссии, переговоры.
С о ц и а л ь н ы е   н о р м ы – это результат исторического развития
общества, система правил и требований, для обязательного исполнения всеми
членами общества.
Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать и
оценивать.
Социальные нормы регулируют отношения междк людьми, группами людей и
организаиями.
     Социальные нормы:
1)     Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.
2)     Правовые нормы (закрепляются в законах).
3)     Моральные нормы (плохо, хорошо; справедливо, не справедливо).
4)     Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.
5)     Политические нормы (регулируют политическую деятельность).
6)     Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).
Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека общество
называется о т к л о н я ю щ и м с я  п о в е д е н и е м.
Слабые нормы отклоняющегося поведения – это обман, грубость, халатность.
П р е с т у п л е н и е – это опасное проявление отклоняющегося поведения,
наносящие ущерб обществу.
     МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. 
Д у х о в н ы й   м и р   л и ч н о с т и – это стремление к своим идеалам
определяющим направление деятельности.
Д у х о в н о с т ь – включает в себя, душевность, дружелюбия, волю и разум.
К духовной жизни относят: знания, веру, чувство, потребности, способности,
стремления и цели людей.
Духовная жизнь личности невозможно без переживаний, радости, оптимизма,
уныния, разочарования, веры.
Успешные или неуспешные действия человека дают пищу для раздумий и оценки.
Огромный объём духовной культуры, накопленной человечеством, даёт человеку
неограниченную возможность выбора духовной ценности.
Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях,
человек может, если он сформировался, как личность.
Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразных
ситуациях, и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять
отрицательным воздействиям.
П р и з н а к  д у х о в н о й  к у л ь т у р ы   л и ч н о с т и – это
готовность к самоотдаче и саморазвитию.
М и р о в о з з р е н и е – это представление о мире и человеке.
     

Рассказ о доброте детямДети часто слышат от взрослых такие слова, как «добро» и «доброта». С определенного момента они начинают задумываться над тем, что же означают эти понятия?

Что такое доброта? Кого называют добрым человеком? И зачем надо быть добрым? С младенческого возраста ребенок окружен заботой и вниманием родителей, близких, родственников. Эта доброта, проявляемая к нему, кажется ребенку совершенно естественной. И если вовремя не объяснить малышу, что доброе отношение надо не только принимать от окружающих, но и самому уметь проявлять добрые чувства, он может вырасти эгоистом, не способным проявлять добрые чувства. Чтобы этого не произошло, важно рассказать ребенку о том, что такое доброта и зачем надо быть добрым.

Что же такое доброта?

Добротой называют искреннее желание человека помогать другим людям, делать для них добрые дела. Еще в древности люди поняли одну простую истину, которая стала главным правилом доброго человека. Эта истина гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда не добьется доброго к себе отношения. А вот если относиться к людям по-доброму, то и люди будут с добром относиться к тебе.

Еще люди поняли, что умение быть добрым делает человека счастливым. Знаменитый древнегреческий философ Платон сказал так: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».  И действительно, человек, который проявляет искренние добрые чувства к тем, с кем он общается, гораздо счастливее в жизни, чем эгоистичные личности, озабоченные лишь тем, чтобы привлечь к себе внимание и заботу окружающих.

Доброта — признак силы

То, что добрые люди более счастливы в жизни, объясняется еще и тем, что доброта – признак духовной силы человека. А сильный духом человек самостоятелен в своих поступках настолько, что способен не только обеспечить собственное благополучие, но еще и помогать окружающим его людям, проявлять к ним доброту.

Какие чувства свойственны доброму человеку? В первую очередь это любовь. Любовь к родителям, к близким людям, к друзьям. Еще для доброго человека свойственно чувство благодарности. За добрые дела принято благодарить. И благодарность можно выразить не только словами, но и ответными добрыми делами. Добрый человек способен и на проявление таких чувств, как сопереживание, сострадание, милосердие. Именно благодаря добрым людям получают помощь те, кто в ней нуждается больше всего – пожилые люди, инвалиды, люди с тяжелыми заболеваниями и те, кто просто попали в тяжелую жизненную ситуацию.

Путь к доброте

Как научить ребенка доброте? Доброту можно воспитать только добротой. С детства рядом с ребенком находятся его родители, близкие родственники, воспитатели, учителя. Показывая ребенку, что такое доброе отношение к окружающим, взрослые подают пример малышу, задают ему модель правильного поведения в обществе. При этом важно еще показать ребенку, что искренняя доброта характеризуется скромностью. Истинно добрый человек никогда не потребует ничего взамен за сделанное доброе дело и не станет хвалиться окружающим своими добрыми поступками.

Важно отличать доброго человека от «добренького». Добреньким принято называть такого человека, который проявляет только показную доброту и при этом не испытывает искренних добрых чувств к тем, кому он помогает. Такая ненастоящая «доброта» не особо поможет человеку стать действительно сильным духом и самостоятельной личностью.

Доброта и общество

Доброта важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Если в обществе будет много истинно добрых людей, такое общество будет развиваться и процветать. Ведь там, где люди бескорыстно и искренне помогают друг другу, работа спорится, и все дела успешно выполняются. Поэтому доброта важна как для развития любого общества, так и для прогресса человечества в целом.

Сказка о доброте «Муравей и мотылёк»
Автор сказки: Ирис Ревю

Жили-были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса.

Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.

— Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.

— А давай добрыми делами займемся, — предложил муравей.

И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышу починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У неё оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу-обувщику несколько раз.

Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня, сделали ей красивые полочки в кладовке.

К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошёл сильный дождь.

— Где бы спрятаться, где бы укрыться? — раздумывали они.

И вдруг услышали, как их кто-то зовёт. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться.

…И вот они на пороге дома светлячка.

Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки.

— У тебя доброе сердце, — сказали гости светлячку.

Тому было радостно слышать хорошие слова.

— От добрых друзей приятно слышать добрые слова, — сказал светлячок и улыбнулся.

***
Главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее.

Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал внесенное в реестр «иностранных агентов» международное историко-просветительское общество «Мемориал» («Международный Мемориал»). Прокуратура потребовала запретить старейшую правозащитную организацию России из-за того, что она якобы нарушает закон об «иноагентах», дискредитирует власть и «создает ложный образ СССР». «КГБ победил, режим приступил к подавлению всего живого» – такова реакция экспертов, опрошенных корреспондентами Север.Реалии, на решение по «Мемориалу».

«Лживый образ»

Прокурор Алексей Жафяров в прениях заявил, что «Мемориал» создавался как организация по увековечиванию памяти, а сейчас «практически полностью сосредоточилась на ее искажении», в том числе это касается памяти о Великой Отечественной войне.

Жафяров утверждал, что «Мемориал» «создает лживый образ СССР как террористического государства».

Другой прокурор заявила, что «Мемориал» позиционирует себя как международную правозащитную организацию, но «осуществляет свою деятельность с нарушениями».

– «Мемориал» говорит о диалоге, но о каком диалоге может идти речь, если все мероприятия заканчиваются порчей имущества и вандализмом? Почему юристы с огромным опытом не могут разобраться с законом? Потому что это их желание. Иначе как объяснить фразу «мы ничьи не агенты», – сказала прокурор.

По ее мнению, «Мемориал» не предпринимает усилий, чтобы прекратить «противоправную деятельность», и она требует ликвидировать организацию.

Еще один обвинитель заявил, что иск о ликвидации «Мемориала» нужно удовлетворить, так как «доводы ответчика направлены на несогласие с действующим законодательством».

Представители Минюста и Роскомнадзора поддержали иск.

«Тест на высокие ценности»

Исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова попросила отказать в иске, потому что российское государство ценит и уважает работу «Международного Мемориала».

«Мемориал» открыт к сотрудничеству, ошибки, которые были допущены, они исправляют, сказала она.

Защита «Мемориала» заявила, что законодательство об «иностранных агентах» противоречит международным договорам, к которым присоединилась Россия. Адвокат Михаил Бирюков сказал, что политические заявления Генпрокуратуры не должны иметь значения и суд должен опираться на законы.

Большая часть выпадов в прениях от истца о фальсификации истории и о политической неблагонадежности не имеет отношения к предмету рассматриваемого иска, уточнил юрист Григорий Вайпман, а Конституционный суд при решении по закону «об иностранных агентах» не проверял положения о маркировках и наказаниях за их отсутствие.

Речь идет не о нарушениях как таковых, а о ликвидации организации, которая занималась увековечением памяти о репрессиях, убеждена адвокат Мария Эйсмонт.

– Мы живем в страшное время потери смысла слов. Абсурдно и по-оруэлловски обвинять «Мемориал» в том, что он мешает гражданам получать доступ к информации, – сказала она.

По поводу представления СССР как «террористического государства» Эйсмонт сказала, что «Мемориал» помогает «раскапывать террор», который происходил в советское время. Правозащитная организация никогда не скрывала иностранных источников финансирования и эта информация указана на сайте, отметила она.

По словам адвоката Генри Резника, у прокуратуры нет доказательств, что «Мемориал» нарушает чьи-то права.

– Я привлекаю внимание к одному пассажу, где написано, что «ликвидация «Мемориала» направлена на защиту прав и интересов других лиц». Мне интересно, какие лица стояли перед глазами генпрокурора, когда он подписывал это заявление. Это определенно не лица тех, кто 15 лет выходит на Лубянскую площадь и зачитывает имена репрессированных.

Резник добавил, что закон об «иноагентах» несовершенен, его критиковали президент Владимир Путин и его пресс-секретарь.

– Вы должны испытать удовлетворение от того, что в данном случае этот закон не будет применен. Это тест на высокие ценности, определяющие жизнь в правовом государстве: независимость суда и судебная совесть. Надеюсь, мы станем свидетелями их торжества, – сказал Резник.

Судья Назарова приняла решение ликвидировать организацию. Председатель правления «Мемориала» Ян Рачинский сразу же заявил, что решение будет обжаловано, а общество не может остановить работу, так как у него есть структуры, не имеющие юридического лица.

Реакция на ликвидацию «Мемориала»

Главный редактор «Литературной газеты» и литературовед Ирина Прохорова считает, что ликвидация «Мемориала» – это одна из самых печальных и позорных страниц нынешней жизни.

– Это чудовищная история, и она глубоко символична. Уничтожая «Мемориал», власти фактически перечеркивают все тридцатилетие постсоветской России, которое было построено на идее демократии, отрицании насилия как способа государственного управления и реабилитации невинных жертв репрессий. На этом собственно и строилась новая Россия при всех ее несовершенствах. Уничтожение «Мемориала» – это фактически возвращение к идее тоталитарного государства, где бесконтрольное насилие является главным приоритетом. Это вообще-то страшная и печальная история. Приговор и обоснование его переворачивает все с ног на голову. Там же, помимо «попытки создания ложного образа СССР как террористического государства», еще разговор об обелении нацистских преступников, что уж совсем нелепо. Это надо иметь большую фантазию, чтобы такие претензии предъявлять «Мемориалу», – сказала она.

Писатель и журналист Виктор Шендерович, комментируя ликвидацию “Мемориала”, вспомнил слова своего коллеги Льва Рубинштейна о том, что «нельзя экономить на осиновых кольях».

– Вывод один: в следующий раз этих вурдалаков следует добивать, чтобы они снова не дотянулись до нашей шеи, вот и все. Никто не может запретить нам помнить наших убитых, это совершенно невозможно. Сколько крови они еще успеют пролить и сколько мерзостей сделать, не знаю, но на ближайшем историческом повороте надо помнить, что никого из этой нечисти не должно оставаться у рычагов власти. И вспомнить поименно, безусловно, тех, кто убивал и помогал убивать. А то, что происходит сейчас, – забвение прошлых убийств – это подготовка новых, это азбука. Мы виноваты в том, что видим черное черным, а белое белым, что отличаем добро от зла и не стесняемся об этом говорить. В этом наша большая вина, они хотели бы нам это запретить. Террористический образ советского государства создавало советское государство семь десятилетий, руки по локоть в крови. А теперь они обижаются, когда их называют убийцами, это очень трогательно. А насчет «спекуляций на теме репрессий», которыми якобы занимается «Мемориал», – ну, что ж, можно было защитникам Геббельса на Нюрнбергском процессе сказать, что идет спекуляция на теме Холокоста. Жертвы, которые вопиют об отмщении и о наказании убийц, – это, конечно, спекулянты. Это Оруэлл в чистом виде: «правда – это ложь», «мир – это война» и все прочее. Без жесткой люстрации не обойтись, близко никого из этих упырей не должно быть там, где принимаются решения. И ведь в Нюрнберге был еще и процесс над судьями. Те, кто принимал неправосудные решения, – прежде всего судьи, которые продались бандитам, должны быть наказаны, – считает Шендерович.

– Судью Назарову я знаю четверть века, начиная с районного суда, где она работала, потом городской, потом перешла в Верховный суд, это милейший и приятный человек, которая всегда делала все, что ей скажут сверху, – говорит адвокат Александр Островский. – Безусловно, решение по ликвидации принималось не судьями Верховного суда, а самим Путиным, и его просто спустили исполнителям через Лебедева(председателя Верховного суда. – СР). Мне непонятно только, как все эти люди собираются дальше со всем этим жить – и генпрокурор Краснов, и другие правоохранители, воплощающие в жизнь такие решения. Ведь неизвестно, пойдет ли Путин на новый срок, а этим людям путь на Запад уже заказан. Возможно, им стоит последовать совету, который Никита Михалков дает в конце каждого своего «Бесогона» устами мичмана Криворучко: «Расходимся, расходимся по одному, если что – мы геологи».

Лев Шлосберг

– Решение Верховного суда РФ о ликвидации «Мемориала» – это решение Путина. История не позволит ему уйти от личной ответственности за это политическое преступление.

Историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла говорит, что и сам иск прокуратуры, и сегодняшнее обвинение «Мемориала» в суде в создании «ложного образа СССР» – это следствие изменения Конституции. В ней появилось понятие «защита исторической правды», против которого единогласно возражали историки. Теперь прокуратура размахивает «исторической правдой» как дубинкой.

– Это означает, что у кого-то, у государства, видимо, есть в руках «историческая правда», и прокуратура знает, что правда, а что нет. Современный взгляд на прошлое вообще не допускает такого понятия. На самом деле, нет единой исторической правды в том смысле, в каком ее пытается употребить прокуратура. «Мемориал» совершенно очевидно не создает никакого «ложного образа» – он создает образ СССР реальный, действительный. Но дело в том, что он не совпадает с тем образом Советского Союза, который пытается создать государство — как некой победительной империи. Конечно, где-то могут быть фальсификации, но в данном случае никто еще в фальсификациях «Мемориал» не обвинял. А государство в фальсификациях как раз обвиняли. Но даже если вынести их за скобки, мы можем сказать, что эти два образа, при всем их кажущемся противоречии – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Это взгляд на прошлое глазами разных частей населения. Глазами тех, кто пережил репрессии и глазами условных советских элит, которые не попали в эти жернова. Эти взгляды кажутся противоречащими, противоположными, но они создают более объемное представление о том, чем же был Советский Союз и каким было советское прошлое. Попытка прокуратуры обратиться к идее исторической правды – это опасная вещь. Это попытка создать плоское прошлое – необъемное, такое, в котором существует только одна, правильная точка зрения, – отметил историк.

– Это продолжение общего курса на закручивание гаек в отношении гражданского общества. Поняв, что борьба за общественное мнение окончательно проиграна, режим приступил к подавлению всего живого, – считает политолог Аббас Галлямов.

КГБ победило, согласна правозащитница Марина Литвинович.

– Ликвидация «Мемориала» – это финал попытки КГБ-ФСБ расквитаться с «Мемориалом» за все расследования репрессий и вообще за то, что эту тему «Мемориал» как-то поднимал, об этом писал, над этим работал. То есть они просто давно хотели отомстить за это, вот, собственно, и отомстили, – сказала она.

Политолог Константин Калачев считает, что ликвидация «Мемориала» и общее движение России к «полицейщине» – явление хоть и тяжелое, но временное: страна все равно не откажется от свободы слова и прав человека.

– Решение удивительное, конечно. Как сообщил прокурор, «Мемориал» очернял советское государство. То есть вернулись во времена, когда антисоветизм или подозрение в антисоветизме были наказуемы. Траектория движения государства в сторону гибрида СССР и Российской Империи. Правозащитные организации не вписываются ни в эту траекторию, ни в представления нынешней элиты об образе должного. «Мемориал» – это и про историю, и про память, и про права человека, и про ценность человеческой жизни. Архивы сталинских репрессий – это уже история, но кто-то по-прежнему рассматривает историю как политику, опрокинутую в прошлое. Ультраохранительство неизбежно вырождается в полицейщину.

Работа «Мемориала» развенчивала мифы о величии лидера и его эпохи. И хотя мне казалось, что исторические параллели неуместны, но по сути запрет «Мемориала» выглядит как признание прямой преемственности по отношению к деспотии. «Мемориал» доказывал, что нет ничего важнее человеческой жизни и памяти о ней. Кто-то напротив считает, что надо забыть все плохое из прошлого, а остальное отлакировать. Если бы эти точки зрения существовали в рамках дискуссии, то и ладно бы. Но дискуссии приказано прекратить, а точка зрения должна быть одна. Если, как и во времена Сталина, государству плевать на жизнь отдельного человека и его судьбу, то лучшего доказательства было не придумать. От граждан к подданным перешли на удивление быстро. Но впадать в уныние нельзя нельзя. Время все по своим местам расставит. Обскурантизм и архаизация – это защитная реакция системы, которая видит проблему во врагах внешних и внутренних. Но оборона исторически бесперспективна. Прогресс можно замедлить, но не остановить. Страну можно подморозить, но что потом с ней подмороженной делать. Эволюция неизбежна. Поэтому я рассматриваю все происходящее как временное. «Мемориал» в том или ином виде еще возродится. После зимы будет весна. Россия от ценностей демократии, плюрализма, свободы слова и прав человека не откажется.

Журналистка Зоя Светова предполагает, что после ликвидации «Международного Мемориала» исчезнет и правозащитный центр «Мемориал».

– Не хочу быть Кассандрой, но предполагаю, что появятся какие-то уголовные дела. А дальше, как говорится, далее везде, можно ожидать чего угодно. Я не буду подсказывать, но мне кажется, что это черное время вступает в свои права и дальше нас ждет уже очень много каких-то малоприятных событий. Нас ждут открытые репрессии, хотя они уже были, но нас ждут, может быть, более массовые репрессии, чем они были раньше, до того как «Международный Мемориал» был ликвидирован судьей Аллой Назаровой.

  • В ноябре Генпрокуратура и прокуратура Москвы потребовали через суд ликвидировать «Международный Мемориал» и правозащитный центр «Мемориал», обвинив их в нарушении законодательства об иностранных агентах, а в случае с правозащитным центром – также в поддержке экстремизма из-за списка политзаключённых, который ведёт организация. По мнению генпрокурора России Игоря Краснова, организация систематически нарушала закон об «иностранных агентах», а именно не ставила соответствующей маркировки на материалах. В иске указано, что «Мемориал» с 2013 по 2016 годы получал деньги из-за границы и участвовал в некой политической деятельности «путём выражения мнений» о российских законах.
  • Дело ведёт судья Алла Назарова. Как сообщает «Медиазона» (внесена в реестр СМИ-«иноагентов»), в 2019 году она принимала решение о ликвидации общественного движения «За права человека», а в 2020 году удовлетворила иск Генпрокуратуры, потребовавшей признать организацию «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской и запрещённой на территории России.
  • Общество «Мемориал» – одна из старейших правозащитных организаций в России, она была создана ещё в 1989 году при участии Андрея Сахарова. Главным направлением её деятельности стало сохранение памяти о жертвах сталинских репрессий. Также «Мемориал» выступает в защиту политзаключённых.
  • Правозащитники называют действия российских властей политическим давлением и заявляют, что у российских властей нет законных оснований для ликвидации организации. Одним из адвокатов, которые защищают «Международный Мемориал» в Верховном суде, стал Генри Резник – член Совета по правам человека при президенте, один из самых известных российских адвокатов.
  • В поддержку «Международного Мемориала» выступили российские и зарубежные деятели культуры, несколько нобелевских лауреатов. Отказаться от ликвидации «Мемориала» призвали российские власти США, ЕС, а также Совет Европы. В заявлении главы комиссии Совета Европы по правам человека Дуньи Миятович говорится, что «Мемориал» – «символ неустанной борьбы за свободу, демократию и права человека на постсоветском пространстве и за его пределами», а уничтожение организации будет иметь значительные негативные последствия для гражданского общества в целом и защиты прав человека в России.
  • Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» было внесено в реестр НКО-«иноагентов» в 2016 году. Правозащитный центр «Мемориал» – в 2014 году, став одним из первых НКО, признанных в России «иностранными агентами».

    Текст: Татьяна Шипилова

    Школьная программа — это, конечно, хорошо, но иногда хочется и почитать для души, и посмотреть что-нибудь интересное. А если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, так и вообще можно немного расслабиться и на итоговом сочинении просто порассуждать о жизни, вселенной и вообще.

    И для этого мы составили для вас список из небольших художественных текстов и фильмов, которые точно не оставят вас равнодушными и подойдут для аргументации по направлениям итогового сочинения 2021 года.

    Самое главное, что нужно помнить при написании сочинения:

    • в тексте сочинения обязательно обратиться хотя бы к одному аргументы из художественной литературы;
    • вы имеете право обращаться к одному тексту, если распишете аргументацию на нужное количество слов (250+);
    • вы можете обратиться к двум текстам, если у вас не хватает объема;
    • вы также имеете право в качестве первого аргумента использовать литературное произведение (стихи тоже можно, и стихи песен в том числе), а в качестве второго — кинематографическое;
    • и обращаться можете к любым образцам мирового искусства.

    Преступление и наказание — вечная тема

    Маленькие рассказы:

    Роальд Даль. «Агнец для жертвы» — в современной американской малой прозе все больше происходит уход от дидактизма и приходит мысль о том, что убийцу можно если не оправдать, то хотя бы понять. Или встать на его место. Об этом и последний «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли, и этот очень маленький рассказ об идеальном убийстве. Предлагаем, если тема позволит, порассуждать на тему того, можно ли оправдать преступление и не получить наказания.

    Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг» — небольшой рассказ от человека, создавшего жанр триллера и детектива. А что, если преступление совершено зловещее и жестокое, но наказывать за него некого? Или виновного можно найти всегда?

    Борис Лавренев. «Сорок первый» — мы уже советовали этот рассказ в нашей летней подборке, но он прекрасно подойдет и для итогового сочинения. Судьба двух людей из почти разных вселенных сталкивается, переплетается в тугой узел, который кому-то из них придется обрубить. Преступление это или наказание? И нужно ли было оно вообще?

    Фильмы:

    «Общество мёртвых поэтов» (1989) — прекрасный фильм с оскароносным Робином Уильямсом будет полезен как школьникам, так и их родителям. Что мы с вами определяем под преступлением? Можно ли отнести к нему несогласие с выбором своего ребенка? И является ли наказанием для родителей последующая судьба разрушенной семьи?

    «Желтый платочек счастья» (2008) — трогательная история, которая не оставит никого равнодушным и подойдет еще, конечно, к направлению «Человек путешествующий. Дорога в жизни человека». Случайно совершенное преступление и вечное за него раскаяние – не достаточное ли наказание? И можно ли простить за подобное? Простить и дождаться…

    Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Маленькие рассказы:

    Эрнест Хемингуэй. «Индейский посёлок» — под цивилизацией и технологиями можно понимать не только технический прогресс XXI века, но и элементарные знания в медицине и биологии. Когда сталкиваются прагматизм человека XX века и природные верования индейцев, что оказывается сильнее: наука или приметы, которые, как известно, есть душа природы?

    Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона» (рассказ) – для подготовки к итоговому сочинению не обязательно читать одноименный роман, можно ограничиться рассказом. Мы уже советовали этот текст в прошлом году. В этом году он не менее актуален.

    Ольга Громыко. «Котик» — технологии двигают человечество вперед, расширяют границы, открывают новые горизонты. Но возможно ли такое, что в самом человеке что-то ломается и он… становится менее человечным, чем созданное им творение. Предлагаем порассуждать на эту тему. Кажется, должно получиться интересно.

    Фильмы:

    «Бегущий по лезвию» (1982) – советуем именно этот фильм. Если понравится, можно почитать еще повесть «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипа Дика, по мотивам которого снял свой фильм почти 40 лет назад Ридли Скотт. И хоть сюжетно фильм и книга отличаются и можно сказать, что это два разных произведения, все же писатель говорил, что режиссер очень четко угадал созданный им мир. Здесь поднимается все та же тема: насколько человек готов оставаться человеком, окружив себя человекоподобными существами? К сожалению, при всей красоте сиквела «Бегущий по лезвию 2049» потерял самое главное – человека, а потому первая часть остается непревзойденной.

    «ВАЛЛ·И» (2008) — еще кое-что оскароносное. Удивительное приключение маленького робота-мусорщика на оставленной Земле. Какое страшное открывается будущее. И все же и оно не лишено надежды.

    Человек путешествующий: дорога в жизни человека

    Маленькие рассказы:

    Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — эти рассказы мы тоже уже советовали, но темы эти вечные, а сами рассказы – коротенькие, вам не составит труда их прочитать и погрузиться в космос под названием «Андрей Платонов». Его нужно прочувствовать и ощутить под кожей, тогда он останется с вами надолго. Дорога всегда преображает. Путь всегда куда-то ведет. А вот чем путь закончится, куда упрется дорога жизни – решать только герою. А нам с вами – наблюдать.

    Виктор Конецкий. «Рассказы Петра Ниточкина» — один из немногих в нашей подборке веселых советов, который мы тоже уже давали. Но эти четыре рассказа хороши тем, что, во-первых, вы будете смеяться. Во-вторых, вы увидите не метафоричную дорогу, а реальный шестимесячный путь людей, которые пытаются проявить чудеса психической совместимости и не возненавидеть друг друга в длительном рейсе. Вот где выдержка и самообладание!

    Ольга Громыко. «Старые долги» (после рассказа «Овчарка») – какие иногда встречи подбрасывает нам судьба! Встречаешь человека, которому когда-то не вернул долг, и снова оказался ему обязан. Путь предстоит длинный, пространство космического корабля – узкое, а долг платежом красен.

    Фильмы:

    «Невероятные приключения Уолтера Митти» — изумительный фильм о поиске себя, о познании себя, об обнаружении в себе возможностей и неведомого раньше потенциала. История, которая, возможно, заставит и вас по-другому посмотреть на себя и свою жизнь.

    «Пираты Карибского моря» (2003) — да-да, этот фильм тоже подходит для итогового сочинения. Ведь самая главная черта Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья) в вечном движении. Он не может сидеть на месте, он всегда в дороге, в море, в вечном поиске. Поиске себя и своего пути, когда остановиться – значит перестать жить.

    «Желтый платочек счастья» (2008) — про этот фильм уже писали чуть выше. Просто знайте, что и к этому направлению он идеально подходит.

    «Босиком по мостовой» (2005) — вообще любая дорогая – это в первую очередь перевоплощение главного героя, его попытка переосмыслить свою жизнь и мировоззрение. И этот фильм Тиля Швайгера с Тилем Швайгером в главной роли – трогательная история о том, как несколько совместных дней в пути полностью изменили жизнь двух абсолютно разных людей.

    Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

    Маленькие рассказы:

    Борис Лавренев. «Сорок первый», «Седьмой спутник» — две разные стороны Гражданской войны, два разных взгляда, и оба взгляда – такие верные и такие правильные, что становится даже страшно и жутко. Страшно, что все это было. Жутко, что все это оказалось возможным.

    Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — как бы долго ни длилась любая война, она всегда заканчивается. И после нее обычному человеку надо как-то жить дальше. А как – ему никто не расскажет и не покажет, он опять остается один на один с собой. И со своими страхами.

    Михаил Зощенко «Сентиментальные повести» — в мире живут в основном «маленькие» люди. И эти люди на протяжении всей истории человечества оказывались под влиянием крупных исторических событий. И Михаил Михайлович в цикле своих маленьких повестей рассказал, что бывает с таким маленьким человеком, который попал в условия зарождения другого государства. Где-то в Москве и в Петербурге решали судьбу страны, а судьбы маленьких людей ломались под гнетом стремительных изменений.

    Фильмы:

    «Парень с нашего кладбища» (2015) – очень забавный, чисто русский фильм, с исключительно славянскими мотивами. История о том, как один иванушка-дурачок с поистине русским упрямством решил на подведомственной ему территории поставить на место всех: и живых, и мёртвых. А все потому что:

    • – А зачем тебе его ловить?
    • – А зачем ему тут бегать?

    Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

    Здесь можно предложить вспомнить все, что когда-либо отозвалось в вашей душе при чтении. И «Гарри Поттер» с «Таней Гроттер», и «Властелин колец» с «Хоббитом», и «Игра престолов» с «Ведьмаком».

    А из небольших произведений можно посоветовать:

    Леонид Андреев. «Ангелочек» — и сам рассказ прекрасный, живой, настоящий, и тема интересная: мечта, которая так близко и так далеко. И возможно ли дотянуться до этой мечты? Кстати, этот рассказ вполне подойдет и к направлению «Кому на Руси жить хорошо».

    Марина Цветаева. Эссе «Мой Пушкин» — прекрасный пример того, как рассказывать об авторе и/или книге, которая на вас повлияла.

    Фильмы:

    Здесь просто посоветуем список, и каждый в этих фильмах найдет что-то свое и о себе:

    • «Тренер Картер» (2005)
    • «Папе снова 17» (2009)
    • «Ла-Ла Ленд» (2016)
    • «Одержимость» (2013)
    • «Головоломка» (2015)
    • «Тайна Коко» (2017)
    • «Общество мертвых поэтов» (1989)

    И помните, за итоговое сочинение получить зачет можно, выполнив 3 критерия из пяти: К1 и К2 обязательны и хотя бы один критерий из К3-К5. Об этом подробнее здесь.

    Питер Динклидж не считает себя великим певцом, а фехтование — отнюдь не его конек. Но возможность отточить эти навыки стала именно тем, что понравилось ему в новом мюзикле «Сирано», где Динклидж играет поющего дуэлянта и поэта.

    «Меня это напугало, — сказал он. — А все, что меня пугает, вызывает во мне интерес».

    52-летний актер сначала взялся за работу над материалом сценического мюзикла, автором сценария и режиссером которого была его жена Эрика Шмидт, а песни написаны группой National. После прошедшей в конце 2019 года за пределами Бродвея премьеры из спектакля Шмидт сделали роскошный фильм, который снял Джо Райт (известный по «Искуплению»). В нем главный герой тайно добивается расположения своей истинной любви Роксаны (в исполнении Хейли Беннет) письмами, которые отправляет потерявший от нее голову солдат Кристиан (Келвин Харрисон-младший).

    Конечно, это вызывает очень современный вопрос: неужели это Сирано де Бержерак изобрел обман по интернету, когда ты притворяешься другим человеком? Временные рамки в новом фильме сохранены — это 1897 год, когда была написана пьеса Эдмона Ростана, которая легла в основу киномюзикла. Но Динклидж обнаруживает там многочисленные современные параллели. «Именно так мы поступаем сегодня, назначая свидания онлайн. Мы часто создаем профиль, не соответствующий тому, кем мы на самом деле являемся, — сказал он. — Все мы в той или иной степени притворяемся, играя других людей».

    Но мало кто может притвориться лучше, чем четырехкратный лауреат «Эмми» Динклидж, на протяжении восьми сезонов игравший коварного низкорослого Тириона Ланнистера в «Игре престолов», кульминацией которой стал вышедший в мае 2019 года неоднозначный финал.

    «Для меня „Игра престолов» была на самом деле не телесериалом, она была для меня всей жизнью, — признался Динклидж. — Моя семья каждый год на протяжении почти десяти лет по шесть месяцев проводила в Ирландии. У меня там появились корни, дочка пошла там в школу. У нее появился ирландский акцент, потому что она целые дни проводила с маленькими ирландскими детишками».

    Но, давая мне недавно обширное интервью по видеосвязи, Динклидж сказал, что жизнь после «Игры престолов» стала для него раскрепощающей. «Ты чувствуешь эту пустоту, но потом говоришь: „Ага, мне уже не нужно этим заниматься. Так что же я буду делать дальше? » Это так интересно».

    Ниже приводятся сокращенные выдержки из нашей беседы.

    —  Насколько я понимаю, ваша жена Эрика довольно далеко зашла, адаптируя «Сирано», прежде чем вы прочитали сценарий и решили сыграть главную роль. Что вас убедило?

    — Да, ей предложили сделать экранизацию «Сирано», и у нее возникла замечательная идея свести все к необходимому минимуму, а длинные монологи о любви заменить любовными песнями. Самое важное для меня было то, что она избавилась от самого знаменитого атрибута Сирано — фальшивого носа на красивом лице актера.

    Я актер, я и раньше работал в гриме, но такой обман был мне не по нраву. Я всегда думал: ну зачем это? Надо снять этот нос в конце представления». И Эрика от него отказалась, а я подумал, что должен сыграть эту роль, потому что это рассказ о человеке, не знающем, что делать, когда к нему приходит любовь, и способном винить только себя самого.

    —  Что вы имеете в виду? 

    — Я думаю, Сирано влюблен в любовь, так часто бывает со многими, а мы понятия не имеем, что это такое. Я всегда забегаю вперед и думаю: а что, если Сирано получит то, что хочет? Не надоедят ли они друг другу? Ведь он возвел ее на пьедестал, и может, именно поэтому он ее любит? Думаю, так случается со многими. Они не хотят слишком сильно сближаться. Они хотят видеть только хорошее без плохого.

    —  А какие у вас были чувства по поводу любви, когда вам было 20? Вы были влюблены в любовь?

    — Да, видимо так. Думаю, когда ты молод, в любви присутствуют некие романтические нотки как в «Грозовом перевале» (Роман позднего романтизма Эмили Бронте — Прим. ИноСМИ.). Ну, вы понимаете. «Ромео и Джульетта» была написана не для сорокалетних. Я виновен в том, что всегда влюблялся безответно, и держать дистанцию было романтичнее, чем сближаться. Ты влюбляешься в человека, зная, что он не ответит тебе тем же, а поэтому мучаешься еще сильнее. Тебе интересны люди, которым не интересен ты. Именно так работал мой мозг, и в молодости я сам портил себе жизнь.

    —  Как вы с этим справлялись?

    — Взрослея, понимаешь, что все иначе. Но это нормально, потому что когда тебе немного за двадцать, в голове полная мешанина. Я встречал много амбициозных, образованных молодых людей, которым за двадцать и у которых все в порядке, все по полочкам. Возникает впечатление, что они никогда не совершали важных и крупных ошибок, в отличие от меня и моих друзей, когда мы в двадцатилетнем возрасте и чуть постарше жили в Нью-Йорке, пили и гуляли ночи напролет, курили и выли на луну. Все мы были просто дураками, и это было здорово.

    —  Вы помните, как познакомились с Эрикой?

    — Конечно. Это случилось около 18 лет назад. Мы все собрались в доме у одного знакомого, и кто-то сказал: «По Куинс-Мидтаунскому тоннелю слонов ведут». В город приехал цирк, шел снег, а по Манхэттену вели слонов, длинная такая вереница. Это было что-то такое из прекрасного, фантастического, апокалиптического, безумного, романтического кино. Понимаете? Я всегда думаю о кино. В тот вечер мы и встретились, когда по Манхэттену вели слонов.

    —  А вы к тому моменту уже преодолели свою склонность истязать себя любовью?

    — Думаю, преодолеть это невозможно. Мне кажется, это делают с тобой другие люди. Если человеку повезло испытать любовь, она просто захватывает его. Он уже не контролирует свои чувства, но он может выбирать, что с этим делать.

    —  Отчасти это проблема Сирано, который считает, что недостоин любви.

    — Я воспитывался в ирландской католической семье и поэтому чувствую себя недостойным чего бы то ни было. Надеюсь, именно об этом повествует фильм, о недостойности, через которую мы все проходим. Когда встречаешься с человеком, в которого влюблен, это внезапно становится настолько важно, настолько значимо, что ты непременно думаешь: «Я этого недостоин, потому что ну как иначе? Это намного больше меня».

    —  Вы считаете, Эрика убрала фальшивый нос и переосмыслила Сирано, потому что думала о вас в этой роли?

    — Может, подсознательно, потому что мы и раньше работали вместе, и мы партнеры по жизни. Но я определенно считаю, что она отказалась от носа отнюдь не из-за моего размера или физических отличий персонажа. Она просто хотела копнуть поглубже. Я так же поступаю. Всякий раз, подходя к новой роли, я думаю о ней не как человек моего роста. Я думаю о ней как человек из плоти и крови, в характере которого гораздо больше сложностей.

    Это так забавно. Когда заходит разговор об этом фильме, меня спрашивают: «Какое это ощущение — играть главного героя?» Это всегда присутствует в разговоре, потому что мы до сих пор подвержены клише и штампам. Романтических героев уже сотни лет играют красивые белые мужчины. Нам просто подают это как блюдо в «Бургер Кинге», и, если мы его съедаем, нам дают еще. Но мои любимые кинематографисты — это люди, идущие на риск, как Хэл Эшби. Я просто обожаю «Гарольда и Мод», посмотрите, какие там романтические персонажи. Это великолепный фильм.

    —  В 90-е годы в одном из интервью вы сказали: «Я по-настоящему хочу сыграть романтическую главную роль и добиться девушки».

    — Думаю, я больше говорил об идее, о том, что надо изменить всю концепцию. Это весьма интересно. Я сыграл немало интересных ролей, но все это были роли второго плана. За кулисами кинематографии важна целостность персонажа. Если ты подходишь для одной или двух сцен, ты можешь заложить динамит, можешь получить удовольствие, и вдруг ты уже за кадром. Но реальной целостности в твоей сюжетной линии нет.

    Чем очаровывает «Игра престолов», и почему многих актеров привлекает телевидение? Думаю, это то, что они выгорают медленно. Например, возьмем брата Тириона Джейма. В конце первого эпизода он выбрасывает из окна маленького ребенка, а спустя два сезона снова становится героем аудитории. Получается, они забыли, как он вытолкнул ребенка из окна? Это настоящее безумие, когда ты просто скользишь по этой сюжетной линии, а потом подбираешь ее, когда тебе захочется. Мне приходилось делать такое с Тирионом, такое приходится делать в кино, если у тебя главная роль. Правда, в этом случае ее приходится сильнее сгущать.

    —  Каково это — быть знаменитым на пике маниакального увлечения «Игрой престолов»?

    — Ежедневно я сталкиваюсь с мириадами различных реакций. Люди хотят как лучше, но иногда они без спроса начинают фотографировать, когда я иду по улице со своим ребенком. Я начинаю с ними говорить, а потом обрываю себя. Ведь когда актер начинает жаловаться, это отражается на нем не лучшим образом. Все типа: да у вас же прекрасная жизнь. Что плохого, если я вас сфотографирую? Вы актер, и это мое право.

    Но дело не в этом. Ведь чисто по-человечески, я же не зверь из зоопарка. Я человек, личность. Бывает такое, когда у меня плохой день, я только что закончил неприятный разговор по телефону, и вдруг — на тебе в лицо! И я должен улыбаться на камеру? Почему никто даже не пытается со мной поговорить? Чаще всего люди фотографируют, не спрашивая, а когда я реагирую на это, даже по-доброму, они ничего не говорят, потому что удивляются этому. С ними заговорили! Это дикость какая-то. Если вам нравится моя работа, нельзя так отплачивать за это.

    —  А почему они так себя ведут, как вам кажется?

    — Думаю, многие люди полностью изолированы друг от друга. Телефоны с камерой стали как пальцы, продолжением самого человека. Они даже не задумываются об этом, потому что все так живут. Гораздо более знаменитые чем я актеры могут гулять по Бродвею, если правильно замаскируются, а я не могу этого сделать, и поэтому порой трудно. Я переехал в Нью-Йорк, чтобы стать анонимным. В этом городе кому какое дело? Здесь на тебя дважды никто и не взглянет. Но сейчас все смотрят, благодаря технологиям.

    —  Джордж Мартин хотел продлить «Игру престолов» на два сезона. Как вы считаете, надо было это сделать, или пора было заканчивать? 

    — Пора было заканчивать. Ни больше, ни меньше. Не стоит злоупотреблять добрым отношением, хотя я не уверен, что такое отношение могло иссякнуть. Была некая негативная реакция по поводу окончания, однако мне кажется, причина в том, что зритель на нас разозлился, так как мы с ним расстались. Мы ушли из эфира, а он не знал, что ему делать воскресными вечерами. Ему хотелось большего, поэтому он и набрасывался на нас.

    Нам надо было заканчивать, потому что этот сериал ломал сложившиеся представления. Злодеи становились героями, а герои превращались в злодеев. Если вы знаете историю, если вы следили за жизненным путем тиранов, вы понимаете, что вначале они не были тиранами. Я говорю о том, что случилось в конце «Игры престолов», с этими переменами в персонажах. Это происходило постепенно, и мне нравилось, как власть развращала этих людей. Что происходит с твоими моральными устоями, когда ты ощутишь вкус власти? Люди существа сложные, знаете ли.

    Думаю, кое-кому очень хотелось хэппи-энда, после которого все жили долго и счастливо, но «Игра престолов» с самого начала говорила нам, что это не тот случай.

    Они хотели, чтобы прекрасные белые люди вместе отправились в закат. Между прочим, это беллетристика, художественный вымысел. Там есть драконы. (Смеется). Но сериал опровергает ваши мысли, и мне это нравится. Да, он называется «Игра престолов», но в итоге, когда я встречаюсь с людьми на улице, весь наш диалог сводится к вопросу: «Кто будет на троне?» Не знаю, почему для них важно именно это, ведь на самом деле кино не только об этом, оно намного шире.

    Один из моих любимых моментов, это когда дракон сжигает трон. Ведь он типа уничтожил весь этот разговор, который на самом деле не имеет смысла. Это была блестящая идея создателей картины, которые как бы сказали: «Замолчите, фильм не об этом». Они постоянно это делали. Зритель думает одно, а они делают совсем другое. У каждого был свой вариант сюжета, но я считаю, никто не додумался до того, что делали создатели сериала.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Рассказ на тему утро в осеннем лесу 2 класс литература
  • Рассказ на тему чего летом не бывает
  • Рассказ на тему утро в осеннем лесу используя опорные слова тихо ни ветерка падают листья
  • Рассказ на тему чему учат в школе 2 класс
  • Рассказ на тему хорошо жить вместе