Рассказ на тему берегите воду 3 класс

Тема урока: б.с. житков про обезьянку 3 урок тип урока: комбинированный. - продолжать знакомство учащихся с творчеством б. с.

Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку» ( 3 урок)

Тип урока: комбинированный.

— продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»

-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;

-личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивационный

з

— Приведите рабочие места в порядок.

— Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:

«Чтение –окно в мир»

— Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).

— Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.

Приветствовать;

Читать цитату;

Объяснять её значение;

К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2

Постановка учебной задачи

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень…)

— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

— Прочитайте медленно

— Прочитайте быстро,

— Прочитайте с радостью, гордостью.

— Прочитайте выразительно.

— Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»).

-Кто автор этого произведения? (Б.  Житков).

— Мы с вами прочитали произведение, но еще его не анализировали.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством  Бориса Житкова.

— Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его).

— Мы сегодня проанализируем рассказ, разберем незнакомые слова, разделим его на части, подготовимся к пересказу.

Читать с разной интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Опредлять тему урока;

Ставить цели урока;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

3

Решение частных задач

— Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы запомнили?

— Ребята, а  кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка).

— Вы читали этот рассказ дома. Встретились ли вам незнакомые слова?

Отвечать на вопросы;

Находить незнакомые слова

П: расширение общего кругозора учащихся;

К: слушать и слышать других,  быть готовым корректировать свою точку зрения;

Словарная работа

— Ребята, какие сложные слова встретились вам в этом тексте? Давайте объясним их значение.

Работа со словами:

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

— Как нужно кушать, вести себя за столом?

Глядел, прищурясь… — покажите как это? Когда человек щурится?

( Когда устают глаза)

Перо и чернила — раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).

Вавилоны — кривые линии.

Обвисшая морда — (показ на картинке мордочки макаки)

За пазуху — под рубаху

Набрюшник под курткой – брюхо — это живот.

Заскреб (показ детьми).

Сконфузился — застеснялся.

Сатана — ругательное слово, в речи употреблять не надо.

Разбирать незнакомые сова;

Объяснять значение слов;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Работа с книгой

Какие победы одержал Яшка во дворе?

— Перескажите.

Учитель выслушивает несколько учащихся

Читать диалог по ролям

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

ответы на вопросы

— Итак, ребята давайте проанализируем прочитанный рассказ.

-От чьего имени ведётся рассказ?

— Как обезьянка оказалась у мальчика?

— Как звали обезьянку?

— Какие неприятности она приносила домочадцам?

— Как хозяева решили приручить обезьянку?

— Почему она так себя вела?

— Что произошло во время чаепития?

— Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?

— Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?

— Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?

— Как разыгрывал мальчик своих друзей?

— Как Яшка вел себя при гостях?

— Почему невозможно стало держать Яшку в доме?

— На какие части разделим с вами рассказ?

1.Первое знакомство

2. Яшка дома

3. Первая ночь Яшки

4. Проказы Яшки.

5. Победы во дворе.

6. товарищ

Отвечать на вопросы;

Анализировать содержание рассказа;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Информация о домашнем задании

Запишите д/з:

Подготовить краткий пересказ с.83-96

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4

Рефлексия.

Подведение итогов.

С каким произведением мы продолжили знакомиться? Кто его автор?  -Чем вам понравилось это произведение?

— Чему учит это произведение?

— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Юхмачинская  средняя общеобразовательная школа»

Комплексный анализ текста

 «Берегите воду!»

Русский язык

Чулкова Е.Н.

(первая квалификационная категория)

Юхмачи, 2020г.

Тема: Комплексный анализ текста

Цели урока: образовательные: систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, повторение и обобщение знаний о тексте как  наибольшей синтаксической единице, закрепление практических умений работы с текстом, формирование правильной речи учащихся,  подготовка учащихся к выполнению заданий ВПР;

развивающие:  развитие коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса к учебному предмету, развитие интереса к исследовательской деятельности, развитие интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно;

воспитательные: нравственное развитие личности  учащихся, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения бережного отношения к чистой пресной воде, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

1. Познавательные:

-осуществлять учебную познавательную рефлексию;

— извлекать информацию из текста;

— давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения;

— владеть различными видами чтения (изучающее, детальное).

2. Коммуникативные:

— создавать тексты заданного стиля и жанра;

— свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста;

— точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме;

— участвовать в речевом общении.

3. Регулятивные:

— соотносить цель и результаты своей деятельности;

— высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему урока.

4. Личностные результаты:

-проявлять интерес к русскому языку на основе анализа текста;

— выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Формирование УУД

1. Оргмомент.   Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Введение в тему урока. Целеполагание.

— Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов, вспомним материал предыдущих уроков. Вы попробуете себя в роли журналистов и напишете заметку в газету на актуальную для нашего общества тему.

Тема нашего урока “Комплексный анализ текста”.

— Прежде чем приступить к работе над текстом, обратимся высказыванию знаменитого учёного.

— Посмотрите на доску, соберите «рассыпавшееся» высказывание Дмитрия Ивановича Менделеева.         («Капля воды дороже алмаза»).

— Как вы понимаете данное высказывание? (Без алмазов прожить можно, а без воды – нет. Вода – это самое дорогое, что есть у человека.)

— На какую тему мы будем говорить на уроке? (Вода, капля воды)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Создание образовательной напряженности (постановки проблемы)

— Вы, жители России, экономите каждую каплю? (Нет)

— Почему?

— Это является для нас проблемой?

— Сформулируйте самостоятельно проблему, пути решения которой мы будем искать на данном уроке. (Проблема экономии чистой питьевой воды)

Регулятивные УУД

1.Умение выделять причинно-следственные связи.

4 Развитие учебно-языковых и речевых умений.

1. Чтение текста

— Докажите, что перед вами текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически. Для текста характерно тематическое, смысловое единство, можно выделить основную мысль, тему. Он логически завершён).

— Сформулируйте тему текста?

— Сколько микротем? Какие?

— Какую проблему поднимает автор?

— Совпадает данная проблема с проблемой, поставленной нами на уроке? Почему?

— Какие пути решения проблемы предлагает автор текста?

— Согласны ли вы с автором или нет? Почему?

— Этот текст обладает и стилевым единством.

— К какому стилю отнесем этот текст? (К публицистическому. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение)

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис). Задача речи:

— воздействовать на массовое сознание

— призывать к действию

— сообщать информацию).

— Какова цель статьи? (Цель статьи – информировать, передать общественно-значимую информацию и тем самым воздействовать на читателя). Делаем записи.

— В чём нас хочет убедить автор? (Необходимо экономить воду)

— Теперь вспомним типы текста и их признаки.

Ответы учащихся. (Повествование, описание, рассуждение).

— Учитывая, особенности типов, как бы вы определили тип данного текста? Докажите. (Повествование. Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях. В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам). Делаем запись.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)Большинство людей не ощущают дефицита чистой питьевой воды. (2)Подходя несколько раз в день к водопроводному крану мы не задумываемся над тем, как эта вода туда попала  и не боимся отравиться текущей из крана жидкостью. (3)Поэтому и не осознаем всю важность каждой капли воды для жизни.(4) Около одного миллиарда человек не могут похвастаться доступностью чистой питьевой воды. (5) Четыреста семьдесят миллионов человек проживают в районах  где остро стоит проблема дефицита воды. (6) Люди экономят каждую её каплю.(7) По прогнозам специалистов  их количество к 2025 году увеличится до трех миллиардов  иначе говоря  в шесть раз!

(8) Многие живут в странах и районах, где отсутствует достаточное количество очистных сооружений и дренажных систем. (9) Население, живущее в трущобах, вынуждено платить за литр воды внушительную сумму. (10) Этим людям и не снилась прозрачная вода, запросто текущая из крана.

(11) В нашей стране необходимо изменить подход к вопросу водопользования со стороны общества. (12)Бережное, рачительное отношение к каждой капле воды должно стать правилом хорошего тона, особенно среди подрастающего поколения, которое станет жить в стране с чистым небом, землей и водой.

(13)Берегите воду! (14)Её нельзя заменить никакими сокровищами мира.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста

4. Основная мысль?

5. К какому стилю принадлежит данный текст?

6. Какой тип речи используется?

7. Как вы понимаете значение слов: ДРЕНАЖНЫЙ, РАЧИТЕЛЬНЫЙ

8. Подберите синонимы с слову РАЧИТЕЛЬНЫЙ (поднимите руки, кто бережно относится к воде)

9. Выполните морфологический разбор слова ЭКОНОМЯТ

10. Выполните морфемный разбор слов ЗАДУМЫВАЕМСЯ, ЖИВУЩЕЕ

Вывод. Языковые особенности текста.

— Мы выполнили анализ отдельных слов с точки зрения лексики, морфемики, морфологии. Какой можно сделать вывод? (Все эти слова (рачительны, экономить, задумываемся, берегите, живущее) обладают сильной эмоциональной окраской, что особенно характерно для публицистических текстов).

11. Расставьте знаки препинания в первом абзаце, объясните их постановку. Эталон.

(1)Большинство людей не ощущают дефицита чистой питьевой воды. (2)Подходя несколько раз в день к водопроводному крану, мы не задумываемся над тем, как эта вода туда попала, и не боимся отравиться текущей из крана жидкостью. (3)Поэтому и не осознаем всю важность каждой капли воды для жизни.(4) Около одного миллиарда человек не могут похвастаться доступностью чистой питьевой воды. (5) Четыреста семьдесят миллионов человек проживают в районах, где остро стоит проблема дефицита воды. (6) Люди экономят каждую её каплю.(7) По прогнозам специалистов, их количество к 2025 году увеличится до трех миллиардов, иначе говоря, в шесть раз!

12. Выполните синтаксический разбор 13 предложения.

13. Из последнего абзаца выпишите все местоимения, определите их разряд.

14. В предложении № 12 найдите причастие, определите его постоянные признаки.

15. В предложении № 11, 14 найдите сказуемое, определите его вид.

16. Из предложения №5 выписать словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ

Вывод. Синтаксические особенности текста публицистического стиля.

(Мы выяснили, что в статье широко используются причастные и деепричастные обороты, восклицательные предложения, есть побудительные предложения).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами чтения (изучающее, детальное).

Коммуникативные УУД

1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме.

2. Участвовать в речевом общении.

Личностные результаты

1. Проявлять интерес к русскому письму на основе анализа текстов с нравственно-этическим содержанием, производить оценку поступков. 2. Выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Умение сравнивать, анализировать, систематизировать.

5. Возвращение к проблеме. Пути её решения.

— Вернёмся к проблеме, поставленной автором. Вспомним, как автор данного текста предлагаем её решать?

— Какие пути решения проблемы предлагаете вы, чтобы сократить потери воды? (Не оставлять кран открытыми, следить за исправностью крана, регулировать силу струи воды, мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства, выключать воду, пока чистим зубы, уменьшать напор, когда моем посуду, мыть посуду в чашке, в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся).

Регулятивные УУД

1.Умение выделять причинно-следственные связи.

2. Умение сравнивать, анализировать, систематизировать.

6. Создание собственного продукта

— Напишите небольшой текст (5-7 предложений) публицистического стиля на тему «Берегите воду!». Используйте распространённые и нераспространённые обращения. Не забывайте о синтаксических и языковых особенностях публицистического стиля.

Личностные результаты

1.Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской и др.)

7. Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Учитель предлагает продолжить предложения:

сегодня я узнал…    было трудно…

я выполнял задания…     я понял, что…

теперь я могу…     я почувствовал, что…

я приобрел…    я научился…

у меня получилось …    я смог…

я попробую…    меня удивило…

урок дал мне для жизни…      мне захотелось…

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3.Умение грамотно осознать свои достижения и ошибки, их причины.

8.Межпредметная связь

Над каким высказыванием мы работали? («Капля воды дороже алмаза»)

— Какие постоянные признаки объединяет существительные ВОДА, АЛМАЗ?

— Можно ли воду считать одушевлённым предметом?

9. Домашнее задание.

Написать статью в школьную газету на тему «Берегите воду!»

(1)Большинство людей не ощущают дефицита чистой питьевой воды. (2)Подходя несколько раз в день к водопроводному крану мы не задумываемся над тем как эта вода туда попала и не боимся отравиться текущей из крана жидкостью. (3)Поэтому и не осознаем всю важность каждой капли воды для жизни.(4) Около одного миллиарда человек не могут похвастаться доступностью чистой питьевой воды. (5) Четыреста семьдесят миллионов человек проживают в районах где остро стоит проблема дефицита воды. (6) Люди экономят каждую её каплю.(7) По прогнозам специалистов их количество к 2025 году увеличится до трех миллиардов иначе говоря в шесть раз!

(8) Многие живут в странах и районах, где отсутствует достаточное количество очистных сооружений и дренажных систем. (9) Население, живущее в трущобах, вынуждено платить за литр воды внушительную сумму. (10) Этим людям и не снилась прозрачная вода, запросто текущая из крана.

(11) В нашей стране необходимо изменить подход к вопросу водопользования со стороны общества. (12)Бережное, рачительное отношение к каждой капле воды должно стать правилом хорошего тона, особенно среди подрастающего поколения, которое станет жить в стране с чистым небом, землей и водой.

(13)Берегите воду! (14)Её нельзя заменить никакими сокровищами мира.

(1)Большинство людей не ощущают дефицита чистой питьевой воды. (2)Подходя несколько раз в день к водопроводному крану мы не задумываемся над тем как эта вода туда попала и не боимся отравиться текущей из крана жидкостью. (3)Поэтому и не осознаем всю важность каждой капли воды для жизни.(4) Около одного миллиарда человек не могут похвастаться доступностью чистой питьевой воды. (5) Четыреста семьдесят миллионов человек проживают в районах где остро стоит проблема дефицита воды. (6) Люди экономят каждую её каплю.(7) По прогнозам специалистов их количество к 2025 году увеличится до трех миллиардов иначе говоря в шесть раз!

(8) Многие живут в странах и районах, где отсутствует достаточное количество очистных сооружений и дренажных систем. (9) Население, живущее в трущобах, вынуждено платить за литр воды внушительную сумму. (10) Этим людям и не снилась прозрачная вода, запросто текущая из крана.

(11) В нашей стране необходимо изменить подход к вопросу водопользования со стороны общества. (12)Бережное, рачительное отношение к каждой капле воды должно стать правилом хорошего тона, особенно среди подрастающего поколения, которое станет жить в стране с чистым небом, землей и водой.

(13)Берегите воду! (14)Её нельзя заменить никакими сокровищами мира.

Внеклассное мероприятие на тему: «Берегите первоцветы!»

5 класс

Цель: Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны первоцветов. Проанализировать разнообразие растений, пользу, которую они приносят человеку, необходимость охраны растений и растительного мира нашего края. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, разгадывать кроссворды, сочинять стихи. Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы. Развивать устную речь учащихся. Воспитывать гуманное отношение к природе. Экологическое и нравственное воспитание. Воспитывать умение работать в группе. Умение правильно вести себя в природе.

Оборудование: компьютер,  «Вальс цветов» П.И. Чайковского, проектор, материал для украшения класса, плакаты, заготовки цветов.

І. Организационный момент.

И каждый цветок первоцвета волшебный!

Качаясь на тонком своём стебельке,

В себе он вмещает огромное небо —

Даря людям радость, весну на Земле.

Учитель включает музыкальный фрагмент «Вальса цветов» П.И. Чайковского.

Учитель. Дети, дайте музыке цветовую оценку. У каждого ребенка лежат на парте листики цветной бумаги всех основных цветов.

II. Подготовительная беседа

Учитель: Я слышу в ваших оценках спор цветов.

Показывается инсценировка, где дети выступают в роли цветов.

Оранжевый: я – морковь, я – апельсин, я – заря.

Желтый: я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце.

Синий: я – колокольчик, я – чернила, я – море.

Фиолетовый: я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки.

Зеленый: я – трава, я – сады, я – леса.

Учитель. Кто же из них прав? Какой цвет должен преобладать?

Дети. Они все правы и не правы по-своему. Нельзя, чтобы преобладал один какой-то цвет. Все должны быть.

Учитель. Представьте, что все краски исчезли, кроме одной!

Учитель показывает рисунок, на котором все выполнено в одном цвете – зеленом.

Учитель. Давайте сегодня поговорим о цветах.

ІІ. Основная часть:

Учитель: Первые цветы, появляющиеся ранней весной, в лиственных лесах называют подснежниками или первоцветами. Научное название — эфемероиды. Этот род растений насчитывает более пятисот видов и все они ранние весенние цветы. Это многолетние травянистые растения. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги — луковицы, клубни, корневища. Подснежниками называют — гусиный лук, медуницу, хохлатку, ветреницу дубравную и др.

-Ребята, почему подснежники не боятся морозов? Тонкий, хрупкий цветок способен пробивать небольшой слой снега и прорасти еще в конце зимы.

— Ребята, я знаю такой секрет. Вы очень любознательны и я вам его открою. А может быть вам известно, когда растение начинает расти? (ответы детей). Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают. Еще этот цветок называют символом надежды.

Учитель: В Древней Греции первоцвет считался лекарственным цветком Олимпа, его называли цветком двенадцати богов — «додекатеоном» и верили, что он возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса. Из жалости к нему боги превратили его в цветок. Древние врачи лечили им различного рода параличи. Не случайно первоцвет известен под названием «параличной травы».

На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своём… А ещё растения нам лечат душу и тело, волнуют кровь, когда их дарит любимый и просто радуют взгляд…

Не многие знают, что подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат особой охране в мировом масштабе. Из–за катастрофического снижения запасов первоцветов все они стали «краснокнижными », т.е. занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов.

— Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь, сорвав цветок, который необходим растению для накопления запаса питательных веществ, мы обрекаем его на гибель. Ошибочно думать, что если растение срывается без корня, то оно останется жить.

Ведь если ты сорвешь эти цветы,

То больше не увидишь красоты –

В букете будут все цветы мертвы!

К весенним праздникам приурочена на рынках и торговых точках города продажа первоцветов. Покупая недорогие букетики, мы приносим прибыль браконьеру, не потратившему ни копейки на выращивание, а незаконно собравшему их в лесах. За продажу и покупку этих растений налагается штраф от 2 до 300 тысяч рублей.

Не спешите покупать первоцветы! Задумайтесь о том, что пройдут несколько дней и радующие недавно цветы окажутся в мусорном ведре. А ведь будь они в степях, лесах – дарили бы нам вечную красоту! Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.

Если мы не будем покупать незаконно добытые дикорастущие первоцветы, то это будет нашим огромным вкладом в охрану растительных ресурсов Крыма, в сохранении биологического разнообразия планеты Земля! Любите родную природу, которая дарит нам праздник цветения! Знайте, что на Ваших глазах и по Вашей вине эта красота может исчезнуть.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком”.

Учитель: — Ребята, а что вы знаете о первоцветах? Ваше отношение к первоцветам выразите в девизе группы:

1) Название команды;

2) Девиз — призыв по охране первоцветов;

3) Рассказ о растении – первоцвете

ІІІ. Практическая часть: Работа в группах: создать плакат в защиту ПЕРВОЦВЕТОВ.

1.Группа «Подснежник»:

Наш девиз:

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

Представление команды: Подснежниками принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название — «галантус», что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».

Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу — подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

2. Группа «Ландыши»

Название нашей группы вы сможете узнать, отгадав загадку:

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари. (ландыш)

Наш девиз:

Сорвешь ландышей букет –

и получишь пару лет… . (ландыши нельзя рвать)

Представление команды: Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате.

Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком вниз. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

3.Группа «Ирисы».

Наш девиз:

Не рви цветы, в букете жизни нет,

Оставь в земле для жизни продолженья.

Вы не найдете им замены,

Как не ищи – замены нет!

Представление команды:

Когда мне грустно и тревожно

И дело валится из рук,

Я вспоминаю осторожно

В цветке любимом сердца стук,

Его шатров и водопадов

Игру, прекрасную, как сон…

И мне сознание в награду,

Что красотою мир спасён.

Ирисы — прекрасные и нежные растения. В природе существует более 250 видов. Этот цветок пришел к нам из Голландии. «Iris» переводится с греческого, как «радуга». Эти цветы всегда ценились не только благодаря своему аромату и красоте. Они использовались в различных отраслях: при изготовлении вина, разнообразных сладостей, добавляли в кондитерские изделия в качестве эссенции; их корни до сих пор используют в парфюмерной промышленности, из них извлекают эфирные масла.

Практически у каждого народа есть своя легенда об ирисах. Одна из этих легенд гласит, что самый первый цветок ириса расцвел несколько миллионов лет назад, в красивом лесу на склоне небольшой горы. Цветок был настолько красив, что все звери, птицы и насекомые пришли посмотреть на него. И даже ветер и вода не удержались от созерцания этого прекрасного чуда. И начали они спорить, кому из них он будет принадлежать. Спор продолжался 4 дня. Пока они спорили, семена ириса созрели, и ветер разнес их по свету, а вода подхватила и унесла в далёкие страны. С тех пор ирисы растут в самых разных городах мира.

Учитель:

5. А теперь послушайте четверостишье и угадайте, о каких растениях идет речь:

1. Что за чудо, за цветок –

Нежный белый лепесток.

С ветерком играет,

И поляну украшает. (подснежник)

2. Фиолетовый цветок

И пушистый стебелек.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон. (сон-трава)

3. Ах, цветочек золотой,

Чистый и блестящий.

Умывается росой

И водичкой дождевой. (примула)

4. Из-под снега появились,

Солнцу, ветру удивились,

Будто облако с небес

Синевой окрасив лес. (фиалка)

5. Шмель цветку очень рад

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

Розовые, синие. (ирис)

6. Поздоровался с весной

Наш цветочек золотой.

На лютик он похожий.

Ах, какой пригожий. (горицвет)

7. Тают снега холодные

Ранней весной в лесу.

Вновь проснулись цветы благородные,

Голубую раскинув красу. (пролеска)

8. Как гусята разбежались

Белые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки. (ландыш)

9. Он улыбкой нежной

Озарил весь свет.

Всему миру шлет привет

Золотистый цвет. (крокус крымский или шафран)

Разгадайте кроссворд «Первоцветы»

Реши кроссворд, используя фотоизображения первоцветов.

Правильные ответы к кроссворду: 1 – крокус; 2 – горицвет; 3 – ирис; 4 – ландыш; 5 – пролеска; 6 – прострел; 7 – зубянка; 8 – подснежник.

Самостоятельная работа детей в группах. Составление стихов.

Для стихов я вам дам рифмы: Лес Чудес

Букет Первоцвет

Например: Когда ты заходишь в лес,

Ты видишь много чудес!

Но ты не срывай букет –

В лесу пусть растет первоцвет!

или

Я иду в весенний лес,
Полон всяких он чудес.
Соберу большой букет –
Это мне весны привет.

  • Вам понравились эти стихотворения?

ІІІ. Рефлексия:

Учащиеся: каждая группа подводит итоги и делает общий вывод.

1группа – называет первоцветы, запомнившиеся им.

2группа — называет, какими признаками они обладают.

3группа – называют, что необходимо делать, чтобы сохранить первоцвет.

Учитель: Теперь Земля станет в 24 раза краше, и я надеюсь, что Ваше поколение не допустит уничтожения нашей зелёной планеты. А за это я угощу Вас лечебным чаем из трав и первоцветов.

На здоровье!

Берегите первоцветы — украшение планеты!

Берегите цветы не губите,

Творенье природы не рвите.

Заботясь о своей Земле,

Мы продлеваем её век.

Береги первоцвет

Если ты человек!

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой дивный добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас – много, а она – одна!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 84»

Внеклассное мероприятие на тему: «Берегите первоцветы!» 5 класс

Подготовила и провела : Учитель географии Парфенова Наталия Васильевна

Горловка 2021

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…

Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …

Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…

Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…

Лидия Петровна, спасибо Вам за внимание к работе, добрый отзыв о ней.

Елена Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

Категория Окружающий мир 3 класс содержит материалов: 536

Страницы: 1 2 3 26 27 »

Тест 62 по теме «Итоговый тест по окружающему миру»

s80490769

В презентации представлен контрольно-измерительный материал «Итоговый тест по окружающему миру» для 3 класса в тестовой форме (2 варианта). Данную презентацию предлагаю учителям начальных классов, школьникам и их родителям.

Филворд «Домашние животные»

Окружающий мир 3 класс
| игра, викторина, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s41253406

Филворды не только вызывают интерес детей к предмету, но и способствуют развитию внимания, сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, способствуют развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, внимания и наблюдательности.

№79071 |
23.09.2021 |
Зое4ка

| 0.5Mb

Интерактивный тест по теме «Животный мир»

s19743342

Интерактивный тест «Животный мир» по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон Баженова) для обучающихся 3 класса. Ресурс даст возможность учителю проверить качество усвоения знаний по одноименной теме.

№78697 |
20.08.2021 |
Латышева

| 0.2Mb

Интерактивный тест «Города Золотого кольца»

s17364331

Интерактивный тест «Города Золотого кольца» по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон Баженова) для обучающихся 3 класса. Ресурс даст возможность учителю проверить качество усвоения знаний по одноименной теме.

№78654 |
19.08.2021 |
Латышева

| 0.4Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Золотое кольцо России»

s49734346

Наглядно-демонстрационный материал «Золотое кольцо России» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с городами Золотого кольца (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна»/

№78653 |
19.08.2021 |
Латышева

| 3.8Mb

Дидактическая игра «Факторы здоровья» по теме «Мы и наше здоровье»

98061103

Дидактическая игра «Факторы здоровья» по окружающему миру для 3 класса. Создана в помощь учителям начальных классов. Используется на этапе закрепления фронтально или индивидуально. Можно применить во внеклассной работе, летнем лагере. Ресурс выполнен в программе Microsoft Power Point 2010.

№78652 |
19.08.2021 |
valyusha

| 0.8M

Наглядно-демонстрационный материал «В моем саду»

s79987399

Наглядно-демонстрационный материал «В моем саду» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с плодово-ягодными культурами сада (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна».

№78587 |
17.08.2021 |
Латышева

| 1.7Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Птицы русского леса»

s72037943

Наглядно-демонстрационный материал «Птицы русского леса» предназначена для работы на уроках окружающего мира и поможет учащимся познакомиться с птицами лесов России (УМК «Перспективная начальная школа»). Работа выполнена с использованием технологического приёма «Всплывающие окна» в редакторе Microsoft Office PowerPoint 2007.

№78586 |
17.08.2021 |
Латышева

| 1.0Mb

Интерактивное пособие «Орешки для белочки»

s96104117

Интерактивное пособие «Орешки для белочки» познакомит учащихся с различными видами наиболее распространенных орехов. Ресурс состоит из 12 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Карусель».

№78554 |
16.08.2021 |
Латышева

| 2.5Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер-2»

s97174238

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер» познакомит учащихся начальных классов с разнообразным миром бабочек. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Интерактивная лента» и будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников и первоклассников.

№78430 |
12.08.2021 |
Латышева

| 4.3Mb

Дидактическая игра «Письма друзей» по теме «По знаменитым местам мира»

s72466591

Дидактическая игра «Письма друзей» по окружающему миру для 3 класса, УМК «Школа России». Используется фронтально или индивидуально на этапе закрепления темы «По знаменитым местам мира». Можно применить на внеурочной деятельности или в летнем лагере. Презентация выполнена в программе Microsoft Power Point 2010 с применением технологического приема «Волшебный конверт».

№78411 |
12.08.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Дидактическая игра «Страны мира»

s31421742

Дидактическая игра «Страны мира» по окружающему миру для 3 класса, УМК «Школа России». создана в помощь учителям начальных классов. Используется фронтально и индивидуально на этапе закрепления. Можно использовать во внеурочной деятельности, летнем лагере.

№78403 |
11.08.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер»

s75605757

Наглядно-демонстрационный материал «Цветы, которые сорвал ветер» познакомит учащихся начальных классов с разнообразным миром бабочек. Ресурс состоит из 16 слайдов. Презентация выполнена с использованием технологического приема «Интерактивная лента» в программе Microsoft Office Power Point» 2007 и будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников и первоклассников.

№78350 |
09.08.2021 |
Латышева

| 3.0Mb

Тест по теме «Круговорот воды в природе»

s89307328

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Его можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях кружка, факультатива, во внеклассной работе. Цель: проверить и скорректировать знания учащихся по теме.

№78212 |
04.08.2021 |
Cerg68

| 0.4Mb


Человек и вода

Все люди на планете знают выражение «вода – это жизнь (или колыбель жизни)», но мало кто задумывается о его смысле. Действительно, всем известно, что человек без воды не «протянет» более пяти суток, а иногда еще меньше. Почему же, в таком случае, люди так безответственно относятся к водным ресурсам планеты? Ответов на этот вопрос несколько, но основные связаны с жизнедеятельностью человека:

  • «После нас хоть потоп» (цитата маркизы де Помпадур). Так говорят люди, которые ради личной наживы сегодня, не думают о последствиях своих поступков для следующих поколений людей на планете. Несколько десятилетий фабрики и заводы во многих странах загрязняли сточными водами водоемы, пока не начались экологические катастрофы. Только после этого мир понял, почему нужно беречь воду. То же касается сельскохозяйственной деятельности людей, когда в погоне за урожаем они вносили в почву химикаты, которые отравляли грунтовые воды или попадали в водоемы с ливневыми потоками.
  • После того как моря стали бороздить не парусные корабли, а дизельные суда, танкеры и атомоходы, загрязнение Мирового океана стало всемирной проблемой. Их крушения и выбросы в воду тонн нефтепродуктов также становились причиной экологических катастроф.
  • Выброс в атмосферу тысячи тонн вредных химических веществ привел к образованию такого явления, как кислотные дожди, которые отравляют и почву, и водоемы.

Почему нужно охранять и беречь воду на планете, сегодня начинают объяснять детям на уроках природоведения с 3 класса. Возможно, это поможет вырастить новое поколение людей, которые будут осознанно подходить к использованию природных ресурсов, ведь они не бесконечны.

Природа в опасности

А один стакан пролитого на воду жира покрывает тончайшей пленкой поверхность воды. Ее площадь равна примерно площади целого футбольного поля. Под эту пленку не может проникнуть кислород, и это тоже приводит к гибели всех, кто в этом водоеме живет. Представьте себе масштабы катастрофы, когда в океане на воду проливаются тонны нефти!

Заводы, фабрики, электростанции — все они используют большое количество воды. Они же и загрязняют водоемы. В современном мире стало сложно найти совсем чистую реку или озеро, из которого было бы безопасно пить сырую воду. А вода, выпавшая с дождем вообще грязная, и ее нельзя использовать ни для чего!

Но не только крупные предприятия виноваты в этом. Посмотрите, как ведут себя люди, когда отдыхают около воды! Как часто они оставляют после себя кучи мусора, нимало не заботясь о сохранности природы. Еще хуже,если весь этот мусор сбрасывается в сам водоем.

И хоть вода обладает свойством самоочищения, есть предел и ему.

Подсчитано: если собрать абсолютно весь мусор, которым люди засорили водоемы, его хватит, чтобы наполнить 10 000 товарных составов из 60 вагонов каждый!

Уникальность воды

Все люди знают, что представляет собой вода:

  • В качестве химического элемента это соединение из 20 % водорода и 80 % кислорода, но при этом она – жидкость, хотя по всем параметрам должна быть газом.
  • Это прозрачная жидкость, которая единственная из всех химических элементов на Земле может быть во всех трех ипостасях: газ (в виде пара), жидкость и твердая форма (в качестве льда).
  • Вода присутствует во всех обменных процессах живых клеток.
  • Она растворяет многие вещества.
  • Без нее умрет все живое на планете.

Это далеко не весь список свойств, но уже становится понятно, почему нужно беречь воду и водоемы.

Как вода попадает в кран

Бывая в селах, все видели колодец с холодной вкусной водой. Воду в них достают со сравнительно небольшой глубины, редко когда колодец бывает глубже 25-30 метров. Но для городов колодца мало, поэтому бурят глубокие скважины, строят водопроводы. По трубам вода под напором попадает в водоотстойники и водоочистные станции, где ее обеззараживают. И уже оттуда ее перекачивают в водораспределительные станции и по домам людей.

Обеззараживают воду чаще всего хлором, иногда — озоном.

Вода из скважин подпитывает реки, озера, другие водоемы. То, что подается людям, уже не попадет обратно в источник. Не сможет им воспользоваться и водоем. Поэтому, если бездумно выливать воду, водоем обмелеет, и может вообще высохнуть.

Уникальное строение

Самым удивительным оказалось кластерное строение воды, которое было открыто совсем недавно. Последние исследования ученых доказали, что эта жидкость способна не только записывать информацию, но и сохранять ее на протяжении долгого времени.

Это открытие перевернуло все представления ученых о строении и возникновении жизни на Земле. Если раньше фраза «вода – это колыбель жизни» означала, что в ней зародилось все сущее, что подтверждает даже Библия (второй день творения), то сегодня она приобрела другой смысл. На кластере воды можно записать любую информацию, которая перестроит ее первоначальную структуру, что дает возможность менять состояние живой материи.

Вот почему нужно беречь воду, ведь поступая в организм человека, она вносит в его жидкостную среду ту информацию, которая в ней записана. Например, это могут быть данные о неблагоприятных условиях, в которых расположен источник воды. В этом случае человек, даже не живущий возле этого водоема, а получающий воду по длинным магистралям труб в свою квартиру, способен заболеть теми же недугами, что и жители этой местности.

Как беречь воду дома

Для экономного расходования воды есть несколько несложных правил.

Очень много чистой пресной воды пропадает зря из-за слегка подтекающего крана. Если из него каждую секунду будет падать только одна капля, за минуту наберется столовая ложка воды. За час — почти литр. За сутки — около 25 литров. Количество, достаточное, чтобы напоить десять человек. В одной только квартире! Представьте себе, какие реки воды вытекают из неисправных кранов во всем доме, улице, городе за месяц. А если посчитать за год?

Чтобы такого не происходило, надо следить за исправностью крана,и сразу же его ремонтировать.

Надо следить, чтобы вода зря не текла, а во время мытья посуды не открывать кран на полную мощность.

Когда чистите зубы — возьмите стаканчик с водой. Совсем необязательно ей течь из крана все три минуты чистки. Этим вы можете сохранить около 10 литров воды ежедневно. За месяц это составит около 3 тонн воды.

Реже пользуйтесь ванной, вместо этого принимайте душ. На него воды уходит в среднем в два раза меньше.

Берегите воду! Ведь она — основа всего живого на Земле. Чтобы не получилось так, что в один печальный день запасы пресной воды на нашей чудесной планете полностью исчерпаются.

Основные характеристики воды

Свои первые научные познания об этом химическом элементе школьники получают на занятиях по природоведению в 3 классе. «Почему нужно беречь воду» — это тема урока, посвященная основным свойствам воды. Дети знакомятся с этой жидкостью с точки зрения науки и узнают, какую роль она играет в развитии и существовании живой материи.

Для воды характерно:

  • Растворять различные вещества, поэтому в природе не существует по-настоящему чистой воды. Не так давно российскими учеными было выделено несколько грамм подобной жидкости, но на ее производство ушло много воды и потребовалось специальное оборудование. В этой среде растворяются не только соли, но она содержит также золото и другие драгоценные металлы.
  • В зависимости от количества солей — разделяться на слои в океанах. Так как чем вода соленее, тем тяжелее, а значит, ближе ко дну. Благодаря этому свойству каждый пласт воды в Мировом океане имеет собственный процент соли, в котором «проживают» определенные микроорганизмы, рыбы и морские животные. Именно эта особенность позволила эволюции на Земле развиваться в том направлении, которое мы наблюдаем сегодня. Вот почему нужно охранять водоемы и беречь воду, ведь если нарушить этот баланс, на планете произойдет постепенное глобальное вымирание всего живого.
  • Не растворять некоторые химические элементы и вещества. Именно это свойство способствовало зарождению жизни. Жиры, не растворимые в воде, являются основой клеточных мембран, которые и стали первым прообразом всего сущего. Ведь если верить ученым, именно в океане зародились одноклеточные организмы, из которых спустя миллионы лет произошли животный и растительный миры.
  • Превращаться при замерзании в лед, что не является чем-то выдающимся, так как многие химические вещества могут принимать эту форму. Удивительным является то, что вода – единственная жидкость, которая в твердом состоянии легче по весу, чем в качестве раствора. Благодаря этой особенности люди и все остальные существа все еще живы, ведь если бы лед был тяжелее воды, то опускался бы на дно водоемов, уничтожая в них все. Человек прямоходящий вряд ли бы пережил ледниковые периоды, будь у нее другие свойства, ведь в то время его существование во многом зависело от воды и живущих в ней рыб и животных. Мало что поменялось с тех пор и люди все так же зависят от водоемов, вот почему нужно беречь и охранять воду.
  • При нагревании превращаться в пар, что свойственно многим жидкостям, но вода видоизменяется не только таким образом. Она испаряется и с поверхности водоемов, и даже льда, что делает этот процесс непрерывным. Благодаря этой особенности происходит круговорот воды в природе, о чем школьники узнают на уроках природоведения. Но при этом мало уделяется внимания тому факту, что именно это свойство воды создает благоприятный климат на планете. Вот почему нужно беречь воду. Кратко об этом речь пойдет ниже.

Все в природе основано на свойствах воды, и если этот баланс нарушить, неминуемы экологические катастрофы. Это должны понять дети еще со школьной скамьи, в 3 классе. Проект «Почему воду нужно беречь», сделанный ими самостоятельно или вместе с родителями, помогает им осознать свою часть ответственности за качество и количество водоемов на планете.

Важность воды для всего живого

Большинство людей даже не задумываются, насколько важна для них вода. Попить чай дома, принять душ после работы, купить и выпить бутылочку воды в жаркий день – все это воспринимается нашими соотечественниками как данность. А представьте себе, что произойдет, если лишить человека живительной влаги всего на сутки. Да, он переживет, но комфортность жизни резко снизится – невозможность попить, приготовить еду, совершить элементарные гигиенические процедуры.

А что будет, если лишить человека воды на неделю? При низкой температуре и высокой влажности воздуха он, возможно, и выживет, но организму будет нанесен страшный удар не факт, что он сможет оправиться после этого. Ну а если увеличить этот срок до двух недель, то ни малейших шансов на выживание не останется. В первую очередь будут поражены сердце, мозг и почки.

Это же относится абсолютно ко всем живым организмам на планете – начиная от высших животных и заканчивая одноклеточными водорослями.

Причины загрязнения воды: тяжелые металлы

Все знают, что без воды все живое на Земле погибнет, но мало кто из людей задумывается, что в пресном состоянии ее насчитывается всего 3 %. И, несмотря на столь мизерное ее количество в общем объеме водной поверхности планеты, человечество продолжает (осознанно или нет) уничтожать и сокращать этот показатель. Вот почему нужно охранять водоемы, реки, беречь воду, ведь ее нехватка остро чувствуется уже во многих странах, особенно на Африканском континенте.

Основной причиной загрязнения воды являются промышленные предприятия. Заражение тяжелыми металлами — вот что происходит при сливе сточных вод не только в водоемы, но и в почву. Они просачиваются через нее и, достигнув грунтовых вод, становятся потенциально опасными для человеческого организма. История знает немало фактов, когда из-за артезианской или колодезной воды люди болели, мутировали или умирали. Когда такую воду брали на анализ, то в ней находили никель, ртуть, свинец, кадмий и другие металлы, которые и составляют основу сточных вод промышленных предприятий.

Вода в нашей жизни

Человек использует воду повсюду. И не только для того, чтобы приготовить себе еду или напиться. Без воды невозможно умыться и убрать в квартире.

Каждый день для питья человеку необходимо около двух литров воды. Вода нужна животным и птицам. Без воды не обойтись в сельском хозяйстве — для того, чтобы поливать растения. В засушливые годы, когда нет дождей, на это тратятся дополнительные усилия. Ведь для того, чтобы не пропал урожай, нужно на каждое поле потратить несколько бассейнов воды.

Вода используется в промышленности. Без нее не выплавить сталь, и не сделать обычную тетрадь.

Радиационное заражение

С развитием ядерного производства увеличилось заражение воды его отходами. Этот вид энергии наносит вред не только воде, но и всему живому на планете. Происходит это в виде:

  • Радиационных осадков. Испарения, образуемые в местах ядерных испытаний, в последствие выпадают дождем даже в регионах, расположенных за сотни и тысячи километров от источника.
  • Сточных вод. Ядерные предприятия, избавляясь от отходов производства, «хоронят» их в земле. Даже самый лучший бетонный саркофаг не способен удержать радиацию на достаточно долгое время. Сегодня все знают об аварии на Чернобыльской АЭС, и тех последствиях и уроне, которые она нанесла людям и природе.
  • Аварий на атомных подводных лодках и судах с двигателями на ядерном топливе. От этого больше страдают воды Мирового океана, но испарения с их отравленной радиацией поверхности также способны навредить рекам и озерам, расположенным далеко от источника заражения.

Возможно, школьникам 3 класса еще трудно понять, насколько вредна радиация для всего живого на планете, но учителя, задавая им в качестве домашнего задания написание рассказа, почему нужно беречь воду, должны упомянуть о существующей проблеме.

Проблемы канализационных стоков

Последствием глобальной урбанизации стали канализационные сточные воды, которые ежедневно несут в пресные водоемы пищевые отходы, остатки моющих средств, продукты человеческой жизнедеятельности и многое другое.

Попадая в воду, эти вещества способствуют развитию патогенных микроорганизмов, которые могут привести к заболеваниям и даже смерти тысяч людей, живущих в городах, если попадут в их краны по водопроводным трубам. Истории известны примеры эпидемий дизентерии и брюшного тифа.

Соблюдение законов

Проблема загрязнения пресных водоемов, как и морской воды, очень актуальна сегодня. В большинстве стран принимаются соответствующие законы по охране природы и водных ресурсов на государственном уровне. Впоследствии специальные органы следят за соблюдением норм и за экологией в регионах. Всех нарушителей ожидают штрафы и судебные разбирательства. В большинстве европейских стран, США, Канаде и других высокоразвитых странах природоохранные законы исполняются населением, так как наказания за их несоблюдение достаточно суровые.

Состав воды, куда предприятия или фермерские хозяйства сбрасывают свои отходы, постоянно проверяется, и если он не соответствует допустимой норме, то последствием может быть полная ликвидация и закрытие «виновника» с выплатой всех штрафных санкций и судебных издержек.

Вода и здоровье человека

Ученые уже давно говорят о взаимосвязи между физическим и психическим состоянием людей и водой, которую они пьют. Считается, что до 90 % заболеваний связано именно с качеством пресной воды, которую человек потребляет. Это не удивительно, так как организм людей состоит на 70 % из воды, которая также способна записывать и сохранять информацию, как и ее аналоги в морях, реках и озерах.

Когда в тело поступает жидкость, содержащая в своем составе вредные вещества, то внутренняя среда человека перестраивается, что и вызывает различные заболевания вплоть до мутации клеток и изменения ДНК. Вот почему нужно беречь воду, ведь именно от ее состава зависит качество и продолжительность жизни людей.

Малые запасы питьевой воды

Многие люди не понимают, почему важно беречь запасы воды именно из-за иллюзии того, что этот ресурс практически неисчерпаем. К сожалению, практика показывает обратное. Да, всю выпитую воду человек и другие организмы тем или иным способом выделяют в окружающую среду. Проходя стадии естественной обработки, она возвращается в исходное состояние и снова может использоваться.
Но учитывайте, что пресная вода составляет меньше 3% (а по другим не более 1%) от общего количества воды на планете. Причем большая ее часть — это снег и лед на полюсах Земли, а добраться до них совсем непросто. Поэтому на реки, озера и ручьи – доступные источники воды — приходится очень и очень небольшая часть.

А человечество активно загрязняет их – начиная от кучки мусора, выброшенного в реку после пикника, и заканчивая огромными заводами, превращающими чистую питьевую воду в настоящий яд, способный уничтожить любой организм, потребивший его.

Еще сто лет назад загрязнение было сравнительно небольшим – природа справлялась с ним, очищая воду и позволяя человечеству использовать ее снова и снова. Увы, на сегодняшний день люди давно перешагнули тот рубеж, после которого планета уже не может самоочищаться. Поэтому с каждым годом запасы воды, пригодной для питья, стремительно тают. Пока одни ученые беспокоятся об энергетическом кризисе, который наступит, когда закончится нефть, другие уверены – человечество погибнет именно из-за жажды, если не умерит аппетиты, не станет относиться к природе более разумно.

  • Рассказ на тему в природе все взаимосвязано для 3 класса
  • Рассказ на тему весенний дождь для 4 класса
  • Рассказ на тему my working day
  • Рассказ на тему влияние смены времен года на жизнь человека география 5 класс кратко
  • Рассказ на тему безделье мать всех пороков