Рассказ на представку шаламов

Оглавление введение основная часть 1. начальный мотив поединка 2. особенности карточной игры 3. игра с судьбой 4.проигрыш заключение список используемой

Оглавление

Введение

Основная часть

1. Начальный мотив поединка

2. Особенности карточной игры

3. Игра с судьбой

4.Проигрыш

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Варлам Шаламов – не новатор при использовании мотива карточной игры в своём творчестве. Этот мотив наблюдается в текстах фольклорных произведений, в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Но содержание мотива карточной игры у Шаламова, несомненно, отличается, ибо классики опирались на две основные традиции: фольклорные традиции и традиции романтизма. Отчётливо видно влияние народной сказки при игре в карты с нечистой силой. Влияние романтизма проявляется в наличии романтического двоемирия и изображении фантастических, мистических образов.

В данной работе будет рассматриваться интерпретация мотива карточной игры в рассказе В.Шаламова «На представку», что и станет основной целью. Отсюда задачи, стоящие перед нами: сравнение рассказа Шаламова с произведениями русской литературы и выявление особенностей карточной игры в рассказе «На представку».

По мнению Елены Михайлик: «Шаламовские образы, как правило, многозначны и многофункциональны. Так, например, первая фраза рассказа «На представку» задает интонацию, прокладывает ложный след – и одновременно придает рассказу объемность, вводит в его систему отсчета понятие исторического времени. Стертая память персонажей многократно усиливает впечатление, производимое на читателя».[1]

Игорь Сухих в своей работе «Жизнь после Колымы» отмечает, что «…личной, внутренней темой Шаламова становится не тюрьма, не лагерь вообще, а Колыма с ее опытом грандиозного, небывалого истребления человека и подавления человеческого. «Колымские рассказы» — это изображение новых психологических закономерностей в поведении человека, людей в новых условиях».[2]

Интерес к этому произведению не случаен, ведь в нем буквально на поверхности лежат все тайны и ужасы лагерной жизни, и особенно ярко выделяется процесс карточной игры, как нечто дьявольское и роковое.

В произведениях классиков в карты играют представители высшего общества, а у Шаламова карточный поединок разворачивается между представителями тюремной «элиты». Казалось бы, что в классической русской литературе, что в Шаламовском рассказе в карты играют лишь избранные. Но в рассказе « На представку» автор четко дает понять, что игра для заключенных, это намного больше, чем просто игра — это схватка, поединок не на жизнь, а на смерть.

В доступной нам литературе этот вопрос никогда не рассматривал ни один из исследователей – в этом и состоит новизна работы.

1 Начальный мотив поединка

Каждый рассказ В.Шаламова уникален, ведь он обращается к непривычной и пугающей нас теме — жизни заключенных, ну а если выражаться точнее, то не жизни, а существованию, где каждая секунда для человека — это борьба. У людей нет ни прошлого, ни будущего, есть только «сейчас» и ничего больше.

Рассказ «На представку» начинается с фразы: «Играли в карты у коногона Наумова»(5, с.182). Как было отмечено Еленой Михайлик, эта фраза «задает интонацию, прокладывает ложный след — и одновременно придает рассказу объемность, вводит его в систему отсчета понятия исторического времени, ибо «мелкое ночное происшествие» в бараке коногонов предстает читателю как бы отражением, проекцией пушкинской трагедии. Шаламов использует классический сюжет как зонд — по степени и характеру повреждений читатель может судить о свойствах лагерной вселенной»[3]. Писатель как бы возвращает нас на несколько веков назад, чтобы показать всю отсталость и неразвитость лагерного быта, ведь Колыма совершенно не приспособлена для жизни, весь «мир ГУЛАГа» замкнут, ограничен. Такое понятие, как свобода здесь вовсе не применимо, человек даже боится думать, все его мысли сосредоточены на том, чтобы выжить. Даже сны не позволяют его душе отдохнуть — они пусты.

Как известно, в лагерь отправляли тех, кто неугоден правительству, наравне с теми, кто совершил и более тяжкое преступление. Люди образованные, интеллигентные часто не выдерживали напора блатных (урок) и становились либо их слугами, либо их очередной жертвой. Урки же отбирали себе «самый лакомый кусочек» и вполне «прилично» существовали.

В бараке у коногона безопасно и тепло. И именно это «теплое местечко» было выбрано блатными для карточных поединков.

Поединок – противостояние, чаще всего дух сторон, нередко с печальными последствиями.

Ночь – время дьявола, когда из-под земли выходит вся нечисть. В народе считается, что ночью людям легче грешить, якобы Господь Бог не заметит. «… И каждую ночь там собирались блатные» (5, с.182).

На первый взгляд, в этой фразе нет ничего странного, так как ночь – единственное свободное время для заключенных, но если провести аналогию с классиками русской литературы, то можно отметить, что в то время карточные игры были запрещены и играли в них преимущественно по ночам. Таким образом, мы снова отмечаем губительность лагерного быта.

В бараке темно, единственный свет дает колымка. Свет от нее неяркий, тусклый с оттенком красного, так что барак коногона внешне больше напоминает ад, чем живое пространство.

И как раз в этом месте игроки собрались на поединок. «На одеялах лежала грязная пуховая подушка, и по обеим сторонам ее, сложа по-бурятски ноги, сидели партнеры…» (5, с.182).

Советская власть, придя к управлению, уничтожала дворянское общество и все что с ним связано. В этот период карточные игры строго воспрещались, и карты невозможно было купить, однако, «Русь талантами полна» и находились умельцы, которые самостоятельно изготавливали карты.

«На подушке лежала новенькая колода карт…» (5, с.182). Как и в классической азартной игре, новая игра начинается с новой колоды карт. Но эти карты необыкновенные, они сделаны из томика Виктора Гюго. Позволим высказать предположение, что, возможно, из текста того самого романа, где речь идет также о каторжниках «Отверженные», таким образом, мы можем провести параллель с миром времен французской революции. Мы делаем это для того, чтобы увидеть пагубное действие разобщенности и неразвитости общества во время репрессий. В карты играют на подушке, что делать категорически нельзя, так как энергетика карт отрицательна и воздействует на подсознание человека.

Эти отступления от правил классической игры становятся звонком для читателя, свидетельствующим о том, что герои рассказа вынуждены играть, чтобы выжить в этом лагерном хаосе.

2 Особенности карточной игры

«Масти не различались по цвету – да различие и не нужно игроку» (5, с.183). Мы видим полное обезличивание пространства, это объясняется тем, что в мире лагерного быта нет красок, все одинаково: серо и черно.

Все в жизни имеет обратную сторону, противоположность, и карты тоже. Масти «черные» (трефы и пики) противоположны «красным» (червям и бубнам), так же как зло противоположно добру, а жизнь смерти.

«Существует глубокая связь между игральными картами, астрологией и сменой времен года. 52 карты, содержащиеся в колоде, соответствуют 52 неделям, из которых состоит год. А 4 карточные масти легко соотносятся четырьмя временами года. Каждая масть состоит из пятнадцати карт, что соответствует количеству лунных месяцев году. На четыре карточные масти приходится двенадцать фигурных карт (короли, дамы, вальты) и двенадцати же равняется количество знаков Зодиака»[4] .

Умение самостоятельно изготавливать карты считалось нормой приличия среди « рыцарей-зеков», и игра в карты была, чуть ли не обязательной среди тюремной элиты. «Новенькая колода карт лежала на подушке» (5, с.183) смыл, значение этой фразы целиком и полностью соответствует фразе «На подушке лежала новенькая колода карт». Возможно, автор хочет этим повтором показать, что судьба игроков уже предрешена и невозможно разорвать этот порочный круг. « …Один из играющих похлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми нерабочими пальцами» ( 5, с.183). Это рука Севочки – местного барона. Данный герой является двуликим- противопоставлением белого и черного. «Ноготь мизинца был сверхъестественной длины…» (5, с.183) В народе еще с древнейших времен бытует мнение, что во внешности дьявола всегда сохраняются те или иные приметы зверя – рога, копыта, когти. Мы могли бы счесть эту семантическую связь случайной, однако, в тексте немало доказательств и соотношений Севочки с дьяволом: «Ноготь Севочки вычерчивал в воздухе замысловатые узоры. Карты то исчезали с его ладони, то появлялись снова» (5, с.185).

Исходя из всего вышесказанного, позволим себе высказать предположение, что Наумов, сам не осознавая того, подписал себе приговор – он сел играть в карты с «дьявольщиной», и если он и выйдет из этого поединка живым, то победителем ему точно не стать.

Но и Наумов не так чист, как кажется: на его груди цитата из стихотворения Есенина «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Есенин – своеобразный политический хулиган, именно поэтому он признан зеками, как поэт. Наумов не верит в Бога, однако, на его груди крест. Крест на теле неверующего свидетельствует о продажности души. В воровской же семантике крест является признаком высшего общества.

3 Игра с судьбой

Игру начинает Севочка. «Севочка стасовал карты…» (5, с.185). Повествование ведется непосредственно от лица рассказчика. Он и его товарищ Гаркунов являются ежедневными свидетелями игр. А тем временем Наумов успел проиграть всё, кроме ничего не стоящих и никому не нужных казенных вещей. « По правилам бой не может быть окончен, пока партнер может еще чем-нибудь отвечать» (5, с.185).

«Наумов ставит на кон какой-то подсигар с вытесненным профилем Гоголя» (5, с.185) эта прямая апелляция к украинскому периоду творчества Гоголя естественно соединяет « На представку» с пропитанными своеобразной чертовщиной «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Таким образом, отсылки к фольклору и общественным литературным произведениям прочно вводят блатного картежника в информальный ассоциативный ряд. Наумов разорен. Единственная надежда – это риск – идти на представку. Представка — это как бы ставка «в найм», возможность отыграться, не имея ничего. Севочка покапризничал немного и, в конце концов, в роли этакого благодетеля согласился дать ему шанс.

4 Проигрыш

«Он отыграл одеяло, подушку, брюки – и вновь проиграл все». «Тяжелый черный взгляд обводил окружающих. Волосы спутались» (5, с.186) – Наумов будто бы сходит с ума. Он болезненно осознает ужас сложившейся ситуации. Фраза, оброненная Севочкой: «Я подожду»,- относится не только к предложению подварить чифирку, но и непосредственно к проигрышу Наумова. Представка давалась всего на час, а карточный долг – это дело чести. В его голове внезапно родилась мысль: «Если своих вещей для откупа не осталось, нужно забрать их у более слабого!» На арене карточного поединка появляются еще два героя – это рассказчик и его друг Гаркунов. Обнаружив, что поживиться чем-либо можно только у Гаркунова, Наумов подзывает его к себе. Этот инженер-текстильщик – человек, не сломленный лагерным бытом. (Герой необычен уже тем, что имеет профессию не свойственную для лагеря) Инженер-текстильщик творит, соединяет,…а в лагере есть лишь одна разруха и ничего больше.) Он, словно кольчугой, защищен свитером, связанным его женой, от окружающей мерзости. Эта вещь является его памятью о прошлой жизни, он не теряет надежды вернуться.

На отрицательный ответ Гаркунова относительно свитера, несколько людей кинулись на него и сбили с ног, но тщетно. Гаркунов не собирался так просто сдаваться. В лагере нет места светлым чувствам, таким как дружба, преданность или просто справедливость. Слуга Наумова, как верный оруженосец рыцаря, набросился на инженера с ножом…

«… Гаркунов всхлипнул и стал заваливаться на бок.

— Не могли что ли без этого!- закричал Севочка».

Этот герой как будто винит всех в случившемся, но на самом деле он просто расстроен из-за того, что товар слегка испорчен.

«Сашка стянул свитер с убитого» (5, с.187) Кровь на красном свитере не видна – жизнь Гаркунова ничего не стоит, да и, в конце концов, еще одна капля в море крови совершенно ничего не значит.

«Теперь надо было искать другого партнера для пилки дров»…

В лагере человеческая жизнь – НИЧТО, а сам человек – это букашка, хотя и та имеет больше прав на жизнь, чем люди в лагере.

Нет человека — на его место придет другой, и вся эта дьявольская машина будет работать в том же ритме, не смотря ни на что.

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что в рассказе Варлама Шаламова «На представку» мотив карточной игры отличается рядом следующих особенностей:

1. В рассказе Шаламова игроки не играют на деньги, в отличие от представителей высшего общества в произведениях классиков, потому что денег у них просто напросто нет.

2. Карточная игра у зеков не является развлечением, она представляет собой поединок – способ уничтожения и унижения противника.

3. В рассказе В. Шаламова «На представку» мотив карточной игры выступает в ипостаси рока – и люди идут на поединок со своей судьбой.

В заключение отметим, что карты в этом рассказе играют важную, но в тоже время таинственную роль: в начале рассказ, они появились буквально из ниоткуда (были сделаны умельцами зоны из томика Виктора Гюго) и повлекли за собой смерть и разрушение. В конце же они, тем же загадочным образом исчезают, выполнив свою дьявольскую миссию.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что и карты и мотив карточной игры являются ключевым мотивом в рассказе Варлама Шаламова «На представку», и в тоже время он совершенно отличен от мотива карточной игры в произведениях классиков.

Список используемой литературы

1. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века. [Текст]: научная литература / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1977г.

2. Михайлик Елена. В контексте литературы и истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.FictionBook.ru

3. Струзерс Джейн. Загляни в свое будущее. [Текст]: любительская литература / Д.Струзерс. – М.: Мой мир, 2004г.

4. Сухих Игорь «Жизнь после Колымы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.FictionBook.ru

5. Шаламов Варлам. Колымские рассказы / Шаламов Варлам. Преодоление зла. Избранное. [Текст], — М., Эксмо 2003г.

[1] Елена Михайлик «В контексте литературы и истории» www.FictionBook.ru

[2] Игорь Сухих «Жизнь после Колымы» www.FictionBook.ru

[3] Елена Михайлик. В контексте литературы и истории. http//www.Fictionbook.ru

[4] Струзерс Джейн. Загляни в свое будущее. – М., «Мой мир», 2004

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 45

В. Шаламов. Проблематика и поэтика
«Колымских рассказов».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Особенности раскрытия лагерной темы в
«Колымских рассказах» В. Шаламова.

2. Этапы жизни и творчества В. Шаламова;

3. Художественные и мировоззренческие
особенности сборника «Колымские рассказы» В. Шаламова;

Тезаурус

ГУЛАГ 
Главное Управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест
заключений. В СССР в 1934 году – 56 подразделение Народного Комиссариата
Внутренних Дел (МВД), осуществлявшее руководство системой
исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Специальные управления ГУЛАГа объединяли
многие ИТЛ в разных районах страны: Карагандинский ИТЛ («Карлаг»), Дальстрой
Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД/ МВД СССР), Соловецкий ИТЛ
(Управление Соловецких лагерей Особого Назначения), Беломорско-Балтийский ИТЛ и
другие.

Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к
действительности.

Сентенция (от лат.
sententia — мнение, суждение) – Изречение нравоучительного
характера.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература.
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. С. 292 – 293.

2. Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 4 т..
Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998.

Дополнительная литература:

1. Сиротинская И. П. Мой друг Варлам Шаламов.
М., 2006. С. 6-167

2. Шаламовский сборник. Вып. 2. Сост. Есипов
В. В. Вологда: Грифон, 1997

Открытые электронные ресурсы:

1. Варлам Шаламов. Опыт юноши (документальный
фильм). Портал о культурной жизни России. URL: https://www.culture.ru/movies/3414/varlam-shalamov-opyt-yunoshi

(дата обращения 16.08.2018)

Материал для самостоятельного изучения:

Варлам Шаламов родился в 1907 году в Вологде.
Отец будущего писателя был священником русской православной церкви. Кодекс
чести, который для Тихона Николаевича был едва ли не важнее, чем религия, нашёл
отклик в душе сына и во многом сформировал характер будущего писателя. Близкие
отношения у Шаламова с матерью, которая была домохозяйкой.

В 1924 году семнадцатилетний Варлам Шаламов
уезжает из Вологды в Москву. Первые два года в столице он работает дубильщиком
на кожевенном заводе, а после поступает в МГУ на факультет советского права. Он
ведёт активную студенческую жизнь. В 1929 году его арестовывают по обвинению в
распространении политического завещания Ленина. Три года писатель проводит в
Вишерских лагерях на Северном Урале. Позже в своих воспоминаниях Шаламов
напишет, что воспринял заключение как неизбежное испытание, данное ему для
пробы нравственных и физических сил. После возвращения Шаламова в Москву в 1932
году литература и журналистика становится главным делом его жизни. Он
печатается в журналах «Вокруг света», «Литературный современник» и других. В
1936 году в первом номере журнала «Октябрь» выходит рассказ Шаламова «Три
смерти доктора Аустино». В 1937 году происходит второй арест по доносу за
контрреволюционную троцкистскую деятельность. Его приговаривают к 5 годам
заключения в исправительно-трудовых лагерях. Шаламов попадает в самое пекло
ГУЛАГа – на Колыму. В 1943 году его осуждают повторно по доносу солагерников
«за антисоветские высказывания». На самом деле писатель назвал эмигранта Ивана
Бунина классиком советской литературы. Шаламов получает ещё 10 лет тюрьмы.
Каторжный труд на золотодобывающих приисках, на лесоповале, в угольных забоях
тяжело сказывается на здоровье. Он несколько раз был «доходягой». В 1946 году
Шаламов заканчивает фельдшерские курсы, и его берут на работу в Центральную
лагерную больницу, где он, оставаясь заключённым, работает фельдшером до
освобождения в 1951 году. В 1949-1950 гг., находясь на таёжном медпункте «Ключ
Дусканья», он начинает тайно писать стихи., которые в 1952 году посылает
Б.Пастернаку.

В ноябре 1953 года Шаламов уезжает с Колымы и
до реабилитации в 1956 году работает на торфопредприятии на «101-м» километре»
от Москвы, в Калининской (Тверской) области. В это время он встречается и
переписывается с Пастернаком, который высоко ценит его стихи. До 1956 г.
Шаламов написал около 500 стихотворений, которые составили шесть сборников
«Колымских тетрадей» (не изданных при жизни). Первые рассказы о пережитом на
Колыме он начал писать в 1954 году, но никому их не показывал. Только в 1962
году он предложил их журналу «Новый мир» и издательству «Советский писатель»,
но их отклонили. Его обвинили в том, что рассказы – «антигуманистичны», в
отличие от повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где есть
«положительный герой», который хорошо трудится в лагере. «Колымские рассказы»
так и не были напечатаны в СССР при жизни автора, они печатались в «пиратских»
изданиях без ведома автора на Западе. Проза Шаламова стала широко известна
среди читателей лишь период перестройки. Сейчас Шаламов признан классиком
русской литературы.

Комментируя концепцию «Колымских рассказов»,
автор говорит так: «Современная новая проза может быть создана только людьми,
знающими свой материал в совершенстве, для которых овладение материалом, его
художественное преображение не являются чисто литературной задачей, а долгом,
нравственным императивом». При этом Шаламов не относится к своей литературе,
как к документалистике. В эссе «О прозе» писатель утверждает: «В “Колымских
рассказах” дело в изображении новых психологических закономерностей, в
художественном исследовании страшной темы…

Шаламов пишет, что для его произведения
существенно то, что в нём показаны новые психологические закономерности, новое
в поведении человека, доведённого до уровня животного. Писатель говорит: «Эти
изменения психики необратимы, как отморожения. Память ноет, как отмороженная
рука при первом холодном ветре. Нет людей, вернувшихся из заключения, которые
бы прожили хоть один день, не вспоминая о лагере, об унизительном и страшном
лагерном труде».

Писатель тонко рисует психологию
взаимоотношений своих персонажей, демонстрирует изменение психики и восприятия
заключённых. В рассказе «Термометр Гришки Логуна» Шаламов пишет: «…Кто бы тогда
разобрался, минута, или сутки, или год, или столетие нужно было нам, чтобы
вернуться в прежнее своё тело – в прежнюю свою душу мы не рассчитывали
вернуться назад. И не вернулись, конечно. Никто не вернулся».

Перед читателями предстают разные сюжеты из
лагерной жизни Шаламова и каждый из них, как болезнь, как ноющая рана.
Невозможно поверить в то, что человек может выжить в таких невыносимых
условиях. В рассказе «Перчатка» мы читаем: «Я – доходяга, кадровый инвалид
прибольничной судьбы, спасённый, даже вырванный врачами из лап смерти. Но я не
вижу блага в моём бессмертии ни для себя, ни для государства. Понятия наши
изменили масштабы, перешли границы добра и зла. Спасение может быть благо, а
может быть и нет: этот вопрос я не решил для себя и сейчас».

Тему разрушения личности писатель раскрывает в
рассказе «Хлеб». В нём показаны голодные заключённые, которые с вожделением
ждут рыбные хвосты. Шаламов так описывает этот момент: «…поднос приближался, и
наступала самая волнующая минута: какой величины обрезок достанется, менять
ведь было нельзя, протестовать тоже, всё было в руках удачи – картой в этой
игре с голодом. Человек, который невнимательно режет селедки на порции, не
всегда понимает (или просто забыл), что десять граммов больше или меньше –
десять граммов, кажущихся десять граммов на глаз, – могут привести к драме, к
кровавой драме, может быть». Но самое главное для арестанта – это хлеб.
Заключённым в ГУЛАГе выдавали пятьсот граммов на сутки. Однако, как пишет
Шаламов, «хлеб все едят сразу – так никто не украдёт, и никто не отнимет, да и
сил нет его уберечь. Не надо только торопиться, не надо запивать его водой, не
надо жевать».

Финалом «Колымских рассказов» является текст
«Сентенция» – одно из самых загадочных произведений писателя. Он начинается со
слов: «Люди возникали из небытия – один за другим. Незнакомый человек ложился
по соседству со мной на нары, приваливался ночью к моему костлявому плечу,
отдавая своё тепло – капли тепла – и получая взамен моё». Под «небытием» автор
подразумевает потусторонний, загробный мир. В лагере нет живых или мёртвых –
здесь есть только заключённые. Тем не менее человек, пройдя через злость,
страх, унижение, равнодушие, зависть, жестокость, ложь всё равно может найти в
себе силы для возрождения. В «Сентенции» герой Шаламова восстанавливает связь с
миром чрез слово, он снова начинает мыслить не как арестант, а как человек:
«Прошло много дней, пока я не научился вызывать из глубины мозга всё новые и
новые слова, одно за другим…».

Завершается рассказ символично: на
проигрывателе кружится пластинка и играет симфоническая музыка. «И все стояли
вокруг – убийцы и конокрады, блатные и фраера, десятники и работяги. А
начальник стоял рядом. И выражение лица у него было такое, как будто он сам
написал эту музыку для нас, для нашей глухой таёжной командировки». Позднее
Шаламов объяснит этот эпизод: «На свете есть тысячи правд (и правд-истин, и
правд-справедливостей) и есть только одна правда таланта. Точно так же, как
есть один род бессмертия – искусство».

Писатель утверждал, что «каждая минута
лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, о чём человек не должен
знать, не должен видеть, а если видел – лучше умереть». Так зачем же тогда он с
документальной точностью описывает как «зубьями государственной машины, зубьями
зла» переламываются человеческие судьбы? Изображая Колыму, Шаламов высказывает
мысль, что построен этот ад на земле не только тираном- Сталиным, но и всем
поколением людей, допустившим это историческое безумие.

Шаламов не дожил до издания «Колымских
рассказов» в Советском Союзе. Незадолго до смерти великого писателя
произведение было напечатано за границей. Но автор до конца жизни был уверен,
что труд его будет оценён потомками. И не напрасно.

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

Единичный выбор.

1. Как назывался первый сборник
рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых Севвостлага?
Сборник создавался с 1954 по 1962 гг. после возвращения писателя с Колымы.

Варианты ответов:

«Колымская тетрадь»

«Колымские рассказы»

«Архипелаг ГУЛАГ»

Правильный ответ:

«Колымские рассказы»

В ноябре 1953 года Шаламов уезжает с Колымы и
до реабилитации в 1956 году работает на торфопредприятии на «101-м» километре»
от Москвы, в Калининской (Тверской) области. В это время он встречается и
переписывается с Пастернаком, который высоко ценит его стихи. До 1956 г.
Шаламов написал около 500 стихотворений, которые составили шесть сборников
«Колымских тетрадей» (не изданных при жизни). Первые рассказы о пережитом на
Колыме он начал писать в 1954 году, но никому их не показывал. Только в 1962
году он предложил их журналу «Новый мир» и издательству «Советский писатель»,
но их отклонили. Его обвинили в том, что рассказы – «антигуманистичны», в
отличие от повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где есть
«положительный герой», который хорошо трудится в лагере. «Колымские рассказы»
так и не были напечатаны в СССР при жизни автора, они печатались в «пиратских»
изданиях без ведома автора на Западе. Проза Шаламова стала широко известна
среди читателей лишь период перестройки. Сейчас Шаламов признан классиком
русской литературы.

Сортировка элементов по категориям.

Разместите предложенные варианты
художественных приёмов из стихотворения В. Шаламова «Луна, точно нежная сойка»
по трём столбцам: сравнение, олицетворение, метафора.

ЛУНА, ТОЧНО СНЕЖНАЯ СОЙКА…

Луна, точно снежная сойка,

Влетает в окошко ко мне

И крыльями машет над койкой,

Когтями скребёт по стене.

И бьётся на белых страницах,

Пугаясь людского жилья,

Моя полуночная птица,

Бездомная прелесть моя.

Правильный вариант/варианты (или правильные
комбинации вариантов):

Сравнение

«точно снежная сойка»

Олицетворения

«Луна влетает», «машет», «скребёт»

Метафора

«полуночная птица», «бездомная юность моя»

Подсказка:

Сравнение – вид тропа: уподобление соотносимых
явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто,
словно, как, что, как будто и др.

Олицетворение – изображение неодушевлённых
предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых
существ.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) – вид
тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или
явления другому; скрытое сравнение.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей. Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора. Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Недостаточно просто пробежаться по страницам и узнать, что Чацкий любил Софью, а не Лизу. Важно объяснить, почему у них в итоге ничего не получилось, а это уже сложнее. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки. Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Чтобы облегчить Вам путь к мечте, Многомудрый Литрекон опубликовал список книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Его расширили и усложнили в этом году.

Древнерусская литература 

В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии. 

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику. 

  • Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
  • Анализ «Слова о полку Игореве».

Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.

Литература 18 века 

Как известно, восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало. 

Список книг для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

  • Анализ пьесы «Недоросль»;
  • Краткое содержание «Недоросль».

Также в этот период входит поэзия Г.Р. Державина, а именно: 

  • «Памятник»;
  • «Властителям и судиям». 

Литература первой половины 19 века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость. 

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Море»;
  2. «Невыразимое»;
  3. «Светлана»;
  4. «Лесной царь».

Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:

  • Анализ пьесы «Горе от ума»;
  • Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;

Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Деревня»
  2. «Узник»
  3. «Во глубине сибирских руд…» 
  4. «Поэт»
  5. «К Чаадаеву»
  6. «Песнь о вещем Олеге»
  7. «К морю»
  8. «Няне»
  9. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  10. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») 
  11. «Пророк»
  12. «Зимняя дорога»
  13. «Анчар»
  14. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  15. «Я вас любил: любовь еще, быть может…» 
  16. «Зимнее утро»
  17. «Бесы»
  18. «Разговор книгопродавца с поэтом» 
  19. «Туча»
  20. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  21. «Погасло дневное светило…» 
  22. «Свободы сеятель пустынный…»
  23. «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
  24. «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), 
  25. «…Вновь я посетил…»

Крупные произведения Пушкина не менее важны:

  • «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).

Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:

  • «Нет, я не Байрон, я другой…» 
  • «Тучи»
  • «Нищий» 
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
  • «Парус»
  • «Смерть Поэта»
  • «Бородино»
  • «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • «Дума»
  • «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
  • «Три пальмы»
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
  • «И скучно и грустно»
  • «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
  • «Родина»
  • «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
  • «Пророк»
  • «Как часто, пестрою толпою окружен…» 
  • «Валерик»
  • «Выхожу один я на дорогу…»

В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:

  • «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
  • «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).

Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:

  • «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);

Литература второй половины 19 века

Известно, что литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года будет очень велик, ведь это самая продуктивная пора. Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А, В и С. Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

В кодификаторе по литературе 2022 года пьесы А.Н. Островского представлены таким образом:

  1. «Гроза» входит во все блоки заданий (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Бесприданница» может встретиться во втором и третьем блоках (вот анализ и краткое содержание);
  3. «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» — все это относится к части «С», то есть может быть в одной из тем сочинений.

С прозой И.С. Тургенева такая же история:

  1. Роман «Отцы и дети» может появиться во всех частях работы (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Дворянское гнездо» — только в части В.
  3. «Рудин», «Накануне», повести: «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» — это для части С.

Рассмотрим поэзию Ф.И. Тютчева (в названиях произведений расположены ссылки на анализ по плану):

Аналогичный список есть и по творчеству А.А. Фета:

Даже проза И.А. Гончарова не избежала такого деления:

  1. «Обломов» — для А, В, С. (вот анализ и краткое содержание по главам);
  2. «Обыкновенная история» — это для части В (вот анализ и краткое содержание по главам);
  3. «Фрегат Паллада» и «Обрыв» — для «С».  

Абитуриенту придется хорошенько «заморочиться» изучением поэзии Н.А. Некрасова:

Для наглядности Литрекон также сгруппировал книги М.Е. Салтыкова-Щедрина:

По такой же логике Литрекон сгруппировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова:

Авторы Список «А» Список «В» Список «С»
Л.Н. Толстой «Война и мир»: анализ и краткое содержание «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»  «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»
Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»: анализ и краткое содержание «Подросток», «Идиот» «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» 
Н.С. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» 

В части «С» могут встретиться также стихотворения А.К. Толстого:

  1. «Средь шумного бала, случайно…»
  2. «Край ты мой, родимый край…»
  3. «Меня, во мраке и в пыли…»
  4. «Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые анализы, краткие содержания и другие полезные материалы. Если чего-то не хватает, напишите ему в комментариях, и он все добавит!

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи. 

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.

  1. «Студент» (анализ и краткое содержание);
  2. «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
  3. «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
  4. «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
  5. «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
  6. «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
  7. Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).

Часть «В» «порадует» нас нововведениями:

  1. «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
  2. «О любви» (анализ и краткое содержание);
  3. «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
  4. «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
  5. «Чайка» (анализ).

В части «С» могут быть упомянуты:

  1. «Душечка» (анализ и краткое содержание);
  2. «Скучная история»;
  3. «Любовь»;
  4. «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).

Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:

Категория Автор Список стихотворений
В И.А. Бунин «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 
С В.Я. Брюсов «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
С К.Д. Бальмонт «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». 
С Н.С. Гумилев «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». 
С В.В. Хлебников «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». 
С В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич  Не учтены

Литература первой половины 20 века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века. Список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе аккуратно уложен в таблицы по авторам.

Творчество И.А. Бунина будет представлено в разных категориях:

Немало произведений М. Горького придется изучить, чтобы поступить на факультет мечты.

Любители поэзии вздохнут с облегчением, а нелюбители — с оттенком горечи и даже отчаяния, ведь в этом разделе будет очень много поэзии.

Рассмотрим репертуар А.А. Блока:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Поэма «Двенадцать»: краткое и анализ. «Девушка пела в церковном хоре…» «Ветер принёс издалека…»
«Незнакомка» «Когда вы стоите на моём пути…» «Встану я в утро туманное…»
«Россия» цикл «На поле Куликовом» «Грешить бесстыдно, непробудно…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» «О, весна, без конца и без краю…» «Мы встречались с тобой на закате…»
«В ресторане» «Она пришла с мороза…» «Пляски осенние»
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Осенняя воля»
«На железной дороге» «Рождённые в года глухие…» «Поэты»
«Вхожу я в темные храмы…» «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» «Петроградское небо мутилось дождём…» 
«Фабрика» «Пушкинскому Дому» «Я — Гамлет. Холодеет кровь»
«Русь» «Скифы» «Я отрок, зажигаю свечи…»
«О доблестях, о подвигах, о славе…» «Я пригвождён к трактирной стойке…»
«О, я хочу безумно жить…» Поэма «Соловьиный сад» 

В.В. Маяковский тоже фигурирует в списке стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, вот его вклад:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
«А вы могли бы?» «Левый марш» «Адище города»
«Послушайте!» «Сергею Есенину» «Вам!»
«Скрипка и немножко нервно» «Товарищу Нетте…» «Домой!»
«Лиличка!» «Во весь голос. Первое вступление в поэму»  «Ода революции»
«Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии»
«Прозаседавшиеся» «Уже второй должно быть ты легла…»
«Нате!» Поэма «Про это»
«Хорошее отношение к лошадям»
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Дешевая распродажа»
«Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах»

Поэзия С.А. Есенина также представлена в списке. И с таким же размахом!

Список «А» Список «В» Список «В»
 «Гой ты, Русь, моя родная!..»  «Да! Теперь решено. Без возврата…» «Клён ты мой опавший…»
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» «До свиданья, друг мой, до свиданья!..» «Нивы сжаты, рощи голы…»
«Мы теперь уходим понемногу…» «Песнь о собаке» «Отговорила роща золотая…»
«Письмо матери» «Письмо к женщине» «Я обманывать себя не стану…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Собаке Качалова» «Анна Снегина»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Я последний поэт деревни…»  «Сорокоуст»
«Не жалею, не зову, не плачу…» «Чёрный человек»
«Русь Советская»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Запели тесаные дроги…»
«Русь»
«Пушкину»
«Я иду долиной. На затылке кепи…»
«Низкий дом с голубыми ставнями…»

К сожалению, в школьной программе мало времени уделяется изучению творчества Марины Цветаевой, поэтому выпускнику придется наверстывать упущенное самостоятельно (но не без помощи Многомудрого Литрекона).

Список «А» Список «В» Список «В»
«Моим стихам, написанным так рано…» «Генералам двенадцатого года» Очерк «Мой Пушкин» 
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)  «Мне нравится, что вы больны не мной…» «Все повторяю первый стих…»
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» «О сколько их упало в эту бездну…» «Идёшь, на меня похожий»
«Тоска по родине! Давно…» «О, слезы на глазах…» «Откуда такая нежность»
«Книги в красном переплете» «Попытка ревности»
«Бабушке»  «Пригвождена к позорному столбу»
«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») «Расстояние: вёрсты, мили…»

Столь же малую толику внимания обычно получает О. Э. Мандельштам. Так что его творчество тоже придется изучать по большей степени самостоятельно.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Notre Dame» «Мы живём под собою не чуя страны…» «Айя-София»
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» «Я не слыхал рассказов Оссиана…» «Лишив меня морей, разбега и разлёта…»
«За гремучую доблесть грядущих веков…» «Нет, никогда ничей я не был современник…»
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» «Сумерки свободы»
«Я к губам подношу эту зелень…»

Продолжим разбирать поэтов из числа акмеистов. Анна Ахматова и ее поэзия тоже входят в список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Песня последней встречи» «Вечером» «Все мы бражники здесь, блудницы…» 
«Сжала руки под темной вуалью…» «Всё расхищено, предано, продано…» «Родная земля»
«Мне ни к чему одические рати…» «Когда в тоске само- убийства…»  «Творчество»
«Мне голос был. Он звал утешно…» «Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».) «Широк и жёлт вечерний свет…»
«Родная земля» «Сероглазый король» «Я научилась просто мудро жить»
«Заплаканная осень, как вдова…» «Смуглый отрок бродил по аллеям…»  «Поэма без героя»
«Приморский сонет»
«Перед весной бывают дни такие…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Стихи о Петербурге»
«Мужество»
«Реквием»

Теперь от поэзии немного передохнем (ударение оставим на Ваше усмотрение) и посмотрим, какие книги Шолохова нужно взять на вооружение:

Список «А» Список «В» Список «С»
«Тихий Дон»: краткое и анализ Произведения из списка А будут и в других разделах «Поднятая целина»
«Судьба человека»: краткое и анализ «Донские рассказы»

Творчество М.А. Булгакова уникально не только по содержанию, но и по положению в списке литературы. Допускается выбор между двумя произведениями:

  1. Роман «Белая гвардия»;
  2. Роман «Мастер и Маргарита»: краткое и анализ.

В категории «В» Вы встретите «Собачье сердце» (вот анализ), а в категории «С» книга рассказов «Записки юного врача» и пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира». 

Вернемся к лирике. Военные стихотворения А.Т. Твардовского представлены в таблице.

Список «А» Список «В» Список «С»
«Вся суть в одном-единственном завете…» «В тот день, когда окончилась война…»
«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…») «Дробится рваный цоколь монумента…»
«Я знаю, никакой моей вины…» «О сущем»
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин») «Памяти матери»
«Я знаю, никакой моей вины…»

Вдохните в грудь побольше воздуха и прочитайте список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, представленных творчеством Б.Л. Пастернака.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» «Быть знаменитым некрасиво…» «Август»
«Определение поэзии» «Марбург» «Давай ронять слова…»
«Во всем мне хочется дойти…» «Единственные дни»
«Гамлет» «Красавица моя, вся стать…»
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») «Любимая – жуть! Когда любит поэт…»
«Никого не будет в доме…»  «О, знал бы я, что так бывает…»
«Снег идет» «Поэзия»
«Про эти стихи» «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»
«Любить иных – тяжелый крест…»  «Столетье с лишним – не вчера…» 
«Сосны»
«Иней»
«Июль»
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

Из произведений А. Платонова тоже можно выбрать, вот список вариантов:

  1. В прекрасном и яростном мире», вот краткое и анализ
  2. «Котлован»
  3. «Возвращение», вот краткое и анализ
  4. «Река Потудань»
  5. «Сокровенный человек», вот анализ
  6. «Мусорный ветер» 

Выпускнику придется включить в список для подготовки к ЕГЭ еще и творчество А.И. Солженицына:

  • Рассказ «Матренин двор»: краткое и анализ (А)
  • Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)
  • Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)
  • Повесть «Раковый корпус» (С)
  • Статья «Жить не по лжи» (С)

Кроме того, лагерную прозу представляет В.Т. Шаламов:

  • «На представку» (В) 
  • «Серафим» (В) 
  • «Красный крест» (В)
  • «Тифозный карантин» (В) 
  • «Последний бой майора Пугачёва» (В)
  • «Сгущённое молоко» (С) 
  • «Татарский муллаичистый воздух» (С) 
  • «Васька Денисов, похититель свиней» (С)
  • «Выходной день» (С)

Литература второй половины 20 века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован. Названы лишь фамилии и некоторые произведения для ознакомления (а то и вовсе только ФИО). Многомудрый Литрекон объединил все эти данные в большую таблицу.

Список «А» (произведения не менее трёх авторов по выбору) Список «В» Список «С»
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»; В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» 
В.И.Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков. В.В. Набоков. Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»  Ф.А. Абрамов. Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов. Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары». В.П. Аксёнов. Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара».
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».
В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев В.И. Белов. Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов. Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков. Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников». 
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин и др. Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия». В.Н. Войнович. Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». 

С.Д. Довлатов. Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей». 

Ф.А. Искандер. Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы». Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал». В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка». 

Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы». Б.Ш. Окуждава. Повесть «Будь здоров, школяр!». В.Н. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». В.Г. Распутин. Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». А.Д. Синявский. Рассказ «Пхенц». 

А. и Б. Стругацкие. Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». 

Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось». 

 
К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы. Обратите на них особое внимание, когда будете выбирать новые аудиокниги в спортзале:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».

  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».

  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.

  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».

  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».

  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».

  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».

  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»

  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».

  • З. Прилепин. Роман «Санькя».

  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».

  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».

  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».

  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».

  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».

  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес» 

Поэзия второй половины 20 века будет представлена в таблице. Помните, что новые работы выходят у Литрекона каждый день. Если нужно разобрать или пересказать какое-то произведение, Вы можете сообщить ему об этом и получить качественный литературный материал в ближайшее время.

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Р. Гамзатов, Е.А. Евтушенко, Н.А. Забо- лоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский и др. (стихотворения не менее 3 авторов по выбору) И.А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождест- венская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…». Нобелевская лекция  Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Ю.Д. Левитанский, Л.Н. Мартынов, Вс.Н. Некрасов, Б.Ш. Окуджава, Д.С. Самойлов, Г.В. Сапгир, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий. 

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  1. А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры». 

  2. А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».

  3. А.М. Володин. Пьеса «Назначение».

  4. В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».

  5. М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина» 

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов. «Куда уж больше?!» — спросите Вы и правильно сделаете. Помните, что инициатива по их добавлению только обсуждается и еще не факт, что эти фамилии и произведения Вы увидите в КИМе, но лучше уж готовиться к худшему, чем в итоге получить его без малейшей подготовки. Не пригодится? Здорово, в вузе все равно изучить придется в рамках курса. Пригодится? Тем лучше!

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа». 

  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».

  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту». 

  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух». 

  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».

  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».

  • А. Камю. Повесть «Посторонний». 

  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».

  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».

  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».

  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».

  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».

  • У.С. Моэм. Роман «Театр».

  • Д. Оруэлл. Роман «1984».

  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».

  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».

  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».

  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель». 

  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».

  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».

  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».

  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».

  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».

  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

  • У. Эко. Роман «Имя Розы» 

Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе. Помните, что это лишь предложение, которое еще обсуждается в экспертном сообществе и будет вводиться постепенно, не в полном объеме. Но лучше готовиться по полному списку, чем надеяться на лучшее.

Стоит помнить, что результат экзамена зависит от подготовки выпускника, его мотивации и усидчивости. Не нужно волноваться, необходимо просто готовиться к экзамену тщательно. Если каких-то разборов или кратких содержаний Вам не хватает, пишите Многомудрому Литрекону — он все сделает и добавит. 

Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классЕГЭ по литературепереченьсписок литературы

Читайте также:

  • Рассказ на сон грядущий
  • Рассказ на основе услышанного 7 класс сочинение примеры
  • Рассказ на основе пословицы
  • Рассказ на польском для начинающих
  • Рассказ на одну остановку папины хлопоты 95