Рассказ на лингвистическую тему сложносочиненные предложения

Слайд 1презентация к уроку в 7 классеслайд 2кто быстрее? ответьте на вопросы: каково грамматическое значение причастия? обозначает признак предмета по

Слайд 1

Презентация к уроку в 7 классе

Слайд 2

Кто быстрее? Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию. Каковы постоянные признаки причастия? Вид, действительное или страдательное, возвратность, время. Какие времена есть у причастия? Настоящее и прошедшее. Какого времени нет? Будущего. Каковы непостоянные признаки причастия? Род, падеж, число, у страдательных – полная и краткая форма. Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом. Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж, полная и краткая форма, обозначает временный признак, бывает определением.

Слайд 3

Причастие Действительные Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ Ш ВШ ОМ-ЕМ-ИМ Н-НН-ЕНН Т Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 4

1 — действительное причастие 2 — страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь себя

Слайд 5

1. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. 2. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе черном. Проверь себя

Слайд 6

1 вариант 2 вариант (Над) трепещущей (осиною)- 1. причастие, (какой?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. трепещущий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр.; непост. пр.: в ед. ч., в ж. р., в Т.п. 3. Над осиною (какой?) трепещущей Пестреющие (клумбы) – причастие, (какие?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. пестреющий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр., непост. пр.: во мн. ч., в И. П. 3. Клумбы (какие?) пестреющие

Слайд 7

Задание: Исправить ошибки в окончаниях причастий. 1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 2. Над болотом, поросшей осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедший с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящиеся на чердаке дома.

Слайд 8

1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросш их кувшинками. 2. Над болотом, поросш им осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедш ая с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящ их ся на чердаке дома.

Слайд 9

Задание: Исправить ошибки в употреблении причастных оборотов. 1. Прочитанная книга мною лежала на столе. 2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

Слайд 10

1. Прочитанная мною книга лежала на столе. 2. На деревьях, растущих около дома , распустились первые листочки. 3. Росшие у ручья незабудки уже зацвели. 4. Появившиеся на деревьях почки говорили о наступившей весне.

Слайд 11

Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление? ДА НЕТ

Слайд 12

Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер. Поэма состоит из (не)завершённых глав. Нужная книга (не)прочитана. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда. Ответ на запрос до сих пор (не)получен. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов. Объяснительный диктант.

Слайд 13

1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. еще (не) появившийся 2. далеко (не) лукавый 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 3,6, 7, 8 3, 10

Слайд 14

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н — НН ? Отточе … ый карандаш, выструга … ые половицы, беле .…ые мелом стены, купле … ый товар. гружё…ый вагон. нн нн нн нн н

Слайд 15

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н — НН ? посея… ое зерно — сея…ая мука, кипечё…ая вода — вскипячё… ое молоко, краше…ый пол — подкраше… ый забор. н нн н н нн нн

Слайд 16

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я: А)люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т Б)стро..щийся дом, иголки кол..тся В)крас..щие вещества, травы стел..тся Г)пен..щиеся волны, соседи разбуд..т 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И: А)дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья Б)подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду В)та..щий снег, постро..нное здание Г)выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

Слайд 17

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН: А) подсуше…ое бельё, тушё…ое в горшочке мясо Б)не выуче…ы уроки, связа…ый свитер В)нечая…ый взгляд, вяза…ая кофта Г)подсоле…ая вода, кова…ая лошадь 4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю: А)ненавид..щие войну, бор..щийся за мир Б)мягко стел..щий, разделя..щий людей В)та..щий на солнце, плохо вид..щий Г)пил..щий бревно, се..щий семена 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН: Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

Слайд 18

6. Ошибка допущена в слове: А) с вечно шелестящими листьями Б) к подплывающиму спортсмену В) на пылающем горизонте Г) золотящийся купол 7. Укажи правильное объяснение написания выделенного слова в предложении На лакирова_ой поверхности были видны мелкие трещины. А) Пишется Н, т.к. образовано от глагола несов. вида Б) Пишется НН, т.к. это прилагательное с суффиксом –АН- В) Пишется НН, т.к. есть суффикс –ОВА-

Слайд 19

8. Выбери предложение, в котором на месте пропуска (-ов) ставится запятая: А) Кружащаяся высоко в небе птица _ привлекла внимание. Б) Занимающаяся охраной природы _ наука называется экологией. В) Лиса пробиралась _ в пожелтевшей от дождя _ траве. Г) Впереди уже виднелись огоньки _ причудливо разбросанные на холмах. 9. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. А) Ярко блеснувшая молния, режет гущу облаков. Б) Избушки, занесённые снегом, сверкали на солнце. В) Похожие на лапы листья клёнов выделялись на жёлтом песке. Г) По дороге медленно брели дети, утомлённые долгой прогулкой.

Слайд 20

Ответы. Г А А Б 2,3 Б В Г А

Слайд 21

Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. Причастие – это …………………………. форма ………………………………., которая совмещает в себе признаки ………………… (время, вид) и признаки …………………………… (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ………………………… с помощью специаль-ных суффиксов: …………………………………………………………………….. . Причастия в предложении обычно бывают …………………………………………… и отвечают на вопросы: …………………………………………………………………………………… При них часто находятся зависимые слова и образуют ………………………………………, который может находиться как перед определяемым………………………, так и после него. Если причастный оборот стоит перед…………………………………….., то он …………………………..запятой, если же он стоит после ………………………………… слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и …………………………………………………. Страдательные причастия имеют полную и ………………………..формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ………………………… и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется …………… буква Н. особая глагола глагола прилагательного глаголов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-; -енн-/-ённ-, -нн-,-т- определениями какой? какая? какое? какие? причастный оборот словом определяемым словом не выделяется определяемого действительными краткую сказуемого одна

Тема: Сложносочиненные предложения (1)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Первыми попробовали какао ацтеки, и назвали они само растение и семена его «кауатль». (2) Отсюда и испанцы, и французы, и англичане, и русские называют этот напиток «какао». (3) Ацтеки пили -какао с перцем и вани­лью, а не с сахаром. (4) Какао — питательный, бодрящий напиток, зато действует он на организм человека не так сильно, как кофе.

(5) Родина какао — Южная Америка, а привёз его в Ев­ропу испанец Кортес, завоеватель Мексики.

(6) Теперь какао выращивают во многих странах с тро­пическим климатом, а пьют его жители всех уголков пла­неты.

(Из энциклопедии «Я познаю мир: Растения»)

1. Используя любой толковый словарь русского язы­ка, письменно объясните, кто такие ацтеки.

2. Выпишите из текста предложения 4 и 5. Графически докажите, что это сложносочинённые пред­ложения.

3. Выпишите из текста предложение, которое соот­ветствует следующей характеристике: повество­вательное; невосклицательное; сложносочинённое, отношения между частями соединительные.

Тема: Сложносочиненные предложения (2)

Прочитайте текст и выполните задания.

(I) Сумело-таки подползти однажды ночью под одно небо другое () и пошли дожди. (2) Потемнела земля. (3) Крупными каплями закапало с крыш. (4) Иногда дождь примолкал, потом припускал опять, с новой силой принимаясь хлестать землю. (5) Всё вокруг вымокло до по­следней степени () и набухло. (6) Вода стояла даже в тра­вах. (7) Ветки на деревьях обвисли, а с них обрывались большие () и белые, похожие на снег капли. (8) Обвисли и нескошенные травы, также по ним шумел () и шумел то сильный, то слабый, падая, дождь.

(9) Спасаясь от сырости, топили печи…

(По В. Распутину)

1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему? Что вы вложили в своё заглавие: тему или идею текста? Напишите развёрнутые ответы на постав­ленные вопросы.

2. Письменно дайте определение сложносочинённого предложения. Приведите 3-4 собственных приме­ра сложносочинённых предложений, указывая, какими сочинительными союзами связаны в них простые предложения. Определите, каковы здесь смысловые отношения предикативных частей.

3. Выпишите из текста предложение, в котором вместо скобок перед союзом и нужно поставить запятую.

Тема: Сложносочиненные предложения (3)

1) Всегда говори правду, и тебе дорога будет открыта,

2) В доме лжеца пожар случится, но никто не поверит.

3) Всяк правду трубит, да не всяк правду любит. 4) Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. 5) Всего дороже честь сытая да изба крытая. 6) Не родом богатырь славен, а подвигом. 7) Муравей невелик, а горы копает. 8) Мал огонь, да много зажигает. 9) У правды язык су­ров, зато душа добрая. 10) Глаза лучистые, однако мысли не чистые.

Задания

1. Напишите, какая тема объединяет эти пословицы и поговорки. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Как отличать сложносочинённое предложение от простого предложения с однородными членами, если в них используются одни и те же союзы?» Проиллюстри­руйте ответ примерами из данных пословиц и по­говорок.

3. Выпишите пословицу, которая представляет собой по форме сложносочинённое предложение, где от­ношения между частями соединительные.

Тема: Сложносочиненные предложения (4)

Прочитайте отрывок из сказки Н. Телешова «Белая цапля» и выполните задания.

(1) Далеко на севере раскинулось королевство, по­гружённое чуть ли не круглый год в холодные сумерки. (2) Зима была здесь длинная, а лето короткое. (3) Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину. (4) Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник. (5) Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хо­телось научиться у него заботам о «людях. (6) Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

(Я. Телешов)

1. Запишите антонимы к словам милосердие (предло­жение 6), далеко (предложение 1), длинная (пред­ложение 2).

2. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложе­ние, преобразуйте его в сложносочинённое пред­ложение с соединительными отношениями между частями и запишите. Союз, с помощью которого простые предложения соединились в сложное, об­ведите кружком.

3. Укажите, сколько всего сложносочинённых пред­ложений в данном тексте (в скобках запишите их номера).

Тема: Сложносочиненные предложения (5)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Ещё лежит пятнами в лесу снег, а уже давно слышно трубное воркование диких голубей-витютней, (2) Мно­гоголосое радостное слышится пение птиц. (3) Свистят дрозды. (4) Зал_ваю(тся, ться) над пробуди_ш_йся з_млёю жавор_нки и кукуют и перехохат_ваю(тся, ться) в лесу ку­кушки. (5) А гулче всех, всех призывнее раздаётся трубный голос дикого голубя-витютня. (6) Подойдёшь тихонько к высокой сосне и присядешь на пень. (7) В недосягаемой вышине, весь в золотых лучах, радостно, трубно воркует

витютень, приветствуя восход солнца.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Письменно объясните, каков тип и стиль речи дан­ного текста.

2. Выпишите из текста предложение 4, вставляя про­пущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Начертите схему данного предложения.

3. Напишите небольшой рассказ на лингвистическую тему «Сложносочинённые предложения». Проил­люстрируйте его примерами из текста и своими собственными примерами.

Тема: Сложносочиненные предложения (6)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Осыпаются астры в садах

Стройный клён под окошком желтеет И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

(2) Ближний лес затиха_т и в нём Пок_зались п_всюду пр_светы И красив он в убор_ своём Зол_тистой листвою одетый. , —

(3) Но под этой сквозною листвой В этих чашах не слышно ни звука…

(4) Осень веет тоской, Осень веет разлукой!

(И. Бунин) Задания

1. Выпишите из текста эпитеты (3-4 примера).

2. Выпишите предложение 2, вставляя пропущенные буквы и запятые. Графически объясните постанов­ку знаков препинания.

3. Укажите, сколько грамматических основ в предло­жении 1. (Знаки препинания не расставлены.)

Тема: Сложносочиненные предложения (7)

Прочитайте текст и выполните задания.

Акулы

(I) Примерно 350 видов акул населяют Мировой океан. (2) Несколько тропических видов акул живут не только в океане, но и в пресных водах. (3) Ахул обычно считают людоедами, однако опасны лишь чуть больше дюжины крупных видов. (4) В торговле стараются в названии из­бегать слова «акула», а то уже одно имя вызывает у мно­гих людей панический страх. (5) Акул ловят не столько из-за мяса, сколько из-за жира и кожи. (6) Печень акул используется для производства рыбьего жира, а кожа — для книжных переплётов. (7) При чистке и разделке акул следует соблюдать особую осторожность. (8) Кожа акул до­вольно груба, и спинные плавники далеко не безобидны.

(Из «Энциклопедии рыб»)

Задания

1. Письменно объясните, сколько смысловых частей в данном тексте. Напишите план текста.

2. Выпишите из текста предложение 3. Произведите полный письменный синтаксический разбор этого предложения.

3. Найдите в тексте и выпишите предложение, кото­рое является сложносочинённым, где-отношения между частями разделительные.

Тема: Сложносочиненные предложения (8)

Прочитайте текст и выполните задания.

О воздухе

(I) Вся Земля окутана воздухом. (2) Мы его не только не видим, но и не чувствуем. (3) Если воздух исчезнет, то­гда мгновенно закипит вода на нашей Земле и все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. (4) Без еды человек может обходиться пять недель, а без воздуха — самое большее пять минут. (5) Воздух нужен для жизни и человеку и животному и растениям иначе всё погибнет не имея возможности дышать. (6) Под действием воздуха и воды совершаются геологические процессы на Земле, также формируются погода и климат.

(Из энциклопедии «Что такое. Кто такой»)

1. Письменно объясните, в каком значении употреб­ляется слово Земля в данном тексте. В случае затруднения обратитесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста предложения 2, 4 и 6. Графи­чески объясните, что связывают сочинительные союзы в данных предложениях.

3. Укажите, сколько всего запятых необходимо по­ставить в предложении. Аргументируйте своё мнение.

Тема: Сложносочиненные предложения(9)

Прочитайте текст и выполните задания.

Медуница

(1) Вообще-то нельзя так прямо сказать, что медуни­ца синяя. (2) Кстати, это вовсе не один цветок, а целая горсть колокольцев. (3) В одном соцветии эти колокольцы по-разному окрашены. (4) По-стариковски ворча, шмель суёт голову в синий колокольчик и неожиданно падает вместе с цветком. (5) Шмель долго, сердито жужжит возле медуницы, а она невозмутимо красуется многоцветней

венчиков.

(По В. Петрову)

1. Письменно докажите, что слова одного корня (цве­ток, соцветие, многоцветие) связывают предло­жения в единый текст.

2. Напишите, какова роль сочинительных союзов в предложениях. Проиллюстрируйте свой рассказ примерами из текста или собственными примерами.

3. Найдите в тексте и выпишите предложение, кото­рое является сложносочинённым, где отношения между частями противительные.

Тема: Сложносочиненные предложения (10)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) В царствование Николая I при манёврах войск было не принято обходить засеянные поля. (2) После окончания манёвров адъютанты императора объезжали все поля и со­бирали сведения о причинённом ущербе. (3) Разумеется казначейство выплачивало за ущерб компенсации и купцы были всегда довольны.

(4) Однажды во время манёвров пострадал огород одно­го именитого купца, но тот попросил вместо компенсации дать ему медаль. (5) По указу Николая I для купца отлили чугунную медаль около 2 кг весом с надписью «За капусту!»

(Из «Календаря природы»)

1. Подберите и запишите 2-3 синонима к слову име­нитый (предложение 4).

2. Выпишите из текста предложение 4. Подчеркните в нём грамматические основы. Письменно объяс­ните, каковы смысловые отношения между преди­кативными частями данного предложения.

3. Укажите, в каком предложении из первого абзаца нужно поставить всего одну запятую. (Знаки пре­пинания не расставлены.) Выпишите это предложе­ние и графически объясните постановку запятой.

Тема: Сложносочиненные предложения (11)

Прочитайте текст и выполните задания. Мастер

(1) Никогда не забуду, как мастер из металла делал цветок. (2) Стоял за верстаком в рубашке с засученными рукавами и трудился. (3) Был он крепок, подвижен и каж­дая мышца играла на его руках а капельки пота проступали на лбу. (4) Мастер работал не только азартно, но и вдох­новенно. (5) Точными движениями легко орудовал он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. (6) И когда он остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата, но самое главное — любовь к своему делу, уверенность, что профессия выбра­на на всю жизнь».

(А. Емельянов)

1. Объясните лексическое значение слова играла (предложение 3), подобрав к нему синонимы.

2. Выпишите из текста предложение 3, подчёркивая грамматические основы и ставя пропущенные за­пятые между простыми предложениями. Письмен­но объясните, возможна ли перестановка преди­кативных частей в данном сложном предложении. «Да» — «нет» и почему?

3. Письменно объясните, каковы смысловые отноше­ния между предикативными частями сложносочи­нённого предложения 5.

Тема: Сложносочиненные предложения (12)

Прочитайте текст и выполните задания.

Майское солнце светило тепло и ярко. Земля щедро излучала запахи трав, цветов и берёзовых почек, дышала прохладой бесчисленного множества ручейков, канавок и лужиц и небо сияло бездонной и чистой голубизной.

Всё в природе радовалось солнцу, звонкому пению ручьёв, пробуждению деревьев и трав. Без умолку тре­щали воробьи, а вороны медлительно и важно пролетали над дворами, и соседский щенок Тришка радостно лаял на птиц.

Тут и там в воздухе носились, парили, кувыркались голуби, а их владельцы стояли во дворах, сидели на кры­шах, махали тряпками на длинных шестах и радовались возможности поглядеть на своих любимцев.

(По М. Гроссману)

1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему? На­пишите развёрнутый ответ на этот вопрос.

2. Найдите в тексте сложносочинённое предложение, состоящее более чем из двух частей, составьте его схему, затем придумайте и запишите соответствую­щее данной схеме своё предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

3. Выпишите из текста предложение, в котором пропущена одна запятая. Графически объясните постановку данной запятой.

Тема: Сложносочиненные предложения (13)

Прочитайте текст и выполните задания.

Принесли букет чертополоха (1)

И на стол поставили (2)

и вот Предо мной пожар (3) и суматоха (4)

И огней багровый хоровод.

Эти звёзды с острыми концами,

Эти брызги северной зари

И гремят и стонут бубенцами,

Фонарями вспыхнув изнутри.

(Я. Заболоцкий)

1. Письменно объясните, каково лексическое значе­ние слова чертополох (предложение 1). В случае затруднения обратитесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста предложение 2 и графически объясните, почему перед союзом и в данном пред­ложении не ставятся запятые.

3. Укажите все цифры, на месте которых в предло­жении 1 должны стоять запятые. Выпишите это предложение, расставив, где необходимо, знаки препинания. Начертите схему этого предложения.

Тема: Сложносочиненные предложения (14)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Окиньте на карте взглядом середину.Сибири. (2) Этот край именуется Красноярским. (3) Он имеет много природных зон. (4) На юге вызревают арбузы, дыни, томаты, а на севере олени добывают под снегом скудную пищу. (5) Люди здесь живут только тем, что мо­жет дать разведение оленей. (6) Тысячи километров с юга на север — степь, лесостепь, полярная зона. (7) В Сибири реки всегда служили самым надёжным путём для людей, но Абакан как прекрасен, так и опасен. (8) Повсюду река соверше(н, нн)о безлюдна и вода в ней (не) теч_т, а беж_т. (9) Лодка для этой реки — деревянная игрушка, которую вода легко может швырнуть на скалы. (10) Кто однажды этой дорогой в верховьях прошёл, тот по-новому понял дикую нетронутую красоту.

(По В. Пескову)

1. Объясните лексическое значение слова нетронутая (предложение 10), подобрав к нему синонимы.

2. Выпишите из текста предложение 8, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки. Графически объясните, почему в этом предложении перед сою­зом и запятая не нужна.

3. Письменно объясните, каковы смысловые отноше­ния между предикативными частями сложносочи­нённого предложения 7.

Тема: Сложносочиненные предложения (15)

Прочитайте текст и выполните задания.

Утихла биза… Легче дышит

Лазурный сонм женевских вод (1)

И лодка вновь по ним плывёт (2)

И снова лебедь их колышет.

Весь день как летом солнце гре_т

Деревья блещ_т пестротой

И воздух ласк_вой волной

Их пышн_сть ветхую леле_т.

А там (3) в торжественном покое (4)

Разоблачённая с утра (5)

Сияет Белая гора (6)

Как откровенье неземное.

(Ф. Тютчев)

1. Письменно объясните лексическое значение слова биза (предложение 1). В случае затруднения обра­титесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста выделенное предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­ния. Подчеркните в нём грамматические основы. Устно объясните, что соединяет союз и в данном предложении: однородные члены или предикатив­ные части.

3. Укажите все цифры, на месте которых в тексте дол­жно стоять тире.

Открытый урок по русскому языку на тему «Сложносочинённые предложения. Повторение»

                                                                                                                        Класс: 9                                                                                                                                                                               Учитель: Перятинская Н.В.

Цели:

*повторять теоретические сведения по теме “Сложносочиненные предложения”;

*различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи;

*уметь  расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Тип урока :  повторительно-обобщающий

 Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал

Ход урока

— Добрый день. Сегодня мы работаем  над темой   «Повторение изученного о сложносочиненном предложении». Это урок обобщения. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

— Какие цели будем сегодня преследовать ?(слайд 1)

— Мотивация.(слайд 2)

—Начнем урок с орфоэпической и орфографической разминки (слайд 3)

Орфоэпическая работа 

 Углубить, поняла, понял,

 красивее, звонит, кашлянуть,

  обеспечение, ржаветь,

  исчерпать, газопровод,

  торты, верба, балованный,

  вероисповедание, квартал,

 каталог, эксперт, намерение.

 Орфографическая разминка

 Коло…а, инт..рнет,

тысяч..летие, р..активный,

ун..верситет, обс..рватория,

астр..номия, пр..зидент,

пр..зидиум, пр..в..легия,

пр..оритет,  пор..жать,

 пр..дорожная гости..ица,

 лё…кое пр..к..сновение.

—Работаем по вариантам. 1-й вариант выполняют орфоэпическую разминку,  2-й  вариант — орфографическую. Проверяем. Молодцы!

Повторение теоретического материала о сложносочинённом предложении.

 —Сегодня мы повторим сведения, полученные при изучении сложносочиненных предложений (ССП). Все задания будут объединены общей темой – темой любви.(слайд 4) 

Любовь –

она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.
Бывает

болью неотвязной

Бывает

яблоней в цвету.(О. Высотская)

—Что представляет собой сложносочиненное предложение?(слайд5)

— Я предлагаю вашему вниманию вот такую таблицу. Отметьте в ней место ССП.(слайд 6). Все звенья скрыты.

— Заполните следующую таблицу (слайд 7)

Основные группы ССП по союзам и значению.

Группы союзов

 по значению

Значение.

Союзы

Противопоставление явлений.

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим.

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.

  —Работаем в парах.

  Синтаксический  разбор  предложений. 

—Определение вида сложносочинённого предложения, составление  схем.(работа  на доске )

ž      

Он любит ее   и это простое открытие вызвало в нем целую  га(м,мм)у  чу..ств и переживаний.   (И. Поливанов)(слайд 8)

 — Определите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

— С помощью какого союза соединены простые предложения?

—Аналогично разбираем следующие предложения:

            Владимир и писал бы оды  да Ольга не читала их.   (А. С. Пушкин)

            То  я  впадал  вн…запно  в  без..сходную хандру   то она вдруг начинала     п..чалит(?)ся.  (И. Поливанов)

— Повторим сложносочинённые предложения с  общим второстепенным членом. (слайд 11)

Самостоятельная работа

— Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».

Задание:   на карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст, сейчас мы его прочитаем, а затем вы самостоятельно выпишите  1 вариант сложносочинённые предложения,  2 вариант простые предложения. Расставьте знаки препинания.(слайд 12).

 Во время выполнения звучит музыка без слов  Игоря Крутого  «Музыка для души. Мелодия осени» 

Осенние воспоминания.

      1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.

      2.Воздух так чист, точно его совсем нет.

      3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.

      4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.

     5.Темнеет.

     6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

     7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.

     8.  На  поляне  немного  светлее, и  над  головой  белеет  Млечный  Путь.  

      9. Долго  глядишь  в  темно – синюю  глубину  неба, переполненную  созвездиями.

      10. Потом  встрепенёшься  и, пряча  руки  в  рукава, быстро  побежишь  по  аллее  к  дому.

 (По  И. Бунину)

— Так проверяем.

Задание из ГИА.

Знание ССП  необходимо также при выполнении задания  из ГИА. (слайд 13) 

-Готовясь к государственной итоговой аттестации, мы работаем над заданиями трех типов. Наибольшую трудность, как показывают экзамены прошлых лет, составляет написание изложения с использованием приёмов сжатия. (14 слайд)  Перед вами текст.

Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания уменьшился вдвое.

Любовь – одно из самых возвыше..ых и прекрасных чувств на земле, и она неповторима  и вечна, как жизнь 

Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна, и она способна  пр..одолеть любые пр..пятствия.

Каждый человек обладает способностью любить, но люди эг..истического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше.

Поэтами всех времен и народов написа..ы десятки тысяч стих..творных  строк, продиктова..ых чистым, глубоким, нежным чувством любви, и они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер..це.

Во время выполнения звучит музыка без слов  Игоря Крутого  «Приятная музыка»

Проверочная работа  по вариантам.

 1 вариант для сильной группы уч-ся.

—Каждому предложению подбери соответствующую схему (под буквой предложения запиши  номер соответствующей схемы).

А) Подул ветерок с заречья,

 и сразу стало свежо.

Б) Выходит лето из весны и

 в осень позднюю уходит.

В) Слушайте тишину,. и

 тогда осень лесная покажет вам все богатства. 

Г) Третий выстрел, и птица поднялась с

дерева широкими взмахами своих крыльев.

Д) Вечерело, и в комнатах зажгли свечи.

Е)  Раннее утро, и вставать

совсем не хочется.

Ж) Лесная паутина тропинок окончилась, и

открылся великий простор.

З) Холодно, и за весь май черёмуха не

 успела отцвести.

И) Наконец принесли мороженое, и дети бросились к столу.

  1. 1.[0 и 0]
  1. 2.[опр.-лич.],  и [двусост.].

3.[ неопр.-лич.],и [двусост.] 

4.[ назывное   ], и  [ безлич.]                .

5.[  назывное ], и  [   двусост].              .

6.[ двусост.], и  [  безлич].               .

7.[ безлич.], и  [двусост.] 

8. [безлич. ], и  [  неопр.-лич 

9. [ двусост.], и  [двусост.].

 

А

Б

В

Г

 

Д

Е

Ж

З

И

             
                       

  2 вариант для слабой группы уч-ся.

Рабочий лист 2 группы.

Из простых предложений образуйте ССП. . Определите разновидность ССП.   Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы и, но, то-то, ни-ни, составьте схемы.

1. Ветер подхватывает снег.  Начинается метель.

 2. Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.…             

 3. …выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

Итог урока.(слайд 17)

  —Закончите предложения:

1. Сложносочиненные предложения – это предложения, в     которых ….

2. Простые предложения соединяются в сложносочинённое с помощью…

3. Если в ССП есть общий второстепенный  член, то запятая в предложении …

4. Если отношение чередования явлений или возможности одного из двух или нескольких, то это предложение….

 ДЗ

—  Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП». (Оценки, дз). (слайд 18)

Рефлексия.

—А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.  (19 слайд)  Перед вами карточки эмоционального состояния, вам нужно ответить всего на два вопроса.

Карточка эмоционального состояния

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это два и более рав­но­прав­ных про­стых пред­ло­же­ния с сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду ними. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с раз­ны­ми вида­ми сочи­ни­тель­ных союзов.

Сложносочиненное предложение

Одно сооб­ще­ние может содер­жать в себе два и более про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных общей смыс­ло­вой целост­но­стью и инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью. Такое сооб­ще­ние назо­вем слож­ным пред­ло­же­ни­ем. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, явля­ет­ся еди­ни­цей речи и оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов.

Если в нем два и более про­стых пред­ло­же­ний соеди­не­ны сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, то назо­вем его слож­но­со­чи­нен­ным. В нем содер­жит­ся несколь­ко рав­но­прав­ных по смыс­лу грам­ма­ти­че­ских основ, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми союзами.

Определение

Сложное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из несколь­ких рав­но­прав­ных по смыс­лу пре­ди­ка­тив­ных частей, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, вхо­дя­щих в состав слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью союзов:

  • соеди­ни­тель­ных;
  • про­ти­ви­тель­ных;
  • раз­де­ли­тель­ных.

Сочинительные союзы

Соединительные союзы

Соединительные сою­зы «и», «да» (в зна­че­нии «и»), «да и», «тоже», «так­же», «ни…ни» соеди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, в кото­рых сооб­ща­ет­ся о фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щих одно­вре­мен­но или сле­ду­ю­щих друг за дру­гом. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях наи­бо­лее упо­тре­би­те­лен союз «и», кото­рый соеди­ня­ет как одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния в соста­ве про­сто­го,  так и про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве сложных.

Прошла зима, и в кон­це апре­ля пара ост­ро­кры­лых пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся вокруг ста­ро­го гнёз­дыш­ка (К. Ушинский).

В этом слож­ном пред­ло­же­нии выде­лим две грам­ма­ти­че­ские основы:

  • зима про­шла;
  • пара пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носиться.

Две грам­ма­ти­че­ские (пре­ди­ка­тив­ные) рав­но­прав­ные части соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». Значит, это слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние (в даль­ней­шем ССП).

В ССП с повто­ря­ю­щим­ся сою­зом «и» суще­ству­ет опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность собы­тий, совер­ша­ю­щих­ся одно­вре­мен­но,  к  тому же  уси­ли­ва­ет­ся утвер­жде­ние или отри­ца­ние, например:

И чёр­ные ска­лы ожи­ли на белом листе, и море било в них тыся­чью тяже­лых бата­рей, и высо­ко в небо взле­та­ли брызги.

Союз «да» рав­но­це­нен сочи­ни­тель­но­му сою­зу «и».

Осталась от преж­не­го высо­кая белая коло­коль­ня, да по-прежнему вьётся-бежит сре­ди зелё­ных лугов зна­ко­мая наез­жен­ная доро­га (И. Соколов-Микитов).

Сочинительный союз «да и» обла­да­ет зна­че­ни­ем при­со­еди­не­ния, например:

Ничьего не про­шу сожа­ле­нья, да и неко­му будет жалеть (Н. Некрасов).

Союзы «тоже», «так­же» близ­ки по зна­че­нию к сою­зу «и», но могут в кон­тек­сте иметь допол­ни­тель­ное зна­че­ние тож­де­ства, упо­доб­ле­ния. Указанные сою­зы рас­по­ла­га­ют­ся внут­ри вто­ро­го про­сто­го пред­ло­же­ния, например:

Но вот конюш­ня опу­сте­ла, дере­вья тоже разо­шлись (Н. Заболоцкий).

На ярмар­ку собра­лось мно­го масте­ров из ближ­них город­ков, были так­же гости из сосед­них государств.

В ССП повто­ря­ю­щий­ся союз «ни…ни» упо­треб­ля­ет­ся при пере­чис­ле­нии с отри­ца­ни­ем, например:

Ни вете­рок не потя­нет, ни воро­бу­шек не чилик­нет, ни ласточ­ка не про­ще­бе­чет (П. Мельников-Печерский).

Противительные союзы

В ССП два про­стых пред­ло­же­ния могут быть соеди­не­ны про­ти­ви­тель­ны­ми союзами:

  • а;
  • но;
  • да (в зна­че­нии «но»);
  • одна­ко;
  • зато;
  • же.

С их помо­щью выра­жа­ют­ся отно­ше­ния сопо­став­ле­ния или про­ти­во­по­став­ле­ния одно­го явле­ния дру­го­му. Сопоставление выра­жа­ют сою­зы «а» и «же», напри­мер:

На Бронной уже зажглись фона­ри, а над Патриаршими све­ти­ла золо­тая луна (М. Булгаков).

Маквала вдруг спо­хва­ти­лась и унес­лась в дом, Нина же еще дол­го сиде­ла на камен­ной ска­мей­ке под пла­та­ном (А. Казбеги).

Союз «зато» име­ет зна­че­ние воз­ме­ще­ния, например:

Левая нога не сги­ба­лась, зато пра­вая пры­га­ла, как у дет­ско­го щел­ку­на (М. Булгаков)

Союзы «но», «да», «одна­ко» выра­жа­ют  усту­пи­тель­ные отно­ше­ния меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве СПП, например:

Раскольников проснул­ся на сле­ду­ю­щий день позд­но, одна­ко сон не под­кре­пил его (Ф. Достоевский).

Собак — хва­та­ет, да они не злые (А. Фадеев).

Месяца не было, но звез­ды ярко све­ти­ли в чер­ном небе (Лев Толстой).

Разделительные союзы

Части СПП, свя­зан­ные раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содер­жат в себе сооб­ще­ние о собы­ти­ях или явле­ни­ях, кото­рые исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или чере­ду­ют­ся, попе­ре­мен­но сме­няя друг друга.

Сложные пред­ло­же­ния с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми могут так­же выра­жать отно­ше­ния выбо­ра или предположения.

Примеры предложений

Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызо­ву (И. Тургенев).

Не то это было ран­нее утро, не то уже насту­пал вечер (А. Фадеев).

То падал как буд­то туман, то вдруг при­пус­кал косой, круп­ный дождь (Лев Толстой).

Дополнительный мате­ри­ал

Видеоуроки

.

ava author

Привить любовь к родному языку и помочь овладеть глубокими знаниями по предмету призваны пособия Александра Борисовича Малюшкина. Автор книг — преподаватель с 30-летним стажем работы в школе и член комиссии по ЕГЭ. С помощью его пособий учащиеся ознакомятся со всеми правилами русского языка, научатся проводить комплексный анализ текста, выполнят тестовые задания, освоят алгоритм проведения всероссийских проверочных работ. Все пособия автора выпускает издательство «Творческий центр Сфера», с которым Александр Борисович сотрудничает более 25 лет.

Рассказ на лингвистическую тему сложносочиненные предложения

Учебные таблицы

Вспомнить школьнику правила написания одного Н и двух НН в причастиях, дефисное и слитное написание сложных прилагательных или степени сравнения наречий поможет книга «Учебные таблицы по русскому языку 5—11 классы».

Это пособие представляет собой обобщенное изложение теоретического материала в таблицах по основным разделам курса русского языка: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика». Важно сказать, что содержание книги выстроено в соответствии со школьной программой.

В 5-м классе школьники будут закреплять знания по русскому языку, полученные в начальной школе. Ученики с помощью таблиц легко вспомнят правила, связанные с именем существительным, а шестиклассники с опорой на схемы легко запомнят правописание приставок при- и пре-. В таблице наглядно излагаются их значения, в каких случаях они употребляются. В одном столбце описывается приставка при-, ее использование в значениях приближения, присоединения, неполного действия. Например: пришить, пришкольный, приоткрыть. В другом — приводятся случаи использования приставки пре-. Она употребляется в значении «очень», близка к пере- В качестве примера приводятся слова: предлинный, преломление, преграда. Школьникам нужно будет запомниться слова исключения: привилегия, приверженец, президиум, претендент.

По словам Александра Борисовича, 7-й класс перегружен новыми темами. Школьникам предстоит впервые ознакомиться с производными и непроизводными предлогами, а также с деепричастием. Возникает необходимость подавать учебный материал блоками в виде обобщающих схем. На страницах книги доступно представлены темы: «Деепричастие как особая форма глагола», «Не с деепричастиями», «Деепричастия несовершенного вида», «Деепричастия совершенного вида», «Морфологический разбор деепричастия».

Книга «Учебные таблицы по русскому языку 5—11 классы» содержит приложение, в котором представлены разделы «Свойства хорошей речи» и словарь «Изобразительно-выразительные средства языка». На страницах пособия приводятся определения важных видов тропов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле: аллегория, оксиморон, метонимия.

Издание «Учебные таблицы по русскому языку 5—11 классы» уникально тем, что учащимся достаточно использовать одну книгу на весь период школьного обучения — в ней собраны буквально все правила русского языка. Пособие включает в себя и учебник, и справочник, и является шпаргалкой.

Рассказ на лингвистическую тему сложносочиненные предложения

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста — важный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок у школьников. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению или изложению, а также эффективен как форма подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в выпускных классах.

Проводить разносторонний анализ текста вам помогут пособия по русскому языку А.Б. Малюшкина, которые выпускает издательство «ТЦ Сфера». Рабочие тетради под названием «Комплексный анализ текста» основаны на практическом опыте автора. Серия включает пособия, предназначенные преподавателям и ученикам с 5 по 11 класс.

Рабочие тетради содержат более 20 текстов, разнообразных по типу и стилю. Это фрагменты научно-популярных и художественных произведений, а также стихотворения. Тексты приводятся с пропущенными буквами и запятыми. Ученикам не придется тратить время на переписывание отрывка — достаточно вписать недостающие буквы и знаки препинания. Тексты, выполненные в виде тренажера, помогут школьникам сформировать орфографическую зоркость.

После каждого текста предлагаются различные задания: определить тему и стиль текста, составить план, выписать несколько эпитетов или синонимов, произвести фонетический и морфологический разбор слов. В конце каждого текстового задания выделен блок для работы над ошибками, который поможет выявить пробелы в знаниях и закрепить изученный материал. Важно сказать, что в тетрадях отсутствуют готовые ответы, поэтому преподавателю или родителю необходимо будет проверить работу ученика, чтобы помочь ему разобраться в допущенных ошибках.

Кроме того, в каждой рабочей тетради серии «Комплексный анализ текста» приводится рубрика «Повторение в начале года». Она сориентирует учителей в разделах русского языка, на которые нужно обратить пристальное внимание. В свою очередь, рубрика «Повторение в конце года» покажет результаты изучения материала в текущем учебном году.

К примеру, рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» для 6-го класса начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические навыки. Автор пособия рекомендует проводить начальный этап работы над анализом текста коллективно. Дальнейшая работа — по выбору учителя: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.

В содержании рабочей тетради представлена рубрика «Словообразование», в которой приводится отрывок произведения русского писателя Д. Мамина-Сибиряка. Шестиклассникам нужно вписать пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, произвести фонетический разбор слова «ружье», определить лексическое значение слова «артель», найти и выписать из текста сравнение, подобрать проверочные слова к следующим словам: виднелось, помещалась, казалось.

Автор отмечает, что некоторые тексты ориентированы на творческую работу учащихся. К примеру, после фрагмента произведения о книге, ученикам предлагается вообразить себе, что взятая из библиотеки книга рассказала драматичную историю о том, как с ней грубо обращались. Ученикам нужно пересказать и записать ее рассказ.

Рабочие тетради «Комплексный анализ текста» — эффективное дополнение к основным занятиям по русскому языку. Тексты или часть их можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения.

Рассказ на лингвистическую тему сложносочиненные предложения

Тестовые задания

«Тестовые задания по русскому языку» — комплект из 6 пособий для 5—11 классов. Они предназначены для проверки знаний учащихся по основным темам школьной программы. В каждом пособии задания составлены в трех вариантах: 1-й и 2-й варианты представляют базовый уровень, 3-й — повышенной трудности. В конце каждого пособия приводятся ответы.

К примеру, содержание пособия «Тестовые задания по русскому языку» для 9-го класса охватывает темы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, бессоюзные предложения, состав числа и словообразование, лексика и фразеология, морфология и орфография. Тест на проверку знаний по теме «Лексика. Фразеология. Орфография» включает такие задания: найти синонимическую пару, указать неверное утверждение, выбрать пару антонимов, найти предложение с фразеологизмами.

После каждого тестового задания приводятся примерные нормы оценок. А в конце книги есть карта ответов учащихся и карта учителя. Тестовые задания могут использоваться не только для коллективной работы в классе, но и самостоятельно в домашних условиях. В этом случае в роли педагога могут выступать члены семьи. Задания помогут преподавателю или родителю выявить, какая область русского языка вызывает у ребенка затруднение, и в дальнейшем сделать упор на более тщательное изучение «проблемных» тем.

Рассказ на лингвистическую тему сложносочиненные предложения

Проверочные работы

В серию «Русский язык. Всероссийские проверочные работы» входят книги для учащихся 2—9-х классов. В каждой книге даются варианты тренировочных заданий с ответами. Пособие «Всероссийские проверочные работы» для 5-го класса содержит 30 вариантов заданий, для 8-го класса включают 15 вариантов типовых заданий. Все задания составлены с учетом типичных ошибок, возникающих при изучении различных тем по русскому языку. Каждое издание имеет подробную инструкцию по выполнению работы, а также указываются временные интервалы для выполнения заданий для учащихся разных возрастных групп. Задания помогут учащимся закрепить изученные темы, а также выявить «проблемные» темы, на которые следует обратить внимание в дальнейшем.

ЕГЭ. Русский язык. Справочник и тренинг

С введением ЕГЭ возникла необходимость в пособии по подготовке к нему. Так появился «Справочник и тренинг для подготовки к ЕГЭ по русскому языку». По словам автора пособия, главным принципом при его составлении был отбор только того языкового материала, который проверялся в формате ЕГЭ.

Седьмое издание «Справочника» полностью соответствует требованиям ЕГЭ 2022 г. В пособии не только собраны тесты (до 40 заданий к каждой теме), но и даются правила, подсказки, анализируются наиболее сложные примеры из практики.

Каждое задание сопровождается необходимыми справочными материалами: теорией, правилами и рекомендациями. Особое внимание уделяется трудным случаям из сложившейся практики ЕГЭ. Ко всем заданиям даются ответы в конце книги.

Русский язык — довольно сложная дисциплина, содержащая много правил и речевых оборотов. Издательство «Творческий центр Сфера» желает учителям приумножать знания учеников по русскому языку, а школьникам, в свою очередь, — основательно изучить правила с помощью представленных в обзоре пособий. Пусть результатом будет отличная оценка за диктант, пятерка по русскому языку в конце учебного года и высший балл на экзамене.

  • Рассказ на немецком языке о летних каникулах с переводом 7 класс
  • Рассказ на немецком языке о берлине на немецком языке с переводом
  • Рассказ на ночь детям 10 лет читать короткие
  • Рассказ на кумыкском языке
  • Рассказ на живую классику