Рассказ на дзене старый дом

Дом был старый, деревянный. крыша покосилась. печка развалилась. труба набок съехала. окна не открываются, двери не закрываются. щели в полах.

Дом был старый, деревянный. Крыша покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.

Когда-то в доме жили люди. Давно. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.

И сад вокруг дома тоже скучал — скучал и даже одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов — высокая трава, крапива да лопухи выросли.

Вот так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками. И дом говорил:

— А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?

— Думаю,— неуверенно отвечал сад.

— Мы должны приготовиться к встрече,— говорил дом.

— Конечно,— соглашался сад.

Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал, очень осторожно, развертываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.

После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавшей набок трубы до самого крылечка.

Конечно, особенно дождь старался, когда мыл окна. Ведь стекла все-таки. Пусть и разбитые. Еще дождь своими сильными струями расчесывал уже густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь. Жаль, конечно, что не розы на ней вырастут, а лопухи да крапива, но пусть и они лучше зелеными и крепкими будут, чем чахлыми.

За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стекла в паутине трещин — чтоб блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы те светились маленькими искорками.

Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов, но ветер не был настоящим садовником и разбросал семена как умел. А потому одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.

А одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.

Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.

Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.

— Это старый дом,— говорили люди,— у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?

— Да, конечно,— соглашались другие люди,— и сад тоже совсем заброшен. Яблоки мелкие, вишни кислые. А крапивы сколько-о-о! А трава-то как разрослась… Разве это сад?

— Нет,— решали люди,— лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.

И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова. Ждали, ждали, ждали…

И дождались.

На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной рюкзак. На багажнике — огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо — яркая дорожная сумка. На другом плече — фотоаппарат. На голове — широкополая шляпа. Конечно же, это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.

Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики,— разве это не странность? Почти волшебная странность.

— Ах,— сказал путешественник,— какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.

«Вовсе мы не заколдованные,— подумали дом и сад,— мы заброшенные». —

— Ах!— снова сказал путешественник.— Какая прелесть! И он защелкал фотоаппаратом.

«Мы — прелесть… Мы — чудо…» — почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.

— Пожалуй, я поживу здесь,— решил путешественник. И путешественник вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и, конечно же, с фотоаппаратом поселился в заброшенном доме и одичавшем саду.

Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.

Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.

Почему же так вышло? Смешной вопрос… Ясно, почему…

А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.

И что же получилось? То, что и должно было получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад…

И потом пришла зима. Повалил снег. Снег. Снег. Сугробы в одичавшем саду. Сугробы на развалившемся крылечке. Сугробы на покосившейся крыше. Тяжелый зимний сон.

…А потом пришла весна. Прилетел теплый весенний ветер. Застучал теплый весенний дождь. Теплое весеннее солнце расправило длинные хрупкие лучи.

И старый дом сказал:

— А не думаешь ли ты, сад, что и в этом году к нам могут вернуться люди?

— Думаю,— ответил сад.

Николай Жаринов

культуролог, главный редактор интернет-альманаха об искусстве «Artifex.ru»

Ангелина Грохольская: Писатели и поэты прославили практически каждый уголок России. Сегодня мы расскажем о городах, в которых концентрация писательского труда оказалась наиболее высокой. И сейчас с нами на связи Николай Жаринов – главный редактор интернет-альманаха об искусстве.

Николай, здравствуйте!

Николай Жаринов: День добрый!

Ангелина Грохольская: Если бы вы составляли авторский литературный маршрут, то с чьим именем он был бы связан?

Николай Жаринов: Основ для любой экскурсионной деятельности в России очень много, в плане литературы у нас здесь тоже богатейший просто источник. Здесь можно вспомнить и Крым Антона Павловича Чехова, и места Достоевского, и места Толстого, и огромное количество усадеб в ближайшем Подмосковье, которые также связаны с именами наших гениев. Но, наверно, среди писателей, которые вызывают, пожалуй, наибольший сейчас интерес у читательской публики помимо Толстого – это, естественно, Достоевский, естественно, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Ангелина Грохольская: Я предлагаю тогда на Достоевском остановиться в первую очередь, потому что в ноябре в этом году ему исполнилось бы 200 лет – юбилей великого писателя. У нас с именем Достоевского, у большинства, наверно, наших зрителей и у меня тоже в первую очередь ассоциируется Санкт-Петербург. Но давайте вы сейчас из Санкт-Петербурга выедем условно и проедемся по большой стране вместе с вами и с Достоевским. Куда отправимся?

Николай Жаринов: Естественно, если мы выбираем ещё такие судьбоносные точки, у Достоевского на карте России – это конечно же, Омск, где он сидел в остроге, конечно же, ещё Семипалатинск, Старая Русса, отчасти Москва.

Ангелина Грохольская: Омск, давайте начнём с него. Действительно печальный период в биографии Достоевского. Почему его надо посетить? Что там происходило? Насколько это важный действительно город для писателя был?

Николай Жаринов: Это город, где произошло полное вообще переосмысление всех его жизненных позиций. Официальное обвинение гласило, что его приговаривают за недонесение о том, что в кругу петрашевцев читалось запрещённое письмо Белинского Гоголю. Его приговорили вначале к расстрелу, а затем расстрелу заменили каторгой, что, в общем, показывает отличную гуманность нашей системы. Понятное дело, что для Достоевского, который на тот момент – молодой и подающий надежды писатель, у которого вот в тот момент, когда он сидит в заключении в Петропавловской крепости, выходит его сборник «Белый ночи», ему нет ещё и 30, а тут вдруг жизнь его обрывается, и он оказывается буквально на задворках империи в совершенно жутких условиях, потому что представить себе, как жили каторжники в XIX веке, сегодня достаточно тяжело.

Ангелина Грохольская: А вот, кстати, можно это представить? Можно это увидеть? Есть ли какие-то экспозиции музея, отражающие все эти нюансы жизни Достоевского в тот период?

Николай Жаринов: Есть Музей Достоевского в Омске, но это не реально существующие знания, там достаточно бедно представлена экспозиция, потому что, понятное дело, здания омского острога никогда не были достопримечательностью архитектуры, никто не стремился их сохранять. К огромному сожалению, в Омске с этим, конечно есть большие проблемы.

Ангелина Грохольская: А с чем это связано? Это неинтересно власти?

Николай Жаринов: Во-первых, думаю, что да. То есть да, там есть Музей Достоевского, да, стоит памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому, но в основном Омск – это промышленный город, и поэтому всё там вращается вокруг промышленного производства. И, общем-то, про какой-то внутренний тризм там говорить вообще не приходится, то есть, что сказать, когда вы идёте по главной улице города – по улице Ленина, там есть детская комната игровая и на детской комнате огромная просто надпись: «Задыхаетесь от выбросов, звоните». И в целом прямо туристических мест, которые есть в Омске, – это по-хорошему одна улица.

Ангелина Грохольская: Это, конечно, очень печально и печально, что наш с вами разговор именно с этого сейчас заходит. Что в других городах? Давайте дальше отправимся, может быть, там лучше.

Николай Жаринов: Когда мы говорим с вами про Старую Руссу, то здесь нужно понимать, что от времён Достоевского там тоже не осталось практически ничего, практически ничего не осталось из-за Великой Отечественной войны, потому что город был практически полностью уничтожен, и чудом только сохранился дом, где Достоевский жил. Но он находился совершенно в отвратном состоянии – это тоже понятное дело. Его удалось силами энтузиастов восстановить и в итоге сейчас это действительно хороший музей, действительно хорошая экспозиция, которая представляет и жизнь писателя, и самые интересные моменты в его творчестве, потому что Старая Русса – это практически всё позднее творчество Достоевского, это работа и над «Бесами», это работа и над его речью на могиле Пушкина, и работа над «Подростком», и, конечно же, над «Братьями Карамазовыми», причём в «Братьях Карамазовых» Старая Русса стала ещё и прототипом Скотопригоньевска.

Ангелина Грохольская: Пойдём далее по литературным дорожкам, а сейчас прервёмся ненадолго.

В эфире программа «Большая страна. Открытие», и сегодня мы говорим о литературных путешествиях. Поездки Бориса Пастернака в основном были связаны с заграницей – Германия Франция, бывал питатель в Грузии, где написал несколько циклов стихов, и много творил в Москве. Но мало кто знает, что в 1916 году он приехал в Пермский край и пробыл там полгода, этот факт мог бы остаться незамеченным, даже биографами писателя, если бы не роман «Доктор Живаго» – слишком много роднит его с Пермью. В городе есть место, которое знают поклонники Пастернака со всего мира: на улице Ленина, 16, прежде улица Покровская, находился дом в котором по преданию жила главная героиня романа Лара. Дом снесли, но не так давно на этом месте был найден клад. Подробнее Ольга Петрова расскажет.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Главный редактор интернет-альманаха об искусстве Николай Жаринов сегодня с нами на связи.

Итак, Николай, вот сейчас мы в Пермском крае побывали, Пермь связана с «Доктором Живаго», с Пастернаком. Вы, кстати, были в Перми?

Николай Жаринов: Был, но очень-очень давно, ещё в начале нулевых годов.

Ангелина Грохольская: Значит стоит ещё раз посетить, сейчас очень много изменилось в этом городе, его 300 лет скоро, поэтому… там набережная появилась и, самое главное, клад нашли в доме Лары. Давайте продолжим. Вы сказали, что если бы составляли какой-то свой литературный маршрут авторский, то это было бы связано с именем Достоевского, и о Достоевского мы уже поговорили, и с именем Михаила Булгакова. Давайте про Булгакова сейчас поговорим, потому что у многих Булгаков – это Москва.

Николай Жаринов: Если говорить точнее, вот два основных города в его жизни, которые описаны подробнее всего, – это Киев и это Москва. Смоленская область, где он был врачом, но не думаю, что с учётом того, какие описания есть у Булгакова в его «Записках юного врача», этим можно гордиться.

Ангелина Грохольская: Тогда про Москву.

Николай Жаринов: Москва, как вы понимаете сами, здесь тоже есть очень и очень много сложностей. Сложности состояли в том, что долгое время про Булгакова вообще в принципе никто не говорил, Интерес к Булгакову у нас появился только в конце 60-х годов, потому что в 67-м году была издана его «Мастер и Маргарита», а до этого момента Булгаков был писателем практически забытым, поздние произведения его не публиковались потом была война, всем стало совсем не до Булгакова. Прямо расцвет его популярности пришёлся на конец 90-х-начало нулевых годов. Но тут даже в Москве есть всё равно очень и очень много проблем. Проблемы эти связаны с тем, что город постоянно менялся, то есть, например, переулков, где предположительно могли встретиться Мастер и Маргарита, больше просто нет, больше их нет, потому что там проложили Новый Арбат, весь этот район был полностью снесён и прочувствовать его атмосферу просто не выйдет. Несмотря на то, что Булгаков очень популярен, несмотря на то, что дом его, квартира в доме Пигита сейчас является Музеем Булгакова, очень многие другие места, которые связаны с его именем, они практически сейчас ин коем образом не поддерживаются. Я не знаю, каким чудом удивительным просто сохранился дом, где находился подвал Мастера, дом в Мансуровском переулке – деревянная застройка начала XIX века, потрясающее вообще для Москвы явление, потому что из деревянного здания осталось не так много всего. Но как об этом заботится государство? Да практически никак, потому что доме просто висит табличка, причём их висит две. Одна красивая металлическая табличка с хорошей гравировкой, на которой написано, что это дом, в котором часто бывал у друзей Булгаков. А прямо рядом с этой табличкой висит совершенно убогая из оргалита синяя такая, но с QR-кодом, где полностью дублируется вся та же самая информация, что вот на этой красивой табличке. В здании нет ничего, свет там никогда не горит, вид у него такой уже достаточно поношенный и самое главное, что, в общем, даже не озаботились о том, чтобы как-то уже хотя бы оформить фасад, если уж внутри вы ничего не сделали, хотя бы фасад какой-нибудь покрасивее сделайте. Нет, на это тоже все спокойно совершенно плевали, поставили какие-то совершенно убогие железные ворота, которые ни коем образом эпоху не отражают и, скорее всего, если имеют какое-то отношении, то только к 90-х, и всё это выглядит достаточно печально.

Ангелина Грохольская: Я просто сейчас сижу и вспоминаю дачу Чехова в Крыму – такой уютный уголочек с гротом, с комнатами, с мебелью, которая восстановлена, очень много того, что действительно было при Чехове, и как это всё с любовью сделано. Ведь значит можно всё-таки, если очень захотеть, если быть в этом заинтересованным?

Николай Жаринов: Можно. Можно взять ещё, например, Ясную Поляну, в Ясной Поляне всё тоже сделано великолепно, в Мелехово – вообще отлично. И с очень многими усадьбами, в том числе находящимися рядом с Москвой. Взять художников, например, тех же самых: великолепное совершенно имение «Поленово», просто потрясающее по видам, по сохранности дома, по атмосфере, по картинной галерее, которая находится внутри. Но тут нужно понимать, что непосредственным содержанием музея «Поленово» занимаются родственники самого художника, у которых даже при советской власти всё это не отобрали и которые имеют право проживания на территории усадьбы, поэтому это охраняется. Понятно, что Чехов тоже в Советском Союзе был одним из культовых писателей и поэтому всё его достояние поддерживалось.

Ангелина Грохольская: Ещё тогда, да? Ещё с тех времён.

Николай Жаринов: Так же, как и Толстого. А Булгаков – нет, Булгаков – это абсолютный антисоветчик, поэтому на него всем было всё равно, а в новой России для сохранения культурного наследия долгое время места как-то не находилось, может, сейчас как-то эта ситуация изменится к лучшему, на что остаётся только надеяться.

Ангелина Грохольская: Не только экономика, страна на культуре тоже держится.

Николай Жаринов: Да, культура – это главная экономика, духовная.

Ангелина Грохольская: Николай, спасибо вам огромное за сегодняшний маршрут, за сегодняшние истории!

На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.

На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.

Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».

Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.

Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II

Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.

Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки

Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.

Рассказ на дзене старый дом

Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание

Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.

Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.

Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». Режиссер В. Попов. 1984 год

А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.

Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.

Доброе утро!

Сборная России по хоккею сыграла официальный матч в форме с надписью «СССР». Вне машины времени новости такие:

  • Дочь Навального получила за отца премию Сахарова.
  • Участников «земельных протестов» в Ингушетии приговорили к срокам от 7,5 до 9 лет.
  • Российский суд раскрыл информацию о поставках продовольствия российским военным на востоке Украины, разбирая дело о взятке.
  • Россиянин Вадим Красиков приговорен к пожизненному заключению за убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине.

Российское околополитическое

  • Даша Навальная получила за отца премию Европарламента имени Сахарова. Вот полный текст ее выступления, в котором она жестко критикует Европу за «прагматичное отношение к России» и многолетнюю политику умиротворения Путина. Директор Сахаровского центра в Москве Сергей Лукашевский называет вручение сахаровской премии Навальному знаком того, что у России есть потенциал сопротивления, а значит – и надежда на будущее.
  • Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в интервью «Аргументам и фактам» снова обвинил Запад в отравлении Навального: «Операция с блогером в роли «сакральной жертвы» не удалась. Сегодня в разведсообществе США и стран ЕС вынуждены признавать, что интерес населения к «берлинскому пациенту» неуклонно снижается. Скажу больше – ему уже ищут замену в качестве эмблемы российского протеста». Жаль, не назвал кандидатов.
  • Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий вводить персональные санкции против всех иностранцев за «нарушение прав россиян». Это частичное расширение «закона Димы Яковлева». Санкции предусматривают запрет на въезд в Россию, арест активов и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями.
  • В Екатеринбурге запущена петиция с требованием убрать барельеф Сталина с Дома офицеров в центре города. Барельеф восстановили в ходе реставрации (правда, полностью восстановить скульптурную группу, на которой был этот барельеф, реставраторы поленились – ограничились одним Сталиным).
  • В Москве решено установить памятник главе МЧС Евгению Зиничеву, загадочно погибшему недалеко от Норильска в сентябре этого года.
  • Издание «Протокол» рассказывает, как министр промышленности и торговли Денис Мантуров скупает с помощью своей 86-летней матери отели и другое имущество в Геленджике. В Москве у семьи Мантурова тоже есть отель.

Российская уголовщина

  • Кисловодский горсуд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 лет до 9 лет колонии общего режима обвиняемых по делу о протестах в Ингушетии против изменения административной границы с Чечней. Большинство приговоренных провели в СИЗО больше двух с половиной лет. Всех их признали виновными в организации насилия в отношении силовиков, двоих объявили создателями «экстремистской организации», а остальных – ее участниками. Здесь ход следствия и приговоры комментирует адвокат.
  • Прокурор требует три года колонии для отца бывшего главы ФБК Ивана Жданова. О ходе процесса в Нарьян-Маре здесь рассказывает адвокат Владимир Воронин.
  • По делу о гибели 51 человека при аварии на шахте «Листвяжная» арестован ее владелец миллионер Михаил Федяев.
  • По делу об убийстве двух человек заочно арестован участник дела «Сети» Алексей Полтавец, ранее рассказавший «Медузе» об этих убийствах.
  • Российские власти Крыма возбудили уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти против узбекского беженца Наби Рахимова, убитого сотрудниками ФСБ в мае этого года. Тело родным до сих пор не отдали.
  • В Омске в отношении двух 19-летних мужчин возбуждено уголовное дело об экстремистском сообществе «Норд». Опубликовано видео с их признаниями в том, что они «разделяют идеи радикального национализма».
  • «Мемориал» оштрафован на 500 тысяч рублей за то, что на странице «ОВД-Инфо» со сбором средств не было отмечено, что общество объявлено «иностранным агентом». То, что «ОВД-Инфо» и «Мемориал» – разные организации, суд во внимание не принял.
  • Омбудсмен Татьяна Москалькова снова обратилась к следствию и прокуратуре с просьбой смягчить меру пресечения ректору «Шанинки» Сергею Зуеву.
  • Медиахолдинг RT подал в суд на основателя магазина Feelosophy Store Георгия Сарибекяна, выпустившего футболку с надписью «иностранный агент» в поддержку «Медузы». RT зарегистрировал торговую марку «иностранный агент», а сейчас регистрирует «иноагента».
  • Семья калининградца Ивана Вшивкова, погибшего в отделении полиции, добилась компенсации в два миллиона рублей. Вшивков обварился кипятком из радиатора, к которому его, предположительно, приковали наручниками.
  • Почти 400 мигрантам из разных стран запретили въезд в Россию на 40 лет за драки и другие совершенные в Москве правонарушения.

Братские народы

В Брюсселе завершился саммит «Восточное партнерство» с участием лидеров всех стран ЕС и пяти стран – участниц «Партнерства» – Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины. Беларусь была символически представлена пустым креслом и флагом. Президент Украины призвал ЕС ввести в отношении России превентивные санкции, не дожидаясь, пока она нападет на Украину. Декларация саммита призывает Россию к деэскалации и напоминает о неминуемых санкциях в случае агрессии.

Суд в Ростове-на-Дону раскрыл информацию о поставках продовольствия для российских военных, размещенных на позициях сепаратистов на Донбассе, рассматривая дело о взятке. В материалах дела говорится, что российским военным раз в две недели отправляли 1300 тонн продовольствия из Ростовской области. Москва их присутствие на Донбассе всегда отрицала.

В Украине широко обсуждается публикация немецкой газеты Bild о том, что Берлин в ноябре наложил вето на закупку Украиной оружия через агентство НАТО. Министр обороны Украины уже обвинил Германию в блокировке, но политолог Андреас Умланд говорит, что без пояснений официальных лиц пока невозможно разобраться, что произошло.

Президент США Джо Байден анонсировал новый «продолжительный разговор» с Путиным – предположительно, он состоится до конца года. Предметом, вероятно, снова станет Украина.

Вокруг света

  • В Минтрансе Беларуси обвинили пилота рейса Ryanair, принудительно посаженного в Минске, в «нарушении инструкций»: ему, мол, сказали садиться в ближайшем аэропорту, а он зачем-то вернулся в Минск.
  • Житель белорусского города Дзержинска получил три года колонии за то, что принес к дому милиционера ритуальный венок.
  • Высший суд Берлина приговорил к пожизненному сроку без права досрочного освобождения россиянина Вадима Красикова, признанного виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Хангошвили был убит в Берлине 23 августа 2019 года. Нападавшего сразу же задержали. У него оказался фальшивый паспорт на имя Вадима Соколова, а настоящую свою фамилию он называть отказался. Ее выяснили расследователи из Bellingcat, а затем подтвердили следователи. После оглашения приговора Германия объявила о высылке еще двух российских дипломатов (двух уже выслали вскоре после убийства).
  • Путин провел видеопереговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и пообещал ему приехать на церемонию открытия Олимпиады в Пекине.
  • Запущенный NASA космический зонд Parker впервые в истории пролетел через солнечную корону и провел замеры магнитных полей и образцов частиц. Зонд стартовал с Земли в августе 2018 года. На сегодняшний день это самый быстрый из созданных людьми артефактов (до 587 тысяч км/ч).

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 103 тысячи; официальное число жертв достигло к утру среды 292 891 человека (+1142 за сутки). Эти данные не отражают реального положения дел, но более надежные цифры Росстата публикуются с большой задержкой.

В России начали преследовать участников акций против введения QR-кодов: в Череповце задержана женщина, которую обвиняют в распылении дихлофоса в лицо нацгвардейцу, пытавшемуся задержать ее на акции, в Архангельске участник такой акции арестован на 17 суток.

По прогнозам главы Еврокомиссии, штамм омикрон станет доминирующим в Европе уже в январе. Италия, не дожидаясь этого, ужесточила правила въезда для европейцев: привитым теперь надо предъявлять отрицательный тест, а непривитым – еще и сидеть в карантине.

Шесть ссылок

  • История. Рассказ о роли угля в двух промышленных революциях – не случившейся в Китае в IX веке и случившейся в Англии в XVII веке. Или история путешествий – от древних времен до гранд-туров.
  • Писательские биографии. Главы из книги Глеба Морева «Осип Мандельштам: Фрагменты литературной биографии (1920–1930-е годы)». Или рассказ о жизни Льюиса Кэрролла, написанный на основе истории его банковского счета.
  • О птичках. Зачем воронам уметь считать и как они это делают. Или рассказ о том, как выглядел и летал кетцалькоатль.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ на дзен про руслана и вику
  • Рассказ на дне персонажи
  • Рассказ на дне горький краткое содержание
  • Рассказ на дзене субъективные эмоции
  • Рассказ на дзене про машу короткову