Рассказ на английском в прошедшем времени 4 класс

Министерство просвещения российской федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города новосибирска лицей 159 календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании кафедры учителей

Министерство просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Лицей № 159»

Календарно-тематическое

планирование рассмотрено

на заседании кафедры учителей

лингвистики

(протокол № 1 от ___ ____ 2020г.)

Руководитель кафедры________ Пухова Л.И.

Календарно-тематическое планирование

по английскому языку

для 4 класса

Учитель английского языка

Дороднева Нина Валентиновна

Новосибирск 2020г.

Пояснительная записка

 Календарно-тематическое планирование предназначено для обучения английскому языку учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений, составлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, , авторской методической концепции линии УМК «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Дж. Дули, М.Д. Поспеловой и В. Эванс и ориентировано на достижение планируемых результатов ФГОС.

В соответствии с учебным планом отводится 68 часов для обязательного изучения английского языка во 4 классе из расчета 2 часа в неделю.

Учащиеся 4-х классов в основной массе имеют хорошую базу английского языка. Они умеют вести простую беседу на языке, рассказать на заданную тему, читать небольшие тексты, понимают английскую речь на слух. И дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Программа курса дополнена творческими заданиями на развитие навыков письма и чтения.

В результате обучения ученик научится:

— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

— навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

— слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определять базовые предметные и метапредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами;

Определять в совместной деятельности цели и пути их достижения: договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ученик получит возможность научиться:

— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектные способы достижения результата;

— понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты.

Ученик научится:

— начальным навыкам общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; правилам речевого и неречевого поведения.

Ученик получит возможность научиться:

— начальным лингвистическим представлениям, необходимым для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширяя таким образом лингвистический кругозор;

— дружелюбно и толерантно относиться к носителям языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В процессе овладения английским языком у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

В говорении ученик научится:

— вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение;

— кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;

— рассказывать о себе о своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п.;

— воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;

— кратко передавать содержание прочитанного/ услышанного текста.

Ученик получит возможность научиться:

— выражать отношение к прочитанному/ услышанному.

В аудировании ученик научится:

— понимать на слух речь учителя и одноклассников;

— понимать основную информацию услышанного;

— извлекать конкретную информацию из услышанного;

— вербально и не вербально реагировать на услышанное:

— понимать на слух разные виды текста.

Ученик получит возможность научиться:

— использовать контекстуальную или языковую догадку;

— не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

В чтении ученик научится читать:

— с помощью правил чтения и с правильным словесным ударением;

— с правильным логическим и фразовым ударением;

— основные коммуникативные типы предложений;

— небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации.

Ученик получит возможность научиться:

— определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, аналогии с русским языком, контексту, иллюстративной наглядности;

— пользоваться справочными материалами;

— читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифта;

— понимать внутреннюю организацию текста;

— читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события с личным опытом.

В письме ученик научится:

— правильно списывать;

— выполнять лексико-грамматические упражнения;

— писать открытки – поздравления;

— писать личные письма с опорой на образец;

— делать подписи к рисункам;

— правильно оформлять конверт.

Графика, каллиграфия, орфография.

Ученик научится:

— читать и писать слова с помощью транскрипционных знаков;

— пользоваться английским алфавитом: писать буквы красиво и правильно, читать слова по буквам.

Ученик получит возможность научиться:

— группировать слова в соответствии с изученными правилами;

— использовать словарь для уточнения написания слова.

Фонетическая сторона речи.

Ученик научится:

— различать на слух и правильно произносить все звуки английского языка;

— понимать и правильно использовать ударение в словах, фразах, предложениях;

— различать коммуникативный тип предложения по его интонации.

Ученик получит возможность научиться:

— соблюдать нормы произношения английских звуков в чтении вслух и устной речи;

— правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексическая сторона речи.

Ученик научится:

— понимать значение лексических единиц в письменном и устном тексте;

— использовать в речи лексические единицы;

— распознавать по определенным признакам части речи;

— использовать правила самообразования.

Ученик получит возможность научиться:

— догадываться о значении незнакомых слов, используя виды догадки (по аналогии с родным языком, словообразовательным элементам и т.д.).

Грамматическая сторона речи.

Ученик научится:

— понимать и употреблять в речи правильные и неправильные глаголы, неопределенную форму глагола, глагол — связку «быть», модальные глаголы, существительные в единственном и множественном числе, артикли, притяжательный падеж, степени сравнения прилагательных, местоимения личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, наречия времени, степени, количественные и порядковые числительные;

— употреблять основные коммуникативные типы предложений.

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 4 класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Вводный модуль

Снова в школу! Приветствие с учителем, одноклассниками, персонажами детских произведений: имя, возраст, увлечения.

1

Снова в школу! Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).Классная комната. Учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

1

Модуль 1 Семья и друзья

Одна большая счастливая семья. Формирование новых лексических единиц: члены семьи, их имена. Возраст, внешность, черты характера. увлечения/хобби.

1

Счастливая семья. Совершенствование навыков говорения и письма: члены семьи, их имена. Возраст, внешность, черты характера. увлечения/хобби.

1

Мой лучший друг. Совершенствование навыков аудирования и говорения: имя, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.

1

Мой лучший друг. Совместные занятия. Весело в школе. Небольшие произведения на английском языке. Артур и Раскал!

1

Небольшие произведения на английском языке. Златовласка и Три медведя. Часть 1

1

Города в англоговорящих странах и в России.Общие сведения.

1

Теперь я знаю!Урок самоконтроля и самокоррекции по теме «Семья»

1

Контрольная работа по теме «Семья и друзья»

1

Модуль 2 Рабочий день

Любимое домашнее животное: имя,возраст,цвет,размер ,характер, что умеет делать.

1

Больница для животных. Совершенствование навыков чтения

1

Работаем и играем. Формирование навыков аудирования по теме

«Мой день:распорядок дня, домашние обязанности»

1

Небольшие произведения на английском языке. Артур и Раскал. Часть 2. Развитие навыков чтения

1

Небольшие произведения на английском языке Урок чтения. Златовласка и Три медведя. Часть 2

1

Рабочий день Даниэлы. Кем хотят быть дети в России.

Письмо зарубежному другу.

1

Урок самоконтроля по теме «Рабочий день»

1

Контрольная работа по теме «Рабочий день»

1

Модуль 3 Вкусные угощения!

Пиратский фруктовый салат. Формирование новых лексических единиц по теме «Моя любимая еда»

1

Совершенствование навыков говорения по теме «Покупки в магазине основных продуктов питания»

1

Приготовь блюдо. Развитие навыков монологической речи

1

Весело в школе! Небольшие произведения на английском языке. Артур и Раскал! Эпизод 3.

1

Небольшие произведения на английском языке. «Златовласка и три медведя». Часть 3. Совершенствование навыков чтения

1

Как приготовить пудинг? Что бы ты хотел к чаю? Письмо другу.

1

Теперь я знаю. Обобщающий урок по теме «Вкусное угощение»

1

Контрольная работа по теме «Вкусное угощение»

1

Модуль 4 В зоопарке.

Забавные животные. Формирование лексических единиц.

1

Смешные животные. Совершенствование навыков диалогической речи

1

Дикие животные. Формирование навыков письма и говорения

1

Домашние животные. Весело в школе! Артур и Раскал! Эпизод 4.

1

Небольшие произведения на английском языке «Златовласка и три медведя». Часть 4

1

Животные нуждаются в нашей помощи. Письмо другу.

1

Теперь я знаю. Урок повторения по теме «В зоопарке»

1

Контрольная работа по теме «В зоопарке»

1

Модуль 5 Где ты был вчера?

Чаепитие. Семейные праздники- день рождения. Семантизация новых лексических единиц

1

Где вы были вчера? Формирование грамматических навыков. Прошедшее простое время

1

Совершенствование грамматических навыков. Прошедшее простое время

1

Весело в школе! Небольшие произведения на английском языке. Артур и Раскал! Эпизод 5

1

Небольшие произведения на английском языке. «Златовласка и три медведя». Часть 5

1

День рождения. День города в России. Развитие навыков поискового чтения

1

Обобщающий урок по теме «Где вы были вчера?»

1

Контрольная работа по теме «Где вы были вчера»

1

Модуль 6 Расскажи сказку!

Небольшие произведения на английском языке. “Заяц и черепаха”. Чтение текста

1

Совершенствование навыков говорения по теме «Давным-давно»

1

Однажды давным- давно. Совершенствование грамматических навыков. Прошедшее простое время

1

Однажды! Небольшие произведения на английском языке. Артур и Раскал! Эпизод 6.

1

Небольшие произведения на английском языке. «Златовласка и три медведя». Часть 6

1

Американский и английский фольклор. Мир сказок. Литературные персонажи, популярные среди детей (имена героев книг, черты их характера)

1

Теперь я знаю. Я люблю английский. Мои любимые сказки. Обобщающий урок по теме «Расскажи сказку»

1

Контрольная работа по теме «Расскажи сказку»

1

Модуль 7 Лучшее время

Самое лучшее время. Семантизация новой лексики

1

Лучшие времена. Неправильные глаголы в прошедшем простом времени

1

Защита мини-проектов «Мой выходной день (в зоопарке, цирке)»

1

Волшебные моменты. Семейные праздники: день рождения. Совершенствование навыков чтения и говорения.

1

Волшебные моменты. Весело в школе! Артур и Раскал! Эпизод 7.

1

Небольшие произведения на английском языке .«Златовласка и три медведя». Часть 7

1

Элтонские башни. День, который мы помним. Подарки на Новый год/Рождество.

1

Обобщающий урок по теме «Лучшее время»

1

Контрольная работа по теме «Лучшее время»

1

Отправимся в путешествие

Все хорошее — впереди! Семантизация новой лексики.

1

Совершенствование навыков говорения по теме «Виды спорта и спортивные игры».

1

Будущее – замечательное! Будущее простое время

1

Здравствуй, солнце! Развитие навыков говорения по теме «Каникулы»

1

Совершенствование навыков письма по теме «Мои любимые занятия»

1

Весело в школе! Небольшие произведения на английском языке.Артур и Раскал! Эпизод 8.

1

Небольшие произведения на английском языке.Чтение и обсуждение текста «Златовласка и три медведя». Часть 8

1

Путешествовать это весело!. Природа Флориды.

Обобщающий урок по теме «Отправимся в путешествие!»

1

68

Контрольная работа по теме «Отправимся в путешествие»

1

Past Simple — простое прошедшее время, которое описывает ситуации, имевшие место до момента речи или до момента, описываемого в речи.

Правила образования Past Simple в английском языке

По способу образования Simple Past/Past Indefinite все глаголы делятся на правильные и неправильные.

Утвердительная форма у правильных глаголов в Simple Past Tense образуется путем прибавления к основе глагола (к инфинитиву без частицы to) окончания -ed:

to work (работать)

Не worked. (Он работал)

I cooked

We cooked

You cooked

He / she / it cooked

They cooked

Но:

Если глагол оканчивается на -e, то прибавляется только -d.

to live (жить)

He lived in Moscow. (Он жил в Москве. )

Если глагол заканчивается на -y, то буква -y меняется на -i и прибавляется -ed.

to carry (нести) — Не carried. (Он носил. )

to cry (плакать) — Не cried. (Он плакал. )

Если перед -y стоит гласная, то изменения не происходят (к -y прибавляется окончание -ed).

to play (играть) — He played. (Он играл. )

to obey (подчиняться) — He obeyed. (Он подчинился. )

Если перед конечной согласной стоит краткая гласная, то перед окончанием -ed конечная гласная удваивается.

to stop (остановиться) — Не stopped. (Он остановился. )

to travel (путешествовать) — Не travelled. (Он путешествовал. )

Вопросительная форма образуется при помощи вспомогательного глагола did для всех лиц как единственного, так и множественного числа и инфинитива без частицы to. Глагол did стоит перед подлежащим.

Did you go to the theatre yesterday?

Ты ходил вчера в театр?

Did I cook?

Did we cook?

Did you cook?

Did he / she / it cook?

Did they cook?

Отрицательная форма образуется путем прибавления отрицания not к вспомогательному глаголу did.

I did not go there.

Я не ходил туда.

I did not cook

We did not cook

You did not cook

He / she / it did not cook

They did not cook

Употребление Past Simple

Simple Past/Past Indefinite употребляется:

1. Для выражения действия, которое совершалось или совершилось в прошлом в определенное время, для констатации факта совершения действия в прошлом. Время совершения действия может быть указано или не указано. Для указания времени с глаголом в Simple Past очень часто употребляются следующие обстоятельства времени: yesterday — вчера, the day before yesterday — позавчера, last week (month, year) — на прошлой неделе (в прошлом месяце, году), last time — в прошлый раз, в последний раз, two days (years) ago — два дня (года) тому назад, in 1993 — в 1993 году и т. п.

I saw him yesterday. Я видел его вчера.

We met her two years ago. Мы встретили её два года тому назад.

The train was ten minutes late. Поезд опоздал на 10 минут.

2. Для выражения ряда последовательных действий в прошлом.

Не had his breakfast, took his bag, put on his hat and went out.

Он позавтракал, взял портфель, надел шляпу и вышел.

3. Для выражения действия, свойственного лицу или предмету, обозначенному подлежащим, в прошлом. В таких случаях часто употребляются наречия неопределенного времени: usually — обычно и др.

Не usually took an umbrella. Он обычно брал зонтик.

They never smoked. Они никогда не курили.

4. Когда спрашивают о времени действия.

When did you see her?

Когда ты её видел?

5. Для выражения действия, время которого не указано, но которое происходило в определенный период времени в прошлом.

Не worked at a plant for 5 years.

Он работал на заводе в течение 5 лет. (А теперь не работает. )

6. После if /if only в сослагательном наклонении при выражении невыполнимого, нереального условия.

If I graduated from Oxford! Если бы я окончил Оксфорд!

If we lived in Paris! Если бы мы жили в Париже!

If only we had a rope there! Если бы у нас была там верёвка!

Заметьте:

Глаголы в Simple Past/Past Indefinite переводятся на русский язык глаголами совершенного или несовершенного вида в прошедшем времени.

She read this humorous story. Она читала этот юмористический рассказ.

Не graduated from the University. Он окончил университет.

Вспомогательные глаголыК вспомогательным глаголам в английском языке относятся глаголы, которые не употребляются самостоятельно (или в самостоятельном значении), а используются для образования сложных глагольных форм, обозначая время, залог, наклонение, а иногда и лицо и число смыслового глагола.

простое прошедшее время в английском

Время Past Simple используется для обозначения действия, которое произошло в определенное время в прошлом и время совершения которого уже истекло.

Для уточнения момента совершения действия в прошлом при использовании времени Past Simple обычно используются такие слова, как:

five days ago – пять дней назад

last year – в прошлом году

yesterday – вчера

in 1980 – в 1980 году

и т. п.

Образование Past Simple

Утвердительные предложения:

I played

We played

You played

He / she / it played

They played

Вопросительные предложения:

Did I play?

Did we play?

Did you play?

Did he / she / it play?

Did they play?

Отрицательные предложения:

I did not play

We did not play

You did not play

He / she / it did not play

They did not play

Для того, чтобы поставить английский глагол во время Past Simple, нужно использовать его «вторую форму». Для большинства глаголов она образуется прибавлением окончания -ed:

examine – examined

enjoy – enjoyed

close – closed

Однако есть также достаточно большая группа неправильных английских глаголов, которые образуют форму прошедшего времени не по общим правилам, для них форму прошедшего времени нужно просто запомнить.

We saw your dog two blocks from here.

Мы видели вашу собаку в двух кварталах отсюда.

В вопросительном предложении перед подлежащим нужно использовать вспомогательный глагол do в прошедшем времени – did, а после подлежащего поставить основной, значимый глагол в начальной форме:

Did you wash your hands?

Ты помыл руки?

Did they sign the contract?

Они подписали контракт?

В отрицательных предложениях перед глаголом нужно поставить вспомогательный глагол did и отрицательную частицу not:

We did not find our car.

Мы не нашли свою машину.

I did not understand this question.

Я не понял этот вопрос.

Случаи употребления Past Simple:

Указание на простое действие в прошлом:

I saw Jeremy in the bank.

Я видел Джереми в банке.

Регулярные, повторяющиеся действия в прошлом:

The old man often visited me.

Старик часто меня навещал.

I noticed this charming shop girl each time I went to buy something.

Я замечал эту очаровательную продавщицу каждый раз, когда шел за покупками.

Перечисление последовательности действий в прошлом:

I heard a strange sound, looked back, and saw a huge cat sitting on the table.

Я услышал странный звук, обернулся и увидел здоровенного кота, сидящего на столе.

Past Simple: правила, примеры, случаи употребления —

Для описания состояний и действий произошедших в прошлом используется Past Simple (простое прошлое время). С помощью этого грамматического времени можно рассказать историю как что-то произошло или о бывших ранее привычках. Ниже мы подробно рассмотрим все эти случаи употребления Past Simple. Итак, начнем наш урок с объяснения способов построения утвердительных предложений в простом прошлом времени. Материал предназначен для изучающих английский с нуля и для всех, кто желает освежить и систематизировать свои знания. Построение утвердительного предложения в Past SimpleВ простом прошедшем времени нужно знать формы неправильных глаголов, так как для построения предложения с неправильным глаголом требуется использовать его вторую форму. Схема или правило построения утвердительного предложения в Past Simple будет таким:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + V-ed / V2 + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВАV-ed — это правильный глагол, которому добавляем окончание -ed, а V2 — это вторая форма неправильного глагола. Как видите, чтобы построить предложение в Past Simple нужно знать какой глагол вы используете: правильный или неправильный. Построение предложений с правильными глаголамиНапример, возьмем глагол «жить» — to live – глагол правильный, значит его прошедшее время образуется при помощи добавления окончания -ed: to live – lived (жить — жил). Так образуют прошедшее время все правильные глаголы:To live – livedжить — жилTo want – wantedхотеть — хотелTo cook – cookedготовить — готовилTo clean – cleanedубирать — убиралПримеры предложений в Past Simple с правильными глаголами:He worked. Он работал cleaned the room and then cooked dinner. Она убрала комнату и затем приготовила обед. I played and then fixed the shelf. Я поиграл, а затем починил полку finished school last year. Она окончила школу в прошлом году started learning English. Мы начали учить английский. Построение предложений с неправильными глаголамиНеправильные глаголы (irregular verbs) — это глаголы, которые образуют форму прошедшего времени и форму причастия не по правилам; формы неправильных глаголов надо запомнить. Например, глагол «drink» — «пить» — неправильный, он имеет три формы:drink (V1) — drank (V2) — drunk (V3)пить — выпил — выпитыйЧтобы образовать предложение в прошедшем времени надо взять вторую форму (V2) — drank. I drank some coffee. Я выпил кофе. Всего существует порядка 470 неправильных глаголов в английском, из них около 100 наиболее употребимых. Если глагол неправильный, то словарь покажет вам три его формы, возьмем несколько примеров:to get (V1) — got (V2) — got (V3)получать — получил — полученныйto go (V1) — went (V2) — gone (V3)идти — ходил — пришедшийto be (V1) – was/were (V2) – been (V3)быть — был/были — бывшийto have (V1) – had (V2) — had (V3)иметь — имел — имевшийсяto write (V1) – wrote (V2) – written (V3)писать — писал — написанныйto break (V1) – broke (V2) – broken (V3)ломать — сломать — сломанныйПримеры предложений в Past Simple с V2:I was at work yesterday. Я был на работе вчера. Yesterday we were visiting. Вчера мы были в гостях. I got up, washed, then drank a cup of tea and went to work. Я встал, умылся, затем выпил чашку чая и пошел на работу (get up — вставать, got up — встал). I wrote a letter and went to sleep. Я написал письмо и пошел спать broke his toy. Он сломал свою игрушку. Итак, для построения утвердительных предложений в Past Simple нам надо ставить глагол в прошедшее время:V-ed (если глагол правильный, то добавляем окончание -ed)V2 (если глагол неправильный, то берем его вторую форму). Построение вопросительных предложенийДля построения вопросов нам потребуется вспомогательный глагол did (вторая форма неправильного глагола do). Именно вспомогательный глагол did берет на себя функцию обозначения прошедшего времени, и потому смысловой глагол возвращается в настоящее время. В вопросительных предложениях правильным глаголам не нужно прибавлять окончание -ed, а неправильные глаголы не нужно ставить во вторую форму (V2). Правильный и неправильный глагол будут иметь форму настоящего времени. Правило построения вопросительного предложения в Past Simple:ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ DID + ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. Посмотрим примеры вопросительных предложений в Past Simple с правильными глаголами:Did you work yesterday? Ты работал вчера? Did you clean the room and cook dinner? Ты убрала комнату и приготовила обед? Did you finish school last year? Ты окончила школу в прошлом году? Нередко ученики все-таки делают ошибку, пытаясь добавлять окончание -ed или V2 в вопросительных предложениях прошедшего времени. Поэтому еще раз обращаем внимание, что -ed или V2 ставятся только в утвердительных предложениях. Сравните утвердительное и вопросительное предложение в Past Simple:I worked yesterday. Я работал вчераDid you work yesterday? Ты работал вчера? В утвердительном предложении, чтобы образовать прошедшее время, мы добавили окончание -ed. А в вопросительном предложении глагол work остается в форме настоящего времени, на прошедшее время указывает вспомогательный глагол did. Еще примеры:I cleaned the house. Я убирала дом you clean the house? Ты убирала дом? I played football yesterday. Я играл в футбол вчера you play football yesterday? Ты играл в футбол вчера? То же самое с неправильными глаголами в Past Simple: в вопросительных предложениях мы берем не вторую, а первую форму неправильного глагола (V1), например: Did you get up (V1)? — Ты встал? Сравните утвердительные и вопросительные предложения в простом прошедшем времени:I wrote (V2) a letter yesterday. Я написал письмо вчера you write (V1) a letter yesterday? Ты написал письмо вчера? I went (V2) to the store. Я сходил в магазин you go (V1) to the store? Ты сходил в магазин? Построение разных типов вопросов в Past Simple. Как вы помните, в английском языке выделяют 6 типов вопросов. Сейчас мы приведем примеры их построения в простом прошедшем времени. Общий вопросЭтот тип вопроса мы уже подробно разобрали выше you finish school at the age of 17? – No, I didn’t. I finished school at the age of 16. Ты окончил школу в 17 лет? — Нет. Я окончил школу в 16 лет. Специальный вопросЭто вопрос с вопросительным словом. Строится по типу общего, но вначале ставится вопросительное слово did you finish school? Когда ты окончила школу? Why did you have (V1) a good time? Почему вы хорошо провели время? Whom did you meet (V1) in Italy? Кого вы встретили в Италии? Вопрос к подлежащемуНапомним, что данный тип вопроса строится по типу утвердительного предложения (подлежащим делается местоимение), то есть, без вспомогательного глагола did, а к смысловой глагол ставится в форму прошедшего времени (-ed или V2):Who saw Nick yesterday? Кто видел Ника вчера? What made you laugh at Nick’s party? Что заставило тебя смеяться на вечеринке Ника? РазделительныйНапомним, что данный тип вопроса состоит из двух частей: утвердительной и вопросительной was at the market, wasn’t he? Том был на рынке, не так ли? They began studying English at school, didn’t they? Они начали изучать английский в школе, не так ли? Построение отрицательных предложений в Past SimpleДля отрицания нужен вспомогательный глагол did и отрицательная частица not, которые ставятся между подлежащим и смысловым глаголом. Смысловой глагол будет иметь форму настоящего времени, соответственно, неправильные — первую форму (V1). Схема построения:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + DID NOT + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ (V1) + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА did not clean the house yesterday. Она не убрала дом вчера did not walk the dog in the morning. Он не гулял с собакой утром. I did not write a letter. Я не написал письмо. I didn’t play. Я не играл. Запись did not принято сокращать до didn’t:Построение Past Simple с помощью глагола to be (was/were)Глагол to be – неправильный глагол (irregular verb), в прошедшем времени имеет две формы was – для 1-го и 3-го лица ед. числа (местоимения I, SHE, HE, IT и существительные, которые можно ими заменить) и were – для всех остальных случаев (YOU, WE, THEY, и лиц во множ. числе). Глагол to be самостоятельно (без вспомогательных) строит утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения. Утвердительные предложения с глаголом to beЧтобы построить конструкцию с глаголом to be в прошедшем времени, нужно использовать вторую форму (V2), при чем для ед. числа — was, для местоимения YOU и множ. числа — were. Схема построения:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + WAS/WERE + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. Примеры:I was at the theatre yesterday. Я был в театре вчера were in Paris last week. Они были в Париже на прошлой неделе was in the library yesterday. Она была в библиотеке вчера. Вопросительные предложения с глаголом to beДля построения вопроса достаточно поставить глагол to be на первое место, перед подлежащим. В случае специального вопроса на первое место ставится вопросительно слово: why? where? what? и др. Схема:WAS/WERE + ПОДЛЕЖАЩЕЕ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА you at the theatre yesterday? Ты был вчера в театре? Were they in Paris last week? Они были в Париже на прошлой неделе? Why was she at the Lawyer’s yesterday? Почему она была у юриста вчера? Why were you angry? Почему ты был сердитым? Отрицательные предложения с глаголом to beДля построения отрицания глагол to be ставится в прошедшее время (V2) и к глаголу прибавляется отрицательная частица not. Вспомогательный глагол did — не нужен. Схема:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + WAS/WERE + NOT + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. I was not in the theatre yesterday. Я не был в театре вчера were not angry. Они не сердились weren’t angry. Он не жадничал wasn’t visiting yesterday. Он не был в гостях вчера. Как вы заметили, запись was not и were not можно сократить wasn’t и weren’t. Сравнение Past Simple с другими временами группы Simple — ContinuousЧтобы вы лучше понимали место данного грамматического времени в группах Simple — Continuous посмотрите таблицу:Past Simple в группе времен Simple — ContinuousСлучаи употребления Past SimpleПосмотрим список ситуаций или случаев, для описания которых нужно использовать простое прошедшее время:Действие бывшее в прошлом. Привычки, состояния в прошлом. Цепочки действий в прошлом. Рассказ истории, бывшей в прошлом. Когда говорим о том, что делали, чем занимались раньше (used to), а сейчас уже нет. Рассмотрим подробнее каждый случай, в котором употребляется Past Simple. Случай 1. Действия совершенные в прошлом. Показывает завершенное или последовательность завершенных действий в прошедшем времени. Отвечает на вопрос «когда?, и, часто строится с наречиями времени:YesterdayвчераLong agoдавным-давноAgoтому назадLast weekна прошлой неделеAt the age ofв возрасте.. SeptemberВ сентябреOn (last) SundayВ прошлое воскресениеFor a while forнекоторое время назадIn his childhoodв его детствеWhen at schoolкогда ходил в школуПримеры предложений:He finished school at the age of 16. Он закончил школу в 16 лет. I had (V2) a good time in Italy last summer. Я хорошо провел время в Италии прошлым летом Italy I met (V2) an old friend of mine and we had (V2) a nice chat. В Италии я встретил моего старого друга и мы хорошо поболтали. Случай 2. Привычки или состояния в прошлом Simple используют для рассказа о бывших прежде привычках или для описания состояний (эмоциональных), бывших в прошлом. Примеры:I felt (V2) unhappy at yesterday’s meeting, because I was (V2) tired and hungry. На вчерашней встрече я чувствовал себя несчастным, так как был уставшим и голодным my youth I wore (V2) my thick blond hair loose. В юности я носил распущенные светлые волосы. Случай 3. Цепочка последовательных действий в прошлом. Используем Present Simple для описания последовательности законченных действий в прошлом, соединяя их словом «then». Примеры:I got (V2) home then opened the door then found (V2) some newspaper on the table then gave (V2) a call to my friend. Я вернулся домой, открыл дверь, нашел на столе газету и сделал звонок своему другу. Случай 4. Рассказываем историю. Используем Present Simple, когда рассказываем сказу или историю (соответствует русскому «жили-были»):There lived once a man near a thick forest in a little hut with a dog and a cat…Однажды рядом с густым лесом в маленькой хижине жил человек с собакой и кошкой…When I met (V2) Mary first, she was (V2) a smart young girl with deep dark eyes and an attractive smile. Когда я впервые встретил Мэри, она была умной молодой девушкой с глубокими темными глазами и привлекательной улыбкой. Случай 5. Делал раньше – used to / would. Для широкого употребления Present Simple нам нужно понимать структуры с used to — «раньше» и would — «бывало» to используется, когда субъект сообщает, о том, что он делал раньше, а теперь не делает (жесткая структура) используется, когда субъект сообщает, о том, что он бывало делал и теперь бывает делает (более мягкая структура). Чтобы построить предложение с used to:На первое место ставим действующее лицо (подлежащее)Затем used to (указывает на прошедшее время, переводится «раньше»)Затем смысловой глагол в настоящем времени (первая форма неправильного глагола — V1). Схема построения структуры с used to:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + USED TO + ГЛАГОЛ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ (V1) + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. Примеры:I used to smoke a lot when I was younger, but now I don’t. Раньше я много курил, когда был моложе, но теперь не курю father used to be (V1) rich, now he isn’t. Раньше мой отец был богат, а теперь нет used to live in Germany. Раньше он жил в Германии. Вопросительная конструкция с used toЧтобы задать вопрос с конструкцией used to необходимо использовать вспомогательный глагол did (теперь он обозначает прошедшее время) и use to в форме настоящего времени (то есть, без окончания -ed). Схема:DID + ПОДЛЕЖАЩЕЕ + USE TO + ГЛАГОЛ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ (V1) + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. Для построения специального вопроса необходимо в данную схему на первое место поставить вопросительное слово: What, Where, How и др he use to live in Germany? — Yes, he did. Он раньше жил в Германии? — Да did he use to go for holidays? Куда он ездил раньше в отпуск? Напомним, что вопрос к подлежащему (см. выше) строиться по типу утвердительного предложения:Who used to live here? Кто раньше жил тут? Отрицание с used toПостроение отрицательного предложения требует вспомогательного глагола did, частицы not, и use to (форма настоящего времени). Схема:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + DID NOT + USE TO + ГЛАГОЛ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ (V1) + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. I did not use to run in the morning, but now I do. Я не бегал по утрам раньше, а теперь бегаю didn’t use to play hockey, but now he does. Он не играл в хоккей раньше, а теперь играет. Утвердительные предложения с wouldДанная структура похожа на used to, но не такая жесткая «раньше делал, теперь нет», скорее «раньше делал, бывает и теперь делаю». С точки зрения грамматики, would будет указывать на прошедшее время и иметь значение «раньше, прежде, бывало» или просто обозначать прошедшее время. Следующий за ним смысловой глагол ставится в форму настоящего времени. Схема:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + WOULD + ГАЛГОЛ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ (V1) + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА his childhood his mother would cook his breakfast and would give him a lift to school. В детстве мама делала ему завтрак и подвозила в школу would often stop and talk to you when you worked in that office? Кто часто останавливался и разговаривал с тобой, когда ты работал в этом офисе? My Granny would tell me fairy tales at bedtime. Моя бабушка рассказывала мне сказки перед сном. Случай 6. Разговорные выражения. Простое прошедшее время часто употребляется в разговорных выражениях и оборотах, типа: Когда ты впервые?… В последний раз.. did you first see this man? Когда ты впервые увидел этого мужчину? When did you last see this man? Когда вы последний раз видели этого человека? When did you first have a decent meal? Когда вы впервые получили привычную еду? When did you last have a shower? Когда ты последний раз принимал душ? When did you first get your first car? Когда у вас впервые появилась машина? When did you last have your hair cut? Когда ты последний раз стригла волосы? Страдательный залог в Past Simple. Напомним, что пассивный залог — это грамматическая форма, в которой над подлежащим совершается действие, например, «его привезли» или «дом строится». Что бы построить предложение в пассивном залоге (Passive Voice) в простом прошедшем времени нам потребуется глагол to be в прошедшем времени и смысловой глагол в третьей форме V3. У правильных глаголов третья форма (V3) глагола образуется так же как и вторая форма (V2), то есть путем прибавления окончания -ed. Третью форму (V3) неправильных глаголов надо знать наизусть или смотреть в словаре. Порядок слов:Подлежащее — лицо/предмет над котором совершается действеГлагол to be в прошедшем времени — was или wereСмысловой глагол в V3 (правильный с окончанием -ed, неправильный в третьей форме V3)Остальные словаСтрадательный залог в Past Simple строиться по формуле:ПОДЛЕЖАЩЕЕ + WAS/WERE + V-ED / V3 + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА parcel was sent (V3) 3 days ago. Посылка была отправлена 3 дня назад houses were built (V3) as far as in 19th century. Эти дома были построены еще в 19 веке bike was repaired (V3) last Monday. Мой велосипед починили в прошлый понедельник car was sold (V3) at the yesterday’s auction. Его машина была продана на вчерашнем аукционе. Построение вопросительного предложения в Past Simple Passive VoiceОбщий вопрос в страдательном залоге в простом прошедшем времени строится по схеме:WAS/WERE + ПОДЛЕЖАЩЕЕ + V-ED / V3 + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА. Для построения специального вопроса надо поставить вопросительное слово на первое место в предложении: Why/when/how long ago и др his car sold? Его машина была продана? Whom was his essay written by? Кем было написано это эссе? Заключение Мы рассмотрели все случаи употребления Past Simple, правила построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений; привели примеры. Но для того, чтобы свободно говорить нужна постоянная практика, поэтому повторяйте и тренируйтесь. Вопросы по теме можно задать ниже в форме комментариев к уроку. Наш преподаватель постарается дать вам ответ в течение суток. Желаем успехов!


Тип
урока:

открытие
нового
знания.


Задачи
урока:

сформировать
представления
о
древних
племенах
на
территории
нашей
страны
на
материале
«Повести
временных
лет»;
развивать
речь,
умения
наблюдать,
сравнивать;
воспитывать
толерантное
отношение
к
людям
разных
национальностей,
живущих
в
родном
крае.


Планируемые
результаты:


  • Предметные:

    определять
    места
    обитания
    разных
    племён,
    о
    которых
    рассказывает
    летопись;
    как
    можно
    объяснить
    названия
    древних
    славянских
    племен;
    характеризовать
    внешний
    вид
    женских
    украшений
    по
    изображениям
    в
    учебнике;
    знать
    фрагменты
    Повести
    временных
    лет,
    посвящённые
    вопросу
    о
    многообразии
    славянских
    и
    неславянских
    племён,
    обитавших
    на
    Восточно-Европейской
    равнине;
    определять
    по
    карте
    взаимное
    расположение
    племенных
    территорий;
    иметь
    представление
    об
    археологических
    находках,
    дополняющих
    сведения
    письменных
    источников
    о
    племенном
    многообразии
    населения
    Восточно-Европейской
    равнины
    в
    древности.

  • Личностные:

    осознавать
    ценность
    мирных
    отношений
    между
    людьми
    разного
    этнического
    происхождения,
    живущими
    на
    одной
    территории
    (на
    основе
    рассказа
    летописца
    Нестора)

  • Метапредметные:

    характеризовать
    связь
    значений
    славянских
    этнонимов
    с
    особенностями
    мест
    их
    обитания,
    с
    именами
    предполагаемых
    родоначальников
    племен;
    сравнивать
    между
    собой
    женские
    височные
    украшения,
    находить
    общее
    и
    различное.


Оборудование:

Учебник
«Окружающий
мир
4
кл.»
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая,
ч
2;
Лист
«Карта
Открытий»
у
каждого
ученика
(смотрите


Приложение
2
).
Презентация
к
уроку
(смотрите


Приложение
1
)


Ход
урока


I.
Оргмомент


(
Настрой
на
урок.
Проговаривание
девиза
урока)


Подровнялись.

Тихо
сели.

На
соседа
посмотрели.

Дружелюбно
улыбнулись.

И
ко
мне
все
повернулись.


Я
знаю,
что
вы
ребята
творческие,
а
творить
всегда
интересно.
Даже
если
что-то
сразу
не
получается,
надо
помнить:

«С
малой
удачи
начинается
большой
успех»
.
Я
вам
желаю
сегодня
быть
успешными!
А
большой
успех
рождается
тогда,
когда
мы
работаем…
(как?)
сообща,
дружно,
мирно.

Итак,
девиз
нашего
урока:

В
мире
жить

с
миром
жить!


II.
Проверка
домашнего
задания


Фронтальная
работа


Для
начала
давайте
мы
с
вами
вспомним,
что
вы
изучали
на
прошлых
уроках.


Вспомните
значение
слова
«история».
(в
переводе
с
греческого
языка
«история»
это
рассказ
о
прошлых
событиях,
о
прошедшем,
т.е.
наука
о
прошлом;
последовательность
событий
во
времени
)


Какие
источники
помогают
изучать
историю?
(Письменные
источники


(предания,
былины,
легенды,
летописи)
и

вещественное
наследие
или
находки
археологов

(орудия
труда,
постройки,
оружие,
украшения,
посуда,
произведения
искусства)


Вспомните
значение
слова
«археология».

(Историческая
наука,
которая
позволяет
заглянуть
в
то
время,
когда
письменности
ещё
не
было.)


Почему
наука
археология
важна
и
для
изучения
тех
эпох,
когда
письменность
уже
существовала?

(Она
дополняет
сведения,
полученные
из
письменных
источников.)

Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
археология
и
письменные
источники
дополняют
друг
друга
и
помогают,
более
точно
познакомиться
с
определенными
отрезками
времени.


III.
Актуализация
знаний

Сейчас
перед
вами
появится
необычный
человек.(СЛАЙД
4)

Ваша
задача

узнать,
кто
это
и
чем
он
занимается.


(Учитель
читает
стихотворение
Н.Кончаловской
«В
монастырской
келье
узкой»)

В
монастырской
келье
узкой,

В
четырёх
глухих
стенах

О
земле
о
древнерусской

Быль
записывал
монах.

Он
писал
зимой
и
летом,

Озарённый
тусклым
светом.

Он
писал
из
года
в
год

Про
великий
наш
народ.

О
нашествии
Батыя

Написал
он
в
грозный
час,

И
слова
его
простые

Сквозь
века
дошли
до
нас.


Кто
этот
человек?

(Монах)


Чем
он
занимается?

(Пишет
летопись)


Что
такое
летопись?

(Рукописные
книги
о
событиях
древней
истории,
сведения
в
которых
изложены
по
годам.)


Вспомните,
на
чем
писали
люди
в
древние
времена?

(Папирус,
пергамент
и
береста)


Как
вы
думаете,
на
каком
материале
писали
летописи?
(Летописи
писали
на
пергаменте.)

Почему?


Вспомните,
одного
из
самых
известных
летописцев
Древней
Руси.

(Монах
Нестор)


Благодаря
чему
мы
помним
монаха
Нестора?

(Он
написал
летопись
«Повесть
временных
лет»)


IV.
Постановка
учебной
задачи


А
знаете
ли
вы,
на
какие
вопросы
отвечает
эта
летопись?
(Предположения
детей)


Сегодня
я
вам
предлагаю
совершить
мысленное
путешествие
по
страницам
его
летописи.

Тема
нашего
урока:
По
страницам
летописи

Итак,
мы
начинаем
путешествие.
В
этом
нам
поможет
наш
учебники
Карта
Открытий
(лист

Откройте
учебники
на
стр.
12.
Прочитайте
первый
абзац.


На
какие
вопросы
мы
сегодня
сможем
получить
ответы?


(Учащиеся
высказывают
предположения.

1.
Откуда
есть
пошла
Русская
земля?

2.
Какие
народы
ее
населяли?

3.
Как
они
друг
с
другом
ладили?)


V.
Основной
период


О
какой
территории
нам
сегодня
поведает
летописец?

(Просторы
Восточно-Европейской
равнины)

На
странице
13
в
учебнике
представлена
карта
расселения
славян
по
территории
Восточно-Европейской
равнины.


Ребята,
скажите,
что
обозначает
территория,
выделенная
розовым
цветом?
Зеленым?
Светло
зеленым?
Назовите,
название
племен,
которые
встретились
вам
на
карте?
(словене,
кривичи,
вятичи,
северяне,
дреговичи,
древляне,
волыняне,
радимичи)

Найдите
второй
абзац
на
стр.12
и
прочитайте
первые
2
предложения.

(Название
славянских
племен
словно
рождены
той
землей,
где
они
поселились.
Летописец
так
и
говорит:
«Разошлись
славяне
по
земле
и
прозвались
именами
своими
от
тех
мест,
на
которых
сели».)


О
чём
вы
узнали
из
этих
предложений?

Посмотрите
на
карту:
одни
славяне
«пришли
и
сели
по
Днепру
и
назвались
полянами»,
а
как
вы
думаете,
почему
они
так
назвались?
(Потому
что
там
были
плодородные
поля).


Работа
в
парах

Я
вам
предлагаю
поработать
в
парах
и
определить,
почему
именно
такие
названия
имеют
племена.
В
этом
вам
помогут
карта,
логические
рассуждения
и
учебник
на
стр.12
(заполните
таблицу

лист
«Карта
Открытий»
для
учащихся,
задание

1)


Название
племени


Причина
названия

Поляне

Древляне

дрягва
(болото)

берега
реки
Полоты

Северяне

оставили
себе
свое
имя
и
название
озера

имя
родоначальника
Крива

Радичи

имя
родоначальника
Вятко

Проверяем:

  • Поляне

    плодородные
    земли
    (поля,
    степи)
  • Древляне

    «сели
    в
    лесах»,
    среди
    деревьев
  • Дреговичи

    дрягва
    (болото)
  • Полочане

    берега
    реки
    Полоты
  • Северяне

    жили
    севернее
    какого-то
    другого
    племени
  • Ильменские
    словене

    просто
    оставили
    себе
    свое
    имя
    и
    название
    озера
  • Кривичи

    имя
    родоначальника
    Крива
  • Радичи

    имя
    родоначальника
    Радим
  • Вятичи

    имя
    родоначальника
    Вятко.


Защита
работ
.

Учащиеся
называют
племя,
причину
названия
племени
и
показывают
место
расселения
на
карте.

Итак,
мы
с
вами
убедились
в
том,
что
названия
племён
происходит
от
местности,
где
они
селились,
или
по
имени
основателя
рода.
Запишите
вывод
на
листе
«Карта
Открытий».


VI.
Продолжение
работы
по
теме


Посмотрите
внимательно
на
карту.
Вблизи
каких
географических
объектов
селились
все
славяне?
(Вблизи
водоёмов,
рек)

Как
вы
думаете,
почему?

(Защита
от
врагов,
давала
воду
для
приготовления
пищи,
рыбу,
можно
было
путешествовать
по
рекам)


Ребята,
как
вы
думаете,
у
всех
этих
племен
были
одинаковые
условия
для
жизни?
А
одевались
они
одинаково?
Сейчас
мы
с
вами
рассмотрим
женские
украшения
разных
племен,
ваша
задача
определить,
чем
они
похожи
и
чем
отличаются.


Практическая
работа:

придумайте
свое
женское
украшение
(задание

2

лист
«Карта
Открытий»
для
учащихся)


Ребята,
а
теперь
откройте
страницу
14
и
прочитайте
текст
«в
мире
жить

с
миром
жить».
Будьте
готовы
ответить
на
мои
вопросы.

  • Как
    между
    собой
    жили
    славянские
    племена?
  • Как
    образовалась
    древнерусская
    народность?
  • Какие
    народы
    называли
    братскими?

Заполните
схему
на
листе
«Карта
Открытий».

img1


Как
ладили
между
собой
и
со
своими
соседями
эти
народы?


А
что
нас
объединяет?


Дружба


Игра
«Я
твой
друг
и
ты
мой
друг»

Пожмите
друг
другу
руки.

  • Пожмите
    левую
    руку
    у
    соседа
    ,
    сидящего
    справа,
    проговаривая
    слова:
    «Я
    твой
    друг
    и
    ты
    мой
    друг»
  • Пожмите
    правую
    руку
    у
    соседа,
    сидящего
    слева.
  • Образуйте
    цепочку
    «Дружбы»
    (дети
    берутся
    за
    руки,
    образуя
    цепочку).
    Отправим
    «Письмо
    Дружбы»
    из
    одного
    конца
    цепочки
    в
    другой
    (пожимают
    руки
    друг
    другу
    по
    очереди)

Не
забывайте
«В
мире
жить

с
миром
жить»

Молодцы
ребята,
вы
хорошо
поработали.


VII.
Итог

Для
того
чтобы
закрепить,
то
о
чём
мы
с
вами
сегодня
говорили,
давайте
ответим
на
несколько
вопросов:


Какие
вопросы
о
прошлом
нашего
Отечества
поставил
Нестор-летописец?

(Откуда
есть
пошла
Русская
земля?
Какие
народы
её
населяли?
Как
они
друг
с
другом
ладили?)


Как
назывались
балтские
и
финно-угорские
племена,
которые
издревле
жили
на
территории
Восточно-Европейской
равнины?
(весь,
чудь,
корсь,
мурома,
меря,
мордва,
литва)


Чем
можно
объяснить
названия
древних
славянских
племён?

(«Разошлись
славяне
по
земле
и
прозвались
именами
своими
от
тех
мест,
на
которых
сели»)


Почему
русский,
украинский
и
белорусский
народы
можно
назвать
братскими?

(жили
рядом,
объединялись
в
семьи,
рождали
детей)


Тест


(если
согласны
с
выражением,
то
поставьте
отметку
в
строчке
«+»,
если
же
не
согласны,
то

«-»)

1.
Монах
Нестор
написал
библию.

(летопись)
(-)

2.
Летописи
писали
на
пергаменте.(+)

3.
Древляне
названы
так
потому,
что
селились
на
полях
и
степях.

(лесов,
деревьев)
(-
)

4.
Кривичи
названы
так
потому,
что
родоначальником
был
Крива.
(+)

5.
Дреговичи
названы
так
потому,
что
селились
в
лесах.

(болото)
(-)

6.
Русские,
украинцы
и
белорусы
всегда
враждовали.

(дружили)
(-)

Взоимопроверка.

Ответы:
-,
+
,
-,
+,
-,

Какой
вывод
можно
сделать
познакомившись
с
этой
темой.

Какой
вывод
вы
сделали
для
себя?

Запишите
вывод
на
листе
«Карта
Открытий».


VIII.
Рефлексия


Какую
задачу
ставили
на
уроке?
(Слайд
31)


Удалось
решить
поставленную
задачу?

  • Каким
    способом?
  • Какие
    получили
    результаты?
  • Что
    нужно
    сделать
    ещё?
  • Где
    можно
    применить
    новые
    знания?
  • Что
    на
    уроке
    у
    вас
    хорошо
    получилось?
  • Над
    чем
    ещё
    надо
    поработать?


Что
нового
вы
узнали
на
уроке,
что
вспомнили,
чему
удивились?

Оцените
свою
работу
на
уроке
(нарисуйте
смайлик).

Поднимите
руку,
кому
понравился
урок!
Встаньте,
кто
узнал
что-то
новое!


IX.
Домашнее
задание

1)
Учебник
с.12-15,
пересказ,
отвечать
на
вопросы.

2)
Нарисовать
на
альбомном
листе
национальные
костюмы
братских
народов:
русского,
украинского,
белорусского
(по
выбору)

Вклеить
лист
«Карта
Открытий»
в
тетрадь.


Использованные
источники

1.
Окружающий
мир.
4
кл
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая,
Учебник
в
2

ч..
ч
2

М.:
просвещение,
2019
г.

2.
Окружающий
мир.
4
класс
Рабочая
тетрадь
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая.
часть
2,

М.
Просвещение,
2019
г.

3.
Поурочные
разработки
по
курсу
«Окружающий
мир».
4
класс

УМК
А.А.Плешакова,
М.Ю.
Новицкой
(«Перспектива»))

И.Ф.Яценко

4.
Литературное
чтение.
2
класс
1
часть.
Учебник
в
2
ч.
Климанова
Л.Ф.,
Горецкий
В.Г.
с.
13

5.
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_letopisi__4_klass-194458

6.
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/po-stranitsam-lietopisi

7.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/09/27/po-stranitsam-letopisi

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2»

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по иностранному языку для 5 класса основного общего образования

 (предмет, класс, уровень образования)

Ставниковой Ирины Сергеевны, первая квалификационная категория

(Ф.И.О., категория)

2021/2022 учебный год, срок реализации 1 год

п.г.т. Уренгой

2021

 I. Пояснительная записка

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011 г.) и учебно-методического комплекса: Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5–9 классов. УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). – М.: Express Publishing: «Просвещение», 2014.

УМК для 5-го класса направлен на достижение комплексных коммуникативных целей обучения, ориентированных на получение практического результата, на его воспитательный, образовательный и развивающий эффект.

Задачи:

  • Развитие коммуникативной и лингвистической компетенции в чтении и письме.
  • Ознакомление с новой страноведческой информацией
  • Овладение новыми лексическими и грамматическими знаниями, увеличение речевых возможностей учащихся.
  • Привитие уважение к культуре другого народа.
  • Развитие познавательного интереса к своей стране, её культуре и духовным ценностям.
  • Формирование у учащихся общих и специальных учебных умений.
  • Решение речемыслительных поисковых задач в процессе работы над языковым материалом и развитие основных видов речевой деятельности.

Концепция.

Последние десятилетия XX и начало XXI века ознаменовались глубокими политическими, социально-экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. Эти изменения оказали существенное влияние и на развитие образовательной сферы. Интеграция России в единое европейское общеобразовательное пространство, процесс реформирования и модернизации российской школьной системы образования в целом и языкового образования в частности привели к переосмыслению целей, задач и содержания обучения иностранным языкам. 

Отличительной особенностью данной программы от авторской программы является регулярное использование ИКТ с целью углубления знаний по страноведению и погружения в языковую среду.

Программа разработана с целью закрепления, обобщения и систематизирования знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в рамках базового курса.                          

Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Особенности, которые отличают курс «Spotlight» от других отечественных и зарубежных курсов английского языка:

  • использование оригинальной сквозной сюжетной линии, которая связывает воедино все УМК данного курса;
  • ориентация курса на реальную ситуацию общеобразовательной школы, на условия работы в разноуровневых группах;
  • использование авторских стихов и песен, которые помогают эмоциональному, непроизвольному и одновременному запоминанию не только активной лексики, но и новых грамматических конструкций.

Сроки реализации Рабочей учебной программы – 1 год.

На уроках английского языка применяются следующие педагогические технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, игровая технология, проектные и деятельностные технологии. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития их информационно-коммуникационных компетенций активно используются ИКТ-технологии: презентации к урокам с использованием программ PowerPoint, доска Smart Board.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • метод проблемного изложения
  • частично-поисковый метод
  • метод использования мультимедиа и интернет-ресурсов
  • коммуникативный метод
  • метод проектов

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации Рабочей учебной программы: УМК под редакцией Ваулиной Ю.Е., Д. Дули, Подоляко О.Е., В. Эванс  отличается от предыдущего УМК под редакцией Вербицкой М.В. разнообразием аудирования и чтения, соответствующие целям реальной коммуникации, большим количеством заданий по говорению, наличием тестов в формате ЕГЭ.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами освоения учебного предмета «Иностранный язык» в 5 – м классе являются:

В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорение

Обучающийся  5-го класса научится:

— начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

—  расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

—   рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

— сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

— описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

Вести:

диалоги этикетного характера,

диалог-расспрос,

диалог-побуждение к действию,

диалог-обмен мнениями,

комбинированные диалоги.

 Пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную коммуникативную ситуацию или зрительную наглядность.

Аудирование

Обучающийся  5-го класса научится:

—  воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников;

— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

-понимать на слух речь учителя по ведению урока; связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания  одноклассников;

-извлекать конкретную информацию из услышанного;

-понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни);

Чтение

Обучающийся  5-го класса научится:

— читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

— читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

— читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Письменная речь

Обучающийся  5-го класса научится:

—   заполнять анкеты и формуляры;

—  писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);

– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);        

– писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма – около 100–110 слов, включая адрес;

– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковые средства и навыки оперирования ими

Обучающийся  5-го класса научится:

—   применять правила написания слов, изученных в основной школе;

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

 — узнавать правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Обучающийся 5-го класса научится:

—  адекватно произносить и различать на слух все звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

— соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; 

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

 — Совершенствованию слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

Обучающийся  5-го класса научится:

—  распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); 

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

 — Расширить объем лексических единиц, включающие устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Грамматическая сторона речи

Обучающийся  5-го класса научится:

— знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);

— понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

— распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции изучаемого языка; распознавать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

— Распознавать и употреблять в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке сложносочиненных предложений с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple, Present Perfect, Present Continuous); побудительных предложений в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме.

Социокультурная компетенция:

—  знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

—  распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

— знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

—  знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

— представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

— представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

—  понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

В познавательной сфере:

— умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

— владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

— умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;

— готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

— умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);

— владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.

В эстетической сфере:

— владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

— стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;

—  развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

В трудовой сфере:

—  умение рационально планировать свой учебный труд;

—  умение работать в соответствии с намеченным планом.

В физической сфере:

—  стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт).

III. Содержание учебного предмета

Вводный модуль.

Англоговорящие страны. Английский алфавит. Числа (1-10). Имена. Цвета. Места. Школьные предметы. Повелительное наклонение. Транскрипция. Приветствия. (8 ч.)

Модуль 1. Школьные предметы. Дни недели. Приветствие. Числительные (11-20). Артикль a/ an. Личные местоимения. Глагол to be. Школьное расписание. Факты о себе. Школы в Англии. (8 ч.)

Модуль 2. Страны и национальности. Суффиксы – ish, -ian, -er, -ese. Глагол have got. Множественное число существительных. Местоимения this/ these-that/ those. Числительные (21-100). Английские сувениры. (8 ч.)

Модуль 3. Порядковые числительные (1-ый – 20-ый). Мебель и домашняя утварь. Конструкция there is/ there are. Притяжательные прилагательные. Предлоги места. Описание спальни. Типичные английские дома. (8 ч.)

Модуль 4. Члены семьи. Описание внешности. Глагол can. Притяжательные местоимения. Повелительное наклонение. Описание людей. Описание семьи. Описание друга. Британская королевская семья. (8 ч.)

Модуль 5. Животные. Части тела животных. Домашние и фермерские животные. Настоящее простое время Present Simple Tense. Окончание –s у глаголов в настоящем времени. Сообщение о домашнем питомце. Описание дикого животного. Пушистые друзья.  (8 ч.)

Модуль 6. Повседневная активность. Профессии. Суффиксы — er/or, — man. Виды деятельности. Наречия частотности. Предлоги времени. Настоящее продолженное время Present Continuous tense. Описание картинки. Достопримечательности.  (8 ч.)

Модуль 7. Времена года. Месяца. Погода. Одежда. Наречия. Настоящее простое время Present Simple Tense. Настоящее продолженное время Present Continuous tense. Диалог о погоде. Описание картинки. Климат Аляски. (8 ч.)

Модуль 8. Праздники. Конверсия слов. Еда и напитки. Исчисляемые/ неисчисляемые существительные. Местоимения some/ any. Вопросительные слова how much/ how many. Описание праздников. День благодарения. (13 ч.)

Модуль 9. Магазины и продукты. Места для посещения. Виды фильмов. Неопределенный артикль – a/ an. Определенный артикль – the. Глагол to be в прошедшей форме –was/were. Настоящее простое время Present Simple Tense у правильных глаголов. Отзыв по фильму. Настоящее простое время Present Simple Tense у неправильных глаголов. Знаменитые места Лондона. (11 ч.)

Модуль 10. Виды отдыха. Описание чувств и действий. Виды болезней. Модальный глагол can/ can`t.  Будущее простое время Future Simple tense. Аренда автомобиля, велосипеда. Описание картинки. Все на борт! (17 ч.)

Формы организации учебных занятий:

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные
  • парные
  • коллективные
  • классные и внеклассные

IV. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата по плану

I четверть

Вводный модуль

1

Вводный урок.

01.09.21

2

Английский алфавит

03.09.21

3

Английский алфавит. Поём песню

06.09.21

4

Числительные

08.09.21

5

Цвета

10.09.21

6

Глаголы, места

13.09.21

7

Школьные принадлежности

15.09.21

8

Входная контрольная работа

17.09.21

Модуль 1. Школьные дни

9

Школа

20.09.21

10

Первый день в школе!

22.09.21

11

Любимые школьные предметы

24.09.21

12

Школы в Англии

27.09.21

13

Школьная жизнь

29.09.21

14

Приветствия

01.10.21

15

Работа в парах

04.10.21

16

Контрольная работа по модулю 1 «Школьные дни»

06.10.21

Модуль 2. Это Я!

17

Страны

08.10.21

18

Мои вещи

11.10.21

19

Моя коллекция

13.10.21

20

Сувениры из Великобритании

15.10.21

21

Спотлайт о России. Наша страна

18.10.21

22

Покупка сувениров

20.10.21

23

Англоговорящие страны

22.10.21

24

Контрольная работа по модулю 2 «Это Я!»

25.10.21

Модуль 3. Мой дом – моя крепость

25

Дома

27.10.21

26

С новосельем!

29.10.21

II четверть

27

Моя комната

08.11.21

28

Типичный английский дом

10.11.21

29

Спотлайт о России. Дома

12.11.21

30

Осмотр дома   

15.11.21

31

Индия. Тадж-Махал   

17.11.21

32

Контрольная работа по модулю 3 «Мой дом – моя крепость»

19.11.21

Модуль 4. Семейные узы

33

Моя семья

22.11.21

34

Кто есть кто?   

24.11.21

35

Знаменитые люди

26.11.21

36

Британская королевская семья

29.11.21

37

Спотлайт о России. Хобби    

01.12.21

38

Описание людей   

03.12.21

39

Стихотворение «Моя семья»

06.12.21

40

Контрольная работа по модулю 4 «Семейные узы» 

08.12.21

Модуль 5. Животные со всего света

41

Удивительные создания

10.12.21

42

В зоопарке    

13.12.21

43

Мой питомец

15.12.21

44

Пушистые друзья . Спотлайт о России. Животные

17.12.21

45

Из жизни насекомого

20.12.21

46

Контрольная работа по модулю 5 «Животные со всего света»

22.12.21

47

Рубежная контрольная работа.

24.12.21

III четверть

Модуль 6. С утра до вечера

48

Подъем!

10.01.22

49

На работе

12.01.22

50

Выходные 

14.01.22

51

Главные достопримечательности   

17.01.22

52

Спотлайт о России. Время с семьей

19.01.22

53

Приглашение к действию

21.01.22

54

Солнечные часы

24.01.22

55

Контрольная работа по модулю 6 «С утра до вечера»

26.01.22

56

Анализ контрольной работы

28.01.22

Модуль 7. В любую погоду

57

Год за годом   

31.01.22

58

Одевайся правильно

02.02.22

59

Здорово!

04.02.22

60

Климат Аляски

07.02.22

61

Спотлайт о России. Времена года

09.02.22

62

Покупка одежды

11.02.22

63

Ну и погода!

14.02.22

64

Контрольная работа по модулю 7 «В любую погоду»

16.02.22

Модуль 8. Особые дни

65

Праздники

18.02.22

66

Исчисляемые и неисчисляемые существительные

21.02.22

67

Продукты питания

23.02.22

68

Готовим сами!

25.02.22

69

Местоимения some/any

28.02.22

70

Мой день рождения

02.03.22

71

День Рождения в Британии

04.03.22

72

Фестиваль клубники (РТ)

07.03.22

73

День Благодарения

09.03.22

74

Спотлайт о России. Масленица

11.03.22

75

Заказ блюд в ресторане

14.03.22

76

Когда я готовлю на кухне

16.03.22

77

Контрольная работа по модулю 8 «Особые дни»

18.03.22

IV четверть

Модуль 9. «Жить в ногу со временем»

78

Идем за покупками!

28.03.22

79

Давай пойдем (РТ)

30.03.22

80

Глагол to be в прошедшем времени

01.04.22

81

Это было замечательно!

04.04.22

82

Не пропустите!

06.04.22

83

Оживленные места Лондона

08.04.22

84

Обзор фильма «Хроники Нарнии» (РТ)

11.04.22

85

Как пройти…? (вопросы и ответы)

13.04.22

86 

Британские монеты

15.04.22

87

Математика

18.04.22

88

Контрольная работа по модулю 9 «Жить в ногу со временем»

20.04.22

Модуль 10. Каникулы

89

Путешествия и отдых

22.04.22

90

Модальный глагол can/can`t

25.04.22

91

Летнее веселье

27.04.22

92

Будущее простое время

29.04.22

93

Письмо Лизе (РТ)

02.05.22

94

Просто записка

04.05.22

95

Все на борт!

06.05.22

96

Диалог продавца и покупателя

09.05.22

97

Как взять напрокат велосипед

11.05.22

98

География

13.05.22

99

Спотлайт о России. Музей игрушки в Сергиевом Посаде

16.05.22

100

Контрольная работа по модулю 10 «Каникулы»

18.05.22

101

Обобщение материала

20.05.22

102

Итоговая контрольная работа

23.05.22

103

Анализ контрольной работы

25.05.22

104

Спотлайт о России. Увидимся в летнем лагере

27.05.22

105

Итоговый урок

30.05.22

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

  • что делает? поет;

  • что сделал? спел;

  • что будет делать? споет.

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

  • завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

  • незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

  • совер­шен­ного вида;

  • несо­вер­шен­ного вида.

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

  • прошедшее время;

  • будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

  • действие, которое ограничено каким-либо пределом;

  • результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

  • что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

  • что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

  • что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

  • что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

  • прошедшее время;

  • настоящее время;

  • будущее сложное время.

Они обозначают:

  • действие в протяженности, без указания на его предел;

  • незаконченность действия.

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

  • что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

  • что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

  • что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

  • что делать? говорить, красить, бегать;

  • что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Способы образования:

  • Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

  • Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

  • Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

  • Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

  1. Задать вопрос.

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

    Примеры: готовить, готовит, готовили.

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

    Примеры: обнять, обнимет, обняли.

  2. Подставить слово «буду».

    К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

    К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

  1. Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

  2. Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

  • Ударением.

    засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

  • Корнями.

    что делать? ловить — что сделать? поймать;

    положить — класть;

    вкладывать — вложить;

    брать — взять;

    искать — найти.

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

  • Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

  • Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

  • Рассказ на английском каким должен быть друг
  • Рассказ на английском как проходит мой день с переводом
  • Рассказ на аварском языке про осень
  • Рассказ на английском как я провел день
  • Рассказ на английском как прошел мой день