Рассказ на английском мой первый день в школе

30 лет назад распался советский союз. ближайшим соратником президента рсфср бориса ельцина на тот момент был председатель верховного совета рсфср

30 лет назад распался Советский Союз. Ближайшим соратником президента РСФСР Бориса Ельцина на тот момент был председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов. Под его руководством Верховный Cовет проголосовал за ратификацию соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Однако уже через два года Хасбулатов стал ярым противником Ельцина. В эксклюзивном интервью RT он рассказал, как рушился СССР и возможно ли возвращение к социализму.

Руслан Хасбулатов — один из самых ярких политических деятелей 1990-х годов. На момент распада СССР он возглавлял Верховный Совет РСФСР и поддерживал первого президента РФ Бориса Ельцина. 

12 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР во главе с Хасбулатовым проголосовал за ратификацию соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Хотя, согласно действовавшей на тот момент Конституции РСФСР, такими полномочиями обладал лишь Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку вопрос касался государственного устройства республики как части Союза ССР.

При этом во время конституционного кризиса 1993 года и расстрела Белого дома Хасбулатов выступил ярым оппонентом президента Ельцина.

Руслан Хасбулатов выпустил множество книг — от мемуаров до учебников по экономике. Сейчас он готовит к публикации десятитомник по военно-политической истории России. Своими мыслями о событиях 30-летней давности он поделился с RT.

— С какими эмоциями вы встречаете очередную годовщину развала СССР?

— Эмоций нет. Они все остались там, 30 лет назад.

61b457e0ae5ac971156d76a1

  • РИА Новости
  • © Юрий Иванов

— Давайте тогда туда и вернёмся. 8 декабря 1991 года, в день подписания соглашения о создании СНГ, вы были в командировке в Сеуле. Когда вас туда отправляли, не возникло ощущения, что это не просто так?

— Немного странное чувство было, но позднее. А тогда Ельцин сказал мне: «Руслан Имранович, на вас огромная нагрузка. И ГКЧП, и события в Чечне. Ну давайте поезжайте с делегацией на недельку в Корею, там хоть немного отдохнёте». И я подумал: «Вот какой замечательный начальник, заботится о своих соратниках».

Хотя в последний день перед командировкой ко мне заходил Бурбулис, и, по-моему, как раз он озвучил мысль, что Горбачёва можно скинуть, только разрушив СССР. И говорил, что мы должны встретиться с Кравчуком и Шушкевичем и всё обсудить. Я его ещё спросил, что ему там делать, если встреча будет по поводу энергетики и обсуждаться будут хозяйственные вопросы. Промелькнули у меня тогда не очень хорошие мысли, но такого разворота событий я не предполагал. 

— Ну а если бы вы были в Москве?

— Конечно, я бы туда помчался. И никто бы не подписал ни одного документа. Поэтому он (Ельцин) меня и отослал. Когда я прилетел, у нас был очень серьёзный разговор. Я ему тогда сказал, что, будь я на месте Горбачёва, отдал бы приказ посадить его в тюрьму. Он ответил: «Я в этом не сомневаюсь».

Считается, что соглашение подписали из-за позиции Кравчука…

— Нет. Кравчук всё сделал бы так же, как поступил бы руководитель России. Они там долго спорили, кто первым свою подпись поставит. И Ельцин очень хотел, чтобы Кравчук первым был. Вот как они рассуждали! Как продавцы двух ларьков: нет ты, нет ты. Это о чём говорит? О том, что система кадров уже была порочной, раз такие люди смогли прийти к власти.

— Тем не менее спустя четыре дня, 12 декабря 1991 года, Верховый Совет РСФСР, который вы возглавляли, ратифицировал Беловежские соглашения.

— Я переговорил со всеми председателями ВС республик, узнал их мнение. Они сказали: «Нам жаль, но всё уже свершилось». При этом все были согласны, что это фактически был государственный переворот. Ну а что делать? Тем более сам Горбачёв-то молчал. Я с ним встречался, спрашивал, что мне делать. Ратифицировать или нет? «Делай как знаешь». Тут ещё министр обороны пришёл. Сказал: «Руслан Имранович, если не ратифицируете, у нас могут быть трудности». Вот поэтому депутаты проголосовали как за неизбежное. Эти документы ещё должны были пройти через Съезд народных депутатов. И он отказался ратифицировать…

— Трижды, по-моему?

— Да. Следовательно, решение Верховного Совета РСФСР было отменено тем обстоятельством, что съезд не ратифицировал.

— Получается, что документ не приобрёл силу закона?

— Он не приобрёл своего оформления. Но мы с вами уже 30 лет живём в Российской Федерации.

— Вы принадлежали не только к политической, но и к интеллектуальной элите страны. Вы не понимали, трагедия какого масштаба разворачивается у вас на глазах?

— Я всё понимал. Поэтому я ещё в самолёте, возвращаясь из Сеула, вёл переговоры и с Назарбаевым, и с Каримовым, и с другими председателями ВС. Спрашивал, что будем делать. Тут и атомное оружие, и весь социалистический строй, и международные отношения. На наших глазах рушился Ялтинский порядок. И я разрывался между личным отношением к Ельцину и тем, что он делает. От меня не зависело ничего. Если так безответственно поступили руководители трёх ведущих союзных республик, что может сделать спикер парламента? Ко мне до сих пор пристают с вопросом: «А вот вы?..» А что я? Что может сделать один спикер?

— Но вы сами Ельцина во всём поддерживали… До определённого момента…

— Поддерживал. Он меня всё-таки вывел, сделал своим заместителем. Я же кавказский человек. Надо быть верным тому, у кого ты работаешь. Я его и защищал. А так бы Горбачёв его «сожрал».

61b458a102e8bd6a370efc18

  • Президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин и председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Имранович Хасбулатов в президиуме чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР, созванной в связи с попыткой государственного переворота
  • РИА Новости
  • © Юрий Абрамочкин

— У них были очень плохие отношения?

— Да. Я изо всех сил пытался их как-то помирить. Но их борьба имела трагический конец. Вначале Ельцин говорил, что он только за экономическую самостоятельность РСФСР. Я искренне верил в это. Я считал, что Ельцин стремится осуществлять руководство экономическими процессами, но никак не хочет быть президентом страны. Но потом уже было поздно. После ГКЧП стало ясно, что он стремится сесть в кресло Горбачёва, конечно.

Ельцин был очень злобным. Даже мелочь не мог простить. А Горбачёв всё-таки мстительным не был. Но он совершил непоправимую ошибку.

7 ноября 1991 года Руцкой втайне от меня разработал документ, ввёл чрезвычайное положение в Грозном и попросил войска у президента, чтобы отстранить Дудаева от власти. Михаил Сергеевич ему отказал. А я был в это время во Владимирской области. Ну и всё провалилось. Ельцину, который считал себя героем, подавившим ГКЧП, вдруг отказали в попытке образумить какого-то сумасшедшего генерала крохотной республики. И он потом ходил по кабинету и орал: «Я его (Горбачёва) раздавлю, я его уничтожу». После этого он решил полностью устранить союзный центр в будущем договоре СНГ, чтобы Горбачёв не занял даже место президента с ограниченными полномочиями. Вот эта ярость его, злоба — она была очень выразительной.

— Считается, что на Ельцина значительное влияние оказал Геннадий Бурбулис, госсекретарь России. И особенно его аналитическая записка, часто называемая меморандумом. В нём, в частности, речь шла о том, что РСФСР кормит остальные республики, поэтому было бы неплохо скинуть этот балласт. 

— Да, так и разрушили СССР. Многие говорили тогда, что якобы Россия кормит республики. На самом деле все вносили свой вклад в общесоюзный фонд, никто не был нахлебником. Причём это была уникальная экономическая система, когда взаимодополняемость была просто замечательная. Среднеазиатские республики, например, давали такие продукты, которых никогда не было в РСФСР. Ну а мы обеспечивали их тем, что им надо. Мы лишились очень многого с развалом страны.

— Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своём Telegram-канале провёл опрос на тему того, что послужило главной причиной развала Советского Союза. Большинство выбрало ответ: «Предательство партийных элит». Вы ведь тоже к ним относились на тот момент?

Также по теме

Встреча в Беловежской пуще президента России Б.Н.Ельцина, президента Украины Л.М.Кравчука и председателя Верховного Совета Белоруссии С.С.Шушкевича, подписавших Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)
«Решили судьбу огромной страны»: политики и общественные деятели — о Беловежских соглашениях 1991 года

8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии в правительственном санатории «Вискули» подписали Беловежские соглашения —…

— Это была прежде всего интеллектуальная несостоятельность этих элит, которые сочли, что социализм невозможно реформировать. Они не понимали социализм. Думаю, они и Маркса с Энгельсом, и даже Ленина не читали. Так, нахватались по верхам. И вообще были не очень грамотными людьми. Они хотели иметь и власть, и богатство. В тот период Китай делал огромные успехи. Но правительственные делегации не любили туда ездить. Они все любили ездить на Запад. А почему? Потому что в Китае им рассказывали, показывали, учили — не хвалили, денег не давали. Там заставляли работать. А на Запад приехали — им сразу хороший отель, магазины, какие-то гонорары. Все говорят: «О, какой вы великий преобразователь!» И мелкую душу это радует, тщеславие расцветает. Вот отсюда и это «а давайте будем жить как на Западе». Мелкие, тщеславные люди оказались у власти — вот в чём проблема.

— Что вы скажете о личности самого Горбачёва?

— Когда происходили серьёзные события, он не мог принять решение. А ведь государство должно обеспечить и свою собственную защиту. Началось с чего? Горбачёв не сумел навести порядок в Карабахе. Позволил армянским националистам начать войну в одной из частей Союза. Не наказал. А надо было публично повесить зачинщиков с той и с другой стороны. Чтобы неповадно было другим. И не пролилась бы такая кровь. Там же погибли тысячи людей. А он всё твердил, что не хотел крови. И чеченская война — из этой же оперы. Тогда сидел бы в своей лавочке на Ставрополье…

— Почему люди не вышли на массовые митинги в знак протеста против ликвидации Союза?

— Все уже устали к тому моменту. А потом они ведь довольно хитро объявили. Ничего особо не меняется, кроме названия. Вот как всё было воспринято обществом. Плюс ещё и усталость от этой бесконечной борьбы двух лидеров.

— То есть людей просто ввели в заблуждение?

— Абсолютное большинство на тот момент до конца не поняло, что случилось.

— 1993 год подвёл черту под вашей политической карьерой. Вы не жалеете о своих действиях?

— О чём жалеть? О том, что не совершил подлость, сдавшись? Я этого не мог позволить. Я был горд, что из-за выстрелов со стороны Белого дома не был убит ни один человек. Это доказала Генпрокуратура ещё в 1996 году, когда окончательно сделала вывод. А они убили. Ещё и скрыли, чтобы их не обвинили в преступлениях против человечности. Мне генералы милицейские потом говорили, что были убиты более 2,5 тыс. человек.

— Кто из политиков вам нравится сейчас?

— Никто. Можете себе представить? Не те люди. Идёт эпоха кризиса лидерства. Она, к сожалению, затянулась.

— Как говорил поэт, «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Чем был СССР и каковы главные последствия его ликвидации?

— Мир держался на двух супердержавах, как на геркулесовых столпах. И так или иначе находился в равновесии. Когда один столп рухнул, Запад радовался. Но его могущество продлилось, на мой взгляд, десять лет. Вера в него рухнула 11 сентября 2001 года. Мир погрузился в хаос. Отсюда все войны и конфликты. И арабские страны, и мусульманские движения, и сегодняшние события на Украине. И весь нынешний конфликт Россия — Запад. Горбачёву транснациональные корпорации должны поставить огромный памятник из золота, потому что он дискредитировал и сокрушил идеалы социализма. О справедливом обществе мечтали лучшие умы человечества начиная с Платона. Так что это не изобретение Маркса.

Что есть социализм, построенный в 1917 году? Это величайший социальный эксперимент. И наша главная ошибка как аналитиков и учёных в том, что надо было подсказывать, как его улучшать. А не радоваться его поражению и тем более гибели. Надо было помогать его развитию. Вместо этого на него набросились со всех сторон и погубили. Конечно, он возродится в какой-то форме, но когда? Социализм вернётся, это неизбежно. Сейчас ведь фактически везде у власти потребители. Они во власть пришли за богатством. А придут другие, которые меньше всего будут думать о своём личном благе.

Приближаются зимние выходные. «Вечерняя Москва» подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 18 и 19 декабря и станут безусловным стимулом выйти из дома.

Открывает обзор фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Новогодняя метелица», на который 18 декабря гостей зовет Музей Победы. Мероприятие посвящено началу зимы и предстоящим новогодним праздникам. Оно дает возможность талантливым детям показать свои достижения, а зрителям — почувствовать атмосферу наступающего Нового года.

Более 200 жителей Москвы и Подмосковья покажут свое мастерство в вокале, хореографии и владении музыкальными инструментами. Одна из номинаций фестиваля отражает его название — «Новогодняя метелица». На суд жюри можно представить номер любого жанра, отражающий новогоднюю тематику.

Зоологический музей МГУ имени Ломоносова 18 декабря зовет взрослых и детей на праздник «День рождения Хохи». Русская выхухоль является символом зоомузея.

Гости музея смогут нарисовать картину удивительного животного на мастер-классе по зоорисунку, который посвящен имениннику. Самые юные участники праздника смогут создать аппликацию с Хохой, а также погулять по экспозиции с игровым гидом. А на лекции «Знакомьтесь — русская выхухоль!» расскажут, где и как она живет.

В преддверии новогодних праздников в городе проходит несколько чудесных музыкальных фестивалей. Так, Кафедральный собор святых Петра и Павла 18 и 19 декабря приглашает горожан на Международный рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент». В особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда, слушателям представят два концерта. Первый — «Органные фрески: от Мессиана до наших дней» — состоится в субботу, а второй — «Рождественская музыка от Перотина до Мессиана» — в воскресенье.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Пресс-служба фонда Бельканто

Российский национальный музей музыки в выходные дни зовет на фестиваль «Альтернатива». Форум посвящен творчеству молодых современных композиторов. В субботу их произведения исполнит оркестр баянов и аккордеонов Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. А на следующий день в музее С. С. Прокофьева Московский ансамбль современной музыки сыграет мелодии Жоховского, Суворкиной, Полеухиной, Сапронова, Зузенкова, Булошникова и Бурцева.

Большой зал Московской консерватории 18 декабря порадует юных зрителей уникальным киноконцертом «Холодное сердце». Знаменитые хиты из мультипликационного фильма зрители услышат в исполнении Натальи Быстровой, Анны Бутурлиной, озвучивших Эльзу и Анну, и лауреата российской национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрия Ермака.

Зимний фестиваль «Путешествие в Рождество» 18 и 19 декабря вновь зовет гостей на праздничные площадки, которые разместились практически во всех районах столицы. Праздничная атрибутика, запах свежей выпечки и корицы, елей и медовых пряников, задорная музыка и многочисленные ярмарочные шале приближают наступление светлых дней. На площади Революции гостей ждет купеческая столица, Тверская площадь ослепляет огнями рождественского бала. Площадка в духе русских народных сказок расположилась на Святоозерской улице. А у ЦУМа, на Кузнецком мосту, можно увидеть дизайнерские елки.

В рамках «Путешествия в Рождество» работают 18 катков и площадка для керлинга.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Активная подготовка к праздникам началась в московских музеях. Так, зимние мастерские открыл Музей декоративного искусства. В мастерской «Магия цианотипии» 18 декабря участники узнают об этом виде искусства, смогут сделать и забрать с собой неповторимый отпечаток. К новогодним праздникам будут печатать хвойные растения, а также стеклянные предметы и создадут открытку, которая станет украшением интерьера. На следующий день на праздничном марафоне по линогравюре создадут авторскую печатную форму и сделают с нее несколько оттисков.

А юные гости музея 18 и 19 декабря приглашаются на программу «Самый короткий день в году», посвященную традициям встречи Рождества и Нового года в России. Ребят ждет рассказ о праздниках, «колядование», мастер-класс и представление в вертепном театре.

Центр Гиляровского с 18 декабря зовет юных москвичей на «Потешную елку», которую организует фольклорно-кукольный театр «Душегреи». Гости центра познакомятся ближе с русской народной культурой, посмотрят музыкальную историю о том, как Дедушка Мороз помогает ленивой и злой Матрене превратиться в добрую и работящую девушку, поиграют в старинные игры, а в финале создадут куколки-скрутки — древний славянский оберег.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

В Музее Москвы 18 и 19 декабря продолжит работу фестиваль новогодних программ «Елочный базар». Юные гости и их родители могут посетить четыре елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».

Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.

В воскресенье, 19 декабря, проект «Импрессивная клоунада» представит спектакль «В лесу родилась елочка», а театр «Моника и дрозд» — постановку «Эмили Браун и ее кролик. Новогодняя версия».

Новогоднее настроение будет царить и на юбилейной выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», которая 18 и 19 декабря проходит в «Экспоцентре». Свои изделия на выставке представят мастера и ремесленники из самых разных уголков России. Здесь можно приобрести самые лучшие новогодние подарки. Центральная экспозиция представит высокохудожественные изделия народных художественных промыслов, творчески развивающих многовековые традиции народного искусства. Гостям свое творчество покажут всемирно известные центры народного искусства.

А в «Городе мастеров» мастера продемонстрируют старинные техники изготовления изделий промыслов: гончарство, ковка, лепка игрушки, роспись по дереву, ткани, металлу, кружевоплетение, резьба по кости, камню и дереву.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Вечерняя Москва

В выходные дни пройдет ряд интересных познавательных мероприятий. Так, в столице продолжается акция «Московская музейная неделя». В воскресенье, 19 декабря, свои двери для бесплатного посещения готовы открыть музей «Дом Гоголя», Дом-музей Марины Цветаевой, Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, Государственный музей обороны Москвы, Музей Москвы и его филиалы, Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова и экспозиция «Музей Сословий России», Музей космонавтики и Дом-музей академика С. П. Королева. Во многих из них открыты новые выставки и подготовлены интересные программы.

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени приглашает жителей и гостей столицы в лекторий. В рамках цикла авторских лекций Елены Архиповой, приуроченного к выставке «Мода на Nature. Пейзаж и натюрморт из собрания Музея Тропинина», в субботу, 18 декабря, слушателям расскажут о «Пейзаже и путешествиях за рамки картины».

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Музей Победы

Традиционно музеи и галереи города предлагают вниманию гостей несколько интересных выставок. Так, в Музее Победы открыта новая экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!», приуроченная к 80-й годовщине Московской битвы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Здесь с исторической достоверностью воссозданы декорации военных локаций и событий. Интерактивные музейные витрины продемонстрируют ранее не экспонировавшиеся предметы из фондов музея: военные карты, амуницию, вооружение и личные вещи советских солдат и ополченцев, выпуски информационных плакатов «Окна ТАСС» 1941–1942 годов, оригиналы работ, выполненных коллективом советских художников Кукрыниксы.

Мультимедийные проекции содержат воспоминания участников Московской битвы, статистические сведения о жизни города в первые месяцы войны, о советской военной стратегии, ходе боев, оборонительной и наступательной частях Московской битвы, фотографии и электронные образы документов.

Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку об истории зимних «Три века русской елки». Посетители увидят около 1000 экспонатов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах, связанных с Новым годом и Рождеством с начала XVIII века до нашего времени. Корни новогодних традиций многообразны: христианские, античные, германские, скандинавские, славянские — все они связаны в новогодних торжествах на редкость тесно, в единый комплекс и создают цельный образ, в котором сразу узнается новогодняя елка, как бы она ни выглядела.

В экспозиции представлен уникальный документ — указ от 20 декабря 1699 года, написанный Петром I, о перенесении на 1 января празднования Нового года. Начиная с этого времени праздник стали отмечать гуляньями, иллюминацией, фейерверками и украшением елок.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Выставка «Эрте. Фантазия длиною в век», посвященная русскому дизайнеру, художнику, скульптору Роману Тыртову (Эрте), работает в Старом Английском дворе. Художник работал с Анной Павловой, Матой Хари, Сергеем Дягилевым и Полем Пуаре, оформлял в Голливуде костюмы для фильмов Фреда Нибло и Тода Браунинга, создавал обложки для Harper’s Bazaar и Vogue.

Центральный объект выставки — скульптура «Византия», рядом с которой показана оцифрованная версия одноименной картины с «живыми» элементами. В скульптуре и картине наиболее полно выражены все главные стороны творчества Эрте: любовь к древним цивилизациям, «Русским сезонам» и ар-деко.

А в галерее «На Каширке» посетители смогут ознакомиться с выставкой «Знаки на снегу». В проекте две художницы Юлия Картошкина и Алиса Маслова рассматривают образ зимы в системе праздничной культуры.

Посетители увидят произведения живописи, графики, керамики, наполненные световыми состояниями и энергией жизни. Это воспоминания о самых важных моментах жизни — о детских днях, снах, о счастливых событиях, о драгоценности повседневности.

И, конечно, москвичей и гостей столицы ждут в кинотеатрах. В четверг, 16 декабря, очередная порция фантастических, лирических, драматических и просто хороших фильмов и мультфильмов вновь порадовала большой экран. В афише фантастический боевик «Матрица: Воскрешение», чудесные семейные фильмы «Школа магических зверей» и «Хроники Деда Мороза. Тайна подарков», лента национального производства «Елки-8», драмы «Остров Бергмана» и «Ночь принадлежит нам», фильмы ужасов «Оленьи рога» и «Конец света».

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Матрица: Воскрешение, 2021 год

В сети кинотеатров «Москино» 19 декабря продолжаются Дни научного кино ФАНК. Зрители увидят документальные картины, где можно совершить путешествие в мир хлеба, проанализировать природу страха, поразмышлять о способности фиксировать реальность с помощью фотоаппаратов и помедитировать о месте человека во Вселенной.

В кинотеатре «Полет» в воскресенье покажут американскую картину «В поисках альтернативной планеты», которая расскажет историю огромной машины и группы женщин-ученых, новаторов, пытавшихся найти жизнь за пределами нашей солнечной системы. То, что начинается как научное приключение в реальном времени, превращается в глубокую медитацию о нашем месте во Вселенной.

Третьяковская галерея 18 декабря приглашает горожан на ретроспективу фильмов Сергея Дворцевого, охватывающую 25 лет его творчества. Кинорежиссер является лауреатом премии «Ника» и членом Американской киноакадемии. В воскресенье зрителям представят документальные работы «Трасса» и «В темноте», принесшие ему мировую известность.

Редакция «Вечерней Москвы» желает вам провести эти выходные интересно и с пользой.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Спасибо большое за отличные шаблоны!

Надежда Георгиевна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда. П…

Наталья Александровна! Спасибо Вам, что всегда находите, за что можно похвалить …

Ольга Куприяновна, благодарю Вас за музыкальные шаблоны с большим рабочим полем,…

Лидия Петровна, очень здорово, что Вы обратились к такому заданию. У моих первач…

Марина Александровна, спасибо за интересную работу. Понравилось, что Вы детям пр…

Татьяна Владимировна, благодарю Вас за прекрасный ресурс. Думала, какой классный…

Категория Английский язык 3 класс содержит материалов: 136

Страницы: 1 2 3 6 7 »

Лексическая игра «Have fun with numbers!»

s60246394

Представлена интерактивная лексическая игра «Have fun with numbers!», предназначенная для учащихся 2-5 классов. Ресурс составлен по шаблону «Интерактивные сорбонки». Автор шаблона – Джанетта Геннадьевна Башкирова.

Презентация — тренажер «Cook delicious!»

s47813366

Цель создания ресурса: создать условия для совершенствования умения употреблять в речи вопросы How many? How much?; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету с помощью красочной презентации.

№77204 |
11.06.2021 |
gakoshkina

| 15.5Mb

Презентация к уроку по теме «Rain, rain»

s28602892

Учащиеся смогут: запомните краткие инструкции, касающиеся функций;
правильно используйте язык в простых предложениях; расскажите о привычках, в которых вы нуждаетесь/не нуждаетесь.

Проверочная работа по теме «Времена года. Погода»

word150

В работе содержится два варианта теста с ответами. Тест позволяет оценить качество усвоения лексики о погоде, временах года, названий месяцев, конструкций-советов со словом «should», а также дает возможность попрактиковаться в переводе.

Филворд по теме «Lena’s Birthday»

s36825518

Филворд «Lena’s Birthday» предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по любому УМК. Цель данного ресурса: проверить и закрепить знания лексики по теме «Food (еда)». Филворд можно использовать на уроке и на внеклассном мероприятии по предмету.

№75839 |
04.11.2020 |
natamarch

| 2.7Mb

Входной контрольный тест

word150

Данный тест предназначен для учащихся 3-х классов. Он направлен на закрепление лексико-грамматического и языкового материала, изученного учащимися во 2-ом классе.

№75635 |
12.10.2020 |
ardatowa36

| 26Kb

Презентация-тест «Rose, my Sister»

s34573984

Тест составлен как для проверки чтения, так и для контроля усвоения грамматических явлений.Особенность материала в том, что ответы не просто нумеруются, как в обычных тестах, ответы пишутся целыми словами , что представляет для детей как словарный диктант. Тест развивает у учащихся осознанное чтение.

Лексическая игра «What is there in your Schoolbag?»

s22618438

Представлена лексическая игра на английском языке для учащихся 3-4 классов. Игра служит своеобразным форматом тестирования уровня усвоения лексики и быстрого ориентирования в словах среди множества букв.

Конспект урока по теме «В моей комнате»

word150

Данная разработка урока основана на применении учителем активных методов обучения. Данный урок-это урок-закрепления изученного материала, который позволяет создать положительную мотивацию к изучению английского языка.

Теоретический материал и упражнения к уроку по теме «My family/Моя семья»

s33993385

Презентация по теме: «My Family» разработана с учетом того, что лексические единицы по теме «Семья» уже знакомы. Учащиеся демонстрируют владение ЛЕ по теме, тренируют употребление знакомых лексических единиц и грамматических структур, развивают умение применять данную лексику в монологическом и диалогическом высказываниях.

Интерактивный тренажер «Sweet home»

s50238280

Интерактивный тренажер может быть использован для совершенствования знаний лексики по теме «House» в разделах «Типы домов», «Комнаты в доме» и «В комнате». Тренажер создан в программе Microsoft Office Power Point 2010.

№65912 |
11.10.2018 |
gakoshkina

| 6.5Mb

Конспект урока по теме «Family»

word150

Это конспект открытого урока ФГОС по английскому языку в 3 классе, предназначенный для повторения лексического материала по теме «Семья» и «Ягоды».

Презентация к уроку по теме «Предлоги места»

s15773497

Интерактивный тренажёр по английскому языку «Предлоги места» создан с целью закрепления умения использовать предлоги места. Ресурс поможет в игровой форме осуществить самоконтроль усвоения учебной темы. При правильном ответе табличка с предлогом изменяет цвет. При неправильном – исчезает.

План-конспект открытого урока-игры по теме «Теперь я знаю»

word150

Данный материал позволяет создать положительную мотивацию к изучению английского языка. Повторить и закрепить изученные лексико-грамматические правила в игровой форме. Научить учащихся видеть результаты своей деятельности. Он может использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе.

№60294 |
22.01.2018 |
ardatowa36

| 18Kb

Интерактивный тренажёр по теме «Еда и напитки»

s09858171

Интерактивный тренажёр по английскому языку «Еда и напитки» создан с целью закрепления лексики по данной теме. Дети разгадывают зашифрованное слово, находят соответствующую картинку, кликают по ней. При правильном ответе появляется большая картинка и правильный ответ. При неправильном выборе — картинка мигает.

Интерактивное пособие «Seasons and Months»

s73453070

Практическое применение при повторении темы «Seasons and Months» на уроках английского языка в 3 классе. В ресурс включены 3 презентации, которые рекомендуется открывать последовательно.

№58198 |
05.11.2017 |
fareast

| 13.1Mb


Рассказ на английском мой первый день в школе

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

В родительских чатах начался слэм, продажи тетрадей выросли в десятки раз, а на цветах к 1 сентября, пожалуй, можно будет сколотить состояние. Так приближается первый школьный день. Некоторые дети встретят его в частных учебных заведениях с уроками программирования и видеоблогинга, фитнес-инструкторами и шеф-поварами, модным ремонтом и шокирующими кого-то ценами. Поговорили с родителями, которые сделали выбор в пользу таких школ.


Есть такая официальная статистика по прошлому учебном году: всего около 3 тыс. школ с миллионом детей, из них 17 частных школ с 1353 учениками. Эти частные заведения прошли госаккредитацию, а значит, они могут выдавать детям аттестаты за 9-й и 11-й классы. При этом нигде не прописаны запреты переходить в выпускных классах в обычные школы и получать аттестаты там.

На деле частных школ больше (по оценкам участников рынка, как минимум в два с половиной раза), просто они не имеют аттестационного ресурса и не собираются в статистику, хотя и всячески контролируются государством. Так что частные школы в Беларуси прямо сейчас не массовое явление. Это бизнес со всеми вытекающими сложностями. Так отвечают в самих школах на вопрос, почему их немного. К тому же надо учитывать платежеспособность родителей.

Экзамены для поступления в частные школы не практикуют, место прописки в расчет не берут, нужно только желание родителей, заявление и медсправка.

«Никаких сборов и конфликтов в чатах». Как устроена самая дорогая частная школа

Средний ценник за месяц в частной школе находится в районе $400—500. Более высокая стоимость, как правило, предполагает кружки и другие активности. В некоторых школах стартовая цена не включает занятия в секциях и кружках, за них нужно доплачивать. Самый дорогой вариант по принципу «все включено» обнаружился в гимназии Green Hill — €790 в месяц. Вот там и попытаемся найти всю роскошь частных школ.

Сын Натальи учится в Green Hill уже не первый год. Изучали разные варианты, в итоге остановились на этом. В частную школу пришли с учетом опыта старшего сына, когда в процессе учебы пришлось поменять три учебных заведения.

— В этой частной школе у детей есть свобода, но в то же время они хорошо понимают какие-то рамки. К ним уважительно относятся, с ними уважительно разговаривают, но есть границы, и дети хорошо их знают. Я ни разу не слышала, чтобы кто-то на детей орал. Это может быть четко сформированное послание ребенку от взрослого человека без повышения голоса, но не крик, — говорит о наболевшем Наталья.

К сожалению, в других школах это можно было услышать. Я ждала старшего сына возле кабинета музыки, и у меня просто ноги подкосились, когда в классе заорал учитель. Я взрослый человек, и даже я испугалась.

И когда старший ребенок переходил из начальных классов в старшие, в моем представлении первая четверть была адаптационной, чтобы привыкнуть к разным учителям. Но когда уже в первую четверть на первых уроках учителя, в том числе завучи и директор, которые преподавали, начинали ставить детям двойки и единицы… На мой взгляд, это никак не мотивирует и не стимулирует ребенка к учебе.

После такого опыта и случился Green Hill. Что там есть такого, чего нет в обычной школе? Сумма в €790, которая обеспечивает пребывание ребенка в школе с 9 до 19 часов с пятиразовым питанием (если нужно, обещают учитывать вегетарианство и другие запросы в плане еды).

— Это домашнее питание без сосисок и другой подобной еды. При этом есть ягоды, овощи, фрукты. Иногда с мужем смотрим меню и думаем: нас бы кто в течение дня успел так покормить. И если ребенок что-то не ест, ему делают еду отдельно, не заставляют. Любит ребенок овсянку на молоке — значит, сделают ее. В меню появляются ягодные корзинки, мороженое, если зефир, то приготовленный там, а не покупной. Плюс у детей есть возможность иногда самим готовить под присмотром взрослых.

Школа находится в частном секторе в районе Севастопольского парка. Там проходят и сами уроки, и дополнительные кружки.

Отдельно только бассейн, куда централизованно доставляют на автобусе. Для прогулок есть огороженная территория школы с видеонаблюдением, где ставят батуты, можно кататься на своем велосипеде.

— Кто не хочет на улицу, остается в школе и играет в настольные игры или что-то еще. Уроки, кружки, игры — ребенок до 19 часов занят. Есть возможность ходить в школу на полдня, и мы попробовали так в первом классе, наверное, неделю походить. Но забирали ребенка со слезами на глазах, он не хотел уходить. Иногда с другими родителями смеемся, что, если бы в школе была ночная смена, они бы и на нее оставались.

Из особенностей учебного процесса: пять раз в неделю английский язык и пять раз математика. Кстати, упор на английский и математику популярен и в других частных заведениях.

— Есть рисование, театральная студия, плавание, скалодром, видеоблогинг, роботостроение, тайский бокс, шахматы. Домашнее задание тоже делается в школе, дома остается только, например, стих доучить, английский повторить.

В классах до 12 человек, то есть здесь больше возможностей для учителя индивидуально работать с ребенком, замечать какие-то вещи. Это явно не класс с 30 учениками, где учителю приходится справляться с детьми разного уровня, характера, воспитания, что создает определенные сложности. Когда 12 учеников, это намного проще и учителю, и ребенку.

Свое место для учебы дома. Детские парты, столы, стулья для школьников в Каталоге

Большой плюс в том, что, когда начиналась пандемия, школа предложила разные варианты для родителей с разной загруженностью. Потому что у нас, например, не было возможности, чтобы ребенок один сидел дома и занимался на удаленке. Поэтому у нас ребенок ходил в школу. Учителя делали и удаленное обучение, и очное.

Дополнительных сборов в школе нет, к тому же не надо покупать никаких тетрадок, ручек и других канцтоваров. В классах все есть.

— Деньги ни на что не собираем. Если кто-то хочет поздравить учителя, он это делает, но никаких сборов, обязательных чатов и прочего нет. Единственное, что мы покупали ребенку, — это планшет, он ходит с ним на роботостроение. Но все остальное — детали, Lego — предоставляется школой.

Получается, что я ребенка к школе не готовлю, мне не надо делать покупки к 1 сентября.

Покупаем только удобную для ребенка одежду (школьной формы нет).

Есть чат с вопросами из разряда «Не ваша ли кофточка?», «Не ваши ли штанишки?», «Мой забыл задание по английскому, у кого есть?». Того, что было в обычной школе, нет: никто ни с кем не ругается, никто никому ничего не должен, просто заплатил деньги — и забыл про все.

Если у ребенка день рождения, есть возможность в самой школе младшими классами собраться и поздравить его. Так проще, потому что все друзья в школе, и они отпразднуют вместе. В итоге ребенок счастлив и у него много подарков. Школа явно может уместить больше детей, чем квартира.

А для родителей это минус отдельная статья расходов, иначе надо было бы что-то придумывать, собирать большой детский праздник.

Похоже, что как минимум для одной семьи картина обучения в частной гимназии выглядит вполне радужно.

— По крайней мере у меня к этой школе нет вопросов, — говорит Наталья. — Можно ли отнести к минусам цену обучения? Да, она не маленькая. Но я ни разу не пожалела, что мы ее платим. Когда цена не соответствует качеству, тогда ее можно назвать завышенной. Когда все соответствует, она не вызывает ощущения «это дорого, не хочется за это платить». Это даже дороже учебы в вузе и видимая статья расходов, но от нее невозможно отказаться.

Спрашиваем, не возникает ли сомнений в качестве образования и объективности оценок, раз школа заинтересована в учениках (и их деньгах).

— Оценка не может быть объективной. Она субъективная, потому что выставляется человеком другому человеку, это определенные рамки.

Мы особенно в часть с оценками не вникаем, потому что у нас скорее стоит задача, чтобы у ребенка был интерес ходить в школу, узнавать что-то новое. И чтобы этот интерес не терялся.

Когда ребенок ходил в сад, он был там три дня, а потом три недели болел. За два года учебы в школе, наверное, болел только один день. Мотивация и заинтересованность ребенка в учебе сейчас значительно выше. И для меня это больший бонус, чем оценки. Оценки важны в последних классах перед выпуском. А в начальных классах, на мой взгляд, важны мотивация и интерес. У нас есть еще младший ребенок, и его мы тоже планируем отдавать в частную школу.

«Ребенок не должен бояться». Ушли из гимназии в частную школу

У Марины тоже есть история про частную школу, но уже про Stembridge. Она тоже находится в Минске, тоже с дополнительными «плюшками», которых нет в обычной школе.

Стоит все это удовольствие 14 900 рублей в год.

Переход был не очень радостным, из гимназии в частную школу ушли прямо среди первого учебного года.

— На предыдущем месте учебы у меня было ощущение, как будто приводишь ребенка в зону строгого режима, там сдаешь, а потом тебе его выдают. Ребенок больше интроверт, и в школе он начал просто чахнуть на глазах. Третью четверть окончил, ненавидя школу, называл ее «проклятый дом». Был грустный, уставший, и мы поняли, что больше так продолжаться не может.

Первые впечатления от новой школы были очень хорошие, потому что все наконец выдохнули и успокоились. Ребенок снова превратился в ребенка, быстро нашел друзей. Адаптация прошла быстро, хотя школьный психолог говорила, что, возможно, это займет больше времени, где-то полгода, потому что ребенок тихий.

До перехода была возможность прийти на пробный урок. Марине условия понравились: классы до 16 человек, планировка со стеклянными перегородками, еду готовят в своей столовой. Уже в начальной школе начинаются информатика и скретч-программирование, и это подкупило ребенка. Английский язык два раза в неделю, в гимназии его в начальной школе не было. Что еще понравилось Марине, уже в начальной школе есть отдельные учителя по разным предметам.

— Есть чат класса, можно написать учительнице, она ответит и скажет спасибо за ваш вопрос. В прежней школе это было страшное дело: никому писать нельзя, все только через родительский комитет. А тут оказалось, что можно общаться.

Привлекает творческий подход, который применяют, чтобы заинтересовать ребенка. Возможно, благодаря тому что в частных школах меньше давления на учителей. Ведь учителям в обычных школах может прилететь, если у детей низкая успеваемость.

При этом Марина не считает, что в плане учебы гимназия чем-то уступала новой школе. Наоборот, в гимназии старались немного опережать учебную программу. А претензии к учителям могут возникнуть абсолютно в любом учебном заведении.

— Я думаю, везде есть что-то неидеальное. Знаю, что некоторым детям и в частной школе не нравились отдельные учителя. Так что все очень индивидуально. Мы смогли перейти посреди года, возможно, кто-то был недоволен, и освободилось место.

Для меня в приоритете не то, чтобы ребенок вышел из школы суперумным. Если бы было важно идти с опережением программы, тогда логичнее оставаться в гимназии.

В гимназии было больше заданий, но зато ребенок боялся допустить ошибку, задать вопрос… Вообще всего боялся. А для меня важнее, чтобы он вырос человеком, который не боится, который знает, что у него есть право иметь свое мнение и отстаивать его. А не так, что не совпало мнение с хрестоматией — садись, двойка.

В первом классе гимназии детей уже оценивали, и, хоть эти оценки никуда не шли, ребенок сильно травмировался. Сделал ошибку — и уже плачет. Я бы все-таки запретила оценивать детей в первых классах, как и красные чернила у учителя.

Комплексов насчет того, что ребенок учится не в гимназии, лично у меня нет. Я думаю, что частная школа даст не меньше, чем обычная. Единственный минус во всем этом — частная стоит прилично.

Для учебы, работы и отдыха. Более 5 тыс. моделей ноутбуков в Каталоге с детальными фильтрами

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

  • Рассказ на английском языке 5 класс о моем любимом персонаже
  • Рассказ на английском в паст симпл
  • Рассказ на английском языке мое хобби футбол
  • Рассказ мы замятин читать
  • Рассказ мужики в бане